Занятие в кружке умелые ручки коллективное творчество. Разработка занятия кружка «Умелые руки

Тема занятия : «Умелые ручки»

Цель :

формирование художественной культуры как составной части материальной и духовной культуры, развитие художественно-творческой активности, овладение образным языком декоративно - прикладного искусства.

Задачи :

Образовательные :

Способствовать формированию представления детей о работе кружка;

Ознакомить учащихся видами ручных работ;- обобщить и расширить представления детей о рукоделии; - ознакомление техникой безопасности на занятиях при работе с инструментами.

Развивающие :

Развитие интереса к ручному труду

Развитие творческого мышления;

Воспитательные :

Воспитывать у обучающихся качества аккуратности и собранности при выполнении приёмов труда, трудолюбие, умение слушать, коммуникабельность, аккуратность, активность, культуру труда, умение работать в коллективе.

Методическое оснащение:

    Образцы объектов труда

    фонограмма с записью музыки.

Оборудование и инструменты: шаблоны, ножницы, карандаши, клей ПВА, природный материал, кусочки ткани.

Используемые приемы, методы, технологии обучения:

    Рассказ

    Демонстрация готовых работ

    Беседа с объяснением нового материала

    Самостоятельная работа

Методы обучения :

Беседа, показ образцов, обсуждение, диалог, просмотр слайдов.

ХОД ЗАНЯТИЯ

    Организационный момент .

Психологический настрой.

Педагог: -Здравствуйте, ребята! Меня зовут Татьяна Николаевна. Я сегодня проведу у вас занятие кружка «Умелые руки».

Я рада вас приветствовать на нашем занятии.

Давайте улыбнемся, друг другу, чтобы всем стало теплее в этот холодный зимний денек!

Ребята, я хочу вас ознакомить с работой кружка «Умелые руки»,т. е.

с тем, чем можно заниматься на занятиях этого кружка и о чем этот кружок.

2. Введение в тему.

А корни кружка уходят глубоко в древнюю историю человечества.

Все что пришло к нам из глубины веков, мы называем народным творчеством. Народное творчество зародилось очень и очень давно. Случилось это, скорее всего, когда первый мыслящий человеко- предок с поэтическим именем Петя Кантроп, завалив мамонта каменной дубиной, выразительно произнёс с некоторым кайнозойским акцентом:

Петя Кантроп

мамонта хлоп!

Это и было началом.

Вместе с развитием человечества развивалось и народное творчество. В некоем году очередного столетия стали появляться русские народные сказки. А чтобы при рассказывании детям сказки получались интересные, древний человек сначала рисовал героев сказок на камне в пещере, затем вылепливал из глины, вырезал из дерева, шил из кожи зверей, а затем из ткани. Так появилось рукоделие.

А что такое рукоделие? (ответы детей: Рукоделие – это то, что можно делать самим из бумаги, из ткани, из природного материала.)

Правильно. Рукоделие – это вид деятельности человека, по-другому занятость . Также можно сказать, что рукоделие – это увлечение, творчество своими руками или по-другому хобби. Каждый из вас когда-нибудь да что-то делал своими руками. Например, рисовал природу за окном. И пусть ты не умеешь рисовать, но ты передал своим трудом то, что видишь, как ты понимаешь красоту этого мира. Через свои работы мы передаем всю любовь, красоту и доброту.

Скажите, ведь приятнее дарить подарки, сделанные своими руками, чем те, что ты купил в магазине. Так что на занятиях кружка «Умелые руки» мы будем изготавливать различные поделки своими руками. А уже свою работу вы можете подарить любимому человеку на какой–нибудь праздник или просто так, что бы сделать приятное.

А сейчас я покажу, какие поделки можно изготавливать на занятиях кружка, какие поделки делают ребята, которые уже посещают этот кружок.

3. Кружок «Умелые руки». Просмотр слайдов о кружке.

4. Практическое задание. Работа в группах.

1. - А сейчас, ребята, вы побудете в роли русских мастеров. Работать будете в группах. Каждая группа изготовит свою поделку.

Умеете работать в группах?

А как нужно работать в группах?

Давайте вспомним правила работы в группах

Правила работы в группах:

1. Выбираем командира группы.

2. Работаем сообща, дружно.

Сейчас, каждая группа посовещавшись, выберет своего командира. (дети выбирают)

Готовы? (ответы)

Тогда смело приступаем к работе.

2. - Командиры групп выходят и выбирают образец поделки, которую будут изготавливать. (выбор)

А что еще нужно для вашей работы? (ответы)

Верно. Весь материал вы выбираете на следующем столе в соответствии с вашим образцом.

Можете пофантазировать, добавить в изготавливаемый предмет что-то своё.

Физкультминутка.

(На мотив песни «Вместе весело шагать по просторам») .

Вместе весело шагать по просторам, по просторам, по просторам,

И конечно припевать лучше хором, лучше хором, лучше хором.

Раз присели, два присели, отдохнули,

Раз привстали, два привстали, потянулись.

Раз направо, два налево повернулись

И друг, другу добродушно улыбнулись.

5. Практическая работа.

Каждая группа приступает к выполнению поставленной задачи. Работаем быстро и дружно.

6. Выставка работ детей.

7. Подведение итогов.

Посмотрите, какие замечательные поделки у вас получились.
- Сегодня вы увидели, как много умеют ваши руки. Вы побывали в роли русских мастеров и у вас это получилось. Каждая группа справилась с заданием и справилась очень хорошо.

Но в мире так много того, чему можно ещё научиться, а этому могут научить занятия кружка «Умелые руки».

Вот и подошло к концу наше занятие.

Спасибо всем за занятие, за общение. Я желаю вам успехов.

- Кто получил удовольствие, изготавливая поделку своими руками?

- Почему?

Цветы из салфеток

Тип работы

Занятие кружка «Умелые руки»

Событие


Хорошее настроение

Техника


аппликация

Материал


Цели : повторить свойства бумаги; познакомить с разнообразными приемами работы с бумагой (сминание, сгибание, криволинейное вырезание); учить применять работы с бумагой для изготовления разнообразных изделий; развивать творческое воображение; воспитывать бережное отношение к материалам, интерес к занятиям кружка.
Оборудование: Цветная бумага коричневого и зеленого цветов, картон, салфетки, степлер, клей ПВА, простой карандаш, ножницы, шаблоны для композиции, образцы готовых картин, открыток.
Ход занятия.

1.Организационный момент.

Приветствие, знакомство.
2. Сообщение темы занятия. Тема нашего занятия «Цветы из салфеток».

Бумага – один из самых благодатных материалов для изготовления разнообразнейших поделок. Но тем, кто работает с бумагой, необходимо знать ее свойства и приемы работы с ней. Эти знания помогут правильно использовать бумагу при выполнении изделий.

Сегодня на занятии мы вспомним основные приемы работы с бумагой и с помощью них изготовим композицию.

3.Вводная беседа.

Все приемы работы с каким либо материалом разрабатываются с учетом его свойств. Вспомним, какие же свойства имеет бумага.


  1. Когда мы разрываем бумагу, какой край у нас получается? (Ответы учащихся) бумага состоит из волокон. Поэтому при разрыве обычно бывает неровный край и на нем видны отдельные волокна, из которых сделана бумага.

  2. Какой бумага бывает по цвету? (Ответы учащихся) Правильно, бумага бывает цветная и белая. Она легко окрашивается. Именно поэтому изделия из нее очень красочны.

  3. Какой бумага бывает по толщине? Какая бумага самая толстая, а какая самая тонкая? (Ответы учащихся) Бумага бывает толстая и тонкая. Толстая бумага – это картон, тонкая – калька.

  4. А если мы согнем бумагу по линии. Что при этом будет? (Ответы учащихся) Бумага сгибается, а линия сгиба остается. (Ответы учащихся) Если бумагу сжать руками, что при этом будет? (Ответы учащихся) Конечно бумага сомнется. Вспомнив эти основные свойства бумаги, мы вспомнили и основные приемы работы с ней. И используя их, мы сегодня на занятии создадим объемную композицию из цветов, выполненных из обычных салфеток в технике аппликации.
Цветы - неизменные спутники праздников, ярких событий, юбилеев.Какой праздник скоро мы будем отмечать? День учителя. Такой подарок можно сделать вашим учителям,бабушкам и дедушкам, родителям ведь дарить красоту - пожалуй основная задача цветов. Цветы во все времена - символ любви, верности, памяти.

4.Охрана труда.

Прежде чем начать работу, вспомним правила техники безопасной работы с инструментами (ножницы, клей)

Ребята, какие правилавы знаете о безопасной работе с этими инструментами?

(Ответы учащихся повторяются и дополняются учителем)

Инструктаж по технике безопасности при работе с ножницами.

1.Ножницы хранить закрытые в чехле.

5.Не размахивать ножницами.

5. Вводный инструктаж .

На столе у вас есть все необходимые материалы, инструменты для работы. А также инструкция как изготовить цветок из салфетки, все шаблоны нашей композиции


  1. Сначала нужно выбрать фон для вашего панно. Это может быть синий, голубой или серый цвета картона.

  2. Затем из двух салфеток белого и розового цветов изготовить четыре цветка, как показано в инструкции.

  3. Обвести шаблон веточки и вырезать ее из коричневой бумаги.

  4. Обвести шаблон листика и вырезать 10 прямоугольников. Затем согнуть их вдоль, и вырезать листики.

  5. Приклеить веточку на картон(клея использовать очень мало, точечно)

  6. Расположить на веточке готовые цветы, приклеить их.

  7. Расположить на панно листочки, приклеить располагая клей только у основания листочка, чтобы листик отставал от картона.

  8. Оформить работу в рамку из белой бумаги.
6.Практическая работа.

Приступайте, пожалуйста, к работе.

1.Контроль организации рабочего места.

2. Контроль правильности выполнения приемов работы и соблюдений правил безопасной работы.

3. Оказание помощи учащимся, испытывающим затруднения.

4. Контроль объема и качества выполненной работы.

7. Итог занятия.

Какие красивые букеты украсили наш класс! И все панно получились очень разные. Аккуратно изготовленные бумажные цветы могут служить прекрасным подарком. И тогда столько цветов останутся живыми в природе и будут украшать нашу прекрасную землю. А сейчас я хочу прочитать вам стихотворение Т. Собакина

Сорву цветок,

Если ты

Сорвешь цветок…

Если все:

И я, и ты,-

Сорвем цветы,

То окажутся пусты

И деревья,

И кусты…

И не будет красоты.

И не будет доброты.

Если только я и ты

Если мы сорвем цветы…

Закончить наше занятие я хочу следующим:

У меня на столе лежат цветочки трех цветов, если Вам занятие понравилось, уходя с занятия, возьмите себе цветок красного цвета, если не понравилось – синего, если вы остались равнодушны – серого.

(по количеству оставшихся разноцветных цветочков можно определить на сколько занятие понравилось детям)

Д/З На следующее занятие принесите картон, бумагу, клей, ножницы.

Физкультминутка

Солнце спит, небо спит

(голову кладут на руки),

Даже ветер не шумит,

Рано утром солнце встало

(встают из-за парт),

Всем лучи свои послало

(руки поднимают вверх, пальцы растопырены).

Вдруг повеял ветерок

(волнообразные движения руками),

Небо тучей заволок

(круговые движения руками)

И деревья раскачал

( наклоны влево,вправо),

Дождь по крышам застучал.

Барабанит дождь по крыше

(стучат по крышке стола пальцами),

Солнце клонится все ниже,

(наклоняются вперед)

Вот и спряталось за тучи,

Ни один не виден лучик

(исходное положение)

Физкультминутка


  1. Исходное положение – стоя, руки опущены вниз. На счет «раз-два-три» -учащиеся наклоняются, руки вытягиваются вперед; на счет- «четыре-пять-шесть» - возвращаются в исходное положение. Упражнение выполняется 3-4 раза. Темп медленный.

  2. Исходное положение -= руки на поясе. Прыжки на двух ногах(1-4 раза). Прыжки с поворотами напрво до исходного положения (5-8 раз). То же с поворотами налево.

Цветы из

салфеток

Картон, цветная бумага, салфетки
Последовательность изготовления панно

«Цветущая яблоня»

1.Сначала нужно выбрать фон для вашего панно. Это может быть синий, голубой или серый цвета картона.

2.Затем из двух салфеток белого и розового цветов изготовить четыре цветка, как показано в инструкции.

3.Обвести шаблон веточки и вырезать ее из коричневой бумаги.

4.Обвести шаблон листика и вырезать 10 прямоугольников. Затем согнуть их вдоль, и вырезать листики.

5.Приклеить веточку на картон(клея использовать очень мало, точечно)

6.Расположить на веточке готовые цветы, приклеить их.

7.Расположить на панно листочки, приклеить располагая клей только у основания листочка, чтобы листик отставал от картона.

8.Оформить работу в рамку из белой бумаги.

Тип работы

Занятие кружка «Умелые руки»

Событие


Хорошее настроение

Техника


аппликация

Материал


Правила техники безопасности при работе с ножницами.

1.Ножницы хранить закрытые в чехле.

2. Во время работы ножницы должны лежать на столе с правой стороны кольцами к себе, с закрытыми лезвиями.

4.Передавать ножницы, держась за сомкнутые лезвия кольцами вперёд, запрещается бросать, не ронять ножницы.

5.Не размахивать ножницами.

Правила техники безопасности при работе с клеем.

1.Клей хранить в плотно закрытой упаковке.

2.Выдавливать только необходимое количество клея.

3.Клей наносить кистью или клеем- карандашом.

Конспект занятия

кружка

«Умелые ручки»

Тема занятия : Вводное занятие

Цель :

формирование художественной культуры как составной части материальной и духовной культуры, развитие художественно-творческой активности, овладение образным языком декоративно - прикладного искусства.

Задачи :

Образовательные :

Способствовать формированию представления детей о работе кружка;

Ознакомить учащихся видами ручных работ;

Обобщить и расширить представления детей о рукоделии;

Ознакомление техникой безопасности на занятиях при работе с инструментами.

Развивающие :

Развитие интереса к ручному труду

Развитие творческого мышления;

Воспитательные :

Воспитывать у обучающихся качества аккуратности и собранности при выполнении приёмов труда, трудолюбие, умение слушать, коммуникабельность, аккуратность, активность, культуру труда, умение работать в коллективе.

Методическое оснащение:

    Образцы объектов труда

    фонограмма с записью музыки.

    Презентация MicrosoftOfficePowerPoint

Оборудование и инструменты: шаблоны, ножницы, карандаши, клей ПВА, природный материал, кусочки ткани.

Используемые приемы, методы, технологии обучения:

    Рассказ

    Демонстрация готовых работ

    Беседа с объяснением нового материала

    Самостоятельная работа

Методы обучения :

Беседа, показ образцов, обсуждение, диалог, просмотр слайдов.

Тип занятия : изучение нового материала (вводное занятие)

Форма занятия: творческая мастерская (фронтальная, индивидуальная, работа в малых группах),

Прогнозируемый результат: заинтересовать

Связь с другими областями (предметами): окружающий мир, музыка.

ХОД ЗАНЯТИЯ

    Организационный момент .

Психологический настрой.

Педагог: -Здравствуйте, ребята! Я сегодня проведу у вас занятие кружка «Умелые руки».

Я рада вас приветствовать на нашем занятии.

Давайте улыбнемся, друг другу, чтобы всем стало теплее в этот холодный зимний денек!

Ребята, я хочу вас ознакомить с работой кружка «Умелые руки»,т. е.

с тем, чем можно заниматься на занятиях этого кружка и о чем этот кружок.

2. Введение в тему.

А корни кружка уходят глубоко в древнюю историю человечества.

Все что пришло к нам из глубины веков, мы называем народным творчеством. Народное творчество зародилось очень и очень давно. Случилось это, скорее всего, когда первый мыслящий человекопредок с поэтическим именем Петя Кантроп, завалив мамонта каменной дубиной, выразительно произнёс с некоторым кайнозойским акцентом:

Петя Кантроп

мамонта хлоп!

Это и было началом.

Вместе с развитием человечества развивалось и народное творчество. В некоем году очередного столетия (ещё при царствовании царя Гороха) стали появляться русские народные сказки. А чтобы при рассказывании детям сказки получались интересные, древний человек сначала рисовал героев сказок на камне в пещере, затем вылепливал из глины, вырезал из дерева, шил из кожи зверей, а затем из ткани. Так появилось рукоделие.

А что такое рукоделие? (ответы детей: Рукоделие – это то, что можно делать самим из бумаги, из ткани, из природного материала.)

Правильно. Рукоделие – это вид деятельности человека, по-другому занятость . Также можно сказать, что рукоделие – это увлечение, творчество своими руками или по-другому хобби. Каждый из вас когда-нибудь да что-то делал своими руками. Например, рисовал природу за окном. И пусть ты не умеешь рисовать, но ты передал своим трудом то, что видишь, как ты понимаешь красоту этого мира. Через свои работы мы передаем всю любовь, красоту и доброту.

Скажите, ведь приятнее дарить подарки, сделанные своими руками, чем те, что ты купил в магазине. Так что на занятиях кружка «Умелые руки» мы будем изготавливать различные поделки своими руками. А уже свою работу вы можете подарить любимому человеку на какой – нибудь праздник или просто так, что бы сделать приятное.

А сейчас я покажу, какие поделки можно изготавливать на занятиях кружка, какие поделки делают ребята, которые уже посещают этот кружок.

3. Кружок «Умелые руки». Просмотр слайдов о кружке.

4. Практическое задание. Работа в группах.

1. - А сейчас, ребята, вы побудете в роли русских мастеров. Работать будете в группах. Каждая группа изготовит свою поделку.

Умеете работать в группах?

А как нужно работать в группах?

Давайте вспомним правила работы в группах

Правила работы в группах:

1. Выбираем командира группы.

2. Работаем сообща, дружно.

Сейчас, каждая группа посовещавшись, выберет своего командира. (дети выбирают)

Готовы? (ответы)

Тогда смело приступаем к работе.

2. - Командиры групп выходят и выбирают образец поделки, которую будут изготавливать. (выбор)

А что еще нужно для вашей работы? (ответы)

Верно. Весь материал вы выбираете на следующем столе в соответствии с вашим образцом.

Можете пофантазировать, добавить в изготавливаемый предмет что-то своё.

Физкультминутка.

(На мотив песни «Вместе весело шагать по просторам») .

Вместе весело шагать по просторам, по просторам, по просторам,

И конечно припевать лучше хором, лучше хором, лучше хором.

Раз присели, два присели, отдохнули,

Раз привстали, два привстали, потянулись.

Раз направо, два налево повернулись

И друг, другу добродушно улыбнулись.

5. Практическая работа. (звучит музыка)

Каждая группа приступает к выполнению поставленной задачи. Работаем быстро и дружно.

6. Выставка работ детей.

7. Подведение итогов.

- Посмотрите, какие замечательные поделки у вас получились.
- Сегодня вы увидели, как много умеют ваши руки. Вы побывали в роли русских мастеров и у вас это получилось.
Каждая группа справилась с заданием и справилась очень хорошо.

Но в мире так много того, чему можно ещё научиться, а этому могут научить занятия кружка «Умелые руки».

Вот и подошло к концу наше занятие.

Спасибо всем за занятие, за общение. Я желаю вам успехов.

- Кто получил удовольствие, изготавливая поделку своими руками?

- Почему?

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное

Учреждение «Детский сад «Пчелка»»

с.Александров-Гай Александрово-Гайского муниципального района Саратовской области

Кружок «Умелые ручки»

2015-2016 уч.год.

Воспитатель:

Мамешева Р.Д.

Кружок «Умелые ручки»

Программа дополнительного образования

Пояснительная записка

В изобразительной деятельности ребенок самовыражается, пробует свои силы и совершенствует свои способности. Она доставляет ему удовольствие, но прежде всего, обогащает его представления о мире.
Программа дополнительного образования «Умелые ручки» является авторской программой художественно-эстетической направленности, созданной на основе методических пособий Афонькина С. Ю., Афонькиной Е. Ю. “Игрушки из бумаги”, Аверьяновой А.П. “Изобразительная деятельность в детском саду”, Волчковой В.Н., Степановой Н.В. “Конспекты занятий в старшей группе детского сада. ИЗО”, Давыдовой Г.Н. “Детский дизайн. Пластилинография”, Казаковой Р.Г. “Рисование с детьми дошкольного возраста. Нетрадиционные техники”, Малышевой А.Н., Ермолаевой Н.В. “Аппликация в детском саду”, Петровой И.М. “Объёмная аппликация”, Рябко Н.Б. “Занятия по изобразительной деятельности дошкольников. Бумажная пластика”, Швайко Г.С. “Занятия по изобразительной деятельности в детском саду” .
Дошкольный возраст – яркая, неповторимая страница в жизни каждого человека. Именно в этот период устанавливается связь ребёнка с ведущими сферами бытия: миром людей, природы, предметным миром. Происходит приобщение к культуре, к общечеловеческим ценностям. Развивается любознательность, формируется интерес к творчеству.
Для поддержки данного интереса необходимо стимулировать воображение, желание включаться в творческую деятельность. На занятиях по рисованию, лепке, аппликации, а также ручному труду у детей развиваются эмоционально – эстетические чувства, художественное восприятие, совершенствуются навыки изобразительного и конструктивного творчества.
Диалоги на занятиях между преподавателем и ребенком направлены на совместное обсуждение ситуации и предполагают активное участие обеих сторон. Беседа является одним из основных методов формирования нравственно-оценочных критериев у детей. Беседа на тему «почему нравится...» или «почему не нравится...» с помощью наводящих вопросов побуждает ребенка к осмысливанию объекта. Необходимо, чтобы ребенок уточнил для себя те критерии, по которым он оценивает предмет.
Частично-поисковый метод направлен на развитие познавательной активности и самостоятельности. Он заключается в выполнении небольших заданий, решение которых требует самостоятельной активности (работа со схемами, привлечение воображения и памяти).
Метод проблемного изложения направлен на активизацию творческого мышления, переосмысление общепринятых шаблонов и поиск нестандартных решений.
На занятиях используются игры и игровые приемы, которые создают непринужденную творческую атмосферу, способствуют развитию воображения.
Большое внимание уделяется творческим работам. Это позволяет соединить все полученные знания и умения с собственной фантазией и образным мышлением, формирует у ребенка творческую и познавательную активность. В процессе обучения широко используются наглядные пособия. Это способствует сокращению времени на изложение теории.
Одним из важных условий реализации данной программы является создание необходимой материальной базы и развивающей среды для формирования творческой личности ребенка.

Новизна

Изучив ряд методических пособий и литературы по организации и проведению работы в кружках с дополнительным образование, опыт работы детских садов, выявлено, что работа ведётся в узком направлении: либо это занятия по рисованию, либо по ручному труду (наряду с конструированием из бумаги, строительного и природного материала).Программа “Умелые ручки” – комплексная, включающая занятия по аппликации, ручному труду, рисованию, в том числе с использованием нетрадиционных способов, которые направлены на развитие у дошкольников творчества, определяющиеся как продуктивная деятельность, в ходе которой ребенок создает новое, оригинальное, активизируя воображение и реализуя свой замысел, находя средства для его воплощения.

Цель программы

Основная цель программы - создавать условия для формирования всесторонне интеллектуальной, эстетически развитой творческой личности; опираясь на интегрированный подход; содействовать развитию инициативы, выдумки и творчества детей в атмосфере эстетических переживаний и увлеченности, совместного творчества взрослого и ребенка, через различные виды изобразительной и прикладной деятельности.

Задачи программы

Программа предусматривает реализацию педагогических, познавательных и творческих задач.
Педагогические задачи
предполагают формирование таких свойств личности, как внимание, осознанность в действиях, усидчивость, целеустремленность, аккуратность, художественный вкус, стремление к экспериментированию, формирование творческого начала в личности ребенка, развитие его индивидуальности.
Познавательные задачи реализуются через поиск детьми новых знаний в области изобразительного искусства и познание своих возможностей путем соединения личного опыта с реализацией заданных действий.
Творческие задачи - это те задачи, которые требуют от ребенка комбинирования известных приемов художественной деятельности и главным образом самостоятельно найденных в результате экспериментирования с художественными материалами.
Программа “Умелые ручки” рассчитана на 1год (старший дошкольный возраст). Для успешного освоения программы на занятиях численность детей в группе кружка должна составлять не более 10 человек. Кружок “Умелые ручки” посещают дети по запросам родителей. Занятия проводятся 1 раз в неделю, с сентября по май. Продолжительность занятий с группой - не более 20 минут – в старшей группе.

Формы проведения занятий

Формы проведения занятий различны. Предусмотрены как теоретические - рассказ воспитателя, беседа с детьми, рассказы детей, показ воспитателем способа действия,- так и практические, в ходе которых дети под контролем педагога самостоятельно выполняют работу.

Ожидаемые результаты

В результате обучения по данной программе предполагается овладение детьми определенными знаниями, умениями, навыками, выявление и осознание ребенком своих способностей, формирование общетрудовых и специальных умений, способов самоконтроля, развитие внимания, памяти, мышления, пространственного воображения, мелкой моторики рук и глазомера; художественного вкуса, творческих способностей и фантазии; овладении навыками культуры труда, улучшении своих коммуникативных способностей и приобретении навыков работы в коллективе.

Формы подведения итогов реализации дополнительной образовательной программы:

- выставки детских работ в детском саду;
- составление альбома лучших работ;
- участие в конкурсах художественно -
эстетической направленности;
- презентация детских работ родителям (сотрудникам, малышам);
- творческий отчет воспитателя – руководителя кружка на педсовете;

Учебно-методический план дополнительной образовательной программы:

1 год обучения


N п/п

Наименование тем

Количество часов

теория

практика

Ручной труд
“Ёжик”.

Нетрадиционное рисование
“В саду созрели яблоки”.

Аппликация
“Пароход”.

Рисование
“Осеннее дерево”.

Аппликация
“Осеннее дерево”.

Нетрадиционное рисование.
“Ветка рябины”.

Рисование
“Щенок. Котёнок”.

Рисование
“Пасмурный осенний день”.

Аппликация (объёмная)
“Лилия”.

Нетрадиционное рисование
“Осенние листья”.

Рисование
Композиция “Два весёлых гуся”.

Рисование
“Мамочка милая моя”.

Аппликация
“Чудо-ёлка”.

Нетрадиционное рисование
“Нарядная ёлочка”.

Рисование
“Еловые шишки на ветке”.

Рисование
“Сказочный дворец”.

Ручной труд
“Ангелочек”.

Нетрадиционное рисование
“Подводный мир”.

Рисование
“Снежинка”.

Рисование
“Что тебе больше всего понравилось на празднике?”

Ручной труд
“Валентинка”.

Нетрадиционное рисование
“Зимняя ночь”.

Рисование
Композиция “Царевна – ёлочка”.

Рисование
“Пограничник с собакой”.

Аппликация
“Корзина с цветами в подарок маме” .

Нетрадиционное рисование
“Хмурый день”.

Аппликация
“Цветы”.

Рисование
“Добрый сказочный герой”.

Лепка
“Кактус”.

Нетрадиционное рисование
“Чудесный букет”.

Рисование
Композиция “Луговые цветы”.

Рисование
“В космосе”.

Аппликация
“Рыбка”.

Нетрадиционное рисование.
“Звёздное небо”.

Аппликация.
Итоговое занятие.

Итоговая выставка за учебный год.

Методическое обеспечение дополнительной образовательной программы

1 год обучения

Тема занятия

Программное содержание

Материал и оборудование

1.Работа с природным материалом
“Ёжик”.

Создавать образ животного с помощью природного материала – сухие берёзовые листья. Дополнять аппликацией детали – глаза, яблоко. Развивать умение работать по шаблону. Воспитывать аккуратность.

Картон голубого цвета, цветная бумага, шаблоны, ножницы, просушенные и ломаные берёзовые листья, принадлежности для аппликации.

2. Нетрадиционное рисование
“В саду созрели яблоки”. (тычок)

Учить рисовать яблоки на ветках, закреплять умение детей наносить один слой краски на другой методом тычка. Расширять знания детей о фруктах, побуждать интерес к природе, внимание к её сезонным изменениям.

Альбомный лист, гуашь, две кисточки (мягкая и жёсткая), палитра для проверки цвета,

3.Аппликация“Пароход”.

Учить создавать образную картину,упражнять в вырезании одинаковых частей,закреплять умение красиво рас полагать изображение на листе.

Белая бумага формат А-4, ножницы.

4.Рисование
“Осеннее дерево”.

Учить детей располагать предметы на широкой полосе земли “ближе” и “дальше”; учить передавать в рисунке строение дерева – соотношение частей по величине и их расположение относительно друг друга; упражнять в рисовании концом кисти тонких веток и листвы дерева приёмом вертикального мазка.

Альбомный лист, тонированный на 1/3 зелёной краской, гуашь, принадлежности для рисования.

5.Аппликация
“Осеннее дерево”.

Учить детей выполнять дерево, листву, землю приёмом обрывания; закрепить навык работы с клеем.

Картон голубого цвета, цветная бумага, принадлежности для аппликации.

6.Нетрадиционное рисование
“Ветка рябины”.
(рисование ватными палочками)

Учить анализировать натуру, выделять её признаки, особенности. Учить рисовать ягоды рябины ватными палочками, с умеренным нажимом на неё. Закреплять умение рисовать приёмом примакивания (для листьев). Развивать чувство композиции, восприятия.

Ветка рябины, альбомный лист, гуашь, ватные палочки, принадлежности для рисования.

7.Рисование
“Щенок. Котёнок”.

Познакомить детей со способом рисования щенка , выделяя форму его частей, пропорции; делать набросок (голова - круг, туловище – овал, лапы – вспомогательные линии)...

Бумага формат А4,карандаш, принадлежности для рисования.

8.Рисование
“Пасмурный осенний день”.

Продолжать развивать у детей передавать в рисунке связное содержание; развивать представление о том, что через набор красок (колорит) можно передать в рисунке определённую погоду и настроение; закреплять умение рисовать предметы на широкой полосе земли.

Серые листы бумаги с широкой полосой земли, гуашь, принадлежности для рисования.

9.Объёмная аппликация
“Лилия”.

Учить детей делать объёмный цветок, вырезая детали (лепестки, лист) по шаблону. Совершенствовать навык работы с шаблонами, ножницами. Учить закруглять кончики листев с помощью ножниц, украшать серединку цветка пшеном.

Картон зелёного цвета, белая бумага, шаблоны, простой карандаш, пшено, принадлежности для аппликации.

10.Нетрадиционное рисование.
“Осенние листья” (отпечаток листьев).

Познакомить детей с техникой печатания листьев. Развивать цветовосприятие. Учить смешивать краски прямо на листьях или тампонах при печати.

Лист тёмного цвета, гуашь, поролоновые тампоны, принадлежности для рисования.

11. Рисование
Композиция «Два весёлых гуся».

Упражнять в умении ориентироваться на листе бумаги; продолжать знакомить детей с произведениями русского фольклора.

Бумага, принадлежности для рисования.

12.Рисование
“Мамочка милая моя”.

Познакомить детей с портретом – одним из видов изобразительного искусства. Учить рисовать портрет мамы, стараясь передать сходства (цвет волос и форма причёски, цвет глаз, одежда и т.д.). познакомить с пропорциями и симметрией человеческого лица. Закреплять умение делать лёгкий набросок простым карандашом, а затем рисовать акварелью. Пробудить в детях желание отразить в рисунке чувство нежности, любви к маме.

Альбомные листы, простые карандаши, акварель, кисти.

13. Аппликация
“Чудо-ёлка ”.

Учить вырезать елку и украшения для нее (шары, гирлянды, зверюшек), используя знакомые приемы.

Принадлежности для аппликации.

14.Нетрадиционное рисование
“Нарядная ёлочка”.

Учить изготовлять плоскостные ёлочные игрушки в технике акварель + восковые мелки для украшения ёлочки. Закреплять умение украшать различные геомтрические формы узорами, как на ёлочных игрушках. Учить украшать ёлку бусами, используя рисование пальчиками.

Различные вырезанные из бумаги фигуры, ёлочка, акварель, восковые мелки, гуашь, акварель, ёлочные игрушки.

15.Рисование
“Еловые шишки на ветке”.

Еловые шишки на ветке Тычок жесткой кистью. Передача в рисунке строения ветки ели с шишками, прорисовка контуров простым карандашом.

Принадлежности для аппликации .

Рисование
“Сказочный дворец”.

Учить создавать сказочный образ, рисуя основу здания и придумывая украшающие детали (решётки, балконы, различные колонны и т.д.), подчеркнуть возможности необычной формы окон, колонн, дверей, красивых куполообразных крыш; учить делать набросок простым карандашом только главных деталей; закреплять приёмы рисования гуашью.

Альбомный лист, простой карандаш, гуашь, палитра, принадлежности для рисования.

17.Ручной труд
“Ангелочек”.

Учить детей делать объёмную игрушку из неполного круга. Учить работать с ватой. Закреплять умение работать по шаблону. Развивать интерес к оформлению.

Шаблоны, бумага синего, белого, жёлтого цвета, ножницы, простой карандаш, вата, принадлежности для аппликации.

18.Нетрадиционное рисование
“Подводный мир”

Совершенствовать умение в нетрадиционной изобразительной технике – восковые мелки+акварель, отпечатки ладоней. Учить превращать отпечатки ладоней в рыб, медуз, рисовать различные водоросли, рыб разной величины. Развивать выражение, чувство композиции.

Голубой или белый лист формата А-3, восковые мелки, акварель, эскизи, иллюстрации принадлежности для рисования.

19.Рисование
“Снежинка”.

Цель: учить «снежинки»

Принадлежности для рисования.

20.Рисование
“Что тебе больше всего понравилось на празднике?”.

Учить детей отражать в рисунке свои впечатления от новогоднего праздника. Учить рисовать несколько предметов, объединённых общим содержанием; передавать в рисунке форму, строение, пропорции предметов, их харакерные особенности. Учит детей красиво располагать изображение на листе бумаги. Развивать воображение, творческую активность.

Альбомный лист, простые и цветные карандаши, гуашь, акварель, принадлежности для рисования.

21.Ручной труд
“Валентинка”.

Учить детей делать “Валентинку”. Закреплять навык работаты по шаблону. Учить украшать “Валентинку” по контуру яичной скорлупой, придавая ей выразительность и объёмность.

Шаблоны, красный артон, мелкая яичная скорлупа, принадлежности для аппликации.

22.Нетрадиционное рисование
“Зимняя ночь” (чёрно-белый граттаж).

Познакомить с новой техникой – чёрно-белый граттаж. Учить передавать настроение тихой зимней ночи, упражнять в использовании таких средств выразительности, как линия, штрих.

Полукартон, свеча, тушь или гуашь чёрного цвета, жидкое мыло, заострённая палочка, эскизы.

Рисование по готовой форме .

Принадлежности для рисования.

24.Рисование
“Пограничник с собакой”.

Учить детей создавать в рисунке образ воина-защитника, передавать характерные особенности одежды, оружия, позы человека. Закреплять умение рисовать крупно стоящую собаку, красиво располагая изображение на листе. Учить использовать навыки рисования простым карандашом, фломастерами. Воспитывать интерес и уважение к защитникам Отечества.

Альбомные листы, простые и цветные карандаши, фломастеры, акварель, принадлежности для рисования.

25.Объёмная аппликация
“Корзина с цветами в подарок маме”.

Развивать способность чувствовать специфику материала, умение создавать бъёмную композицию из цветов. Развивать чувство прекрасного, желание сделать подарок своими руками.

Голубой картон, цветная бумага, гофрированая бумага, принадлежности для аппликации.

26.Нетрадиционное рисование.
“Хмурый день” (пластилинография).

Учить наносить тонкий слой пластилина на основу, смешивать пластилин на картоне. Воспитывать аккуратность и творчество в работе.

Картон, доска, пластилин, стеки, вода, тряпочка, губка.

Создать модульную обрывную аппликацию из цветной бумаги своими руками.

Цветной картон, цветная бумага, ножницы, клей, принадлежности для аппликации.

28.Рисование.
“Добрый сказочный герой”.

Познакомить детей с книжной графикой, с художниками-иллюстраторами, учить детей создавать образ сказочного героя, декоративному оформлению образа, прорисовке деталей костюма. Учить передавать образ добра красоты через цвет и костюм.

Гуашь, акварель, цветные карандаши (по выбору), иллюстрации к сказкам, принадлежности для рисования.

29.Лепка
“Кактус в горшочке”.

Развивать практические умения и навыки детей при создании заданного образа посредством лепки, продолжать знакомить детей со свойствами пластиина: мягкий, податливый, способный принимать заданную ему форму. Учить использовать возможности бросового материала (н-р зубочистки) для придания объекту завершённости и выразительности.

Набор пластилина, зубочистки, принадлежности для лепки.

30.Нетрадиционное рисование
“Чудесный букет”.

Закреплять знания о симметричных и несимметричных предметах, навыки рисования гуашью. Учить изображать букет в технике монотипии.

Альбомный лист, гуашь, кисти, эскизи, иллюстрации принадлежности для рисования.

31.Рисование
Композиция “Луговые цветы”.

Учить детей рисовать, используя разные базовые формы, соединять детали, вставляя бутон в чашечку; соединив два бутона, получать модель распустившегося цветка, создавать общую композицию.

Принадлежности для рисования.

32.Рисование
“На далёкой планете”.

Закрепить навык работы гуашевыми красками по цветному фону, умение рисовать ракету, планеты, космонавта и т.д. Развивать фантазию, воображение при рисовании космоса. Закреплять умение рисовать одним цветом по другому по мере высыхания, дополнять рисунок интересными и необычными деталями. Учить использовать пространство переднего и заднего плана.

Альбомный листы, тонированные разными цветами, гуашь, палитры, принадлежности для рисования.

33.Аппликация
“Рыбка” (украшение конфетти).

Учить вырезать рыбку по шаблону, придавать ей завершённость и выразительность через конфетти. Воспитывать усидчивость, умение доводить работу до конца.

Картон голубого цвета, разноцветное конфетти, шаблоны, цвтная бумага, принадлежности для аппликации.

34.Нетрадиционное рисование.
“Звёздное небо”.

Учить создавать образ звёздного неба, используя смешание красок, набрызг и печать потрафарету. Развивать цветовосприятие. Упражнять в рисовании с помощью техник – набрызг, печать поролоном по трафарету.

Альбомный лист, трафареты, поролоновый тампон, зубныя щётка и палочка для набрызга, эскизы, иллюстрации, принадлежности для рисования.

35Аппликация.

Итоговое занятие.

Оформление альбома детских работ за период обучения. Развитие навыков общения и умения согласовывать свои интересы с интересами других детей.

Детские работы, выполненные за учебный год.

36.Итоговая выставка за учебный год.

Подвести итог работы за учебный год.


ПОЛОЖЕНИЕ

о клубном формировании декоративно-прикладного творчества «УМЕЛЫЕ РУЧКИ»

1. Общие положения

1.1.Декоративно-прикладное творчество, как часть отечественной и мировой художественной культуры, впитавшее в себя обогащенный опыт многовекового коллективного творчества, мудрость и талант многих поколений, позволит открыть широкий простор для творчества и развития людей, сделает их жизнь нравственно стабильнее и духовно богаче.

1.2.Клубное формирование «УМЕЛЫЕ РУЧКИ» (далее - КФ) создано на базе филиала Марьинский сельский Дом культуры.

1.3.КФ организовано для детей, любителей декоративно-прикладного творчества, основанное на общности художественных интересов и творческой деятельности участников. 1.4.КФ действует в соответствии с законодательством РФ, Уставом МБУК «КДЦ им.В.Н.Сосина», настоящим Положением.

2. Цель работы КФ:

2.1.Оказание информационной и практической помощи детям в создании предметов декоративно- прикладного творчества.

3. Задачи КФ:

3.1. Формирование знаний, умений и навыков по созданию предметов декоративно - прикладного творчества;

3.2. Расширение кругозора у детей;

3.3. Изучение народных традиций в декоративном творчестве;

3.4. Овладение основами художественного мастерства;

3.5. Развитие фантазии, образного мышления, художественного вкуса у детей;

3.6. Развитие воображения и эмоциональной сферы; 3.7. Пробуждение интереса к изобразительному и декоративно-прикладному творчеству у детей;

4. УЧЕБНО-ВОСПИТАТЕЛЬНАЯ И ТВОРЧЕСКО-ОРГАНИЗАЦИОННАЯ РАБОТА В КОЛЛЕКТИВАХ

4.1. Учебно-воспитательная работа в КФ определяется планом и программой, которая должна включать:

Ознакомление с историей искусств,

Процессами, происходящими в любительском народном творчестве,

Тенденциями развития отдельных его видов и жанров;

Участники коллектива в учебно-ознакомительных целях посещают музеи, выставки, театры, концерты и т.д.

4.2. Занятия в КФ ведутся:

По изучению истории декоративно-прикладного искусства;

Технике прикладных искусств - квиллинг, папье-маше, декупаж, бисероплетение и т.д.; композиции.

Работе с природным материалом -выполнению заданий художественно-оформительского характера;

Организации выставок,

4.3. Творческо-организационная работа предусматривает:

Привлечение в коллектив участников на добровольной основе в свободное от работы (учебы) время;

Организацию и проведение систематических занятий,

Мероприятия по созданию в коллективах творческой атмосферы; добросовестное выполнение участниками поручений, воспитание бережного отношения к имуществу учреждения;

Проведение творческих отчетов о результатах своей деятельности (выставки, показательные занятия и открытые уроки, мастер-классы и т.п.);

Участие в мероприятиях и акциях Марьинского СДК, использование других форм творческой работы и участие в культурной и общественной жизни;

Участие в муниципальных, областных, региональных, общероссийских и международных фестивалях, конкурсах, выставках и т.п.;

Проведение в начале и в конце года общего собрания участников коллектива с подведением итогов творческой работы;

Накопление методических материалов, а также материалов, отражающих историю развития коллектива (планы, дневники, отчеты, альбомы, макеты, программы, фото-, видеоматериалы и т.д.) и творческой работы.

5. Порядок деятельности и руководство КФ

5.1. Численность участников определяется руководителем КФ, с учетом минимальных нормативов для учреждений, расположенных в сельской местности: не менее 6 человек. 5.2. Занятия КФ проводятся согласно расписанию, не менее 2 раз в неделю на базе филиала Марьинский СДК; продолжительность занятий не менее 1 часа

5.3. Общее руководство и контроль, за деятельностью КФ, осуществляет директор базового учреждения. Для обеспечения деятельности коллектива руководитель учреждения создает необходимые условия, утверждает положение о коллективе, планы работы, программы, сметы доходов и расходов.

5.4. Непосредственное руководство коллективом осуществляет руководитель КФ, имеющий опыт работы в коллективе декоративно-прикладного искусства

5.5. Руководитель КФ принимается на работу и освобождается от нее в порядке, установленном действующим законодательством.

5.6. Руководитель КФ несет персональную ответственность за организацию творческой работы, программу, содержание деятельности коллектива, его развитие и финансовые результаты.

Пояснительная записка

Мир, в котором сегодня живет человек, заставляет людей искать четкие ориентиры, преодолевать разноречивость многих представлений и знаний, образующихся в результате потока информации. В поисках цельности человек обращает свой взор к истории, стремится осмыслить себя в сложных связях не только с настоящим, но и с прошлым. Здесь внимание его устремляется на все, что рождает ощущение непреходящих ценностей. Именно к таким ценностям относит он нарастающее, никогда не утрачивающее своей привлекательности художественное мышление своих предков. Не случайно сегодня выходит изрядное количество книг и материалов по народному декоративно-прикладному искусству. Народное декоративно-прикладное искусство воспитывает чуткое отношение к прекрасному, способствует формированию гармонично развитой личности. Основанное на глубоких художественных традициях, народное искусство входит в глушь, благотворно влияет на формирование человека будущего. Все чаще произведения декоративно-прикладного искусства проникают в быт людей.

Видеть красоту предметов декоративно-прикладного искусства, попробовать изготовить их своими руками, это ли не важно, это ли не интересно для ребенка?

В.А.Сухомлинский писал, что «ребенок по своей природе- пытливый исследователь, открыватель мира. Так пусть перед ним открывается чудесный мир в живых красках, ярких и трепетных звуках, в сказке и игре, в собственном творчестве, в стремлении делать добро людям. Через сказку, фантазию, игру, через неповторимое детское творчество- верная дорога к сердцу ребенка».На мой взгляд этим требованиям отвечает курс декоративно-прикладного искусства.

Курс кружка «Умелые ручки» вводит ребенка в удивительный мир творчества, дает возможность поверить в себя, в свои способности, предусматривает развитие у обучающихся изобразительных, художественно-конструкторских способностей, нестандартного мышления, творческой индивидуальности.

Цель программы - развитие творческих способностей ребенка, проявляющего интерес к художественно-творческой активности, овладении образным языком декоративно-прикладного искусства.

Для достижения этой цели программы ставили следующие задачи :

Образовательные:

  • Формировать навыки и умения по изготовлению и оформлению выполненной работы;
  • Обучить детей владению инструментами и приспособлениями;
  • Научить выполнять шов;
  • Обучить шить игрушки и сувениры, выполнению аппликаций из лоскутов;
  • Обучить художественному моделированию из бумаги;
  • Обучить примерам конструирования поделок из природного материала.

Развивающие:

  • Развивать мелкую моторику рук;
  • Развивать внимание, память, воображение, усидчивость;
  • Расширять художественный кругозор, обогащать личный жизненно-практический опыт.

Воспитательные:

  • Воспитывать трудолюбие, актуальность, адекватную самооценку;
  • Формировать творческий подход к выбранному виду деятельности

Для занятий детям предлагаются художественно-технические приемы изготовления простейших изделий, доступных для младших школьников. Содержание программы представлено различными видами трудовой деятельности (работа с бумагой, тканью, работа с природным материалом, работа с бросовым материалом) и направлено на овладение детьми необходимыми в жизни элементами,приемами ручной работы с различными материалами, изготовления игрушек, различных поделок полезных для дома. По каждому виду труда программа содержит перечень практических и теоретических работ.

Методы работы:

  • Наглядные: использование схем, таблиц, рисунков, моделей, образцов;
  • Нестандартные: эстафета творческих дел, конкурс, выставка;
  • Презентация.

Условия реализации программы:

  1. Есть дети, желающие получить дополнительные знания по рукоделию.
  2. Занятия будут проходить индивидуально.
  3. Есть возможность регулярно организовывать выставки работ.
  4. Есть специальные подборки методического материала.

Принципы работы

  1. Всеобща талантливость детей: нет неталантливых детей, а есть те, которые еще не нашли своего дела.
  2. Превосходство: если у кого-то что-то получается хуже, чем у других, значит что-то должно получиться лучше -это нужно искать.
  3. Неизбежность перемен: ни одного суждения о человеке не может считаться окончательным.
  4. Успех порождает успех: основная задача -создать ситуацию успеха для всех детей на каждом занятии, прежде всего для недостаточного подготовленных: важно дать им почувствовать, что они не хуже других.

Учетный листок клубного формирования

1. Название клубного формирования

кружок «Умелые ручки» декоративно-прикладного творчества

2. Сведения о руководителе

Чумбаева Людмила Николаевна

3. Финансовый источник работы клубного формирования

На бюджетном финансировании.

Список участников клубного формирования

кружка «Умелые ручки»

№ п/п

Фамилия, Имя

Класс

Дата рождения

Аладинский Никита

Белякова Стифания

Бобров Илья

Столбовский Кристиан

Столбовский Денис

Солоненко Сергей

Жигулин Илья

Голунова Валерия

Жигулина Карина

Солоненко Наталья

Сладкий Максим

Лапина Дарья