Подвижные игры и упражнения на прогулке зимой. Подвижные игры зимой

Подвижные игры и развлечения зимой на открытом воздухе доставляют детям огромную радость и приносят неоценимую пользу их здоровью. Разнообразные подвижные игры для детей - катание на санках, игры со снегом и др. - обогащают содержание прогулок и очень увлекают детей.

Любимое зимнее развлечение малышей - санки. Используя простые игровые упражнения можно добиться многого!

Малыши также любят подвижные игры со снегом, и с удовольствием будут выполнять предложенные вами упражнения.

Зимой очень увлекательно сооружать разные постройки из снега, лепить различные фигуры. Обзаведитесь лопатками, совочками, ведерками и метелочками, они вам пригодятся на прогулках.

Для старших дошкольников используются более сложные игры. Играя и упражняясь на улице зимой, дети получают возможность проявить смелость, самостоятельность, ловкость и сноровку.

Подвижные игры на свежем воздухе зимой для детей второй младшей группы.

Игры на снежной площадке.

Зима пришла!

Дети разбегаются по площадке и прячутся, присаживаясь на корточки за снежными валами, горкой, снеговиком и т. п. Взрослый говорит: «Сегодня тепло, солнышко светит, идите гулять!» Дети выбегают из укрытий и разбегаются по площадке. На сигнал: «Зима пришла, холодно! Скорей домой!» - все бегут на свои места и снова прячутся.

Берегись, заморожу!

Все играющие собираются на одной стороне площадки. «Убегайте, берегитесь, догоню и заморожу!»,- говорит взрослый. Дети бегут к противоположной стороне площадки, чтобы спрятаться в «доме».

Найди Снегурочку.

Нарядите куклу Снегурочкой и спрячьте ее на участке так, чтобы никто из детей не знал об этом.

Во время прогулки скажите детям о том, что сегодня к ним обещала прийти в гости Снегурочка, она хочет поиграть и поплясать с ними. Наверное, она уже пришла и спряталась от ребят, чтобы они ее поискали. Найдя Снегурочку, дети водят хороводы с ней, приплясывают, кружатся парами.

Праздничный торт.

Уплотняя снег лопаточкой и придавая ему необходимую форму, дети изготовляют большой праздничный торт, квадратный, круглый или другой формы, украшают его цветными льдинками.

Игры и забавы с санками.

Попрыгунчики.

Каждый стоит около своих санок. По команде взрослого дети начинают подпрыгивать на двух ногах возле своих санок, продвигаясь вдоль них.

Санный поезд.

Взрослые или дети постарше возят санный поезд - трое или четверо связанных друг за другом санок, на которых сидят малыши.

Дети по очереди катают друг друга на санках, или двое едут на связанных между собой санках, а двое их везут. Потом они меняются местами.

Забавные упражнения.

Кто к нам в гости приходил?

«Кто к нам в гости приходил?» - спрашивает взрослый у детей, увидев на снегу свежие следы (собаки, зайца, кошки, вороны, петуха и т.д.).

Дети внимательно рассматривают следы. Когда вместе они определят, чьи следы на снегу, они подражают наиболее характерным движениям этого животного или птицы, воспроизводят их звуки (собака лает, корова мычит, петух кричит «ку-ка-ре-ку» и т. д.).

Подвижные игры на свежем воздухе зимой для детей средней группы.

Игры на снежной площадке.

Снежинки и ветер.

Скажите детям, что в этой игре они будут снежинками.

Дети собираются в кружок и берутся за руки. По сигналу взрослого: «Ветер задул сильный, сильный. Разлетайтесь, снежинки!» - разбегаются в разных направлениях по площадке, расправляют руки в стороны, покачиваются, кружатся. Взрослый говорит: «Ветер стих! Возвращайтесь, снежинки, в кружок!» Дети сбегаются в кружок и берутся за руки.

Лиса в курятнике.

Для начала игры выберете лису с помощью считалки. Остальные дети будут курами.

Дети взбираются на снежный вал и присаживаются (сидят на насесте). На противоположной стороне площадки в норе живет лиса. Куры разбегаются по двору, хлопают крыльями, клюют зерна, кудахчут.

По сигналу взрослого: «Лиса!» - куры убегают, прячутся в курятник, взлетают на насест. Лиса хватает (салит) ту курицу, которая не успела взобраться на насест.

Зайка беленький сидит.

Играющие подражая зайчикам бегают, веселятся на площадке-полянке, а потом, приседают на корточки.

Взрослый вместе с детьми произносит следующие слова:


Зайка беленький сидит
И ушами шевелит.
Вот так, вот так,

Он ушами шевелит.

Дети поднимают руки к голове и шевелят руками, как зайцы ушами. Взрослый продолжает:


Зайке холодно сидеть,
Надо лапочки погреть.

Хлоп-хлоп, хлоп-хлоп,

Надо лапочки погреть.

Дети встают и хлопают в ладоши, а потом, скрестным движением рук, хлопают себя по плечам, делают вид, что греются.


Зайке холодно стоять,
Надо зайке поскакать.
Скок-скок, скок-скок,
Надо зайке поскакать.

На эти слова дети подпрыгивают на двух ногах на месте. Наконец, взрослый говорит:


Мишка зайку испугал.
Зайка прыг... и ускакал.

Он пугает детей, изображая мишку, они разбегаются по площадке кто куда.

Игры и забавы с санками.

Санная путанница.

Играющие колонной вслед за взрослым бегут то к одним, то к другим расставленным по краям площадки санкам. Добежав до санок, колонна обегает их кругом и только потом направляется к другим санкам. Изредка взрослый предлагает детям совершить два круга около одних санок.

Парное катание.

Двое детей везут санки, на которых сидит один ребенок. Так едут друг за другом несколько пар. Потом можно поменять пары.

Забавные упражнения.

Кто дальше?

Играющие становятся в шеренгу. В каждой руке у них по снежку. По указанию взрослого: «Бросай правой (левой)!» - все одновременно стараются бросить снежок как можно дальше по направлению к забору, елке или другому ориентиру. Чей снежок пролетит дальше других, тот считается выигравшим.

Подвижные игры на свежем воздухе зимой для детей старшей группы.

Игры на снежной площадке.

Мороз - Красный нос.

На противоположных сторонах площадки обозначаются два дома, в одном из них располагаются играющие. Посередине площадки лицом к ним становится водящий - Мороз - Красный нос. Он произносит:

Я Мороз - Красный нос.

Кто из вас решится

В путь-дороженьку пуститься?

Играющие хором отвечают:

Не боимся мы угроз,

И не страшен нам мороз.

После этого они перебегают через площадку в другой дом, Мороз догоняет и старается их заморозить (коснуться рукой). Замороженные останавливаются на том месте, где их настиг Мороз, и стоят так до окончания перебежки. Мороз подсчитывает, скольких играющих удалось заморозить. При этом учитывается, что играющие, выбежавшие из дома до сигнала или оставшиеся в доме после него, тоже считаются замороженными. После нескольких перебежек выбирают нового Мороза. В конце игры подводится итог, сравнивают, какой Мороз заморозил больше играющих.

Снежная карусель.

Взявшись за руки, дети образуют круг вокруг снеговика и изображают снежинки. По сигналу взрослого они идут сначала медленно, потом все быстрее, в конце концов бегут. После того как играющие пробегут по кругу несколько раз, взрослый предлагает им изменить направление движения, говоря: «Ветер изменился, полетели снежинки в другую сторону». Играющие замедляют движение, останавливаются и начинают двигаться в противоположном направлении. Сперва они двигаются медленно, а потом все быстрее и быстрее, пока взрослый не скажет: «Совсем стих ветер, снежинки спокойно падают на землю». Движение снежной карусели замедляется, дети останавливаются и отпускают руки.

После небольшого отдыха игра возобновляется.

Мы - веселые ребята.

Дети становятся на одной стороне площадки за воображаемой чертой. На противоположной стороне площадки сугроб или снежный вал. Немного в стороне, сбоку от играющих, располагается ловишка (его назначает взрослый или выбирают дети). Играющие хором произносят:

Мы - веселые ребята,

Любим бегать и скакать.

Ну, попробуй нас догнать,

Раз, два, три - лови!

После этого все перебегают на другую сторону площадки и прячутся за сугроб. Ловишка догоняет бегущих, осаленные им отходят к сторону. Ловишка не может ловить тех играющих, которые успевают убежать за сугроб. Он подсчитывает пойманных после каждой перебежки. После 3-4 перебежек подсчитывают сколько всего играющих удалось поймать ловишке и выбирают нового.

Метелица.

Все дети встают друг за другом и берутся за руки. Первым стоит взрослый - он метелица. Метелица медленно пробегает между снежными постройками, валами, санками змейкой или обегает их, ведя за собой. Ребята стараются не разорвать цепочку и не натыкаться на предметы.

Тройки.

На помеле

Метла в каждой команде – словно эстафета – они передают ее друг другу. Пробежать верхом на помеле и не сбить кегли (кубики, мячи и др.). Если сбивает – ему нужно вернуться и поставить на место предмет, после этого продолжать задание.

«Меткие стрелки».

На площадке кладется два обруча. С небольшого расстояния участники игры должны попасть теннисными мячами в обруч. У кого будет больше попаданий, тот и победил.

Игры и забавы с санками.

Успей первым.

Двое-трое санок расставляют параллельно друг другу на расстоянии примерно 2-3 шагов. Ребята становятся каждый рядом со своими санками справа или слева, в зависимости от условия задания. По сигналу взрослого дети обегают каждый свои санки и стараются как можно быстрее вернуться на исходное место.
Для разнообразия и усложнения задания при повторении можно ввести дополнительные задания: вернувшись в исходную позицию, повернуться лицом к санкам и присесть, опираясь о санки руками, либо сесть на санки.

Ребенок бежит, опираясь на санки руками сзади, до сугроба, снеговика (на расстояние 5-6 м от исходной позиции), обегает его и возвращается на место. Если в игре одновременно занято несколько человек, то для каждого должен быть подготовлен свой предмет-ориентир для обегания.

Забавные упражнения.

Скок - подскок.

Все встают в кружок вокруг снеговика боком к нему. Поставив руки на пояс, подскакивают вверх, слегка продвигаясь вперед. Потом повертываются кругом и продвигаются подскоками в другую сторону. По сигналу взрослого дети быстро разбегаются по площадке, затем вновь собираются вокруг снеговика.

ЕЛОЧКИ БЫВАЮТ...
Воспитатель говорит: "Елочки бывают...большие, высокие, широкие, толстые...". А дети должны это показывать, причем воспитатель делает другие движения, чтобы сбить всех с толку

Подвижные игры на свежем воздухе зимой для детей подготовительной группы.

Игры на снежной площадке.

Ловишки - елочки.

Дети произвольно располагаются на площадке, ловишка стоит в середине. По сигналу: «Раз, два, три - лови!» - все разбегаются по площадке, увертываются от ловишки. Ребята стараются выручать друг друга, так как ловишке нельзя запятнать тех детей, которые станут лицом друг к другу и, вытянув руки в стороны вниз, будут изображать елочку.

Тройки.

Дети по трое берутся за руки скрестно и бегут по площадке, высоко поднимая колени. Какая тройка лучше?

Два Мороза

На противоположных сторонах площадки обозначаются два дома, в одном из них располагаются играющие. Посередине площадки лицом к ним становится два водящий - Мороз - Красный нос и Мороз – Синий нос. Они произносят:

Мы два брата молодые,

Два Мороза удалые,

Я Мороз – Красный нос,

Я Мороз – Синий нос.

Кто из вас решится

В путь-дороженьку пуститься?

После ответа:


Не боимся мы угроз,
И не страшен нам мороз,-
все играющие перебегают в другой дом, а оба Мороза стараются их заморозить. Они подсчитывают, сколько играющих удалось заморозить.

В конце игры выясняется, какая пара Морозов заморозила больше играющих.

Один из играющих выбирается затейником, он становится в середину круга. Остальные дети идут по кругу, взявшись за руки. Они произносят:

Ровным кругом,

Друг за другом,

Мы идем за шагом шаг.

Стой на месте,

Дружно вместе

Сделаем... вот так.

Опуская руки, играющие останавливаются. Затейник показывает какое-нибудь движение, имитирующее позу конькобежца, шаг лыжника, вращение фигуриста, удар клюшкой или действия вратаря в хоккее, а также любое другое действие, характерное для одного из зимних видов спорта. Все дети должны повторить это действие и назвать его. После нескольких повторений игры затейник выбирает на свое место кого-нибудь другого из играющих. Затейники должны стараться вспоминать разнообразные движения спортсменов, не повторять уже показанных.

«Царь горы»

Старинная игра, так любимая детворой в зимние месяцы. Задача проста – как можно быстрее покорить вершину снежного холма и устоять на ней, не подпуская соперников.

Чья пара скорей?

Дети образуют два звена, в каждом из них распределяются на пары, становясь друг за другом. По сигналу взрослого две первые пары детей, взявшись за руки, быстро бегут в сторону снеговика, стараясь обогнать одна другую. Пробежавшие пары возвращаются и становятся в конце колонны, бегут следующие пары.

Гонка с шайбой

Команды выстраиваются в колонну, лицом к финишу. : мальчики против девочек.
Каждая команда получает шайбу и клюшку.
По сигналу первый ученик – мальчик – обводит поставленные предметы, стараясь не сбить, доводит шайбу до девочек, передает ей шайбу и клюшку; остается в этой команде, а девочка бежит с шайбой и клюшкой до команды мальчиков, передает шайбу и клюшку мальчикам, а сама уходит в конец колонны. Игра продолжается.

ПОЙМАЙ СНЕЖОК!
Участвуют несколько пар. Дети стоят друг против друга на расстоянии приблизительно 4 метров. У одного ребенка пустое ведерко, у другого - снежки. По сигналу ребенок бросает снежки, а напарник старается поймать их ведром. Выигрывает пара, которая первой закончит игру и наберет большее количество “снежков”.

Игры и забавы с санками.

Гонки санок.

Ставят санки на одну линию, садятся на них верхом, опустив ноги на землю. По сигналу взрослого:«Вперед!» - передвигаются на санках до обозначенного ориентира (сугроба, флажков, снежного вала и т. п.), отталкиваясь ногами.

Можно предложить покататься на санках лежа на животе, отталкиваясь руками, померяться силами с товарищем в этом упражнении.

Санки располагают на исходной линии, а играющие встают сбоку. По сигналу взрослого: «Начали!» - все быстро повертываются, садятся на конец санок спиной вперед и, отталкиваясь ногами назад, продвигаются в указанную сторону. По сигналу: «Стоп!» - играющие прекращают двигаться. Выигрывает тот, чьи санки окажутся впереди других.

Быстрые упряжки.

На линии старта дети выстраиваются по трое у одних санок. По команде: «Старт!» - один садится на санки, а двое берутся за веревочку и везут санки до финиша. Какая упряжка окажется быстрей? При повторении дети меняются ролями.

Черепашки

Участники игры строятся попарно.
По команде участники садятся на санки спиной друг к другу. Передвигаясь ногами, надо докатиться до конечной остановки (18–20 м), а обратно вернуться к команде бегом, катя санки.

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад № 1 общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по художественно-эстетическому развитию детей»

(МБДОУ «Детский сад № 1 общеразвивающего вида»)

Консультация для педагогов

«Подвижные игры с детьми дошкольного возраста

на свежем воздухе зимой»

Подготовила: инструктор по физической культуре

Мерзликина Ю.С.

Развлечения на открытом воздухе зимой доставляют детям огромную радость и приносят неоценимую пользу их здоровью. Подвижные игры обогащают содержание прогулок, увеличивают их продолжительность.

Как много зимних развлечений и забав: катание на коньках, санках, лыжах, игры в снежки! А если прихватить на прогулку лопатки, совочки, ведерки и метелочки, можно построить целые города из снега!

Выходя на прогулку в зимнее время с ребенком или компанией детей, обязательно продумайте, в какие подвижные игры будете играть вы, в какие дети будут играть сами, и возьмите с собой все необходимое для этого.

«Кто быстрее»

Инвентарь небольшой снеговик (40-50 см); бутылочка с окрашенной водой.

Описание игры

1. Перед игрой ребенок вместе со взрослым на краю игровой площадки лепят небольшого снеговика. Напротив снеговика на расстоянии 5-6 м «цветной» водой обозначается линия старта длиной 2-3 м. Воспитатель с ребенком становятся за линию старта на небольшом расстоянии друг от друга лицом к снеговику. Воспитатель произносит:

Перед нами снеговик.

Пусть совсем он не велик.

Но он любит пошутить

Да детей повеселить.

Побежим к нему быстрее,

Бежать вместе веселее. Раз, два, три - беги!

После этих слов воспитатель с ребенком бегут наперегонки к снеговику. Побеждает тот игрок, который добежал до снеговика быстрее и первым дотронулся до него.

2. Нарисовать «цветной» водой перед каждым игроком подряд по 3-4 кружка, которые можно поочередно перепрыгивать;

3. Положить подряд по 4-5 снежных комка или воткнуть в снег такое же количество маленьких прутиков, которые можно обегать «змейкой»;

4. Воткнуть в снег на середине дистанции по 2 длинных прута высотой 80-100 см (или поставить стойки), натянуть на них веревку на высоте 60 см; в этом случае игроки бегут до веревки, подлезают под нее, не касаясь земли руками, выпрямляются и бегут дальше к снеговику; и т. д.

«Снежные круги»

Инвентарь 2 мишени (60x60 см) из фанеры; бутылочка с окрашенной водой.

Описание игры

На забор, на дерево или куст вешаются мишени, на каждой заранее начерчен круг диаметром 50 см. Напротив каждой мишени на расстоянии 2,5-3 м «цветной» водой обозначается линия. Воспитатель с ребенком становятся за свои линии и лепят из снега по 10-15 снежков. После этого по команде взрослого: «Раз, два, три, круги снежками залепи!» - играющие начинают бросать снежки в свои мишени, стараясь залепить ими свои круги. Если у игроков не хватает снежков, они лепят их тут же. Победителем становится игрок, который раньше закроет площадь круга снежками.

Примечания. 1. Мишени также можно поставить на скамейку или нарисовать на стене здания мелом, углем.

2. Если ребенок при выполнении задания устал, то игру можно прервать, а затем продолжить ее после небольшого перерыва.

3. Также можно ограничить игру фиксированным временем (2-3 мин.), а потом посмотреть, у кого из игроков площадь круга, залепленная снежками, будет больше, и в соответствии с этим определить победителя.

«Взятие крепости»

Инвентарь 4-6 кеглей (высотой 20-25 см); бутылочка с окрашенной водой.

Описание игры

На игровой площадке взрослый с ребенком строят из снега крепость (высотой 50-80 см). На верхнем краю крепости расставляются кегли на расстоянии 10-15 см друг от друга. После этого напротив крепости на расстоянии 2-3 м от нее «цветной» водой обозначается линия броска. Первым за линию становится взрослый, лепит 5-8 снежков и кладет их рядом с собой. Затем произносит: «Раз-два, раз-два, начинается игра!» После этого кидает в кегли подряд все снежки. Если ему удалось сбить все кегли, то крепость считается взятой. В игру вступает ребенок и выполняет те же действия, что и взрослый.

Примечание. Игроки меняются каждый раз после того, как все снежки будут использованы, независимо от того, были сбиты все кегли (т. е. крепость взята) или нет.

«Назови вид спорта»

Взрослый с ребенком становятся на игровой площадке рядом друг с другом и берутся за руки. Они договариваются между собой, кто будет первым водящим. Затем взрослый вместе с ребенком произносят:

Ровным кругом

Друг за другом

Мы идем за шагом шаг.

Стой на месте,

Дружно вместе

Сделаем вот так.

После этого игроки останавливаются, взрослый показывает какое-либо движение, характерное для одного из зимних видов спорта (например, вращение фигуриста на льду, скольжение конькобежца, удар клюшкой хоккеиста, шаг лыжника, прыжок на лыжах с трамплина и т д.). Ребенок должен повторить движение и назвать вид спорта. После
этого игроки меняются ролями, и игра повторяется.

Примечание. Повторять движения нельзя, необходимо постараться вспомнить другие.

ХИТРАЯ ЛИСА

Задачи: Развивать у детей выдержку, наблюдательность. Упражнять в быстром беге с увертыванием, в построении в круг, в ловле.

Описание: Играющие стоят по кругу на расстоянии одного шага друг от друга. Вне круга отчерчивается дом лисы. Воспитатель предлагает играющим закрыть глаза, обходит круг за спинами детей и говорит «Я иду искать в лесе хитрую и рыжую лису!», дотрагивается до одного из играющих, который становится хитрой лисой. Затем воспитатель предлагает играющим открыть глаза и внимательно посмотреть, кто из них хитрая лиса, не выдаст ли она себя чем-нибудь. Играющие 3 раза спрашивают хором, вначале тихо, а затем громче «Хитрая лиса, где ты?». При этом все смотрят друг на друга. Хитрая лиса быстро выходит на середину круга, поднимает руку вверх, говорит «Я здесь». Все играющие разбегаются по площадке, а лиса их ловит. Пойманного лиса отводит домой в нору.

Правила:

Лиса начинает ловить детей только после того, как играющие в 3 раз хором спросят и лиса скажет «Я здесь!»

Если лиса выдала себя раньше, воспитатель назначает новую лису.

Играющий, выбежавший за границу площадки, считается пойманным.

Варианты : Выбираются 2 лисы.

Игры с санками и самокатами

На горке

Дети катаются на санках с горки разными способами: верхом (держась за веревочку или опираясь руками сзади о санки), лежа на животе, спине (ногами вперед), стоя на коленях.

Методические указания для педагогов: на спуске с горки можно соорудить ворота из длинных прутьев. Проезжая через них, дети учатся управлять санками на ходу: опускать на снег ногу с той стороны, в которую надо повернуть; крепко сжав санки коленями, слегка отклонять туловище назад в сторону поворота.

Можно предложить при спускании на санках собрать расставленные вдоль склона флажки

Много радости доставляет катание с горки вдвоем или втроем на одних санках.

На ровном месте

Расставить 5-6 санок на расстоянии 1-1,5 м. Можно предложить детям:

- пробежать между ними «змейкой»;

- перешагивать через них;

- встать на санки, потом сойти с них так, чтобы они не сдвинулись с места;

- встать рядом, опираясь на санки руками, перепрыгнуть через них;

- стоять на санках на одной ноге как можно дольше;

- поднять санки над головой слева и опустить их на снег справа;

- стоя к санкам лицом, наклониться, опереться на них руками, присесть и встать, не отрывая рук от санок.

Два на два

Играют четверо детей. Они по двое садятся на санки, поставив ноги на полозья. Дети скользят вперед, отталкиваясь недлинными палками. Победит пара, быстрее пришедшая к финишу.

Успей первым

Двое-трое санок расставляют параллельно друг другу на расстоянии примерно 2-3 шагов. Ребята становятся каждый рядом со своими санками справа или слева, в зависимости от задания. По сигналу взрослого дети обегают каждый свои санки и стараются как можно быстрее вернуться на исходное место.

Методическое указание для педагогов: для разнообразия и усложнения игры можно ввести дополнительные задания: вернувшись в исходную позицию, повернуться лицом к санкам и присесть, опираясь на санки руками, либо сесть на них.

На санки!

Санки (на одни меньше, чем играющих) расставляют на одной стороне площадки. Дети бегают, кружатся на другой стороне площадки. По сигналу «На санки!» они должны быстро добежать до санок и сесть на них. Опоздавший остается без места.

Быстрые упряжки

На линии старта дети выстраиваются по трое у одних санок. По команде «Старт!» один садится на санки, а двое берутся за веревочку и везут его до финиша. Побеждает упряжка, быстрее добравшаяся до финиша.

На снежной площадке

Мороз Красный нос

На противоположных сторонах площадки обозначаются два дома, в одном из них располагаются играющие. Посередине площадки стоит Мороз Красный нос.

Мороз Красный нос

Я Мороз Красный нос.

Кто из вас решится

В путь-дороженьку пуститься?

Дети

Не боимся мы угроз.

И не страшен нам мороз.

После этого они перебегают через площадку в другой дом,

Мороз догоняет и старается их заморозить (осалить). Замороженные остаются на месте и стоят так до окончания перебежки. Мороз подсчитывает, скольких играющих удалось заморозить.

При повторе игры выбирается новый Мороз, и уже он салит игроков, в конце подводятся итоги какой Мороз (старый или новый игрок) больше заморозил.

Снежная карусель

Взявшись за руки, дети образуют круг и изображают снежинок, в середине - Снеговик. По сигналу взрослого они идут сначала медленно, потом все быстрее и переходят на бег сначала в одну сторону, потом в другую.

После небольшого отдыха игру можно возобновить.

Затейники

Один из игроков - затейник - становится в середину круга. Остальные дети идут по кругу, взявшись за руки и произносят:

Ровным кругом, Друг за другом, Мы идем за шагом шаг. Стой на месте, Дружно вместе Сделаем... вот так.

Опуская руки, играющие останавливаются. Затейник показывает какое-нибудь движение из зимнего вида спорта: бег конькобежца, шаг лыжника, вращение фигуриста, удар клюшкой. Дети должны повторить это действие и назвать вид спорта.

При следующем повторении игры выбирается новый затейник.

Затейники должны демонстрировать движения, не повторяя уже показанных.

Ловишки парами

Дети становятся парами друг за другом на расстоянии 2- 3 шагов на одной стороне площадки. По сигналу взрослого первые в парах быстро бегут на другую сторону площадки, стоящие сзади стараются их поймать (каждый свою пару).

При повторении игры дети меняются ролями.

Метелица

Дети встают друг за другом и берутся за руки. Первым стоит взрослый - Метелица. Он медленно пробегает между снежными постройками, валами, санками «змейкой» или обегает их и ведет за собой вереницу ребят.

Забавные упражнения

Попляши и покружись

Ребята разбиваются на пары и берутся за руки, встают лицом друг к другу. По сигналу взрослого «Попляшем!» приседают и приплясывают. По сигналу «А теперь покружимся!» кружатся в парах. Когда же он произносит «Стой!», дети останавливаются, отводят одну ногу назад, стараются удержать равновесие на другой ноге (при этом руки не разжимают). При повторении игры задание можно усложнить: по сигналу «Стой!» попробовать присесть, держась за руки, на одной ноге «пистолетиком».

Перетяжки

Играющие встают вокруг сугроба, крепко держась за руки. Как только взрослый скажет «Перетяжки начались!», все начинают тащить рядом стоящих в свою сторону, стараясь опрокинуть их в сугроб. Если это удается, игра приостанавливается, дети выравнивают круг. После небольшого перерыва игра продолжается.

На ледяных дорожках

Заливается дорожка длиной 4-8 м и шириной 40-60 см. Дети скользят по ней, стараясь продвинуться как можно дальше.

Задание можно усложнить: на дорожке сначала на расстоянии 3-4, а потом 5-6 м от старта положить цветной кубик, который ребенок должен сдвинуть с места ногой.

Ледяные кружева

Заранее готовятся разноцветные льдинки (синие, красные, зеленые, желтые и др.). Из них дети выкладывают на утоптанном снегу разноцветные мозаики, узоры. По окончании работ можно провести конкурс на лучшую мозаику или самый красивый узор

Снегодром

Дети должны слепить Снеговика, Деда Мороза и Снегурочку, украсить их. После этого все вместе водят хороводы, кружатся по одному и парами, играют в «Пузырь», «Каравай», «Ровным кругом» и другие игры.

На площадке дети строят из снега (дома, почту, вокзал и т.п.). Затем изображают трамвай (встают друг за другом, кладут руки на пояс впереди стоящему) и катаются «по улицам» построенного города.

Можно организовать конкурс на лучшую фигуру (самолет, ракету, большой ледокол, птицу, цветок и т.п.) или сказочного персонажа из снега.

ПОДВИЖНЫЕ ИГРЫ И УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ ДЕТЕЙ НА ПРОГУЛКЕ ЗИМОЙ

Зимние игры и спортивные упражнения на прогулке Для детей 3-4 лет

1. Следы на снегу (подвижная игра). Четкое выполнение различных видов движений (ходьба, бег, прыжки) разной шириной шага, с различным темпом и положением стоп.

2. Строим берлогу для медведя (м / п). Метание снежков в цель – круг диаметром 2 м с расстояния 30 – 50 см и больше.

3. Солнце и зима (п/и). Дети разбегаются по площадке и, приседая на корточки, говорят: «солнышко, солнышко, выгляни в окошко!» воспитатель отвечает: «зима пришла, много холода принесла, разбегается детвора». Дети разбегаются, а педагог ловит их.

4. Покатаемся. Удерживать равновесие, стоя на возвышенности (используются бумы, шины, песочницы и др.)

5. Разноцветные снежинки (льдинки). Прокатывание шаров, льдинок хоккейной клюшкой в разных направлениях.

6. Карусель. Катание на санках. Дети сначала возят сами санки, затем друг друга на санках с помощью взрослого.

7. Рисуем дорожку. Ходьба по снегу змейкой друг за другом.

8. Наши ножки идут по ледяной дорожке. Удерживание равновесия на ледяной дорожке.

9. Забей снежок в ворота зайке. В ворота из снега с поставленным в них игрушечным зайчиком отбивать снежок хоккейной клюшкой.

10. Где же наши детки? Перелезть прямо или боком через снежные валы разной высоты (30- 50 см).

11. Кто быстрее? Катание санок на скорость в одном направлении без седока и с седоком, т. е. дети катают друг друга.

12. Зайки - попрыгайки. Прыжки по снегу от флажка до флажка (используются 4-6 флажков).

13. Самая быстрая льдинка. Прокатывание льдинок (шаров) хоккейной клюшкой в одном направлении на скорость.

14. Зверята и ребята. На слово «ребята!»дети бегают в рассыпную, на слово «зверята» встают на снежный вал, изображая зверя.

15. Змейка. Ходьба и бег змейкой между спортивными снарядами и постройками.

17. Построим дом Снегурочке. Метание снежков в цель (круг диаметром 2 м) правой, левой рукой и двумя руками из-за головы с расстояния 30-50-100 см и далее(в игре можно использовать куклу Снегурочку).

18. К Деду Морозу по ледяной дорожке. Ходьба скольжение по ледяной дорожке сохраняя равновесие к установленной в конце кукле Деду Морозу.

19. Санный поезд. Санки устанавливают колонной. Дети садятся, а взрослые катают их. Бег по снегу чередуется с катанием на санках. Зимние игры и спортивные упражнения на прогулке Для детей 4-5 лет

1.Снежные узоры. Дети стоят шеренги на расстоянии вытянутых в стороны рук. Воспитатель предлагает нарисовать любые узоры на площадке, используя ходьбу, бег, прыжки.

2.Змейка. Ходьба, бег, прыжки змейкой между спортивными снарядами и постройками.

3. Овчарки на ученьях. Воспитатель рассказывает детям о том, как дрессированные овчарки спасают людей во время пожара, ловят преступников. Предлагает поиграть. На слово «отдых» дети спокойно ходят по расчищенной площадке. По команде «овчарки, на ученье – марш!» ходят и бегают по глубокому снегу, перешагивая и перелезая через снежные завалы, скамейки, бумы, шины и др.

4. Кто дальше. Дети стоят в шеренгу. По команде «метальщики, пли!» бросает снежок правой и левой рукой, затем кидают большой снежный ком двумя руками из за головы двумя руками в цель, которая обозначена флажками и кеглями.

5. Морской бой. Дети делятся на 2-3 команды с разными названиями. Воспитатель предлагает сбить снежками мишени. Выигрывает та команда, которая начиная с 5-4-3-2-1 м собьет больше мишеней. Количество сбитых мишеней считают все дети, воспитатель записывает результат на снегу. Примечание. Начинать сбивать следует по команде «Пли!» Мишени можно сделать разной геометрической формы.

6. Не потеряй свою льдинку(шайбу). По свистку дети начинают прокатывать клюшкой шайбу в разных направлениях. По свистку заканчивают.

7. Наши ножки скользят по дорожке. Дети индивидуально выполняют скольжение по ледяной дорожке, стараясь удержать равновесие. 8. Санный поезд. Дети катают друг друга на санках по проложенному кругу, друг за другом. На зеленый свет они двигаются, на красный стоят.

9. Забей в ворота гол. Дети свободно прокатывают шайбы клюшками. По команде «Гол!» все направляются в сторону ворот и с расстояния 3-5 м стараются забить шайбу в ворота, не задевая друг друга.

10. Оленьи упряжки. Воспитатель показывает иллюстрации с оленями, рассказывает, где они живут и для чего их используют люди. Затем предлагает детям поиграть. Дети делятся на две команды: седоков и оленей. Правила: олени катают седоков, передвигаясь с разной скоростью и по разному снежному покрову, стараясь не уронить их из саней. Затем дети меняются ролями.

Подвижные игры и упражнения на прогулке зимой Для детей 5-6 лет

1.Снежная карусель. Дети свободно бегают по площадке. На слово «карусель» быстро перестраиваются в круг там, где воспитатель положил снежный ком, и переходят на ходьбу по кругу, взявшись за руки. Всякий раз место карусели меняется.

2.Передай шайбу. Две команды стоят друг против друга на расстоянии 10 м. По свистку игроки первой команды гонят шайбы игрокам второй команды, стараясь передавать их точно своим партнерам, а партнеры стараются задержать шайбу ногой, чтобы она не пролетела мимо. В каждой команде выигрывает тот игрок, который первый передаст шайбу с клюшкой и вернется на свое место за обозначенную линию. Далее по свистку другая команда гонит шайбы клюшками.

3.Снежный поезд. Бег змейкой друг за другом. Правила: начинать бег после слов «Внимание! Снежный поезд отправляется в путь!» останавливаться строго на слово «стоп!»

4.Сюрпириз. на расстоянии начиная с 7 метров, затем, уменьшая его на каждый метр, на снег кладут «сюрпризы» (любые игрушки, вылепленные из пластилина и глины, снежки, по числу детей), завернутые в цветную бумагу. По свистку дети организованно, подгруппами сбивают сюрпризы. С учетом физической подготовленности для каждой подгруппы отмеряется необходимое расстояние до «сюрпризов».

5.Забавные санки. Бег с санками с подталкиванием их двумя руками сзади; прыжки с санок; перепрыгивание через санки боком с упором на них двумя руками; «силачи» - поднять санки двумя руками над головой; бег с санками, держа их двумя руками перед грудью. 6.Прятки за сугробами. Дети бегут врассыпную, на слово «прятки» все прячутся за снежные сугробы.

7.Не сбей. Дети делятся на 4 – 5 команд, выстраиваясь в каждой, друг за другом. Перед каждой командой по 5 – 6 кеглей (флажков), расставленных по прямой линии с промежутками 1 м. первые игроки из каждой команды начинают движение по свистку, последующие – после передачи клюшки и шайбы. Двигаясь змейкой, обводят клюшкой каждую кеглю и возвращаются по прямой. Выигрывает та команда, которая не только первая закончит прокатывание, но и собьет меньше кеглей.

8.Снайперы. Метание снежков с одной линии в мишени, расположенные на разных расстоянии и высоте. Начинать сбивать по сигналу. 9.По ледяной дорожке. Индивидуальное скольжение прямо, боком, с приседанием.

10.Зимние забавы. Катание с гор на санках и фанерках.

11.Защита крепости. Двое ворот расположены на расстоянии 5 – 10 м друг от друга. Дети делятся на две подгруппы. Одна подгруппа встает в шеренгу у ворот, у другой подгруппы клюшки и шайбы по количеству игроков. По свистку игроки с клюшками начинают прокатывать шайбы вперед, стараясь забить их в ворота (нападающим запрещается поднимать клюшки вверх). Игроки без клюшек защищают свои ворота, задерживая шайбы только ногами.

12.Пожарные собаки. Дети спокойно передвигаются по площадке, на слово «пожар!» бегут по глубокому снегу, перелезают через снежные завалы, барьеры, снаряды и добегают до кучи снежков. От линии метают их в красную мишень любой формы.

13.Самая быстрая пара хоккеистов. Ведение шайбы парой на расстоянии 7 – 10 м до обозначенного места (на скорость).

14.Тройка лошадей. Двое-трое санок соединяют друг за другом. Три ребенка с надетыми «лошадиными гривами» и «хвостами» везут соединенные санки с седоком 10 – 15 м, затем меняются местами с сидящими. Движение начинают по сигналу.

15.Сбей снежком летящий предмет. Дети, разделившись на подгруппы, сбивают снежками летящую тарелку. Начинают сбивать по сигналу «пли!»

16.Попади с подачи. Дети делятся на подгруппы по 4 – 5 игроков, у каждого клюшка и одно шайба на подгруппу. Один из игроков стоит на воротах (у каждой подгруппы свои ворота). По свистку игроки каждой подгруппы передают друг другу шайбу ближе к воротам и забивают гол. Затем вратари меняются.

Подвижные игры и упражнения на прогулке зимой Для детей 6 – 7 лет

1.Найди свой снежный дом. На каждом ребенке снежинки разного цвета. На площадке разложены снежные комки разных цветов. Дети свободно передвигаются по площадке. На слова «найди свой дом!» игроки бегут к снежным комкам соответствующего цвета и перестраиваются в ту геометрическую форму, которую имеет снежинка. Затем дети меняются снежинками.

2.Хоккейная эстафета. Дети делятся на 3 – 4 команды. Сами дают им названия и выбирают капитана. Правила: каждое новое движение команда начинает по свистку. Очки подсчитывают всей командой. Выиргывают по качеству выполнения движения и по скорости. Виды заданий: 1)вести шайбу клюшкой туда и обратно (5 – 7 м); 2)то же, но туда – змейкой между кеглями, обратно по прямой; сбить шайбой кегли (каждый игрок сбивает один раз), догнать шайбу и провести ее обратно по прямой; 4)каждой команде встать в шеренгу и разомкнуться на вытянутые руки. Передавать шайбу от первого игрока к последнему; 5)забить шайбу в ворота, обратно – по прямой. 3.Санные соревнования. Правила: все движения начинать по сигналу. Выигрывают по качеству выполнения задания и по скорости. Виды заданий: 1)выполнить снежные фигуры (различные гимнастические упражнения на санках); 2) «кто дальше прыгнет с санок»; 3) «успей первым» (прокатывать санки вперед с упором на них двумя руками сзади, без седока и с седоком); 4) «самая быстрая пара» (катать друг друга на скорость); 5) «самый выносливый» (игроку продвигаться вперед, сидя на санках и отталкиваясь ногами;) 6) «все наоборот» (сесть на санки вперед по направлению движения и передвигаться с отталкиванием ног до определенного места). 4.Хоккейный матч. Девочки играют отдельно от мальчиков. Сначала играют мальчики, которые делятся на две команды, а девочки болеют за любую из команд. Затем наоборот. Правила: начинать и заканчивать игру по свистку. С судьей во время игры не спорить, все конфликты разбирать после матча. Шайба считается в игре на территории игровой площадки, за площадкой – вне игры. Команды должны быть равными по силам. Подобрать команду, и выбрать вратаря дети должны сами, но с помощью воспитателя. Забивать голы нужно только в ворота соперников. Игрокам использовать отличительные знаки. Каждая команда наподдающие, защитники и полузащитники- располагаются на своей стороне по всей площадке. Игроки одной команды передают друг другу шайбу, стараясь забить ее в ворота противника. Другая команда старается помешать им и перехватить шайбу. Выигрывает команда, забившая больше голов и допустившая меньше нарушений правил.

5.Ледник. Упражнения на ледяной дорожке: 1) индивидуальное скольжение; 2) скольжение парой и тройкой; 3) кто дальше проскользит по ледяной дорожке; 4) двойное скольжение.

6.Летающие тарелки. Катание с ледяных горок, сидя на ледянках.

7.Самокаты. Скольжение на одной лыже, отталкиваясь другой ногой.

8.Снайперы. мишени расположены на разных высоте и расстоянии; закрепленные, висячие и без укрепления. Дети делятся на несколько групп, равных по силам, и сбивают мишени снежками. Действуют по сигналу. Усложнение: самые сильные сбивают мишени с разбега. 9.Зимнее многоборье. (комбинированная эстафета). Правила: начинать новое движение по сигналу. Выигрывают по числу выполненных движений и по числу баллов. Дети делятся на 3 команды. Самостоятельно придумывают названия, выбирают капитана и расставляют игроков, равных по силам. Воспитатель направляет и помогает. Длина эстафеты 7 метров. Виды заданий: 1) «хоккеист» (водить шайбу туда – змейкой между кеглями, обратно – по прямой; 2) «ракета» (продвигаться на санках лежа на животе и отталкиваясь эстафетными палочками длинной 30 см, обратно – бежать с санками за веревочку; 3) «самокат» (скользить на одной лыже туда и обратно); 4) «снайперы» (сбить кеглю и принести ее в свою команду, если не сбил, кегля остается на месте; 5) «снежинки» (туда и обратно бегать со снежинкой и передавать ее следующему игроку). Примечания. 1) В начале зимы каждое движение из эстафеты и соревнований проводится отдельно, затем постепенно добавляются другие. По мере усвоения качества движений всеми детьми эстафету проводят полностью. 2) Каждый воспитатель может разнообразить и обогащать движения, игры, эстафеты или соревнования, подгруппами, подобранными с учетом уровня двигательной активностиДокумент

... ИГРЫ И ЗАБАВЫ ДЛЯ ДЕТЕЙ Летние игры и забавы. Летние праздники на Руси сопровождались веселы ми играми ... умений. Подвижные летние игры за... эту игру хорошо играть в лесу во время прогулки , ... разыгрывании предлагать выполнить упражнения с мячом: ... мне зимой не...

Организация: МАДОУ ЦРР Д/С №116 «ТЕРЕМОК»

Населенный пункт: Республика Башкортостан, г.Уфа

Подвижные игры на прогулке зимой – это очень здорово! Ведь зимой холодно. Поэтому намного лучше не стоять на месте и, даже, не степенно прогуливаться, а двигаться, бегать, прыгать. Как говориться, мороз невелик, а стоять не велит. Мы предлагаем вам подборку зимних игр на прогулке для детей самого разного возраста – от 3 до 12 лет. Отличаются они и по степени подвижности – от бурных салок и эстафет до спокойной игры на внимание. Холод и снег – не повод сидеть дома! Играйте, гуляйте и веселитесь! А за это Дед Мороз подарит вам и вашим детям румяные щечки.

«Беленький заинька» – подвижная игра на прогулке зимой

В эту подвижную игру можно играть зимой на прогулки с малышами с 2-3 лет. Она поможет детям согреться и, заодно, выучить стишок про зайчика. Играть могут сколько угодно детей – от одного до 30 человек. Взрослый читает стишок, сопровождая его движениями. Дети повторяют движения и, когда запомнят, само стихотворение:

(прикладываем ладошки к голове, показываем «зайкины ушки», наклоняем ладошки вперед и назад «Шевелим ушками»)
Зайка беленький сидит и ушами шевелит.
Вот так! Вот так! Он ушами шевелит.
(Обнимаем себя за плечи и похлопываем ладонями)
Зайке холодно сидеть, надо лапочки погреть!
(Хлопаем в ладоши)
Вот так! Вот так! Нужно лапочки погреть.
(топаем ножками)
Зайке холодно стоять, надо зайке поскакать!
(Прыгаем любым способом – на одной или двух ногах; на месте или продвигаясь вперед)
Прыг-скок, прыг-скок! Надо зайке поскакать!

«Белые прятки» – подвижная игра на внимание на прогулке зимой для детей 4-6 лет

Для игры потребуются предметы белого цвета – мягкие игрушки, тарелки, стаканы и т.д. На заснеженной площадке заранее раскладываются предметы. Затем предложите детям найти спрятанные предметы. Может быть два варианта игры. Первый вариант: вы называете предмет, а дети его отыскивают и приносят (или просто указывают на него). Второй вариант: дети сами находят белые предметы и сообщают вам о них. Если вы играете одновременно с несколькими детьми, о находке могут сообщать «по секрету», шепотом.

«След в след» – подвижная игра на прогулке зимой для детей 3-6 лет

Играть можно с одним ребенком или небольшой компанией. Эта игра развивает координацию движений, учит ребенка сознательно управлять своим телом. На снегу взрослый оставляет цепочку следов. Ребенку предлагают пройти по этим следам, не заступая за них.

«Два мороза» - подвижная игра на прогулке зимой для детей от 5 лет.

Это – разновидность салок. Особенность в том, что выбирают не одного водящего, а двух – один «мороз красный нос», а другой «мороз синий нос». Играть могут восемь человек или больше. «Морозы» стоят на краю площадки, остальные дети располагаются лицом к водящим. «Морозы» говорят:

«Я – Мороз красный нос»
«Я – Мороз синий нос»
Хром: «Заморозим вас до слез!»
Дети все вместе отвечают водящим:
«Не боимся мы угроз,
И не страшен нам мороз!»

После чего все игроки разбегаются, а водящие морозы стараются их осалить. Тот, кого осалили – «замораживается», то есть останавливается на месте и не имеет право двигаться. Игра может продолжатся до тех пор, пока «морозы не осалят всех игроков, кроме двух. Они и становятся новыми ведущими. Другой вариант – взрослый прерывает игру по своему усмотрению словами: «раз-два-три, в домик греться беги!». После этого все дети, включая водящих и «замороженных» подбегают к взрослому ведущему. Выбирается считалкой новая пара водящих и игра повторяется. Этот вариант особенно актуален, когда «морозы» долго не могут поймать кого-то или игроков очень много.

«Снежная змея» – подвижная игра-эстафета на прогулке зимой для детей от 4 лет

Дети делятся на две команды. Команды выстраиваются параллельно друг другу в колонну по одному на одном конце площадки. На другом конце ставятся ориентиры – большие снежные шары. По команде первые игроки команд начинают бег. Они добегают до снежного кома, огибают его и бегут обратно. Вернувшись к своей команде, игрок кричит: «Держись за хвост!» и берет за руку первого игрока в колонне. Теперь они совершают тот же путь уже вдвоем. Так постепенно растет «снежная змея». Побеждает та команда, которая первой закончит эту эстафету. Правила можно усложнить. Например, поставить несколько шаров-препятствий, которые надо огибать «змейкой». Или воткнуть в снег вешки-палки. Тогда их надо будет не только обежать, но и не сбить.

«Снежные сокровища » – игра-приключение на прогулке зимой для детей 6-12 лет

Эта игра поможет вашим детям познакомиться с понятиями план и карта. Игра требует от вас предварительной подготовки. Нужно нарисовать план участка, где будут спрятаны сокровища. Это тоже можно сделать вместе с детьми. На этой карте наноситься крестиком место где спрятан «клад». И дальше детям дают план и предлагают найти «сокровища». Для старших ребят можно увеличить территорию поиска и только показать карту, а не отдавать совсем – пусть ищут «клад» по памяти.

Вратари – подвижная игра на прогулке зимой для детей 6-12 лет.

Это хоккей наоборот. Обычно, игроком много, а вратарь один. Здесь же все наоборот – один нападающий и несколько голкиперов. Для игры нужен хорошо утоптанный, плотный снег или ледяная площадка.
Все участники игры, кроме водящего, встают в круг. Дистанция между игроками должна быть около метра. Круг можно начертить на снегу, чтобы у детей не было соблазна его расширить или сузить, но это не обязательно. Берут хоккейную шайбу. Если нет шайбы – любой заменяющий ее предмет, например, льдинку. Водящий находится в центре круга и пытается выбить шайбу за цепь игроков. «Вратари» стараются этого не допустить, останавливают шайбу ногами и отправляют обратно к водящему. Если шайба вылетела за пределы круга, то тот игрок, который пропустил этот «гол», становиться водящим. Если возникают сомнения, кто пропустил шайбу, «виновным» считается тот «вратарь», от которого шайба прошла справа.

На прогулке можно играть в снежки, причем совершенно не обязательно устраивать обстрел своих товарищей. Подвижные игры и забавы с санками вовсе не игры не ограничиваются катанием с гор. Можно устроить и салки на санках и веселые эстафеты. А строить с из снега с папой настоящую зимнюю крепость - мечта.

Список используемой литературы:

  1. Железнова Е.Р. «Оздоровительная гимнастика и подвижные игры для старших дошкольников» 2013г., «Детство-Пресс» г. Москва.
  2. Силантьева С. В. «Игры и упражнения для свободной двигательной деятельности детей дошкольного возраста» 2013г., «Детство – Пресс» г. Москва.
  3. Пензулаева Л. И. «Физическая культура в детском саду» 2012г., «Мозаика-Синтез» г. Москва.

Лариса Ивенина
Игры с детьми на прогулке зимой

Игры с детьми на прогулке зимой

Подвижные игры и развлечения зимой на открытом воздухе доставляют детям огромную радость и приносят неоценимую пользу их здоровью. Разнообразные подвижные игры для детей - катание на санках, игры со снегом и др . - обогащают содержание прогулок и очень увлекают детей.

Игра «Дед Мороз»

Цель : прививать детям умение выполнять характерные движения.

Ход игры:

Воспитатель вспоминает с детьми про деда Мороза и где он живет. Затем говорит грубым голосом :

Я – Мороз, Красный нос. Бородою зарос.

Я ищу в лесу зверей. Выходите поскорей! Выходите, зайчики!

Дети прыгают, как зайчики.

Воспитатель : Заморожу! Заморожу!

Дети разбегаются. Игра повторяется, воспитатель называет другого зверя.

Игра «Паровозик»

(по стихотворениям Т. Волгиной, Э. Мошковской)

Цель : учить детей двигаться в разном темпе, менять направление, показывать предметы, передавать характерные движения животных, птиц; упражнять в произношении звуков.

Ход игры:

Воспитатель рассказывает детям : «Bceм надо встать друг за другом - мы будем вагончиками. В вагончиках подарки. Впереди – паровоз». Воспитатель выполняет роль паровоза : встает впереди детей лицом к ним и, медленно передвигаясь, произносит :

Чух-чух! Чух-чух! Мчится поезд во весь дух.

Дети передвигаются вслед за воспитателем и произносят : «ЧУХ-ЧУХ!» Затем все вместе тянут протяжно : «У – у - у!»

Я пыхчу, пыхчу, пыхчу, сто вагонов я тащу.

Все вместе : «У – у - у!»

Воспитатель поворачивает то в одну, то в другую сторону. Продолжает : «Приехали» . «Ш-Ш-Ш-Ш!» - повторяют за ним дети.

Паровозик, паровоз, что в подарок нам привез? - Мячики!

Дети начинают прыгать, как мячики. Воспитатель говорит : «У-y-y! Всех зовет паровоз!» Дети выстраиваются друг за другом.

Загудел паровоз и вагончики повез : Чух-чу! Чух-чу! Далеко я укачу! У-у-у-у! Чух-чух!

Дети повторяют за воспитателем : «Чух-чух! У-У-У-У!»

Игра продолжается. Паровозик привозит детям в подарок зайчат, лягушат. медвежат. Каждый раз дети выполняют имитационные движения, упражняются в звукопроизношении, характерном для того или иного «подарка» .

«Снег кружится»

(по стихотворению А. Барто)

Цель : научить детей соотносить собственные действия с действиями участников игры .

Материал : ободки с эмблемами снежинок.

Ход игры

Воспитатель напоминает детям, что снег легкий, он медленно падает на землю, кружится, когда подует ветерок.

Затем предлагает всем участникам игры ободки-снежинки .

Воспитатель предлагает детям покружиться, произнося : «Снег, снег кружится, белая вся улица!»

Затем жестом приглашая детей приблизиться, произносит : «Собрались мы все в кружок, завертелись, как снежок» .

Дети выполняют действия произвольно и в конце медленно приседают. Воспитатель произносит : «Подул холодный ветер. Как? В-в-в-в! („В-в-в!" - произносят дети.) Разлетелись, разлетелись снежинки в разные стороны».

Дети разбегаются по площадке.

Игра по желанию детей повторяется 3-4 раза.

«Собачка и воробьи»

(по мотивам белорусской песенки)

Цель : закреплять знания детей о характерных движениях птиц, учить имитировать их голоса.

Материал : эмблемы воробьев, мягкая игрушка - собачка.

Ход игры

Воспитатель объясняет детям : «Мы все будем воробьями (раздает эмблемы птиц) . Как летают воробьи? Как скачут? Как клюют? А как поют? Молодцы! Хорошие воробьи, веселые. А кто будет собачкой? (Ребенок-собачка берет мягкую игрушку, садится в уголок.) Кто вспомнит, как домик собачки называется? Правильно, будка! Наша собачка сидит в будке. Начинаем играть».

Воспитатель читает стихотворение :

Скачет, скачет воробей :

Скок-поскок!

Скок-поскок! (Дети скачут кто как может.)

Кличет маленьких детей :

«Чив! Чив! Чив!

Чив! Чив! Чив!» (Дети повторяют : «Чив! Чив! Чив!» )

Киньте крошек воробью,

Я вам песенку спою :

«Чик-чирик!

Чик-чирик!» (Дети повторяют : «Чик-чирик!» )

Воспитатель говорит : «Вдруг собачка прибежала, на воробьев залаяла громко-громко» .

Ребенок-собачка выбегает и громко лает : «Ав-ав!» «Воробьи» разлетаются в разные стороны.

Игра повторяется по желанию детей 2-3 раза.

«На елку»

Цель : научить детей имитировать характерные движения зверей.

Ход игры

Воспитатель напоминает детям, что скоро наступит Новый год - праздник для всех. Везде будут стоять украшенные елки, вокруг них все будут водить хороводы, петь песни, плясать. Лесные зверушки тоже любят этот праздник, приходят к детям в гости полюбоваться их нарядами, наряженной елкой, повеселиться.

Воспитатель : «Ребята, слушайте и сразу же выполняйте то, что делают зверушки» .

Ну-ка, елочка, светлей

Засверкай огнями!

Пригласили мы гостей

Веселиться с нами.

По дорожкам, по снегам,

По лесным лужайкам

Прискакал на праздник к нам

Длинноухий зайка. (Дети скачут, как зайчики; бегут, подпрыгивая.)

А за ним, смотрите все,

Рыжая лисица.

Захотелось и лисе

С нами веселиться. (Педагог : «Тихо-тихо бегите, как лисонька» .)

Вперевалочку идет

Косолапый мишка.

Он несет в подарок мед

И большую шишку. (Педагог : «Медленно топает, вперевалочку» .)

Ну-ка, елочка, светлей

Засверкай огнями,

Чтобы лапы у зверей

Заплясали сами! (Дети пляшут кто как хочет.)

Игра по желанию детей повторяется два раза.