Совсем маленькому малышу может быть не просто понять - что же это такое "весна", и, если быть до конца честным, то понятие "весна", как время года, он полностью осознает где-то после 3-х лет.
Но какие-то весенние признаки по-отдельности ребенок вполне может осознать и в 2 года. А поможет ему в этом развивающее занятие "Весна", которое можно растянуть на целую тематическую недельку.
Ну а теперь, начинаем радоваться весеннему солнышку!
Если день солнечный, подойдите с малышом к окну, найдите солнце и поговорите о нем: какое оно теплое, светлое, как оно согревает все на земле, как оно помогает расти цветам, деревьям и деткам. Сообщите, что солнышко у нас теперь весеннее и ласковое, потому что наступила весна!
Давайте вместе с малышом споем и станцуем песенку нашего детства… Помните? Солнышко лучистое, улыбнулось весело, потому что мамочке мы пропели песенку .
«Дождик-дождик, понемножку, капай-капай на ладошку » - стучим пальчиками по ладошке.
«Через лужи я скачу» - раскладываем на полу "лужи"- подушечки, книжки, листы бумаги. Начинаем перешагивать и перепрыгивать через лужи.
«А теперь свои сапожки надеваем мы на ножки» - делаем движения, как будто надеваем настоящие сапожки. Надев «сапожки» - начинаем ходить по «лужам» (стараемся идти так, чтобы наступать только на «лужи», не наступать на пол).
Под эту песенку можно просто потанцевать, побегать или придумать инсценировку с зонтиком.
Развиваем память.
Для начала «погрузитесь» с малышом в тему растений весной:
Можно просмотреть отрывки из презентаций о весне (по ссылкам - презентация для малышей до 2,5 лет , презентация посложней для детей старше 2,5 лет).
Можно выглянуть в окно или выйти во двор – если весна уже успела порадовать вас первыми листочками и цветочками. И обсудить с ребенком то, как изменились растения (зазеленели, выросли, появились листочки, травка, распустились цветы).
Можно специально для занятий принести в дом первые дары весны (веточки, листики, травинки, цветы), все это сложить в коробочку и накрыть платочком, а прямо перед началом занятия случайно обнаружить «клад» - и уж конечно же все пощупать, потрогать и обо всем рассказать.
После того как тема раскрыта – устраиваем свою персональную весну. Пускай набухают почки на ветвях деревьев – прикрепляем комочки зеленого теста для лепки на картинку:
После этого сообщаем малышу, что наши почки пригрело ласковое солнышко, и листочки очень просятся распуститься! Поможем им! Надавливаем на комочки теста пальчиком и тянем его в стороны - размазываем "почки", превращая их в листочки! (Отрабатываем технику «размазывания» теста):
Если малыш еще мал и такая премудрость ему еще не по плечу – то можно просто наклеить комочки теста на ветки – и зеленые листочки готовы!
Теперь пришла очередь цветов! Отыскиваем их под землей/под снегом:
(Если у вас будет "снег" - то можно использовать манку - она на него так похожа. Но если вы просто помогаете цветочкам "прорастать из-под земли" - тогда можно и просто крупу использовать).
А теперь раскладываем цветы по клумбам! Каждому цветочку своя!
Чтобы расти всем цветочкам нужно не только солнышко, но и дождик! Включаем песенку, берем музыкальные инструменты - две ложки (можно железные, можно деревянные). Слушаем песенку и подыгрываем дождику на ложках.
Сделаем для каждого цветочка братика или сестричку! Нужно выбрать и наклеить комочек теста для лепки нужного цвета.
Задание попроще:
Задание посложнее:
Выбирая для цветочков нужный цвет теста и прикрепляя его, малыш развивает пальчики, логику, внимание, усидчивость. Конечно интереснее будет, если карточек с цветочками будет несколько.
Уф! Устали! Давайте потанцуем, ведь впереди еще много игр.
Включаем замечательную песенку про весну Екатерины Железновой (найти ее можно по этой ссылке) , выполняем движения по смыслу песни.
Стучатся погромче дятлы, Синички стали петь, | Машем крылышками, как птички, бежим по кругу. |
Встает пораньше солнце И землю стало греть. | Изображаем солнышко - ноги на ширине плеч, руки в стороны, пальчики растопырены. Переступаем с ноги на ногу как мишки. |
Бегут ручьи под горку, Растаял весь снежок. | Бегаем по комнате, пританцовывая. |
А из под старой травки Уже глядит цветок. | Киваем головой из стороны в сторону. |
Раскрылся колокольчик В тени, там где сосна | Показываем ладошками "Колокольчик" (руки складываем чашеобразно), покачиваемся из стороны в сторону. |
Динь-динь звенит тихонько, Динь-динь пришла весна! | Хлопаем в ладоши, пританцовывая. |
Развиваем внимание и сенсорику.
Еще одно задание с цветами. Есть два варианта – выбирайте любой или оба по очереди .
Вариант 1 – развиваем внимание - найди для каждого цветочка серединку:
Вариант 2 – развиваем логику и сенсорику.
Найди лепесточек для цветочка:
Все четыре цветочка белые, но все отличаются. Найди каждому цветочку лепесточек.
Для цветов использованы материалы : белая мягкая ткань, белая бумажная салфетка, белая писчая бумага, белый ватный диск.
В принципе можно эксперементировать и с другими цветами, и с другими материалами.
Ну и в конце - можно из обыкновенной веточки сделать очень красивую, цветущую, по-настоящему весеннюю. Берем веточку дерева, прикрепляем к ней листочки и цветочки. Листочки у нас из теста для лепки, цветочки из бумаги, а клеем мы их с помощью цветного теста.
Веточку лучше найти потолще – так будет проще детским пальчикам.
На этом второй день тематической недельки-занятия "Весна" заканчивается.
Впереди еще один коспект, посвященный животным и птицам весной! Оставайтесь с нами!
А вы уже встречаете весну? Расскажите о том, как вы это делаете в комментариях! Очень интересно!
Перед вами - последний день тематической недельки, посвященной весне.
Предыдущие дни, вы сможете найти здесь: день 1 , день 2 .
"Животные весной" - непростая тема для детей от 2 до 3 лет - в этом возрасте не все дети смогут хорошо усвоить подобную информацию.
Поэтому на занятии мы лишь слегка прикоснемся к теме животного мира весной и попробуем коснуться только самых главных идей.
Но все равно, будет весело и полезно! Обещаю! Итак...
Для «погружения» в тему предлагаю посмотреть вторую часть презентации «Весна» (в папке с презентацией вы найдете два файла; вам нужно будет открыть второй файл – он посвящен животным и птицам весной).
Текст презентации рассчитан для деток старше 2,5. Поэтому с детками помладше можно просто рассматривать картинки (веселые зверики и птички им обязательно понравятся) и комментировать их на ваше усмотрение.
Посмотрев с малышом презентацию, вы соприкоснетесь с темой животного мира весной и познакомите ребенка с самой необходимой информацией.
Будет здорово если дома у вас найдется плюшевый мишка. Устраиваем ему теплую берлогу:
Ну а потом, пусть солнышко из первого дня нашей недельки его разбудит! (Можно взять поделку "солнышко", которую мы делали на занятии 1 и "посветить" им на медвежонка). Просыпайся медведь!
Мишка проснется, потянется и очень удивится! Весна пришла! (выполняем кукольную инсценировку с плюшевым медвежонком). И от радости пойдет плясать! Ну и мы с ним тоже:
Слушаем песенку Железновых "Мишка пляшет" и танцуем.
После песенки выполним мишкину зарядку!
Наступила весна, пригрело солнышко (аж медведь проснулся). Тут и птички прилетели из жарких стран. И у них появились детки!
Сначала раскладываем птичек по росту – первой идет самая большая (папа), поменьше - мама, и так далее:
А затем – ой! Что случилось? Птички свои перышки растеряли!
Выполняем сортировку – раздаем птичкам их перышки!
А теперь птичек можно и покормить. Насыпаем птичкам корм, самой большой птичке нужно много корма, птице поменьше - насыпем поменьше, а малыш ест совсем мало! Ему насыпаем меньше всех!
Подвижная игра «Птицы прилетели».
Познакомить детей с весенними изменениями в природе.
Обогатить словарь детей по данной теме.
Побуждать детей слушать музыку, рассматривать картины и предметы.
Учить детей видеть взаимосвязь между состоянием погоды и одеждой, понимать последовательность роста растений.
Формировать устойчивые представления о цвете, форме, величине, геометрических фигурах, количестве.
Продолжать учить ориентироваться в пространстве. Различать понятия «быстро-медленно», «сильно-слабо».
Закреплять умения двигаться под музыку соответственно тексту песни.
Учить детей рисовать с помощью пипетки.
Совершенствовать навыки рисования кистью, наклеивания, лепки.
Сюжетные картины о весне.
Силуэтные картинки куклы, зимняя и весенняя одежда для куклы.
Картинка-фон «Бегут ручьи», кисти, неразливайки, синяя краска.
Цветущая ветка абрикосового дерева в вазе с водой.
Картинка-фон с изображением ветки, клей, вырезанные из салфетки розового цвета цветы.
Картинки с изображением цветущей ветви, зеленого абрикоса и спелого абрикоса.
Пуговицы разных цветов и величины, картинка с изображением весенних цветов.
Соленое тесто зеленого цвета, пластилин желтого цвета, вырезанные из яичной клетки фиолетового цвета цветы.
Силуэтные изображения тучек и солнышка, прищепки, веревка.
Пипетки, емкости с водой, вырезанные из картона цветы и листочки.
Картинка-фон с изображением черных ямок, аналогичные по форме силуэтные изображения луж, вырезанные из картона мостики.
Вырезанные из прозрачной клеенки лужи маленького и большого размера, пеньки.
Схематичное изображение скворечника из геометрических фигур, цветные геометрические фигуры, счетные палочки, силуэтное изображение птички.
Рисунок-фон с изображением птиц и гнезда.
Настольная игра «Чей малыш?»
Картинка-фон с изображением леса, силуэтные картинки медведя, ежа, змеи, пчелы.
Аудиозаписи: Вивальди «Весна», «Весенняя пляска», «Весна-красна».
Наши умные головки
Будут думать много, ловко.
Ушки будут слушать,
Ротик четко говорить.
Ручки будут хлопать,
Ножки будут топать.
Спинки выпрямляются,
Друг другу улыбаемся.
О чем наше сегодняшнее занятие вам расскажут картины и музыка. Смотрите и слушайте.
О чем рассказывают эти картинки? О том, что наступила весна. И музыка рассказала нам о весне. Что такое весна, что она нам принесла? Будем разбираться.
Весной становится тепло, тает последний снег, бегут ручейки.
Была зима и люди носили теплую одежду. Оденьте куклу в теплую зимнюю одежду. Теперь стало тепло и такая одежда уже не нужна. Нужна другая одежда. Подберите подходящую для весны одежду и оденьте в нее куклу.
Возьмите в руки кисточки, обмакните сначала в воду, затем в синюю краску. Теперь проведите прямые горизонтальные линии от снега - снег растаял и превратился в ручейки.
Весной распускаются первые цветы.
Посмотрите на эту ветку. Это ветка абрикосового дерева. Сейчас на ней появились цветочки. Понюхайте носиком запах этих цветов. Нравится вам этот запах? К концу весны на месте цветочков появятся зеленые абрикосы. А летом абрикосы поспеют, станут желтыми, вкусными и тогда, мы будем их кушать.
К листу-фону с изображением ветки дети приклеивают вырезанные из салфетки цветы.
Посмотрите на картинки. Сначала абрикос цвел, у него на ветках распустились цветы. Покажите мне такую картинку. Затем на ветках вместо цветов выросли маленькие зеленые абрикосы. Покажите такую картинку. А потом абрикосы поспели и стали большими и желтыми. Покажите эту картинку. А теперь выложите картинки по-порядку - что было сначала, а что потом.
Дети выполняют движения, соответственно тексту песни.
На картинке с цветами найдите место пуговицам. Подбирайте пуговицы по цвету и величине.
Из соленого теста зеленого цвета дети прямым раскатыванием лепят толстую колбаску. В нее вдавливают вырезанные из яичной клетки фиолетового цвета цветы фиалки. Из пластилина желтого цвета раскатывают круговыми движениями шар и делают из него серединку цветка.
Весной дождик часто бывает, землю поливает.
Дети развешивают тучки на веревке с помощью прищепок.
Постучите пальчиками по столу, как капельки дождевые падают на землю. Вот пошел сильный дождь, капельки стучат сильно и быстро. Вот дождик стал слабеть, стучим тихо, редко. Вот упала последняя капелька, стукните пальчиком один раз. Вот и солнышко выглянуло. Сделайте солнышку лучи из прищепок.
Подул легкий ветерок, подуйте тихонько. Вот ветерок подул сильнее, подуйте сильно. Ветер разогнал тучи, снимайте их с веревочки.
После дождя на цветочках, на листочках остались капельки-дождинки. Возьмите пипетки и с их помощью сделайте капельки на цветочках и листочках.
После дождя все ямки наполнились водой и получились лужи. Приложите к черным ямкам синие лужи подходящего размера. А теперь подберите мостики, так, чтобы по ним можно было перейти через лужу.
На полу раскладываются вырезанные из прозрачной клеенки маленькие лужи, через которые нужно перепрыгнуть, большая лужа, через которую нужно пройти по пенькам.
Весной просыпаются после зимней спячки звери, прилетают птицы.
Из геометрических фигур выложите скворечник на листе-схеме.
Проведите линии так, чтобы все птицы попали в свое гнездо.
Зимой спали медведь, еж, змея, пчелы. Наступила весна, солнышко стало согревать землю, стало тепло. Возьмите солнышко и положите на картинку. Пора просыпаться всем, кто спал зимой. Разбудите их, скажите: «Весна пришла!» «Вставать пора!». Не слышат, скажите громче. Похлопайте в ладоши, потопайте ногами. Разбудили. Медведя посадите возле дерева. Ежика посадите под куст, змею положите на камень, а пчела полетела вверх к цветам на деревья.
Весной у многих зверей и птиц появляются детки.
Ольга Лебедева
Конспект занятия «Игра-занятие «Весна»
Игра – занятие Весна !
Цель : Формирование у детей представления о весеннем времени года, о характеристиках и сезонных особенностях природы весной .
Задачи : развивать наблюдательность, память.
Игра – занятие «Весна идет !»
Раньше был сугроб до крыши, (поднимаем руки вверх)
А теперь все ниже, ниже.
Оседает, оседает,
А потом совсем растает. (Опускаем руки и приседаем)
Солнышко сильнее греет, (Руки вверх, растопыриваем пальцы)
Растопить весь снег сумеет.
Побегут ручьи везде.
Все окажется в воде. (Делаем руками перед собой волнообразные движения)
Все деревья вдруг проснулись (Потягиваемся)
И от нега отряхнулись. (Показываем деревья стряхивают сне)
Пробудились ото сна.
Это к нам идет весна ! (Руки в стороны : радостно встречаем весу)
Игра – занятие «Подснежники»
Видим мы подснежники –
Маленькие нежные.
Из под снега вырастают, (Приседаем)
Нам головками кивают. (Киваем головой)
Дунул ветер на цветочки. (Показываем)
Задрожали лепесточки (Трясем кистями рук)
Вы, цветочки, не дрожите. (Качаем головой)
Выше голову держите. (Поднимаем голову)
Из-за тучки солнце выйдет-
Вас согреет, не обидит. (Поднимаем руки вверх)
Завтра мы пойдем гулять (шагаем на месте)
И увидимся опять! (Разводим руки в стороны)
Игра – занятие «Птички»
Птички с юга прилетели, (Машем руками)
И на поле они сели. (Приседаем)
Стали бегать и скакать,
Стали зернышки искать. (Прыгаем на месте)
Птички зерна отыскали,
Их охотно поклевали. (Стучим указательным пальцем одной руки по друго
Птички Зернышки поели,
Делать гнезда улетели. (Машем руками)
Публикации по теме:
Конспект открытого логопедического занятия «Весна идёт» КДОУ ВО «Острогожский центр психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи детям дошкольного возраста» Конспект открытого.
Конспект логопедического занятия «Весна» Цели: закрепление знаний детей по лексической теме “Весна”; совершенствование лексико-грамматического строя речи; составление предложений.
Цель: Познакомить детей с характерными особенностями весенней погоды. Расширить представления о лесных растениях и животных. Закреплять.
Конспект занятия по математике в подготовительной группе «Весна, весна, поди сюда!» Цель: Развитие интереса к предмету математики, на основе познавательной активности и любознательности. Интеграция образовательных областей:.
Конспект занятия по развитию речи «Весна» в средней группе КОНСПЕКТ НОД по развитию речи в средней группе «Весна» Цель: закрепить знание о времени года весна Задачи: - Уточнить и обобщить представления.
Конспект занятия «Пришла весна-красна» Итоговое занятие Тема: «К нам пришла, весна -красна». Образовательная область: развитие речи, художественая литература, ознакомление.
Конспект занятия в старшей группе «Весна пришла» Воспитатель: Здравствуйте, ребята! Ожила вокруг природа, пробудилась ото сна. К вам спустилась с небосвода вместе с солнышком… Дети: Весна.
Работа с лексическими темами - удобный и эффективный метод развития дошкольников. В рамках обозначенной темы вы можете использовать обучающие прогулки, творческие занятия, дидактические и подвижные игры, упражнения на развитие речи и формирование математических представлений.
Сегодня, друзья, мы познакомим вас с некоторыми играми и упражнениями, которые вы можете включить в ваш весенний план развивающих занятий с детьми 5–7 лет.
В колонках таблицы приведены слова, обозначающие действия (глаголы), предметы (существительные) и признаки (прилагательные). Подбери слова так, чтобы получить предложения, описывающие природу весной.
Чтобы не запутаться, можно ставить рядом со словами соответствующие циферки.
СВЕТИТ | ШУСТРЫЕ | ПТИЦЫ |
БЕГУТ | РЫХЛЫЙ | ПОЧКИ |
ПРИЛЕТЕЛИ | МОЛОДЫЕ | РУЧЬИ |
ТАЕТ | ЯРКОЕ | ЛИСТИКИ |
НАБУХЛИ | ПЕРЕЛЁТНЫЕ | ДЕНЬ |
ПОЯВИЛИСЬ | ДЛИННЕЕ | СНЕГ |
СТАНОВИТСЯ | НЕЖНЫЕ | СОЛНЦЕ |
Есть другой вариант этой игры.
Распечатайте и разрежьте таблицу. Разложите слова по трём стопкам:
Пусть ребёнок выбирает карточки из каждой стопки, складывая их перед собой так, чтобы получались предложения.
Вы можете адаптировать эту игру для малышей, которые ещё не освоили чтение. Замените имена существительные картинками. Называйте действие, а ребёнок пусть показывает, к какому предмету это действие относится.
К каждому названному слову надо подобрать действие, желательно несколько:
К каждому названному слову надо подобрать признак, желательно несколько:
Весной природа просыпается после зимней спячки. Воздух наполняется ароматами цветов и щебетанием птиц. Всё вокруг радостное, приветливое, яркое. В такую пору хочется быть ласковым с каждой букашкой, с каждой травинкой. Давай, малыш, потренируемся говорить ласково-ласково:
Не «лист», а «листочек».
Для игры вам потребуется два набора разрезных карточек - предметные картинки на тему «Весна» и числа от «1» до «10».
Сложите карточки в две стопки рубашкой вверх.
Дети по очереди вытягивают по одной картинке из каждой стопки и называют, что у них получилось.
Например:
Можно брать предметную картинку и перечислять для неё формы с числительными: одно гнездо, два гнезда, три гнезда и т. д.
Прочитай все слова в таблице. Посчитай, сколько слогов в каждом слове. Выполни задание:
ВЕСНА | МАРТ | ОТТЕПЕЛЬ |
ПОСЕВЫ | СОЛНЦЕ | МАЙ |
РУЧЕЙ | СОСУЛЬКА | ЛУЖА |
ЛЕДОХОД | СНЕГ | ОСАДКИ |
ПОДСНЕЖНИК | ДОЖДЬ | АПРЕЛЬ |
Рассмотрите с ребёнком картинки. Обсудите, что на них нарисовано. Попросите малыша объяснить, почему эти раскраски относятся к лексической теме «Весна». Пусть карапуз раскрасит их цветными карандашами.
Друзья, обратите внимание! Ваша задача не просто задавать вопросы, как бы экзаменуя малыша, но побуждать его к свободным рассуждениям в рамках обозначенной темы. Заполняйте викториной время, которое вы проводите в пассивном ожидании (например, в очереди или в общественном транспорте). Обсуждайте вопросы во время прогулки или ваших домашних дел.
Март, апрель, май.
Май, апрель, март.
Солнце греет сильнее, тает снег, прилетают перелётные птицы.
Снег тает, потому что становится теплее.
Масленица - старинный славянский праздник, проводы зимы. В этот день сжигают чучело зимы, пекут и едят блины, играют в игры, поют песни.
Капли оттаявшего снега, падающие с крыш и деревьев.
Земля, открывшаяся под растаявшим снегом.
Медведь, ёж, барсук.
Ласточка, иволга, зяблик.
Подснежник, гиацинт, пролеска.
Друзья! Лексическая тема «Весна» открывает широкие перспективы для эффективной педагогической деятельности. Вы можете использовать загадки про весну и учить с карапузом весенние стихи, читать сказки и рассказы про это чудесное время года, лепить из пластилина весенние поделки или рисовать весенние картинки. Творите, фантазируйте, развивайтесь! И пусть ваше родительство будет счастливым.
Конспект интегрированного занятия по развитию речи и художественному творчеству в старшей группе «Весна идет – весне дорогу»
Ефимова Алла Ивановна, воспитатель ГБДОУ №43 г. Колпино Санкт- Петербург