Занятия упражнения игры при сенсорной алалии. Моторная алалия занятия дома

КАРТОТЕКА ЗАДАНИЙ

ДЛЯ АЛАЛИКОВ

Учитель-логопед

Нищева Н.В.

Санкт – Петербург

ЗАДАНИЕ № 1

ВЫЗЫВАНИЕ ГЛАСНЫХ ЗВУКОВ

    Широко открываем рот, громко поём:

    Как мама укачивает малыша?

Округляем губы, громко поём:

  • Как плачет мальчик, у которого болит зуб?

Вытягиваем губы трубочкой, громко поём:

  • Как гудит паровоз?

Растягиваем губы в улыбку, громко поём:

  • Как кричит лошадка?

Дети заблудились в лесу. Они кричат:

  • Малыш плачет:

  • Ослик кричит:

    ЗАДАНИЕ № 2

    РАБОТА НАД ГЛАСНЫМИ ЗВУКАМИ

    1. Упражнение «Лесенка». Поём гласные звуки так, как будто голос поднимается и

    опускается по лесенке (повышение и понижение тона):

      О-о-о! И т.д.

    • У-а-и-о! И т.п.

      Работа с картинками. Показываем ребёнку картинки и задаём вопросы:

      Как мама укачивает малыша?

      Как гудит паровоз?

      У-у-у! И т.п.

    ЗАДАНИЕ № 3

    РАБОТА НАД ЗВУКОПОДРАЖАНИЯМИ

      Это корова. Корова мычит: 4. Это овечка. Овечка кричит:

      Му-му-му! - Бе! Бе! Бе!

      Как мычит корова? - Как кричит овечка?

      Это коза. Коза кричит: 5. Это цыплёнок. Цыплёнок пищит:

      Ме-ме-ме! - Пи! Пи! Пи!

      Как кричит коза? - Как пищит цыплёнок?

      Это кошка. Кошка кричит: 6. Это собака. Собака лает:

      Мяу! Мяу! - Ав! Ав! Ав!

      Как кричит кошка? - Как лает собака?

    ЗАДАНИЕ № 4

    РАБОТА НАД ЗВУКОПОДРАЖАНИЯМИ

      Это курочка. Курочка кричит: 4. Это лягушка. Лягушка квакает:

      Ко! Ко! Ко! - Ква! Ква! Ква!

      Как кричит курочка? - Как квакает лягушка?

      Это гусь. Гусь кричит: 5. Это утка. Утка крякает:

      Га! Га! Га! - Кря! Кря! Кря!

      Как кричит гусь? - Как крякает утка?

      Это кукушка. Кукушка кукует: 6. Это петушок. Петушок поёт:

      Ку! Ку! - Ку-ка-ре-ку!

      Как кукует кукушка? - Как поёт петушок?

    ЗАДАНИЕ № 5

    РАБОТА НАД ЗВУКОПОДРАЖАНИЯМИ

      Мальчик играет на дудочке: 4. Девочка звонит в колокольчик:

      Ду-ду-ду! - Динь! Динь! Динь!

      Как играет мальчик? - Как звонит колокольчик?

      Мальчик играет на барабане: 5. Папа стучит молотком:

      Бум! Бум! Бум! - Тук! Тук! Тук!

      Как играет мальчик? - Как папа стучит молотком?

      Машина гудит: 6. Дать ребёнку поиграть на барабане,

      Би-би-би! дудочке, позвонить в колокольчик,

      Как гудит машина? постучать молотком, произнося звукоподр.

    ЗАДАНИЕ № 6

    ВЫЗЫВАНИЕ МЕЖДОМЕТИЙ.

      Мячик упал в воду: 3. Девочки качаются на качелях:

      Ах! Ах! Ах! - Ух! Ух! Ух!

      У девочки болит зуб: 4. Папа рубит дрова:

    Ох! Ох! Ох! - Эх! Эх! Эх!

    ЗАДАНИЕ № 7

      Мальчик погоняет лошадку: 5. Проговариваем цепочки слогов:

      Но! Но! Но! НА-НА-НА

      Как мальчик погоняет лошадку? НО-НО-НО

      Девочка наказывает куклу: НУ-НУ-НУ

      На! На! На! НЕ-НЕ-НЕ

      Как девочка наказывает куклу? НИ-НИ-НИ

      Дядя погоняет ослика: НЯ-НЯ-НЯ

      Ну! Ну! Ну! 6. Рисуем девочек, показываем,

      Как дядя погоняет ослика? называем:

      Малыш не хочет есть: - Нана, Нина, Нонна, Анна, Инна.

      Не! Не! Не! Предлагаем ребёнку показать и

      Как капризничает малыш? назвать девочек.

    ЗАДАНИЕ № 8

    РАЗВИТИЕ ОБЩЕЙ МОТОРИКИ

      Учим ребёнка прыгать на двух ножках, как зайчик, подняв над головой ладошки, как ушки.

    2. Ходим вместе с ребёнком по кругу, опуская и поднимая руки, как птички машут

    крыльями.

    ЗАДАНИЕ № 9

    РАЗВИТИЕ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ

      Работаем с пластилином: учим ребёнка скатывать шарики, сплющивать шарики в

    лепёшку, скатывать прутики, сворачивать из них баранки.

      Выполняем упражнение «Пальчики здороваются» сначала на правой руке,

    потом на левой руке, потом правой руки с левой рукой.

    ЗАДАНИЕ № 10

    РАЗВИТИЕ ЗРИТЕЛЬНОГО ВНИМАНИЯ

    ИГРА «ЧЕГО НЕ СТАЛО?»

    Ставим на стол три-четыре игрушки, называем их вместе с ребёнком:

      Ляля, Киса, Зая, би-би.

    Просим ребёнка отвернуться, убираем одну игрушку, просим ребёнка повернуться, спрашиваем:

      Что я убрала?

    Ребёнок отвечает:

      БИ-БИ. и т.п.

    ЗАДАНИЕ № 11

        Малыш топает: 4. Часы бьют:

    ТОП-ТОП-ТОП БОМ-БОМ-БОМ

    Как топает малыш? - Как бьют часы?

        Вода капает: 5. Охотник стреляет:

    КАП-КАП-КАП. ПИФ-ПАФ

    Как капает вода? - Как стреляет охотник?

        Часы тикают: 6. Зайчик прыгает:

    ТИК-ТАК ПРЫГ-ПРЫГ

    Как тикают часы? - Как прыгает зайчик?

    ЗАДАНИЕ № 12

    Девочка заблудилась в лесу. Она кричит:

      Папа! Ау! - Дядя! Ау!

      Мама! Ау! - Катя! Ау!

      Тётя! Ау! - Нина! Ау!

    Помоги девочке, покричи вместе с ней.

    ЗАДАНИЕ № 13

    Показываем ребёнку картинку, рассказываем:

      У Кати Ляля. Ляля: «Уа-Уа!»

    Катя: «А-А-А!» Ляля бай-бай!

      Катя, дай Лялю!

      Тётя, на Лялю!

    Просим ребёнка повторить.

    ЗАДАНИЕ № 14

    Показываем ребёнку картинку, рассказываем:

      Это Вова. У Вовы би-би.

      Вова, дай би-би.

      Тётя, на би-би.

      Мама, на би-би.

      Папа, на би-би.

    Просим ребёнка повторить.

    ЗАДАНИЕ № 15

    РАЗВИТИЕ ОБЩЕЙ МОТОРИКИ

      Прыжки на обеих ногах. 3. Ходьба на месте.

      Прыжки на левой ноге, на правой ноге. 4. Ходьба на носочках.

    5. Ходьба на пятках.

    ЗАДАНИЕ № 16

    РАЗВИТИЕ ОБЩЕЙ МОТОРИКИ

      Прыгаем как зайчики, высоко «подняв ушки».

      Ходим, поднимая и опуская руки, как птички машут крылышками.

      Прыгаем на двух ногах через низко натянутую верёвочку.

    ЗАДАНИЕ № 17

    РАЗВИТИЕ ЗРИТЕЛЬНОГО ВНИМАНИЯ

    ИГРА «ЧТО ИЗМЕНИЛОСЬ?»

    Ставим перед ребёнком три-четыре игрушки, показываем, называем, просим показать и назвать. Просим ребёнка отвернуться, меняем две игрушки местами. Ребёнок поворачивается, спрашиваем:

      Что я поменяла местами?

    Ребёнок показывает и называет.

    ЗАДАНИЕ № 18

      Вот солдатики идут,

    Вот идут, идут, идут.

    Ружья на плечах несут,

    Вот несут, вот несут.

      Тра-та-та! Тра-та-та!

      Тра-та-та! Тра-та-та!

    ЗАДАНИЕ № 19

    Ребёнок марширует вместе со взрослым, взрослый проговаривает:

      Вот охотник в лес идёт,

    Он идёт, он идёт.

    Волка серого убьёт,

    Он убьёт, он убьёт.

    Продолжая маршировать, ребёнок проговаривает вместе со взрослым:

      Пиф-пиф-паф!

    Пиф-пиф-паф!

    Пиф-пиф-паф!

    Пиф-пиф-паф!

    ЗАДАНИЕ № 20

    РАЗВИТИЕ ОБЩЕЙ МОТОРИКИ

        Ходьба по узкой доске, положенной на пол.

        Игра с мячом (бросать и ловить мяч двумя руками), ударять об пол и

    ловить двумя руками.

    3. Прыжки на двух ногах в обруч и из обруча.

    ЗАДАНИЕ № 21

    РАЗВИТИЕ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ И ЗРИТЕЛЬНОГО ВНИМАНИЯ

      Складывание пирамидок по образцу и по памяти.

      Строительство домиков и башен из пяти-шести кубиков.

      Выкладывание заборчика из чередующихся палочек двух цветов.

    ЗАДАНИЕ № 22

    Ребёнок прыгает вместе со взрослым, сделав ушки из ладошек. Взрослый проговаривает:

      Пошёл зайчик под кусток.

        Поймал белку за хвосток.

      Ребёнок проговаривает вместе со взрослым:

        Прыг-скок! Прыг-скок!

      ЗАДАНИЕ № 23

      Наклейте в тетрадь фотографии членов семьи, покажите ребёнку, назовите, попросите ребёнка самого показать и назвать.

      Задавайте ребёнку вопросы:

        Где мама?

        Где папа?

        Где баба? И т.д.

      Пусть показывает и называет.

      Подберите фотографии для составления простых предложений:

        Мама идёт.

      Папа сидит. И т.д.

      Пусть ребёнок повторяет за вами, потом показывает и проговаривает самостоятельно.

      Существительные по теме: мама, папа, баба, тётя, дядя, Катя, Вова и другие имена.

      Глаголы по теме: идти, сидеть, пить, есть.

      ЗАДАНИЕ № 24

      Подберите картинки с изображением игрушек (кубик, мяч, кукла, машина, мишка, зайчик). Попросите ребёнка:

        Покажи зайку, мишку, куклу и т.п.

      Показывайте и называйте:

        Это кубик. Это мяч. И т.п.

      Пусть ребёнок проговаривает вместе с вами, потом самостоятельно.

      Работаем над простыми предложениями:

        Папа, дай мяч. Мама, на кубик. И т.п.

      Глаголы по теме: играть, искать, давать, нести, идти.

      ЗАДАНИЕ № 25

      ЗВУКИ [В], [ВЬ]

      ВАТА ВОВА Вот вата. У Вити вода.

      ВОДА ВИТЯ Вот вода. Вова пил воду.

      ВАНЯ ВАННА У Вовы вата. Мама мыла Вову.

      ЗАДАНИЕ № 26

      ЗВУКИ [Ф], [ФЬ]

      ФОМА КОФЕ Вот туфли. У мамы туфли.

      ФЕДЯ КОФТА Вот кофта. У Феди кофта.

      ФИМА ТУФЛИ Папа пил кофе. У Фимы вафли.

      ЗАДАНИЕ № 27

      ЗВУКИ [П],[ПЬ]

      Учимся проговаривать слова и предложения:

      ПАПА ПЕТЯ ПАПКА ПИТЬ Папа пилит.

      ПАША ПОЛ ПАЛКА ПИЛИТЬ Вот полка.

      ПОЛЯ ПОЛКА ПИЛКА ПЕТЬ У Вовы пила.

      Мама мыла пол. Петя пьёт.

      У Паши палка. Поля поёт.

      ЗАДАНИЕ № 28

      ЗВУКИ [Б], [БЬ]

      Учимся проговаривать слова и предложения:

      БАБА БУЛКА БИТЬ Вот баба.

      БОБИК БАНКА БОЛЬНО Ай, да баба!

      БОРЯ БЕЛКА БОЛИТ Вот Бобик.

      Вот баба. Баба у дома. Бобик лает на бабу: «Ав! Ав!» «Бобик, не лай!» «Это баба!»

      У Бори Бобик. Боря бил Бобика. Бобику больно. Болит лапа. Боря, нельзя бить Бобика!

      ЗАДАНИЕ № 29

      ЗВУКИ [Т], [ТЬ]

      Учимся проговаривать слова и предложения:

      ТАНЯ ТЁТЯ Вот Тома. У тёти Таня и Тома.

      ТОМА КОТ У Тимы кот. Тут Тима и Таня.

      ТИМА ЛОПАТА У Томы лопата. Там лопата.

      КОТ ГОСТИ

      У Тани кот. Кот «Мяу! Мяу!» Тук! Тук! Тук!

      Кто тут?

      Тут Тоня. Тут Таня.

      ЗАДАНИЕ № 30

      ЗВУКИ [Д], [ДЬ]

      ДОМ ДАНЯ ВОДА Это дом.

      ДУШ ДУНЯ КУДА Это дым.

      ДЫМ ДАША ДЯДЯ У дома дуб.

      ДЫНЯ ДИНА ДЕТИ Дима у дуба.

      ДУДКА ДЫНЯ

      У Димы дудка. Дима: «Ду! Ду! Ду!» У Дины дыня.

      Дина, дай дыню!

      На, Дуня, дыню!

      ЗАДАНИЕ № 31

      ЗВУКИ [К],[КЬ]

      Учимся проговаривать слова и предложения:

      КАТЯ КОТ У Кати кот. У дома каток.

      КАША КОЛЯ У Коли кит. Иди, Коля на каток.

      КОСА КИТ У мамы коза. Иди, Катя, в кино.

      КОЗА КИНО У папы коса. Ешь, Катя, кашу.

      МАК БАНТ

      У Кати мак. У Кати косы.

      На, мама, мак. – На, Катя, бант.

      Дай, Катя, мак.

      ЗАДАНИЕ № 32

      ЗВУКИ [Г], [ГЬ]

      ГАЛЯ ГУБЫ ГОЛОВА У гуся лапы. У Гали голова.

      ГОША ГУСИ ГАМАК У Гены ноги. У галки головка.

      ГЕНА НОГИ ГОНИТ Гудок гудит. Иди, Гоша, в гамак.

      На лугу гуси. Галя гонит гусей. Гуси: «Га! Га! Га!»

      ЗАДАНИЕ № 33

      ЗВУКИ [Х], [ХЬ]

      ХАТА ПУХ У нас хата. Вот муха.

      ХАЛАТ МЕХ Хата мала. У зайки пух.

      УХА МУХА У мамы халат. У мишки мех.

      УХО ТИХО У папы хлеб. Вова ест уху.

      ЗАДАНИЕ № 34

      ИГРА «КТО КАК КРИЧИТ?»

        – Ку-ка-ре-ку! 4. – Ам! Ам! Ам!

      Кур стерегу! Кто там?

      Как кричит петушок? - Как кричит собачка?

      2. - Кудах-тах-тах! 5. - Му! Му! Му!

      Снеслась в кустах! Молока кому?

      Кто так кричит? - Кто так кричит?

      Как кричит курочка? - Как кричит корова?

      3. - Мур! Мур! Мур! 6. - Кра! Кра! Кра!

      Пугаю кур! Будет дождь с утра.

      Кто так кричит? - Кто так кричит?

      Как кричит кот? - Как кричит ворона?

      ЗАДАНИЕ № 35

      ИГРА «НА ПТИЧЬЕМ ДВОРЕ»

      Взрослый читает стихотворение, ребёнок вместе с ним проговаривает звукоподражания. Можно сопровождать это соответствующими движениями.

      Наши уточки с утра: Наши гуленьки вверху:

      Кря! Кря! Кря! Кря! Кря! Кря! - Гру! Гру! Гру! Гру! Гру! Гру!

      Наши гуси у пруда: Наши курочки в окно:

      Га! ГА! Га! Га! Га! Га! - Ко! Ко! Ко! Ко! Ко! Ко!

      А индюк среди двора: Ну, а Петя поутру нам споёт:

      Бал! Бал! Да! Бал! Бал! Да! - Ку-ка-ре-ку!

      ЗАДАНИЕ № 36

      РАБОТА НАД ПОТЕШКАМИ

        – Тра-та-та! Тра-та-та! 3. – Ай, гу-гу! Ай, гу-гу!

      Мы везём с собой кота! Не кружися на лугу.

        Мы на поезде сидим, 4. - Ой, ду-ду! Ой, ду-ду!

      Паровозами гудим: Потерял пастух дуду!

      ЗАДАНИЕ № 37

      РАБОТА НАД ПОТЕШКАМИ

        – Гу-гу-гу! Гу-гу-гу! 2. Гули-гули-голуби

      В клетке жить я не могу! Сели возле проруби.

      Чу-чу-чу! Чу-чу-чу! Ворковали: «Гуль! Гуль! Гуль!»

      Я на волю улечу! Речка пела: «Буль! Буль! Буль!»

      ЗАДАНИЕ № 38

      Татьяна Тукиш
      Использование графомоторных игр и упражнений при моторной алалии

      Тукиш Татьяна Федоровна

      Моторная алалия - это системное недоразвитие экспрессивной речи центрального органического характера, обусловленное несформированностью языковых операций процесса порождения речевых высказываний при относительной сохранности смысловых и сенсомоторных операций . Для алалии характерно нарушение всех подсистем языка : синтаксической, морфологической, лексической и фонематической.

      Дошкольники с моторной алалией обычно имеют плохую координацию движений, движения выполняют неточно и неловко. У них трудно добиться грациозности движений.

      Особенно страдает мелкая моторика пальцев . Самые эффективные игры и упражнения на развитие мелкой моторики следующие :

      Для коррекции этих недостатков можно выполнять такие упражнения :

      Подниматься и опускаться со ступенек, стоять на одной ноге, подпрыгивать на обеих ногах и на каждой поочередно.

      Завязывать узел, бант, застегивать пуговицы.

      Сгибать и разгибать поочередно пальчики на каждой руке.

      Соединять по очереди большой палец с остальными пальчиками.

      Выполнять движения по показу и без него : «кулак-ребро-ладонь» .

      Строить башенки из кубиков, собирать пирамидки.

      Протягивать шнурок через отверстия в различных вариантах, нанизывать бусы на веревочку.

      Сжимать и разжимать грушу пульверизатора.

      Выкладывать узоры из мозаики.

      Массаж (аурикулярный, ладоней и стоп, пальчиков) ;

      Игры с некрупными предметами (пуговицы, бусы, крупы, конструктор и т. п.) ;

      Лепка, рисование, вырезание; вышивание бисером, сборка моделей (для детей от 4-х лет)

      Эффективно рисование на обоях.

      Игра «Филин»

      Руки – это крылья филина. Ребенок поднимает руки вверх, произнося звук высоко, опускает руки, произнося звук низко. Взрослый читает текст, ребенок произносит звук филина :

      Ухал, охал, ахал филин : «У-у!» , «У-у!»

      Эхо слышалось в лесу : «У-у!» , «У-у!»

      Звери в страхе разбежались : «У-у!» , «У-у!»

      Песни фили испугались : «У-у!» , «У-у!»

      «Зарядка»

      Взрослый произносит текст, ребенок выполняет движения со звукоподражаниями.

      Руки вверх – хлоп, хлоп, хлоп (ребенок хлопает в ладоши)

      Руки вниз – топ, топ, топ (топает ногами)

      Руки в стороны – ух, ух, ух (машет, как крыльями)

      Руки вперед – тук, тук, тук (стучит кулачками)

      «Игра с мячом»

      Ребенок бросает мяч со словом НА, просит отдать мяч со словом ДАЙ

      «Веревочки»

      1-й вариант. Ребенок раскручивает или закручивает на карандаш ленточку с игрушкой на конце, произнося протяжный звук : гласный или отрабатываемый согласный звук (сссс, зззз, вввв, хххх)

      1-й вариант. Ребенок разматывает ленточку со звуком (гласным или согласным) . Когда лента разматывается до поверхности стола или пола, произносит БУМ или БАХ.

      Публикации по теме:

      Использование дидактических игр и упражнений для работы над слоговой структурой слова (из опыта работы) В последнее время у дошкольников часто выявляются трудности при произношении сложных слов. В процессе работы приходится сталкиваться с тем,.

      Использование дидактических игр и упражнений для развития лексико-грамматического строя речи у детей «ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГР И УПРАЖНЕНИЙ ДЛЯ РАЗВИТИЯ ЛЕКСИКО-ГРАММАТИЧЕСКОГО СТРОЯ РЕЧИ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА». Булгакова.

      Использование дидактических игр и упражнений при работе над слоговой структурой слова. Часть 1 Муниципальное учреждение «Психолого-социальный центр системы образования «НАДЕЖДА». ПРИЛОЖЕНИЕ «Использование дидактических.

      «Использование дидактических игр и упражнений при работе над слоговой структурой слова» часть 2 Игры, направленные на формирование фонематического восприятия Упражнение №1. Взрослый даёт ребёнку два кружка – красный и зелёный – и предлагает.

      Использование игр и упражнений для формирования познавательного интереса у детей старшего дошкольного возраста. Использование игр и упражнений для формирования познавательного интереса у детей старшего дошкольного возраста. (Из опыта работы) Воспитатель:.

      Использование в педагогическом процессе игр и упражнений при затруднении ребёнка в общении, повышении уверенности в себе Консультация. Тема: «Использование в педагогическом процессе игр и упражнений при затруднении ребёнка в общении, повышении уверенности в.

      Многие мамы с недоверием относятся к советам родных и знакомых сводить ребенка к врачу на предмет задержки речи, видя долгое молчание малыша. Другие родители уверены, что первые слова малыша – верный признак правильного развития речи, но это ошибочное суждение. Отмахиваясь таким образом от проблем, можно не заметить алалию – нарушение развития речи.

      Природа заболевания

      Алалия у детей – болезнь, возникающая при повреждении зон коры головного мозга, отвечающих за речь, что приводит к плохому и неправильному формированию речевой деятельности.

      Алалия сопровождается нарушением сразу всех компонентов речи – и лексико-грамматического. Нарушение речевых центров могло быть обусловлено повреждениями в период внутриутробного развития или же в раннем развитии ребенка (до трех лет).

      Алалия имеет свои предпосылки. Скорее всего, имело место органическое повреждение головного мозга в одной из его частей: Вернике – центр, отвечающий за восприятие речи, или Брока – центр, отвечающий за речевую моторику.

      Исходя из источника повреждения, алалию классифицируют на два вида: сенсорную и моторную. Рассмотрим каждый вид в отдельности.

      Алалия: виды и признаки

      Моторная

      Центр Брока отвечает за правильное развитие речи. Нарушение его функций проводит к моторной алалии. Из-за чрезмерной опеки родителей ребенок наиболее подвержен такому состоянию: усиленная забота часто связана с болезнью в младенчестве или проблемами при родах. Ребенок становится упрямым, капризным и раздражительным. Сложности с самообслуживанием у таких детей – явная внешняя характеристика. Им сложно одеться или завязать шнурки, завязать бант, и застегнуть пуговицы – задачи подчас невыполнимые для ребенка с нарушением моторной функции. Координация движений также нарушена: дети не могут держать равновесие, прыгать на одной ноге, часто падают и не улавливают музыкальный ритм в танце. Бывают заметны и другие нарушения движений.



      Моторная алалия часто соседствует с несамостоятельностью ребенка соответственно его возрасту

      Развитие речи при моторной алалии подразделяется на несколько уровней: от неспособности ребенка произносить слова до небольших отклонений при умении построить развернутую фразу (см. также: ). Уровни классифицируются, исходя из индивидуальных особенностей ребенка.

      Ребенок с моторной алалией понимает слова, которые ему говорят (рекомендуем прочитать: ). Среди множества картинок он без труда указывает на ту, которую его просили показать. Сложности начинаются при понимании падежей и количества: ребенок не может показать на примерах, где «висит картина», а где «висят картины». Таким образом, он воспринимает слово, а не форму. Вне восприятия остаются также предлоги или приставки. Специализированные сады и школы призваны исправить подобные дефекты, а вот обычные школы не подходят для детей с таким заболеванием.

      Сенсорная

      Сенсорная алалия – нарушение понимания речи, которое связано с повреждением центра Вернике коры головного мозга. Ребенок не говорит, потому что ему непонятны слова, он не в состоянии связать их с предметами (подробнее в статье: ). В подобных ситуациях зачастую ребенку ставят неправильный диагноз с причислением его к слабослышащим, при абсолютном здоровье слухового аппарата.

      Сенсорная алалия характеризуется явлением – эхолалией. Ребенок с легкостью повторяет только что услышанные слова. К примеру, вопрос, адресованный ему, ребенок воспроизводит в виде повторения этого самого вопроса.

      Данный вид заболевания трудноизлечим, при том что дети с сенсорной алалией – явление редкое. Небольшой прогресс в лечении достигается за счет обучения таких деток в специализированных школах.


      Ребенок с сенсорной алалией может показаться слабослышащим, однако первое же обследование у специалиста опровергает это предположение

      Как заметить неладное?

      Распознать недуг поможет знакомство с нормами развития речи, хотя каждый отдельный случай алалии индивидуален. Среднестатистический малыш должен осваивать речевую деятельность в следующем порядке:

      • в два месяца у ребенка появляется характерное гуление;
      • в 3-4 – лепет;
      • 6-8 месяцев – первые слова;
      • к году ребенок должен уметь строить целые фразы.

      В случае ограниченности словарного запаса ребенка до двух лет несколькими словами, нужно задуматься. Заметившим серьезные отклонения от норм родителям стоит обратиться к специалистам за консультацией.

      Недоразвитая речь – характерная черта алалии. Произнесение только первых или только последних слогов (па – в слове папа, ко – в слове молоко), а также слабое развитие речи в целом и отсутствие положительной динамики относятся сюда же. Указанные симптомы дают сигнал родителям начать обследование, чтобы в максимально короткие сроки излечить любимое дитя.

      Методы лечения

      Медико-педагогические способы

      Положительные результаты в лечении сенсорной и моторной алалии достигаются только комплексными методиками, в которых участвуют врачи-психологи, медики и опытные педагоги. Дети с подобными заболеваниями лечатся в специализированных санаториях, стационарах, детских садах и коррекционных центрах.

      Лечение лекарственными средствами, которое способствует активному и успешному созреванию мозговых клеток и связей, сопровождается дополнительными процедурами, способствующими исправлению нарушений мозговых центров: магнитотерапия, электрофорез, ИРТ и другие. Комбинированное развитие общей и ручной моторики, а также развитие памяти, внимания и мышления – важные условия для успешного лечения.

      Системность самого заболевания обуславливает и соответствующее развитие всех навыков речи.

      • При моторной алалии врачи помогают увеличить активность речи, формируют активный и пассивный словарь, развивают связную речь. Логоритмика, включенная в программу, как и логопедический массаж, направлена на стимуляцию развития речевых навыков (рекомендуем прочитать: ).
      • При сенсорной алалии основными достижениями будут различение слов и словоформ, умение сопоставлять их с действиями и предметами, восприятие речевых фраз. Педагоги активно формируют понимание грамматического строя речи. При правильном развитии акустического и фонематического восприятия возможно улучшение качества речи и дальнейшая самостоятельная речевая активность (см. также: ).

      Обе формы алалии лечатся более успешно, если параллельно ребенка обучают писать и читать. Такая форма помогает лучше запоминать пройденное и улучшает контроль за устной речью.

      Упомянем, что своевременная диагностика и постановка диагноза гарантируют максимальную результативность лечения. Не стоит откладывать визит к специалистам, при обнаружении характерных симптомов.

      Самостоятельные занятия с ребенком

      Необыкновенная пластичность детского мозга и его навыки быстрой адаптации в большинстве даже самых тяжелых случаев, обеспечивает полное излечение от болезни. Способность отдельных здоровых мозговых клеток взять на себя функции нерабочих участков и делает излечение возможным.



      Лучшее, что родитель ребенка с алалией может сделать самостоятельно – развивать мелкую моторику малыша, напрямую связанную с деятельностью речевых зон мозга

      Каждый ребенок с алалией проходит лечение под тщательным присмотром врачей, и методика в каждом отдельном случае будет индивидуальной. В домашней обстановке родители тоже могут оказать посильную помощь в лечении любимого малыша.

      • Давно известно и врачам, и родителям, что развитие мелкой моторики напрямую связано с речевой активностью. Чем чаще родители будут заниматься с детскими пальчиками, помогая сделать их ловкими и умелыми, тем быстрее и качественнее будет развиваться и речь у малыша.
      • Массаж пальчиков в игровой форме будет иметь огромную пользу для организма.
      • Пальчиковые игры и гимнастика помогут стимулировать развитие мелкой моторики. Простые занятия – например, сортировка круп и бобовых, складывание пазлов и мозаики, нанизывание бусин будут способствовать активной работе мозга и тренировке маленьких пальчиков.

      Сегодня можно найти большое количество видеоматериалов с обучением и занятиями при алалии, которые родители могут применить дома. Необходимо использовать все возможные способы, чтобы вылечить ребенка как можно быстрее.

      Наиболее полное, подробное и современное исследование проблемы моторной алалии было проведено к.п.н. доцентом факультета дефектологии РГПУ им. Герцена Ковшиковым Валерием Анатольевичем («Экспрессивная алалия и методы ее преодоления» СПб., 2006г)

      Моторная (Экспрессивная) алалия.

      Моторная (экспрессивная) алалия – это системное недоразвитие экспрессивной речи центрального органического характера, обусловленное несформированностью языковых операций процесса порождения речевого высказывания при относительной сохранности смысловых и сенсомоторных операций. ( Логопедия: учебник для студ. дефектол. фак. пед. высш. учеб. заведений/ под ред. Л.С. Волковой. - 5-е изд., перераб. и доп. - М.: гуманитар.изд.центр ВЛАДОС, 2006.)

      Экспрессивная алалия - это языковое расстройство, которое характеризуется нарушением усвоения в онтогенезе экспрессивной речи инвентаря языковых единиц и правил их функционирования, что в процессе порождения речи проявляется в невозможности или в разладе производства грамматических, лексических и фонематических операций при полной или относительной сохранности смысловых и моторных (артикуляторных) операций. ( Ковшиков В.А. Экспрессивная алалия и методы ее преодоления. - СПб.: КАРО, 2006.)

      Наиболее частое обращение родителей ребёнка с Моторной (Экспрессивной) алалией к логопеду: Ребёнок всё понимает, но ничего не говорит (мало говорит)

      Статистика:

      Трауготт в 1940г в СССР на основании исследований выявила 1% всех видов алаликов из всех детей.

      В настоящее время в США выделяют детей только с Моторной алалией 8-10% из всех детей;

      В настоящее время в России отмечают рост количества детей с Моторной алалией, но точная статистика пока отсутствует.


      Моторная алалия лечится (корректируется) логопедом дефектологом.

      В раннем детском возрасте (2-3 года) моторная алалия выглядит как ребёнок всё понимает, но не говорит. Очень часто это успокаивает родителей. Со временем появляются дополнительные моторной алалии приводящие к .

      Причины мешающие излечению Моторной алалии :

      Негативное влияние общества на родителей детей с Моторной алалией.

      Родители детей с Моторной Алалией испытывают постоянное давление общества, которое мешает им заняться решением проблемы. Это давление могут оказывать близкие родственники, друзья, знакомые различные социальные группы в обществе и в интернете. Что же слышат такие родители?

      1. «Не беспокойтесь, само все пройдет. У моего соседа ребенок молчал до четырех лет, а потом заговорил сразу целыми фразами» - очень распространенная история на различных форумах. У меня вызывает сомнение правдивость этой истории. Во-первых, откуда эти люди знают, говорил или молчал ребенок дома. Во-вторых, многие дети на улицах не разговаривают с чужими людьми. В-третьих, возможно, там хорошо поработал логопед, и все увидели уже конечный результат; поскольку часто родители не афишируют свои занятия с логопедом. В-четвертых, это могла быть не моторная алалия, а какое-либо другое речевое или неречевое (психологическое) нарушение, но в любом случае само оно не прошло. В-пятых, понятие «не говорил» у каждого свое – кто-то считает, что пока ребенок не выговорит «бронетранспортер», он не говорит.

      Вред этой истории огромен, так как такие советчики останавливают родителей, и родители упускают драгоценное время, необходимое для успешного лечения моторной алалии.

      Причем многие врачи жалуются на ту же тенденцию среди населения по поводу «само пройдет».

      2. «Примите ребенка таким, какой он есть».Наиболее популярный ответ в интернете по запросу «ребенок не говорит в 2, 3, 4 года» - «само все пройдет», а по тому же запросу « … в 5-6 лет» - «примите его таким какой он есть». Куда же делась у «советчиков» логопедическая работа? Причем, обратила внимание, что часто это говорят одни и те же люди. Если я чего-то не знаю – я об этом не говорю, а они могут.

      3. Многие «грузят» родителей чувством вины (в результате которого у детей формируется ) -

      · Ищут виноватых: мама, папа или дедушка, который поздно заговорил. Настоящие причины возникновения алалии .

      · Говорят, что родители мало занимались с ребенком. А при моторной алалии самостоятельная работа родителей без логопеда практически не приносит результата.

      · Объясняют родителям, что «логопеды тянут деньги», ибо «Вон у соседа ребенка за 3 месяца рычать научили, а вы за полгода еще не закончили».

      · Обвиняют ребенка в том, что он просто ленивый или упрямый– «он же все понимает, но не хочет говорить», а родители его не воспитывают.

      Многие мамы детей с моторной алалией, в целях сохранения психики в таких условиях общественного прессинга, объединяются в различные форумы по алалии для эмоциональной поддержки друг друга. Эмоциональная поддержка там действительно есть. Но при отсутствии специалистов на таких форумах зачастую, наравне с полезными способами разговорить ребенка, присутствует много совершенно ненужных и даже вредных, например, обмен таблетками без рецепта невропатолога. Представьте, что будет с возбудимым ребенком, если ему дать вместо успокаивающих препаратов возбуждающие? Так можно и в реанимацию попасть. ускорить коррекционную логопедическую работу.

      У этих форумов есть еще один минус – наравне с людьми, которые всерьез ищут средства лечения ребенка с моторной алалией, там встречаются и ленивые мамы, которые не хотят ребенком заниматься, и им нужно всего лишь оправдание своей лени. Они же очень часто убеждают остальных, что алалия не лечится, значит нужно принять детей такими, какие они есть. А так как есть «положительная динамика» развития, это многих успокаивает. Все забывают, что ребенок с моторной алалией – живой, и как любое другое живое существо он будет развиваться, даже если ничего не делать.Только без логопедической работы речь в норму не придет.

      Так как большинство родителей не выдерживают пресс общественного мнения при длительной коррекционной работе с детьми с алалией, в советское время была создана система детских садов (школ) для детей с . В этих детских садах наряду с коррекционной логопедической работой детям обеспечивали правильную языковую среду и ограждали детей от влияния общества, где родители видели своего ребенка только на выходных.

      Вывод: дорогие родители, помните, что это только ваш ребенок, и не позволяйте окружающим мешать лечению вашего ребенка, ведь моторную алалию можно излечить, и чем раньше это начать, тем больше шансов на положительный результат.

      Родители занимаются не коррекционной логопедической работой, а поисками других способов решения проблемы.

      Если задать поисковый запрос по поводу лечения МА, то мы увидим много сайтов, которые говорят о медицинской помощи моторным алаликам, где логопедическая работа упоминается как второстепенная. Хотя на самом деле все наоборот. Это происходит потому, что большинство сайтов по запросу «моторная алалия», находящиеся на первых строчках поисковиков – медицинские. На них предлагаются услуги десятков тысяч врачей, поэтому они находятся наверху поиска. Но о коррекционной логопедической работе большинство из этих сайтов не имеет даже представления. И у людей создается обманчивое впечатление, что логопедическая работа занимает 1-5% сил, времени, денег во всей коррекции алалии, и ровно настолько же она неважна. Хотя те же врачи прекрасно знают, что в коррекции речевых нарушений, таких как алалия, ведущий специалист – логопед.

      Еще одна причина, почему многие ищут медицинские способы решения проблемы, связана с тем, что Моторная алалия является следствием . А значит многие думают что лечить ее должен врач, а не какая-то тетя с картинками.

      Да, моторная алалия – это следствие органического поражения КГМ. Так же как и , и многие другие нарушения речи, лечением которых занимаются логопеды-дефектологи, обучающиеся несколько лет в университетах. Почему логопеды, лечащие все остальные речевые нарушения органического происхождения, не должны лечить моторную алалию?

      Все привыкли, что самое «страшное» это когда ребенок не выговаривает звук Р. На самом деле поставить звук Р, и все другие звуки могут логопеды без высшего образования после 6-месячных курсов или студенты на 1ом курсе после первой сессии. Все остальные годы обучения в ВУЗе логопеды-дефектологи учатся работать с куда входит моторная алалия.

      Раньше в советское время логопедия входила в состав «лечебной педагогики», а по-английски логопеды и сейчас так и называются «речевыми терапевтами».

      Многие видели дословный перевод алалии как «отсутствие речи» и посчитали, что это является определением алалии. На самом деле отсутствие речи на раннем этапе является лишь одним из симптомов этого речевого нарушения. И многие родители думают, что как только ребенка «разговорили», моторная алалия прошла. Это не так – просто ребенок перешел на следующий уровень – с ОНР-1 на ОНР-2. А так как самостоятельно, без помощи логопеда, речь ребенка в полную норму не приходит, обучаться в обычной школе он не сможет. Поэтому родителям необходимо запастись терпением не на один год коррекции, чтобы дать ребенку полноценную жизнь в дальнейшем. Посмотреть, сколько времени занимает коррекция моторной алалии у меня, и чем мы занимаемся, можно в .

      Трудности в диагностики Моторной алалии.

      Чаще всего диагноз моторная алалия ставят детям не раньше 5-7 лет, хотя раньше ее диагностировали с 2х-2,5 лет, поскольку именно с этого возраста набирали группы в детские сады с ТНР, а во Франции и Швейцарии и сейчас начинают работу с моторными алаликами в раннем возрасте. Все понимают, алалия это органическое поражение участков головного мозга полученное во время беременности, родов или в самом раннем возрасте. Но при этом ставят диагноз в столь позднем возрасте, так как будто ребёнок прекрасно развивался до 5-7 лет, а потом внезапно перестал говорить, стал агрессивен и поглупел. Или ещё хуже - уже в 2 года был, без речи, агрессивным и со сниженным интеллектом. Таких детей очень мало и они попадают под наблюдение других специалистов сразу же. Но потом в 5-7 лет из ниоткуда появляется много моторных алаликов. Часто проблема ещё и в том, что её просто не умеют увидеть раньше. Для помощи логопедам в диагностике Моторной алалии я собрала

      Неправильный выбор логопеда для коррекции моторной алалии.

      Ко мне часто обращаются родители неговорящих детей с моторной алалией в возрасте 5-6ти лет. И на вопрос «Где же вы раньше были?» отвечают, что ходили-занимались, результата не было, «вы у нас 5ый (8-ой) логопед». Или -«За нас никто не берется».

      Почему же многие логопеды, несмотря на то, что они должны уметь исправлять моторную алалию, не добились результатов?

      1. В отличие от постановки звуков, для коррекции моторной алалии необходимо использовать больше половины всех знаний, полученных в институте, а учатся в университетах все по-разному.

      2. Моторная алалия – не самый приятный диагноз. И некоторые логопеды стараются понравиться родителям, не говоря им неприятные вещи. И не заставляют родителей изменить свою жизнь на ближайшие годы или не умеют им объяснить, как это сделать. Результатов это, естественно, не дает.

      3. Часть логопедов отказывается от работы с моторными алаликами, потому что неоднократно слышали фразу «вы тянете деньги» - а процесс коррекции алалии длительный. Поэтому им на самом деле проще «починить» 10-20 дислаликов за то же время и те же деньги, получить много благодарностей, вместо одного недовольного длительностью процесса алалика.

      4. Некоторые логопеды не умеют «разговорить» маленького ребенка с моторной алалией, поэтому говорят «приходите после 5ти лет».

      5. Ну и самая главная проблема при выборе логопеда, о которой родители не знают, - это концепция моторной алалии, по которой логопед работает. Существуют , и . Две первых концепции устарели еще в прошлом веке (сами основатели этих концепций пришли к выводам о нерезультативности работы по ним), но логопедов и психологов, работающих по ним, очень много. Я работаю по языковой концепции, поэтому мои выпускники, так же как и у других логопедов использующих эту концепцию, могут не только поступить в обычную школу, но и окончить ее.

      Для того, чтобы логопедам освоить языковую концепцию, у меня есть подборка . Так как в интернете большинство литературы по моторной концепции и устарело.

      Представление о Моторной алалии:

      Поскольку у детей с моторной алалией страдает не только речь, но и основные психические процессы: память, внимание, мышление, сенсорные представления о величине и форме, очень важно развивать эти функции в различных играх.

      Не лишним будет развитие мелкой и крупной моторики, формирование связи моторики и зрения. Связь между этими умениями и речью очень тесная, одно ведет за собой другое.

      Игра – это основная деятельность дошкольников, именно в игровой форме малыш будет непринужденно усваивать нужный материал.

      Как правильно развивать внимание и память у деток с ЗРР и алалией?

      Для игр с не говорящими детьми используют игрушки , при более высоком уровне развития речи можно брать картинки . Это нужно для создания соответствующего эмоционального настроя ребенка, поддержания интереса.

      • На столе стоят 4-6 игрушек. Ребенок отворачивается, а в это время 1-2 игрушки убирают. Нужно повернуться и узнать, что убрали со стола.
      • Можно не убирать, а добавлять игрушки. Задача ребенка – сказать, что появилось на столе.
      • На столе стоит от 2 до 4 игрушек, которые нужно внимательно рассмотреть вместе с малышом. Ребенок отворачивается, все игрушки «прячутся». Надо вспомнить, что стояло на столе.
      • С ребенком рассматривают 2-4-6 картинок из детского лото, потом их убирают, смешивают с остальными. Задача ребенка – найти те картинки, которые рассматривали в начале игры. Усложнение игры – расположить картинки в том порядке, в котором их рассматривали.
      • Выполнить последовательные действия : сначала надо налить воду в чашку, потом положить ложку в стакан, а карандаши – в коробку. Усложнение – предложить ребенку рассказать о том, что он сделал.
      • Дорисовать незаконченные рисунки , выложить из счетных палочек фигуру по образцу.

      Игры на развитие мышления

      Эти игры предлагаются малышу по принципу «от простого — к сложному» .

      Сначала ему предлагается сравнение предметов по цвету и размеру, а затем — по более существенным признакам.

      • Разложить картинки по какому-то признаку: что едим, что надеваем и т.д.
      • Сложить одну картинку из разрезанных частей , сначала из двух, затем из 3-4. Усложнение – предложить картинки, на которых изображение есть с обеих сторон.
      • Угадать, что нарисовано на картинке по ее части.
      • «Почтовый ящик» — опустить фигуры в коробку, подобрав нужное отверстие, подходящее по форме.
      • «Кому что нужно» — подобрать орудия действия к действиям, изображенных на разных карточках (сачок – девочке, ловящей бабочку, расческу – лохматой девочке, иголку – мальчику с дыркой на рубашке).

      Игры на сенсорное развитие (цвет, величина, форма)

      Дети с моторной алалией испытывают трудности с ориентировкой в пространстве, а также в определении цвета, формы и величины предметов.

      Не очень выражен у них и познавательный интерес.

      Игры помогут решить эти проблемы:

      • Нужно выбрать из одинаковых по величине шариков только красные, только белые ит.д.
      • Предложите ребенку принести столько же кубиков , сколько матрешек;
      • «Подбери цветок» — разложить по вазам цветы одного цвета (все фигурки выполнены из бумаги);
      • «Спрячь шарик в ладошках» — предложить спрятать в ладони сначала маленький, затем большой шарик, получится или нет;
      • «Наоборот» — на одних картинках большие предметы, а на других те же предметы, только маленького размера. Ведущий говорит, поднимая картинку: «У меня пирамидка большая…». Ребенок ищет такую же, и отвечает: «А у меня маленькая», и т.д.
      • Лото на закрепление цвета с изображением кругов разного цвета.

      Эти игры приведены для примера, чтобы понять принцип подбора, на самом деле их существует огромное количество.

      Если ребенок еще маленький, нужно тщательно подбирать мотивацию, зачем ему нужно выбирать шарики, картинки, и т.д.

      Предложите помочь зайке, кукле или мишке, выручить их — так малышу будет гораздо интереснее играть и заниматься.

      Самые эффективные игры на развитие мелкой моторики

      Дошкольники с моторной алалией обычно имеют плохую координацию движений, движения выполняют неточно и неловко. У них трудно добиться грациозности движений.

      Особенно страдает мелкая моторика пальцев.

      Для коррекции этих недостатков можно выполнять такие упражнения:

      • Подниматься и опускаться со ступенек , стоять на одной ноге, подпрыгивать на обеих ногах и на каждой поочередно.
      • Завязывать узел, бант, застегивать пуговицы.
      • Сгибать и разгибать поочередно пальчики на каждой руке.
      • Соединять по очереди большой палец с остальными пальчиками.
      • Выполнять движения по показу и без него: «кулак-ребро-ладонь».
      • Строить башенки из кубиков , собирать пирамидки.
      • Протягивать шнурок через отверстия в различных вариантах, нанизывать бусы на веревочку.
      • Сжимать и разжимать грушу пульверизатора.
      • Выкладывать узоры из мозаики.

      Регулярно проводимые игры-занятия, тщательное выполнение заданий логопеда, корректное психологическое сопровождение обязательно помогут ребенку подняться на следующую ступень на пути к освоению правильной грамотной речи.