Игры с прищепками идеально подходят для развития мелкой моторики пальчиков. К сожалению, немногие родители знают, зачем вообще развивать мелкую моторику. Все дело в том, что речевой и двигательный центры расположены рядом в коре головного мозга, отсюда вытекает связь между осязанием и развитием речи. Чем больше ваш малыш ощупывает предметы (желательно различной формы и фактуры), тем меньше вероятность возникновения у него проблем с речью.
Кроме того, развивая мелкую моторику у малыша, мы одновременно развиваем его творческий потенциал. И через некоторое время вы заметите, что пытается конструировать сложные модели, рисовать объемные элементы, объединять и скреплять то, что скрепить нельзя по определению. Вместе с мелкой моторикой развивается логическое мышление ребенка.
С прищепками можно экспериментировать и придумывать различные на ходу.
Для игры понадобятся, в первую очередь, конечно, обычные бельевые прищепки. Кроме этого вам могут пригодиться фигурки из картона (прямоугольник, круг, квадрат, треугольник).
Покажите малышу, как держать прищепку тремя пальцами, сожмите и разожмите ее несколько раз своими руками. Потом вложите прищепку в руку малыша, придерживая своими пальцами, помогите научиться открывать и закрывать «ротик» у прищепки.
Если малыш научился ловко обращаться с прищепками, предложите ему попробовать смастерить что-нибудь из прищепок (если малыш будет в замешательстве от такого предложения, попробуйте сами изобразить прищепками человечка или еще что-нибудь). Проявив немного фантазии, из прищепок можно сделать интересные игрушки к примеру, самолет. Прицепив к концам прищепок по одной прищепке, а к концам этих прищепок еще по одной прищепке и т.д. вы получите самолет. Положив на стол три прищепки в ряд одну за другой и, толкая их, вы получите вполне «реальный» поезд. Фантазируйте вместе с ребенком, и вы получите не меньше удовольствия от игр, чем ваш малыш!
Ну и, конечно, пусть малыш помогает вам развешивать носовые платочки после стирки и закреплять их прищепками. Это несложное задание даже для малыша, который не раз играл с прищепками, возможно, окажется не таким уж простым.
Внимание!
Во время игры с прищепками следите за тем, чтобы ребенок не прищемил себе пальчики или другие части тела. Нужно помнить, что мелкой моторики рук очень важный процесс, который не нужно оставлять без внимания. Выбирайте прищепки, которые легко открываются! И не нанесут травму!!!
Нарисуйте морских существ - морскую звезду, осьминога, крабика, но только у медузы не рисуйте щупальца, а у крабика - лапки. Пусть ребенок обозначит их прищепками. Еще здорово делать таких ёжиков без колючек и солнышко без лучиков))
Игр с прищепками существует множество. С их помощью можно развивать не только мелкую моторику, но и научиться считать, развивать фантазию. Сегодня мы поиграем в некоторые из них.
Женщина вынашивает ребенка в течение девяти месяцев. И вот, наконец, этот момент настал - малыш появился на свет! Закончились месяца волнительного ожидания, с момента рождения малыша жизнь всех членов семьи меняется: рутина жизни заканчивается, каждый член семьи живет не только для себя, но и ощущает ответственность за жизнь маленького человечка.
Мамы и папы, бабушки и дедушки, тети и дяди, братья и сестры: все члены семьи видят малыша крепким, умным, активным, счастливым, здоровым. Правильное воспитание и уход, предоставленные ребенку первого года жизни, очень важны для физического развития. Поэтому будущих родителей обучают, как правильно ухаживать за ребенком и знакомят с изменениями в физическом развитии ребенка по месяцам после рождения в норме, обучают адекватно оценивать развитие малыша.
Несомненно, все близкие маленького человечка очень желают ему быть самым, самым: здоровым, счастливым, крепким, успешным. Поэтому, каждый член семьи заботится о малыше, задолго до его рождения, изучив нормы развития ребенка по месяцам . Родители ведут календарь развития своего маленького «чуда», следя за его ростом и развитием.
Периоды развития ребенка по месяцам до года
Нормальное состояние новорожденного в первый месяц его жизни - состояние сна с перерывами на кормление (карапуз кушает также в состоянии сна). Первый месяц жизни поза ребенка повторяет положение «эмбриона» - ручки и ножки прижимаются к туловищу (если их развести в разные стороны, они вскоре возвращаются в исходное положение).
Первую неделю жизни малыш практически не открывает глазки. Если же он их открывает, не пугайтесь, если глазки как будто косят - у грудничков еще нарушена фокусировка, но ребенок уже видит близко расположенные (на 20 - 25 сантиметров) объекты.
Когда ваш малыш свободно лежит и ничто его не стесняет, он может активно двигать ножками и ручками, чередуя движения с отдыхом - это нормальное состояние месячного ребенка.
Где-то на третьей неделе жизни новорожденный способен слышать голоса и звуки (слушая, он как бы замирает - прислушивается).
Все действия новорожденного ребенка - рефлекторные: хочет кушать - начинает плакать, покушал - дремлет.
Издаваемые ребенком звуки: крик, кряхтение, хмыканье - безусловно-рефлекторные реакции, цель которых, обратить внимание на ребенка: он хочет либо кушать, либо у него что-то болит, либо он просто мокрый и требует поменять памперс.
Действия, которые может выполнять ребенок в возрасте двух месяцев:
Увидев маму, ребенок улыбается;
Появляется способность фиксировать взгляд на предметах в течение 5 -10-ти секунд, следит глазками за движущимся предметом (обычно это яркая игрушка, которую двигают перед глазами ребенка из стороны в сторону);
Ручки и ножки двигаются более скоординированно;
Ручки, обычно сжатые в кулачки сразу после рождения, разжимаются и ладошка раскрывается;
В положении лежа на животике, малыш начинает поднимать и удерживать головку до 10-ти секунд;
Появляется реакция на неречевые и речевые звуки (поворот головы, фиксирование взгляда);
Развитие речи выражается в так называемом «гулении» - ребенок издает звуки: «агу», «уа», «абу», «убу» и др.,
Основной вид общения малыша со взрослыми - с помощью улыбки, крика, плача.
На третьем месяце жизни малыш во всю улыбается знакомым, особенно маме.
Лежа на животике, удерживает головку уже дольше - до 20 -25-ти секунд, также способен уже держать головку и в вертикальном положении - до 10-15-ти секунд.
Более ярко проявляется реакция на движущиеся предметы: активнее поворачивает голову, тянется к игрушкам ручками, пытается их затянуть в рот.
Активно агукает и гулит - «разговаривает».
Современные детки даже делают попытки сесть, правда, с помощью мамы или других взрослых.
На четвертом месяце жизни малыш различает близких ему людей и незнакомых, по-разному реагируя на них: то улыбается, то плачет, то отворачивается, то тянет ручки и прочее.
В положении на животике ребенок способен опираться на локоточки и удерживать головку приподнятой до 30 -40 секунд.
В положении «торчком» (вертикальном) малыш также дольше удерживает головку (до 20-30 секунд).
Малыш делает попытки самостоятельно перевернуться со спинки на животик.
При поддержке может сидеть (но этого лучше пока не позволять малышу).
Более осознанно и целенаправленно манипулирует с игрушками: облизывает, стучит, бросает.
Предпочтение отдает не всем игрушкам, а выборочно.
В развитии речевой функции появляется «лепет» - первые лепетные слова - «ба-ба-ба», «ма-ма-ма».
Запоминает и реагирует на свое имя.
Отмечается особенная привязанность к маме (особенно, если мама кормит ребенка грудью).
В пять месяцев ваш малыш уже четко распознает близких ему людей (знакомых и незнакомых) и игрушки, по-разному на них реагируя: то улыбается, то смеется, то смотрит настороженно и т.д.
Ребенок самостоятельно проявляет желание общения, протягивая ручки, улыбаясь, издавая звуки. Не получив желаемого, он может начать хныкать или плакать.
Ручки и ножки двигаются более целенаправленно: карапуз берет игрушки, стучит ими, бросает; знакомится со своим телом - сосет пальчики рук, даже пальчики ножек умудряется затащить в ротик.
Малыш уверенно поворачивается со спинки на животик, также с животика на спинку. Пытается подтягивать туловище с помощью рук (как бы начинает ползти).
Малыш постоянно лепечет (когда не спит).
Активность малыша увеличивается - он поворачивается к любимым игрушкам не только головой, но и переворачивается всем туловищем. Игрушки, другие предметы ребенок способен удерживать, бросать, стучать ими, перекладывать из одной ручки в другую.
На своих родных ребенок очень ярко реагирует, особенно на маму. С незнакомыми взрослыми ребенок общается настороженно.
Откликается на свое имя.
Малыш начинает хорошо и уверенно сидеть, начинает ползать, подползает к интересующим его предметам и игрушкам.
Пытается вставать, опираясь о какой-либо предмет.
В словесном лепете появляются новые звукосочетания: «би-би», «ав-ав».
Запоминает такие действия, как: нажал на кнопку - заиграла музыка, толкнул игрушку - она упала.
В этой статье:
В вашей семье счастливое прибавление: родился малыш. Все трудности родового периода позади, и вот счастливая мама держит на руках свой драгоценный комок счастья. Мутными серыми или голубыми глазками малыш смотрит в пространство, еще не понимая, что он рожден на свет. Сейчас самое важное для него – быть с мамой, чувствовать её, слышать голос, знать запах. Так ребенок чувствует себя в безопасности.
Новорожденные дети похожи на маленькие бутоны цветов: они словно сжаты в плотный кулачок на цветоножке, но уже завтра вы увидите массу изменений. Кожа младенца разглаживается буквально по часам, приобретает нормальный цвет, личико становится милее, и ребёнок уже как будто начинает фокусировать взгляд на мамином лице.
После родов мама и малыш на несколько дней остаются в послеродовой палате под наблюдением врачей. Мама получает необходимый инструктаж по обращению с ребёнком, учится пеленать, мыть и обрабатывать пупочек, ушки, носик. После выписки мама и малыш остаются наедине. Да, часто старшие родственники и близкие подруги спешат на помощь молодой маме.
Однако во многих случаях случаях у женщины после родов просыпается материнский инстинкт, который можно сравнить с животным. Мамочка не рада гостям, её раздражают советы, у нее возникает чувство дискомфорта, даже от действительно искренней помощи родной бабушки ребёнка. Это нормальное поведение здоровой родившей женщины. Поэтому подругам и родственникам лучше договариваться о возможном визите заранее.
Мама посвящает все свое время уходу за малышом. Разглядывает его, ухаживает, радуется каждой минуте, проведённой вместе. А малыш, улавливая положительные флюиды мамы, начинает своё развитие.
Первая неделя жизни – это адаптация. Сейчас главными для маленького человечка являются хорошая еда и сон. Малыш может вдруг начать плакать и также быстро успокаивается. На это есть ряд нормальных причин.
Взяв малыша на руки, мама интуитивно начинает догадываться, почему плачет её ребёнок. Как происходит такое взаимопонимание, для науки остаётся загадкой. Принято считать, что инстинкт основан на общей, связующей все живое хромосоме в составе ДНК.
На второй неделе адаптация к окружающей температуре, воздуху, запахам подходит к концу. Малыш начинает более активно вести себя в кроватке. У него формируется фокусировка взгляда, и он может несколько минут разглядывать мамино и папино лицо. Чтобы осознание визуального общения пришло к нему как можно скорее, нужно улыбаться в ответ своему ребёнку, говорить добрые слова.
Утверждается сосательный рефлекс. Ребёнок видит грудь и уже осознаёт, что это его «тарелка вкусной еды». Часто недельный ребёнок может сосать и одновременно дремать – это здоровое умение. В такие моменты вашему малышу особенно хорошо. В конце первой недели вы заметите, что ваш малыш лежит и просто моргает, рассматривает люстру, карусель в колыбельной или шторку.
В три недели ребёнок начинает интересоваться абсолютно всем, что происходит вокруг него. Если вы перевернёте его на животик, он будет поднимать голову на короткое время, чтобы видеть, что происходит прямо перед ним. Хаотичные движения конечностей сменяются последовательными, и малыш осознаёт, что перед ним его собственные ручки. На данный момент ребёнок уже запомнил мамин запах и основные очертания, он знает, что есть папа и ещё несколько близких людей (бабушка, дедушка), но с изменением маминой прически или сменой духов может возникнуть проблема ассоциации, и ребёнок не признает родственника.
На первом месяце жизни ребёнок учится смеяться, фокусировать внимание на родственниках, тянуть ручки к маме и папе. На 4-й неделе вы всё чаще слышите, как малыш «гулит», и видите, как он тянется к вам навстречу осознанно и с радостью. К этому времени многие детки начинают смеяться взахлёб и повизгивать, выражая свои эмоции. Малыш интересуется звуками, реагирует на улыбку, слушает сказки и песенки.
После первого месяца жизни ваш маленький «цветочный бутончик» окреп и готов распускаться, показывая себя с новых сторон. Перемены приходят ежедневно, радуя
родителей открытиями.
На 5-й неделе малыш всё чаще поднимает голову в любопытстве и упорстве. Ему становится скучно просто лежать в кроватке. Он требует маминых и папиных рук. Лёжа на животе всё дольше с поднятой головой, он может начинать петь протяжные «угу – ауу». Смех и визг в доме слышится всё чаще и говорит о хорошем настроении вашего малыша. Если по какой то причине ребенок не выполняет что-то из вышеперечисленного, значит, начнёт это делать на следующей неделе. Помните об индивидуальности развития каждого ребёнка и не забывайте о ежемесячных походах к участковому врачу, ведущему карточку здоровья вашего малыша.
На шестой неделе ребенок покажет вам готовность к познанию мира. Вы заметите движения, напоминающие ползанья. Совсем скоро ваш карапуз будет передвигаться по дому на коленках. Но пока он похож на маленького лягушонка, проделывающего свой небольшой путь при помощи смешных движений ножками и тельцем.
Ребёнок на 6-й неделе умеет подпевать любимой мелодии, взвизгивает, если видит яркую картинку – она ему нравится. Несмотря на то, что ваш малыш часто выглядит довольным при виде телевизора или звуков музыки, не стоит увлекаться этими процедурами. Сейчас ребёнок очень быстро устаёт. Иногда он и сам не понимает, что ему уже пора спать – начинаются капризы, выгибания спины, отказ от приёма пищи. В таких случаях ребёнка необходимо отвлечь ласковыми мамиными словами, умыть, приласкать и накрыть мягким одеяльцем. После непродолжительного сна малыш придёт в норму.
В этот период разжимаются детские кулачки, и ребёнок начинает показывать вам свои ладошки. Кроме того, с удовольствием демонстрирует точное попадание «ладушек» и захват любимой игрушки. К трём месяцам ребёнок способен переворачиваться с боку на бок и даже на живот. Ползательный рефлекс развивается очень динамично – оставлять малыша одного на кровати уже не рекомендуется. Понятие о расстоянии от края дивана до пола ещё не сформировано, а вот навыки падения запросто могут быть приобретены, если вы недоглядите за чадом.
Малыш объясняется с вами интонациями: плачет, если ему неудобно или больно, смеётся, если у него игривое настроение, распевает свои песенки «агулюлю», если находится в состоянии комфорта.
Недели в уходе за ребёнком пролетают, как пара дней. Не успели вы осознать всю важность родительской опеки, как ваш маленький сын или крошечная дочка уже поняли, что именно вы их родители, а не та тётя, которая пришла с большим подарком в руках. Ребёнок запомнил голоса родственников и знает, как они выглядят. Он продолжает стремиться к ползанью, захвату игрушек. На этой неделе его начинает интересовать гремящая посуда, цветные погремушки.
Начинают интенсивную работу слюнные железы. Идёт подготовка к первым зубкам. Малыш знакомится с окружающим миром посредством пробования на вкус всего, что попадает в его маленький кулачок. В том числе и сам кулачок на данный момент имеет поразительное свойство то и дело оказываться во рту у юного исследователя. Первый зуб не обязательно появляется именно на 9-й неделе. Есть дети, уже рожденные с молочными зубками, а есть такие, у кого зубки начинают пробиваться на 7-9 месяце жизни. Но обильное выделение слюны – стопроцентный знак скорого появления первых зубов.
К 3 месяцам ребёнок уже осознаёт полезность общения. С удовольствием «гулит», «поёт», общается с людьми. Просится на ручки, требует внимания. Его движения становятся осмысленными, не спонтанными. Можно заметить, как он плавно перебирает игрушки в руках, разглядывая их со всех сторон, и уже не так часто засовывает предметы в рот.
Сейчас ребёнок уже не только держит головку, но и поднимается до груди. Его опорой служат локотки и раскрытые ладошки. Ползает малыш по простыням и по полу с удовольствием, но недолго. Укрепляются его кости, мышцы, суставы. Теперь можно чаще держать малыша в вертикальном состоянии.
Достигнув трёхмесячного возраста, маленький принц или принцесса вашего родительского сердца вступает в полноправные мыслящие члены семьи. Да, до первых разумных разговоров ещё далековато, но интонация, жесты и мимика безошибочно дают вам понять, чего хочет ваш ребёнок.
Ползанья по дому превращаются постепенно в гонки по кругу. Актуальным становится манеж. В 3 месяца ребёнок способен самостоятельно поднять бутылочку с соской и употребить питание. Развитие мышления вносит коррективы в желание общаться, и ребёнок становится несколько настороженным к незнакомым людям. То же самое можно сказать и о незнакомых местах, куда малыш может попасть в сопровождении родителей.
В четырёхмесячном возрасте начинается закрепление всех навыков и постепенное развитие новых. За одну неделю происходят небольшие сдвиги в развитии. Это вовсе не означает, что само развитие останавливается
или у вашего ребёнка какие-то отклонения.
Просто малыш взрослеет, и его элементарные навыки, требующие закрепления, открывают ему новые возможности, бо́льшие, чем просто битье игрушек друг о друга. Скоро малыш поймет, что монотонные удары скучны, и захочет собирать и раскладывать другие игрушки, открывать коробки, играть со своим отражением и т.д. Но для этого ему необходимо подготовиться и закрепить все то, чему он научился, прожив на земле всего 3 месяца.
Малыш переходит в новую фазу – назовем её вертикальной. Косточки и суставы ребёнка достаточно окрепли, чтобы он начал свои собственные тренировки по вставанию на обе ноги. Для этого ему требуется пол или кровать и любая подручная устойчивая вещь.
Используя опору, расположенную выше его сидячего положения, малыш начинает подтягиваться и занимает вертикальное положение. Такие действия могут начаться и в 7-8 месяцев. Также может случиться, что именно ваш малыш вовсе не захочет ползать, зато в 8 месяцев уже пойдёт без опоры. Если случится недостаток в развитии, его обязательно увидит участковый педиатр, к которому вы обязаны регулярно водить ребёнка до 12 месяцев и после по назначению.
За первые полгода ваш ребёнок постепенно превращается в маленького требовательного человечка, похожего на сказочного эльфа. Его смешной голос высказывает на непонятном языке недовольства и предпочтения. Он с удовольствием бьёт пальчиками по игрушечному пианино, издавая волшебные мелодии маленького гения. Ребёнок может взять в руки карандаш и начать водить на листе зигзаги и круги. Ему очень нравится орудовать разными яркими карандашами.
Он может проползти через весь дом и после с упоением и хихиканьем «рассказывать» о своем маленьком – большом путешествии. Ребёнок хорошо обращается с поильничком, сидит в коляске на прогулке. Его сон сокращается до одного полного раза в день или иногда двух раз короткого отдыха. В отрывистых звуках можно расслышать нечастые «мама, папа, дай». Осмысленны эти слова или нет, откровенно говоря, не может доказать никто, но именно в этот период они звучат наиболее трогательно.
Ребёнок не умеет разговаривать, но прекрасно понимает родную речь и может обращать внимание на предметы, о которых разговаривают взрослые. Развитие позволяет ребёнку самостоятельно учиться ходить и запоминать короткие слова. К рубежу 12-го месяца становится понятно, что ходить лучше в туалет, а не в трусики, что кушать надо из ложки, что домашние животные – это друзья. Иными словами, за первый год жизни ребёнок осваивается в своём мире и уже подготавливается шагнуть навстречу сознательному общению со своими сверстниками.
Первые 3 месяца вы можете замечать изменения в своём ребёнке каждый день. Развитие элементарных навыков происходит достаточно быстро. За один день ребёнок может приобрести до 3 навыков и за ближайшие сутки закрепить их. После трёх месяцев явные изменения можно замечать с разницей от недели до двух, когда головка малыша начинает беспрестанно быть поднятой, когда он попытается уползти от вас, когда потянет в рот игрушку – всё происходит несколько медленнее, поскольку действия ребёнка становятся сложнее и осознаннее. В следующие месяцы, при достижении полугодовалого возраста ребёнок приобретает ещё более сложные навыки. У него появляется желание учиться ходить, самостоятельно есть, общаться с родственниками.
Если развитие ребёнка не совсем отвечает этим нормам, это еще не повод переживать за его здоровье. Скорее всего, здесь играет роль окружающая среда и генетический фактор.Если к 6 месяцам у ребёнка ещё нет зубов – это не отсталое развитие. Если ваш малыш отказывается ползать – это тоже не означает плохое развитие ребёнка. Главное – вовремя обращаться за советом к специалисту. Даже если вы полностью уверены, что у вас всё отлично, необходимо записать все положительные показатели в карточку ребёнка для удобного сравнения его роста и развития в дальнейшем.
Знать примерные нормы развития новорожденного по месяцам важно каждой маме. Этот «календарь развития» не только покажет, правильно ли развивается малыш, но и поможет понять, на что в первую очередь надо обратить внимание в каждый месяц его жизни.
Первый месяц жизни.
10-15 дней
20 дней
1 месяц.
2 месяца
3 месяца
4 месяца
5 месяцев
6 месяцев
7 месяцев
8 месяцев
9 месяцев
10 месяцев
11 месяцев
12 месяцев
Нужно помнить, что календарь развития новорожденного по месяцам у разных детишек отличается. И поэтому отставание или опережение на неделю этих показателей не является критичным. А вот если прошло более 15 дней, а умение не появилось, то необходимо более внимательно понаблюдать за малышом. И обязательно играть с ним в игры, направленные на развитие данных умений.
Много полезной и интересной информации о развитии ребенка в первый год жизни Вы можете найти в рубрике . В этой рубрике Вы найдете подробное описание развития ребенка в каждый месяц первого года жизни, развивающие игры и упражнения с малышом, мамин массаж с потешками и много другое. По теме развития ребенка Вы можете почитать.