Стариковская девушка с конфетной обложки обновление. Конфетное сердце-коробка (МК)

Как происходило освоение Земли человеком? Это был очень сложный и длительный процесс. Даже сейчас нельзя сказать, что наша планета изучена на 100 %. До сих пор существуют уголки природы, на которые не ступала нога человека.

Изучает освоение земли человеком 7 класс средней общеобразовательной школы. Эти знания очень важны и помогают лучше понять историю развития цивилизации.

Как происходило освоение Земли человеком?

Первый этап расселения, во время которого древние прямоходящие люди начали мигрировать из Восточной Африки в Евразию и осваивать новые земли, начался около 2 млн лет назад и закончился 500 000 лет назад. Позднее древние люди вымирают, и с появлением в Африке человека разумного 200 000 лет назад стартовал второй этап.

Основное расселение людей наблюдалось вдоль устья крупных рек - Тигра, Инда, Евфрата, Нила. Именно в этих местах и возникли первые цивилизации, которые именовались речными.

Наши предки выбирали такие участки для того, чтобы разбить населенные пункты, которые впоследствии станут центрами государств. Их жизнь была подчинена четкому природному режиму. Весной реки разливались, а потом, когда они подсыхали, на этом месте оставалась благодатная влажная почва, идеально подходящая для засеивания.

Расселение по материкам

Подавляющее большинство историков и археологов считают родиной Африку и Юго-Западную Евразию. Со временем человечество освоило практически все материки, за исключением Антарктиды. Там, где сейчас расположен 30 тысяч лет назад была суша, которая соединяла между собой Евразию и Северную Америку. Именно по этому мосту люди проникали во все новые и новые места. Так, охотники из Евразии, пройдя через Северную Америку, попали и в ее южную часть. В Австралию человек попал из Юго-Восточной Азии. Такие выводы ученые смогли сделать на основании результатов раскопок.

Основные области расселения

При рассмотрении вопроса о том, как происходило освоение земли человеком, будет интересно узнать, каким образом люди выбирали места для своего жительства. Очень часто целые поселения оставляли привычный уголок и отправлялись в неизведанное за поиском лучших условий. Освоенные новые земли позволили развить животноводство и земледелие. Очень быстро увеличивалась и численность Если 15 000 лет назад на Земле проживало около 3 000 000 человек, то сейчас эта цифра превышает 6 миллиардов. Подавляющее большинство людей проживают на равнинных участках местности. На них удобно разбивать поля, строить фабрики и заводы, обустраивать населенные пункты.

На можно выделить четыре области, где расселение людей наиболее плотное. Это Южная и Восточная Азия, восток Северной Америки. Для этого есть свои причины: благоприятные природные факторы, давность заселения и развитое хозяйство. Например, в Азии население до сих пор активно засеивает и орошает почву. Благодатный климат позволяет собирать несколько урожаев в год, чтобы прокормить большую семью.

В Западной Европе и Северной Америке преобладает городское расселение. Здесь очень развита инфраструктура, построено много современных заводов и фабрик, промышленность преобладает над сельским хозяйством.

Виды хозяйственной деятельности

Хозяйственная деятельность влияет на окружающую среду и изменяет ее. Причем различные отрасли воздействуют на природу по разному.

Так, сельское хозяйство стало первопричиной сокращения участков планеты, на которых сохранялись естественные условия. Для полей и пастбищ требовалось все больше места, вырубались леса, животные теряли свой дом. Из-за постоянной нагрузки почва частично теряет свои плодородные качества. Искусственное орошение позволяет получить хороший урожай, но есть у этого метода и свои минусы. Так, в засушливых районах чересчур обильный полив земли может привести к ее засолению и снижению урожая. Домашние животные вытаптывают растительность и уплотняют почвенный покров. Нередко в условиях засушливого климата пастбища превращаются в пустыню.

Особенно вреден для окружающей среды быстрый рост промышленности. Твердые и жидкие вещества проникают в почву и воду, а газообразные выбрасываются в воздух. Бурный рост городов вызывает необходимость в освоении все новых территорий, на которых уничтожается растительность. Загрязнение окружающей среды крайне неблагоприятно сказывается и на здоровье людей.

Освоение Земли человеком: страны мира

Люди, которые живут на одной территории, имеют общий язык и одну культуру, формируют этнос. Он может состоять из нации, племени, народа. В прошлом великие этносы создавали целые цивилизации.

В настоящее время на планете существует более 200 государств. Все они различаются между собой. Есть государства, занимающие целый материк (Австралия), а есть совсем крошечные, состоящие из одного города (Ватикан). Различаются страны и по численности населения. Есть государства-миллиардеры (Индия, Китай), а есть и такие, в которых проживает не более нескольких тысяч (Сан-Марино).

Итак, рассматривая вопрос о том, как происходило освоение Земли человеком, можно сделать вывод, что этот процесс еще не завершен и нам предстоит узнать еще очень много интересного о нашей планете.

История человечества стирается из нашей памяти и лишь усилия учёных способны приблизить нас к ней. Происхождение человека занимает умы исследователей уже не одну сотню лет. Теологи утверждают, что человек появился в результате акта божественного творения; исследователи паранормального говорят о нашем внеземном происхождении; антропологи предъявляют доказательства происхождения человека в процессе эволюции. Сторонники той или иной теории предоставляют свои доказательства правоты. В публикуемых мною материалах, рассказывается о выводах сделанных антропологами, археологами, генетиками, биологами и представителями других научных направлений. Хочу заметить, что это те люди, которые провели тысячи часов за микроскопами; перекопали тонны земли; перевезли в лаборатории, исследовали и сопоставили сотни тысяч ископаемых костей наших предков. Хотите спросить, не тот ли я Чарльз Дарвин, который заложил основы современной эволюционной теории? Нет, мы просто однофамильцы...

Текст лекции.

Первое событие, которое изучает истори­ческая наука, - это появление самого человека. Сразу встает во­прос: что же такое человек? Ответ на этот вопрос дают разные науки, например биология. Наука исходит из того, что человек появился в результате эволюции из царства животных.

Биологи со времен знаменитого шведского ученого XVIII в. Карла Линнея относят человека, включая его вымершие ныне ранние виды, к отряду высших млекопитающих - приматам. Вме­сте с человеком в отряд приматов входят современные и вымер­шие обезьяны. Человек имеет определенные анатомические ха­рактеристики, отличающие его от других приматов, в частности человекообразных обезьян. Однако различить по анатомическим признакам останки ранних видов человека от останков, живших тогда же человекообразных обезьян бывает совсем не просто. Поэто­му о происхождении человека между учеными идут споры, а под­ходы к решению этого вопроса все время уточняются по мере появления новых археологических находок.

Археология имеет первостепенное значение для изучения периода первобытности, так как позволяет ученым получить в снос распоряжение предме­ты, изготовленные древними жителями нашей планеты. Именно способность к изготовлению таких предметов и следует считать главной особенностью, отличающей человека от других прима­тов.

Неслучайно археологи делят историю на каменный, бронзовый и железный века. Каменный век по особенностям орудий труда древнего человека подразделяется на древний (палеолит), сред­ний (мезолит) и новый (неолит). В свою очередь, палеолит делит­ся на ранний (нижний) и поздний (верхний). Ранний палеолит состоит из периодов - олдувай, ашель, мустье.

Помимо орудий труда важнейшее значение имеют раскопки жилищ и мест поселения людей, а также их захоронений.

По вопросам происхожде­ния человека - антропогенеза - существует несколько теорий. Большой известностью пользовалась в нашей стране трудовая тео­рия, сформулированная в XIX в. Ф. Энгельсом. Согласно этой теории трудовая деятельность, к которой пришлось прибегнуть пред­кам человека, привела к изменению их внешнего облика, что было закреплено в ходе естественного отбора, а потребность общения в процессе труда способствовала зарождению языка и мышления. Трудовая теория опирается на учение Ч.Дарвина о естественном отборе.

Современная генетика придерживается несколько иного мне­ния о причинах эволюции живых существ. Генетика отрицает воз­можность закрепления в организме приобретенных в ходе жизне­деятельности качеств, если их появление не связано с мутациями. В настоящее время появились разные версии причин антропо­генеза. Ученые обратили внимание, что регион, где происходил антропогенез (Восточная Африка), является зоной повышенной радиоактивности.


Повышенный уровень радиации - это сильнейший мутагенный фактор. Возможно, именно воздействие радиации вызвало анатомические изменения, что и привело в ко­нечном итоге к появлению человека.

В настоящее время можно говорить о следующей схеме антро­погенеза. Останки общих предков обезьян и человека, найденные в Восточной Африке и на Аравийском полуострове, имеют воз­раст 30 - 40 млн. лет. В Восточной и Южной Африке обнаружены останки наиболее вероятного предка человека - австралопитека (возраст 4 - 5,5 млн. лет). Австралопитеки, скорее всего не могли изготовлять орудий из камня, но по своему облику походили на первое существо, создававшее такие орудия. Австралопитеки жили и в саваннах, передвигались на задних конечностях и имели незначительный волосяной покров. Череп австралопитека превосходил по размерам череп любой современной человекообразной обезьяны.

Самые древние созданные рукой человека каменные орудия (возраст около 2,6 млн. лет) найдены археологами в местности Када Гона в Эфиопии. Почти столь же древние изделия обнаруже­ны в ряде других районов Восточной Африки (в частности, в уще­лье Олдувай (Олдовай) в Танзании). В этих же местах раскопаны и фрагменты останков их создателей. Этот самый древний вид чело­века назван учеными человеком умелым (Ноmо habilis ). Человек умелый внешне не слишком отличался от австралопитека (хотя объем мозга был у него несколько больше), однако его уже нельзя считать животным. Человек умелый обитал только в Восточной Африке.

По археологической периодизации время существования чело­века умелого соответствует периоду олдувая. Наиболее характерными орудиями Ноmо habilis являются оббитые с одной или двух сторон гальки (хопперы и чоппинги).

Главным занятием человека с момента его появления была охота, в том числе и на довольно крупных животных (ископаемых слонов). Обнаружены даже «жилища» Ноmо habilis в виде ограды из больших каменных глыб, сложенных кругом. Сверху их, воз­можно, покрывали ветками и шкурами.

По поводу взаимоотношения австралопитеков и Ноmо habilis среди ученых нет единого мнения. Одни считают их двумя пос­ледовательными ступенями, другие полагают, что австралопитек был тупиковой ветвью. Известно, что эти два вида в течение не­которого периода сосуществовали.

Среди ученых нет единого мнения по вопросу преемственности между Ноmо Нabilis и Ното егеctus (человеком прямоходящим). Самая древняя находка останков Ноmо егеctus около озера Туркан в Кении дати­руется 17 млн. лет назад. Некоторое время человек прямоходящий сосуществовал с человеком умелым. По внешнему виду Ноmо егесtus еще больше отличался от обезьяны: рост его был близок к росту современного человека, объем головного мозга был доста­точно велик.

По археологической периодизации время существования чело­века прямо ходячего соответствует периоду ашеля.

Ноmо егеctus суждено было стать первым видом человека, вы­шедшим за пределы Африки. Возрастом примерно 1 млн. лет назад датированы древнейшие находки останков этого вида в Европе и Азии. Еще в конце XIX в. Е.Дюбуа нашел на острове Ява череп существа, названного им питекантропом (обезьяночеловеком). В начале XX в. в пещере Чжоукоудянь недалеко от Пекина раско­пали сходные черепа синантропов (китайских людей). Несколько фрагментов останков Ноmо егесtus (самая древняя находка - че­люсть из Гейдельберга в Германии возрастом 600 тыс. лет) и мно­го его изделий, в том числе следы жилищ, открыты в ряде райо­нов Европы.

Ноmо егесtus вымер примерно 300 тыс. лет назад. На смену ему пришел Ното sаiепs. Согласно современным представлени­ям первоначально существовало два подвида Ноmо sapiens. Раз­витие одного из них привело к появлению примерно 130 тыс. лет назад неандертальца (Ното 5арiепs neanderthaliensis). Неандертальцы заселили всю Европу и значительную часть Азии. Одновременно существовал другой подвид, который пока малоизучен. Возмож­но, он появился в Африке. Именно второй подвид некоторые исследователи считают предком человека современного типа - Ното sаpiепs . Окончательно Ноmо sарins сложился 40 - 35 тыс. лет назад. Данная схема происхождения современно­го человека разделяется не всеми учеными. Ряд исследователей не относят неандертальца к виду Ноmо sapiens. Есть привер­женцы и у господствовавшей раньше точки зрения, что Ноmо sарiens произошел от неандертальца в результате его эво­люции.

Тема 2. Древнейшая стадия истории человечества.

Основные учебные задачи для усвоения.

Природное и социальное в человеке и человеческом сообществе первобытной эпохи. Выделение человека из животного мира. Проблема антропогенеза. Расселение людей по земному шару. .

Среда обитания. Начало социальной жизни. Родовая община. Распределение социальных функций между полами. Мировоззрение первобытного человека. Возникновение религиозных верований. Искусство. Последствия для человека глобальных климатических изменений.

Неолитическая революция. Изменения в укладе жизни и формах социальных связей. Очаги возникновения земледелия и скотоводства в Старом и Новом Свете. Социальные последствия перехода от присваивающего хозяйства к производящему. Появление частной собственности. Разложение родового строя. Роль племенной верхушки. Рабы и рабство. Разделение труда. Предпосылки возникновения цивилизации, протоцивилизации .

Домашнее задание: Учебник Данилова, 1 пар.

Антропогенез конспект в тетради для самостоятельных работ: /glava_8_2.htm

План урока:

    Проблема антропогенеза. Первобытная эпоха жизни людей.

    Начало социальной жизни. Природа и древний человек.

    Неолитическая революция.

Освоение материала:

    Первобытные люди. Проблема антропогенеза .

Сегодня мы изучаем древнейшую стадию жизни первобытных людей.

«Возраст» нашей планеты ученее определяют в 5 млр лет.

Человек выделяется из животного мира, по современным данным, примерно около 3,5 млн лет назад. Именно такой возраст цепочки человеческих следов, обнаруженных в слое затвердевшего туфа в Африке. По археологическим данным, человечеству около 3-5млн. лет, некоторые называют цифру 7 млн. лет. Возраст древнейших орудий 2,5 – 3 млн. лет

Происхождение и эволюцию человека, становление его как вида в процессе формирования общества называют антропогенезом.


«Традиционная» схема эволюции. а. питекантроп в.неандерталец с.кроманьонец

Теории антропогенеза.

    В 1871 г. в книге «Происхождение человека и половой отбор» Ч. Дарвин выдвинул гипотезу о происхождении человека от обезьяноподобного предка. Археология дополнила эту теорию следующей типологией древних людей:

    Человек прямоходящий (erectus),

    Человек умелый (habilis),

    Человек разумный (sapiens).

    На рубеже 20 века появилась мутационная теория эволюции нидерландского ученого Хуго де Фриза, согласно которой новые виды возникают скачкообразно, в результате крупных единичных мутаций в генном наследственном аппарате (геноме).

    Третья теория утверждает, что основное значение в смене форм жизни на Земле имеют массовые вымирания, обусловленные глобальными катастрофами

    Теория антропогенеза П. Тейяра де Шардена, которую он изложил в своей работе «Феномен человека» заключается в том, что переход к человеку» определялся внутренними силами самого организма будущего homo sapiens, как самоорганизующейся системы.

Природное в первобытном человеке

Социальное в первобытном человеке

Начала социального поведения (есть у многих животных (муравьи, приматы)

Более развитая коммуникация (связь)

Примитивные звуковые сигналы, рр, ннн, шш, ма-ма

Речь, генетически - «щелкающие» языки Африки считаются древнейшими

Инстинкты, эмоции

Разум, мир чувств

Выживание

Накопление и передача опыта в поколениях

Расселение людей по земному шару.

Его изучение основано на данных археологии и археогенетике (итальянский генетик Кавалли-Сфорца, «История и география генов человека».)

Свои исследования он начал с анализа миграции населения и распределения групп крови. По его теории, современный человек произошёл из Африки, хотя до этого уже существовали другие группы людей (в частности неандертальцы Европы), которые не сохранились. В дальнейшем люди мигрировали на Ближний Восток, в Европу и Азию, и распространились далее по суше и побережью до Юго-восточной Азии и Америки, и на лодках до Австралии и островов.

А. Человек прямоходящий заселил Африку и Азию около 2 млн. лет назад.

Б. Человек разумный начал расселяться по Земле 200 тысяч лет назад.

Археологические памятники каменного века на территории России .

Древние люди появились на территории России примерно 700 тыс. лет назад. Одна из самых древних стоянок открыта на Южном Урале на длинном мысу озера Ташбулатовского. Она так и называется - Мысовая. Заселение шло с юга, о чем свидетельствуют археологические находки. Так, в районе Житомира и на Днестре найдены следы пребывания древних людей 500-300 тыс. лет назад. Стоянки людей среднего палеолита (100-35 тыс. лет до н.э.) обнаружены на территории России: на Средней и Нижней Волге и в других местах. Поселения эти были сравнительно малочисленны и располагались на значительном расстоянии друг от друга.


Костенки – одна из древних (45 000 лет) культур на территории России /article/157/

    Среда обитания и социальная жизнь древних людей.

Среда обитания первобытного человека.

Древние люди (палеоантропы) - предки человека современного вида - жили сообществами в пещерах, под открытым небом в постоянных стойбищах и в искусственно сооружаемых жилищах. Они создали высокую каменную культуру; занимались коллективным целенаправленным собирательством, рыболовством и загонной охотой; поддерживая огонь в очаге, они использовали его для приготовления пищи и в охоте на крупных хищников, шкуры которых шли на изготовление одежды и утепление жилищ.

Последствия для человека глобальных климатических изменений.

В течение 2 млн лет на планете многократно чередовались очень холодные и относительно теплые отрезки времени. В холодные промежутки, которые продолжались примерно 40 тысяч лет, континенты подвергались нашествию ледников. В промежутках с более тёплым климатом (межледниковьях) льды отступали, и уровень воды в морях поднимался.

Около 10 тысяч лет назад ледниковый период окончился, и климат на Земле стал более тёплым и влажным. Это способствовало быстрому увеличению численности человеческой популяции и расселению людей по всему земному шару. Они научились распахивать землю и выращивать культурные растения. Маленькие поначалу сельскохозяйственные общины разрослись. Массовые вымирания, возможно, ускоряли эволюцию путем предоставления возможности новым группам организмов к диверсификации.

Социальная жизнь – процесс взаимодействия и форм объединения людей. Становление человеческого общества – длительный процесс. С течением времени формируется первобытная община древних людей.

Одна из ведущих ученых по исследованию поведения шимпанзе Дж. Лавик-Гудолл делает вывод: «проводить прямые параллели между поведением обезьян и поведением человека неправильно, так как в поступках человека всегда присутствует элемент нравственной оценки и моральных обязательств».

Нельзя рассматривать социальные связи как дальнейшее развитие биологических.

Борьба социального и биологического в течение всего периода формирования общества носила упорный характер. Обуздываемый, но полностью еще не обузданный зоологический индивидуализм представлял для праобщества и пралюдей грозную опасность.

Ограничение проявления биологических инстинктов было объективной потребностью развития праобщества, которая с неизбежностью должна была свое выражение в формирующейся воле праобщины (праморали), а через нее и в воле каждого прачеловека. Необходимостью было, таким образом,

появление норм поведения, ограничивающих проявление биологических инстинктов. Эти нормы с неизбежностью должны были носить негативный характер, т. е. они были запретами. Они выступали в форме табу. Становление человеческого общества с необходимостью предполагало обуздание, введение в определенные рамки таких важнейших индивидуалистических потребностей, как пищевая и половая.

Это было необходимо в силу того, что зарождающаяся производственная (трудовая) деятельность требовала не только биологических качеств от индивидуумов праобщины, но и интеллектуальных. В результате естественного отбора прогрессировали те сообщества пралюдей, в которых были более прочные и развитые социальные связи.

Между поломи также возникла дифференциация. Если предположить, что первобытная семья для воспроизводства вида должна была воспитать по крайней мере двух детей, доведя их до того возраста, в котором они могли бы прокормить себя сами, то становится понятным, что мать в одиночку справиться с этой задачей не могла. Поэтому и возникает потребность либо в групповых семьях, когда детей воспитывают совместно, а мужчины охотятся далеко от дома, либо в семьях моногамных, где женщина должна удержать мужчину рядом с собой и побудить его заботиться о семье. Есть интересная, но спорная теория о том, что женщины были более изобретательны, чем мужчины, и именно ими в древности были сделаны великие открытия: приручение огня, появление очага, металлообработки, растениеводства, календаря и т.д.

У первобытного человека формируются в ходе социальной жизни:

    Мировоззрение - совокупность взглядов, оценок, принципов и образных представлений, определяющих самое общее видение, понимание мира, места в нем человека, а также - жизненные позиции, программы поведения, действий людей.

    Религия - особая форма осознания мира, обусловленная верой в сверхъестественное, включающая в себя свод моральных норм и типов поведения, обрядов, культовых действий и объединение людей в организации (церковь, религиозную общину).

    Культура – совокупность социально приобретенных и транслируемых из поколения в поколение значимых идей, ценностей, обычаев, верований, традиций, норм и правил поведения, посредством которых люди организуют свою жизнедеятельность.

    Искусство - образное осмысление действительности, творчество.

3.Неолитическая революция

Неолитическая революция - переход от присваивающего хозяйства (охоты, собирательства и рыболовства) к производящему (земледелию и скотоводству), приведший к трансформации охотничье-собирательских обществ в аграрные. В Старом и Новом свете формируются очаги земледелия.

По Н.Вавилову, БСЭ

В период позднего палеолита (35-10 тыс. лет до н.э.) на смену человеку умелому (homo habilis) приходит человек разумный (homo sapiens), первобытное стадо заменяется более высокой формой организации общества – родовой общиной.

Древние люди занимались собирательством, охотой, рыболовством (присваивающее хозяйство), а позже – земледелием и скотоводством (производящее хозяйство). Мотыжное земледелие (вручную мотыгой без тягловой силы) позже было заменено плужным – в плуг запрягались лошади или волы.

В эпоху бронзового века (III-II тыс. лет до н.э.) началась специализация производящего хозяйства. На Севере в качестве основного занятия остаются охота и рыболовство, в степной полосе преобладают кочевое скотоводство и земледелие.

С появлением железного топора (I тыс. лет до н.э.) стало возможным расчищать участки леса под пашню, земледелие продвигалось все дальше на Север.

Применение металлических (медных, бронзовых, железных) орудий труда повысило производительность всех видов хозяйственной деятельности людей. Из охотничьих и земледельческих племен выделяются скотоводческие. Это было первое крупное общественное разделение труда.

Появление металлов, в особенности применение железа, способствовало развитию ремесел. Второе крупное общественное разделение труда произошло, когда ремесло отделилось от земледелия. Это привело к производству излишков продукции, которые шли на торговый обмен не только внутри племени и на его границах, но и с более дальними племенами. Усилился процесс имущественной дифференциации. В племенах – объединениях родов – появляется знать. Появляются частная собственность, протоцивилизации.

Присваивающее хозяйство – занятие собирательством, охотой, рыболовством.

Производящее хозяйство – занятие земледелием и скотоводством.

Социальные последствия перехода от присваивающего хозяйства к производящему: формируются

    Разделение труда – обособление видов деятельности. Первое из них – отделение скотоводства от земледелия, второе – выделение ремесла как самостоятельной отрасли.

  • Разложение родового строя - Род – это исторически сложившееся объединение людей, связанных узами родства, а также общественная группа, ведущая совместное хозяйство. Родовая община сменяется соседской.

  • Рабство - исторически это система устройства общества, где человек (раб ) является собственностью другого человека (господина, рабовладельца, хозяина ) или государства.

    Частная собственность – одна из форм собственности, которая подразумевает защищённое законом право физического или юридического лица, либо их группы на предмет собственности.

    Цивилизация стадия всемирного исторического процесса, связанная с достижением определённого уровня социальности, уровень развития человеческого общества.

Вывод: Сложный процесс становления и развития первобытного общества вел к развитию самого человека, его социальной природы и к возникновению первых человеческих цивилизаций с разделением труда, рабством и возникновением частной собственности.