Личная гигиена ребенка . Советы родителям
Личная гигиена важна для любого из нас. Ведь, благодаря ей, человек сохраняет и укрепляет свое здоровье. Родители с самого рождения приучали нас к гигиене , и наша обязанность научить личной гигиене наших детей .
Условно правила личной гигиены ребенка можно разделить на группы :
гигиена тела
гигиена волос
гигиена полости рта
гигиена белья и одежды
гигиена спального места
Гигиена тела
Гигиена тела - это основа личной гигиены ребенка . Многие детки любят плескаться в воде, и процедура купания приносит им море удовольствия. Но дети должны понимать, что ванная комната нужна, в первую очередь, для того, чтобы мыться. Научите ребенка самостоятельно мыть ножки, ручки, живот и другие части тела.
Ежедневно вечером ребенок должен принимать душ, пользуясь детскими гелями или мылом. Помимо этого, приучите ребенка мыть руки перед употреблением пищи, после прогулки и туалета.
У ребенка обязательно должно быть собственное полотенце, за чистотой которого должны следить родители . Менять полотенце следует не реже, чем раз в неделю.
Совет : чтобы процесс мытья вызывал у малыша больше интереса - приобретите маленькую детскую мочалку, мыло в виде игрушки или гель в яркой детской упаковке.
Гигиена волос
Правильный уход за волосами и кожей головы - очень важна часть личной гигиены ребенка . Чистые ухоженные волосы сделают внешность малыша опрятной.
Мыть голову ребенку следует не чаще одного раза в три дня, за исключением непредвиденного загрязнения. Обязательно выделите ребенку отдельную расческу. Чаще посещайте парикмахера.
Совет : чтобы мытье головы не превратилось в ненавистную процедуру, используйте только детские шампуни, которые не щиплют глазки. Пусть ребенок сам настроит комфортную для себя температуру воды.
Гигиена полости рта
При уходе за полостью рта у многих детей возникают проблемы. Трудно приучить ребенка ежедневно и правильно чистить зубки . Следует не забывать, что, благодаря гигиене ротовой полости , мы сохраняем зубы в хорошем состоянии. Это предотвратит целый ряд опасных заболеваний.
Чистить зубки нужно 2 раза в день : утром и вечером. У ребенка должна быть своя личная щетка , которую необходимо менять не реже, чем 1 раз в два месяца. Покупайте малышу специальную зубную пасту для детей, соответствующую его возрасту.
Совет : до определенного возраста лучше, чтобы малыши чистили зубки одновременно с мамой или папой. Таким образом, родителям легче будет контролировать деток, а деткам учиться. Чтобы сделать чистку зубов более увлекательной, можно скачать соответствующие приложения для смартфона. Раз в пол года, в целях профилактики, обязательно посещайте детского стоматолога.
Гигиена белья и одежды
Немаловажную роль в личной гигиене ребенка играет уход за бельем и одеждой. Ведь именно одежда защищает тело ребенка от грязи, повреждений и насекомых.
Белье, которое соприкасается с телом, следует менять каждый день. Стирать одежду ребенка рекомендуется исключительно детскими порошками.
Покупаемая одежда и обувь для малыша должна быть соответствующего размера, и, желательно, быть изготовлена из натуральных тканей и материалов.
Совет : никогда не одевайте ребенку чужую одежду и обувь - это негигиенично .
Гигиена спального места
После активного дня ребенка должен ждать крепкий и здоровый сон. Идеально, когда у малыша есть собственная кроватка с ортопедическим матрасом. Домашние питомцы, если они у вас есть, не должны иметь доступа к спальному месту ребенка.
Летом, в жару, постельное белье следует менять 1 раз в неделю, зимой - можно реже - 1 раз в две недели.
Совет : чтобы сон малыша был крепче и комфортней, проветривайте перед сном комнату, в которой он спит.
Родители должны осознавать , как важна личная гигиена ребенка . Следить за чистотой столовых приборов, туалетной и ванной комнат - их прямая обязанность.
В каждой семье существуют свои правила личной гигиены , но в общем они схожи, и обучать им нужно с детства. Таким образом, вы воспитаете в детях аккуратность и защитите их от многих болезней!
Публикации по теме:
Конспект организации непосредственно образовательной деятельности в cредней группе «Правила личной гигиены» Конспект организации непосредственно образовательной деятельности в cредней группе, тема: «Правила личной гигиены» Цели НОД: 1. Продолжать.
Какими должны быть условия для соблюдения личной гигиены детьми в детских садах?
Отвечая на этот часто задаваемый вопрос, обратимся к действующим санитарно-эпидемиологическим правилам и нормативам СанПиН 2.4.1.3049-13 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций».
Объемно-планировочные решения помещений дошкольных образовательных организаций должны обеспечивать условия для соблюдения принципа групповой изоляции. С этой целью в здании детского сада предусматриваются групповые ячейки. В состав групповой ячейки входят необходимые помещения: раздевальная (приемная) (для приема детей и хранения верхней одежды), групповая (для проведения игр, занятий и приема пищи), спальня, буфетная (для подготовки готовых блюд к раздаче и мытья столовой посуды), туалетная (совмещенная с умывальной). При определенных условиях с учетом проектов здания допускается использование спальни в качестве групповой и наоборот. Туалетная же с умывальной – обязательна в каждой групповой ячейке.
В ранее построенных зданиях дошкольных образовательных организаций допускается использовать помещение туалетной в соответствии с проектом.
При этом необходимо учитывать принципиальные моменты.
В туалетных к умывальным раковинам обеспечивается подводка горячей и холодной воды, подача воды осуществляется через смеситель. При отсутствии централизованного водоснабжения в населенном пункте (холодного и горячего) в дошкольной образовательной организации обеспечивается подача воды, в том числе в туалетные всех групповых ячеек. Вода должна отвечать санитарно-эпидемиологическим требованиям к питьевой воде.
Туалетные помещения делят на умывальную зону и зону санитарных узлов. В умывальной зоне размещаются детские умывальники и душевой поддон. В зоне санитарных узлов размещаются унитазы.
Унитазы оборудуются детскими сидениями или гигиеническими накладками, изготовленными из материалов, безвредных для здоровья детей, допускающих их обработку моющими и дезинфекционными средствами.
В туалетной для детей раннего возраста предусматриваются шкаф (стеллаж) с ячейками для хранения индивидуальных горшков и слив для их обработки, детская ванна, хозяйственный шкаф. Горшки должны быть промаркированы.
Независимо от эпидемиологической ситуации санитарно-техническое оборудование в туалетных должно ежедневно обеззараживаться ответственным персоналом детского сада, для чего: сидения на унитазах, ручки сливных бачков и ручки дверей ежедневно должны мыться теплой водой с мылом или иным моющим средством, безвредным для здоровья человека; горшки должны мыться после каждого использования при помощи ершей или щеток и моющих средств; ванны, раковины, унитазы должны чиститься дважды в день ершами или щетками с использованием моющих и дезинфекционных средств.
Рядом с умывальниками или напротив них устанавливаются вешалки для детских полотенец (отдельно для рук и для ног) по списочному составу детей с соответствующей маркировкой с целью индивидуального использования полотенец. Смена полотенец проводится по мере загрязнения, но не реже одного раза в неделю. Допускается использование одноразовых полотенец для рук в туалетных для детей.
Следует помнить, что качество и безопасность средств личной гигиены (мыла, туалетной бумаги, бумажных полотенец и др.), используемых для детей, должно быть подтверждено соответствующими документами.
Для взрослых (персонала детского сада) в туалетной предусматривается отдельная умывальная раковина. Перед входом в туалетную комнату персонал должен снимать халат и после выхода тщательно мыть руки с мылом; работникам не допускается пользоваться детским туалетом. Для персонала дошкольного учреждения рекомендуется организовать отдельную санитарную комнату с унитазом и умывальником.
Женское здоровье закладывается с малых лет. Дошкольный возраст - это когда ваше чудо уже не кроха в люльке, но еще и не взрослая личность. Именно в этом возрасте следует обучать девочку азам не только нравственного воспитания, но и правилам личной гигиены, которые уберегут во взрослой жизни от разных болячек.
В чем особенность физиологического развития девочек 3-7 лет и каковы правила личной гигиены? За консультацией мы обратились к ассистенту кафедры педиатрии и неонатологии КГМА Ильнуру Ильгизовичу Закирову.
Гигиеническое обучение и воспитание ребенка являются основой укрепления, а также охраны его здоровья. Выделяют три основные категории воспитания ребенка: гигиенические навыки, навыки культурного поведения и навыки самообслуживания.
Гигиеническое воспитание является частью общего воспитания ребенка, а гигиенические навыки - это составная часть культурного поведения. Привитие навыков соблюдения гигиены детям является обязанностью родителей.
- В чем особенность физиологического развития девочек в возрасте 3-7 лет?
Ребенок не является уменьшенной копией взрослого человека. В детском возрасте имеются анатомо-физиологические особенности, определяющие характер реагирования на факторы внешней и внутренней среды. К моменту рождения девочки наружные половые органы хорошо сформированы: половая щель сомкнута, малые половые губы и клитор закрыты большими половыми губами, слизистая оболочка тонкая, гладкая, бледно-розовая.
Влагалище расположено вертикально, стенки его тонкие, складчатость слабо выражена, своды практически отсутствуют. Содержимое влагалища очень скудное, реакция его нейтральная или слабощелочная, можно обнаружить до 10-12 лейкоцитов в поле зрения, смешанная микробная флора.
Данные особенности определяют ранимость слизистой половых органов у девочек, склонность к развитию инфекционно-воспалительных заболеваний в результате сниженной иммунной защиты слизистых оболочек.
Обучать малышку гигиеническим навыкам, туалету наружных половых органов следует буквально с первых дней жизни, чтобы эти ежедневные процедуры стали для нее естественными и обязательными. Это поможет избежать многих проблем не только в детстве, но и в период перехода к взрослой жизни и предотвратит массу заболеваний.
- Каковы правила интимной гигиены девочки?
Часто на практике сталкиваешься с тем, что многие мамы действуют неправильно. Одни убеждены, что нужно мыть ребенка целиком, но ни в коем случае не трогать половые органы. Другие моют его каждый день от ушей до пяток мылом, третьи считают, что подмывать ребенка достаточно раз в неделю.
Самое главное содержать область гениталий в чистоте, кожа должна дышать, быть сухой, нельзя допускать перегревания и переохлаждения. Для интимной гигиены девочек следует использовать только детское мыло или специально разработанные средства.
Существуют следующие правила соблюдения личной гигиены девочек 3-7 лет:
Высокий уровень гигиенической культуры семьи, доверительное общение с ребенком адекватно его возрасту и развитию могут помочь вырасти детям здоровыми, так как в детстве приобретаются знания, формируются гигиенические умения и навыки, которые будут необходимы в дальнейшем.
Родители, оставляя ребенка в детском саду, должны быть уверены, что оставляют его в безопасной, гигиеничной среде.
Малыши усваивают правила гигиены постепенно, а закрепление соответствующих навыков происходит на протяжении всего периода дошкольного детства.
С помощью воспитателя, в игровой форме, дети усваивают то, что помогает сохранить и укрепить их здоровье.
С младшей группы дети получают знания о назначении предметов туалета, о том, как правильно умываться , мыть руки, учатся быть опрятными и аккуратными. В дальнейшем, путем многократных повторений определенной последовательности действий, эти знания закрепляются, переходя на уровень навыков. Это достигается с помощью наглядных, игровых, словесных и практических методов.
Режим дня детского сада способствует ежедневному повторению гигиенических процедур, формированию и закреплению культурных навыков.
1 . Правильно мыть руки:
Ребенку объясняют, что до начала процедуры необходимо закатать рукава, чтоб они не намокли, показывают, как правильно намыливать руки, каким полотенцем вытирать.
Каждый ребенок имеет индивидуальное полотенце , которое меняют по графику или по мере загрязнения. Во время мытья воспитатель может приговаривать, например следующее: «Ручки чистые, помылись, все микробы удалились». Часто в умывальной комнате размещают информационные плакаты, которые напоминают ребенку последовательность гигиенических действий.
2 . Полоскать рот после еды. Это помогает предотвратить заболевание и разрушение зубов. Воспитатель показывает, как нужно полоскать рот, подсказывает.
3 . Пользоваться носовым платком, закрывать рот рукой при чихании или кашле.
4 . Пользоваться расческой. Каждый ребенок имеет свою расческу, ему объясняют, что пользоваться чужой расческой нельзя и почему.
5 . Умываться и мыть ноги после прогулки летом.
Так, постепенно, детская гигиена переходит в разряд навыков, отпускается под контроль самих детей. Чем старше ребенок, тем больше у него самостоятельности, однако задачей воспитателя остается проследить за соблюдением всех правил, напомнить, если он что-то забыл, подсказать, в нужный момент подкорректировать.
Стоит отметить, что обучение детей личной гигиене непростое занятие и взрослые должны проявить максимальную чуткость, чтоб усвоение правил прошло легко, не вызвало негативных чувств. Тогда ребенок будет автоматически использовать полученные навыки в своей жизни.
Гигиеной детей дошкольного возраста занимается наука, которая изучает внешние факторы, влияющие на детский организм. Личная гигиена детей дошкольного возраста требует соблюдения основных и первостепенных мер для создания нужных условий для сохранения здоровья ребенка. Главной задачей создания правильного режима для ребенка является здоровый сон, своевременный прием пищи и необходимый отдых в обеденное и ночное время. Если необходимый режим не соблюдается, можно заметить плохое самочувствие ребенка, вялость, усталость, в дальнейшем психологические заболевания.