1 мая в америке. Первое мая - а что празднуем-то? мая какой праздник официальное название: история появления праздника в России

09.03.2020 Красота

День весны и труда современная Грузия не празднует, соответственно, в этот день жители страны заняты повседневными делами и заботами.

История

Традиция празднования связана с событиями, которые произошли в Чикаго в XIX веке. Американские рабочие 1 мая 1886 года организовали забастовку с требованием восьмичасового рабочего дня, которая закончились кровопролитным столкновением с полицией.

В память о тех трагических событиях Парижский конгресс II Интернационала в июле 1889 года объявил 1 мая Днем солидарности рабочих и предложил ежегодно отмечать его демонстрациями по всему миру.

Впервые 1 мая отметили в 1890 году рабочие Бельгии, Франции, Германии, США, Дании, Испании и некоторых других стран. Основным лозунгом манифестаций было требование восьмичасового рабочего дня.

Брюссельский конгресс второго Интернационала в 1891 году предоставил каждой стране право самостоятельно устанавливать дату и форму празднования 1 мая. В итоге, в Великобритании и некоторых других странах манифестации были перенесены на первое воскресенье мая.

В России

Первую праздничную сходку рабочих в Петрограде (Санкт-Петербург) Социал-демократическая группа революционера Михаила Бруснева организовала 1 мая 1891 года.

© photo: Sputnik /

Но официальным и ежегодным праздник 1 мая или Первомай, как его многие россияне называют, стал только после Октябрьской революции 1917 года. Руководство страны постановило проводить в этот день демонстрации трудящихся и военные парады.

Впервые телевизионный репортаж о военном параде и демонстрации трудящихся на Красной площади был проведен 1 мая 1956 года. С этого времени праздничные мероприятия на Красной площади ежегодно транслировалась центральными телеканалами.

В 1970 году Основы законодательства СССР о труде закрепили за праздником новое название: 1 и 2 мая официально стали Днями международной солидарности трудящихся. 2 мая, как правило, проходили "маевки", когда люди собирались вместе и проводили пикники на природе.

Долгие годы Первомай был основным государственным праздником в СССР. 1 мая 1990 года официальная первомайская демонстрация состоялась в последний раз.

После распада СССР этот день переименовали в "Праздник весны и труда".

Традиции

Первого мая по всему миру традиционно проходят мирные шествия и демонстрации профсоюзов с требованием улучшения условий труда. Отличившимся работникам первые лица государства вручают грамоты, награды и ценные подарки.

В этот праздник чествуют не только трудящихся, но и наступление последнего месяца весны, который символизирует расцвет всего живого и приближение лета. В этот день проводятся народные гуляния, ярмарки, концерты и развлекательные программы с участием звезд эстрады.

Для многих россиян Первомай утратил свой первоначальный политический и социальный смысл и стал поводом для встреч с друзьями, коллегами и приятного отдыха на природе, в сопровождении вкусных и сочных шашлыков.

Материал подготовлен на основе открытых источников.

Праздник 1 мая уходит своими корнями в 1886 год. Именно тогда в Чикаго произошли события, повлекшие возникновение Дня солидарности трудящихся.
Тогда, 1 мая 1886 года, Американская Федерация труда объявила общенациональную забастовку с требованиями сократить пятнадцатичасовой рабочий день до восьмичасового. Наиболее радикальный характер забастовка приняла в Чикаго: там было убито 6 рабочих, около 50 человек получили ранения, арестованными и осужденными оказались сотни забастовщиков.
В июле 1886 года. Конгресс II Интернационала в Париже принял решение в память о героической борьбе американских рабочих в Чикаго против капиталистов и эксплуататоров считать 1 мая Днем международной борьбы за 8-часовой рабочий день и Днем международной солидарности пролетариев всех стран.
Российские коммунисты впервые отметили этот праздник в 1890 году в Варшаве. Тогда была проведена первомайская стачка рабочих. А через год в Петербурге состоялась первая маевка. Еще через 6 лет маевки стали носить политический характер и сопровождаться массовыми демонстрациями. Открыто же 1 Мая стало праздноваться в России лишь с 1917 года. В Советском Союзе праздник приобрел статус государственного, 1,2 Мая были объявлены «красным днем календаря», празднование Международного дня солидарности трудящихся стало сопровождаться помпезными демонстрациями. В 1997 году в России 1 Мая переименовали в Праздник весны и труда.
Европейские страны 1 Мая не празднуют. Только в Англии этот день является выходным: в 1977 году находившиеся у власти лейбористы объявили этот день государственным праздником. Американцы тоже не вспоминают своих героических предков, этот день у них обычным рабочим днем.
В Испании 1 Мая считается Праздником всех цветов, а на Сицилии в этот день принято собирать ромашки, которые, по местным поверьям, приносят счастье. В Испании 1 Мая считается Праздником всех цветов. В Нидерландах в этот день проходит фестиваль тюльпанов.
В некоторых же странах 1 Мая по-прежнему является государственным праздником. В первую очередь это касается стран бывшего Союза. В Казахстане 1 Мая празднуется как День единства народов Казахстана. На Украине в этот день коммунисты устраивают демонстрации на площадях.
В ЮАР День солидарности проводится под патронажем профсоюзов. В стране в этот день проводятся выставки изделий народного творчества, распродажи товаров ширпотреба по сниженным ценам, представления самодеятельных и профессиональных музыкальных коллективов.
В Германии многочисленные партии и движения проводят в этот день митинги, доставляющие головную боль полиции. Все германские митинги непременно заканчиваются драками, а левые и экстремисты-антиглобалисты устраивают погромы в богатых и этнических кварталах немецких городов.

Традиционно начало мая воспринимается как повод для отдыха. Ведь для россиян это начало майских праздников, в том числе и Дня весны и труда. Но далеко не все могут рассказать, какую историю имеет Первомай, и как менялось название и традиции праздника.

Когда появилась традиция отмечать 1 мая?

Если углубиться в историю, то еще в древности наши предки устраивали масштабные празднования, которые приходились на конец апреля-начало мая. Таким образом они старались умилостивить богов перед началом работы на полях. Так, жители Древней Греции и Древнего Рима в последний весенний месяц устраивали большой праздник в честь богини Майи, которая была покровительницей земледельцев.

Славяне отмечали уход весенних холодов и приветствовали богиню Живу, которая, по поверью, имела силу оживлять природу. Во время торжеств люди устраивали купания в холодной воде и жгли обрядовые костры на берегах рек.

Как Первомай связан с трудящимися?

Два века назад рабочий день бедняка длился от 12 до 15 часов, что естественно сильно утомляло народ. 21 апреля 1856 года в Австралии прошли марши протеста рабочих, которые требовали сократить рабочий день до 8 часов и при этом не уменьшать зарплату. Им удалось добиться своего.

Успешные забастовки австралийцев вдохновили на борьбу за свои права американцев. 1 мая 1886 года во многих городах США прошли массовые акции протестов. Их центром протестов стал Чикаго, где на улицы вышли около 40 000 рабочих, которые требовали сокращение рабочего дня до 8 часов. Демонстранты были жестоко разогнана полицейскими, а уже на следующий день около 1000 рабочих остались на улице без работы. Массовые увольнения подвигли рабочий класс на новую волну недовольства. Во время новых демонстраций многие митингующие были расстреляны.

В память о погибших Парижский конгресс II Интернационала объявил 1 мая 1890 года Днём солидарности рабочих всего мира и предложил отметить его демонстрациями с требованием 8-часового рабочего дня и другими социальными требованиями. Праздник стал ежегодным.


Митинг трудящихся в Чикаго

Как отмечали 1 мая в России?

В Российской империи впервые Первомай отметили в 1890 году в Варшаве. В следующем году радовался Дню трудящихся всего мира Петербург, правда подпольно. Впервые открыто 1 мая отпраздновался в России в 1917 году. Во всех городах страны миллионы рабочих вышли на улицы с лозунгами Коммунистической партии «Вся власть Советам», «Долой министров-капиталистов».

В 1918 году в послереволюционной России был принят закон о том, что 1 мая будет отмечаться на общегосударственном уровне. Изначально этот праздник назвали Днем Интернационала. С 1930 года день 1 мая был известен как Праздник международной солидарности пролетариата. В годы Великой Отечественной войны его переименовали в Боевой праздник международного пролетариата. Только после этого появилось официальное название - Международный день труда. С 1997 года 1 мая россияне отмечают День весны и труда.

Как празднуют 1 мая в современной России?

Традиция проводить в этот день демонстрации сохранилась. Митинги проводят политические партии и профсоюзы. Многие с удовольствием в первый майский день выходят на свои дачные или садовые участки, и проводят праздник трудящихся, работая на земле. Люди также часто выезжают 1 мая на пикник с семьей или друзьями.

Где еще в мире отмечают 1 мая?

Первый день мая официально отмечают как национальный праздник более 60 стран мира. В том числе в Австрии, Франции, Китае, Турции, Бельгии и др. Некоторые страны также имеют свой праздник День труда, но празднуют его в другой день. Например, в США его отмечают в первый понедельник сентября.

Воскресенье, 01 Май 2016

Первомай - 1 мая, в том числе и один из следующих праздников:
День международной солидарности трудящихся, Праздник весны и труда, День Труда

ИСТОРИЯ ВОЗНИКНОВЕНИЯ ПРАЗДНИКА

1 Мая - один из самых странных всемирных праздников. Даже его родословная ведёт своё начало с подавления чикагской городской полицией 1 мая 1886 года беспорядков, вспыхнувших во время демонстрации местных рабочих.

1 мая 1886 года чикагские рабочие организовали забастовку и демонстрацию с требованиями 8-часового рабочего дня. Все это закончилось кровопролитным столкновением с полицией. В ответ на выстрелы из толпы полиция открыла огонь, что привело к массовым жертвам среди демонстрантов. Конечно, полиция, как часто это бывает, превысила свои полномочия, однако вряд ли американским пролетариям стоило винить в происшедшем только органы правопорядка, забывая о действиях местных анархистов, явно пытавшихся выстрелами из револьверов и метанием бомб вызвать ответный огонь на поражение. Неудивительно, что празднование Дня солидарности трудящихся часто перерастало в столкновения с полицией. Через три года Парижский конгресс 2-го Интернационала назвал 1 мая Днем солидарности рабочих всего мира и предложил ежегодно отмечать его демонстрациями с социальными требованиями.

В Российской империи этот праздник впервые был отмечен в 1890 году в Варшаве проведением первомайской стачки рабочих. На следующий год в Петербурге состоялась первая маевка. С 1897 года маевки стали носить политический характер и сопровождаться массовыми демонстрациями. В 1917 году 1 мая впервые отпраздновали открыто. Во всех городах страны миллионы рабочих вышли на улицы с лозунгами Коммунистической партии «Вся власть Советам», «Долой министров-капиталистов».

По настоящему «массовым праздником» 1 мая стал в СССР. И это действительно был праздник для советских трудящихся, получивших дополнительно два выходных дня, а усилиями большевиков майские гуляния были превращены в некое подобие латиноамериканских карнавалов, носивших в отличие от последних «обязательный характер», с «идеологически выверенными» транспарантами, лозунгами и улыбками. «Лучшие из лучших» удостаивались чести пройтись по главной площади страны перед Мавзолеем. Но такими избранными были не сами рабочие, а их «представители» — главным образом лидеры и активисты профсоюзного движения.

Долгое время 1 Мая отмечалось как День международной солидарности трудящихся всех стран. А в 1997 году этот праздник переименовали в Праздник весны и труда.

А еще Первомай называли праздником весны. Он действительно был первым весенним праздником, не считая Пасхи. Люди радовались обновлению природы и дружно шли на демонстрацию. Она была не только политической акцией. Она давала возможность встретиться с друзьями, увидеть свой коллектив, школу всю сразу. После демонстрации люди по-дружески объединялись, принимали гостей. Праздничный стол был обязательным атрибутом Первомая.

А потом началась перестройка. От всенародного праздника осталось только два выходных дня. Называться он стал скромненько — Праздником весны и труда. Демонстрации на улицах сел и городов прекратились.

Сегодня этот некогда идеологический праздник, утратил свой политический характер, и каждый из нас по-своему встречает и отмечает 1 мая. Но до сих пор многие помнят легендарные «МИР! ТРУД! МАЙ!». И чтобы не стояло за этим лозунгом, пусть 1 мая всем нам принесет только радость (от труда), мир и май! С праздником, с Первомаем!!!

Подавляющее большинство белорусских и российских граждан, которые выйдут на первомайские демонстрации, вряд ли представляют себе, что, по сути дела, являются продолжателями языческих традиций.

Три тысячи лет назад жители Древней Италии поклонялись богине Майе, покровительнице земли и плодородия. В честь богини последний весенний месяц и был назван маем, а в его первый день устраивались торжества: дабы затраченный весной труд — вспахивание земли, посевная — не прошел даром.

Апеннинский народ, который в честь Майи гулял, танцевал и пел — в общем, веселился до упаду — также не догадывался о том, что пять тысячелетий спустя их языческий праздник станет идеологическим знаменем коммунизма.

За минувшие пять тысяч лет обычаи древней Италии распространились по всей Европе. В Англии, Шотландии и Франции привыкли в этот день к массовым гуляньям и шествиям. В Сицилии все от мала до велика в первомайские дни собирают луговые желтые ромашки, которые, по местным поверьям, приносят счастье. В Испании 1 мая считается праздником всех цветов, которые распускаются к этому времени, и молодые люди дарят их своим избранницам. В Германии, согласно поверьям, жители накануне праздник должны сидеть дома и не выходить. И все это из-за боязни стать легкой добычей ведьм, устраивающих в «день международной солидарности» свой шабаш на лысой горе Броккен. Но с какими бы традициями народы ни связывали 1 мая, для большинства людей это просто весенний праздник. Праздник любви, обновления и ожидания лучших перемен.

ЧИКАГО - РОДИНА ПЕРВОМАЯ

Всего сто с небольшим лет назад, Америка представляла собой страну совсем не «американской мечты». В 1880 году средняя стоимость жизни составляла 720 долларов в год, а годовая средняя зарплата рабочих в промышленности была около 300 долларов в год. При этом средний рабочий день составлял 11-12 часов, а нередко и все 15. Каждый шестой ребенок работал в промышленности, получая половину зарплаты взрослого за одинаковую работу. Что такое охрана труда никто не знал. Все эти данные взяты из заключения Бюро трудовой статистики, представленного Конгрессу США. В конце этого заключения делается вывод: « Люди должны умирать для того, чтобы процветала индустрия».

Естественно, рабочие уже пытались, организовано бороться за свои права. Однако мирные шествия, подача петиций вызывали реакцию раздражения и ненависти у власть имущих, более того по свидетельству американского историка Ф. Фонера:"Для отрядов конной полиции или для пеших полицейских, когда они шли сомкнутых строем, стало излюбленным занятием разгонять при помощи дубинок любое скопление рабочих. Дубинка была «беспристрастным» орудием: она одинаково избивала мужчин, женщин, детей и глазеющих лавочников". В ответ стали возникать вооруженные группы для охраны рабочих от нападения полиции и войск. Первая такая группа была создана чикагскими анархистами в 1875 году.

Чикаго был признанным центром рабочего движения в США в 80-х годах. В городе действовали отделения Ордена рыцарей труда, Американской федерации профсоюзов, Социалистической рабочей партии. Но основное влияние на рабочих имели анархисты, объединенные в Международное товарищество трудящихся. Лидерами их стали Альберт Парсонс и Август Шпис, прежде активные функционеры профсоюзов. Разуверившись в легальной политической деятельности, поняв, что парламентские выборы есть лишь «изобретение буржуазии для обмана рабочих», они начали искать новые методы борьбы с эксплуатацией пролетариата капиталистами и государством, с полицейским террором. Главным средством борьбы они видели"создание вооруженных организаций рабочих, готовых с оружием в руках защищать свои права от всяких посягательств на них", главной своей целью - полное уничтожение системы насилия и эксплуатации.

Активность и бескомпромиссная позиция анархистов привлекли к ним рабочих. За один лишь 1883 год из Социалистической рабочей партии в Международное товарищество трудящихся перешли 1500 человек. Они участвовали в организации большинства забастовок на Среднем Западе США, помогая рабочим, не смотря на принадлежности к партиям и союзам или политическим и социальным взглядам.

В 1884 году Федерация профсоюзов приняла резолюцию: с 1 мая 1886 работать не больше 8 часов; установить эту продолжительность рабочего дня явочным порядком и добиваться ее признания всеобщей забастовкой.
Руководство крупнейшей по численности организации США — Ордена рыцарей труда, согласившись с лозунгом 8-часового рабочего дня, отказалось поддержать его забастовкой, а в марте 1886 года прямо запретила своим членам бастовать 1 мая.

Чикагские анархисты сначала отрицательно отнеслись к лозунгу 8-часового рабочего дня. Лидер чикагских анархистов, Альберт Парсонс, писал: « Согласиться с тем, что капиталисты имеют право на 8 часов нашего труда, — это факт, признающий справедливость наемного труда… 8 часов могут оказаться подачкой, которую капиталисты бросят рабочим, чтобы удовлетворить их и заставить отказаться от борьбы за свержение наемного рабства». Однако, поняв, как глубоко этот вопрос волнует рабочих, и, не желая оставаться в стороне от массового и исторически прогрессивного движения, анархисты присоединились к нему. Они сразу перевели движение в область практических дел, и в результате, наиболее массовое, активное и успешное выступление 1 мая 1886 года было именно в Чикаго.

1 мая в США бастовали 350 тысяч человек (11562 предприятия), еще около 100 тысяч сумели добиться принятия своих требований до начала всеобщей забастовки. После нее сокращения рабочего дня до 8 часов добились около 200 тысяч, примерно столько же — сокращения с 12 и более часов до 9-10.

В Чикаго, как уже говорилось, движение было наиболее массовым. 1 мая здесь бастовали свыше 40 тысяч человек (около 50 тысяч добились своего до мая 1886-го), не работало ни одно предприятие. В этот же день в газете «Мэйл» появилось требование расправиться с Парсонсом и Шписом — «главными организаторами беспорядков». Власти ждали лишь предлога для своей мести. И выжидали недолго.

На одном из заводов Чикаго объявили локаут, 1,5 тысячи человек были уволены. В ответ рабочие объявили забастовку. 3 мая на завод прибыли штрейкбрехеры. Рабочие их встретили митингом у проходной, но полиция разогнала его, используя оружие. 4 человека были убиты, десятки ранены. В тот же вечер появились листовки с призывом собраться на митинг протеста против террора полиции. К середине следующего дня мэр города дал разрешение на его проведение, и вечером 4 мая на Хэймаркет-сквер собрались 3 тысячи человек, в том числе женщины и дети. Выступавшие требовали проявить твердость и организованность в борьбе за свои права. Выступавший в это время анархист Филден успел лишь крикнуть, что это мирный митинг, и тут кто-то бросил бомбу…

Один полицейский был убит, 53 ранено. Тут же был открыт огонь, полицейские преследовали людей, избивая и расстреливая мужчин, женщин и детей. В той бойне погибли десятки, ранено 200 людей.

На следующий день полиция громила рабочие клубы, типографии, без всяких ордеров вламывалась в квартиры, арестовывала"подозрительных". Сотни человек были схвачены и подверглись пыткам, их заставляли лжесвидетельствовать и доносить. Через несколько дней большинство было выпущено. Обвинительное заключение предъявили восьмерым.

Эти люди были особенно ненавистны властям предержащим - не столько из-за убеждений (все они были анархистами), сколько из-за того, что благодаря им Чикаго стал главным центром рабочего движения в США. Кроме Филдена, никого из них не было на митинге в момент взрыва, поэтому обвинили их не в организации взрыва, а в убийстве: обвинение основывалось на том, что неизвестный террорист действовал под впечатлением их речей.

Парсонсу удалось скрыться в подполье, но к началу суда он сдался, желая разделить судьбу своих товарищей.

Присяжным была дана инструкция: приравнивать к убийству агитацию рабочих за объединение для защиты своих прав. Но и ее не требовалось: присяжные — все как один, управляющие предприятиями- до начала процесса говорили о своей убежденности в виновности обвиняемых и о том, что они вынесут соответствующее решение.

Суд шел около месяца, в заключительном слове прокурор сказал: " Здесь решается вопрос о законности и анархии. Коллегия присяжных отобрала этих людей из числа других и предала их суду потому, что они были вожаками. Они виновны не в большей мере чем, те тысячи, которые идут за ними. Господа присяжные заседатели, осудите этих людей, и пусть это послужит примером для других. " Приговор гласил: семерым — смертная казнь, одному — 15 лет лишения свободы. Филдену и Швабу заменили смертную казнь на пожизненное заключение; Линг покончил с собой.

11 ноября 1887 года Парсонс, Шпис, Энгель и Фишер были повешены. Но уже в 1893 году всех амнистировали за недосказанностью их вины.

А в декабре 1888 года Сент-Луисский съезд Американской Федерации Труда решил назначить 1 мая 1890 года днем общенационального выступления за права рабочих.

Чуть позже конгресс Второго Интернационала постановил праздновать 1 мая как день международной солидарности трудящихся.

1 мая - один из тех праздников, который имеет и языческие, и социальные предпосылки для возникновения. Но об это не каждый знает, что делает праздник менее популярным. Каждый человек должен стремится к росту, развитию, сближению с природой и своими истоками. 1 мая - и есть тот, праздник, который организует человека, показывает, что человек должен трудится, обращает внимание на необходимость большего слияния с природой через труд. Ведь человек стал таким, какой он есть благодаря труду и его деятельности.

В детстве 1 мая – это были демонстрации, с бумажными цветами, с тяжелыми портретами Ленина, с флагами, плакатами «Мир, Труд, Май» и бравурной музыкой. А потом все шли отмечать официальный день солидарности всех трудящихся. А чего – выходной, пироги, горячительные напитки – в этом трудящиеся были действительно солидарны.

А что мы празднуем сейчас?

В честь какого замечательного события 1 мая – красный день календаря?

Есть государственный праздник 1 мая, но никто не знает, чего мы празднуем. Наша современная жизнь в значительной степени осуществляется по инерции. И инерция эта связана с инерцией нашей души.

Люди устали от перемен, от неуверенности в себе и окружающем мире, от всякого рода переименований. Им хочется некой стабильности. В связи с этим возникает желание вернуться к тем, даже совершенно бессмысленным праздникам, которые когда-то были в их жизни спокойными днями отдыха от перманентного беспокойства советского времени.

Праздник «объединения трудящихся всех стран», не несущий в себе никакого содержания, поскольку много наших современников перестали вообще быть трудящимися, представляется ещё одним признаком того, что никаких новых духовных мировоззренческих ориентиров наши современники за последние 20 лет не приобрели. Поэтому они возвращаются к старым своим привычкам.

А что касается 1 мая в сочетании с 9 мая – это череда дней, которые можно провести ни о чем не задумываясь, наедине с природой, на садовом участке, создав у себя самого иллюзию какой-то иной жизни. Впереди лето, к которому надо готовиться, позади зима, вызывающая усталость.

Я бы, учитывая то, что в наше время существует государственный праздник Пасхи, выпадающий примерно на то же самое время, предпочел бы, чтобы у нас в мае не было «неприсутственных дней», которые, ни к чему, кроме праздности, не ведут.

И раз уж сейчас такое основополагающее значение для нашей нарождающейся идеологии приобретает день 9 мая, то 1 мая можно было совершенно спокойно отменить. Как день, санкционирующий «право на лень» — основной лейтмотив социализма.

То, что праздник 1 мая ассоциируется с сажанием картошки и редиски на садовом участке, для меня – зловещий знак. Нет ничего более страшного, чем эта выдумка коммунистов – садовые участки. Оторвав людей, испокон веков бывших крестьянами, от нормального труда на земле, им, измучившимся на городских предприятиях, стали давать возможность на этих «шести сотках» заниматься в и без того небольшое свободное время тем трудом, для которого многие были на самом деле изначально предназначены.

Людей занимали привычным для них физическим трудом, а заодно поощряли недоопреодоленное чувство частного собственника, который мог иметь хотя бы свою картошку и свои огурцы, а также решали неразрешимую для социализма продовольственную задачу, ведь люди обеспечивали сами себя.

Это дьявольская выдумка коммунистического периода – оторванных от земли крестьян, помещённых в города, развлекать в немногочисленные тогда свободные дни обрабатыванием «шести соток».

Подготовила Оксана Головко.