Сценарий праздника Лицея день заветный.docx - Сценарий праздника «Лицея день заветный. Сценарий мероприятия к пушкинскому дню «Воспоминания в Царском

Лицейский экзамен спустя 195 лет

( сценарий урока – концерта, посвященного Дню Царскосельского Лицея)
У каждого человека, у каждого из нас есть, должно быть свое 19 октября, хоть час от него, хоть минута

Юрий Карякин
По словам современников, осень 1811 года замечательна была двумя событиями: освящением Казанского собора и основанием Царскосельского лицея.

“Начало девятнадцатого века… Время, когда передовая часть русского общества верила в возможность перемен в жизни страны с помощью реформ. Для этого нужны были “новые люди”. Их и стремились воспитать с помощью Лицея, чтобы потом, заняв высшие государственные должности, бывшие лицеисты помогли преобразовать страну. Преподаватели стремились развить в своих питомцах чувства гражданской чести, служения Отечеству.

В лицей было принято 30 мальчиков из дворянских семей, среди которых был и Александр Пушкин. Пушкинский Лицей размещался в четырехэтажном здании, которое соединялось аркой с царским Екатерининским дворцом. В арке была лицейская библиотека, на 4 этаже – комнаты воспитанников. На других этажах залы, учебные классы, хозяйственные помещения. Учиться лицеистам предстояло 6 лет, без отъездов на каникулы к родителям. Лицеисты постигали не только точные науки, но и воспитывались духовно: рисуя картины, слушая классическую музыку, постигая тонкости хореографического искусства.

Лицей готовил государственных деятелей и политиков. Но лишь А. Пушкин обессмертил свое имя великой поэзией. Читаешь пушкинские строки и кажется, что только там и тогда в начале 19 столетия, существовали благородная дружба, мудрые наставники, высокая поэзия.

А сегодня, 199 лет спустя после открытия Лицея на импровизированный экзамен мы решили пригласить учеников и преподавателей первого выпуска и поговорить о дружбе, верности, о том, какую роль сыграл Лицей в их жизни.

БИЛЕТ 1

И первым на экзамен приглашается сын протоиерея, который служил при московском университете; выпускник философского факультета МГУ, превосходно знавший иностранные языки, в том числе греческий, древнегреческий и латынь. В 1800 году был назначен консулом в Молдавское княжество. Он исполнял эту должность так совестливо и полезно, что молдаване любили его и уважали.

В Москве этот человек бесплатно директорствовал в доме трудолюбия, давшем приют 30 девицам бедного состояния. В этой скромной должности и в материальной нужде застало его в 1809 году известие об открытии Лицея в Царском Селе.

Василий Федорович Малиновский – первый директор Лицея.

Вопрос 1: Продолжите фразу: «Наша цель – создание общего духа, воспитание без лести, раболепства, короче, воспитание……..» (воспитание достоинства).

Вопрос 2: Как вы понимаете слово дружба?

Любя вас, я позабуду свои печали, чтоб чувствовать только ваши, и если вы то же сделаете – то мы будем оба довольны. – Чужую печаль разделять приятно – это есть сожаление, которое всегда услаждает дух.

БИЛЕТ 2

На экзамен приглашается бывший директор Петербургского Педагогического института, с молодых лет чувствовавший влечение и даже призвание к педагогическим занятиям. В юношестве он читал предпочтительно сочинения, в которых развивались лучшие методы воспитания юношества и постоянно имел желание быть во главе воспитательного заведения. Желаниям его суждено было осуществиться, и он на практике мог изучить всё, что до сих пор лишь изучал в теории.

Мы приглашаем Егора Антоновича Энгельгардта – второго директора Лицея

Вопрос 1. Почему выпускников Вашего Лицея стали называть «чугунниками»

На прощанье всем лицеистам первого выпуска я подарил на память особые чугунные кольца, отлитые из чугунного колокола, который ежедневно призывал мальчишек на занятия - символ несокрушимой дружбы и памяти, - и они стали называть друг друга «чугунниками»…

Вопрос 2 Вам довелось видеть и учить Александра Пушкина. Что вы думаете о нем?

«Его высшая и конечная цель – блистать, и именно посредством поэзии. К этому он сводит все и с любовью занимается всем, что с этим непосредственно связано. Все же ему никогда не удастся дать прочную основу даже своим стихам, так как он боится всяких серьезных занятий и сам его поэтический дух не сердечный, проникновенный, а совершенно поверхностный, французский дух. И все же это есть лучшее, что можно о нем сказать, если это можно считать хорошим. Его сердце холодно и пусто, чуждо любви и всякому религиозному чувству и не испытывает в нем потребности».

БИЛЕТ 3

Нам кажется, с вами не согласится человек, который написал: «..если б я был на месте Данзаса, то роковая пуля встретила бы мою грудь: я бы нашел средство сохранить поэта-товарища, достояние России..

Чьи это слова?

Иван Иванович Пущин

Вопрос 1 . Вы слышали, что написал Энгельгардт о своем ученике Пушкине? У вас есть что возразить?

«Чтобы полюбить его настоящим образом, нужно было взглянуть на него тем полным благорасположением, которое знает и видит все неровности характера и другие недостатки, мирится с ними и кончает тем, что полюбит даже и их в друге - товарище»

Билет 4

Настало время пригласить соперника Пушкина в поэзии. Известно, что первое юношеское произведение Пушкина: «Песня» было исправлено и закончено Вами. В лицее Вы были одним из самых деятельных литераторов, писали басни, эпиграммы (особенно на Кюхельбекера), послания. Пушкин называл вас «остряком любезным» и предлагал вылить сотню эпиграмм «на недруга и друга». Кроме того Вы отличались искусством рисовать карикатуры, сохранившиеся в виде иллюстраций, к различным «злобам дня» в школьном сборнике «Лицейский Мудрец» .

Мы приглашаем в зал Илличевского Алексея Демьяновича

Вопрос 1. Расскажите, пожалуйста, об издательской деятельности, которую вы вели в Лицее

С ноября 1813 года начинал свою долгую жизнь журнал “Лицейский мудрец”. Сохранившийся “Лицейский мудрец” составляет небольшую тетрадь или книжку в форме продолговатого альбома, в красном сафьяновом переплёте.

Ведущий: Чем же отличался журнал “Лицейский мудрец” от других?

Илличевский : карикатурами. В конце каждого номера помещались мои раскрашенные рисунки. Я стремился к тому, чтобы герои моих карикатур имели сходство с изображаемым лицом. Иначе острота утрачивалась, и карикатура превращалась в насмешку без адреса.

Лицеисты под окнами булочной” - четверо воспитанников гримасничают и строят рожи толстому немцу-булочнику. Из-за спины булочника опасливо выглядыалвает его тощая жена. Предполагают, что один из четверых участников этой сценки – Александр Пушкин.

Вопрос 2. Вы, как и Пушкин, к лицейским датам писали стихи. Мы просим вас прочитать одно из них

С тех пор, как мы лицейски стали, Одиннадцать уж лет прошло

Но октября е миновали мы 19-то число

Так этот день на сердце вечно Останется у нас, друзья,

Родные братья мы, конечно, И наш Лицей одна семья.

Здесь все мы: Из Литвы, Сибири, Из-за Бухарии степей

Так ныне на моей квартире Возобновляется Лицей.

Доколе сердце в нас свободно и чести внятен строгий глас,

Дадим же руки ежегодно мы освещать сей день меж нас.
БИЛЕТ 5

«Лицейской жизни милый брат…”, – так писал о Вас Пушкин. Вы худ и вертляв. Ваш рост смутил портного при первой примерке. Вас боятся дразнить открыто. Вы готовы на месте убить обидчика, проткнуть его вилкою, если это за обедом, пустить чернильницею в классах, сбить с ног во время прогулки. А как любили вас лицеисты. Вас ждет нелегкая судьба: восемь лет вы проведете в одиночной камере и будете сосланы в Сибирь.

Вильгельм Карлович Кюхельбекер

Вопрос 1 Прочитайте, пожалуйста, стихи, написанный Вами в год гибели Пушкина, 1837


Блажен, кто пал как юноша Ахилл

Прекрасный, мощный, смелый, величавый,

В средине поприща побед и славы,

Исполненный несокрушимых сил!

Блажен! Лицо его всегда младое,

Сиянием бессмертия горя,

Блестит, как солнце вечно золотое

Как первая эдемская заря


А я один средь чуждых мне людей

Стою с ночи, беспомощный и хилый,

Над страшной всех надежд моих могилой,

Над мрачным гробом всех моих друзей.

В тот гроб бездонный, молнией сраженный,

Последний рал родимый мне поэт…

И вот опять лицея день священный;

Но уж и Пушкина меж вами нет!


Не принесет он новых песней вам,

И с них не затрепещут перси ваши;

Не выпьет с вами он заздравной чаши

Он воспарил к заоблачным друзьям


Он ныне в нашим Дельвигом пирует

Он ныне с Грибоедовым моим

По них, по них душа моя тоскует;

Я жадно руки простираю к ним


БИЛЕТ 6

Вы никогда не вмешивались в игры, требовавшие проворства и силы, Вы предпочитали прогулки по аллеям Царского Села и разговоры с товарищами. Вам посвятил Пушкин строки:

“Проснись, ленивец сонный!
Ты не под кафедрой сидишь,
Латынью усыпленный”.

Антон Дельвиг (Интериан Кристина)

Вопрос 1. 9 июня 1817 г. на выпускном акте Лицея был исполнен прощальный гимн, написанный Вами. Прочитайте его, пожалуйста.
Простимся, братья! Руку в руку!

Обнимемся в последний раз!

Судьба на вечную разлуку,

Быть может, здесь сроднила нас!

Друг на друге остановите

Вы взор с прощальною слезой!

Храните, о друзья, храните

Ту ж дружбу, с тою же душой,

То ж к славе сильное стремленье,

То ж правде - да, неправде - нет,

В несчастье - гордое терпенье,

И в счастье - всем равно привет !

Когда Пушкин смотрел на лицейские годы с высоты прожитых лет, все жизненные невзгоды сглаживались. Потребность в дружбе «исправляла» память. Именно после разлуки, когда Лицей был за спиной, воспоминания оказались цементом, который с годами все крепче связывал «лицейский круг». Братство не слабело, а укреплялось.

Выбрав из Полного собрания пушкинских сочинений его «лицейские строки», убедимся, что это совсем немало. Десятки раз в стихах, прозе и, письмах поэта находим слова «лицей», «лицеист», сотни раз встречаются слова «дружба», «дружеский», «дружество»...

И конечно, сегодня мы не сможем обойтись без стихов самого Александра Сергеевича, которого и приглашаем прочитать строки, ставшие гимном дружбы.

Ведущий: Кто же тот несчастный друг, которому пришлось в одиночестве справлять лицейскую годовщину?

Горчаков Александр Михайлович (1798 - 1883)

(показ презентации о Горчакове А.М.)

Ведущий: Сегодня, 19 октября, мы вспомнили тех, кто был рядом с Пушкиным долгие годы, тех, кого он мог назвать своими друзьями. Закончить наш урок хотелось бы обращением к эпиграфу. Как вы понимаете слова Юрия Карякина?

(высказывания гостей праздника)

Сценарии подготовила учитель русского языка и литературы Рулева А.В.

Император Александр I – __________________.

Императрица Елизавета Алексеевна – __________________.

Фрейлины двора

Фрейлина 1 – __________________.

Фрейлина 2 – __________________.

Фрейлина 3 – __________________.

Фрейлина 4 – __________________.

Фрейлина 5 – __________________.

Фрейлина 6 – __________________.

Фрейлина 7 – __________________.

Лицеисты

Пушкин – __________________.

Дельвиг – __________________.

Пущин – __________________.

Кюхельбекер – __________________.

Малиновский – __________________.

Корсаков – __________________.

Вольховский – __________________.

Горчаков – __________________.

Данзас – __________________.

Матюшкин – __________________.

Директор Царскосельского Лицея __________________.

Софья Андреевна Малиновская (жена директора)– __________________.

Анечка Малиновская (дочь директора) – __________________.

Екатерина Бакунина (сестра лицеиста) – __________________.

Распорядитель бала – __________________.

Сценарный ход

Зал оформлен баннером и драпировками штор. По бокам стоят диванчики и стулья. Звучит фоновая № 1, в зал входят гости (все, кроме 11 классов и фрейлин). Дамы рассаживаются на диваны, кавалеры встают рядом с ними. Музыка затихает, и в центре зала появляется директор Лицея.

Директор Лицея __________________.
: Друзья мои! Год минул, как раздался глас отечества, в недра свои впервые вас призвавшего. Из родительских объятий вступили вы под кров сего священного храма наук, высочайшей милостью учрежденного. Тогда еще дремал Наполеон, и беззаботными отроками расцветали вы под сенью царскосельских садов. Ныне же кровавая забота обняла Отечество наше. Грозный враг ликует в сердце России и иные, знаю, с досадою проклинают юные свои лета и суровые узы наук, кои удерживают вас вдали от полей бранных. Утешьтесь: Государь и наставники ваши единственной целью имеют воспитать из вас истинных сынов Отечества, способных иметь непосредственное влияние на благо целого общества на поприще воинском и гражданском. Мужество, терпение и любовь к славе и Отечеству должны быть вашими руководителями. Сие говорю я вам по повелению Государя, в знак своего благорасположения вновь почтившего своим присутствием стены Лицея.

Фоновая № 2. Входная дверь открывается, входит РАСПОРЯДИТЕЛЬ БАЛА.

Распорядитель бала:
Приветствуем августейшую фамилию!

Звучит торжественный марш; в зал входят Император и Императрица, за ними следует двор (учащиеся 11 классов и фрейлины).

Распорядитель бала: Дамы и господа, полонез!

Фрейлина 7: Полонез – польский национальный танец в умеренном темпе. В отличие от других польских народных танцев, мелодии которых поются, полонез всегда был инструментальным жанром. Происхождение танца обычно относят к эпохе, когда Генрих Валуа (будущий французский король Генрих III) был избран на польский трон (1573); польские придворные дамы при представлении королю образовывали процессию, которую сопровождала величественная музыка; такая процессия вошла в традицию и стала открывать все государственные церемонии, а само шествие переросло в танец. В результате тесных связей между Польшей и Саксонией (саксонский курфюрст Август стал королем Польши в 1697) полонез вошел в моду в Германии и оттуда распространился по всей Европе.

Звучит мелодия полонеза, исполняется танец. После танца Император и Императрица занимают почетные места, двор рассаживается, и начинается представление лицеистов.

В центр зала выходит директор Лицея.

Директор Лицея __________________.: Ваше императорское величество, мы счастливы лицезреть Вас (поклон ) и Вашу августейшую супругу (поклон ) в стенах основанного вами Царскосельского Лицея и просим вашего дозволения начать бал, сему радостному событию посвященный, представлением воспитанников.

Император милостиво кивает. На протяжении всего представления звучит фоновая № 3.

Директор Лицея __________________.: КНЯЗЬ АЛЕКСАНДР МИХАЙЛОВИЧ ГОРЧАКОВ!

Под закадровый текст входит Горчаков и кланяется императору, после представления встает рядом с директором.

Ты, Горчаков, счастливец с первых дней,

Хвала тебе - фортуны блеск холодный

Не изменил души твоей свободной:

Директор Лицея __________________.: БАРОН АНТОН АНТОНОВИЧ ДЕЛЬВИГ!

Под закадровый текст входит Дельвиг и кланяется императору, после представления встает рядом с директором.

С младенчества дух песен в нас горел,

И дивное волненье мы познали;

С младенчества две музы к нам летали,

И сладок был их лаской наш удел:

Но я любил уже рукоплесканья,

Ты, гордый, пел для муз и для души;

Свой дар, как жизнь, я тратил без вниманья,

Ты гений свой воспитывал в тиши.

Директор Лицея __________________.: ИВАН ВАСИЛЬЕВИЧ МАЛИНОВСКИЙ!

Под закадровый текст входит Малиновский и кланяется императору, после представления встает рядом с директором.

Распорядитель бала: Ваше императорское величество! Позвольте в честь Вашего прибытия от лица наставников и воспитанников Лицея преподнести Вам и вашей августейшей супруге сей скромный дар.

Звучит мелодия венского вальса, Иванушкин Артем и Попова Диана исполняют танец. По окончании танца пара кланяется императору. Император благосклонно кивает. Кавалер отводит даму на место и возвращается к остальным представленным воспитанникам. Звучит фоновая № 3.

Директор Лицея __________________.:

Император:
Дозволяю!

Директор Лицея __________________.: ИВАН ИВАНОВИЧ ПУШИН!

Под закадровый текст входит Пущин и кланяется императору, после представления встает рядом с директором.

:
ВИЛЬГЕЛЬМ КАРЛОВИЧ КЮХЕЛЬБЕКЕР!

Под закадровый текст входит Кюхельбекер и кланяется императору, после представления встает рядом с директором.

ВЛАДИМИР ДМИТРИЕВИЧ ВОЛЬХОВСКИЙ!

Под закадровый текст входит Вольховский и кланяется императору, после представления встает рядом с директором.

Этот список – сущи бредни!

Кто тут первый, кто последний?

Все нули, все нули!

Ай, люли, люли, люли!

Покровительством Минервы,

Пусть Вольховский будет первый!

Мы ж нули, мы нули!

Ай, люли, люли, люли!

По окончании представления все представленные воспитанники садятся по левую сторону от директора и почетных гостей.

Император (выслушав и благосклонно улыбнувшись) : Почтеннейший Василий Федорович! Среди гостей я вижу дам и кавалеров в летах более юных, чем воспитанники ваши. Кто они?


Это, Ваше Величество, братья и сестры лицеистов. В соответствии с высказанным Вашим Величеством пожеланием, один праздничный день в году Лицей открыт для посещений его родственниками воспитанников.

Император: И что, они столь же хороши в науках и искусствах, как и старшие братья их?

Директор Лицея __________________.
(с улыбкой) : Пока они сильнее в искусствах, Ваше Величество.

Выходит РАСПОРЯДИТЕЛЬ БАЛА.

Распорядитель бала: Дамы и господа, менуэт!

Фоновая № 4. Выходит Фрейлина 1, делает реверанс Императору и Малиновскому.

Фрейлина 1:
Милостивые государи и государыни! Менуэт – танец в умеренном темпе. Название его происходит от французского слова menu, означающего «маленький шаг» или от amener – старофранцузского танца. Менуэт был основным придворным танцем с середины 17 по середину 18 века. Изначально это был сельский танец, но затем он превратился в образец французского придворного балета. Жан Батист Люлли первым из великих композиторов использовал менуэт, и считается, что король Людовик XIV первым танцевал менуэт на одном из своих балов. Характерные черты менуэта – церемонные поклоны, торжественные проходы вперед, вбок и назад, изящные шаги и легкое скольжение. Из Франции менуэт распространился по всей Европе и не выходил из моды до начала 19 века.

Звучит мелодия менуэта. Исполняется танец (школа старинного бального танца «Менуэт»).

Распорядитель бала: Дамы и господа, приветствуем кавалерственных дам ордена Святой Екатерины!

Звучит мелодия менуэта Моцарта. Исполняется танец (учителя).

Звучит фоновая № 3.

Директор Лицея __________________.: Ваше императорское величество! Испрашиваю милостивого дозволения продолжить представление воспитанников Лицея, Вами основанного.

Император:
Дозволяю!
Директор Лицея __________________.: КОНСТАНТИН КАРЛОВИЧ ДАНЗАС! Под закадровый текст входит Данзас кланяется императору, после представления встает рядом с директором. Спартанскою душой пленяя нас,
Воспитанный суровою Минервой,
Пускай опять Вольховский сядет первый,
Последним я, иль Брольо, иль Данзас.Директор Лицея __________________.: ФЕДОР ФЕДОРОВИЧ МАТЮШКИН! Под закадровый текст входит Матюшкин кланяется императору, после представления встает рядом с директором.
Сидишь ли ты в кругу своих друзей,
Чужих небес любовник беспокойный?
Иль снова ты проходишь тропик знойный
И вечный лед полунощных морей?
Счастливый путь!.. С лицейского порога
Ты на корабль перешагнул шутя,
И с той поры в морях твоя дорога,
О волн и бурь любимое дитя!

Ты сохранил в блуждающей судьбе
Прекрасных лет первоначальны нравы:
Лицейский шум, лицейские забавы
Средь бурных волн мечталися тебе;
Ты простирал из-за моря нам руку,
Ты нас одних в младой душе носил
И повторял: «На долгую разлуку
Нас тайный рок, быть может, осудил!»

По окончании представления все представленные воспитанники садятся по левую сторону от директора и почетных гостей.

Императрица встает и подходит к императору и Малиновскому

Императрица: Почтеннейший Василий Федорович! Скажите, танцуют ли Ваши воспитанники тот новый модный танец, что пришел к нам из Пруссии и зовется walzen? Сама я не любительница его с позиций нравственных, но фрейлины мои без ума от него. Не порадуют ли их ваши воспитанники?

Директор Лицея __________________.
(с поклоном императрице) : Извольте, Ваше Величество!

Распорядитель бала: Дамы и господа, вальс!

Последовательно исполняются два вальса 8-х классов и 10 Б класса.

Фоновая № 5

Императрица (обращаясь сначала к Малиновскому, затем к императору) : Благодарю Вас, Василий Федорович! (Императору) А все же мне более по душе англезы (улыбнувшись императору). И не только из соображений политических.

Распорядитель бала: Дамы и господа, контрданс «Вальс герцога Кентского»!

Выходит Фрейлина 2, делает реверанс Императору, Императрице и Малиновскому.

Фрейлина 2. Милостивые государи и государыни!Контрданс – старинный английский танец. На его британское происхождение указывает его другое название – англез. Около 1685 он распространился из Англии в Нидерланды и Францию и на долгое время стал одним из самых любимых европейских танцев. В России англез впервые появился при Петре I и назывался "английским танцем". В контрдансе часто используются народные наигрыши и другие популярные мелодии. Пары танцуют одна напротив другой, а не друг за другом, как в круговых танцах.

Звучит мелодия контрданса. Исполняется танец (« INNISFEIL IRISH DANCE »).

Распорядитель бала: Дамы и господа, приглашаем вас присоединиться к контрдансу!

Пары строятся четверками в две линии. Под счет с пояснением все пары танцуют одно проведение. Звучит мелодия контрданса. Танец исполняется повторно всеми парами.

Фоновая № 5Выходит Фрейлина 3, делает реверанс Императору, Императрице и Малиновскому.

Распорядитель бала: Дамы и господа, экосез!

Фрейлина 3: Милостивые государи и государыни!Экосез – старинный шотландский народный танец. Первоначально он танцевался в умеренном темпе и сопровождался волынкой. Позднее он стал веселым бальным парно-групповым танцем быстрого темпа. Экосез близок «англезу», который в конце 17 в. появился во Франции, а затем распространился по всей Европе. Экосез как музыкальная форма был известен во Франции с 1726 г.; первое упоминание экосеза в качестве танца относится к 1800 г., когда его начали танцевать в Германии. Германские танцмейстеры указывали на шотландское происхождение экосеза и утверждали, что в континентальной Европе он появился через англичан, т.е., вероятно, именно благодаря англезам. Экосез был особенно популярен в первой трети 19 в. в Германии, Англии и России; в других странах Европы и в Америке его танцевали мало или не танцевали вообще.

Звучит мелодия экосеза. Исполняется танец (« INNISFEIL IRISH DANCE »).

Распорядитель бала: Дамы и господа, приглашаем вас присоединиться к экосезу! Вся колонна следует в выборе фигур за первой парой, поэтому просьба внимательно следить за ее движением!

Пары строятся в колонну. Звучит мелодия экосеза. Танец исполняется повторно всеми парами.

Император:
Василий Федорович, мы слышали от государыни, что супруга Ваша премило поет на домашних концертах. Не окажет ли она нам такой чести сегодняшним вечером?

(подводя к императору супругу.) :
Об этом следует спросить Софью Андреевну, Ваше Величество.

Софья Андреевна Малиновская: Я счастлива, что скромный мой дар удостоился внимания Вашего Величества. (
Делает реверанс императору. Император отвечает поклоном.)

Малиновская проходит к микрофону в центре зала. Звучит мелодия песни «Мы –эхо», исполняется песня.

Фоновая № 6

Императрица Елизавета Алексеевна (с волнением, беря императора за руки) :
Друг мой, не передать, как тронула струны сердца моего эта песня! (Малиновской, оставляя императора и беря ее под руку) Софья Андреевна, вы знаете, что я тоже не чужда музыке. Не поделитесь ли со мною нотами?

Софья Андреевна Малиновская (с реверансом) :
Я счастлива оказаться полезной Вашему Величеству. (берет императрицу под руку, обе удаляются, разговаривая)

Фоновая № 7.

Император
(Малиновскому) : Что наши лицеисты, Василий Фёдорович?

Директор Лицея __________________.
(с поклоном) : Остались пииты наши, ваше величество! НИКОЛАЙ АЛЕКСАНДРОВИЧ КОРСАКОВ!
Под закадровый текст входит Корсаков, кланяется императору, после представления встает рядом с директором.
Приближься, милый наш певец,
Любимый Аполлоном!
Воспой властителя сердец
Гитары тихим звоном.
Как сладостно в стесненну грудь
Томленье звуков льется!..

Директор Лицея __________________.:
Александр Сергеевич Пушкин!

Пушкин выходит к микрофону в центре зала.

Пушкин:

Вы помните: когда возник лицей,
Как царь для нас открыл чертог царицын,
И мы пришли. И встретил нас Куницын
Приветствием меж царственных гостей.

<…>
Вы помните: текла за ратью рать,
Со старшими мы братьями прощались
И в сень наук с досадой возвращались,
Завидуя тому, кто умирать
Шел мимо нас… и племена сразились,
Русь обняла кичливого врага,
И заревом московским озарились
Его полкам готовые снега…

Император (Пушкину, с заметным волннением): Кем Вы доводитесь Василию Львовичу?

Пушкин (с поклоном) : Племянником, ваше величество.

Император (гостям) : Дарование одно другого замечательнее рождает прославленное в отечественных летописях семейство Пушкиных! (Пушкину ) Не растратьте Вашего таланта, юноша. Отечественная литература наша в нем нуждается. Я буду следить за успехами Вашими. (Пушкин кланяется императору.)

Оба представленных лицеиста отходят и садятся по левую сторону от директора и почетных гостей.

Император
(гостям, заметно повышая голос). Милостивые государи и государыни! Сей час должно объявить вам радостную новость, которую получил я от графа Ростопчина. Враг наш со своими полками оставил столицу! Однако после поражение на поле Бородинском это уже не прежняя Великая армия, и светлейший князь Михаил Илларионович Голенищев-Кутузов-Смоленский надеется на скорый разгром неприятеля и изгнание его из пределов Отечества!

Директор Лицея __________________.: Ужели не вспомним мы с благодарностию доблестных героев, защищающих родину нашу на полях войны Отечественной?

Звучит вступление к романсу «Генералам 1812 года». На экране показывается видеоролик, исполняется романс.

Фрейлина 4 (подходя к императору, с реверансом) : Дозвольте обратиться, Ваше Величество.

Император: Извольте, княжна.

Император склоняется к фрейлине, которая шепотом что-то говорит ему на ухо.

Император (с улыбкой): Милое дитя! (Малиновскому) Василий Федорович! Среди гостей я вижу довольно лейб-гусарских мундиров. А коли так, не должно ли распорядиться насчет мазурки?

Распорядитель бала: Дамы и господа, мазурка!

Фрейлина 4: Милостивые государи и государыни! Мазурка – польский по происхождению народный танец. Название его связано с местностью Мазовией, где он впервые появляется на сельских балах. В 18 веке, во время правления короля Августа III, мазурка становится танцем городским и придворным. Она состоит из похожего на полонез вступительного раздела, исполняемого несколькими парами, и череды танцев с разными фигурами. Особенно типичны удары каблуком о каблук и резкое движение ступней ног (т.н. ключ) в конце каждой фигуры. Мазурка отличается сочетанием эмоциональности, удали и задушевности, что делает этот танец особенно привлекательным для военных и, разумеется, для их дам.

Звучит мелодия мазурки. Исполняется танец (9 классы).

Император:
Дамы требуют повторить, Василий Федорович!

Директор Лицея __________________. (с поклоном) : Извольте, Ваше императорское величество!

Распорядитель бала: Дамы и господа, прошу вас присоединиться к мазурке! Подобно экосезу, этот танец требует особого внимания к действиям ведущей пары!

Пары встают в круг. Звучит мелодия мазурки, исполняется танец.

Император (гостям) : Танцмейстеры говорят, что мазурка воспитывает удаль, менуэт создает царственную осанку, а полька способствует выносливости. (Малиновскому)
Так ли это, Василий Федорович?

Директор Лицея __________________.
(с поклоном и улыбкой) : Судя по юным нашим гостям, это совершенно справедливо, Ваше величество. Однако не помешает еще рас в сем удостовериться.

Распорядитель бала: Дамы и господа, полька!

Фрейлина 5: Милостивые государи и государыни! Полька – танец чешского происхождения, исполняемый в быстром темпе. Название его происходит от чешского слова půlka - половина, что указывает на размер танца. Для ритма польки особенно характерна отрывистость. Из Чехии танец в первой трети 19 века быстро распространился по всей Европе. Польку танцуют парами по кругу, весело и непринужденно.

Звучит мелодии польки, исполняется танец (школа старинного бального танца «Менуэт».

Распорядитель бала:
Дамы и господа, прошу вас присоединиться к польке!

Пары встают в круг. Звучит мелодия польки, исполняется танец.

Директор Лицея __________________. (с поклоном) : Ваше императорское величество, я понимаю, что все французское ныне не в моде, но какой бал может обойтись без кадрили?!

Император:
Почтеннейший Василий Федорович, мне знаком иной способ танцевания кадрили, как исполняют ее в Североамериканских Штатах. Меня ему научил капитан экспедиции графа Резанова. Ежели вы распорядитесь насчет музыки, мы с удовольствием покажем ее вам.

Распорядитель бала: Дамы и господа, американская кадриль!

Фрейлина 6: Милостивые государи и государыни! Кадриль возникла во Франции в конце 18 в. и была весьма популярна до конца 19 в. Название ее связано с тем, что танец всегда исполняется двумя или четырьмя парами, расположенными по четырехугольнику (quadrille), друг против друга. Кадриль развилась из сельского танца и сначала содержала пять фигур со следующими французскими названиями: «Штаны» (название популярной французской песенки), «Лето», «Курица» (наверное, самая ранняя мелодия, в которой имитируется куриное кудахтанье), «Пастораль» и «Финал»: к нему танцмейстер Трениц добавил шестую фигуру, которая стала носить его имя. Американская кадриль, в отличие от французской, характеризуется меньшим количеством фигур, но гораздо большей подвижностью и быстрым, все ускоряющимся к концу темпом.

Звучит мелодия кадрили, исполняется танец (10 А класс).

Распорядитель бала:
Дамы и господа, прошу вас присоединиться к кадрили! Напоминаю, что постоянное ускорение темпа потребует всего вашего внимания! Следите также за чередованием четных и нечетных пар, подобно тому, как вы делали это в контрдансе!

Пары встают в линии. Звучит мелодия кадрили, исполняется танец.

Фоновая № 8. К императору подходит гусар и вручает запечатанный конверт. Подходит императрица, лицо ее выражает волнение. Император вскрывает письмо, читает его и, вернув гусару, шепотом говорит ему что-то, затем встает и обращается ко всем гостям.

Император:
Милостивые государи и государыни, почтеннейший Василий Федорович! В милом вашем дружеском кругу я отдыхал сердцем и, признаться, забыл, что живем мы во время военное. С сожалением должен оставить вас, ибо неотложные дела призывают меня в столицу.

Распорядитель бала: Августейшая фамилия покидает бальную залу!

Император подает руку императрице, за ними в колонну выстраивается двор (11 классы и фрейлины). Под звуки марша они проходят по залу полный круг и выходят. Остальные гости в это время встают и делают реверанс (дамы) либо кланяются (кавалеры). Распорядитель выходит вместе с двором и закрывает двери зала. Когда двор покинул зал, все садятся.

Директор Лицея __________________. (гостям): Милый наш дружеский круг, как изволил выразиться государь, поредел, но дружества оттого, думаю я, не утратил. (Обращаясь к дочери)
Анечка, не споешь ли нам напоследок? Ту самую, что сочинил барон Дельвиг?

Анечка Малиновская: Извольте, папá.

(Екатерина Бакунина подает Анечке гитару. Исполняется песня на стихи барона Дельвига)

Промчатся годы, как мечтанье,
В объятьях сладкой тишины,
Уже отечества призванье
Гремит нам: шествуйте, сыны!

Тебе, наш царь, благодаренье!
Ты сам нас юных съединил
И в сем святом уединенье
На службу музам посвятил!
Прими ж теперь не тех веселых
Беспечной радости друзей,
Но в сердце чистых, в правде смелых,
Достойных благости твоей.

Благословите положивших
В любви отечеству обет!
И с детской нежностью любивших
Вас, други наших резвых лет!
Мы не забудем наставлений,
Плод ваших опытов и дум,
И мысль об них, как некий гений,
Неопытный поддержит ум.

Фоновая № 8.

Распорядитель бала ( входя в зал): Августейшая фамилия изволит покидать Императорский Царскосельский Лицей! Пожалуйте к разъезду!

Все гости строятся за распорядителем и выходят из зала. Фоновая № 8 звучит в это время громко, слышны звуки фейерверка и приветственные крики за окнами. Бал закончен.

19.10.11 г.

Сценарий к дню пушкинского лицея

Цель:

воспитать в подрастающем поколении чувство родного языка; через постижение красоты языка, его богатства, неисчерпаемых возможностей прийти к грамотной устной и письменной речи. Неиссякаемым океаном для речевого, интеллектуального, нравственного развития учеников должен стать язык произведений нашей классики, в частности, стихи, поэмы, сказки А.С.Пушкина

Сцена. За столом, на котором стоит табличка «11.01.1825 год», сидит Пушкин.

Перед ним стоит графин с морсом и чашка. Рядом сидит Арина Родионовна

и что-то вяжет. На стене надпись «Михайловское». Пушкин задумчиво

смотрит на графин, наливает морс, пьет и говорит:

Пушкин:

Давно ль был день разлуки шумный,

Давно ль был Вакха буйный пир.

Со мной друзей нет юности безумной,

Теперь уединенье – мой кумир.

А как мы славно пировали:

Бокалы, осушив до дна,

Свободу, вольность воспевали,

Благословляя Вакха-шалуна.

«Любви, надежды, тихой славы

Недолго нежил нас обман,

Исчезли юные забавы,

Как сон, как утренний туман». (Пушкин)

Теперь один, поэт опальный,

Сижу в Михайловском своем,

Под звуки осени печальной

Я вечер коротаю с нянею вдвоем.

О, где ж вы, други юности беспечной,

Дождусь ли встречи с вами я?

Вас обниму ли с радостью сердечной,

Пожму ли руки вам, мои друзья?

Звенит колокольчик. Входит Пущин.

Пущин:

Ну, здравствуй, Пушкин, друг любезный,

Вот, наконец, мы встретились с тобой.

Я вижу: весь в трудах полезных,

Корпишь над следующей главой? (на столе лежит рукопись

«Евгений Онегин»)

Пушкин:

Я рад!

«…Поэта дом опальный

О, Пущин мой, ты первый посетил;

Ты усладил изгнанья день печальный,

Ты в день его Лицея превратил». (Пушкин)

Пущин:

Давай с тобой мы выпьем за Лицей,

За дружбу, за любовь и за свободу!

За круг, уже редеющий, друзей,

Кого теряем мы все чаще год от году.

Пушкин и Пущин молча чокаются чашками

С морсом и, стоя, пьют.

Пущин:

Быть может, пьем с тобой последний раз

И не увижусь я с тобою боле.

Давай забудем горести на час,

Забудем о печали, о неволе.

Пушкин

(высоко поднимая чашку с морсом и улыбаясь):

Веселье! Будь до гроба

Сопутник верный наш.

И пусть умрем мы оба

При стуке полных чаш! (Пушкин)

И они поют песню:

Песня

(«Гусарская баллада»)

Мы вспомним юные забавы,

И станет на душе у нас тогда тепло.

Не надо нам с тобою славы,

Лицейской дружбы сохраним навек тепло!

Наш Бахус мирный, вечно юный,

Он с лицеистами всегда был заодно.

Мы в честь него настроим струны

Но мы вино не пьем давно, давным-давно.

Пускай с отрадою печальной

Увидим мы сегодня чаши, чаши дно.

Не забывай, мой друг опальный,

Ты дорог мне давным-давно, давным-давно.

Закончив песню, Пущин обнимает Пушкина и прощается с ним со словами:

«Прощай, друг Пушкин, не поминай лихом», затем уходит.

На столе табличка «Апрель 1825 года». Пушкин ходит по комнате,

что-то бормочет, затем садится к столу, записывает.

Звенит колокольчик. Входит Антон Дельвиг.

Дельвиг (обнимая Пушкина):

Привет, Француз, поэт-отшельник,

Как долго же не видел я тебя!

Я думал, ты на отдыхе, «бездельник», (берет в руки стопку листов)

А ты совсем не бережешь себя.

Нальем-ка морса, а не пенного вина. (он наливает в чашки, поднимает

И выпьем за союз наш, декабристов, свою, чокается с Пушкиным

До капли чашку осушим, до дна! и выпивает)

Пушкин:

«И ты пришел, сын лени вдохновенный,

Сердечный жар, так долго усыпленный,

И бодро я судьбу благословил». (Пушкин)

Дельвиг и Пушкин, обнявшись и разговаривая, выходят из комнаты.

Пушкин (снова один):

О, мои милые друзья!

«Предчувствую отрадное свиданье;

Запомните ж поэта предсказанье:

Промчится год, и с вами снова я.

Исполнится завет моих мечтаний:

Промчится год, и я явлюся к вам!..» (Пушкин)

Пушкин уходит.

На столе появляется табличка «19.10.2011 г.». Урок русского языка.

За столом сидит учительница и читает вслух отрывки из сочинений.

Перед ней сидят ученики. Отрывки такие:

1. На псарне у Троикурова были гоначные сабаки.

2. Плюшкин наложил посиридине комнаты кучу дабра и долго

Ею любовался.

3. Палярники дрейфовали на льдине.

4. Летать на кастылях не просто, но он научился (о Мересьеве).

5. Княсь Нихлюдов был сведским человеком и мачился духами.

Учительница:

Мне жаль вас, молодое поколенье:

Не чтите вы совсем родной язык.

По-русски написать для вас – мученье,

Для вас могучий русский – не велик.

На языке богатом, русском, говорили

Толстой и Гоголь, Достоевский и Лесков…

Его боготворили, знали и любили

Ахматова, Набоков, Чуковский и Крылов…

А Пушкин, наш великий, славный гений

(«Живи сейчас он снова среди нас»),

Он, русским словом обратившись к поколеньям,

Такую мысль бы высказал тотчас:

Входят Пушкин, Пущин, Дельвиг, Горчаков, Кюхельбекер.

Пушкин: «Здравствуй, племя младое, незнакомое!»

Ученики встают, приветствуя гостей.

Пушкин:

«Доколь же вы, надменные потомки,

Смеяться будете над русским языком?

Стихов и прозы безобразные обломки

Впитают дети ваши с материнским молоком!

Средь них тогда не будет уж поэтов,

А о писателях уж я не говорю!

Их хватит лишь на то, чтобы писать куплеты,

А о сонетах и поэмах я и не молю!

Проснитесь же вы, сонные ленивцы!

Бог помочь вам, друзья мои!

Вперяйте в книги вы свои десницы,

Наступят пусть у вас златые дни!»

Пушкин и гости, о чем-то споря, уходят.


Сценарий Дня лицея

Ведущий:
Мой милый дом, ты на семи ветрах,
Для всех открыт, и все к тебе приходят.
Ведь здесь мы забываем лишний страх,
Здесь снова детство мы свое находим.

Ведущая:
Нас эти стены будто берегут
Здесь не страшны ни горести, ни беды.
Учителя нас здесь, как мамы дома ждут,
Храня в душе и сердце все наши победы.

Ведущий:
- Торжество, посвященное Дню лицеиста, можно считать открытым. Прошу всех присутствующих встать. (Звучит Гимн Российской Федерации).

Ведущий:
- Как известно, у всего на свете имеется начало, отчет, исток… Так и наш лицей 66 лет назад открыл свои двери для ребят, желающих получать знания, развиваться и найти свое место в этой жизни.
- однако история лицейства уходит далеко в девятнадцатое столетие.

Ведущий:
- В 1811 году 19 октября по приказу императора Александра I открывается Царскосельский лицей, предназначенный для всестороннего образования родных братьев государя, а также юношей из дворянской знати России. Именно в этом учебном заведении учился Александр Пушкин.

Ведущая:
- Прекрасные преподаватели, постоянная борьба лицеистов за титул «лучшего в учебе», регулярная тренировка поэтического слога – все это способствовало образованию крепкого круга единомышленников, живущих идеалами служения своему народу и России.

Ведущий:
- Ежегодно первые выпускники Царскосельского лицея организовывали праздник, названный впоследствии Днем лицея. Мы-как наследники этого гордого звания, из года в год сохраняем и чтим традиции, созданные в далеком прошлом. Приоткроем занавес тех времен……Итак, Царское Село…….


Сценка:
… Публика гуляет в Царском Селе. Некоторые из гуляющих могут быть с детьми.

– Что-то новое… слыхали?
– Да! Лицеем нарекли.
– Что же значит сей Лицей?
– Надо выяснить скорей!
– Аристотель так учил.
– Он тогда в Афинах жил.
– И, гуляя по аллеям,
– Размышлял он о Ликее.
– А на русский лад – Лицей.
– И хватает здесь аллей.
– Говорят, не будут бить.
– Как без этого учить?
– Вы дикарка! Вам не стыдно?! За Россию мне обидно!
– Обучение – 6 лет.
– Так решил их педсовет.
– Кто-то мне еще сказал – всем отдельный дортуар.
– Правильно решили. Чудно. Одному побыть уютно.

Чтец

:

А как все начиналось?
Вспоминаю:
С лицейским временем
Я встретиться желаю.

Пушкин

:

Взглянув когда-нибудь на тайный сей листок,
Исписанный когда-то мною,
На время улети в лицейский уголок
Всесильной, сладостной мечтою.
Ты вспомни быстрые минуты первых дней,
Неволю мирную, шесть лет соединенья,
Печали, радости, мечты души твоей,
Размолвки дружества и радость примиренья, –
Что было и не будет вновь…

Чтец

: В сим храме наук будут воспитывать честных граждан. Слова и поступки государственного человека должны служить примером для других. Титулы и почести приобретайте только честным путем, обратное достойно презрения.
Лицей воспитал учеников в духе любви к Отечеству, к России.

Чтец

: Все лицеисты пушкинского выпуска считали себя и проявили в дальнейшем истинно русскими.

Чтец

: Нам целый мир чужбина. Отечество нам Царское Село.

Чтец :

Их 30 человек. Вот класс.
Бакунин, Броглио, Вольховский,
Саврасов, Дельвиг, Корф, Данзас,
Тырков, Корнилов, Малиновский.
Здесь Кюхля, Маслов, Есаков,
Комовский, Гурьев. Илличевский,
Костенский, Стевен, Горчаков,
Мартынов, Мясоедов, Ржевский.
Вот Гревенец и Ломоносов,
Вот Яковлев и Корсаков
Но где еще кого-то носит?
Откликнитесь на трубный зав!
Мы их, конечно, не забудем:
Матюшкин, Пущин, Пушкин, Юдин.

Чтец

: Да! Режим лицейский строг– всех сзывают на урок

Урок математики

Входит Карпов. Всем раздает листы. Все решают. Один Пушкин ничего не делает.

КАРПОВ : Пушкин, решайте уравненье.

ПУШКИН : Я не умею.

КАРПОВ : Идите и решайте, а вы все поспешайте!

Пушкин мучается у доски.

КАРПОВ : Я все стою печально и смотрю…

ПУШКИН : Но уравнение равно нулю.

КАРПОВ : У вас всегда и все нулю равняется. Да! С математикой у вас не получается. Вы на последней парте заседайте, свои стихотворенья сочиняйте. Вот вам единственный совет.

Появляется совсем старый Гаврила Романович Державин.

Г. Р.ДЕРЖАВИН :

Старик Державин все заметил.
Восторгов я тогда не скрыл.
Ведь чудо в Пушкине отметил
И, в гроб сходя, благословил.

Хочу еще раз все услышать.
А ну-ка, милый, встань поближе.
Подайте трубку поскорей, (слуховой аппарат)
А Саше – рупор посильней.

Пантомима.

Пушкин убегает в сад.

Чтец:

Лицей стал вторым домом и настоящей семьей. Здесь он встретил людей, которые на всю жизнь стали его друзьями – Пущин, Кюхельбекер, Дельвиг. И не было больше на Руси ни одного поэта, для которого дружба играла бы такую роль. Его друзья были умные, веселые, интересные ребята, которые впоследствии стали известными в России людьми: Матюшкин – мореплаватель, Яковлев –композитор, Горчаков – дипломат. Шесть лет продолжалась учеба в Лицее, а дружба осталась на всю жизнь.

Ведущий:

Наш лицей стал для нас тоже родным домом. И мы гордимся нашими лицеистами былых лет и теми, кто и сейчас защищает честь лицея на олимпиадах, конкурсах, спортивных эстафетах.
- Сейчас в нашем лицее обучается 816 лицеистов, каждый из них гордится тем, что учится в Физико-математическом лицее № 000!

Ведущая:

В 2013 году с серебряной медалью окончил лицей – Слюсаренко Максим и трое выпускников получили по разным предметам 100 баллов по ЕГЭ!!!


Ведущая:
Как вы знаете, каждый год наши лицеисты занимают на областных и городских олимпиадах призовые места.

Ведущий:
- Кроме того, они являются дипломантами и призерами городских и областных научно-практических конференций.

Ведущая:
- наши спортсмены побеждают на районных, городских спартакиадах.

Ведущий:
- И заслугой наших любимых, уважаемых учителей является то, что наши выпускники имеют 100 процентный показатель поступления на бюджетную основу в лучшие ВУЗы Санкт-Петербурга и Москвы

Ведущая:

Особого внимания и чувства гордости заслуживают наши педагоги, которые из года в год отстаивают также славное имя лицея № 000.

Ваши аплодисменты звучат в адрес всех наших учителей!


- Слово предоставляется директору физико-математического лицея….

Муниципальное бюджетное учреждение культуры

«Анапская централизованная библиотечная система»

Детско-юношеская библиотека – филиал №1

Сценарий


19 октября – День Царскосельского лицея

Анапа, 2013

Вы помните: когда возник Лицей,

Как царь для нас открыл чертог Царицын.

И мы пришли. И встретил нас Куницын

Приветствием меж царственных гостей.

А.С.Пушкин «Была пора»

За 33 года существования Царскосельский Лицей закончили 286 человек, в том числе 234 по гражданской части, 50 – по военной, 2 – по морской.

Царскосельский лицей останется навсегда в истории России как одно из передовых учебных заведений первой четверти 19 века.

Ведущий (1): 19 октября 1811 года в Царском Селе 30 мальчишек сели за парты и стали одноклассниками. Класс как класс, мальчишки как мальчишки, из которых выйдут поэты и министры, офицеры и «государственные преступники», сельские домоседы и неугомонные путешественники…

Ведущий (2): В лицее они сдружились, писали стихи, издавали журналы, озорничали. Время их учебы совпало с событиями Отечественной войны 1812 года, Бородинского сражения. Они быстро повзрослели, возмужали. В 1825 году некоторые стали участниками декабристского восстания на Сенатской площади в Петербурге.

Ведущий (1): В наши дни слово «лицей» вновь стало современным и даже модным. Потребность называть так школы, где идет поиск новых программ и новых способов обучения, естественна и понятна: обаяние пушкинских стихов наделило это слово силой. Теперь каждый знает: лицей – школа любимая, удавшаяся, воспитавшая многих замечательных людей.

Но прежде всего лицей – это школа, где прошла юность Александра Пушкина, где «развился его характер – любящий, пылкий и независимый».

Чтец (1): «Новое заведение, - вспоминал И.И.Пущин, - которое самым своим названием поражало публику в России – не все тогда имели понятие о колоннадах и ротондах в афинских садах, где греческие философы научно беседовали со своими учениками».

Ведущий (2): Прообразом Царскосельского лицея был лицей греческий. Лицеем, или ликеем, называлась одна из трех афинских гимназий, основанных в 335 году до нашей эры Аристотелем. Она была расположена неподалеку от храма Аполлона Ликейского в северо-восточном пригороде Афин – Ликее, в красивом живописном месте.

Подобно древней школе, пушкинский лицей разместился в небольшой городке – Царском Селе, зеленом и нарядном, среди нескольких парков. «Прекрасные дубравы» позднее станут источником поэтического вдохновения для Александра Пушкина и его друзей, неотъемлемой частью их шестилетней жизни в этом учебном заведении.

Ведущий (1): Создание лицея было неразрывно связано с широким планами государственного преобразования России в начале царствования императора Александра I. Пушкинская строка «дней Александровых прекрасное начало» доносит до нас атмосферу необыкновенного общественного подъема тех лет. Молодой монарх, воспитанный в европейском духе свободолюбивым швейцарцем Лагарпом, поощрял любые формы общественной деятельности, результатом которой стали многочисленные проекты и постановления.

Ведущий (2): Внутреннее управление в Лицее осуществлял директор, кандидатуру которого утверждал император. Первым директором стал статский советник В.Ф.Малиновский, выпускник Московского университета.

Ведущий (1): В 1802 году наряду с восемью новыми министерствами учреждается Министерство народного просвещения, создаются учебные округа, открываются новые университеты, которые становятся центрами науки. Министерство народного просвещения разрабатывает школьный устав и проводит в жизнь учебную реформу. Н.М.Карамзин в это время писал…

Чтец (2): «…Многие государи имели славу быть покровителями наук и дарований; но едва ли кто-нибудь издал такой основательный, всеобъемлющий план народного учения, каким ныне может гордиться Россия».

Ведущий (2): Среди садов и парков города Пушкина возвышается светлое здание лицея. Здесь учился Александр Сергеевич Пушкин. Всю жизнь хранил он в сердце лучшие воспоминания о лицейских годах, о Царском Селе, о наставниках и первых друзьях. В лицее родилась вдохновенная муза поэта, и «старик Державин» благословил ее рождение. В Царском Селе познакомился Пушкин с историком Н.М.Карамзиным, с поэтами В.А.Жуковским, К.Н.Батюшковым, М.А.Дмитриевым, П.А.Вяземским и с философом П.Я.Чаадаевым. В лицее окрепла дружба с будущим декабристом Иваном Пущиным, с верным товарищем Иваном Малиновским, завязалась идейная и поэтическая близость с А.А.Дельвигом и В.К.Кюхельбекером, участником восстания 14 декабря 1825 года. В Царском Селе были одержаны первые творческие победы, родились «души прекрасные порывы», здесь вспыхнула «сердца первая любовь»…

Ведущий (1): В посвящении лицейской годовщине – 19 октября 1825 года – опальный Пушкин, находившийся тогда в ссылке в Михайловском, писал…

Чтец (1): …Вотще воображенье

Вокруг меня товарищей зовет;

Знакомое не слышно приближенье,

И милого душа моя не ждет.

Я пью один, и на брегах Невы

Меня друзья сегодня именуют…

Но многие, ль и там из вас пируют?...

Ведущий (2): Здесь поэт вспоминает друзей и прежде всего певца, композитора Николая Корсакова, умершего в Италии, затем обращается к мореплавателю Федору Матюшкину. За этими строками звучат слова, которые были повторены поколениями лицеистов, те слова, что высечены на гранитном пьедестале памятника Пушкину-лицеисту в лицейском саду:

Друзья мои, прекрасен наш союз!

Он, как душа, неразделим и вечен –

Неколебим, свободен и беспечен,

Срастался он под сенью дружных муз.

Куда бы нас ни бросила судьбина,

И счастие куда б ни повело,

Все те же мы: нам целый мир чужбина;

Отечество нам Царское Село.

Ведущий (1): В изгнании, где особенно ценится чувство дружбы, где так ощущается то, что осталось вдали, поэт вспоминает тех, кого любил с юности, кого ценил, кому был предан сердцем. Трех друзей Пушкин обнял в глуши Псковской губернии. Двое из них, Пущин и Дельвиг, приехали сюда навестить поэта, третий, Горчаков, оказался здесь у своего дядюшки. Александр Сергеевич был благодарен И.И.Пущину и А.А.Дельвигу, приехавшим к нему, рад встрече с А.М.Горчаковым…

Чтец (2): …И ныне здесь, в забытой сей глуши,

В обители пустынных вьюг и хлада,

Мне сладкая готовилась отрада;

Троих из вас, друзей моей души,

Здесь обнял я…

Ведущий (2): Русский язык и словесность преподавал выпускник Московского университета, доктор философии и свободных наук, профессор Н.Ф.Кошанский. Дополнительной обязанностью Николая Федоровича было обучение лицеистов латинскому языку.

Ведущий (1): Приглашенный из Швейцарии профессор Д.И. де Будри вел занятия по французскому языку и словесности. Немецкому лицеистов обучал профессор Ф.Л. де Гауеншильд, уроженец Трансильвании. Декции по военным наукам читал профессор А.М.Пушкин, по историческим – автор нескольких учебников, профессор И.К.Кайданов.

Ведущий (2): Преподавателем нравственных наук был А.П.Куницын, выпускник Петербургского педагогического института. Он читал логику, психологию, нравственность, различные отрасли права, политическую экономию и финансы. Лицеисты с большим уважением относились к профессору. Недаром поэт в стихотворении «19 октября» сказал…

Чтец (1): Куницыну дань сердца и вина!

Он создал нас, он воспитал наш пламень,

Поставлен им краеугольный камень,

Им чистая лампада возжена.

Ведущий (1): В Царском Селе прошли юные годы поэта. Он любил бескрайние парки – рукотворные «сады лицея» - Екатерининский, Александровский и Бабловский с их искусственными водоемами, каскадами, гротами и насыпными горками. Здесь смещались все эпохи и стили, от пышного, причудливого барокко до строгого классицизма, от турецких павильонов до «китайщины» и более поздней готики. На Камероновой галерее, как в пантеоне, застыли лики древних героев, поэтов и философов.

Напоенные романтикой «сады прекрасные» волновали воображение юноши, будили в нем патриотические и лирические строки стихов. На протяжении жизни Пушкин, как паломник, возвращался в Царское Село, к стенам лицея, и, как первую любовь, он пронес через всю жизнь благодарную память о тех, кто был с ним в те далекие годы.

Это преданное чувство к лицею, его садам поэт передал не только лицеистам последующих лет, но и почитателям его гения, которые приезжали сюда прежде и приезжают сегодня, посещают мемориальный музей – пушкинский лицей, пушкинские парки, лицейский сад, где стоит памятник поэту, воспетый А.Яхонтовым, И.Анненским, В.Палей, Э.Голлербахом, В.Рождественским и поэтами последующих лет.

Чтец (2): Смуглый отрок бродил по аллеям,

У озерных грустил берегов,

И столетие мы лелеем

Еле слышный шелест шагов.

Иглы сосен густо и колко

Устилают низкие пни…

Здесь лежала его треуголка

И растрепанный том Парни.

А.А.Ахматова «В Царском Селе»
Ведущий (2): Лицеистам предоставлялась возможность заниматься изящными искусствами и гимнастическими упражнениями, рисованием (учитель С.Г.Чириков), музыкой и пением (Ф.Б.Гальтенгоф), танцами (И.И.Эбергард), фехтованием (Вальвиль).

Ведущий (1): Система образования в Царскосельском лицее основывалась на давней традиции русского дворянского воспитания. Это отразилось в том, как был продуман учебный день, расписание, время каникул, изучаемые дисциплины. В лицей принимали молодых людей в возрасте от 10 до 12 лет, которые хорошо знали русский язык и, по крайней мере, один иностранный, а также математику, физику и историю.

Ведущий (2): Наряду с организацией учебного процесса поощрялось литературное творчество воспитанников: сочинение стихов, басен, эпиграмм, домашние спектакли и водевили, издание литературных журналов, литературно-музыкальные вечера.

Поэзия привлекала многих воспитанников, и это не казалось чем-то удивительным. На лекциях Н.Ф.Кошанского, воспитанники получали определенные темы для собственных классных сочинений. Именно так появилось пушкинское стихотворение «Роза», историю написания которого сохранил для нас Иван Пущин…

Чтец (1): «Как теперь вижу тот послеобеденный класс Н.Ф.Кошанского, когда, окончивши лекцию несколько раньше урочного часа, профессор сказал: «Теперь, господа, будем пробовать перья! Опишите мне, пожалуйста, розу стихами». Наши стихи вообще не клеились, а Пушкин мигом прочел два четырехстишья, которые всех нас восхитили…»

Ведущий (1): Занимались воспитанники в общей сложности по 7 часов в день. Занятия чередовались с отдыхом и прогулками. Последние совершались в Царскосельском саду в любую погоду.

Ведущий (2): Продуманный распорядок дня способствовал ускоренному развитию лицеистов, которые к 16-18 годам становились физически крепкими, закаленными, трудолюбивыми, нравственно здоровыми. Огромное значение в жизни Лицея имела его библиотека, созданная в 1811 г. Первоначально ее фонд формировался из книг, переданных в дар хозяевами Александровского дворца. Затем стали поступать практически все лучшие отечественные и зарубежные издания.

Ведущий (1): выписывались журналы: «Вестник Европы», «Военный журнал», «Друг юношества», «Сын Отечества», «Христианские чтения» и другие.

Ведущий (2): В четырехэтажном здании Лицея инспектора и гувернеры жили на первом этаже. На втором размещались столовая, больница, конференц-зал, на третьем – учебные классы, кабинет физики, кабинет для газет и журналов, место для отдыха и забав, на четвертом – дортуары (спальни лицеистов).

Ведущий (1): У каждого воспитанника была небольшая комната со скромной мебелью – только самой необходимой. В их «кельях» находились железная кровать, комод, конторка, зеркало, стул, стол для умывания. На конторке – чернильница и подсвечник со щипцами.

Ведущий (2): Отличительной особенностью Царскосельского лицея была единая форма одежды. До 1812 года мундир лицеиста состоял из однобортного кафтана темно-синего сукна со стоячим воротником из красного сукна и такими же обшлагами, с золотым и серебряным шитьем и гладкими позолоченными пуговицами. После 1812 года вместо белых панталон с ботфортами были введены серые брюки, вместо треугольных шляп – фуражки, вместо форменных синих сюртуков – серые статского покроя.

Ведущий (1): Учебный год в Царскосельском лицее продолжался 11 месяцев – с 1 августа по 1 июля. Это было закрытое заведение. В течение всего периода обучения воспитанники не имели права покидать пределов Царского Села. Во время каникул вместе с наставниками они совершали пешие прогулки, изучали пригороды, бывали в Павловске, Колпино, катались на лодках, зимой в воскресные дни – на коньках.

Ведущий (2): В мае 1817 года состоялись выпускные экзамены. В течение 17 дней повзрослевшие лицеисты прошли испытания по 15 предметам.

Ведущий (1): 9 июня 1817 года после экзаменов состоялся первый выпуск из Царскосельского лицея. На торжественном вечере император Александр I лично раздал выпускникам награды и дипломы. В Большом зале хор воспитанников пропел трогательную «Прощальную песню», стихи которой сочинил Антон Дельвиг.

Ведущий (2): Первый выпуск Царскосельского лицея – его называют пушкинским – был замечателен обилием творческих личностей. Вот лишь некоторые известные имена: А. Дельвиг, В.Кюхельбекер, А.Илличевский – поэты и журналисты; Ф.Стевен – в системе образования; А.Горчаков – дипломат, позже министр иностранных дел России; В.Войцеховский, А.Корнилов, К.Данзас – офицеры армии; М.Яковлев – композитор; Ф.Матюшин – русский мореплаватель, знаток теории и истории русского флота.

А сейчас вашему вниманию, мы предлагаем конкурс о знании произведений и биографии А.С.Пушкина, при этом мы с вами совершим путешествие по кольцевому маршруту.

«По следам великого поэта»

«Зал ожидания»

(Этот конкурс-жеребьевка. Команды по очереди вытягивают «проездные билеты», на обороте которых написаны вопросы. На ответ дается 30 секунд. За правильный ответ команда получает 1 балл, за досрочный ответ – 0,5 балла. Команда, набравшая больше очков, первой вступает в игру .)

«Проездные билеты»

1. В личной библиотеке А.С.Пушкина есть книга Дж. Байрона с автографом: «Байрона Пушкину посвящаем. Почитатель обоих». Далее – подпись. Чья подпись стоит под автографом? (Адама Мицкевича )

2. Назовите пушкинское стихотворение о древе яда? («Анчар»)

3. Кем приходился Черномор тридцати трем богатырям? (Дядькой )

4. Кто из персонажей А.С.Пушкина не мог «ямба от хорея» отличить? (Евгений Онегин )

5. Причина гибели кормщика и пловца в стихотворении «Арион». («Вихрь шумный» )

6. В названии, какого произведения А.С.Пушкина упоминается страшное заболевание? («Пир во времена чумы» )

7. Поэт, подаривший Пушкину свой портрет с надписью «Победителю ученику от побежденного учителя». (В.А.Жуковский )

8. Вставьте пропущенное слово в цитату: «Чем меньше женщину мы любим, тем…нравимся мы ей» (Легче )

9. Прозвище А.С.Пушкина, данное ему в обществе «Арзамас». (Сверчок )

11. В каком стихотворении Бог повелел поэту «глаголом жечь сердца людей»? («Пророк» )

12. Роман «Евгений Онегин» начинается словами: «Мой дядя самых честных правил…» Это перефразированное заимствование из другого известного автора, современника А.С.Пушкина. Назовите произведение-оригинал и его автора. (Басня «Осел и мужик» И.А.Крылова )

13. В романе «Евгений Онегин» о Ленском сказано:

Он пел разлуку и печаль,

И нечто и туману даль…

Представителем, какого литературного направления, судя по этим строчкам, был Владимир Ленский? (Романтизма )

Станция «Краеведческая»

(Конкурс проводится как игра «Домино». Командам выдаются «фишки», на одной стороне которых, как обычно, расположены точки, а на другой – номер вопросов. Подбирая фишку для следующего хода, команда одновременно выбирает вопрос. )

1. С какой целью А.С.Пушкин прибыл осенью 1833 года в город Оренбург? (Для сбора материалов о Пугачевском восстании )

2. Кто был цензором «Истории Пугачева», материал для которой А.С.Пушкин собирал в Оренбурге? (Николай I )

3. Назовите произведение, про которое А.С.Пушкин говорил, что приходится ему крестным отцом. Кому поэт подарил сюжет этого произведения? (Комедия «Ревизор» Н.В.Гоголя. Пушкина в Оренбурге приняли за чиновника министерства, прибывшего с негласной проверкой. )

4. Кто был «гидом» Пушкина в Оренбурге? (Владимир Даль. )

5. Почему в повести «Капитанская дочка» крепость, где комендантом был Миронов, называется Белогорской? (Прообразом крепости Миронова из повести стала крепость Татищева, а ее окружали «белые» горы )

6. Уезжая из Оренбурга, Александр Пушкин оставил Владимиру Далю рукопись с надписью: «Сказочнику казаку Луганскому сказочник Александр Пушкин». Почему А.С.Пушкин назвал Владимира Даля таким именем? (В Оренбуржье Владимир Даль работал под псевдонимом казак Луганский, псевдоним был образован от названия родного города В.Даля – Луганска. )

7. Какую народную сказку А.С.Пушкин услышал в Оренбурге и включил ее в 11-ю главу «Капитанской дочки», вложив ее в уста Пугачева. (Сказку об орле и вороне )

8. Эту сказку А.С.Пушкин рассказал В.Далю в Оренбурге. Позже В.Даль, обработав сказку, включил ее в свой сборник. Как она была названа в сборнике В.Даля? («Сказка о Георгии Храбром и волке». )


Станция «Библиографическая»

(В этом конкурсе участвуют по 2 человека от каждой команды. Задача участников конкурса: работая с каталогом библиотеки, составить списки литературы по темам, которые им предложит Ведущий. Темы могут быть следующими: «Онегин, добрый мой приятель» (о романе «Евгений Онегин»), «Наш Пушкин» (о жизни А.С.Пушкина). Пока составляются списки, ведущий проводит зрительский конкурс. Зрители, правильно ответившие на вопрос, приносят 1 балл в актив команды, за которую болеют. )

«Душа в заветной лире мой прах переживет…»

1. В какой поэме А.С.Пушкина Алеко убил Земфиру (В поэме «Цыгане» )

2. Назовите фамилию возлюбленной Владимира Ленского? (Ларина )

3. Какой композитор написал романс на стихи А.С.Пушкина «Сомнение»? (М.И.Глинка )

4. В каком городе родился А.С.Пушкин? (В Москве )

5. Под какой фамилией Владимир Дубровский проник в дом помещика Троекурова? (Дефорж )

6. Назовите имя сына скупого рыцаря? (Альбер )

7. В какую птицу превращалась возлюбленная князя Гвидона? (В лебедя )

8. С кем дрался А.С.Пушкин на дуэли в феврале 1837 года? (С Жоржем Дантесом )

9. В каком стихотворении А.С.Пушкина герою явился шестикрылый серафим? (В стихотворении «Пророк» )

10. Назовите холодное оружие «…для рук карающей Изиды». (Кинжал )

Список литературы

1. Безрукова, И.Г. По следам великого поэта [Текст]/И.Г.Безрукова//Читаем, учимся, играем. – 2005. - №4. – С.27-31

2. Карабанова, М.И. «Отечество нам Царское Село…» [Текст]/М.И.Карабанова//Читаем, учимся, играем. – 2011. - №7. – С.12-16

3. Щербакова, А. Останется в истории России навсегда [Текст]/А.Щербакова//Библиополе. – 2012. - №8. – С.67-70


Подготовила: зав.отделом медиатеки и периодики – Коннова Е.В.