Конспект занятия по познавательному развитию в старшей группе. Занятие по познавательному развитию для детей старшего дошкольного возраста с элементами экспериментирования на тему "свойства воды и воздуха" Конспекты занятий по познавательному развитию

Конспект занятия по познавательному развитию для детей старшей группы «Как все живое растет»

Киселева Евдокия Ивановна, воспитатель МКДОУ "Детский сад№4",гогода Лиски Воронежской области.
Описание. Предлагаю вам конспект непосредственной образовательной деятельности "Как все живое растет". Этот материал направлен на знакомство детей с эпапами роста и развития живых организмов с помощью опыта. Данный конспект будет очень полезен педагогам работающим с детьми старшего дошкольного возраста. Надеюсь, что занятие понравится многим педагогам и поможет познакомить детей с развитием всего живого.
Интеграция: Познавательно - исследовательская деятельность, речевое развитие, коммуникативное развитие.
Цель: Знакомство детей с этапами роста человека, животных и растений путем экспериментирования.
Задачи:
1. Формировать у детей интерес к окружающему через эксперимент.
2. Познакомить детей с характерными этапами развития живых организмов.
3. Подвести детей к выводу о том, что для роста живых объектов требуется одно и тоже: вода, свет, воздух, питание, забота и любовь окружающих.
4. Воспитывать интерес к окружающей действительности.
Технологии, методы и приемы: использование схемы - модели, психогимнастика, создание проблемно - поисковых ситуаций, игровая, наглядная, практическая деятельность, вопросы к детям
Материалы и оборудование: фото с изображением детей, схемы - картинки, фасоль в банке, ящик с землей.

Ход совместной деятельности

Дети рассматривают фотографии, на которых изображены маленькие дети.
Воспитатель. Ребята, скажите, кого вы видите на фотографии?
Дети. Мы видим маленьких детей похожих на нас, когда мы били маленькими.
Воспитатель. А сейчас вы похожи на них?
Дети: Похожи, но не совсем.
Воспитатель. Как вы изменились?
Дети: Мы выросли, стали здоровее, красивее.
Воспитатель. Что изменилось в вас?
Дети: Стали выше ростом, волосы отросли, глаза изменились.

Воспитатель. А какими вы были, когда были маленькими?
Дети: Забавные, смешные, неуклюжие.
Воспитатель. Какие чувства у вас вызывают эти малыши?
Дети: Их хочется погладить, поиграть с ними, подержать на руках, поцеловать.
Воспитатель. Скажите, кто о вас заботится? Что вам нужно было, чтобы вы выросли?
Дети: О нас заботятся родители, бабушки и дедушки. Они нас кормят, гуляют с нами, купают, летом загораем вместе, лечат болезни, жалеют, целуют, говорят ласковые слова.
Воспитатель. Да, вам нужно было питание, вода, воздух, тепло, любовь ваших близких. А теперь, ребята, давайте посмотрим, как растет человек.
Посмотрите на схему, где показано, какими вы были, какие есть, какими будете.

-
Грудной ребенок - ребенок дошкольник - подросток - дядя, тетя
Воспитатель. У кого из вас дома живет кошка или собачка? Что нужно, для того, чтобы котенок вырос в большую красивую кошку?
Дети: Нужно правильно кормить, давать мясо, рыбу, молоко. Гулять на свежем воздухе, ухаживать, играть.
Воспитатель. Посмотрите на схему:


Слепой котенок - котенок играет - взрослая кошка
А теперь отгадайте загадку:
Встает на заре, поет во дворе,
На голове гребешок, кто же это? (Петушок)

А вы видели, кем был петушок до того, как стал взрослым петухом? Правильно - цыпленком. Давайте выложим схему:


Цыпленок в скарлупе - цыпленок подросток - взрослый петух

А что нужно было цыпленку, чтобы стать петухом?
Дети: Зернышки, солнышко, чтобы мама курица оберегала его, любила.
(Проводится игра «Курица и цыплята»)
Воспитатель. У меня в волшебной баночке что - то находится. Определите на звук, что это? (Дети высказывают свои соображения)
- Давайте определим на ощупь, закройте глаза, я дам это каждому в руку, а вы скажите, что это.
Дети: Оно гладкое, твердое, маленькое, овальное.
Воспитатель. Посмотрите, что у вас в руке. Да, это фасоль. Что надо сделать, чтобы зернышко стало живым?
Дети: Нужно много света, тепла, влаги, нужен дождь, сырость.
Воспитатель. И что с ним станет?
Дети: Зерно прорастет, набухнет, оживет.
Психогимнастика «Зернышко»
Представь себе, что ты маленькое зернышко. Ты лежишь глубоко в земле и тебе очень одиноко. Вот ты почувствовал, что земля стала теплой, и тебе захотелось посмотреть, откуда идет свет и тепло. Ты потянулся вверх, и вдруг земля расступилась, и твой росток оказался на воле. Теплые лучи коснулись твоего тонкого и еще очень слабого стебелька, ветерок качнул тебя, то в одну сторону, то в другую, тебе захотелось расправить свои молодые зеленые листочки.
Солнышко нежно подхватило тебя за листики и потянуло вверх. Ты стал расти. Становишься крепче, сильнее, выше. Вдруг пошел дождь и теплые, крупные капли дождя стали стекать по твоим листочкам, стебельку, бутону. Ты стал пить дождевую воду и расти, расти, расти.
Влага напоила твой бутон, и он стал раскрываться, превращаясь в прекрасный цветок. Ты понял, что ты растешь, живешь, ты счастлив, что вдыхаешь свежий воздух, пьешь чистую дождевую воду и греешься в лучах золотого солнца…
- Ну, что ребята, понравилось вам быть зернышком? А что помогло вам пробиться сквозь землю и превратиться в прекрасное растение?
Дети: Это дождь, тепло, солнце, влага.
Воспитатель. У нас в баночке зернышки фасоли, давайте посадим их в землю и будем за ними ухаживать. (Дети сажают семена).
Подводится итог.
- Мы посадили зернышки - фасолинки, а когда появятся ростки, мы будем наблюдать за их ростом и развитием.
(Дети рассматривают схему развития фасоли)


Зерно - росток - с листьями - с цветами - со стрючком.

Конспект занятия по познавательному развитию в старшей группе «Четыре стихии» (ТРИЗ технология). В занятии использовала Методы и приемы ТРИЗ технологии : Словесный, наглядный, проблемная ситуация, экспериментальная деятельность, рассказ, объяснение, мозговой штурм, «хорошо - плохо».

Образовательные задачи:


3. Учить детей делать предположения, выводы, выдвигать гипотезы, обобщать, анализировать.

Развивающие задачи:




5. Расширять кругозор детей.

Воспитательные задачи:


Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект занятия по познавательному развитию в старшей группе

«Четыре стихии» (ТРИЗ технология).

Программное содержание:


Образовательные задачи:
1. Познакомить детей с четырьмя стихиями природы.
2. Дать знания о пользе и вреде их в жизни человека.
3. Учить детей делать предположения, выводы, выдвигать гипотезы, обобщать, анализировать.


Развивающие задачи:
1. Развивать исследовательские способности и навыки.
2. Развивать любознательность, познавательную активность
3. Развивать память, логическое мышление, сообразительность.
4. Обогащать словарный запас детей, познакомить со специфическими словами.
5. Расширять кругозор детей.


Воспитательные задачи:
1. Воспитывать аккуратность и осторожность в работе.
2. Воспитывать внимательность, наблюдательность, дисциплинированность.

Методы, приемы, технологии : Словесный, наглядный, проблемная ситуация, экспериментальная деятельность, рассказ, объяснение, мозговой штурм, «хорошо - плохо»
Организация детей : Стоя полукругом, сидя за столами, сидя напротив друг друга.
Формы работы : Фронтально, в парах, подгруппами.
Словарная работа : Оползень, землетрясение, камнепад, полезные ископаемые, муссоны, наводнения.
Оборудование для опытов : спички, свеча, емкость с водой, парусники из грецких орехов, емкость с песком, медицинская груша, вода в стаканчиках, лейки, комнатные цветы, коллекция камней.

Ход занятия:

Ребята, сегодня утром я встретила почтальона Печкина, и он передал для вас письмо. (На конверте изображен Незнайка). Посмотрите, как вы думаете, от кого письмо?

Дети - От Незнайки.

Правильно. Что же он нам написал? Давайте прочитаем. «Здравствуйте, ребята, у меня возникло несколько проблем, а как их решить я не знаю. Помогите мне, пожалуйста».

Ну что, поможем? «Проблема первая – у нас вчера отключили свет, и Знайка зажег свечу. Огонек был такой яркий, такой веселый. Мне захотелось с ним поиграть. Я дотронулся до него и обжог руку. Что я сделал не так?»

Ответы детей.

Подойдите к этим иллюстрациям, встаньте полукругом. Как вы думаете, сравнив разные сюжеты, огонь для человека это хорошо или плохо?

Ответы детей.


Хорошо: Греет, освещает, люди готовят на нем еду, он движет транспорт, например, паровоз, воздушный шар и т. д., сильный огонь плавит металл, люди изготавливают металлические предметы.


Плохо: При пожаре можно обжечься, сгореть, задохнуться угарным газом, яркая вспышка огня может ослепить, а ядерная даже моментально испарить человека.


- А теперь подойдите к первому опытному столу.


Опыт №1. (проводит воспитатель, дети стоят полукругом). Горящая свеча. Посмотрите, какой завораживающий язычок пламени красивый. От него идет свет, если поднесу к нему руку, чувствую тепло, но если долго подержать руку над пламенем – обожжет. Полоска бумаги горит, а металлический поднос сильно нагреется – показать.

Ребята, как вы думаете, мы помогли Незнайке с его первой проблемой? (Да). Тогда продолжим читать письмо. «А еще, ребята, помогите мне понять, почему заболел мой цветочек. Я его посадил в горшок, на подоконник поставил, а он завял, я очень беспокоюсь». Ребята, Незнайка прислал нам фотографию своего цветочка. Давайте рассмотрим фотографию и подумаем, в чем может быть причина болезни цветка.

Ответы детей. (Не поливал, цветочек хочет пить).

А кому еще нужна вода? (Ответы детей).

Опыт№2. (проводят дети, сидя за столами).
Детям предлагается выпить стакан воды и рассказать о ее качествах, о том, когда больше всего хочется пить (жарко, после еды, после спортивных игр). Предложить детям подойти к природному уголку и из лейки полить комнатные растения. Напомнить, что хорошо политое растение здоровое, цвет сочный и т. д. (Дети работают подгруппами).

Давайте подойдем к следующему стенду, где изображена вода. Ребята, рассмотрите внимательно иллюстрации и ответьте, вода для всего живого на Земле это хорошо или плохо? (Дети отвечают).


Хорошо: Человек состоит на 80% из воды. Без воды человек может прожить 3 суток. Вода нужна растениям, животным, которыми мы питаемся. Воду используем для стирки, мытья полов, посуды. В воде живет рыба, которую мы употребляем в пищу и морепродукты. Любим водные путешествия и купание в водоемах.


Плохо: Наводнения затапливают посевы, рушатся жилища человека, погибают животные. Сходят с гор лавины, которые влекут за собой разрушения и жертвы, люди захлебываются в воде, тонут, погибают от переохлаждения и травм. Проливные дожди, их называют еще муссоны, затапливают целые города, реки выходят из берегов.

Ребята, а в чем еще может быть причина заболевания цветка? Что еще имеет большое значение для жизни растений? (Земля. Она может быть истощенная, ее надо удобрять, рыхлить).


Рассмотрите иллюстрации, на которых изображена земля. (Иллюстрации с изображением садов, грядок с овощами, с лесными грибами и ягодами). Скажите, земля для человека - это хорошо или плохо? (Ответы детей) .


Хорошо: Мы видим на картинах, что в любое время года Земля наша красивая. Она нас кормит: овощи, фрукты, ягоды, грибы, зерновые культуры. Деревья, растущие на земле, дают нам кислород, мы строим из них дома, мебель и т. д. В Земле находятся полезные ископаемые.
(Воспитатель подводит детей к иллюстрациям, изображающим экологические катастрофы).


Плохо: Камнепады, оползни, землетрясения травмируют человека и даже приводят к гибели.


- Я предлагаю познакомиться с экспозицией мини-музея: камни: кварц,

шпатель; каменный уголь, нефть. Дети рассматривают, берут в руки, сравнивают по прочности, твердости.


- А сейчас, ребята, подышите глубоко носом. Наберите носом воздух и выпустите его на ладонь. Воздух мы не чувствуем, но ощущаем его, когда выпускаем струйку воздуха, получается маленький ветерок. Ветер – это движение воздуха.

Ветер – это хорошо или плохо? (Ответы детей).


Хорошо: Освежает в жару, разгоняет дождевые тучи, движет парусные суда, вертит мельничные лопасти.


Плохо: Сильный ветер мешает отдыху, поднимает песчаные и снежные бури, на море большую волну, которая переворачивает и топит корабли. (Ураганный ветер разрушает и переносит огонь, разрушает здания, вырывает с корнями деревья).


- Рассмотрите иллюстрации про ветер (морские пейзажи; песочные барханы;
снежные торосы)

Опыт №3. (проводят дети).

Дети садятся в пары, напротив друг друга, за столы с контейнерами с водой и при помощи выдоха (своего маленького ветерка) передвигают парусники друг другу.

Опыт №4. (проводят дети, сидя за столами).

При помощи медицинских спринцовок можно увидеть, как в природе образуются песочные барханы и снежные торосы. Дети выполняют задание возле своего контейнера с песком.

Предлагаю поиграть в дидактическую игру на внимание «Четыре стихии».
Напоминаю: Воздух- руки поднимаются вверх.
Земля- руки опускаются вниз.
Огонь- руки движутся верх- вниз, верх- вниз.
Вода- руки движутся в лево- в право, влево- в право.

Ребята, мы сегодня читали письмо Незнайки и пытались ему помочь разобраться с его проблемами, как вы думаете, получилось у нас?
-А вам понравилось? (Да, было очень интересно).
-С какими стихиями вы познакомились? (Огонь, вода, воздух, земля) .
-Что для вас показалось трудным? (У меня не получалось передвигать песок при помощи спринцовки, ветерок получался не сильный) .
-Что понравилось больше всего? (Мне понравилось исследовать воду. А мне поливать комнатные растения и лук, потому что я делал доброе дело. Я с удовольствием смотрел на огонь, когда вы проводили опыт) .

Мы познакомились с четырьмя стихиями природы. Только бережное отношение и разумное использование человеком природных богатств может обратить их ему на пользу, а не во вред. Всем спасибо.


Конспект открытого занятия по познавательному развитию «Необычное путешествие к самому себе» в старшей группе

« Необычное путешествие к самому себе »

Разработала Шмер Марина

Воспитатель дошкольной группы

МБОУ « Озеркинская СОШ»

РМЭ, Горномарийский район.

Программное содержание :

Повышать уровень познавательной активности и интеллекта детей,

обобщать имеющиеся знания у детей о функции органов, уточнить с помощью опытов, для чего нужны те или иные органы, тренировать способность приобретать знания путём экспериментирования, формировать умение объяснять полученные данные.

Развивать разговорную речь , используя качественные прилагательные, пополнять словарный запас словосочетаниями “орган слуха, орган зрения”, осязания, расширять кругозор.

Закреплять гигиенические навыки, умение бережного отношения к органам чувств.

Воспитывать любознательность, логическое мышление, сообразительность, умение внимательно слушать. Воспитывать интерес к себе и окружающим , бережное и уважительное отношение к окружающим людям.

Методы и приёмы.

Беседа, самонаблюдение , экспериментирование, игра, логические рассуждения, триз -“хорошо, плохо”.

Оборудование к занятию : Плакат «Части тела человека» ; мнемотаблицы (орган зрения, орган слуха,орган обоняния, орган вкуса, орган осязания) ;Аудиозапись «Звуки леса» ; баночки с продуктами для определения запаха (чеснок, апельсин, шоколад, цветы; овощи и фрукты не шпажках для определения вкуса продуктов; содержание рюкзачка для осязания –вата, камень, шишка, ракушка, квадрат, круг, треугольник (из дерева и пластмассы) , клубочек, кубик, конфета, параллон

Настрой на занятие .

Доброе утро солнцу и птицам,

Доброе утро улыбчивым лицам.

Здравствуйте, дорогие друзья, вы любите путешествовать ?

Я хочу пригласить вас в необыкновенное путешествие в страну наших чувств

И мы с вами попадем в Институт Здоровья Человека.

Путь не близкий на чем, как вы думаете,мы сможем туда попасть, какой транспорт выберем. (ответы детей) .

Хорошо ребята, с транспортом вы определились, но есть важное условие :мы должны попасть и в институт все одновременно.

Закрываем глазки и мысленно отправляемся в путь

Ход занятия.

1. Лаборатория «Мое тело»

Этот Институт не совсем обычный и лаборатории в нем тоже. Сейчас мы с вами попали в лабораторию «Мое тело»

Я предлагаю вам поиграть в такую же игру.

(дети повторяют текст и показывают то, о чем говорят)

Головушка-соловушка (гладят голову)

Глазки-подсказки (смотрят по сторонам)

Реснички-сестрички (моргают глазками)

Носик - курносик (закрывают глаза и попадают пальчиком в кончик своего носа)

Щечки – комочки (мнут пальчиками щечки, трут их тихонько ладошками)

Губки-трубочки (вытягивают губы трубочкой)

Зубочки-дубочки (стучат зубами)

Ушки- подслушки (трут тихонько пальчиками ушки)

Плечики –кузнечики (дергают плечиками вверх-вниз)

Ручки-хватушки (хватают вокруг себя)

Пальчики-мальчики (сжимают-разжимают пальцы)

Спинка- тростинка (вытягивают спинку)

Пузик-арбузик (гладят живот)

Коленочки- поленочки (поочередно сгибают ноги в коленях)

Ножки- сапожки (топают ногами)

Мы с вами поиграли, а теперь вам предстоит выполнить первое задание в нашем институте.

Нужно правильно назвать и показать все части тела человека, я даже не сомневаюсь, что вы справитесь.(выходите по очереди. Начинаем называть части тела снизу вверх)

2. Поселок «Зоркий»

Какие молодцы, а сейчас я вас приглашаю в лабораторию, которая находится в поселке «Зоркий» , а что изучают в этой лаборатории вы узнаете, когда отгадаете загадку

На ночь два оконца

Сами закрываются,

А с восходом солнца

Сами открываются . (Глаза)

Да, в этой лаборатории изучают зрение. Глаза - это один из ценнейших органов чувств человека. Для чего людям нужны глаза? (Ответы детей.) Мнемотаблица (орган зрения)

Правильно, ребята, благодаря глазам мы получаем почти всю информацию об окружающем мире. Но чтобы наши глаза хорошо видели их надо беречь. И я сейчас проверю как вы бережете свои глазки. Будьте внимательны! Начинаем!

1. Глаза грязными руками тереть можно.

2. Чтобы лучше видеть нужно близко смотреть телевизор.

3. Нужно оберегать глаза от попадания едких и опасных жидкостей.

4. Если вдруг глаз зачесался- можно почесать и карандашом.

5. Глаза тренировать не нужно, мышцы глаз и так крепкие.

6. Нужно гулять на свежем воздухе.

Ребята, вы были внимательны и знаете как беречь свое зрение.

Дети, ваши глазки, наверное, устали, давайте выполним гимнастику для глаз. А проведет гимнастику Слава

Гимнастика для глаз "Белка"

Белка дятла поджидала,

(Резко перемещать взгляд вправо - влево)

Гостя вкусно угощала :

Ну-ка, дятел, посмотри -

(Перемещать взгляд вверх - вниз)

Вот орехи : раз, два, три! -

Пообедал дятел с белкой

(Помигать глазами)

И пошел играть в горелки.

(Закрыть глаза и погладить веки указательными пальцами)

3. Поляна Слухачей (включается тихая музыка)

Дорогие мои, а сейчас мы попали на необычную поляну . Дети, что вы слышите (Ответы детей) . Я вижу у вас у всех хороший слух, молодцы. Вы услышали много разных звуков и правильно определили их. Так вот ребята здесь находится лаборатория,в которой изучают как вы уже догадались,что (Органы слуха) . Ребята, а что относится к органам слуха- Уши (мнемотаблица)

Молодцы и о слухе вы многое знаете.

4. Долина запахов

Наше путешествие продолжается и я вас приглашаю в долину запахов, а что здесь изучают вы узнаете отгадав загадку :

Вот гора, а у горы две глубокие норы,

В этих норах воздух бродит,

То заходит, то выходит. (Нос)

А для чего человеку нос? (Ответы детей.) Рассказы по таблице.

Молодцы, а к каким органам чувств относится нос (Обоняние) . Правильно ребята. В этой лаборатории вам предстоит выполнить сложное задание и поэтому чтобы ваши носы хорошо дышали я предлагаю вам выполнить дыхательную гимнастику.

Дыхательная гимнастика

Раз, два, три, четыре, пять!

Отдыхать умеем тоже -

Руки за спину положим,

Голову поднимем выше

И легко - легко подышим.

Ну что, все готовы к прохождению испытания. (Да)

Тогда начинаем.

"Узнай по запаху"

Детям предлагается с закрытыми глазами определить по запаху, что находится в баночках. (Шоколад, апельсин, лук, лимон :)

(Будем работать в парах)

Молодцы все справились с заданием.

А мы продолжаем с вами путешествие в страну наших органов чувств.

5. Лаборатория «Море вкусов»

Как еще можно определить, что это за продукт, не видя его? (На вкус.)

А что нам помогает определить вкус продукта - язык. Правильно, мы с вами попали в лабораторию, где изучают какие органы, подскажите мне- органы вкуса. Правильно. А что вы можете рассказать об этом органе чувств. Мнемотаблица.

Скажите, что бывает сладким (горьким, кислым, соленым? (Ответы детей.)

Ребят, за время нашего путешествия вы наверное проголодались. И я вас предлагаю поиграть «во вкусную игру.»

"Определи на вкус"

Дети определяют на вкус разные продукты на шпажках : яблоко, банан, морковь и т. д. и рассказывают о своих вкусовых ощущениях.

Ну, что, ребята подкрепились? Продолжим наше путешествие ?

6. «Волшебство осязания»

Мы с вами оказались в последней лаборатории. Здесь я вас познакомлю с органами чувств , которые отвечают за осязание. Это ребята – Кожа. Мнемотаблица.

Ребята давайте немного отдохнем и потренируем наши пальцы.

(мебель…..будем пальчики сжимать)

Пальцы мы потренировали, теперь давайте проверим, сможете ли вы используя пальцы ваших рук узнать, что находится у Хрюши в рюкзачке (дети по 6 человек просовывают руки в коробку берут ощупывают один предмет, называют его, а потом показывают.

Проводится игра : «Что нашел-назови» .

Молодцы вы помогли Хрюше узнать, что-же он носит в своем рюкзачке.

Ребята, наше путешествие по Институту Здоровья подошло к концу и мне хотелось бы узнать вам понравилось путешествовать ? А что именно понравилось? (Ответы детей)

Спасибо вам, что вы пришли и показали свои знания и теперь вы знаете, что у человека есть 5 органов чувств- глаза, язык, уши, нос и кожа.

(На схеме выставляются органы чувств)

А теперь мы улыбнемся,

Крепко за руки возьмемся

И друг другу на прощанье

Мы подарим пожеланья :

Передают друг другу мягкую игрушку с пожеланиями (здоровья и т. п.)

А теперь пора нам возвращаться в свой детский сад.

Сюрпризный момент : Посылка от ученых.

(В ней фрукты) с загадкой

Купили для вас мы на рынке

То, что сейчас в посылке

Полезные людям продукты

Оранжевые витамины

Эти фрукты…………..(мандарины)

Уважаемые коллеги. Предлагаю вашему вниманию занятие по познавательному развитию в старшей группе «Волшебные стёклышки», в ходе которого дети познакомятся со строением микроскопа. Микроскоп и увеличительные стёкла, наряду с другим , вызывают большой интерес у детей. Важно научить детей правильному и безопасному обращению с такими приборами.

Занятие по познавательному развитию в старшей группе

Интеграция областей: социально-коммуникативное развитие, познавательное развитие, физическое развитие.

Программное содержание: познакомить детей с приборами для наблюдения — микроскоп, лупа, бинокль, объяснить, для чего они нужны человеку; познакомить со строением микроскопа, обогащать словарь детей: окуляр, объектив, зеркало и т.д. пополнить словарь детей глаголами, обозначающими звучание разных предметов.

Материал и оборудование: ребус «Лупа», лупы, микроскопы, листья деревьев, цветной песок, насекомое, вода чистая, вода грязная, листы для зарисовок наблюдений, цветные карандаши, салфетки, пипетка,

Ход образовательной деятельности

Приветствие:

Придумано кем-то просто и мудро
При встрече здороваться «Доброе утро!»
Доброе утро солнцу и птицам,
Доброе утро улыбчивым лицам,
Доброе утро, гости, здравствуйте!
Ребята, сегодня нам пришло приглашение, но оно необычное. Здесь загадки и ребусы, попробуем отгадать, (ребус лупа).
Два близнеца, два братца
На нос верхом садятся, (очки).

Лупа, очки. Странное приглашение? Может нас ждут в лаборатории.Что такое лаборатория? Это место, где ученые изучают свойства разных предметов, воздуха и воды.

Мы с вами ни раз были в лаборатории, изучали, какая бывает вода. Какие свойства воды вы помните? Прозрачная, не имеет вкуса, запаха, растворяет в воде вещества, замерзает, не имеет формы. А еще мы в лаборатории слушали разные звуки. Каждый предмет звучит по разному, как он может звучать: стучит, шумит, шуршит, скрипит, звенит и т.д.

А сегодня в лаборатории мы познакомимся с волшебными стеклышками. Для чего нужны лупа и очки? Правильно, что бы рассмотреть лучше что-то маленькое. Людям всегда хотелось рассмотреть некоторые вещи поближе, лучше чем видно глазом и люди придумали увеличительные стекла. Сначала появилась лупа. С её помощью ученые смогли рассмотреть строение цветка, усики и глазки насекомых.

Потом появились другие вещи: очки, бинокли, подзорная труба, телескоп, монокль и т.д. Сейчас во всех лабораториях, больницах, школах есть микроскопы. Они нужны для того, чтоб увидеть очень маленькие частички, которые нельзя увидеть глазом: пыль, микробы, которые вызывают болезни. Это нужно, чтоб люди не болели. Ученые могут посмотреть в микроскоп и придумать лекарство. А что ещё нужно, чтобы люди не болели? Правильно питаться, делать зарядку и хорошо умываться.

Физминутка:

Кто зубы не чистит, не моется с мылом.
Тот вырасти может болезненным, хилым.
Дружат с грязнулями только грязнули,
Которые сами в грязи утонули
У них вырастают противные бяки,
За ними гоняются злые собаки.
Грязнули боятся воды и простуд.
И вообще никогда не растут!

Слова сопровождаются соответствующими движениями.
Посмотрите, у нас на столе есть микроскопы. Даже маленький микроб знает все про микроскоп.
Давайте и мы посмотрим из каких частей состоит микроскоп.

  • Окуляр — место, в которое нужно смотреть. Как правильно смотреть? Один глаз надо закрыть, а другой плотно прижать к окуляру.
  • Лупа объектива — увеличивает изображение.
  • Зажим — закрепляет слайды.
  • Зеркало — отражатель нужно, чтоб поймать луч света.

Если ученому нужно рассмотреть каплю воды, он берет стеклышко-слайд, капает на него воду, кладет на подставку-зажим, ловит свет и смотрит.
Я предлагаю вам пройти в лабораторию для опытов. Мы будем рассматривать знакомые предметы в увеличительные стекла и микроскоп.

У каждого на дощечке лежит или листик, или цветной песок, лепесток, кора дерева, у нас в коробочке паучок. И все это можно рассмотреть внимательно в лупу. А в микроскоп мы рассмотрим каплю воды и частички пыли. Насекомое: можно хорошо рассмотреть туловище, лапки.

Ребята, я предлагаю нарисовать книгу. Каждый на своем листе зарисует то, что увидел, потом мы сможем её перевязать ленточкой и покажем мамам и папам, что мы видели в волшебное стеклышко.

При рассматривании листа обратить внимание; хорошо видны прожилки, по которым течет влага и наполняет лист жизнью. В коре дерева видны трещинки, в которые маленькие насекомые прячутся зимой. Цветной песок; песчинки круглые, разноцветные. Частички пыли разной формы: продолговатые, круглые и т.д. В воде микробы разной формы.

Какая полезная книга у нас получилась. Теперь мы можем взять лупы и бинокли на улицу и там рассматривать все, что захотим.

Занятие по познавательному развитию может проходить в рамках , а книга пополнит экспериментальный уголок.

Возможно Вас заинтересует календарное планирование в подготовительной группе —

Непосредственно образовательная деятельность
для детей старшей группы по познавательно-исследовательской деятельности.

Тема: Что такое воздух?
Цель: развивать у детей представления о свойствах воздуха, путем экспериментирования;
Задачи:
1.Развивать познавательную активность, любознательность, внимание, наглядно-образное мышление;
2.Обогащать словарь детей: соломинка, невидимый, упругий, легкий;
3.Учить детей слушать, отвечать на вопросы, формировать дружеские взаимоотношения, умение взаимодействовать.
Интеграционные области: познание, здоровье, социализация, труд, комму-никация.
Методические приемы: игровой элемент, беседа, диалог, наблюдение, эксперименты, опыты, игра, физкультминутка, загадка, сюрпризные моменты.

Материал: Вода.
Оборудование: Полиэтиленовые пакеты, емкость с водой, банка, одноразовые стаканчики с водой и горошинками, трубочки для коктейля, воздушные шары.
Организационный момент:
Перед детьми ставиться исследовательская задача - воспитатель предлагает с помощью разных предметов доказать, что нас окружает воздух.

Ход совместной деятельности:

Дети стоят полукругом.
Воспитатель: Ребята, отгадайте загадку.

Через нос проходит в грудь и обратный держит путь.
Oн невидимый, и все же, без него мы жить не можем.

Дети: воздух
Воспитатель: Как вы думаете, можно ли без воздуха чувствовать себя хорошо? Нужен ли нам воздух и для чего нужен?
Дети: чтобы дышать и жить.
Воспитатель: Правильно, воздух нам необходим для жизни, а еще растениям и животным. Сегодня мы с вами узнаем много нового о воздухе.

Опыт № 1. «Без воздуха не прожить»
Зажмите нос и рот.
- Как мы себя чувствуем? (Мы себя чувствуем плохо)
- Значит, для чего нужен воздух? (чтобы дышать)
- Почему мы проветриваем группу, раздевалку, музыкальный зал? (чтобы мы могли дышать свежим воздухом).
- А как вы думаете, где живет воздух?
-Да, он повсюду, он вокруг людей и внутри нас, он невидимый, легкий.
- А как мы узнаем, есть ли воздух вокруг нас? (мы должны его почувствовать)
Опыт № 2. «Почувствуй воздух»
Подуем на ладошку, что мы чувствуем? (холод)
А теперь возьмите листочек бумаги и подуйте на него. Что с ним происходит? (шевелится, колышется). Как будто от ветра.
- Значит, чтобы почувствовать воздух, надо привести его в движение.
- Так что же происходит тогда в природе, когда движется воздух? (ветер)

Опыт № 3. «Воздух внутри нас»
Воспитатель предлагает перейти детей к столам. На столах у каждого ребенка стаканчик с водой и коктейльные палочки.
-Что вы видите в стаканчиках? – вода
-Возьмите трубочки и подуйте в нее. Что происходит? (выходят пузырьки)
- Вот видите! Значит, воздух есть у нас внутри. Мы дуем в трубочку, и он выходит. Но чтобы подуть еще, мы сначала вдыхаем новый воздух, а потом выдыхаем через трубочку и получаем пузырьки. Посмотрите.
.

Опыт № 4. «Воздух есть в любых предметах»
А теперь положите горошинку в стакан. Что происходит? От них идут пузырьки. Это значит, что в горошинках есть воздух.
А теперь можете оживить горошины? Предложите мне, как можно оживить горошины. Что нам может помочь? Правильно, воздух. Что нам надо для этого сделать? (Подуть в трубочки). Что происходит? Появились пузырьки - это воздух. Мы снова его увидели. А что же делают наши горошины? Они двигаются. Что же нам помогло оживить горошины? Да, конечно же, воздух. Мы не только его нашли, но и увидели, как он заставил горошины двигаться. Молодцы

Физминутка.
Я с утра сегодня встал (потянуться)
С полки шар воздушный взял. (вверх хватательные движения)
Начал дуть я и смотреть –(сделать руки в трубочку и дуть)
Стал мой шарик вдруг толстеть.(раздвигать руки в сторону, как будто растет шарик)
Я все дую – шар все толще,
Дую – толще, дую – толще.
Вдруг услышал я хлопок – (развести руки в стороны и изобразить хлопок)
Лопнул шарик, мой дружок.

Опыт № 5. «Поймай воздух».
Возьмите полиэтиленовые пакеты.
Какие они? (пустые, мятые). Спокойно наберите через нос воздух и медленно выдохните в пакет, а потом заверните его, чтобы он не сдулся. Какой стал пакет? (толстый, надутый). Почему он стал таким? Что заполнило пакет? Да, конечно же, вы правы. Мы с вами наполнили наши пакеты воздухом и увидели, что он может заполнять емкости.

Опыт № 6. «Увидеть воздух»
Воспитатель предлагает перейти детям к столу. На столе емкость с водой и пустая банка. Как вы думаете, есть ли воздух в банке? (Есть). Можно ли это доказать? Для этого нам надо опустить банку в воду, горлышком вниз и посмотреть, что же будет. Если держать ее ровно вода в нее не попадает. Что же не пускает воду в банку? А теперь слегка наклоните банку и немного выньте из воды. Что появилось? (Пузыри). Как вы думаете, почему они появились? Вода вытеснила воздух из банки, заняла его место, а воздух вышел в виде пузырей.

Рефлексия: О чем мы сегодня говорили? (о воздухе)
- Что интересного мы с вами узнали о воздухе?
- Какой он? (невидимый, прозрачный, легкий, нужный для жизни)
- Что вам понравилось больше всего?
- Знаю, что вы эти фокусы покажете своим друзьям. А я вам приготовила сюрприз – воздушные шарики. Надуйте их. И поиграйте.