Конспект интегрированного занятия по ознакомлению с окружающим миром с элементами ТРИЗ в старшей группе на тему «Во саду ли, в огороде»
Описание работы : материал может быть использован воспитателями для проведения ОД по ознакомлению с окружающим миром в старшей группе дошкольного возраста.Программные задачи:
формировать и развивать навыки образования относительных прилагательных от существительных, согласования прилагательных с существительными мужского рода;
расширить словарный запас по теме «Сад. Огород»;
активизировать мышление путём разрешения проблемной ситуации;
воспитывать целеустремлённость и настойчивость в поиске решения возникающих проблем.
Материал:
мяч, карточки к игре «Вкусный компот», дыхательное упражнение «Горячий чай», восковые мелки, листы с нарисованными геометрическими фигурами.
Ход занятия
Станем рядышком, по кругу,
Скажем "Здравствуйте! " друг другу.
Нам здороваться ни лень:
Всем "Привет! " и "Добрый день! ";
Если каждый улыбнётся –
Утро доброе начнётся.
-– ДОБРОЕ УТРО!
Воспитатель: -Ребята, а вы знаете какое сейчас время года? (Осень)
А сколько всего времен года? (4) Какое время года перед осенью, а после? Назовите время года между зимой и летом. Молодцы! Назовите признаки осени.
Стук в дверь. Входит Маша.
Воспитатель:
-Здравствуй, Маша, ты почему такая грустная?
Маша: -Здравствуйте, ребята, у нас на огороде выросли какие-то странные овощи, мы не знаем съедобные они или нет. Что нам с ними делать?
Воспитатель: -Маша расскажи подробнее, что же случилось.
Маша читает стихотворение Натальи Кончаловской «Про овощи»
Жил один садовод,
Он развёл огород:
Приготовил старательно грядки.
Он принёс чемодан
Полный разных семян,
Но смешались они в беспорядке.
Наступила весна,
И взошли семена,
Садовод любовался на всходы.
Утром их поливал,
На ночь их укрывал
И берёг от холодной погоды.
Но когда садовод
Нас позвал в огород,
Мы взглянули и все закричали:
- Ни в земле, ни в воде,
Никогда и нигде
Мы таких овощей не встречали!
Показал садовод
Нам такой огород,
Где на грядках, засеянных густо,
Огурбузы росли,
Помидыни росли,
Редисвёкла, чеслук, и репуста.
Сельдерошек поспел,
И мортофель дозрел,
Стал уже осыпаться спаржовник,
А таких баклачков
И мохнатых стручков
Испугался бы каждый садовник.
Мы корзину несли
Но решить не могли:
Как нам быть с овощами такими?
То ли жарить их нам,
То ли парить их нам?..
Или съесть их просто сырыми!
Воспитатель:
- Ребята, давайте поможем Маше разобраться, что же за овощи выросли на огороде. Я сейчас буду называть вам название нового удивительного сорта, а вы должны будете сказать из каких овощей он состоит. Например: спаржовник –спаржа и крыжовник. Готовы?
Огурбуз –огурец и арбуз;
помидыня – помидор и дыня;
редисвёкла – редис и свёкла;
чеслук –чеснок и лук;
репуста – репа и капуста;
сельдерошек –сельдерей и горошек;
мортофель – морковь и картофель;
баклачок –баклажан и кабачок.
Маша:
-Спасибо вам, ребята, за помощь. А не подскажете мне, что можно приготовить из этих овощей? (суп, борщ, пюре, салат, сок, соус) Какие вы все умненькие, а хотите поиграть со мной?
- Все лето я собирала разные ягоды и готовила лакомства для своих друзей. Предлагаю вам угадать, какое варенье я сварила.
Проводится игра «Вкусный компот»
Дети самостоятельно берут баночки, внимательно рассматривают их, называют сначала изображенный фрукт или ягоду, а далее проговаривают, как называется компот из изображенной ягоды (фрукта).
Физминутка «Фрукты»
Будем мы варить компот. (мешают ложкой)
Фруктов нужно много. Вот. (показать руками - "много")
Будем яблоки крошить,
Грушу будем мы рубить,
Отожмем лимонный сок,
Слив положим и песок. (имитировать, как крошат, рубят, отжимают, кладут, насыпают песок)
Варим, варим мы компот, (мешают ложкой)
Угостим честной народ. (руки в стороны)
Воспитатель: -Ой, какой у вас получился компот. Я бы его хотела попробовать, но нельзя – он очень горячий. Как же мне попробовать ваш компот? Подскажите. (подуть, остудить при помощи вентилятора, поставить в холодильник, опустить чашку с компотом в холодную воду…)
Маша: -Ребята, давайте все вместе подуем и наш компот быстрее остынет. (Проводится дыхательная гимнастика «Горячий чай»)
Воспитатель : -Спасибо вам, напоили вы меня вкусным и ароматным компотом. А сейчас я предлагаю вам пройти за столы.
Воспитатель: – Выберите геометрические фигуры любого цвета, размера, формы. С помощью цветных восковых мелков превратите их в весёлых фруктовых, овощных и ягодных человечков. (Дети приступают к рисованию).
Маша: - Давайте поселим их в нашем домике.(макет) На первом этаже будут жить красные жители, на втором – зелёные, а на третьем – разноцветные.
Вот какой замечательный дом и необычные жители в нём.
Маша: -Спасибо вам, дорогие ребята. Но мне пора домой. До свидания!
Воспитатель:
Ну -ка все встали в круг
За руки все взялись вдруг
Будем рядом стоять
Ручками махать
Все мы дружно занимались
И немножко баловались
А теперь детвора
Отдыхать и вам пора!
Показаны публикации 1-10
из 35020
.
Все разделы
| Занятия по ознакомлению с окружающим миром
Занятие по познавательному направлению «Страна Математики осенью» (старшая группа) Занятие по познавательному направлению «Страна Математики осенью» Старшая группа Подготовила : Абдрахманова Роза Ишмурзаевна Цель : Развитие интереса к математике, на основе познавательной активности и любознательности . Задачи : Образовательные : - Закрепить свойства геометрических...
Конспект занятия по ознакомлению с окружающему миром «Наши маленькие соседи насекомые» для детей среднего возраста «Наши маленькие соседи - насекомые» Цель проекта : развитие познавательного интереса младших дошкольников в изучении особенностей мира насекомых и формирование начал экологической культуры. Тип проекта : познавательно - исследовательский . Вид проекта : творческий,...
Публикация «Конспект познавательно-игрового модуля в средней группе детского сада...» Конспект познавательно-игрового модуля в старшей группе детского сада «Фея Дружбы в гостях у ребят» Воспитатель: Демяник Оксана Валерьевна г. Якутск, 2014 г. Цель: - Развитие коммуникативных навыков, чувств эмпатии, толерантности; - Повышение самооценки дошкольников; - Развитие...
Библиотека изображений «МААМ-картинки»
Сегодня мы поговорим о профессии с которой вы знакомы. О какой профессии пойдет речь, вы узнаете, если внимательно послушаете и отгадаете загадку. Ходит в белом колпаке, С поварешкою в руке. Он готовит всем обед. Кашу, щи и винегрет. Правильно, это профессия - повар. Повар - это...
Развитие речи, использование математической терминологии у детей в процессе познавательной деятельности Развитие речи, использование математической терминологии у детей в процессе познавательной деятельности Речь сопровождает практически каждую деятельность ребенка, совершенствует её и обогащается сама. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования...
Конспект НОД по исследовательской деятельности «Водичка, водичка…» в группе раннего возраста Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение-Детский сад №2 г. Севска Конспект НОД по познавательно-исследовательской деятельности на тему: «Водичка, водичка…» во второй группе раннего возраста. Выполнила воспитатель: Хохлова И.А. г. Севск 2019г. Конспект...
Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром для детей 5-6 лет Тема: «С чего начинается Родина». Программное содержание: Расширить представление детей о Родине малой и большой. Закрепить знания детей о настоящем посёлка Беляевка. Развивать память, сообразительность,...
Конспект НОД по ознакомлению с окружающим и развитию речи «Наша гостья - божья коровка» Цель: 1. Учить детей правильно произносить согласный звук "З", действовать соответственно правилам игры; 2. Развивать у детей зрительное восприятие (цвет, размер); 3. Развивать внимание, речь, координацию движений, общую и мелкую моторику. ориентацию в собственном теле; 4....
Валентина Какоша
Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром «Беседа о человеке»
Методическая разработка по ознакомлению с окружающим (подготовительная группа)
Конспект НОД по образовательной области «Познавательное развитие "
Какоша Валентина Валерьевна- воспитатель ГБОУ СОШ п. Просвет структурное подразделение «Детский сад «Росинка» .
Тема : «Беседа о человеке »
Задачи : Формировать у детей представление о себе, как о человеке ; о его отличительных особенностях; о половом различии. Развивать наблюдательность, уметь находить отличия от других людей. Воспитывать заботливое отношение друг к другу.
Оборудование : Мольберт; энциклопедия; плакат «Человек » ; картинки (растения, животные, человек ) для работы в паре; картинки для игры «Цепочка» (малыш- дошкольник- школьник- студент- взрослый человек- пожилой человек ); плакат или картинкии «Полезные и вредные продукты»
Ход : Дети проходят на ковер и встают в круг
Воспитатель : 1) Ребятки, посмотрите какое солнышко светит к нам в окна, давайте улыбнемся друг другу и подарим хорошее настроение.
Дети садятся на ковер.
Воспитатель загадывает загадки
1 Если б не было его, Не сказал бы ничего. (Язык)
2 На ночь два оконца сами закрываются, А с восходом солнца сами открываются (Глаза)
3Он бывает очень разным : добрым, вредным. Гордым, важным, длинным, маленьким, горбатым. Толстым, тонким, конопатым. (Нос)
4Два одинаковых столба идут по дороге, Мне никак без них нельзя- ведь это мои (Ноги)
5Нескучаюшки- подружкам днем и ночью вместе. Если делают ватрушки- обе будут в тесте. (Руки)
Стих «Пять маленьких братьев»
Пять пальцев на руке своей, Назвать по имени сумей. ПЕРВЫЙ палец- боковой- Называется БОЛЬШОЙ.
Палец ВТОРОЙ- указчик старательный, - Не зря называют его УКАЗАТЕЛЬНЫЙ. ТРЕТИЙ твой палец- как раз посредине, Поэтому СРЕДНИЙ дано ему имя. Палец ЧЕТВЕРТЫЙ зовут БЕЗЫМЯННЫЙ, Неповоротливый он и упрямый. Совсем как в семье, братец младший- любимец. По счету он ПЯТЫЙ, зовется МИЗИНЕЦ.
2) На мольберте нарисовать
Точка, точка, запятая. Вышла рожица кривая. Ручки, ножки, огуречик- Получился- человечек !
О ком сегодня пойдет разговор? Плакат «Человек »
- Человек- это живой организм , как растение, животное. Он умеет передвигаться, ходить, бегать, дышать, чувствовать (слышать, ощущать запах, боль, голод, окружающую температуру ). Для того, чтобы жить, он должен иметь органы и части тела целыми и нормально работающими. Энциклопедия Человек в отличии от растений и животных - существо разумное : он думает, говорит и действует осознанно . Человек – также как растения и животные нуждается в определенных условиях среды : воздухе, воде, пищи.
Игра «Найди отличия» проводится в паре. На столах картинки растение- животное, растение- человек , животное-человек . Нужно найти отличия между этими живыми существами.
3) Вы нашли сейчас отличия, а теперь скажите, чем же отличаются люди друг от друга? (рост, цвет волос, глаз, кожи, национальностью)
Игра «Как можно сказать?»
Если глаза голубые – голубоглазый, зеленые -зеленоглазый, карие- кариглазый, черные- черноглазый.
Если кожа белая- белокожий, желтая- желтокожий, черная- чернокожий.
Если маленький- лилипут, высокий- великан.
Если мальчик, а становится- мужчиной, девочка- женщиной.
Игра «Собери цепочку» -дети делятся на две команды, на двух столах лежат картинки (малыш (ка, дошкольник (ца, ученик (ца, студент (ка, мужчина- женщина, бабушка-дедушка) .
Каждая команда должна разложить картинки по порядку и потом определить свое место в этой цепочке.
4) У человека есть части тела , давайте правильно их назовем и покажем на себе.
Игра «Назови правильно» я буду называть части тела у животного, а вы у человека .
Пасть- рот шерсть- волосы лапы- руки клыки- зубы морда- лицо когти- ногти брюхо- живот.
Физминутка У меня есть голова, Направо- налево раз, два. Она сидит на крепкой шеи, повертели- повертели. Затем туловище идет- наклон назад, наклон вперед, Поворот, поворот! Умелые руки есть у всех вверх- вниз, вниз- вверх. Ноги нам нужны, чтобы бегать, Прыгать, приседать, стоять. Вот такое мое тело! С ним все сделаещь на пять!
5) - Чтобы наше тело было здоровым,что нужно делать для этого? (мыться, есть витамины)
Кто же наши враги (микробы) Картинки
Как с ними бороться?
Игра «Полезная –вредная еда» дети делятся на две команды,на столах картинки. Нужно положить в ряд полезные продукты питания и вредные для нашего организма.
Если плакат –найти полезные и вредные продукты питания.
Стих воспитатель читает, дети показывают на себе.
Есть на пальцах наших –ногти, На руках- запастья, локти. Темя,шея, плечи, грудь. И животик не забудь! Бедра, пятки, двое стоп, Голень и голеностоп. Есть колени и спина, Но она всего одна! Есть у нас на голове- уха два,
И мочки две. Брови, скулы, и виски, И глаза, что так близки. Щеки, нос и две ноздри, Губы, зубы посмотри, Подбородок под губой. Вот что значит мы с тобой!
6) Игра «Скажи ласково»
Нос- носик, глаз- глазик, рот- ротик и т. д
Итог О чем беседовали ?
Как нужно относиться к своему телу, что для этого делать?
Как относиться к окружающим тебя людям и живым существам?
Номинация: конспект занятия по теме инструменты.
Тема: Формирование понятия «Инструменты»
Цели:
1)
Расширить представления детей о разных видах инструментов, о применении их в работе людьми разных профессий;
2) Пополнять словарный запас, развивать логическое мышление детей;
3) Воспитывать интерес к тому, зачем нужны инструменты.
Оборудование: набор инструментов, Незнайка.
Предварительная работа : рассматривание инструментов.
Ход занятия:
Вводная часть:
(На столе лежат инструменты: скалка, линейка, щётка, молоток, клещи, отвёртка)
Незнайка: (Сидит около модели деятельности в форме предметной лесенки). У меня мало места на второй ступеньке. Я хотел с этого стола всё положить на вторую ступеньку, а места не хватило. (На второй ступеньке Материалы лежат, а это – Инструменты). Что вы меня путаете…?! Линейка деревянная, молоток и металлический, и деревянный, щётка для обуви – щетинная…(Они сделаны из материалов, ими нужно работать).
Воспитатель: Да, Незнайка, тебе дети верно объясняют. У этих предметов другое общее слово. Скажите, ему!
Дети: Инструменты!
Воспитатель: Инструменты. А как же взрослые узнают инструменты среди других предметов?
Незнайка: Я догадался: всё, что с ручками, то и инструменты! Молоток с ручкой – инструмент, а линейку уберите… Вот мамину сумку сюда можно положить, она ведь с ручками… Ещё ручка есть на двери (смотрите на неё). Только сюда никак не положить…
Дети: Смеются!
Воспитатель: (Смеётся вместе с детьми). Да…Всё перепутал! Надо уточнить, можно ли дверь и сумку назвать инструментами?!
Основная часть:
Воспитатель: Незнайка, ты какой решаешь вопрос?
Незнайка: Почему это вы говорите «инструменты», когда они такие разные?
Воспитатель: Надо доказать Незнайке, чем похожи лопата, лейка и грабли?
— Катя, скажи!
Дети: Я считаю, что лопата, лейка и грабли похожи тем, что ими работают).
Воспитатель: Правильно! Инструментом называют тот предмет, которым производят какую – то работу. Давайте скажем вместе, когда предмет называют «инструментом»?
Дети: Инструменты – это предметы, которыми производят какую – либо работу.
Незнайка: Я не смогу их запомнить, их же много…
Воспитатель: Незнайка, не надо запоминать, надо научиться задавать себе вопрос.
— Какой вопрос надо задать самому себе, чтобы решить, можно ли предмет назвать инструментом?
Дети: Можно ли им работать?
— Что им можно делать?
Воспитатель: Правильно!
Незнайка: У меня есть такой предмет, но я не знаю, что это такое?
Воспитатель: (Показывает инструмент, который дети не видели или знают, — штангенциркуль. В словаре определяется так: «измерительный инструмент (раздвижной калибр), состоящий из металлической линейки с нанесённой на ней шкалой и двух щек – одной неподвижно соединённой с этой линейкой и другой, скользящей вдоль неё; употребляется для измерения толщины предметов или ширины отверстия»).
Воспитатель: Задавайте вопросы, чтобы решить, инструмент это или нет?
Дети: Как называется? (Штангенциркуль).
— Зачем он нужен? (Он нужен для того, чтобы измерять)
Воспитатель: Молодцы! Штангенциркулем можно измерить толщину предмета, внутри можно измерить.
— Так что же это такое, раз им выполняют работу – измеряют толщину предмета или ширину отверстия?
Дети: Инструмент.
Воспитатель: Называют его?
Дети: Штангенциркуль.
Воспитатель: А сейчас немного отдохнём.
Пальчиковая гимнастика
Танечка, бери иголку,
Сошьём рубашку и футболку,
Брюки, кофточку и платье,
И оденем куклу Катю. Показывают указательный палец правой руки – иголку. Вращают указательным пальцем вокруг каждого пальца левой руки. Повторяют другой рукой.
Воспитатель: Ребята, посмотрите, а вот это? (показывает бинокль)
Незнайка: Это я понял. А вот это уж, конечно, не инструмент, он не похож на штангенциркуль.
Воспитатель: Задавайте себе вопросы.
— Какой первый вопрос?
Дети: Как его зовут?
Воспитатель: Раз не похож, значит и имя другое.
— Отвечайте!
Дети: Бинокль.
Воспитатель: Какой второй вопрос надо задать?
Дети: Зачем он нужен? или
— Можно ли им выполнять работу?
Воспитатель: А вы когда – нибудь в него смотрели?
Дети: Да!
Воспитатель: Что же увидели?
Дети: С одной стороны всё маленькое, а с другой – большое.
Воспитатель: С одной стороны, в эти стёклышки посмотришь, то, что было далеко, станет близко, и всё рассмотришь. А если перевернёшь и посмотришь, то, что близко, станет далеко и станет маленьким.
— Кому нужен бинокль, как вы думаете?
Дети: Когда в театр ходишь.
Воспитатель: А в работе?
Дети: Капитану!
Воспитатель: А что же капитан корабля им делает?
Дети: Уточняет дорогу, смотрит далеко вперёд, наблюдает, нет ли встречных кораблей, чтобы не столкнуться, или предметов, которые могут помешать кораблю.
Воспитатель: Так, можно ли бинокль назвать инструментом?
Дети: Да.
Воспитатель: А ещё есть в группе инструменты?
Дети: Называют.
Воспитатель: Давайте поможем Незнайке отобрать инструменты среди разных предметов!
— Как вы будете определять?
Дети: Задавать себе вопрос: Что им делают?
Воспитатель: Вот песочные часы!
— Это инструмент?
Дети: Да! Ими можно измерить время.
Воспитатель: Подставка под книги?
Дети: Инструмент, служит для того, чтобы удобно было смотреть и читать книгу.
Воспитатель: Ведро?
Дети: Инструмент. Для того, чтобы мыть пол, чтобы в группе было чисто.
Итог занятия:
Воспитатель: Незнайка, ты понял, что такое инструменты?
Незнайка: Да! Инструменты – это предметы, которыми делают какую – либо работу.
Воспитатель: Какие вопросы нужно себе задать, чтобы узнать, что это инструмент?
Дети: Как его зовут?
— Что им можно делать?
— Для чего он нужен?
Воспитатель: Правильно, молодцы, ребята!
— Дома, попросите родителей показать инструменты, которые в группе мы не видели!
Номинация: конспект открытого занятия в старшей группе.
Должность: воспитатель высшей квалификационной категории
Место работы: МАДОУ № 232 «Детский сад комбинированного вида»
Месторасположение: г. Кемерово, Кемеровская область