Когда при разводе ребенок остается. С кем останется ребенок при разводе родителей и как на это повлиять

Патронатное воспитание - форма участия граждан в воспитании детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, находящихся в детских интернатных учреждениях, учреждениях профессионально-технического, среднего специального, высшего образования.

Патронатная семья - это семья, которая дружит с ребенком из детского дома, приглашает его в гости, берет с собой в театр, кино, на отдых. Передача ребенка на воспитание производится на основании договора. В договоре устанавливается срок, на который ребенок передается в семью, права и обязанности участников договора, другие условия, а также основания и последствия прекращения такого договора. Дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, преданные в патронатную семью, имеют все права воспитанников учреждений для детей-сирот, обеспечиваются за счет государства, а воспитательные функции берут на себя семьи.

Патронатное воспитание – это профессиональная работа, которая предусматривает:

Пособие на содержание ребенка;

Наличие постоянных квалифицированных помощников: врача, психолога, социального педагога, учителя-дефектолога.

Патронат может быть непрерывным и периодическим.

Непрерывный патронат – это временное устройство ребенка с момента помещения его в семью патронатного воспитателя до окончательного решения вопроса о его устройстве.

Периодический патронат – это периодическое временное устройство одного и того же ребенка в одну и ту же семью патронатного воспитателя (на выходные и праздничные дни, в каникулярное время). Возможна передача ребенка на патронатное воспитание от 1-2 дней до 3 месяцев.

Один и тот же патронатный воспитатель может осуществлять одновременно различные формы патроната (смешанный патронат).

На патронатное воспитание в одну семью может передаваться от 1 до 3-х детей, но не более 4 детей.

Дети, состоящие между собой в родстве, как правило, передаются в одну патронатную семью, за исключением случаев, когда по медицинским показаниям или другим причинам они не могут воспитываться вместе.

Контакты с родителями и родственниками ребенка, как правило, обязательны, их регламент определяется по согласованию сторон. Дети могут передаваться патронатным воспитателям в период каникул, выходных дней, государственных праздников и праздничных дней, установленных и объявленных Президентом Республики Беларусь нерабочими, а также в период их заболевания, в том числе при нахождении на лечении в стационарных условиях в организациях здравоохранения, прохождения вступительных испытаний при поступлении в учреждения образования.

Патронатное воспитание осуществляется на безвозмездной основе.

Как патронатный воспитатель Вы можете:

· навещать ребенка в учреждении;

· принимать ребенка в своей семье в выходные дни и дни каникул;

· дать возможность ребенку хоть и короткий период пожить в заботливой и понимающей семье;

принять в семью ребенка, который временно нуждается в семье. Такому ребенку по разным причинам либо невозможно, либо пока не удается найти семью на более длительный срок. Как правило, речь идет о детях подросткового, возможно, юношеского возраста, либо о детях, имеющих особенности психофизического развития, либо о детях, временно находящихся в детских интернатных учреждениях.


Патронат

Патронат - одна из разновидностей возмездной опеки над несовершеннолетним в соответствии с п 1. Статьи 14. «Установление опеки или попечительства по договору об осуществлении опеки или попечительства» Федерального закона об опеке и попечительстве от 24 апреля 2008 г. № 48. Этот вид опеки устанавливается региональным законодательством и сейчас существует в ряде регионов РФ как форма семейного устройства детей, оставшихся без попечения родителей, при которой ребёнок помещается на воспитание в семью патронатного воспитателя на возмездную опеку с заключением специального договора. Патронатный воспитатель (с 1 сентября 2008 года - с момента вступления в силу Федерального закона № 48) является опекуном ребенка, то есть его законным представителем. . Наиболее близким западным аналогом считаются так называемые «фостерские семьи» (англ. foster home ).

Особенности патроната

ПРОТИВНИКИ патроната в старом виде . Считают, что передача ребенка в семью на любую форму и разновидность, прежде всего, должна соответствовать интересам ребенка, его защиту и стабильность воспитательной среды, создание детско-родительских, а не только воспитательных отношений и видели в нем угрозу для ребенка. Поскольку:

  • ребенок в патронатной семье, проживая в семье восппитателя оставался воспитанником учреждения и в любой момент, мог быть возвращен в учреждение по решению администрации. Т.е. патронат в старом виде не являлся семейной формой устройства, а был разновидностью интернатного воспитания.
  • патронатный воспитатель не являлся законным представителем ребенка и обладал только некоторыми обязанностями, но не правами. В частности такой воспитатель не мог принимать никакие юридически значимые действия по отношению к ребенку: определить в учебное заведение, осуществлять управление и надзор за его имуществом, давать согласие на лечение, выступать его представителем в суде и других органах. В ситуации, когда требовалось обеспечить защиту ребенка патронатный воспитатель это сделать не мог и обязан был обращаться в администрацию учреждения.
  • трудовой договор, который заключали патронатные воспитатели, предусматривал возможность для патронатного воспитателя замены ребенка так как ребенок по такому договору, исходя из сути трудового права, являлся сырьем надомника-воспитателя, позволял вернуть ребенка на время отпуска в детское учреждение или просто отказаться от воспитания «по собственному желанию».
  • практика патроната не давала экономии для государства, прежде всего потому, что персонал детского учреждения при сокращении количества воспитанников нельзя было сократить, патронатному воспитателю так же выплачивали средства не только на содержание, но и зарплату. В итоге получалось у ребенка было два воспитателя - патронатный воспитатель и сотрудники организации для детей.
  • в патронатные воспитатели шли в основном люди пожилого возраста из числа педагогов-пенсионеров, люди не готовые отвечать за ребенка, а также желавшие доработать на педагогическом стаже, по этой причине количество передач детей от одного к другому патронатному воспитателя составлло от 7 до 12 %,
  • психологи и сами дети считают что постояная привязка к детскому дому где дети воспитывались является для них травматической, постоянное "выдергивание" детей и семей на общедетдомовские меропрития не способствовала психологической реабилитации детей, оптимальным является сопровождение семьи с организацией встреч на нейтральной территории, но не в стенах детского дома,
  • такая форма приемная семья или патронат в современном виде ПОЗВОЛЯЕТ ОСУЩЕСТВЛЯТЬ ВСЕ ТЕ ЖЕ виды сопровождения и помощи семье, однако ОРГАНИЗАЦИИ ЛИШИЛИСЬ своих полномочий и теперь не могут распоряжаться судьбой детей. Они потеряли возможность управления финансами и сохранения персонала при отсутвии в учреждении детей.

РЕЗЮМЕ: Патронат в старом виде был выгоден, прежде всего, интернатным учреждениям для собственного сохранения как учреждения и сохранения персонала, обеспечения загрузки персонала как службы сопровождения.

До сих пор патронатные площадки используют патронат как промежуточное помещение ребенка, часто просто потому, что это оправдывает их назначение и дополнительные выплаты персоналу. Процент ухода патронатных воспитателей на иные формы был огромен и достигал 80 % за год, что говорит о том, что сами патронатные воспитатели были не в восторге от патроната. Успешность патраната преимущественно в головах его апологетов т.к. в большинстве регионов патронат с 2007 года начали сворачивать из-за низкой эффективности и ненадежности помещения детей (См. статистику).

Статистика и аналитика патроната

Количество детей на патронате, даже в самые лучшие для патроната год (2006), задолго до вступления в силу Федерального закона об опеке, который часто винят в том, что он ликвидировал патронат, составило - 0,96 % от всех детей, воспитывавшихся в семьях. Заметим, что патронатные площадки имели статус экспериментальных. Массовое внедрение было только в самом начале. Однако в пределах ОДНОЙ площадки были устраивалось в семью 95% ВСЕХ воспитанников, а сам детский дом превращался в центр семейного устройства.

В 2009 году количество детей на патронате составило - 0,55 % от всех детей, переданных на воспитание в семьи.

См. также

Примечания

Ссылки

  • (Внимание! Ссылка содержит устаревшие сведения) Патронатное воспитание как форма приема ребенка в семью - Усыновление в России (Интернет-проект Министерства образования и науки РФ).
  • Баллада о патронате - о социальном патронате не формально

Патронатное воспитание - это один из видов опеки над детьми-сиротами и детьми, оставшимися без попечения родителей (еще есть собственно и ).

Оформить патронат можно тогда, когда другие формы устройства ребенка в семью применить невозможно.

Передать ребенка на патронатное воспитание (постинтернатный патронат) можно не в каждом субъекте Российской Федерации. В Москве такая форма устройства (воспитания) ребенка возможна.

Патронатные воспитатели, как и опекуны (попечители), тоже законные представители детей, у них те же права и обязанности, но договор с ними заключается только на возмездной основе и на более короткий срок - не менее 3 месяцев и не более года (в интересах детей может быть продлен).

Отличие от опеки (попечительства) также заключается в том, что патронатным воспитателям и оказавшимся у них детям специальная оказывает профессиональную консультативную, юридическую, психологическую, педагогическую, медицинскую и социальную помощь.

Помните, что братьев и сестер можно взять на патронатное воспитание только вместе, за исключением тех случаев, когда раздельное воспитание служит их интересам.

2. Кто может взять ребенка под опеку?

Приемным родителем может быть дееспособный гражданин, достигший 18 лет, желающий взять ребенка на воспитание и соответствующий Установить опеку (попечительство) над ребенком-сиротой или ребенком, оставшимся без попечения родителей, могут дееспособные совершеннолетние граждане, за исключением:

  • лишенных (ограниченных) в родительских правах;
  • отстраненных от выполнения обязанностей опекунов (попечителей);
  • бывших усыновителей, если усыновление отменено по их вине;
  • имеющих неснятую или непогашенную судимость за тяжкие или особо тяжкие преступления;
  • имеющих или имевших судимость, подвергающихся или подвергавшихся уголовному преследованию (за исключением тех, в отношении которых уголовное преследование прекращено по реабилитирующим основаниям) за преступления против жизни и здоровья, свободы, чести и достоинства личности (за исключением незаконного помещения в психиатрический стационар, клеветы и оскорбления), половой неприкосновенности и половой свободы личности, против семьи и несовершеннолетних, здоровья населения и общественной нравственности, а также против общественной безопасности;
  • имеющих заболевания, препятствующие усыновлению: туберкулез органов дыхания (I и II группы диспансерного наблюдения), инфекционные заболевания, наркомания, токсикомания, алкоголизм, психические расстройства или расстройства поведения, злокачественные новообразования любой локализации III и IV стадий (злокачественные новообразования любой локализации I и II стадий - только после проведения радикального лечения), инвалидность I группы;
  • состоящих в союзе, заключенном между лицами одного пола, признанном браком и зарегистрированном в соответствии с законодательством государства, в котором такой брак разрешен, а также являющихся гражданами указанного государства и не состоящих в браке;
  • не прошедших подготовку (подготовка не требуется близким родственникам детей).
">требованиям к опекунам (попечителям) .

Кроме того, приемный родитель обязательно должен пройти и получить . Если у вас есть , оно тоже подойдет.

Люди, не состоящие в браке, не могут опекать одного и того же ребенка.

3. Как найти ребенка?

Если вы еще не знаете, какого ребенка хотите взять под опеку (на попечительство), вам нужно сначала ознакомиться с банком данных о детях-сиротах.

Посмотреть анкеты детей, оставшихся без попечения родителей, вы можете онлайн. Сейчас в регионах есть территориальные банки данных о детях-сиротах (в Москве это портал usynovi-moskva.ru), кроме того, существует федеральный банк . На электронных ресурсах вы можете ознакомиться с фотографиями детей, кратким описанием их характера, узнать о состоянии их здоровья, а также о том, в каком детском доме они находятся, - таким образом, в дальнейшем вы можете обратиться непосредственно в нужное учреждение.

С просьбой подобрать ребенка вы можете обратиться и сразу в .

Для получения доступа к полным анкетным данным детей вам необходимо будет ответить на вопросы анкеты и предоставить документ, удостоверяющий личность, и заключение о возможности быть опекуном или попечителем (либо заключение о возможности быть усыновителем).

Когда вы выберете ребенка, вам выдадут направление на его посещение.

4. Как проходит встреча с ребенком?

Вы обязаны встретиться с ребенком в присутствии специалиста по охране детства органа опеки и попечительства. Кроме того, вам должны показать все документы ребенка.

Факт ознакомления с его медицинским заключением подтверждается в письменной форме. Вы имеете право также обратиться в медицинское учреждение для проведения независимого медицинского освидетельствования ребенка. На медосмотре должен присутствовать сотрудник органа опеки.

После встречи с ребенком вам необходимо сообщить оператору органа опеки, что вы готовы взять ребенка под опеку (попечительство), затем вам будет выдан акт о назначении вас патронатным воспитателем.

5. Как заключить договор о патронатном воспитании?

В течение 10 дней после принятия акта о передаче ребенка на патронатное воспитание с вами должны заключить соответствующий договор на срок от 3 месяцев до года, который подписывается в органе опеки и попечительства по месту жительства ребенка.

В документе указываются права и обязанности всех сторон - органа опеки и попечительства, организации по сопровождению семьи и патронатного воспитателя, а также размер вознаграждения и способ оплаты (по договору о патронатной семье, за счет доходов от имущества подопечного, за счет средств бюджета Москвы, за счет средств третьих лиц).

 В случае изменения места жительства ребенка договор необходимо будет расторгнуть и заключить другой договор - с органом опеки и попечительства по новому месту жительства ребенка.

6. Как выбрать сопровождающую организацию?

Патронатным воспитателям и их воспитанникам специальная организация по сопровождению семьи оказывает профессиональную консультативную, юридическую, психологическую, педагогическую, медицинскую и социальную помощь.

Семейный патронат – наиболее доступный вариант семейного устройства детей, не имеющих статуса сироты.

Также данный метод применяет для тех малышей, в отношении которых не может быть оформлено

Задача патронатного воспитания и семьи, воспитывающей ребенка, заключается в социальной адаптации ребенка, улучшении его самооценки, расширении круга общения, а также в заботе о физическом здоровье с помощью образовательных, педагогических и психологических приемов.

В обязанности патроната входит не только забота о малыше.

Члены патронажной семьи должны поддерживать контакт с родителями ребенка, организовывать встречи и оказывать консультационную помощь для того, чтобы мотивировать их на воссоединение и улучшение уровня жизни.

Социальный патронат подразумевает помощь детям, их родителям, членам семьи или даже группам, нуждающимся в улучшении благополучия.

Его основное направление – оказание помощи в развитии или приобретении навыков, позволяющих раскрыть весь потенциал взрослых людей в интересах семьи и общества.

Отличие от других форм опеки детей

Патронатное воспитание заменяет временное определение ребенка в детский дом и часто используется как промежуточная форма перед или усыновления.

Ответственность за благополучие ребенка в данном случае возлагается на:

  • воспитателя по патронату;
  • органы опеки и попечительства;
  • настоящих родителей.

В отличие от опекунства, патронат осуществляется на платной и возмездной основе. А к воспитателям применяются менее строгие требования (нет возрастного и материального ценза).

Чем полезен патронат?

Патронат допускает проживание и воспитание ребенка не в интернате или специализированных детских домах для малышей, а в полноценной семье.

Это является бесспорным преимуществом, ведь только так ребенок может получить в полном объеме заботу и внимание от всех членов семьи, почувствовать любовь и сопереживание близких.

К дополнительным положительным моментам патронажа относятся:

  1. профессиональная подготовка людей, готовых заниматься воспитанием нового члена семьи;
  2. государственное сопровождение семьи и оказание финансовой помощи;
  3. детям не запрещено общение с кровными родственниками.

История патронатного воспитания

Впервые термин «патронат» был рассмотрен в Энциклопедическом словаре А.Гранта в 1913 году.

В то время он определялся как совокупность мер материальной помощи людям, освободившимся из мест заключения, нравственно опустившимся женщинам и другим лицам, с целью обеспечения им возможности вернуться к нормальной трудовой жизни.

Также в те времена приюты были обязаны опекать своих бывших воспитанников и оказывать им содействие в благоустройстве. Такое содействие трудно назвать эффективным способом обеспечения дальнейшей жизни детей, но оно являлось проявлением заботы о социальной адаптации.

Немного позже стали организовываться самостоятельные попечительские общества, обладающие более широким кругом задач. Например, их основная специализация заключалась в помощи именно бездомным, нищенствующим детям и сиротам.

Ежемесячные выплаты на ребенка

Статус патронатной семьи дает право на получение ежемесячных выплат из расчета 180 рублей в день на одного ребенка.

Также для особых категорий детей назначается дополнительная ежемесячная денежная компенсация:

  • подкинутых;
  • оставленных в роддоме.

Как получить статус патронатной семьи?

Попробовать свои силы в роли воспитателя-патроната может стать только совершеннолетний гражданин, доказавший свою дееспособность.

Законом предусматривается и дополнительные требования к воспитателям – они должны обладать высокими морально-этическими качествами, не иметь негативных моментов в биографии (злоупотребление спиртными напитками, административные штрафы).

Вместе с тем, к воспитателю применимы менее строгие критерии, чем при оформлении опекунства или усыновления. Например, для осуществления социального и воспитательного патроната не обязательно или иметь высокооплачиваемую работу.

Статус патронатной семьи присваивается после подписания соответствующего договора и действует до срока его окончания.

Обращение в органы опеки

Лица, морально и материально готовые взять ребенка в семью под патронат, должны обратиться в орган опеки по месту своего жительства с ходатайством.

Уполномоченная организация изучает личностные характеристики заявителя и выдает заключение, разрешающее быть патронатными воспитателями.

Услуги патроната может оказывать только человек, обладающий обширными знаниями в сфере психологии, воспитания, социологии, а также медицины и семейного права.

Обучение

Патронатный воспитатель в обязательном порядке должен пройти специальную подготовку или курсы обучения в Уполномоченной организации.

Учеба организуется и проводится в целях оказания психологической, педагогической, правовой, социальной и иной консультационной помощи гражданам, принявшим ребенка на патронатное воспитание.

Занятия проводятся по мере комплектования учебных групп. Расходы на обучение выплачиваются из бюджетных средств.

Необходимые документы

Кандидат на получение возможности осуществлять патронат должен предоставить следующий пакет документов:

  • паспорт;
  • письменное ходатайство;
  • врачебное заключение о состоянии здоровья и возможности оказывать услуги патроната.

После рассмотрения документов Уполномоченная служба делает соответствующее заключение и предлагает подписать типовой договор на оказание услуг патронатного воспитания в конкретной семье (над ребенком).

Договор с органами опеки

По письменному соглашению о воспитании в патронатной семье орган опеки передает ребенка на воспитание в семью патронатного воспитателя.