Мастер-класс "кукла "параскева" или куклы "крупеничка и богач". Кукла Параскева Пятница— женская помощница и заступница Кукла параскева пятница история

Оберег "Кукла Параскева" - берегиня женских ремесел.(Параскева-Пятница)

Высота: 20-25 см

Оберег - "Параскева - Пятница" - одна из основных 6 кукол женской Судьбы. Параскева - покровительница брака , беременных женщин. ведает делами торговли , женскими занятиями, рукоделием, ремёслами . Хранит женские секреты.

Ее делали 10 ноября (28 октября) на праздник Параскевы Пятницы , после окончания полевых (дачных) работ, перед началом любых творческих работ (вышивки, вязания, ткачества, рукоделия)

На Руси издревле Святая Параскева считается покровительницей женщин и женского труда, целительницей душевных и телесных недугов, хранительницей семейного благополучия и счастья. Ей же молились девушки на выданье, чтобы выйти замуж по любви и поскорее.

Представления о Параскеве Пятнице — результат наложения культа Св. Параскевы на древний русский культ Макоши (богини Судьбы, плодородия, колдовства и властительницы Дикой природы).

День Св. Параскевы именуется «пятницей», хотя и не обязательно приходится на этот день. Пятница - нечетный, женский день недели в противоположность четвергу - дню четному и мужскому. Считалось, что Параскева Пятница запрещает работать в свой день: прясть, ткать, пахать, стирать, а также купаться и купать детей и сурово карает нарушающих запреты.

В славянской народной культуре особенно почитаемой была св. Параскева Пятница . Представления о других святых Параскевах в крестьянском сознании слились с комплексом характеристик образа Параскевы Пятницы. Этому смешению способствовала близость функций, закрепленных в традиции за этими святыми, в частности - покровительство женщинам и женским занятиям; а также само имя Параскева: в переводе с греческого оно означает «пятница».В традиционном сознании, Параскева Пятница представлялась в образе красивой девушки или молодой высокой худощавой женщины. Особенность ее роста отразилась в сложившемся в народной среде обычае называть высоких женщин «долговязой пятницей».

В христианском календаре отмечаются дни памяти четырех святых Параскев: римской мученицы, пострадавшей со своими двумя сестрами при Нероне; преподобномученицы, родившейся в 138 году близ старого Рима и погибшей от меча Тарасия в 161 году; преподобной Параскевы Сербской (Тырновской), прославившейся святостью и подвигами в Палестине в середине XI века; великомученицы Параскевы Пятницы , родившейся в III веке в Иконии (Южная Турция) и погибшей через отсечение головы по приказу Диоклетиана. Дни памяти святых церковь отмечает соответственно 20 марта / 2 апреля, 26 июля / 8 августа, 14/27 октября, 28 октября / 10 ноября.

Св. Параскеву Пятницу , наряду с Богородицей, считали покровительницей брака . В день Покрова Богородицы девушки обращались к Параскеве Пятнице с просьбами о ниспослании жениха, близкими по форме к приговорам, адресованным к Покрову: «Матушка Пятница Параскева , покрой меня поскорее», «Матушка Пара‑сковея, отдай замуж поскорее!» В Вятском приговоре в обращении отмечался особо почитаемый девушками день - 9‑я пятница (пятница перед днем свв. Кузьмы и Демьяна - покровителей свадеб): «Девята Пятница - Прасковья , пошли мне жениха поскорее, да к тому же поласковее».

Важнейшей функцией св. Параскевы Пятницы считалось покровительство беременным женщинам и родам. «Ходящие на сносях» обращались к ней с просьбой о легких родах, как к Богородице и к некоторым другим христианским святым: Анастасии Узорешительнице (22 декабря / 4 января), св. Екатерине (24 ноября / 7 декабря); св. Варваре (4/21 декабря). В народных легендах Параскева Пятница иногда предстает повивальной бабкой. С этой ролью в одной из легенд, записанной во Владимирской губернии, связывается народное объяснение мученической смерти святой и получения ею именования Пятницей . Согласно повествованию, Параскева повила ребенка у девки, которая жила с чертями, и с помощью креста и молитвы отняла новорожденного у нечистой силы. Черти в отместку смутили нечестивого царя, который потребовал от Параскевы отречения от христианской веры. Параскева отказалась повиноваться, и по приказу царя ей отрубили голову. Казнь состоялась в пятницу, поэтому и зовется мученица Параскева Пятницей .

Еще одной функцией св. Параскевы было покровительство в торговле. У русских было принято отмечать девять торговых пятниц , следующих одна за другою на протяжении девяти недель после Пасхи. Действительно, в городах и деревнях по пятницам обычно устраивались торги и ярмарки, в название которых иногда включалось слово «пятница»: в Звенигородском уезде Московской губернии, например, ярмарка носила название «Берендеева пятница»

Одним из самых значительных символов во времена глубокого язычества на Руси являлось женское божество Макошь. Она считалась богиней, ведающая судьбой, ее хранительницей, плетущая нити судьбы, которую почитали и которой преклонялись наши предки. Ее образ со временем преобразовался в обрядовую Куклу Параскеву , в переводе с греческого - пятница. До сих пор считается, что тряпичная кукла является хранительницей домашнего очага, его благополучия, исцеляя душевные и телесные недуги, является покровительницей женского труда . Ее считали помощницей во всех делах и особенно, в ремеслах.

Кукла-оберег традиционно должна была иметь распущенные волосы, символизирующие мольбы и просьбы наших предков к богам. В руках у куклы находится веретено, символ рукоделия. Руки ее перевязаны нитями, значение которых - обращение к высшим силам. Так, красные нити - обращение к мудрости предков, а голубые - к высшему разуму. На развернутых ладонях обязательно сидят птицы, которые подчеркивают ее божество, воплощая собой хозяйку небес, небесную пряху.

Женщины просили у Куклы Параскевы помощи в работе и делали ее хранительницей небольших предметов, которыми они пользовались в рукоделии. Это были наперстки, иглы, рюши, веретено, кружева и ленты. Их вешали на руки и приговаривали: «Обереги , матушка Параскева , от сглазу-призору»

ЦЕНА для VIP клиентов 800 руб

Цель: Формирование интереса к русской культуре, фольклору, традициям через изучение истории и видов русской народной куклы.

  • познакомить детей с историей, назначением, изготовлением различных видов русских народных кукол;
  • воссоздать русскую народную куклу Параскеву-пятницу.

Возраст учащихся: 10-14 лет.

Оборудование для педагога: Видеоролик "Это всё Россия!", медиапрезентация "Русская народная кукла" (приложение), музыкальное сопровождение - записи народных и фольклорных песен, образцы русских народных кукол.

Оборудование для детей: каркасы куклы, лоскуты ткани разного цвета и размера, кружева, тесьма, шерстяные и простые нитки.

Примечание: Мероприятие наиболее целесообразно проводить в канун праздника Святой Параскевы-Пятницы - 10 декабря.

СЦЕНАРИЙ

Мероприятие начинается с просмотра видеоролика "Это все Россия!" (автор Белозёрова Т.В., www.youtube.com).

Ведущий: Здравствуйте, ребята! Сегодня мы с вами познакомимся с русской народной куклой, узнаем, как связана она с русской культурой и традициями.

Народная кукла - огромный пласт нашей истории. Куклы сопровождали наших предков от рождения до самой смерти. Они принимали участие во всех важнейших этапах жизни человека.

У славянских народов было большое многообразие кукол. Они хранились в сундуках и передавались в день свадьбы. В большинстве случаев кукла - это образ женщины-богини.

В каждой области России свои куклы, как и свои костюмы, песни. Их десятки, если не сотни. Кукол делали на рождение ребёнка, на начало покосных работ, они помогали в домашних делах и ремёслах, охраняли сон и берегли здоровье хозяев. Есть свадебные игрушки, которыми благословляли молодых, были и просто обыкновенные игровые куклы, с которыми играли дети.

Слайд №1 (см. медиапрезентацию "Русская народная кукла")

По назначению куклы делятся на три большие группы: куклы-обереги, игровые и обрядовые. Какова же история возникновения кукол?

У тряпичных кукол лицо не изображалось. Это связано с древними представлениями, с ролью игрушки в прошлом, как магического предмета. Такая "безликая" кукла служила "оберегом". Отсутствие лица было знаком того, что кукла - вещь неодушевленная, а значит, не доступная для вселения в нее злых сил. Оберег - амулет или волшебное заклинание, спасающее человека от различных опасностей, а также предмет, на который заклинание наговорено и который носят на теле в качестве талисмана.

Славяне очень тщательно готовились к появлению в роду младенца. Будущему малышу делали куклу. Делали ее без иголки и без ножниц - нельзя было ни порезать, ни уколоть, ведь в этот талисман вкладывалась материнская сила и забота, которые должны были оберегать младенца. Игрушку сворачивали из цветных тряпок и клали в пустую пока колыбельку: обжить, обогреть.

Слайд №2

Кукла "Берегиня сна".

Берегиню снавешали над изголовьем кровати. Верили, что она своими большими крыльями отгоняет дурные сны. А когда малыш появлялся на свет, куколку укладывали с ним, приговаривая: "Сонница-бессонница, не играй с моим дитятком, а играй с этой куколкой!".

Так, кукла по-прежнему оставалась игрушкой не для ребенка, а для бессонницы, болезни и прочих напастей. Она как бы отвлекала на себя злые силы, оберегала своих хозяев.

Слайд №3

Кукла-"пеленашка".

После рождения ребенка к нему в кроватку или колыбельку подкладывали особую куколку - пеленашку, с той же целью - обмануть злых духов, предложив им куклу вместо ребенка. Понятно, что такую куклу нельзя было купить, только сделать самим. Делали такую куколку только из куска ношеной домотканой одежды. Такая ткань несла в себе тепло человека, и это тепло передавалось кукле-оберегу вместе с частичкой жизненной силы человека.

Такая кукла служила оберегом от сглаза. Гости смотрели на ребенка и куклу и говорили, обращаясь к кукле: "Ой, до чего же кукленок-то хорош!", чтобы не сглазить ребенка.

Как правило, эти игрушки были небольшого размера и все разных цветов, это развивало зрение младенца.

Слайд №4

"Зайчик на пальчик".

Зайчика на пальчик делали детям с трех лет, чтобы они имели друга, собеседника. Зайчик одевается на пальчик и всегда находится рядом с тобой.

Эту игрушку раньше родители давали детям, когда уходили из дома, и, если становится скучно или страшно, к нему можно обратиться как к другу, поговорить с ним, пожаловаться или просто поиграть. Это и друг, и оберег. Дети очень отзывчивы, и в любимой игрушке видят родственную душу, открываются и разговаривают как с живым человеком.

Слайд №5

Кукла-"закрутка".

С пяти лет девочку уже учили делать куклы-закрутки .

Девочки-подростки делали таких кукол себе, младшим сестрам и братишкам, одевали их по своему вкусу. Делали это с большим старанием, так как старшие женщины в семье поглядывали, как умело и аккуратно девочка делает одежду для кукол. По мастерству изготовления кукольной одежды судили о готовности девочки к обучению настоящему ремеслу.

Слайд №6

Кукла-"стригушка".

Кукла-стригушка была одной из самых популярных в народном быту. Отправляясь на покос или полевые работы, матери брали с собой ребятишек, и, чтобы занять чем-то ребенка, из пучка стриженой травы или соломы изготавливали вот таких неприхотливых кукол.

Обрядовых кукол почитали и ставили в избе, в красный угол. И куклы жили в домах, становясь не просто игрушкой, а частью мира и членом семьи.

Слайд №7

Кукла "Крупеничка" (или "Зернушка" ).

Это тряпичная кукла-оберег на сытость, достаток в семье и хозяйственность.

Крупеничка была главной куклой в древнеславянской семье. При сборе урожая эту куклу заполняли зерном, наряжали и бережно хранили в красном углу. Традиционно тряпичную куклу наполняли гречишным зерном или пшеницей. Славяне верили, что если крупеничка доверху наполнена зерном, то следующий год будет сытным и благополучным, и что именно крупеничка принесет в дом достаток и благополучие.

Во времена неурожая из куклы по чуть-чуть брали зерна и употребляли в пищу. По внешнему виду крупенички можно было судить о достатке и благополучии в семье: если кукла была худая, значит, в дом пришла беда, люди в нём голодают и достаток покинул семью.

Слайд №8

Кукла "Десятиручка".

Десятиручка - это обрядовая многорукая кукла. Ее делали из лыка или соломы 14 октября на Покров, когда садились за рукоделие. Куколка предназначалась для помощи девушкам, готовящим свое приданое, и женщинам в разных делах, таких как ткачество, шитье, вышивка, вязание и т.д. Традиционно после изготовления она почти сразу же сжигалась.?

Слайд№9

Кукла "Коза".

Коза и медведь - непременные участники святочного рождественского обхода дворов, ряжения, так как эти животные у славян издавна связаны с культом плодородия. Коза была символом жизненной силы, и эту силу она должна была принести хозяину избы и его земле, полю, чтобы лучше родился хлеб.

Козу обычно изображал кто-то из парней. На него надевали тулуп, вывернутый мехом наружу, лицо мазали сажей, на голову надевали любую шапку, к которой прикрепляли рога из соломы. Парень-"коза" садился верхом на сани - так его и возили колядовщики из избы в избу. При этом коза плясала, а ее свита пела.

Бытовая кукла Коза имела те же функции, что и переодетый в козу колядовщик. Одета была Коза в специальное яркое платье, поверх которого крепились обрядовые предметы: дудочки, шарманки, бубны, подковы в подарок на счастье, колокольчики, бубенцы, деревянные бусы, серьги, мешочки с подарками, венки благополучия с маленькими красными мешочками с зернами, деревянная колодка в подарок холостяку, как напоминание необходимости жениться.

Слайд №10

Кукла "Кубышка-травница".

Чтобы воздух в избе был чистый, изготавливали полезную куколку "Кубышку-травницу". Подвешивали ее там, где воздух застаивался, или над колыбелью ребенка.

Эта кукла наполнена душистой лекарственной травой. Куколку необходимо помять в руках, пошевелить, и по комнате разнесется травяной дух, который отгонит духов болезни. Через два года траву в куколке необходимо поменять. Именно так поступали наши предки.

Кубышка-травница до сих пор следит за тем, чтобы болезнь не проникла в дом. От нее исходит теплота, как от заботливой хозяйки. Она и защитница от злых духов, болезни, и добрая утешница.

Слайд №11

Кукла "Коляда".

С Колядой проходили все рождественские колядки. Эта кукла - символ солнца и добрых отношений в семье. Она представляла собой дородную женщину, одетую во все новое и нарядное. От ее имени колядующие желали счастья и благополучия. Пели радостные, прославляющие хозяев песни.

В некоторых местностях колядки заканчивались возле костра с пожеланиями блага себе и близким и сжиганием Коляды. С ее приходом в доме поселится счастье, мир и согласие между членами семьи.

Кукла Коляда изготавливается из спила дерева. В мешочках, подвешенных к поясу, находятся хлеб и соль. За пояс заткнут веник, которым Коляда отгоняет нечистую силу.

Слайд №12

Кукла "День и Ночь".

Куклы "День и Ночь" - куклы-обереги жилища. Куколки оберегают смену дня и ночи, порядок в мире. Днем выставляют вперед светлую куклу, а ночью - темную.

Куколка "День" - молодая, живая, подвижная, работящая и веселая. Она - хозяйка дня. И следит, чтобы в будни люди работали, трудились, в праздники веселились, пели, плясали, играли, чтобы днем светило солнышко. Куколка следит за жизнью людей при свете дня, оберегает день. Чтобы день не зря прошел, а с толком. Тогда и куколка довольна, и у людей все ладно.

Куколка "Ночь" - мудрая, задумчивая, спокойная, она хозяйка ночи. Ночь следит, чтобы все угомонились и легли спать, отдыхать от дневных дел, набираться сил. Она дарит сон и оберегает его.

Слайд №13

Кукла "Колокольчик".

Кукла Колокольчик - куколка добрых вестей. Родина куколки - Валдай. Оттуда и пошли валдайские колокольчики. Звон колокола оберегал людей от чумы и других страшных болезней. Колокольчик звенел под дугой на всех праздничных тройках.

У куколки три юбки. У человека тоже три царства. Медное, серебряное, золотое. И счастье складывается тоже из трех частей. Если телу хорошо, душе радостно, дух спокоен, то человек вполне счастлив.

Эта куколка веселая, задорная, приносит в дом радость и веселье. Оберег хорошего настроения. Даря Колокольчик, человек желает своему другу получать только хорошие известия и поддерживает в нем радостное и веселое настроение.

Слайд №14

Кукла "Капустка".

Не зря говорят, что в капусте детей находят. Делала эту куколку девушка, которая собиралась выходить замуж, продолжать род, рожать детей. Ставила ее на окошко, и парни знали - можно сватов засылать. Такую куклу делали в разных местах России. У вепсов, живущих на Волге, она называется Кормилка, Капустка, а у нас, в Сибири, - Рожаница. Она несет в себе образ матери-кормилицы. Ее большая грудь символизирует способность прокормить всех.

Слайд №15

Кукла "Девка-Баба".

В народе называют ее Перевертыш, Вертушка. Ее вполне можно назвать куклой кукол, потому что она содержит в себе 2 головы, 4 руки, 2 юбки. Секрет в том, что когда видна одна часть куклы, например, девка, то вторая, баба, скрыта под юбкой; если куклу перевернуть, то баба откроется, а девка скроется.

Девка - это красота, птичка, которая улетит из родительского дома, беззаботная, веселая, играет на улице. А баба - хозяйственная, степенная, у нее все заботы о доме и семье, она не бежит на улицу, у нее другое состояние. Она больше глядит в себя и оберегает свой дом.

Слайд №16

Кукла "Веснянка".

Во многих русских сказках встречаются куколки, которым герои доверяют свои горести и радости, делятся своими мыслями. И маленькие куклы-помощницы не оставляют в беде своих хозяев.

Веснянка - это веселая, задорная кукла, которую делали молодые девушки на приход весны. Традиционно она очень яркая, с волосами необычного цвета. Таких кукол девушки дарили друг другу.

Веснянка является оберегом молодости и красоты. Подарив такую куколку мужчине, Вы желаете ему долго оставаться молодым и жизнерадостным, женщине - всегда быть обаятельной и привлекательной

Слайд №17

Кукла "Параскева-Пятница" считается берегиней женских ремёсел.

Праздник Параскевы-Пятницы может быть не обязательно пятницей. Праздник значится 10 декабря, и не важно, на какой день недели он выпадает. Считалось, что это "бабий праздник".

Святая Параскева-Пятница на Руси почиталась как женская заступница, покровительница рукодельниц. В этот день женщины и девушки показывали друг другу свое рукоделие. В северных областях России было принято в этот день изготовлять куклу - Параскеву.

Параскева-Пятница представляется в виде высокой, худой женщины с длинными распущенными волосами. Высоких и худощавых женщин еще и сейчас иногда называют "долговязая пятница".

Параскева является хранительницей мелких предметов рукоделия. Своеобразная игольница. На нее можно навязать кусочки тесьмы, жгутики, шнурочки, приколоть булавочки, иголки, может, пуговичек пришить - все мелочи, которые могут пригодиться в рукоделии. Размера она небольшого (большую неудобно хранить и переносить), но и не маленького (а то на ней места не хватит).

Ведущий: Сегодня на нашем занятии мы с вами будем рукодельничать - делать своими руками куклу Параскеву-Пятницу.

Слайды №18-28

Дети приступают к изготовлению куклы. Педагог показывает этапы выполнения работы и объясняет при помощи медиапрезентации, что следует делать на каждом из них.

Работа детей сопровождается звучанием народных и фольклорных песен. Дети подпевают. Таким образом происходит воссоздание обстановки старинных русских посиделок за рукоделием.

Итог занятия: Выставка готовых кукол. Рефлексия.

Как сделать народную куколку Параскеву-пятницу - по следам осенней встречи "Заревницы"
http://maminsite.ru/forum/viewforum.php?f=316

Кукла Параскева-пятница считается берегиней женских ремёсел.

Святая Параскева Пятница на Руси почиталась как женская заступница, покровительница рукодельниц. В этот день женщины и девушки показывали друг другу свое рукоделие. В северных областях России было принято в этот день изготовлять куклу - Параскеву.

Параскева является хранительницей мелких предметов рукоделия. Своеобразная игольница. На нее можно навязать кусочки тесьмы, жгутики, шнурочки, приколоть булавочки, иголки, может, пуговичек пришить - все мелочи, которые могут пригодиться в рукоделии. Размера она небольшая (большую неудобно хранить и переносить), но и не маленькая (а то на ней места не хватит).

Мы будем делать интересный вариант этой куколки.
Для ее изготовления нам потребуется две прямые палочки- для рук и для туловища, которые крепятся накрест. И клубки разноцветных шерстяных ниток. Можно взять остатки разных клубков от вязания.
Еще если взять различные тесемки, тряпочки, кусочки ваты или синтепона для набивки - то можно сделать игольницу, или сумочку для мелочей и повесить кукле на плечо:-)
Если взять кусочек тряпочки и пуговички, то будет у куколки красивая юбочка:-)

А вот и наши Параскевы:

А также Параскева считалась покровительницей рожениц и браков. Именно поэтому день Параскевы - Пятницы получил название «бабьего» или женского праздника.

По народной примете, беременной женщине нельзя было расчесывать волосы в пятницу, опасаясь прогневать святую и лишиться ее помощи во время родов.

Заговор на благополучную беременность

"Рождество Богородицы, жена Мироносица, зародила невидимо и разроди невидимо. Милостивая Пресвятая Богородица, не оставь, не покинь меня, грешную, потерпи моим грехам."

Также Параскева считалась покровительницей женского рукоделия, в первую очередь, прядения - Параскева-льняница.

Приметы Прасковьи трепальницы:
Было еще одно название этому дню - Параскева Трепальница (лен треплют).
В пятницу не только нельзя прясть, но даже иметь в доме конопель.
В пятницу нельзя прясть, а шить можно.
Если грязь велика, лошадиное копыто заливается водой, то выпавший снег сразу устанавливает зимний путь.
Кола мять лен, так уж доминать.
Кто в пятницу много смеется, тот в старости много будет плакать.
Кто прядет в пятницу, у того на том свете слепы будут отец с матерью (кострицей забьет глаза).
Мни и толки льны с грязнихи.
Мни лен доле и волокно будет доле.
На Грязниху грязь - четыре смены (недели) до зимы.
На грязниху не бывает сухо.
На красивого глядеть хорошо, а с умным жить легко.
На Парасковию-льняницу начинают мять и трепать лен.

Параскева Пятница — бабья святая, «так как повсюду наши крестьянки считают ее своей заступницей».
Параскева Пятница представляется в виде высокой, худой женщины с длинными распущенными волосами.
Высоких и худощавых женщин еще и сейчас иногда называют «долговязая пятница».
Параскева считается покровительницей женской зимней работы, в первую очередь, пряжи.
Полагают, что с этого дня должно трепать лен.

Пятница, святая мученица Парасковея, пошли мне женишка-то поскорее!
С мужем — хужа, без мужа и того хуже; я вдовой да сиротой — хоть волком вой.
Хоть за старца, лишь бы в девках не остаться.
Христовым страстям причастница.

Образ Макоши (часто его связывают с образом Параскевы-Пятницы) один из самых противоречивых.


У Б.Рыбакова в книге «Язычество древних славян» встречаем: «…обращение к летописи возвышало Макошь до ранга единственной, а следовательно, главнейшей богини; сосредоточение на этнографическом материале снижало её образ до простой покровительницы женского прядения. Тысячелетний диапазон между разрядами источников не учитывался». Обширный материал по Макоши в книге Б.Рыбакова .

Параскева-Пятница и Козьма и Демьян (МК по нему будет следующим) – это самые значимые и самые важные для меня куклы. В них отражена полнота мироустройства, охватывающая почти все основные стороны жизни.

Мастер-класс

1 Приготовим шерстяные или п/ш нитки (цвета, кроме белого для рубашки и телесного, по вашему усмотрению) и палочки для крестовины ⌀ 1 см, длиной 26 см для тела и 19 см для рук.

2 Наматываем заготовки. Везде указываю половину длины, т.к. они будут складываться пополам. Значит всю длину надо удваивать. Длина белой рубашки 22 см (т.е. вся длина 44 см), коричневые волосы 28 см, оранжевые (или др. цвета) для платья 18 см, бежевые для лица 12 см. Немного красных ниток для обережного креста.

3 Закрепляем руки. Получаем крестовину, основу многих традиционных кукол и обматываем бежевыми нитками. Лучше от шеи и назад во все 4 стороны.

4 Накладываем обережный крест.

5 Белые нитки перекидываем на крепкую нитку и распределяем вдоль.

6 Привязываем белую рубашку под самые руки. Нитки распределяем ровно вокруг тела и перед тем как завязать, перекидываем через плечи, чтобы при возможном растяжении ниток она не спадала.

7 Заготовку для лица накидываем сверху макушки.

8 Крепко завязываем, не захватывая шеи.

9 Сверху «лицевых ниток» накидываем нитки для волос.

10 Завязываем на том же уровне, что и лицевые.

11 Ровно собираем сначала волосы вверх, затем лицевые нити.

12 Завязываем на макушке, очень крепко.

13 Только если всё крепко и ровно завязано, аккуратно обрезаем лицевые (бежевые) нитки выше перевязки на 5-7 мм вокруг всей обозначенной уже головы.

14 Отделяем небольшую прядь волос.

15 Прядью закрываем лицевые нитки, аккуратно оформляем голову.

16. Заготовку для платья делим на две части, накидываем на плечи.

17. Перевязываем ниже рук. Полы платья не соединяем вплотную, оставляем распахнутыми.

18. Сплетаем или скручиваем пояс. Ваша Параскева Вам в поддержку и помощь!

Кукла Параскева - берегиня женских рукоделий..Св. мч. Параскева - христианская покровительница женщин и женских ремёсел.
День Параскевы Пятницы отмечали на Руси в ноябре,когда закончены полевые работы и начиналось время пряденья,ткачества,вышивания и т.д... Девушки и женщины в этот день показывали своё рукоделие. В Северных областях изготавливали куклу Параскеву в русском народном костюме. На руки и голову куклы навешивали ленты,кружева,небольшие орудия женского труда: веретено,игольницы,пяльцы,ножницы,коклюшки,напёрстки.

Высота куклы 80 см. Фартук вышила крестом и добавила тесьмы На поясе,рубахе и по подолу юбки-понёве тоже тесьма.

Это куколки-кувадки. Их делали перед родами и развешивали перед входом в помещение,где это происходило (в сенях или в предбаннике).Их роль - отвлечь внимание нечистой силы от роженицы и ребёнка. Потом их вешали над детской колыбелькой с той же целью.

Костюм выполнен по мотивам Воронежского народного костюма,где основные цвета - чёрный и красный. Юбка-понёва всегда чёрного цвета,как олицетворение плодородного воронежского чернозёма.

Птички - игольницы.