Цель: формирование основ уважительного отношения к сотрудникам детского сада.
Задачи:
— обогащать представления детей о назначении детского сада, функциях разных помещений;
— вызывать желание рассказать о жизни в своем детском саду;
— способствовать самостоятельному применению полученных знаний в игровой, речевой деятельности.
Оборудование : диктофон, карточки-символы, заранее нарисованные детьми, для обозначения помещений, кабинетов, занятий, обложка для журнала, листы бумаги одного размера, но разного цвета, фотография детского сада, настольно-печатная игра «Во что мы любим играть», цветные карандаши, черно-белые контурные картинки с изображением того, чему учат в детском саду.
Воспитатель . Ребята, к вам за помощью обратился молодой художник. Ему нужно нарисовать иллюстрации к книге о детском саде. Но вот беда: он никогда не ходил в детский сад, поэтому не уверен в том, что сможет это сделать правильно. В общих чертах он представляет, что такое детский сад: это дом, где воспитывают детей дошкольного возраста, и здесь происходит много интересного. Но вот в какие игры играют в детском саду, чем дети любят заниматься, он не знает. Молодой художник не случайно обратился к вам за помощью: он слышал, что в вашем детском саду очень интересно, вы очень любите играть в разные игры, с удовольствием занимаетесь на занятиях. Он думает, что вы ему обязательно поможете. Ребята, вы готовы помочь художнику?
Дети . Да.
Воспитатель . Молодцы, ребята, я очень рада, что вы готовы ему помочь. Если художник не будет знать, чем занимаются дети в детском саду, он не сможет нарисовать картинки так, чтобы, глядя на них, все сразу поняли: это книга о детском саде. Ребята, как можно помочь художнику?
Дети. Можно подобрать картинки, книги, записать наши рассказы о том, чем мы занимаемся в детском саду.
Воспитатель . Ребята, как можно рассказать о том, чем мы занимаемся в детском саду?
Дети. Можно написать письмо, выслать наши рисунки о детском саде, фотографии о нашей группе, сделать газету, журнал о детском саде.
Воспитатель . Молодцы, как вы все хорошо придумали! Предлагаю сделать журнал с фотографиями и рисунками, который мы подарим художнику. Сегодня мы начнем его оформлять. Обложка для нашего будущего журнала уже готова. (Показывает детям красочно оформленную обложку.) А вот эти странички (показывает детям листы бумаги одного размера, но разного цвета) пока пустые и начнем мы их заполнять сегодня на занятии. Как вы думаете, что можно разместить на первой страничке?
Дети. Фотографии нашего детского сада, нашей группы.
Воспитатель предлагает детям выбрать фотографию детского сада и поместить ее на первой страничке журнала. Помогает детям приклеить ее.
Воспитатель . Ребята, а какие стихи вы знаете о нашем детском саде?
По предложению воспитателя дети рассказывают стихотворение.
Есть особый сад на свете,
Не деревья в нем, а дети,
Он — для маленьких ребят
И зовется детский сад.
Это просто добрый дом,
Где мы весело живем.
Воспитатели и няни
Целый день, конечно, с нами.
Здесь красиво, и светло,
И уютно, и тепло,
А вокруг друзья, подружки,
Есть и книжки, и игрушки.
Мы играем и рисуем,
Сказки слушаем, танцуем,
А из глины на дощечке
Лепим разных человечков.
И, понятно, день за днем
Потихонечку растем,
День придет — ив первый раз
Мы пойдем в свой первый класс!
Л. Кузьмина
Ребята, почему в этом стихотворении детский сад сравнивается с добрым домом?
Дети . Здесь мы играем с друзьями, гуляем, слушаем интересные рассказы и сказки, здесь хорошо, весело.
Воспитатель. Да, ребята, чувствовать себя как дома — это значит, хорошо, свободно, радостно. Дом — место, где нас ждут, где нам рады и всегда готовы помочь в трудную минуту. Детский сад — дом, где воспитывают детей дошкольного возраста. В детском саду человек становится образованным и культурным; в нем происходит много интересного, что позволяет познавать окружающий мир. Давайте все вместе споем песню о нашем любимом детском саде.
Дети исполняют песню «Детский сад» (муз. и сл. С. Солодовой).
Игра «Во что мы любим играть»
Каждый ребенок получает лист бумаги формата А4, на котором нарисовано 9 картинок в черно-белом варианте с изображением следующих видов игр: спортивные, сюжетно-ролевые, настольно-печатные, игры со строительным материалом, Лего, театрализованные, игры с бумагой, словесные, игры с природным материалом, подвижные. Вариант такого игрового задания можно взять из книги Е.В. Колесниковой «Портфолио дошкольника 5—7 лет» (М., 2009). Нужно раскрасить картинки с изображением игры, в которую дети любят играть в детском саду.
После выполнения задания воспитатель беседует с детьми по содержанию картинок, подводит итог: «Дети в группе играют в разные игры. В одних играх они учатся различать цвета, фигуры; в других — собирать мозаику; в третьих — сравнивать предметы по величине. Дети любят играть в дом, школу, больницу, пограничников, потому что они хотят быть похожими на взрослых».
Воспитатель . Ребята, как вы думаете, раскрашенные вами картинки с рассказами о любимых играх помогут художнику в оформлении книги о детском саде?
Дети. Да.
Воспитатель. А вы хотите поиграть в вашу любимую игру?
Дети . Да.
Проводится игра малой подвижности по желанию детей.
Воспитатель . Ребята, а как мы можем в нашей книге рассказать о помещениях, кабинетах детского сада?
Дети. Мы можем их нарисовать, поместить наши рассказы, сфотографировать.
Воспитатель. Предлагаю сфотографировать самые интересные места нашего детского сада, а затем оформить их вместе с вашими рассказами в журнале. Скажите, а что мы будем фотографировать?
Дети перечисляют помещения, кабинеты, имеющиеся в детском саду, а воспитатель выставляет карточки-символы, которые они ранее нарисовали.
Внимательно посмотрите на карточки, мы ничего не забыли?
Воспитатель вразбивку показывает карточки, а дети называют, что это: физкультурный и музыкальный залы, группа, спальня, кабинеты: заведующего, методиста, логопеда, музей «Русская изба», кухня, прачечная, групповой участок на улице, физкультурная площадка, огород.
Мы с вами договорились, что будем фотографировать, но нужно еще рассказать об этих помещениях и кабинетах. Кто хочет это сделать? Я запишу ваши рассказы.
Дети выбирают карточки-символы и рассказывают о помещениях детского сада.
Молодцы, ребята, интересные рассказы придумали о детском саде! А сейчас мы поиграем в игру.
Игра «Угадай, где я нахожусь»
Один ребенок движениями «рассказывает» о помещении детского сада, в котором любит бывать больше всего, но не называет его. Остальные должны догадаться, о каком помещении идет речь.
Воспитатель . Ребята, давайте подумаем, как можно интересно рассказать в книге о занятиях, которые проводятся в нашей группе каждый день, и о том, чему учат детей на занятиях.
Дети . Мы можем придумать рассказы о наших любимых занятиях, сделать рисунки, подобрать фотографии.
Воспитатель. Предлагаю раскрасить картинки, на которых изображено то, чему учат в детском саду.
Игра «Занятия в детском саду»
У каждого ребенка — лист бумаги с черно-белыми контурными картинками, где изображено то, чему учат в детском саду на занятиях: играть с детьми; ухаживать за растениями, животными; заниматься физкультурой; петь и танцевать; рисовать, лепить, делать аппликации; пересказывать сказки, читать стихи; составлять рассказы по картинкам; считать, читать; одеваться, раздеваться, убирать вещи на место. Вариант такого игрового задания можно взять из книги Е.В. Колесниковой «Портфолио дошкольника 5—7 лет» (М., 2009). Дети раскрашивают рисунок, на котором изображено любимое занятие.
После выполнения задания беседует с детьми по содержанию картинок.
Воспитатель . Ребята, посмотрите, какие замечательные странички для нашей книги мы с вами сделали!
Рассматривает их с детьми.
Сегодня после дневного сна мы сфотографируем самые интересные места детского сада и продолжим оформление нашего журнала, а потом отправим его по почте художнику. Думаю, что с его помощью он сможет нарисовать интересные картинки к книге о детском саде. Сегодняшнее занятие мне хочется закончить замечательной песней о детском саде — нашем втором доме.
Дети все вместе поют песню о детском саде.
КОНСПЕКТ КОМПЛЕКСНОНО ЗАНЯТИЯ
«Мы идем по улице» подг. гр
Программное содержание:
Закрепить знания детей о том, что светофор управляет сложным движением транспорта и пешеходов на улице и дорогах;
Закрепить у детей знания знаков, их назначение;
Учить детей выбирать наиболее безопасную дорогу, используя светофор и дорожные знаки, ориентироваться в пространстве, знать значение светофора;
Расширять знания детей о правилах поведения пешеходов и водителей в условиях улицы;
Упражнять в употреблении обобщающих слов: указательные, запрещающие, предупреждающие;
Закреплять умение использовать готовые формы для новой игрушки, создавать постройку зданий по схеме;
Развивать воображение, воспитывать интерес к творчеству, мыслительной деятельности.
ХОД ЗАНЯТИЯ:
Звучит песня «Этот город самый лучший город на земле».
Дети входят в группу. Рассаживаются.
Вос. : Город, в котором с тобой мы живём,
Можно по праву сравнить с букварём.
Азбука улиц, проспектов, дорог
Город даёт нам всё время урок.
Вот она азбука над головой –
Знаки развешаны вдоль мостовой.
Азбуку города помни всегда,
Чтоб не случилась с тобою беда.
Закон улиц и дорог. Который называется «Правила дорожного движения», строгий. Он не прощает, если пешеход идёт по улице, как ему вздумается, не соблюдая правил. Но этот закон и очень добрый. Он охраняет людей от страшного несчастья, бережёт их жизнь. Поэтому только постоянное соблюдение правил позволяет всем нам уверенно переходить улицы.
Сегодня вы покажете, как знаете правила дорожного движения, поведения на улице.
(выходят 3 детей)
Вместе: Чтоб вам помочь
Путь пройти опасный,
Горим и день и ночь –
Зелёный, желтый, красный.
1 ребенок: Все внимание! Все внимание!
Говорит вам жёлтый свет.
Объявляю вам заранее:
Перехода больше нет!
Не спешите, посмотрите,
Посмотрите на меня!
Не спешите, потерпите до зеленого огня!
2 ребёнок: Вот теперь идите смело,
Пешеходам путь открыт,
Проходите, разрешаю
Не беда, что я один,
Я надёжно защищаю
От трамваев и машин.
3 ребёнок: Красный свет – сигнал тревоги
В светофоровых глазах,
Не ходите по дороге,
Оставайтесь на местах.
Даже если вы спешите
На работу иль в кино,
Подождите, подождите,
Подождите всё равно.
Вместе: У нас девиз такой:
Подружитесь все ребята
С светофоровой семьёй
Восп. : А теперь я всех проверю и предлагаю вам игру. Я вам буду задавать вопросы, но отвечать на них не просто. Если вы поступаете согласно Правилам дорожного движения, то дружно отвечайте: «Это я, это я, это все мои друзья», а если нет – такой должен быть ответ.
Кто из вас идёт вперёд
Только там где переход?
Кто летит вперёд так скоро,
Что не видит светофора?
Знает кто, что красный свет –
Это значит, что хода нет?
Кто из вас идет домой,
Держит путь по мостовой?
Воспит.: Ещё я вам хочу задать вопросы:
Кто называется пешеходом?
По какой части улицы должен ходить пешеход?
Для чего предназначена улица?
На какие части делится улица?
Как называется место, где пересекается улица?
(под музыку появляется собака Боб)
Воспмт.: Кто ты?
Боб: Я ученик светофорных наук – Боб.
Воспит.: Значит ты знаешь правила дорожного движения.
Боб: А зачем мне их знать? Я и без них прекрасно обойдусь.
Воспит.:Ну что же, сейчас проверим. Скажи, пожалуйста, как надо переходить улицу?
Боб: Как? По проезжей части.
Воспит.: А как же тогда следует вести себя, если ты вышел из автобуса и тебе надо перейти на другую сторону улицы?
Боб: Надо обойти автобус. А ещё лучше пролезть между колёсами.
Воспит.: А можно ли играть на проезжей части?
Боб: Смотря во что. В шахматы нельзя.
Воспит.: Почему?
Боб: Машины мне фигуры посшибают. А вот в мячик можно. Ещё как.
Воспит.: А вы согласны с Бобом?
(обращается к Бобу): Правил дорожных на свете
Всех их выучить тебе
Не мешало.
Боб: Да я вот тут знаки какие-то принёс. Только я их не знаю. Может поможете мне разобраться?
Воспит.: Ребята. Посмотрите, сколько здесь знаков. Они все перемешаны. А давайте мы их разберём каждый по назначению. Какие по назначению знаки?
Игра «Назови знак».
Воспит.: а сейчас я предлагаю Вике и Снежанне выбрать предупреждающие знаки, Мише и Косте – запрещающие, а Ване и Оле – указательные знаки.
(дети выкладывают знаки на полу)
Воспит.: Молодцы! Вика и Снежанна, какие вы собрали знаки? Миша и Костя? Ваня и Оля?
Боб, ты что-нибудь понял? Тогда садись и ещё послушай.
А сейчас предлагаю сесть на стульчики и поиграть. Я буду показывать дорожный знак, а кто его узнал, встают на ноги (называют по одному или хором).
Воспит.: Я предлагаю поиграть в игру «Улица». У нас уже есть кое-что для игры.
Конспект занятия для подготовительной к школе группы «Знакомство со школой»
Ефимова Алла Ивановна, воспитатель ГБДОУ №43 г. Колпино Санкт – ПетербургШкола – это светлый дом,
Мы учиться будем в нём.
Там научимся писать,
Складывать и умножать.
В школе многое узнаем:
О своём любимом крае,
О горах и океанах,
О материках и странах;
И куда впадают реки,
И какими были греки,
И какие есть моря,
И как вертится Земля.
В школе мастерские есть…
Интересных дел не счесть!
И звонок весёлый.
Вот что значит "школа"!
Воспитатель:
Но для того, чтобы в школу пойти, нужно узнать, что, же вы знаете, умеете. А как вы думаете, школа отличается от садика?
Ответы.
Воспитатель:
Что нужно сделать, когда заходите в класс?
Ответы.
Воспитатель:
Правильно, и наши ребята подготовили стихи.
Ответы.
Воспитатель:
А как нужно себя вести в школе?
Ответы.
Воспитатель:
Расскажите, что вы знаете о школе? Как узнаете, что начинается урок?
Ответы.
Воспитатель:
А после урока, чем занимаются дети?
Ответ.
Воспитатель:
Правильно, на переменке отдыхают. Вот и я предлагаю вам немножко отдохнуть.
В России ежегодно отмечается день науки. В детском саду это событие не остаётся незамеченным, ежегодно проходит неделя науки в подготовительной группе. В течение недели планируются разнообразные эксперименты, доклады и проблемные ситуации, которые знакомят детей с научными открытиями. В рамках «Недели научных открытий» мы с детьми подготовительной группы мы проводили такие мероприятия.
В ходе которой дети узнали, что роботы используются в различных областях: медицине, космосе, производстве, в развлекательных целях. Дети с охотой делились впечатлениями о том, где они видели роботов.
Изготовление робота из коробок. Дошкольники назвали его Робиком, он каждый день приносил для детей интересные задания.
Рассказ воспитателя о научных достижениях человечества, решение проблемных ситуаций, типа «Что было бы, если бы не придумали самолёты (компьютеры, мультики т.д.)».
Внесение в группу схем и чертежей для рассматривания.
Самостоятельные игры с микроскопом, лупами, стёклами от очков, зарисовки наблюдений в книге «Что я видел».
Открытие лаборатории воды. Робик принёс детям воду, краски, соль, камни, лимон, разные ёмкости, мерные ложки и многое другое, с помощью чего можно доказать предположение детей о разных свойствах воды.
Изготовление цветных льдинок для ледяной скульптуры. Поскребли мы по сусекам и насобирали разные формочки для льда, вкладыши, детали конструктора и ещё кучу всего, куда можно залить воду. Ещё нам понадобились вёдра разного размера и пищевой краситель. По ходу деятельности мы закрепили способы получения цветов путём смешивания и выясняли особенности измерения объёма жидкости.
Просмотр презентации «Вода в природе», целью которой являлось выяснить знания детей о воде, её агрегатных состояниях. Мы вспомнили, что есть вода в овощах и фруктах, потому что наблюдали, как из них испаряется вода в течение недели, а потом помещали в жидкость и овощи принимали первоначальный вид. Говорили о круговороте воды в природе, вспомнили свойства пара.
Знакомство детей с природным электричеством. Опыты с электричеством всегда привлекают внимание детей. Вот и в этот раз мы прикрепляли воздушные шарики к стене, потерев тряпочкой, искали электричество в шерстяных вещах.
Просмотр передач о научных открытиях.
Конструирование роботов из разных материалов по предложенным схемам. Дошкольники проявили фантазию и сделали роботов из бумаги, спичек, конструктора. Потом стали изготавливать машины, ракеты-роботы и т.д.
Открытие магнитной лаборатории. Мы беседовали о полезных ископаемых, вспоминали свойства магнитов, искали предметы в песке с их помощью и заставляли героев театра двигаться.
Разгадывание ребусов по теме недели. Я старалась подобрать для детей развивающие задания по теме недели: логические таблицы, ребусы, лабиринты, корректурные пробы и зашумлённые изображения.
Домашние заготовки «Работа ТЕЦ». Дошкольники вместе с родителями подготовили небольшие сообщения и презентации о работе электростанций.
Экспериментирование с различными материалами. Мы выдвигали различные гипотезы, а потом доказывали или опровергали их, как настоящие учёные. Мы надували шарик на бутылке, пытались заморозить подсолнечное масло, утопить яйцо и многое другое.
Тематическая прогулка «День рождения Снежной королевы». На прогулке мы помогали королеве делать угощения: ледяные пирожные и огромный торт.
Открытие выставки «Роботехника» совместных работ с родителями.
Изготовление схем экспериментов, научных буклетов о свойствах воды, почвы, воздуха, брошюры «Для чего нужна вода». Дети подготовительной группы показывали это пособие малышам и рассказывали им о воде.
Изготовление рации — телефона для сюжетных игр.
В течение недели мы читали познавательные сказки Т.А. Шорыгиной, наблюдали за огородом на окне и ели лук собственного производства.
Кто-нибудь знает в чем польза подготовительной группы? Многие родители малышей детсадовского возраста мучаются вопросом: отдавать ли свое ненаглядное чадо в детский сад или же оставить под присмотром бабушек и дедушек. Конечно, в каждом случае все индивидуально и решать только вам, но ближе познакомившись с тем, что ожидает вашего кроху, в его первом учебном заведении, вам будет легче принять верное лечение.
В основном в этой возрастной группе продолжается применение сюжетно-ролевых игр в обучении деток дошкольного возраста. В подготовительной группе применяются интегрированные (комплексные) занятия, о которых пойдет речь чуть позже и проходит непосредственное развитие необходимых навыков у детей данного возрастного периода.
Давайте рассмотрим в конкретных примерах, каждый из этих методов.
Что касается сюжетно-ролевых игр: с помощью таких игр дети закрепляют способности к совместному взаимодействию друг с другом, то есть умению сотрудничать, развивается способность предметного взаимодействия (закрепление знаний про формы, цвета, размеры различных предметов).
Развивается воображение с помощью одушевления игрушечных персонажей, кукол.
В этом возрасте дети уже могут самостоятельно придумывать для себя роли и играть без непосредственного участия воспитателя, но роль взрослого в том, чтобы создать предметно-игровую среду и организовывать соответствующую атмосферу. Ребенок сам выбирает себе роль (мама, строитель, доктор) и затем ведет себя соответственно выбранному сюжету. Так закрепляется способность переносить свое действие с одного предмета на другой, сопоставлять свои поступки с действиями окружающих людей.
Воспитатель должен подготовить необходимые наборы игрушек, которые смогу увлечь детей игрой, а после этого подтолкнуть малышей к игре. Это можно сделать, начав игру самому, например, так: «Я доктор. Буду лечить деток. Здесь у меня будет находиться больница. Заходите, кого нужно полечить. Котик, ты заболел? Где у тебя болит? Покажи мне горлышко, а ушко. Сейчас температуру мерить будем, вот держи градусник» (Ставит котику градусник.) Теперь тебя посмотрим. У тебя ручка болит?». Затем воспитатель вместе с игрушками может полечить и ребят, а затем предложить деткам поиграть самим.
Конечно, в группе большее внимание уделяется развитию навыков счета, чтения, первым навыкам математики, письма.
Как мы уже говорили ранее, очень эффективными для развития способностей у детей являются комплексные занятия. Их отличительной особенностью является совмещение различных видов деятельности в одно занятие. Перемена типов действия прекрасно сочетается с активно – подвижной природе малышей и помогают рассмотреть изучаемый предмет (или явление) с разных точек зрения. В ходе занятия также предусмотрено закрепление новых знаний на практике. Преимущество в том, что ребенок не успевает утомиться от количества приобретенных новых знаний, а в необходимый момент на новый вид «впитываемой» информации.
Комплексные занятия помогают сгладить возникающие противоречия между педагогическим обучением и естественным развитием личности будущего школьника, таким образом, устраняется конфликт подвижной природы дошкольника и процессом обретения новой информации.
Соединяя в необходимых пропорциях фрагменты улучшения речевых способностей, изотворчества, развития физического здоровья в одно комплексное занятие, воспитатель может сохранить внимание ребят на высоком уровне довольно продолжительное время, причем это относится к детям различного темперамента и способностей. В интегрированном занятии практически любой малыш отыщет для себя интересные темы.
Основными областями, в которых обучают деток, в подготовишках являются:
Давайте на примере рассмотрим комплексное занятие из области знакомство с природой, развитие речи и навыков рисования. Представим его в сжатом виде, чтобы понять суть.
Занятие в подготовительной группе детского сада на тему: «Воробей»
Оборудование:
Ход занятия:
Сейчас мы познакомимся с маленькой птицей. Это – воробей. (Показываем картинку и читаем надпись).
Посмотрите на воробья. Размером он примерно с попугая (15 см), коричневый с серыми вставками.
Передвигается воробей мелкими прыжками, и издает звуки: «чик-чирик». Послушайте, как он чирикает. (Включаем аудиозапись).
Попробуйте сами так сказать «чик-чирик». (Звукоподражание).
А как же называются птенцы воробья? Давайте повторим птенцов других птиц.
Игра «угадайте птенца»
Птенец кукушки – … это кукушонок.
Птенец аиста – … это аистенок.
Птенец вороны –… это вороненок.
Птенец скворца – … это скворчонок.
Птенец совы – … это совенок.
Птенец журавля – … это журавленок.
А теперь поиграем.
Динамический отдых «Воробушки ищут корм»
Дети изображают полет птиц и выбегают из-за столиков на ковер, на котором лежат множество средних пуговиц. Это зерна и другой птичий корм. Воспитатель предлагает взять по два зернышка – больше воробей не унесет. Дети летят за едой несколько раз. Потом считают количество пуговиц. Говорится, что четыре состоит из двух двоек.
Теперь продолжение рассказа об особенностях поведения и жизни воробья.
Воробьи – птицы забавные, подвижные. Однажды произошла такая история. Воспитатель рассказывает короткую историю с элементами показа происходящего, можно привлечь ребят.
Чтение рассказа о воробье, известных писателей. Затем изобразить на листе эпизод из рассказа на подготовленном листе бумаги (допускаются контуры зарисовок).
Подвижная игра «Птицы летят домой»
Дети летят, как птицы. Если они слышат названия не птиц, то стоят на месте. А когда слышат слова «воробушки домой»» - бегут на ковер и становятся в гнезда (обручи).
Вороны домой летят.
Воробьи домой летят.
Свои рисунки вы возьмете домой и, смотря на них, расскажите про воробья.
Затем прочтите стихотворение или скороговорку про воробья.