Игры с ребенком с алалией дома. Симптомы моторной и сенсорной алалии у ребенка: обследование, лечение, занятия дома

КАРТОТЕКА ЗАДАНИЙ

ДЛЯ АЛАЛИКОВ

Учитель-логопед

Нищева Н.В.

Санкт – Петербург

ЗАДАНИЕ № 1

ВЫЗЫВАНИЕ ГЛАСНЫХ ЗВУКОВ

    Широко открываем рот, громко поём:

    Как мама укачивает малыша?

Округляем губы, громко поём:

  • Как плачет мальчик, у которого болит зуб?

Вытягиваем губы трубочкой, громко поём:

  • Как гудит паровоз?

Растягиваем губы в улыбку, громко поём:

  • Как кричит лошадка?

Дети заблудились в лесу. Они кричат:

  • Малыш плачет:

  • Ослик кричит:

    ЗАДАНИЕ № 2

    РАБОТА НАД ГЛАСНЫМИ ЗВУКАМИ

    1. Упражнение «Лесенка». Поём гласные звуки так, как будто голос поднимается и

    опускается по лесенке (повышение и понижение тона):

      О-о-о! И т.д.

    • У-а-и-о! И т.п.

      Работа с картинками. Показываем ребёнку картинки и задаём вопросы:

      Как мама укачивает малыша?

      Как гудит паровоз?

      У-у-у! И т.п.

    ЗАДАНИЕ № 3

    РАБОТА НАД ЗВУКОПОДРАЖАНИЯМИ

      Это корова. Корова мычит: 4. Это овечка. Овечка кричит:

      Му-му-му! - Бе! Бе! Бе!

      Как мычит корова? - Как кричит овечка?

      Это коза. Коза кричит: 5. Это цыплёнок. Цыплёнок пищит:

      Ме-ме-ме! - Пи! Пи! Пи!

      Как кричит коза? - Как пищит цыплёнок?

      Это кошка. Кошка кричит: 6. Это собака. Собака лает:

      Мяу! Мяу! - Ав! Ав! Ав!

      Как кричит кошка? - Как лает собака?

    ЗАДАНИЕ № 4

    РАБОТА НАД ЗВУКОПОДРАЖАНИЯМИ

      Это курочка. Курочка кричит: 4. Это лягушка. Лягушка квакает:

      Ко! Ко! Ко! - Ква! Ква! Ква!

      Как кричит курочка? - Как квакает лягушка?

      Это гусь. Гусь кричит: 5. Это утка. Утка крякает:

      Га! Га! Га! - Кря! Кря! Кря!

      Как кричит гусь? - Как крякает утка?

      Это кукушка. Кукушка кукует: 6. Это петушок. Петушок поёт:

      Ку! Ку! - Ку-ка-ре-ку!

      Как кукует кукушка? - Как поёт петушок?

    ЗАДАНИЕ № 5

    РАБОТА НАД ЗВУКОПОДРАЖАНИЯМИ

      Мальчик играет на дудочке: 4. Девочка звонит в колокольчик:

      Ду-ду-ду! - Динь! Динь! Динь!

      Как играет мальчик? - Как звонит колокольчик?

      Мальчик играет на барабане: 5. Папа стучит молотком:

      Бум! Бум! Бум! - Тук! Тук! Тук!

      Как играет мальчик? - Как папа стучит молотком?

      Машина гудит: 6. Дать ребёнку поиграть на барабане,

      Би-би-би! дудочке, позвонить в колокольчик,

      Как гудит машина? постучать молотком, произнося звукоподр.

    ЗАДАНИЕ № 6

    ВЫЗЫВАНИЕ МЕЖДОМЕТИЙ.

      Мячик упал в воду: 3. Девочки качаются на качелях:

      Ах! Ах! Ах! - Ух! Ух! Ух!

      У девочки болит зуб: 4. Папа рубит дрова:

    Ох! Ох! Ох! - Эх! Эх! Эх!

    ЗАДАНИЕ № 7

      Мальчик погоняет лошадку: 5. Проговариваем цепочки слогов:

      Но! Но! Но! НА-НА-НА

      Как мальчик погоняет лошадку? НО-НО-НО

      Девочка наказывает куклу: НУ-НУ-НУ

      На! На! На! НЕ-НЕ-НЕ

      Как девочка наказывает куклу? НИ-НИ-НИ

      Дядя погоняет ослика: НЯ-НЯ-НЯ

      Ну! Ну! Ну! 6. Рисуем девочек, показываем,

      Как дядя погоняет ослика? называем:

      Малыш не хочет есть: - Нана, Нина, Нонна, Анна, Инна.

      Не! Не! Не! Предлагаем ребёнку показать и

      Как капризничает малыш? назвать девочек.

    ЗАДАНИЕ № 8

    РАЗВИТИЕ ОБЩЕЙ МОТОРИКИ

      Учим ребёнка прыгать на двух ножках, как зайчик, подняв над головой ладошки, как ушки.

    2. Ходим вместе с ребёнком по кругу, опуская и поднимая руки, как птички машут

    крыльями.

    ЗАДАНИЕ № 9

    РАЗВИТИЕ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ

      Работаем с пластилином: учим ребёнка скатывать шарики, сплющивать шарики в

    лепёшку, скатывать прутики, сворачивать из них баранки.

      Выполняем упражнение «Пальчики здороваются» сначала на правой руке,

    потом на левой руке, потом правой руки с левой рукой.

    ЗАДАНИЕ № 10

    РАЗВИТИЕ ЗРИТЕЛЬНОГО ВНИМАНИЯ

    ИГРА «ЧЕГО НЕ СТАЛО?»

    Ставим на стол три-четыре игрушки, называем их вместе с ребёнком:

      Ляля, Киса, Зая, би-би.

    Просим ребёнка отвернуться, убираем одну игрушку, просим ребёнка повернуться, спрашиваем:

      Что я убрала?

    Ребёнок отвечает:

      БИ-БИ. и т.п.

    ЗАДАНИЕ № 11

        Малыш топает: 4. Часы бьют:

    ТОП-ТОП-ТОП БОМ-БОМ-БОМ

    Как топает малыш? - Как бьют часы?

        Вода капает: 5. Охотник стреляет:

    КАП-КАП-КАП. ПИФ-ПАФ

    Как капает вода? - Как стреляет охотник?

        Часы тикают: 6. Зайчик прыгает:

    ТИК-ТАК ПРЫГ-ПРЫГ

    Как тикают часы? - Как прыгает зайчик?

    ЗАДАНИЕ № 12

    Девочка заблудилась в лесу. Она кричит:

      Папа! Ау! - Дядя! Ау!

      Мама! Ау! - Катя! Ау!

      Тётя! Ау! - Нина! Ау!

    Помоги девочке, покричи вместе с ней.

    ЗАДАНИЕ № 13

    Показываем ребёнку картинку, рассказываем:

      У Кати Ляля. Ляля: «Уа-Уа!»

    Катя: «А-А-А!» Ляля бай-бай!

      Катя, дай Лялю!

      Тётя, на Лялю!

    Просим ребёнка повторить.

    ЗАДАНИЕ № 14

    Показываем ребёнку картинку, рассказываем:

      Это Вова. У Вовы би-би.

      Вова, дай би-би.

      Тётя, на би-би.

      Мама, на би-би.

      Папа, на би-би.

    Просим ребёнка повторить.

    ЗАДАНИЕ № 15

    РАЗВИТИЕ ОБЩЕЙ МОТОРИКИ

      Прыжки на обеих ногах. 3. Ходьба на месте.

      Прыжки на левой ноге, на правой ноге. 4. Ходьба на носочках.

    5. Ходьба на пятках.

    ЗАДАНИЕ № 16

    РАЗВИТИЕ ОБЩЕЙ МОТОРИКИ

      Прыгаем как зайчики, высоко «подняв ушки».

      Ходим, поднимая и опуская руки, как птички машут крылышками.

      Прыгаем на двух ногах через низко натянутую верёвочку.

    ЗАДАНИЕ № 17

    РАЗВИТИЕ ЗРИТЕЛЬНОГО ВНИМАНИЯ

    ИГРА «ЧТО ИЗМЕНИЛОСЬ?»

    Ставим перед ребёнком три-четыре игрушки, показываем, называем, просим показать и назвать. Просим ребёнка отвернуться, меняем две игрушки местами. Ребёнок поворачивается, спрашиваем:

      Что я поменяла местами?

    Ребёнок показывает и называет.

    ЗАДАНИЕ № 18

      Вот солдатики идут,

    Вот идут, идут, идут.

    Ружья на плечах несут,

    Вот несут, вот несут.

      Тра-та-та! Тра-та-та!

      Тра-та-та! Тра-та-та!

    ЗАДАНИЕ № 19

    Ребёнок марширует вместе со взрослым, взрослый проговаривает:

      Вот охотник в лес идёт,

    Он идёт, он идёт.

    Волка серого убьёт,

    Он убьёт, он убьёт.

    Продолжая маршировать, ребёнок проговаривает вместе со взрослым:

      Пиф-пиф-паф!

    Пиф-пиф-паф!

    Пиф-пиф-паф!

    Пиф-пиф-паф!

    ЗАДАНИЕ № 20

    РАЗВИТИЕ ОБЩЕЙ МОТОРИКИ

        Ходьба по узкой доске, положенной на пол.

        Игра с мячом (бросать и ловить мяч двумя руками), ударять об пол и

    ловить двумя руками.

    3. Прыжки на двух ногах в обруч и из обруча.

    ЗАДАНИЕ № 21

    РАЗВИТИЕ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ И ЗРИТЕЛЬНОГО ВНИМАНИЯ

      Складывание пирамидок по образцу и по памяти.

      Строительство домиков и башен из пяти-шести кубиков.

      Выкладывание заборчика из чередующихся палочек двух цветов.

    ЗАДАНИЕ № 22

    Ребёнок прыгает вместе со взрослым, сделав ушки из ладошек. Взрослый проговаривает:

      Пошёл зайчик под кусток.

        Поймал белку за хвосток.

      Ребёнок проговаривает вместе со взрослым:

        Прыг-скок! Прыг-скок!

      ЗАДАНИЕ № 23

      Наклейте в тетрадь фотографии членов семьи, покажите ребёнку, назовите, попросите ребёнка самого показать и назвать.

      Задавайте ребёнку вопросы:

        Где мама?

        Где папа?

        Где баба? И т.д.

      Пусть показывает и называет.

      Подберите фотографии для составления простых предложений:

        Мама идёт.

      Папа сидит. И т.д.

      Пусть ребёнок повторяет за вами, потом показывает и проговаривает самостоятельно.

      Существительные по теме: мама, папа, баба, тётя, дядя, Катя, Вова и другие имена.

      Глаголы по теме: идти, сидеть, пить, есть.

      ЗАДАНИЕ № 24

      Подберите картинки с изображением игрушек (кубик, мяч, кукла, машина, мишка, зайчик). Попросите ребёнка:

        Покажи зайку, мишку, куклу и т.п.

      Показывайте и называйте:

        Это кубик. Это мяч. И т.п.

      Пусть ребёнок проговаривает вместе с вами, потом самостоятельно.

      Работаем над простыми предложениями:

        Папа, дай мяч. Мама, на кубик. И т.п.

      Глаголы по теме: играть, искать, давать, нести, идти.

      ЗАДАНИЕ № 25

      ЗВУКИ [В], [ВЬ]

      ВАТА ВОВА Вот вата. У Вити вода.

      ВОДА ВИТЯ Вот вода. Вова пил воду.

      ВАНЯ ВАННА У Вовы вата. Мама мыла Вову.

      ЗАДАНИЕ № 26

      ЗВУКИ [Ф], [ФЬ]

      ФОМА КОФЕ Вот туфли. У мамы туфли.

      ФЕДЯ КОФТА Вот кофта. У Феди кофта.

      ФИМА ТУФЛИ Папа пил кофе. У Фимы вафли.

      ЗАДАНИЕ № 27

      ЗВУКИ [П],[ПЬ]

      Учимся проговаривать слова и предложения:

      ПАПА ПЕТЯ ПАПКА ПИТЬ Папа пилит.

      ПАША ПОЛ ПАЛКА ПИЛИТЬ Вот полка.

      ПОЛЯ ПОЛКА ПИЛКА ПЕТЬ У Вовы пила.

      Мама мыла пол. Петя пьёт.

      У Паши палка. Поля поёт.

      ЗАДАНИЕ № 28

      ЗВУКИ [Б], [БЬ]

      Учимся проговаривать слова и предложения:

      БАБА БУЛКА БИТЬ Вот баба.

      БОБИК БАНКА БОЛЬНО Ай, да баба!

      БОРЯ БЕЛКА БОЛИТ Вот Бобик.

      Вот баба. Баба у дома. Бобик лает на бабу: «Ав! Ав!» «Бобик, не лай!» «Это баба!»

      У Бори Бобик. Боря бил Бобика. Бобику больно. Болит лапа. Боря, нельзя бить Бобика!

      ЗАДАНИЕ № 29

      ЗВУКИ [Т], [ТЬ]

      Учимся проговаривать слова и предложения:

      ТАНЯ ТЁТЯ Вот Тома. У тёти Таня и Тома.

      ТОМА КОТ У Тимы кот. Тут Тима и Таня.

      ТИМА ЛОПАТА У Томы лопата. Там лопата.

      КОТ ГОСТИ

      У Тани кот. Кот «Мяу! Мяу!» Тук! Тук! Тук!

      Кто тут?

      Тут Тоня. Тут Таня.

      ЗАДАНИЕ № 30

      ЗВУКИ [Д], [ДЬ]

      ДОМ ДАНЯ ВОДА Это дом.

      ДУШ ДУНЯ КУДА Это дым.

      ДЫМ ДАША ДЯДЯ У дома дуб.

      ДЫНЯ ДИНА ДЕТИ Дима у дуба.

      ДУДКА ДЫНЯ

      У Димы дудка. Дима: «Ду! Ду! Ду!» У Дины дыня.

      Дина, дай дыню!

      На, Дуня, дыню!

      ЗАДАНИЕ № 31

      ЗВУКИ [К],[КЬ]

      Учимся проговаривать слова и предложения:

      КАТЯ КОТ У Кати кот. У дома каток.

      КАША КОЛЯ У Коли кит. Иди, Коля на каток.

      КОСА КИТ У мамы коза. Иди, Катя, в кино.

      КОЗА КИНО У папы коса. Ешь, Катя, кашу.

      МАК БАНТ

      У Кати мак. У Кати косы.

      На, мама, мак. – На, Катя, бант.

      Дай, Катя, мак.

      ЗАДАНИЕ № 32

      ЗВУКИ [Г], [ГЬ]

      ГАЛЯ ГУБЫ ГОЛОВА У гуся лапы. У Гали голова.

      ГОША ГУСИ ГАМАК У Гены ноги. У галки головка.

      ГЕНА НОГИ ГОНИТ Гудок гудит. Иди, Гоша, в гамак.

      На лугу гуси. Галя гонит гусей. Гуси: «Га! Га! Га!»

      ЗАДАНИЕ № 33

      ЗВУКИ [Х], [ХЬ]

      ХАТА ПУХ У нас хата. Вот муха.

      ХАЛАТ МЕХ Хата мала. У зайки пух.

      УХА МУХА У мамы халат. У мишки мех.

      УХО ТИХО У папы хлеб. Вова ест уху.

      ЗАДАНИЕ № 34

      ИГРА «КТО КАК КРИЧИТ?»

        – Ку-ка-ре-ку! 4. – Ам! Ам! Ам!

      Кур стерегу! Кто там?

      Как кричит петушок? - Как кричит собачка?

      2. - Кудах-тах-тах! 5. - Му! Му! Му!

      Снеслась в кустах! Молока кому?

      Кто так кричит? - Кто так кричит?

      Как кричит курочка? - Как кричит корова?

      3. - Мур! Мур! Мур! 6. - Кра! Кра! Кра!

      Пугаю кур! Будет дождь с утра.

      Кто так кричит? - Кто так кричит?

      Как кричит кот? - Как кричит ворона?

      ЗАДАНИЕ № 35

      ИГРА «НА ПТИЧЬЕМ ДВОРЕ»

      Взрослый читает стихотворение, ребёнок вместе с ним проговаривает звукоподражания. Можно сопровождать это соответствующими движениями.

      Наши уточки с утра: Наши гуленьки вверху:

      Кря! Кря! Кря! Кря! Кря! Кря! - Гру! Гру! Гру! Гру! Гру! Гру!

      Наши гуси у пруда: Наши курочки в окно:

      Га! ГА! Га! Га! Га! Га! - Ко! Ко! Ко! Ко! Ко! Ко!

      А индюк среди двора: Ну, а Петя поутру нам споёт:

      Бал! Бал! Да! Бал! Бал! Да! - Ку-ка-ре-ку!

      ЗАДАНИЕ № 36

      РАБОТА НАД ПОТЕШКАМИ

        – Тра-та-та! Тра-та-та! 3. – Ай, гу-гу! Ай, гу-гу!

      Мы везём с собой кота! Не кружися на лугу.

        Мы на поезде сидим, 4. - Ой, ду-ду! Ой, ду-ду!

      Паровозами гудим: Потерял пастух дуду!

      ЗАДАНИЕ № 37

      РАБОТА НАД ПОТЕШКАМИ

        – Гу-гу-гу! Гу-гу-гу! 2. Гули-гули-голуби

      В клетке жить я не могу! Сели возле проруби.

      Чу-чу-чу! Чу-чу-чу! Ворковали: «Гуль! Гуль! Гуль!»

      Я на волю улечу! Речка пела: «Буль! Буль! Буль!»

      ЗАДАНИЕ № 38

      Алалия – заболевание, характеризующееся грубым недоразвитием речи или полным ее отсутствием. Заболевание возникает при поражении речевых центров в коре головного мозга.

      Алалия у детей сопровождается нарушениями сразу нескольких компонентов речи: фонетико-фонематического и лексико-грамматический строя. Дети с таким заболеванием имеют очень небольшой словарный запас или совсем не говорят.

      Алалия – редкое и тяжелое речевое нарушение. Дети-алалики нуждаются в комплексной медико-психологической коррекции.

      Обследование детей с алалией показало, что данному заболеванию больше подвержены дошкольники, в меньшей степени младшие школьники. Также специалисты отмечают, чаще диагноз алалия ставят мальчикам, нежели девочкам.

      Причины алалии

      Причин данного нарушения может быть множество:

      • Патологии внутриутробного развития (гипоксия плода, перенесенные заболевания матери, травмы)
      • Генетическая предрасположенность
      • Осложнения во время родов: гипоксия, инфицирование
      • Травмы головы
      • Отравления токсичными веществами

      Алалия: виды и симптомы

      Выделяют следующие виды алалии:

      1. Моторная алалия (экспрессивная)
      2. Сенсорная алалия (импрессивная)
      3. Смешанный тип (сенсомоторная алалия или моторносенсорная)

      Такая классификация алалии введена В.А.Ковшиковым, известным российским логопедом, который занимался глубоким изучением речевых нарушений у детей.

      Характерная черта алалии – недоразвитая речь, когда ребенок произносит только звуки или слоги, первые или последние в слове.

      Моторная

      Моторная алалия возникает при нарушении связи мозговых речевых центров (Брока и Верника) с органами речевого аппарата. Многие дети, имеющие данный диагноз не овладевают языком вплоть до поступления в школу.

      • Внутриутробное органическое поражение головного мозга
      • Множественные повреждения обоих полушарий головного мозга.

      Механизмы моторной алалии еще до конца не изучены. Специалисты отмечают, что в основе моторной алалии лежат органические поражения мозга. Однако одни говорят, что в основе нарушения лежит патология моторики, а другие что нарушения психических процессов.

      Признаки нарушения:

      1. Аграмматизм (неправильное построение предложений, неверное использование форм и падежей слов)
      2. Расстройства поиска слов
      3. Нарушение слоговой структуры слов

      Если у ребенка моторная алалия он может научиться разговаривать, но так и не научиться писать.

      Важные критерии диагностики алалии у детей:

      • Замедленный темп усвоения языка
      • Патологическое развитие языка
      • Сохранность слуха
      • Понимание обращенной речи

      Важно отметить, что часто моторная алалия сочетается с сильно выраженными неврологическими и психопатологическими нарушениями. (Дети, страдающие от аутизма, олигофрении часто имеют речевые патологии).

      Родителям важно знать, что врачи могут по разному называть моторную алалию: «слухонемота», « », «дисфазия», «афазия развития», « » и «конституциональная задержка», « », «нарушенное усвоение языка», «языковая неспособность».

      Сенсорная

      Характерным признаком сенсорной алалии является эхолалия, когда ребенок бессмысленно повторяет обращенную к нему речь взрослого.

      Сенсорная алалия – речевое недоразвитие, характеризующиеся нарушением понимания речи. Оно связано повреждением левой верхней височной извилины головного мозга, так называемого центра Верника.

      При сенсорной алалии у ребенка нарушается и, как следствие, восприятие речи. Ребенок не понимает обращенную к нему речь и поэтому не говорит.

      Признаки нарушения:

      1. Навязчивое и бессмысленное произнесение звуков и их сочетаний (персеверация).
      2. Неосознанное повторение чужих слов (эхолалия).
      3. Объединение нескольких слов в единое слово (контаминация).

      Обследование и коррекция

      Какие обследования детей необходимо провести, чтобы уточнить диагноз. В случае подозрения данной патологии, важно оценить степень повреждения головного мозга.

      Для этого нужно посетить следующих специалистов:

      • Невролог – назначит необходимые обследования и медикаментозное лечение.

      Обследования:

      ЭЭГ (электроэнцефалография)
      ЭХО- ЭГ (эхоэнцефалография)
      Регнгенография черепа+
      МРТ головного мозга

      • Отоларинголог – проверить слуховой и речевой аппарат.

      Обследования:
      Отоскопия
      Аудиометрия
      Исследование функции слухового анализатора

      • Также полезно посетить детского психолога и логопеда. Эти специалисты сформируют коррекционную программу для работы с малышом.

      При коррекции алалии важен комплексный подход, которые включает:

      1. Медикаментозное лечение
      2. Коррекционную работу с логопедом и детским психологом.

      Медикаментозное лечение включает в основном ноотропные препараты (Кортексин, Когитум,Энцефабол, Гаммолон, Цераксон), которые стимулируют развитие структур головного мозга. Лечение назначается врачом. Обычно в начале назначается небольшая доза лекарства, которая постепенно уваливается.

      Также врач может назначить ребенку с речевыми нарушениями физиолечение. Физиопроцедуры в комплексе с лекарственными препаратами дают хороший результат при алалии. Используют магнитотерапию, лазеротерапию, электрофорез, водолечение.

      Занятия с логопедом

      Коррекционная работа с детьми-алаликами всегда предполагает комплексный психолого-медико-психологический подход.

      Часто используется при лечении алалии у детей. Его проводят для восстановления тонуса лицевых мышц.

      1. Используются следующие приемы:
        Расслабление языка и его корня, губ, мышц рта и шеи при помощи точечного массажа, вибрационных воздействий, легких похлопываний и поглаживаний.
      2. Укрепление мышц лица при помощи поглаживаний лба, щек, разминанием скуловых и щечных мышц.
      3. Языковая гимнастика для налаживания правильной работы артикуляционного аппарата. В комплекс гимнастики входят мимические упражнения, упражнения для языка и губ, фонетическая зарядка.

      Педагогическая работа строится поэтапно:

      1. Работа над возникновением звуков.
      2. Вызывание слогов в речи.
      3. Связывание слогов в слова.

      Педагог проводит с ребенком упражнения на коррекцию речевого дыхания, силы голоса, интонирования, коррекцию слоговой структуры слова, накопление речевого запаса.

      Упражнения:

      • Маятник
        Логопед просит ребенка высунуть язык и двигать им слева на право. Чтобы малышу было более понятно движения языка можно сравнить с движением хвоста рыбки или хвоста лисы.
        Рыбка плывет и двигает хвостиком: туда-сюда, туда-сюда.
        Лисичка бежит и машет хвостиком: влево-вправо, влево-вправо.
      • Надувание щек
        Логопед просит малыша надуть щеки.
        Надуй щеки как сердитый медвежонок.
        Давай спрячем «яблочки» за щечки!
      • Трубочка
        Логопед просит вытянуть губы трубочкой.
        Какой у слоника хобот? Вот такой длинный!

      Мимические упражнения

      • Весна пришла
        Педагог предлагает крохе представить, что наступила весна. Ребенок показывает восторг от встречи с солнцем, как он греется в лучиках теплого солнышка.
      • Медведь в домике
        Педагог предлагает ситуацию: пришла весна, растаял снег, и талая вода попала к медведю в берлогу. Мишка сначала испугался, потом удивился и обрадовался наступлению весны.

      Упражнения для мышц шеи

      • Цветочки
        Педагог показывает ребенку, как цветочки качаются, наклоняя при этом голову то вправо, то влево.
      • Солнышко
        Пригрело солнышко, посмотри (малыш поднимает голову вверх), скоро вырастут цветочки (малыш опускает голову вниз).

      Домашние занятия

      Игры и упражнения на развитие мелкой моторики стимулируют речевые навыки.

      Такие упражнения можно выполнять не только на занятиях с логопедом, но и в домашних условиях. Родители могут самостоятельно легко освоить эти нехитрые упражнения. Достаточно уделять занятиям 15-20 минут в день. Лучше, если это будет утреннее время, до обеда, когда кроха еще активен и не переутомился.

      • Переложи игрушки
        Крохе предлагаются какие-либо мелкие предметы: пуговицы, бусины крупного размера, маленькие игрушки (например, из киндер-сюрприза). Малыша просят разложить эти предметы по небольшим сосудам (баночкам, стаканчикам).
      • Сделай бусы
        Малышу дают толстую нить и крупные бусины и предлагают сделать бусы. Можно делать бусы для себя или для мамы.

      Игра “Сделай бусы” для развития мелкой моторики у детей с речевыми нарушениями

      • Закрой коробочки
        Ребенку предлагают несколько коробок с крышками разного размера, но одинаковой формы, например, круглые или квадратные. Взрослый открывает коробочки и предлагает ребенку найти подходящую крышку к каждой из них.
      • Поймай шарик
        В емкость с водой, например в таз или ванну, если игра будет проходить дома, кладут шары разноцветного цвета. Малышу предлагают сачок, при помощи которого он будет вылавливать шары, затем дают задания: достань красный шарик, а теперь зеленый.
      • Узор из пуговиц
        Ребенку предлагаются пуговицы разных цветов и размеров и лист бумаги с тонким слоем пластилина. При помощи пуговиц малыш выкладывает узор на бумаге.

      Узоры из пуговиц для развития мелкой моторики для детей-алаликов

      Сенсорная и моторная алалия нередко приводит к тому, что малыш не использует глаголы в своей речи. Поэтому эффективны игры с карточками, на которых изображены действия.

      • Кто что делает
        Для игры потребуются карточки, на которых изображены действия: мама кормит дочку, мальчик играет в футбол. Педагог или мама сначала рассказывают малышу о том, что нарисовано на картинке, а потом просят рассказать.

      Родителям ребенка-алалика важно помочь ребенку адаптироваться в социуме.

      Если у ребенка алалия важно вовремя обратиться за помощью к специалистам: врачам, педагогам и психологам. Своевременно оказанная помощь поможет улучшить течение заболевания. Кроме того, очень важно адаптировать ребенка к жизни в социуме.

      Перед родителями ребенка-алалика часто встает вопрос: в школе какого вида обучать ребенка? Есть несколько мнений по этому поводу. С одной стороны, диагноз алалия не предполагает инвалидность и, если с ребенком много занимаются педагоги и родители, он может осилить программу обычной школы. С другой стороны, при алалии, школьнику намного проще будет обучаться в специальной речевой школе или классе, программа которых адаптирована под его особенности.

      Какие есть плюсы обучения в специализированной школе:

      1. Специальная программа, адаптированная под нужды ребенка.
      2. Дополнительные часы занятий с логопедом и психологом.
      3. Небольшое количество учеников в классах.

      Постарайтесь помочь ребенку как можно более комфортно жить с имеющимся у него нарушениями, используя все средства.

      Цвет предмета

      Ι. Знакомство с красным цветом.
      Оборудование . Игрушки (кубики, шары, полоски бумаги и др.) красного цвета.
      Логопед берёт игрушки красного цвета и говорит: «Это красный кубик, красный шар, красная бумага».

      Задание . Подай красный кубик, красный шарик, красную тряпочку, красный карандаш, т. е. все красные предметы, находящиеся в дидактическом материале.

      Игры .
      1) Сложи в коробку карандаши, кубики красного цвета.
      2) Надень красные кольца на пирамидку.
      3) Закрась контурные картинки (треугольник, мячик) красным карандашом.
      Затем логопед переходит к освоению понятий синий, жёлтый, зелёный, белый, чёрный по образцу знакомства с красным цветом.

      ΙΙ. Различение цветов.

      Оборудование . 1) Предметы, игрушки различных цветов.
      2) Разноцветные картинки.
      3) Контурные картинки.

      Игры . 1) Разноцветные картинки.
      Логопед . Дай красную шапочку. Дай синюю шапочку…
      Ребёнок . На красную шапочку. На синюю шапочку…
      2) раскрашивание картинок.
      Логопед . Возьми красный карандаш и раскрась шар. Возьми жёлтый карандаш и раскрась лимон…
      Ребёнок выполняет задания и доступной речью называет цвета.
      3) «Да, нет».
      Логопед показывает сначала синий мячик и спрашивает: «Это синий мячик?» ребёнок говорит да или кивает головой. Затем логопед показывает красный мячик и спрашивает: «Это красный мячик?» Ребёнок отвечает да .
      Затем логопед показывает жёлтый карандаш и спрашивает: «Это красный карандаш?» Если ребёнок усвоил цвета, то должен сказать нет или покачать головой.
      4) Складывание фигурок из мозаики.
      Логопед . Сложи из мозаики красный квадрат, жёлтый треугольник (показывает образцы фигур).
      Ребёнок выполняет задания и называет цвета доступной речью.

      Пространственные представления.

      Оборудование.

      1) Предметы, игрушки.

      2) Картинки.

      Логопед показывает на предметы, игрушки и говорит:
      «Кукла лежит на полу. Книга лежит на столе. Мишка лежит в шкафу. Платок лежит в кармане. Мяч лежит под столом. Бумажка лежит под стулом. Мальчик стоит у стола. Стул стоит у шкафа».
      Логопед показывает на картинки и говорит: «Дети играют в саду. Кошка сидит под столом». И т. д.

      Задание . Покажи, где бабушка спит, где птичка сидит, где мальчик стоит, где мальчики стоят.
      Игра в лото составленная логопедом.
      Логопед . Дай мне картинки «Птичка в клетке». «Птичка у клетки». «Ложка под стаканом». «Ложка на стакане»,
      Ребёнок подаёт логопеду картинки, сопровождая их доступной речью.
      По данному образцу даётся понятие о пространственных представлениях на вопросы куда? откуда?

      

      Времена года.

      Оборудование . 1) Картинки времён года.
      2) Набор картинок с отдельными моментами времён года.

      Логопед показывает картинки и называет их: «Это осень, это зима, это весна, это лето» - и рассказывает характерные моменты о временах года.


      Игра в лото «Когда это бывает?».

      Ι вариант.

      Логопед . Дай мне все картинки про зиму.
      Ребёнок отбирает все картинки про зиму, например: «Мальчик катается на лыжах», «Дети катаются с горы» и т. д., и подаёт логопеду.

      ΙΙ вариант.

      Логопед . Возьми все картинки сначала про лето, потом про зиму, весну, осень, и разложи маленькие картинки на большие карты по временам года.

      Расширение представлений о временах года.

      Логопед читает короткие рассказы о временах года.

      Зима.
      Холодно зимой. На улице много снега. У мальчика лыжи. У девочки санки.
      Мальчик катается на лыжах. Девочка катается на санках. Всем весело!

      Весна.
      Весной тепло. Тает снег. Текут ручейки. Прилетели птицы. Птицы вьют гнёзда. Мама копает грядки. Дети сажают цветы.

      Лето.
      Летом тепло. Сильно греет солнце. Дети пошли в лес. В лесу дети собирают ягоды. Мальчики ловят рыбу. Дети купаются в реке. Хорошо летом!

      Осень.
      Осенью дует холодный ветер. Идёт дождь. Дети идут под зонтиками. Мальчики убирают овощи. Девочки собирают яблоки. Дети идут в школу.

      Ребёнок слушает рассказы и иллюстрирует движениями отдельные моменты из каждого рассказа, например: «Мальчик катается на лыжах», «Дети сажают цветы», «В лесу дети собирают ягоды», «Дети идут в школу».

      ЗВУКИ [В], [ВЬ]

      :

      ВАТА ВОВА Вот вата. У Вити вода.

      ВОДА ВИТЯ Вот вода. Вова пил воду.

      ВАНЯ ВАННА У Вовы вата. Мама мыла Вову.

      ЗВУКИ [Ф], [ФЬ]

      ФОМА КОФЕ Вот туфли. У мамы туфли.

      ФЕДЯ КОФТА Вот кофта. У Феди кофта.

      ФИМА ТУФЛИ Папа пил кофе. У Фимы вафли.

      ЗВУКИ [П],[ПЬ]

      Учимся проговаривать слова и предложения:

      ПАПА ПЕТЯ ПАПКА ПИТЬ Папа пилит.

      ПАША ПОЛ ПАЛКА ПИЛИТЬ Вот полка.

      ПОЛЯ ПОЛКА ПИЛКА ПЕТЬ У Вовы пила.

      Мама мыла пол. Петя пьёт.

      У Паши палка. Поля поёт.

      ЗВУКИ [Б], [БЬ]

      Учимся проговаривать слова и предложения :

      БАБА БУЛКА БИТЬ Вот баба.

      БОБИК БАНКА БОЛЬНО Ай, да баба!

      БОРЯ БЕЛКА БОЛИТ Вот Бобик.

      Вот баба. Баба у дома. Бобик лает на бабу: «Ав! Ав!» «Бобик, не лай!» «Это баба!»

      У Бори Бобик. Боря бил Бобика. Бобику больно. Болит лапа. Боря, нельзя бить Бобика!

      ЗВУКИ [Т], [ТЬ]

      Учимся проговаривать слова и предложения:

      ТАНЯ ТЁТЯ Вот Тома. У тёти Таня и Тома.

      ТОМА КОТ У Тимы кот. Тут Тима и Таня.

      ТИМА ЛОПАТА У Томы лопата. Там лопата.

      КОТ ГОСТИ

      У Тани кот. Кот «Мяу! Мяу!» Тук! Тук! Тук!

      Кто тут?

      Тут Тоня. Тут Таня.

      ЗВУКИ [Д], [ДЬ]

      Учимся проговаривать слова и предложения:

      ДОМ ДАНЯ ВОДА Это дом.

      ДУШ ДУНЯ КУДА Это дым.

      ДЫМ ДАША ДЯДЯ У дома дуб.

      ДЫНЯ ДИНА ДЕТИ Дима у дуба.

      ДУДКА ДЫНЯ

      У Димы дудка. Дима: «Ду! Ду! Ду!» У Дины дыня.

      Дина, дай дыню!

      На, Дуня, дыню

      ЗВУКИ [К],[КЬ]

      Учимся проговаривать слова и предложения :

      КАТЯ КОТ У Кати кот. У дома каток.

      КАША КОЛЯ У Коли кит. Иди, Коля на каток.

      КОСА КИТ У мамы коза. Иди, Катя, в кино.

      КОЗА КИНО У папы коса. Ешь, Катя, кашу.

      МАК БАНТ

      У Кати мак. У Кати косы.

      На, мама, мак. – На, Катя, бант.

      Дай, Катя, мак.

      ЗВУКИ [Г], [ГЬ]

      ГАЛЯ ГУБЫ ГОЛОВА У гуся лапы. У Гали голова.

      ГОША ГУСИ ГАМАК У Гены ноги. У галки головка.

      ГЕНА НОГИ ГОНИТ Гудок гудит. Иди, Гоша, в гамак.

      На лугу гуси. Галя гонит гусей. Гуси: «Га! Га! Га!»

      ЗВУКИ [Х], [ХЬ]

      ХАТА ПУХ У нас хата. Вот муха.

      ХАЛАТ МЕХ Хата мала. У зайки пух.

      УХА МУХА У мамы халат. У мишки мех.

      УХО ТИХО У папы хлеб. Вова ест уху.

      ИГРА «КТО КАК КРИЧИТ?»

        – Ку-ка-ре-ку! 4. – Ам! Ам! Ам!

      Кур стерегу! Кто там?

      Как кричит петушок? - Как кричит собачка?

      2. - Кудах-тах-тах! 5. - Му! Му! Му!

      Снеслась в кустах! Молока кому?

      Кто так кричит? - Кто так кричит?

      Как кричит курочка? - Как кричит корова?

      3. - Мур! Мур! Мур! 6. - Кра! Кра! Кра!

      Пугаю кур! Будет дождь с утра.

      Кто так кричит? - Кто так кричит?

      Как кричит кот? - Как кричит ворона?

      ИГРА «НА ПТИЧЬЕМ ДВОРЕ»

      Взрослый читает стихотворение, ребёнок вместе с ним проговаривает звукоподражания. Можно сопровождать это соответствующими движениями.

      Наши уточки с утра: Наши гуленьки вверху:

      Кря! Кря! Кря! Кря! Кря! Кря! - Гру! Гру! Гру! Гру! Гру! Гру!

      Наши гуси у пруда: Наши курочки в окно:

      Га! ГА! Га! Га! Га! Га! - Ко! Ко! Ко! Ко! Ко! Ко!

      А индюк среди двора: Ну, а Петя поутру нам споёт:

      Бал! Бал! Да! Бал! Бал! Да! - Ку-ка-ре-ку!

      РАБОТА НАД ПОТЕШКАМИ

        Тра-та-та! Тра-та-та! 4. – Ай, гу-гу! Ай, гу-гу!

      Мы везём с собой кота! Не кружися на лугу.

        Мы на поезде сидим, 5. - Ой, ду-ду! Ой, ду-ду!

      Паровозами гудим: Потерял пастух дуду! - У-у-у!

      3– Гу-гу-гу! Гу-гу-гу! 6. Гули-гули-голуби

      В клетке жить я не могу! Сели возле проруби.

      Чу-чу-чу! Чу-чу-чу! Ворковали: «Гуль! Гуль! Гуль!»

      Я на волю улечу! Речка пела: «Буль! Буль! Буль!

      Побуждаем ребенка к произвольному выдоху,

      Игра "Султанчики» (султанчик легко изготовить из яркой фольги или новогодней мишуры. привязав ее к карандашу).

      Взрослый предлагает ребенку подуть вместе с ним на султанчик, обращая внимание малыша на то, как красиво разлетаются полоски.

      Развиваем собственные ощущения с использованием различных поверхностей

      Перед ребенком на столе находятся мисочка с теплой водой, вата, жесткая щетка Взрослый действует рукой ребенка, хлопая поочередно по воде, вате, жесткой щетке и сопровождая действия словами: «Хлоп-хлоп, моя рученька!" Если малыш с удовольствием участвует в этой игре, можно побуждать его к самостоятельным действиям.

      Усложнение: за счет использования разнообразных поверхностей - наждачная бумага, мисочка с кремом и Т.п.

      Формируем произвольный ротовой выдох.

      Игра «Шарик» : взрослый предлагает ребенку подуть на легкий шарик для пинг-понга , который находится в тазике с водой.

      Учить фиксировать взгляд на предмете, прослеживать взглядом его движение:

      А . Появление игрушки из-за ширмы в заданном месте (например справа) с предва рительной фиксацией взгляда на нем (предлагаемая инструкция: «Это мишка! Он спрят ался. Посмотри, где спрятался?»). прослеживание движения игрушки в заданном на правлении над ширмой (для этой игры можно использовать игрушки Би-ба-бо для ку кольного театра).

      Б . Появление игрушки из-за ширмы одновременно со звуковым сигналом (ударом в бубен).

      Развивать ощущения собственных движений с помощью легких массажных дей ствий ручками

      Взрослый выдавливает крем на левую руку ребенка. Поглаживая и похлопывая ее от локтя до кончиков пальцев (а также в обратном направлении), размазывает крем, дей ствуя правой рукой малыша. Затем меняет руки. Все движения сопровождаются слова ми:

      С горки - бух! (движение от локтя к пальцам руки)

      На горку-ух! (движение от копчиков пальцев до локтя)

      По мере возможностей необходимо побуждать ребенка к самостоятельным действиям

      Учить соотносить игрушку со звукоподражанием, побуждать ребенка к произ вольному произнесению звукоподражания «а -а- а», развивать слуховое внимание.

      Игра «В гости пришла кукла».

      С помощью сюрпризного мешочка предъявляется знакомая кукла. Она хочет спать, нужно ее покачать, сопровождая действия звукоподражанием «а - а - а». Взрослый показывает игровые действия, сопровождая их словами:

      «Кукла Оля хочет спать, куклу надо покачать», и побуждает малыша сделать то же самое.

      Активизировать ощущения собственных движений с использованием ровных и неровных поверхностей.

      Взрослый выдавливает крем на гладкую поверхность (зеркало, плоскую тарелку) и, работая рукой ребенка, размазывает крем по зеркалу (тарелке). Все действия сопровож даются словами:

      По ровненькой дорожке (поглаживающие движения)

      Топ-топ! (стучит ладонью по зеркал у)

      По гладенькой дорожке (поглаживающие движения)

      Скок-скок! (постукивающие движения).

      Аналогичные движения производятся на неровной поверхности массажного коврика и сопровождаются словами:

      По кочкам, по кочкам - топ-топ,

      На бугорочки - скок-скок,

      В ямку - бух!

      Формируем произвольный выдох.

      Игра «Занавесочка». Ребенок дует на бахрому, выполненную из папиросной бумаги. Предлагаемая инструкция: «Подуй на занавесочку, за ней сюрприз» (маленькая игрушка).

      Учить соотносить игрушку со звукоподражанием, побуждать ребенка к сопряженному, отраженному или произвольному произнесению звукоподражания «а-а-а», развивать слуховое внимание.

      Игра «Айболит »: взрослый создает игровую ситуацию - к Айболиту приходят знако мые ребенку игрушки: зайка, неваляшка, крокодил.

        У зайки болят зубы. Зайка плачет: «А-а-а!»

        Как плачет Зайка?

        У крокодила болят зубы. Крокодил плачет: «А-а-а!» и т.п.

      Малыш произносит вместе со взрослым, повторяет за ним, потом произносит само стоятельно звукоподражание «а - а - а!»

      Учим продолжительному ротовому выдоху.

      Игра «Ветерок»: взрослый предлагает ребенку подуть на цветок одуванчика, веточку с листочками или на листочки, вырезанные из папиросной бумаги, как ветерок, сопро вождая действия ребенка стихотворным текстом:

      Очень жаркий день-денечек.

      Дунь - подунь, наш ветерочек.

      Ветерочек, ветерок,

      Дунь - подунь, наш ветерок!

      Учить ребенка совершать действия руками (раскрывать ладони, широко разво дя пальцы) в соответствии со стихотворным текстом.

      Взрослый произносит слова:

      Поехали - поехали, Поехали - поехали,

      С орехами, с орехами, К зайчику за мячиком,

      К дедушке за репкой, За мячиком твоим,

      Желтой, большой, Круглым и большим,

      Вот какой! Вот каким (показ руками)

      (Взрослый разводит руки ребенка

      в стороны, показывая размеры репки и раскрывает его ладони).

      Учить продолжительному ротовому выдоху.

      Игра «Бабочка, лети». Взрослый показывает ребенку бабочку, вырезанную из цвет ной бумаги, закрепленную по центру ниткой, дует на нее. Бабочка «летает». Игра сопро вождается стихотворным текстом:

      Бабочка летала,

      Над Вовочкой порхала.

      Вова не боится -

      Бабочка садится.

      Взрослый «сажает» бабочку на руку ребенка, побуждая малыша подуть на нее.

      Учить ребенка произвольному выдоху.

      Игра «Горячий чай ». Взрослый предлагает ребенку подуть на горячий чай (суп) в блюдце (тарелке), чтобы он быстрее остыл. Показ действия сопровождается словами: «Наберу много воздуха и подую на чай!»

      Учить сличать и объединять предметы по признаку цвета.

      Игра « Разноцветная коробочка». В коробочке находятся шарики разных цветов. Взрос лый вынимает из нее красный шарик и просит ребенка достать из коробочки «такой же». Если малыш совершает неадекватные действия, взрослый сравнивает шарик ребенка со своим и дает установку: «Ты достал не такой шарик», - вынимает шар нужного цвета и говорит: «Достань такой же».

      Формируем длительный произвольный выдох.

      Игра «Кораблики»: взрослый предлагает подуть на легкий бумажный или пластмассо вый кораблик в тазике с водой

      У чить соотносить предметы по признаку цвета

      Игра «Разноцветные домики»: ребенку предлагается разложить мелкие игрушки (ку бики) в домики (2-4 коробочки, раскрашенные в основные цвета). Предлагаемые инструкции:

      Учить соотносить предметы по признаку цвета .

      Игра «Цветное мороженое»: взрослый предлагает ребенку разложить в разноцветные чашечки мороженое (шарики) такого же цвета и угостить кукол (побуждает к произнесению слова «на»).

      Формируем длительный целенаправленный ротовой выдох .

      Упражнение «Загоним мяч в ворота»: используя бумажный или выполненный из ваты «мячик», ребенок и взрослый попеременно дуют на него, перекатывая по столу.

      Формируем длительный целенаправленный ротовой выдох.

      Игра «Задуй свечу». Перед ребенком на столе стоит зажженная свеча (использовать свечки для украшения торта). Взрослый предлагает дунуть на свечу, чтобы она погасла, показывает способ действия, затем просит малыша сделать то же самое.

      Развивать моторику руки, выполняя имитационные движения в сопровождении стихотворного текста .

      Упражнение «Веселые маляры»: взрослый читает двустишье: «Мы покрасим этот дом, жить Ванюша будет в нем», побуждая ребенка к имитационным движениям кистей обеих рук в направлении вверх - вниз, слева- направо (локти на уровне груди).

      Учить продолжительному и целенаправленному выдоху.

      Игра «Чей паровоз громче гудит».

      Для проведения игры необходимы несколько маленьких пузырьков с узким горлышком из-под лекарств или духов. Взрослый подносит пузырек к губам и дует в него, чтобы послышался свист, затем предлагает сделать то же самое ребенку - подуть в каждый пу зырек по очереди (не надувая при этом щеки).

      Усложнение: ребенку предлагается определить, какой из 2 - 3 предъявленных пузырь ков гудел (свистел) громче.

      Формируем целенаправленную теплую струю выдыхаемого воздуха.

      Игра «Погреем руки». Взрослый предлагает ребенку погреть свои, мамины ручки. Не обходимо обращать внимание на положение губ (рот широко открыт).

      Усложнение: «греем ручки» с одновременным длительным произнесением гласных звуков «А, У, О».

      Развивать моторику обеих рук.

      Взрослый предлагает ребенку скомкать лист бумаги или газеты, сделав из него бу мажный мячик (нагрузка дается попеременно на каждую руку).

      Виды упражнений с бумажным мячиком:

      Кистью руки отталкивать, перекатывать по столу

      Формировать предпосылки комбинированного типа дыхания (носовой вдох, ротовой выдох)

      Игра "Пузырьки » проводится с использованием стакана, до половины наполненного водой, и соломинки для коктейля. Взрослый показывает ребенку, как можно пускать пузыри с помощью соломинки (вдох носом, выдох через рот, зажав соломинку губами).

      Ребенок учится контролировать силу выдоха (при сильном выдохе вола выливается из стакана, при слабом выдохе на поверхности не образуются пузырьки).

      Формировать предпосылки комбинированного типа дыхания (носовой вдох, ро товой выдох), учить регулировать силу воздушной струи.

      Игра «Мотыльки»: на уровне глаз ребенка крепится шнур с привязанными к нему бу мажными мотыльками разного цвета (или величины). Взрослый читает стихотворный текст, предлагая малышу подуть на мотылек определенного цвета или величины.

      На весеннем на лугу

      Мотыльки летают.

      Красный мотылек взлетел и т.п.

      Формировать предпосылки комбинированного типа дыхания.

      Игра «Воздушные шары» ; ребенку предлагается подуть на воздушный шарик, кото рый находится на уровне лица ребенка. Игровая цель: подуть на шарик так, чтобы он отлетел к мишке, кукле, зайке.

      Слово на

      Мама, на у-у-у... (дудочку). Мама, на у-у-у... (паровоз).

      Мама, на пи-пи... (птичку). Мама, на ко-ко-ко... (курицу). Папа, на ам-ам... (собачку). Папа, на би-би... (машину). Папа, на тук-тук... (молоток). Папа, на ту-ту-ту... (трубу). Баба, на ку-ку! ку-ку!., (кукушку). Баба, на га-га-га... (гуся). Баба, на кря-кря-кря (утку). Баба, на му-му... (корову).

      Примечание. Если в кабинете сидит мать, отец или бабушка, то картинки или игрушки дают матери, отцу или бабушке.

      Слово дай

      Мама, дай мяу-мяу... (кошку).

      Мама, дай му-му... (корову).

      Мама, дай ко-ко-ко... (курицу).

      Папа, дай ту-ту-ту... (трубу).

      Папа, дай бум-бум-бум... (барабан).

      Папа, дай динь-динь-дииь... (колокольчик).

      Игры для налаживания контакта с ребенком

      Дай ручку !

      Цель : ,

      налаживание контакта .

      Ход игры : Педагог подходит к ребенку и протягивает ему руку .

      -Давай здороваться . Дай ручку !

      Чтобы не испугать малыша , не следует проявлять излишнюю напористость : не

      подходите слишком близко , слова обращения к ребенку произносите негромким ,

      детский стульчик - лучше , чтобы взрослый и ребенок находились на одном уровне ,

      могли смотреть в лицо друг другу .

      Привет ! Пока !

      Цель : развитие эмоционального общения ребенка со взрослым , налаживание

      контакта .

      Ход игры : Педагог подходит к ребенку и машет рукой , здороваясь .

      -Привет ! Привет !

      Затем предлагает ребенку ответить на приветствие .

      -Давай здороваться . Помаши ручкой ! Привет !

      При прощании игра повторяется - педагог машет рукой .

      -Пока ! Пока !

      Затем предлагает малышу попрощаться .

      -Помаши ручкой на прощание . Пока !

      Этот ритуал встречи - прощания следует повторять регулярно в начале и в конце

      занятия . Постепенно ребенок станет проявлять больше инициативы , научится

      приветствовать педагога при встрече и прощании самостоятельно . Эта игра полезна

      тем , что учит правилам поведения между людьми .

      Хлопаем в ладоши !

      Цель : развитие эмоционального общения ребенка со взрослым , налаживание

      контакта .

      Ход игры : Педагог хлопает в ладоши со словами :

      -Хлопну я в ладоши , буду я хороший ,

      Хлопнем мы в ладоши , будем мы хорошие !

      Затем предлагает малышу похлопать в ладоши вместе с ним :

      -Давай похлопаем

      в ладоши вместе .

      Ку - ку !

      Цель : развитие эмоционального общения ребенка со взрослым , налаживание контакта ; развитие внимания .

      Оборудование : кукла Петрушка { в ступке ).

      Ход игры :

      Педагог показывает малышу игрушку ( Петрушка спрятался ).

      - Ой ! Кто это там прячется ? Кто там ? Затем Петрушка показывается со словами : - Ку - ку ! Это я , Петрушка ! Привет !

      Петрушка кланяется , вертится в разные стороны , затем снова

      прячется . Игру можно повторить несколько раз .

      Котёнок

      Цель : развитие эмоционального общения ребенка со взрослым , налаживание

      контакта . Оборудование : мягкая игрушка котёнок .

      Ход игры : Педагог показывает ребенку игрушечного котёнка и предлагает

      погладить его .

      - Смотри , какой к нам . пришёл котёнок - маленький , пушистый .

      Давай погладим котёнка - вот так .

      Действие сопровождается стихотворением :

      Киса , кисонька , кису ля ! -

      Позвала котёнка Юля .

      Не спеши домой , постой ! -

      И погладила рукой .

      Можно продолжить игру с котёнком : напоить его молочком , показать , как

      котёнок умеет прыгать , махать хвостиком

      Шарик

      Цель : развитие эмоционального общения ребенка со взрослым , налаживание

      контакта .

      Оборудование : маленький пластмассовый шарик (который может поместиться в

      зажатой ладони ).

      Ход игры : Педагог показывает ребенку шарик и предлагает поиграть .

      - Смотри , какой красивый шарик . Давай поиграем : я шарик буду прятать , а

      ты угадывай , в какой он руке .

      После этого педагог убирает руки за спину и прячет шарик в кулак . Затем

      выставляет обе руки , зажатые в кулаки , вперед и предлагает ребенку угадать и

      показать , в какой руке находится шарик . После чего переворачивает руку и раскрывает ладонь .

      - В какой руке шарик - угадай ! Правильно угадал - вот он , шарик , смотри !

      Давай спрячем шарик еще раз !

      Хлопушки

      Цель : развитие эмоционального общения ребенка со взрослым , налаживание

      контакта .

      Ход игры : Педагог показывает свои ладони и предлагает ребенку похлопать по

      ним .

      Детка хлопать так умеет ,

      Своих ручек не жалеет .

      Вот так , вот так - так ,

      Своих ручек не жалеет !

      Тритатушки - три - та - та !

      Цель : развитие эмоционального общения ребенка со взрослым , налаживание

      контакта .

      Ход игры : Взрослый усаживает ребенка на колени , лицом к себе , держит

      ребенка за пояс . Затем совершает ритмичные телесные потряхивания (влево - вправо ,

      вверх - вниз ), сопровождая движения многократным проговариванием слов :

      - Тритатушки - три - та - та ! Тритатушки - три - та - та !

      По ровненькой дорожке !

      Цель : развитие эмоционального общения со взрослым , налаживание контакта .

      Ход игры : , затем начинает

      ритмично подбрасывать его , . В конце игры педагог

      делает вид , что роняет ребенка .

      По ровненькой дорожке ,

      По ровненькой дорожке ,

      По кочкам , по кочкам ,

      По ухабам , по ухабам ,

      Прямо в яму - Бух !

      Тушки - тутушки !

      Цель : развитие эмоционального общения ребенка со взрослым , налаживание

      контакта .

      Ход игры : Педагог усаживает ребенка к себе на колени , затем начинает

      ритмично подбрасывать ребенка вверх , сопровождая движения потешкой . В конце

      игры педагог делает вид , что роняет ребенка .

      Тушки - тутушки !

      Сели на подушки .

      Пришли подружки ,

      Столкнули с подушки -

      Бух !

      Развитие общего подражания

      Котята


      Цель : развитие подражания движениям взрослого ; развитие понимания речи .

      Ход игры : Предложите детям поиграть в котят .

      Кузьмина Н.И., Рождественская В.И. Воспитание речи неговорящих детей-алаликов. Пособие для учителей-логопедов.- М.: Просвещение, 1966.

      Методика Надежды Ивановны Кузьминой,

      Веры Ивановны Рождественской

      Рассчитана на дошкольников, посещающих логопедический кабинет при поликлинике, а также для специализированных ДОУ. По мнению авторов, в работе с детьми необходимо учитывать не только речевой аспект проблемы, но и ряд других отклонений.

        Недостаточность общей моторики: дети неуклюжи, с трудом прыгают на одной ноге, ищут опору для рук (рука взрослого, стол, стена), не умеют самостоятельно одеться, раздеться, зашнуровать обувь; двигательные навыки усваиваются с трудом.

        Недостаточность слухового внимания (неумение улавливать отдельные звуки и дифференцировать их).

        Отклонение в области зрительных восприятий (различение цвета, формы предметов, воспроизведение их по образцу).

        Отклонение в мотивационной сфере (недостаточная активность, вялость в работе, пониженный интерес к окружающему).

      По всем этим направлениям должна вестись работа наряду с речевой.

      Методикой предусмотрено начинать работу с развития и обогащения воспринимаемой

      речи. Рекомендуется 3-ступенчатый урок – презентация М. Монтессори. Сначала ребенку показывается предмет (картинка, явление, действие), которое ясно и четко называется логопедом. Затем проводится проверка понимания и усвоения нового: ребенку предлагается показать предмет или картинку. Это вторая ступень. Третья ступень – называние предмета словом. У алалика необходимо с самого начала требовать называть предмет хотя бы в лепетной речи.

      Урок-презентация выглядит так: 1 – Это мяч. 2 - Дай (покажи) мяч. 3 – Что ты мне дал (показал)?

      Занятия по расширению и накоплению воспринимаемой речи проводятся в соответствии с лексическими темами, по которым работают не менее недели. Темы должны быть из окружающей жизни – «Времена года», «Одежда», «Обувь», «Посуда», «Игрушки», «Техника», «Транспорт» и т.п. Параллельно с расширением понимаемого словаря, должна проводиться работа по развитию экспрессивной речи в виде доступных для произношения звукоподражаний голосам животных, птиц, насекомых, транспорта и т.п.

      Несмотря на то, что алалики не произносят многие звуки, в работе берутся звуки, которые легко поддаются зрительному, кинестетическому, тактильному восприятию, более легкие по своей артикуляции: В, Ф, П, Б, Т, Д и др. Получив устойчивое произношение звука, логопед вводит его в слова, легкие фразы и тексты. Весь материал ребенок должен проговорить за логопедом! Пересказ, а тем более самостоятельный рассказ для алаликов затруднен, поэтому его используют в конце коррекционной работы.

      Форма проведения речевых занятий с дошкольниками – игра, особенно на первых порах.

      Развитие общей моторики развитие моторики нижних конечностей

        Прыжки на обеих ногах на одном месте, держась за руки логопеда, матери, за стол, стул.

        Прыжки на правой, на левой ноге, поочередно, на одном месте, держась за стол, стул, за руку (для успешности деятельности ребенка).

        Прыжки на правой, на левой ноге по прямой от стола к двери и обратно, самостоятельно или держась за руку логопеда, матери. При этих движениях логопед обязательно должен отметить, на какой ноге ребенку легче прыгать, при дальнейшей работе по моторике уделять больше внимания развитию этой конечности.

        Ходьба - шаг на месте, на носочках, на пятках, маршировка по кругу.

        Ходьба с подниманием и опусканием рук («как птички, как бабочки»), с покачиванием рук над головой («Как колоски, как деревья»).

        Ходьба по узкой доске, положенной на пол, самостоятельно или держась за руку логопеда.

        Прыжки через низко натянутую веревочку, самостоятельно или держась за руку логопеда.

        Прыганье через скакалку.

        Комплекс физических упражнений в виде зарядки, физминутки, игры.

      РАЗВИТИЕ МОТОРИКИ ВЕРХНИХ КОНЕЧНОСТЕЙ

        Игры с мячом (диаметр 15-20 см): ловить мяч обеими руками, подбрасывая его вверх, ударяя в пол, в стену, перебрасывая его логопеду, матери, ребенку.

        Катание мяча по полу с попаданием его в ворота (прокатывание между стульями, кубиками, ножками стола).

        Игра в «городки» - попадание мячом в расставленные на полу игрушки (мишка, кубики, кегли и др.). Усложнение – попасть мячом в конкретную игрушку из нескольких предлагаемых.

        Катание по полу обруча.

        Лазание по шведской стенке.

        Конструирование домиков, столов, скамеек из кубиков, конструкторов и строительного материала по образцу, потом по памяти. На этом же материале вести знакомство с цветом, свойствами материалов, величиной, пространственными и временными представлениями.

        Складывание из кубиков простых картинок по образцу (сначала предметных, потом сюжетных; из 2, 3, 4, 6, 9 кубиков).

        Складывание гармошек из книжек-ширмочек, из толстой бумаги.

        Раскладывание и сбор разборных игрушек – матрешек, шаров, яиц, чашек; нанизывание пирамид.

        Составление предметных разрезных картинок сначала по образцу, затем по памяти.

        Складывание из палочек, полосок, спичек геометрических фигур, элементов букв, букв (П,Т, Х, Ш) по образцу и по памяти.

        Раскрашивание фигурок по контурам цветными карандашами, фломастерами, мелками.

        Вырезывание по прямой линии цветных полосок, фигурок по контурам.

        Раскрашивание рисунков по контурам (раскраски).

        Многократное сжимание и разжимание руки в кулак.

        Сильное пожимание в своей руке руки логопеда, ребенка и притягивание к себе.

        Растягивание рук, положенных пальцы в пальцы («в замок»), в стороны (разрывание цепи).

        Сжимание и разжимание резиновой груши, упругого мячика.

        Поочередное сгибание и разгибание пальцев обеих рук.

        Выполнение упражнения «решетка»: сделать решетку из 2 пальцев (средний и указательный) каждой руки и попеременно укладывать их: правая сверху, левая снизу и наоборот, проделывая это упражнение многократно.

        Упражнение «коза», пальчиковая игра; многократно одной рукой (правой, левой), обеими.

        Упражнение «Пальчики здороваются»: приложить ладони друг к другу, прикасаясь пальцами; мизинец к мизинцу, безымянный к безымянному и т.д.

        Работа с мозаикой.

        Шитье на ручной игрушечной машинке.

        Проведение подвижных игр без речевого сопровождения и с речевым сопровождением.

        Навыки самообслуживания: одевание и раздевание кукол, расстегивание пуговиц на платье, пальто, завязывание шнурков на ботинках, мытье рук, подметание пола щеткой и др.

        Работа с дидактическим материалом по обучению навыкам самообслуживания – застегивание замка-молнии, «липучек», пуговиц, крючков, завязывание шнуров, шнурование и т.п.

      РАБОТА С ПЛАСТИЛИНОМ – ЛЕПКА

        Скатывание шариков – орешков.

        Расплющивание шариков в лепешки, нажимая на шарики пальцами то правой, то левой руки.

        Скатывание жгутиков, свертывание их в баранки, нанизывание их на ленточку.

        Лепка детей по их замыслу.

      ДВИГАТЕЛЬНЫЕ УПРАЖНЕНИЯ С РЕЧЕВЫМ СОПРОВОЖДЕНИЕМ

      Речевое сопровождение в форме несложных звукоподражаний

        «Пчелки полетели» - звук З. Варианты: «Жуки полетели» - звук Ж, «Мухи …» - звук З; «Комары …» - звук Зь.

        «Поезд» - звук У.

        «Лошадки» - игра в парах, произносит НО, НО, НО…

        «Пильщики». Двое детей становятся друг против друга, подают руки и, имитируя пилку дров, произносят звук З.

        «Мишка». Изобразить, как тяжелой походкой ходит медведь, одновременно произнося: ТО, ТОП, ТОП…

        «Зайка». Поскакать на носочках, подставив указательные пальчики над головой, и произносить: СКОК, СКОК, СКОК…

        «Козочка». Дети семенят ножками, произнося: ТУПЫ, ТУПЫ, ТУПЫ…

      РАЗВИТИЕ МОТОРИКИ АРТИКУЛЯЦИОННОГО АППАРАТА

      Упражнения для губ

        Вытягивание губ вперед трубочкой. Крепкое сжатие губ. Растягивание губ в улыбку. Вытягивание губ трубочкой и дутье на бумажку. Образование смычки и взрыва.

        Открывание и закрывание губ. Вытягивание губ вперед, выполнение сосательных движений.

        Всасывание верхней губы под нижнюю, нижней под верхнюю, чмоканье вытянутыми губами.

        Вибрация губ (подражание фырканью лошади).

      Упражнения для языка

        Движение языком вперед и назад при умеренно открытом рте (как кошка лакает молоко).

        «Часики».

        Высунутым языком захватить сначала верхнюю губу, а потом нижнюю, попеременно.

        «Птенчик».

        «Лопаточка».

        «Иголочка».

        «Чашечка».

        «Лошадка».

        Присасывание языка к небу с последующим задуванием воздуха на кончик языка, издавая шепотный звук ТРР.

      ИГРОВЫЕ ПРИЕМЫ ПОСТАНОВКИ ЗВУКОВ

      Звуки С – З – Ц

        Свист в пузырек –ССС…

        Накачивание воздуха насосом – ССС…

        Полет осы – ЗЗЗ…

        Поманить рукой цыплят – ЦЫП – ЦЫП – ЦЫП…

      Звуки Ш- Ж- Ч – Щ

        Звук лопающегося пузыря – ШШШШ…

        Мама спит – ШШШШ…

        Кукла спит – ШШШШ…

        Гусь шипит –ШШШШ…

        Жук жужжит – ЖЖЖЖ…

        Паровоз пыхтит – ЧЧЧ… (ЧУ – ЧУ – ЧУ).

      Звуки Р – Л

        Болтушка – БЛБЛБЛБ…

        Остановить лошадку – ТПР (язык между губами – язык вибрирует).

        Щелканье кончиком языка у верхних альвеол.

        Балалайка. БЗЫНЬ – ДЗЫНЬ… или ДЫН – ДЫН – ДЫН. Можно одновременно производить вибрацию языка пальцем.

        На язык, просунутый между губами, кладется длинная полоска бумаги. Вибрирующий язык вызывает дрожание полоски. Можно также на кончик языка положить мелко нарезанные полоски бумаги, и вибрирующий язык сдувает их.

      Звуки К – Г – Х

        Покашливание при вызывании звука К.

        Подражание крику кукушки для вызывания звука К.

        Подражание крику гуся для вызывания звука Г: ГА – ГА – Га…

        Подуть на озябшие руки для вызывания звука Х.

        Подражание рубке дров с произнесением междометия УХ.

        Изображение зубной боли с произнесением междометия ОХ.

        Подражание смеху ХА – ХА – ХА.

      Звуки В – Ф – Б

        Подражание вою ветра – ВВВ…

        Потушить свечку, подуть на «ушибленное место» руки, подуть на горячий чай – ФФФ…

        Вибрация губ пальцем при надутых щеках для вызывания звука Б.

        Игра в бирюльки: при произнесении звука ВВВ … производить вибрацию губ пальцем для вызывания звука Б.

      ВОСПИТАНИЕ СЛУХОВОГО ВНИМАНИЯ И ФОНЕМАТИЧЕСКОГО СЛУХА

      Воспитание слухового внимания

      Воспитание слухового внимания проводится на узнавание звуков музыкальных инструментов, игрушек или различных предметов; на указание направления звука инструментов, игрушки; на воспроизведение ритма в постукивании.

          Воспитание слухового внимания на музыкальных инструментах. Логопед сначала знакомит ребенка с звучанием, например, гармошки, балалайки, затем ребенку завязывают глаза или предлагают отвернуться. После этого логопед играет на одном из инструментов, ребенку открывают глаза и предлагают указать, на каком инструменте играл логопед, дают его поиграть. Затем спрашивают название инструмента.

          Воспитание слухового внимания на звучащих игрушках (барабан, дудочка, горн, рожок, свисток, колокольчик и др.) проводится так же, как и на музыкальных инструментах.

          Воспитание слухового внимания на издаваемых различными предметами звуках: свист в пузырек, в ключ, удары молотком по дереву, по стеклу, железу, шуршание бумаги, шаркание ногой по полу и т.п. Здесь также сначала ребенка знакомят со звуками, потом он угадывает звук, затем сам воспроизводит и называет звук, предмет и действие.

          Указание направления звука инструмента или игрушки: В кабинете должны быть несколько детей, которые рассаживаются по разным углам кабинета; одному завязывают глаза; один из детей играет на каком-нибудь инструменте, после чего у ребенка-алалика снимают повязку с глаз, и он должен указать направление услышанного звука.

          Воспроизведение ритма хлопков в ладоши, стука о стол карандашом и т.п.: например, логопед ударяет в ладоши 2 раза и просит ребенка сделать столько же хлопков. Варианты заданий различны.

          Воспитание слухового внимания к речи на выполнении приказаний и поручений. Логопед, прикрывая рот листом бумаги, говорит ребенку: «Дай кошку. Дай собаку» и т.п. Безошибочное выполнение заданий логопеда свидетельствует об умении ребенка слушать и слышать чужую речь.

      Воспитание фонематического слуха

      Фонематический слух –это представление ребенка о звуковом составе слова.

      Основные этапы воспитания ФС:

          различение и выделение а) слов в предложении; б) слогов в слове; в) звуков в слоге и слове с указанием их последовательности и количества;

          дифференциация или сопоставление смыслоразличительных фонем в слоге, слове.

      Различение, выделение слов в предложении надо проводить в игровой форме; например, дать ребенку ряд картинок и составить по ним предложения в 2, 3 слова.

      Сказать ребенку предложение в 2, 3 слова, например «Мама дома», и предложить ему сосчитать в этом предложении слова. При назывании каждого слова хлопать в ладоши, отбивать мячом или притопывать ногой столько раз, сколько слов в предложении.

      Выделение слогов в слове также проводится в игровой форме под хлопки в ладоши, под удары мячом в пол или подбрасывание вверх и притопывание ногой.

      Логопед показывает картинку и называет первый слог картинки под хлопок, а ребенок заканчивает слово, делая хлопок в ладоши. Например: СА-НИ, ША-РЫ, ЛО-ПА-ТА.

      Дети бросают друг другу мяч, произнося по слогам имена детей; подающий мяч говорит первый слог имени, принимающий – второй: ТА-НЯ, МИ-ША, МА-ША и т.п.

      Дети самостоятельно называют предметы, картинки, отстукивая слоги руками, ногой или сопровождая броском мяча каждый слог в слове.

      Выделение звуков в слоге и слове надо начинать с гласных звуков – А, О,У, И в слогах (АУ, УА), словах (АНЯ, АИСТ), а затем переходить к выделению согласных сначала в звукоподражаниях (МУ, АМ), а затем в начале и конце слова (ММАМА, ДОММ, ММУКА, ДЫММ).

      Дифференциация или сопоставление смыслоразличительных фонем проводится с детьми на конкретном игровом материале – на игрушках, на картинках. Логопед показывает их: САНИ – ШУБА, ЗАЙКА – ЖУК, ЛОПАТА – РАМА; ребенок называет эти картинки, выделяя первый звук.

      Ребенок самостоятельно отбирает картинки на требуемые звуки, например, на Л - Р, С – Ш, З – Ж, Б – П, Д –Т, называет их.

      В период обучения ребенка грамоте воспитание ФС увязывается с работой по составлению слогов, слов из разрезной азбуки.

      Хорошо также повторять за логопедом элементарные мелодии и напевы: «БАЮ – БАЮ- БАЮ – БАЙ…», «ЛЮЛИ – ЛЮЛИ – ЛЮЛИ…», «АЙ ЛЮЛИ, АЙ ЛЮЛИ, ЛЮЛИ, ЛЮЛИ…» и т.д.

      РАЗВИТИЕ ЗРИТЕЛЬНЫХ ВОСПРИЯТИЙ

      Работа по развитию зрительных восприятий проводится на воспитании понятий цвета, формы, величины.

          Понятие о цвете начинается с просьбы дать предмет такого же цвета, т.е. по образцу. Пример: логопед показывает карандаш красного цвета и просит найти карандаш такого же цвета.

          Показывает красный кубик и просит найти кубик такого же цвета.

          Найти такой же цвет в окружающей обстановке. Например, красное платье на ребенке, красную ручку на столе и т.д.

          Положить в коробку сначала карандаши одного цвета, например, одни красные.

          Положить в ящик кубики тоже одного цвета – красные. ПОСЛЕ ТОГО, КАК РЕБЕНОК ТВЕРДО УСВОИЛ ЭТОТ ЦВЕТ ПО ОБРАЗЦУ, МОЖНО ПЕРЕЙТИ К НАЗВАНИЮ ЭТОГО ЦВЕТА. ЛОГОПЕД ПОКАЗЫВАЕТ КРАСНУЮ ПОЛОСКУ БУМАГИ И ГОВОРИТ: «ЭТО КРАСНАЯ».

          Логопед, обращаясь к ребенку, просит дать ему КРАСНЫЕ ПОЛОСКИ со стола, КРАСНЫЕ КАРАНДАШИ, КРАСНЫЕ КУБИКИ и т.д.

          Сложить в коробку все карандаши, кубики, полоски красного цвета и т.п. ЭТИ ЗАНЯТИЯ ПРОДОЛЖАЮТСЯ ДО ТВЕРДОГО УСВОЕНИЯ РЕБЕНКОМ ДАННОГО ЦВЕТА. ЗАТЕМ ЛОГОПЕД ПЕРЕХОДИТ К УСВОЕНИЮ ПОНЯТИЯ ДРУГОГО ЦВЕТА НА ТАКИХ ЖЕ ВИДАХ ЗАНЯТИЙ. ПОРЯДОК УСВОЕНИЯ ЦВЕТОВ: КРАСНЫЙ, СИНИЙ, ЗЕЛЕНЫЙ, ЖЕЛТЫЙ, БЕЛЫЙ, ЧЕРНЫЙ. После усвоения основных цветов можно переходить к занятиям по различению этих цветов.

          Дай красный шар, надень синее кольцо на палочку пирамиды и т.д.

          Игра в цветную посуду: дай красную, синюю, зеленую чашку; дай красный чайник, желтый и т.п.

          Игра в «Разноцветные картинки». Дай красный, синий, желтый, зеленый шар. Дай синюю, красную, желтую шапочку и т.д.

          Найди в комнате предметы красного, синего, зеленого и т.п. цвета.

          Найди на себе красный, синий, зеленый, желтый и т.п. цвет одежды.

          Закрась контурные картинки – шар, треугольник – в требуемый цвет.

          Закрась соответствующим цветом мак, елочку, лимон, василек. Детские работы логопед сохраняет для сравнения продвижения в навыках.

      Развитие зрительных восприятий на формах предмета начинается с показа логопедом предметов одной формы – круглый мяч, круглый шар, яйцо, яблоко, апельсин, пуговица.

          Логопед показывает круглый шарик и просит найти предмет такой же формы.

          Найти предмет такой же формы в окружающей обстановке.

          Нарисовать предмет такой же формы по образцу: шар, мяч, пуговицу и т.д.

          Нарисовать предмет такой же формы по памяти.

          Слепить из пластилина.

          Вырезать эту форму из бумаги по контуру. ПОСЛЕ УСВОЕНИЯ ФОРМЫ ПО ОБРАЗЦУ МОЖНО ПЕРЕЙТИ К НАЗВАНИЮ ЭТОЙ ФОРМЫ: ЭТО КРУГЛЫЙ МЯЧ, ЭТО КРУГЛОЕ ЯБЛОКО, ЭТО КРУГЛАЯ ПУГОВИЦА.

          Логопед просит дать ему круглые предметы из шкафа.

          Вынуть круглые предметы из мешочка и назвать предмет и форму: КРУГЛЫЙ МЯЧ.

      Таким же образом проводится развитие зрительных восприятий на других формах и параметрах величины предмета: длинный – короткий, толстый – тонкий, большой – маленький, высокий – низкий, широкий – узкий и др.

      РАЗВИТИЕ ТАКТИЛЬНО-КИНЕСТЕТИЧЕСКИХ ОЩУЩЕНИЙ

      Развитие тактильно-кинестетических ощущений проводится на узнавании свойств предмета: мягкости – твердости; вкуса: горький – сладкий; веса: тяжелый- легкий; термических свойств: холодный – горячий. Можно использовать такой материал:

        мягкий пластилин, мягкая ткань, мягкая подушка, мягкая шапочка, шарф…;

        твердый орех, сахар, кубик, расческа…;

        сладкая конфета, сахар, варенье, торт…;

        горький перец, лук, горчица, лекарство …;

        тяжелый стол, молоток, ящик, книга…;

        легкий кубик, шарик, лист бумаги, шелк…;

        холодная вода, лед, металл, пол, руки …;

        теплая батарея, вода, чай, молоко …

      Каждое понятие (свойство предмета) дается по единому плану:

          Логопед дает пощупать вату и говорит: «Вата мягкая». Потом дает пощупать кусок дерева и говорит «Дерево твердое».

          Логопед кладет на стол сахар, хлеб, пластилин, орех, шапочку, кусок дерева, вату и просит дать ему все мягкое. Ребенок подает требуемые предметы и кладет в одну сторону. Затем логопед просит ребенка подать все твердое. Эти предметы кладутся в другую сторону.

          Находит мягкие, твердые и т.д. предметы в кабинете и, если возможно, называет их.

      Тактильно-кинестетические ощущения логопед широко использует при постановке звуков игровыми приемами (С – Ш, В – Ф, П – Б, С – З, Х, Ч, Ш и др.)