Консультация для родителей воспитание любовью. Памятка для родителей: Родительская любовь и воспитание

Марина Бокова
Консультация для родителей «Воспитание любовью»

Консультация для родителей "Воспитание любовью "

На что способен ваш ребенок, что у него получается, а что нет? Может быть, какие-то вещи он умеет делать лучше других. Не бойтесь поговорить и о том, что он умеет делать лучше вас, это не повредит вашему авторитету, напротив, подчеркнет вашу демократичность в отношениях с ребенком. Цель таких разговоров - учить его анализировать, оценивать себя. Но, к сожалению, родители чаще всего склонны замечать недостатки, а тому, что ребенок уже умеет, чем он овладел, приложив определенные усилия, уделяют мало внимания.

Не скупитесь на похвалу. Это придаст ребенку уверенность в себе и в том, что близкие люди ценят в нем умение и желание чему-то научиться.

Ведь похвала нужна каждому человеку. Разве вы сами не ждете оценки вашего труда, вашего положительного поступка, разве не обижает вас, когда ваши усилия остаются незамеченными? Похвала - важный механизм воздействия на психику. Она помогает самоутверждению, она сближает людей, она путь к душе другого человека. И даже если она чуть преувеличена (и мы это вполне осознаем, все равно она служит хорошую службу. Так если нам, взрослым, необходима похвала, то как же она нужна ребенку, который только еще вступает на трудный путь познания мира.

А одним из способов этого познания является для ребенка подражание взрослым. Это жизненно важно (и, кстати, очень ответственно для взрослых - быть образцом для подражания, так как только черезподражание дети перенимают социальный опыт, становятся людьми, учатся глубоким человеческим чувствам.

С малых лет мы учим малыша ходить, говорить, самостоятельно есть, одеваться, читать и т. д. А любить? Трудная задача, так как словами, увещеваниями, нравоучениями здесь ничего не сделаешь. Разве можно рассчитывать на положительный результат, сказав ребенку : ""Люби меня!"" Можно запретить что-то сделать, и он не сделает, можно сказать : ""Подойди ко мне!"", и он подойдет. Но предложить полюбить себя?

Механизм появления любви скрыт от человека. Ученые часто спорят над определениями, спорят они и о том, что такое любовь . Ее воспевают в стихах поэты , ей посвящают музыку и пишут картины, она вдохновляет каждого, кому повезло испытать это удивительное чувство. Но почему, встретив одного человека, мы проникаемся к нему этим особым чквством, а кдругому равнодушны? Загадка пока остается загадкой, но ведь чувство есть! И мы знаем наверняка : оно должно быть действительным, т. е. Оно должно выражаться в конкретных формах по отношению к обьекту любви. Мы любим своего ребенка и заботимся о нем, оберегаем его, ласкаем. А он? Он ведь тоже любит своих родителей . А вот выражать свою любовь часто не умеет , говоря педагогическим языком, он не владеет способами выражения чувств.

Таким способам ребенка можно обучить. Эта ""школа"" складывается из мелочей, каждодневно. ""Расскажи что-нибудь веселое, а то мне так грустно"", ""подай папе журнал"", ""давай обрадуем бабушку и подготовим ей сюрприз"" и т. д. и т. д. Способы выражения любви ""рассыпаны"" по всей нашей жизни, они во всех наших отношениях с людьми.

Проведите с ребенком такую игру. Посмотрите фрагмент какого-то фильма, отключив звук. Спросите малыша : как относятся эти люди друг к другу, почему ты именно так подумал? ""Читайте"" эмоции на рисунках, картинках, а затем и на лицах близких людей.

А самое главное - говорите ребенку, что вы его любите. Он должен жить в атмосфере счастья и любви близких ему людей и быть уверенным в том, что его всегда поддержат, а если и поругают, то за дело. Чем чаще вы будете говорить малышу о своей любви к нему, тем вернее, что он научится отвечать вам тем же.

Мы мало рассказываем детям о себе (а ведь надо знать объект любви) . О своем детстве, о своих друзьях, о своих удачах и неудачах, о том, из-за чего мы плакали или радовались, о первых прочитанных книгах и просмотренных спектаклях. Словом, о своей человеческой сущности, о своем отношении к миру. При этом не стоит стараться выглядеть в глазах ребенка таким приглаженным, непогрешимым, но и не нужно создавать противоположный образ, когда какой-нибудь неблаговидный поступок, плохая учеба, нарушения дисциплины представляются как великое достижение или геройство. Дети любят, когда родители рассказывают им о себе, в это время они как бы открывают для себя близкого человека. Такие минуты - практика любви и привязанности.

Очень интересно понаблюдать за играми детей, в которых они играют во взрослых, близких им людей. Как в зеркале вы увидите себя и свою семью, услышите такие знакомые интонации. Может быть, это заставит сделать полезные для себя выводы?

Стоит рассказывать детям о других, ""чужих"" взрослых, которые могут служить образцом. Сегодня некоторые педагоги и психологи, ратуя за воспитание свободной независимой личности, выступают против ""образцов"" в воспитании . Но возможно ли это? Можно воспитать человека без ориентира на какой-то образец? Подражание - своего рода путь социализации. Конечно, речь идет не о бездумном копировании, а о том, что, глядя на взрослых, ребенок как бы видит перспективу своего развития. ""Я тоже буду взрослым"". Постепенно складывается идеал человека, на которого ребенок хотел бы быть похожим. Задача в том, чтобы это был положительный идеал, поэтому, кроме того, что родители должны быть привлекательным образцом для школьника, нужно рассказывать детям о ""людях хороших"", об их жизни и делах и о том, что они оставили людям.

Вырастить ребенка, воспитать в нем человека , личность-задача нелегкая, очень ответственная, но бдагодарная. И пусть своего рода ориентиром для вас послужат замечательные свлова В. А. Сухомлинского :

""Детство - важнейший период человеческой жизни, не подготовка к будущей жизни, а настоящая, яркая, самобытная, неповторимая жизнь. И от того, как прошло детство, кто вел ребенка за руку в детские годы, что вошло в его разум и сердце из окружающего мира, - от этого в решающей степени зависит, каким человеком станет сегодняшний малыш"".

Елена Чувилина
Консультация для родителей «Родительская любовь - основа воспитания ребенка»

Что бы родители ни делали, они всегда являются авторитетом для своего ребенка. В жизни ребенок воспринимает и любит своих родителей как добрых, хороших, умных, знающих и все умеющих. Когда у папы и мамы общие интересы, обязанности в воспитании ребенка, когда они добры, заботливы, любящие одинаково своего ребенка, вот такая семья и влияет благоприятно на воспитание ребенка.

Родители помните :

2 . Будьте чуткими в отношении к ребенку, поддерживайте общение с ним, потому что это укрепляет и развивает вашу любовь в семье.

Чтобы ребенок вас ценил и уважал, ставил вас в пример это большой и трудоемкий труд.

Чтобы быть примером для своего ребенка вы сами должны:

1 . Уметь прощать, и не бояться просить у ребенка прощение, если вы его обидели или были не правы.

2 . Говорите правду, какой бы она не была.

3 . Никогда не обманывайте его, и он вас не будет обманывать.

4 . Если на вопрос ребенка вы не нашли нужный ответ, постарайтесь уйти незамечено от ответа, или переведите разговор на другую тему.

5 . Если вы пообещали ребенку что-то, то выполните.

6 . В семье будьте культурными, тактичными, справедливыми, терпеливыми в общение с ребенком.

7 .В семье придерживайтесь едиными правилами к поведению и воспитанию ребенка.

Ребенка надо любить, так как любовь родителей дает ему чувство комфорта, уюта, защищенности. И вы родители всегда будите опорой ему.

Любовь родителей учит ребенка быть самостоятельным, уважительным, уметь прощать, помогать друг другу. Нехватка любви родителей, внимания, влияет на развитие и воспитание ребенка. Но и не надо забывать, что чрезмерная опека, забота, любовь нанесет ребенку неисправимый вред. Он будет себя чувствовать не уверенным, не самостоятельным в решении своих возникнувших проблемах.

Не забывайте, это очень важно:

1 .Постарайтесь создать такие условия, привить знания, навыки и умения, формированию его личностных качеств, чтобы он мог спокойно находиться в социуме.

2 . Следите за своим поведением, не допускайте чрезмерные эмоции, не давите на него, пользуясь своим авторитетом.

3 . Не идите у него на поводу, не делайте его эгоистом, обращая внимания только на него.

4 . Объясняйте ему, что он является равноправным членом семьи, где его любят и придут на помощь.

5 . Помогайте ему преодолевать трудности, пусть он учится делать сам, без вашей помощи.

6 .Не проявляйте к нему жалость, а просто любите, так вы учите его любить вас и окружающих.

Любовь родителей играет главную роль в воспитании ребенка. Своей любовью к ребенку вы направляете его на взросление и знакомства с окружающим миром. Только любовь родителей поможет ребенку относиться к себе как к личности, которая формируется сначала в семье.

Спасибо за внимание!

Публикации по теме:

Родительское собрание «Семья - основа воспитания» Родительское собрание в подготовительной к школе группе на тему: «Семья - основа воспитания». “Счастлив тот, кто счастлив у себя дома”.

Консультация «Благоприятная и негативная родительская любовь» Что такое родительская любовь? Какие у нее составляющие? Можно ли ее измерить? Это врожденное качество или его можно развить? Есть ли «норма»,.

Консультация для родителей «Фонематический слух - основа правильной речи» Родительский вестникФОНЕМАТИЧЕСКИЙ СЛУХ – ОСНОВА ПРАВИЛЬНОЙ РЕЧИУмение сосредоточиться на звуке – очень важная особенность человека. Без.

Консультация для родителей «Вежливость - основа культурного поведения» Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение центр развития ребенка детский сад №11 КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ «Вежливость.

Консультация для воспитателей «Познавательное развитие дошкольников как основа духовного воспитания» На протяжении 2-го и 3-го года жизни ребенка происходят значительные изменения в его эмоциональной жизни. На первом году жизни он получает.

Консультация с элементами тренинга «Гармоничные детско-родительские отношения - залог успешного воспитания ребенка» Цель: способствовать повышению психолого-педагогической компетентности родителей; Задачи: обучить родителей практическим приёмам налаживания.

Цель: Создание системы сотрудничества детского сада и семьи. Задачи: 1. Привлечь родителей к сотрудничеству, активному участию в педагогическом.

«Детский сад 105 общеразвивающего вида» г. Сыктывкара

КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ

Родительская любовь есть могущественная сила воспитания, это способность чувствовать сер­дцем тончайшие духовные потребности человека, которая передает­ся от отца и матери ребенку без каких-либо слов и объяснений, передается примером (В. А. Сухомлинский).

Подготовила: педагог-психолог Ковина Е.В.

Сыктывкар, 2012

Все родители на вопрос о том, каким бы они хотели видеть своего ребенка, обычно отвечают: «Честным», «Добрым», «Умным», «Хорошим человеком» и т.д.

Прежде всего – нужно его любить. На первый взгляд подобное утверждение может показаться банальностью. Все родители любят своих детей. Но так ли это? Когда дети нас радуют, мы, конечно, не скупимся на выражение своей любви. Но бывает и так , что они нас огорчают или просто мешают нашим взрослым делам. «Как он (а) мне надоел (а): орет и орет», - в раздражении заявляет невыспавшаяся мама 3-месячного младенца. «Выйди из комнаты, когда взрослые разговаривают», - с сознанием собственной правоты произносит отец, обращаясь к 3-летнему карапузу. А как эти слова могут быть восприняты малышом? «Если меня прогоняют, - значит, не любят!» - может сделать вывод ребенок. А ведь он должен чувствовать родительскую любовь и в тех случаях, когда взрослые бывают недовольны его поведением.

Родители являются первой социальной средой развития ребен­ка, которая обеспечивает удовлетворение практически всех его по­требностей, в том числе потребности в любви и привязанности, в бе­зопасности и защите.

Потребность в родительской любви - одна из наиболее сильных и длительных потребностей человека, в ней нуждается ребенок лю­бого возраста. Родительская любовь обеспечивает наличие чувства безопасности у ребенка , поддерживает благоприятное состояние эмо­ционально-чувственного мира, учит любви, нравственному поведе­нию и в целом выступает как источник жизненного опыта, необхо­димого растущему ребенку как потенциальному родителю.

Дети, выросшие в обстановке постоянной и ощутимой любви близких, в сознании своей защищенности, раскрываются лучшими своими качествами.

Недостаток любви в ранние годы жизни влечет за собой эмоциональное недоразвитие человека. Лич­ность, сформировавшуюся в результате нехватки родительской любви, характеризует чувство внутренней пустоты; страстное стрем­ление к контакту и близости; ей присуща потребность в том, чтобы о ней заботились , которая ставит человека в зависимость. Такие люди личностно незрелы, замкнуты, угрюмы, порой даже озлобленны.

Родитель, как правило, испытывает потребность «отдать» любовь ребенку. Переживая любовь к своему ребенку, родитель стремится стать для него опорой и, как следствие, ощущает собственную значимость и внутреннюю силу. При невозможности удовлетворить потреб­ность в получении и реализации родительской любви человек стра­дает сам, а вместе с ним и окружающие. Именно поэтому поведение родителей должно быть направлено на создание у ребенка уверенно­сти в том, что его любят .

Родительскую любовь можно представить как творчество , она индивидуальна. Никто не сможет сделать точный и окончательный вывод о том, какова будет любовь конкретного родителя. Родительс­кая любовь сложна, изменчива и противоречива. В ней нет абсолют­ной нормы, как нет и нормы-идеала любящего родителя. Любящие родители могут совершать ошибки, сомневаться в своих чувствах к ребенку, наказывать его, а не только заботиться, приносить радость, удовлетворять все потребности ребенка.

Родительская любовь - это источник и гарантия эмоционального благополучия , поддержки те­лесного и душевного здоровья.

Родительская любовь, как всякий динамический процесс , об­ладает способностью к развитию, которое включает три самостоятельных процес­са, становление, формирование и преобразование.

Становление - созревание и рост родительской любви, переход от одного состояния к другому. Это единство уже осуществленного и потенциально возможного.

Формирование - оформление, обретение формы и совершенство­вание родительской любви. Это процесс ее изменения в ходе взаимо­действия родителя с реальной действительностью (с ребенком), по­явление физических и социально-психологических новообразований и стереотипов в структуре родительской любви.

Преобразование - саморазвитие, смена основного направления ро­дительской любви. Преображение - кардинальное преодоление сло­жившегося режима родительской любви в соответствии с иерархией ценностей и смысла бытия родителя, акт творчества и импровизации.

Родительская любовь, ее динамика имеет свое объективное про­явление.

Одним из таких проявлений является сила родительской любви. Существует точка зрения о том , что сила родительской любви про­порциональна беспомощности потомства. Чем сложнее организация живого организма, тем дольше длится период зависимости потомства от ро­дителей и тем сильнее потребность родителей опекать и кормить мла­денца - это прямое свидетельство родительской любви.

Таким образом, родительская любовь заключает в себе определен­ный смысл для человека. Смысл родительской любви коренится, с од­ной стороны, в типах отношений, существующих между определен­ными фрагментами мира (родитель, ребенок и т. п.), обладающими специфическими функциями и свойствами, а с другой стороны, - в субъекте, который сам испытывает потребность в таких взаимоотно­шениях с миром.

Опыт родительской любви представляет собой то, что человек, будучи ребенком , усвоил, пережил в различных жизненных ситуациях взаимодействия с собственными родителями.

А. С. Спиваковская на основе выделения отношений, со­ставляющих родительскую любовь, таких, как симпатия-антипатия, уважение-пренебрежение, близость-дальность, описывает восемь типов родительской любви.

1. Действенная любовь (симпатия, уважение, близость). Для роди­теля характерно теплое эмоциональное отношение к ребенку, прини­мающее его личность , поведение, а также активное внимание к инте­ресам ребенка, уважение его прав и признание обязанностей, оказа­ние помощи при разумной требовательности. Формула воспитания: «Хочу, чтобы мой ребенок был счастлив, и буду помогать ему в этом».

2. Отстраненная любовь (симпатия, уважение, но большая дистан­ция с ребенком). Для родителя характерна высокая оценка ребенка, его внешнего облика, успехов, способностей. Мягкое общение с ре­бенком сочетается с недостаточным вниманием к его повседневным нуждам, а также с поверхностным знанием душевного мира. Внешнее любование ребенком сочетается с неумением помочь ему в его пробле­мах. Формула воспитания: «Смотрите, какой у меня прекрасный ребе­нок, жаль, что у меня не так много времени для общения с ним».

3. Действенная жалость (симпатия, близость, но отсутствие ува­жения). Для родителя характерно признание действительных , а иног­да и мнимых отклонений в умственном или физическом развитии ре­бенка. В результате родитель приходит к идее об исключительности своего ребенка: «Мой ребенок не такой, как все, он не так хорош». Ро­дитель предоставляет ребенку особые привилегии, излишне опекает, тратит массу времени и усилий на предохранение от вредных влияний. Родитель внимателен к ребенку, его интересы сосредоточены на нем, но он не доверяет ребенку, не верит в его способности и возможности. Формула воспитания: «Хотя мой ребенок недостаточно умен и физи­чески развит, но все равно это мой ребенок и я его люблю».

4. Снисходительное отстранение (симпатия, неуважение, большая межличностная дистанция). Для родителя характерно не вполне осоз­нанное оправдание неблагоприятных черт поведения и личностных свойств ребенка , его беспомощности ссылками на его болезненность, на плохую наследственность и иные причины. Неблагополучие ре­бенка негласно признается его правом. Родитель не вмешивается в дела ребенка, в его контакты со сверстниками и другими людьми, он недостаточно ориентируется в душевном мире ребенка. Формула вос­питания: «Нельзя винить моего ребенка в том, что он недостаточно умен и физически развит».

5. Отвержение (антипатия, неуважение, большая межличностная дистанция). Для родителя характерны попытки сократить общение с ребенком. Он старается не замечать присутствия ребенка, становит­ся холодно-неприступным при его приближении, совершенно отстра­няется тогда, когда ребенок нуждается в поддержке и помощи. Фор­мула воспитания: «Этот ребенок вызывает у меня неприятные чув­ства и нежелание иметь с ним дело».

6. Презрение (антипатия, неуважение, малая межличностная дис­танция). Для родителя характерно игнорирование всего положитель­ного, что есть в ребенке , его достижений. Родитель переживает свою связь с таким, как ему кажется, неудачным ребенком. Их общение наполнено понуканиями, назиданиями, одергиванием, требователь­ностью. Такой родитель постоянно обращается к различным специа­листам с просьбой «исправить» его ребенка. Формула воспитания: «Я страдаю, мучаюсь от того, что мой ребенок так неразвит, неумен, упрям, труслив и неприятен другим людям».

7. Преследование (антипатия, близость). Характерно присутствие твердой убежденности родителя в том, что его ребенок - закончен­ный мерзавец и негодяй. Во всех поведенческих проявлениях ребен­ка родитель постоянно видит его «злую волю». Родитель пытается строгостью и жестким контролем переломить ребенка , выступает инициатором привлечения общественности к его воспитанию, неред­ко склонен применять излишне строгие меры воздействия. Формула воспитания: «Мой ребенок негодяй, и я докажу это!».

8. Отказ (антипатия, уважение, большая межличностная дистан­ция). Характерно отстранение от проблем ребенка, но родитель как бы издали следит за ним, при этом признает силу, ценность некоторых личностных качеств ребенка. При обострении отношений такой ро­дитель охотно прибегает к помощи общественности, стремится пере­доверить ребенка школе, другим воспитательным учреждениям , обра­щается к врачам. В поведении родителя просматривается неосознан­ный призыв к тому, чтобы его оградили от ребенка, от «этого чудови­ща». Формула воспитания: «Я не хочу иметь дела с этим негодяем».

В процессе развития ребенка под воздействием изменений соци­альной ситуации изменяется и отношение родителя к ребенку, при­обретая при этом черты того или иного типа родительской любви или их сочетания.

В. А. Сухомлинский выделяет разновидности уродливой родительской любви :

Любовь умиления . Это инстинктивная, неразумная любовь. Роди­тель радуется каждому шагу ребенка, не задумываясь, к каким по­следствиям он может привести. Любовь умиления «развращает» душу ребенка , так как он не знает меры своим желаниям. Ребенок не знает понятий «можно», «нельзя», «надо». В результате он вы­растает капризным, болезненным и эгоистичным.

Любовь деспотическая . Родитель постоянно упрекает ребенка, со­здавая при этом невыносимую обстановку. Все это родитель де­лает только потому, что, как он говорит, любит ребенка, желает ему добра, учит жить - чтобы был умнее и уважал родителей. Ро­дитель в этом случае эгоистичен и бескультурен, относится к ре­бенку как к вещи. В результате такой любви у ребенка с малых лет извращается представление о добром начале в человеке , он пере­стает верить в человечность и ожесточается.

Любовь как откуп . Родитель обеспечивает все материальные потреб­ности ребенка, выполняя тем самым свой родительский долг. Такая родительская любовь измеряется материальными затратами. При этом ребенка окружает атмосфера духовной пустоты и убожества. Ему становятся недоступны тонкие человеческие чувства, прежде всего ласка, участливость, сострадание, милосердие. В результате ребенок может вырасти эмоционально невежественным человеком.

Материнская и отцовская любовь являются составными частями (проявлениями) целостного феномена родительской любви; они на­ходятся в единстве, определяя родительскую любовь как некоторую целостность.

Лю­бовь матери - первая и наиболее значимая для ребенка сторона ро­дительской любви. Материнская любовь приобретает исключитель­ное значение для ребенка особенно на начальном этапе его жизни, так как этот период является наиболее сензитивным для формирова­ния базовых основ личности и отношения к миру.

Общаясь с ребенком , мать с помощью своей люб­ви выступает в качестве посредника, соединяющего ребенка с окру­жающим миром, именно она подготавливает предпосылки для эмо­циональной связи с ним. Материнская любовь способствует возник­новению доверия к миру, что необходимо для нормального психического развития ребенка и является основой для формирования его отношения к людям.

Отсутствие материнской любви либо ее нехватка вызывает негативные последствия для личностного развития ребенка, наруша­ется его умственное, физическое, эмоциональное и социокультурное развитие. Детей, лишенных материнской любви, отличает эмоцио­нальная холодность и неспособность испытывать любовь и привя­занность.

Вторая составляющая родительской любви - это любовь отца . Еще не появившийся, ожидаемый или новорожденный ребенок уже дает отцу возможность почувствовать наличие «отцовского инстинкта», ощутить себя защитником , продемонстрировать родительскую лю­бовь и привязанность. Любви отца принадлежит значительная роль в развитии личности ребенка независимо от его пола и возраста.

Так, психологические исследования показывают, что при срав­нении детей, выросших с отцами и без них, обнаружено, что дети, выросшие без отцов, часто имеют пониженный уровень притязаний, повышенный уровень тревожности, у них чаще встречаются невро­тические симптомы. Отсутствие отца отрицательно сказывается на учебе и самоуважении детей. Дети «холодных» отцов чаще бывают застенчивы, тревожны, их поведение более антисоциально. Напро­тив, эмоциональная близость с отцом положительно отражается на ребенке. Любовь отца дает ребенку ощущение особого эмоционально-психологического благополучия, которое не может в полной мере обес­печить одинокая женщина-мать. Любовь отца учит и сына и дочь тому, как мужчина может проявлять любовь к детям, к жене и к окружающим.

Таким образом, стоит помнить, что любовь матери безусловна, она любит ребенка таким, каков он есть. Любовь отца условна и более взыскательна, он гордится реальными достоин­ствами и успехами ребенка. При этом человеку необходимы обе стороны роди­тельской любви, ему важно, чтобы его объективно оценивали за ре­альные жизненные достижения , но не менее важно и то, чтобы его безусловно принимали .

Литература: 1. Дьяченко О.М. Психологические особенности развития дошкольников. – М.: Эксмо, 2009. – 176 с.

2. Овчарова Р. В. Психологическое сопровождение родительства. - М.: Изд-во Ин­ститута Психотерапии, 2003. - 319 с.

Консультация для родителей на тему «Как научить малыша любить книги?»


учитель – логопед, Клокова Светлана Вячеславовна, МБДОУ д/с № 39, г. Арзамас, Нижегородская область.
Описание: Многие родители, жалуются на то, что ребёнок не любит, когда ему читают книги. Почему так происходит? Как научить малыша слушать сказку или историю? В консультации вы найдёте ответы на эти вопросы. Предназначена родителям детей от 3 до 6 лет.
Цель: сплочение семьи через познание книг.
Задачи:
Прививать любовь к книге;
Формировать художественный вкус;
Укреплять внутрисемейные связи и традиции.




«Чтение – это окошко, через которое дети
видят и познают мир и самих себя»
В. А. Сухомлинский.

Хочу поделиться с вами своим опытом в этом сложном для многих вопросом. Мой педагогический стаж начался с 1988 года. Кроме этого, у меня четверо детей. Младшей дочке пока нет пяти лет. Каждый день, укладывая её спать, она просит меня и папу рассказать сказку или прочитать что – то. Конечно, мы с удовольствием это делаем. Но, так как это требует времени, мы укладываем ребёнка заранее, оставляя минут 15-20 на чтение и беседу. Причём при этом соблюдаем семейные традиции укладывания ребёнка в постель. Стараясь сделать приятное, мы обнимаем и целуем её, нежно гладим по головке, спинке, нашёптываем ласковые слова. В это время ребёнок полностью успокаивается после активно проведённого дня, и мы начинаем вечернюю сказку. Если мы сегодня читаем, то мы читаем сначала ту историю или сказку, которую просит дочка. Ничего страшного, если ваш ребёнок просит прочитать одну и ту же любимую сказку изо дня в день. Улыбнитесь и прочитайте, не показывайте, что вам это надоело, не убеждайте в этот момент, что есть множество других сказок и интересных историй. У детей своеобразная психика, и многочисленные повторы любимого произведения очень благотворно влияет на развитие эмоционального состояния ребёнка и развитие его психических процессов. После того, когда вы удовлетворите запрос малыша, можно предложить ему свою сказку, рассказ или историю. Во время чтения нужно рассматривать с ребёнком иллюстрации, задавая вопросы и объясняя непонятное малышу. После прочтения задайте ему вопросы по прочитанному тексту. Проанализируйте поведение героев. Спросите, кто ему понравился и почему. Пусть ребёнок сделает самостоятельные выводы как можно поступать, а как нельзя.
При чтении, помните, то ребёнку нравятся эмоциональное выразительное восприятие услышанного. Будьте немножко артистами! Старайтесь голосом, мимикой и интонацией передать характер героев.
Важно читать произведения, соответствующие возрасту и развитию вашего ребёнка. Это могут быть разные стихи, весёлые и интересные истории о детях или животных, русские народные сказки или сказки народов мира. Но мы, взрослые, по ходу сказки должны ориентироваться в её тесте, перефразировать некоторые фрагменты, как бы упростить их, заменить сложные слова простыми. Если Вы знаете, что малыш не поймёт смысл произведения, выберете другую книгу. Пусть книжка будет красочной, с понятными естественными рисунками. Нужно увлечь его, заинтересовать! Замечательно, когда малыш просит прочитать или рассказать что-то ещё и ещё, когда ждёт каждый день продолжение истории.
Помните, что по мнению психологов только до 9 лет можно у ребёнка привить любовь к книге. Читать детям нужно до того времени, пока он сам не научится достаточно бегло читать, и читать так, чтобы не терялся смысл произведения.
Ребёнку намного сложнее привить любовь к книге, если он не видит своих родителей читающими. Именно мама и папа является для него первым и важным примером для подражания. В каждой семье должна быть библиотека детских и взрослых книг. Причём детские книги должны быть доступны малышу. Пусть он сам берёт их со своей полки и «читает», то есть просматривает картинки, по - своему передаёт текст, разговаривает с героями. Не мешайте ему в это время, пусть он наслаждается общением с любимой книгой.
Если ребёнок не полюбит чтение книг до школы, если родители не сумеют помочь малышу увидеть этот прекрасный мир, в школе ребёнку будет учиться очень тяжело. Процесс чтения станет обязательно – принудительным, а это может вызвать ряд негативных эмоций.
Ниже приведён список лишь некоторых книг для чтения детям 3-4-5 лет с самыми добрыми, интересными, поучительными и весёлыми историями, которые обязательно понравятся вашему малышу:
Дружков Ю. «Приключения Карандаша и Самоделкина».
Зощенко М. «Смешные истории», рассказы.
Драгунский «Денискины рассказы»
Благинина Е. Стихи.
Русские народные сказки.
Сказки всего мира.
Бианки В. Рассказы о животных.
Маяковский В. «Что такое хорошо и что такое плохо».
Пушкин А. С. Сказки.
Чарушин Е. «Томка», «Тюпа», «Сорока», «Медвежата» и другие рассказы.
Барто А. Стихи.
Чуковский К. Стихи.
Михалков С. Стихи.
Маршак С. Стихи.
Лебедева Г. «Как Маша поссорилась с подушкой».
Носов Н. Рассказы.
Сутеев В. Сказки.
Толстой А. «Золотой ключик».
Успенский Э. «Крокодил Гена, Чебурашка и другие».
Мальцев С. «Зайка Петя и его друзья».
Усачев А. «Умная собачка Соня».
В заключении, хочу всем пожелать радости общения со своим ребёнком, радости познания его сущности и раскрытия в нём уникальных способностей! Безусловно вам помогут это сделать интересные книги.

Консультация для родителей «Лечение любовью»

Гайсина Люция Габдрахмановна, старший воспитатель,
МАДОУ №106 «Забава», г. Набережные Челны РТ

Можно только с грустью констатировать, что с каждым годом растет число малышей с неврозами, вегето-сосудистыми дистониями, заиканием, энурезами, функциональными заболеваниями внутренних органов, в основе которых лежат нервные факторы (патологии сердечно-сосудистой, пищеварительной и дыхательной систем) . К сожалению, практикующие психологи не всегда способны помочь таким детям, поскольку в лечении многих психосоматических заболеваний обязательно нужны медицинские знания и опыт. Многим дошколятам необходима консультация психиатра, но это обычно так пугает родителей! Однако чем дольше откладывается визит к специалисту, тем сложнее потом справиться с проблемами. Сложность лечения совсем маленьких детишек заключается еще в том, что у них возможны совершенно непредсказуемые, парадоксальные, отличные от взрослых реакции на лекарства и психологические вмешательства. Так, выпив успокоительное, кроха вместо расслабления может вдруг резко возбудиться. Что же делать? Если говорить о психотерапевтических методах, то это семейная и игровая терапия (но они эффективны не во всех, а только в определенных ситуациях) .

И совершенно точно можно сказать: абсолютно безопасна для ребенка его мама. Ведь известно, что мама и малыш - это до определенного момента одно целое, у них единое психоэмоциональное поле. А материнская интуиция порой творит чудеса. Любящая мама, даже находясь очень далеко от своего ребенка, может почувствовать: с крохой что-то случилось. Все это из области тонких материй, и подобная общность начинается еще до зачатия. Как в семье готовятся к рождению ребенка? желанен ли он? Не менее важен настрой мамы в период беременности: что у нее в крови - химия радости или депрессии? Что происходит в момент родов? Как мама ухаживает за малышом? Ребеночек постоянно ощущает степень общности с мамой и реагирует на малейшие ее изменения. И нередко - именно заболеванием, как бы призывая: поскорее обратите на меня внимание! И как важно в этот момент встретиться с грамотным специалистом!

Чудо-метод

Профессор психотерапии Борис Зиновьевич Драпкин уже много лет лечит детей от подобного рода заболеваний. Он создал уникальный метод, основанный на традициях отечественной психотерапии и педагогики, а также на опыте народной медицины. Метод учитывает глубинную психоэмоциональную общность мамы и малыша, использует ресурсы материнской любви и огромные возможности, возникающие во время общения с крохой. «Все мы любим детей, - говорит Борис Зиновьевич - Но, ни печально, делаем это не совсем так, как нужно ребенку. Представьте, что ваш малыш имеет внутри резервуар, который всегда должен быть насыщен материнской любовью. Если не хватает, резервуар высыхает, ребеночек болеет - телом он как бы кричит о своих проблемах».

Есть несколько способов пополнить это «резервуар»:

  1. Почаще поглаживать ребенка, обнимать, похлопывать, возиться с ним, бороться - но соблюдая меру. Внимательный родитель увидит, когда малышу достаточно таких физических контактов.
  2. Как можно чаще смотреть в глаза своему ребенку, с любовью и нежностью, несмотря ни на какие его выходки.
  3. Но есть еще путь, один из самых эффективных - активизировать вербальный, разговорный способ общения.

Материнский голос - это великолепное и такое необходимое ребенку лекарство! «Мы стремимся, чтобы мамин голос стал внутренним голосом малыша, подчеркивает Борис Зиновьевич. - Мама дает своему ребенку определенные позитивные установки, воздействуя на весь организм малыша. Это закрепляется на сознательном уровне и влияет на все органы крохи».

Флюиды любви

1-й блок. Витамин материнской любви

Я тебя очень сильно люблю.

Ты - самое дорогое и родное, что у меня есть.

Ты - моя родная частичка, родная кровинушка.

Я без тебя не могу жить.

Я и папа тебя очень сильно любим.

2-й блок. Физическое здоровье (говоря, представляйте своего ребенка в идеале, здоровым и крепким)

Ты сильный, здоровый, красивый мальчик (девочка) .

Ты хорошо кушаешь и поэтому быстро растешь и развиваешься.

У тебя крепкие и здоровые сердечко, грудка, животик.

У тебя нежная, гладкая и влажная кожа.

Ты легко и красиво двигаешься.

Ты здоровый, закаленный, редко и мало болеешь.

3-й блок. Нервно-психическое здоровье ребенка

Ты спокойный мальчик (девочка) .

У тебя хорошие, крепкие нервы.

Ты умный малыш.

У тебя хорошо развиваются головка и ум.

Ты хорошо спишь, легко и быстро засыпаешь.

У тебя хорошее настроение, и ты любишь улыбаться.

Ты видишь только хорошие, добрые сны.

У тебя хорошо и быстро развивается речь.

4-й блок. Эмоциональный эффект, очищение от болезней (из народной медицины)

Я забираю и выбрасываю твою болезнь.

Я забираю и выбрасываю (перечисляете проблемы вашего малыша) .

Я тебя очень-очень сильно люблю.

Индивидуальная программа создается и корректируется в процессе лечения специалистом. Самое главное - заканчивать нужно всегда заверениями в безграничной материнской любви.

Обратите внимание: вся программа - абсолютно позитивная, здесь нет никаких "не", вы просто пробуждаете в малыше желание быть хорошим, счастливым, здоровым и закрепляете уверенность, что это возможно.