Родитель-манипулятор – не всегда тонкий психолог и знаток человеческих душ. Манипуляция собственными детьми растет из превратного понимания ответственности, которая воспринимается как постоянный навязчивый контроль и лишение ребенка права на самостоятельность.
Отсюда эти многочисленные «мама лучше знает, как надо», «ты меня до инфаркта доведешь», «мне за тебя стыдно перед людьми», «ты должен» и «разве для этого я тебя растила?».
Стремление манипулировать чаще всего диктуется чувством неуверенности и тревоги, справиться с которыми можно только с помощью тотального контроля и недоверия. А их, в свою очередь, нужно замаскировать под нечто благовидное: заботу, беспокойство, стремление-сделать-как-лучше. Но самое печальное в том, что ребенок никогда не перестает быть для такой мамы маленьким – будь ему хоть 30, хоть 50… Для нее он всегда нуждается в заботе, а стало быть – и в контроле тоже.
Манипулирующая мама по доброй воле вряд ли изменит формат отношений со своим взрослым ребенком: обязательно спросит, как он покушал, и ткнет носом в невымытую посуду. Поинтересуется, кто звонил, расскажет, что она об этом думает – попросит не приходить поздно и пригрозит очередной болячкой или седыми волосами, появившимися по милости чада. Бесполезно надеяться на то, что родительские манипуляции когда-нибудь сами рассосутся.
Манипулирующие мамы, конечно, не прочь анонсировать: «вот когда закончишь институт, тогда…» или «когда у тебя появятся свои дети, тогда…». Но продолжением таких анонсов обычно становится «тогда я смогу умереть спокойно». Заметьте: о снятии контроля над великовозрастным дитятком никто и не заикался. Родитель так и будет играть на чувстве вины и чувстве долга.
Дети манипулирующих родителей могут пребывать в двух глобальных состояниях: либо осознавать, что они являются жертвой тотального контроля - либо нет. У тех, кто осознал происходящее, на выбор есть несколько вариантов поведения.
Это делает вам честь как человеку, бесконечно уважающему родителей. Но не более того. Что значит терпеть? Во-первых, понимать, что вы не являетесь хозяином своей судьбы, во-вторых, постоянно бороться с раздражением в адрес родителя, в-третьих – все время испытывать чувство вины («она для меня все – а я…»). Противоречий масса, удовлетворения жизнью – ноль, зато есть возможность в полной мере ощутить себя хорошим человеком.
Есть ли другие варианты? О них мы сейчас поговорим.
Для тех, кто потерял психологическую невинность и начал осознавать родительские манипуляции, путь выяснения отношений – самый распространенный. Желание понять «За кого они меня держат?» и «Да кто вы такие?» обычно приводят к многочисленным скандалам. Пока неизвестно ни одной удачной попытки указать родителям на ошибки в поведении, которая была бы принята к сведению.
Чуть более зрелый путь – сепарация. То есть, отделение от родительской семьи, самостоятельная жизнь и сокращение контактов. На первых порах тех, кто стал «отрезанным ломтем» мучит чувство вины. И в этом есть рациональное зерно: родителям может понадобиться помощь, им как-никак требуется внимание, у них, скорее всего, проблемы со здоровьем. Вряд ли замашки родителей достали вас настолько, чтобы полностью обрывать все контакты? Тем более что манипулирующие родители считают детей некой частью себя: расстаться с ребенком для них – сродни очутиться без руки или ноги.
Случается, что у родителей-манипуляторов вырастает достойная смена, начинающая оттачивать свои манипуляторские навыки на них же самих. В итоге получается эдакий симбиоз манипуляторов-неразлучников, зрелище поистине драматическое. Сомнений нет: эти навыки, поначалу используемые как защита, будут применены ребенком на прочих окружающих и на его собственных детях и в дальнейшем станут основным способом его общения.
«Щади в маме ее Внутреннего Ребенка, жалей в ней глупенькую, беспомощную Девочку. Свою досаду, раздражение, отвращение, злость - конечно же, следует ради нее сдерживать и скрывать (это чувства твоего беспомощного Внутреннего Ребенка) - а нежность, сочувствие, жалость, понимание, ободрение, благодарность, любовь - выражать открыто и разнообразно. Девочка-Мама, как всякий ребенок, должна чувствовать, что любима безусловно и безоценочно, несмотря ни на что».
«Почаще подходи и разговаривай с ней ласково-взрослым тоном, когда она лежит на диване или в постели, сонная или просто усталая. В таком положении в человеке подсознательно просыпается Ребенок, и все, что говорится и делается сидящим или стоящим рядом, если только это окрашено духом уверенного благожелательства, тем паче любви, воспринимается как сильнодействующее внушение».
Владимир Леви
То есть перестроить свои отношения с манипулирующими родителями. Это самый зрелый путь, но одновременно и самый сложный. Многим не верится, что отношения, в которые они были включены с самого детства, поддаются изменениям. Поддаются, но требуют усилий.
Шаг первый : понять. На этом этапе надо осознать, что родительские манипуляции – они не со зла. Они от избыточной ответственности, от неуверенности в своих силах, от желания, чтобы с вами все было хорошо. В конце концов – оттого, что мамой, возможно, в детстве так же манипулировали ее родители.
Шаг второй . Выяснив, что мама – тоже человек, проясните, какой именно человек. Что вы знаете о ее детстве и юности, отношениях с родителями, о том, почему она выбрала свою профессию. Важны любые детали. Представьте, что вы собираете материал для ее биографии.
Шаг третий . Ощутите себя взрослее собственных родителей. Наверняка в чем-то у вас больше опыта, к тому же вас украшает зрелое решение перестать быть объектом манипуляций. Постарайтесь относиться к родителю-манипулятору так, как врач относится к пациенту: доброжелательно, твердо, терпеливо. Не надо взвиваться, обличать, выяснять отношения. Перед вами – нечто среднее между пациентом и ребенком. Не «разводитесь» на родительские попытки втянуть вас в скандал и не обращайте внимания на все родительские оценки, поступающие в ваш адрес.
Шаг четвертый . На этом этапе нужно начать перестраивать свои отношения с родителями. С одной стороны, постепенно увеличивайте дистанцию между ними и собственной частной жизнью. Не стоит допускать родителей на свое личное пространство, не давайте шанса терроризировать вас звонками (лучше звонить самостоятельно – и не по графику, а неожиданно). С другой стороны, у родителей не должно создаться впечатления, что вы сознательно вытесняете их из своей жизни: проявляйте заботу, дарите мелкие подарочки, если есть возможность – вместе выходите в свет. В конце концов, кто здесь самый взрослый – вы или родители? Спланируйте для родителей какое-нибудь занятие: похудание по графику, визиты в бассейн, прослушивание аудиокниг, регулярно интересуйтесь, как идет процесс, порой можно пожурить за отлынивание.
Светлана Малевич
Признаки и причины юного манипулятора
Использует ли ваш ребенок крик или угрозы, чтобы получить то, что хочет? Дерется ли он или шантажирует вас эмоционально? Или может быть, он разыгрывает беспомощность и болезнь перед родителями, чтобы не делать по дому работу и не выполнять домашних заданий? Из-за агрессивного или пассивного манипулирования детей большинство родителей чувствуют, что теряют контроль над сыном или дочерью. Прогибаясь под натиском требований, криков и действий ребенка вы только учите его, что манипуляция, как метод управления поведением и решениями, работает. Итак, рассмотрим, что делать если ребенок манипулирует.
Рассмотрим признаки манипулирования:
Если вы можете понять, почему ребенок прибегает к манипуляциям, то в состоянии решить проблему гораздо быстрее. Стоит обратить внимание на поведение ребенка и выяснить:
Поймите, что шантаж может прийти во многих формах, не только в виде отрицательных порывов. Дети просто знают, что борьба, болезнь, обаяние, угрозы работают. Если сын или дочь вынуждают вас делать что-то, разорвите порочный круг манипулятивного поведения с помощью следующих советов:
Посмотрите на свое собственное поведение и задайте себе следующие вопросы:
Подобные модели поведения не способствуют тому, чтобы ребенок научился эффективным способам общения, переговоров. Помогите ему научиться договариваться и принимать отказы.
Важно помнить, что манипуляция не означает, что ребенок сердится на самом деле. Он будет испытывать различные методы для выяснения, что работает, а что не работает. Ведь на то вы и взрослый, чтобы вести себя зрело и мудро. Не вступайте в борьбу за власть с сыном или дочерью и не интерпретируйте плохое поведение в качестве личного отношения к вам. Последовательно поддерживайте мнение о неукоснительности выполнения ваших решений и дети быстро узнают, что они не смогут манипулировать вами.
Читайте также:
Все о воспитании, Советы родителям, Это интересно!
Просмотрено
Как принять взросление сына. 7 обязательных действий мамы
Советы родителям
Просмотрено
Что предпринимать родителям, если ребенок постоянно раздраженный?
Все о воспитании, Детская психология, Советы родителям
Просмотрено
Детская агрессия: что нужно знать родителям?
Советы родителям
Просмотрено
Как избежать пристрастия к сладкому и конфетам у вашего ребёнка
Это интересно!
Просмотрено
Папа надел 2х летнему сыну на голову камеру, чтобы увидеть, как он будет искать его в игре в прятки
Все о воспитании, Детская психология, Советы родителям, Это интересно!
Просмотрено
Как воспитать в ребенке лидерские качества: советы родителям
Беременность и роды
Просмотрено
Факты о кесаревом сечении, которые должна знать каждая женщина, выбирающая этот метод родоразрешения!
Это интересно!
Просмотрено
Милейшая девочка! Но взгляни на ее голову… Фантастика!
Советы родителям
Просмотрено
Необычные симптомы, на которые стоит обратить внимание, так как это могут быть признаки опухоли головного мозга!
В каждой семье есть свои правила игры, и дети их принимают. Но иногда пытаются диктовать свои. А родители попадаются на этот крючок.
Психологи предполагают, что в большинстве случаев именно мамы и папы становятся виновниками детского манипулирования. Неосознанно мы формируем у них определенные стереотипы и реакции на наши слова.
Все хотят быть нужными и любимыми. Для многих родителей это становится неким рычагом, нажимая на который они добиваются от детей послушания. «Если будешь плохо себя вести, мы больше не будем тебя любить/отдадим тебя чужим людям и возьмем другого ребенка». После таких слов ребенок будет стараться угодить родителям, чтобы получить любовь.
Но вместе с этим он начинает понимать, что желаемое можно получать, манипулируя чувствами других людей. «Если бы ты меня любила, купила бы куклу!».
Психолог Эрик Берн утверждал, что люди всегда играют в игры - для успешного манипулирования. Одна из распространенных игр: «Посмотри, что ты со мной сделал». Используется для того, чтобы вызвать чувство вины и с его помощью получить желаемое. Часто такой прием используют мамы по отношению к своим детям. «Я для тебя стараюсь, делаю, а ты…/Я из-за тебя не работаю, мы во многом себя ограничиваем…». У ребенка формируется мнение, что он - мучитель. Такой вид манипуляции часто передается из поколения в поколение: от бабушки к маме, от мамы к дочке… Ведь быть жертвой - легко и удобно.
Любые наши манипуляции сильно деформируют психику ребенка. Дети всегда копируют наше поведение, и не за горами тот час, когда они искусно приведут в действие этот механизм. И мы получим истерики в магазинах из-за некупленной игрушки, хлопанье дверью, надутые щеки, неприятные сравнения с другими родителями. Как этого можно избежать?
Знакомая ситуация: ребенок бьется в конвульсиях, не желая делать что-то по вашему требованию (уходить из песочницы, ложиться спать, выключать телевизор…). Вы - гром и молния. На ребенка обрушивается шквал негодования и порицаний.
В итоге - у вас вымотаны нервы, а малыш либо добивается желаемого, либо, захлебываясь в слезах, думает о вселенской несправедливости. С другой стороны, именно так закрепляется шаблон: «Хочешь родительского внимания, начни кричать и плакать».Попробуйте в корне изменить политику общения. Чаще всего мы не хвалим детей за что-то хорошее (потому что это вроде как в порядке вещей) и ругаем за плохое. Начните делать акцент на всем, что ребенок сделал доброго. Отзывайтесь на все его хорошие поступки и замыслы. Поощряйте ласковым словом, объятием. А любой порыв начать истерику - просто игнорируйте. Так закрепляется другой механизм: «Хочешь быть любимым и получить желаемое - веди себя хорошо». Это тяжелая работа, но она того стоит.
Самые распространенные приемы юных манипуляторов:
У других родители лучше. Все разрешают, все купили, всюду отпускают - а меня нет. Сравнивая вас с другими - «добрыми и понимающими» - родителями, ребенок хочет заставить вас испытывать чувство вины. (А не надо было приводить ему в пример других детей!) Теперь же просто скажите, что такими сравнениями ребенок ничего не добьется, а в его «игры» вы не играете.
Назло маме. Часто нам кажется, что дети - настоящие вредители. Мы только уберемся, а они вымажут ковер пластилином и красками, причем со злорадной улыбкой на губах. На улице норовят убежать, а когда вы заняты - делают все, чтобы привлечь ваше внимание. Секрет прост: им действительно нужно ваше участие. Для детей шалости и проказы - самый легкий способ получить мамино внимание, пусть даже негативное.Крокодиловы слезы. Любая мама готова «сдаться» при виде своего плачущего ребенка. Особенно когда нервы уже на пределе и терпеть очередную истерику нет сил. Девочки и мальчики прекрасно знают, что слезы - их самое главное оружие, готовое вывести из равновесия самого стойкого.
На самом деле «дедовские» фразы: «Поплачет - успокоится», «Побольше поплачет, поменьше пописает» - чаще всего работают. Если не обращать на слезы внимания, после нескольких безуспешных причитаний дети действительно понимают, что плач - неэффективная манипуляция.
Самое главное в борьбе с манипуляциями - дать понять ребенку, что плохое поведение полностью бойкотируется вами. А поощряется только послушание.
Екатерина Мириманова:
- У моей дочки начался возрастной кризис, поэтому мне с ней приходится тяжело, хотя мной манипулировать довольно сложно. Мы с супругом стараемся взаимодействовать с ребенком, ищем способы стимулировать ее что-то делать.
Что делать, если ребенок манипулирует родителями, должны знать мама и папа. Ведь такое случается достаточно часто. Это естественная ситуация развития. В младшем возрасте дети просто не имеют другой возможности заставить и убедить взрослых поступать так, как им хочется. Поэтому ругать их за это не стоит, куда важнее осознавать, что они делают, и избегать непосредственной реакции на их угрозы, слезы и причитания.
Плач. Самый известный способ управлять родителем — это заплакать. Такаяе система сложилась сама собой, когда в младшем возрасте детей начинали жалеть и ублажать, если на их глазах выступали слезы. Где-то с 2-3 лет ребенок начинает использовать плач как форму выпросить и заставить взрослых что-то сделать. Одно дело, когда он рыдает навзрыд от ушибленного места, другое — когда он бежит за своими родителями, всхлипывая и хныча.
Истерика. Ребенок чутко улавливает слабые места родителей и если понимает, что крики, безумные движения руками и завывания более всего расстраивают маму и папу, то он начинает это делать в нужных ситуациях. Дети не умеют переживать стыд и смущение. Эти чувства появляются в старшем возрасте, а потому без проблем в общественных местах. Если так случается из раза в раз, то малыш поставил истерики на поток.
Привязанность. Малыши быстро соображают и то, от чего взрослые тают. Если родитель умилительно улыбается на слова любви от ребенка, то для него это не останется незамеченным и не исключено, что в следующий раз он скажет это для того, чтобы заставит взрослых почувствовать к себе симпатию. Это же касается обнимания и поцелуев. Если это манипуляция, то ребенок на фразу родителя, что он все равно не получит то чего хочет, быстро оттолкнет маму или папу и убежит.
Соревнование родителей. Дети точно знают, что мама и папа как бы ни любили друг друга, извечно соперничают между собой, а потому с категоричным ответом мамы идут к папе, который не исключено, что поступит от обратного. Также они могут, получив подарок от мамы, хвастаться папе, чтобы тот постарался быть лучше ее.
Холодная война. Если и отказываются целый день выполнять привычные дела, спорят из-за одежды, еды, сна и по каждой мелочи — налицо их недовольство и попытка добиться от родителя важной для них уступки или вещи. Это манипулирование связано взять родителя измором, измотав его бесконечными, как бы правильными дискуссиями о том, почему должен идти спать и прочее.
Обида. Надутые губы или манерное нежелание разговаривать — очевидная попытка манипулирования с целью получить желаемое. Так чаще поступают дети 2-5 лет, пытаясь подцепить родителя на жалость и снисхождение к их требованиям.
Взрослые люди добиваются своих интересов, пытаясь аргументировать свою точку зрения и беря ответственность за результат на себя. Малыши имеют в этом отношении ограниченные возможности, потому свои желания они пытаются протолкнуть, используя не логику и свои силы, а эмоции.
Эмоциональный мир человека несовершенен. Все наши чувства переживания, особенности характера отражают человеческую привязанность и неспособность выживать самостоятельно. Людям природно сложно расставаться, переживать неудачи, делать кому-то больно, заставлять кого-то страдать. Ребенок пользуется этим несовершенством, подсознательно предлагая родителям сделку: «Ты делаешь то, что хочу, а тебе позитивные чувства: радость, спокойствие, мое счастье и так далее». Родители, которые эмоционально зависимы и с трудом извлекают положительные переживания от других взрослых и окружающего мира, клюют на эту сделку быстрее всего.
Поэтому причина манипуляции не только в том, что ребенок мал и природно хочет добиться контроля над родителями, но и в том, что мамы и папы не видят других способов получать удовольствие от жизни как ублажать свое дитя. Также иногда родители неверно истолковывают педагогические рекомендации заботиться о своем чаде и стремятся потакать всем детским желаниям, принимая за чистую монету все их слезы, истерики, поцелуи и слова любви.
Дети манипулируют родителями осознано и неосознанно. Неосознанная манипуляция — это, когда механизм добиваться своего не отработан. Ребенок действительно заболел, сильно расстроен, обижен или подавлен отказом. Его эмоциональная реакция, конечно, признак манипуляции, но при этом он не ждет хорошего результата, а только выражает свои эмоции. Осознанные манипуляции случаются у детей, когда они проделывают одни и те же приемчики много раз и более того оттачивают свои технические навыки: плачут сильнее, завывают голосистее, молчат дольше, препираются изысканнее. В этом случае стоит уже приниматься за какие-то меры. Вот краткий список того, как справиться с проблемой:
Сегодня поговорим о том, что делать, если ребенок манипулирует родителями. Родителям не всегда легко сохранить твердость и дозволить естественным или логическим последствиям преподнести ребенку урок.
Иногда просто больно дать ребенку прочувствовать естественные последствия, когда ему грозит опасность проспать и опоздать в школу. В подобных случаях будут слезы, крики и сожаления, и все это будет страшно действовать на нервы.
Раскаяние вашего ребенка может быть либо настоящим, либо он решит использовать его в качестве средства манипуляции. Если ваш ребенок постоянно нарушает одни и те же правила или постоянно совершает один и тот же проступок, возможно, он использует сожаление в собственных целях. Вполне вероятно, что он понял одну важную для него вещь. Пока он просит у мамы прощения за свои проступки, он может продолжать их совершать. Помните, что воспитание реальностью всегда требует от подотчетности.
Раскаяние – хорошо, но во многих случаях одного этого недостаточно. Например, когда ребенок ломает что-то из-за непослушания и неподчинения правилам поведения в доме, он демонстрирует явное сожаление по поводу случившегося. Но в дополнение к этому он должен понести ответственность за то, что он поломал.
Те же принципы ответственности действенны в случаях, когда ребенок постоянно опаздывает на обед. Вы можете принять его извинения раз или два, но если он продолжает опаздывать, вам придется его оставить без обеда.
Пример из одной семьи. Девятилетняя девочка с нетерпением ждала конца недели, которой намеревалась провести со своей подругой. Ее пригласили в дом подруги с ночевкой, и на следующее утро она должна была остаться у подруги на завтрак, после чего предполагалось, что вместе с подругой и ее матерью они отправятся на прогулку.
Однако у нашей девятилетней девочки были определенные обязанности по дому, с которыми она должна была справиться к вечеру последнего рабочего дня недели, в пятницу. Все ее обязанности были заранее оговорены, и мама четко определила срок исполнения всех этих дел.
Наступила пятница, и в половине седьмого девочка напомнила маме, что ей пора отправляться в гости к подруге. Но проблема была в том, что свои дела она не завершила. Собственно, ко многим из них она даже не приступала. Мама спокойно сказала:
Дорогая, извини, но в гости ты пойти не сможешь.
Естественно, что были и слезы, и сцены, но когда все успокоились, дочь все еще в слезах вернулась к столу и спросила:
Но почему, мама?
Мама спокойно сказала:
Дорогая, потому что дела, которые ты должна была сделать после школы, не выполнены. Извини, но тебе придется остаться дома и закончить свою работу.
Дальше произошло нечто интересное и весьма значительное для родителей, которые собираются использовать воспитание реальностью. С проницательностью и умением, которым, по-видимому, обладают дети, девятилетняя малышка использовала «лучшую защиту» в виде нападения. Она сказала:
Но мама, ты же не говорила, что я должна все это сделать! Почему ты меня не предупредила?
Видите, как легко можно вырастить монстра или, если хотите, маленькую негодяйку. Наши дети с большой ловкостью держат нас на коротком поводке и с большим мастерством могут посеять в нас чувство вины. Многими и разнообразными способами они дают нам понять, что мы их не предупредили, ввели в заблуждение, уговорила на что-то и даже подкупили. Все это чушь!
Той девочке ясно сказали, в чем состоят ее обязанности и к какому сроку она должна выполнить свои дела. Единственное, что мама не делала раньше, так это строгое соблюдение прежде установленных правил.
Именно здесь мы сталкиваемся с настоящими трудностями в воспитании реальностью. Наступит момент, когда вам придется настоять на выполнении правил, и тогда будут слезы, обвинения и другие неприятности.
Вы можете либо почувствовать себя виноватыми, отпустить и разрешить своему ребенку все, либо решите прибегнуть к использованию родительской власти. Но ни один из этих двух вариантов вам не поможет.
Вам нужно сделать то, что сделала эта мама. Она оставалась спокойной, но непреклонной. Она оставалась непреклонной, но делал все это с любовью. Конечно, в течение тех выходных она испытала со стороны дочери явные негативные эмоции. Однако этой маме намного важнее было научить ребенка чувству ответственности, поэтому она не пошла на поводу у дочери и не пыталась оправдать свои действия. Для того, чтобы научить детей ответственному поведению, иногда приходится выбивать у них из-под ног почву.
Эффективное воспитание реальностью базируется на концепции полного самообладания, контроля над эмоциями вместо того, чтобы позволить эмоциям овладеть вами. Конечно, сказать это легче, чем сдержаться, когда разбито окно или ваза со звоном упала на пол. Не всегда легко сдержать эмоции, когда ребенок поздно возвращается домой с самоуверенным видом или когда четырехлетний малыш купает в унитазе свою двухлетнюю сестренку. Тем не менее, взрыв эмоций или истерики не разрешит проблемы. Собственно, когда мы взрываемся и не демонстрируем в своих отношениях любви, нам следует просить у детей прощения.
В любом случае вы, родители, сами должны оценить происходящие события и свой наиболее эффективный к ним подход. Чтобы общаться с детьми наиболее успешным образом, нужно подумать, прежде чем предпринять какие-либо действия. Это не всегда легко, особенно когда воспитание реальностью призывает вас к решительным действиям, а не к колебаниям и неуверенности. Но в любом случае никогда нелишние несколько минут подумать над тем, что происходит на самом деле и как следует поступить в данной ситуации.
Когда вы подумаете (если нужно, можно удалиться самому или удалить детей со сцены), тогда вы уменьшите вероятность торопливых или необдуманных поступков и увеличите вероятность применения разумных и эффективных воспитательных мер.