Как помочь детям стать самостоятельными. Чтобы понять причину, нам нужно познакомиться с очень тонким психологическим механизмом, который лишь недавно стал предметам специальных исследований психологов

Ольга Даценко
Консультация «Помогите ребенку стать самостоятельным»

Психологи провели исследования, изучили изменения в характере и в поведении детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста и дали название этому периоду - «кризис 7 лет» .

Кризис – это то, что может случиться с каждым ребенком при переходе на новую ступень своего развития. Ребенок 6-7 лет стремится всячески продемонстрировать, что он уже стал взрослым, что многое знает и понимает. Он хочет постоянно участвовать в разговорах взрослых, высказывать свое мнение и даже навязывать его окружающим. В этом возрасте ребенок начинает понимать , что значит «Я радуюсь» , Я сердит», «Я добрый» , «Я злой» .Появляется настойчивость. упрямство, желание действовать самостоятельно . Знакомая ситуация : ребенок хочет помочь , начинает мыть посуду. А мама ему говорит : «Не умеешь, не трогай. Разобьешь, Дай, я сама лучше сделаю» . Таким образом, не получая возможности со стороны взрослых быть самостоятельным , выражать свое мнение, ребенок начинает кривляться . Капризничать, привлекать к себе внимание доступными для него способами. Это происходит потому, что взрослые в своем внутреннем восприятии малыша, как правило, отстают от его реального развития, т. е. он кажется им менее приспособленным к жизни, чем есть на самом деле . Бессознательно родители стремятся всячески оградить его от трудностей и превратностей жизни. Между восприятием ребенком самого себя и восприятием его родителями образуется довольно значительный разрыв. Это одна из причин детской «лени» , нежелания преодолевать трудности, добиваться всего своими собственными усилиями.

Результат для родителей неутешителен : зная возможности своего ребенка , они с грустью начинают замечать его пассивность, снижение интереса к знаниям. Ребенок начинает игнорировать все новое, снижается его познавательная активность, блокируется защита преодоления неуверенности в себе.

Не получая со стороны взрослых возможности быть самостоятельным , ребенок рассуждает так : «Ничего не знаю, ничего не умею и спрос с меня маленький!» . Это очень удобная позиция. Пропадает желание что-то делать самостоятельно , стремится к чему –либо, преодолевать на этом пути встречающиеся трудности. Как следствие - в начале школьной жизни ребенок не может или не хочет выполнять домашнее задание без посторонней помощи , просит родителей сидеть рядом и контролировать его, часто обращается за помощью в начале задания , когда даже не пытался его осмыслить. Это значит, что ребенок имеет сильную зависимость от взрослых их контроля и постоянной помощи .

Чтобы предотвратить у ребенка нежелательные поведенческие проявления кризиса данного возраста, важно :

*помогать ребенку проявлять свои способности везде и во всем;

*оказывать помощь только тогда , когда вы уверены, что ребенку эта задача не под силу.

*проверять, чтобы любое начатое дело было им доведено до конца;

*доверять ему все домашние дела, даже если качество их выполнения не совсем вас устраивает;

*не забывать хвалить ребенка за хорошо выполненную работу- это позволит ему почувствовать себя уверенно;

*формировать у ребенка ощущение успешности и желание двигаться к цели- говорите ему чаще : «Ты это сможешь» , «У тебя обязательно получится» , «Если подумаешь и постараешься, обязательно решишь эту задачу» , «Ты умный и способный, надо только постараться, приложить усилия» .

Публикации по теме:

Консультация «Если ребенку надо выучить стихотворение…» Прочитайте стихотворение про себя, мысленно расставьте смысловые акценты, подготовьтесь читать стихотворение вслух для ребенка «как артисты».

Цель: помочь родителям осознать важность возрастного периода от 2 до 3 лет для развития самостоятельности детей и их дальнейшей успешности.

Консультация для родителей «Что почитать ребенку 4–5 лет» Книга – это неотъемлемая часть воспитания ребенка. С ее помощью он сможет найти ответы на интересующие его вопросы, познавать мир и самого.

Консультация для родителей «Говорите своему ребенку…» Консультация для родителей «Говорите своему ребенку.» Цель: формирование у родителей компетентной педагогической позиции к собственному.

Консультация для родителей «Индивидуальный подход к ребенку» Все дети, независимо от их индивидуально-психологических особенностей развития, нуждаются в целенаправленном влиянии взрослого, сознательно.

Консультация для родителей «Не причиняй вреда ребенку» Консультация для родителей. Жестокое обращение с детьми и пренебрежение их интересами могут иметь различные виды и формы, но их следствием.

Наивно ожидать, что ребёнок будет до какого-то возраста послушно делать всё, что ему говорят взрослые, а потом, в один прекрасный день, вдруг станет самостоятельным, научится сам ставить перед собой цели и принимать осмысленные решения. Если мы хотим, чтобы наши дети выросли самостоятельными, то нам надо учить их не только бытовой самостоятельности, т.е.
умению самостоятельно одеваться, есть, застилать кровать и выполнять несложную домашнюю работу, и не только умению самостоятельно общаться, но ещё и умению самостоятельно принимать решения и нести ответственность за последствия своих действий.

Что нужно делать для того, чтобы ребёнок учился осмысленно принимать решения и отвечать за последствия своих действий?

Прежде всего, мы должны показывать ребёнку те возможности, которые есть у него в той или иной ситуации, и давать ему право самому выбрать, как поступить. При этом обязательно стоит обсуждать с ним последствия, к которым могут привести его действия. Например: «Ты хочешь разобрать машинку? Ладно, она твоя, ты можешь делать с ней, что хочешь, но только учти, что потом она может не собраться и ты окажешься без машинки. Решай сам».

У ребёнка обязательно должна быть область жизни, где решения принимает он сам и сам несёт ответственность за последствия своих действий. Например, он сам может решать, когда он будет убираться или заниматься (но вы должны оговорить с ним крайний срок, не позже которого ему надо это сделать), как распределить на несколько дней вкусный десерт, в какой одежде ходить дома или куда пойти гулять. Конечно, его выбор не всегда окажется лучшим, и временами он будет совершать ошибки. В таких случаях необходимо обсудить с ним, почему его действие привело к плачевным результатам и как ему стоит поступать в будущем. Иначе - если мы всегда будем решать за ребёнка и лишим его права на ошибку - он не научится принимать осмысленные решения, а будет либо подчиняться окружающим, либо действовать импульсивно.

Очень полезно планировать нужные дела вместе с ребёнком. Например, если мы хотим, чтобы ребёнок выучил стихотворение, не стоит требовать от него, чтобы он отложил все свои дела и принялся учить его прямо сейчас. Будет гораздо лучше, если мы предложим: «Машенька, давай решим, когда мы с тобой будем учить стихи». Тогда ребёнок сам будет стремиться выполнить принятое решение, поскольку будет ощущать его как своё.

Ребёнок учится самостоятельно принимать решения не только в повседневной жизни, но и во время игры. Прежде всего это относится к сюжетно-ролевым играм и к играм с правилами, как настольным (игры с фишками, карты, шашки, шахматы, нарды), так и подвижным. Игра - это своеобразное пространство свободных действий, где можно опробовать самые разные варианты своего поведения. Поэтому чем чаще играет ребёнок в такие игры, тем больше его опыт самостоятельных действий и тем легче ему будет учиться действовать самостоятельно в реальной жизни.

Важную роль в приучении ребёнка быть самостоятельным играет и поддержание режима дня. Привычка к определённому режиму, включающему в себя все основные дела дня, структурирует жизнь малыша и позволяет ему к концу дошкольного возраста начать учиться планировать своё время. Если же режим дня отсутствует, то маме или бабушке приходится постоянно тратить силы на «организацию» ребёнка, постоянно «стоять над ним» и требовать, чтобы он выполнял то или иное действие.

Многих родителей, которые задумываются о том, как воспитать самостоятельность у своих детей, в первую очередь волнует так называемая «бытовая» самостоятельность - это умение есть и одеваться, убирать свои игрушки и застилать кровать, выполнять посильную работу по дому и заданные уроки. Однако, самым основным и сложным является умение самостоятельно принимать решение и нести ответственность за свои действия.

Что нужно делать родителям, для того, чтобы помочь своему ребенку в этом нелегком деле и научить его быть самостоятельным?

Для начала, старайтесь как можно чаще акцентировать внимание ребенка на те ситуации, которые дают ему право самому выбрать, как поступить. Обязательно расскажите о последствиях, которые последуют за его действием: «Ты хочешь разломать машинку и посмотреть, что у нее внутри? Конечно, ты можешь это сделать. Только помни, что собрать машинку уже не получится, и ты останешься без машинки. Решай сам!»

Важно следить и поддерживать режим дня малыша. Именно привычка к режиму определяет дальнейшую структуру жизни ребенка, что позволяет ему к концу дошкольного возраста начать учиться планировать свое время.

Вместе с ребенком определите ту область жизни, в которой решения будут приниматься исключительно им самим и ответственность за последствия он тоже будет нести сам. Младший школьник уже может решить, когда ему сесть за уроки, или заняться уборкой - вы должны лишь скорректировать время, то есть оговорить не позже которого часа он должен это сделать. Пусть ребенок сам определится, в какой одежде ему ходить дома или куда пойти гулять.

Конечно, поначалу выбор ребенка не всегда окажется лучшим. Будьте готовы и к тому, что временами он будет совершать ошибки. Не ругайте его, ребенка нельзя лишать права на ошибку, иначе он не научится принимать осмысленные решения. В таких ситуациях необходимо объяснить ребенку, что стало причиной нежелаемого результата, и как стоит поступить в будущем, чтобы не допустить подобного.

Особая роль при обучении самостоятельности отводится играм. Игра служит хорошим пространством для свободы действий, где можно реализовать модели различных ситуаций. Прежде всего, это касается сюжетно-ролевых игр, и игр, в которых надо придерживаться определенных правил - это могут быть настольные игры (с фишками, лото, шашки и др.) или подвижные. Чем больше ребенок играет в подобные игры, тем богаче становится его опыт самостоятельных действий, что поможет ему и в реальной жизни.

Как же быть, если вы видите, что ребенок не склонен к самостоятельной деятельности? Прежде всего - найти причину. Причин может быть много - от обычного нежелания, до боязни сделать что-то не так. В такой ситуации следует помнить - в любом деле важен положительный настрой и правильное выбранное время. Согласитесь, что утро, когда вы спешите на работу, далеко не лучшее время для приучения к самостоятельности. Обычно попытки научить ребенка чему-то «на ходу» заканчиваются криком и руганью, что совершенно не допустимо.

Еще одно золотое правило: никогда не высмеивайте и не унижайте своего ребенка, особенно если вы заметили его несамостоятельность в незнакомой обстановке перед чужими людьми. Каждый ребенок индивидуален: некоторым детям может потребоваться достаточно много времени, чтобы достичь желаемого результата. Будьте уверены - рано или поздно ребенок всему научится! Вам только нужно запастись терпением и соблюдать определенную тактику поведения.

Советы психолога

Как помочь ребенку стать самостоятельным

Здравствуйте, дорогие друзья!

Казалось бы, что может быть желаннее для родителей, чем самостоятельный ребенок? Часто можно услышать: "хотелось бы, чтобы мой ребенок был более самостоятельным - сам одевался, сам ел, сам себя развлекал". Но на практике часто так не получается.

Мы всячески стараемся оберегать детей, создавая им тепличные условия, отбирая у них право выбора и лишая их ответственности за собственные решения и поступки, не осознавая, что этим мы оказываем им медвежью услугу – мы не готовим их к самостоятельной жизни, не даем возможности прожить свой личный опыт, совершить собственные ошибки. Не делайте работу за детей!

Ребенок пролил воду на пол – не спешите вытирать лужу, лучше напомните, где взять бумажное полотенце или тряпку. Чтобы ребенок научился принимать решения и делать выводы, родителям необходимо выработать привычку задавать ему наводящие вопросы, а не давать указания и готовые алгоритмы.

Поощряйте самостоятельную игру
Предоставляйте детей самим себе, оставаясь наблюдателем. Это побудит их выдумывать игры, воображаемые миры, нестандартный досуг. Позвольте детям скучать и не стремитесь на каждое «мне скучно» предложить список развлечений. Иногда стоит сказать: «Ну, так поскучай немного», как через пять минут они сами находят себе занятие. Первая независимость ребенка – это независимость в игре.

Разрешайте допускать ошибки
Вот ребенок собирает свою первую схему конструктора. С высоты лет вы уверены, что он непременно ошибется, пропустит важную деталь. Все-таки остановите свой порыв вмешаться и собрать модель по всем правилам. Только ошибаясь и заблуждаясь, дети учатся искать выход из сложных ситуаций и исправлять промахи. Вступайте, когда помощь потребуется и вас о ней
попросят. В остальных случаях гордитесь словами «я – сам».

Хвалите за проявленную инициативу
Дети самостоятельно помыли посуду, вызвались накрыть на стол, впервые дотянулись до турника, скатились с горки, на которую несколько лет боялись залезать, пришили пуговицу к рубашке – порадуйтесь вместе с ними. Не указывайте на оставшуюся в углах пыль и пришитую наперекосяк пуговицу, а непременно похвалите за желание сделать что-то самостоятельно. Ребенок, хотя бы раз получивший похвалу и почувствовавший собственную важность от того, что принес пользу, непременно захочет испытать это ощущение еще раз.

Не вмешивайтесь в каждый шаг
Детские конфликты стоит держать в поле зрения, но предварительно дать участникам возможность решить их самим. Почувствуйте момент, когда необходимо вступить и развести ссорящихся детей в разные стороны. Но если это словесная перепалка или неумение поделить игрушки, позвольте детям справиться с ситуацией самостоятельно, иначе кто-то из них всегда будет уповать на помощь взрослых и манипулировать этим. Сейчас они учатся решать споры со сверстниками в простой игре, во взрослой жизни этот опыт позволит им находить выход из конфликтных ситуаций с коллегами, начальством, членами семьи.

Воспринимайте детей всерьез
Относитесь к их суждениям внимательно, чтобы в будущем они не стеснялись приходить за помощью и знали, что их проблемы не будут умалять. Дети доверяют взрослым, которые относятся к ним с уважением, слушают и разговаривают на равных, не переходя на детский язык, не дразня и не высмеивая.

Поддерживайте в доме среду, удобную для самостоятельных действий :
низкие шкафчики, из которых ребенок сам сумеет доставать одежду, висящие на уровне глаз крючки для верхней одежды, зубную щетку и мыло на доступном уровне, возможность самому взять яблоко со стола или легко помыть его, приставив к мойке специальную ступеньку. Желательно организовать быт так, чтобы детям не приходилось то и дело просить взрослых помочь с элементарными вещами.

Вводите в курс взрослых дел
Полезным вещам можно научить в повседневных ситуациях: как выкладывать продукты на ленту в супермаркете, оплачивать проезд в общественном транспорте, куда выбрасывать мусор. Идите навстречу, когда дети захотят порезать свой первый салат или перемешать миксером крем для торта. Держите их в курсе хозяйственных дел: пусть посветят фонариком, когда вы снимаете
показатели квартирных счетчиков, сходят с вами в банк оплатить счета или на почту отправить посылку.

Закрепляйте домашние обязанности
Каждая семья сама решает, что это будет: заправлять постель, мыть пол в своей комнате, чистить аквариум – у ребенка должна быть своя зона ответственности и желательно, чтобы взрослые не касались этих дел.

На пути к тому, чтобы помочь детям стать независимыми может стоять родительская занятость и спешка. Проще одеть ребенка самому, чем ждать 10 минут, проще заправить постель за него, потому что это будет аккуратно и так, как вам нравится, и, конечно, вы намного быстрее, по сравнению с детьми, сделаете бутерброд. Однако это тот случай, когда спешка играет плохую шутку: ребенку не дают понять, что есть вещи, которые он способен делать сам и делать их отлично.

85 вопросов к детскому психологу Андрющенко Ирина Викторовна

Как помочь ребенку стать самостоятельным

Главная задача воспитания, как сказал один мудрый человек, это научить детей обходиться без нас.

Помочь ребенку стать самостоятельным непросто, но при желании процесс этот можно сделать увлекательным.

Психолог Юлия Гиппенрейтер в книге «Общаться с ребенком. Как?» предлагает прививать ответственность следующим способом:

Лист бумаги разделите пополам и составьте список дел, с которыми ребенок справляется сам (поместите их в левую колонку) или с вашей помощью (правая колонка);

Постарайтесь не вмешиваться в дела из колонки «Сам»: не торопите ребенка, когда он ими занят, не проверяйте, сделаны они или нет, позвольте ребенку столкнуться с отрицательными последствиями своих действий. При этом не жалейте, не стыдите и не ругайте, а выражайте сочувствие и надежду на то, что в следующий раз все будет в порядке;

В дела из колонки «Вместе с мамой (папой)» вмешивайтесь настолько, насколько вас об этом просит ребенок. Но постепенно передавайте все большую часть каждого дела ребенку. При этом дела из правой колонки будут постепенно перемещаться в левую, а ваш малыш будет становиться все более самостоятельным.

Любой самостоятельный выход из дома – будь то поход в школу через дорогу или поездка к бабушке на метро с пересадкой – готовится одинаково. Сначала вы много раз проделываете этот путь вместе с ребенком. Затем, когда маршрут станет привычным, он сам «ведет» или «везет» вас куда надо. Ваша роль при этом – подчиняться ребенку, не поправляя его и не указывая, как правильно. Итоги подведите в конце пути. Не высказывайте больше двух-трех замечаний за один раз и обязательно заметьте, как вы горды за такого самостоятельного человека. Если всё прошло успешно, ребенка можно отпускать одного. В каком возрасте это сделать, зависит и от жизненного опыта ваших сына или дочери, и от сложности пути, и от их желания, наконец. Маршрут, по которому вы отпускаете ребенка, должен быть всегда одинаковым, без вариантов. Для младших школьников это возможность довести навыки до автоматизма. Лишь с 10–11 лет имеет смысл осваивать разные маршруты.

Вот некоторые приемы, с помощью которых вы сможете развить самостоятельность ребенка в игровой форме.

Используйте подсказки. Оставляет дома то ключи, то телефон? На входную дверь, на зеркало (куда обязательно упадет взгляд) прикрепляем записочку. Детям постарше напоминалки можно заводить в мобильный телефон или компьютер.

Сочините «легенду». У туристов так называется словесное описание отрезка пути: «пройти столько-то шагов на север, повернуть на восток…» Осваивая с ребенком маршрут, проговаривайте его таким образом. Это развивает речь и учит мысленно представлять путь. Когда ребенок начнет активно передвигаться по микрорайону, поиграйте «в легенду»: вы расписываете на бумаге отрезок пути – ребенок по нему следует. Играть можно даже не выходя из дома: пусть ребенок, читая ваше описание, представляет свой путь и говорит вам, куда его привела «легенда». «Высший пилотаж» – когда такое задание он может составить для вас самостоятельно.

Ребенок, не получающий от родителей достаточно любви и поддержки, рано или поздно смиряется с тем, что он для них не так уж и значим. И приучается полагаться на себя. Но лет через 20–25 постаревшим родителям вдруг захочется иметь друга в лице сына или дочери, а повзрослевшему ребенку это будет уже не нужно. Что касается личной жизни таких детей, то она складывается по-разному. Одни стремятся не повторять родительских ошибок и в своей собственной семье создают очень теплые отношения. Только вот мать с отцом оказываются за чертой этого нового семейного круга. Другие вообще не желают заводить семью и детей. Слишком въелась в их поры привычка к одиночеству.

Из книги Детская исповедь [Как помочь Вашему ребенку] автора Орлова Екатерина Марковна

Как помочь ребенку? Если у семьи есть духовник, есть своя духовная традиция, решить проблему подготовки детей к исповеди несложно, сложнее, помогая, не навредить детской душе. Некоторые родители сами пишут исповедь за ребенка. И вот приходит к батюшке семилетний мальчик,

Из книги Мой ребенок – интроверт [Как выявить скрытые таланты и подготовить к жизни в обществе] автора Лэйни Марти

Как помочь ребенку с домашним заданием Посоветуйте своему маленькому интроверту разбить задание на небольшие фрагменты и заниматься ими в течение нескольких дней. Например, в понедельник ознакомиться с требованиями и подготовить необходимые материалы. Во вторник

Из книги Гиперактивный ребенок – это навсегда? Альтернативный взгляд на проблему автора Кругляк Лев

Помогите своему ребенку стать самостоятельным и ответственным человеком Конечной целью воспитания любого ребенка является подготовка его к самостоятельной и независимой от родителей жизни. Хочется добавить – счастливой и полнокровной. Чтобы достигнуть этого,

Из книги Рожденный читать. Как подружить ребенка с книгой автора Буг Джейсон

Как помочь своему ребенку преуспеть в XXI в. Настало время, когда вы должны написать собственное руководство для родителя, которое необходимо именно вам.Среди моих рекомендаций нашлось место и частным сыщикам, и футболу, и джазу. Но, возможно, вашему ребенку больше нравятся

Из книги Главная российская книга мамы. Беременность. Роды. Первые годы автора Фадеева Валерия Вячеславовна

Мамины уроки. Как помочь ребенку развиваться Продолжайте осуществлять холдинг. Когда младенец бодрствует, как можно больше общайтесь с ним. Но не переутомляйте его своими разговорами! Старайтесь произносить слова отчетливо, не очень быстро и не очень громко,

Из книги Самая важная книга для родителей (сборник) автора Гиппенрейтер Юлия Борисовна

Мамины уроки. Как помочь ребенку развиваться Продолжайте осуществлять холдинг Делайте все от вас зависящее, чтобы у ребенка развивалась речь, чтобы его лепет постепенно перешел в первые слова. Разговаривайте с ребенком и рассказывайте ему про то, что делаете вы, или

Из книги Как подготовить ребенка к экзаменам [Советы для родителей в помощь детям] автора Любимова Елена Владимировна

Из книги Ваш малыш от рождения до двух лет автора Сирс Марта

Как помочь ребенку сменить апатию на энтузиазм? В сущности, мы уже сильно поможем своему ребенку, если нам удастся снизить парализующий его волю страх перед провалом, а также подчеркнутой серьезностью проверки, настроя принимающей экзамен комиссии. Однако вопрос

Из книги Воспитание ребенка от рождения до 10 лет автора Сирс Марта

Как помочь ребенку срыгнуть Помимо расслабляющего постукивания по спинке, для срыгивания требуется еще два действия: держать ребенка в вертикальном положении и надавливать на животик ребенка (родители часто забывают о последнем). Усадив ребенка себе на колено,

Из книги 85 вопросов к детскому психологу автора Андрющенко Ирина Викторовна

Как помочь ребенку заснуть У родителей обычно батарейки садятся раньше, чем у ребенка заканчивается завод. Вот способы сделать так, чтобы эти маленькие глазки закрылись.Успокаивайте днем. Если вы много держите ребенка на руках и успокаиваете в течение дня, ребенок

Из книги автора

Как помочь ребенку не просыпаться Теперь, когда ваш ребенок наконец уснул, вот как задержать его в этом состоянии.Пеленание. Поэкспериментируйте с различными способами завертывания ребенка на ночь. Новорожденные любят спать туго спеленутыми хлопчатобумажными детскими

Из книги автора

Как помочь ребенку, начинающему сидеть Поскольку у ребенка еще не хватает силы, чтобы выпрямиться после того, как он накренится набок, падения назад и в сторону – та цена, которую приходится платить, чтобы научиться хорошо сидеть. Ваш ребенок научится хорошо сидеть, если

Из книги автора

Как помочь ребенку справиться со страхами Прежде всего о том, чего не надо делать. Не внушайте ребенку, что бояться – это плохо. Подрастающий ребенок поймет это так: что-то не в порядке с ним самим. Избегайте замечаний вроде таких: «Не бойся», «Не будь как маленький»,

Из книги автора

Как помочь ребенку освоить речь Вступаем в диалог. Чтобы научиться говорить, малыш должен постоянно слышать речь взрослых, причем речь, обращенную лично к нему. Пока ребенок совсем маленький, он воспринимает не столько слова, сколько интонацию. Мамы, подсознательно

Из книги автора

Как помочь ребенку стать самостоятельным в дошкольном возрасте С годами ребенок должен развиваться. В том числе и психологически. Базовых механизмов психологического развития два. Это подражание (ребенок старается уподобиться взрослому) и отделение, постепенно

Из книги автора

Как помочь ребенку в новой жизни В семьях, где есть первоклассник, с 1 сентября начинается совершенно новая жизнь, даже если в школу идет второй или третий ребенок. От первого года обучения зависит очень многое, и надо сделать все возможное, чтобы год этот стал удачным