Игровая и исследовательская деятельность - ведущие виды детской активности. Через изучение внешнего вида и свойств предметов формируются представления о физической стороне окружающей действительности. В играх закладываются социальные компетенции и развиваются навыки коммуникации. В предметной и игровой деятельности проявляются творческие способности. Для формирования разностороннеразвитой личности нужно создать вокруг ребёнка насыщенную и предметно-пространственную среду.
Федеральный государственный образовательный стандарт (ФГОС) определяет целевым ориентиром каждой развивающей области (познавательной, физической, социально-коммуникативной, речевой, художественно-эстетической) поощрение инициативности детской деятельности (умственной или практической), стимулирование самостоятельности в выборе методов деятельности и их реализации. Дети активно познают мира, стремительно накапливают чувственные образы. Исследование предметов и связей между ними в ближайшем окружении происходит при помощи восприятия различными органами чувств (зрения, слуха, вкусовых и тактильных ощущений).
Различными способами дети изучают предметы в ближайшем окружении, исследуя их качества и свойства
С первых лет жизни ребёнок спонтанно исследует вещественные объекты: проверяет на вкус, ломкость, мягкость, температуру, звучность. В период дошкольного обучения проведение занятий в игровой форме даёт возможность изучения различных инструментов и предметов, взаимоотношений между ними. Для эффективного умственного, физического и нравственного развития ребёнок должен находиться в комфортных условиях. Организация предметно-пространственной среды педагогом начинается с оформления приёмной и помещения группы таким образом, чтобы воспитанникам было уютно, ведь здесь они проводят много времени, недаром говорят, что детский сад - это второй дом малышей.
В детском саду ребёнку должно быть уютно и спокойно, как дома
Создание уголков различной направленности в детском саду реализует принцип воспитания всесторонне развитой личности. Здесь дети приобретают первоначальные представления о физических свойствах предметов, знакомятся с искусством и создают поделки, играют на музыкальных инструментах и поют, занимаются речевыми упражнениями, рассматривают книги и слушают чтение воспитателем, постигают значение нравственных ценностей. Благодаря разнообразию тематических уголков выполняется принцип частой смены деятельности: дошкольники быстро утомляются, теряют интерес к одному предмету и легко переключаются на другой. Индивидуально-личностный подход в обучении осуществляется в предоставлении выбора детьми, в каком центре активности они будут заниматься в конкретный момент (возможность самостоятельной деятельности в продуктивном творчестве, игре и т. д.). Таким образом, цель организации уголков в детском саду - создание условий для успешного развития способностей воспитанников.
Организация детской деятельности в уголках реализует принцип всестороннего развития детей с учётом личностного подхода
1. Образовательные задачи:
Воспитанники изучают строение Вселенной, небесные тела и их свойства
2. Развивающие задачи:
В центрах детской активности развиваются мыслительные, психические и творческие способности воспитанников, совершенствуются практические умения
3. Воспитательные задачи:
Деятельность в уголках способствует формированию нравственных ценностей у дошкольников
Оформление уголков осуществляется с учётом возрастных особенностей воспитанников. В занятиях с детьми 1,5–3 лет особое внимание уделяется развитию мелкой моторики и координации движений, поэтому будут актуальны центры песка и воды, исследовательские, игровые и физкультурные уголки. К старшему дошкольному возрасту дети приобретают способность к сюжетно-ролевым играм, участвуют в эвристических беседах, проявляют творческие способности - предметно-пространственная среда обогащается игровыми наборами и костюмами для раскрытия социальных компетенций («Поликлиника», «В магазине», «Газетный киоск», «На дороге» и др.), атрибутами для театрализованных игр и инсценировок.
Материальная база уголков пополняется в соответствии с интересами и возрастом детей
К возрасту 5 лет дети начинают понимать различия между девочками и мальчиками, их игры приобретают разную направленность: девочки играют в куклы, «Дочки-матери», «Салон красоты», мальчикам нравится заниматься с машинками, солдатиками, изображать супергероев и т. д. Поэтому для воспитанников старшей и подготовительной группы игровая зона может работать в виде двух уголков - для девочек и для мальчиков.
Для старших дошкольников уголки могут быть разделены по интересам мальчиков и девочек
В подготовительной группе воспитанники работают над созданием проектов: проводят много времени в исследовательском, экспериментальном, творческом уголках. Зоны самостоятельной активности пополняются картотеками заданий, наглядными алгоритмами выполнения практических исследований. Уголок знаний может быть оформлен и оснащён в соответствии с темой группового проекта (космический, экологический, технический).
Дети 6–7 лет активно формируют представление о составе чисел, упражняются в простых вычислениях
Для уголков предъявляются требования в соответствии с их тематикой, однако выделяются общие положения для всех центров детской активности в детском саду:
Уголки должны быть привлекательны и доступны детям и иметь оптимальное расположение относительно друг друга и источника света
Для каждого уголка заполняется паспорт группы, он хранится в защитном кармане непосредственно в центре активности или в папке документов у воспитателя.
В паспорте описываются приводятся данные и следующие характеристики уголка:
В паспорте уголка содержатся сведения о материальном оснащении и примеры занятий
Направленность | Название уголка | Оснащение, материальная база | Функционирование |
Познавательно-исследовательская | Уголок познавательно-исследовательской/опытно-экспериментальной деятельности | Природные материалы; образцы тканей, металлов, древесины, пластмасс; вещества; стеклянные и пластиковые сосуды и ёмкости; медицинские материалы; приборы и инструменты для практических исследований; защитные халаты, шапочки, перчатки; картотека опытов и экспериментов; настенные схемы; бланки для фиксирования результатов исследований. | Проведение исследований свойств различных объектов в самостоятельном или совместном с педагогом экспериментировании. |
Уголок сенсорики | Большие пластиковые ёмкости с водой и песком (при возможности, в т. ч. и с кинетическим); игровые наборы для действий с этими материалами; природные материалы и другие предметы для экспериментирования с водой и песком (пластиковые кубики, деревянные шарики, скорлупа орехов и т. д.). | Игры-эксперименты детей младшего дошкольного возраста. | |
Уголок «Космос» | Функциональные модели (луноход, космическая ракета); макеты («Солнечная система», «Чёрная дыра», «Млечный путь»); иллюстрированные энциклопедии; фотоколлажи и плакаты на тему «Космос»; материалы для проведения опытов и моделирования. | Проведение опытов-моделирований (частичное и полное солнечное затмение, вращение планет вокруг Солнца и своей оси, спутники планет). | |
Уголок будущего | Функциональные модели (роботы, автоматизированная техника); фотоматериалы последних научных разработок; материалы для моделирования и конструирования. | Знакомство с робототехникой, мастер-классы. | |
Игровая | Уголки сюжетно-ролевых игр: «Парикмахерская», «Больница», «Магазин», «Почта», «Салон красоты», «Железная дорога», «Кухня», «Дочки-матери», «Космос», «Гараж» | Наборы предметов и костюмов для игры; список вариантов проведения игры. | Самостоятельная игровая деятельность детей 4–7 лет. |
Игровой уголок для девочек/для мальчиков | Игрушки, костюмы для сюжетно-ролевых игр с учётом интересов девочек и мальчиков. | ||
Куклы; игрушки из различных материалов (плюшевые, пластиковые, деревянные); настольные игры; наборы для конструирования; картотека дидактических игр. | Для детей 1,5–3 лет: предметные действия с игрушками, совместные с педагогом дидактические игры. Для детей 4–5 лет: сюжетно-ролевые и настольные игры по предложенным воспитателем правилам. Для детей 6–7 лет: самостоятельные игры. |
||
Речевой | Уголок чтения, книжный/библиотечный уголок, уголок сказок | Подборка книг и журналов в соответствии с возрастом детей и их интересами; оформление уголка иллюстрациями; игрушки-персонажи книг (герои сказок, Чебурашка, Мойдодыр, Карлсон и др.). | Прослушивание художественных текстов, проведение познавательных бесед на основе прочитанных книг, самостоятельное изучение печатных изданий, разучивание стихотворений. |
Логопедический уголок | Картинки для проведения артикуляционной гимнастики; настольные игры для автоматизации звуков; карточки с предметными изображения по различным лексическим темам; картотека дидактических игр. | Совместные с педагогом занятия по совершенствованию чистоты произнесения звуков, развитию фонематического слуха. | |
Двигательная | Физкультурный/спортивный уголок | Спортивный инвентарь (мячи, обручи, скакалки, кегли и т. д.); иллюстративные материалы по летним и зимним видам спорта, командным и индивидуальным, олимпийским; картотека тематических физкультминуток; список подвижные игр. | Организация педагогом мини-состязаний на сноровку; проведение пальчиковой гимнастики, зарядки, танцевальных пауз; самостоятельные подвижные игры и упражнения. |
Художественная, творческая | Художественно-эстетический уголок | Репродукции картин, уменьшенные копии архитектурных и скульптурных объектов; инструменты и материалы для практической деятельности: белая бумага и картон, набор цветной и гофрированной бумаги, пластилин, краски (акварель, гуашь), карандаши, кисти, ножницы, клей, фурнитура и природный материал для украшения поделок; сборник заданий для продуктивного творчества, варианты поделок; технокарты по лепке и оригами. | Изучение наглядного материала и проведение эвристических бесед; создание поделок в различных техниках: рисунок, лепка, аппликация, пластилинография, оригами. |
Уголок «Народные промыслы» | Игрушки, посуда и предметы интерьера в народном стиле (гжель, хохлома, жостово, дымковская и каргопольская игрушка, скопинская керамика и др.); иллюстрированные книги по народному декоративно-прикладному искусству; материалы для детского продуктивного творчества; алгоритм лепки народных игрушек, схемы создания узоров. | Изучение выставок предметов народных промыслов, создание поделок в народном стиле. | |
Театральный уголок, уголок ряжения | Декорации для инсценировок сказок; наборы кукольного и пальчикового театров; маски и костюмы персонажей для детей, парики; аквагрим; картотека игр-инсценировок. | Разыгрывание диалогов сказочных персонажей, подготовка спектакля для досугового мероприятия. | |
Музыкальный уголок | Проигрыватель и коллекция аудиозаписей (детские, праздничные песни, записи звуков и голосов природы с инструментальным сопровождением); портреты композиторов; инструменты: погремушки, трещотки, ксилофон, ложки, колокольчики, дудочки, свистульки, барабан, балалайка, бубен; картотека музыкальных/танцевальных игр. | Совместная с педагогом и самостоятельная творческая деятельность (игры в оркестр, концерт); прослушивание аудиозаписей и обсуждения испытанных эмоций. | |
Нравственное воспитание | Уголок добрых дел | Стенгазеты и плакаты о помощи ближнему, добром отношении к животным; книги по этой теме; лэпбуки и фотоальбомы с примерами хороших поступков воспитанников. | Проведение бесед с обсуждением личного опыта воспитанников, прочитанных рассказов, совместное оформление стенгазет. |
Православный уголок, Пасхальный уголок, уголок Рождества | Наглядный православный календарь; иллюстрированное издание Библии для детей; фигурки и картинки с изображением ангелов, церквей; декоративные пасхальные яйца; макеты «Рождественский вертеп», «Дары волхвов», «Вход Господень в Иерусалим». | Чтение и обсуждение библейских историй в переложении для детей; подготовка к проведению праздничных досугов в группе (Рождество, Пасха, Медовый спас, Троица, Покров). | |
Уголок «Семья» | Иллюстрации на семейную тематику; примеры оформления родового древа; подборка печатных изданий; игровые наборы и фигурки. | Беседы, направленные на формирование семейных ценностей; исследовательская и творческая деятельность по составлению истории рода. | |
Патриотическое воспитание | Уголок родного города | Фотографический материал достопримечательностей и интересных мест в городе; герб и гимн города; макет центральной улицы; детский рисунки на тему «Мой двор», «Моя улица», «Праздник в нашем городе». | Обсуждение важных событий в жизни города, подготовка к участию в праздновании Дня города. |
Национальный уголок | Выставка кукол в национальных костюмах, предметы утвари и промыслов; книги на национальном языке. | Прослушивание и обсуждение национальных сказок, разучивание стихотворений и песен на родном языке. | |
Трудовое воспитание | Уголок труда, уголок домоводства, уголок дежурных, уголок умывальника | Плакаты-алгоритмы выполнения порядка действий при самообслуживании и выполнении поручений; мотивационные картинки и важности труда; фартуки, косынки, нарукавники, перчатки (для уборки, дежурства в столовой и уголке природы). | Беседы с педагогом о важности труда, правилах гигиены; подготовка к коллективному участию в генеральной уборке, посадке деревьев и цветов на территории ДОУ. |
Развитие социальных компетенций | Уголок профессий, уголок медика, уголок железнодорожника | Книги о профессиях; фотографии людей за работой (возможности, родителей воспитанников); игровые тематические наборы «Доктор», «Полицейский», «Пожарный», «Строитель», «Повар» и др.; картотека дидактических игр на тему «Профессии». | Эвристические беседы, выступление детей на тему «Кем работают мои родители». |
Уголок транспорта, уголок ПДД | Книги о правилах поведения на дороге (в т. ч. железной дороги); плакаты по ПДД; макет проезжей части; настольные и дидактические игры. | Обсуждение и повторение правил безопасности на проезжей части, просмотр обучающих мультфильмов, участие в играх, моделирующих дорожные поток и действия пешеходов. | |
Создание положительной мотивации | Уголок забытых вещей, уголок потеряшки | Забавно оформленные контейнеры с потерянными вещами (игрушки, варежки, носки и т. д.). | Сюда ребята приносят обнаруженные бесхозные вещи и заглядывают, если сами что-нибудь потеряли. |
Уголок именинника | Празднично украшенные поздравительный стенд с окошком для фотографии именинника. | Поздравление именинника, исполнение песенок («Пусть бегут неуклюже», «С Днём рождения тебя»), проведение игры («Каравай-каравай», например), вручение подарка, пожелания. | |
Уголок питания | Стенгазета о работе столовой в ДОУ; фотографии поваров детского сада; меню на неделю. | Проведение бесед о здоровом питании и режиме питания, правилах приёма пищи. | |
Уголок воспитателя | Фотографии воспитателя за работой, с воспитанниками; грамоты за педагогические достижения. | Обсуждение важности работы воспитателей, педагогов дополнительного образования, учителей. | |
Уголок достижений | Стенд с дипломами и грамотами воспитанников, фотоматериалы с презентаций проектов, творческих и спортивных соревнованиях. | Поздравление призёров конкурсов. | |
Уголки дополнительного образования | Уголок первоклассника | Рабочее место (парта и стульчики); школьные принадлежности: портфель, пенал с руками, карандашами, линейкой и др., готовальня, тетради, учебники для первого класса; распечатки с заданиями на определение звукового состава слова, написание печатных букв, сложение и вычитание в пределах 10; иллюстрации на тему «День знаний», «Первый класс», набор для игры в школу. | Самостоятельная исследовательская деятельность, проведение упражнений по подготовке к обучению грамоте, проведение беседы о школе: первом учителе, уроках и каникулах, распорядке школьного дня, школьной форме. |
Уголок английского языка | Плакаты с буквами английского алфавита, иллюстрированными словами; проигрыватель и подборка аудиозаписей (песни, стихотворения, фоноупражнения на английском языке); картотека игр. | Совместная с воспитателем деятельность по изучению букв, слов и построению диалогов на английском языке, разучивание песенок и стихотворений. | |
Шахматный уголок | Коллекция шахматных наборов в различных стилях (деревянные, магнитные, картонные и др.); карточки с правилами передвижения фигур и их названиями; картотека шахматных задач для детей. | Обучение первоначальным навыкам игры в шахматы; решение задач и самостоятельные игры ребят, которые имеют играть в шахматы (посещают кружок). | |
Коммуникация | Уголок вежливости, уголок этикета, «Здравствуйте, я пришёл!» (уголок приветствия) | Игровые наборы для разыгрывания диалогов, плакаты-напоминания вежливых слов, картотека дидактических игр. | Обучение правилам вежливого общения и этикета в игровой форме. |
Уголок детской активности должен быть уютным, находиться в нём приятно воспитанникам. Вызывает положительные эмоции красочное оформление, использование знакомых детям сюжетов и персонажей, дополнение стеллажей наклейками и рисунками.
Элементы самостоятельного оформления педагогом детских уголков с привлечением (по желанию) родителей и самих воспитанников:
Вариант оформления уголков при помощи созданных своими руками изображения знакомых детям персонажей - сказочных гномов
В исследовательском, игровом и творческом уголках должно быть место для практической деятельности: продуктивного творчества, экспериментирования, дидактических игр
Материалы в шкафах и на стеллажах доступны воспитанникам
Инвентарь хранится в пластиковых контейнерах, дети убирают предметы по завершении игр или занятий
В уголках находятся папки с паспортом центра активности, сценариями игр и постановок, описаниями опытов и экспериментов
Мягкие игровые модули могут быть использованы в различных играх, они развивают воображение и конструкторские навыки
В уголке уединения ребёнок отдыхает и набирается сил, отгородиться на время от окружающих он может под зонтиком с лентами, например
На информационном стенде размечаются правила поведения в уголке, темы будущих занятий, фотографии воспитанников
Эстетически правильно, когда эмблемы уголков в помещении группы выдержаны в едином стиле
Ящики с материалами для экспериментирования младшими дошкольниками обозначаются при помощи картинок-символов
Эскиз оформления родительского уголка: ячейки для текущей информации, распорядка дня, демонстрации деятельности детей Эскиз оформления игрового уголка: ячейки для информации, место для детских рисунков и поделок Эскиз оформления творческого уголка: ячейки для информации, место для размещения детских работ Эскиз уголка с навесными полками, ячейками и натяжными нитями для закрепления детских работ Макет уголка для проведения игр «Кухня», «Стирка» Макет уголка для организации игровой деятельности, также подходит для познавательно-исследовательского и книжного уголков Макет уголка для дидактических игр с выдвижным столиком
Макет книжного уголка Макет игровой зоны с мягкими модулями Макет палатки для оформления уголка уединения
В уголке детского сада воспитатель может провести занятие НОД по изучению окружающего мира, по формированию элементарных математических представлений (ФЭМП), речевое и интегрированное занятие. Следует помнить, что в структуре занятия с дошкольниками реализуется принцип частой смены видов деятельности, таким образом, во время занятия по исследовательской направленности, например, воспитанники выполнят задания в опытной лаборатории, сделают тематическую зарядку в физкультурном уголке, прослушают и обсудят стихотворение в мини-библиотеке и поиграют в центре воды и песка.
Уголки используются педагогом в качестве площадок для организации тематических досугов и праздничных мероприятий внутри группы. Досуг, посвящённый творчеству Агнии Барто, проводится в книжном и игровом уголках, литературно-песенный вечер - в музыкальной зоне, викторина ко Дню космонавтики - в научно-исследовательском центре, досуг-беседа о праздновании Дня Победы - в уголке патриотического воспитания и т. д.
Кроме того в уголках осуществляется самостоятельная детская активность в различных режимных моментах: во время утреннего приёма детей в садик, в перерывах между занятиями, после прогулки, после тихого часа во второй половине дня.
Основные виды деятельности в уголках:
Грамотно организованная предметно-пространственная среда создаёт у воспитанников положительную мотивацию к посещению детского сада: им уютно в помещении группы, они выбирают зоны деятельности по своим возможностям и интересам. Занятия в уголках позволяют успешно реализовать образовательные задачи: способствую развитию мыслительных и практических способностей, активизируют фантазию и самостоятельность. Играя и занимаясь в тематических центрах, дети накапливают информационный, коммуникативный, чувственный опыт.
Организация предметно-развивающей среды в младшей группе
Автор : Бобкова Ольга Владимировна, Воспитатель МБДОУ д/с №4 "Сказка".Центр природы:
Задачи: Экологическое воспитание и образование детей. Воспитывать любовь и бережное отношение к природе.
Дети в восторге от нашего музыкально – театрального центра. Музыкальные инструменты доставляют детям много радостных минут и развивают фонематический слух и чувство ритма. Мы стараемся знакомить малышей с различными видами театра. Встреча с куклой помогает детям расслабиться, снять напряжение, создать радостную атмосферу.
Книжный центр:
Задачи: Формирование навыка слушания, умения обращаться с книгой; Формирование и расширение представлений об окружающем.
Оборудование и материалы, которое есть у нас в уголке: стеллаж для книг, стол и два стульчика; книжки по программе, любимые книжки детей, книжки-малышки, книжки-игрушки; альбомы для рассматривания: «Профессии», «Времена года», «Детский сад»; альбом с семейными фотографиями детей группы; наборы сюжетных и предметных картинок; игры по познавательному и речевому развитию и т. д.
В книжной витрине группы я выставляю обычно 4-5 книг, как правило уже знакомые детям, с яркими, крупными иллюстрациями. Срок пребывания книги в уголке определяю интересом детей к этой книге. В среднем срок ее пребывания в нем составляет 2-2, 5 недель. В уголке я даю детям первые уроки самостоятельного общения с книгой: знакомлю с уголком книги, его устройством и назначением, учу рассматривать книги только там (брать книги чистыми руками, перелистывать осторожно, не рвать, не мять, не использовать для игр; после того как посмотрел, всегда класть книгу на место). Мои малыши любят, когда мы читаем с ними книги и рассматриваем картинки, поэтому здесь у нас много яркой красочной и интересной литературы по программе.
Развивающая среда во 2 младшей группе №11 «Берёзка »
МДОУ №5 «Радуга»
Воспитатели группы:
Сонникова М.Н.
Орешникова Г.Г.
Познавательное развитие представлено следующими микроцентрами:
Уголок математики.
Сенсорного развития.
Уголок природы.
Все эти уголки расположены в рабочей зоне.
РЕЧЕВОЕ РАЗВИТИЕ.
Уголок развития речи.
Книжный уголок.
ФИЗИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ.
Физическое развитие.
ХУДОЖЕСТВЕННО- ЭСТЕТИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ.
Уголок изодеятельности.
Музыкальный угололок.
СОЦИАЛЬНО- КОММУНИКАТИВНОЕ РАЗВИТИЕ.
Трудовая деятельность
В уголках периодически меняется содержание, пополняется новым материалом.
Результативность работы
Знакомство с окружающим миром, природой родного края - важные задачи образовательного процесса в детском саду. Их реализации подчинены все элементы учебно-воспитательной работы: занятия, прогулки, досуг, использующие ресурсы специализированного уголка предметно-развивающей среды - центра природы. Его оформление требует не только соответствующего возрасту малышей эстетического, но и методического наполнения. Особенно если речь идёт о двух младших группах (с 1,5 до 3 лет и с 3 до 4 лет), когда у детей формируются первичные представления о мире вокруг.
Организованная деятельность детей в уголке природы (центре природы, экоцентре, уголке ознакомления с окружающей природой, живом уголке) позволяет реализовывать целый ряд целей экологического воспитания.
Центр для знакомства и наблюдения за живой и неживой природой имеет ключевое значение для формирования у детей осознанного и бережного отношения к окружающему миру. При этом образовательная миссия создания уголка природы имеет преемственный характер, то есть цели и задачи работы этого элемента предметно-развивающей среды во второй младшей группе расширяются и дополняют те, что были поставлены в первой младшей.
Работа в экоцентре во второй младшей группе логично продолжает ту, что была начата в первой
Первая младшая | Вторая младшая | ||
Цели | Задачи | Цели | Задачи |
|
|
|
|
Масштабность целей и задач, поставленных перед организацией уголка ознакомления с окружающим миром, предполагает тщательное наполнение образовательного пространства, которое должно отвечать определённым требованиям.
Наполнение предметно-развивающей среды для экологического воспитания малышей распределяется между двумя зонами:
Центр природы включает в себя две зоны: живой уголок и зону для экспериментирования
Рассмотрим содержание каждой из этих зон отдельно.
Чтобы малыши могли во время наблюдений делать выводы относительно особенностей роста и развития растений, флора центра природы должна отбираться и содержаться в рамках определённых правил.
Цветы для уголка природы должны быть неприхотливы и в большинстве своём не впадающими в состояние покоя
Как показывает практика, наиболее оптимальным выбором для учёта всех требований, будут представители трёх групп комнатных цветов.
На горшки с цветами стоит прикрепить бирки с названиями
Название | Особенности роста, строения и ухода |
Аглаонема («серебряная королева») | Семейство ароидных. Аглаонема имеет индо-малайское происхождение - родом из Азии, регионов с тропическим и субтропическим климатом. В природе насчитывается по современным данным 22 вида. Имеет более широкие листья на коротких черешках, с ярко выраженной центральной жилкой и светлыми пятнами и штрихами. У некоторых форм по поверхности листа на средне-зелёном фоне серебристые полосы, почти параллельные, ровные, и рисунок чем-то напоминает узор на листьях калатеи. Аглаонему размножают весной и летом верхушечными и стеблевыми черенками, также при пересадке отделяют отростки с несколькими листочками и корешками. |
Алоэ пёстрое | Семейство ксанторреевых. невысокое растение, высотой до 30 см. Нижняя сторона листа ладьевидная, темно-зелёная с поперечными широкими и светлыми полосами-пятнами. Вдоль краёв листа тянется светлая тонкая полоска. Размножается семенами, черенками, прикорневыми отводками и отдельными цельными листьями. Летом большинство алоэ дают дочерние розетки, если их отделять, то растение может быть особенно крупным и иметь широкие мясистые листья. Черенкование удаётся почти круглый год, но лучше весной и летом (зимой с досветкой). Срезанные черенки обязательно подсушивают: летом - дней 5, зимой неделю и более. |
Амариллис | Родина пустыни Африки. Луковичное растение с крупными, очень красивыми, похожими на лилию цветками красной, розовой или белой окраски, с ремневидными листьями; цветёт в марте-мае. После того как засохнут листья, горшки с луковицами ставят в тёмное сухое место и прекращают поливку; в феврале-марте, когда начнут появляться цветочные стрелки, переносят на свет и начинают поливать. Условия хорошего цветения амариллиса: небольшой горшок, дренаж, обильная поливка во время роста. |
Бальзамин, или огонёк, Ванька мокрый, недотрога. | Родина тропические леса Африки. Стебли сочные, прозрачные, вздутые в узлах; листья очень нежные, яйцевидной формы, заострённые, с пильчатыми краями; розовые или красные цветки находятся под листьями, как под зонтиком. За яркую окраску цветков растение называют огоньком. Из опылённых цветков образуются сухие плоды, которые от прикосновения растрескиваются и стреляют семенами. Поэтому бальзамин называют ещё и недотрогой. Размножается бальзамин черенками и семенами, которые высевают летом и поздней осенью. |
Бегония, королевская бегония. | Родина тропические леса Азии. Растение с красивыми, яркоокрашенными, крупными листьями, которые, как и черешки, опушены; размножается листовыми черенками. Растения следует защищать от прямых лучей солнца, обильно поливать летом, умеренно зимой, опрыскивать нельзя, так как от этого на листьях образуются пятна. |
Герань, или пеларгония, журавлиный нос. | Родина - Южная Африка, бывает разных видов. Герань зональная, или окаймлённая. Листья душистые, зелёные, с коричневой или белой каймой; обильно цветёт яркими цветками, собранными в зонтик. Герань больше цветная. Цветки крупные, разной окраски, листья слегка складчатые. |
Папоротник нефролепис | Красивый папоротник, самый выносливый и распространённый среди комнатных культур папоротников. Размножается преимущественно делением куста или отводками, никаких проблем обычно не бывает - отрезаете ножом во время пересадки часть корней с листьями и сажаете в небольшой горшок. Приживается папоротник быстро. Но новые листья вначале растут медленно. |
Колеус | Родина остров Ява. У растений прямой, светло-зелёный сочный стебель и супротивно расположенные листья овальной формы. Растение ценится за красивые, пёстро-окрашенные листья с узорами и каёмками; цветки мелкие, голубые, собраны в метёлку. Яркость расцветок листьев зависит от освещения. Если света мало, окраска бледнеет. При уходе за колеусами летом нужны обильная поливка и систематическая подкормка, а зимой умеренная и редкая поливка, достаточное тепло. Размножается черенками и семенами. |
Зигокактус («декабрист»), эпифитный кактус | В природе растёт на стволах деревьев во влажных горных лесах восточной Бразилии. Разветвлённый стебель этого растения состоит из плоских сегментов до 2,5 см шириной и 5–6 см длиной с зубцами по краям. В конце осени на концах побегов появляются многочисленные бутоны и к Рождеству, в самое холодное и тёмное время года, расцветает красными, розовыми или белыми цветами. На родине зигокактуса в это время разгар лета и в комнатных условиях растения зацветают, следуя своему природному календарю. Размножается черенками, которые имеют 2–3 сегмента. Черенки рекомендуют отделять отщипыванием нескольких сегментов на концах побегов. Обычно это делают так: нижний сегмент придерживают пальцами, а верхний аккуратно поворачивают вокруг оси. Сегмент легко отделяется. После отделения черенки несколько часов (или даже дней) подсушивают и высаживают для укоренения. Чтобы черенки не загнивали, лучше их не заглублять в почву, а ставить вертикально, подпирая спичками или прислоняя к стенкам контейнера. |
Каланхоэ | Родина Южная и Юго-Восточная Азия, Южная Америка. Это суккулентные растения, появившиеся в России очень давно, их выращивают как декоративно-цветущие растения, и как лекарственные. У каланхоэ много народных названий: дерево жизни, комнатный доктор, комнатный женьшень, про него говорят «хирург без ножа». Его большое достоинство в том, что оно полностью безопасно. Размножение происходит легко, без стимуляторов. Достаточно поместить черенок или лист во влажную среду - на мокрый песок или поставить веточку в стакан с водой. Крупные черенки лучше укореняются в воде, мелкие листья и маленькие черенки - в песке или вермикулите. Оптимальное время для размножения - с марта по июнь, в другое время года каланхоэ тоже укореняется, если достаточно светло и тепло. |
Сансевьера («щучий хвост») | Родина тропическая Азия и Африка. Сансевьера - прекрасное, неприхотливое комнатное растение, которое подходит для выращивания, как одиночное растение, так и для составления композиций. Большое преимущество сансевьеры среди других комнатных растений даёт то, что она мирится с затенённостью (сорта, имеющие светлые полосы, более светолюбивы) и очень хорошо растёт в композициях как с другими суккулентами, так и с обычными комнатными растениями. Для размножения частью листа берут старый крепкий лист, который можно разрезать на куски по 4–5 см длиной и немного подвялить на воздухе. Затем лист нижним концом высаживают в песок или влажный вермикулит. После укоренения можно пересадить в горшок с землёй. На отращивание корешков уходит примерно две недели. Это единственный период, когда нужен равномерно влажный грунт без пересушки. |
Сеткреазия | Многолетнее вечнозелёное травянистое растение семейства Коммелиновы, родиной которого являются южные районы Америки и Мексика. У сеткреазии плетистые, ниспадающие побеги. Листья удлинённые, ладьевидные, охватывающие стебель, с заострённой прямой верхушкой и ровными краями, опушенные. Мелкие цветки собраны в плотные пучки на верхушках побегов. С возрастом побеги оголяются и при резком соприкосновении ломаются. Легко размножается верхушечными черенками в любое время года. 6–10-сантиметровые черенки высаживают в смесь песка и торфа или в воду, где они также могут пустить корни. После укоренения их следует пересадить по 3–4 черенка в один горшок. |
Традесканция | Родина - тропические леса Америки. Растение с длинными свисающими стеблями и зелёными ланцетовидными листьями, бледнеющими на ярком свету. Размножается черенками с весны до осени, отломленные стебли легко укореняются. У традесканции зебровидной листья с белыми, серебристыми, коричневыми или фиолетовыми полосками, на свету окраска листьев ярче, в тени они зеленеют. Хорошо растёт в аквариумах и террариумах. Когда на опущенных в воду побегах появляются корни, кусок стебля с ними и парой листьев можно обрезать и посадить на дно аквариума. |
Узамбарская фиалка | Родина - Узамбарские горы Африки. Узамбарская фиалка небольшое, очень изящное растение с плоской розеткой из многочисленных зелёных с серым опушением округлых листьев. Обильно цветёт почти круглый год. Цветки небольшие, собраны в кисть, по форме и окраске похожи на цветки обычной фиалки. Встречаются растения с сиреневыми, фиолетовыми и розовыми цветками. Любит свет, но не переносит прямых лучей солнца и сквозняков. Поливать это растение лучше с поддонника, так, чтобы земляной ком был всегда умеренно влажным. Пересаживают фиалку каждый год весной, размножают в любое время года листьями, которые сажают в воду или прямо в землю. После появления молодых листьев черенки пересаживают в горшки; молодое растение зацветает через 10 месяцев после черенкования. Высаженное растение первое время надо часто увлажнять. |
Фикус | Родина - джунгли Восточной Индии. Растение с крупными кожистыми листьями, быстро растёт, не требует много света, размножается верхушечными черенками, которые легко образуют корни в бутылке с водой на свету. Растение интересно для наблюдения над появлением и ростом новых листьев. |
Хлорофитум («зелёное растение») | Родина - Южная Африка. Листья длинные, линейные, растут пучками; иногда на тонких и длинных цветочных стрелках появляются маленькие белые цветки, которые похожи на звёздочки. На концах длинных побегов образуются отводки (пучок листьев с корешками), которые можно отсадить для получения новых особей. Растение требует много света. Поливают его обильно, но редко, так как оно имеет вздутые, очень сочные корни, в которых скапливается влага. |
http://www.maam.ru/detskijsad/pasport-ugolka-prirody.html |
Это интересно. Практика показывает, что для малышей 1,5–4 лет достаточно 3–4 цветка. На каждом цветочном горшке должна быть прикреплена памятка с названием растения и особенностями ухода (полива и удобрения). Несмотря на то что среди детей первой и второй младшей групп умеют читать лишь единицы, они должны знать о предназначении этих ярлычков. А впоследствии, когда уровень самостоятельности ребят повысится, смогут ими пользоваться при уходе за зелёными питомцами.
Для полноценного знакомства с природой очень важно, чтобы дети могли наблюдать не только растения, но и животных. Поэтому целесообразным является организация так называемой экологической гостиной, расположенной в общем холле детского сада, куда бы имелся доступ у ребят всех групп. В этой зоне уместно поселить как водоплавающих, так и птиц, земноводных.
Это интересно. Все животные, кроме обитателей аквариума, должны пройти ветеринарный контроль, результаты которого фиксируются в справках.
Для младших групп целесообразно периодически на 1–2 дня приносить клетки с животными в группу для ознакомления с внешним видом и образом жизни обитателей живого уголка.
Эта часть предметно-развивающей среды предназначена для эмпирического исследования живой и неживой природы. Обычно размещается по коробкам, ящикам. Для детей 1,5–3 лет зона экспериментирования представлена в очень сжатом виде, так как малыши не делают опытов в том объёме, в котором этот вид работы практикуется в средней и старших группе. Во второй младшей происходит небольшое пополнение материалов, но в целом комплектация остаётся неизменной.
Материалы для экспериментирования пополняются постоянно: в зависимости от времени года, уровня знаний, умений и навыков детей, а также конкретных текущих образовательных задач
Это интересно. В младших группах (в отличие от средней и старших) необязательно, но очень полезно создавать «огород на окне», высаживая репчатый лук, чтобы дети могли наблюдать за процессом роста и развития растения.
Под цветы и мини-огород можно приспособить отдельный столик Есть, так называемые, мобильные уголки природы, полностью меняющие своё содержание в зависимости от времени года - такая работа требует больше сил и энергии Информацию из уголка природы можно поместить в один плакат, но это оформление теряет индивидуальность Комнатные цветы могут быть не только содержательным элементом, но и средством декора уголка природы Для хранения материалов для экспериментирования, картинок и книг удобны открытые полочки
Оформление центра экологического воспитания в детском саду обычно идёт по стандартной модели:
Таким образом, все средства оформления можно купить. При этом уголок природы лишается некой индивидуальности, того, что будет отличать его от остальных. Казалось бы, не слишком существенный для выполнения задач экологического воспитания фактор, но между тем он играет огромную роль для детей первой и второй младшей группы. В этом возрасте малыши в окружающей обстановке должны видеть как можно больше предметов, созданных руками человека - это очень важный аспект воспитания уважения к труду. К тому же в дальнейшем на своём образовательном пути ребята ещё не раз столкнутся со стандартами, клише. Поэтому в группе младшего дошкольного возраста (особенно в первой) в уголке природы должно быть как можно больше элементов, сделанных руками педагога, родителей, а возможно, и самих детей.
В некоторых случаях даже один яркий элемент, сделанный своими руками, например, оригинальный календарь природы в виде домика, делает центр природы неповторимым
Многие педагоги при оформлении уголка природы опасаются сделать его или обычным, таким как у всех, или, наоборот, слишком оригинальным, когда красота идёт в ущерб функциональности. Чтобы избежать перегибов в ту или другую стороны, лучше скомбинировать оба подхода.
Это интересно. Малыши очень любят сказки, причём страстно желают познакомиться, подружиться с понравившимся персонажем. Этим можно воспользоваться при создании уголка природы, разместив в нём интересного сказочного персонажа, от лица которого будут проводиться игры, ставиться задачи для трудовой деятельности. К тому же дети могут рассказывать ему о проделанной работе.
В уголке природы может обитать сказочный персонаж, от имени которого ведётся работа по экологическому воспитанию
Как правило, центр экологического воспитания в группе вполне предсказуемое называется «Уголок природы». Но если есть желание уйти от обыденности, то и к названию можно подойти творчески. Для первой и второй младших групп оно должно быть кратким и по возможности легко произносимым (очень важно для малышей, которые только начинают разговаривать: сложные слова им трудно произносить). Вот некоторые примеры:
Исходя из целей и задач создания уголка природы, содействующего экологическому воспитанию малышей, он предназначен для:
В уголке природы много полезного дидактического материала, который может быть использован на любых занятиях, а не только на ознакомлении с окружающей средой
Игровая деятельность - ведущая в дошкольном возрасте, поэтому основные задачи экологического воспитания реализуются через неё.
Возраст детей | Название | Цель | Материалы | Ход игры |
1,5–3 года | Деревья и их плоды | Учить детей подбирать плоды деревьев, развивать зрительную память, внимание. | Иллюстрации деревьев (ель, рябина, каштан, клён), картинки (шишка, рябина, каштан, кленовая крылатка). | Воспитатель предлагает назвать выставленные дерева, а затем найти их плоды. |
Кто в лесу живёт | Закреплять знания детей о диких животных; развивать память, речь; воспитывать любовь к животным. | Наборы игрушек или карточек: «Дикие животные» и «Домашние животные». | Воспитатель предлагает детям выбрать среди игрушечных животных только тех, что живут в лесу. | |
Найди цветок | Закреплять умение детей находить и называть цветы «уголка природы». | Цветы уголка природы. | Воспитатель предлагает детям найти цветок, который он называет. Дети находят его, повторяют его название. | |
3–4 года | Узнай животное | Закреплять умение детей узнавать домашних животных по их звукам; развивать фонематический слух, внимание. | Аудиозаписи звуков, которые издают животные. | Вариант 1. Воспитатель издаёт звуки животных или ставит аудиозапись, а дети их отгадывают. Вариант 2. Воспитатель вызывает к себе ребёнка, на ушко называет ему животное. Ребёнок издаёт звуки животного, а дети отгадывают. Примечание: второй вариант возможен, только если у детей общая подготовка на хорошем или отличном уровне. |
Кто как кричит | Закреплять умение детей издавать звуки птиц; развивать внимательность воспитывать любовь к природе. | Картинки с изображением вороны, синицы, воробья, дятла, совы. | Воспитатель показывает детям поочерёдно карточки с птицами, дети их озвучивают, а потом называют. | |
Уход за цветами | Закреплять умение детей ухаживать за растениями уголка природы; выбирать нужные вещи для ухода; развивать память, внимательность, воспитывать желание заботиться о растениях. | Лейка; тряпка; палка для рыхления; пульверизатор и ненужные для ухода вещи (игрушка, камень, книга и т.д.). | На столе лежат вещи, воспитатель предлагает детям выбрать только те вещи, которые нужны для ухода растений. Дети выбирают и называют, что ими делают. |
В первой младшей группе этот вид активности носит подсобный характер, то есть малыши помогают воспитателю: подносят лейку для полива, вместе со взрослым протирают крупные листья растений. На исходе первого года в детском саду ребята допускаются для посадки крупных семян или луковиц в подготовленные лунки в грунте. К такому виду работы привлекают всех малышей группы, а после работы педагог хвалит и благодарит за помощь. Очень важно также обозначить перспективу деятельности, например, «Вы - молодцы: посадили лук. Он вырастит красивым, сочным, и мы отдадим его на кухню, чтобы повара добавили лук в суп, и суп стал ещё вкуснее».
Дети с удовольствием включаются в работу по высаживанию мини-огорода
Во второй младшей труд приобретает более самостоятельный характер, дети учатся работать в парах, малых группах (4 человека максимум). При этом все участники выполняют одинаковые действия, которые педагог предваряет объяснением и показом каждого этапа отдельно. Например, малыши в парах поливают цветы и вытирают воду, попавшую на подоконник (наливаем неполную лейку, льём тонкой струйкой по четырём направлениям в горшок, ставим лейку на место, вытираем воду тряпочкой).
Зона природы в младшем дошкольном возрасте - важный элемент предметно-развивающей среды группы. Она помогает малышам осваивать основы экологической культуры, связанной с воспитанием бережного отношения к окружающему миру. И поскольку это направление образовательного процесса будет продолжаться и в школе, на педагога ложится большая ответственность, связанная с правильной организацией центра природы и выбором методически грамотных приёмов работы с материалами уголка.
Поделитесь с друзьями!