Раннее развитие определение. Раннее развитие или Как сделать детство ребенка ярким? За и против раннего развития

Белочка-умелочка

Фотографий поделок этих двух возрастов у меня сохранилось совсем мало. Сделаны они были в разное время.

Мне самой очень удобно готовиться к занятию по иллюстрации поделки и краткому комментарию, описывающему технику изготовления (ключевой прием) . Поэтому этот фотоконспект я дополнила такими краткими комментариями.

Поделка на бумажной тарелочке.

Все детали приклеивают сами дети. Пайетки хорошо садятся на клей-карандаш.

Приклеивать глазки я помогала, а с остальным дети справились сами. Пайетки-звездочки тогда "садили" на белый пластилин. Сейчас я уже знаю, что с этой задачей справится и клей-карандаш.

Снег на открытке - пластилиновый . Все детали приклеены детьми, нарисованные детали дети делают сами, либо с помощью взрослого. Это зависит от их уровня развития.

Очень простая поделка . Но выглядит здорово! Здесь большую роль играют цвета и подбор деталей. Красная елочка - прекрасный стимул для развития гибкости мышления ребенка.


Этот снеговик по силам любому трехлетнему ребенку. Пуговки мы "садили" на пластилин.

Пингвины сделаны по инструкции Рони Орена, известного автора книг по лепке. Выглядят пингвины сложно, а процесс выполнения очень быстрый.


Более сложный уровень "тарелочки". С мелкими деталями можно помогать.

Очень стильная открытка. Контур для приклейки риса сначала обводится клеем, а затем густо посыпается рисом. Лишнюю крупу просто ссыпаем в тарелочку.

Трафарет вырезан педагогом, дети его накладывают на лист бумаги и рисуют по нему поролоновой губкой.


Два похожих мишки, количество приклеиваемых деталей зависит от способностей ребенка.

Вот такая маленькая подборка.

Смастерить что-либо к Новому году проще, чем кажется. Сайт «Мама может все!» собрал подборку простых, но очень эффектных и красивых поделок, которые легко смастерить с детьми к празднику. А благодаря описанию и фото мастер-классу изготовить их будет просто. Они украсят ваш дом к празднику, а так же будут их можно отнести в качестве новогодней поделки в детский сад или школу.

Маленькие елочки за пять минут.

  1. Оклейте картон с обеих сторон двухсторонним скотчем.
  2. Вырежьте из него равносторонние треугольники.
  3. Снимете защитную полосу со скотча и обмотайте нитками елочки.
  4. Пришейте бусины и петельку. Елка готова!

Звездочки

Простая открытка изготовленная вместе с детьми.

Нам всем приходилось точить карандаши, но мало кто задумывался, о том что очистки от карандашей тоже можно использовать для изготовления поделок. Приклейте их на бумагу в форме елочки, добавьте ствол и звезду — открытка готова!

Маленькие елочки:

Снеговик из ватных дисков.

  1. Возьмите два ватных диска и прошейте их края ниткой.
  2. С помощью клея скрепите их между собой.
  3. Из ниток сделайте шарфик.
  4. Приклейте пуговицы.
  5. Из проволоки смастерите ручки.
  6. Добавьте треугольный нос.
  7. Краской нарисуйте глаза и рот.
  8. Приклейте шляпу из картона.

Елочные украшения из гофрированного картона.

Из гофрированного картона разных цветов легко смастерить оригинальные украшения на елку. Отлично будут смотреться звездочки, елочки, кружочки разных размеров.

Елочный лес.

Такой лес вы смастерите буквально за пять минут. Потребуется только бумага, деревянная шпажка, дырокол и основание. В качестве основания используют деревянные кружочки, пластеин, горшок с песком.

Еще несколько идей для новогодних поделок


Сегодня сложно найти человека, который бы ничего не слышал о термине «раннее развитие ребенка».

Многих родителей интересует, что же это такое?

Что такое раннее развитие ребенка

Под понятием «раннего развития» понимается активное развитие способностей ребенка от рождения до 3-4- летнего возраста. Именно в этот период формируются интеллектуальные способности малыша.

Учеными доказано, что к 3 годам развитие клеток головного мозга составляет 70-80%, а к семилетнему возрасту – 90%. Стоит ли упускать возможность и не использовать потенциал малыша?

Способность мозга принимать и запоминать информацию – это основа, на которой держится дальнейшее интеллектуальное развитие ребенка. Мышление, творчество, способности развиваются после 3 лет, но используется основа, которая сформировалась к этому возрасту. Если она отсутствует, бессмысленно учить, как ее применять. (4)

Мечтой родителей является раскрыть возможности ребенка, вырастить его успешным и уверенным в себе. Для этого необходимо создать развивающую среду и немного потрудиться.

Итак, раннее развитие - это:

  • физическая активность ребенка без ограничений. Для этого следует выделить специальное место в доме, где он сможет заниматься, развивая ловкость, силу, навыки владения своим телом, при этом ощущая себя увереннее. Физическое развитие ребенка напрямую связано с интеллектуальным;
  • окружающая среда с увлекательными предметами, которые изучает и познает ребенок;
  • различные игрушки, дающие многообразие зрительных, звуковых, тактильных ощущений;
  • регулярные беседы, совместные темы для обсуждения, чтение, рисование, лепка из пластилина, музыка, прогулки и многое другое;
  • инициативность мамы по отношению к ребенку ее постоянное присутствие и внимание. Получение радости от совместного творчества, желание сделать жизнь ребенка яркой, интересной и насыщенной.

Для чего необходимо раннее развитие. Цели и задачи

Исследования ученых доказали, что еще не родившийся ребенок способен воспринимать, запоминать информацию и даже принимать решения. Ребенок в утробе матери обладает удивительным диапазоном чувств и живых эмоций (3), а доктор психологических наук Г.А. Урунтаева отметила, что органы чувств новорожденного ребенка функционируют с момента рождения (1).

Детский организм уже с рождения начинает активную деятельность: развивается сенсорное восприятие, тактильные ощущения. Новорожденный приспосабливается к новым условиям существования, включаются мощные механизмы адаптации. Ребенку необходимо знать о мире, в который он пришел, все.

По мнению Г.А. Урунтаевой особенностью развития в этот период является то, что зрение и слух опережают развитие рук. Карточки Домана, кубики Зайцева, рамки Монтессори, доски Сегена, пособия, игры, игрушки, рисование, лепка, аппликация, игры с водой, с песком - все это необходимая информация в познании окружающего мира.

Позиция некоторых мамочек: « Я ничем не занималась с ребенком, и ничего - растет не хуже других» непонятна и неверна. Да, растет, а каково будет ребеночку в дальнейшем, например, в школе, когда на школьника навалится колоссальная нагрузка по чтению, счету, письму? Сможет он все успевать и легко ли будет совершенно неподготовленному ребенку? Требования в современных школах к нынешнему поколению жесткие. Кто позаботится о завтрашнем дне своего ребенка, как не собственные родители?

Помните, это будущее не только вашего малыша, но и ваше. Сегодня от родителей зависит, насколько легко и гармонично войдет и адаптируется в современном мире маленький человек.

Итак, цель раннего развития - расширить информационное пространство ребенка, дать знания об окружающем мире, развить творческий потенциал и способность принимать решения. Главная задача - воспитать успешную и гармоничную личность.

Как проводить занятия, основные правила

Заниматься с ребенком просто и интересно. Детки легко идут на контакт, ведь им все любопытно. Главное, ваше желание, а время всегда найдется. Полчаса пролетит весело и незаметно, а польза будет всем и результат - полноценное, раннее развитие.

Необходимо придерживаться несколько основных правил:

  • не перегружайте ребенка, можно отбить желание заниматься;
  • беседуйте постоянно, обсуждайте все и везде;
  • не заставляйте заниматься, если у ребенка нет настроения или он не здоров;
  • развивайте гармоничную личность, изучайте различные предметы и разносторонние явления;
  • упрощайте занятия, если малышу трудно;
  • оставляйте право выбора времени и деятельности за ребенком;
  • разнообразьте методические пособия: карточки, игры, книги, мультфильмы, музыкальные сопровождения;
  • создайте развивающую среду: карточки, кубики, книжки, игрушки пусть будут повсюду. Плакаты, календари, фотографии, картины украсят стены;
  • не ограничивайте ребенка в действиях;
  • разрешайте, под наблюдением взрослых, играть малышу с домашними предметами;
  • включайте музыку: классику, сказки, детские песенки;
  • предоставляйте самостоятельность с раннего возраста;
  • поощряйте навыки самообслуживания;
  • хвалите малыша за любой успех.

Благодаря занятиям развитие ребенка будет более ранним и полноценным, главное, он научится добывать знания самостоятельно.(2)

Не бойтесь перенасытить информацией детский мозг. На определенном этапе, когда он переполняется сведениями, мозг отключается. Информации не бывает много, наоборот, чтобы полноценно развить ребенка, ее оказывается слишком мало. (4)

Масару Ибука, известный как основоположник инженерных идей корпорации «Sony» и новаторской теории по обучению детей на первых этапах жизни, написавший ряд книг, одной из которых является «После трех уже поздно», рассказывает о присутствие потребности в раннем развитии у каждого ребенка. Успех будущей личности напрямую будет зависеть от удовлетворения этой потребности. (4)

Помните, для успешного результата следует любить малыша, уважать и знать - видеть его способности и интересы.

Выбор методики по раннему развитию и центра раннего развития остается за вами, ведь никто лучше вас не знает характера, темперамента и наклонностей вашего ребенка.

» Развитие ребенка

© Феликс Божонка

После трех месяцев уже поздно (что такое «раннее развитие» ребенка).

Многие родители, обнаруживая пробелы (мнимые или действительные) в развитии своих детей, лихорадочно бросаются искать спасительные методики обучения и воспитания, расходуя на это огромные усилия и средства. И в их положении это, наверно, правильно. Но насколько радостнее, счастливее для всех сторон шел бы процесс воспитания и обучения, если бы в первые месяцы жизни ребенка родители придерживались простых и логичных действий!

Чем же определить условия «раннего развития» и его сроки? По мнению автора, это следующее:

  1. Закаливание (водные процедуры) с рождения и до 2-х месяцев;
  2. Сенсорное ознакомление с окружающим миром с рождения и до 3-х месяцев;
  3. Активное обучение устной и ознакомление с письменной речью с рождения.

На основании этого попробуем дать определение понятию «Раннее развитие». «Раннее развитие» - это комплекс мер (а так же и их результат), направленных на эффективное физическое, эмоциональное и интеллектуальное развитие ребенка с первых дней жизни до трех месяцев.

Физиологами давно доказано, что с первых дней в первые месяцы жизни в головном мозге ребенка идет процесс синаптической сверхпродукции (период формирования огромного количества связей между клетками мозга), т.е. формирование основы для развития памяти и других функций мозга ребенка.

Именно в это время закладываются основы того, сколько раз ребенку придется в школьном возрасте, к примеру, читать стихотворение для запоминания: запомнит с первого раза, или и двадцати будет мало. Соответственно, легко ему будет учиться, или с большими затратами усилий и времени. Соответственно, будет он получать удовольствие от процесса учебы или это будет тяжкой ношей.

После периода синаптической сверхпродукции наступает период постепенной редукции невостребованных связей. Избыточные связи, не загруженные информацией из окружающей среды, исчезнут, будут разрушены. Поэтому, для сохранения синаптических контактов необходимо сознательно напитывать родившегося ребенка информацией из окружающей среды.

Новорожденный ребенок - совершенно особое существо. В нем собраны возможности всей предыдущей эволюции на Земле (не только папины гены). Новорожденный первых дней, первых недель жизни жадно впитывает ощущения, информацию, приходящую из новой для него среды. Такой мощной новизны ощущений у него не будет уже никогда в жизни! Это нельзя упустить, если вы хотите быть счастливыми родителями и воспитать счастливых детей!

Запустить механизмы эффективного усвоения, переработки и отражения информации возможно только с рождения. Эта потребность организма формируется на клеточном уровне. Если не прикладывать к этому усилий с рождения, то сформировать натуральный интерес к получению информации, любознательность будет достаточно сложно. Ребенок в 2,5 месяца с большим удовольствием и вниманием может слушать все, что вы ему говорите и рассматривать все, что вы ему показываете в течение очень длительного времени. Когда он овладеет своим телом, он уже не сможет так долго вас слушать. Поэтому эффективно подготовить его восприятие можно только в первые месяцы жизни. Не упускайте свою радость быть счастливыми родителями!

В современном, как и в любом другом, обществе существуют определенные модели и стереотипы воспитания и обучения, которые передаются из поколения в поколение, от прабабушек к бабушкам, от бабушек к мамам.
Да, эти модели меняются со временем, мы уже не такие, как наши родители, но изменения происходят очень медленно и постепенно: речь идет о десятилетиях. Еще сейчас многие мамы пеленают своих детей, хотя уже более полувека назад было установлено, что это вредит естественному развитию ребенка.

Вопросы, связанные с ранним развитием малыша, стали возникать относительно недавно. Десять лет назад «вундеркинды» пугали взрослых (особенно педагогов), ведь гениальность часто связывается в сознании людей с ненормальностью. В царские времена образование получали только дети из аристократических семей. С ними занимались гувернантки и преподаватели, начиная с пеленок. Дети простых людей не имели возможности получить образование. Да и сейчас «школы для малышей» финансово и территориально доступны не всем. Поэтому и возникает традиция домашнего родительского образования, что не может не радовать. Многие современные мамы выбирают раннее развитие для своих детей. Стали появляться книги на эту тему, методические материалы для родителей. Если заниматься с малышом, то есть смысл делать это осознанно, учитывая и возрастные и индивидуальные особенности ребенка, не ломать его, не травмировать его психику.

Интеллект и его составляющие

Сначала определим, что мы понимаем, когда говорим интеллект. Существует несколько определений интеллекта. Интеллект – это, в первую очередь, образование, интеллектуал – образованный человек. Первая составляющая интеллекта – знания о том, что есть в мире, то есть образование и эрудиция. Но существует вторая, не менее важная составляющая интеллекта – способность к творчеству, способность создавать нечто новое, а это невозможно без знания того, что уже существует. Не давая ребенку конкретных знаний, мы можем говорить о развитии спонтанности, но не творчества. Итак, вторая составляющая интеллекта – творческая.

Решающий возраст

Что значит раннее интеллектуальное развитие? Когда стоит начинать: с рождения или с 6 лет, когда ребенок идет в школу? Раннее развитие – это «обучение» ребенка в младенчестве и дошкольном возрасте. Наукой найдены биологические подтверждения тому, что на ранних стадиях развития мозг требует не только питания, но и стимуляции. Известны случаи детей-«маугли», когда младенцами дети попадали к диким животным. Вернувшись в общество в возрасте 7-8 лет, эти дети так и не смогли научиться говорить, читать, писать. Да, не надо думать, что маленькие дети могут и должны лишь есть, спать и играть. На самом деле дети начинают учиться сразу же после рождения. К 6-7 годам, когда они начинают посещать школу, они уже усвоили огромное количество информации.
Уже более ста лет назад было установлено, что возраст от рождения до 6 лет – решающий для всего будущего развития ребенка. С момента зачатия идет развитие человеческого мозга, которое постепенно замедляется. Эффективность обучения и развития высока, когда мозг растет, и уменьшается при прекращении роста мозга. Большинство клеток мозга новорожденного не задействовано, но в первые шесть месяцев после рождения мозг достигает уже 50% своего взрослого потенциала. К трем годам структуры мозга формируются, рост завершен на 70-80%, а к восьми – практически закончен. И именно поэтому обучению в первые 3 года жизни следует уделять особенно большое внимание.

Стереотипы и развитие малыша

Почему же возможности развития мозга ребенка в обычных условиях нашей жизни реализуются не полностью? Это развитие задерживается стереотипами взаимоотношений с детьми в самый важный для их развития жизненный период, устаревшими моделями воспитания. А если мозг ребенка не был натренирован развивающей деятельностью в течение первых лет жизни, ему труднее будет достигнуть высокого уровня развития, особенно при существующих методах школьного обучения. Вообще идиллическое существование также ослабляет духовную и интеллектуальную сферу, как абсолютная гигиена отрицательно действует на тело. Если поместить малыша в стерильную обстановку – его иммунная система атрофируется; если не предоставить возможности двигаться – мышцы не будут формироваться; если ребенок не будет слышать человеческую речь – он не заговорит, если он не услышит музыкальных звуков – ему трудно будет обучаться музыке.
Но многие родители говорят: «Мы хотим нормального ребенка. Всему свое время, пусть растет как все остальные дети»; «Меня воспитали так, и я чувствую себя прекрасно, почему же это должно быть недостаточно хорошо для моего ребенка?». Они отгораживаются понятием «нормы», чтобы освободить себя от ответственности, ответственности за своего ребенка. Ведь проще не заниматься обучением своего ребенка, не тратить на это силы.
Но НОРМАЛЬНЫЙ ребенок хочет развиваться.
Человек всегда стремится к знаниям. И то, что было хорошо для родителей, воспитанных четверть века назад, и уж тем более для прародителей, воспитанных более полувека назад, может и не годиться для детей, рожденных в начале ХХІ века. В наше время с каждым днем возрастают требования к человеку. Воспитывать будущих взрослых надо так, чтобы они могли справиться с интенсивностью интеллектуальных и эмоциональных потоков.
Родители, имеющие стандартные, стереотипные представления о возможностях ребенка, верящие в «бабушкины» заблуждения и сказки, ограничивают и себя, и развитие своего малыша. Нельзя искусственно сдерживать развитие ребенка только потому, что сами считаете это не нужным! В этом случае родители решают проблему за счет малыша, подстригая его под наиболее распространенную или модную в данный момент «гребенку», перекладывая воспитание детей на «чьи-то» плечи.
Человеческий разум ограничен той информацией, которая поступает в него из окружающего мира через органы восприятия. При ограничении способностей восприятия органами чувств в равной степени ограничивается и интеллектуальный потенциал. Чем лучше развиты у человека перцептивные способности, тем больше у него возможностей для совершенствования. Если человек полностью лишится своих перцептивных способностей, он, в лучшем случае, превратится в растение. Например, малыш, который слышит в день всего несколько десятков фраз, даже на разных языках, никогда не сможет развиваться также успешно, как тот, с которым много разговаривают на нескольких языках, рассказывают сказки, поют песни, показывают картинки, знакомят с окружающим миром.
Еще одно возражение, которое часто приходится слышать, когда речь идет о раннем развитии: «Нельзя отнимать у ребенка детство». Интересно, а кто-нибудь пробовал это сделать? Кто может усадить двухлетнего ребенка за парту, если ему самому этого не хочется? А кому придет в голову потребовать от восьмимесячного малыша, например, прочесть что-то вслух или сделать звуковой анализ слова? В первые годы жизни ребенок сам по себе интенсивно развивается, стремится к новому. Его не надо заставлять что-либо делать, чтобы он к трем годам, например, начал читать. От родителей требуется лишь понимание этого и создание соответствующих потребностям малыша условий.

Создание развивающей среды

Цель родителей – дать ребенку новые возможности в жизни.
Таким образом, речь идет не о насильственном обучении ребенка навыкам чтения, счета и т.д., не об обучении в традиционном понимании этого слова, которое основано на насилии над ребенком: его обучают, а не он обучается, результатом чего являются стрессы, неврозы, страхи детей, чувство вины. Речь идет о создании развивающей среды для малыша, о его свободном, без помех, развитии, этот процесс еще можно назвать стимулирующим воспитанием или обучающим развитием.

Обучение – веселая игра

В этом случае дети не могут и «перегрузиться», так как сами контролируют нагрузку с учетом собственных ритмов развития: они делают только то, что им интересно, что приносит им радость и удовольствие. И задача родителей – наилучшим образом удовлетворить любознательность своих малышей, дать им в руки инструменты для исследования окружающего мира. Раннее интеллектуальное развитие не может повредить физическому формированию и росту ребенка, если все, что родители делают для его развития, делается без насилия, на фоне позитивного восприятия малыша. Учить ребенка в таком возрасте не надо – пусть он учится сам. Родители лишь предлагают малышу какие-либо занятия, ведь обучение в раннем возрасте – это игра, и заканчивать ее надо до того, как ребенок устанет. Вопрос о стрессах и перегрузках ребенка отпадает, природа сама ставит пределы.
Кроме того, в этом процессе отсутствует еще одно обязательное звено традиционного обучения, которое часто влияет на восприятие человеком себя и уверенность его в своих силах – проверка усвоенного. Дети (как, впрочем, и взрослые люди) не любят, когда их контролируют. Веря в талант своего малыша, не стоит его проверять и устраивать ему контрольных. Ведь родителям не надо ни перед кем отчитываться в том, как идет обучение. И ребенок демонстрирует свои знания так и тогда, когда ему самому этого захочется.

Раннее развитие ребенка: кому и зачем это надо

Наверное, это должно быть нужно стране, в которой ребенок родился и растет. Нашей стране нужны интеллектуально развитые люди, способные творчески решать сложные задачи, которые нам ставит современность. Но, конечно, это надо и родителям. Всем родителям хочется, чтобы их дети достигли в жизни большего, чем они сами. Ведь многие взрослые жалеют, что не умеют играть на каком-нибудь музыкальном инструменте или не знают никаких языков, кроме родного. Здесь всегда существует соблазн сделать из своих детей более удачный вариант самих себя. Но наши дети – это не мы сами. И если мы создаем себе образ «идеального ребенка», то пытаемся нашего собственного с его интересами, желаниями, потребностями подогнать, втиснуть в этот созданный нами образ.
Именно поэтому предлагаемые методы раннего развития ребенка могут стать достаточно опасными в руках фанатичных родителей. Результаты могут привести к изоляции ребенка от его среды, нарушениям в эмоциональном и социальном развитии. Родители могут, желая ребенку добра, навязывать ему какие-либо занятия, поскольку авторитет родителей у детей дошкольного возраста очень велик. Причиной стрессов детей и неудач в занятиях является не избыток информации, а именно поведение родителей.
Вот почему не стоит добиваться эффективности любой ценой. Если постоянно думать о том, что нужно чем-то с ребенком заниматься, то отношения с ним станут нездоровыми. Моменты молчания и расслабления, беспричинного смеха и игр необходимы. Кроме ежедневных собственно «уроков», ребенка формируют знания, получаемые им в повседневной жизни. Надо помнить, как говорила Мария Монтессори, итальянский педагог, врач-психиатр, что главное не в тех учебных пособиях, которые родители приобретают или изготовляют для занятий, не в методических материалах, а в самом ребенке и в том, какими глазами они на него смотрят. Нужно дать детям больше возможностей для развития и адаптации к жизни, но при этом сохранить индивидуальность ребенка.
Итак, теперь понятно, что больше всего раннее интеллектуальное развитие нужно самому ребенку – развивающейся личности. Не все зависит от таланта, данного Богом или генетически заложенного, а многое от среды, созданной малышу в первые годы жизни. Начиная «занятия» с малышом с рождения, зная, что и как делать, родители могут предоставить своему ребенку широкие возможности, помочь ему овладеть инструментами для познания жизни ради него самого.

Родители – лучшие учителя для своих детей

Развитие малыша способствует и обогащению культурного багажа самих родителей. Предоставляя детям элементарные сведения по истории, географии, истории искусства, родители сами запоминают массу таких вещей, которые бы никогда не стали учить для себя.
Кроме того, родители – самые лучшие преподаватели для своего малыша. Дело в том, что маленький ребенок смотрит на мир глазами того взрослого, который за ним ухаживает. Встречаясь в жизни с чем-то незнакомым, он сначала смотрит на реакцию взрослого. Родитель объясняет малышу, что происходит, и ребенок спокоен. Посторонний человек, приглашенный преподаватель или педагог в школе для малышей, никогда не станет для ребенка тем человеком, от которого он способен так же принимать информацию.
Между родителями и ребенком существует эмоциональная связь. Лучше родителей никто не может чувствовать ребенка и понимать, что ему необходимо. Самое важное для родителей, которые хотят создать для своего ребенка развивающую среду, – учитывать индивидуальность ребенка. Ведь развитие каждого ребенка имеет свою собственную ежедневную систему отсчета времени, «пауз», определяемых условиями, окружающей средой, луной и т.д. И рядом параметров окружающей среды можно управлять. Поэтому задача родителей – свести к минимуму время, необходимое для формирования различных способностей малыша, не прибегая к насильственным методам педагогики. Если малыш утратил интерес к тем или иным занятиям, не получает от них удовольствия и не движется вперед, стоит прекратить эти занятия на несколько недель или даже месяцев. Может быть ему нужно время, чтобы полученные знания «отстоялись».
Раннее обучение малыша – это определенный уровень общения с ребенком, уровень взаимопонимания. Это радость показать ему окружающий мир и открыть перед ним новые возможности. Это еще и возможность посмотреть на малыша не как на недоразвитое человеческое существо, которое нужно одеть и накормить, а как на личность, которая открыта всему новому.

Таким образом, можно выделить основные принципы домашнего обучающего развития:

· родители – самые лучшие преподаватели для малыша;
· задача родителей – содействовать естественному развитию ребенка;
· необходимо учитывать индивидуальные особенности ребенка: каждый малыш имеет право обучаться с помощью методики, созданной только длЯ него;
· для гармоничного развития личности и интеллекта ребенка необходимо стимулировать, насколько возможно, все пять чувств малыша; важно, чтобы развивающая среда включала разнообразные области знаний;
· развивающая среда для ребенка должна постоянно подвергаться изменениям: от простого к сложному; необходимо сделать каждый день малыша удивительным и неповторимым.

И последнее, о чем хотелось бы сказать: если родителю или ребенку неинтересно, лучше прекратить занятия. Можно заниматься, только если и родитель, и малыш чувствуют себя счастливыми. Если и ребенок и родители получают удовольствие, то как бы плохо родители не делали свое дело, ребенок обязательно извлечет из этого пользу. Единственным показателем при обучении самых маленьких является удовольствие, которое они испытывают, – в этом сходятся авторы всех методик и представители всех научных кругов.

Елена ВОЗНЕСЕНСКАЯ,
кандидат психологических наук,
старший научный сотрудник Института социальной и политической психологии Академии педагогических наук Украины.
Более 5 лет консультирую родителей, имеющих детей до двух лет, по вопросам детской психологии и развития детей в раннем возрасте.