Масленичные традиции в разных странах. Внеклассное мероприятие "как празднуют масленицу в разных странах мира" Масленица в разных странах

Курентованье - праздник словенцев.

Курентованье был словенским народным ритуалом в честь весны и плодородия, который представлял собой карнавал с целью изгнания зимы.

Истоки Курентованья сомнительны, но, вполне вероятно, связаны со славянским язычеством. Типичные курентские танцы с марта проходят в деревне, в определённом месте, и шум от этого празднества поглощает всю деревню. Сегодня Курентованье часто устраивают в городских центрах.

Первым центром Курентованья была Птуя, где прошел первый карнавал. Люди в традиционных масках, танцы копьеносцев, пахари, медведь, фем, петушки и куренты. Такое событие получило огромный успех и стало проходить ежегодно.

Главным событием этого праздника стал парад национальных масок: словенцев, хорватов, сербов, македонцев, венгров, австрийцев, итальянцев. Составной частью такого карнавала является процессия традиционных масок карнавала и групп, происходящее в Прощеное воскресенье перед днем процессии. Также на этот праздник словенцы выбирают Принца Карнавала.

В течение последних нескольких лет карнавал начинался в полночь 2 февраля (Сретение Господне). Будина, один из наиболее сельских пригородов Птуя, проводит такое событие, как огромный костер, вокруг которого начинают танцевать двенадцать курентов, просто оснащенных цепью и пятью колоколами, держа деревянный клуб в своих руках, тем самым объявив начало карнавала. С этого момента куренты объявляют начало.

Куренты, или коранты - основные карнавальные фигуры, являющиеся самой известной фигурой традиционного карнавала всего региона. Есть два типа курентов: так называемые «пернатые» и «рогатые». Курент носит пальто из овечьей шкуры, вокруг его талии висит цепь с огромными колоколами, тяжелые ботинки и гетры, а голова покрыта крышкой. Деревянный клуб, как правило, держится в левой руке.

Бушояраш (Хорватия)

В тТакой праздник в Хорватии также канавалом. С ним связана одна из хорватских легенд.

Во время турецкой оккупации территории жители города Мохач покинули его, и жили в близлежащих болотах и лесах, чтобы избежать Османских (турецких) войск. Однажды ночью, когда они разговаривали, сидя у костра, внезапно появился из ниоткуда старик, и сказал им: «Не бойтесь! Ваша жизнь скоро улучшится, и вы вернетесь в ваши дома. С этого момента, готовтесь к бою, точить различные виды оружия и сделайте страшные маски для себя, и ждите бурной ночи, когда рыцарь в маске придет к вам.» Он исчез так же внезапно, как и пришел. Беженцы последовали его приказу, и через несколько дней в бурную ночь, рыцарь прибыл. Он приказал им надеть маски и вернуться в Мохач, и делать столько шума, как это возможно. Они последовали его примеру. Турки были так напуганы шумом, масками, и бурей в ночи, что они подумали, что демоны атаковали их, и убежали из города до восхода солнца. В старых, менее популярных историях, бушары являются отпугивальщиками не турок, а Зимы. В любом случае, местные жители празднуют Бушояраш в начале февраля каждый год с тех пор и по ныне. Также в празднестве участвуют гости из соседних стран (Хорватии и Сербии), а также из Польши.

Мясопуст или Остатки (Польша)

В Польше отмечается так называемый Жирный четверг.

Во это время едят пончики с разнообразной начинкой, чаще всего с розовым вареньем, сахарной глазурью, иногда посыпанные засахаренной апельсиновой корочкой. Мясопуст всегда заканчивается во вторник, называемый в Польше «Остатки», «Селёдник» или «Куцый вторник». У поляков был распространён обряд «подкозёлэка». Не женившиеся и не вышедшие замуж в прошедшем свадебном сезоне парни и девушки собирались на совместную пирушку. Молодёжь ставила на бочку перед музыкантом вырезанную из дерева или брюквы фигурку обнаженного мужчины или козла, под которой ставили тарелку или блюдо для сбора денег со всех присутствующих. Это блюдо и называли «подкозёлком». Парни поочередно вызывали на танец девушек, и они должны были класть на блюдо денежный выкуп, дававший им право на танец. При этом пели: «Ой, нужно дать под козлика, нужно дать,/Если кто-то из нас хочет выйти замуж!». Собранные деньги шли музыкантам. В Польше церемония начиналась с подшучивания над девушками как со стороны парней, так и со стороны музыканта, который в конце концов брал их под свою опеку и некоторых из них уступал парням для танцев, беря с них «подкозёлэк» (выкуп в 2 - 3 гроша). Выкуп платили и девушки, оставшиеся без кавалеров, либо те, за которых никто не хочет платить. Таким образом они могут себе «закупить парубков». Всё заканчивается с наступлением Пепельной среды в некоторых местах - в среду.

Мясопуст или Фашанк (Чехия)

Время с Трёх королей (6 января) до пепельной среды, с которой начинается 6 недель великого пасхального поста, называют в Чехии - Мясопуст, Шибржинки, Фашанк, Остатки. К последним трём дням масопуста - воскресенье, понедельник, вторник - приурочено множество обычаев, таких как обходы, переодевание, особые блюда, танцы, танцевальные игры, драматические игрища и другие формы народных забав. Основными обычаями этих дней являются шествия и обходы ряженых и музыкантов. Состав ряженых довольно пёстрый. Из зооморфных образов чаще всего переодевались в медведя, который считался символом плодовитости, а также наряжались конём и козой. Из человеческих персонажей переодевались в бабу с ношей, женщину с младенцем, в которые обычно рядились мужчины, а также в трубочиста, лесника, врача, жандарма, цыгана, турка, еврея, шута и «смертушку». На юго-востоке Моравии сохранилась традиция обхода «подшабляров», исполняющих древние танцы с саблями. Во вторник ближе к полуночи, символически хоронят контрабас, олицетворявший мясопуст. Во время «похорон» звучат шуточные речи о грехах контрабаса и сатирические обращения к односельчанам. Веселье порой продолжается за полночь. Хозяева собираются в винном погребке и там только окончательно прощаются с масопустом. На следующий день в Пепельную среду до обеда ещё можно было выпить кофе со сдобными рулетами или с молоком, и даже выпить настойки или домашнего вина.

Вастлавьи (Северная Европа)

Вастлавьи - праздник, который традиционно отмечался жителями Дании, Норвегии, северной Германии, Латвии и Эстонии . Праздник связан с идеей весеннего возрождения сил природы, новых духовных сил, которые должны были поддерживать человека в наступившем году. Само слово переводится как «Ночь поста». В Дании дети наряжаются в разнообразные костюмы и маски, берут в руки берёзовые веточки, украшенные яркой бумагой и конфетами, и ходят с песнями по улицам, ожидая сладких подарков от прохожих. В Норвегии празднуют три дня, начиная с «Жирного воскресения». Вся праздничная еда должна быть очень сытной: сало, мясо, молочные продукты, сдобные булочки. У норвежцев существовал обычай, когда мужчинам и женщинам полагалось откусывать от одного бутерброда. Считалось, что чем больше откусывали, тем богаче будет урожай в этом году. В Риге Вастлавьи завершались роскошным пиром, распорядитель торжества строго следил за гостями, не позволяя им покинуть пиршество, пока они не выпьют своё пиво (так называемая средневековая пивная норма).

Бун Барекендан (Армения)

Армянская масленица - праздник, сохранивший пережитки древних дохристианских празднеств. Предшествует сорокадневному Великому Посту до Вербного воскресенья, после которого идет непосредственно Страстная неделя.

Праздник сохранил пережитки древних языческих празднеств, знаменующих приход весны. В старину на Масленицу готовили обильную пищу, организовывались ярмарки и народные гуляния, в которых участвовали взрослые и дети, проводили увеселительные мероприятия, а бедняки и нищие становились предметом всеобщего внимания и пользовались благами общественного стола. В день Масленицы люди ходят в гости друг к другу или всей семьей собираются у одного стола и празднуют. Главным блюдом этого праздника является плов с изюмом и маслом . В воскресную ночь после Масленицы ели на ужин мацун (простоквашу) и катнов (молочную рисовую кашу). День после Масленицы являлся нерабочим и именовался в народе "бакла хоран". Поскольку посты некоторых других церковных праздников в Армянской Апостольской Церкви также имеют свою Масленицу, то эта называется Истинной и отмечается в воскресенье накануне начала Великого поста. Согласно армянской церковной традиции Масленица является воспоминанием человеческого счастья, которым наслаждались в свое время Адам и Ева в раю. Человеку, согласно ей же, можно было вкусить все плоды за исключением плода с дерева знания, который символизирует пост, идущий за Масленицей. Масленица является выражением добродетелей. В этот день люди выходят из траура и начинают радоваться, забывают о страданиях и находят утешение. Каждый христианин смиренностью души, покаянием, постом и с надеждой на милость Бога приступает к сорокадневному Великому Посту.

Фастнахт (юго-запад Германии)

Одним из самых ярких масленичных праздников является Фастнахт на юго-западе Германии.

Для фастнахта характерно сокрытие личности участников - под покрывалами, необычными нарядами и особыми масками, как правило, выполненными из дерева (в особых случаях - также из ткани, картона, глины или жести). Cобственно фастнахт начинается в так называемый Грязный четверг перед Пепельной средой, на который выпадает апогей карнавала. Начиная с Грязного четверга по городам и сёлам южной Германии, северной Швейцарии, западной Австрии и Эльзаса движутся ряженые процессии, на площадях устраиваются представления. На улицах готовятся и поедаются угощения и пекутся особые пироги - фаснеткухли , рекой льётся пиво и глинтвейн . Так отмечается окончание 40-дневного зимнего поста (начавшегося 11 ноября). В регионе празднование фастнахт называют Дни шутов. Переодетые в пёстрые костюмы шутов, демонов, чертей, трубочистов и т. п. своими шествиями по зачастую узеньким и кривым городским улочкам стараются произвести как можно больше шума - звенят бубенцами, щёлкают кучерскими бичами, трясут колокольцами, дудят в охотничьи рожки. Использование этих «музыкальных инструментов» в каждой местности своё, из поколение в поколение. Участники группы из определённого села или городского района одеты и одинаковые костюмы (команда), к примеру гномов, и используют одинаковые элементы реквизита. Значительное внимание при проведении фастнахта разыгрывается в процедуре «соблюдения чистоты», особенно к началу карнавала, в Грязный четверг. В некоторых районах в этот день от дома к дому ходят одетые в чёрные фраки «чистильщики», в задачу которых входит символически отчистить шутовкие наряды хозяев от старой пыли и грязи. В других областях этим занимются переодетые «ведьмы». Большую роль в организации фастнахта играют происходящие 6 января и несколько последующих дней собрания участников - «шутов», на которых оглашается программа последующих праздников и утрясаются последние нерешённые детали.

Так проходит Масленица в Болгарии

Список этих праздников можно продолжать долго: у литовцев это Узговенье, у греков - Апокриес, у финнов - Ласкиайнен. В каждой стране свои традиции празднования Масленицы, но все они имеют одну общую черту - это время единения и веселья, праздничных гуляний, песен, плясок, игр.

Питер Брейгель. "Битва Масленицы и Поста". 1559

Славянская Масленица, французский или бельгийский Жирный вторник (Mardi-gras), английский Блинный день (Pancake day) - разные имена одного праздника, прогоняющего зиму взашей. Его древние, еще языческие корни связаны с солярной символикой, с гуляньями и европейскими карнавалами, позже - с пиршествами перед Великим постом (недаром слово «карнавал» восходит к лат. carnelevare - «убирать мясо»). Но время этого народного праздника определяется по церковному календарю - отсчитывается от Пасхи. И здесь заявляет о себе христианский обычай, который сохранил ставший очень и очень популярным древний ритуал приветствия нового сезона.

Жирный вторник - праздник- карнавал, католический аналог православной масленицы. Отмечается в католическом мире накануне Пепельной среды, знаменующей начало Великого поста. По сути, это аналог русской Масленицы, только вместо блинов чаще пекут пирожные, а праздничные гуляния превратились в пышные карнавалы. Подобные праздники есть и в других странах, прежде всего германских (например в Швейцарии). Германский вариант масленицы: Фастнахт.


Литография 1879 года парада Рекс, лидером которого является Король Карнавала.

Во франкоязычных странах называется Марди Гра. В дословном переводе с французского это звучное словосочетание означает «жирный вторник», или даже «скоромный вторник». Словарь дает такое толкование: «Последний день карнавала». О каком карнавале идет речь? Француз сразу скажет: о народном карнавальном гулянье - аналоге нашей масленицы, - которое бывает в первый вторник первого месяца весны - марта. В этом году будет отмечаться 16 февраля.


Камиль Писсаро. Марди-гра, Париж, Бульвар Монмартр.

Из самых древних времен, в этот день полагалось наедаться не просто до отвала, но вплоть до тошноты. На стол подавалось все самое лучшее и сытное: мясо, сало, молочные продукты (отсюда другое название «жирного вторника» - «белый вторник»). Подчеркнуто ритуальный смысл имело вкушение бутерброда с маслом: чем больше от него откусывали - тем больший ожидался урожай. При этом женщины приговаривали: «Пусть серп пожнет столько же, сколько я откусила!», а мужчины: «Пусть топор и коса кусают так же хорошо, как я укусил!»

В англоязычных - «блинный день» (Pancake Day), в США так же Жирный Вторник (Fat Tuesday). Традиции Жирного Вторника в разных странах различны, общими чертами являются обильные пиршества и карнавальные представления. В США особо празднуется в Новом Орлеане, где устраивается большое народное гулянье с продолжительным карнавалом.

Легенда рассказывает, что брат наследника российского престола великий князь Алексей Александрович, влюбленный в американскую актрису Лидию Томпсон, последовал за ней в Новый Орлеан перед самым праздником. Устроители карнавала, узнав о визите особы царской крови, подготовили специальную платформу с надписью «Rex» (король). Таким образом Алексей Романов оказался королём праздника.

Этот же карнавал ежегодно проходит в столице Галисии (Испания) Сантьяго-де-Компостеле 28 февраля - 1 марта. "Жирный вторник" в Испании начинается элегантным парадом разукрашенных повозок, запряженных лошадьми, в которых сидят местные жители в традиционной одежде. Парад проходит от железнодорожного вокзала через Praza do Galicia к Romero de Onallo и заканчивается за Santiago de Chile. После этого карнавальная толпа собирается на Santiago de Chile, где можно будет увидеть и услышать карнавальную версию событий года в Испании и мире.

Норвежская масленичная неделя состоит из трех дней - жирного воскресенья, жирного понедельника и жирного вторника. В эти дни нужно было есть жирную пищу. Согласно легенде, по селениям ходит коровья смерть.

В некоторых странах с превалирующим католическим вероисповеданием (Польша) отмечается Жирный четверг - в этот день едят пончики с разнообразной начинкой. Наиболее характерные - это пончики с розовым вареньем, сахарной глазурью, иногда посыпанные засахаренной апельсиновой корочкой. С этого дня начинаются Остатки - дни, когда проходят балы и вечеринки.

Последний вторник перед Великим постом проходит в Швеции по заведенной традиции - с поеданием сдобных булочек с миндальной начинкой и взбитыми сливками, известных под названием семла. Эта традиция известна в Швеции с XVI века. Поедание семлы проходит в последний вторник перед Великими постом - 40-дневным периодом воздержания до Пасхи. Этот последний день масленицы в Швеции называют феттисдаген. По данным Ассоциации шведских пекарей, каждый житель страны в среднем ежегодно съедает от четырех до пяти булочек семла, подаваемых в глубокой тарелке с теплым молоком.

Всё заканчивается наступлением Пепельной среды.

Траиционный забег с блинами на Масленичный вторник в Ирландии

В текущем, 2019-м году Масленица начнётся 4 марта. Как известно, традиция с размахом отмечать приход весны пришла к нам ещё из эпохи язычества, плавно перекочевав в церковные праздники, ведь Сырная или Мясопустная, как её ещё называют, неделя предшествует Великому посту. Иными словами православные стремились наесться перед длительным воздержанием. Кстати, по одной из версий, Масленица получила своё название благодаря тому, что на этой неделе, по православному обычаю, мясо уже исключалось из пищи, а молочные продукты еще можно было употреблять. В праздничную неделю молодёжь каталась на санях, прыгала через костёр (это вообще, похоже, в наших краях любимое развлечение), сооружала из соломы большую куклу, для того чтобы в финале сжечь её под радостное улюлюканье и песни. Теперь мы ведём себя несколько скромнее, однако, блинный праздник отмечаем с удовольствием. В других странах начало весны тоже празднуют, и по размаху нам, русским, совсем не собираются уступать.

Великобритания

В Великобритании, как, впрочем, и во многих других странах христианской Европы, главный праздник приходится на так называемый «Жирный вторник» (правда, англичане любят называть его по-особенному: «покаянный день»). Смысл его в общем и целом вполне совпадает и с нашей Масленицей: нужно вдоволь наесться и навеселиться перед длительным постом. Однако прежде чем начинать кутить англичане дружно идут в церковь, чтобы покаяться в грехах перед Пасхой (собственно, поэтому он и называется «покаянным»). Ну, а теперь можно и праздновать.

Традиционно в этот день в Англии, Шотландии и Северной Ирландии проводится весьма любопытное мероприятие – «блинный забег». Говорят, родоначальницей курьезного обычая в середине 15 века стала одна из прихожанок в городке Олни, которая, услышав звон колоколов и не успев допечь блины, со всех ног помчалась в церковь со сковородкой в руках. С тех пор некоторые британские регионы столетиями поддерживали эту традицию, однако в национальных масштабах она окончательно укрепилась лишь 70 лет назад.

Принять участие в забеге может каждый, но в большинстве городов власти предпочитают устраивать отбор, чтобы количество бегунов не превышало разумные пределы. При этом, в Лондоне отдельное соревнование устраивается между политиками (командами из Палаты лордов и Палаты Общин) и журналистами. Все, что нужно иметь с собой: фартук, шапочку, сковородку и на ней блин, который во время спринта нужно перевернуть три раза и не испортить ему форму.

Занятие это, как вы сами понимаете, не самое простое, даже если вы стоите на месте: в марте 2011 года в этом даже смогла убедиться будущая герцогиня Кембриджская Кейт Миддлтон.

Как правило, в Англии принято печь сладкие блинчики, посыпая их сахаром и поливая лимонным соком. Единственным исключением остается Шотландия: здесь обычно пекут постные лепешки. Причем, приготовление такого блюда представляет из себя целый ритуал, в котором по традиции участие должны принимать все члены семьи, от мала до велика: кто-то смазывает сковороду маслом, другой льёт на неё тесто, а третий переворачивает золотистый блинчик. Раньше в сложенные вместе ладони насыпали горсть овсяной муки, затем муку крепко сжимали в ладонях и погружали в холодную воду, а полученный шар выпекали в очаге прямо в горячей золе.

Есть в Великобритании в этот день и еще одна забавная традиция: играть в королевский футбол… всем городом. Почему «королевский»? Несмотря на то, что этой игре уже больше 800 лет, обычай играть в него в Покаянный вторник был окончательно установлен принцем Уэльским Эдуардом в 1928 году. Играть в эту игру проще простого: северная сторона города играет против южной. Но и небезопасно, ведь «полем» становится целый город: включая водоемы, мосты и площади и так далее (кроме кладбищ и культурных памятников). Словом, традиция действительно увлекательная: достаточно посмотреть на фотографии.

1 /4

Франция

P.S. а также Бельгия, Швейцария, Канада (Квебек), США (Новый Орлеан) и везде, где французская культура оставила свой след

Во Франции и франкоговорящих странах тоже есть свой Жирный вторник, который здесь мелодично называют Марди гра, и здесь он празднуется в формате большого национального карнавала. Маски, костюмы, красочные платформы – причем, в разных странах такие шествия проходят по разному. Например, в Бельгии предпочитают наряжаться некими Gilles, напоминающими клоунов в восковых масках (ЮНЕСКО даже включила праздник в список наследий), а во Франции все традиционно облачаются в маркизов с напудренными париками, панталонами и пышными юбками. Не обходится и без рутинных для каждого средневекового карнавала выборов Короля и Королевы. Как правило, самые большие шансы у тех, кто сумел соблюсти дресс-код и пришел в основных цветах Марди гра (да, они тоже есть): желтый, зеленый и фиолетовый, которые обозначают силу, веру и справедливость.

Блины здесь, к слову, пекут также активно, как и в России. Но не только: в чести также и пончики, крендельки и теплое вино. Но, пожалуй, самым главным лакомством здесь считается большой торт (Царь-торт), сделанный из датского печенья и покрытый корицей и сахаром. Как правило, внутри запекается также маленькая пластиковая фигурка ребенка – и тот, кому она достанется, должен будет купить торт в следующем году.

Празднество продолжается весь день, и, по обычаю, не должно продолжаться после полуночи, так как считается, что весельчаки, которые решили праздновать еще и в Пепельную среду, потеряют свои души, который отныне станут собственностью Сатаны.

Италия

P.S. а также Испания, Португалия и страны Латинской Америки

А знали ли вы, что все известные и красочные карнавалы, которые традиционно проходят в странах южной Европы и Латинской Америки – это та же Масленица? Причем, здесь праздновать предпочитают не один день и даже не неделю – а целый месяц, начиная с 7 января и заканчивая за 40 дней до католической Пасхи. Правда, кульминация всего празднества приходится на тот же Жирный вторник, когда все шествия становятся веселее, костюмы красочнее, а напитки хмельнее.

Думаем, долго объяснять, что такое карнавал русскому человеку не нужно. Это тот самый день, когда можно претвориться кем только пожелаешь: богачи переодеваются в бедняков, ученые – в волшебников и так далее – как пожелает фантазия. Самые известные карнавалы также представлять не приходится: как правило, туристы по всему миру съезжаются на два самых главных. Первый – красочный праздник в Рио-де-Жанейро, во время которого каждый бразилец старается обнажиться как можно больше. Второй – знаменитый венецианский карнавал, главной особенностью которой являются маски.

Почему маски? Все просто. Истоки этого праздника можно найти еще в античных временах, и это был самым народным праздником из всех, ведь в этот день знать разрешала присоединиться к празднествам и рабам. Но с одним «но»: дабы не портить настроение чопорным хозяевам, все надевали на себя маски, чтобы никто не знал, кто сидит с тобой рядом за одним столом – бедняк или богач.

Особую популярность венецианский карнавал приобрел в 18 веке, когда маски стали неотъемлемой частью так называемой комедии дель арте. С тех пор венецианцы и туристы каждый год собираются на площади Сан Марко: целый день красуются и гуляют в костюмах, а вечером торжественно сжигают чучело, знаменуя обновление природы.

Дания

В этой северной стране Масленица носит сложное название Fastelavn. Так же как и у нас, масленица в Дании знаменует начало подготовки к длительному посту. Правда, главными героями весёлого праздника становятся вовсе не взрослые, а самые маленькие датчане. В первый день «блинной» недели дети поднимаются с кровати раньше своих родителей и непременно будят всех старших родственников весёлыми песнями, а вот дальше – практически традиционные колядки (с национальными особенностями, конечно). Разбудив всех в доме, дети облачаются в разноцветные одежды и выходят на улицы города, где должны провести весь день, опять-таки распевая песни, в надежде, что вскоре их карманы наполнятся домашним печеньем и прочими вкусностями. Тот сорванец, которому удастся собрать самый богатый «урожай» назначается королём Fastelavn. На голову счастливцу водружают картонную корону, в которой он и дефилирует по городу вплоть до вечера. Конец зимы отмечают и в школах. В один из первых дней весны девочки отправляют симпатичным мальчикам шутливые анонимные письма, если паренёк угадает имя своей тайной воздыхательницы, то на Пасху она должна будет подарить ему шоколад.

Была и ещё одна традиция в Дании, о которой сегодня местные стараются забыть. В старину в бочку сажали чёрного кота и колотили по дереву, пока животное не умирало от страха и непереносимого шума. Занимались этим в основном взрослые.

Польша

P.S. а также некоторые американские штаты и города, где сильна польская диаспора (Чикаго, Мичиган)

В Польше помимо традиционных блинов и увеселительных мероприятий, на Масленицу, которая в стране выпадает на четверг перед постом, существует и ещё один обычай, который у нас не распространён. В один из последних дней праздничной недели раньше в сельских трактирах устраивали шуточные ярмарки, где каждый парень мог «купить» себе понравившуюся ему девушку. Сбежать от нежданного жениха можно было, только откупившись от него вполне настоящими деньгами. Нередко польский Карнавал сопровождался безудержным пьянством и чревоугодием, что не удивительно, ведь на стол выставлялись буквально все имеющиеся запасы, а главным украшением застолья считались вовсе не блины, а пончики. Эти лакомства, легкие и ароматные, нежные и необычно вкусные, пользовались необычной популярностью. До сих пор существует так называемый «жирный четверг», в течение которого жители Варшавы съедают более двух миллионов пончиков в общественных кондитерских, помимо домашних.

Чехия

Обычай веселиться и пировать в конце зимы пришел в Чехию в 13 веке из Германии. Кульминация всего веселья здесь также приходится на «жирный четверг». В этот день много едят и пьют, чтобы, как говорится, на весь год хватало сил. Главным блюдом в считается свинина с «кнедликами», вареными на пару с клецками и капустой. Запивается все горячим пивом и сливовицей. Да и вообще, поесть в Чехии любят. В период Масленицы в большом количестве готовят классические, весьма питательные блюда. Печеные утки, поросята, студни, калачи, пышки, и, конечно, пончики.

А вот в давние времена в Чехии на Масленицу парни, так же как и их соседи, поляки, не давали местным красавицам покоя. В назначенный день женихи, вымазав лица сажей и прихватив с собой раскрашенный деревянный брусок «клатик», отправлялись гулять по улицам деревень и небольших городов, в поисках жертвы. Едва завидев первую попавшуюся девушку, молодой чех бросался ей наперерез и бросался несчастной на шею, ну или, в крайнем случае, тесёмкой привязывал себя к руке или ноге невесты. Не хотите замуж? Платите!

Балканы

Даже на Балканах есть своя собственная Масленица. Вернее, Масленицы, так как практически в каждом регионе её празднуют по-своему. Точно так же, можно насчитать внушительное количество названий балканских маслениц, правда, вот официальное всё-таки одно: Покладе. Покладная неделя - это небольшой период времени, отводившийся жителям деревень и городов на то, чтобы набить животы перед постом, их, как нетрудно догадаться, несколько в году, но главная – масленичная. Блинов местные не пекут, зато через костёр прыгают не хуже нашего, а ещё…гадают на яйцах. Да и вообще яйца здесь в чести - на покладную предвесеннюю неделю в Сербии, например, их жарят, варят и даже запекают в печи или духовке, это уже, как кому нравится. И, конечно, про любовь здесь тоже не забывают. На Балканах, в отличие от наших ближайших соседей – поляков и чехов, страдать на Масленицу приходится вовсе не невестам, а женихам. Холостяков непременно усаживают в свиное корыто и волокут по улице.

Исландия

В самой северной стране Европы окончание зимы (которое финалом кажется только на словах – ведь в природе, собственно, ничего не меняется) отмечают с размахом и большим количеством сладостей. В чести у исландцев пирожные с взбитыми сливками и политые глазурью.

Есть и такая сомнительная забава – дети с раннего утра будят родителей разукрашенным хлыстом, выкрикивая название пирожных. Сколько раз выкрикнешь – столько пирожных и получишь. Если родители совсем не рады такому началу дня, в конце концов, можно с песнями пройтись по улице, выпрашивая пирожные в булочных.

Германия

В Германии и Швейцарии конец зимы и начало весны соврешенно неожиданно отмечают более чем сдержанно – никакого обжорства. В меню: мучной суп и пироги с разнообразными начинками. Но это касается только еды. Что же до фестивалей и празднеств, то здесь в период местной Масленицы начинается откровенная чертовщина.

Праздничный ход, к которому могут примкнуть все желающие поучаствовать в европейской Масленице, стартует рано утром, а театрализованное шествие идет по неосвещенным улицам. Костюмы? Чем страшнее, тем лучше: как правило, в эти дни (с кульминацией во вторник) по немецким городам разгуливают черти, демоны, шуты, тролли, гномы и снежные люди. Довольно распротранен и вариант, когда каждый город (район, улица) соглашается одеться в какого-нибудь одного персонажа, чтобы затем посоревноваться с соседями. Словом, Толкиену и не снилось.

В Европе празднование Масленицы (тоже празднуют целую неделю перед Пасхальным постом) постепенно переходит в карнавалы ифестивали. В последнее воскресенье перед Великим Постом нельзя сориться и спорить и все вокруг только шутят и веселятся.

В Польше

В есть такая традиция, как "продажа" невест. Увидеть ее можно, попав в один из многих трактиров. Там скрипач разыгрывает целое действо. Главное блюдо у поляков не блины, а пончики. Их они съедают без меры.

В Чехии

В Чехии масленица называется масопустом, то есть без мяса. Там тоже главное блюдо, как и в Польше, пончики. Также готовят очень много разнообразных блюд из мяса. Молодые парни с вымазанными сажей лицами под музыку обходят всю деревню, везя за собой разукрашенный деревянный брусок - "клатик". Он вешается каждой девушке на шею или привязывается к руке или ноге. Желаешь откупиться - плати. заканчивается масленица в Чехии традиционными похоронами контрабаса - значит, закончились балы и веселье, пора начать соблюдать Пасхальный пост.

В Дании

В Дании главные зачинщики гуляний - дети. Они ходят по улицам с украшенными ленточками веточками березы, которые называются Fastelavnsris и просят конфеты. В школах Дании в эти дни проводятся театральные представления, концерты. Школьники обмениваются знаками дружбы, передают своим друзьям через знакомых шуточные письма без указания обратного адреса. Если мальчик получит такое письмо от девочки и угадает ее имя, то на Пасху она подарит ему шоколад.

В Британии

В Великобритании масленицу празднуют не так пышно, чем в других странах, но и там есть свои обряды. Например устраивают блинные ралли. Женщины со ковородками бегут на определенную дистанцию, при этом им еще и нужно умудряться переворачивать свои блины, подкидывая их вверх. Выработаны были особые правила таких состязаний: 1) участницы не должны были быть моложе 18 лет, 2) женщины должны быть в фартуке и платке на голове, 3) во время бега нужно подбросить и поймать блин не менее трех раз - на страте, во время бега и на финише. Первая из женщин, которая передевала свой блин стоящему у церковной двери звонарю, получала от него традиционный поцелуй и считалась чемпионкой блинных гонок на данный год.

Во Франции

Во Франции традиционное масленичное блюдо такое же, как и у нас - блины. Кстати, там Масленица проходит не целую неделю, а всего лишь 1 день. А завершается он традиционным карнавалом - Mardi Gras.

В Испании

В Испании Масленица называется Файяс. Каждый год в Валенсии традиционно празднуется один из самых старинных, ярких, крупнейших фестивалей Испании под названием - Лас Файяс / Las Fallas. Во время такого фестиваля делаются большие деревянные куклы, персонажи известных людей и сказок, которые проносят по улицам города. В конце фестиваля все они традиционно сжигаются. И естественно, что такой карнавал заканчивается грандиозным праздником огня - фейерверками и салютами.

Современная Церковь уже не питает прежней враждебности по отношению к масленичному карнавалу: в 1993 году кардинал Фридрих Веттер, архиепископ мюнхенский, заявил, что масленичные костюмированные празднества - это «веселое восстание против подавляющего, изматывающего стресса». Они создают атмосферу «здорового реализма, для того чтобы мы не считали себя важнее, чем мы есть на самом деле».

На то, что возникновение карнавала связано с религиозными традициями, указывает употребляемое с XVIII века название Масленицы «фастнахт» («канун Великого поста») и соответствующий праздник в церковном календаре. Лишь в XIX веке в Рейнланде стали чаще употреблять слово «карневаль» (отсюда русское «карнавал»). Это слово итальянского происхождения, оно вошло в немецкий язык лишь в конце XVII века и происходит, в свою очередь, от церковно-латинского названия поста «carnislevamen», то есть «исключение мяса». По-итальянски «carnelevare» значит «убирать мясо» и аналогично русскому «мясопуст», означающему прощание с мясом.

После Масленицы идет «Пепельная среда» (аналог русского «чистого понедельника»), которая для католиков - первый день сорокадневного Великого поста перед Пасхой, во время которого они вспоминают о страданиях Иисуса Христа. Но люди, участвующие в карнавале, хотят, прежде всего, повеселиться, и поэтому в наше время «Пепельная среда», зачастую, не является для них началом реального поста.

Окончание Масленицы и начало Великого поста в «Пепельную среду» раньше символически отмечалось особым действом. Над куклой, которая символизировала Масленицу, сначала устраивали шутовской суд, нередко сопровождавшийся пародиями на церковные ритуалы. Потом эту куклу обычно закапывали в навозной куче, были и другие варианты «казни»: расстрел, сожжение или утопление в воде. С этим древним обычаем связано сожжение чучела, несколько лет назад вновь введенное в Кельне.

Теперь каждый год в полночь с карнавального вторника на среду в Кельне сжигают «нуббель» - так здесь называют чучело в человеческий рост, которое воплощает в себе все карнавальные грехи. Сожжение «нуббеля» знаменует окончание Масленицы и начало Великого поста. Священник поджигает «нуббеля», а все вокруг поют песню «В Пепельную среду праздник заканчивается». После того как «нуббель» превратится в пепел, можно попросить священника осенить себя пепельным крестом в знак покаяния. Карнавал окончен.

В Шотландии на Масленицу было принято печь «постные лепешки». В сложенные вместе ладони насыпали горсть овсяной муки, затем муку крепко сжимали в ладонях и погружали в холодную воду, а полученный шар выпекали в очаге прямо в горячей золе. Выпечку блинов шотландцы считают важным актом, в котором стараются принять участие все члены семьи: один смазывает маслом сковороду, другой льет на нее тесто, третий переворачивает блин…

В Англии уже много лет проводятся соревнования в беге женщин с блинами. В 11.45 раздается звон «блинного колокола». Каждая женщина бежит с горячей сковородкой и блином. Правила соревнований предписывают, что участницы должны быть не моложе 18 лет; на каждой обязательно — фартук и косынка; во время бега нужно не менее трех раз подбросить блин на сковороде и поймать его. Первая женщина, которая передаст блин звонарю, становится чемпионкой блинных гонок на год и получает в награду… поцелуй звонаря.

В школах Дании в масленичные дни проводятся театральные представления, концерты. Школьники обмениваются знаками дружбы, передают своим друзьям через знакомых шуточные письма без указания обратного адреса. Если мальчик получит такое письмо от девочки и угадает ее имя, то на Пасху она подарит ему шоколад.

Если главными героями русской Масленицы были молодожены, то в Восточной Европе — холостяки. Берегитесь, холостяки, Масленицы. Особенно, если случайно окажетесь в это время в Польше. Гордые полячки, усыпив вашу бдительность оладьями, пончиками, хворостом и водкой, на десерт непременно оттаскают вас за волосы. В последний день Масленицы можно зайти в трактир, где скрипач будет "продавать" незамужних девушек.

А в Чехии в эти веселые дни (по-чешски Masopust) молодые парни с вымазанными сажей лицами под музыку обходят всю деревню, везя за собой разукрашенный деревянный брусок — "клатик". Он вешается каждой девушке на шею или привязывается к руке или ноге. Желаешь откупиться — плати.

В Сербии вас непременно посадят в свиное корыто и поволокут по деревне. А на крыше собственного дома вы можете обнаружить фигуру соломенного деда.

В Исландии изначально дни, предшествовавшие Великому Посту, отмечались обильными пирами. Однако в 19 веке в Исландию из Дании была завезена новая традиция, пришедшаяся по нраву местным булочникам — потреблять особого вида пирожные, наполненные взбитыми сливками и политые глазурью.

Традиция сразу покорила сердца детей. Вскоре стало обычаем, вооружившись шутовским разукрашенным хлыстом, будить спозаранку родителей, выкрикивая название пирожных: «Bollur, bollur!» Сколько раз выкрикнешь - столько пирожных и получишь. Изначально, правда, хлестать полагалось самого себя. Возможно, обычай этот восходит к языческому обряду пробуждения сил природы или, возможно, он обращен к страстям Христовым, однако сейчас он превратился во всенародную забаву.

Еще детям в этот день надлежало маршировать по улицам, петь и выпрашивать пирожные в булочных. В ответ несговорчивым кондитерам звучало «здесь чтут исландских детей!» Также распространенным обычаем было «выбивать кота из бочки», однако во всех городах, кроме Акурейри, обычай переместился на Пепельную среду. Сейчас пирожные bollur появляются в булочных за несколько дней до самого праздника - на радость детям и всем любителям сладкой выпечки.

В Норвегии масленичная неделя состоит всего из трех дней - жирного воскресенья, жирного понедельника и жирного вторника. В эти дни нужно было есть жирную пищу.

В рейнских городах масленичные празднества называются «карневаль» (Karneval), в Майнце и его окрестностях «фастнахт» (Fastnacht), в Швабии «фасснет» (Fassnet), а в Баварии «фашинг» (Fasching). Различаются не только названия праздника, отмечают его тоже везде по-разному.

Самой широкой известностью пользуется карнавал в Рейнской области - Рейнланде. Здешний карнавал - это безудержное веселье начиная с масленичного четверга до вторника. Народ поет и раскачивается из стороны в сторону, танцует и смеется, пьет горячительные напитки и флиртует. По улицам разгуливают ряженые всех возрастов, разнообразию костюмов и масок нет предела. Клоуны, ведьмы, принцессы и ковбои стоят вперемежку вдоль улицы и ждут карнавального шествия. Детям достаются сладости, которые участники карнавального парада горстями бросают в толпу с разукрашенных автомобилей, а взрослым частенько подносят по рюмке шнапса. Восхищение вызывает выдумка, с которой оформляют карнавальные автомобили: вот где уж впрямь не жалеют ни денег, ни усилий. Мимо пестрой толпы проплывают замки и парусные корабли, между ними шествуют оркестры, которые исполняют известные карнавальные песни, тут же подхватываемые публикой.

Масленичные празднества на юго-западе Германии имеют несколько иную форму, чем в Рейнланде. Их участники надевают замысловатые деревянные маски страшных ведьм и чертей. Ряженые носят также маски фантастических животных, в каждой местности есть своя фигура карнавального шута. В швабско-алеманских землях большое внимание уделяют старым традициям, поэтому участники масленичных представлений строго следят за тем, чтобы костюмы и маски соответствовали старинным образцам. В некоторых городах на масленичное шествие нельзя явиться в первой попавшейся под руку маске, надо, чтобы ее официально утвердили.

Масленичные гуляния в Кёльне называются «фастеловенд» (Fastelovend), а в Майнце «фассенахт» (Fassenacht). Масленица и карнавал занимают прочное место в жизни Германии, хотя городской карнавал в его нынешней форме возник не так уж давно. Эта традиция сложилась только в начале XIX века, после того как была проведена реформа масленичных празднеств - сначала в Кельне, затем в Майнце, Дюссельдорфе и других рейнских городах.

Знаменитый кёльнский карнавал обязан своей нынешней формой инициативе нескольких человек, которые в 1822 году решили реорганизовать масленичные игры, чтобы они лучше отвечали новым потребностям общества. В масленичный понедельник 1823 года состоялось первое кельнское карнавальное шествие. В последующие годы возникли организационные структуры карнавала, которые сохранились до сих пор.

Наряду с заседаниями различных обществ и большим карнавальным шествием в «безумный понедельник» в это время возникли главные фигуры, характерные для кельнского карнавала: Принц Карнавал, который поначалу назывался «Герой Карнавал», Дева Колониа, которая когда-то была символом независимости старинного имперского города Кельна (в наше время ее роль всегда играет мужчина), и Крестьянин, в фигуре которого воплотились боевитость и сила города, а также его верность единому германскому государству. Эти три фигуры, стоящие в центре карнавального действа в Кельне и именуемые Карнавальной Троицей, характерны именно для этого города. В других городах на карнавале главенствуют Принц и Принцесса.




Принцесса из кёльнской Карнавальной Троицы.
Вся Троица - это Принц, Принцесса и Крестьянин.




«Шествие духов» в старинном прирейнском городе Бланкенхайме. Символическая цель бланкенхаймского «шествия духов» - приближение весны с помощью изгнания злых демонов зимы - заставляет вспомнить об одной из версий исконного смысла праздника Масленицы. Это шествие уже много веков представляет собой кульминацию здешних масленичных празднеств. Его участники наряжаются духами или привидениями: они закутываются в белые простыни, углы которых завязывают на лбу в виде рожек.



Каждый год вечером в субботу карнавальной недели вереница духов с дикими криками проносится по городу. Жители Бланкенхайма так объясняют этот древний обычай, всегда собирающий многочисленных зрителей: с помощью ритуальной пляски духи весны прогоняют зимних духов. Ведьмы с метлами и дьявол с трезубцем кружатся и прыгают, чтобы выгнать изо всех темных углов духов и демонов холодного времени года.

В Бланкенхайме Принц Карнавал сначала возглавляет шествие как «главный дух»; лишь на следующее утро, в воскресенье, его официально объявляют Принцем. Как и его коллеги в Кельне, Дюссельдорфе или других городах, он получает от бургомистра шутовской скипетр и ключ от города. Теперь вплоть до «Пепельной среды» он символически правит городом.

Жирный вторник - последний день Масленицы перед Пепельной средой - первым днем Великого поста.

Традиции Жирного Вторника в разных странах различны, но общими чертами являются обильные пиршества и карнавальные представления. В Жирный вторник с самых древних времен полагалось наедаться не просто до отвала, но вплоть до тошноты, пить и веселиться до упаду.

Во Франции в Жирный вторник (Марди Гра) на стол подавалось все самое лучшее и сытное: мясо, сало, молочные продукты (отсюда другое название Жирного вторника - «Белый вторник»).
Подчеркнуто ритуальный смысл имело вкушение бутерброда с маслом: чем больше от него откусывали - тем больший ожидался урожай. При этом женщины приговаривали: «Пусть серп пожнет столько же, сколько я откусила!», а мужчины: «Пусть топор и коса кусают так же хорошо, как я укусил!»

В Швеции последний день Масленицы называют феттисдаген (Жирный вторник перед Великим постом). Он проходит по особой заведенной традиции - с поеданием сдобных булочек с миндальной начинкой и взбитыми сливками, известных под названием семла. Эта традиция известна в Швеции с XVI века. По данным Ассоциации шведских пекарей, каждый житель страны в среднем ежегодно съедает от четырех до пяти булочек семла, подаваемых в глубокой тарелке с теплым молоком.

В столице Галисии (Испания) Сантьяго-де-Компостеле Жирный вторник начинается традиционным элегантным парадом разукрашенных повозок, запряженных лошадьми, в которых сидят местные жители в традиционной одежде. Парад проходит от железнодорожного вокзала через Praza do Galicia к Romero de Onallo и заканчивается за Santiago de Chile. После этого карнавальная толпа собирается на Santiago de Chile, где можно увидеть и услышать карнавальную версию событий года в Испании и мире.

В США Жирный Вторник (Fat Tuesday) особо пышно празднуется в Новом Орлеане , где устраивается большое народное гулянье с продолжительным карнавалом.
Легенда рассказывает, что брат наследника российского престола великий князь Алексей Александрович, влюбленный в американскую актрису Лидию Томпсон, последовал за ней в Новый Орлеан перед самым праздником. Устроители карнавала, узнав о визите особы царской крови, подготовили специальную платформу с надписью «Rex» (король). Таким образом Алексей Романов оказался королём праздника.

Конечно, чтобы даже кратко описать только лишь самые известные масленичные карнавалы, проводимые в разных городах мира, потребовался бы объем солидной книги.

СПРАВКА ДЛЯ РАСЧЕТА КАТОЛИЧЕСКОЙ МАСЛЕНИЦЫ
Католический Великий пост длится 40 дней от "Пепельной среды" до католической Пасхи.
(Великий пост у русских православных - 7 недель без одного дня, с Чистого понедельника до предпасхальной субботы включительно, до первой вечерней звезды).
Католическая Пасха может совпадать с православной Пасхой или быть на неделю раньше (см. выше таблицу "Даты православной и католической Пасхи на 2006—2049 годы").

Великий пост у католиков, как и у православных, является периодом подготовки к празднику Пасхи — Воскресения Христова. Во время католического Великого поста принято воздерживаться от увеселительных мероприятий, вредных привычек и прочих мирских удовольствий.
Католический Великий пост отличается от православного меньшей строгостью и аскетизмом — латинский обряд не возлагает тяжкого бремени на плечи верующих. Католики с 14 лет обязаны воздерживаться от мясных блюд по пятницам, а с момента достижения совершеннолетия и до 60-го года жизни должны соблюдать строгий пост в Пепельную среду и в Страстную пятницу.
Строгий пост заключается в воздержании от мяса и в ограничении количества употребляемой пищи: один раз в день верующий может есть досыта, а два раза — по чуть-чуть.
Некоторым людям католическая Церковь дает полное или частичное разрешение от поста: это беременные женщины, кормящие матери, ослабленные или больные. Кроме того, пост можно не соблюдать в гостях (чтобы не обидеть хозяев) и в дороге, где может просто не встретиться подходящей пищи.

Апокриес — Масленица в православной Греции

ИСТОРИЧЕСКАЯ СПРАВКА.
Когда-то в древности славяне получили от греков и христианство, и свою письменность.
Во времена крещения Руси (988 год) христианство еще было едино. В 988 году (по новейшим историческим данным 15 августа 989 года) Русь была крещена в христианство, а не в православие, но тогда русская церковь полностью управлялась из Византии, потому после церковного раскола у нее не было выбора. (Патриаршество на Руси ведет свое начало с 1589 года: первым патриархом при царе Федоре Иоанновиче стал святитель Иов. Только после этого русская церковь стала самостоятельной.)
Раскол христианства на католичество и православие произошел в 1054 году, и сопровождался взаимными проклятиями и анафемами церковных иерархов, кстати, снятыми лишь в 1965 году.
Фактически разногласия между Папой римским и патриархом Константинополя начались задолго до 1054 года. Непосредственное начало конфликту было положено закрытием в 1053 году латинских церквей в Константинополе по распоряжению патриарха Михаила Кирулария, при котором его сакелларий Константин выбрасывал из дарохранительниц Святые Дары, приготовленные по западному обычаю из пресного хлеба, и топтал их ногами.
В 1054 году римский папа Лев IX послал в Константинополь легатов во главе с кардиналом Гумбертом для разрешения конфликта. Но найти путь к примирению не удалось, и 16 июля 1054 в соборе Святой Софии папские легаты объявили о низложении Кирулария и его отлучении от Церкви. В ответ на это 20 июля патриарх предал анафеме легатов.
Раскол христианства до сих пор не только не преодолён, но идет дальше, раскалывая христианскую церковь на все большее число независимых частей — католичество, православие (ныне представленное более чем 17-ю различными автокефальными и автономными православными церквями, РПЦ среди них 5-я), протестантизм, лютеранство, англиканство, баптизм и др.

Масленица в Греции называется Апокриес , начинается в воскресенье за 3 недели до Великого поста и продолжается 22 дня до Чистого понедельника, первого дня Великого поста (дата начала этого поста совпадает с российской). Этот праздник пользуется большой популярностью в народе. Его с нетерпением ждут как дети, так и взрослые.

Исторически слово «апокриес» обозначало сезон, когда у греков заканчивалось мясо. Причем, в оригинале «апо креас» переводится как «без мяса». Но основные ритуалы усиленного поедания жареного мяса, как правило, осуществляются в дни перед Великим постом , таким образом, символизируя своеобразное прощание греков с блюдами из мяса перед предстоящим сорокадневным воздержанием, которое нынче мало кто соблюдает.

Непременным атрибутом Апокриеса являются яркие карнавальные шествия . Традиционно народные карнавалы проводят в разных районах Греции, где сохранили или восстановили древние традиции наряжаться в яркие и оригинальные карнавальные костюмы.

Особенно красочно и весело карнавальные шествия проходят в городах Патра, Ксанти, Серрес, Наусе, Гревена, Фивы и на острове Хиос , где все содрогается от круглосуточных карнавальных гуляний. В этих районах сумели сохранить местные обычаи и обряды.

В Спарте, Ксанти, Кефалинии и других городах проводятся красочные парады колесниц и шествия в карнавальных костюмах.

Самыми крупными и значительными считаются карнавалы в городах Патра и Ксанти.

На фотографиях ниже: 3-недельное празднование Апокриес в городе Патра.









Детский карнавал. Маленькие греки всегда самые активные участники Апокриес.






Праздничные шествия, парады колесниц и массовое веселье не прекращаются и ночью.






Выступление ансамбля в национальных греческих костюмах.




Выступление детей из местной школы танцев.




Такие наряды можно приобрести на местной праздничной ярмарке.




Все 3 недели Апокриеса небо освещается праздничными фейерверками и салютами.


В каждой области Греции карнавал празднуется по-разному.

Карнавал в Патрах
Центром карнавальных празднеств считается город Патра, где такие шествия начались уже в середине 19 века.
Каждый год карнавал в Патрах наполнен танцами, маскарадными шествиями, представлениями и пр.
Сначала по улицам города проходит вестник, сообщающий о начале торжеств. Далее в течение двух недель каждую субботу и воскресенье на центральных улицах и площадях будут проходить различные представления, связанные с детским Карнавалом, который продлится до воскресенья, когда состоится грандиозное шествие ряженых.
Кроме того, все эти недели в местном театре «Аполлон» проходят так называемые «Бурбулья»: удивительной красоты танцевальные представления, возвращающие нас во времена Диониса и вакхических танцев под луной. На всех танцующих должны быть маски, а главенствующими в танцах являются женщины, любая из которых может приблизиться к зрителям и, выбрав одного, увести за собой в танец или осмеять его за отказ.
По улицам начинают ездить карнавальные кареты и повозки, а на центральной площади ежевечерне происходят различные представления.
В Прощеное воскресенье Карнавал прощается с Патрами до следующего года - церемония закрытия традиционно проходит на мысе Св. Николая.

Карнавал в Науссе (Аузе)
В шествиях в городе Наусса, что находится на острове Паросса, обычно главенствующую роль играют «булы» и «янычары»: они проходят в праздничном танце по площадям и улочкам города. «Булы» и «янычары» - это некто иной, как переодетые женщинами мужчины, одетые в фустанеллы (национальные греческие юбки - вроде килтов у шотландцев) и специальные маски. Этот обычай связывают с исторической освободительной борьбой, которую вели греки против турок. Так, на масленичном карнавале объединяются история и традиция: танцы военного характера сливаются воедино с исторической памятью греческого народа.

Карнавал в Салониках
В Сохо, что располагается на Солониках, карнавал считается началом весны: жители наряжаются в громадные маски, сделанные из толстой черной шерстяной ткани и украшенные сверху бумажными лентами. Вместо усов и бороды к маскам прикрепляются толстые жгуты из конского волоса. На поясах участников висят по пять колокольчиков, причем их общий вес может достигать весьма значительной величины в двадцать килограмм. Местные жители утверждают, что «лучше не иметь дома телевизора, чем колокольчиков на Карнавале». Ряженые выходят на улицы, звеня колокольчиками, с посохом в одной руке и бутылкой вина или узо (греческая анисовая водка) в другой в сопровождении толпы друзей, играющих на различных инструментах и выкрикивающих различные ругательства (это считается добрым знаком для начала плодородной весны).

В Четверг последней 3-й масленичной недели (сырной недели) празднуется «Цикнопемти» , который является своеобразной кульминацией Апокриеса. В этот день греки выходят ряжеными на улицы городов и бурно развлекаются.

В Четверг-Цикнопемти греки традиционно наедаются жареным мясом перед Великим постом и говорят: прощай мясо! «Цикнизо» в переводе означает «жарить мясо на огне». Обычай есть до отвала мясо в Четверг-Цикнопемти соблюдается свято, хотя большая часть современных греков (как и нынешние русские в России) ест мясо и далее, не обращая внимание на Великий пост.

Традиция наряжаться и устраивать веселые карнавальные шествия в период Апокриес — древняя, связанная с язычеством, поэтому Греческая православная церковь не очень приветствует подобные ряженые шествия, но поделать ничего не может и относится к ним со стоическим равнодушием.

История...

Еще в античной древности Апокриес представлял собой яркий карнавал , который проходил во всех городах и селах, являясь символом возрождения земли после зимы. Приход весны у греков встречали бурными танцами, маскарадом и мистериями, которые были предназначены еще и для того, чтобы отогнать злых духов и принести благодатный урожай в будущем году. Начинали отмечать праздник-карнавал в середине февраля и заканчивали в начале марта.

С приходом православия на греческую землю праздник пополнился новыми традициями и обычаями. С этого времени Апокриес перестал входить в плеяду праздников, посвященных богу Дионису , и стал преддверием Великого поста. Теперь даты проведения Апокриеса колеблются в зависимости от дня празднования Пасхи.

Несмотря на приход новых традиций, современный Апокриес, как и древний, празднуется 3 недели и представляет собой феерическое зрелище, наполненное этническими обрядами и морем карнавальных красок.

Когда-то во многих деревнях Греции, особенно на Пелопоннесе , существовал обычай в первую неделю «апокриеса» есть свинину. А во многих районах Македонии были распространены публичные пиршества. Обычно они проводились в доме священника. По обычаю перед началом танцев и пира все присутствующие просили прощения у попа.

На Пелопоннесе между духовными отцами и пирующими происходил типичный диалог. Первые спрашивали: «Наелись?» — «Наелись!», — отвечал народ. «Повеселились?» — «Повеселились!». И в заключение священнослужители благословляли присутствующих три раза словами: «Будьте всегда сыты!».

В дни Апокриеса воскрешались различные языческие суеверия и приметы, распевались веселые песни, устраивались театрализованные представления, повсюду царил пир и кутеж.

Во времена, когда люди еще не путешествовали так много и так далеко, а жили каждый в своей деревеньке, празднества носили более народный характер.

В эти дни мужчины переодевались в женщин, а женщины — в мужчин. Дети жгли большие костры на дорогах. Ряженые обходили все кварталы города, танцуя и держась за руки.

Заканчивается Апокриес в Прощеное воскресенье перед Чистым понедельником, днем начала православного Великого Поста.

...и современность

В наши дни во время праздника принято выходит на улицу с хлопушками, серпантином и в масках. Во время карнавала на улицах города можно увидеть тысячи ярких костюмов, необычных масок и множество веселых лиц. При этом взрослые и их детишки наряжаются до неузнаваемости и ходят в гости к своим родственникам. В свою очередь родственники должны угадать имена тех, кто к ним пришел. Ряженые вооружаются хлопушками, серпантином, цветной пеной и пластмассовыми дубинками, шуточно побивая ими встречных прохожих.

А вот вечером карнавал достигает своего апогея, когда вино льется рекой, музыка грохочет, а тысячи разгоряченных греков танцуют и поют, как правило, все это происходит ночью!

Естественно, в каждом городе проводят карнавалы разного уровня, однако можно среди всех выделить карнавал в городе Патра , расположенном на полуострове Пелопоннес. Патрский карнавал уже насчитывает более 160 лет. Начинаются празднования в Патрах с конца января и длятся до Чистого Понедельника, когда заканчивается традиционный греческий Апокриес. Основной достопримечательностью этого карнавала является грандиозное шествие колесниц и ритуал сжигания короля карнавала.

В третью неделю празднования Апокриеса (сырную неделю), за исключением последнего масленичного Четверга-Цикнопемти, в который греки обязательно объедаются мясом, уже не принято вкушать блюда из свинины и говядины. Зато на каждом греческом столе можно увидеть рыбу, сыр, яйца, творог и разнообразные молочные продукты.

Последней неделей греческой Масленицы является Тирофагос (сырная неделя) , заканчивающаяся в Прощеное воскресенье перед Чистым Понедельником. Этот день можно назвать греческим родительским днем, так как в это воскресенье принято навещать своих родителей, бабушек и дедушек.

Кроме того, Тирафагос — это последний день перед Пасхой, когда можно жениться. Ведь следующие венчания возможны лишь после Пасхи.

В последний день Апокриеса (Прощеное воскресенье) люди просят друг у друга прощения, целуют родителям руки и дарят подарки. В этот день дарят подарки всем: детям, родителям, родственникам, друзьям и просто знакомым.

Чистый понедельник — начало Великого поста и официальный выходной день Греции.

Греческий Апокриес — это веселый праздник, которым греки приветствуют весну и уходят от повседневности, даря друг другу улыбки и радость.