Как сшить аджарский головной убор. Национальный грузинский костюм

21.10.2019 Красота

Для чего нужен национальный костюм? Прежде всего он отражает историю человечества, раскрывает художественное мировоззрение и этнический портрет народа. Например, грузинская одежда воспроизводит традиции и моральные ценности народа. Особенно женская: многослойные рукава, длинный подол, головной убор - каждый элемент являет собой отражение целомудренности.

Грузинский - это также мода (более консервативная), эдакий антипод городскому стилю.

Со временем выдавливались из культуры, сейчас в них выступают лишь фольклорные ансамбли, танцоры, иногда их надевают на свадьбу.

Коротко о главном

От других костюмов грузинский отличает особое франтовство. Национальная женская одежда представляла собой приталенное длинное платье, где лиф был украшен тесёмкой и камнями. Немало внимания уделяли поясу. Роскошный атрибут шили из бархата и украшали вышивкой либо жемчугом.

На мужчинах была хлопковая (ситцевая) рубаха, нижние и верхние штаны. Поверх надевали архалук или чоху, которые выгодно подчёркивали статную фигуру и широкие плечи грузина.

Рассмотрим более подробно вопрос о том, как называется грузинская одежда, головные уборы и национальные атрибуты традиционного костюма.

Тот, кто любит чоху, любит свою страну

Впервые чоха появилась в конце 9 века в деревнях на юге Кавказа. Название появилось под воздействием персидской экспансии. Чоха переводится как "материя для одежды". Но чаще его называли "талавари".

Последние несколько лет чоху надевают не только в качестве свадебного наряда, но и для официальных и торжественных приёмов.

Грузинский национальный костюм: описание

Изначально чоху изготовляли из верблюжьей, овечьей шерсти. Теперь наряд представляет собой приталенную верхнюю одежду из хлопка или искусственной ткани со свободным ниспадающим подолом.

Костюм застёгивают сверху до талии. На груди имеются декоративные вставки в виде газырей. Завершают наряд кожаный пояс, с которого свисает булат из дамасской стали, и аксессуары из серебра.

Рукава в костюме покрывают мужские руки до тыльной стороны ладони и играют больше декоративную функцию. При необходимости их можно закатать до плеч, тогда получится своеобразный характерный для одеяния шарф.

Грузинский национальный костюм чоха выпускается в 6 оттенках. Туристы предпочитают приобретать пурпурный наряд, местные жители выбирают классику - чёрный и белый. Также в продаже имеется чоха серого, бордового и синего цветов.

Где приобрести

Для возрождения национального костюма и напоминания грузинам об их традициях и культуре в 2010 году в Тбилиси была открыта мастерская-ателье по производству чохи. Идея принадлежит двум друзьям: Левану Васадзе и Луарсабу Тогонидзе.

Клиентура ателье - люди, почитающие традиции своего народа, и туристы, желающие приобрести в качестве сувенира костюм грузина.

Ежедневный показатель продаж - 5-6 чох в день. Согласитесь, неплохо, учитывая, что ателье расположено на самой оживлённой столичной улице, где по соседству конкурируют модные магазины и бутики с брендовой одеждой.

От папахи до кабалахи

Каждый регион имеет свой головной убор. Каждый из них отличается размером, цветовой палитрой, орнаментом и даже предназначением. Список самых распространённых головных уборов, которые носили и носят на территории Грузии:


Грузинский женский национальный костюм

Разнообразие традиционных нарядов объединяло одно: схожие черты. В мужском костюме преобладает строгость, в женском - грация и элегантность.

Девушки из богатых семей носили картули (длинное и шёлка. В основном они были красного, зелёного, белого и синего цвета. Что касается катиби (верхняя одежда), то она шилась исключительно из бархата, снизу имелась ватная либо меховая подкладка.

Распространённый головной убор - лечаки - состоял из вуали из белого тюля и ободка. Поверх надевалась багдади (тёмная косынка), которая скрывала лицо грузинки. Замужние женщины также надевали лечаки, но один конец обязательно должен был покрывать их шею.

Туфли у богатых девушек были особой модели. У них отсутствовал задник, в основном они были на каблуке и с загнутыми носами. Грузинки низших сословий не могли позволить себе такой роскоши и носили кожаные лапти.

Аджарский костюм

Коротко об их традиционном костюме: без излишеств. Действительно, посмотрите на фото и вы всё поймёте. Всё выглядит красиво, а главное - рационально.

Мужской костюм состоит из рубахи и скроенных особым способом шаровар из шерсти или чёрного сатина. Просторный верх и узкий низ штанов не стесняли движений джигита. Поверх рубахи надевали жилетку в тон шаровар. Самой узнаваемой и одновременно дорогой частью мужского костюма считалась чоха с воротником-стойкой и рукавами до середины локтя. Подпоясывали чоху кожаным ремнём или ярким кушаком. Завершали образ джигита патронташ, кинжал и ружья.

Невероятно красив и функционален женский костюм. Состоял он из длинной, до щиколоток, рубахи синего или красного цвета и шаровар. Поверх аджарка надевала распашное платье из оранжевого ситца. Дополнял национальный костюм шерстяной передник. Голову грузинки украшал ситцевый платок, угол которого обязательно отбрасывался через плечо, покрывая шею. Поверх надевали ещё один платок, скрывавший большую часть лица. С 12 лет аджарки-девочки надевали белую чадру, которой прикрывали лицо.

Мужской национальный свадебный костюм

Это сейчас молодожёны выбирают на бракосочетание европейский вариант наряда, но свадебный грузинский национальный костюм у каждого региона был свой.

Мужской костюм состоял из трёх элементов: рубахи, штанов и черкески. Рубашка шилась из белого льна, черкеска - из шерсти, приборного сукна, а штаны - из кашемира, дубль-сатина. На ноги обували чёрные высокие сапоги из мягкой кожи. На богато украшенном серебром чёрном поясе висели маслёнка и кольцо для кинжала, рукоятка которого обрабатывалась под слоновую кость.

Поверх белой сорочки с воротником-стойкой надевали расшитый золотом плащ. Рукава его обязательно были разрезанными для удобства движений в танце.

Женский наряд

У грузинки наряд для бракосочетания состоит из головного убора с вуалью и платья. Первый шьют из шёлка или атласа. Расцветка должна быть самой нежной: от розового до светло-голубого. Свадебное платье обязательно должно быть с двойным рукавом, а талию грузинки украшает богато расшитый пояс. Иногда его декорируют рисунком. Но он обязан быть в тон наряда.

Нижний рукав и грудную область вышивают золотой мишурой, шелками или бисером. Манжеты и пояс обычно состоят из другого материала - более тяжёлого. Открытый рукав, грудку, лопасти пояса украшают мишурой серебряного цвета. Иногда свадебное платье декорируют петельками и пуговицами-шариками.

На головной убор накладывают ленту и покрывают лёгкой тканью. Ободок расшивали особенно богато: мелкими жемчугами, бисером, золотом, шёлком. Лёгкая ткань, выполняющая функцию вуали, была из расшитого рисунком тюля. Края обрамляли кружевом либо вырезали зигзагом. Волосы невесте заплетали в косу. Нередко её украшали мелким жемчугом.

Единственное, что осталось неизменным спустя столько веков - обувь. Грузинская невеста была в белых туфлях на высоком каблуке.

Национальная одежда - своеобразное зеркало, отображающее историю народа. Ведь, изучая традиционные наряды, познают культуру, обычаи и традиции. Даже по одной ткани можно было определить, из какого региона приехал человек.

Как видите, грузинский народ во все времена стремился выглядеть со вкусом и изысканно, глядя на фотографии национальных костюмов, несложно определить, что сыны Кавказа отличаются строгостью и мужественностью, а грузинки - грацией и строгостью.

Все детство я активно кромсала ткани, варганила из них наряды куклам. То ли это был женский инстинкт, проснувшийся непростительно рано, то ли портняжный ген, наскоками выходящий из дремотного состояния. Огня в костер портняжной страсти добавляла швейная машина старейшей фирмы Зингер. Эту чугунную старушку я помню с самого детства, она была не только старше меня, но и старше мамы и даже дедушки, работавшего на ней много лет. Предмет вожделения жил на кухне. Скромно задрапированная машинка обольщала уже одним своим существованием. И, несмотря на порицания взрослых, уличавших в неумелых попытках создать дизайнерский шедевр, я продолжала беззаветно верить в то, что когда-нибудь смогу обшивать не только многочисленных кукол, но саму себя, маму и многих других.

Вера в счастливый альянс с Зингером пошатнулась с наступлением совершеннолетия. Когда души прекрасные порывы я преломила на практической стезе. После нескольких месяцев посещения курсов кройки и шитья, альянс вдруг превратился в мезальянс. Кропотливое накладывание стежков и строчек оказались для меня неподъемной рутиной. В общем, Коко Шанель во мне умерла, даже не успев родиться. Ну, не Шанель, так бешамель, решила я тогда и пошла совершать подвиги на кухню. Единственное, что осталось с тех пор неизменным, так это нежные чувства, которые я питаю к семейному раритету. На нем ведь в позапрошлом столетии шились изыски европейской моды. Платья, сюртуки, костюмы — все то, из-за чего Тифлис отчасти называли маленьким Парижем. Хотя на европейскую столицу Тифлис начал походить только со второй половины XIX века. До того времени по городским улицам ходили все больше в национальных, традиционных костюмах.

Тифлисский прикид и его непередаваемый колорит

Итак, за окном середина XIX столетия. Раннее утро. Майдан лениво сбрасывает негу. Торговцы, околачивающиеся у торговых рядов, неспешно раскладывают товар. Откуда-то издалека доносится голос мацонщика, нараспев возвещающего о своем прибытии. Появляются на горизонте и сезонные рабочие, нанимаемые обычно на строительные, садоводческие работы. Они приходят раньше всех остальных, на рассвете. Авось повезет, и кому-то понадобятся лишние руки.

Проходит немного времени, и по мостовой начинают цокать вереницы ослов, навьюченных корзинами с овощами, фруктами, зеленью. Дальше подтягиваются арбы с более серьезным провиантом, крупой, мукой, бобами. Вокруг только и слышны громкие призывы бойких торговцев, рекламирующих свою продукцию на все лады.

А вот и первый посетитель базара.

"Рамбавиа", — спрашивает он рыбного продавца, что означает: "Что нового?".

Базар ведь не только центр торговли, но и место обмена информацией. Торговец Махмуд бросает исподлобья взгляд на покупателя, шерстя глазами завсегдатая. Одет его клиент не сказать роскошно, но по моде и даже с некоторым шиком. Из-под темной чохи (верхняя мужская одежда) с выпячивающимися газырницами (ружейный заряд, крепившийся на груди мужской одежды и носящий одновременно декоративную функцию) проглядывает застегнутый наглухо ахалухи (сорочка). Чоха хоть и из добротного сукна, да только вышивка на ней отсутствует, из чего следует, что птица сия невысокого полета.

Пояс у его всегдашнего покупателя висит с кинжалом, да только не такой он толстый, как у карачогели. Те с собой носят собственные поминки, как говорят в Тифлисе. Отправился внезапно к праотцам башмачник и никому не доставил хлопот, похоронил себя на деньги, вырученные от продажи собственного пояса.

© Sputnik / Ekaterina Mikaridze

— Слышал, как кинто Баграту вчера бока помяли? - спрашивает Махмуд. — Он у нашего Карапета два мешка орехов взял, сказал, деньги потом вернет, а сам перепродал их купцу Дандурову по высокой цене, но Карапету деньги не вернул. Всех прокатил, а потом его прокатали по булыжникам. До самого армянского базара бежали за ним, — ухмыляется в ус Махмуд.

Солнце начинает беззастенчиво палить и гнать с площади прочь. Обменявшись еще парой сплетен, покупатель трогается в путь. Идет медленно, размышляя о грядущих делах. Из забытья выводит фигура приближающейся девушки. Поравнявшись с ним, девушка стыдливо опускает глаза. А он замедляет шаг, чтобы лучше ее рассмотреть.

Длинное, цвета спелой вишни приталенное платье выгодно подчеркивает осиную талию блондинки. Лиф у платья, как и полагается по канонам моды, с глубоким вырезом. Шелковая гулиспири (вставка) белого цвета, что контрастнее подчеркивало красоту платья и белизну лица девушки. Он даже успел заметить, что вставка расшита золотыми нитками, значит особа из знатного рода.

Наконец дошел черед до лица. Хотелось броситься вдогонку и остановить прекрасную незнакомку. Чело ее обрамляли традиционные локоны и головной убор. Он не знал, как называется вся эта сложная конструкция, которую женщины с упоением водружают себе на головы и носят, но смотрелась она хорошо. А головной убор этот (тавхурва) состоял и из картонного ободка (чихта) по размеру головы, обтянутого тканью, и тонкого валика из ваты (копи), покрытого шелковой тканью. К этому прилагалась головная повязка (тавсакрави) — узкая полоска из бархата, гладкого или расшитого шелком. Она крепилась к этому самому ободку, гордо именуемому чихтой. Кстати, в дуэте с чихтой носили и лечаки (вуаль). Шилась она из тончайшей ткани - атласа, кружев, марли… Вуаль закреплялась на валике специальной булавкой.

© Sputnik / Ekaterina Mikaridze

Грузинский женский национальный костюм, созданный "Самосели пирвели"

Подкрутив ус, мужчина вздохнул, верно, подумав, что когда-нибудь прекрасная половина человечества не будет так старательно скрывать свои прелести под многослойными нарядами. Чем знатнее и выше было сословие, тем разнообразнее был гардероб. Князья и дворяне носили наряды из более дорогих тканей, и в них, как правило, в обилии присутствовали украшения. Неотъемлемой деталью мужского и женского гардеробов были четки. Не важно, агатовые или янтарные, главное, что любой мало-мальский тифлисский модник вертел их в руках, подобно тому, как их потомки вертят мобильные устройства.

© Sputnik / Ekaterina Mikaridze

Ателье "Самосели пирвели"

Между прошлым и настоящим

Время шло, и облик горожан менялся. В нем все больше стали появляться европейские детали. Но национальная, традиционная одежда, каким бы парадоксальным не казался сей факт, не ушла в небытие и не покрылась нафталином. Напротив, элементы старой одежды стали приобретать знаковое, престижное содержание. Предметы одежды и обуви сохранялись в семьях как символ этнической принадлежности, напоминание о старинном быте.

© Sputnik / Ekaterina Mikaridze

Ателье "Самосели пирвели"

Уже в наше время к возрождению и популяризации грузинской национальной одежды обратились бизнесмены Леван Васадзе и Луарсаб Тогонидзе. А случилось это в 2008-м. Компаньоны решили шить национальную одежду и обувь и назвали бренд "Самосели пирвели", что в переводе с грузинского значит "первая одежда" или "одежда исконная". Кстати, так называется роман грузинского писателя Гурама Дочанашвили. Роман — притча о блудном сыне. По возвращению сына домой отец не ругает его, не обвиняет, а говорит слугам: "Оденьте его в лучшую одежду", на грузинском языке это звучит как "samoseli pirveli".

© Sputnik / Ekaterina Mikaridze

Ателье "Самосели пирвели"

Фирменный магазин расположен в одном из престижных районов города — Ваке. В общем-то, друзья-компаньоны не магазин открыли в центре города, а машину времени. Переступить порог магазина — все равно, что пройти сквозь стену и оказаться в XIX столетии. Ну, помните, как в фильме "Иван Васильевич меняет профессию". Манекены в старинных нарядах, которые выглядят хитами сезона. Мебель, стилизованная под XIX век, архивные фотографии, книги, музыка, проигрываемая на старом проигрывателе. Традиционной одежды тут много, притом настолько, что можно заблудиться в исторических виражах. Но сбиться с пути тебе тут не дадут, здешние консультанты, по совместительству еще и гиды.

"Мы не ставим перед собой задачи сделать так, чтобы гость не ушел без покупки, — рассказывает директор компании "Самосели пирвели" Анна Нинуа. — Нам доставляет удовольствие тот факт, что к нам заходят и как в музей. Мы показываем старые книги, фотографии, рассказываем о старинной одежде. Не все обладают глубокими знаниями фольклора, этнографии. Если эта тема не перекликается с твоей профессиональной деятельностью или хобби, то и знания могут быть довольно скудными. Мы пытаемся донести хотя бы на поверхностном уровне интересную информацию о наших традициях, обычаях. Бывает, возникают споры, полемика. Стоит нам выложить какой-то костюм в социальной сети и начинается обсуждение того, насколько эти костюмы соответствуют традиционным грузинским одеяниям. И тут мы выкладываем старую фотографию, по которой и сделаны наши эскизы. Мы создаем костюмы стилистически максимально приближенные к оригиналам, но, конечно же, вносим и изменения. Грузинский потребитель выражает недовольство и в случае полного копирования, и в том случае, если мы видоизменяем костюмы. Наш потребитель настроен критически, что не дает расслабиться и держит нас в тонусе".

Преподнести национальную одежду сегодняшнему обществу в такой форме, чтобы она вызвала отклик, такую цель преследовали основатели компании. Искали соответствующие средства для воплощения замысла. Стремились к тому, чтобы и старое не потерять, и адаптировать его в соответствии с сегодняшней модой. Некоторые вещи копировали, другие видоизменяли, третьим меняли цвет, делая их более приглушенными. И цель, нужно признать, оказалась достигнута. Получился воплощенный в одеждах и обуви национальный код, европеизированный до узнаваемости. Сегодня "Самосели пирвели" — бренд, о существовании и продукции которого знают далеко за пределами Грузии.

По образованию Анна — театральный художник, поэтому, когда ей предложили заняться этим делом, сразу же загорелась идеей.

"Для очень многих грузин национальная одежда - это чоха и платье - традиционное. Но, вот тут-то мы и ошибаемся. У каждого из уголков страны свои красивые наряды, отличающие именно этот регион Грузии, у каждого очень много нюансов. Несмотря на то, что я пришла в это дело вполне подкованной, в процессе работы с костюмами сделала много открытий. К созданию женской линии одежды мы отнеслись очень бережно. Посещали музеи, сокровищницы, семьи в регионах, где такие наряды сохранились. Если ты приехал в Тушети и в одном из домов обнаружил находку в виде ежедневного женского платья, это еще не означает, что вы изучили все виды повседневной и праздничной одежды тушинок, потому что в каждом из регионов их огромное множество. Говорить о том, сколькими костюмами представлен каждый из регионов, сложно. У костюма каждого края есть характерные черты, мотивы. К слову, в сванском наряде есть очень узнаваемый головной убор, украшения, стеганные пальто, юбки. Для тушинских женских нарядов характерны нарукавники - манжеты. По тому, как завязывался тавсабурави (головной убор), можно было определить, замужем ли женщина, в разводе или вдова. Семейное положение определялось еще и по застегнутому вороту платья. Шея открывалась для посторонних взоров лишь до замужества".

Ткани и другие материалы для пошива одежды закупаются, в основном, в Турции, Дубае, Индии. Их орнаменты и рисунки, как объясняет директор компании, ближе к грузинской культуре. В среднем, на создание костюма уходит до двух недель. Исключения составляют свадебные наряды, на пошив которых уходит целый месяц. В последнее время стало модным облачаться на свадьбу в национальные костюмы. В "Самосели пирвели" гордятся такими веяниями. Говорят, что рады, что внесли в популяризацию национальных костюмов свою лепту.

Впрочем, произведения искусства, создаваемые вручную мастерами компании, остаются пока что элитными. Дотягиваются до них все больше высший класс общества и иностранцы, преимущественно украинцы и русские. Перейти в ранг одежды и обуви массового потребления им мешает цена. Для информации, стоимость женского платья от "Самосели пирвели" колеблется от 450 до 580 лари.

© Sputnik / Ekaterina Mikaridze

Грузинские национальные костюмы, созданные "Самосели пирвели"

"Мы стараемся уйти от штамповочного стиля, ориентируемся на качество. Это касается и обуви. Редко кто в Грузии шьет обувь, у которой натуральная кожаная подошва. А ввиду того что одежда у нас характерная, мы стараемся не делать ее серийной, обязательно снабжаем каждый заказ каким-то эксклюзивным нюансом. Не хочется ставить в неловкое положение потребителя, вы же понимаете, как неприятно встретить женщину в точно таком же, как у тебя, платье. Поэтому работаем больше на заказ. Зарубежный покупатель ценит такой подход и делает выбор в пользу качественного изделия. Исходя из цен в других магазинах, опять же грузинских дизайнеров, наша продукция не такая уж и дорогая. И потом, ведь бизнес этот затратный. Ткани и другие материалы завозятся из других стран, добавьте к этому кропотливый труд наших мастериц, дизайнеров", — объясняет дороговизну костюмов Анна Нинуа.

Много лет назад, записывая интервью с одним очень известным грузинским дизайнером, я услышала от него такой вопрос: "Тбилиси походил на маленький Париж? Где, в каком месте? Это все сказки да небылицы".

Сдается мне, дизайнер глубоко заблуждался. Сегодня Тбилиси удается держать руку на пульсе настоящего времени, не отпуская от себя далеко и прошлого. Впрочем, как всегда. Город как-то мастерски умел дрейфовать по волнам истории, минуя экономические и социальные рифы. И горожане, гуляющие по его улицам, выглядели, несмотря на временные материальные трудности, неизменно модно и красиво. Хотя, когда его жители обладают врожденным чувством эстетики и стремлением к гармонии, по-другому и быть не может. Одним словом, если выносить Тбилиси модный приговор, то только оправдательный!

Кавказский национальный костюм (как, в принципе, и любая национальная одежда) завораживает. Грузинское одеяние - не исключение! Поэтому когда увидела запись Марии Эксер* о традиционной грузинской одежде, не удержалась. Выкладываю ее здесь. Этим постом начинаю продолжаю публикации в рубрике "По заявкам". За прошедший год скопилось около 700 запросов-вопросов-просьб. Пора ответить каждому. Многих из вас интересуют вековые традиции грузинского национального костюма. Вы нередко видели чудесные костюмы - подлинные и стилизованные - на танцорах национального балета Сухишвили-Рамишвили, ансамбля Рустави, Эрисиони и многих других коллективов, а также в замечательных грузинских фильмах. Я не специалист кройки-шитья, вышивки, дизайна, и не являюсь профессиональным этнографом, однако предлагаю вашему вниманию работы студии "Самосели пирвели" -"Одеяние первое". Группа талантливейших художников воссоздала грузинское национальное платье, основываясь на драгоценных экспонатах грузинских музеев, архивов и частных коллекций. Воссоздала ab origine:) Эта одежда жива, уникальна, неповторима и дорога каждому, кто любит Грузию и остальной Кавказ. Эту одежду можно носить и сейчас. Чего себе и вам желаю. Обновлено 26/02/11 21:46: Работы грузинского ателье Самосели пирвели - Одеяние первое. Художники ателье работали с экспонатами музеев, частными коллекциями и воссоздали эти модели, которые можно носить и сейчас 1. Аджарское платье. Ручная вышивка на нагрудной вставке. Узорчатый кушак с кисточками.

2. Мегрельское женское платье с бархатными разрезными рукавами и серебряными застежками.


3. Месхское (месхетинское) женское платье из бархата персикового цвета с полосатыми манжетами, кружевной вставкой на груди. Серебряные височные украшения, ожерелье, серебряная застежка. Головной убор - мандили - из белых кружев

4. Мохевское женское платье украшено золотой тесьмой и золотым шитьем. Закрытый ахалуки (сорочка) из шифона. Вязаный головной убор мандили. Пояс из серебра.

5. Мохевское женское платье и чоха (верхняя одежда) с серебряными застежками и серебряным поясом. Головной убор мандили из белого гипюра.

6. Осетинское женское платье с черным бархатным кантом. Длинный белый ахалухи (сорочка) с отложным воротником и золотым пояском.

7. Тушинское женское платье. Женская чоха отороченная бархатом и расшитой нагрудной вставкой, серебряные застежки. Рукава украшены разноцветной тесьмой. Головной убор мандили черного цвета. Обувь - вязаные сапожки без каблуков

8. Городское дворянское женское платье с расклешенными рукавами и бархатной накидкой, белым кушаком. Чихти - головной убор - расшит вручную золотом.

9. Городское женское платье. Гипюровый ахалухи (сорочка) с отделкой из бархата. Накидка синего цвета с расклешенными разрезными рукавами расшита вручную. Кушак расшит гладью. Чихти - головной убор - расшит бисером. Киса - сумочка на поясе - из бархата, украшена вышивкой.

10. Городское женское платье из бархата с вышивкой и пестрой подкладкой. Сумочка на поясе - киса- из бархата с вышивкой.

11. Традиционное общегрузинское женское платье. Рукава с разрезами. Головной убор расшит жемчугом и гладью. Кушак с ручной вышивкой с традиционными грузинскими орнаментами. Серебряные украшения, серебряный пояс и застежки.

12. Традиционное общегрузинское женское платье, нагрудная вставка украшена тесьмой. Накидка короткая с широкими разрезными рукавами. Головной убор - чихти-копи - сделан из бархата и расшит бисером.

13. Традиционное общегрузинское женское платье. Платье расшито орнаментом и украшено тесьмой. Ахалухи (сорочка) с пуговицами. Головной убор - мандили - из газа, призван был покрывать голову и платье женщины, защищая от пыли и солнца.

14. Традиционное общегрузинское платье. Бархатные вставки на груди и кушаке расшиты золотом. Головной убор чихти-копи из бархата и расшит золотом, крепится поверх короткой белой кружевной накидки-мандили.

15. Дворянская мужская одежда из региона Картли и Кахети. Рукава разрезные. Ткань чоха расшита золотом. Ахалухи (сорочка) из белой ткани с воротником-стойкой. Серебряный пояс, кинжал. Сапоги кожаные типа мхедрули (военного образца, использовались также наездниками)

16. Дворянское женское платье. Платье из шелка, на пуговицах, с воротником стойкой. Серебряный пояс. Нижняя юбка из шелка контрастного цвета (напоминает мне лично Викторианскую Англию)

17. Дворянское женское платье. Шелковое или атласное платье с присборенными рукавами. Белая накидка с разрезными рукавами. Белый кушак с вышивкой

18. Дворянская мужская одежда. Верх из красного бархата с разрезными рукавами. Украшен черным бархатным же кантом и золотой тесьмой. Левый рукав по традиции закреплялся на плече для удобства наездника. Ахалухи (сорочка) черного цвета из шелка с окантовкой. Пояс из серебра. Сапоги кожанные военного образца

19. Мужская приталеная длинная чоха из региона Самегрело-Апхазети (Мегрелия и Абхазия), косые газыри. Бархатный кант. Ахалухи (сорочка) из шелка с высоким горлом. Папанаки - головной убор из расшитого бархата в помещении закреплялся на плече. Сапоги кожанные военного образца мхедрули.

20. Мужское пальто зимнее из региона Тушети. Шерстяная чоха с каракулевым воротником-стойкой, двойным витым кантом и петлями для пуговиц из тесемок. Нижняя чоха из шерсти. Ахалухи (сорочка) из полотна или шелка с стоячим воротником. Серебряный пояс, кожаные сапоги.

22. Еще одна гурийско-аджарская мужская одежда чакураБархатная куртка украшена тесьмой и вышивкой. Полотняный ахалухи (сорочка) с высоким воротником. Черные брюки. Узорчатый кушак. Серебряный пояс с оружием, кинжалом и патронницей. Кожаные сапоги

23. Грузинское свадебное женское платье. Атласное платье с расшитой атласной вставкой на груди, с разрезными рукавами. Розовый бархатный кушак расшит жемчугом. Головной убор - мандили - из белого газа, из украшений жемчужная нитка обрамляющая лицо и ожерелье.

24.Мужская свадебная одежда. Белый ахалухи (сорочка) с воротником стойкой из шелка. Белая чоха из тончайшей шерсти с атласной подкладкой. Серебряный пояс. Жених без оружия традиционно ведь ему танцевать с женщиной. Черные кожаные сапоги.

25. Сванская женская одежда. Атласное платье с воротником стойкой и узорчатым кушаком. Чоха из шерсти с бархатными вставками на груди. Украшена серебряными украшениями и застежками. Головной убор - мандили. (прим: фотография крестьянского сванского платья увы, повреждена)

28. Абхазское женское платье со шлейфом с серебряными застежками и поясом. Шифоновый ахалуки (сорочка) с воротником апаш. Голову покрывает мандили белого цвета и серебряный венец.

29. Рачинское женское платье. Красная блуза с вырезом, через которую проглядывает узорчатый ахалуки (сорочка) рукава-фонарики, юбка с орнаментом из лоскутов и кантом. Верхняя одежда - безрукавка с сборками. Головной убор - белый мандили с красным кантом, на концах платка орнамент. Обувь - полусапожки из кожи или замши (очень напоминает современные угги:))

30. Еще одно мохевское платье, на этот раз зимнее. Верх с вышивкой и тесьмами. Перчатки и платок на голове вязаные. Ахалуки (сорочка) с стоячим воротником. Пояс из черного бархата.

31. Сванское платье № 2. Пестрое платье присборенное. Верх из красной шерсти с серебряными застежками, расшитой нагрудной вставкой, головной убор черного цвета вроде шапочки, поверх длинный традиционный головной убор мандили.

Но мало кто понимает те символы, которые скрыты в чохе. Именно благодаря этим символам чоха приобрела некую магическую силу, притягивающую все больше и больше людей в мире.

Владелец одного из старейших салонов по шитью чохи в Тбилиси Нугзар Кванталиани рассказал Sputnik Грузия о символическом значении чохи и о том, как появились в наряде те или иные элементы.

© Sputnik / Denis Aslanov

- Расскажите, из каких деталей состоит чоха? И что они значат?

— В целом, чоха - это один из сложнейших костюмов. Он отличается от всех других тем, что состоит из множества деталей, точнее, из 13. Ни у одного другого костюма в мире нет стольких элементов. Я имею в виду повседневные наряды, а чоху раньше носили каждый день. Именно эта многочисленность деталей придает чохе красоту и изящность.

Вот, например, раньше на чохе не было такой детали, как газыри. Они появились позже, когда появилось ружье. Возникла необходимость пришить к костюму такую деталь, которая помогла бы воинам легко хранить патроны. Самым хорошим местом оказалось именно вот это место — на груди, рядом с сердцем, они быстро могли достать патроны. То есть им было комфортно, во время боя им не приходилось их искать и долго возиться. Газыри — очень важная деталь, которая сделала чоху еще более красивым и неповторимым костюмом.

- Чоха была разной, так ведь?

— Совершенно верно. Чоха разная. Вот этот костюм, который вы видите на модели — это чоха князей, в то же время — это праздничный наряд. Кстати, на праздники надевали также чоху светлого цвета - свадебная чоха бывает белой, бежевой, а чоха черного цвета считается более повседневной, этот костюм простой, шьется без вышивок.

© Sputnik / Denis Aslanov

Была и чоха с разрезанными рукавами - почему их так называли? Потому что их легко можно было завязать на запястье. Одновременно получался комфортный и изящный наряд.

Чоха стала символом мужества, отваги. Каждый настоящий мужчина должен был носить чоху, однако в прошлом и по сей день чоха остается довольно дорогим удовольствием. Не все могли позволить себе надеть чоху, особенно крестьяне, они надевали только архалуки. Однако все мужчины старались иметь свою чоху. Далее так и случилось, практически в каждой семье, каждый мужчина имел чоху, для нуждающихся это было лишь выходным нарядом.

Что касается папанаки, который был прикреплен к груди мужчины, то в основном он был распространен в Имерети и Самегрело. На папанаки семьи наносили семейные гербы, вышивали их. Когда какой-нибудь князь приходил в собор, на свадьбу или в гости, он обязательно надевал семейный герб. С помощью папанаки люди могли определить, к какой фамилии он принадлежал.

Кстати, папанаки надевали и на голову. Остались старые фотографии, на которых видно, как мужчины носили папанаки на голове. Позднее и женщины начали надевать его на голову, но у женщин папанаки был более маленьким, мужской более широкий.

В основном вышивками оформляли чоху князей. На вышивку чохи уходило много времени, месяц, может, и больше. Вышивали золотыми и шелковыми нитками. Сейчас все проще, есть устройства, специальные станки, с помощью которых мы вышиваем чоху.

Простая или же крестьянская чоха была черной и его рукава складывались до локтей, чтобы костюм был более практичным.

- У чохи очень красивый пояс, какое значение у него?

— Что касается пояса, то его, безусловно, делали из кожи. Он имеет красивые детали, я имею в виду три эти подвязки с одной стороны и еще три с другой, по бокам.

© Sputnik / Denis Aslanov

Эти подвязки делают чоху более богатой. Такие же детали можно увидеть на сапогах, которые носили раньше грузинские мужчины. У них было два значения. Первое - это красота, а второе - практичность, чтобы сапоги не спадали вниз. Они держали сапоги.

Что касается пояса, то есть такая версия, что во время охоты грузины вешали дичь прямо на поясе, который был оформлен специальными креплениями.

- Почему вы решили заниматься именно чохами?

— В моем случае профессия выбрала меня сама, досталась по наследству. Моя мама шила чохи. Помню, к нам приходили многие ансамбли, шили чохи, но так массово, как сейчас, люди не надевали национальный костюм. Клиентами моей мамы чаще были ансамбли. Сейчас, помимо ансамблей, приходят рядовые граждане и заказывают национальную грузинскую одежду. Мужчины начали надевать чоху. Правда, больше на свадьбы и религиозные праздники, но спрос большой.

Многим нравится ходить в чохе в церковь, на дни рождения, очень любят встречать Новый Год в национальной одежде, фотографироваться и делать семейные альбомы. Чоха вновь становится популярной, и это очень радует.

Какое-то время наша национальная одежде как будто была забыта обществом. А сегодня стала нужным костюмом для каждого настоящего мужчины.

© Sputnik / Denis Aslanov

- Как вы думаете, в чем причина?

— Я думаю, это связано с ностальгией. Наверное, внутренне у грузин всегда было желание надеть национальный костюм, но понадобилось какое-то время, чтобы это желание превратилось в реальность. Кто-то надел, кому-то понравилось, потом все подхватили и пошло-поехало.

Наверное, пошла какая-то мода, тенденция. Хотя, когда я говорю слово мода, у меня появляется страх, потому что мода - это понятие временное, но в случае чохи, думаю, так не произойдет. Это все-таки наше, национальное и любимое.

Есть и иностранцы, которые обращаются к нам. Вот ко мне пришел турист из Австралии. Рассказал, что до этого у него не было никакой связи с Грузией, случайно приехал, узнал о Грузии, ее культуре, национальной одежде и влюбился. Мы сшили ему чоху. Высылали чоху и в США, и в Шотландию, и в Россию. Многие приходят. Житель Екатеринбурга купил у нас чоху, сказав, что хочет унести с собой что-то в память о Грузии и остановил свой выбор на чохе.

- Нугзар, мы говорили о мужском костюме, что вам рассказывала мама о женских национальных костюмах?

— Что касается женской одежды, то она более многообразная, чем мужская. Она была разной, одежда женщин каждого уголка различалась. Была аджарская, хевсурская, мтиульская, картлинская. Вот это платье больше носили на востоке, в Картли.

© Sputnik / Denis Aslanov

Однако оно было настолько красивым, что носили и в Имерети, и в Самегрело. На нашей модели торжественный наряд, надевали его на свадьбу.

В Хевсурети женщины носили очень красивую и изящную одежду. Сами вышивали. Когда девочке исполнялось семь лет, она должна была иметь одежду с вышивками и разными орнаментами.

Я вспомнил еще одну интересную историю, это шутка, конечно же. Пояс на женском платье называли языком невестки и свекрови. Шутили так раньше, гадали у кого он окажется длиннее (смеется). Это так в шутку.

Чоха — это символ грузинского духа, силы, патриотизма. Когда я надеваю чоху, каждый раз меня переполняет чувство гордости. Чоха - это моральная стойкость, любовь, все те ценности, на которых Грузия стоит на протяжении веков.

Национальные грузинские костюмы использовали в повседневной жизни жители страны до конца XIX - начала XX вв. Законодателями моды последние столетия были горожане Тбилиси.

Традиционный мужской грузинский костюм состоял из нескольких элементов. Перанга - нижняя нательная рубашка, сшитая из ситца или шелка. Шендиши - нижние штаны и верхние широкие штаны - шарвали из черного или бордового сукна.

Чоха - это верхняя одежда, прилегающая к талии, пошитая из шерстяной ткани, с широкими и длинными рукавами и полами до колен. Она носится поверх ахалохи. Эта одежда эффектно подчеркивает широкие мужские плечи и узкую талию. На талию надевался ремень с чеканкой, к которому подвешивался кинжал.

Дворянство и княжество Грузии в качестве верхней одежды носили кабу, сшитую из плотного шелка. От чохи каба отличается отделкой из черного шелкового шнура, из которого выполнялись также пуговицы, для застежки на груди и запястьях. Парадная одежда дворянского сословия - куладжа - короткое верхнее платье из бархата ярких цветов, а иногда и обшитое галуном и опушенное натуральным ценным мехом. Обязательным дополнением к куладже является каракулевая папаха, кинжал или сабля.

В холодные месяцы в городе носили курку - шубу, вышитую золотом или серебром, пабади - войлочную бурку, папаху - высокую и остроконечную из черной овчины или каракуля.

Знатные семьи носили башмаки на высоком каблуке без задника - коши, мягкую обувь без каблука - мести и кожаные сапоги - цаги, расшитые даже драгоценными камнями. Крестьяне же обувались в каламани, а голень обматывали шерстяной тканью.

Если костюм одежды не был дополнен кинжалом, то считался неполным.

Национальный женский грузинский костюм.

Очень красиво на стройных фигурах женщин смотрелось длинное платье - картули, с облегающим лифом и украшенное вышивкой бесером, жемчугом, тесьмой, а пояс был выполнен из бархата или шелка.

Концы пояса ниспадали по подолу платья и были богато расшиты золотыми и шелковыми нитями.

Лечаки - головной убор, состоящий из вуали, копи - тонкого валика из шелка или ваты, чихты - картонного ободка, обшитого бархатом. Сверху была накинута чадри или багдади - косынка.

Женщины из знатных и обеспеченных семей шили платья из дорогих привозных шелковых тканей и атласа. Катиби - верхняя одежда из яркого бархата или шелка на меховом подкладе или простеганная на вате с шелковой подкладке.

Коши - туфли на каблуке без задников, носила вся грузинская знать. Они были выполнены из бархата с загнутыми вверх носами, а небогатые женщины могли позволить себе только каламани - башмаки из грубой кожи.

Модными, считались украшения из красного коралла, янтаря и прическа из волос, заплетенных в несколько кос и локонов, прикрывающих виски. Женщины любили румяна, красить брови в черный цвет, а ладони и ногти красили хной.

Но не стоит забывать, что в каждом регионе Грузии есть свои особенности национального костюма. Очинные косматые папахи - головной убор горцев. Войлочные шапочки, плотно прилегающие к голове - характерны для Кахетии и Восточных регионов. В Западной Грузии головной убор мужчин - конусообразный башлык кабал ахи, а в Сванетии - круглые шапочки с короткими полями.

Очень необычен и красив наряд хевсуров, напоминающий ковер с узором.

Особенности грузинского костюма по каждому региону можно описывать очень долго, поэтому рекомендуем посетить краеведческие музеи и музеи истории и искусства на территории страны, чтобы у вас сложилось полное впечатление от увиденного в представленных экспозициях.

div > .uk-panel", row:true}" data-uk-grid-margin="" data-uk-scrollspy="{cls:"uk-animation-slide-bottom uk-invisible", target:"> div > .uk-panel", delay:300}">