Про японские "шлепанцы". Японская обувь

Очень необычна исконно японская обувь, так же как и сама Страна Восходящего Солнца.
Вот, например, гэта - сандалии из древесины павлонии в форме скамеечки. Они делаются одинаковыми для обеих ног и состоят из дощечки-платформы, которая опирается на два бруска, расположенных поперек. В зависимости от размеров этих брусочков-опор гэта могут быть различной высоты. Два ремешка помогают гэта держаться на ноге. Они протянуты между двумя первыми пальцами ног. Обутые в гэта японки передвигались очень маленькими шаркающими шажочками. Такая походка являлись предметом особой гордости женщин этой страны.

Модели гэта

Глядя на ту или иную модель гэта, можно легко определить статус ее владельца или владелицы.

  • Каку гэта - модель, которую носят японцы среднего возраста, имеют прямоугольную платформу;
  • Гэта с закругленными углами предпочитают японцы почтенного возраста или священники;
  • Номэри гэта - обувь японских актеров (эта модель имеет чуть заметный наклон вперед).

Разнится отделка мужских и дамских гэта. Для мужчин Японии важно, из какой породы дерева изготовлена эта обувь, изящество нанесенной на гэта резьбы и качество лака. Нарядные гэта японских красавиц, как правило, обтягивались парчой с позолотой. Они выглядят зачастую как знакомые всем нам шлепанцы, хотя их зимний вариант имеет довольно высокие опоры. По женским гэта можно довольно легко определить, к какой возрастной категории принадлежит их хозяйка.

Японцы до сих пор свято чтут традиции. Это, конечно, касается и культуры ношения одежды и обуви: гэта надевают на праздник совершеннолетия (у японцев - это достижение двадцати лет), во время брачной церемонии, их носят гейши и все те представители японского общества, которые одеваются в кимоно.

Дзори - мягкие сандалии

В настоящее время костюм очаровательных японок обычно дополняют дзори - комфортные сандалии со стелькой из ткани. Каблуков дзори не имеют, но снабжены уплотнением в области пятки. Дзори - многофункциональны: их надевают на праздники с традиционным кимоно, но их хозяйкам хорошо в них и в каждодневной суете большого города. На ноге дзори поддерживают с помощью лямок между первым и вторым пальцами ног. Этот вид обуви изготавливается отдельно для левой и правой ноги. Материал для дзори может быть как натуральным (тростник и кожа), так и синтетическим (винил), что позволяет быть этим сандалиям еще более комфортными.

По давно укоренившейся японской традиции жители этой страны меняют обувь удивительно часто. Вне дома они обувают дзори, а, может быть, гэта (обычай ношения такой обуви веками культивировался в японской истории). Но немедленно снимают их, входя в помещение. Там они обувают суриппа (мягкие тапочки). А вот при входе в душевую или туалетную комнату в японских домах стоят тоирэ суриппа. По обычаю, входя в ванную комнату или туалет, следует переобуваться в стоящую перед дверью специальную обувь. Прежде всего, это делается из гигиенических соображений. И для японцев обязательно не забыть совершить обратное, покидая эти помещения.
Еще одним из важнейших правил поведения в японском обществе является требование снимать обувь при входе в храм синтоистов.

Японская обувь может похвастаться достаточно богатой историей. Несмотря на то, что сейчас большинство жителей Страны восходящего солнца носят туфли, кроссовки и прочие европейские предметы обуви, традиционная обувь никуда не пропала.

Началось же все с того, что некоторые виды обуви были заимствованы из Китая. Пару тысяч лет назад именно Китай был самым развитым азиатским государством. Нет ничего удивительного, в стремлении японцев воспользоваться местными технологиями в своих интересах. Тогда же обувь начали строго делить на: открытую и закрытую.

Ниже представлен список японских традиций, связанных с обувью:

Японцы, как и россияне, очень сильно удивляются, когда видят европейцев и американцев, которые могут не снимать обувь практически целый день и перемещаться в ней по жилому помещению. Для чистоплотных жителей Страны восходящего солнца такое неприемлемо, в результате чего обувь принято оставлять у двери.


- Чистота и опрятность - это важно . Вам придется сильно постараться, чтобы найти в Японии человека, который готов ходить в грязной или откровенно потрепанной обуви. Как правило, местные жители регулярно чистят предметы своего гардероба и заменяют их чем-то новым, когда требует ситуация.

- Обуви должно быть много . У японцев достаточно много обуви. Например, в гостях человеку могут предложить мягкие тапочки (суриппа), но идя в уборную, он должен будет переобуться в специальные шлепанцы. Также не принято приходить на торжественные мероприятия в повседневной обуви, а для посещения священных храмов и вовсе имеется отдельная пара, которую не надевают в иных случаях. В итоге, в гардеробе среднестатистического японца может быть не один десяток пар обуви.


- Национальная обувь актуальна только по праздникам . Учитывая тот факт, что традиционная японская обувь (о ней речь пойдет чуть ниже) не очень-то удобна, ее принято одевать только во время праздников. В сочетании с кимоно и другой аналогичной одеждой, она выглядит крайне привлекательно.

Примеры японской обуви

Хочется выделить три наиболее популярных модели японской обуви:

- Гэта . Такая обувь представляет собой доску, подобранную под размер ступни, в основании которой крепятся два бруска. Для закрепления на ноге используется тесемка/веревочка, продеваемая между большим и указательным пальцем. Именно благодаря постоянному ношению такой обуви, у японских женщин на протяжении многих веков была специфическая «летящая походка». Дело все в том, что гэта не позволяет сделать широкий шаг без дополнительных усилий, в результате чего, женщины двигались очень плавно, и со стороны казалось, будто бы они парят над поверхностью земли.

- Поккури . Обувь такого типа обращает на себя внимание благодаря высоте платформы (от 7 до 12 сантиметров) и экстравагантному по европейским меркам дизайну. Вообще, поккури никогда не были особо популярной обувью. Их носили исключительно майко - девушки, которые в будущем должны стать гейшами. Подобная обувь все еще производится в Японии, но стоит очень дорого и используется исключительно во время разнообразных церемоний. Следовательно, встретить на улицах Токио или любого другого города девушку в поккури практически невозможно.

Эта модель не подразумевает наличие брусков-каблуков. Тем не менее, подошва здесь не прямая - в области пятки присутствует ощутимое утолщение. Было решено отказаться и от использования древесины в процессе производства обуви. Ей на смену пришла кожа, а в дальнейшем резина и прочие синтетические материалы. А вот техника крепления к ноге осталась без изменений. Сейчас японцы не носят такую обувь каждый день, но надевают, когда проходят обряд посвященный совершеннолетию.


На заметку: приобретайте недорогую и удобную обувь на сайте

ТАБИ — носочки с отдельным большим пальцем. Шьются из плотного материала, обычно белого, и застегиваются вдоль щиколотки.

Но лично я видела несколько видов носочков, поэтому буду искать более интересные подробности.

Гэта — японские деревянные сандалии. Выглядят как маленькая скамеечка. У них нет правой или левой. Обычно это просто прямоугольник. Крепятся ремешками по типу современных сланцев, между большим и вторым от него пальцем.

Перекладины (или каблуки) называются «ха» («зубы»).

Гэта монахов:

Существует множество разных видов гэта.

1.吉原下駄 – Ёшивара-гэта или Ёшихара-гэта – обувь жителей Ёшивары, т.е. ойран и таю. Обувь средней торжественности из 2-х равных по высоте каблуков (10 см), у носка каблук (зуб) широкий.

2. ぽっくり下駄 Поккури-гэта, 木履 Поккури, Коппори-гэта, おこぼ等々 Окобо тоудоу (чуть пониже обычных) – обувь гейш, майко, гэйко, кабуро, камуро. Платформа 10-20см высоты с прямым углом-скосом к носку.

3. 柳下駄 Янаги-гэта – ивовые гэта, в конце 17-го века носили гейши в неторжественных случаях. Чуть округлой прямоугольной формы, на 2-х невысоких каблуках.

4.桐下駄 Кири-гэта – гэта мужские, без каблуков, или с небольшими, вместо лямок иногда полузакрытая форма, темных цветов.

5.助六下駄Сукэроку-гэта,

Фунагата 舟形 — гэта актеров Кабуки с округлой подошвой (лодочка). Хотя там используются и другие виды.
(Вот в этом месте я пока не уверенна, буду исследовать этот вопрос).

6. 右近下駄 Юкон-гэта – наиболее приближенные к привычному образу обуви.

7.日和下駄 Хиёри-гэта, 利久下駄 Тошихиса-гэта – парадная преимущественно мужская обувь, на двух тонких зубах. Иногда обтягиваются кожей. У некоторых видов бывают съемные носки от дождя.


8.鉄下駄 Тэцу-гэта – железные гэта, еще смертоноснее, чем обычно Х) Использовались для тренировок воинов сюгэндо (ниндзя, ямабуши). 鬼の下駄 «Они но гэта» иногда называются – «гэта демонов». Скреплены между собой цепью, чтобы ноги не разъезжались. Даже трудно представить, как можно поднять ногу, крепление при этом только между большим и указательным пальцем, зато это объясняет, как ниндзя, научились летать, ибо в такой обуви ходить невозможно)

9. 高下駄 Така-гэта – следующая изощренная пытка — очень высокие гэта (за 30см) на сплошной платформе (сэри-гэтаせり下駄), внизу иногда имеются веревки по краю подошвы, — против скольжения. Парадная обувь ойран и таю.



А) 二本歯足Нибонха-аши на 2-х зубах – они еще выше.

Б)三本歯足Самбонха-аши,三本足Самбонъаши, 花魁の下駄 Ойран-но гэта – их разновидность, такие же высокие, но платформа состоит из 3-х зубов.


10.一本歯 Иппонха, 厚歯 Ацушиха,天狗下駄 Тэнгу-гэта – для тренировки опять же сюгэндо, ходьбы священников и воинов-священников (ямабуши). По преданию, были даны аскетам самими тэнгу, их учителями для практики ловкости. Бывают высокими, тогда к названию добавляется иногда така-гэта.



11. 田下駄 Тагэта – гэта эпохи Яёй, т.е. самые древние (что опровергает версию пришествия гэта из Китая), использовали крестьяне.


12. 下駄スケートГэта – сукээто – гэта на железной проволоке или на лезвии для катания на льду.



13. 八ツ割 Яцувари – бамбуковые/пробковые мягкие гэта с нарезанной пластформой.

Ну и немного гэта-позитива 🙂

«Шпилькой в глаз и весь сказ…»





Сипатишный просто 🙂

Варадзи — те самые плетеные шлепочки. Обувь без каблуков.

Они делаются из соломы. Например, рис, конопля, ячмень, пальмовое волокно и т.д.

Дзори 草履 — Сандалии на танкетке. Крепятся, так же, как гэта. Чаще всего используются в парадном костюме. Их делают из кожи, соломы или, сейчас уже прогресс до всего дошел, из синтетических материалов. Это так же и домашний вариант варадзи. Кроме того, в отличие от гэта, дзори делались для правой и левой ноги.



Зачастую, для креплений используют полоски ткани.

Вот еще современный вариант дзори:

Статья дополнена, но еще не дописана. Я пока беру из разных русскоязычных источников, но залезая на японские, вижу некоторые расхождения. Так что я пока выложу все, что найду на наших «просторах», а потом буду вести неравные бои с кандзи. Сейчас у меня здесь часть информации взята из википедии, а часть у этого автора http://www.liveinternet.ru/users/karinalin/post153252883. Те, кто ищет проверенную информацию, оставайтесь со мной. Позднее я обязательно доберусь до первоисточников. Это мое правило.
Сейчас роюсь в истории «пришествия» гэта в Японию.

Гэта - это в принципе прямоугольная деревянная подошва на двух деревянных подпорках снизу и с ремешком сверху. Пальцы захватывают черенок, как и при носке дзори. На свитках с рисунками ещё X века изображены люди в гэта, то есть гэта носят уже давно. К началу XVIII века были разработаны усовершенствованные инструменты, что позволило перейти к массовому производству гэта, и в городе Эдо \ современном Токио \ они вошли в моду. Они становились всё более кричащими, и Сёгунат, наказывавший за излишнее внимание простолюдин к внешнему виду, запретил ношение лакированных гэта. Пока обычной обувью не стали туфли, лучшей обувью оставались гэта - пик их производства приходится на 1955 год, тогда он составил 93 миллиона пар, после чего последовал резкий спад.
Таби похожи на носки, но только рассчитаны на ношение с дзори или варадзи. Таби содержат ноги в тепле зимой и предотвращают воспаление там, где о ноги трётся ремешок. Неповторимое своеобразие этим “носкам” придаёт желобок под черенок ремешка между большим и средним пальцем.
У дзика-таби тоже есть выемка, как у таби, но у них резиновая подошва, и поэтому их можно носить на улице безо всякой другой обуви. Их изобрели в 1922 году два брата из семьи Исибаси, Токудзиро и Сёдзиро. Раньше семья Исибаси занималась изготовлением таби, а теперь эта компания стала корпорацией Бриджстоун, производителем резиновых покрышек. Новые ботинки дзика-таби сыграли важную роль при восстановлении разрушенного во время Токийского землетрясения 1923 года. В дзика-таби нельзя поскользнуться, выемка даёт пальцам лучшую опору в трудных местах, чем и объясняется тот факт, что их до сих пор используют на стройплощадках Японии.
Современная Япония многое переняла у Запада, и теперь на улице носят почти исключительно туфли. Но традиция снимать обувь в доме осталась, что привело к использованию в школах тапочек увабаки. Другие виды обуви, разработанные в современной Японии, призваны содействовать здоровью. Да и старинные гэта и дзори начинают возвращать себе утерянные было позиции, потому что ношение их без носков, говорят, улучшает кровообращение. И на ногах сидят хорошо, и выглядят модно.
Развитие обуви в Японии определялось общественными обычаями и климатом. Эти образцы не сдавливают ног, позволяют им дышать. Их легко надеть и так же легко снять, и поэтому некоторые из них до сих пор носят в Японии.

Ниже показаны фотографии обуви, которую делают в настоящее время в Японии.
Выражаем искреннюю благодарность за сотрудничество следующим компаниям:
(1) Сукэроку (3-6 Кагурадзака, Синдзюку-ку, Токио; тел.: +81-3-3260-0015)
(2) Мусаси-я (тел.: +81-3-3351-7359)
(3) Идэа Кобо Асо-дзан (тел.: +81-467-33-0790)
(4) Сёдзи Рингё (тел.: +81-237-83-6771)

Не всегда сторонние люди могут правильно оценить нюансы и детали японской культуры. Поэтому зачастую более яркие, привлекающие внимание не только красотой, но и необычным нарядом, ученицы гейш, майко, ошибочно принимаются иностранцами за самих «учительниц».

Странная обувь майко может поставить в тупик любого . Окобо или поккури - традиционная деталь их туалета. Она представляет собой лакированные босоножки на высокой и неустойчивой платформе. Центр тяжести у такой обуви сдвинут на пятки, передняя часть под углом тридцать-сорок градусов, что делает походку в окобо прыгающей и неловкой, если не знать секрета правильного передвижения в них.

Раньше обувь учениц гейш снабжалась особыми колокольчиками, которые мелодично сопровождали каждый короткий шаг, сообщая всем, что приближается прекрасная и загадочная майко.

Правильная ходьба в окобо чем-то похожа на катание на старинных роликовых коньках. При каждом шаге майко должна проскальзывать одной ногой вперед, двигаясь совсем небольшими шагами. При движении в окобо необходимо подгибать пальцы ног и немного пружинить в области коленей. При этом важно правильно держать корпус и плечи, слегка помахивая , но не отрывая их от тела.

Нюансы восприятия

Европейцы зачастую воспринимают походку майко, обутых в окобо, как слишком манерную. На самом деле, сложный комплекс движений связан с несбалансированностью обуви и особенностями не слишком широкого женского кимоно. Именно поэтому правильно ходить в окобо не всегда могут и сами . Майко называют такую характерную походку плывущей, утверждая, что научиться передвигаться подобным образом можно, если вообразить себя морской волной, накатывающейся на берег.

Из-за высоты традиционной обуви, полагающейся майко, рост ученицы гейши не должен превышать ста шестидесяти сантиметров. Более высоких девушек окобо и высокие прически делают слишком рослыми и негармоничными.

Что же носят гейши?

В большинстве районов Японии сами гейши носят не окобо, а особый вид традиционных деревянных сандалий, которые называются гэта. Эта обувь одинакова для обеих ног (нет деления на левую и правую сандалии), она держится на стопах при помощи ремешков, которые проходят между большим и вторым пальцами ноги. Гэта долгое время были основной обувью в Японии, их носили представители всех сословий. Несмотря на то, что европейцам такая обувь кажется ужасно неудобной, многие носят ее до сих пор.

Летние сапоги - восхитительная новинка от дизайнеров. Они пребывают на модных показах уже не первый сезон. Но, в отличие от прошлых лет, когда актуальными считались исключительно кружевные и вязаные модели, в этом году актуальны самые разнообразные варианты.

В новом сезоне прекрасная половина человечества будет полностью охвачена новой модной волной. Модницы экспериментируют с летними сапогами в небольшую дырочку (их зачастую называют вязанные или кружевные сапожки) и создают различные ансамбли.

Прежде всего, летние модели сапог должны быть открытыми. Этого правила следует придерживаться из соображений гигиены и для того, чтобы не мучиться от жары. Новые дизайнерские сапоги полностью соответствуют данным требованиям.

Сапоги гладиаторы

В новом сезоне актуальны сапоги, которые гладиаторы. Они представляют собой обилие ремешков, которые достигают колена. Большая часть модных летних сапог имеют достаточно устойчивый каблук. Но те, кто предпочитает изящную обувь, могут найти для себя хорошую пару на тонких шпильках.

Плоская подошва

Превосходные варианты, выполненные на плоской подошве, отлично подойдут для прогулки в парке с собакой или отдыха на море. Не так давно модные сапожки выполнялись только из кружев и плотной пряжи, сейчас в магазинах можно встретить модели, созданные из денима и ткани. На любой выбор!

Актуальные материалы и цвета

Кутюрье обещают, что в новом сезоне станут актуальными натуральные материалы: хлопок, атлас, а также кожа. Сапоги в ковбойской стилистике, облегченные ботфорты, ботильоны, сделанные из мягкого замшевого материала будут в моде.

Нарядные атласные и шелковые модели с высоким голенищем отлично смотрятся с коктейльным или вечерним платьем. А варианты, созданные из денима и хлопка, больше подойдут для стиля под названием милитари.

В новом сезоне будут превалировать сапоги, выполненные в светлой и яркой цветовой гамме. Но также актуальны и модели из черной кожи. В моде будут сапоги-гладиаторы, летние ботфорты, а также различные ботильоны в темной цветовой гамме.

Кружевные и сетчатые сапоги

Стильные и интригующие сетчатые сапоги в этом сезоне полностью завоевали подиум. Варианты в сетку на низком каблуке отлично будут смотреться на девушках, одетых в стиле casual. Дамам постарше стоит обратить повышенное внимание на модели, выполненные из перфорированной кожи с открытой пяткой и носком.

А вот на званый ужин или романтическое свидание на берегу моря стоит подобрать невысокие модели на шпильке. Обычно подобные сапожки хорошо облегают ногу и щедро украшаются шикарными бантиками или лентами из атласа.

Любительницам комфорта стоит выбирать вязаные и кружевные сапоги. Их не надо зашнуровывать, застегивать. Носить подобные модели можно с сарафанами или шортами. Все зависит только от ваших предпочтений.