Игры для малышей 1 годика. Развиваем ребенка в годик

В возрасте около 1 года 3 месяцев для малыша самыми интересными и самыми важными по-прежнему продолжают оставаться предметные игры, т.е. игры, во время которых ребенок крутит-вертит игрушки и другие предметы, ощупывает их, знакомится с их назначением. Повторяя помногу раз одни и те же действия с предметами, малыш познает их физические свойства, накапливает свой собственный опыт взаимодействия с ними, ну и, конечно, совершенствует моторику, оттачивает навыки и умения.

Ранее я уже публиковала несколько статей с подборкой наших игр для развития сенсомоторных навыков. В сегодняшней статье – чуть более сложные занятия, примерно рассчитанные на малышей старше 1 года 3 месяцев. Разбиение по возрастам, конечно, несколько условно и сделано лишь для того, чтобы было удобнее ориентироваться во множестве игр. Так что не дожидайтесь определенного возраста, а используйте занятия из этой статьи тогда, когда почувствуете, что ребенок готов.

Хочу заметить, что многие игры из статей «Развивающие игры для детей 1 года»по-прежнему актуальны и в возрасте после 1 года 3 месяцев, в частности , .

Ну а теперь представляю вашему вниманию еще 10 вариантов развивающих игр:

1. Сортировать предметы

В этом возрасте можно начинать предлагать малышу первые «аналитические» игры. Т.е. малышу нужно будет не только что-то пощупать, нажать, открыть, но и хорошенько все обдумать, прежде чем сделать.

Итак, предложите ребенку рассортировать вместе с вами какие-либо предметы по двум коробочкам. Например, разделите кубики на красные и зеленые. Сортировать можно не только по цвету, но и по размеру (большие и маленькие) или форме (круги и квадраты). На первом этапе используйте только один критерий для сортировки! Кроме того, постарайтесь, чтобы поначалу по всем остальным свойствам предметы были полностью идентичны . Т.е. например, если вы сортируете кубики на красные и зеленые, желательно, чтобы они были одинакового размера. Так ребенку будет понятнее.

Что еще можно сортировать? Хорошо для сортировки подойдут орехи в скорлупе: большие (грецкие) складываем в одну миску, маленькие (лесные, или кедровые) – в другую. На кухне можно сортировать конфеты на 2 разновидности, отделять фасоль от макарон и т.п. Да в принципе, можно сортировать практически любую мелочевку, которая попадется под руку.

Также можно изготовить специальные карточки для сортировки . На одних карточках нарисовать все предметы большого размера, на других – точно такие же предметы, только маленькие. Другой вариант: на одних карточках нарисуйте круги, на других – квадраты. Мы в своих играх использовали готовые наборы «Школы семи гномов» для сортировки по цвету и по размеру . Наборы, прямо скажем, ничего особенного, но если лень самим делать карточки, то подойдут.

Для начала сортируйте предметы только на две группы, когда ребенок уловит суть игры, можете добавлять больше разновидностей. Т.е. увеличивайте количество цветов, форм или размеров, участвующих в игре.

Для поддержания интереса к игре можно не просто сортировать предметы по безликим коробочкам, а раздать коробочки любимым игрушкам и объявить малышу, что чебурашка, например, любит только круги, а вот мишка – только треугольники, поэтому нам нужно помочь им разложить все правильно.

Отдельный пласт представляют собой игры на сортировку по цветам . В статье « » можно найти несколько вариантов такой сортировки. К примеру, вот такой сортер из коробки от чая и разноцветных деталей мозаики. Ничуть не хуже получаются сортеры с деталями конструктора, разноцветными скрепками, пуговицами и т.д.

Из несамодельных вариантов самый лучший цветовой сортер, на мой взгляд, — это волшебный комодик . Здесь, помимо того, что ребенок учится различать цвета, он еще и тренирует мелкую моторику — учится направлять маленькие детали точно в дырочку, а также укладывать их в рамки-вкладыши. Задача непростая и ооочень увлекательная. Ребенок может и час за ней просидеть

Если цветные сортирвоки уже надоели, то можно присмотреться к комодикам "Формы " или "Животные "

Ну и, наконец, если вы хотите включить в свою игру больше цветов и оттенков и при этом являетесь любителем красивых и экологичных Монтессори-игрушек, то вам обязательно сгодятся сортеры в виде цветных гномиков , матрешек и деревянных мисочек .



2. Играть с водой

По моим наблюдениям, игры с переливанием воды становятся интересны ребенку даже раньше, чем в 1 год 3 месяца. Первые действия, которые нужно осваивать – это переливания из стаканчика в стаканчик, наполнение одной большой емкости при помощи другой посуды поменьше (например, небольшими стаканчиками черпаем воду в ведерко). После того, как эти действия освоены, можно учиться разливать воду по стаканам из небольшого чайничка или кувшинчика . Мы учились на чайнике высотой 20 сантиметров.

Во время такой игры главное, чему нужно учить малыша – это правильно держать чайник. Объясняйте ребенку, что чайник нужно держать правой рукой (если он правша) за ручку, а левой немного придерживать с другой стороны, при этом поднимать чайник нужно так, чтобы он не касался края стаканчика, иначе стакан упадет. Конечно, на первых порах вам нужно будет держать чайник вместе с малышом, т.к. это задание не из легких.

Переливание воды из чайника в стаканы, естественно, можно интересно обыгрывать. Рассадите игрушки и скажите малышу, что ему сейчас предстоит ответственное задание – разлить всем гостям-игрушкам чай.

3. Просеивать крупы через ситечко

Еще одна развивающая игра, придуманная знаменитой . Эта игра нацелена на знакомство ребенка с ситом и его интересным свойством – отделять крупное от мелкого. Для занятия нужно предварительно смешать в миске манку и фасоль. А затем вместе с малышом нужно при помощи ситечка с ручкой отделить фасоль от манки. Отсеянную фасоль складывайте в отдельную мисочку.

В процессе игры объясняйте малышу, что фасоль осталась в ситечке, потому что она крупная и не может пройти через дырочки в сите, а манка мелкая, поэтому она через дырочки просеивается.

4. Собирать пазлы из 2 частей


Показывайте малышу, как из двух частей можно получить единую картинку. Для этого подойдут самые простые пазлы или разрезные картинки (Лабиринт , My-shop , KoroBoom ). Мы с Таисией в этом возрасте играли так: я брала одну половинку животного и начинала подставлять к ней разные варианты вторых половинок, Таисия показывала, какая половинка, по ее мнению, подходит, а какая нет. Такая игра дочке очень нравилась, но вот самостоятельно собирать картинки в этом возрасте она пока не хотела, настоящая « » у нас началась в 1,5 года.

5. Резать овощи и фрукты

Для этой игры понадобится набор разрезных овощей или фруктов (Ozon , KoroBoom , My-shop ) . Обычно такие овощи состоят из двух половин (а бывает и больше кусочков), сцепляющихся между собой липучкой. Также в комплект входит деревянный нож.

Игра очень полезная, потому что в ней ребенок учится координировать свои действия. Не так это просто, как казалось бы, — направлять нож ровно по разрезу, да еще и придерживая овощ другой рукой. А учить малыша придерживать овощ второй рукой нужно обязательно, именно так мы вырабатываем у него способность делать одновременно двумя руками разные действия. А еще ребенок учится самостоятельности, и чем упорнее он будет, тем быстрее поразит вас своими «кулинарными» навыками

6. Собирать пирамидку, подбирая подходящее по размеру колечко

Т.к. в этом возрасте малыш уже неплохо отличает маленькие предметы от больших, можно потихоньку учить его собирать пирамидку, нанизывая кольца в правильном порядке. Для этого нужно объяснять ребенку, что при сборе пирамидки всегда нужно ориентироваться на самое большое колечко. Нашли самое большое кольцо – надели его на стержень, из оставшихся снова ищем самое большое. Поначалу лучше использовать небольшие пирамидки из 3-4 колец, либо, если пирамидка большая, нужно ограничивать каждый выбор малыша 3-4 кольцами.

Аналогично можно учиться собирать пирамидку и из . Кроме того, колпачки также можно собирать в обратном порядке – начинать с самого маленького, а затем последовательно накрывать бОльшими колпачками, как бы пряча предыдущие.

Мы с Таисией регулярно практиковали построение пирамид и башен из колпачков. В 1 год 4 месяца она уже строила их (из 6-7 колец или колпачков) практически самостоятельно, с минимальным количеством моей помощи. Я предлагала дочке на выбор 3-4 детали, из которых она выбирала подходящие. Но больше всего Таисия любила последовательно прятать колпачки один под другим.

7. Собирать матрешку, самостоятельно подбирая половинку


Суть занятия сходна с предыдущим – игра учит ребенка ориентироваться в размерах и подбирать подходящие. Естественно, пока что малыш не будет полностью собирать матрешку (My-shop , Лабиринт , KoroBoom ) без вашей помощи, на данном этапе ему необходимо постоянно подсказывать, объяснять и наглядно демонстрировать, почему одна половинка подходит, а другая – нет.

Когда мы только учились собирать матрешку, мы играли так: все «головы» я откладывала в одну сторону, а «ноги» — в другую. Потом брала одну «голову» и предлагала несколько «ног» на выбор. Понимание того, что не каждые «ноги» подойдут к одной конкретной «голове» пришло к Таисии где-то в 1 год 2 месяца, с тех пор мы начали медленно, но верно обучаться искусству подбора размеров.

8. Собирать грибы/ягоды


Еще одна интересная игра родилась у нас сама собой, когда в нашем доме появился счетный набор «Грибы» (Лабиринт , My-shop , KoroBoom ). Суть игры такова: малышу нужно найти заранее расставленные по комнате грибочки (вместо них могут быть и другие одинаковые предметы, например, ягодки, маленькие мячики, листочки).

Грибочки нужно расставить заранее, пока ребенка нет в комнате. Некоторые грибочки нужно обязательно поставить на самых видных местах, чтобы малыш почувствовал интерес к игре и понял, что у него все получается. А некоторые нужно поставить так, чтобы пришлось чуть-чуть поискать, например, за ножкой стула, под машинкой и т.п. Но не слишком переусердствуйте! Игра хорошо развивает внимательность и наблюдательность.

9. Одевать кукол, накладывая одежду


С одеванием обычных кукол малыш пока что вряд ли справится, а вот на плоских куклах он уже вполне сможет реализовать свои дизайнерские начинания. В продаже можно найти различные наборы (Ozon , My-shop , KoroBoom ) (как правило, для игр в ванной), состоящие из кукол и богатого ассортимента одежды и аксессуаров на все случаи жизни - надевай все, что душе угодно.

Таисия эту игру очень полюбила как раз где-то в возрасте 1 года 3 месяцев. И по сей день мы периодически к ней возвращаемся, купаясь в ванной. В нашем наборе два персонажа для одевания, поэтому есть простор и для сюжетных игр.

10. Изучать противоположности на реальных предметах

Чем старше становится малыш, тем больше вещей начинает его интересовать, тем больше понятий он способен уяснить. Изучать различные понятия можно и по книжкам, но малыш усвоит все гораздо лучше, если ему показывать суть тех или иных вещей в реальности. Например, очень интересно изучать противоположности. Что именно изучать?

    Возьмите две пластиковые бутылки и наберите их водой, в одну налейте мало, а в другую много воды. Дайте ребенку поднять каждую из бутылок, объясните, что одна из них тяжелая, а другая легкая.

    Возьмите две пластиковые бутылки, в одну из них налейте горячей воды, а в другую – холодной. Ощупывая бутылки, малыш хорошо усвоит эти понятия.

    Полежите вместе с малышом сначала на подушке, а потом на полу. Объясните, что на подушке приятно и удобно лежать – она мягкая, а вот на полу не так – он твердый!

    Вы можете объяснять малышу понятия «пустой» и «полный» на примере пустого и полного стакана, или ведерка с песком.

Ну и все в таком духе, придумать подобных примеров в жизни можно очень много!

11. Играть с простыми мозаиками

А еще 1 год 3 месяца — это отличное время, чтобы начинать приобщаться к мозаикам ! Но только, конечно, к самым простым, малышковым. Главная задача мозаики в этом возрасте — не обучить ребенка создавать картины и не развить фантазию, а научить малыша работать с мелкими деталями и выучить цвета.

Совсем не обязательно при игре сразу вставлять детали «правильно». Как правило, сначала дети слишком сильно увлечены процессом, чтобы обращать внимание на цвет деталей. Пускай сначала ребенок просто вставляет детали в отверстия, тренируя неподдающиеся пальчики. Ну а вы проговаривайте названия тех деталей, которые берет ребенок, чтобы у него в голове потихоньку откладывалась эта информация. И только когда малыш освоится с игрой и вы поймете, что ваша информация «не прошла мимо ушей» , предложите вставить синюю деталь в синее отверстие, а красную — в красное.

Вот примеры очень хороших, малышковых мозаик. Из деревянных (и довольно бюджетных) — это "Бабочки " (как на фото чуть выше), "Машинки ". Из пластиковых — "Веселые пуговки ".

На этом все. Если все из этой статьи уже освоено, переходите к следующей подборке — !


П оздравляем! В жизни Вашего крохотного малыша первая серьезная дата! Ему исполнился целый год, и теперь он уже совсем «взрослый».

Обязательно этот первый важный праздник. Сегодня Ваши игры с годовалым ребенком целиком и полностью посвящены радостному событию: оденьте веселые колпачки, спойте именинную песенку, зажгите свечу на праздничном пироге и задуйте ее вместе с малышом – пусть этот день запомнится весельем и веселыми играми не только ребенку, но и его родителям!

  1. Развиваемся и играем
3.1. Развивающие игры
3.2. Увеселительные игры

Как я вырос за этот год, или поведенческие особенности

Вспомним немного основные особенности интеллектуального развития ребенка в возрасте 12 месяцев, итак, Ваш малыш уже умеет:

1. Сознательный словарный запас составляет уже два десятка слов, в том числе понятия «можно – нельзя», «где», «дай» и т.д. Активно используются собственные слова, обозначающие базовые предметы и понятия, встречающиеся малышу в повседневной жизни.

2. Все активнее проявляется интерес к другим детям, правда о взаимоотношениях в коллективе крохе пока мало что известно, поэтому контакт с ровесниками иногда заканчивается конфликтом.

3. Проявляются поведенческие реакции на ту или иную ситуацию, кроха начинает «испытывать» взрослых на прочность: «а что будет, если я уроню игрушку», буду баловаться вместо того, чтобы кушать или спать т.д.» Будьте внимательны: маленький член семьи сейчас словно искусный кукловод, моментально улавливающий момент, когда взрослые дали слабину – не стоит на данном этапе давать малышу возможность совершать недопустимые вещи, поскольку чем старше он становится, тем сложнее будет без конфликтов его «перевоспитать».

4. Развивается долговременная память: кроха помнит действия и ситуации, происходившие ранее. Кроме того, сейчас он уже в состоянии запомнить других людей, которых видит не так часто, как маму и папу, например бабушку или тетю, приезжающую в гости раз в месяц.

5. По-прежнему, как и все 12 месяцев до этого дня и еще долгие годы после малыш постоянно занят исследованием окружающего мира каждый день, покоряя все новые и новые горизонты. Пусть пока они очень маленькие и незначительные – книжный шкаф или стиральную машину, мамину сумку или соседскую кошку - все новое удивительно интересно и познавательно для ребенка, и это здорово!

Развиваемся и играем

Играть с годовалым ребенком становятся все сложнее и интереснее: малыш с интересом изучает свойства предметов, а в некоторых случаях проявляет удивительную смекалку. Все игрушки для малыша должны легко обрабатываться, в них должны отсутствовать мелкие детали, а сломать или оторвать ту или иную часть игрушки малышу должно быть не под силу. Выбирая игрушки для маленького ребенка, помните о том, что юный исследователь почти наверняка решит попробовать их на зубок, поэтому предпочтение лучше отдавать высококачественным вариантам из безопасных материалов.

Как играть с годовалым ребенком

Я бы разделила игры на две категории.
  • Первая – это игры развивающие
  • Вторая – игры увеселительного характера

Развивающие игры с детьми в 1 год

Первая группа игр для годовалых деток может быть уже достаточна разнообразна : начиная от игр для разв и тия мелкой моторики, заканчивая чтением книг. В арсенале мамы должны быть такие развивающие игрушки как: кубики, пирамидки, матрешки или «гнезда», каталки на колесиках и машинки, мячи, простые игрушечные музыкальные инструменты (барабан или металлофон).

Для изучения новых слов, названий предметов, животных, частей тела очень хорошо и полезно играть в игру «найди предмет»: например, Вы можете показать крохе глазки у любимой игрушки или в книжке, а потом попросить найти их самостоятельно. Если в более ранние месяцы такие занятия с ребенком уже проводились, кроха без труда усвоит правила и с удовольствием поиграет с Вами.

  • «Прятки» - примерно тот же самый вариант, что и описанный выше, только с поиском хорошо знакомой вещи - прятать игрушку, играя с ребенком 12 месяцев нужно так, чтобы малыш видел, куда Вы ее положили – за спину или под одеяло.
  • «Коробочка с сокровищами» - такую игрушку можно сделать самостоятельно из старой обувной коробки и цветной бумаги. Сделайте в ней несколько прорезей разной формы и размера, так, чтобы ребёнок мог поместить внутрь небольшие игрушки. Коробочек можно сделать несколько, например одну с отверстием, в которое малыш без труда опустит ручку, а с другой необходимо будет предварительно снять крышу, чтобы извлечь опущенное через прорезь содержимое.
  • «Первые картины» - ребенок с удовольствием будет размазывать краски по листу бумаги, создавая свои первые «шедевры» - палочки, кружочки, галочки. Приобретите специальные пальчиковые краски – они абсолютно безвредны для ребенка. Помните. Что для проведения художественных занятий с годовалым ребенком необходимо предварительно защитить интерьер и одеть на малыша «спец костюм», который не жалко будет испачкать. Любые занятия с красками должны проходить под контролем взрослых, во избежание проглатывания материалов.

Я с удовольствием поделюсь с вами теми играми которые очень нравились моим деткам и моим воспитанникам в детском саду.
  • Конечно, вкладыши. Причем, в различном их качественном и количественном проявлении.В качестве вкладышей могут служить и кастрюли различной величины, и пластмассовые контейнеры, матрешки, фабричные варианты этой игрушки.
  • На лидирующих позициях, так же, долгое время, уже остаются звуковые игрушки, книжки. Очень интересно деткам этого возраста повторять звуки, которые издает, скажем, коровка, петушок, капает дождик и т.д., так в игре, незаметно, вы знакомите малыша с окружающим миром.
  • И, конечно же, чтение книг . Рано? Нет, конечно, самое время. Выбирайте книги для деток этого возраста с хорошими иллюстрациями . Мне очень нравятся «Тихая сказка» С. Маршака, «Репка», «Колобок», но я думаю, вы сами поймете, что читать вашему малышу.
Пусть это будут 2-3 книги, которые вы будете вместе с ребенком читать каждый день. Дело в том, что дети в этом возрасте достаточно консервативны в восприятии окружающего мира. Они неохотно адаптируются в новых условиях. Им нравятся одни и те же сказки, одни и те же мультики. Поэтому, если вы месяца три будете читать одну сказку, поверьте, вы доставите малышу необыкновенную радость. Ему все там знакомо, он всех там знает, и охотно вместе с вами будет повторять ее содержание, даже если он плохо еще говорит, то ми ми кой , звуками и жестами малыш расскажет сказку лучше вас.

Конечно, при первом знакомстве с книгой от вас тоже потребуется артистический талант. Читайте не торопясь, рассматривайте все картинки и жестикулируйте. Мой старший сын начал говорить раньше, чем ходить. И очень часто мы с ним читали « Конька –горбунка ». В полтора года первую страницу книги он «читал» наизусть.

Веселые игры для детей в 1 год

Вторая группа игр увеселительного характера, не менее важна, чем первая для вашего ребенка.
Эти игры способствуют позитивному эмоциональному развитию ребенка, и установлению между вами эмоционального контакта. Танцы это нечто. Веселая музыка, танцующая мама или оба родителя и прикольно подражающий им малыш. Это высший пилотаж создания семейного благополучного микроклимата.

Пение - пусть слова еще не все выговариваются вашей крохой, но ля-ля или тра-та-та он вполне может выдать. Вспомните простые детские песни и начинайте их петь с ребенком. «Мы едем в далекие края», «Ягода малинка», ну одним словом, если не знаете, найдите сборник детских песенок и вперед.

Можете уже начинать играть в «дочки матери» . Кормите кукол, пеленайте их, водите на прогулки.

Ну и конечно, супер игра- «Ку-ку» или мини прятки . Сначала вы прячетесь за диван, дверь, не важно, главное не далеко в поле зрения ребенка. А потом, оп -ля,- «ку-ку». Потом ребенок вам кричит ку-ку. Позовите его, сделайте вид, что не видите. Сто процентные позитивные эмоции обеспечены обеим сторонам.

Все эти игры с годовалым ребенком не должны организовываться перед сном. Иначе ребенок перевозбудится и уложить его будет достаточно проблематично.

Придумать игру для развития ребенка 1 года несложно – существует масса простых и эффективных вариантов. Для этого не нужно обладать выдающимися способностями или богатой фантазией, достаточно лишь знать основные особенности поведения малышей, соответственно возрасту – что им интересно и что они умеют, а самое главное – побольше наблюдать за собственным ребенком и его предпочтениями – тогда Вы наверняка найдете способ с интересом и пользой для двоих провести время.

Ваш малыш уже сделал первые шажки, и оказывается, за порогом изученного вдоль и поперек родного дома скрывается целый непознанный мир. В период до двух лет ребенок начинает его познавать, хоть и под пристальным взором родителя, но уже более самостоятельно.

Какие навыки развиваются у ребенка от года до двух?

Физическое развитие

В период между годом и двумя физические возможности ребенка претерпевают колоссальные изменения. Оттачивается навык прямохождения. Постепенно, становясь более уверенным в своих движениях, малыш учится преодолевать преграды: перешагивать через ямки, ходить по траве и камешкам, не падая – ножки у него заплетаются все меньше и меньше. Вскоре, наряду с умением ходить, появляются умения бегать, прыгать, залезать на различные поверхности. Юный альпинист с легкостью забирается на спинку дивана, на горку, шведскую стенку, а потом уверенно сползает обратно.

Развитие речи

Речевое развитие становится уже более осознанным: ребенок переходит к словам и словосочетаниям, а затем и формированию своих первых предложений.

Накопив достаточный словарный запас за первые год-полтора, ближе к двум годам ребенок уже может объяснить, что он хочет, называя действие, обозначая его субъект и объект. Часто в этот период малыш сопровождает свои фразы жестикуляцией.

Развитие сенсорного восприятия, игровой и предметной деятельности

В этот период, наряду с продолжением , через непосредственное взаимодействие с ними, активизируется навык манипуляции предметами.

Ближе к двум годам дети уже способны наделять предметы ролями и разыгрывать сценки из жизни, подражая близким людям или героям любимых мультфильмов и сказок.

7 игр с детьми в возрасте от 1 до 2 лет

Игра для физического и умственного развития малыша

«Мяч – многоборец»

Одной из любимых игрушек ребенка в возрасте от одного до двух лет остается мяч, но спектр игр с участием этой незатейливой игрушки расширяется. Один ребенок будет часами гонять мяч по площадке, изучая взаимосвязь силы удара и скорости движения мяча, а другой станет наблюдать за силой притяжения в действии, бесконечно кидая мяч с горки вниз.

Ближе к двум годам можно начинать играть в «съедобное – несъедобное» в упрощенной вариации. Вы просто называете слово, перекатываете или кидаете мяч малышу и просите его повторить слово, когда он будет возвращать мяч обратно.

Эта ролевая игра развивает речь, фантазию, первые навыки общения у малышей.

«Крошка Енот»

Многие малыши в этом возрасте готовы играть в ролевые игры, манипулируя игрушками, а кто-то уже принимает на себя любимые роли крошки Енота, медсестры, пожарника.

Возьмите игрушки, обозначьте роли. Вы можете разыгрывать сюжет любимой сказки ребенка или ситуацию: поход в зоопарк или в гости на чай, поездку на общественном транспорте. Управляйте каждый своей игровой фигуркой. Задавайте вопросы от лица фигурки, отвечайте на вопросы ребенка, побуждайте его к действиям.

Игра на развитие крупной моторики и речи

Хороводная игра развивает крупную моторику, координацию, чувство ритма, укрепляет эмоциональную связь малыша и родителя.

«Ехал пан»

Встаньте в круг, возьмитесь за руки. Если в игре участвуют несколько взрослых и детей, встаньте так, чтобы ребенок стоял между двумя взрослыми. Если компании нет, то можно играть и вдвоем.

Игра начинается с ходьбы по кругу и распевания слов:

«Ехал пан, ехал пан,
ехал шагом-шагом-шагом»

После нескольких кругов «шагом» движение хоровода убыстряется. Шаг переходит в легкий бег. Слова тоже меняются:

«Ехал пан, ехал пан,
ехал рысью-рысью-рысью»

Хоровод движется еще быстрее. Взрослые поднимают малышей за руки так, чтобы те оторвали ноги от пола:

«Ехал пан, ехал пан,
ехал махом-махом-махом»

Наконец, участники хоровода мягко заваливаются на пол, приговаривая:

«В ямку – бух!
Раздавили сорок мух!»

Повторите игру, кружась в хороводе в обратную сторону.

Вот и пролетел первый год жизни. Оглядываясь назад, мамы не устают удивляться тому, как быстро из «кричащего кулечка» ребенок превратился в маленького исследователя. Он уже вполне уверенно ходит по квартире, заглядывает в шкафы и тумбочки, изучает их содержимое. Малыш не скрывает своего восторга: оказывается, дома столько много любопытных вещей, которые можно трогать, доставать, разбрасывать! А сколько их во дворе и в парке!

Каждый новый предмет представляет для него огромный интерес. Не случайно специалисты говорят о том, что именно предметная деятельность становится в это время главным видом деятельности детей.

Отметим еще две важные особенности данного этапа.

Во-первых, малышам в этом возрасте свойственна особая восприимчивость. Они впервые открывают для себя те явления и свойства окружающего мира, к которым мы давным-давно привыкли. Поэтому каждый день их жизни наполнен особой эмоциональностью, что в свою очередь, помогает прочному закреплению новых знаний и впечатлений, навыков и умений. Ни в каком другом возрасте ребенок не будет с такой легкостью впитывать в себя все новое, как в раннем детстве.

Во-вторых, дети на этом этапе обладают прекрасной способностью к подражанию. И подражают они взрослым с большой охотой. Вот почему специалисты считают, что данный возраст просто идеален для проведения развивающих игр, призванных помочь ребенку составить представление о мире, в котором он живет и научить его использовать собственные возможности.

Прежде, чем мы перейдем к примерам конкретных развивающих игр для детей 1 года, внимательно познакомьтесь с общими принципами и спецификой их проведения.

На первый план выходят повышенные требования к безопасности! Конечно, вы и раньше думали о том, чтобы оградить ребенка от любой беды. Еще бы: малыш – ваша главная драгоценность. И все же именно сейчас маме следует держать ухо востро. Ребенок стремится максимально использовать свою новую возможность – возможность ходить. Его жизнь изменилась коренным образом. Больше не нужно ждать, пока мама даст ему понравившуюся вещь или отнесет его на руках туда, куда хочется. Он может перемещаться сам! И он это делает. Мама не успела и глазом моргнуть – а малыш уже оказался в другой комнате.

Вместе с тем движения ребенка еще очень несовершенны, ведь мышцы развиты достаточно слабо, да и координация движений оставляет желать лучшего. Поэтому побеспокойтесь о том, чтобы пространство для игр было оборудовано соответствующим образом. Никаких проводов на полу. Никаких углов, способных поранить ребенка. Никаких стеклянных дверей или столешниц. Одним словом, ничего такого, что могло бы причинить вред ребенку.

Кроме того, кроха еще не понимает, насколько опасными могут быть некоторые из интересующих его предметов. Поэтому, готовя пособия и игрушки, которые потребуются вам в проведении развивающих игр для детей 1 года, всегда задавайте себе вопрос: «Не представляют ли они потенциальной угрозы для малыша?» Подумайте, сможете ли вы оставить ребенка один на один с тем или иным предметом, если вам, например, придется на минуту отвернуться? Даже если ребенок проявляет повышенный интерес к вещам, содержащим мелкие детали, имеющим острые углы или способным разбиться – ни в коем случае не оставляйте их в руках крохи!

Лучше всего приобрести специальные наборы дидактических игрушек в магазине. Вам пригодятся крупные яркие кубики разных цветов, шарики, пирамидки, доски с отверстиями и вкладышами, стаканчики-вкладыши, деревянные молоточки с набором колышков и тому подобные вещи. А еще маленькие игрушки (можно «пальчиковые») для сюжетных игр.

Важный момент: речь взрослого уже способна влиять на поведение ребенка, но пока далеко не во всех ситуациях. Учитывайте эту особенность при проведении развивающих игр для детей 1 года. Не ждите, что ребенок, как в школе, будет четко выполнять ваши требования. Как правило, годовалые дети очень легко и быстро вступают в игру по команде взрослого — ведь это им любопытно. Вы просите ребенка катить тележку, собрать пирамидку или принести игрушку – и в нем моментально вспыхивает интерес к игровой деятельности. Но вот так же просто закончить игру малышу пока не под силу.

Например, вы можете попросить ребенка собрать после занятия кубики в коробку, и он это охотно сделает. А затем тут же начнет их снова доставать. Для него игра продолжается! Ни в коем случае не ругайте малыша. Будьте терпеливы. Это – всего лишь особенность психики годовалого ребенка. Когда настанет время завершать очередное игровое занятие, постарайтесь переключить внимание на что-то более интересное. Например, вместо того, чтобы отбирать куклу, потому, что настало время обеда, скажите малышу: «А давай ляля будет кушать с нами!» Разумеется, вам придется «покормить» вместе с малышом и куклу.

Помните о том, что годовалые малыши действуют импульсивно. Ими руководят не сформированные годами ценности, а возникшие в данный момент желания . Возможно, вы глубоко уверены в том, что ребенку сейчас нужна развивающая игра с матрешкой или с кубиками. Но едва ли ваши попытки привлечь внимание крохи игрушками будут успешны, если в этот момент в его поле зрения попадет нечто более интересное: например, оставленный папой мобильный телефон.

Поэтому задача родителей при проведении развивающих игр для детей 1 года — оградить ребенка от всего, что будет его отвлекать. Работающие радио и телевизор, голоса в соседней комнате или яркая реклама на экране компьютера – все это способно притягивать внимание малыша. И, конечно, мама должна очень эмоционально, с убедительными интонациями в голосе, побуждать ребенка к игре.

Наконец, не забывайте о том, что малыш еще не в состоянии длительное время концентрироваться на том или ином занятии . Не требуйте от него невозможного. Конечно, вам хочется развивать ребенка всесторонне. Но этого можно достичь не только тем, что вы будете предлагать ему все больше и больше развивающих игр для детей 1 года. Лучше сделать так, чтобы игры носили комплексный характер. Так, например, игры на движения могут способствовать и развитию речи, а сюжетные игры можно совмещать с музыкальными занятиями.

Сюжетные игры

Сюжетные игры должны стать неотъемлемой частью развивающих игр для детей 1 года. Для их проведения необходимо иметь в достаточном количестве соответствующие игрушки: кукол и мишек, лошадок и собачек. Они должны располагаться на виду у ребенка. А лучше всего таким образом, чтобы малыш мог их при желании взять в руки.

Но не ждите, что годовалый ребенок сам начнет в них играть. Ему нужно показать пример. Возьмите несколько игрушек и разыграйте небольшое представление. Например, с зайчиком и лисичкой. Комментируйте свои действия. «Зайка прыгает! Прыг! Прыг! Хороший зайка! Лисичка прибежала. Хочет зайку поймать. Ай-яй-яй! Зайка испугался лисички. Убегай, зайка! Зайка убежал». В следующий раз можно поменять действующих лиц (например, взять кошку и собаку).

Игры для мальчиков и для девочек

При проведении развивающих игр для детей 1 года нужно делать акцент на традиционных игрушках, соответствующих полу ребенка.

Так, в играх с мальчиками в этом возрасте уже можно использовать машинки, кораблики или самолеты. Правда, просто катать машинку по столу или играть в
ванной с одним и тем же корабликом ребенку скоро надоест. Поэтому старайтесь сделать игры разнообразными. Например, кораблик может перевозить пассажиров. А машинка – скатываться с горки вниз (обратите при этом внимание малыша на то, что вниз машинка едет сама, а вверх сама не катится, ее нужно катить).

Девочкам тоже необходимо показывать, как именно играть с куклами. Например, мама может взять куклу, причесать ее или «покормить». При этом необходимо сопровождать свои действия комментариями, например: «Мы причешем лялю. Вот так. Причешем. Все, причесали. Ляля стала красивая!»

Такие игры будут прекрасно способствовать развитию предметной деятельности.

Игры для развития движений

Одна из самых распространенных родительских ошибок заключается в том, что они полагают: «Развивать нужно интеллект ребенка, а бегать и прыгать он научится и без помощи взрослых, сам». Но это не так. Малышу необходимо целенаправленно создавать возможности для совершенствования движений. Это крайне важно на втором году жизни.

Обязательно включайте в комплекс развивающих игр для детей 1 года упражнения, которые способствуют совершенствованию ходьбы, ползания, приседания и т.п.

Самые простые игры для развития движения в этом возрасте – бросание и отталкивание мячиков и шариков, умение залезать (на диван или под стол – например, чтобы «догнать убежавшую игрушку») и перелезать (например, через диванную подушку, за которой ребенка «ждет плюшевая собака, которая хочет с ним поиграть»). Возможно, вашему малышу доставит удовольствие и возможность проползти под препятствием за игрушкой (для этого вы можете специально натянуть ленточку).

Полезно ходить по наклонной плоскости вниз и вверх. Такие занятия хорошо сочетать с простыми рифмовками, подчеркивающими каждый шаг, например: «Я иду, я иду! Никуда не упаду!» Можно также учить малыша двигаться «как мишка» (раскачиваясь из стороны в сторону) и «как зайка» (прыгая). А после полутора лет ребенок уже в состоянии перешагивать через предметы (например, через кубики, рассыпанные на полу).

Помните про прекрасную способность малыша к подражанию. Обязательно включайте в комплекс занятий игры типа «делай как я».

Музыкальные игры

Наверняка вы уже неоднократно включали ребенку записи колыбельных, детских песен и отрывков из классических произведений. Почему бы не совместить прослушивание любимых мелодий с сюжетными играми или с играми на развитие движений? Ведь музыка бывает быстрой и медленной, веселой и грустной. Под веселую музыку плюшевые зайчики могут «прыгать и веселиться на полянке». А под грустную вы можете вместе с ребенком плавно покачать руками, поднятыми над головой.

Можно учить ребенка хлопать в такт музыке. Или отбивать ритм с помощью молоточков-пищалок. Конечно, пока попадать в такт кроха еще не сможет. Пройдет еще некоторое время прежде, чем ему это удастся. И все пробовать можно начинать уже сейчас.

И, конечно, давайте малышу возможность двигаться под музыку. Покажите ему пример, потанцуйте в медленном и в быстром темпе – и пригласите потанцевать вместе с вами. Разумеется, речи о том, чтобы выучить какие-то танцевальные движения, пока быть не может.

Игры для знакомства с окружающим миром и развития речи

Эти упражнения советуем регулярно включать в комплекс развивающих игр для детей 1 года. Малыши хотят узнавать все больше новых слов. Им интересно, как называются интересующие их предметы. Но, конечно, на втором году жизни они еще не могут спросить об этом, используя речь. Поэтому показывают на интересующий предмет пальчиком. Обязательно поощряйте любознательность крохи! Покажите, как вы рады его вопросу: «Какой малыш молодец! Малыш показал на зайку! Это зайка!» Если вы регулярно будете демонстрировать свое одобрение, ребенок будет чаще и чаще интересоваться названиями предметов.

Знакомьте ребенка с такими понятиями, как «холодный – теплый», «гладкий — пушистый», темно — светло и т.п. Например, дайте потрогать чашку с теплым чаем и скажите: «Чашка теплая». А затем – с холодной водой: «А эта – холодная. Холодная чашка». Закрепите этот материал на следующий день, подставив ручку малыша под струю воды и комментируя соответствующим образом происходящее: «Водичка теплая, теплая. Ой! Холодная! И снова теплая!»

На прогулке не стоит требовать от ребенка, чтобы он ни к чему не прикасался и «выкинул бяку». Пусть он потрогает траву, листья, кору дерева (просто следите за тем, чтобы грязные руки не оказались после этого во рту, носите с собой запас влажных салфеток). Проговаривайте названия всех предметов, заинтересовавших малыша: «Это трава. Это листочек. Это дерево».

Говорите с малышом. Называйте, комментируйте, объясняйте. И помните: малыш переживает уникальный период. И у вас есть уникальная возможность повлиять на его развитие.

С уважением, Светлана Иванова.

Крохотные карапузы – это не только любовь и радость всей нашей жизни, но и те, кто нуждается в нашем постоянном внимании. Уделять внимание подразумевает заниматься с малышами, развивать их и воспитывать. Детям первого года жизни чаще предлагаются занятия на физическое развитие. С взрослением деток становятся все более полезными и актуальными игры на развитие мышления, внимания и творчества.

Какие занятия выбрать для деток, которые уже отпраздновали свой первый большой день рождения? Этот сложный, но интересный период малыш встречает с широко раскрытыми глазами и готовностью к новым познаниям и открытиям. Найти хорошие и познавательные игры для детей в 1-2 года очень легко. Многие из игр передаются из поколения в поколение и порой чувствуются на уровне интуиции.

В 1-2 года объектом игры может стать любой яркий материал, крупы, краски – все, что найдется под рукой у любой мамы!

Основные направления для развития

Детям дошкольного возраста важно развивать следующие навыки:

Ранний дошкольный период можно разделить на три основных этапа: 1-1,5 года, 1,5-2 года и 2-3 года. Каждый из них имеет свои особенности, однако родителям очень важно постоянно развивать малыша, не пуская его воспитание на самотек. Разберем основные навыки, свойственные каждому отдельному этапу.

1-1,5 года

Дети учатся:

  • ходить и прыгать (с маминой помощью);
  • кидать мяч;
  • называть предметы;
  • подражать звукам животных, предметов;
  • различать цвета;
  • слушать, понимать и выполнять просьбы;
  • различать предметы по величине;
  • вести счет до 5;
  • манипулировать с игрушками (кормить куклу, варить обед, катать машинку, укачивать зайчика и т. д.);
  • подпевать простым песенкам, повторять потешки, стишки;
  • заниматься ручным трудом (клеить вырезанные детали, красить кисточкой по бумаге).


Доверять такому маленькому ребенку мелкие детали не стоит – пока что для него интересна игра с объемами, формами и цветами – мячиком, большими цветными кубиками, пирамидками

1,5-2 года

Детки учатся:

  • различать не только основные цвета, но и их оттенки;
  • понимать и выполнять многосложные просьбы («Возьми мишку, положи его в коляску и спой песенку»);
  • различать не только величину, но и форму предметов;
  • вести счет 1-10;
  • называть предметы полным словом («ложка» вместо «ка»);
  • подражать звукам животных, птиц, предметов;
  • манипулировать с игрушками (возить песок в машине, кормить зайку ложкой, строить башню из кубиков);
  • кидать мяч;
  • петь песенки и повторять стишки и потешки;
  • различать цифры и буквы (небольшую часть);
  • заниматься ручным трудом (с помощью взрослого клеить аппликацию, пользоваться карандашами и фломастерами, рисовать кистью).

Еще больше информации вы найдете в статье



Ребенок до двух лет обожает строительство из кубиков и крупного конструктора, в игры уже может вноситься сюжет, в них есть свои персонажи и истории

2-3 года

Самое время учить:

  • различать основные цвета, их оттенки, а также уметь смешивать краски, чтобы получить необходимый цвет (рекомендуем прочитать: );
  • вести счет до 10;
  • различать относительную величину (выше-ниже, дальше-ближе, большое-меньше), а также форму предметов (треугольный, круглый, квадратный);
  • складывать и вычитать простые числа на доступных примерах (к двум девочкам пришла еще одна девочка, теперь девочек три);
  • описывать происходящие события простыми предложениями;
  • понимать содержание сказки и отвечать на вопросы по прочитанному;
  • манипулировать с игрушками (строить из конструктора простые предметы, играть в сюжетно-ролевые игры);
  • учить наизусть стихи и песни;
  • знать, как пишутся буквы и цифры;
  • заниматься ручным трудом (делать аппликации, лепить из теста, пластилина, рисовать карандашами, фломастерами, красками, мастерить поделки из природного материала).


Когда возраст ребенка приближается к трехлетнему рубежу, можно активно включать в его программу развития творческие наывки – рисование, музыку (ксилофоны, детские музыкальные инструменты), лепку

Занятия от года

Рисование пальчиковыми красками

Рисование с детьми – новый и захватывающий процесс, который позволяет познавать необычное и развивать воображение. Деткам больше интересен сам процесс творчества, нежели полученный результат.

Для комфортной работы подготовьте рабочую зону: застелите стол клеенкой, приготовьте краски, воду, кисточку (при желании), салфетки. Малыши в этом возрасте крайне непоседливы, поэтому не стоит планировать раскрасить за раз больше одной картинки. На выбор ребенку давайте не больше трех цветов.

Прежде чем малыш начнет пробовать свои силы, покажите, как правильно обмакивать палец в краску. Сделайте это своей рукой, держа пальчик крохи, затем начните аккуратно раскрашивать картинку. Подбадривайте и хвалите малыша за успехи, так вы будете стимулировать в нем желание творить.



Пальчиковые краски – отличное развлечение для детей, которые по своей натуре являются кинестетиками, то есть любят все трогать и пробовать руками

Может, этот материал еще рановато использовать для годовалых крошек? Разумеется, сложные взрослые поделки деткам такого возраста еще недоступны, но пластилин – отличное средство для развития мелкой моторики, поэтому начинать можно уже сейчас. Лепка открывает перед ребенком огромный простор для творчества. Современный пластилин отличается от старых образцов, он более эластичный и совсем не липнет к рукам. Работать с таким материалом – сплошное удовольствие. Ребенку будет интересно добавлять детали к уже готовой картинке, которую можно нарисовать самим или купить заготовку.

На первых порах лепите небольшие шарики, которые малыш должен будет давить пальчиком на выбранном месте картинки. Рисунки должны быть с простыми сюжетами: добавить конфет в вазочку, покормить собачку или изобразить дождик из тучки. Научившись надавливать на шарик, чтобы его расплюснуть, ребенок может попробовать размазывать пластилин в разные стороны, чтобы получилась новая интересная картинка. Начать следует именно с простого действия – надавливания. Важные советы:

  • Шарики рекомендуется налепить заранее, чтобы ребенок не ждал «новой порции» работы, ведь ему сложно долго концентрироваться на чем-то одном.
  • Не оставляйте малыша без присмотра, а то он может попытаться попробовать пластилин на вкус.
  • После занятия уберите пластилин в недоступное для ребенка место.
  • В качестве альтернативы пластилину возьмите тесто, которое можно сделать самостоятельно из воды и муки.


Лепка из пластилина – очень интересное занятие, которое сможет объединить малышей и детишек постарше. Последние с удовольствием покажут братику или сестричке, как слепить что-то красивое

Чтение книг

Выбирайте простые и яркие книги, где много красивых картинок, привлекающих внимание. Сопровождайте свое чтение играми и озвучиванием. Например, проиграйте историю с помощью любимых игрушек или изобразите как квакает лягушка, и как прыгает зайчик. Дети любят читать одну и ту же книгу много раз -несмотря на то, что вам она уже надоела, читайте ее снова и снова, пока она интересна малышу.

«Школа семи гномов» – отличный дидактический комплекс для развития детей разных возрастов. Все наборы делятся по возрасту (от рождения и до самой школы). В каждом годовом комплексе 12 книжек, где вы найдете большое количество интересных заданий, которые разработаны специалистами по детской психологии и воспитанию, а значит будут полезны вашему малышу.

Игры с кубиками, пирамидками и сортерами

После 1 года дети с удовольствием играют с кубиками. Предложите ребенку самые простые действия: сделать башенку из двух-трех кубиков, постепенно увеличивая количество кубиков.

Используйте развивающие сортеры (кубики с отверстиями разной формы и фигурками, соответствующими форме этих отверстий). Простая на первый взгляд задача является очень сложной для ребенка, но очень хорошо развивает его мозг.

Пирамидка – одно из самых любимых занятий малыша в 1 годик. С помощью пирамидки ребенок освоит такие понятия как «больше-меньше» и научится составлять целую конструкцию из отдельных частей.

Активные игры с предметами

Такие игры в 1-2 года – самое лучшее решение. Для занятий выбирайте большие яркие предметы. Задания могут простыми и активными: собрать предметы в корзинку, бросить мячик, отвести куклу в детский сад. Занятия могут быть с развивающим уклоном: мама просит взять и принести какой-либо предмет. Все малыши обожают трогать, мять и пробовать предметы на вкус – дайте ему возможность реализовать свои желания. Предлагайте ребенку предметы с разной фактурой, поверхностью и формой. Давая очередную вещь ребенку, называйте ее характеристики (большая, твердая, теплая, пушистая и т. д.).



Пальчиковые игры не только интересны для ребенка, но еще и очень полезны. Они отлично развивают мелкую моторику и воображение

Продолжайте развивать мелкую моторику рук с помощью простых и интересных движений, сопровождающихся озвучкой. Не забывайте – чем больше вы будете разминать детские пальчики, тем больше вероятность, что ребенок скоро заговорит. При нежелании со стороны ребенка играть в подобные игры, можно просто делать ему полезный массаж пальчиков и ладошек или предложите для игры резиновый мячик с шипами.

Игры с предметами быта: одеждой, посудой

Большое количество игрушек в доме не исключает тяги маленьких деток к повседневным вещам. Они стремятся повторять взрослые действия и делать все как мама. Игры с посудой – любимая забава для детей. Здесь открывается большой простор для фантазии: ставить лоточки друг в друга, спрятать что-то в кастрюльку, перекладывать овощи из миски в кастрюлю.

Игры с сыпучими материалами

Годовалые дети очень любят такие занятия. Подобные упражнения стимулируют развитие чувственного восприятия. Пальчики будут становиться все более ловкими и послушными. Для занятий выберите любые сыпучие материалы и крупы: рис, гречку, манку, пшено. Затем маме нужно высыпать тонким слоем на поднос крупу и показать, как можно рисовать этим материалом. Для работы желательно выбрать поднос с высокими бортиками, хотя и он не гарантирует отсутствие на полу рассыпанной крупы. Малышу наверняка захочется сначала изучить крупу – не препятствуйте такому знакомству.



Крупу и бобовые можно покрасить гипоаллергенными пищевыми красками, особенно хорошо для этого подходит рис. Можно также купить готовые цветные материалы для развития мелкой моторики

Все новое для деток младше 2 лет имеет очень большое значение. Им необходимо разобраться с новым материалом, попробовать его на ощупь и на вкус, перебрать в ладошке каждый вид крупы. Возможно, малышу будут интересны именно такие действия, а не процесс рисования – не торопите события, позвольте крохе на первом занятии просто познакомиться с необычным материалом.

В следующий раз можно попробовать показать выполнение простых рисунков (кругов, квадратов). Раз за разом ребенок будет пытаться нарисовать все новые и новые рисунки (зигзаги, волны, полоски). Такие занятия с крупами отлично подходят для развития мелкой моторики у малышей в возрасте 1,2 и 3 лет.

Подвижные игры

Подвижные игры развивают не только крупную моторику малыша, но и в целом благотворно влияют на все системы организма. Особенное внимание следует уделять речевому сопровождению занятий: «на», «сели», «встали» и т.д. – это помогает отрегулировать темп и дыхание малыша и, в целом, активизирует его. Двигательные упражнения можно делать как дома, так и во время прогулки на свежем воздухе, сочетая их с прыжками, приседаниями, бегом и простой ходьбой. Каждая игра повторяется около 3 раз в неделю. Предлагаем несколько вариантов.

С игрушками

Собираем шарики

  • Понадобятся два вида шариков – маленькие и побольше, и две коробки аналогичных размеров. Проговаривая величину сначала помогаем крохе: «большой шарик – в большую коробку, а маленький – в маленькую». Затем даем возможность малышу сделать это самостоятельно.
  • Начиная с 1 года 10 месяцев можно также начать проговаривать цвета шаров.


Сортировка шариков подходит как для годовасиков, так и для трехлетних ребят – с возрастом занятия усложняются

Ищем игрушку

  • Помещаем игрушку на видном месте, и вместе с карапузом отправляемся на поиски, поддерживая его под мышки или за руки.
  • Можно положить в угол комнаты 3-4 игрушки и попросить малыша взять именно ту вещь, которые вы назовете.
  • Прячем игрушку под покрывало так, чтобы была видна лишь ее часть: хвостик кошечки, волосы куклы.

Ползем к погремушке

  • Кладем погремушку на расстояние от 1 метра и просим малыша доползти до нее, затем помогаем ему встать, поднять погремушку и позвенеть ею.
  • Усложняем задачу – ребенок должен выполнить все действия самостоятельно. В следующий раз положите на пол 2 погремушки, взять их нужно обе.
  • В зависимости от возраста увеличиваем расстояние: 1-1,5 года – до 2 метров; 1,5-2 года – до 2-3 метров; 2-3 года – до 3-4 метров.

Без предметов

  • Паровозик (от 1,5 до 3 лет). Становимся впереди малыша, он – сзади, держась за вас. Начинаем двигаться вперед, подражая гудку паровоза. Усложняем задачу – меняемся местами; попеременно «регулируем» громкость гудка – то тихо, то громко.
  • Поездка на поезде. Вместе с малышом сидим на стульчиках, выполняем руками круговые движения, подражаем гудку «Ту-ту», притопываем ногами. По сигналу «Приехали!», «Остановка – лес/деревня» – бегаем по комнате и собираем «грибы/цветы».

Ощая продолжительность активных занятий в таблице.