Развитие новорожденных детей по неделям. Что маме нужно знать о новорождённых в первую очередь? Как уложить младенца в кроватку

Игры с прищепками идеально подходят для развития мелкой моторики пальчиков. К сожалению, немногие родители знают, зачем вообще развивать мелкую моторику. Все дело в том, что речевой и двигательный центры расположены рядом в коре головного мозга, отсюда вытекает связь между осязанием и развитием речи. Чем больше ваш малыш ощупывает предметы (желательно различной формы и фактуры), тем меньше вероятность возникновения у него проблем с речью.

Кроме того, развивая мелкую моторику у малыша, мы одновременно развиваем его творческий потенциал. И через некоторое время вы заметите, что пытается конструировать сложные модели, рисовать объемные элементы, объединять и скреплять то, что скрепить нельзя по определению. Вместе с мелкой моторикой развивается логическое мышление ребенка.

С прищепками можно экспериментировать и придумывать различные на ходу.

Для игры понадобятся, в первую очередь, конечно, обычные бельевые прищепки. Кроме этого вам могут пригодиться фигурки из картона (прямоугольник, круг, квадрат, треугольник).

Покажите малышу, как держать прищепку тремя пальцами, сожмите и разожмите ее несколько раз своими руками. Потом вложите прищепку в руку малыша, придерживая своими пальцами, помогите научиться открывать и закрывать «ротик» у прищепки.

Если малыш научился ловко обращаться с прищепками, предложите ему попробовать смастерить что-нибудь из прищепок (если малыш будет в замешательстве от такого предложения, попробуйте сами изобразить прищепками человечка или еще что-нибудь). Проявив немного фантазии, из прищепок можно сделать интересные игрушки к примеру, самолет. Прицепив к концам прищепок по одной прищепке, а к концам этих прищепок еще по одной прищепке и т.д. вы получите самолет. Положив на стол три прищепки в ряд одну за другой и, толкая их, вы получите вполне «реальный» поезд. Фантазируйте вместе с ребенком, и вы получите не меньше удовольствия от игр, чем ваш малыш!

Ну и, конечно, пусть малыш помогает вам развешивать носовые платочки после стирки и закреплять их прищепками. Это несложное задание даже для малыша, который не раз играл с прищепками, возможно, окажется не таким уж простым.

Внимание!

Во время игры с прищепками следите за тем, чтобы ребенок не прищемил себе пальчики или другие части тела. Нужно помнить, что мелкой моторики рук очень важный процесс, который не нужно оставлять без внимания. Выбирайте прищепки, которые легко открываются! И не нанесут травму!!!

Нарисуйте морских существ - морскую звезду, осьминога, крабика, но только у медузы не рисуйте щупальца, а у крабика - лапки. Пусть ребенок обозначит их прищепками. Еще здорово делать таких ёжиков без колючек и солнышко без лучиков))

Игр с прищепками существует множество. С их помощью можно развивать не только мелкую моторику, но и научиться считать, развивать фантазию. Сегодня мы поиграем в некоторые из них.

Женщина вынашивает ребенка в течение девяти месяцев. И вот, наконец, этот момент настал - малыш появился на свет! Закончились месяца волнительного ожидания, с момента рождения малыша жизнь всех членов семьи меняется: рутина жизни заканчивается, каждый член семьи живет не только для себя, но и ощущает ответственность за жизнь маленького человечка.

Мамы и папы, бабушки и дедушки, тети и дяди, братья и сестры: все члены семьи видят малыша крепким, умным, активным, счастливым, здоровым. Правильное воспитание и уход, предоставленные ребенку первого года жизни, очень важны для физического развития. Поэтому будущих родителей обучают, как правильно ухаживать за ребенком и знакомят с изменениями в физическом развитии ребенка по месяцам после рождения в норме, обучают адекватно оценивать развитие малыша.

Несомненно, все близкие маленького человечка очень желают ему быть самым, самым: здоровым, счастливым, крепким, успешным. Поэтому, каждый член семьи заботится о малыше, задолго до его рождения, изучив нормы развития ребенка по месяцам . Родители ведут календарь развития своего маленького «чуда», следя за его ростом и развитием.

Периоды развития ребенка по месяцам до года

1 месяц жизни малыша

Нормальное состояние новорожденного в первый месяц его жизни - состояние сна с перерывами на кормление (карапуз кушает также в состоянии сна). Первый месяц жизни поза ребенка повторяет положение «эмбриона» - ручки и ножки прижимаются к туловищу (если их развести в разные стороны, они вскоре возвращаются в исходное положение).

Первую неделю жизни малыш практически не открывает глазки. Если же он их открывает, не пугайтесь, если глазки как будто косят - у грудничков еще нарушена фокусировка, но ребенок уже видит близко расположенные (на 20 - 25 сантиметров) объекты.

Когда ваш малыш свободно лежит и ничто его не стесняет, он может активно двигать ножками и ручками, чередуя движения с отдыхом - это нормальное состояние месячного ребенка.

Где-то на третьей неделе жизни новорожденный способен слышать голоса и звуки (слушая, он как бы замирает - прислушивается).

Все действия новорожденного ребенка - рефлекторные: хочет кушать - начинает плакать, покушал - дремлет.

Издаваемые ребенком звуки: крик, кряхтение, хмыканье - безусловно-рефлекторные реакции, цель которых, обратить внимание на ребенка: он хочет либо кушать, либо у него что-то болит, либо он просто мокрый и требует поменять памперс.

Ребенку 2 месяца от рождения

Действия, которые может выполнять ребенок в возрасте двух месяцев:

Увидев маму, ребенок улыбается;

Появляется способность фиксировать взгляд на предметах в течение 5 -10-ти секунд, следит глазками за движущимся предметом (обычно это яркая игрушка, которую двигают перед глазами ребенка из стороны в сторону);

Ручки и ножки двигаются более скоординированно;

Ручки, обычно сжатые в кулачки сразу после рождения, разжимаются и ладошка раскрывается;

В положении лежа на животике, малыш начинает поднимать и удерживать головку до 10-ти секунд;

Появляется реакция на неречевые и речевые звуки (поворот головы, фиксирование взгляда);

Развитие речи выражается в так называемом «гулении» - ребенок издает звуки: «агу», «уа», «абу», «убу» и др.,

Основной вид общения малыша со взрослыми - с помощью улыбки, крика, плача.

Ребенку 3 месяца

На третьем месяце жизни малыш во всю улыбается знакомым, особенно маме.

Лежа на животике, удерживает головку уже дольше - до 20 -25-ти секунд, также способен уже держать головку и в вертикальном положении - до 10-15-ти секунд.

Более ярко проявляется реакция на движущиеся предметы: активнее поворачивает голову, тянется к игрушкам ручками, пытается их затянуть в рот.

Активно агукает и гулит - «разговаривает».

Современные детки даже делают попытки сесть, правда, с помощью мамы или других взрослых.

Ребенку 4 месяца жизни

На четвертом месяце жизни малыш различает близких ему людей и незнакомых, по-разному реагируя на них: то улыбается, то плачет, то отворачивается, то тянет ручки и прочее.

В положении на животике ребенок способен опираться на локоточки и удерживать головку приподнятой до 30 -40 секунд.

В положении «торчком» (вертикальном) малыш также дольше удерживает головку (до 20-30 секунд).

Малыш делает попытки самостоятельно перевернуться со спинки на животик.

При поддержке может сидеть (но этого лучше пока не позволять малышу).

Более осознанно и целенаправленно манипулирует с игрушками: облизывает, стучит, бросает.

Предпочтение отдает не всем игрушкам, а выборочно.

В развитии речевой функции появляется «лепет» - первые лепетные слова - «ба-ба-ба», «ма-ма-ма».

Запоминает и реагирует на свое имя.

Отмечается особенная привязанность к маме (особенно, если мама кормит ребенка грудью).

Ребенку 5 месяцев

В пять месяцев ваш малыш уже четко распознает близких ему людей (знакомых и незнакомых) и игрушки, по-разному на них реагируя: то улыбается, то смеется, то смотрит настороженно и т.д.

Ребенок самостоятельно проявляет желание общения, протягивая ручки, улыбаясь, издавая звуки. Не получив желаемого, он может начать хныкать или плакать.

Ручки и ножки двигаются более целенаправленно: карапуз берет игрушки, стучит ими, бросает; знакомится со своим телом - сосет пальчики рук, даже пальчики ножек умудряется затащить в ротик.

Малыш уверенно поворачивается со спинки на животик, также с животика на спинку. Пытается подтягивать туловище с помощью рук (как бы начинает ползти).

Малыш постоянно лепечет (когда не спит).

Ребенку 6 месяцев

Активность малыша увеличивается - он поворачивается к любимым игрушкам не только головой, но и переворачивается всем туловищем. Игрушки, другие предметы ребенок способен удерживать, бросать, стучать ими, перекладывать из одной ручки в другую.

На своих родных ребенок очень ярко реагирует, особенно на маму. С незнакомыми взрослыми ребенок общается настороженно.

Откликается на свое имя.

Малыш начинает хорошо и уверенно сидеть, начинает ползать, подползает к интересующим его предметам и игрушкам.

Пытается вставать, опираясь о какой-либо предмет.

В словесном лепете появляются новые звукосочетания: «би-би», «ав-ав».

Запоминает такие действия, как: нажал на кнопку - заиграла музыка, толкнул игрушку - она упала.

В этой статье:

В вашей семье счастливое прибавление: родился малыш. Все трудности родового периода позади, и вот счастливая мама держит на руках свой драгоценный комок счастья. Мутными серыми или голубыми глазками малыш смотрит в пространство, еще не понимая, что он рожден на свет. Сейчас самое важное для него – быть с мамой, чувствовать её, слышать голос, знать запах. Так ребенок чувствует себя в безопасности.

Первые минуты вместе

Новорожденные дети похожи на маленькие бутоны цветов: они словно сжаты в плотный кулачок на цветоножке, но уже завтра вы увидите массу изменений. Кожа младенца разглаживается буквально по часам, приобретает нормальный цвет, личико становится милее, и ребёнок уже как будто начинает фокусировать взгляд на мамином лице.

Выписка и прибытие домой

После родов мама и малыш на несколько дней остаются в послеродовой палате под наблюдением врачей. Мама получает необходимый инструктаж по обращению с ребёнком, учится пеленать, мыть и обрабатывать пупочек, ушки, носик. После выписки мама и малыш остаются наедине. Да, часто старшие родственники и близкие подруги спешат на помощь молодой маме.

Однако во многих случаях случаях у женщины после родов просыпается материнский инстинкт, который можно сравнить с животным. Мамочка не рада гостям, её раздражают советы, у нее возникает чувство дискомфорта, даже от действительно искренней помощи родной бабушки ребёнка. Это нормальное поведение здоровой родившей женщины. Поэтому подругам и родственникам лучше договариваться о возможном визите заранее.

Мама посвящает все свое время уходу за малышом. Разглядывает его, ухаживает, радуется каждой минуте, проведённой вместе. А малыш, улавливая положительные флюиды мамы, начинает своё развитие.

Первая неделя жизни: как должен вести себя малыш

Первая неделя жизни – это адаптация. Сейчас главными для маленького человечка являются хорошая еда и сон. Малыш может вдруг начать плакать и также быстро успокаивается. На это есть ряд нормальных причин.


Взяв малыша на руки, мама интуитивно начинает догадываться, почему плачет её ребёнок. Как происходит такое взаимопонимание, для науки остаётся загадкой. Принято считать, что инстинкт основан на общей, связующей все живое хромосоме в составе ДНК.

Вторая неделя: что нового?

На второй неделе адаптация к окружающей температуре, воздуху, запахам подходит к концу. Малыш начинает более активно вести себя в кроватке. У него формируется фокусировка взгляда, и он может несколько минут разглядывать мамино и папино лицо. Чтобы осознание визуального общения пришло к нему как можно скорее, нужно улыбаться в ответ своему ребёнку, говорить добрые слова.

Утверждается сосательный рефлекс. Ребёнок видит грудь и уже осознаёт, что это его «тарелка вкусной еды». Часто недельный ребёнок может сосать и одновременно дремать – это здоровое умение. В такие моменты вашему малышу особенно хорошо. В конце первой недели вы заметите, что ваш малыш лежит и просто моргает, рассматривает люстру, карусель в колыбельной или шторку.

Три недели правильного развития ребёнка

В три недели ребёнок начинает интересоваться абсолютно всем, что происходит вокруг него. Если вы перевернёте его на животик, он будет поднимать голову на короткое время, чтобы видеть, что происходит прямо перед ним. Хаотичные движения конечностей сменяются последовательными, и малыш осознаёт, что перед ним его собственные ручки. На данный момент ребёнок уже запомнил мамин запах и основные очертания, он знает, что есть папа и ещё несколько близких людей (бабушка, дедушка), но с изменением маминой прически или сменой духов может возникнуть проблема ассоциации, и ребёнок не признает родственника.

Что должен уметь малыш к первому месяцу жизни?

На первом месяце жизни ребёнок учится смеяться, фокусировать внимание на родственниках, тянуть ручки к маме и папе. На 4-й неделе вы всё чаще слышите, как малыш «гулит», и видите, как он тянется к вам навстречу осознанно и с радостью. К этому времени многие детки начинают смеяться взахлёб и повизгивать, выражая свои эмоции. Малыш интересуется звуками, реагирует на улыбку, слушает сказки и песенки.

Дальнейшее развитие ребёнка по неделям до года

После первого месяца жизни ваш маленький «цветочный бутончик» окреп и готов распускаться, показывая себя с новых сторон. Перемены приходят ежедневно, радуя
родителей открытиями.

На 5-й неделе малыш всё чаще поднимает голову в любопытстве и упорстве. Ему становится скучно просто лежать в кроватке. Он требует маминых и папиных рук. Лёжа на животе всё дольше с поднятой головой, он может начинать петь протяжные «угу – ауу». Смех и визг в доме слышится всё чаще и говорит о хорошем настроении вашего малыша. Если по какой то причине ребенок не выполняет что-то из вышеперечисленного, значит, начнёт это делать на следующей неделе. Помните об индивидуальности развития каждого ребёнка и не забывайте о ежемесячных походах к участковому врачу, ведущему карточку здоровья вашего малыша.

6-я неделя

На шестой неделе ребенок покажет вам готовность к познанию мира. Вы заметите движения, напоминающие ползанья. Совсем скоро ваш карапуз будет передвигаться по дому на коленках. Но пока он похож на маленького лягушонка, проделывающего свой небольшой путь при помощи смешных движений ножками и тельцем.

Ребёнок на 6-й неделе умеет подпевать любимой мелодии, взвизгивает, если видит яркую картинку – она ему нравится. Несмотря на то, что ваш малыш часто выглядит довольным при виде телевизора или звуков музыки, не стоит увлекаться этими процедурами. Сейчас ребёнок очень быстро устаёт. Иногда он и сам не понимает, что ему уже пора спать – начинаются капризы, выгибания спины, отказ от приёма пищи. В таких случаях ребёнка необходимо отвлечь ласковыми мамиными словами, умыть, приласкать и накрыть мягким одеяльцем. После непродолжительного сна малыш придёт в норму.

7-я неделя

В этот период разжимаются детские кулачки, и ребёнок начинает показывать вам свои ладошки. Кроме того, с удовольствием демонстрирует точное попадание «ладушек» и захват любимой игрушки. К трём месяцам ребёнок способен переворачиваться с боку на бок и даже на живот. Ползательный рефлекс развивается очень динамично – оставлять малыша одного на кровати уже не рекомендуется. Понятие о расстоянии от края дивана до пола ещё не сформировано, а вот навыки падения запросто могут быть приобретены, если вы недоглядите за чадом.

Малыш объясняется с вами интонациями: плачет, если ему неудобно или больно, смеётся, если у него игривое настроение, распевает свои песенки «агулюлю», если находится в состоянии комфорта.

8-я неделя

Недели в уходе за ребёнком пролетают, как пара дней. Не успели вы осознать всю важность родительской опеки, как ваш маленький сын или крошечная дочка уже поняли, что именно вы их родители, а не та тётя, которая пришла с большим подарком в руках. Ребёнок запомнил голоса родственников и знает, как они выглядят. Он продолжает стремиться к ползанью, захвату игрушек. На этой неделе его начинает интересовать гремящая посуда, цветные погремушки.

9-я неделя

Начинают интенсивную работу слюнные железы. Идёт подготовка к первым зубкам. Малыш знакомится с окружающим миром посредством пробования на вкус всего, что попадает в его маленький кулачок. В том числе и сам кулачок на данный момент имеет поразительное свойство то и дело оказываться во рту у юного исследователя. Первый зуб не обязательно появляется именно на 9-й неделе. Есть дети, уже рожденные с молочными зубками, а есть такие, у кого зубки начинают пробиваться на 7-9 месяце жизни. Но обильное выделение слюны – стопроцентный знак скорого появления первых зубов.

10-я неделя

К 3 месяцам ребёнок уже осознаёт полезность общения. С удовольствием «гулит», «поёт», общается с людьми. Просится на ручки, требует внимания. Его движения становятся осмысленными, не спонтанными. Можно заметить, как он плавно перебирает игрушки в руках, разглядывая их со всех сторон, и уже не так часто засовывает предметы в рот.

11-я неделя

Сейчас ребёнок уже не только держит головку, но и поднимается до груди. Его опорой служат локотки и раскрытые ладошки. Ползает малыш по простыням и по полу с удовольствием, но недолго. Укрепляются его кости, мышцы, суставы. Теперь можно чаще держать малыша в вертикальном состоянии.

12-я неделя

Достигнув трёхмесячного возраста, маленький принц или принцесса вашего родительского сердца вступает в полноправные мыслящие члены семьи. Да, до первых разумных разговоров ещё далековато, но интонация, жесты и мимика безошибочно дают вам понять, чего хочет ваш ребёнок.

Ползанья по дому превращаются постепенно в гонки по кругу. Актуальным становится манеж. В 3 месяца ребёнок способен самостоятельно поднять бутылочку с соской и употребить питание. Развитие мышления вносит коррективы в желание общаться, и ребёнок становится несколько настороженным к незнакомым людям. То же самое можно сказать и о незнакомых местах, куда малыш может попасть в сопровождении родителей.

4 месяца

В четырёхмесячном возрасте начинается закрепление всех навыков и постепенное развитие новых. За одну неделю происходят небольшие сдвиги в развитии. Это вовсе не означает, что само развитие останавливается
или у вашего ребёнка какие-то отклонения.

Просто малыш взрослеет, и его элементарные навыки, требующие закрепления, открывают ему новые возможности, бо́льшие, чем просто битье игрушек друг о друга. Скоро малыш поймет, что монотонные удары скучны, и захочет собирать и раскладывать другие игрушки, открывать коробки, играть со своим отражением и т.д. Но для этого ему необходимо подготовиться и закрепить все то, чему он научился, прожив на земле всего 3 месяца.

5-6 месяцев

Малыш переходит в новую фазу – назовем её вертикальной. Косточки и суставы ребёнка достаточно окрепли, чтобы он начал свои собственные тренировки по вставанию на обе ноги. Для этого ему требуется пол или кровать и любая подручная устойчивая вещь.

Используя опору, расположенную выше его сидячего положения, малыш начинает подтягиваться и занимает вертикальное положение. Такие действия могут начаться и в 7-8 месяцев. Также может случиться, что именно ваш малыш вовсе не захочет ползать, зато в 8 месяцев уже пойдёт без опоры. Если случится недостаток в развитии, его обязательно увидит участковый педиатр, к которому вы обязаны регулярно водить ребёнка до 12 месяцев и после по назначению.

От полугода до года

За первые полгода ваш ребёнок постепенно превращается в маленького требовательного человечка, похожего на сказочного эльфа. Его смешной голос высказывает на непонятном языке недовольства и предпочтения. Он с удовольствием бьёт пальчиками по игрушечному пианино, издавая волшебные мелодии маленького гения. Ребёнок может взять в руки карандаш и начать водить на листе зигзаги и круги. Ему очень нравится орудовать разными яркими карандашами.

Он может проползти через весь дом и после с упоением и хихиканьем «рассказывать» о своем маленьком – большом путешествии. Ребёнок хорошо обращается с поильничком, сидит в коляске на прогулке. Его сон сокращается до одного полного раза в день или иногда двух раз короткого отдыха. В отрывистых звуках можно расслышать нечастые «мама, папа, дай». Осмысленны эти слова или нет, откровенно говоря, не может доказать никто, но именно в этот период они звучат наиболее трогательно.

Ребёнок не умеет разговаривать, но прекрасно понимает родную речь и может обращать внимание на предметы, о которых разговаривают взрослые. Развитие позволяет ребёнку самостоятельно учиться ходить и запоминать короткие слова. К рубежу 12-го месяца становится понятно, что ходить лучше в туалет, а не в трусики, что кушать надо из ложки, что домашние животные – это друзья. Иными словами, за первый год жизни ребёнок осваивается в своём мире и уже подготавливается шагнуть навстречу сознательному общению со своими сверстниками.

Насколько заметно понедельное развитие до года?

Первые 3 месяца вы можете замечать изменения в своём ребёнке каждый день. Развитие элементарных навыков происходит достаточно быстро. За один день ребёнок может приобрести до 3 навыков и за ближайшие сутки закрепить их. После трёх месяцев явные изменения можно замечать с разницей от недели до двух, когда головка малыша начинает беспрестанно быть поднятой, когда он попытается уползти от вас, когда потянет в рот игрушку – всё происходит несколько медленнее, поскольку действия ребёнка становятся сложнее и осознаннее. В следующие месяцы, при достижении полугодовалого возраста ребёнок приобретает ещё более сложные навыки. У него появляется желание учиться ходить, самостоятельно есть, общаться с родственниками.

Если развитие ребёнка не совсем отвечает этим нормам, это еще не повод переживать за его здоровье. Скорее всего, здесь играет роль окружающая среда и генетический фактор.
Если к 6 месяцам у ребёнка ещё нет зубов – это не отсталое развитие. Если ваш малыш отказывается ползать – это тоже не означает плохое развитие ребёнка. Главное – вовремя обращаться за советом к специалисту. Даже если вы полностью уверены, что у вас всё отлично, необходимо записать все положительные показатели в карточку ребёнка для удобного сравнения его роста и развития в дальнейшем.

Знать примерные нормы развития новорожденного по месяцам важно каждой маме. Этот «календарь развития» не только покажет, правильно ли развивается малыш, но и поможет понять, на что в первую очередь надо обратить внимание в каждый месяц его жизни.

Календарь развития новорожденного по месяцам.

Первый месяц жизни.

10-15 дней

  • Следит глазами за медленно движущейся игрушкой (игрушка движется горизонтально).

20 дней

  • Может зафиксировать свой взгляд на подвешенной игрушке или на лице мамы, которая с ним в этот момент разговаривает.

1 месяц.

  • Появляется первая улыбка.
  • Малыш уже может плавно следить взглядом за движущейся игрушкой. Следит за игрушкой, которая двигается вертикально.
  • Он реагирует на звук колокольчика.
  • Поднимает головку на несколько секунд, лежа на животе.
  • Переводит взгляд с одного объекта на другой.

2 месяца

  • Ребенок длительно улыбается, когда с ним разговаривают.
  • Он следит за разговаривающей и медленно передвигающейся вокруг кроватки мамой. Малыш прислушивается к ее голосу, пению, звукам.
  • Он поворачивает головку на звук музыкальной игрушки или вслед за движением предмета.

3 месяца

  • Малыш отвечает на обращенные к нему реплики улыбкой, звуками и движениями рук и ног.
  • Наталкиваясь на низко висящую игрушку, ребенок пробует ее захватить и ощупать.

4 месяца

  • Младенец по звуку может определить расположение предмета.
  • Он находит маму, слыша ее голос (отыскивает источник звука).
  • Во время бодрствования ребенок много радуется. Радуется он и тогда, когда узнает маму: улыбается, издает громкие звуки, делает движения ручками и ножками. Радостное состояние становится более длительным и выразительным.
  • Малыш целенаправленно тянется к игрушке, захватывает ее и удерживает, манипулирует ей. Ощупывает низко висящую игрушку двумя руками. Ищет выпавшую из руки игрушку.
  • Малыш придерживает руками грудь матери или бутылочку.
  • Ребенок поворачивается на бок.
  • Малыш начинает гулить.

5 месяцев

  • Малыш узнает близких людей и по-разному на них реагирует.
  • Он хорошо различает интонацию обращенной к нему речи (радостный тон голоса или мама журит его или мама строго разговаривает спрашивает и т.д.)
  • Ребенок певуче гулит – певуче тянет длительно гласные звуки. Гуление происходит часто и подолгу, когда ребенок в хорошем самочувствии.
  • Малыш поворачивается со спины на живот.
  • Если его держать под мышки в вертикальном положении, то он упирается ногами в твердую поверхность.
  • Ребенок берет игрушку из рук взрослого из разных положений (лежа на спине, животе, находясь на руках у мамы). Он пытается дотянуться до удаленного предмета.
  • Малыш реагирует на новую обстановку и незнакомые условия: может перестать улыбаться, увидев чужого взрослого или даже заплакать.
  • Малыш длительно лежит на животе, опираясь ладошками.

6 месяцев

  • Малыш произносит слоги (ба, ма, па и т.п.)
  • Он любит заниматься с предметами разного звучания, цвета, формы, фактуры (мягкие, шершавые, твердые, шероховатые и т.д.).
  • Ребенок поворачивается с живота на спинку.
  • Малыш начинает по звучанию узнавать свое имя.
  • Ребенок уже может не просто взять игрушку из рук взрослого, но и поднять ее, лежа на спине, на животе, на боку, держать и рассматривать ее, перекладывать из одной руки в другую, бросать.

7 месяцев

  • Ребенок подолгу лепечет.
  • Самостоятельно, активно и подолгу ползает.
  • Сначала по показу мамы, а потом только по ее словесной просьбе выполняет действия: стучит погремушкой, катает мяч, вынимает из коробки предметы и вкладывает обратно, перекладывает игрушку из одной ручки в другую.

8 месяцев

  • Ребенок громко говорит различные слоги в перекличке со взрослым.
  • По просьбе мамы малыш выполняет заученное движение («ладушки» и т.д.).
  • Ползает много, быстро и в разных направлениях.

9 месяцев

  • Малыш повторяет разные слоги и звуки, подражая маме. Подражает не только звукам, но и интонации взрослого. «Репертуар» слогов постоянно растет.
  • Когда мама спрашивает: « Где…» он отыскивает названный предмет. Может найти предметы, находящиеся в разных местах комнаты.
  • Ребенок может по просьбе мамы выполнить простые движения – «дай ручку», «до свидания – пока — пока» (помахать ладошкой) и т.п.
  • Ребенок переступает вдоль бортика кроватки или вдоль другой опоры, придерживаясь ручками, пытается перелезть через валик.
  • Каждую игрушку использует по-разному в зависимости от ее свойств: нажать на клавиши или покатать, вынуть и вложить обратно и т.д.

10 месяцев

  • Малыш произносит много разных слогов самостоятельно и в перекличках с мамой, подражая ей.
  • Он уже знает по имени самых близких людей, например, братика.
  • Если его попросить дать игрушку («дай лялю»), то он ее подает.
  • Ребенок начинает играть со взрослым в простые игры – «догоню-догоню», «прятки» (прячется за своими ладошками или надевает на себя прозрачный платочек, когда мама ищет его и спрашивает «Где же Катенька?»).
  • Малыш берет игрушку из любого положения (и сбоку, и над головой), дотягивается до нее, обследует ее, пробуя и на зуб.
  • С удовольствием играет с развивающими игрушками, направленными на развитие мелкой моторики – снимает и надевает детали, открывает и закрывает, перебирает крупные бусы на толстой леске, расстегивает кнопки и т.д.

11 месяцев

  • Малыш произносит первое детское слово – «мама», «ав-ав», «дай» или другое.
  • Он может по просьбе взрослого выполнить знакомое ему действие, например, покачать куклу, покатать мячик.
  • Ребенок учится ходить, придерживаясь за предметы и переходя от одного предмета к другому. Ходит при поддержке за обе руки, приседает на корточки, взбирается на невысокие предметы, свободно встает и опускается.

12 месяцев

  • Малыш понимает несколько имен близких людей («Где Ваня?»),
  • знает названия нескольких предметов («дай кису, часы тик-так, собачку ав-ав»,
  • знает названия нескольких действий (иди, сядь, встань, дай ручку, сделай ладушки, до свидания, покачай, покорми, потанцуй и т.п.
  • Ребенок очень легко подражает слогам и простым словам, произносимым мамой. Он начинает говорить первые слова (в пределах 10 слов).
  • Малыш играет с кубиками и может сделать башенку, поставив кубик на кубик. Катает шарик. Любит мять бумагу, гладить, вкладывать т.е. действовать с предметами.
  • Ходит самостоятельно без поддержки и помощи взрослого в разных направлениях, не присаживаясь.

Нужно помнить, что календарь развития новорожденного по месяцам у разных детишек отличается. И поэтому отставание или опережение на неделю этих показателей не является критичным. А вот если прошло более 15 дней, а умение не появилось, то необходимо более внимательно понаблюдать за малышом. И обязательно играть с ним в игры, направленные на развитие данных умений.

Много полезной и интересной информации о развитии ребенка в первый год жизни Вы можете найти в рубрике . В этой рубрике Вы найдете подробное описание развития ребенка в каждый месяц первого года жизни, развивающие игры и упражнения с малышом, мамин массаж с потешками и много другое. По теме развития ребенка Вы можете почитать.