Мы все родом из детства. «Все мы родом из детства»

30.09.2019 Красота

Все мы родом из детства…

Эти слова, принадлежащие знаменитому французскому летчику, писателю, философу Антуану Экзюпери, давно стали крылатым выражением. В них заключена глубокая правда, ведь все, что все, что мы берем с собой во взрослую жизнь, было обретено нами в детские годы.
Детство – не только самый уютный уголок души, где живут светлые воспоминания, это еще и прочный фундамент, на котором строится вся дальнейшая жизнь и судьба человека. С высоты прожитых лет и жизненных испытаний детские годы многим из нас кажутся маленьким раем, когда исполнялись все мечты и желания.
Но зачастую мы забываем о том, что взросление – это тоже работа. Это становление характера, это опыт, «сын ошибок трудных». Как легко мы забываются синяки и шишки, набитые на коленках! Но душевные обиды и психологические травмы, полученные в детстве, остаются с нами на всю жизнь.
Именно поэтому очень важно, чтобы в момент взросления рядом с маленьким человеком были добрые, мудрые и любящие взрослые.
Воспитать человека! Всего два слова, но за ними целенаправленный, повседневный, порой невидимый труд – труд родителей, наставников, педагогов.
Мне выпало настоящее счастье – быть рядом со своими воспитанниками в самый интересный период их жизни, период дошкольного детства. В этом возрасте дети открыты и непосредственны, они каждый день готовы к познанию нового.
За период с 3-х до 5-ти лет ребенок совершает огромный скачок в своем развитии. Как говорил Корней Чуковский в знаменитой книге «От 2-х до 5-ти», «ребенок – это великий труженик». Освоение родного языка, становление социального поведения, выработка основных навыков самообслуживания, развитие моторики… Ребенок этого возраста получает основной багаж знаний, накопленный человечеством за тысячелетнюю историю!
В этот период важно помнить, что природа создала каждого человека уникальным, и каждый ребёнок от рождения имеет свои достоинства и недостатки. Как не бывает как полностью положительных и идеальных детей, так не бывает и детей, состоящих из одних недостатков. Я убеждена, что в каждом ребёнке можно что-то развить, а что-то сгладить, сделать менее заметным.
Главное – любить малыша, быть внимательным и чутким к нему. Важно чаще улыбаться ребёнку, обнимать его, активно слушать и слышать, помогать, если он просит о помощи, и давать возможность проявить самостоятельность.
Это самое ценное, что мы можем дать нашим детям. Конечно, от всех бед не убережешь, но как хочется, чтобы такие понятия, как любовь, защищенность и уверенность в своих силах пришли в их жизнь из сказочной страны под названием «Детство»!

Скачать:


Предварительный просмотр:

Все мы родом из детства…

Эти слова, принадлежащие знаменитому французскому летчику, писателю, философу Антуану Экзюпери, давно стали крылатым выражением. В них заключена глубокая правда, ведь все, что все, что мы берем с собой во взрослую жизнь, было обретено нами в детские годы.
Детство – не только самый уютный уголок души, где живут светлые воспоминания, это еще и прочный фундамент, на котором строится вся дальнейшая жизнь и судьба человека. С высоты прожитых лет и жизненных испытаний детские годы многим из нас кажутся маленьким раем, когда исполнялись все мечты и желания.
Но зачастую мы забываем о том, что взросление – это тоже работа. Это становление характера, это опыт, «сын ошибок трудных». Как легко мы забываются синяки и шишки, набитые на коленках! Но душевные обиды и психологические травмы, полученные в детстве, остаются с нами на всю жизнь.
Именно поэтому очень важно, чтобы в момент взросления рядом с маленьким человеком были добрые, мудрые и любящие взрослые.
Воспитать человека! Всего два слова, но за ними целенаправленный, повседневный, порой невидимый труд – труд родителей, наставников, педагогов.
Мне выпало настоящее счастье – быть рядом со своими воспитанниками в самый интересный период их жизни, период дошкольного детства. В этом возрасте дети открыты и непосредственны, они каждый день готовы к познанию нового.
За период с 3-х до 5-ти лет ребенок совершает огромный скачок в своем развитии. Как говорил Корней Чуковский в знаменитой книге «От 2-х до 5-ти», «ребенок – это великий труженик». Освоение родного языка, становление социального поведения, выработка основных навыков самообслуживания, развитие моторики… Ребенок этого возраста получает основной багаж знаний, накопленный человечеством за тысячелетнюю историю!
В этот период важно помнить, что природа создала каждого человека уникальным, и каждый ребёнок от рождения имеет свои достоинства и недостатки. Как не бывает как полностью положительных и идеальных детей, так не бывает и детей, состоящих из одних недостатков. Я убеждена, что в каждом ребёнке можно что-то развить, а что-то сгладить, сделать менее заметным.
Главное – любить малыша, быть внимательным и чутким к нему. Важно чаще улыбаться ребёнку, обнимать его, активно слушать и слышать, помогать, если он просит о помощи, и давать возможность проявить самостоятельность.
Это самое ценное, что мы можем дать нашим детям. Конечно, от всех бед не убережешь, но как хочется, чтобы такие понятия, как любовь, защищенность и уверенность в своих силах пришли в их жизнь из сказочной страны под названием «Детство»!

Марина Ефимова
Эссе «Все мы родом из детства»

Все взрослые сначала были детьми,

только мало кто из них об этом помнит.

А. де Сент Экзюпери

Все мы родом из детства – веселого , озорного, счастливого и безвозвратного. Каждый из нас частенько окунается в детские воспоминания неважно веселые или грустные, зато всегда неповторимые.

Как хочется порой сбросить с себя маску силы и непоколебимости, которая отличает взрослого от ребенка. А я могу это сделать! Я – воспитатель! И каждый день я возвращаюсь в мир детства наполненный звонким смехом, песнями, играми, беззаботностью, шалостью, иногда слезами,в общем всем тем чем наполнено детство .

Воспитатель - профессия особая. В детский сад приходит маленький человечек, впервые отрываясь от мамы. И ты должен стать «второй мамой» , потому что без полного доверия, понимания, любви научить и воспитывать невозможно. Иногда от усталости опускаются руки. Но наступает новый день, вновь переступаю порог группы и детские глаза , полные любопытства, ожидания чего-то интересного смотрят на меня. И я встречаю каждого с улыбкой, теплотой. Я люблю слушать детский смех , нет ничего удивительнее этого звука. Если ребенок смеется, значит,он здоров, у него все хорошо.

Во труд воспитателя был нелёгким. Но наша профессия, как никакая другая, окружена любовью, и прекрасно, когда это взаимная любовь. Каждый день приходя на работу, задаюсь вопросом,что готовит мне новый день? Вот они дорогие мои малыши, смотрят на меня своими любопытными глазками, такие разные. В одних- настороженность, в других интерес,в чьих-то пока равнодушие. У каждого свой особый мир, которому надо помочь раскрыться. Я с пониманием отношусь к словам и поступкам каждого ребёнка. Мы вместе радуемся успехам друг друга, стараюсь отдать им частицу своих знаний,а от них беру что-то для себя :»Обучая учусь» (Сенека) .Прислушиваюсь к суждениям детей. Ребенок,познавая мир видит в нем столько, сколько не может увидеть взрослый. Он радуется всему новому летящей бабочке, новой игрушке, поющей птице, интересной книге. Я считаю, что очень важно развивать у себя способность и понимание внутреннего мира воспитанника, умение войти в мир ребёнка. Чтобы понять ребёнка, необходимо стать ему партнёром. Детский сад должен стать домом радости, домом познания.

Считаю, что в педагогике должны работать те люди, которые любят детей. Ведь суть профессии – дарить. Дарить ребенку этот красочный мир, удивлять прекрасным. Сколькими знаниями и умениями должен обладать воспитатель : шить, рисовать, заниматься цветоводством, огородничеством, петь с детьми, танцевать, постоянно усовершенствовать свое педагогическое мастерство, заниматься самообразованием.

В. А. Сухомлинский писал : «Детство зависит от того , какой взрослый находится рядом с ребёнком, кто вводит его в жизнь». Наверное, неслучайно так распорядилась судьба и привела меня в детский сад . Мне хочется, чтобы в нашем детском саду всегда жили счастье познания, радость общения, атмосфера любви и творчества. Мне хочется стать для детей самым близким другом, показать, как красив окружающий мир, как он хрупок и беззащитен, как нуждается в нашем участии.

Я мечтаю о том,чтобы кто-нибудь из моих малышей, став взрослым мог сказать :«В начале жизни мне повезло, мне встретился человек, которому было не все равно, каким я стану. Я доверял ему детские секреты , а он научил меня понимать главное в себе, других людях, жизни. Он научил меня любить этот мир и жить, распахнув свое сердце.

Публикации по теме:

Эссе «Родом из детства» «Тот, кто не помнит своего детства совершенно отчетливо-плохой воспитатель» Мария Эбнер Эшенбах. Мне хочется начать именно с этого высказывания,.

«Все мы родом из детства» Эссе Как часто мы можем слышать: «Ты этого ещё не поймёшь…», или: «Для тебя это ещё слишком рано…». А потом может случится так, что будет уже.

«Город детства» - эссе Воспитатель для детей – учитель, который знает все, всему учит, и товарищ по игре, и близкий человек, который все поймет и поможет в трудную.

КВН для родителей с детьми «Все мы родом из детства» КВН «Все мы родом из детства» (команды родителей с детьми) Оборудование: Оформление Д. В. 2001г № 6 Доска магнитная, цифры, названия команд.

Эссе «Профессиональное самоопределение начинается с детства» Профессиональное самоопределение учащихся, к сожалению, в настоящее время практически отсутствует. Детки приходят в школу и сразу же проходят.

Сказка родом из детства Видео Маленький человек пришел в большой и сложный мир взрослых. В ярком, радостном, многоголосом и многоцветном этом мире мы должны помочь детям.

Светлана Синельникова

Ведущая : Сегодня мы вас приглашаем посмотреть игру клуба веселых и находчивых между детьми, родителями и педагогами. В игре принимают участие команды «Веселые ребята» и команда «Неразлучные друзья»

ЗВУЧАТ ФАНФАРЫ. (Команды входят под музыку «Вместе весело шагать по просторам» )

ПРЕДСТАВЛЕНИЕ КОМАНД КАПИТАНОВ.

Ведущая : Способности наших участников будет оценивать жюри.

ПРЕДСТАВЛЕНИЕ ЖЮРИ.

ДЕВИЗ КОМАНДЫ «Веселые ребята» :

Ни шагу назад, ни шагу на месте,

А только вперед, и только все вместе!

ДЕВИЗ КОМАНДЫ «Неразлучные друзья» :

Мы неразлучные друзья, на месте не сидим,

Все дела успеем сделать, все проблемы мы решим»

I. КОНКУРС «ПРИВЕТСТВИЕ КОМАНД» :

«Неразлучные друзья» :

Как быстро дети повзрослели, и мы стоим на одной сцене,

Танцуем, песенки поем, привет вам пламенный мы шлем»

«Веселые ребята» :

Пусть «Неразлучные друзья» может и умнее, мы – веселые ребята, значит мы сильнее

Дорогие взрослые, ни за что на свете не ходите с нами в КВН играть.

Будем вам мешать, злить, надоедать, сложные вопросы будем задавать.

ПРИВЕТСТВИЕ ЖЮРИ :

«Неразлучные друзья»

Мы жюри подарим мыло, чтоб нас строго не журило

Мы жюри подарим смех, чтобы было всем потех.

«Веселые ребята» :

Мы хотели подарить вам порошок, мы хотели подарить вам сахарок,

Мы хотели, мы хотели (плачут) и решили подарить вам ко-коробок

Это копилочка. Копи, копи, копилочка, нам балы собирай.

Скорей, скорее милочка, наполнись через край.

ПЕСНЯ ДЛЯ БОЛЕЩИКОВ И ЖЮРИ ОТ КОМАНД «КВН»

II. РАЗМИНКА

Команда «Веселые ребята»

«ЧЕМУ УЧАТ РОДИТЕЛИ»

1. Карина Т. Мама учит меня уважать чужой труд «Если вы хотите поубивать друг друга – идите на улицу, я только что полы вымыла».

2. Костя. Папа учит меня мыслить логично : «Потому что я так сказал, вот почему»

3. Соня. «Мама объяснила мне причинно–следственные связи : «Если ты не перестанешь реветь, я тебя отшлепаю»

4. Рустем. Папа учит меня думать о последствиях : «Вот вывалишься из окна, не возьму с собой в магазин» .

5. Ангелина С.: «Мама учит меня верить в бога : Молись, чтобы эта гадость отстиралась»

6. Маша. Папа учит меня преодолевать невозможное : «Закрой рот и ешь суп»

7. Олег. Мама научила меня стойкости : «Не выйдешь из-за стола, пока не доешь»

8. Илюша. Папа учит меня не завидовать : «Да в мире миллионы детей , которым не так повезло с родителями, как тебе»

9. Игорь. Папа учит меня смело смотреть в будущее : «Уж погоди, дома я с тобой поговорю» .

10. Родион. Мама научила меня основам самолечения : «Если не перестанешь косить глазами, на всю жизнь так и останешься»

11. Эдем. Мама научила меня экстрасенсорике : «Надень свитер, я же знаю, тебе холодно»

12. Карина Ш. Папа научил меня, как стать взрослой : «Если не будешь есть овощи, никогда не вырастешь?»

13. Мама научила меня основам генетики : «Это у тебя все от отца»

14. Егор. Папа научил меня высшей справедливости : «Чтобы твои дети были такими же, как ты»

Команда «Неразлучные друзья»

«СЕМЕЙНЫЙ УСТАВ»

1. Мама всегда права.

2. Несмотря ни на что, папа всегда прав.

3. Мама не кричит, она обращает внимание на важные вещи.

4. Папа не ругается, он советует.

5. Мама не спорит, она объясняет ситуацию.

6. Папа не пилит, он акцентирует детали.

7. Мама не висит в интернете, она идет в ногу со временем.

8. Папа не валяется на диване, он медитирует.

9. Мама не бездельничает, она расслабляется.

ЛЮБИМЫЕ ФРАЗЫ РОДИТЕЛЕЙ

1. Хотеть не вредно.

2. Сдачу вернешь.

3. Хочешь чаю? Пойди на лей!

4. Хватит есть одни бутерброды.

5. Сколько можно говорить : «Выключай свет»

6. Я тебе русским языком говорю.

7. Закругляйся.

8. Мы тебе это сейчас купим, но это будет в честь день рождения.

9. Я уже не знаю, как с тобой разговаривать.

10. Кока-кола? Это же сплошная химия…

11. Как тебе не стыдно, а?

12. Подрастешь, поймешь.

13. А если все дети с крыши прыгнут, ты тоже прыгнешь?

14. Не будешь учиться, пойдешь в дворники!

МУЗЫКАЛЬНАЯ ИГРА «КТО КОГО ПЕРЕПОЕТ»

1. В траве сидел кузнечик.

2. Пусть бегут неуклюже.

II. ВЕДУЩАЯ : Следующий конкурс «МОДЕЛИРОВАНИЕ ОДЕЖДЫ РАБОТНИКА ДЕТСКОГО САДА »

Модели команды «Веселые ребята»

1. Ребенок (модель в валенках, фуфайке и ушанке) .

Эта модель для зимы подойдет.

В ней ветер не страшен, не страшен в ней снег.

Дошкольный работник – СУПЕРЧЕЛОВЕК.

2. Ребенок (модель в одежде яркой ткани, обшитая колокольчиками) .

Любая деталь в ней особо важна, вы будете в ней издалека видны

И звуки походки далеко слышны.

Модель эта в будни должна пригодится, ребенок, увидев ее удивится

Тогда не доставит он много хлопот, весь день просидит он разинувши рот.

3. Ребенок (модель в костюме, сделанном из газет) .

Такой костюм надень для мужа, никто ему не будет нужен.

И утро, вечер, день деньской, он будет занят лишь тобой.

4. Ребенок (модель в костюме из полиэтилена)

А вот модель для садовода, в любую подойдет погоду

В ней обдувает ветерком и под дождем в ней сухо

Чужой к тебе не подойдет, не сядет даже муха.

5. Ребенок. (модель из фольги)

Модель последняя важна, она для праздника нужна. В ней будете очаровательны и очень привлекательны. И топ-модели, и красотки

Не сгодятся вам в подметки.

Ведущая : Свои модели демонстрирует команда «Неразлучные друзья»

1. Модель. КОСТЮМ ЗАВЕДУЮЩЕЙ. Может быть вариативным. Главной отличительной чертой являются «ежовые перчатки» . Они предназначаются для усиления педагогического процесса в МБДОУ. Дают большой эффект при проведении ремонта, а также исполнительно хороши при работе с нарушителями трудовой дисциплины. Могут использоваться членами коллектива, как успокаивающее средство в виде массажера.

2. Модель. Платье воспитателя. Платье выполнено из легкой хлопчатобумажной ткани «Ладушки» , отрезное, с расширенной юбкой, с большими крыльями, что создает образ порхающего мотылька. Дополняют платье различные карманы. Новинкой является оборка платья, выполненная из комплекта носовых платков. Оборка легко отстегивается и сдается в прачечную. Для холодной погоды используется накидка в стиле мотылек.

3. Модель костюма методиста. Методист - правая рука заведующей, она пишет, складывает в папки, указывает на недостатки, контролирует исполнение указаний первой леди. Наша задача облегчает тем, что мода допускает любое смешение тканей, так по фактуре, как и по цвету, и единственным критерием будет чувство меры, чувство юмора. Наш вариант состоит из многочисленных папок, скрепок, скотча и т. д. А также снабжен биноклем для лучшего наблюдения за проведения прогулок. Костюм можно дополнить бижутерием и широкополой шляпой.

4. Модель для воспитателя ясельных групп . Платье выполнено из легкой, мягкой фланели «бай-бай»

Яркого цвета. Покрой - рубашка, которую можно использовать в качестве пеленки. Детям в яслях все время хочется на руки, а рук всего две, поэтому мы предлагаем дополнить модель карманами. Самый удобный-кенгуру, нашивается впереди, чуть ниже талии, имея два изолированных отделения. Он дает возможность разместить там двух малышей. Дополнением являются пуговицы – пустышки к которым пристегнуты карманы. Так руки воспитателя остаются свободными. Другой карман пришит на спину, он используется в том случае, если малыш не хочет спать.

ДИАЛОГ ВОСПИТАТЕЛЯ И ДЕВОЧКИ «Если б я была принцессой»

Девочка :

Если б я была принцессой,

То слетала б с интересом

Я на дальнюю планету!

И поездила б по свету!

Всех друзей с собой б взяла!

И нашла б себе дела :

Детсадам бы игр купила !

Школам книги подарила!

Кто болеет, тем – лекарства!

Воспитателю – полцарства!

Пусть порядок наведёт

Там, где всё наоборот!

А ещё… указ издала б,

Чтоб погода лучше стала,

Чтобы лето подлинней,

А зима чтоб холодней!

Всем девчонкам разрешила б

Позабыть навеки мыло!

Быть в помаде и в тенях

И ходить на каблуках!

Молоко я отменю

Из садового меню!

Все мороженое давать!

Не по порции! По пять!

Для мальчишек мой указ

Подошёл бы в самый раз :

Чтобы слабым помогали

Никого не обижали!

И чтоб бабушка и дед

Жили много-много лет!

Папа с мамой не болели

И с годами не старели !

И хоть мне пока 6 лет,

Я – принцесса или нет?

Так… министров позовите!

И указы запишите!

Воспитатель :

Если б была принцессой,

То жила бы с интересом,

Замуж вышла за султана,

Отдыхала непрестанно!

К косметологам ходила.

Заграницу б посетила,

Съездила бы на Мальдивы

С шиком, смаком и красиво!

На Карибских островах

Развлекал меня бы шах!

Или принц, или король,

Я при нём играла б роль

Капризули-молодицы

Шамаханской свет царицы!

Я б капризы наводила.

С олигархами дружила!

Бриллианты бы одела

И своё открыла б дело!

В «Мерседесе» бы каталась!

Не жила, а забавлялась!

Детский сад не посещала .

Планы вовсе не писала!

Педсоветы позабыла!

Семинары разлюбила!

Не принцессы мы. Как жаль!

Прям расстройство и печаль!

ЖЮРИ ПОДВОДИТ ИТОГ

III. БЛИЦ-ТУРНИР

1. КОНВЕРТ

1. Общеобразовательное среднее учебное заведение?

2. Шоколадное яйцо?

3. Народное творчество?

4. Произведение печати в виде переплетных листов?

5. Что никогда ни лень делать

6. Никогда не возвращается?

7. кто может пить лапой?

8. Что станет с зеленым мячиком, если он упадет в желтое море?

9. Как написать «сухая трава» четырьмя буквами?

10. Как узнать сколько лет рыбе?

11. Самое умное морское животное?

12. Самый хищный северный зверь?

2. КОНВЕРТ

1. Когда человек бывает в комнате без головы?

2. Чем оканчиваются день и ночь?

3. Когда коня покупают, какой он бывает?

4. Может ли страус назвать себя птицей?

5. Каких камней на море нет?

6. Что можно приготовить, но нельзя съесть?

7. Какой рукой лучше размешивать чай?

8. Что становится больше, если его поставить вверх ногами?

9. Почему корова ложится?

10. Что ест зимой жаба?

11. Отчего плавает утка?

12. У какого животного пять черных полос на спине?

13. У каких растений не стеблей и листьев?

ЖЮРИ ПОДВОДИТ ИТОГ.

3. КОНВЕРТ

1. Что теряет лось каждую зиму?

2. Надпись на посылке, которая указывает, кому и куда посылают?

3. Место, где продают лекарства?

4. Загородный дом для летнего отдыха?

5. Детеныш овцы ?

6. Фрукты и ягоды, сваренные в сахарно сиропе?

7. Помещение для стоянки автомобилей?

8. У кого есть шапка на голове?

9. Чем зудит комар?

10. Как называются животные, которые питаются растительной пищей и другими животными?

11. Есть ли у комаров зубы?

12. Кто слышит ногами?

13. Сколько лап у паука?

ЖЮРИ ПОДВОДИТ ИТОГИ

МУЗЫКАЛЬНАЯ ПАУЗА

IV. КОНКУРС НА ЛУЧШЕЕ ЛИРИЧЕСКОЕ СТИХОТВОРЕНИЕ.

Команда «Веселые ребята»

1. Евгений Мартышев, Карина Ш.

Воспитывайте в детях доброту!

Воспитывайте долго и упорно!

Душевную корчуйте глухоту,

Как в пахоте оставленные корни.

Отриньте сразу лёгкие пути,

Отсрочки : натаскаю позже, чохом.

Не дайте в детских душах прорасти

Репейнику или чертополоху.

Не торопитесь выявлять талант,

А выявив, тянуть его за уши.

Талант бывает нагл, как оккупант,

Когда он сердцу скаредному служит.

Прекрасно, если отпрыск ваш пиит,

С рождения бормочет и пророчит,

Цветок увидит - рифмой расцветит,

Но лучше, если просто не растопчет.

Прекрасно, если он имеет слух отменный,

И музицирует искусно,

Но лучше, если просто он не глух

К чужой беде иль к немощи, допустим.

О, доброта! Она всегда в цене.

Фундамент мира! Столп его! Вершина!

И, если не расплавлен мир в огне,

То это - Доброта! Она - причина.

Чтоб не шагнул за страшную черту

Весь этот мир, чтоб жизнь не оскудела,

Воспитывайте в детях доброту!

Воспитывайте! Нет важнее дела!

2. Костя (анимация – ведро с цветами, лейка)

Цветы растут когда их любишь, как любят мир, детей , весну…

И погибают, видя грубость, теряют цвет и красоту…

Цветы, как дети любят ласку, заботу, нежность, доброту…

Они привыкли жить, как в сказке, собой рождая красоту…

Полей цветок водицей чистой, взрыхли землицу, солнца дай…

И он тебе подарит искру, зимой холодной, будет май…

Цветы растут в семье счастливой, где злу и ссорам, места нет…

И в день ненастный и дождливый, они вам дарят тёплый свет!

Команда «Неразлучные друзья»

1. Валентина Шемякина.

Берегите своих детей .

Их за шалости не ругайте.

Зло своих неудачных дней

Никогда на них не срывайте.

Не сердитесь на них всерьёз

Даже если они провинились.

Ничего нет дороже слёз,

Что с ресничек родных скатились.

Если валит усталость с ног,

Совладать с нею нету мочи,

Ну а к вам подойдёт сынок,

Или ручки протянет дочка –

Обнимите покрепче их,

Детской ласкою дорожите .

Это счастье – короткий миг,

Быть счастливыми поспешите.

Ведь растают как снег весной,

Промелькнут дни златые эти,

И покинут очаг родной

Повзрослевшие ваши дети.

Перелистывая альбом

С фотографиями их детства ,

С грустью вспомните о былом,

О тех днях, когда были вместе.

Как же будете вы хотеть

В это время опять вернуться,

Чтоб им маленьким песню спеть,

Щёчки нежной губами коснуться.

И пока в доме детский смех ,

От игрушек некуда деться,

Вы на свете счастливей всех!

Берегите, пожалуйста, детство .

2. Валентина Беляева

Я свяжу тебе жизнь

Из пушистых мохеровых ниток.

Я свяжу тебе жизнь,

Не солгу ни единой петли.

Я свяжу тебе жизнь,

Где узором по полю молитвы -

Пожелания счастья

В лучах настоящей любви.

Я свяжу тебе жизнь

Из веселой меланжевой пряжи.

Я свяжу тебе жизнь

И потом от души подарю.

Где я нитки беру?

Никому никогда не признаюсь :

Чтоб связать тебе жизнь,

Я тайком распускаю свою.

ЖЮРИ ПОДВОДИТ ИТОГ :

МУЗЫКАЛЬНАЯ ПАУЗА.

V. ВОКАЛЬНЫЙ КОНКУРС «С ПЕСНЕЙ ПО ЖИЗНИ»

Команда «Веселые ребята» Песня «Милые взрослые»

Команда «Неразлучные друзья» Желаю вам

ЖЮРИ ПОДВОДИТ ИТОГ.

ПЕСНЯ «Чудики»

VI. Конкурс чтецов стихотворений «С юмором по жизни»

1. Эдем. Андрей Усачев. Мусорная фантазия

Не бросайте никогда корки, шкурки, палки -

Быстро наши города превратятся в свалки.

Если мусорить сейчас, то довольно скоро

Могут вырасти у нас Мусорные горы.

Но когда летать начнут в школу на ракете -

Пострашней произойдут беды на планете :

Как пойдут швырять вверху в космос из ракеты

Банки, склянки, шелуху, рваные пакеты.

Вот тогда не полетят в Новый год снежинки,

А посыплются как град старые ботинки .

А когда пойдут дожди из пустых бутылок -

На прогулку не ходи : береги затылок!

Что же вырастет в саду или в огороде,

Как пойдёт круговорот мусора в природе?.

И хотя мы в школьный класс не летим в ракете,

Лучше мусорить сейчас отвыкайте, дети!

2. Игореша. Илюшкина любовь

От любви то все бывает и Илюша это знает

Во дворе такой пацан, просто жуткий хулиган.

Подставлял он все подножки, попадал мячом в окошки,

Задразнил соседку Олю

Все терпели по неволе

Вдруг однажды он влюбился

И совсем преобразился Всем дерзить он перестал

Аккуратным очень стал

Все для Оли. Ольки ради

Ну совсем другой ведь вид

Вот любовь то, что творит

3. Игнатик

Все девчонки, как девчонки,

Бантики у всех, косички. …

Вроде тоже симпатичны!

Но мне нравятся кудряшки (Только тихо) … у Наташки!

Это мнение моё: Всё красивей у неё!

У неё фломастер яркий,

И широкий красный маркер!

Есть расчёска, но она мне нисколько не нужна!

Ну, а краски - просто чудо!

Я никак их не забуду!

Папа очень удивлён :

Сын, да ты в неё влюблён!

Но она не замечает, в игры без меня играет! …

Я отнял фломастер яркий,

И широкий красный маркер!

И расчёску поломал!

Краски спрятал, был скандал :

А Наташка загрустила, мама всё мне объяснила :

Вышло всё наоборот!

Нужен к девочке подход!

Мой вихрастик-мальчугашка!

Понимаю я Наташку!

Подойди тихонько к ней,

К милой девочке своей!

Попроси скорей прощенья за такое поведенье. …

Утро стало мудреней!

Сел на стульчик рядом с ней!

Ну, давай, Наташ, мирись, я влюбился, ты не злись!

Я ведь тоже влюблена, - прошептала мне она!

Мы - влюблённые с Наташей, вместе с ней поём и пляшем

И на празднике сейчас выступаем мы для вас!

4. Виталя. Этикет для людоеда. Андрей Усачев.

Учит крошку - людоеда

Папа людоед :

Если хочешь съесть соседа -

Вспомни этикет.

Не кидайся, как на кость,

На гостей в квартире :

Если в дом заходит гость -

Улыбайся шире!

Пусть соседу будет сто

Или стукнет десять,

Помоги им снять пальто

И на гвоздь повесить.

Да не гостя, а пальто!

Есть в прихожей - ни за что!

Людоед здоровый

Кушает в столовой.

И запомни с юных лет,

Что вещают предки :

Нет обеда, если нет

На столе салфетки.

И красиво не забудь

Разложить приборы

А не то про нас пойдут

Слухи, разговоры.

На обед придут бомжи

Или королева…

Ножик справа положи,

Ну а вилку слева.

Это твердо изучи.

Ну а где же ложка?

И на папку не рычи…

Повторяю, крошка :

Что в тарелке ни лежит -

Яд или отрава -

Вилку слева положи,

Нож и ложку справа.

Вот теперь ты можешь сесть

И прилично гостя съесть…

Чтобы быть упитанным,

Нужно быть воспитанным!

Почему Кощей Бессмертный

Прожил десять тысяч лет?

Потому что был бездетный.

И детей не любит . Нет!

Эти дочки и сыночки -

Хуже нету заморочки :

То корми их, то играй..

Хоть ложись и помирай!

Почему Кощей Бессмертный

Просто сказочно богат?

Потому что он бездетный

И к тому же - не женат.

Эти дочки и сыночки

Деньги вытащат из бочки :

То конфеты, то наряд -

Вмиг папашу разорят!

Почему Кощей Бессмертный -

Всемогущий властелин?

Сундучок его заветный

Не найдут ни дочь, ни сын.

Эти дочки и сыночки

С сундука сорвут замочки :

Доберутся до яйца -

Трах - иглу. И нет отца!

Довести способны дети

И Бессмертного до смерти

КОМАНДА «Неразлучные друзья»

П. Синявский «Штранная иштория»

Встретил жук в одном лесу

Симпатичную осу.

Ах, какая модница!

Пожвольте пожнакомиться.

Увазаемый прохозый,

Ну на сто это похозэ!

Вы не представляете,

Как вы сепелявете!

И красавица оса

Улетела в небеса.

Штранная гражданка,

Наверно, иноштранка.

Жук с досады кренделями

По поляне носится.

Это ж надо было так

Опроштоволоситься.

Как бы вновь не оказаться

В положении таком -

Нужно шрочно жаниматься

Иноштранным яжыком.

Отвели ребенка в сад -

Мама рада, папа рад :

Не мешает им никто, делать это, делать то!

Можно спать до десяти,

На прогулку не идти,

Нож забыть на видном месте.

Выпить кофе граммов двести,

Можно что-то посмотреть,

Кроме «Маша и Медведь» !

На базар сходить за сыром.

И убрать всю-всю квартиру!

Час прошел и два и три,

Что-то тягостно внутри.

Без ребенка в доме пусто,

Без ребенка в доме грустно.

Ну-ка папа, быстро в сад,

Возвращай дитя назад!

И опять дрожит весь дом…

Завтра снова поведем!

ЖЮРИ ПОДВОДИТ ИТОГ

МУЗЫКАЛЬНАЯ ПАУЗА

VIII. КОНКУРС. «we talk in English» (уи толк ин инглиш)

ЖЮРИ ПОДВОДИТ ИТОГ

IX. КОНКУРС. «Мы артисты, сцена, роли, снова едем на гастроли»

Команда «Веселые ребята» - Сценка «Путешествие в будущее»

Песня «Три желания»

Команда «Неразлучные друзья» - Сценка «Каменный век»

ИГРА НА ВНИМАНИЕ

Я буду показывать цифры, а вы будете выполнять определенные движения

1 - машем руками, 2 - хлопаем руками, 3 - кричим «Ура!» , 4 - приседаем, 5 - прыгаем.

X. КОНКУРС (домашнее задание для капитанов) . «С любовью о легендах»

Капитан команды «Веселые ребята» - Легенда о медведь горе.

Капитан команды «Неразлучные друзья» - Легенда о тополе, гранате и кипарисе»

ЖЮРИ ПОДВОДИТ ИТОГ.

XI. ТАНЦЕВАЛЬНЫЙ КОНКУРС

ТАНЕЦ «НЕРАЗЛУЧНЫЕ ДРУЗЬЯ»

Жюри работает над итогом встречи.

Ведущая : Наш КВН «Все мы родом из детства » , ведь все взрослые – бывшие дети, но это только внешне. В душе у каждого сохранился ребенок, ведь у сердца не бывает морщин. И всю любовь, которую мы отдаем детям.

ИТОГ ИГРЫ.

ВРУЧЕНИЕ ГРАМОТ И МЕДАЛЕЙ.




Детские переживания преследуют нас всю жизнь. Как отпечатки следов на свежем бетоне: однажды сделанные, они остаются навсегда.

Детские обиды, травмы, чувство вины часто связаны с родителями. Которых, как известно, не выбирают. Что под большим сомнением! С человеком вряд ли произойдет хоть что-то без его желания, выбора. А родители, волей-неволей, запечатаны в наших воспоминаниях из детства.

Мы взрослеем, вроде любим их, заботимся. Но при этом часто испытываем к ним раздражение без причины, непонимание, злимся, что родители все делают не так, ворчим, грубим, цепляемся к ним по пустякам, обижаемся и ссоримся. Разве это можно назвать «взрослое поведение»? Скорее, очередная детская истерика, хотя тебе уже под сорок. А после ссоры с родителями изводим себя вопросом «зачем я накричала(а)?», извиняемся перед ними… чтобы в следующий раз сделать то же самое. А все потому, что все мы родом из детства

Разве хочется, чтобы при виде родителей каждый раз тебя трясло? Ведь с этим невозможно жить! Требуется уйма усилий, чтобы сдержать неприятные эмоции. По сути, они ни в чем не виноваты перед тобой. Делать родителей источником своих бед – удел слабых. «Вы мне всю жизнь сломали!» «Из-зав вас я не встретил(а) нормального человека!» «Вы виноваты, что у меня ничего не клеится!» Истерический бред. Сам(а) выбрал(а) – сам(а) и расхлебывай. Каждый встречный человек – это урок. А родители – это твой госэкзамен! Поэтому, будь добр(а) – соображай, чему они могут тебя научить? Думать, конечно, лучше в спокойном состоянии. Поэтому вот несколько способов

Как справиться с негативными детскими переживаниями:

Не борись с плохими эмоциями, а признайся себе в них, и прими как есть. Выпиши «я злюсь на родителей», «они меня бесят», «я ненавижу их» и остальные фразы, все, которые придут тебе на ум.

  1. Для исцеления от неприятных эмоций есть эффективный и быстрый метод психологии – ТЭО (). 15-20 минут работы, и негатива станет намного меньше.
  2. Напиши письмо. Отцу или матери, или обоим сразу. Вырази в нем всё, что давно хотел(а) сказать им, вылей на бумагу свои обиду и обвинения. Не сдерживай себя, пиши подряд. Затем перечитай это письмо, и сожги.
  3. Перечисли все последствия в твоей настоящей жизни от неприятностей из детства, связанных с родителями.
  4. Подумай, какую выгоду ты получаешь от негативного общения с родителями? Именно выгоду, пользу. Представь, что ваши отношения наладились – чего тебе будет не хватать?
  5. На кого ты больше похож(а) – на маму или на папу? Найди все сходства, внешние и внутренние. После этого проведи метод психологии: «Будь собой» — «Будь своей мамой» или «Будь своим отцом». Выполняй команды поочередно, до облегчения, закончи «будь собой». Процесс помогает отлипнуть от родителей, посмотреть на них непредвзято, со стороны, как на обычных людей.
  6. Теперь прости их. «Я прощаю отца (мать) за то, что он(а) … (перечисли его/ее проступки по отношению к тебе)». В конце скажи вслух фразу «Я прощаю себя за то, что с обидой на родителей (назови негативные эмоции, которые к ним испытываешь) жил(а) так долго».
  7. Поблагодари их за то, что они для тебя сделали, чем помогли и чему научили.

Прислушайся к себе – тебе стало легче? Наверняка. Если возникнет желание обнять родителей, сказать им доброе слово, сделай, не откладывая.

Найди момент, когда ты был(а) счастлив с ними – прочувствуй его хорошенько, перенеси это ощущение в настоящее время и запомни его. Перечисленные способы имеют отношения не только к детям. Это действенная психология для родителей тоже: прояснить для себя, наконец-то, почему им «бог послал» именно такое чадо. Вопросы семьи – одни из главных в жизни. Не стоит их недооценивать. Начинайте разбирать, самостоятельно, либо доступна

© Мурашова Е. В., 2014

© Издание на русском языке, оформление. ООО «Издательский дом «Самокат», 2015

* * *

Алые паруса

Случай давний-предавний, но почему-то он все еще тревожит меня – что-то в нем, по всей видимости, до сих пор остается для меня неясным. И мне отчего-то важно и интересно, каким увидят его нынешние читатели.

Школа, в которой я училась, была вызывающе дворовой. В том числе и по уровню образования, как я теперь понимаю, – надо бы хуже, да некуда. Но мне в ней было вполне комфортно и все нравилось. К десятому классу я оказалась практически недосягаема для критики учителей, так как очень хорошо училась (в нашей школе это было нетрудно) и активно занималась «общественной работой». Что они могли мне предъявить? Фактически ничего. Однажды классная руководительница сказала мне, что мои длинные и действительно отвратительные ногти, накрашенные бесцветным лаком за 17 копеек, в котором была растворена красная паста из шариковой ручки (другого лака в то время купить было нельзя), не сочетаются с образом комсомолки, чей портрет висит на школьной доске почета под заголовком «На них мы равняемся». Я кротко согласилась, встала на скамейку, вытащила свою фотографию (она мне все равно не нравилась) из специального кармашка и со словами: «Пусть не равняются, не очень-то и хотелось» – порвала ее на мелкие клочки.

Но наша учительница литературы была, можно сказать, передовой по тем, «застойным» временам. Она не любила Маяковского и частенько упоминала на уроках не включенные в программу литературные произведения.

На том уроке мы проходили «Алые паруса» А. Грина. Никаких дискуссий сквозная тема повести не вызывала. Мои одноклассники и особенно одноклассницы охотно и согласно говорили о романтической Ассоль, душевно и телесно не подвластной окружающей ее скучной и некрасивой атмосфере рыбачьего поселка. А рыбачки, мерзкие и тусклоглазые, еще и смеются над ней… Разумеется, прекрасная девушка заслужила ожидавшую ее награду – алые паруса приплывут к тем, кто ждет и верит!

Я долго сидела, задумавшись, потом подняла руку.

– Ее отец делает и продает игрушки, – сказала я. – Они живут вдвоем, и ей, по сути, не нужно вести хозяйство, как приходится остальным. К ее порогу не привозят дурно пахнущие рыбачьи сети, которые каждый день по несколько часов нужно разбирать руками. А ведь тем, другим женщинам эту рыбу потом нужно продать, или засолить, или высушить. И всё в их доме, и их платья, волосы, руки – всё пахнет гниющими водорослями и рыбьими внутренностями. А еще нужно носить воду, стирать вонючую одежду мужчин-рыбаков, мыть полы, чистить, потрошить и жарить ту же самую рыбу на обед, завтрак и ужин… Ах, Марья Петровна, вы призываете нас презирать гриновских «толстоногих рыбачек» за их некрасивость и неромантичность? А кто же мы сами? Кто вы? Ребята, да взгляните же получше! Вы просто слепы, вас водят на веревочке, вы повторяете раз за разом то, чего от вас ждут… Но зачем нам презирать самих себя?!

Учительница молчала.

Класс тоже сначала замер, не очень-то понимая, с чего я, собственно, завелась. Мне Ассоль не нравится? Нравятся «толстоногие рыбачки»? С чего бы это?

Но довольно скоро одноклассники почуяли отчетливый дымок оппозиции, «подросткового бунта».

«Да какая разница, кто там с чем не согласен! Всё не так, как нам, молодым павианам, говорят старшие, – вот в чем дело!»

– Да, Мурашова права! – встал мой одноклассник, чемпион района по самбо. – У них жизнь по-настоящему тяжелая, а ей вольно? же придуриваться…

– Действительно! – сказала с первой парты тщедушная, невзрачная троечница. – Почему всегда всё только красивым? Это нечестно!

– И Грей эти деньги вообще не заработал!

– А она сама-то хоть раз в жизни кому-нибудь по-настоящему помогла?

Мы жили и росли в пролетарском районе – Конный рынок, коммуналки, проходные дворы-колодцы, путаница Советских (бывших Рождественских) улиц… Классовая солидарность полезла изо всех щелей. Всем было жалко толстоногих рыбачек и их тяжело работающих рыбаков. В классе уже как будто витал рыбный запах. Все кричали разом. Меня почти видели на броневике…

– Замолчите все! – громко сказала учительница и встала из-за стола.

Все замолчали. Не потому что испугались – всем было просто интересно, что она теперь скажет. Одна – против стада молодых павианчиков, уверенных в своей правоте.

– Что ж вам сказать, дорогие мои… Вот она, – учительница указала на меня рукой, – очень ловко развела вас всех. Мы говорили о чудесной повести, и вы почти видели алые паруса, они почти вошли в вашу жизнь. Но она вернула вас в вонючий поселок, заставила вас жалеть… кого? Выдуманных писателем Грином людей? Да конечно же нет – себя! Таких, какие вы есть и какими, скорее всего, станете. Вот вы тут орете, возмущаетесь, практически сорвали мне урок… а ради чего? Ради ее обмана?

– В чем же обман? – мрачно насупившись, спросил самбист.

– Да в том, дорогие мои, что она как раз и есть та самая Ассоль. Она-то, хитрая лиса, которая сейчас вас на весь этот крик подняла, теперь, заметьте, уже давно молчит… А пройдет еще совсем немного времени, и она уйдет куда-нибудь совсем далеко отсюда, от вас, от этой школы – в свою биологию, литературу, науку, экспедиции, к своим алым парусам, а вы… на такие дешевые вещи ведетесь… Эх, вы…

Самбист молчал, сжимая огромные кулаки и пытаясь осознать сказанное. Тяжело молчали и все остальные.

Я, вскочив с места, сверлила глазами учительницу, но не знала, что ответить. В общей тишине, громко хлопнув крышкой парты, выбежала из класса. Почти сразу мне вслед прозвенел звонок.

Мои одноклассники тут же вытряхнули из памяти этот случай, как собаки, вышедшие из реки, стряхивают воду из шерсти. Я осталась с ощущением оглушительного поражения – помню его до сих пор – и так и не поняла до конца: были ли там, тогда, правые и виноватые? И что это вообще было?

Бродяга

Время без десяти пять. Предыдущая семья, оформлявшая ребенка в садик, получила у меня свою справку и, выяснив заодно, как подготовить малыша к тому, что через полгода у него родится братик или сестричка, благополучно отбыла. Высовываюсь в коридор:

– Товарищи, есть кто ко мне?

Как всегда, симпатизирующие улыбки наличных бабушек (от моего обращения им вспомнилась молодость, которая всегда хороша). Невысокая женщина с сероватым лицом, вытянувшись, стоит у стены.

– Да, мы. Дочка сейчас придет, она услышала, она в холле, там у вас много цветов, она их исследует. – И сразу же, как будто в ответ на мое непрозвучавшее обвинение: – Она большая, ей четырнадцать. – И почти умоляюще: – Вы только ничему не удивляйтесь!

Я кивнула, подумав при этом: «Интересно, остались ли еще на свете какие-нибудь подростковые выкрутасы, которые могли бы меня удивить?»

За углом послышался ритмичный стук, и вот уже к моему кабинету вдоль стены бодро, высоко подняв треугольное личико, двинулась худенькая голенастая девочка с белой тростью.

«Притворяется, – со смятенной надеждой подумала я. – Это и есть то, о чем мать предупреждала. Но откуда тогда белая трость?»

Увы, Арина действительно оказалась слепой. Родилась с какими-то остатками зрения. Окончательно ослепла почти в два года.

– Ты помнишь, как видела? – спрашиваю я, мысленно составляя обширный реестр проблем, которые могут в нашем мире возникнуть у слепой четырнадцатилетней девочки-подростка и ее семьи.

– Да, конечно! – радостно говорит Арина. – Помню! Птица с разноцветным хвостом. Радуга! Жар-птица! – И тут же спрашивает сама: – А вот вы что подумали, как только меня увидели?

«Хороший психологический ход, – отмечаю я. – Сразу занимает доминирующую позицию в разговоре».

– Это правда, – кивает мать. – Птица над ее кроваткой висела. Типа гобелена… Не обращайте внимания – она у всех так спрашивает, специально, чтобы смутить.

Надо было ответить на Аринин вопрос.

– …Знаешь, я вспомнила, как мне в конце третьего класса за хорошую учебу на пионерском собрании вручили грамоту и книжку Короленко «Слепой музыкант».

– Ага, я читала. Фигня, – откликнулась Арина. – И я спрашиваю не затем, чтобы смутить, не верьте! Я коллекцию собираю: восемь соврут, а двое – вот как вы – все-таки правду скажут. Мне же надо знать.

Я пытаюсь сформулировать вопрос, избегая слова «проблема»: «Что привело вас ко мне?», «В чем причина вашего обращения?..», – отметаю всё и продолжаю чувствовать существенный напряг. Понимаю, что непосредственная Арина вполне может выпалить: «В чем проблема? Да в том, что я, в отличие от других, ни черта не вижу!» И что я скажу в ответ? У меня нет опыта работы со слепыми детьми, я могу наделать ошибок…

– Понимаете, меня волнуют отношения между сестрами, и еще очень съехала учеба, – на удивление тривиально (что вызывает у меня вздох облегчения) начинает мать, но Арина опять все портит, выпаливая почти торжествующе:

– А я на учете в детской комнате милиции состою!

– Как же это?! – искренне удивляюсь я.

– Побеги, – вздыхает мать. – Первый раз ушла прямо из дома в восемь лет. Потом из школы, из магазина, отовсюду… Люди ее находили, возвращали, вызывали милицию, скорую помощь, но потом она научилась так убедительно врать, манипулировать, что наоборот… Однажды «добрые люди» довезли ее до Пскова, где якобы жила ее бабушка. Другой раз она сама уехала в Приозерск и там бродила по берегу Вуоксы, почти уплыла на остров с какими-то байдарочниками… Я за два года полностью поседела…

– Представляю себе, как вы нервничаете, когда дочь исчезает, и какие опасности и исходы вам представляются, но не очень понимаю, как Арина так свободно перемещается по незнакомым местам…

– И ничего сложного! – воскликнула Арина. – Я же только не вижу, а слышать-то, щупать, нюхать и соображать могу получше многих. И машины слышу за километр. А менты, конечно, не хотели меня на учет, инвалид потому что, – хохотнула девочка. – Так я их… гм… убедила…

– Она сгребла все, что было на столе, и швырнула в лицо дежурному офицеру, – мертвым голосом сообщила мать.

– А вторая сестра?

– Ире одиннадцать, и она сестру ненавидит, говорит, что все всегда занимаются только «этой уродкой», а ей никогда ничего не достается, – мать явно решила отбросить всяческую дипломатию. – Когда Арина недавно исчезла в очередной раз, Ирина сказала: «Хоть бы ее уже скорее машина задавила, все бы поплакали, успокоились, и мы зажили бы наконец нормальной семьей». Представляете, что я чувствовала?

– Да уж… Арина, а ты как к сестре относишься?

– Да нормально, она ведь права, по сути-то… – пожала плечами Арина. – Мы с ней похожи вообще-то, я ей сто раз предлагала: давай вместе сбежим, ты-то видишь все, с тобой мы вообще до Москвы доедем или даже до Самары (у нас там настоящая бабушка живет), а она говорит: отвяжись, уродка! Я и родителям сто раз говорила: отстаньте от меня, плюньте, меня не вылечить и не исправить, занимайтесь Иркой. Она дура маленькая, ей же обидно…

Мать закрыла лицо руками, а я спросила:

– Слушай, Арина, а деньги? Ведь до Самары доехать и прочее – это же даже слепому инвалиду денег стоит? Дома воруешь?

– Она просит милостыню в переходах и в поездах, – не отнимая рук от лица, сказала мать. – Иногда за долю нанимает вокзальных мальчишек себе в «проводники», иногда справляется сама. Если у нее уже есть план и нужно заработать побольше, берет из дома скрипку…

– Ты играешь на скрипке?

– Конечно, четыре года оттрубила. Из нас же из всех пытаются «слепых музыкантов» сделать, – усмехнулась Арина. – Так я пару десятков жалостливых песенок наизусть выучила и забила на это. Мне хватает. «Сулико» вот мой учитель на скрипку переложил, она хорошо идет, много подают…

– Мы потом узнали: она откровенно сообщила молодому преподавателю, что будет, когда подрастет, играть в переходах, и он пошел ей навстречу в плане репертуара, ведь только так можно было заставить ее заниматься…

Я уже смеялась, мое напряжение полностью исчезло. Мне нравилась Арина, у нее явно не было никаких проблем, и я готовилась работать с матерью уже в интересах Иры…

– Арина, выйди и посиди в предбаннике! – резко сказала мать.

Я ожидала протеста.

– Я пойду на третий этаж, – неожиданно покладисто согласилась Арина. – Там, я слышала, пианино стоит (пианино из зала лечебной физкультуры действительно вынесли в коридор на время ремонта). И гляди, мам: зато я денег на шмотки никогда не прошу и в компе не зависаю – выгода, а?

– Вы уже на ее стороне, – почти обвиняюще сказала мать. – Так со всеми! Она всех использует, а потом бросает. В школе – так же. Она почти не учится, хотя могла бы. Что у нее внутри? Темно, как перед ее глазами? Мне страшно. Она дома изготовила куклу из папиных джинсов, моего свитера, шапки, набила тряпками и всю исколола охотничьим ножом. В школе уговорила одноклассника принести из дома пневматический пистолет и с ним, а еще со своей подружкой (и мальчик, и девочка – слабовидящие, но в сильных очках все-таки видят!) пошли на пустырь – учиться стрелять.

– Но как же может прицелиться слепая девочка?!

– Они бегали вокруг, кричали и прятались, она стреляла на звук, а они потом смотрели, куда она попала. Вы представляете, чем это было чревато? Всем, я подчеркиваю – всем пятнадцати детям в классе родители категорически запретили с ней водиться… Я не маленькая и глупая Ира, но иногда я сама думаю о ужасном, а потом мне хочется наглотаться таблеток и…

– Если Арина согласится, пускай она ко мне походит, – перебила ее я. – Я сама у нее спрошу…

На третьем этаже Арина двумя руками выбивала из старенького пианино очень приблизительный мотив и фальшиво горланила:

– Арлекино! Арлекино! Трудно быть смешным для всех! Арлекино! Арлекино! Есть одна награда – смех!

Окружившие девочку малыши смеялись, их мамы отводили взгляды, из ближайшего кабинета выглянула, желая прекратить безобразие, медсестра, но увидела белую трость, которую тянул по полу один из малышей, и спряталась обратно.

– Манипуляторша фигова! – рявкнула я, с треском захлопывая крышку пианино. Арина, как я и ожидала, успела отдернуть пальцы. – Тут, между прочим, люди работают, детей лечат! Им сосредоточенность нужна!

– Простите, пожалуйста, я больше не буду, – вежливо сказала Арина и сделала хватающее движение рукой. Мама малыша поспешно отобрала трость у сына и вложила в ее пальцы.

* * *

Почему-то мы начали с профориентации.

– Да вы же слышали: у меня вообще музыкального слуха нет. Так что «слепого музыканта» из меня точно не выйдет…

– С твоей бешеной энергетикой я бы подумала о спорте. Знаешь, Паралимпийские игры…

– Шоу уродов. Нафиг! Вот если бы я могла биатлоном, стрельбой… Знаете, я по готовой лыжне очень неплохо еду. Там же тоже палки, привычно. Но мне скучно, я, понимаете, с горок люблю… А вот когда об дерево башкой стукнусь, искры вижу. Верите?

– Даже и не знаю. Но есть еще медицинские вещи и около того. Говорят, у слепых людей идет гиперкомпенсация по другим каналам, вплоть до экстрасенсорики…

– Шоу шарлатанов. Нафиг! Да, я умею вид делать… могу кого хочешь предсказаниями запугать, и карты у меня меченые есть… ну и в реале, конечно, – массаж. Мне даже Ирка дается, когда у нее голова или зуб болит…

– Вот видишь… – начала я и осеклась.

– Вижу! – рассмеялась Арина. – Так и вижу, как стою в этом массажном кабинете, пока не сдохну. Нет уж!

– Так кем же ты хочешь стать? – преодолевая внутреннее сопротивление, спросила я.

– Путешественником! – тут же ответила Арина. – Ведь столько всего интересного в мире! Увидеть я не смогу, а услышать, понюхать, узнать, потрогать? Моя мечта – за границей побывать, родители не везут, хоть я их и умоляла.

– Но как же?

– Потребности у меня маленькие, мир большой, спешить мне некуда, люди помогут, они любят помогать, если им сказать как…

– Люди бывают разные.

– Конечно. От плохих я отобьюсь, от инвалида же никто отпора не ожидает…

Я вдруг поняла, про что было то истыканное ножом чучело.

– А тот милиционер, в которого все полетело? – спросила я.

– Он сказал: «У милиции поважнее дела есть, чем вашу идиотку все время ловить. А если вы с ней сами справиться не можете, так отдайте ее в интернат какой-нибудь, есть же наверняка такие, чтобы для общей дефективности…» А если даже и не отобьюсь когда, так что же? Зато жизнь повидала…

* * *

– Не сражайтесь с ней, – попросила я мать Арины. – Мое вам первое задание, эксперимент: три недели вообще никаких контактов, кроме формальных: «иди есть», «доброе утро», «спокойной ночи». Ни про учебу, ни про ее выходки, вообще ни про что. Все три недели плотно занимаетесь Ирой.

– Давно пора младшую к врачу сводить, сколиоз у нее, – вздохнула мать. – Да все времени нет.

– Лучше в кино сводите и в торговый центр, – посоветовала я. – Когда закончите лечить старшую дочь, не начинайте лечить младшую.

* * *

– Ой, вы знаете, лучше стало. Один раз только уходила, вечером женщина с собакой ее привели. И даже Ира с ней разговаривать стала.

– Везите в Финляндию, это ее мечта.

– Мы боимся! Уйдет, в чужой стране, без языка (у нее по английскому два)…

– Все равно везите.

* * *

– Ушла в первый же день. Ира ее нашла (раньше и искать отказывалась!) – прыгала там на главной площади с какими-то финнами, орала «Йелло-Пуки! Йелло-Пуки!» Финны сказали, что замечательная девочка, обещала еще к ним приехать.

* * *

– Буду путешествовать. Может, потом стану в какие газеты, Интернет писать, кому-то, кто лапки сложил, вроде моих одноклассников, – глядишь, поможет…

Она употребляла много «визуальных» глаголов, и от этого я все время забывала, что она слепая.

Я кивнула. Арина улыбнулась, как будто увидела мой кивок.

– Поможет, я уверена, – сказала я вслух.

Бурундук как средство от депрессии

Гоше было тринадцать лет.

Его мама сидела на стуле, аккуратно сложив руки на коленях (на кресло сесть отказалась), рассказывала и одновременно тихо плакала.

Они уже приходили с Гошей раньше, когда мальчик учился во втором классе. У него с самого рождения были проблемы с сердцем. Он полный, слегка шепелявит, носит очки. Одноклассники его дразнили. Он плакал, обижался, пытался сначала ябедничать учительнице и родителям, потом, по настойчивому совету отца (данному украдкой от матери и лечащего врача), все-таки кинулся в драку и в результате получил сотрясение мозга. После выздоровления ходить в школу категорически отказывался. Школьный психолог сказал (совершенно, на мой взгляд, справедливо), что перевод в другой класс или в другую школу не поможет, так как все свои проблемы Гоша унесет с собой. Я тогда посоветовала им найти и развить какой-то ресурс, что-то интересное для восьмилетних детей, что будет у одноклассников ассоциироваться с Гошей вместо «Гошка – это тот, кого дразнят». Долго думали, перебирали, ничего не находилось. Учиться Гоше было трудно, он часто болел, спортом заниматься не мог, на кружки просто не оставалось времени. Я спросила у Гоши, не умеет ли он шевелить ушами. Мальчик засмеялся и сказал, что ушами шевелить не умеет, зато у него очень забавно гнутся пальцы и кисть. Показал. И правда удивительно! По-видимому, какая-то врожденная особенность, сцепленная с его прочими болячками: пальцы между собой разводятся градусов на 270, а ладонь в целом отгибается назад так, что три пальца касаются предплечья.

Мы с Гошей решили, что для начала сгодится и такое: «Принесу килограмм любых конфет тому, кто повторит мой номер». Матери все это показалось странным и крайне сомнительным, но, поскольку мальчишка воодушевился и согласился снова пойти в школу попробовать «их сделать», она согласилась.

Тогда все прошло на удивление благополучно. Гнущиеся в разные стороны пальцы и кисти рук вызвали запланированное уважение одноклассников, а восьмилетний Гоша понял саму идею «ресурса»; в дальнейшем он с помощью бабушки научился складывать из бумаги всякие штуки (цветы, бомбочки, лягушек и т. д.) и учил этому одноклассников. Дразнить его перестали.

Сразу после зимних каникул бабушка обратила внимание на то, что Гоша идет как-то пошатываясь, и велела ему «не вихляться». В этот же день он, дразнясь, показал бабушке язык (уже наступала подростковость) – и язык был «на сторону». Шепелявил Гоша всегда, что помешало заметить нарушения речи. Никто ничего не понял, и мальчик продолжал ходить в школу.

А через месяц у Гоши случился второй инсульт.

Три недели назад его выписали из больницы.

Невропатолог сказал, что прогноз в общем-то хороший и функции должны восстановиться чуть ли не в полном объеме. Но для этого мальчик должен «бороться». А он не борется. Вообще. Наоборот, лежит целыми днями и смотрит в телевизор. Если телевизор выключить, он будет смотреть в пустой экран. В больнице его осмотрел психиатр. Сказал, что по своей части ничего не находит. Выписал какой-то легкий препарат с минимальными побочными эффектами. В больнице Гоша еще хоть как-то занимался с логопедом, хотя и не выполнял никаких заданий самостоятельно, а дома вообще отказался с ним общаться, просто отвернулся к стене, и всё. С родными почти не разговаривает. Один раз сказал: «Я всегда был урод. Хоть бы я сдох поскорее, чтоб никого не мучить». В другой раз спросил у отца: «Папа, а чего ж вы себе еще-то одного ребенка не завели, когда со мной уже все ясно стало? Может, еще и теперь не поздно? Вы ж еще сравнительно молодые. Может, попробуете?» У отца за два месяца заметно добавилось седых волос. Бабушка в свои пятьдесят восемь без нитроглицерина на улицу не выходит…