Физиологическая готовность к школе филиппинский тест. Филиппинский тест - критерий школьной зрелости! Полуростовой скачок – морфологические критерии

01.11.2019 Красота

В первую очередь будущий первоклассник должен быть готов к школе в физиологическом плане

Дело не в пропорциях

Для родителей будущих первоклашек наступила горячая пора – весной нужно записать ребенка в школу и пройти с ним медкомиссию. Кое-кто уже постепенно начинает закупать ученический арсенал – ранец, форму, красивые тетради и ручки. Конечно, родители больше волнуются по поводу того, научился ли их ребенок бойко читать и логически мыслить. А врачи из года в год не устают повторять, что современные дети не отличаются крепким физическим здоровьем.

А без него весь набор навыков и умений не спасет маленького человека от перегрузок и неудач в первый школьный год. Так что при определении степени готовности к школе нужно учитывать не только возраст ребенка, но и степень его физиологической зрелости, утверждает специалист детской областной больницы Елена Лапшина.

Многие родители считают, что главный критерий соответствия паспортного возраста биологическому – рост, но это далеко не так, говорит она. Ребенок может быть вровень со сверстниками, но при этом быть физиологически незрелым. А «мальчик-с-пальчик», едва дотягивающийся до плеча одноклассников, – вполне соответствовать своему календарному возрасту.

Есть простой способ определить степень зрелости ребенка, это так называемый филиппинский тест. Попросите ребенка дотянуться через макушку правой рукой до мочки левого уха (локоть направлен в потолок). Он сделает это, если пройден этап полуростового скачка, когда меняются пропорции тела и активно растут конечности.

Однако дело не только в пропорциях. Одновременно с ростом тела происходят серьезные изменения в обменных процессах. Вместе с этим расширяются адаптивные возможности ребенка, позволяющие энергетически выдержать школьные нагрузки.

Полуростовой скачок тесно связан с функциональным развитием мозга, готовностью ребенка к восприятию, запоминанию, анализу информации – всем необходимым при обучении процессам.

Другой показатель физиологической зрелости – начало замены молочных зубов коренными. Если к моменту поступления в первый класс ребенку еще нет шести с половиной лет, он не прошел филиппинский тест или у него даже не начали выпадать молочные зубы, со школой, возможно, стоит подождать до следующего года.

Учиться или лечиться?

Для того чтобы выдержать минимальную школьную нагрузку в четыре академических часа, ребенок должен обладать адаптивным ресурсом, который определяет его трудоспособность и эффективность работы в школе.

Но следует отметить, что сегодня в первом классе по четыре часа занимаются редко, в большинстве школ бывает и по пять, и по шесть уроков. Такой график способен выдержать лишь стопроцентно здоровый ребенок. Часто болеющим детям (более шести раз в год) такая нагрузка не под силу. По сути дела, сегодня под это определение подходит едва ли не каждый ребенок.

Для таких детей характерна сниженная работоспособность, повышенная утомляемость, более низкие показатели внимания. Не слишком крепкое здоровье неизбежно сказывается на восприятии, памяти, а в этом случае гораздо сложнее, чем здоровому, крепкому ребенку, осваивать программу первого класса, нередко не адекватную возрасту.

Часто болеющим детям, безусловно, стоит отложить поступление в первый класс до семи или даже до семи с половиной лет. Ведь по мере взросления адаптивные возможности детского организма расширяются. И чем старше ребенок, тем ему легче будет включиться в учебу. Кроме того, год перед школой можно будет целенаправленно потратить не только на подготовку к первому классу, но и на то, чтобы укрепить здоровье малыша.

Если у ребенка есть хронические заболевания, ему просто нельзя идти в школу раньше шести с половиной, а еще лучше – семи лет. Между тем некоторые родители всеми правдами и неправдами стремятся уговорить врачей не вносить в обменную карту данные об истинном состоянии здоровья ребенка, опасаясь, что без «первой группы» его не примут в престижную гимназию. Скрывать истинное состояние здоровья ребенка ни в коем случае нельзя, предупреждает Елена Лапшина. Это может грозить серьезными осложнениями.

К примеру, на основании группы здоровья, которая записана в карте, ребенок со всеми наравне будет заниматься на физкультуре, ему станут давать непомерные физические нагрузки, которые маленькому ученику, возможно, категорически противопоказаны.

Есть список хронических заболеваний, при которых поступление в 1-й класс лучше отложить до 7 лет:

– анемия, порок сердца;

– язвенная болезнь желудка;

– гипертрофия небных миндалин III степени;

– хронический тонзиллит;

– эндокринопатия;

– нейродермит;

– прогрессирующая близорукость.

Берегите нервы

Особо нужно сказать о детях с пограничными нарушениями нервной системы:

– они бурно реагируют на любые ситуации, часто плачут, склонны к резким перепадам настроения;

– с трудом засыпают и беспокойно спят;

– у них наблюдаются навязчивые движения. Они могут грызть карандаши или ногти, шмыгать носом или покусывать губу, бесконечно крутить пуговицу. У таких детей порой дергается веко;

– нередко наблюдаются запинки речи;

– их часто мучают страхи неудач, темноты, плохих оценок и т.д.;

– им трудно усидеть на месте, долго удерживать внимание;

– они часто жалуются на недомогания: болит голова, живот, тошнит.

Родители редко всерьез обращают внимание на эти особенности, объясняя их плохим воспитанием, дурным характером, ленью. На самом деле все это говорит о неполадках в нервной системе. Тут нужна консультация невропатолога: если у ребенка не все благополучно с нервной системой, ему будет очень сложно справиться со школьными перегрузками. Поэтому стоит хорошо подумать, прежде чем отдавать ребенка в школу раньше семи лет. Возможно, это как раз тот случай, когда нужно продлить ребенку детство.

Если ваш ребенок идет в школу, чтобы узнать много нового, осознает, что ему придется делать уроки и выполнять правила общего поведения, значит, у него сформирована учебная мотивация. Но если он идет в школу ради нового портфеля и формы и его больше всего интересуют сверстники и перемены, значит, малыш еще попросту психологически не готов к поступлению в первый класс.

Тест для родителей дошкольников. Готов ли ребенок к школе?

Каждый положительный ответ на вопрос оценивается в 1 балл:

Хочет ли ваш ребенок идти в школу?

Привлекает ли вашего ребенка в школе то, что он там много узнает и в ней будет интересно учиться?

Может ли ваш ребенок заниматься самостоятельно каким-либо делом, требующим сосредоточенности в течение 30 минут (например, собирать конструктор)?

Ваш ребенок в присутствии незнакомых нисколько не стесняется?

Умеет ли он составлять рассказы по картинке не короче чем из пяти предложений?

Может ли ваш ребенок рассказать наизусть несколько стихотворений?

Умеет ли он изменять существительные по числам?

Может ли он решать простые задачи на вычитание или прибавление единицы?

Верно ли, что ваш ребенок имеет твердую руку?

Любит ли он рисовать и раскрашивать картинки?

Может ли ваш ребенок пользоваться ножницами и клеем (например, делать аппликации)?

Может ли он собрать разрезную картинку из пяти частей за одну минуту?

Знает ли ребенок названия диких и домашних животных?

Может ли он обобщать понятия, например, назвать одним словом «овощи» помидоры, морковь, лук?

Любит ли ваш ребенок заниматься самостоятельно - рисовать, собирать мозаику и т.д.?

Может ли он понимать и точно выполнять словесные инструкции?

Возможные результаты тестирования зависят от количества утвердительных ответов на вопросы теста. Если оно составляет:

10-14 баллов, вы на правильном пути, ребенок многому научился, а содержание вопросов, на которые вы ответили отрицательно, подскажет, на каком направлении вам нужно сделать упор;

9 и меньше, почитайте специальную литературу, постарайтесь уделять больше времени занятиям с ребенком и обратите особое внимание на то, чего он не умеет.

Как определить готовность ребёнка к школе, если вы не водили его на тестирование к психологу или на занятия по подготовке к 1 классу.

«Летидор» уже рассказывал о том, что умение ребёнка писать и читать - не главные показатели готовности к учёбе. Гораздо важнее, чтобы у дошкольника были развиты навыки самообслуживания, а также способности концентрироваться, быть ответственным, во время переходить от активных действий к пассивным и наоборот.

Мы собрали несколько простых экспресс-тестов, которые помогут определить реальную физиологическую и социально-психологическую готовность ребёнка к школе . Провести их сможет любой родитель у себя дома.

Филиппинский тест

В 6–7 лет у детей происходит большой скачок роста. У них вытягивается позвоночник, удлиняются руки и ноги. Одновременно происходит созревание мозга, и ребёнок начинает лучше усваивать, автоматизировать и накапливать информацию.

Для того чтобы понять произошёл скачок роста или нет надо провести Филиппинский тест. Попросите ребёнка дотронуться правой рукой до левого уха, закинув руку над головой. Если он делает это без особых трудностей, то скачок роста уже произошёл и ребёнок к школе готов.

Маршмеллоу тест

Маршмеллоу, или зефирный тест впервые провёл Уолтер Мишел в конце 60-х годов в Стэндфордском университете. Он оставлял дошкольника в комнате, давал ему зефир и отходил куда-то по делам, пообещав малышу по возвращении вторую зефирку, если тот не съест первую.

Этот тест проверял способность ребёнка к самоконтролю.

Как правило, совсем маленькие дети не справлялись с задачей и съедали зефир сразу же, дети постарше показывали более высокий уровень терпения и самоконтроля и дожидались вознаграждения.

Проведите маршмеллоу-тест у себя дома и узнайте нужно ли вашему дошкольнику тренировать умение ждать и контролировать себя, когда соблазн так близко. Это важное качество для будущего первоклассника.

Определение готовности ребёнка по гороховидной кости

Некоторые кости формируются у ребёнка уже после рождения. Например, гороховидная кость, которая к 6 – 14 годам появляется на тыльной стороне запястья каждого человека.

В странах Эллады физиологическую готовность учеников определяли именно по наличию этой кости. Учитель знал, что это верный признак того, что ребёнок дозрел до занятий.

ФИЛИППИНСКИЙ ТЕСТ - КРИТЕРИЙ ШКОЛЬНОЙ ЗРЕЛОСТИ! В дошкольном возрасте (обычно в 5-6 лет) у детей происходит «полуростовой скачок роста», который заключается в существенном удлинении рук и ног. Для того, чтобы узнать прошел этот скачек роста или еще нет, нужно попросить ребенка дотронуться правой рукой до левого уха, проведя руку над головой. Ребенок 4-5 лет не может этого сделать - руки еще слишком коротки. Результат Филиппинского теста достаточно точно характеризует именно биологический возраст ребенка, так как отражает не просто характеристику развития скелета, а нечто гораздо более важное - степень морфофункциональной зрелости организма. В первую очередь это связано с уровнем созревания нервной системы и способностью головного мозга воспринимать и перерабатывать информацию. Недаром Филиппинский тест нередко рассматривают как один из главных критериев «школьной зрелости». Физиологами и гигиенистами совершенно твердо установлено, что, если ребенок начинает посещать школу до того, как у него прошел полуростовой скачок, это резко отрицательно сказывается на его здоровье, в первую очередь - психическом, и крайне редко приносит успех в обучении. Паспортный возраст, в котором проходит этот полуростовой скачок, может существенно варьироваться. У некоторых детей он завершен уже к 5 годам, у других - только после 7 лет. Ясно, что в таком возрасте разница в два года - это очень много. Полуростовой скачок - один из важных критических периодов в жизни ребенка, по ходу которого качественно меняются многие из функций организма. В то же время физиологические последствия полуростового скачка очень просты: организм становится надежнее в биологическом смысле, а стало быть - работоспособнее. С точки зрения физиологии о работоспособности вообще можно говорить только после завершения полуростового скачка. До этого истинной работоспособности (ни умственной, ни физической) у ребенка еще нет. Ведь основой работоспособности является такая организация нервных, энергетических и других процессов, которая способна обеспечить работу в «устойчивом режиме». Ни о каком устойчивом режиме до полуростового скачка говорить не приходится - клетки детского организма до 6 лет просто не годятся для этого. Зато после того как полуростовой скачок завершен, у ребенка появляются реальные функциональные возможности к усидчивой, достаточно длительной работе в ровном темпе (разумеется, еще небольшие - они будут быстро, но неравномерно увеличиваться по мере взросления, но основа уже заложена). Мы - ЛОГОПЕДЫ АЛЬТРУИСТЫ, и мы бесплатно консультируем родителей в чате на нашем сайте

Несоответствие уровня зрелости организма ребенка тем условиям, в которые его помещают (порой – из самых благих побуждений), – одна из серьезных проблем современной педагогики

Ш ирокий разброс индивидуальных вариантов темпов развития детей приводит к тому, что календарный (паспортный) возраст ребенка и уровень его морфофункционального развития (биологический возраст) могут довольно существенно расходиться. Между тем для проведения социальных, педагогических да и лечебных мероприятий с ребенком часто гораздо важнее ориентироваться на его индивидуальный уровень морфофункциональной зрелости, чем на календарный возраст. Более зрелый биологически ребенок легче справляется с физическими и умственными нагрузками, легче адаптируется к новым условиям, в том числе к школе, менее чувствителен к стрессу, к возбудителям детских инфекций и т.д.

Знание степени биологической зрелости организма необходимо для многих практических целей. Поэтому выработаны простые критерии, которые с известной долей вероятности могут охарактеризовать биологический возраст ребенка.

Полуростовой скачок – морфологические критерии

1. Пропорции тела и темпы роста

Самый простой, но и самый грубый способ оценки биологического возраста – по пропорциям тела. При этом следует подчеркнуть, что отдельно длина или масса тела, а также размер любой части тела не могут быть использованы в качестве критериев биологического возраста. Так, например, высокий рост ребенка может означать не только то, что он быстрее других развивается (это как раз нам и предстоит выяснить) или что он станет высоким взрослым и уже сейчас обгоняет своих сверстников. Другое дело – пропорции тела, учитывающие соотношение степени развития отдельных его частей: голова, туловище, конечности. В то же время такая оценка может давать только очень грубый, приблизительный результат. Поэтому по пропорциям тела можно отнести ребенка только к той или иной возрастной группе, причем ее диапазон достаточно широк.

Проще всего оценить степень биологического созревания организма по изменению пропорций тела в периоды ростовых скачков. Так, в дошкольном возрасте (обычно в 5–6 лет) дети переживают так называемый «полуростовой скачок роста». Для того чтобы узнать, прошел уже или еще нет полуростовой скачок, нужно провести Филиппинский тест (впервые применен антропологами при обследовании большой группы детей на Филиппинах). Надо попросить ребенка дотронуться правой рукой до левого уха, проведя руку над головой. У взрослого это не вызывает затруднений, у школьников – тоже, а вот 4–5-летний ребенок, оказывается, не может сделать такую простую вещь: руки у него пока еще слишком коротки. Полуростовой скачок и заключается в существенном удлинении рук и ног. Результат Филиппинского теста достаточно точно характеризует именно биологический возраст ребенка, так как отражает не просто характеристику развития скелета, а нечто гораздо более важное – степень морфофункциональной зрелости организма. В первую очередь это связано с уровнем созревания нервной системы и способностью головного мозга воспринимать и перерабатывать информацию. Недаром Филиппинский тест нередко рассматривают как один из главных критериев «школьной зрелости», то есть готовности организма ребенка к многотрудному процессу школьного обучения. Физиологами и гигиенистами совершенно твердо установлено, что, если ребенок начинает посещать школу до того, как у него прошел полуростовой скачок, это резко отрицательно сказывается на его здоровье, в первую очередь – психическом, и крайне редко приносит успех в обучении.

Паспортный возраст, в котором проходит этот полуростовой скачок, может существенно варьироваться. У некоторых детей он завершен уже к 5 годам, у других – только после 7 лет. Ясно, что в таком возрасте разница в два года – это очень много. Но такое разнообразие является нормальным, никаких поводов для беспокойства само по себе ускорение или замедление темпов физического развития не дает, важно, чтобы это развитие было гармоничным. И еще важно – чтобы родители осознавали степень зрелости своего ребенка и не предъявляли к нему требований, с которыми он не может справиться в силу своего уровня биологической зрелости. Поспешность в деле воспитания и обучения губительна. Пройдет совсем немного времени – и ребенок достигнет следующего этапа в развитии, на котором, возможно, быстро догонит и перегонит опередивших его на короткое время сверстников. Если же применить насилие и заставлять ребенка заниматься тем, к чему его организм еще не готов, можно нанести непоправимый ущерб организму и психике.

Полуростовой скачок – физиологические последствия

Полуростовой скачок – один из важных критических периодов в жизни ребенка, по ходу которого качественно меняются многие из функций организма. В то же время физиологические последствия полуростового скачка очень просты: организм становится надежнее в биологическом смысле, а стало быть – работоспособнее. С точки зрения физиологии о работоспособности вообще можно говорить только после завершения полуростового скачка. До этого истинной работоспособности (ни умственной, ни физической) у ребенка еще нет. Ведь основой работоспособности является такая организация нервных, энергетических и других процессов, которая способна обеспечить работу в «устойчивом режиме». Ни о каком устойчивом режиме до полуростового скачка говорить не приходится – клетки детского организма до 6 лет просто не годятся для этого. Зато после того как полуростовой скачок завершен, у ребенка появляются реальные функциональные возможности к усидчивой, до¬статочно длительной работе в ровном темпе (разумеется, еще небольшие – они будут быстро, но неравномерно увеличиваться по мере взросления, но основа уже заложена).

Готовность к школе. Что это с физиологической точки зрения?

Итак, готовность к школе имеет биологические, психологические и социальные аспекты. Мы рассматриваем только биологические, в частности – морфологические и физиологические.

Морфологически ребенок должен быть достаточного размера, чтобы поместиться за партой (рабочим столом). Его пропорции должны соответствовать двигательным задачам, которые ему предстоит решать в процессе обучения, а также должны отражать тот факт, что полуростовой скачок уже прошел.

Физиологические системы организма должны приобрести свойства, обеспечивающие необходимый уровень надежности, то есть дееспособности ребенка в режиме умеренной умственной и физической нагрузки. Должны созреть нервные центры, управляющие разнообразными видами деятельности. В частности, способность к достаточно тонкой координации движений – это свойство нервной системы, которое реализуется только на определенном уровне ее зрелости. Именно с этими способностями связано обучение письму. И наконец, должны произойти качественные изменения в обменных процессах, благодаря которым ребенок приближается к взрослому по внутреннему ощущению времени. Дело в том, что наши «внутренние часы» работают не от пружинки или батарейки, а от тех биохимических реакций, которые происходят непрерывно в клетках нашего тела. Так вот у детей до полуростового скачка скорость этих реакций намного выше, чем у взрослых. Поэтому они не могут долго заниматься одним и тем же делом, трудно им и сидеть на уроке, даже если он укорочен до 30–35 минут. Новое качество приобретается детьми в этом отношении именно в возрасте 6–7 лет, и это очень важно для того, чтобы можно было успешно организовывать совместную деятельность взрослых и детей.

Критерии готовности ребенка к школе

Морфологические:

  • абсолютные размеры тела (масса не ниже 23 кг);
  • пропорции тела (Филиппинский тест);
  • смена зубов.

Физиологические:

  • моторика (наличие фазы полета при беге; способность к прыжку; способность к броску);
  • работоспособность (усидчивость; способность не отвлекаться, выполняя конкретное задание, как минимум в течение 15 минут);
  • чувство времени (зависящее от скорости обменных процессов) должно приблизиться к взрослому – иначе ребенок и воспитатель живут как бы в разных измерениях.

Что делать, если ребенок физиологически не готов к школе в 6 лет?

Ответ простой и единственный: ждать! Но не сидеть сложа руки, а заниматься с ребенком, стимулировать развитие тех его систем и функций, которые уже созрели или начали созревать. Но ни в коем случае не забегать вперед, не пытаться сформировать то, что еще функционально не готово. Нет смысла сажать в землю незрелое семя – из него ничего не вырастет. А ребенок – такой же биологический объект и подчиняется тем же законам природы. Он способен лишь на то, для чего созрел!

А готова ли школа принять 6-летнего ребенка?

Готова ли школа предложить ученику такие условия, которые не тормозили бы его развитие? Не создавали непрерывный стресс? Не перегружали его физически, эмоционально, умственно? Не предъявляли бы повышенных требований к еще неокрепшим системам иммунитета, пищеварения, выделения, к психике ребенка?

Массовая школа пока к этому явно не готова. В том числе и потому, что учителя, как правило, не знают (и не понимают, что они обязаны знать) возрастной физиологии. Они полагают, что ребенок – это маленький и слабенький взрослый, но это совершенно не так. Ребенок – принципиально иначе устроенный организм, нуждающийся в нашей заботе, но имеющий собственные средства для преодоления трудностей в своей жизни. Ребенок не «готовится к взрослой жизни», ребенок уже живет полноценной жизнью каждый день, каждую секунду, и к этому надо относиться с полным пониманием и уважением.

Что должен знать педагог

Педагог должен знать, что ребенок растет не потому, что его растят, а потому, что такова его природа. Рост – это всегда изменение, причем количественные изменения неминуемо переходят в качественные. Развитие – это процесс, который крайне трудно ускорить, зато можно затормозить, особенно если перегружать ребенка не соответствующими его возрасту задачами. На каждом этапе развития у ребенка есть свои приоритеты, и они могут не совпадать с тем, что представляется главным учителю. И прав в таком случае ребенок, а не педагог, поскольку педагог свою истину выдумал, а ребенок знает ее инстинктивно. Ребенок с самого рождения всегда достоин высочайшего уважения уже только за то, что он живет в этом мире, столь мало для него приспособленном, и пытается адаптироваться к нему, и расходует на это весь скромный запас своих биологических и психических сил.

Что нужно объяснять родителям

Если ребенок развивается медленнее, чем другие, то это может означать, что он пойдет дальше других: «тише едешь – дальше будешь». Многие великие в детстве были инфантильны, и лишь считанные единицы вундеркиндов достигли чего-то стоящего во взрослой жизни. Быстрое развитие вовсе не означает, что все в организме хорошо. Оно означает лишь то, что такова природа этого юного существа. Быстрое развитие создает множество проблем, и лишь немногим по плечу достойно с ними справиться. Напротив, медленное развитие – это более мягкий, деликатный, щадящий режим, но от родителей как в том, так и в другом случае требуются уважение и забота. И (обязательно!) надо смирить свою гордыню по отношению к ребенку: ребенок ничего не обязан своим родителям, он живет свою жизнь, и никто не вправе вмешиваться в нее в угоду каким бы то ни было целям и амбициям. Жизнь ребенка в семье должна быть организована достойно – и это главное, что требуется от родителей.

Что должен понимать школьный администратор

У него нет права судить и ставить оценку биологической и психической сущности ребенка. Он, как и родители, должен принимать ребенка таким, каков он есть, не пытаясь его переделать под удобный для себя образец. Ни подгонять, ни тормозить развитие ребенка мы не вправе, если мы действительно хотим, чтобы наши дети росли здоровыми. Генетико-популяционные процессы и так оставляют мало шансов, что каждое последу¬ющее поколение сохранит хотя бы тот же уровень здоровья. Так пусть хотя бы система обучения и воспитания не наносит вреда физическому и психическому здоровью наших детей. Не быть средним – право каждого ребенка, его неотъемлемое право как живого уникального существа. И требовать от него подчинения изобретенной нами «норме» – безнравственно и антипедагогично.