Когда делаешь никах свидетели должны быть и. Чтение никаха

Мусульманский никях – это обряд бракосочетания который напоминает венчание у христианских народов. По традиции никах проводится в доме невесты. Для заключения никаха приглашают местного имама. Так же в наши дни никах проводится в кафе, в ресторане или даже в мечети, но в основном имама (муллу) приглашают домой. Однако у мусульманского бракосочетания есть свои правила (условия).

Условия для заключения никаха

1. Помимо мусульманского священнослужителя должны присутствовать двое свидетелей мужчины. Если нет двоих мужчин, то разрешается назначить одного мужчину и двух женщин. Свидетели должны быть мусульманами.

2. Жених и невеста должны быть мусульманами. Обычно имам просит их при свидетелях и гостях произнести мусульманскую формулу единобожия » Ляя Иляха иляллах, Мухаммад расулюллах» (смысл: Нет Бога кроме Единого Бога Аллаха и что Мухаммад посланник Бога), чем они доказывают свою веру в Единого Бога - Аллаха.

3. Жених должен дать махар (подарок невесте). Обычно дарят золотые украшения (серьги, цепочку, кольцо и т.п.). Имам просит жениха показать махар (подарок) свидетелям, гостям и подарить его невестке.

4.Оба должны быть согласны на брак. В процессе акта произносятся предложение и ответ. Например, мулла сначала спрашивает согласие невесты:

По приказу нашего создателя Аллаха Субханака ва Тагаля и по суннату нашего пророка господина Мухаммада салляллаху алейхи васаллям, ты Амина дочь Ильяса, по своему согласию вышла замуж за Абдуллу сына Али.

Невеста отвечает:

Да я вышла за него по своему согласию.

Абдулла сын Али, по приказу нашего создателя Аллаха Субханака ва Тагаля и по суннату нашего пророка господина Мухаммада салляллаху алейхи васаллям ты по своему согласию взяла в жены Амину дочь Ильяса?

Жених отвечает:

Да, я взял ее по своему согласию

По мазхабу Абу Ханифы вопрос задается в прошедшем времени и поэтому ответ тоже должен быть таким же. После получения ответов перед свидетелями, молодые люди считаются мужем и женой. Никях считается заключенным. После этого имам начинает читать хутбу никаха и делает дуа (молитву) за молодоженов.

Теперь мы поняли что главным условием никаха является соблюдение всех вышеперечисленных правил. А именно проверка муллой соблюдения всех этих условий при свидетелях и является заключением никаха. Многие ошибаются думая что никах это такая церемония где мулла читает молитву перед молодоженами и те после этого считаются мужем и женой. Нет, никах это и есть заключение договора перед свидеделями и главным свидетелем Всевышним проверкой соблюдения обязательных условий (правил), а не так чтобы мулла прочитал молитву и все дела.

Никах между мусульманином и христианкой или иудейкой разрешается, но мужчина обязан в процессе совместного проживания призывать жену к Исламу. Между мусульманином и женщиной атеистом (неверующим в Бога) никях не разрешается.

Никах между мусульманкой и христианином или приверженцем другой религии а также атеистом запрещается. Мусульманка имеет право выйти замуж лишь за человека своей веры (только за мусульманина). Исключением является только то, если жених добровольно принимает ислам.

Никах между двумя праздниками и во время уразы

Среди людей есть такое мнение что между двумя праздниками (идами) нельзя заключать никах. Это ошибочное мнение. Никах можно читать в любой день года. А во время уразы (поста), делать торжество не очень удобно, так как днем нельзя есть и пить. Если даже люди не держат пост, но все равно ради уважения месяцу Рамазан нельзя днем проводить банкет, пиршество. Если есть необходимость можно заключить никях днем без застолья, или вечером во время ифтара (разговения) организовать небольшой банкет.

А читать никях в день праздника Ураза байрам или Курбан байрам тоже можно, однако в этот день священнослужители бывают заняты проведением праздника в мечетях и это может создать им неудобства. Поэтому необходимо заранее с ними все обговорить.

Какую дуа читают на никахе жених и невеста

Многие молодожены интересуются какое дуа надо читать во время никаха. Смотрим выше раздел правила для заключения никяха пункт второй и видим что молодые должны произнести шахаду: «Ляя Иляяха Илляллах. Мухаммад расулюллах» (короткий вариант), или другой вариант: «Ашхаду алля Иляяха иляллах, Ашхаду анна Мухаммадан абдуху ва расулюх».

  • Бракосочетание (никях)
  • Значение брака в Исламе;
  • Выбор супруга;
  • Помолвка (хитба );
  • Бракосочетание (никях );
  • Препятствия для бракосочетания;
  • Свадебный подарок невесте (махр );
  • Порядок совершения бракосочетания (никях );
  • Развод (талак );
  • Виды развода;
  • Некоторые изречение пророка Мухаммада, мир ему и благословение Аллаха, о браке.

БРАКОСОЧЕТАНИЕ (НИКЯХ)

Значение брака в Исламе

Ислам придает большое значение браку. В Священном Коране сказано:

وَمِنْ ءَايَاتِهِ اَنْ خَلَقَ لَكُمْ مِنْ أَنْفُسِكُمْ أَزْوَاجًا لِتَسْكُنُوا إِلَيْهَا وَجَعَلَ بَيْنَكُمْ مَوَدَّةً وَرَحْمَةً إِنَّ فيِ ذَالِكَ لآَيَاتٍ لِقَوْمٍ يَتَفَكَّرُونَ

«И из знамений Аллаха – то, что Он сотворил из вас самих жен для вас, чтобы вы находили успокоение в них, установил между вами взаимную любовь и сострадание. Воистину, во всем этом – ясные знамения для людей, которые размышляют». («Ар-Рум», 30/21)

وَاَنْكِحُوااْلأَيَامَى مِنْكُمْ وَالصَّالِحِينَ مِنْ عِبَادِكُمْ وَإِمَآئِكُمْ إِنْ يَكُونُوا فُقَرَآءَ يُغْنِهِمُ اللهُ مِنْ فَضْلِهِ وَاللهُ وَاسِعٌ عَلِيمٌ

«Выдавайте замуж незамужних женщин и жените неженатых мужчин, готовых к браку. Если у них не будет достаточного количества материальных возможностей, средств в нужный момент , Господь обогатит их из Своей Милости. Творец бесконечно Широк и абсолютно все знает » . («Ан-Нур», 24:32)

Пророк Мухаммад, мир ему и благословение Аллаха, советовал верующим жениться, говоря:

«О молодежь! Пусть обзаведется семьей тот из вас, кто в состоянии жениться» . (Аль-Бухари, «Никах»,1; Муслим, «Никях», 1).

Таким образом, Всевышний Аллах создал мужчину и женщину друг для друга, проявляя Щедрость к Своим рабам. Ислам призывает своих последователей создавать крепкие семьи и запрещает давать обет безбрачия.

Создание семьи возможно только через заключение брака – никях . Брак имеет большое значение для сохранения нравственности в обществе.

Выбор супруга

Для того, чтобы семья была крепкой, а брак – долгим, надо внимательно отнестись к выбору супруга. При решении этого вопроса самое больше внимание следует обратить на религиозность и нравственность будущего супруга.

Качества, наличие которых в будущей супруге желательно:

1. Религиозность.

« Супругу выбирают по 4 качествам: за ее богатство, ее положение в обществе, за красоту и за богобоязненность, так выбирайте же богобоязненную, (иначе) окажетесь в затруднительном положении» . (Аль-Бухари, «Никях», 15; Муслим, «Рада», 53)

«Более всего праведному верующему, состоящему на службе Алла ху , приносит счастье и добро его благочестивая, богобоязненная супруга. Такая женщина повинуется ему, при взгляде на неё он ощущает чувство радости. Она помогает ему не нарушать данное им слово клятвы. В случае отсутствия его дома, она бережёт, как свою собственную честь, так и честь, и имущество своего супруга» . (Ибн Маджа, «Никях», 5/1857)

«Мир полон полезных благ и милостей. Самое большее же из них – это благовестная и набожная жена» . (Муслим, Рада, 64; Насаи, «Никях», 15; Ибн Маджа, «Никях», 5)

2. Способность рожать детей.

Пророк Мухаммад, мир ему и благословение Аллаха, говорил:

«Женитесь на женщине, которая может любить и которая может рожать, потому что в Судный День я буду гордиться численностью моей общины (умма) перед общинами других пророков». (Ахмад)

3. Девственность.

Пророк Мухаммад, мир ему и благословение Аллаха, сказал: « Выбирайте для женитьбы девственницу». (Ибн Маджа, Байхаки)

4. Религиозность семьи, в которой воспитывалась избранница.

Следует обращать внимание на род невесты, так как будущий ребенок может быть похожим на кого-нибудь из ее рода. Чтобы родившийся ребенок был нравственным, воспитанным и благочестивым, важно, чтобы он родился в хорошей семье. Ведь здоровые корни дают здоровые и красивые побеги.

Пророк, мир ему и благословение Аллаха, сказал: «Будьте далеко от «хадра’и диман ». Сподвижники спросили: «Что такое «хадра’и диман» , о Посланник Аллаха?» Он ответил: «Женщина, выросшая в грехе». (Дайлами)

5. Красота.

6. Желательно выбирать супругу не из близких родственников.

Мужчине, достигшему совершеннолетия, запрещается смотреть на ‘аурат чужой женщины.

Если мужчина хочет жениться, то ему разрешается смотреть на лицо, кисти рук и на стопы невесты.

Помолвка (хитба).

Помолвка – это объявление о желании жениться на определенной женщине ей или ее семье. Это может сделать сам мужчина или доверенные люди. Если ответ девушки и ее семьи будет положительным, то считается, что между ними состоялась помолвка (хитба ).

Помолвка (х итба ) является подготовкой к свадьбе и дает возможность ближе познакомиться жениху и невесте, а также их семьям.

Помолвка (х итба ) – это не бракосочетание, поэтому совершив ее, жених с невестой являются все еще чужими друг другу и не могут уединяться.

Нарушение помолвки (хитб а ).

Помолвка (х итба ) не является браком, поэтому любая сторона может расторгнуть это соглашение, однако не следует делать этого без причины.

Если она или он дали друг другу подарки, после разрыва помолвки обе стороны имеют право взять их обратно.

Бракосочетание (никях)

Бракосочетание (н икях ) защищает честь и достоинство женщины, это – крепость чести и целомудрия мужчины и женщины. Оно поднимает дух человека на высоту. Отношения вне брака противоречат природе человека и его предназначению. Совместное жительство без брака (никях ) запрещается религией и расценивается как опасный и большой грех. Прелюбодеяние (зина ) категорически запрещено. Оно расценивается как преступление против нравственности, чистоты и красоты семейной жизни, способное уничтожить род человека. С бракосочетанием (никях ) между двумя людьми воцаряется мир счастья и умиротворения.

Исламский ученый Мухуддин Араби,призывая молодых к совершению никяха, говорил о достоинстве тех, кто помогает им в этом: « Помочь двум людям создать счастливую семью – это «садака-джария » . Все хорошее, что совершат члены этой семьи, будет записано ему как благодеяние» .

Всевышний Аллах призывает, чтобы его рабы жили счастливо, целомудренно и чисто. Семья предоставляет человеку эту возможность; но супружество, основанное на незнании, выгоде, на желаниях тела, не может принести людям счастья. В этом случае супруги не смогут по достоинству воспользоваться этим важным институтом для развития своей духовности.

Семья, созданная по Законам Всевышнего с намерением получить Его довольство, – отражение Рая на земле. Семейная жизнь Адама и благочестивой Хаввы, начатая в Раю по Воле Всевышнего Аллаха, основывалась на занонах Всевышнего. И нам, чтобы наши семьи были наполнены покоем Рая, светом счастливого весеннего неба, нужно стараться создать такую духовную атмосферу в доме, какая была у наших прародителей: жить в любви к Аллаху и в богобоязненности. Семьи, построенные на этой благородной основе, упоминаются в Священном Коране: семья пророка Ибрахима, семья пророка Мусы с дочерью пророка Шуайба, мир им.

Сказано в Священном Коране:

فَانْكِحُوا مَاطَابَ لَكُمْ مِنَ النِّسَاءِ مَثْنَى وَ ثُلاَثَ وَ رُبَاعَ فَاِنْ خِفْتُمْ اَلاَّ تَعْدِلُوا فَوَاحِدَةً اَوْ مَا مَلَكَتْ اِيمَانُكُمْ ذَلِكَ اَدْنى اَلاَّ تَعُولُوا

«Женитесь на тех женщинах, что приятны вам (которые вам по душе), двух, трех или четырех. А если боитесь вы, что не будете одинаково справедливы, то – на одной или на тех, которыми овладели ваши десницы. Это – ближайший путь, чтобы не уклониться от справедливости» . («Ниса», 4/3)

Никях – это акт бракосочетания по Исламу, после совершения которого мужчина и женщина становятся мужем и женой, и между ними разрешается близость.

Обязательные действия (рукн ) никяха :

1) акт соглашения (иджаб ва кабуль – предложение и принятие);

2) присутствие сторон (жених и невеста или их попечители);

Обязательные условия вступления никяха в силу:

1) обоюдное согласие сторон;

2) совершение акта соглашения в одном и том же месте и времени;

3) слышание и понимание акта-соглашения сторонами;

4) отсутствие отказа предлагающего от предложения до принятия соглашения;

5) стороны или попечители должны быть совершеннолетними, разумными мусульманами (мукалляф );

6) отсутствие препятствий для брака.

Согласно ханафитскому мазхабу, при отсутствии одного из данных пунктов никях считается неправильным, и сторонам необходимо разойтись.

Условием для полноценности никяха является наличие свидетелей. По ханафитскому мазхабу свидетелями могут быть два мужчины или один мужчина и две женщины.

Препятствия для бракосочетания

1. Нельзя жениться на близких кровных родственницах – мать, бабушка со стороны отца или матери, мать бабушки и выше, дочери и внучки, родные сестры и ее дочери и внучки, дочери и внучки родного брата, дочери и внучки сыновей родного брата или родной сестры, тети, родные по отцу и по матери, или родные только по отцу.

2. Нельзя жениться на родственницах по бракосочетанию: тёща и ее мать, мать невестки (жены сына), приемные дочери и дочери приемных сыновей, сноха, ее дочери и внучки; мачеха и ее мать и бабушки.

3. Нельзя вступать в брак молочным родственникам.

4. Нельзя иметь более 4-х жён одновременно.

5. Нельзя быть женатым одновременно на двух родных сестрах или на женщине и ее родной тете.

6. Мусульманин не может жениться на язычнице, атеистке или вероотступнице. Мусульманка может выйти замуж только за мусульманина.

7. Бывшему мужу нельзя повторно жениться на женщине, которой он дал полный (троекратный) развод.

Свадебный подарок невесте (махр)

Передача (или обещание передать в будущем) женихом невесте денег, вещей или чего-либо иного является необходимым (ваджиб ) действием бракосочетания.

Махр делится на два вида:

1 Подарок, который дается сразу;

2) Подарок, который выдается при разводе или после смерти мужа.

Порядок совершения бракосочетани (никях)

Перед заключением брака желательно (сунн а ), собрав присутствующих, прочитать брачную проповедь (хутб а ан-никях ).

Тот, кто заключает брак, оглашает имена невесты, жениха, их отцов, свидетелей, попечителей (если есть) и свадебный подарок (махр ) и его количество.

После этого обращается к невесте: « Именем Аллаха, следуя сунне его Посланника (Бисмиллях ва ‘аля суннати Расулилля хи ), такая-то дочь такого-то приняла ли ты в мужья такого-то сына такого-то, приняв такой-то свадебный подарок (махр )».

Невеста должна ответить: «Да . Приняла », повторив это трижды.

После этого тоже самое спрашивается у жениха, и он отвечает так же, как и невеста. Затем за молодых читается мольба-ду‘а .

Форма вопроса и ответа (иджаб ва кабуль ) может отличаться, главное, чтобы жених, невеста и свидетели понимали данные вопросы и отвечали в прошедшем времени (например, приняла в мужья, вышла замуж, стала женой и т.д.).

РАЗВОД (талак)

Развод в Исламе разрешен, но не поощряется. В Священном Коране говорится:

لاَ جُنَاحَ عَلَيْكُمْ إِنْ طَلَّقْتُمُ النِّسَاءَ

«Нет греха на вас, если вы разведетесь с женами» . («Аль-Бакара», 2/236)

Пророк Мухаммад, мир ему и благословение Аллаха, говорил:

«Развод – самое ненавистное перед Аллахом из дозволенного». (Абу Дауд, «Талак», 3; Ибн Маджа, «Талак», 1)

Развод в Исламе может совершаться без участия имама и религиозного судьи (кади ), но в некоторых особых ситуациях их вмешательство необходимо.

Мужчина имеет больше прав на развод, чем женщина. Однако разрешается передача права на развод женщине во время бракосочетания (никях ) или после него, и в этом случае мужчины и женщины имеют равные права на развод.

Окончательный развод имеет три стадии. После первых двух стадий развода брак может быть восстановлен в период ‘идд а без нового обряда бракосочетания (никях ). После третьей стадии развод считается окончательным.

Виды развода

1) «Риджи » – это развод, который дает право восстановить брак в период ‘идд а без нового бракосочетания (никях ) и без каких-либо условий. Это разрешается после первой и второй стадий развода, а после третьего – запрещается.

2) «Баин » – развод, который прерывает брак, и без нового обряда бракосочетания (никях ) бывшие супруги не могут вернуться друг к другу. Этот вид развода действует для первой и второй стадии развода в случае истечения срокаидд а ;

3) Окончательный развод – этот развод можно дать в результате трех отдельных разводов или сразу, трижды повторив слова «Ты разведена » или сказав «Ты разведена трижды» .

Восстановить брак после окончательного развода можно, только если после истечения срока идд а после троекратного развода бывшая жена вышла замуж за другого мужчину, имела с ним близость, после чего этот брак был расторгнут (по причине развода или смерти мужа), и завершился новый срок идд а. При соблюдении данного условия между бывшими супругами совершается новый обряд бракосочетания (никях ) и восстанавливается право троекратного развода.

Мусульманские учёные называют следующие возможные причины развода:

1) ненависть друг к другу;

2) безнравственность одного из супругов;

3) отказ или неспособность мужчины обеспечивать семью;

4) тяжелая болезнь или сумасшествие одного из супругов;

5) чрезмерное совершение грехов одним из супругов;

6) расточительность, скупость, прожорливость, приводящие к ухудшению положения семьи одного из супругов;

7) бесплодие одного из супругов;

6) непонимание друг друга;

7) плохое отношение мужа к жене и жены к мужу;

8) недостатки одного из супругов, препятствующие семейной жизни;

9) возникновение препятствий для брака; например: выяснится, что невеста – молочная сестра;

10) измена (прелюбодеяние) одного из супругов. (В случае измены брак не расторгается автоматически).

Некоторые изречения Пророка Мухаммада, мир ему и благословение Аллаха, о браке:

«Будьте богобоязненными во взаимоотношениях с женщинами, ибо вы взяли их как доверенное Аллахом (аманат)» . (Абу Дауд, «Манасик», 56; Ибн Маджа, «Манасик», 84)

«Пусть верующий не гневается на свою верующую супругу, ибо, если ему не нравится какая-либо черта ее характера, понравится другая ее черта» . (Муслим, «Рада», 61; Ахмад бин Ханбаль, «Муснад», II, 329)

При совершении обряда молодожены обещают друг другу делиться радостями, тревогами, растить детей, дать им достойное воспитание, образование и быть верными друг другу на протяжении всей совместной жизни. День заключения никяха - первый шаг на пути достижения этой цели.

Отметим, что в Казахстане религиозный брак, совершенный без официальной регистрации в ЗАГСе, не имеет юридической силы.

Порядок проведения никяха

Церемония бракосочетания обычно начинается с проповеди в мечети. В присутствии свидетелей жених и невеста должны произнести в прошедшем времени иджаб (заявление со стороны отца или попечителя невесты о том, что он отдал женщину жениху в жены) и кабуль (заявление со стороны жениха о том, что он взял женщину в жены).

Согласно предписаниям ханафитского мазхаба, обязательным условием для проведения обряда является присутствие двух свидетелей-мужчин, либо одного мужчины и двух женщин.

На церемонии бракосочетания невеста должна сесть с правой стороны перед человеком, который проводит никях. Жених - с левой стороны.

Обряд предусматривает составление брачного договора, который определяет обязательства будущих супругов друг перед другом.

После чтения молитвы, помещенной в начале брачного договора, молодожены пьют освященную воду.

Затем на документе ставится печать и по окончании церемонии документ отдается жене. Духовный служитель получает вознаграждение от мужа.

Сама процедура никяха бесплатная. Материальная благодарность — личное дело брачующихся.

Как правильно совершать никях

По шариату брак действителен, если совершеннолетние мужчина и женщина, находящиеся в здравом уме, добровольно дают согласие начать семейную жизнь. Мужчинам нельзя брать в жены замужнюю женщину, а близким родственникам не разрешено связывать себя узами браками.

У мусульман-суннитов брак должен быть постоянным, а не временным.

Ислам запрещает носить мужчинам золотые украшения. Обручальное кольцо, как свидетельство того, что человек состоит в браке, может быть серебряным.

Акт бракосочетания может проводиться на любом языке, но мужчина и женщина должны понимать смысл произносимых слов.

При нарушении необходимых условий для обряда никях акт бракосочетания считается недействительным.

Махр - брачный дар

При совершении никяха муж выдает жене брачный дар. По-арабски он называется "махр" или "садак".

Жена имеет исключительное право на получение махра. Отнять подарок без ее разрешения не может никто, даже родители. В качестве махра могут быть выданы деньги, ювелирные украшения, одежда и другое. Обычно жених и невеста перед совершением обряда договариваются о размере махра (минимальная цена - 15-20 тысяч тенге).

В ходе совершения обряда брачующиеся могут выдвинуть свои условия, нарушение которых приведет к расторжению брака, однако требования не должны идти вразрез с учениями Ислама.

При заключении акта бракосочетания необходимо быть предельно внимательным, потому что если нарушается хотя бы одно из необходимых условий, которые перечислены ниже, акт бракосочетания является неправильным и, следовательно, недействительным.

Условия бракосочетания

Акт бракосочетания не является действительным:

без попечителя невесты и двух свидетелей .

— Кроме этого, будущие супруги не должны иметь препятствий для заключения брака (например: женщина замужем, или разведена но ещё она находится в периоде ‘идда, или жених имеет четырех жён).

А также во время акта бракосочетания должны быть произнесены соответствующее предложение и ответ . Например, отец невесты (попечитель) говорит жениху или выступавшему от его имени (в прошедшем времени): «Я выдал (отдал) свою дочь тебе в жены», и жених отвечает: «Я принял её в жены». При этом не имеет значения, как были сказаны эти слова – в шутку, в гневе или всерьез.

Требования к попечителю и свидетелям:

1- Они должны быть мусульманами. Допускается что невесту, христианку или иудейку выдает замуж её отец, имеющий с ней ту же религию .

2- Они должны быть мукалляфами (ответственными) то есть достигшими половой зрелости и душевно здоровыми. Попечителем или свидетелем не может быть ребенок, сумасшедший или женщина.

3- Свидетели должны быть достоверными, то есть о которых известно, что они не совершают больших грехов, не повторяют постоянно малые грехи, имеют высокую мораль и искреннее намерение.

Кроме того, свидетели должны слышать, видеть, говорить и быть в здравом уме и не должны заниматься унизительной деятельностью. Свидетелем не может быть слепой, глухой или немой, а также не контролирующий свою речь, и тот, кто занимается унизительной работой .

Из попечителей по приоритету должен быть:

— Отец невесты.

— Дед невесты (отец отца).

— Брат невесты, родной по отцу и по матери.

— Брат невесты, родной по отцу.

— Сын брата невесты, родного по отцу и по матери.

— Сын брата невесты, родного по отцу.

— Брат отца, родной по отцу и по матери.

— Брат отца, родной по отцу.

— Сын брата отца, родного по отцу и по матери.

— Сын брата отца, родного по отцу.

Если не нашли никого из родных, кто по приоритету должен быть попечителем невесты, то попечителем будет правитель-мусульманин или его наместник, или же тот, кто заменяет его из ответственных религиозных людей, например судья.

Очень важно контролировать последовательность в приоритете. Если кто-то выдал невесту замуж и позже оказалось, что есть кто-то более близкий к ней по приоритету соответствующий всем вышеперечисленным условиям, в этом случае акт считается недействительным.

Нельзя делать явное предложение выйти замуж женщине, которая находится в периоде ‘идда , независимо от вида ‘идда – после развода с возможностью возврата или после трехкратного окончательного развода, или же после смерти мужа, или после прерывания акта никяха. А также самой этой женщине нельзя прямо давать прямо положительный ответ, если даже ей предложили выйти замуж. Нельзя сказать ей: «Я хочу жениться на тебе» и нельзя ей отвечать «Я согласна».

Вышесказанное не относится к тому случаю, когда выйти замуж предлагает бывший муж, с которым женщина только что развелась (в первый или во второй раз), или с которым прервала никях (брак). В этой ситуации он может предлагать, а она может давать положительный ответ прямо.

Если женщина осталась вдовой или в безвозвратном разводе, то во время ее срока ‘идда желающий жениться на ней, может намеком дать ей понять, что есть желание жениться на ней. Например, мужчина может сказать такой женщине: «Найдется много желающих жениться на тебе». Он может жениться на ней после окончания срока ‘идда.

Если женщина уже засватана, то есть уже определенно известен жених, нельзя предлагать свою кандидатуру. Но не запрещено договариваться с женихом, чтобы он отказался (дал самоотвод). Можно также сделать предложение в том случае, если родители невесты отказались от предыдущего претендента.

Нельзя свататься к замужней женщине – это грех и Х арам . Мужчина совершает грех, если говорит замужней женщине: «Я хочу жениться на тебе».

_________________________________________

По школе имама Аш-Шафи‘ий эти люди «аhлюль-Китаб» то есть люди, которые из поколения в поколение со времён пророчества Пророка Мух аммада, мир Ему, придерживались христианства или иудаизма.

Мукалляф – это тот, который будет отчитываться за свои деяния в Судный День. Мукалляфом может быть как мусульманин, так и немусульманин: совершеннолетний по Шари‘ату (то есть достигший половой зрелости, либо, если половая зрелость не наступила ранее, то достигший 15-ти лунных лет), умственно здоровый человек, до которого дошла основа призыва к Исламу.

Три менструальных цикла женщины (три чистых периода).

Присутствие во время никяха двух свидетелей мужчин, является обязательным условием. Так же свидетелями могут быть один мужчина и две женщины. Если жених и невеста присутствуют на церемонии, то невеста садится с правой стороны перед тем человеком, который проводит никях, а жених садится перед ним с левой стороны. Если на церемонии присутствуют опекуны, то они рассаживаются точно так же. Затем определяется вид и размер махра.

Затем в свидетельстве о заключении никяха записываются имена брачующихся, имена их отцов, имена свидетелей, а так же информация о махре, то есть его размер и вид.

Перед никяхом является мандубом прочесть небольшую хутбу (вступительное дуа). После прочтения этого дуа, переходят непосредственно к процедуре никяха.

Хутба Никяха:

اَلْحَمْدُ لِلَّهِ الَّذِى اَحَلَّ لَنا النِّكَاحَ وَ حَرَّمَ عَلَيْنَ السِّفَاحَ وَ الصَّلَاةُ وَ السَّلَامُ عَلَى سَيِّدِنَا مُحَمَّدٍ سَيِّدِ المِلَاحِ الَّذِى اَزَالَ ظَلَامَ الشِّرْكِ بِنُورِهِ الْوَضَّاحِ اَمَّا بَعْدُ فَإِنَّ اللَّهَ وَ رَسُولَهُ اَمَرَنَا بِالنِّكَاحِ وَ هُوَ سُنَّةُ لْإِسْلَامِ فَقَالَ فِى كَلَامِهِ الْعَزِيزِ وَ هُوَ اَفْصَحُ الْكَلَامِ يَا أَيُّهَا النَّاسُ اتَّقُواْ رَبَّكُمُ الَّذِي خَلَقَكُم مِّن نَّفْسٍ وَاحِدَةٍ وَخَلَقَ مِنْهَا زَوْجَهَا وَبَثَّ مِنْهُمَا رِجَالاً كَثِيرًا وَنِسَاء وَاتَّقُواْ اللّهَ الَّذِي تَسَاءلُونَ بِهِ وَالأَرْحَامَ وَ قَالَ رَسُولُ اللَّهِ تَنَاكَحُوا تَكاثَرُوا فَإِنِّى مُكَاثِرٌ بِكُمُ الاُمَمَ يَوْمَ الْقِيَامَةِ

Человек, проводящий церемонию никяха после чтения вступительного дуа, упоминает о сыфатах зати и сыфатах субути, присущих Аллаху Всевышнему, и коротко разъясняет их значения. Затем разъяснив коротко что такое иджмали-иман и тафсили-иман, он говорит: «Все мы признаем все это, и подтверждаем».

Затем человек, проводящий никях, просит всех сидящих положить руки на колени, после чего делается тауба и истигфар, а так же произносится формула обновления веры.

Затем, обращаясь к невесте, он говорит: Айша ханум! Согласились ли вы стать женой Ахмед бея за такой-то махр, в соответствии с повелением Аллаха Всевышнего, сунной посланника Аллаха и иджтихадом имама Азама (если жених и невеста являются представителями ханафитского мазхаба)?

Женщина отвечает: «Согласилась». Этот ответ должны слышать свидетели.

Затем человек, проводящий никях, говорит, обращаясь к жениху: "Ахмед бей! Признаете ли вы, что взяли Айшу ханум в качестве своей жены и члена своей семьи за такой-то махр, в соответствии с повелением Аллаха Всевышнего, сунной посланника Аллаха и иджтихадом имама Азама? Мужчина отвечает: «Я взял ее в качестве жены, и признаю это». Этот ответ должен быть слышен свидетелям.

После этого человек, проводящий никях, сказав «Да, благословит Аллах ваш никях», совершает дуа.

После этого дуа является мустахабом поздравить молодоженов с браком, говоря: «Баракяллаху лякя ва баракя алейкя ва джамаа бейнакума фи хайрин ва афийатин ».("Пусть Аллах слелает твою жену благословенной для тебя")

Предупреждение: Поскольку никях в то же самое время представляет собой один из видов поклонения, то совершение никяха в состоянии полового осквернения, месячных или послеродового кровотечения, является тахриман-макрухом (близкое к запретному). (Дини-Мубини-Ислам, стр.7. )