В апреле я пополнила свою копилку идей развивающих игр, сделанных своими руками. Мне посчастливилось попасть на удивительное мероприятие, организованное сайтом «Родная тропинка» : встречу-игротеку с Татьяной Александровной Барчан. У нее необычная история: биохимик по профессии, она работала в НИИ и не думала, что станет придумывать и создавать развивающие игры для детей своими руками. Но все сложилось по-другому: Татьяну попросили позаниматься с одаренными ребятами 6-7 лет, с этого и началась карьера педагога и изобретателя развивающих игр. Сейчас Татьяна руководит Центром образования и творческого развития «Ребус» , является автором множества игр, которые были признаны специалистами одними из лучших (знак качества «Детские психологи рекомендуют»).
1) Коробка с дорожками для магнита . Смысл в том что для игры нужно два магнита: один побольше, его убирает под но коробки (с другой стороны), второй — поменьше, он будет ходить по игровому полю. Маленький магнит мы перемещаем с помощью большого, который при этом не виден. Чудо чудное для малышей.
В качестве «игрового поля» берем небольшую коробку из-под конфет (чтобы ребенку было удобно держать в руках), добавляем дорожку, препятствия, другие элементы. Как вариант игровой ситуации: машина едет по делам, надо заехать на заправку (какой элемент), потом через мост на автомойку (следующий элемент) и т.д.
2) Косточка для собачки. Нужны несколько коробочек, разные по размеру, обклеены разной цветной бумагой. Есть собачка, которая ищет косточку (легко меняем на персонажа, который есть в наличие у вас дома). Косточку прячем в одну из коробок и даем подсказку: «косточка в коробке между синей и красной» или «в коробке над желтой». Для старших детей можно посложнее «не в красной, но выше синей». Высший пилотаж — пусть ребенок спрячет кость и загадывает такую задачку вам.
3) Простая модель термометра . Все гениальное — просто! Вырезанный прямоугольник из картона, подписаны цифры, вдета обычная резинка, часть резинки — прокрашена. Дергает с другой стороны за резинку — температура на термометра растет, тянем в другую сторону — падает.
4) Другой взгляд на паззлы для малышей: разрезать не прямоугольную картинку, а круг по секторам. Такую мозаику собрать с одной стороны сложнее, с другой — проще. В любом случае полезное разнообразие для тренировки внимания и мышления.
5) Детская библиотека . Берем 12 одинаковых коробочек, делаем их одного цвета, наклеиваем цифру на корешок и картинку на обложку. Кстати, старый календарь можно использовать в качестве источника цифр для такого и других пособий. Все книжки хранятся в большой коробке на 12 книг. Вариантов игр с такой библиотекой — масса. Можно заниматься развитием речи, угадывая по картинке на обложке, о чем эта книжка, что там за сюжет, что за история. Можно тренировать числовой ряд: собирать книжки по порядку, находить, какой книжки не хватает, составлять в обратном порядке, просить подать «следующую за пятой» и т.п. Как только найду подходящие коробочки — обязательно сделаю нам такую «библиотеку».
6) Лото на разницу между плоскими и объемными фигурами. Для этого понадобятся листы для заполнения и собственно объемные фигуры. Татьяна делала их сама из специальной массы для лепки. Задача игроков определить, на какую фигуру похож вытащенный из мешочка предмет (пуговица — круг, мячик — шар и т.п.). Очень полезно все геометрические понятия пропустить через руки, ощупать в прямом смысле этого слова.
7) Задачки на сравнение. Татьяна предлагает интерпретировать знак «больше» и «меньше» как стрелочку, которая всегда указывает на маленького, на малыша и рекомендует начинать с пар: мама-малыш. Мне очень нравится такая позитивная «стрелочка», потому что обычно предполагается представить крокодила, который ест тех, кто меньше. Сначала играем с полноценной стрелочкой: от мама-малыш переходим к количеству предметов, потом к цифрам. Дальше стрелочка «теряет» палочку и остается знак «больше»/»меньше» в привычном нам виде. Дальше продолжаем играть с карточками уже с обычным знаком.
8) Игра «Капризный покупатель» . Официально разрешаем малышам капризничать 🙂 Для игры нужно много разных фигур разного цвета. Это товары в магазине, куда приходит капризный покупатель. У него на карточке указано, что он хочет купить, но примерно так: не красное, не круглое, но квадратное. Нужно убрать те карточки, которые не нравятся покупателю и оставить только те, что подходят по критериям. Малыши таким образом постигают основы теории множеств, сами того не замечая.
Я показала вам только небольшую часть игр, которые мы обсуждали на игротеке (только те, где у меня есть фото). Видно, с какой тщательностью и любовью к детям сделаны все пособия. Помимо идей развивающих пособий, Татьяна щедро делилась игровым опытом, советами по организации игры, изготовления долговечных игрушек (ее собственные творения прошли через руки множества детей на протяжении нескольких лет), особенностями освоения математики, чтения, педагогическими хитростями. Татьяна поразительно увлеченным человек, после игротеки все участники вышли с горящими глазами и полными пакетами покупок, т.к. помимо самодельных игр есть уже множество «готовых к употреблению» игр. Я в полном восторге от некоторых приобретений, Паша тоже 🙂
Я настолько загорелась после игротеки, что уже через пару дней сделала одну из игрушек, попозже напишу мастер-класс. Сейчас, пока писала эту статью, снова руки чешутся что-то пойти и смастерить.
А что вам понравилось больше всего из предложенных идей?
Увлеченные мамы– участницы флешмоб–игры не только по– новому взглянули на размещение игрушек в детской комнате, но и поделились идеями развивающих игрушек, сделанных своими руками.
Здесь есть сшитые игрушки, игрушки– панорамы и игрушки– коллекции, игрушки из спичечных коробков, баночек и крышечек от детского питания, игрушки, которые можно носить с собой, и настольные игры. Многие игрушки делались из подручного материала. Смотрите сами.
Юлия Альховик и дочка Алиса (1 год 11 месяцев) смастерили две игрушки из спичечных коробков «Паровозик» и «Комодик» на развитие мелкой моторики:
У нас получился такой паровозик из спичечных коробков, оклеенных цветным картоном. Через коробки протянули ленточку. Изучаем цвета, во внутрь складываем мелкие предметы по цветам. Хорошая тренировка моторики – открывать и закрывать коробки.
И еще одна игрушка из спичечных коробков – комодик. Склеили вместе несколько коробков, и игрушка готова.
Юлия Альховик также предложила сенсорную игру «Тактильные крышечки»:
Игра сделана просто из крышек от детского питания. На крышки приклеила различные материалы в двух экземплярах. Сначала играли, просто рассматривая, и находили одинаковые. Когда дочь стала с легкостью справляться, усложнили задание: сложили в мешок и стали там подбирать пару. Играть стало интересней.
Спиренкова Татьяна для сына Алексея (2 года 1 месяц) сделала игрушку «Парковка» (интеллектуальное развитие):
Парковка для машин сделана из коробки для обуви и рулончиков от туалетной бумаги, декорирована картоном, цветной бумагой и шишкой. Места на парковке позволяют изучить счет от 1 до 5 и цвета. Можно также наклеить номера на машинки и расставлять их на соответствующее парковочное место или сортировать по цвету.
Кобякина Алена во время географических неделек придумала для сына две настольные игры «На самолете над Африкой » и «Антарктида» (интеллектуальное развитие + физическое развитие):
Игра 1. «На самолете над Африкой»
Потребуется:
- карта Африки (разделить на сектора (квадраты). У нас это нарисованная карта);
- модель маленького самолета;
- квадратные листочки с нарисованными элементами: дождь, снег, солнце, птицы, ураган. Их мы раскладываем на игровом поле по своему желанию.
Играют 2 игрока – летчик и диспетчер. Задача диспетчера – провести самолет от пункта А в пункт Б, давая указания. Например, 3 клеточки на север, 2 на восток и так далее. Летчик выполняет команды. Если на пути он встречает птиц (карточка с изображением птиц), то летчик должен махать руками как крыльями. Если встречаем ураган, то кубарем катимся по полу. Игровые элементы можно придумать разные. В эту игру очень весело играть, и плюс закрепляем стороны света и запоминаем названия стран и водоемов.
Игра 2. «Антарктида»
Когда у нас была готова карта Антарктиды, сын сказал, что из нее надо тоже сделать игру. И мы придумали обычную ходилку с кубиком. Карту также разделили на сектора. Каждый сектор пронумеровали, и отметили, где будет поле «дополнительный ход», «пропусти ход» и стрелочки перемещения игрока вперед и вниз по маршруту. Игра готова. Берем кубик, фишки и можно отправляться в путешествие по Антарктиде.
Вилявина Татьяна поделилась идеей изготовления «Северной коробки» для тематического занятия «Северный олень»:
В основе картонная коробка, вата, картон. Делали вместе с сыном, он рисовал северное сияние, раскрашивал олешков и собак, клеил вату. Дети очень любят играть «северной коробкой».
Еще одна идея от Вилявиной Татьяны – овощи из коробок из-под яиц (папье-маше), делались при подготовке к проведению Дня Огурца:
Анна Семенникова нашла применение накопившимся баночкам из-под детского питания – сделала две игры на интеллектуальное развитие: «Числовые баночки» для сына Русика (почти 4 года) и «Цветные баночки» для дочки Маргариты (1,5 года) :
Мы с Русиком учим счет и состав числа. Цифры он знает хорошо, а вот со счетом у нас туговато. Так что для этого и нужны были точечки. Варианты игры: найти подходящую крышечку, по точечкам, по цифрам, разложить в баночки соответствующее количество предметов.
Варианты игр для «Цветных баночек» : Найти такую же баночку, найти крышечки для баночек, разложить предметы в баночку соответствующего цвета.
В планах сделать из баночек сенсорные коробочки. Положить в них различные предметы одного цвета и засыпать их рисом соответствующего цвета.
Также из баночек получается интересный конструктор.
Для утилизации остатков самоклеющейся пленки Анна Семенникова предлагает сделать магнитный геометрический конструктор :
Светлана и Глеб (5 лет) Мельниковы играют дома в самодельную игру «Математическая ходилка» (интеллектуальное развитие):
Идея игры: в игровой форме повторить и закрепить навыки счёта, а также навыки ориентации в пространстве (вверх, вниз, вправо, влево).
Материалы для создания игры:
- большой лист картона;
- фломастеры, цветная бумага, ножницы и скотч для оформления;
- 4 втулки от туалетной бумаги (в зависимости от предполагаемого количества игроков);
- акриловые краски;
- крышки от бутылок с йогуртом для фишек;
- цифровые фишки, небольшое ведерко от повидла для фишек.
Изготовление игры :
1. на большом листе картона расчерчиваем на клеточки и оформляем фломастерами игровое поле (размер каждой клетки – 5 х 5 см, в соответствии с диаметром втулки). У меня получилось игровое поле 6 х 8 клеток;
2. раскрашиваем акриловыми красками в разные цвета втулки, рисуем на каждом игроке «личико»;
3. для создания цифровых фишек необходимо обвести на цветной бумаге кружочки в соответствии с диаметром крышек. Затем нарисовать фломастером на каждом бумажном кружке цифру и стрелочку с направлением движения (вверх, вниз, вправо, влево). При определении количества цифр необходимо исходить из количества имеющихся крышек, а также максимального числа клеток на игровом поле.
В данном случае у меня получилось сделать 6 цифр (максимально можно было сделать 8) и на каждую цифру по одной из четырех стрелок – всего вышло 24 фишки. Затем вырезаем кружочки, наклеиваем их на крышки и закрепляем сверху для надежности полоской неширокого скотча. Складываем фишки в ведерко и можно приступать к игре.
Суть игры. Каждый игрок выбирает себе персонажа– втулку, выставляем их посередине у основания любой стороны игрового поля. Задача: первым дойти до верхнего противоположного ряда игрового поля.
Игроки по очереди вытягивают из ведерка цифровые фишки и двигают своих персонажей по клеточкам согласно обозначениям на фишке (например, 2 клетки вправо, 4 клетки вверх и так далее.). В процессе игры ребенок (первое время с помощью взрослого) должен проговорить цифру и направление движения, изображенные на фишке, а затем сам сделать правильный ход.
Если выпадают фишки со стрелочками, указывающими на невозможное направление движение (в случае, если игровой персонаж стоит на крайних рядах), то вытягивается другая фишка. Если выпадает большая цифра, а количество ходов в нужную сторону ограничено, то можно продолжать движение в сторону.
Наш опыт. Мы с сынишкой в первый же вечер перед сном попробовали поиграть в нашу математическую ходилку — было интересно (и сыну, и мне), отлично проговариваются и замечательно запоминаются цифры и пространственные понятия.
Сынишке очень понравились веселые персонажи, их очень удобно держать и перемещать. Еще мой ребенок вошел в такой азарт, ему так хотелось победить, искренне расстраивался, когда приходилось спускаться вниз. Но сын в итоге одержал победу и заслуженно получил приз – набор наклеечек!
Оксана Дельнова смастерила для дочки Василисы (1 год 1 месяц) два развивающих кубика (мелкая моторика):
Мягкий развивающий кубик. Стороны кубика:
- Божья коровка на молнии, расстёгиваем, а там ключик на тесёмке, точки чёрные — пуговки для пальчиков, глазки двигаются (куплены в магазине для творчества).
- Сторона с пуговками – потрогать, пожевать, под листиком тоже пуговица прячется. По ним с цветами немножко можно позаниматься.
- За дверцей на липучке живет собачка. Дверцу отцепляем,прилепляем, отвечаем на вопросы: кто это? как лает? и так далее.
- В кармашке на липучке прячется телефончик – погрызть, потрогать.
- Бусины разного размера, ощупываем, пытаемся оторвать и пожевать.
Каждую сторону сначала делала отдельно, потом сшила вместе все детали, внутри в упаковочках от бахил крупа и монетки для звука. Везде вшиты петельки и ленточки.
Кубик с отверстием для ручки. Обычную коробку обклеила картоном, на пуговки пришила из толстого картона, обтянутого бархатной бумагой, геометрические фигуры. Внутри храним колючие мячики, крышечки от питания, тряпочки. Вынимаем содержимое и складываем обратно.
Анна Усова предложила игру–ходилку «Одежда» на развитие внимания:
На поле изображены различные элементы одежды. Начинаем играть с нижней левой клеточки. Диктую ребенку последовательность действий, а он должен следить, куда двигаемся и, когда я остановлюсь, сказать,где мы находимся.
Еще одна самодельная игрушка Анны Усовой для сыновей Глеба (7 лет) и Игната (2 года 9 месяцев) – моржики :
Как-то Глеб, придя из садика, рассказал нам историю о носкоедах. Они съедают один носок, а второй остается. Потом он прибрался в ящике со своими носочками и обнаружил там одиночные носки. «Здесь побывали носкоеды», – сделал вывод сын. Немного поразмыслив, Глеб придумал, что можно сделать с одиночными носками – мы сделали из них моржиков. У нас их 2 – у каждого сына свой.
Елена Федорова предложила игру «Надень резиночки на пальцы» (мелкая моторика). Вариантов расположения резиночек на пальцах может быть множество.
Александра Биянова придумала для своей дочки Алины (2 года 1 месяц) две игры на различение цвета:
«Русалочка» . Нужны кармашек с рисунком и цветные карточки. Я наклеила полосочки картона по бокам и снизу. Распечатанную картинку наклеила на тонкий картон от коробки с печеньем. В рисунке сделала прорезь на месте хвостика у Русалочки. Рядом сделала кармашек для разноцветных карточек. Можно играть: меняем карточки, узнаем цвета, наряжаем Русалочку.
Сортируем по цвету . В коробку с разделителями приклеила кусочки цветной бумаги. Будем сортировать рыбок – друзей Русалочки. Предложим им пирожные – магнитики, каждой рыбке пирожное своего цвета.
Юлия Дурягина предложила идею, как сделать карточки на магнитах :
Понадобятся самые дешевые пластиковые прозрачные магниты, в которых картинки можно менять. Готовим карточки с картинками нужно размера, вставляем – и готово!
Еще несколько идей от Юлии Дурягиной :
Учить девочку обращаться с иглой можно на пяльцах с тканью типа мешковины и пластиковой большой иглой (продаются в швейных отделах). На ткани можно отметить точки маркером, куда втыкать иглу.
Мелкую моторику можно развивать с помощью вот такой игры: в железные большие крышки положить круги из впитывающего толстого коврика для ванной, на них маркером отметить точки и втыкать канцелярские иглы, с обкусанным острием.
Из большой коробки можно сделать ширму для кукольного театра.
Анастасия Трофимова делала игрушку «Пожарная машина» для своего трехлетнего сына, который просил «сделать такую пожарную машину, которую можно бы было везде носить с собой, но чтобы она была не очень маленькой, у нее открывались двери, в нее можно было бы посадить пожарных и ставить лестницу».
Я сделала складную машину, которая была не только игрушкой, но и развивала мелкую моторику. Саму машину я сделала из бархатной пленки, проложив внутри обычную хозяйственную салфетку для плотности и возможности шитья.
Внутрь машины вшиты куски кредитных карт только с одной стороны, поэтому их можно поднять и сложить машину, сделав плоской, или опустить, и машина становится объемной. Чтобы машина фиксировалась в сложенном состоянии, фары, сирена и крепление для лестницы являются липучками. Лестница является пособием для тренировки шнурования, то есть, чтобы у пожарных была лестница, ее надо «выдвинуть» — продеть шнурок.
Колеса машины тоже сделаны из кредитных карточек, обклеенных бархатной пленкой. Колеса крепятся на кнопки, их можно снимать, проводить «шиномонтаж», заодно тренируясь застегивать и расстегивать кнопки.
Пожарный шланг крепится на кнопку внутри машины, его нужно заматывать, а затем вешать на крючок сбоку машины. В кабине сделана полоса от подгузника, к которой легко крепятся фигурки пожарных на липучках от подгузников.
Машина очень приятна на ощупь из-за бархатной основы, при игре колеса крутятся как в сложенном, так и в разложенном виде, двери открываются и закрываются на липучках. А еще она просто стирается в машине.
Через некоторое время мы с сыном вместе сделали пожарную часть. Мы выбрали подходящую коробку от обуви, заклеили название и картинки красной бумагой, поставили разделитель этажей, вырезали дырку для столба, по которому спускаются пожарные. Сын сказал, что в пожарной части должна быть диспетчерская, поэтому появился телефон, должна быть зона отдыха – стол со стульями, и спальня – полки. Для подъема на второй этаж сын склеил лестницу из трубочек, из них же сделал столб для быстрого спуска по тревоге. А пожарная машина заняла почетное место в гараже на первом этаже.
Ольга Дук помогла сыну (5 лет) собрать и разместить в коробке из-под конфет его первую коллекцию сокровищ :
Сейчас читаем книгу про Мумми-Троллей, в которой есть один герой Хемуль, который все коллекционирует. Сын (5 лет) очень просил сделать какую-то коллекцию. Я долго хранила коробочку от конфет, и вот коробочка пригодилась. Это будет наша первая коллекция сокровищ. С сыном пробовали играть в находилки . Например, что лежит во втором ряду третье справа? Что лежит в третьем ряду второе слева? Потренировали ряды, лево / право. А еще познакомились с понятием строка и столбец.
Для того чтобы познакомить дочку (1 год 7 месяцев) с количеством, с цифрами Ольга Дук смастерила игру «Гнездышки »:
Понадобился контейнер для яиц и шарики. Ячейки контейнера – это гнезда, шарики – яйца птичек. Нужно было сложить яйца птичек в соответствии с цифрами возле ячеек (гнезд). Я рассказывала истории про птичек, смотрели, где яиц больше, а некоторые гнезда были совсем пусты. Было интересно.
Екатерина Акимова для дочки Насти сделала игру «Найди домик, или кто где живет » (интеллектуальное развитие + мелкая моторика).
Для создания этой игры понадобились спичечные коробки, самоклеящаяся бумага, наклейки с изображениями животных / насекомых / птиц и их жилищ.
Спичечные коробки я обклеила самоклеящейся бумагой и сверху наклеила картинку с домиком. Внутрь коробка наклеила изображение животного / насекомого / птицы.
Задача ребенка – подобрать каждому его домик. Эта игра также развивает мелкую моторику (малышу надо вставить внутренний лоток в спичечный коробок). Дочка сама придумала еще один способ игры – создание башенки.
Еще одна самодельная игра, в которую играют Екатерина Акимова с дочкой, – это и игра с крышечками от детского питания:
Что необходимо:
- крышки от детского питания;
- наклейки с картинками или картинки;
- скотч.
Вариантов для игр много:
- подобрать пару (мама – малыш);
- найти загаданный мамой предмет по его описанию («Маленький, желтенький, говорит: «Пи-пи!»);
- разделить предметы на группы (живое – неживое, съедобное – несъедобное);
- положить перед ребенком 3 – 5 крышечек (в зависимости от возраста); попросить запомнить; забрать одну крышку, пока малыш не видит; спросить, что исчезло, или, наоборот, добавить еще одну;
- составлять рассказ по разложенным перед ребенком крышечкам.
«Система развития ребенка дома от А до Я» . У вас так тоже получится!У вас есть игрушки, сделанные своими руками? Поделитесь в комментариях!
Вы еще покупаете игрушки в магазине? После прочтения этой статьи вам захочется сделать игрушки для детей своими руками.
Чтобы дети были умными, сообразительными, веселыми, родители должны организовать условия для игры и творчества. В процессе игры ребенок учится всему, что окружает его в жизни. Играя, малыш быстрее воспринимает информацию. Счастливое детство без игрушек невозможно. Поговорим, как самостоятельно смастерить игрушки для детей разного возраста.
На полках магазинов можно найти много развивающих игрушек. Но давайте проясним, что же такое развивающая игрушка.
Развивающей считается та игрушка, с помощью которой ребенок учится чему-то новому. Можно сказать, что каждая игрушка развивающая.
Ведь даже самая простая погремушка научит малыша управлять руками, понимать, откуда раздается звук. Чтобы развивать способности своих детей, необязательно покупать дорогостоящие забавы. Можно сделать простые и полезные игрушки. Например:
Игрушки подбирайте по возрасту. Как двухлетнему малышу вряд ли будут интересны погремушки, так и малышу до года не понравятся более замысловатые игрушки, требующие смекалки.
Какие же игрушки подойдут детям до года? Самые простые:
Основные требования к игрушкам:
Игрушки из дерева экологически безопасные. Назвать простыми деревянные игрушки нельзя, ведь для их изготовления требуется умение и специальные инструменты. Но если у папы или дедушки золотые руки, то деревянные игрушки поселятся на полочке в вашей детской.
Деревянные игрушки многим кажутся неинтересными, но если их разукрасить, то из скучных они превратятся в яркие и веселые.
Ниже идеи для создания игрушек из дерева.
Если вооружиться картоном, клеем, ножницами, цветной бумагой и безграничной фантазией, можно создать целые шедевры. Пример на следующем фото.
Кажется, что картон непрочный материал, поэтому игрушки из него недолговечны. Однако стоит правильно использовать картон, добавить другие элементы, и получится довольно-таки прочная игрушка.
Из картона можно делать паровозики, зверушек, машинки и другие игрушки, которые понравятся вашему малышу.
Дети очень любят играть в домиках. Там у них кипит целая жизнь. Там они укладывают кукол спать и почти живут сами. Там же они готовят еду своим игрушечным друзьям. Можно сделать из большой картонной коробки домик.
Кроме этого, можно сделать детскую кухню.
Многие в детстве хотели побывать в телевизоре. Можно подарить своим детям такую возможность, сделав картонный телевизор.
Если вы умеете вязать, то обязательно свяжите ребенку мягкую игрушку. Сделанное своими руками изделие особенно дорого. Может это будет любимый персонаж ребенка.
Или просто забавные зверушки.
Необязательно вязать животных, можно связать мягкие мячики. Внутрь положите гречку или фасоль.
Чтобы сделать игрушку из ниток, необязательно уметь вязать. Можно смастерить кукол из ниток.
Интересно: когда не было такого разнообразия игрушек, как сейчас, дети играли куклами из ниток.
Для создания игрушек своими руками подходят любые подручные материалы, даже носки. Казалось бы, какие игрушки могут быть из носков? Но можно сделать очень даже красивые и интересные игрушки из носков.
Игрушки из помпонов мягкие и приятные на ощупь. Их легко можно сделать своими руками. Сделайте игрушку из помпона вместе с ребенком, детям от двух лет такое занятие придется по душе.
Можно купить готовые помпоны или сделать их самостоятельно из пряжи.
С помощью развивающих карточек можно выучить цвета, формы, животных.
Сделать карточки своими руками очень просто. Распечатайте готовые шаблоны, разукрасьте и изучайте.
Можно распечатать готовые картинки.
Можно сделать пазлы.
Если есть желание сделать оригинальную игрушку своими руками, сделайте яркую книжку с разными фактурами.
Необходимые материалы:
Мастер-класс :
Если нет желания проделывать сложную работу, можно сделать очень простую, но полезную игрушку.
Необходимые материалы :
Мастер-класс :
Развивающая игрушка готова. Попросите ребенка найти соответствие.
Если у вас есть небольшие отрезки ткани, утилизируйте их с умом.
Например, сшейте простые мягкие игрушки своими руками.
Мягкая большая сова может быть не только игрушкой, но и подушкой.
Перед тем, как вручить ребенку готовую игрушку, проверьте еще раз: все ли детали крепко пришиты, не ли элементов, которые могут поранить. Играйте вместе с детьми, развивайте в своем ребенке личность.
- «В чем его развивающее свойство? – спрашиваю я у продавца про оранжевого жирафа с неимоверно длинными ногами.
- «Это не просто мягкая игрушка, лапки у него из ткани разной фактуры, носик пищит, а ушки шуршат, развивается слух малыша» - отвечает вежливый продавец.
Когда кроха мой еще не родился, я уже с трепетом выбирала ему не только ползунки и пеленки, но и игрушки. Конечно, развивающие! Наши бабушки и подумать не могли, что куклы и лопатки должны не просто развлекать, но и развивать ребенка, но теперь-то совсем другое время. И это неудивительно! В век развитых технологий взрослые помышляют о детях-гениях с самых пеленок. Индустрия детских товаров чутко отвечает на этот запрос, наделяя обычную погремушку функциями интеллектуального развития. Не многие родители догадываются, что польза таких «развивашек» преувеличена.
«Парадокс, но одна игрушка может быть развивающей для одного ребенка, а для другого – нет. Каждая игрушка, даже простой резиновый мяч, даже деревянные кубики или простые пластиковые погремушки будут развивающими, если ребенок к этому развитию готов. Но игрушка с приставкой «развивает» продается быстрее и дороже» - рассказывала нам педагог в детской поликлинике.
Ребенок развивается каждую минутку, даже если рядом вообще нет игрушек, он может играть камушком, ложкой, мамиными волосами, это тоже развитие, а дорогие игрушки часто даже не вызывают у детей интереса.
«Высыпала ребенку целый пакет игрушек, а он выбрал…пакет!» - это очень показательный пример.
А если нет разницы, зачем переплачивать и идти на поводу у рекламы? Ведь развивающие игрушки можно создать самостоятельно, из самых простых подручных средств.
Стирка, глажка, уборка, муж требует внимания, ребенок всю ночь не спал…какие могут быть игрушки? Когда их делать? Пусть это станет вашим своеобразным отдыхом, устройте семейное рукоделие или вручите ребенка папе, а сами запритесь на кухне и творите!
Самодельные игрушки нужны не только малышу, но и маме! Это ее маленький «релакс», ведь рукоделие так успокаивает. Маленькая погремушка будет полна вашей любви, а, значит, не сможет не понравится крохе.
Почему стоит прогнать лень и сделать игрушку для малыша своими руками?
Итак, приступим!
Мягкие ткани полезны для крохотных ручек, а потому создаем шерстяные клубочки, меховые шарики и флисовые бублики.
Что с ними делать? Катать по полу, пробовать на вкус, кидать и прятать, мять крохотными пальчиками.
Как сделать? Кружочек из картона оберните флисовой тканью, прострочите ее по шву. Клубочек можно взять любой из собственных запасов, надежно спрятав края ниток. А шарики можно свалять из обычной шерсти.
Совет: чтобы шарики и клубочки не распадались, постирайте их в горячей воде с мылом. Это обезопасит малыша, если он решит попробовать самоделки на вкус.
Если вы любите выгуливать кроху в слинге, но маленький непоседа никак не соглашается сидеть в «уютном гнездышке», тогда маме пора приобрести для себя бусы. И не простые, а слингобусы – аксессуар, который отвлечет малыша в магазине или в поликлинике.
Что с ними делать крохе? Теребить, перебирать, передвигать бусинки, «звенеть» ими, примерять на ручку, и пробовать «на зубок».
Как сделать? Сделать эту игрушку сможет не каждая мама, необходимы навыки вязания крючком. Бусинки разного размера необходимо обвязать при помощи крючка и собрать на нить традиционным способом.
Обратите внимание! Нитки должны быть прочными, довольно плотными, в то же время не яркими и только из натуральных материалов, оптимальный вариант – хлопок.
В конце статьи вы можете скачать 10 лучших идей для создания детского ортопедического коврика своими руками.
А эти бусы станут настоящим спасением в период прорезывания зубов, ведь они созданы именно для того, чтобы грызть их.
Что с ними делать? Мусолить во рту, облегчая боль в дёснах при прорезывании.
Как сделать? Собрать бусики-браслетик из деревянных бусин, соблюдая важные правила:
Маленькая хитрость: Чтобы бусики были еще крепче, а бусины не крутились, завяжите плотный узел после каждой нанизанной детали.
Создать детскую куколку, не используя нитку и иголку? Легко! Такие куколки принято называть мотанками, или осьминожками. Такая игрушка понравится самым маленьким, даже новорожденным деткам.
Что с ней делать? Перебирать веселые щупальца, пытаться ухватиться сразу за несколько щупалец.
Как сделать? Вырежьте из флиса крест с широкими «лепестками», разрежьте каждый из 4-х лепестков на много узких полосок, в центр квадрата положите немного ваты и соберите резинкой фигуру так, чтобы получился осьминог. Украсьте его пуговками-глазками, но пришейте их надежно! А для большей безопасности глазки можно нарисовать. Из тонких полосок сплетите косички – щупальца готовы.
Сразу оговоримся, что эта игрушка может использоваться только под присмотром родителей, так как имеет мелкие детали, пусть и прочно пришитые. Чтобы создать забавную змею, вам потребуется длинный носок.
Что с ней делать? Можно положить ее в кроватку или коляску, она станет лучшим другом для прогулок, а также развивает мелкую моторику рук.
Как ее сделать? Приготовьте обычный носок, лучше даже гольфы, но не используйте поношенные носки. Набейте носок горохом или пшеницей, зашейте край плотным стежком. Украсьте змею пуговками, ниточками и лентами.
Еще одна простая змейка из носка может одеваться на ногу или руку. Просто пришейте к носку глазки-пуговки и прострочите ротик, шевелите рукой и змейка будет забавно двигаться.
Эту игрушку сможет смастерить для младенца даже старший брат-дошкольник, а у мамы ее изготовление займет всего пять минут.
Что с ней делать? Перебирать, тянуть, пробовать лоскутные ленты, пытаться сплести или распутать их.
Как сделать? К толстому кольцу из дерева или пластмассы привяжите несколько лент разной толщины и фактуры, используйте «вывернутый» узел или прострочите их.
Не выкидывайте тюбики и маленькие баночки из под таблеток или пищевых продуктов, из них можно создать забавные погремушки!
Что с ними делать? То же самое, что и с любой погремушкой.
Как их сделать? Наполните небольшие баночки камушками, крупой, ракушками. Чтобы они стали более привлекательными. Оберните каждую тканью, создав своего рода «конфетки», закрепите концы нитями.
Смотрите (бесплатно в )
Мы рассказали вам о пользе самодельных игрушек для самых маленьких ребятишек. Теперь вы без труда сможете создать милые погремушки или слингобусы для своего крохи. Вот увидите, они порадуют малыша куда больше даже самой дорогой магазинной «развивающей» игрушки.
Теперь мы раскроем вам семь идей оригинальных игрушек для детей старше года, которые вы так же легко создадите своими руками.
«Я даже представить не могла, что первая самодельная игрушка для нашего ребенка поможет нам открыть свое маленькое семейное дело. Свой бизиборд для сына мы создавали с мужем совместно, потом подобный попросили сделать друзья, сейчас заказы расписаны на пару недель вперед, а наш домашний «плотник» только успевает создавать бизиборды» - рассказывает молодая мама Алена Демидова о своей необычной идее семейного бизнеса.
Что же такое бизиборд, и какие еще самодельные игрушки для детей пользуются сегодня особой популярностью?
Игрушка с таким забавным названием может заинтересовать малыша и младше года, но преимущество ее в том, что она не надоест крохе и в два годика.
Что такое бизиборд? Это деревянная доска с множеством интересных приспособлений, прикреплённых к ней. Это могут быть розетки, молнии, замочки, телефонные трубки и шнуры, звонок, кнопочки, шпингалет, и все то, что можно покрутить, понажимать и подергать.
Как его сделать? Простым изготовление кажется только на первый взгляд, на самом деле, это чисто мужская работа. Доска должна быть хорошо обработана, чтобы малыш не зацепил занозу, лучше покрыть ее безопасным лаком, но не краской! Все атрибуты для детских забав должны держаться надежно! Ни гайка, ни болтик не должны попасть крохе в руки.
В конце статьи вы можете скачать 10 лучших идей для создания детского ортопедического коврика своими руками.
В магазинах продается много традиционных шнуровок, но дети ими зачастую не играют. А ведь занятие это полезно для маленьких ручек. Попробуем занять кроху самодельным аналогом.
Что такое шнуровка? Это предмет с дырочками, сквозь которые можно продевать шнурки.
Как сделать? Это задача для папы, потратит он на такую шнуровку не более 10 минут. Во время очередной прогулки найдите довольно толстую веточку, диаметр от пяти и более сантиметров. Вручите папе, пусть он ее обстругает, сделает гладкой, а потом просверлит в ней несколько отверстий с разных сторон. Проденьте в одно из крайних отверстий шнурок и закрепите его при помощи большого узла.
Обратите внимание! Нужен именно шнурок, с жестким наконечником, чтобы малыш без труда попадал им в отверстия.
Посадить морковь на грядке, прополоть картошку, пасти коров - все это можно делать с помощью сенсорной коробки. Ребенок будет в восторге, ведь у него может появиться собственное поле, ферма или даже водоем с морскими жителями.
Что с ней делать? Играть в город или в пастбище, а также изучать цвета, подобрав все элементы наполнения одного цвета. Также можно закопать в коробке крышечки или другие небольшие предметы и искать их лопаткой или ручками.
Как ее сделать? Это одна из самых простых в исполнении, но в то же время увлекательных игр. Просто наполните большую коробку песком, крупой, крашенным рисом или горохом. Подберите тематику для своей коробки и наполните ее «жителями».
Понятие малого и большого ребенок легко усвоит благодаря стручку гороха, который вы наполните яркими горошинками собственного производства.
Что делать с горошинками? Эта игра неспособна надолго увлечь непосед, это скорее выбор спокойных и усидчивых ребят. Можно просто собирать горошинки в стручок, а можно формировать их по цветам в соответствии с цветом стручка.
Как сделать? Для начала сшейте сам «стручок» на молнии или на завязках. Затем свяжите или сваляйте цветные горошины разного размера. Пусть малыш учится самостоятельно собирать и вынимать их, расстёгивая молнию.
Каждый ребенок хотя бы раз играл пластиковыми бутылками из-под лимонада, но чтобы пустое баловство превратилось в занимательную игру просто наполните их.
Что с ними делать? Стучать, греметь, смотреть как переливается жидкое содержимое бутылки, а сухое пересыпается.
Как сделать? Наполните прозрачные пластиковые бутылки ракушками, цветной водой, песком, мелкими камушками. Выбор наполнителей ограничивается только вашей фантазией.
Еще одна интересная идея поделки-игрушки из пластиковой бутылки: сшить для бутылки чехол в виде зверька, крышечка будет ротиком, открываем крышечку и кормим собачку или кошечку зернышками. Пусть у животного обязательно будут хвостик, ушки и глазки!
Идей для создания развивающих игрушек еще очень много, мы рассказали вам о самых популярных, а какие игрушки создали бы вы?
Игра в детском саду - неотъемлемая часть жизни ребят. Игра и обучает, и развлекает, и мирит, и успокаивает. Каждый воспитатель стремится сделать развивающую игровую среду своей группы насыщеннее и богаче. Какие же игры наиболее актуальны в разных возрастных группах и как изготовить их, не затратив много времени и сил?
Феномен игры привлекал внимание педагогов и психологов во все времена. Поначалу игру ребёнка считали действием, направленным единственно на получение удовольствия, радости, служащим для развлечения и забавы. Но серьёзные научные исследования ведущих специалистов в области педагогики и детской психологии доказали: игра - это мощный инструмент, которому под силу решить самые сложные задачи образования, воспитания и развития малышей. Мало того, недостаток игр и игровых действий ведёт к самым неприятным последствиям: торможению интеллектуальных процессов, трудностями в социализации, даже возникновению стресса у детей.
В дошкольных образовательных учреждениях игры сопровождают малышей почти всё время: в первую и вторую половину дня, в разные режимные моменты, на занятиях и прогулках. Это помогает не только выполнить программные требования, но и способствует укреплению физического и психического здоровья воспитанников.
Игра жизненно необходима ребёнку, почти так же, как сон и еда
Поскольку психология детей раннего (третий год жизни), младшего (четвёртый-пятый) и старшего (шестой-седьмой год) дошкольного возраста имеет свои особенности, то и организация игр в эти периоды преследует несколько различные задачи, которые расширяются и усложняются по мере взросления детей.
На третьем году жизни ведущей деятельностью ребёнка ещё остаётся предметная, на смену которой постепенно приходит игровая, поэтому основой игр служат разнообразные практические действия с предметами. Сюжетные игры начинают своё становление с отобразительных - отражающих увиденное ребёнком в реальном мире. Основные виды игр в этом возрасте таковы:
Задачи игровой деятельности в раннем возрасте (согласно образовательной программе «Детство»):
Для раннего возраста характерны:
Дети раннего возраста играют рядом, но не взаимодействуют друг с другом
Младший дошкольный возраст немыслим без игр. Это отражается и в значительном их многообразии по сравнению с этапом раннего детства. Задачи игровой деятельности в этом возрасте усложняются и включают в себя:
Дети четвёртого года жизни уже учатся делиться игрушками, уважать чужие интересы
Виды игр в младшем дошкольном возрасте:
Для младшего дошкольного возраста характерно быстрое и качественное развитие сюжетно-ролевой игры
Ведущими психологами доказано, что именно игра способствует быстрому и правильному формированию жизненных компетенций, которые упростят процесс адаптации к школьной жизни и помогут ребёнку в дальнейшем:
Учитывая возросшие требования, усложняются и задачи, возлагаемые на игровую деятельность:
К играм, используемым в младшем дошкольном возрасте, прибавляются фантазирования. В них подражают не реально существующим взрослым с определённой профессией (водитель, космонавт, строитель), а персонажам сказок и легенд, наделённым свойствами, которыми бы хотели обладать и ребята: фее, волшебнику, великану, русалке.
Такие игры имеют большой потенциал в области развития креативности и воображения, но не менее важно и нравственное воспитание. Наделённые особыми способностями герои всё равно должны оставаться добрыми: великан не ломает, а помогает построить красивый город, волшебник делает только добрые чудеса. Если ребёнок в фантазийной игре проявляет агрессию, стремится к разрушению, это сигнал для воспитателя обратиться к психологу.
Приёмы организации и руководства детской игрой делятся на три группы. В первую входят те, что связаны с обогащением детей необходимыми знаниями об окружающем мире, деятельности людей, разнообразии профессий и отношений между людьми:
Экскурсия дошкольников в аптеку, магазин, банк даст ценный опыт, который дети используют в сюжетной игре
Во вторую группу входят приёмы, которые имеют своей целью непосредственно развивать и формировать игровую деятельность:
Третья группа включает в себя приёмы, связанные с изготовлением игровых материалов, оборудования, предметов для игр:
Особое значение в старшей и подготовительной группе приобретают игры, связанные с развитием интеллекта, мыслительной сферы:
Разнообразие и богатство игровой деятельности детей в первую очередь зависит от воспитателя, от того, творческая ли он натура, увлечён ли своим делом. Ведь именно эти качества помогают педагогу создать в пространстве группы ту самую развивающую игровую среду, которая будет стимулировать развитие ребёнка и побуждать малышей к игре.
Для самых маленьких детей воспитатель может создать игры своими руками, комбинируя различные предметы, а также используя их в необычном ключе. В большинстве своём это игры на развитие сенсорного восприятия и мелкой моторики. С ростом детей усложняются и игры, игровые пособия могут уже быть предназначены для сюжетно-ролевых процессов, разных видов театрализации и т. д.
Малыши очень любят забавные игры с прищепками. Изготовить такие легче всего:
Крышки можно навинчивать на срезанные и приклеенные на картинку верхние части бутылок с горлышками. Можно проделать в них отверстия и использовать для нанизывания, как крупные бусы, а также раскладывать по цвету.
Предметы для прикручивания крышечек могут быть самыми разнообразными Яркие пластиковые крышечки ещё и легко моются Крышки можно также раскладывать по цветам в стаканчики
Здесь игровое поле состоит из изображения и деталей, которые нужно к нему «пришнуровать» - прикрепить шнурками или толстыми нитками.
Добрые и милые картинки вроде солнышка можно потом подарить маме Ребёнок должен запомнить - колеса машине нужны Задание прикрепить к яблоньке яблоки можно использовать на занятии о природе Тучка и дождик - хорошая иллюстрация к рассказу о путешествиях Капельки
Это пособие для пальчиковых игр не требует материальных затрат и особого труда. Всего лишь нужно распечатать готовые шаблоны персонажей с отверстиями для пальчиков. Дети надевают куклу на пальчики и «ходят» ими, выполняя действия согласно словам игры.
Бумажные куклы с отверстиями для пальчиков сделают упражнение занятной игрой
Существует и второй вариант пальчиковых кукол: они шьются из ткани по типу напёрстков. Использовать их можно для игры, гимнастики, театрализации.
Самодельные пальчиковые куклы по сказке «Репка» увлекут малышей и вызовут интерес к театральной постановке
Это инновационное игровое оборудование даёт безграничный простор фантазии как педагога, организующего игру, так и ребёнка. Состоит оно из просторного пластикового контейнера без щелей и отверстий, наполненного:
Всё это можно зарывать и откапывать, переставлять по своему усмотрению, компоновать.
Восторг детей, занимающихся сенсорной коробкой, их увлечённость трудно себе представить. Малыши просто счастливы, получив такое пособие в своё распоряжение. Ведь их поле деятельности и разнообразие действий здесь поистине не имеет границ. Сенсорные коробки для детей помладше делают с меньшим числом предметов (8–10), для старших до 20.
Использование сенсорных коробок должно проводиться под строгим контролем воспитателя, чтобы дети не могли проглотить, засунуть в нос или ухо части наполнителя: крупу, пуговицы и т. д. Хранят коробки закрытыми, доступ к ним для детей ограничивают.
Детям раннего возраста предлагают коробки, в которых предметы не объединены темой. Для детей постарше можно придумывать коробки разных тематик:
Сенсорная коробка «У бабушки в деревне» позволит детям обыграть летние впечатления Сенсорная коробка «Дары осени» отлично впишется в занятие, посвящённое временам года А коробка «Пляжный отдых» понравится детям постарше, имеющим представление о море Коробка «Африканские животные» поможет детям освоить знания о фауне жаркого континента Коробка «Космические приключения» подстёгивает фантазию и поощряет интерес к астрономии
Конечно, большую часть оборудования и предметов для сюжетных игр приобретают уже в готовом виде, в магазинах. Это всевозможные виды транспорта, конструкторы, коляски, куклы, кукольная мебель и посуда, игрушки, изображающие животных и т. д. Без них создание игровой среды немыслимо.
В специализированных магазинах сейчас можно приобрести и игрушечную аптеку, и супермаркет, и автостоянку. Дети любят эти игрушки и с удовольствием ими пользуются. Но ещё большую радость они испытывают от самодельного игрового оборудования, особенно если сами принимали участие в его изготовлении.
Нынче никого в детском саду не удивишь сюжетно-ролевой игрой «Больница», «Детский сад», «Школа». А вот придумать и воплотить игры «Банк», «Ателье», «Кафе», «Почта» - другой вопрос. Многие воспитатели, особенно молодые, считают, что изготовить оборудование к таким играм очень сложно, однако это не так.
Для этой игры потребуется такое оборудование и атрибуты:
Банкомат несложно изготовить из больших картонных коробок, как и место кассира. Денежные знаки можно нарисовать вместе с детьми, предварительно рассмотрев настоящие купюры. Отличительной чертой всех купюр является крупное изображение какого-либо объекта в центре (архитектурной памятки, портрета). Учитывая эту особенность, дети могут изобразить на самодельных купюрах символ своей группы (гнома, Белоснежку, колокольчик). Это придаст игре оригинальности: у группы появится своя валюта.
Получить деньги из игрушечного банкомата интересно всем «клиентам»
Следует помнить, что сюжетно-ролевая игра «Банк» сама по себе не принесёт серьёзной пользы, поскольку дети научатся лишь узкому кругу действий (снимать деньги с карточки, брать и выдавать их в кассе). Важно донести до детей, что деньги в банке берут не просто для любых покупок, а чтобы открыть какой-либо бизнес, большое собственное дело: магазин, ферму, строительство.
На следующий день после игры в банк детям стоит предложить поиграть в кафе, ателье, строительство дома, подчеркнув, что деньги на покупку необходимого оборудования (витрины, транспорта, строительных материалов) были вчера взяты в банке.
Через некоторое время игру в банк стоит повторить, изменив игровые задачи - теперь уже «клиенты» не берут, а возвращают кредиты, рассказывая, как заработали прибыль, какое собственное дело открыли, например: Оля, Таня и Катя устроили кафе, изготовили и продали много пирожных и тортов, теперь они возвращают деньги в банк, потому что такой уговор был с самого начала.
О процентах по кредиту дошкольникам говорить рано, им предлагают для игры упрощённые правила: взял и вернул ту же сумму.
Большое значение имеет культурно-эстетическая сторона игры: нужно напоминать детям, что работники банка всегда выглядят аккуратно, приветливы и терпеливы с посетителями. Будет замечательно, если столы «банковских работников» будут украшены цветами, «рекламными проспектами», которые тоже нарисуют сами дети.
Кассир очень вежлив со своим клиентом
Оборудование к игре «Почта» также изготавливается из подручных материалов:
Изготовление атрибутов к сюжетно-ролевой игре «Почта» не потребует больших затрат
Оборудование и атрибуты к игре «Ателье» также помогут изготовить отзывчивые родители малышей. Папам вполне под силу сделать «плечики» из проволоки и простейшие манекены, а мамы и бабушки сошьют десяток нарядных платьев. Обрезки ярких тканей и журналы мод дополнят игровую среду. Но как же играть в ателье? Раскраивать и резать ткань детям даже подготовительной группы трудно, да и дороговато выйдет постоянно обновлять игровые материалы.
Создать красивое ателье для кукол помогут родители детишек
Выход прост: примените в игре раскрой и декорирование платьев для бумажных кукол. Пусть дети моделируют, выдумывают фасоны, раскрашивают одежду для кукол - но для бумажных и на бумаге. Обыграть это можно так: «мама» (большая объёмная кукла) привела свою «дочку» (бумажную куклу), чтобы ей сшили нарядное платье.
Маленькие модельеры охотно изготовят бумажную одежду для кукол и украсят её согласно собственной фантазии
Кроме богатой игровой среды, необходимо создать в групповом помещении среду развивающую и мотивирующую к игре. Так, чтобы стимулировать детей к играм, имитирующим профессиональную деятельность взрослых, в зоне сюжетных игр можно разместить фотографии людей разных специальностей в нарядных рамках: пилота, космонавта, моряка, строителя, учителя, хлебороба. Украсит группу и принесёт большую пользу развитию детишек красочное панно «Город мастеров», где будут изображены разнообразные дома, а в их окнах - занятые тем или иным трудом люди (пекарь, швея, цветовод).
Домик, где живут доктор и швея, станет частью Города мастеров
Атрибутами для имитационных и театрализованных служат фигурки сказочных персонажей, а также шапочки и маски различных героев, животных, солнышка, тучек и т. д. Их воспитатель может распечатать, найдя шаблоны в интернете, но может проявить творческие способности и нарисовать самостоятельно. Эти же шапочки и маски можно использовать для подвижных игр. Несложно изготовить собственноручно разнообразные виды театров: варежковый, на конусах, театр коробок, на ложках.
Для режиссёрских игр вполне подойдут наборы некрупных животных, пупсы, куколки, а также мебель и транспорт соответствующего размера. Эти игрушки можно взять из сенсорных коробок и хранить отдельно, в открытых контейнерах, чтобы дети имели к ним доступ.
Атрибуты для режиссёрских игр удобно хранить в пластиковых контейнерах или коробках
Атрибуты для режиссёрских игр не должны иметь опасных мелких частей, также следует регулярно проверять, прочно ли держатся колёса машинок, ручки и ножки мелких пупсов и прочие детали игрушек.
Для полноценной образовательной деятельности необходимы разнообразные и интересные дидактические игры, соответствующие возрасту детей и способствующие решению образовательных задач. Это игры:
Большинство из них - настольно-печатные, воспитатель может изготовить их, использовав текстовый редактор Word или же нарисовать от руки. Они ценны тем, что:
Победителя с «зимним» полем можно попросить прочитать стишок на тему Нового года Игру можно включить в план занятия непосредственно образовательной деятельности по смене времён года Победителя с летней карточкой можно попросить придумать рассказ о лете Можно сыграть несколько раз, меняя поля у детей
Перед игрой с детьми проводится цикл бесед о происхождении предметов вокруг нас. Детям рассказывают, что всё вокруг либо относится к миру природы, либо создано руками людей. Чтобы закрепить эту информацию и проверить, все ли её усвоили, можно провести игру на умение классифицировать предметы по источнику происхождения. Детям раздают игровые поля, на которых изображены объекты-подсказки. Игровая задача состоит в том, чтобы разложить по игровым полям набор картинок в соответствии с тем, относятся они к неживой или живой природе либо сделаны руками людей.
Можно проверить, понимают ли дети, что значит «Живое» (растения и животные) «Неживое» - карточки с погодными явлениями и неодушевлёнными объектами По сути, игра проста, но полезна для освоения понятия «Рукотворное» и др
В игре «Поймай первый звук» малыши не только учатся делить звуки на гласные и согласные, но и определять твёрдость и мягкость согласных
Игра «Две корзинки» учит старших дошкольников определять не только первый звук в слове, но и первую букву в его написании
На трёх (или двух в начале года) полосках изображено определённое количество предметов. Дети считают их и выкладывают нужную цифру в специальном окошке.
В окошке справа дети выкладывают нужную цифру
Эта игра развивает память, внимание, воспитывает любовь к порядку
В каждой группе старшего дошкольного возраста желательно иметь «банк логических игр» в отдельной папке или коробке. Это игры на поиск:
Это могут быть распечатки заданий из интернета, а также разнообразные разрезные картинки, дощечки с кнопками и другие предметы, которые можно изготовить самостоятельно - часто не просто игры, а полноценные методические пособия для развития мышления и логики. Лучше, если детишки будут заниматься с ними под присмотром воспитателя (а касательно дощечек - это вообще необходимость)
Ребёнку лучше заниматься логическими заданиями под присмотром педагога Задание «Какой домик следующий?» заставит малыша подумать Задания на логику можно дополнить заданиями на внимательность Многие дети очень любят рисовать, и это ключ к пробуждению их интереса к логическим заданиям Дощечка с кнопками и резинками помогает детям окунуться в мир геометрии Дощечка с кнопками и резинка пригодится и на занятиях по математике
Дидактическая игра не имеет строгих временных рамок, но определённая логическая структура у неё есть. С учётом использования учебного времени и степени сложности игрового действия различают игры-миниатюры, которые занимают 3–5 минут, игры-эпизоды - 5–10 минут и игры-занятия длительностью до 20 минут.
Структура дидактической игры:
Этап игры-занятия | Содержание этапа |
Задачи |
|
Материалы |
|
Вступительная часть | Воспитатель: - Ребята, сегодня утром я проходила мимо нашего детского сада и увидела двух волшебниц. Они разговаривали о нас! Мне удалось записать их разговор, послушайте, о чём они спорили. Аудиозапись. Первая волшебница: - Мне нравится этот детский садик. Тут ребята такие весёлые, выдумщики, фантазёры, они умеют и знают очень много интересного! Вторая волшебница: - А я не верю, что они умеют фантазировать, они ещё маленькие! Наверное, они не умеют ни рисовать, ни делать поделки! Воспитатель: - Конечно же, я подошла и заступилась за ребят из нашего садика, ведь они и вправду умеют и знают очень много. Но недоверчивая волшебница захотела вас проверить и дала нашей группе трудное задание. Хотите знать, какое? (Демонстрирует воспитанникам листы бумаги с геометрическими фигурами). Она дала мне эти геометрические фигуры и сказала, что только самые-самые лучшие фантазёры и волшебники сумеют превратить их в предметы или даже животных. Как думаете, ребята, сможем ли мы оживить эти фигуры? Как же это можно сделать? Дети читают стихотворение:
|
Основная часть | Воспитатель: - Замечательно! Значит, с работой мы легко справимся. Но давайте вспомним правила игры:
Подготовим пальчики к работе.
Вот мы и размяли наши пальчики, можно и задание выполнять. Выбирайте фигуры и приступайте к работе.
|
Заключительная часть | Воспитатель вместе с детьми рассматривает работы, обсуждает, расспрашивает детей об их замыслах, хвалит за проявленную фантазию. Детские работы оформляются в виде декоративного фриза и выставляются по низу окон группы, «чтобы их увидела недоверчивая волшебница». |
Логическое завершение | Логическим завершением занятия является работа воспитателя на следующий день. Педагог приносит в группу яркую коробку и сообщает малышам, что встретила недоверчивую волшебницу. Та увидела красивые картинки, которые «оживили» дети, и поняла, что ребята настоящие фантазёры и мастера. Волшебница просит у детей прощение за свою недоверчивость и дарит им подарки. В коробке находятся медали с изображением весёлого человечка и надписью «Лучшему фантазёру». Медалей и листов с геометрическими фигурами нужно изготовить с запасом. Поскольку игра проводилась в свободном режиме, как самостоятельная художественная деятельность, некоторые дети могли отказаться играть в неё. Также в группу могут прийти дети, которых не было вчера. Естественно, после такого продолжения событий им тоже захочется изготовить «живую фигуру» и получить медаль от волшебницы. Воспитатель должен предоставить всем не участвовавшим ранее в игре детям такую возможность. А те, кто уже выполнял задание, помогут товарищам. |
Детство - пора радости и чудесных открытий. Прекрасно, если оно пройдёт в игре: полезной, увлекательной, развивающей. Работники дошкольных образовательных учреждений прилагают все усилия, чтобы сделать каждый день пребывания малыша в саду ярким, незабываемым и весёлым. А помогают им в этом разнообразные игры, порой необычные и волшебные, а также фантазия и педагогическое мастерство. У педагога, который наполняет пространство своей группы разнообразным, стимулирующим детское мышление и творчество материалом для игр, воспитанники растут настоящими умейками и любознайками.