Формирование иммунитета у ребёнка. Детский иммунитет: особенности формирования, признаки и причины ослабленной работы Становление иммунитета у детей до 5 лет

05.03.2020 Красота

Да потому, что так задумано природой. Если объяснять на пальцах, иммунитет – это наша защита от инфекций.

В систему обороны от чуждых нам микробов и бактерий входят костный мозг, вилочковая железа, селезенка, лимфатические узлы, лимфоидные бляшки кишечника... Все они связаны между собой сетью кровеносных и лимфатических сосудов. Вирусы и бактерии являются чужеродными для нас агентами – антигенами. Как только антигены попадают в организм, иммунная система вырабатывает антитела, которые вступают в борьбу с антигенами и их обезвреживают. При хорошем иммунитете организм успешно защищается и человек или вообще не заболевает, или быстро справляется с болезнью. При сниженном – организм отбивается от инфекции вяло, болезнь берет верх и человек болеет долго.

Почему дети болеют?

Но, как объяснила врач-педиатр, доктор медицинских наук Марина Дегтярева , иммунная система ребенка созревает постепенно, она не готова сразу работать так, как работает система взрослого человека. Новорожденные, например, очень слабо вырабатывают некоторые антитела. Их защищают материнские, которые поступили к ним когда-то через плаценту, но это наследство постепенно расходуется. Если мама кормит младенца грудью, с молоком он получает еще какую-то часть антител-иммуноглобулинов класса А, которые защищают от инфекций кишечник. Иммуноглобулины класса G дети начинают вырабатывать в полной мере только к двум годам. А целиком иммунная система созревает годам к пяти.

А до этого, в годы, мало защищенные от болезней незрелым иммунитетом, детям приходится пережить два трудных момента: бурный физиологический рост и... поступление в детский сад.

В год-два ребенок стремительно тянется в высоту, набирает вес, у него идет созревание внутренних органов и систем, обмен веществ проходит очень напряженно, и в это же время режутся зубы – огромная нагрузка на еще не сложившийся иммунитет. Оградить малыша от вирусных инфекций в это время практически невозможно.

В три года большинство малышей поступает в детский сад. Из дома, где у ребенка был контакт только с двумя-тремя взрослыми и, значит, с ограниченным набором микрофлоры, малыш попадает в коллектив, куда каждый ребенок приносит вирусы и бактерии своей семьи. Круг возбудителей болезней резко расширяется и ребенок начинает часто болеть.

Возникает вопрос: может, для здоровья ребенка было бы лучше, если бы он пошел в детский сад не в 3 года, а в 5 лет, когда его иммунная система уже созрела?

Да, пожалуй. Но совсем не ходить в детский сад – тоже не лучший вариант. Тогда ребенок встречается с большим количеством возбудителей только в школе и первые два класса не вылезает из болезней. Уж пусть отболеет свое в детском саду. А отболеть какое-то количество раз он должен, чтобы выработать в своем организме защиту от наиболее распространенных возбудителей инфекций!

Что подрывает иммунитет

Состояние иммунитета – величина не постоянная. Иммунитет у двух детей одного возраста может быть разным: у одного лучше, у другого – хуже. И даже у одного и того же ребенка в разные периоды иммунитет может то снижаться, то повышаться. Отчего такие колебания зависят?

● Иногда сниженный иммунитет может достаться ребенку по наследству. У определенного процента детей и взрослых есть врожденные формы иммунодефицита. Организм таких людей вырабатывает мало иммуноглобулинов класса А, того самого, который обычно в большом количестве находится на слизистых оболочках носа и рта, в секрете верхних дыхательных путей, в кишечном тракте. Иммуноглобулин А – первый заслон для инфекции, проникающей в наш организм из окружающей среды. Иммунологи до сих пор спорят, лечить эту недостаточность иммуноглобулина А или не лечить? Дети с такой недостаточностью часто болеют ОРВИ и, вырастая, продолжают часто болеть. Ваш это случай или нет, может показать подробный анализ иммунного статуса.

● Наши дети сейчас очень загружены, они в постоянном напряжении, а это мощный стресс. Перегрузки можно снизить, если строго соблюдать режим. Это принципиальный момент. Взрослые режим часто недооценивают. Позволяют ребенку поздно ложиться, смотреть часами телевизор. Стрессы, недосыпание подрывают иммунную систему на корню.

● Никто никогда не подсчитывал, как часто болеют любимые и как часто – нелюбимые дети. Но многие педиатры уверены, что ребенок, которого любят просто за то, что он есть, – болеет реже.

● То, что дети больших городов болеют чаще сельских, ни для кого не секрет. Переселиться всем горожанам в деревню – нереально. Но увозить детей из города на лето, на выходные – вполне доступно. А в будни больше гулять в любую погоду.

● Поддержать иммунитет можно правильным питанием. Ребенок должен получать полноценный белок для построения иммуноглобулинов. Он должен есть мясо и рыбу. Особенно полезны крольчатина и телятина – они содержат формы железа, наиболее подходящие для синтеза гемоглобина. Нерафинированные растительные масла дадут организму необходимые для клеток иммунной системы полиненасыщенные жирные кислоты. Дети должны получать витамины из фруктов, овощей, свежевыжатых соков. Витамины улучшают обменные процессы в клетках иммунной системы.

Тревожный месяц

При снижении иммунитета человека валит болезнь, а после болезни иммунитет снижается еще больше. Получается заколдованный круг, который непонятно, как разорвать.

После болезни иммунитету надо помочь восстановиться. У детей это происходит в среднем за 1 месяц.

В течение месяца после болезни ребенок должен:

● много спать, желательно и днем;

● есть не реже четырех раз в сутки;

● пить витаминные препараты;

● много гулять;

● но поменьше общаться с другими людьми, чтобы не вступать в контакт с их бактериями и вирусами. Значит, не ходить в театры, музеи, гости, не принимать гостей у себя.

Именно в это время полезно попить иммуномодуляторы, на которые так уповают многие родители.

Но будьте осторожны. Во-первых, не все то, что можно взрослым, полезно детям. Препараты, которые вы собираетесь купить, должны быть не просто разрешены Фармкомитетом РФ, но и разрешены к применению в педиатрии.

Во-вторых, лучше, конечно, сначала сделать анализ крови – проверить иммунный статус ребенка, а уже потом врач выберет для него иммуномодулятор прицельно.

Кстати

Есть ли какие-то «нормы болезни»? В каком случае можно сказать, что ребенок болеет часто?

Оказывается, «нормы» есть. Если дети от 2 до 6 лет болеют ОРВИ не более 5–6 раз в год – это нормально. Для младших школьников норма – 4 раза в год. Но если у вас ребенок не вылезает из простуд, болеет раз 10 в год – то ему надо проверить иммунный статус.

В жизни детей есть критические периоды, которые с точки зрения высокой науки еще не совсем понятны иммунологам, но тем не менее известны всем врачам-практикам. Два раза у детей меняется клеточный состав крови: на 4–5-е сутки после рождения и на 4–5-м году жизни. При второй смене доля лимфоцитов в крови становится меньше, а доля нейтрофилов – клеток, которые быстро реагируют на бактериальные возбудители, – возрастает. Дети приобретают формулу крови взрослых. Только после пяти лет дети начинают реагировать на вирусы и бактерии так же, как взрослые.

В формировании иммунитета у детей выделяют пять критических периодов: первые два наблюдаются в период новорожденности (до одного года), третий приходится на второй год жизни, четвертый – на 4-6-й годы жизни, пятый – на подростковый возраст. Каждый из этих периодов для развития иммунной системы очень важен, и родители должны сделать все, чтобы иммунитет у ребенка сформировался крепким.

Становление иммунитета у детей во время беременности матери

Во время беременности иммунная система матери не отторгает плод. Женский организм, плацента и плод синтезируют ряд белковых факторов небелковых соединений, подавляющих реакции отторжения. Становление иммунитета у детей протекает следующим образом.

Между восьмой и десятой неделями у плода появляются В-лимфоциты. Вначале это совершенно незрелые клетки.

Плод синтезирует очень небольшие количества IgG.

С развитием иммунной системы у доношенных детей к рождению уровень IgG повышается. Это достигается в результате транспорта IgG через плаценту в самые последние недели беременности (потому снижен иммунитет у недоношенных детей).

Материнские антитела класса IgG защищают новорожденного от дифтерии, вирусов полиомиелита, кори, краснухи, от микробных инфекций, вызываемых менингококками и стрептококками, отчасти от столбняка, и от многого другого.

Иммуноглобулины других классов, как уже отмечали, через плаценту не передаются.

В случае контакта с антигенами иммунная система плода отвечает незначительным появлением IgM. Резкое повышение концентрации IgM в пуповинной крови свидетельствует о внутриутробном инфицировании ребенка.

Синтез IgE может возрасти во внутриутробном периоде у детей из семей с повышенным риском развития аллергических заболеваний. В этих случаях повышенная концентрация IgE определяется уже в пуповинной крови.

Синтез IgA, и особенно его секреторной формы, у плода крайне ограничен.

Как формируется иммунитет у грудного ребенка

С развитием иммунитета у детей к концу первого года жизни в крови имеется примерно 50-60% количества IgG и только около 30% IgA от средних значений у взрослых.

К концу второго года жизни при формировании иммунной системы у детей содержание IgM и IgG составляет уже около 80% значений взрослых, a IgA - около 40%.

Секреторные иммуноглобулины класса А появляются в секретах после 3-го месяца жизни.

На протяжении первых четырех лет жизни их концентрация в слюне, назальных секретах в 4-5 раз ниже, чем у взрослых.

Значит, в первые годы жизни недостаточны системы местного иммунитета (высокая частота пищевой аллергии, ОРЗ). А если еще лишить малыша материнских иммуноглобулинов!

Лимфоидные органы ребенка раннего возраста отвечают на инфекционные агенты значительной гиперплазией (увеличением объема), которая сохраняется длительное время после преодоления инфекции.

Лимфаденопатия сопровождает практически любой воспалительный процесс, усиливаясь при конституциональном лимфатизме. В лимфатических узлах у детей могут длительно сохраняться микроорганизмы.

Стадии развития иммунитета младенцев и детей старшего возраста

В процессе роста ребенка существуют критические периоды для его иммунной системы. Как формируется иммунитет у ребенка на каждой стадии?

Первый такой период охватывает первые 29 дней жизни (период новорожденности). Иммунитет у грудничка обеспечивается в основном материнскими антителами. Характерна незавершенность фагоцитоза.

Ребенок слабо сопротивляется даже условно-патогенной микрофлоре, а также гноеродной и некоторым вирусам.

Проявляется склонность к септическим состояниям.

Второй критический период (3-6 мес.) характеризуется ослаблением гуморального иммунитета в связи с выводом из организма ребенка материнских антител.

На большинство антигенов развивается ответ с преимущественным синтезом антител класса IgM, не оставляющим иммунологической памяти.

Дети сохраняют очень высокую чувствительность к вирусам , парагриппа, аденовирусам.

Атипично протекают , которые не сопровождаются развитием стойкого иммунитета (ребенок может заболеть повторно!). Проявляется недостаточность системы местного иммунитета младенцев (повторные острые респираторные вирусные инфекции); развиваются симптомы дисбактериоза, выявляются многие наследственные иммунодефициты; нарастает частота пищевой аллергии.

Третья критическая стадия развития иммунитета приходится на второй год жизни, когда значительно расширяются контакты ребенка с внешним миром. Сохраняется первичный характер иммунного ответа на многие антигены, но синтез антител класса IgM уже переключается на образование антител класса IgG.

Однако синтез IgG запаздывает. Система местного иммунитета (IgA) остается неразвитой, дети по-прежнему чувствительны к вирусным инфекциям.

В этот период проявляются многие малые аномалии иммунитета, иммунопатологические диатезы (атопия), иммунокомплексные болезни.

Дети особенно склонны к повторным вирусным и микробно-воспалительным заболеваниям органов дыхания, JIOP-органов.

Четвертый критический период - четвертый-шестой годы жизни. Особенность развития иммунитета у детей в этом возрасте – перекрест в содержании форменных элементов крови.

Средняя концентрация IgG и IgM в крови соответствует аналогичным показателям у взрослых, уровень IgA в плазме еще не достигает окончательных значений, но значительно повышается содержание IgE.

Система местного иммунитета у большинства детей еще не завершает своего развития. Данный период характеризуется высокой частотой атопических, иммунокомплексных заболеваний, проявлением поздних иммунодефицитов. Формируются многие хронические заболевания.

Пятый критический период - подростковый возраст (У девочек с 12-13 лет, у мальчиков с 14-15 лет). Пубертатный скачок роста сочетается с уменьшением массы лимфоидных органов.

Стимуляция секреции половых гормонов (андрогенов) ведет к подавлению клеточного иммунитета и стимуляции гуморального.

У детей старшего возраста содержание IgE в крови снижается. Окончательно формируются типы иммунного ответа (сильный и слабый).

Нарастает воздействие на иммунную систему экзогенных факторов, например курения. Отмечается новый подъем частоты хронических, воспалительных и аутоиммунных заболеваний. Тяжесть атопических болезней (бронхиальной астмы и др.) у многих детей ослабевает.

В критические периоды становления иммунной системы особенно часто проявляются наследственные особенности иммунного ответа и иммунопатологические отклонения.

В эти же периоды одна болезнь может сменить другую. Например, у аллергика уменьшится пищевая аллергия, но разовьется аллергический ринит или бронхиальная астма. А у того, кто страдал дерматитом, появится полиартрит.

Но в эти же периоды болезнь может отступить или уйти насовсем.

Статья прочитана 14 051 раз(a).

Защитная система организма, которая оберегает нас от вредных воздействий извне, называется иммунитетом. Чем крепче, сильнее защитная сила, тем здоровее человек. Существует неспецифический и специфический иммунитет, каждый вид одинаково важен. Для того чтобы наш организм вовремя справлялся с бактериями и вирусами и не давал развиваться заболеванию, иммунитет нужно постоянно укреплять. Формирование иммунитета, его обновление происходит на протяжении всей жизни. В статье разберем более подробно, как формируется специфический и неспецифический иммунитет. Что нужно делать, чтобы он вовремя справлялся со своей защитной функцией?

Понятие специфического иммунитета

Как специфический, так и неспецифический иммунитет формироваться начинает из стволовых клеток. В дальнейшем их пути расходятся: неспецифический отправляет свои клетки в селезенку, дорога специфического - в тимус или вилочковую железу. Там каждый из них превращается в антитела, которые уже выполняют свои защитные функции. Чем больше н а своем пути иммунная система встречает микроорганизмов, тем больший запас антител у нее появляется для борьбы с различными заболеваниями. Это и служит ответом на вопрос, почему домашние, изнеженные дети чаще болеют, чем те, которые растут на природе, на свежем воздухе.

Приобретенный (специфический) иммунитет - это способность организма не воспринимать определенные инфекции, формируется она всю жизнь. Специфический иммунитет в медицине подразделяют на два вида: активный и пассивный. Каким путем создается специфический иммунитет активный? Специфический иммунитет связан с фагоцитозом. Он появляется после перенесенных заболеваний либо при вакцинации, когда вводятся ослабленные бактерии и вирусы. Как только иммунная система сталкивается с возбудителем, происходит выработка антител. Повторное заболевание, вызванное этими же вирусами, пройдет в более легкой форме или совсем минует организм. Антитела, уже существующие в организме, быстро нейтрализуют врагов.

Пассивный специфический иммунитет

Для формирования в организм искусственно вводятся уже готовые антитела. Так, например, используется Также пассивный иммунитет формирует грудное вскармливание, вместе с молоком матери ребенок уже получает готовые защитные антитела.

Активный специфический иммунитет - это реакция на определенного возбудителя. Так, например, она появляется после вакцинации от оспы. Следует помнить, что наличие антител в крови, их активная работа, сопротивление возбудителям зависят от общего состояния иммунной системы, ее здоровья.

Неспецифический иммунитет

Формирование неспецифического, как и с пецифического иммунитета связано с фагоцитозом. Врожденный передается на м от родителей с генами, составляет он 60% всех наших защитных сил.

Фагоциты - клетки, которые поглощают чужеродные нам организмы. Формируются из стволовых клеток, "инструктаж" проходят в селезенке, где учатся распознавать чужаков.

Действует неспецифический иммунитет эффективно и просто: обнаруживает антигены и сразу их удаляет. Важная миссия и особенность неспецифического иммунитета - способность бороться и уничтожать опухолевые раковые клетки.

Как организована защита в нашем организме

На пути микробов первым барьером встает наша кожа, а также слизистые. Кроме механической защиты они еще обладают и бактерицидными свойствами, при условии, что на них нет повреждений. Защита обеспечивается секретами сальных и потовых желез. К примеру, уже через 15 минут при контакте со здоровой кожей погибает возбудитель брюшного тифа. Слизистыми выделяются секреты, которые крайне губительны для микробов.

Если микробы высокопатогенны или их атака слишком массированная, барьеров слизистой и кожи становится недостаточно. В таких случаях бактерии и вирусы проникают в организм. Возникает воспаление, при котором происходит включение сложных механизмов иммунитета. За работу принимаются лейкоциты, фагоциты, происходит выработка специальных веществ (иммуноглобулина, интерферона) для борьбы с «врагом». Такие реакции организма вызывает неспецифический иммунитет.

В это же время подключается специфический иммунитет, который образовывает факторы защиты - антитела, направленные на борьбу с определенным микробом. Во многом эффективность и скорость выработки антител будет зависеть от того, посещал ли уже организм данный возбудитель. Специфический иммунитет обеспечивается уже имеющимися антителами. Знакомые патогенные микроорганизмы будут быстро уничтожены. Если столкновения еще не было, то организму требуется время для выработки антител и для борьбы с новым незнакомым «противником».

Структура иммунной системы

Специфический иммунитет обеспечивается лимфоцитами одним из способов: гуморальным или клеточным. Вся иммунная система представляется в виде комплекса лимфоидной ткани и лимфоидных органов. Относятся сюда:

    костный мозг;

    селезенка;

    тимус;

    лимфатические узлы.

Также в состав иммунной системы включены:

    носоглоточные миндалины;

    лимфоидные бляшки в кишечнике;

    лимфоидные узелки, находящиеся в слизистой ЖКТ, урогенитальных путей, дыхательной трубки;

    лимфоидная диффузная ткань;

    лимфоидные клетки;

    межэпителиальные лимфоциты.

Главными элементами в иммунной системе можно назвать лимфоидные клетки и макрофаги. Лимфоидные органы являются для лимфоидных клеток «складами».

Что ослабляет иммунитет

Из-за чего у человека происходит Организм теряет свои защитные свойства из-за ряда причин, к которым можно отнести:

    неполноценное питание, нехватку витаминов и минералов;

    злоупотребление гормональными препаратами и антибиотиками;

    хронические стрессы и усталость;

    воздействие радиационной обстановки, атмосферных загрязнений.

Кроме этого, снизиться иммунитет может после оперативного вмешательства, наркоза, при большой кровопотере, ожогах, травмах, при интоксикациях и инфекциях, при частых простудах, хронических заболеваниях. Особенно снижение иммунитета проявляется после ОРВИ и гриппа.

Отдельно нужно выделить детский иммунитет. В период развития ребенка выделяют пять этапов, когда иммунитет может снизиться до критической отметки:

    возраст до 30 дней;

    с 3 по 6 месяцы;

    на 2 году жизни;

    с 4 по 6 год;

    в подростковом возрасте.

В педиатрии даже существует понятие ЧБД (часто болеющие дети), сюда относятся малыши, которые заболевают четыре раза за год и более.

Укрепление иммунитета

Чтобы усилить защитные функции, необходимо принимать меры по укреплению неспецифического и с пецифического иммунитета.

Неспецифический иммунитет укрепляется, если повышается общая сопротивляемость организма. Как правило, когда говорят, ч то нужно укрепить иммунитет, имеют ввиду именно неспецифический вид. Что для этого требуется:

    соблюдение режима дня;

    полноценное питание - содержание в пище необходимого количества минералов, витаминов, аминокислот;

    зан ятия спортом, закаливание организма;

    при ем препарат ов, укрепляющи х и усиливающих иммунитет, например с бета-каротином;

Избега йте частого приема антибиотиков, придержива й т е с ь только назначений врача.

Укрепление (создание) специфического иммунитета

Специфический иммунитет создается путем введения вакцины. Действует он целенаправленно против какого-либо заболевания. Стоит учитывать, что при проведении активной вакцинации, то есть при вводе ослабленных возбудителей болезни, защитные реакции организма сразу же направляются на выработку антител для борьбы с недугом. Вследствие этого реакция организма на другие инфекции временно ослабляется. Поэтому перед проведением вакцинации необходимо повысить, укрепить собственный неспецифический иммунитет. В ином случае есть вероятность быстро подхватить какой-либо вирус.

Способность иммунитета противостоять каким-либо «вторжениям» во многом зависит от такого фактора, как возраст человека. К примеру, иммунитет новорожденного располагает только теми антителами, которые передались ему от матери, поэтому в есть большая вероятность различных заболеваний. Издавна принято не показывать малыша посторонним в первый месяц и не выносить из дома, чтобы защитить его от различных специфических антигенов. У людей в пожилом возрасте снижается активность вилочковой железы, поэтому они часто становятся беззащитными перед различными вирусами. При выборе иммунокоррекции эти особенности возрастов необходимо учитывать.

Прививки

Вакцинация является надежным способом приобретения специфического иммунитета и возможностью защититься от конкретного заболевания. Активный иммунитет формируется за счет выработки антител на введенный ослабленный вирус. Сам по себе он не способен вызвать заболевание, однако способствует включению иммунитета, который реагирует именно на это заболевание.

Важно помнить, что после любой прививки может наблюдаться реакция, а также небольшие побочные эффекты в легкой форме. Это нормально, не стоит паниковать. У ослабленных детей часто обостряются хронические заболевания после прививок, потому что силы основного иммунитета направляются на выработку антител к введенному препарату. лучше реагируют, частота развития побочных эффектов не превышает 2%. Для того чтобы избежать осложнений, необходимо организм подготовить, нормализовать неспецифический иммунитет. Для этого подойдут все меры, описанные выше.

Формирование иммунитета у ребенка имеет 5 этапов, каждый со своими особенностями, зная которые родители могут всё предусмотреть и избежать многих проблем.

Развитие иммунной системы у детей

Хотя развитие иммунной системы у детей и начинается внутриутробно, но получает мощный толчок с момента первого прикладывания к груди матери сразу после рождения. Первый этап - это, пожалуй, самый сложный - 28 дней. Фактически в этот период он живёт за счёт переданных антител 1 , если он использовал молозиво, т.е. если мама кормила его грудью в первые часы и первые три дня после рождения. Но представители старшего и среднего поколения врядли его испытали - это молозиво. Поскольку в течение более чем 70 лет в странах Европы, в том числе и в России, к сожалению, дети были лишены этого чудо-продукта, придуманного природой. Сейчас в роддомах немедленно передаётся маме с тем, чтобы он припал к груди и высосал эти драгоценные капли молозива. С тем, чтобы взять всю информацию об иммунитете от мамы.

Тем не менее, даже не получив молозива, ребёнок в дальнейшем получает антитела вместе с молоком матери. И почему у новорожденного в течение первых 28 дней такой пассивный иммунитет? Если маму спросить - родившийся ребёнок - родной или чужой? Конечно же родной, плоть от плоти своей. Посмотрите - он унаследовал гены матери. Но также и гены отца. Поэтому биологически ребёнок представляет чужой организм. Почему плод развивается внутри плаценты? Чтобы кровь матери не соприкасалась с кровью плода. Иначе будет отторжение. Поскольку ребенок защищался и все его функциональные системы были направлены на то, что бы противостоять и не чувствовать антигенную структуру матери - у него была очень высока супрессорная активность. Т.е. активность к угнетению иммунной системы.

Почему на Востоке говорят, что женщина после родов в течение 40 дней должна поднимать самое большое - ложку, и больше ничего. В этот период женщина передаёт ребёнку иммунную структуру. Она хочет много спать, как и ребёнок - и пусть спит, чтобы молоко было полноценное, активное. Если в этот период она физически сильно напрягается, это ведёт к утомлению и молоко не вырабатывает свою структуру должным образом. В результате каждый второй ребёнок рождается с аллергией. Бич больших городов.

Второй период. Как поднять иммунитет ребенку 3 лет

Второй период у ребенка - это с 2 до 3 лет, период пульмонологической (относящейся к органам дыхания) неактивности. И он совпадает с первым периодом упрямства. Ребёнок уже осознаёт, что он главный в семье, что ему всё можно. И вот тут возникают мощные напряжения. Достаточно понаблюдать за поведением родителей в отношении своих маленьких детей. Сам собой возникает вопрос - почему у нас не принято детей такого возраста воспитывать как на Востоке: в Японии, в Корее? Где ребёнку до 5 лет всё можно - хоть на голове стой. А у нас? Чуть что не так - сразу "нельзя", затрещина (хорошо, если по попе). Довольно часто.

Секрет иммунного здоровья

Как поднять иммунитет ребенку 3 лет? Известно, что если ребёнок улыбается, то он жизнестойкий. Одна улыбка и детский смех дают ему больше иммунного здоровья, чем любой препарат. Чётко доказано, что если вы смеётесь одну минуту - это равносильно сорока минутам занятий йогой. Так что лучше? Посмеяться одну минуту от души?! Так и ребёнок. Но не всегда это так просто. Если ребёнок уже чем то болен ему скорее всего не до смеха. Вот тут то и поможет учитель для иммунной системы - Трансфер Фактор. При первых же симптомах простуды давайте малышу по пол-капсулы каждый час - за сутки проявления болезни должны уйти . Потом улыбка ребенка будет естественной и он сам сможет справиться.

Перекрест крови у ребенка

У ребёнка есть и 2-й, и 3-й, и 4-й и 5-й периоды. Обратите внимание насколько умно работает иммунная система. На пятый день у ребёнка происходит перекрест, так называемый физиологический перекрест крови, когда количество лимфоцитов резко увеличивается, а сегментоядерных нейтрофилов резко снижается. Это первый перекрест. Второй перекрест произойдёт в 5 лет. И до пяти лет у ребёнка очень высокий лимфоцитоз. Это норма для него.

Количество лейкоцитов у ребенка

И иногда, поскольку количество лимфоцитов является мощным отражением стрессорной реакции - здесь у ребёнка немножко другие взаимоотношения. У взрослого очень чётко - если лимфоцитов больше 43%, то человек в переактивации. И если меньше 20%, то в стрессе - тоже плохая реакция. Т.е. лимфоциты - это всегда зеркало вашего настроения, ваших адаптационных возможностей. И вы по своим анализам можете очень чётко увидеть, если вашему ребёнку больше 5 лет - находится он в стрессе или нет. Анализ крови педиатр всегда заставит вас здать - и вы можете сами прочитать его.

Острый стресс характиризуется лейкоцитозом и снижением лимфоцитов, а при хроническом количество лейкоцитов будет нормальным, а лимфоцитов будет малое. И самое сложне у ребёнка старше 5 лет, когда реакция у него больше 43 лимфоцитов . Вот в этом случае Трансфер Фактор - очень большое подспорье.

Третий период формирования иммунитета. Профилактика глистных инвазий

Четвертый период развития иммунитета. Период полового созревания

Ребёнок достиг следующего периода - периода полового созревания. У мальчиков это начинается с 12 и до 16 лет. У девочек это, как правило с 9-11 лет, сегодня уже с 9. Раньше это было с 14, но и сейчас остаётся такая категория людей - с 14.

И сам гормональный всплеск тормозит активность иммунной системы. Вот почему у девушек часто появляется acne vulgaris - юношеские прищи, и у юношей и у девушек. Ну да у юношей это не так страшно. И вот в этот момент важно, чтобы ребёнок получал повышенные дозы "учителя" - Трансфер Фактора. Потому, что гормоны сами по себе тормозят активность. Гормональная, иммунная, нервная - все эти системы связаны между собой. И поэтому в этот период возникают те скрытые, латентные заболевания, которые были когда то в детстве. Если ребёнок до года переболел какой-то бронхо-лёгочной инфекцией, то вероятность у него развития в будущем бронхо-лёгочной паталогии очень высока. Особенно в период полового созревания . Вот почему детей с бронхиальной астмой /ссылка/ в этот период их жизни - огромное количество.

Пятый этап формирования иммунитета. Удалять ли миндалины, аденоиды

Пятый этап формирования иммунитета - от 14 до 16 лет, последний период, когда, как правило, завершается половое созревание, и организм начинает ещё быстро расти. Идёт гипер-реакция на различные воздействия. Иногда, если не удалили раньше - приходится удалять миндалины или удалять аденоиды. К этому возрасту аденоиды могут быть уже такими большими, что ребёнок практически не дышит. Не спешите удалять эти органы - это защита. Давайте ребенку сосать Трансфер Фактор Классик - жевать и высасывать - через 2-3 месяца всё пройдёт. Дополнительно усиливающий эффект - закапывать в нос масло туи. Ребенок закроет рот и будет дышать с закрытым ротиком. В этот период целесообразно поддержать иммунную систему, которая реагирует слишком активно. Её просто нужно чуточку притушить. Можете ли вы назвать хоть один , который бы обладал супрессорной активностью? Т.е. активностью, направленной на сдерживание активного иммунитета. А на самом деле самым мощным супрессорным звеном обладает Трансфер Фактор - единственный продукт, который воздействует на все звенья иммунной системы. На то он и учитель - где нужно направить, а где то и сдержать. Это очень важно.

1 Антитиела - специальные вещества, которые используются иммунной системой для распознавания и уничтожения чужеродных объектов - бактерий, вирусов и т.п.

2 Ферментативное усвоение - усвоение пищи благодаря ферментам - веществам, направляющим и ускоряющим обмен веществ в организме.

Вопрос-Ответ

03.06.2014. Александра.
Вопрос: Младшему сыну почти 5 лет. Даю ему ТФ классик с января месяца по 3 капсулы в день. Иммунитет стал значительнее здоровее, если и подхватывал какой-то вирус, то всё проходило значительно быстрее, без повышений тем-ры, лёгкий насморк и кашель... Каков дальнейший приём для ребенка его возраста, если имеется отставание в развитии речи в связи с кислородным голоданием во время родов (естественные роды)? Невролог поставил диагноз "Псевдобульбарная дизартрия".
Ответ: Нужно продолжать в том же духе. А если есть возможность давать больше (до 6 капсул в день) - только лучше. Или другая, более эффективная схема приёма: добавить Трансфер Фактор Эдванс (Классик - по 3 капсулы в день и - 2 капсулы в день).
Что касается диагноза, то есть один замечательный специалист по детским болезням и в частности связанными с кислородным голоданием - Чижов Алексей Ярославович - он знает очень много о Трансфер Фактор и он же проводил детям лечение "Горный воздух" с большими успехами.

Иммунная система у детей в период новорожденности находится в зачаточном состоянии, поскольку в ней отсутствуют так называемые маркеры различных инфекций. Особенности иммунной системы у детей позволяют ей активно адаптироваться к изменяющимся условиям внешней среды и постоянно укрепляться. О том, как происходит формирование иммунной системы у детей можно узнать на этой странице – рассмотрены все этапы становления защитного механизма организма ребенка.

Как и другие системы организма ребенка, органы иммунной системы у детей изменяются в зависимости от возраста. Завершается формирование системы защитных факторов к 15 - 16 годам. Иммунная система и её развитие у детей в процессе взросления претерпевает ряд критических изменений, и, если не обращать внимания на некоторые из них, то высока вероятность развития хронических заболеваний.

Периоды формирования иммунитета (иммунной системы) у новорожденных и детей

В процессе формирования иммунитета у детей наблюдается ряд критических периодов, знание которых делает понятными рост и снижение заболеваемости в различных возрастных группах детей. Иммунитет и формирование иммунной системы представляют собой сложную совокупность гуморальных и биохимических факторов, обеспечивающих надежную защиту всех клеток организма от воздействия бактерий и вирусов, токсинов и ядов.

Первый критический период соответствует периоду новорожденности (первые 29 дней жизни). В этот период происходит первичное формирование иммунитета у новорожденных, заключающееся в следующих проявлениях:

  • отмечается состояние физиологической депрессии иммунной системы;
  • обеспечение защиты имеет пассивный характер (за счет материнских антител), система фагоцитоза неразвита (незавершенный фагоцитоз);
  • наблюдается слабая устойчивость ко многим микроорганизмам (условно-патогенная, гноеродная, грамотрицательная микрофлора, некоторые вирусы), а также склонность к вовлечению в инфекционный процесс всего организма (генерализация процесса) и септическим состояниям.

Второй критический период (3 - 6 мес.) характеризуется:

  • ослаблением пассивного гуморального иммунитета, что связано с уменьшением поступления с молоком материнских антител;
  • развитием активного первичного иммунного ответа на большинство антигенов, во время которого в основном образуются 1дМ, не формирующие иммунологической памяти.

Именно поэтому при вакцинации против детских инфекций (столбняк, дифтерия, коклюш, полиомиелит и др.) на первом-втором году жизни вторичный иммунный ответ с образованием антител класса IgG и стойкой иммунологической памяти формируется только после повторных введений вакцины.

Слабость системы местного иммунитета (дефицит IgA) в это время способствует возникновению повторных заболеваний острыми респираторными вирусными инфекциями. В этот период проявляются многие наследственные иммунодефициты; растет частота пищевой аллергии.

Третий критический период - это второй год жизни ребенка. В это время значительно увеличиваются контакты малыша с внешним миром. Иммунная система работает полноценно, функция лимфоцитов активируется, вырабатываются значительные количества IgG и формируется собственный долговременный иммунитет. Однако по-прежнему сохраняется дефицит факторов местной защиты, чем объясняется сохранение высокой восприимчивости детей к возбудителям бактериальной и вирусной инфекции.

Во все периоды формирования иммунитета следует внимательно отслеживать поражения органов защитной системы. В частности, нужно следить за нормальной микрофлорой кишечника и состоянием небных миндалин. Острые воспаления миндалин (тонзиллиты) в первые два года жизни связаны у детей преимущественно с вирусами (80%), в то же время среди патогенных бактерий преобладает стафилококк.

Бактериальное и вирусное воспаление ведет к разрастанию (гиперплазии) нёбных и глоточной миндалин. Постепенно происходит формирование лимфоглоточного кольца, которое состоит из нёбных, глоточной (трубной), носоглоточной и язычной миндалин, выступающих в качестве защитного барьера на пути инфекций за счет местного иммунитета.

Четвертый критический период приходится на возраст 4 - 6 лет. Синтез антител (кроме IgA) достигает уровня взрослого человека; отмечается повышение содержания 1дЕ. Однако у большинства детей система местного иммунитета еще не завершила свое развитие, поэтому активность факторов местной защиты остается низкой. В этот период могут проявиться поздние наследственные дефекты иммунной системы.

Пятый критический период соответствует подростковому возрасту (девочки- 12 - 13 лет, мальчики- 14- 15лет). Процесс полового созревания сопровождается уменьшением массы лимфоидных органов, так как половые гормоны, интенсивно вырабатываемые организмом в этот период, угнетают иммунные реакции. На фоне таких процессов могут развиваться аутоиммунные и лимфопролиферативные заболевания, происходит повышение восприимчивости к микроорганизмам. Специфическая защита слизистых оболочек дыхательных путей в возрасте до 12- 15 лет обеспечивается преимущественно секреторным (местным) иммунитетом.

Увеличивается влияние на иммунную систему таких экзогенных факторов, как, например, курение.

Отклонения в развитии иммунной системы проявляются преимущественно как поздний иммунологический старт, причинами которого может быть ряд факторов:

  • малый вес ребенка при рождении;
  • вирусное инфицирование во внутриутробном периоде (вирусамицитомегалии, Эпштейна - Барр, герпеса);
  • желтуха (гипербилирубинемия);
  • малые наследственные аномалии иммунитета - дефицит IgA, отдельных субклассов IgG, отдельных компонентов системы комплемента, интерферона и др.;
  • экзогенные влияния - введение гамма-глобулина без достаточных на то оснований, отсутствие профилактики рахита, длительное применение гормонов (кортикостероидов), воздействие диоксинов и фенолов атмосферного воздуха и др.;
  • рецидивирующие инфекции (острые респираторные вирусные заболевания и др.), которые могут привести к развитию вторичной депрессии иммунной системы.

Влияние кишечника на иммунитет: как он зависит от этого органа?

Влияние кишечника на иммунитет невозможно переоценить, поскольку слизистая оболочка этого органа и обитающая в его полости полезная микрофлора составляют основу для защитного механизма организма человека. По сути кишечник и есть самый большой орган иммунитета и при любых нарушениях в его работе наблюдается резкое снижение резистентности организма к негативным воздействиям внешней среды. Также стоит понимать, что иммунитет зависит от кишечника не только в плане нормальной микрофлоры и защиты от токсинов и ядов. Этот орган регулирует процессы усвоения полезных питательных веществ и витаминов. А некоторые витамины, необходимые для иммунитета, кишечник вырабатывает самостоятельно.

Любой микроорганизм, попав в организм человека, должен преодолеть ряд защитных барьеров. Первой преградой на пути чужеродного агента являются кожа и слизистые ободочки. При этом общая поверхность кожи человека не превышает 2 м2, а общая поверхность слизистых - более 300 м2.

Слизистая оболочка кишечника на 25% состоит из иммунологически активной ткани и клеток. Около 10 миллионов клеток, продуцирующих иммуноглобулины, находятся в слизистой оболочке тонкой кишки.

Весь желудочно-кишечный тракт человека покрыт защитной биопленкой, в состав которой входят колонии бактерий-симбионтов.

Основные «жители» кишечника - это молочнокислые (лакто- и бифидо-) бактерии, а также энтерококки и некоторые штаммы колибактерий. Именно эти бактерии противостоят вторжению извне болезнетворных микроорганизмов. В тонком кишечнике функции стражей выполняют лактобактерии, а в толстом - бифидобактерии. Все они тесно связаны с самым важным компонентом защиты организма - ассоциированной со слизистой оболочкой кишечника иммунной системой. Здесь Т-лимфоциты получают специализацию и «натаскиваются» на чужеродные вещества, чтобы в дальнейшем выполнять контрольные и регулирующие функции. Именно отсюда «обученные» лимфоциты отправляются в свое путешествие по всему организму.

При участии бактерий-симбионтов образуются лизоцим и другие активные соединения, стимулирующие иммунную систему организма. Микрофлора кишечника оказывает существенное влияние на формирование местного иммунитета. Поэтому если в результате разных причин нарушается баланс кишечной микрофлоры и развивается дисбактериоз, иммунная система страдает в первую очередь.