Тайный смысл пирамидок из камней. Пирамидки из камней Зачем строят пирамидки из камней

26.09.2019 Красота

Я уже писал, что буряты исповедуют тэнгэри — древнюю шаманскую религию, а теперь хочу более подробно рассказать о шаманских практиках Байкала. Те буряты, что живут по западную сторону Байкала, мне показалось более активно исповедуют шаманизм. Вдоль дороги с Ольхона, ставшего теперь необычайно популярным из-за шаманов, то и дело встречались барисы — места силы. Только в Бурятии их отмечают сэргэ — особой коновязью — межевым знаком.

И только в Бурятии места обозначают дорожным знаком «Место отдыха». Я раньше думал, что на нем нарисована ёлка, падающаяя на лавку. А теперь знаю, что это сэргэ — коновязь, у священной лиственницы. Мы так и называли эти площадки до конца путешествия. Первый сэргэ встретился на обратном пути с Ольхона под Усть-Ордынском. Видимо какой то дух в виде щенка, как Кастанеду, сопровождал нас всю дорогу.

Сэргэ означало, что у земли есть хозяин. И столбы сэргэ размечают, но не только землю. Верхняя часть столба — для небесных духов, средняя для земных коней, нижняя для коней подземного мира. Сэргэ ставили во время посвящения шамана. Когда он умирал — ставили очень большой сэргэ из камня. Шаманов, кстати, не хоронили в земле, а привязывали к высоким священным лиственницам. На 49-й день его останки сжигали, пепел складывали в мешочек и замуровывали в сосну, или иное вечнозеленое дерево. Потому что черный шаман (белым мог быть и старейшина) занимался обороной от хтонических духов земли. Нельзя ему было в землю.


Захоронение шамана на дереве. Фото из статьи про якутских шаманов

На Сэргэ общаются с духами места, договариваются. Приносят дары в виде крупы, конфет, пуговиц, печенья, медных монет и… сигарет. А еще духи не прочь выпить. На этом сэргэ была целая кучка водочных пробок. Видимо их принесли духам, а содержимое выпили. Раньше тут пили тарасун, молочный алкогольный продукт с крепостью 15-20, но сейчас нашли напиток покрепче — водку. Кстати, пару десятков пустых водочных бутылок я обнаружил за дверью в одном из храмов Иволгинского дацана. Видимо, тоже принесли духам понюхать.

Русские с пониманием отнеслись к этому обряду, и пьют с удовольствием. Да и начальство не прочь присоединиться к обрядам. У нас-то начальство в храмы ходит, и держит свечку на молебнах правой рукой, как стакан. А местному начальству туго приходится. Ему и с шаманами общаться, а потом свечки держать. Вот, например, как замгубернатора Иркутской области Анатолий Дьяченко, который прибыл на «Тэнгриин Юhэн ноедто » - обряд почитания духов синего неба, который состоялся 26 июня 2009 года.


Сейчас идет возрождение древних традиций, - говорит Анатолий Михайлович. - Это направлено на благо народа. Я принимаю участие в тайлагане второй раз, первый раз присутствовал на молебне перед «Алтарганой» на острове Ольхон. Сегодня я отстоял очередь, подал записку о том, чтобы помолились за мою семью, семью моего друга. Все правила я постарался соблюсти, здесь я не как чиновник, а как простой гражданин, житель этой земли. До самого позднего вечера длился молебен, в ходе которого богам было принесено жертвоприношение в виде коня и девятерых овец. Несмотря на то что в этот день обещали дождь и небо с утра хмурилось, природа благосклонно отнеслась к людям, что было расценено присутствующими как добрый знак.

И ведь наверняка Анатолий Михайлович считает себя православным. Интересно, ходит ли он потом в храм?


Скульптура бурятской всадницы (?) на Якутском тракте под Иркутском обвязана залаа

Еще русские быстро переняли у язычников обычай повязывать на все что попало залаа — пеструю ленточку. Это собственно распространенный языческий обычай. Привязывают ленточки язычники угро-фины. Сейчас и в Коломенском у языческих камней ленточек немало привязано (кстати, теперь сэргэ есть и в Коломенском). А в Бурятии залаа обвязано все что только относится к местам силы.


Деревья возле главного шаманского места горы Шаман на Ольхоне (Хужир) все обвязаны залаа

Ленточка — это экономный способ напомнить духу что ты попросил его. Ветер колышет его, и как бы читает желание. На ленте, кстати, может быть и написан текст, как на молельном барабане.


Хурдэ — молельный барабан в Иволгинском дацане в Бурятии обвязанный залаа

Надо сказать что русское население приспособилось не только отмечать с бурятами места силы. Поскольку занятые буряты часто не останавливаются на барисах и просто сигналят и кидают горстку монет в окно, русские бабушки приспособились собирать монетки возле особо популярных мест. Интересно, не является ли это оскорблением религиозных чувств духов?

Еще одно проявление шаманских практик я нашел на горе возле пролива Ольхонские ворота. Эта пирамида из камней — обо. Обо — древнее святилище, местопребывание духов-хозяев местности, место, где надлежит поклоняться духам. Обычно его сооружают в особых места, где духи явили себя или где они действуют. Когда мы уезжали с Ольхона девушка-бурятка работающая в местном кафе сказала что у них существует поверье, что на гору нужно принести столько камней, сколько грехов хочешь замолить.

Наверняка многие из вас во время своих путешествий видели различные рукотворные сооружения из камней разного размера: от маленьких пирамидок из поставленных друг на друга камней до внушительного размера «памятников» различных форм. Любое из них имеет свой «смысл», который мы постараемся вам объяснить.

LATZA («Латза») . Пирамида (или сооружение) из больших камней на перевалах, вершинах гор, святых местах или «местах силы» устанавливается с посвящением местным божествам. К таким сооружениям можно «добавлять» свой камень для исполнения своего желания, обращенного именно к конкретному божеству.

OBO («Обо») . Пирамидальные кучки камней, которые могут быть установлены в любых местах для «души паломника» во время его молитвы и медитации. Могут устанавливаться, как рядом с различными местами почитания, так и вне их.

CHEDO («Чедо») . Сооружения из плоских камней, поставленных на ребро и не имеющих ритуального либо сакрального значения. Скорее всего, это можно обозначить, как память о своем пребывании в этом месте: «Здесь был Я».

ЗАГАДАЙ ЖЕЛАНИЕ . Это самые распространенные постройки пирамидок, которые можно увидеть повсеместно. Постройка такой пирамидки может иметь адресность, если её расположить в святом месте, или просто обращение «вообще» и смысл сосредоточен только на исполнении желания. Наиболее «сообразительные» просители вкладывают желание в каждый положенный друг на друга камень.

Существуют и другие примеры различных построек из камней. Например, альпинисты устанавливают туры – ключевые точки того или иного маршрута, которые служат для них ориентирами в горах. Еще внутрь пирамиды могут вкладывать записку с составом группы, временем «взятия точки», погодой и т.д. По таким запискам и спасатели могут ориентироваться, в случае чего…

В Скандинавии и Исландии установить каменную пирамидку – тролл – означает дать жизнь троллю и обрести себе удачу.

Насколько я понял из рассказов о древней Японии, то там процесс установки плоских камней на пологой поверхности, стоящий немалого терпения и ловкости, означал укрепление духа и смысл понятия «Никогда не сдавайся!».

Остановился Илья Муромец на распутье у придорожного камня, а на камне высечено: «Налево пойдёшь? Недорого»..

Камни на разных распутьях встречаются очень часто. :)) И даже целые пирамидки из камней. В основном их строят туристы, взобравшись на очередную горку, валяясь на пляже... да где угодно, где есть материал для строительства:) И конечно в местах поклонения, в местах силы.
Для начала - две пирамидки на горе Монтсеррат в Испании. Моя и сына:
1.

Зачем народ так массово строит эти пирамидки? С каким тайным смыслом? Или просто модно?
В Гималаях их существует несколько видов. Пирамида из больших камней, сложенная на вершине горы, на перевале или в святом месте называется "латза" и посвящается местным божествам. Иногда паломники даже приносят камни с собой! Пирамидальные кучки камней называются "обо" и служат домиком для души паломника во время молитвы или медитации.

Перевал. Конечно обозначен пирамидками. Думаю тут не паломники постарались, а обычные туристы. И пирамидки имеют один сакральный смысл "я тут был, через перевал перевалил" :))) Или просто на счастье.
2.

Впрочем не все так просто. У альпинистов каменные пирамидки называются туры. Они служат ориентирами на ключевых точках тропы. Еще внутрь вкладывают записку с составом группы, временем "взятия точки", погодой и пр. По таким запискам и спасатели могут ориентироваться, если что... На обычных тропах пирамидки - дань традиции. Их количество свидетельствует о популярности маршрута.

Еще один перевал обозначен кучей флажков и пирамидок. Я строю свою:)
3.

В Исландии и Норвегии подобные сооружения называются троллями (!!!). Соорудить на вершине горы небольшую пирамиду из камней - дать жизнь маленькому троллю и обеспечить себе удачу. :)))))

Пирамидки у озера Логан Тцо. Ввиду особой почитаемости места, пирамидки начинаются уже тогда, когда самого озера еще не видно...
4.

Они есть практически на каждом большом камне:
5.

Это - моя пирамидка:
6.

При строительстве пирамидки чаще всего загадывают желание. И чем крепче и больше постройка, тем вероятнее сбыча мечт. Особо продвинутые загадывают по отдельному желанию на каждый камушек своей пирамидки:)))))
7.

8.

Вот такая оригинальная пирамидка:
9.

Это опять моя пирамидка. Других здесь не было. Просто очень понравилась эта долина с массой округлых камушков, пришлось построить:)
10.

Бывает что пирамидки строит не один человек. Каждый проходящий мимо добавляет свой камушек и загадывает желание. Своеобразное "единство" туристической братии.

Пирамидки у озера Тцо Морири. Эта - грандиозная! (рога прицепили мы сами для антуражу:))))
11.

12.

13.

Плоские камни, поставленные на ребро называются "чедо" и их смысл просто "я тут был"
14.

15.

Не могу удержаться, чтобы не выложить эти две пирамидки, нарытые в сети. Авторы неизвестны. Но пирамидки шедевральны!!!
16.

Умение складывать пирамидки из камушков может пригодиться в жизни. Например чтобы подпереть трубу как на фото справа:))) Кто-то долго у этой трубы медитировал.
17.

А вы когда-нибудь строили каменные пирамидки? Зачем?

Сохранено

Декоративные сооружения из камней можно встретить в любом уголке мира. Чем больше туристов бывает в этом месте, тем больше таких пирамидок построено. Этот каменный городок расположился на пути в Териберку. Не заметить его трудно, поэтому очень многие гости посёлка не проезжают мимо, а останавливаются, чтобы дополнить композицию своей работой.

Владимир Исаев: «Это магическое значение имеет, да. Самое главное – добрые пожелания всем людям, которые живут, жили, и, дай бог, чтобы наша жизнь продолжалась. Нам, родным, близким и детям».

Подобные строения называются туры. В древние времена они были памятниками, использовались в астрономических целях. Такая пирамидка могла содержать в себе какое-то послание или указывать путь через горные ледники. В Северной Америке туры выкладывали на тропах, где ходят бизоны, в Арктике ими отмечали длину пути или указывали направление, а в приморских провинциях Канады они служили ориентиром лодочникам. Туристические туры, как правило, небольших размеров и практической пользы не имеют. Но многие верят в их магические свойства.

Ирина Третьякова: «Мне сказали, что если построить эту пирамидку, то когда её строишь, надо загадывать желание. Ну вот на данный момент у меня муж в больнице и я загадала, чтобы он побыстрее выздоровел. Я думаю, что должно исполниться. Я залезла, как я считаю, на самую вышину забралась. Вот, сделала себе пирамидку».

Похожие конструкции, только больших размеров, сооружали саамы. Они называются сейдами. Мурманчанка Ираида Глебова убеждена, что эти конструкции тоже можно назвать сейдами.

Ираида Глебова: «Слово «сейд» пришло с финского языка. Достоверно никто не знает, почему они ставили камешек на камешек и так вот на сопках стоит там, например, сейд – большой камень на двух маленьких. И не падает. Вот здесь законы физики почему-то не срабатывают».

Для кого-то – памятный знак, а для кого-то – большая творческая работа. «Балансировка камней» развивается как вид искусства. И весьма непростого. Нельзя сказать, что на эти строения законы физики не распространяются. Точный расчёт, подбор камней и долгая кропотливая работа – просто так подобный шедевр не соорудить. Да и простоит он, скорее всего, недолго – хрупкую конструкцию может сломать птица или даже ветер.

Для туристов простота и надёжность конструкции важнее. Действительно ли так просто соорудить тур? Любопытство заставляет отправиться на поиски свободных камней.

Даже простую пирамидку построить не очень просто. Идеально ровных камней здесь нет, а каменные многоугольники не всегда хотят соседствовать. Без терпения даже три камня не составить. Поэтому приходится выдыхать и браться за работу по новой.

Влияние человека на природу Байкала с каждым годом все увеличивается. Трудно представить, но даже такие безобидные, на первый взгляд, вещи, как каменные горки, которые так любят выкладывать из байкальских камней туристы, могут серьезно навредить животным региона. В минувшие выходные научные сотрудники «Заповедного Прибайкалья» и волонтеры начали разбирать такие туры из камней на Ольхоне, чтобы восстановить естественные места обитания для байкальских животных. Волонтеры разобрали пирамидки на вершинах шести сопок .

«Многие посетители Прибайкальского забираются повыше, на вершины ольхонских сопок, чтобы сфотографироваться на фоне захватывающих видов Байкала. При этом туристы неосознанно изменяют облик скально-каменистых биотопов – выкладывают многочисленные турики из камней разного размера: от маленьких пирамидок до внушительного размера «памятников» различных форм», – рассказывает сотрудник «Заповедного Прибайкалья».

На Ольхоне разобрали турики

Между тем, именно здесь, на скальных, каменистых участках живет краснокнижная ольхонская полевка. Зверек очень консервативен в выборе места жительства, ему нужны строго определенные условия, и, однажды выбрав подходящее место, полевка поселяется там на много лет. Деятельность человека на этих участках может нанести популяции непоправимый ущерб, вплоть до полного исчезновения этого уязвимого вида.

Большинство туристов даже не подозревают, какой урон наносят природе, сооружая различные каменные «строения».

«Некоторые гиды, с целью развлечения туристов, призывают сделать пирамидку “на счастье”. Другие утверждают, что чем больший камень человек занес на гору, тем больший грех снял он с души. Однако у коренных жителей Ольхона (от курыкан до бурят и русских) никогда не было традиции сооружать каменные пирамидки. Поэтому, собирая пирамидку, снять грех или добиться исполнения желаний вы вряд ли сможете, а получить грех за гибель редкого зверька вполне... Разрушение убежищ заметно ослабляет колонии полевок и нередко приводит к смерти », – рассказывает руководитель акции, начальник отдела науки «Заповедного Прибайкалья» Олег Берлов.

Администрация «Заповедного Прибайкалья» благодарит волонтеров благотворительного фонда «Подари планете жизнь» за помощь и планирует продолжить проведение акций по разбору искусственных сооружений из камней.