IRFE. Дома моды — Путеводитель по моде

02.11.2019 Красота

Основатели Дома моды *Ирфе* супруги Юсуповы | Фото: inshe.tv


В результате революционных событий в России в начале ХХ в. многие представители знатных аристократических семей были вынуждены бежать за рубеж. Многим из них в эмиграции удалось основать свое дело и прославить свои имена во всей Европе. В 1920-х гг. законодателями моды во Франции были знатные выходцы из России Ирина и Феликс Юсуповы , основавшие Дом моды «IrFe» («Ирфе»). Наряды в роскошном аристократическом стиле пользовались большим спросом не только в Париже, но и в Берлине, и в Лондоне.



Княжна Ирина Романова была внучкой императора Александра III, а Феликс Юсупов принадлежал к древнему роду, одному из самых богатых в России. Их свадьба состоялась в 1914 г. Подвенечный наряд великой княжны Ирины Романовой был роскошным, на ней была хрустальная диадема с алмазами и фата из драгоценных кружев XVIII века - та самая, в которой Мария-Антуанетта венчалась с французским принцем Луи. Знакомые шептались о том, что эта вещь казненной королевы принесет несчастье новобрачным, но их союз и без этого вызывал у многих удивление - при дворе все знали о нетрадиционной ориентации Феликса Юсупова. Но Ирина никого не слушала - она любила своего избранника.



Судя по записям в «Мемуарах» Феликса, он тоже был искренне увлечен княжной: «В сравненье с новым переживанием все прежние мои увлеченья оказались убоги. Понял я гармонию истинного чувства. … Я рассказал ей всю жизнь свою. Нимало не шокированная, она встретила мой рассказ с редким пониманьем. Поняла, что именно противно мне в женской натуре и почему в общество мужчин тянуло меня более. Женские мелочность, беспринципность и непрямота отвращали ее точно так же. Ирина, единственная дочь, росла вместе с братьями и счастливо избегла сих неприятных качеств». Рядом с женой Феликс, которого многие считали гулякой и распутником, преобразился и остепенился.




В декабре 1916 г. Феликс Юсупов участвовал в убийстве Григория Распутина. Он избежал наказания, но семья вынуждена была уехать из Петербурга. А вскоре грянула революция, какое-то время Юсуповы жили в своем имении в Крыму, а в 1919 г. эмигрировали во Францию. В России Юсуповым пришлось оставить 5 дворцов, 14 доходных домов, 30 усадеб, 3 завода и рудники.




Первое время супруги Юсуповы жили безбедно, распродавая драгоценности, которые удалось вывезти из России. Но потом они так же, как и многие другие представители аристократических семей, были вынуждены искать дополнительные источники заработка. Ирина и Феликс решили открыть собственный Дом моды. В 1924 г. они осуществили планы и назвали свое детище по первым двум буквам своих имен - «Ирфе».





В 1925 г. во французских журналах появились первые отзывы об их моделях: «Оригинальность, рафинированность вкуса, тщательность работы и художественное видение цветов сразу поставили это скромное ателье в ранг больших домов моды». Европейских и американских клиенток привлекала возможность одеваться у внучки российского императора, многие приходили в «Ирфе» с единственной целью увидеть знаменитую супружескую чету. В мемуарах князь писал, что клиентки «приходили из любопытства и за экзотикой. Одна потребовала чаю из самовара. Другая, американка, захотела видеть князя, у которого, по слухам, глаза фосфоресцировали, как у хищника».





Весь персонал Дома моды состоял из русских эмигрантов, но никто их них не имел никакого представления об организации работы в модной индустрии. Высокая, стройная княжна Юсупова часто выступала в роли манекенщицы и сама демонстрировала модели Дома моды «Ирфе».









У Ирины был безупречный вкус, а у Феликса - неуемная фантазия, что стало залогом успеха их общего дела. Супруги Юсуповы стали законодателями французской моды 1920-х гг. Вскоре они открыли филиалы в Туке - курортном городе в Нормандии, а также в Лондоне и Берлине. Феликс также открыл магазин юсуповского фарфора, участвовал в оформлении 3-х парижских ресторанов, в 1926 г. они с Ириной выпустили духи «Ирфе».





И тут наступила Великая депрессия, грянул кризис, и Юсуповы потеряли большую часть капиталов, вложенных в американские банки, и утратили богатую клиентуру из США. Бизнес стал убыточным, роскошный аристократический стиль «Ирфе» оказался многим не по карману, в моду входили простые и универсальные наряды от «Шанель». Юсуповым не хватало деловой хватки, и в 1931 г. было принято решение о ликвидации Дома моды «Ирфе» и его филиалов. В начале ХХI в. дом моды «Ирфе» был возрожден. В 2008 г. на Парижской неделе моды была представлена его первая коллекция после 80-летнего перерыва.



В результате революционных событий в России в начале ХХ в. многие представители знатных аристократических семей были вынуждены бежать за рубеж. Многим из них в эмиграции удалось основать свое дело и прославить свои имена во всей Европе. В 1920-х гг. законодателями моды во Франции были знатные выходцы из России Ирина и Феликс Юсуповы , основавшие Дом моды «IrFe» («Ирфе»). Наряды в роскошном аристократическом стиле пользовались большим спросом не только в Париже, но и в Берлине, и в Лондоне.





Княжна Ирина Романова была внучкой императора Александра III, а Феликс Юсупов принадлежал к древнему роду, одному из самых богатых в России. Их свадьба состоялась в 1914 г. Подвенечный наряд великой княжны Ирины Романовой был роскошным, на ней была хрустальная диадема с алмазами и фата из драгоценных кружев XVIII века – та самая, в которой Мария-Антуанетта венчалась с французским принцем Луи. Знакомые шептались о том, что эта вещь казненной королевы принесет несчастье новобрачным, но их союз и без этого вызывал у многих удивление – при дворе все знали о нетрадиционной ориентации Феликса Юсупова. Но Ирина никого не слушала – она любила своего избранника.



Судя по записям в «Мемуарах» Феликса, он тоже был искренне увлечен княжной: «В сравненье с новым переживанием все прежние мои увлеченья оказались убоги. Понял я гармонию истинного чувства. … Я рассказал ей всю жизнь свою. Нимало не шокированная, она встретила мой рассказ с редким пониманьем. Поняла, что именно противно мне в женской натуре и почему в общество мужчин тянуло меня более. Женские мелочность, беспринципность и непрямота отвращали ее точно так же. Ирина, единственная дочь, росла вместе с братьями и счастливо избегла сих неприятных качеств». Рядом с женой Феликс, которого многие считали гулякой и распутником, преобразился и остепенился.



В декабре 1916 г. Феликс Юсупов участвовал в убийстве Григория Распутина. Он избежал наказания, но семья вынуждена была уехать из Петербурга. А вскоре грянула революция, какое-то время Юсуповы жили в своем имении в Крыму, а в 1919 г. эмигрировали во Францию. В России Юсуповым пришлось оставить 5 дворцов, 14 доходных домов, 30 усадеб, 3 завода и рудники.





Первое время супруги Юсуповы жили безбедно, распродавая драгоценности, которые удалось вывезти из России. Но потом они так же, как и многие другие представители аристократических семей, были вынуждены искать дополнительные источники заработка. Ирина и Феликс решили открыть собственный Дом моды. В 1924 г. они осуществили планы и назвали свое детище по первым двум буквам своих имен – «Ирфе».





В 1925 г. во французских журналах появились первые отзывы об их моделях: «Оригинальность, рафинированность вкуса, тщательность работы и художественное видение цветов сразу поставили это скромное ателье в ранг больших домов моды». Европейских и американских клиенток привлекала возможность одеваться у внучки российского императора, многие приходили в «Ирфе» с единственной целью увидеть знаменитую супружескую чету. В мемуарах князь писал, что клиентки «приходили из любопытства и за экзотикой. Одна потребовала чаю из самовара. Другая, американка, захотела видеть князя, у которого, по слухам, глаза фосфоресцировали, как у хищника».





Весь персонал Дома моды состоял из русских эмигрантов, но никто их них не имел никакого представления об организации работы в модной индустрии. Высокая, стройная княжна Юсупова часто выступала в роли манекенщицы и сама демонстрировала модели Дома моды «Ирфе».






И тут наступила Великая депрессия, грянул кризис, и Юсуповы потеряли большую часть капиталов, вложенных в американские банки, и утратили богатую клиентуру из США. Бизнес стал убыточным, роскошный аристократический стиль «Ирфе» оказался многим не по карману, в моду входили простые и универсальные наряды от «Шанель». Юсуповым не хватало деловой хватки, и в 1931 г. было принято решение о ликвидации Дома моды «Ирфе» и его филиалов. В начале ХХI в. дом моды «Ирфе» был возрожден. В 2008 г. на Парижской неделе моды была представлена его первая коллекция после 80-летнего перерыва.



Говорят, всех членов этой семьи преследовали несчастья. .

В «предреволюционном» , если так можно сказать, поколении известного княжеского семейства Юсуповых было двое сыновей: Николай и Феликс. Семейное же придание гласило, что над их родом тяготеет проклятие за то, что их предки еще при царе Алексее Михайловиче изменили магометанству и приняли православие.

Суть неотвратимой кары заключалась в том, что все, кроме одного, наследники, родившиеся в семье, не доживали до 26 лет.

Именно в этом возрасте на дуэли, имевшей целью развязать любовный треугольник, погиб старший из
братьев, Николай.



Князь Феликс Юсупов

Феликс остался наследником колоссального состояния. Дворцы, земельные угодья, драгоценности
исключительно художественного и исторического значения, великолепные собрания живописи, фарфора,
бронзы накапливались веками - все поколения Юсуповых, помимо государственной службы, энергично
занимались коллекционированием и знали толк в красоте.

Юный Феликс еще во время учебы в Англии оформлял свои апартаменты по собственным эскизам. В убранстве
комнат чувствовались приверженность хозяина-студента новейшим эстетическим взглядам, особое понимание стиля,
цвета, формы.


«
Валентин Серов -князь Феликс Юсупов – 1903

«Стены были белы. На полу - черный ковер, на окнах - оранжевые шелковые занавески. На стульях - яркая
индийская обивка в синих разводах под цвет фаянса. Стол по вечерам освещала лампа из синего стекла и
серебряные канделябры с оранжевыми абажурами».
Ох уж этот черный ковер! Многочисленные посетители юсуповской квартиры сначала ошарашенно смотрели на сию
новинку, а потом… заказывали себе то же самое. Мода на черные ковры охватила весь Лондон.

…Между тем жизнь Феликса выходила на новый для него виток. В феврале 1914 года состоялась его свадьба с
племянницей царя Ириной Романовой.



Ее высочество княжна Ирина Александровна Романова

Она доводилась внучкой императору Александру III. Эта девушка с точеным профилем считалась первой
красавицей Петербурга. Венчалась Ирина в хрустальной с алмазами диадеме и в кружевной фате, принадлежавшей
некогда казненной французской королеве Марии-Антуанетте.



Феликс и Ирина Юсуповы

После убийства ненавистного «старца» и высылки Феликса из столицы супруги были разлучены. Но февральская
революция буквально как героя вызволила князя из заточения. Грянувшая почти следом Октябрьская совершенно
иначе смотрела на Юсупова и ему подобных.



Ирина Феликсовна Юсупова – 1928 год

И вскоре Феликс и Ирина Юсуповы с маленькой дочкой, названной в честь матери тоже Ириной, устремились в Крым,
еще свободный от большевиков. Но революционный вал докатился и до этих мест. Однажды утром, открыв глаза,
Феликс увидел перед собой дуло револьвера.



Супруги Феликс и Ирина Юсуповы

И вот 13 апреля 1919 года Юсуповы в последний раз смотрели на родной берег с палубы корабля.

Русский Париж… Подобное словосочетание, наверное, так и останется единственным и неповторимым явлением в
истории человечества. Город в городе, где беженцы из России так или иначе сумели обустроиться согласно
национальным пристрастиям и привычкам. Школы, церкви, больницы, рестораны, высшие учебные заведения,
мастерские, библиотеки, театры, клубы, консерватория, благотворительные и научные общества, богадельни,
приюты для сирот, парикмахерские и адвокатские бюро, военные училища и прочее с неизменным добавлением -
«русский», «русская». В этом городе-призраке с размытыми очертаниями шла четко налаженная жизнь по
православному календарю с такой богатой и разнообразной культурной программой на каждый вечер, которая
сегодня воспринимается как нечто фантастическое.

Этот небольшой сколок с огромной России состоял из разномастного населения: молодых и старых, гениев и
неучей, светлых душ и отпетых мерзавцев, из элиты, обладавшей определенными финансовыми возможностями, и
совершенно неимущих. Подавляющее же большинство эмигрантов довезли до берегов Сены лишь родную пыль на
подошвах ботинок. Вот почему для очень и очень многих русских вопрос заработка десятилетиями оставался
наиважнейшим из всех других.



Князь Феликс Юсупов 1925, художник Серебрякова Зинаида Евгеньевна...

Князь Юсупов, обосновавшись в Париже и призвав на помощь все свои европейские связи, не жалея ни времени,
ни сил, ни денег, помогал неимущим соотечественникам заработать на жизнь. Особенно трудно было женщинам,
зачастую оставшимся без мужской поддержки и, как правило, не имевшим никакой специальности.

Организованная им контора по трудоустройству в первые годы эмиграции помогала спасти многих. По инициативе
князя был открыт салон красоты, где русские дамы под руководством парижских специалистов осваивали азы массажа
и макияжа, чтобы открыть собственное дело.

На деньги Юсупова стала действовать Школа прикладных искусств имени Строганова, готовившая учеников для
работы на эмигрантских художественных предприятиях, а также в Доме моды Феликса Юсупова.



Реклама модного дома, который назвали по первым буквам своих имен – «ИРФЕ»

Дом моды стал, пожалуй, самым крупным творческим проектом князя. Цель его была все та же - побольше рабочих
мест для своих. Юсуповский Дом на улице Дюто назывался «Ирфе» - по сочетанию первых слогов имен его
основателей: Ирина - Феликс



Галина Серебрякова. Ирина Юсупова, 1924 г.

Элегантная, высокая, стройная принцесса крови Ирина Юсупова оказалась дельной и энергичной сподвижницей мужа.
Всегда имевшая тягу к прикладным искусствам и великолепный вкус, она сразу придала «Ирфе» оттенок
особой респектабельности. Только что родившееся детище обзаводилось завидной клиентурой. Еще бы!
Посетительниц встречал сам легендарный князь, красота которого продолжала оставаться неотразимой. «Клиентки
были всех национальностей. Приходили из любопытства и за экзотикой. Одна потребовала чаю из самовара.
Другая, американка, захотела видеть «князя», у которого, по слухам, глаза фосфоресцировали, как у
хищника», - вспоминал впоследствии хозяин «Ирфе».

Однако настоящую славу «Ирфе» создало необыкновенное дефиле, прошедшее в отеле «Риц». Манекенщицы, все как на
подбор красавицы, руководимые Ириной Юсуповой, появились перед публикой уже после показа ведущих Домов моды.
В результате демонстрация первой юсуповской коллекции одежды стерла у зрителей все прежние впечатления почти
без следа.



Ирина Юсупова в наряде Модного дома Ирфе

А между тем той же Ирине потребовалось собрать в кулак все свое мужество и самообладание для того, чтобы
предстать перед публикой в облике манекенщицы. Определенная часть эмиграции, причем очень авторитетная,
крайне негативно относилась к подобным предприятиям, считая их немыслимыми и унизительными для
представительниц столбового российского дворянства.



Ирина Юсупова

Но все негодующие возгласы утонули в том море восторга, который захватил изощренную парижскую публику в
незабываемый вечер дебюта «Ирфе». Газеты писали: «Оригинальность, рафинированность вкуса, тщательность
работы и художественное видение цвета сразу поставили это скромное ателье в ранг больших Домов моды».

Со временем Юсуповы открыли еще три филиала Дома: в Туке - популярном курорте в Нормандии, Лондоне и Берлине.
Пресса была крайне благосклонна к их деятельности, неизменно отмечая растущий профессионализм и строгость
отбора моделей для коллекций, не жалея красок для описания особенностей кроя, а также исключительного качества
кружев и эксклюзивно расписанных тканей, и подчеркивая поиски оригинального в модельной стратегии Юсупова.
В 1926-м неугомонный Юсупов создал и выпустил в продажу духи «Ирфе». Причем продавались они трех видов -
для белокурых, темноволосых и рыжих покупательниц.



Князь Феликс Феликсович Юсупов умер 27 сентября 1967 года в Париже в возрасте 80 лет.



Княгиня Ирина Александровна Юсупова умерла 26 февраля 1970 года в Париже в возрасте 74 лет.


После революции 1917 года множество достойных людей покинули Россию, и в Париже открылись русские Дома моды, которые стали весьма популярны. Ведь после Первой мировой войны все искали нового, свежего, оригинального. А тут во Франции появилось много русских эмигрантов-аристократов, которые были и одарённые и знавшие секреты высокой моды, так как в прошлом сами были клиентами самых богатых парижских домов. К тому же они получили хорошее художественное образование в Петербурге, в Москве или в Европе.


В домашнем воспитании в России, не только в крестьянской среде, но и в аристократических семьях, девочек учили рукоделию, часто это было вышивание. Поэтому и графини были обладательницами прирождённого вкуса и навыков в рукоделии.


В то время одним из самых известных стал Дом моды «Ирфе» - «IRFE», основанный княжеской четой – Феликсом и Ириной Юсуповыми. Дом был основан в 1924 году.



Дом моды быстро завоевал признание состоятельных клиентов, которые были восхищены его аристократическими основателями.


Ирина Юсупова, урожденная Романова, была племянницей царя Николая II. Она была ослепительно красива. В 1914 Ирина вышла замуж за князя Феликса Юсупова, потомка одной из старейших и богатых семей России. Богатство Юсуповых превосходило даже царскую семью.


Феликс был известен не только своим огромным состоянием, но и удивительной внешностью – красивые тонкие черты, гордая осанка, загадочный взгляд. Он учился в Оксфорде и часто посещал самых почтенных представителей русских семейств и европейской аристократии.


Феликс Юсупов рос в роскошных дворцах, принадлежавших его семье, один из которых теперь стал музеем-усадьбой Юсуповых в Архангельском. Его мать Зинаида Юсупова, красивейшая женщина того времени, портрет который оставил В.Серов, научила его любить красоту и восхищаться совершенством. Княгиня Зинаида Юсупова была не только красива, её образованность и элегантность были широко известны. Юсуповы обладали необычайной коллекцией ювелирных изделий, содержащей бесценные бриллианты.



В 1919 году Россию пришлось покинуть. С собой они смогли увезти малую часть наследства, которое состояло из драгоценностей и картин. Ведь многие русские эмигранты, бежавшие из России, предполагали вскоре снова вернуться. И лишь малая часть из них была уверена в том, что покидают родину навсегда. Продав несколько картин, Юсуповы купили дом в Париже, в котором затем было открыто ателье Irfe.


В названии ателье первые слоги имён владельцев - Ирина и Феликс. Работали в нём также русские эмигранты, оказавшиеся по прибытии во Францию ещё в более трудных условиях, чем Ирина и Феликс. Если сравнить то положение, в котором оказались Юсуповы во Франции с тем, какое было в России, то их парижская жизнь не шла ни в какое сравнение с той роскошной жизнью. Но это было в прошлом.


А здесь супруги искали возможность не просто вернуть былую славу, но как-то заработать и создать условия в какой-то мере сносной жизни…. Первыми манекенщицами Дома оказались княжны Трубецкая и , среди сотрудниц – золовка Ирины, в девичестве - графиня Воронцова-Дашкова. Да и сама княгиня не раз примеряла наряды своего Дома, чтобы послужить рекламой, и это было куда действеннее на парижан, ведь сама княгиня Романова фотографировалась в платьях дома IRFE, хотя никогда и не была манекенщицей. Их первую коллекцию с восхищением отметил французский Vogue: «Перед Вами коллекция, являющаяся в тоже время и селекцией, так как не включает в себя никаких неудачных моделей».



В начале был успех, были открыты даже три новых отделения – в Нормандии, Лондоне и Берлине. В 1926 году домом IRFE была создана парфюмерная линия. Выпуск духов продолжался до 1940 года. В 1931 году Дом разорился и на многие десятилетия прекратил свое существование. Как выяснилось, что Феликс Юсупов, обладающий художественным вкусом и знаниями, не имел знаний в бизнесе.


Князь Феликс Юсупов умер в Париже 27 сентября в 1967 году, ему тогда исполнилось 80 лет, а Ирина Юсупова умерла там же, в Париже, 26 февраля 1970 года, в возрасте 74 лет.



Почти через 80 лет Ольга Сорокина, бывшая модель, а сегодня жительница Парижа, решила возродить Дом IRFE. Накануне принятия своего решения, она посетила внучку Юсуповых Ксению Шереметеву-Сфири - наследницу Юсуповых. И с тех пор Ольга возрождает русский Дом в Париже. Она одновременно является и владелицей и дизайнером Дома, старается сохранить традиции – аристократический романтизм, русскую культуру, и рассказать о них на языке «fashion», внедрить их в современную моду. Много внимания она уделяет аксессуарам – сумкам, обуви, ремням, украшениям.


Многое из того, что сделано Ольгой, напоминает о великой княгине Ирине и князе Феликсе Юсуповых. Например, клатч, который украшен короной княжеского рода Юсуповых. Его по достоинству можно назвать – Princesse.







Сейчас вся одежда pret-a-porter изготавливается на лучших французских и итальянских фабриках, стремясь вернуться в ряды самых великих домов моды в мире.

IRFE - французский модный дом начала XX века.

История

Основан в 1924 году в Париже и занимал сначала весь первый, а позже и второй этажи дома 10 по улице Дюфо. Почти весь персонал состоял из друзей четы Юсуповых и других русских эмигрантов. В роли моделей выступали не только специально нанятые для этой цели девушки, но и сама Ирина Александровна с некоторыми своими приятельницами.

Презентация первой коллекции прошла в отеле Ritz на Вандомской площади и произвела впечатление на парижское общество. Популярность IRFE в первые недели после открытия была во многом вызвана интересом общественности к самому Феликсу Юсупову и слухами, касавшимися его персоны. В своих «Мемуарах» он упоминает, что клиентки «приходили из любопытства и за экзотикой. Одна потребовала чаю из самовара. Другая, американка, захотела видеть „князя“, у которого, по слухам, глаза фосфоресцировали, как у хищника!».

Этот первый удачный опыт предпринимательства сподвиг Феликса Юсупова на открытие вместе с бароном Эдмоном де Зюиланом в 1925 году магазина фарфора на соседней с IRFE улице Ришпанс.

В дальнейшем, князь принимал участие в оформительстве парижского ресторана «Мезонет» на рю де Мон-Табор, выполненного в «русском стиле», и открыл ресторан «Лидо», автором интерьеров которого стал художник Шухаев.

Boissonnas et Eggler , Public Domain

В 1925 году в Туке был открыт первый филиал IRFE, ведение дел в котором было поручено двоюродному брату Ирины Александровны - князю Гавриле и его жене - Антонине Рафаиловне Нестеровской, бывшей балерине Императорского балета.

Впоследствии были открыты ещё два отделения модного дома: в Лондоне на Беркли-стрит, под руководством некой миссис Энсил, и в Берлине, в доме Радзивиллов на Паризерплатц.

Искандер2К , CC BY-SA 3.0

В 1926 году у дома IRFE появилась собственная парфюмерная линия. Она была ограниченной и представлена четырьмя ароматами: Blonde-для блондинок, Brunette-для брюнеток, Titiane-для шатенок и Grey Silver-для женщин элегантного возраста.

В 1931 году было объявлено о ликвидации дома IRFE и всех его филиалов по экономическим причинам. Парфюмерное предприятие просуществовало на несколько месяцев дольше ателье.

В настоящее время

После 90-летнего перерыва, дом моды IRFE был возвращен к жизни его новой владелицей .

Дизайн-студия и штаб квартира модного дома располагаются в Париже на Rue du Faubourg Saint-Honoré.