Писать с ошибками как называется. Если ребенок пишет с ошибками, что делать? Работа с деформированным текстом

Если ребёнок пишет с ошибками: что делать?

Составитель:

Учитель-логопед

Галина Александровна

Предводителева

С началом обучения в школе у некоторых детей вдруг обнаруживаются затруднения с чтением и письмом.

Преподаватель в школе и Вы думаете, что ребенок невнимательный, потому что делает «нелепые», «глупые», с Вашей точки зрения, ошибки; что он ленивый и совсем не старается, поэтому в школе его ругают перед всем классом, а дома наказывают. Ребенок долго сидит за домашними заданиями по русскому языку , много раз переписывает одно и то же, зубрит правила, а результата всё нет.

Давайте разберемся – это вина ребенка или его беда? Вероятнее всего, у Вашего ребенка нарушения чтения и письма (дислексия и дисграфия) , а возможно, даже дизорфография (специфическая неспособность учащихся к усвоению орфографических правил). К сожалению, самостоятельно устранить проблему у Вас не получится, потому что в этой ситуации помочь может только квалифицированный логопед . Если не разобраться с этой проблемой, то неуспеваемость в школе, непонимание со стороны родителей и учителей, ситуация неуспеха - все это приведет к тому, что ребенок будет чувствовать постоянное утомление, находиться в состоянии хронического стресса. У него может возникнуть внутренний протест на любые школьные задания, отказ не только выполнять домашние задания, но и вообще ходить в школу.

Вечный вопрос: что делать?

Прежде всего: не падать духом. Такие ребята вполне способны овладеть чтением и письмом, если они будут настойчиво заниматься.

Суть уроков – тренировка речевого слуха и буквенного зрения. Лучше всего не только обратиться к логопеду, но и самим заниматься с ребенком.

Стремиться наращивать скорость чтения и письма не следует – ребенок должен основательно “почувствовать” отдельные звуки (буквы).

Неплохо также обратиться к психоневрологу: он может помочь логопедическим занятиям, порекомендовав определенные стимулирующие препараты, улучшающие память и обмен веществ мозга.

Главное – помнить, что дислексия и дисграфия – это состояния, для определения которых требуется тесное сотрудничество врача, логопеда и родителей.

Есть несколько упражнений, которые помогут вашему ребенку справиться с дисграфией:

1. Ежедневно в течение 5 мин (не больше) ребенок в любом тексте (кроме газетного) зачеркивает заданные буквы. Начинать надо с одной гласной, затем перейти к согласным. Варианты могут быть самые разные. Например: букву а зачеркнуть, букву о обвести. Можно давать парные согласные, а также те, в произношении которых или в их различии у ребенка имеются проблемы. Например: р – л, с – ш и т. д. Через 2–2,5 месяца таких упражнений (но при условии – ежедневно и не более 5 мин) улучшается качество письма.

2. Каждый день пишите короткие диктанты карандашом. Небольшой текст не утомит ребенка, и он будет делать меньше ошибок (что очень воодушевляет…) Пишите тексты по 150 – 200 слов, с проверкой. Ошибки не исправляйте в тексте. Просто пометьте на полях зеленой, черной или фиолетовой ручкой (ни в коем случае не красной!) Затем давайте тетрадь на исправление ребенку. Он имеет возможность не зачеркивать, а стереть свои ошибки, написать правильно. Цель достигнута: ошибки найдены самим ребенком, исправлены, а тетрадь в прекрасном состоянии.

3. Давайте ребенку упражнения на медленное прочтение с ярко выраженной артикуляцией и списывание текста.

Занимаясь с ребенком, помните несколько основных правил :

1. На всем протяжении специальных занятий ребенку необходим режим благоприятствования. После многочисленных двоек и троек, неприятных разговоров дома он должен почувствовать хоть маленький, но успех.

2. Откажитесь от проверок ребенка на скорость чтения.

3. Помните, что нельзя давать упражнения, в которых текст написан с ошибками (подлежащими исправлению).

4. Подход «больше читать и писать» успеха не принесет. Лучше меньше, но качественнее. Не читайте больших текстов и не пишите больших диктантов с ребенком. На первых этапах должно быть больше работы с устной речью: упражнения на развитие фонема тического восприятия, звуковой анализ слова. Многочисленные ошибки, которые ребенок с дисграфией неизбежно допустит в длинном диктанте, только зафиксируются в его памяти как негативный опыт.

5. Не хвалите сильно за небольшие успехи, лучше не ругайте и не огорчайтесь, когда у ребенка что-то не получается. Очень важно не показывать ребенку свою эмоциональную вовлеченность: не злиться, не раздражаться и не радоваться слишком бурно. Лучше гармоничное состояние спокойствия и уверенности в успехе – оно гораздо более будет способствовать устойчивым хорошим результатам.

Когда страдает устная речь — тут всё ясно, требуется логопед. Когда страдает письменная речь — требуется... что? Суровое наказание за отсутствие прилежания? Или "надо просто учить лучше", как говорят либерально настроенные родители?

Иногда — "лучше учить". А иногда — и учить, и чуть-чуть лечить. И вообще придётся обратиться к логопеду (да-да, и с письменной речью тоже), чтобы он разобрался, не нужна ли скорая логопедическая помощь. Некоторые родители очень удивляются, когда в школе им советуют провериться у логопеда. И ещё больше удивляются, когда логопед советует позаниматься. И ни в коем случае не использовать ремень и другие средневековые способы воздействия на личность. Ещё логопед говорит слово — дисграфия, что означает расстройство письменной речи.

Диагностика дисграфии

По каким признакам можно догадаться, что у ребёнка дисграфия? Прежде всего — если он допускает при письме ошибки... скажем так, странные. Они не связаны с нарушением грамматических правил. Под эти ошибки невозможно подобрать правила. Ошибки бывают в совершенно невинных словах, написание которых не допускает двусмысленности.

Вместо "дом" пишет "дон" или "том", вместо "для" пишет "дял", вместо "кот" — "кто", вместо "пришёл" — "присёл", "белка" превращается в "блка" и так далее. Ребёнок может не дописывать слова, вставлять лишние буквы или пропускать их.

Один мальчик 11 лет написал во время обследования: "Девочка спряталсь вдубло". Ему продиктовали фразу: "Белочка спряталась в дупло". На вопрос, как, мол, мы пишем предлоги, страдалец ответил правильно — "отдельно". Правило знает, а на практике его применить не может.

А ведь этот ребёнок не плохой, не глупый, он очень славный. Ему просто тяжело писать. Помочь смогут только специальные упражнения и уверенность в себе.

Часто у дисграфиков очень плохой почерк — мелкий или очень крупный, неразборчивый. Ребёнку тяжело соблюдать строку, слова заезжают на поля, друг на друга, сползают со строки или вдруг взлетают над ней, слово вольные птицы. Также юные дисграфики не дописывают окончания. Могут писать зеркально, переворачивая буквы, могут не дописать отдельные элементы буквы или добавить лишние.

Когда ребёнок только учится писать, у него ещё могут быть такие странные ошибки в самом начале обучения, но они быстро сходят на нет. А дисграфик очень медленно осваивает грамотное письмо. Создаётся ощущение, что ему некомфортно писать, он не любит это делать. И это действительно так. Часто школьнику кажется страшным сам объём того, что надо выучить, прочитать, написать. А когда за неудачи ещё и ругают, то руки совсем опускаются.

Лечение дисграфии

Лучше не пытаться сразу справиться со всеми проблемами. Надо выбрать одну — и сосредоточиться на ней. Например, ребёнок путает б-п, д-т, а ещё и предлоги путает с приставками. Если сразу взяться за всё — объём работы может испугать. А вот если попробовать справиться только с б-п, а потом обратить внимание школяра, что вот, дескать, ошибок-то стало меньше, то можно разбудить энтузиазм. И дальше борьба за всеобщую грамотность пойдёт гораздо веселее.

Логопед в поликлинике сможет при свое¬временном посещении (в три года, в пять лет и перед самой школой) определить, нет ли логопедических проблем, которые потом аукнутся , при необходимости посоветует специальные занятия. К логопеду могут присоединиться нейропсихолог и невропатолог.

Часто на приёме мне приходится видеть очень унылых детей. Они морщатся, когда им предлагают написать диктант, сразу признаются, что "плохо учатся". Тогда, чтобы подбодрить их, я начинаю вспоминать разных известных людей, которые тоже не дружили с письмом и чтением. Может быть, современному ребёнку не интересно будет узнать, что Сергей Рахманинов, Никола Тесла, Альберт Эйнштейн, скорее всего, тоже были дисграфиками, но уж, я думаю, почти любого мальчишку тронет информация, что великий Нео, победитель страшных агентов Смитов из "Матрицы", тоже с трудом справлялся в детстве с буквами и словами. Ну, вернее, актёр Киану Ривз. Девочкам я обычно рассказываю про Агату Кристи. Несмотря на то, что создательница Пуаро и мисс Марпл училась плохо и писала с ошибками, она стала знаменитой писательницей. Главное — верить в себя.

Коротко о главном

Дисграфия — это специфическое и стойкое нарушение процесса письма, обусловленное отклонениями от нормы в деятельности тех анализаторов и психических процессов, которые обеспечивают письмо.

Нарушение встречается как у детей, так и у взрослых. У детей поражение или недоразвитие соответствующих отделов коры чаще всего бывает связано с патологией беременности или родов у матери, травмами.

Симптомы: специфические и повторяющиеся ошибки на письме, не связанные с незнанием грамматических правил. Особенность этих ошибок заключается в следующем: они допускаются там, где написание слов не вызывает, казалось бы, никаких затруднений.

Пять видов дисграфии

1. Артикуляторно-акустическая форма дисграфии

Ребёнок пишет так, как он слышит. Если к школьному периоду не поставлены все звуки — могут возникнуть проблемы с письмом.

Например, ребёнок заменяет в устной речи "р" на "л". И пишет вместо "рома" — "лома", вместо "порох" — "полох". Или, если звук совсем отсутствует в речи, может и вовсе пропускать. Например, написать "кошун" вместо "коршун".

2. Акустическая форма дисграфии

Ребёнок может произносить все звуки чисто, но при этом заменяет буквы, обозначающие фонетически схожие звуки. На письме чаще всего смешиваются пары букв д-т, б-п, ж-ш, в-ф, г-к или с-ш, з-ж, ч-щ, ч-ть, ц-т, ц-с.

3. Дисграфия на почве нарушения языкового анализа и синтеза

Чаще всего встречается у детей, страдающих нарушениями письменной речи. При этой форме дисграфии дети пропускают буквы и слоги, переставляют их, не дописывают слова, слитно пишут предлоги или раздельно приставки. Иногда можно встретить такое нарушение, как контаминация: когда в слове встречаются слоги из разных слов. Например, "крабочки" — крабовые палочки.


4. Аграмматическая дисграфия

Как можно понять из названия, связана с недоразвитием грамматического строя речи. Правил грамматики для такого ребёнка не существует. Страдают согласования существительных и прилагательных, существительных и глаголов ("Маша бежал", "синяя пальто").

5. Оптическая дисграфия

Элементы, образующие буквы, немногочисленны: в основном это палочки, кружочки, крючочки... Но они по-разному комбинируются в пространстве, образуя различные буквы. А вот ребёнку, у которого недостаточно сформированы зрительно-пространственные представления, зрительный анализ и синтез, тяжело уловить различия между буквами. То лишнюю палочку к т припишет, то у ш не допишет крючок.

Если ребёнок не улавливает тонких различий между буквами, то это непременно приведёт к трудностям усвоения начертания букв и к неправильному изображению их на письме.

Предупреждён — почти вооружён

Дисграфию лучше предупреждать в раннем возрасте, не дожидаясь, когда во втором или третьем классе вдруг возникнут проблемы, а у ребёнка появится отвращение к учёбе. Следует смотреть в оба за ребёнком, пристально наблюдать за процессом овладения письменной речью:

  1. если ребёнок посещал логопедический детский сад;
  2. если в 2-3 года была задержка речевого развития;
  3. если у ребёнка есть проблемы с памятью и вниманием;
  4. если ребёнок левша или переученный левша;
  5. если у ребёнка были травмы головы;
  6. если к семи годам не исправлены нарушения звукопроизношения.

Обсуждение

Хорошо! Все понятно!. Скажите, а в возрасте 10 лет можно ли исправить данные нарушения? Просто ответьте да, или нет. Не надо спрашивать и задавать вопросы, а почему раньше не занимались и что такое еще!!!

Здравствуйте, Лариса111!
Очень хочу вашу статью, у меня сын страдает дисграфией, в школе совсем закидали двойками и просвета не видно.

Есть хорошие тетради и альбомы для коррекции дисграфии
ИД "Литера", "ГНОМ И Д" и др.
"Юным умникам и умницам" О.Холодова (Информатика, логика,математика- 1 класс) - тоже очень хорошие пособия тля тренировки орфографической зоркости, фонематического слуха (диктанты по методичке).

Не могу сказать что "разделалась" с дисграфией на все 100%, но есть успехи. Буквы уже не путает. Ошибки обычно из-за спешки появляются, из-за невнимательности. Сейчас боремся за почерк, чтобы буквы писал быстро, но они при этом оставались понятными и более-менее аккуратными. И по другим предметам постоянно нужно дополнительно объяснять, "подтягивать", тренировать правописание, решение задач и примеров в столбик... На основе своего опыта(я- просто мама, не специалист, опыт - только мой сын с дисграфией и книги из интернета) написала статью, КАК мы с ней боролись, КАКИЕ упражнения делали. Кого-нибудь интересует?

Чтобы победить дисграфию нужно много времени, много терпения, упражнения на тренировку орфографической зоркости и фонематического слуха.

09.10.2012 11:34:00, Лариса111

Заниматься с учителем дополнительно, если ребенок в третьем классе, да и в пятом тоже. Дома побольше писать маленьких диктантов, и побольше читать - это развивает зрительную память.

Извините, не правильно оценила полезность. Ткнула нечаянно в одно яблоко, а хотела 5. Статья полезная, вселяет надежду.

А мы и с логопедом занимались и правила знает от и до, А писать не может. Нам 13 лет, не знаю, что и делать - слезы....

А если уже поздно- и ребенок в третьем классе пропускает слоги- опять идти к логопеду, что делать деткам которые уже школьники? есть общие рекомендации? больше читать?

Комментировать статью "Дисграфия: когда ребенок пишет с ошибками"

Пишет... господи Боже мой! Это не "плохо", это ужас кошмарный! Ошибка на ошибке, причем самые элементарные... Могу ответить как мать ребенка, у которого к середине 2-ого класса "вдруг" появилась жуткая дисграфия. В 1-ом классе ребенок писал очень медленно, буква за...

Дисграфия: когда ребенок пишет с ошибками. Когда ребёнок только учится писать, у него ещё могут быть такие странные ошибки в самом начале обучения, но они быстро сходят на нет. школа для ребенка с дислексией ­ и ЗПР.

Занимаясь лечением простуды у ребенка, мамы могут сталкиваться с ошибочными рекомендациями, которые не только не помогут малышу выздороветь, а порой даже являются опасными для его здоровья. Предлагаем рассмотреть наиболее распространенные ошибки и заблуждения в лечении респираторных инфекций у детей. «Температуру необходимо срочно сбивать» Повышение температуры тела - это защитная реакция детского организма, целью которой является уничтожение инфекции. Сбивая температуру уже при...

Это видео перевернет ваши представления о происхождении школьных проблем и катастрофической безграмотности российской молодежи. Родители, коллеги, обязательно досмотрите до конца! Статистика, приведенная в исследовании, такова: Только 30% выпускников 11 класса умеет читать. Под чтением подразумевается способность понимать прочитанное. То есть 70% детей заканчивают школу, не умея осмысливать прочитанный текст. В конце лекции приведен короткий тест. Вы узнаете, как современные школьные методики...

Дислексия есть только в том обществе, где есть письменность. Нет письменности – нет дислексии. Дислексия в широком понимании - это стойкая избирательная неспособность к обучению. Но отечественная логопедия, к сожалению, смотрит на дислексию узко – как на неспособность читать. Все отечественные методики коррекции дислексии исходят из несформированности у ребенка высших психических функций, языковых навыков, фонематического слуха м т.п., пытаются эти функции формировать, и даже иногда...

Дисграфия: когда ребенок пишет с ошибками. Когда ребёнок только учится писать, у него ещё могут быть такие странные ошибки в самом начале обучения, но они быстро сходят на нет. школа для ребенка с дислексией ­ и ЗПР.

🔹 В первые месяцы после рождения малыш все свое время проводит с мамой, она нужна ему для полноценного развития. Мама наклоняется к малышу, заглядывает в личико, ласково воркует с ним, интуитивно выбирая правильный способ общения. Важно, чтобы мама постоянно разговаривала с ребенком, напевала ему: А-а-а! О-о-о! Чтобы малыш видел лицо мамы, видел ее артикуляцию. 🔹 Разговаривайте с ребенком обо всем, комментируйте все свои действия: «Вот мама взяла бутылочку. Мама налила в...

«Неверно говорить, что дети стали читать меньше, чем родители в их возрасте, – считает школьный психолог Наталья Евсикова, – просто они читают другую литературу». Значит ли это, что мы тревожимся напрасно? «Заставляя детей читать, родители часто перегибают палку и легко «входят во вкус», – продолжает Наталья Евсикова. – Родительский прессинг, как правило, начинается одновременно с началом обучения в первом классе, но постепенно стиль отношений, основанный на принуждении, становится...

Дисграфия: когда ребенок пишет с ошибками. Когда ребёнок только учится писать, у него ещё могут быть такие странные ошибки в самом начале обучения, но они быстро сходят на нет. школа для ребенка с дислексией ­ и ЗПР.

Конференция "Школьное и дополнительное образование детей ". Раздел: Учителя (дисграфия индивидуальное обучение в школе). Диктанты и эссе моя тоже пишет с кучей ошибок, но ведь есть и другие задания: отвечать правила, упражнения, где надо подставить слово в нужной...

Кто с ЭТИМ сталкивался, знает СКОЛЬКО проблем возникает по всем предметам в школе и КАК их тяжело решить. Проблем целая КУЧА, с ЧЕГО? начинать и КАК?. Эти вопросы меня очень мучили, года 2 назад, когда мой киндер был во 2 классе. Очень медленно читал, списывал слова по 3 ошибки в слове, не выговаривал как минимум 9 согласных букв. Молочные зубы выпали, а постоянные "задержались" на ЦЕЛЫЙ УЧЕБНЫЙ год, т.е. "вылезли аж летом. Если интересна история моей войны с дисграфией загляните в мой...

Умные мысли, чтобы не терялись, решила записывать в ДНЕВНИК. И из заграничных статей по теме "Дисграфия и дислексия" тоже умные мысли туда же (как белка в дупло), может умное что-нибудь подскажут. [ссылка-1]

Здравствуйте! Подскажите, как быть: сыну 7 лет, тут поведал бабушке от том, что ему иногда не хочется жить,меня когда мама обижает (накричу за что-нибудь или шлёпну), я сижу в комнате, а у меня голос в голове "убей себя", можно ведь с крыши спрыгнуть или с лестницы (у нас стенка шведская дома)спрыгнуть на что-то острое...Бабушка говорит ему "Димочка, ты же умрёшь тогда", а он ей отвечает:"Бабушка, но душа то останется"...Я в шоке, как правильно поговорить и избавить сына от этих мыслей...

Мой сын - апрельский,сейчас в 4-ом классе. Невнимательность, плохая память. В школе его интересуют ТОЛЬКО друзья, уроки (домашка) на каком-то последнем месте, после игр и развлечений с друзьями, компьютером. Боремся с дисграфией (1-2 класс- ЭТО был КОШМАР и УЖАС) сейчас уже легче. Но, в конце 4-го "Гос. итоговая аттестация"по языку, чтению, математике, нужно готовить его и морально и знания, навыки "копить", тренировать, проверять. Работы еще много.

дисграфия и английский. Школа. Ребенок от 7 до 10. У логопеда отвечает идеально, но как начнет писать... Ошибки классические для дисграфиков: Напотолке висит льйустра, катонок играет клупком, Вова тарит цветы.

У сына 9 лет подозревают дисграфию. Кто-нибудь сталкивался с этой проблемой? Какие есть упражнения?

Конференция с Юлией Борисовной Жихаревой, психологом-дефектологом детского клинико-диагностического центра МЕДСИ II 1. Моей дочке 3 годика очень плохо разговаривает. Стоит ли начать водить уже ее к логопеду? Да! Надо прежде всего придти на консультацию к логопеду, который сделает заключение: что и почему? После этого Вы с логопедом обсудите вопрос о необходимости логопедических занятий. 2. Дочке 4,5 года. Постоянно говорит «я сделал»,»я погулял»,короче путает женский и мужской род. У Вашей...

Дисграфия: когда ребенок пишет с ошибками. Когда ребёнок только учится писать, у него ещё могут быть такие странные ошибки в самом начале обучения, но они быстро сходят на нет. школа для ребенка с дислексией ­ и ЗПР.

Дисграфия излечима?. Школьные проблемы. Ребенок от 10 до 13. Можно научиться с дислексией и дисграфией писать и читать (особыми методами), и даже Пропуск буквы считается ошибкой, зеркальное написание - тоже, по-моему, что ж дочке - двоечницей быть?

В школьных тетрадках по русскому языку можно встретить самые разные орфографические ошибки. Некоторые родители за это своих детей ругают, другие – нанимают репетиторов, есть и те, кто просто не обращает на это внимание. Тем не менее, очень важно разобраться, почему ребенок пишет с ошибками и что делать в этом случае.

Причин тому, что школьник пишет неграмотно, может быть несколько. Самая серьезная из них – это дисграфия, психическое расстройство, вследствие которого человек не способен овладеть письмом. Правда, стоит заметить, что эта проблема не является изолированной, и психологи могут ее распознать. Симптомы дисграфии следующие: во время письма ребенок допускает специфические и повторяющиеся ошибки, которые не связаны с незнанием грамматических правил.

Дисграфию нужно предупреждать в самом раннем возрасте. Если ребенок посещал логопедический детский сад, у него есть проблемы с вниманием и памятью, если ребенок является левшой или у него были травмы головы, это может привести к проблемам в письме.

В том случае, если у ребенка все в порядке с психикой, он хорошо учится по другим предметам, у него нормально развиты мышление и устная речь, причину все же следует искать в чем-то другом.

Поскольку так называемое языковое чутье не возникает само по себе, а формируется при помощи того, что ребенок много читает, грамотность вполне можно развить. Это возможно путем расширения словарного запаса, а также написания различных сочинений, что разовьет логическое мышление и повысит уровень грамотности.

Очень простой совет тем, кто пишет с ошибками – не ленитесь учить правила, чтобы затем применять их на практике. Для отработки правил подойдут словарные диктанты, которые родители сами могут проводить с ребенком, используя учебник. При этом школьник должен объяснить, почему он написал слово именно так, а не иначе.

Если ребенок знает правила и имеет большой словарный запас, но все равно допускает ошибки при письме, дело здесь, скорее всего, в рассеянности и невнимательности. Выход в этом случае один – при выполнении домашнего задания школьник должен проговаривать вслух все, что он пишет. Благодаря этому приему, темп письма замедлится, а школьник сможет сконцентрировать свое внимание на выполнении задания. Через несколько месяцев такого ежедневного диктанта результатом станет грамотное письмо, и родители уже не будут беспокоиться, почему их ребенок пишет с ошибками и что с этим делать.


Если ребенок пишет с ошибками

Нередко дети, даже хорошо знающие правила, в диктантах и сочинениях делают ошибки. Из них вырастают безграмотные взрослые, и это, к сожалению, не может исправить последующее образование. Попробуйте сами помочь своим детям, не уповая на школу.

Самое главное правило, как утверждают психологи, звучит так: "ошибка не должна фиксироваться в сознании". Если ребенок спрашивает, как пишется слово, сразу говорите правильно. Недопустимы фразы типа: "здесь пишется не "а" , а "о" .

Постарайтесь регулярно проводить дома диктанты хотя бы из упражнений учебника. Если ребенок испытывает затруднения или уже выводит неправильную букву, стоя за его спиной, негромко подсказывайте: здесь "о" или здесь "е". Не акцентируйте внимание на неправильном написании, фиксируйте только правильное.

Есть очень простой и действенный способ научить ребенка писать грамотно. И в первую очередь помочь ему в этом могут родители, если, конечно, у них есть время и желание.

Современные педагоги-новаторы разработали эффективный метод, помогающий бороться с безграмотностью абсолютно в любом возрасте. Естественно, что чем раньше начать занятия с ребенком, тем быстрее и легче вы добьетесь необходимого результата. Расскажем в нескольких словах об этом методе.

За основу берется теория известного в XIX веке исследователя Дмитрия Ивановича Тихомирова, которому в 1888 г. Петербургский комитет грамотности присудил Большую золотую медаль. Ему принадлежат следующие строки: "Если вы хотите, чтобы ваш ребенок грамотно писал, заставляйте его читать, как написано, и не бойтесь, что он будет так же говорить, потому что дети понимают - мы говорим не так, как пишем".

Некоторые современные педагоги, основываясь на теории Тихомирова, весьма успешно учат детей и взрослых грамотному письму. Практическое применение теории более чем простое. Ребенка нужно научить так называемому "орфографическому" чтению . Что это значит? Любой текст можно разбить на слоги. Каждый слог имеет свою вершину, т. е. гласный звук. Остальные звуки слога, т. е. согласные, произносятся на более низком звуковом уровне. Каждый слог можно назвать отдельной звуковой единицей слова. Практически все дети начинают читать по слогам, и только потом учатся произносить слово целиком. Когда же ребенок овладевает чтением, о слогах он уже не вспоминает. Но чтобы научить его грамотной речи, придется снова обратить его внимание на слоги.

Предложите ему прочитать вслух, громко и четко, какой-либо текст не так, как мы обычно говорим, а так, как пишем. При этом ребенок должен разбить слово на слоги и проговорить его, подчеркивая и выделяя их, но достаточно быстро. А если слово простое, его можно прочесть быстро, не разбивая на слоги.

В этом случае одновременно работает зрительная, слуховая и моторная (язык, гортань) память. Затем, когда ребенок сталкивается с этими словами на письме, он мысленно проговаривает их правильно, а следовательно, и правильно пишет.

Примечание: для чтения лучше использовать классику: И. Тургенева, Л. Толстого, И. Бунина и т.д.

Если увлечь ребенка, подобное чтение будет восприниматься им как очень интересная игра. Ведь детей интересует все новое и необычное. Чтение, которое условно можно назвать "чтением грамотности", вполне вероятно, покажется ребенку забавным.

"Чтение грамотности" должно быть регулярным, а во время занятий обязательно присутствие кого-то из взрослых, чтобы следить за тем, как ребенок прочитал то или иное слово. Например, слово "который" он произнес так, как мы обычно говорим, т. е. "каторый". Взрослому надо в мягкой форме поправить ребенка и попросить его еще раз прочитать слово.

С детьми в возрасте до десяти лет подобным образом можно заниматься весьма небольшое время, примерно от 5 до 10 мин. Далее моторика уже не работает, и чтение не приносит должного результата. С детьми старше десяти лет можно заниматься чуть больше - примерно 15 мин.

Регулярные занятия, при которых ребенок неоднократно произносит различные трудные для запоминания слова вслух именно так, как они пишутся, формируют у него чувство природной грамотности. Со временем он будет безошибочно писать любые слова, даже самые сложные. Потому что тренированное сознание автоматически улавливает все особенности их звучания.

Уже через несколько месяцев регулярных занятий вы заметите улучшение в письме ребенка.

Чтением по слогам, с четким произношением каждой буквы необходимо заниматься каждый день. Проверочные диктанты, текстовые и словарные, можно проводить 1- 5 раз в неделю. Проверяя работу ребенка, не подчеркивайте ошибки красным карандашом. Этим вы только закрепляете в памяти неправильное написание. Лучше выпишите слова, в которых сделаны ошибки, и включите их в словарные блоки, читаемые ребенком, а потом снова проверьте в диктанте. Конечно, существуют отработанные, сложные методики развития грамотности. То, что сегодня советуем мы, нетрудно и требует только постоянной, ежедневной работы. Результативность же была проверена неоднократно.

В заключение хотим передать разговор со случайным попутчиком в поезде. Пожилой мужчина рассказал, что в школе его не аттестовали по русскому языку после восьмого класса. Правила знал, но писал с многочисленными ошибками. Учитель посоветовал ему каждый день летних каникул переписывать по десять страниц романа "Война и мир". Осенью он успешно сдал экзамен, сделав в сочинении всего две ошибки. С тех пор проблем с грамотностью у него не было, а несколько общих тетрадей с исписанными пожелтевшими листками, памятью того жуткого лета, он теперь показывает внукам. Классика - великая вещь! Попробуйте.

«В течении дня», «в следствии наводнения», «эммунитет» — эти и многие другие орфографические ошибки можно не раз увидеть в ученических тетрадях по русскому языку. Очень часто родители сталкиваются с такой проблемой: ребенок пишет неграмотно. Некоторые за это ругают, некоторые просто закрывают на это глаза, но результата такие действия точно не принесут. Если ребенок допускает ошибки в письменной речи, эту проблему необходимо срочно решать.

Причин может быть несколько. Наихудший вариант – это развитие у ребенка дисграфии – психического расстройства, вследствие которого он не в состоянии овладеть письмом. Однако, эта аномалия, как правило, не является изолированной и распознается психологами. Если же у ребенка все в порядке с психическим развитием, он не испытывает проблем с другими предметами, у него нормально развиваются устная речь и мышление, то нужно обязательно поискать причину и в чем-то другом.

Некоторые часто говорят: «у него врожденная грамотност ь » (или неграмотность ). Однако, стоит заметить, что по наследству умственные способности, как правило, не передаются, а грамотность не возникает самостоятельно, она формируется. Поэтому так называемое «языковое чутье » — следствие того, что в детстве человек много читает и просто запоминает, как пишутся слова. Это значит, что грамотность можно и нужно развивать.

Это возможно путем развития и увеличения словарного запаса, причем ребенку следует не просто читать как можно больше книг, но и писать различные небольшие сочинения. Во-первых , это разовьет логическое мышление, а во-вторых – повысит уровень грамотности.

Но запомнить все слова невозможно. Для того чтобы не допускать ошибок, в школе изучаются правила. Проблема в том, что дети не очень добросовестно их учат, а некоторые учителя не слишком добросовестно спрашивают, тут наблюдается не соблюдение права детей в школе на обучение. Следствие – непонимания накапливаются, превращаясь в такой снежный ком, растопить которые очень непросто. Поэтому единственный совет, который можно дать в этом случае, — учить, учить и еще раз учить правила. И, естественно, применять.

Для отработки как нельзя лучше подходят словарные диктанты, которые родители могут сами проводить с ребенком, используя школьный учебник. При этом надо требовать объяснения, почему каждое слово написано, так или иначе. Через некоторое время это приучит ребенка не надеяться на авось, а мотивировать написание каждого слова.

Наконец, ребенок может и иметь большой словарный запас, и знать правила, но допускать ошибки (как правило, это пропуск букв) только из-за невнимательности и рассеянности. В этом случае есть один верный выход из положения: при выполнении домашнего задания попросить ребенка проговаривать вслух все, что он пишет, иными словами – диктовать себе. Это замедлит темп письма и сконцентрирует внимание на выполнении задания, а не на чем-либо еще. Через пару месяцев такого ежедневного само диктанта можно будет видеть результат: безошибочное письмо.

Итак, три пути решения проблемы неправильного написания :

1. Повышение собственного словарного запаса путем чтения и дальнейшего употребления новых слов в речи.

2. Тщательное изучение правил и отработка навыков их применения.

3. Повышение внимания путем само диктанта.

В этой статье не затронут вопросы мотивации, например, почему ребенок не учит правила, и так далее. Это совсем отдельный разговор.

Бывает ли грамотность врождённой?

Почему одни дети, практически с рождения пишут грамотно, в то время другим хоть, что хочешь делай, но ничего не дает результата? Свое мнение высказывает сказкотерапевт Ольга Амельяненко.