Период новорожденности длится момента рождения. Развитие ребенка

Ребенку, появившемуся из чрева матери, неведомо всё то разнообразие окружающего мира, с которым он встречается. Он владеет лишь несколькими рефлексами, которые определяют ведущую деятельность в период новорожденности.

1. На физиологические параметры новорожденного ребенка большое влияние оказывает тот факт, родился он доношенным или же недоношенным. Рост и вес среднестатистического доношенного ребенка при рождении колеблется от 47 до 54 см и от 2,5 до 4,5 кг соответственно. В первые 5 дней малыши теряют в весе до 10%; это называется физиологической потерей веса, который вскоре восстанавливается. Параметры недоношенного ребенка напрямую зависят от того, на какой неделе беременности он родился.

2. Все малыши обладают сосательным, хватательным, двигательным и поисковым рефлексом, а также некоторыми другими. Природа снабдила их таким своеобразным защитным механизмом, помогающим выжить в случае опасности.

3. Положение тела ребенка в течение первого месяца остается почти таким же, как и внутри утробы матери: конечности согнуты и прижаты к туловищу, мышцы находятся в тонусе. Этот гипертонус постепенно проходит к 2-3 месяцам.

4. В 1-2 сутки из кишечника новорожденного выделяется первородный кал, меконий. Затем стул становится «переходным», а к концу первой недели нормализуется и превращается в «молочный», обладающий характерным кислым запахом. Частота испражнений приблизительно равна частоте кормлений. Мочится ребенок в период новорожденности от 15 до 20 раз в сутки.

5. Потребность во сне в первые 28 дней очень велика, дети могут спать до 20-22 часов в сутки. Что касается питания, то основной пищей в идеале должно служить материнское молоко в количестве, которое определяет сам ребенок. При грудном вскармливании нужда в жидкости также обеспечивается молоком.

Что касается психологической характеристики периода новорожденности, его основным показателем является физический разрыв ребенка с матерью. Он является естественным, и при сохранении биологического и психологического контакта проходит легко и без проблем.

По прошествии месяца ребенок начинает демонстрировать комплекс оживления - тягу к общению, улыбку, гуление - который считается главным критерием при переходе от новорожденности к младенчеству.

24. Общая характеристика младенческого возраста.

В младенческом возрасте выделяют три этапа:
новорожденность (первый месяц жизни), когда ребенок подготавливается к эмоциональному общению со взрослыми;
первое полугодие, во время которого ведущей деятельностью становится ситуативно-личностное общение со взрослым;
второе полугодие жизни, когда ведущей становится предметно-манипулятивная деятельность.
Завершение младенчества связано с "кризисом первого года", свидетельствующим о формировании личности ребенка.

МЛАДЕНЧЕСКИЙ ВОЗРАСТ
(англ. infancy ) - (в рос. возрастной психологии) период жизни ребенка от рождения до 1 г. (зарубежные психологи склонны расширять границы младенчества до 2-летнего возраста включительно. М. в. подразделяется на 3 этапа: новорожденность , 1-е и 2-е полугодия жизни.
Этап новорожденности охватывает 1-й мес. жизни младенца и по психическому содержанию представляет собой период подготовки ребенка к эмоциональному (или ситуативно-личностному)общению со взрослыми.

1-е полугодие жизни - этап эмоционального (ситуативно-личностного) общения ребенка со взрослым, которое в этом возрасте выступает ведущей деятельностью . На этом этапе ребенок овладевает экспрессивно-мимическими средствами общения, входящими в состав комплекса оживления . Основными психологическими новообразованиями, складывающимися как продукт ведущей деятельности - ситуативно-личностного общения, являются аффективно-личностные связи младенца с близкими взрослыми (привязанности ). Эти связи служат основой для становления личности ребенка в 1-м полугодии и залогом его дальнейшего успешного психического развития. Под влиянием общения со взрослыми в этом возрасте интенсивно развивается познавательная активность младенца, проявляющаяся в интересе к окружающему миру. Ребенок овладевает зрительными, оральными и мануальными познавательными действиями: фиксирует, рассматривает, наблюдает, сосет, трогает губами и языком игрушки, дотрагивается до них руками и, наконец, научается захватывать предметы (под контролем зрения). Первый акт хватания является нач. развития предметно-манипулятивной деятельности и знаменует переход младенца на новый этап - во 2-е полугодие.

Во 2-м полугодии ведущей становится предметно-манипулятивная деятельность. В этом возрасте общение со взрослым преобразуется из ситуативно-личностной формы в ситуативно-деловую, которое «обслуживает» предметно-манипулятивную деятельность. В процессе ситуативно-делового общения ребенок учится овладевать культурно обусловленными действиями с предметами, появление которых свидетельствует о становлении собственно предметной деятельности (ведущей на след. возрастном этапе - в раннем возрасте ). Основным психологическим новообразованием во 2-м полугодии выступает активность ребенка как генетически первое личностное образование. Она проявляется в активной позиции младенца по отношению к окружающим людям, предметному миру и к самому себе. При дефиците эмоционального общения задерживается становление предметно-манипулятивной деятельности в 1-м полугодии и ситуативно-делового общения во 2-м полугодии. Это приводит к отклонению в личностном развитии ребенка: пассивности в отношении к людям и предметному окружению, несформированности отношения к себе.
При нормальном физическом и психическом развитии младенец во 2-м полугодии овладевает все более сложными локомоциями (меняет произвольно позу, начинает садиться, сидеть, ползать, вставать и делать первые шаги), учится понимать речь взрослых и произносить первые слова, осваивает простейшие навыки (пьет из чашки, ест с ложки, самостоятельно берет в руку и откусывает хлеб, протягивает ногу или руку при одевании и т. п.). Период младенчества завершается кризисом 1-го года , в котором впервые проявляется личность ребенка

25. Общая хар-ка раннего детства.

26.Исследование особенностей орудийно –предметной деят-ти и ее влияния на психич развитие ребенка в ран возрасте.

27Психологич особен развития речи в ран возр и ее влияние на динамику познавательных процессов ребёнка.

(здесь все вместе)

Раннее детство – 1-3 года (по Эльконину). Ведущая деятельность – предметно-орудийная. В ней ребенок овладевает общественно-выработанными способами действий с предметами в сотрудничестве со взрослыми. Новообразованием возраста является развитие речи и наглядно-действенного мышления.

Большим достижением в развитии ребенка второго года жизни является ходьба. Это делает ребенка более самостоятельным и создает условия дальнейшего освоения пространства.

К концу 2-го года жизни у детей улучшается координация движений, дети осваивают все более сложные комплексы действий. Ребенок этого возраста умеет умываться, влезать на стул, чтобы достать игрушку, любит лазить, прыгать, преодолевать препятствия. Он хорошо чувствует ритм движений.

Общение детей со взрослыми в раннем возрасте является непременным условием развития предметной деятельности. Ребенок 2-го года жизни активно усваивает действия с такими предметами-орудиями, как чашка, ложка и др. На первом этапе овладения орудийным действием он использует орудие как продолжение руки, и потому это действие было названо ручным (например, ребенок использует лопатку, чтобы достать шарик, закатившийся под шкаф). На следующем этапе он учиться соотносить орудия с тем предметом, на которое направлено действие (лопаткой набирают песок). Таким образом ребенок приспосабливается к свойствам орудий. Овладение предметами-орудиями приводит к усвоению ребенком общественного способа употребления вещей и оказывает решающее влияние на развитие начальных форм мышления.

Развитие мышления ребенка в раннем возрасте происходит в процессе его предметной деятельности и носит наглядно-действенный характер. Ребенок учится выделять предмет как объект деятельности, перемещать его в пространстве, действовать несколькими предметами относительно др. др.

Практическая предметная деятельность детей является важным этапом перехода от практического опосредствования к умственному; создает условия для последующего развития понятийного, речевого мышления. Появляется такой мыслительный процесс, как обобщение, однако обобщение у ребенка из-за недостатка опыта бывает неправильным (например словом шар ребенок обозначает все круглые предметы).

Совершенствование предметной деятельности способствует интенсивному развитию речи ребенка. Так как деятельность ребенка осуществляется совместно со взрослыми, то речь его ситуативна, содержит вопросы и ответы взрослому, имеет характер диалога. У ребенка увеличивается словарь. Он начинает проявлять большую активность в произношении слов.

К концу 2-го года ребенок начинает использовать в своей речи двухсловные предложения. Факт интенсивного усвоения ребенком речи объясняют тем, что маленькие дети любят многократно произносить одно и то же слово, они как бы играют им. В результате ребенок учится правильно понимать и произносить слова, а также строить предложения. Это – период повышенной восприимчивости ребенка к речи окружающих, поэтому он называется сензитивным (благоприятным) для развития речи. Формирование речи в этом возрасте является основой всего психического развития.

В конце первого и начале второго года жизни наблюдаются некоторые зачатки игровой деятельности, но дети предпочитают игрушке реальный предмет (миска, ложка).

В раннем детстве начинают формироваться зачатки нравственных чувств, это происходит в том случае, когда взрослые приучают ребенка считаться с другими людьми («не шуми, папа устал»).

В процессе общения со взрослыми на втором году жизни у ребенка формируется эмоциональная реакция на похвалу.

Уже в раннем возрасте начинают складываться предпосылки воли (увидя привлекательную вещь, ребенок стремиться получить ее).

Кризис трех лет: от двух до трех лет с каждым ребенком происходит перелом, связанный с первоначальным осознанием ребенком своей самостоятельности, осознанием себя отдельным человеком, деятелем. Ребенок к этому времени много знает и умеет и требует самостоятельности.

Становление речи, которое наиболее интенсивно происходит в раннем возрасте, перестраивает все психические процессы ребенка. Речь возникает и первоначально развивается в онтогенезе как средством общения со взрослыми. В дальнейшем она становится средством мышления и овладения своим поведением. Между довербальным периодом и периодом разговорной речи находится этап автономной детской речи, который приходится на начало второго года жизни. Слова ребенка этого возраста отличаются от взрослых слов и по звучанию и по значению. В середине второго года происходит «речевой взрыв», который проявляется в резком нарастании словаря и повышенном интересе ребенка и речи. На третьем году жизни происходит интенсивное освоение грамматических структур языка. Овладение грамматической структуры языка позволяет ребенку выражать словами такие отношения предметов, которые не представлены в наглядной ситуации.

28. Общая харак-ка психологического развития дошкольников. 29.Психологич хар-ка сюж\ролев игры и её влияние на психич развитие ребенка дошкольного возраста.

30Основные направления и методы развития произвольного поведения дошкольников.

(здесь все вместе)

Врожденные рефлексы новорожденного (биологическая основа выживания ребенка) Рефлексы позволяют приспособить организм к внешним условиям:

  1. Физиологические (пищевые) (необходимы для выживания во внешнем мире). Сосательный, поисковый - готовность к новому типу питания
  2. Защитные (зрачковый, мигательный, болевой). На 12-й неделе отмечается вздрагивание, икание, чихание.
  3. Ориентировочные (направлены на контакт с внешним миром - поворот головки на сильный источник света как основа потребности во впечатлениях). К 14-й неделе развит слух. В 24 недели зажмуривает глаза и отворачивается от яркого света, который проникает через стенку живота матери; чувствует вкус (активизация глотательных движений на сладкий вкус). Достаточно зрелой является тактильная чувствительность -реагирует на прикосновение уже на 7- неделе, а к 6 месяцам угадывается отношение к разным видам внешних раздражителей. 5-месячный плод двигает головкой, если погладить ее рукой; отодвигается от холодного датчика УЗИ; бьет ножками от холодной воды, когда обливают живот матери. После рождения на 2-й недели в сторону источника света или звука.
  4. Двигательные:

Хватательный (рефлекс Робинсона). Исчезает на 2-4 мес.

Рефлекс обхватывания (рефлекс Моро) - отведение рук в стороны и разгибание пальцев с последующим возвращением в исходное положение). Исчезает после 4-х мес.

подошвенный рефлекс (рефлекс Бабинского) - изолированное тыльное разгибание большого пальца и подошвенное сгибание остальных при раздражении подошвы по наружному краю стопы от пятки к пальцам. Исчезает после 12 мес. рефлекс ползания (рефлекс Бауэра). Исчезает после 4-х мес.

  1. Тонические:

Лабиринтный рефлекс вызывается изменением положения головы в пространстве.

Рефлекс Кернига: у лежащего на спине ребенка сгибают ногу в тазобедренном и коленном суставах. Рефлекс считается положительным, если сделать это не удается; исчезает после 4-х мес.

Все врожденные рефлексы не обеспечивают появления человеческих форм поведения. У животных - это природная необходимая основа для поведения взрослой особи.

В течение 4-х недель ребенок считается новорожденным. Это время, когда ребенок наиболее беспомощен. Он еще не владеет средством человеческого общения (речью), его жизнедеятельность ограничивается удовлетворением простейших органических потребностей, поэтому складывается впечатление, что младенец чисто биологическое существо (выживание ребенка обеспечивается включением врожденных рефлексов; уход взрослого).

Особенность новорожденного: большие способности к обучению, возможности к приспособлению к новой жизни на основе подражания, копирования многих действий.

Взрослый человек - центр всякой ситуации в младенческом возрасте. Поэтому смысл всякой ситуации для ребенка определяется прежде всего присутствием взрослого. Отделяясь от матери, ребенок не отделяется от нее ни биологически, ни психологически - ситуация «пра-мы» (изначальная психическая общность матери и ребенка).

Взрослый для ребенка - не внешняя среда, не объект внешнего мира, а внутреннее содержание его психической жизни. С этой особенностью связана высокая подражательность ребенка, которая порой опережает собственные возможности ребенка, что отличает его от животных. При отсутствии связи со взрослым возникает явление госпитализма.

Психологическая сущность кризиса новорожденности.

В момент родов ребенок физически отделяется от матери, но биологического отделения от нее в этот момент не происходит. К тому же ребенок из одной среды существования - водной - переходит в совершенно иную - воздушную. Л.С.Выготский приписывает психической жизни новорожденного 2 характеристики:

1) новорожденный обладает лишь начатками психической жизни;

2) эта жизнь носит очень специфический характер и связана преимущественно с подкорковыми отделами мозга.

Кости новорожденного - мягкие, слабые; череп со швами и родничками. Дыхание неритмичное, животом. Вступают в действие многочисленные рефлексы, которые формируются на 7-м месяце внутриутробной жизни. Активность ребенка характеризуется высокой подражательностью. Мозг новорожденного составляет по размерам и весу около 25% от мозга взрослого человека. К концу первого года жизни головной мозг ребенка составляет 50%, а в два- уже около 75% мозга взрослого.

Основными задачами в данный период выступают (по программе «Кроха»):

Тщательный гигиенический уход;

Формирование четкого и правильного ритма кормления (7 раз через 3 часа) и суточного ритма с концентрацией сна на ночь, а бодрствования на день;

Создание условий для возникновения первых социальных и личностных проявлении ребенка.

К концу 1-го месяца в психической и социальной жизни ребенка происходит переломный момент, который связывается с реакцией на человеческий голос. Появление улыбки в ответ на голос взрослого - суть этой специфической реакции и условная границ: перехода ребенка в период младенчества. Социальная ситуация развития характеризуете» следующим: взрослый человек - центр любой ситуации. В отсутствии взрослого ребенок беспомощен. Ведущей деятельностью выступает общение, которое создает возможности для разностороннего психического развития ребенка: познавательного (зрительные, слуховые двигательные и другие ориентировочные действия), эмоционального (умение распознавал эмоции взрослых и совершенствование собственных), предречевого развития.

Новорожденный обладает богатыми сенсорными возмож­ностями, которые выражаются в различении и в предпочтении определенных зрительных и слуховых воздействий. Сенсорные системы новорожденного настроены на восприятие тех стиму­лов, которые связаны с образом человека (звуками голоса, движущимися предметами, округлой замкнутой формой и пр.).

Потребность в общении не является врожденной, а приобретается прижизненно. Она складывается на основе других потребностей, но не сводится к ним (органические потребности, о которых ребенок сигнализирует взрослому). Постепенно у ребенка складывается образ взрослого как единственного источника всех желанных воздействий. Потребность в общении формируется на основе врожденной потребности во впечатлениях (источник развития лежит не внутри, а вне ребенка Продукты материальной и духовной культуры раскрываются ребенку взрослым. Поэтому начало психической жизни состоит в формировании специфически человеческой потребности в общении).

Потребность в общении о взрослым складывается в период новорожденности под влиянием активных обращений и воздействий взрослого. В результате материнской активности в конце 3-ей недели жизни у младенца появляется зрительное сосредоточение на лице матери и коммуникативная улыбка, адресованная ей. Она является способом сообщения взрослому о своем удовлетворении; средством налаживания отношений.

На основе улыбки появляется комплекс оживления (на 2-м мес. жизни), что свидетельствует о переходе на новый период психического развития.

Комплекс оживления - первый акт выделения взрослого, акт общения, который помогает воздействовать на взрослого. КО включает: зрительное сосредоточение на взрослом

Двигательное оживление

Вокализации

КО является не просто ответной реакцией, а средством общения ребенка со взрослым, формой активного участия в общении. Младенец ведет себя тем активнее, чем более пассивным является взрослый.

Таким образом, КО выполняет активную функцию в общении со взрослым. Поэтому можно сказать, что начиная со 2-го мес. жизни ребенок овладевает способностью к общению со взрослым и это общение является ведущей деятельностью в первом полугодии жизни.

Дефицит общения в этот период оказывает отрицательно влияние на все последующее психическое развитие.

Несмотря на кратковременность периода новорожденности, происходят важнейшие приобретения в плане психического развития:

Отделение сна от бодрствования, постепенное превращение бодрствования в особый период активности и деятельности;

Выделение первого объекта в окружающей действительнос­ти (взрослый, ухаживающий за ребенком);

Появление первой ответной реакции в ответ на воздействия взрослого (положительная эмоциональная реакция и свидетель­ствующая о ней улыбка);

Зарождение и развитие первой формы поведения - комплек­са оживления;

Развитие органов чувств, выражающееся в проявлении зри­тельного и слухового сосредоточения на лице взрослого.

Новорожденным обычно считается малыш до 28 дней жизни от даты рождения. Различают ранний период новорожденности - 1-7 дней после рождения и поздний период 7-28 день от даты рождения. А грудничковый возраст ребенка педиатры делят по кварталам: 3 месяца, 6 месяцев, 9 и 12 месяцев жизни ребенка.

Ранний период развития новорожденного ребенка . Все дети рождаются с не законченным развитием всех внутренних органов и тканей, которые совершенствуются уже после рождения. Педиатры в этот период часто посещают ребенка дома. При первых посещениях они состояние ребенка оценивают, исходя из таких показателей, как режим и объем питания, развитие двигательных функций, функционирование кишечника, спокойствие сна, наличие инфекции, чистота кожи, реакция на мать и отца, или других членов семьи.

Чтобы определить достаточно ли ребенок питается, они ориентируются на вес ребенка. За первые 3-4 дня с дня рождения ребенок должен терять в весе. Причинами уменьшения веса новорожденного является "послеродовый стресс", не достаточное количество молока у матери и отхождения первородного кала и мочи. Обычно, потеря массы тела ребенка составляет 5-6% от первоначального веса. А уже с пятого дня жизни, малыш должен снова начинать набирать вес и к десятому дню жизни его вес должен быть примерно равен весу при рождении.

Стул младенца становится более водянистым с небольшим количеством слизи, он имеет равномерный цвет без выделений с зеленоватым оттенком. Количество их тоже учащается до 5-8 раз в день, а мочиться малыш до 10-15 раз в сутки. Обычно между 3-8 днями жизни у новорожденных наблюдается гормональный криз - набухают молочные железы, а кроме этого у девочек из влагалища иногда может выделяться мутная жидкость белого цвета.

Выдавливать содержимое из грудных желез нельзя . Гормональный криз, это результат влияния материнских гормонов, он не требует лечения и проходит самостоятельно. Массу переживаний и беспокойств у родителей в ранний период новорожденности вызывает физиологическая желтуха. Кожа ребенка рожденного с физиологической желтухой имеет желтоватый оттенок. Это считается нормальным состоянием организма, вызванное распадом красных кровяных телец эритроцитов и увеличением билирубина, жёлтых пигментов. Физиологическая желтуха у многих детей не требует какого-либо специального лечения и проходит через 1-2 недели после рождения. Иногда желтуха может быть причиной серьёзного заболевания - гемолитической болезни, результата несовместимости крови матери и плода.

Спит малыш в ранний период новорожденности обычно много, 16-18 часов в сутки. Будить малыша и кормить по графику не надо, лучше самим подстраиваться под биоритмы малыша. Многие маленькие дети любят днем спать больше, а ночью бодрствовать и кушать. Маме необходимо планировать кормления, пеленания и кормить малыша по первому требованию, даже ночью. Количество грудного молока у мамы, высасываемое за одно кормление, начинает чуть-чуть увеличиваться.

Важным фактором нормального развития малыша является его положение на кроватке. Лучшее положение для сна новорожденного ребенка на боку, поэтому необходимо периодически менять положение левый бок с правым, что поможет избежать деформации головки. Также, нужно помнить, что для правильного формирования позвоночника малыша не стоит класть под его подушку.

Поздний период развития новорожденного ребенка . Начиная со второй недели, малыш потихоньку начинает привыкать к новой жизни, он уже больше бодрствует и засыпает только через десять минут после кормления. Он начинает поворачивать головку не рефлекторно, а по направлению к услышанному голосу или звуку. Малыш подолгу может рассматривать крупные яркие погремушки, висячие над его кроваткой. Форма головки у него приобретает обычные круглые очертания.

Малыша начинают купать к концу второй недели, когда у него отпадает пуповина. Хоть и пупочная ранка к этому времени обычно заживает, но пока ее нужно регулярно обрабатывать.

В этот период малыш начинает испытывать дискомфорт , если у него мокро, ему холодно или больно, он плачет. А если его взять в это время на руки, то он успокаивается. Количество издаваемых звуков увеличивается, привлекая внимание, малыш может сопеть. Малыш активно сосет молоко, хватается за мамины пальцы, растопыривает пальчики ног, двигает ножками, выгибает позвоночник, если проводят пальцами по его позвоночнику.
Он уже может делать кое-какие движения осознанно, а не рефлекторно . Личико малыша уже не напряженное, во сне появляется бессознательная улыбка.

Новорожденный ребенок в конце этого периода умеет поворачивать и приподнимать головку, лежа на животике, а лежа на спине, поворачивает голову в сторону, откуда доносится знакомый голос или звук. Он уже рассматривает окружающих осмысленным взглядом.

Очень важно для гармоничного развития новорожденного малыша прогулки на свежем воздухе. Родители должны организовать дневной сон ребенка на улице, еще лучше - в парке или в лесу. Если по каким-то причинам этого сделать невозможно, комнату, где спит ребенок, надо хорошо проветривать, а также необходимо устранить источники раздражения - телевизор, компьютер, радио и т.д.

Малыш уже проявляет радость и недовольство: он плачет, кряхтит или сопит, когда ему что-то не нравится, и радостно улыбается, когда ему комфортно и спокойно, издает разные звуки при общении с мамой.

Темпы развития у всех новорожденных разные, и не стоит огорчаться, заметив какие-либо незначительные отставания. Если родители будут тщательно заботиться о своем ребенке, малыш быстро все наверстает. Очень полезно в этот период малышу делать массаж и гимнастические упражнения для укрепления мышц.

Вернуться в оглавление раздела " "

Под термином «неонатальный период», или «период новорожденности», понимают этап с момента первого вздоха ребенка и до возраста 28 дней. Такая длительность обусловлена особенностями ребенка в этот период жизни и определенными требованиями к уходу за ним.

Длительность периода

Термин «неонатальный» сложен из латинских слов: «нео» (новый) и «натус» (рождение). Таким образом «неонатальный» буквально переводится как «новорожденный». Определяющим фактором для выделения именно такого периода стали особенности ребенка в период новорожденности.

Этот промежуток времени делят на ранний и поздний. Ранний включает в себя семь дней с рождения, поздний – с 8-го по 28-й день жизни малыша. Иногда длительность периода увеличивают до шести недель, исходя из того, что именно столько женщина считается родильницей, соответственно, ее ребенка можно полагать новорожденным.

Физиология неонатального периода оценивается врачом-неонатологом (педиатром, акушером) в момент рождения по шкале Апгар и в дальнейшем отслеживается на протяжении всего срока.

Характеристики новорожденного

Состояние младенца характеризуется пятью параметрами шкалы Апгар. Каждый параметр может оцениваться от 0 до двух баллов.

  1. Цвет кожных покровов. 0 – генерализированный цианоз или бледность; 1 – естественная (розовая) окраска туловища и синюшность конечностей; 2 – естественный цвет кожи ребенка.
  2. Пульс. 0- отсутствует; 1 – число ударов менее 100 в минуту; 2 – частота сокращений более 100 в минуту.
  3. Реакция на раздражители (рефлекторная). 0 – отсутствует; 1 – выражена слабо (незначительные движения, гримасы); 2 – ребенок громко кричит, чихает, кашляет, активно двигается.
  4. Активность мышц. 0 – тело неподвижно, конечности свисают; 1 – подвижность слабая, конечности согнуты; 2 – активное движение, конечности согнуты.
  5. Дыхательная активность. 0 – дыхание не отслеживается; 1 – есть, но крик слабый, гиповентиляция легких; 2 – отчетливое дыхание, громкий крик.

Характеристика состояния новорожденного по шкале Апгар проводится с первой по пятую минуту жизни. Если показатели низкие (менее пяти), оценивание проводится еще раз позднее. Считается, что число баллов 3 и менее означает критическое состояние младенца, более 7 – нормальное, от 4 до 6 – требует наблюдения.

Помимо оценки по шкале Апгар, в медицинскую карту записывают и сообщают родителям рост и вес младенца.

Начальный этап жизни недоношенных детей

Оценить состояние ребенка, родившегося раньше срока, помогает не только система Апгар, но и шкала Баллард. Она названа по имени Жанны Баллард, предложившей ее в 1979 году. Оценивание проводится в первые сутки. Фиксируется нервно-мышечная и физическая зрелость ребенка. Соответственно данным о гестационных этапах возрастные границы младенца определяются от 26 до 44 недель, причем учитывается воздействие на нервно-мышечное созревание введения лекарств во время родов.

Уход за новорожденным ребенком

Полная беспомощность малыша в ранний период жизни требует особого внимания как от педиатров (неонатологов), так и отродителей.

Сразу после рождения проводятся такие процедуры:

  1. перерезание пуповины;
  2. отсасывание слизи из носовых ходов специальным приспособлением;
  3. осмотр врачом (шкала Апгар, шкала Баллард для недоношенных детей);
  4. показ ребенка матери и прикладывание к груди (выкладывание на живот).

Современная акушерская практика предполагает немедленный контакт «кожа к коже» матери и младенца. Если родоразрешение выполняется путем кесарева сечения или в процессе возникла необходимость оперативного вмешательство другого рода и роженица не в сознании, этот пункт пропускают или заменяют объект контакта (отец, другой родственник).

Далее проводят обработку и одевание малыша, его выкладывают на столик с подогревом на два часа, пока осуществляется медицинское наблюдение за ним и роженицей (чтобы предотвратить послеродовой кризис). Если новорожденному нужны реанимационные процедуры, его переводят в специальное отделение.

Малыш привыкает к жизни

Неонатальный период – это время, когда ребенок учится существовать вне утробы матери. Наиболее важные изменения в организме малыша в первые минуты жизни:

  • прекращение кровообращения через пуповину;
  • закрытие отверстия между предсердиями, пупочного, боталлова и аранциева протоков, которые и отвечали за сообщение кровеносной системы матери и ребенка;
  • развивается самостоятельное дыхание и кровообращение.

В последующие часы (сутки) устанавливается формула крови и температура. В первые же дни формируется «грудной стул», уходит так называемая «желтуха новорожденного».

В ранний неонатальный период малыш может потерять вес. Нормальным считается снижение на момент выписки из роддома по отношению к моменту рождения на 5–10 процентов. У недоношенных детей и малышей с дефицитом массы потеря может составить до 18%. Обычно минимальным вес становится на третьи-пятые сутки с рождения. Восстановление веса в норме происходит через 8–14 суток. Прибавка веса в период новорожденности составляет 400–900 г для девочки и 400–1200 г для мальчика (данные ВОЗ).

Учитывается прибавка по отношению не к массе в момент рождения, а к минимальному весу ребенка! Если потеря веса продолжается после пятого дня жизни – это повод для наблюдения за малышом и, при необходимости, докорма.

Кормление и уход

Современные педиатры отдают предпочтение грудному вскармливанию с момента рождения до трех и даже более лет, допуская смешанное или искусственное питание при явных показаниях. В качестве показаний могут выступать:

  • замедленный набор или потеря веса;
  • отсутствие грудного молока у кормилицы по физиологическим причинам;
  • прием матерью лекарственных препаратов, несовместимых с грудным вскармливанием;
  • раздельное пребывание родильницы и малыша по медицинским показаниям.

Физиологическая активность ребенка – мочеиспускание, опорожнение кишечника – должна соответствовать нормам по возрасту. То же касается и двигательной активности. Большую часть начального периода своей жизни ребенок спит. Продолжительность сна – до 20–22 часов в сутки.

В целом уход за малышом заключается в обязательном ежедневном туалете – умывании, очистке ушных и носовых проходов, обработке пупочной ранки, паховой области, складок – и обеспечении ему комфортного температурного, светового и звукового режима. Тугое пеленание не рекомендуется, температура в детской должна составлять не более 22–24 градусов Цельсия и не менее 16 градусов. Одежда соответствует правилу «одеваем как себя, плюс еще один слой».

Кризис новорожденности и феномен привязанности

Рождение – момент сильнейшего физического и психологического кризиса. Переход от внутриутробной к внеутробной жизни, полное изменение обстановки, разрыв непрерывного контакта с матерью – все это считается первой и самой значимой травмой человека. Однако наличие безусловных врожденных рефлексов (сосательный, дыхательный, защитный и ориентировочный) помогают справиться с физической стороной проблемы.

Психологическая составляющая кризиса новорожденности преодолевается с помощью взаимной привязанности. Зависимость ребенка от взрослого (матери, отца, другого близкого человека) непосредственно связана с не всегда осознаваемым взрослым чувством ответственности за ребенка.

Теория привязанности Людмилы Петрановской может быть кратко сформулирована так. Ребенок нуждается в заботе, взрослый нуждается в том, чтобы заботиться о нем. Ухаживая за полностью несамостоятельным ребенком, родитель рано или поздно делает его самостоятельной личностью. При этом привязанность может быть сильнее любви и формирует рефлекторный отклик взрослого на всю его жизнь, вне зависимости от сложившихся в процессе взросления подопечного отношений.

Основные навыки к концу неонатального периода

Развитие малыша в первый месяц жизни сводится в основном к дозреванию внутренних систем организма и формированию осознанной реакции на окружающий мир.

При условии нормального развития концу периода новорожденности малыш умеет:

  • сосать до насыщения;
  • фиксировать взгляд на ярких или блестящих предметах;
  • двигать конечностями и головой;
  • реагировать на голос/вид матери.

Малыш учится привлекать к себе внимание криком, при выкладывании на живот пытается поднять голову, на касания реагирует рефлексами: хватательным, сосательным, поисковым, плавательным, рефлексом ходьбы. Выделяют также рефлексы Мора (разведение рук и ног при резких звуках), Бабинского (реакция стопы поворотом и расхождением пальцев при нажатии на край ступни) и Бабкина (поворот головы и открытие рта при нажатии на ладонь). К концу периода новорожденности большая часть этих рефлексов исчезает.

Окончание неонатального периода

Самые важные в жизни ребенка четыре недели закончились. Теперь можно вздохнуть спокойнее – малыш уже относительно адаптирован к новому миру. Дальше теперь уже не новорожденному, а грудничку требуется внимательный уход, забота и питание, а главное – искренняя любовь родителей.

Развитие ребенка открывается критическим актом рождения и следующим за ним критическим возрастом, носящим название новорождённости. Период – от момента рождения примерно до конца первого месяца жизни.

В момент родов ребенок физически отделяется от матери, но в основных жизненных функциях остается биологически несамостоятельным существом (отделяется от матери физически, но не биологически: ребёнок занимает как бы срединное положение между внутриутробным развитием и последующими периодами постнатального детства). Новорождённость, как соединительное звено, совмещает в себе черты и того, и другого.

1) Новорождённый продолжает получать пищу, вырабатывающуюся в материнском организме (молозиво, молоко), и иначе питаться не может (питание = переходная форма от внутриутробного к внеутробному существованию).

2) Форма существования: около 80% суток он спит (взрослыйо - 20%).

3) Двигательная активность: уже есть двигательные реакции на внешние и внутренние раздражители; но ещё лишен самостоятельного передвижения, может передвигаться только с помощью взрослых. Новорождённый почти неподвижен: в основном лежит на спине, не может перевернуться. Ребенок рождается более беспомощным, чем детеныши высокоразвитых животных.

4) Обладает лишь безусловными рефлексами, облегчающими приспособление к новым условиям жизни (пищевые – сосание и ориентировочно-пищевые, которые вызываются прикосновением к уголкам губ и языку; реакции со слухового лабиринта – при покачивании прекращает крик, движения тормозятся; защитные – кашляет, чихает, моргает, жмурится от яркого света, поворачивает головку и глазки к мягкому свету; атавистические – хватания, «ползания»

Единственный период в жизни, когда врожденные, инстинктивные формы поведения проявляются в чистом виде, направленном на удовлетворение органических потребностей. Инстинкты не составляют основу психического развития, а только обеспечивают выживание.

Не контролируются произвольно. Только постепенно благодаря повторению реакции ребенка станут более надежными и скоординированными.

5) Центральное новообразование – появление индивидуальной психической жизни.

6) Психическая жизнь – выражает эмоции радости, горя, страха, боли. У новорождённого нет восприятия и представлений, т.е. сознательного отражения внешних предметов, ни сознательного хотения или стремления. Пока есть неясные состояния сознания, где чувственные и эмоциональные части слиты, т.е. есть только аффективные ощущения, нерасчленённые переживания. Чувственное и эмоциональное (ощущение и переживание) в нём слиты; ребёнок не выделяет себя из среды, не отделяет от матери. Единственное, что его заботит, – отсутствие дискомфорта.

7) Новорождённость заканчивается с появлением «комплекса оживления» - положительных эмоций, улыбки (около 1 месяца), махания ручками и ножками при виде взрослого (чуть позже).

Обобщение:

1. Период новорождённости длится от момента рождения примерно до конца первого месяца жизни.

2. Главная особенность новорождённости – то, что ребёнок отделяется от матери физически, но не биологически. Его существование занимает как бы срединное положение между внутриутробным развитием и последующими периодами постнатального детства.

3. К моменту рождения ребенок обладает лишь системами наследственно закрепленных механизмов – безусловных рефлексов, облегчающих приспособление к новым условиям жизни.

4. Центральное новообразование новорождённости – появление индивидуальной психической жизни. Для неё характерны два главных момента: преобладание нерасчленённых переживаний и отсутствие выделения себя из среды. Все впечатления новорождённый переживает как субъективные состояния.

Вы также можете найти интересующую информацию в научном поисковике Otvety.Online. Воспользуйтесь формой поиска:

Еще по теме 40 Общая характеристика периода новорожденности:

  1. Ветряная оспа. Этиология. Эпидемиология Клинические формы и их характеристика. Осложнения. Лечение. Профилактика.
  2. Герпетическая инфекция (ВПГ 1-2). Классификация и характеристика клинических форм болезни. Диагностика. Лечение.
  3. 234. Перинатальная патология: этиология, патогенез, морфологическая характеристика. Недоношенность и переношенность. Асфиксия.