Предметная среда в доу семинар. Семинар-практикум «развивающая предметно-пространственная среда в детском саду как условие реализации фгос до

ПЛАН:

ПЛАН: 1

ЗАНЯТИЕ ПЕРВОЕ 2

РАЗВИВАЮЩАЯ СРЕДА В ДОШКОЛЬНОМ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ УЧРЕЖДЕНИИ 2

Вопросы для обсуждения 2

ПРЕДМЕТНАЯ СРЕДА И ЕЕ ВЛИЯНИЕ НА ЧЕЛОВЕКА (ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ОЦЕНКА РАЗВИВАЮЩЕГО ВОЗДЕЙСТВИЯ) 3

СОЗДАНИЕ РАЗВИВАЮЩЕЙ СРЕДЫ В ДОШКОЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЯХ 11

Понятие «развивающая среда», роль среды в образовании ребенка дошкольного возраста 11

Среда развития ребенка в структуре государственного образовательного стандарта дошкольного образования 15

Минусы традиционного подхода к созданию развивающей среды 17

Принципы построения развивающей среды 20

^ СОДЕРЖАНИЕ СТРАТЕГИИ И ТАКТИКИ ПОСТРОЕНИЯ РАЗВИВАЮЩЕЙ ПРЕДМЕТНОЙ СРЕДЫ 25

Раздевалка, приемная 28

Групповые комнаты 30

Оформление участка 36

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 42

^ УЧЕБНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЕ ЗАДАНИЕ 43

Задание 1. 43

Анализ ПРС 43

Задание 2. Примерный сценарий проведения тренинга 47

Организация пространства 47

Материалы и оборудование 47

Первичный анализ 47

Проектирование 47

Литература для самостоятельной работы 49

ПРИЛОЖЕНИЕ 51

^ КАБИНЕТ ПСИХОЛОГА:
ВАРИАНТ ОФОРМЛЕНИЯ 61

ОЦЕНКА ФУНКЦИОНАЛЬНОЙ ПРИГОДНОСТИ ФИЗКУЛЬТУРНОГО ЗАЛА 65

ТРЕБОВАНИЯ 66

К УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОМУ ОБЕСПЕЧЕНИЮ 66

МЕТОДИЧЕСКОГО КАБИНЕТА В ГОУ – Д/С 66

^

ЗАНЯТИЕ ПЕРВОЕ

РАЗВИВАЮЩАЯ СРЕДА В ДОШКОЛЬНОМ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ УЧРЕЖДЕНИИ

Вопросы для обсуждения


1. Какое место в государственном образовательном стандарте дошкольного образования занимают требования к среде развития ребенка? Почему эти требования являются составной частью государственного стандарта? Из каких основных компонентов он состоит?

2. Какие качества и свойства формируются у ребенка в условиях развивающей среды?

3. Назовите два основных источника знаний и социального развития ребенка. Каково их значение в педагогическом процессе на этапе дошкольного образования?

4. Какие изменения в создании среды современного дошкольного учреждения можно оценить как новые прогрессивные подходы? Как они способствуют развитию ребенка и его эмоциональному благополучию?

5. Назовите принципы построения развивающей среды. Какие из них могут быть реализованы в детском саду в ближайшее время, а какие - в более отдаленной перспективе? Объясните, почему.

6. Как организовать взаимодействие специалистов по созданию развивающей среды в детском саду? Приведите примеры того, в чем могут участвовать и за что именно отвечать разные специалисты.

^

ПРЕДМЕТНАЯ СРЕДА И ЕЕ ВЛИЯНИЕ НА ЧЕЛОВЕКА (ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ОЦЕНКА РАЗВИВАЮЩЕГО ВОЗДЕЙСТВИЯ)


Важнейшим фактором становления человеческой личности является окружающая среда. Все ее аспекты - социальный, предметный компонент природы - оказывают (или могут оказать) развивающее воздействие. Нельзя не согласиться с А. И.Арнольдовым, который утверждает:«Сегодня с особой очевидностью необходима для нормального существования общества полноценная, многообразная, самоорганизующаяся культурная среда. Именно она является важнейшим фактором духовного становления и совершенствования личности, ее идеалов, интересов, потребностей» 1 .

Изучение физической предметной среды, ее влияния на психическое состояние, деятельность началось за рубежом относительно недавно - во второй половине прошедшего столетия. В нашей стране начало активного обсуждения вопросов по созданию благоприятной среды падает на 1960 - 1970-е годы и строится главным образом вокруг различной деятельности взрослых - производственной, рекреационной. Эти вопросы обсуждают в основном художники-дизайнеры, архитекторы, декораторы. Как особо значимый выделяется фактор озеленения интерьеров производственных и общественных помещений. Подчеркивается важная мысль: озеленение внутреннего пространства выполняет самые различные функции, в числе которых и функция психологического воздействия на человека. Растения в интерьере помогают улучшить санитарно-гигиеническую, психофизиологическую среду, решить задачи планировочно-организационного и художественно-декоративного характера.

Обращается внимание на то, что внутреннее пространство (место пребывания человека) - это среда, воздействующая на его Психику, чувства, эмоции, участвующая в формировании его духовного мира. В 1970 - 1980-е годы ученые из Прибалтики исследуют различные аспекты воздействия среды на человека, организации и использования им пространства. В качестве ведущего выделяется понятие «пространственного контакта», которое характеризует количественную сторону и интенсивность связей между людьми. В своей деятельности люди меняют интенсивность пространственного контакта: в некоторых ситуациях предпочитается «отдельность», в других - тесный контакт. Нарушение оптимальности во всех случаях негативно воздействует на психические состояния человека.

Обсуждаются такие понятия, как персональное пространство, групповое пространство, способ ориентации в процессе общения. Устанавливается, что персонализация пространства (фиксирование территории) имеет личностное значение: это своего рода механизм регуляции границ между «я - другие». Продолжительное нарушение оптимальности контакта ведет к изменению психологического состояния и поведения человека. Постоянное пребывание в условиях повышенного контакта, перенаселенность содействуют появлению стресса.

М.Хейдметс 2 подчеркивает такие интересные явления: хозяин персональной территории осуществляет контроль над ней, идентифицирует себя с ней, считает ее своим продолжением. Вторжение на территорию рассматривается как нарушение личной неприкосновенности. Исследователь предполагает, что идентификация с частью физической среды аналогична социальной идентификации (с группой, нацией). У человека вырабатывается эмоциональная привязанность, бережливое отношение к персональной территории. Исследователь выделяет функции такой территории: внешние - создание оптимальных условий для деятельности; внутренние - содействие самоопределению человека как автономной личности, независимого индивида. Он указывает на то, что учет пространственного компонента в человеческих взаимоотношениях позволяет связывать между собой психологические и средовые параметры, что дает возможность определить некоторые требования к организации предметно-пространственной среды человека.

Экспериментально доказано, что субъективное чувство контроля над ситуацией улучшает психическое состояние человека и содействует его деятельности: если субъект долгое время находится в условиях отсутствия контроля над средой, он становится беспомощным, пассивным, что влечет за собой ухудшение соматического и психического здоровья. Исследователями установлено, что при наличии персональных зон увеличивается частота коллективной деятельности, снижается агрессия. Делается важный вывод: если человек приспосабливается действовать только по внешним указаниям, по внешнему контролю, к самостоятельной активности он уже не способен. Таким образом, проблема контроля и организованности среды имеет определенное значение и с точки зрения процессов воспитания, с точки зрения создания условий для развития активности человека 3 .

М. Раудсенн в этой же книге 4 , анализируя понятие «место поведения» (МП), утверждает: максимальное удовольствие в МП можно получить при умеренной недонаселенности; явление перенаселенности следует взять под контроль, чтобы смягчить ее негативное воздействие; для создания недонаселенной среды нужно целое расчленить на многие малые единицы и создать больше разных МП. С точки зрения обсуждаемого вопроса - проектирования развивающей предметно-пространственной среды в различных образовательных учреждениях - вывод исследователя имеет принципиальное значение.

На Рижской конференции 1987 г. 5 была поднята проблема рекреационной среды как совокупности естественной природной среды и искусственной предметно-пространственной материальной среды, имеющей огромное значение с точки зрения воспроизведения человеческого фактора.

Новый виток в развитии отечественных исследований в сфере психологии взаимодействия человека со средой представлен материалами Г. А. Ковалева 6 , в которых дается обстоятельный анализ двух направлений зарубежных исследований: психологии среды и экологической психологии.

Общий подход обоих направлений - рассмотрение организма и среды в их взаимосвязи и взаимовлиянии, которые вызывают изменения как самой среды, так и организма, его различных аспектов (химического, биологического, социального и психологического). По существу, это новый взгляд на место и положение человека в мире. «Неслучайно, - пишет Г.А.Ковалев, - именно под влиянием возрастающей озабоченности за судьбу окружающей среды повысился и интерес психологов к своему физическому (как естественному, так и искусственному) и социальному окружению». 7

Общая характеристика нового психологического взгляда на среду заключается в том, что всякий раз имеется в виду конкретная среда, которая изменяется и упорядочивается человеком. Эта новая область возникла под давлением социальных проблем, связанных с выживанием человека на Земле в современных условиях.

Не меньший интерес данная проблема вызывает у педагогов, которые исследуют влияние факторов среды на физическое и психическое развитие ребенка, на становление личности в целом.

Анализ работ выдающихся русских педагогов (К.Д.Ушинский, П.Ф.Каптерев, С.Т.Шацкий, А.С.Макаренко, В.А.Сухомлинский и др.) свидетельствует: успешность школьного обучения, положительные сдвиги в развитии учащихся, их благополучное эмоциональное состояние в процессе учебной деятельности связаны с общим укладом школьной жизни, с созданием благоприятной обстановки, стимулирующей различные формы активности детей.

В последнее время проблема создания развивающей среды была поднята до уровня значимой. В двухтомнике «Теория и воспитательных систем» 8 обсуждается проблема средового подхода в воспитании. Обращаясь к истории педагогики, авторы прослеживают возникновение этого направления на рубеже XIX-XX вв., становление понятий «педагогическое средоведение», «педагогика среды» в последующие годы. В довоенный период воспитательные возможности среды считались неограниченными. Сама среда трактовалась широко и многозначно: все окружающее, природа, общество. Влияние среды на индивида могло идти в двух направлениях: в одном случае среда поглощала, «засасывала», в другом - сама менялась под его влиянием. Однако одновременное участие среды и индивида в личностном развитии последнего не признавалось.

В последние десятилетия появилось представление о среде как компоненте воспитательной системы (Л.И.Новикова и др.). Под средой стали понимать все то, что окружает ребенка и влияет на него: материальные и идеальные явления, постоянные и меняющиеся события и пр. При этом разводятся понятия «окружения» и «среды»: не все, что окружает, имеет субъективное значение для индивида, а значит, не все оказывает влияние на его личностное развитие. Нельзя не согласиться с позицией, что «использовать среду в организации воспитательных влияний - значит превращать ее в проводника управленческих команд и регулятора отношений» 9 .

Доказательством того, что среда может стать ведущим компонентом воспитательной системы, является материал о Сахновской школе, помещенный в первой книге двухтомника. В Черкасской области (Украина) есть школа, которая сделала ставку на обогащенную социально-предметную среду. Преобразующая деятельность, начатая еще в 1960-х годах, превратила со временем маленькую школу в культурный центр поселка: озеленение (посадка пирамидальных тополей вдоль изгороди, липовой аллеи, яблоневого сада, создание розария с фонтаном, оранжереи, альпийской горки), строительство краеведческого музея, планетария, обсерватории, учебно-спортивного комплекса. В школу стали передавать семейные реликвии, возникали ритуалы, значимые для детей и взрослых - жителей поселка.

Главные педагогические идеи директора школы А. А. Захаренко, инициатора и организатора создания обогащенной социально-предметной среды для школьников, просты: воспитание грамотного, творческого, интеллигентного труженика села. Содержательное предметное окружение создается совместными усилиями детей, родителей, педагогического коллектива. Создание среды, ее поддержание и использование - это непрерывная созидательная практическая деятельность, в которой участвует любой ученик сообразно своим индивидуальным возможностям. Нет сомнения, что такая деятельность оказывает самое разнообразное воспитательное воздействие на детей. Опыт Сахновской школы - это опыт целостной воспитательной системы, ведущим компонентом которой является внешняя материальная среда - ее создание, поддержание, использование. Такая система оказывает глубинное личностное воздействие на всех ее прямых и косвенных участников - детей, педагогов, родителей, жителей села. Наибольшему же воздействию подвергаются школьники, потому что они двусторонние участники (строят, а затем используют) и еще потому, что они самые юные участники процесса и со временем меняют свои социальные роли (становятся родителями и взрослыми жителями села), каждый раз используя созданное ими и предшествующими поколениями с новых социальных позиций.

Среди отечественных исследователей по данному вопросу следует отметить относительную продвинутость поисков педагогов дошкольных учреждений. Ими выдвинуты и апробированы на практике положения о создании специальных условий, предметного окружения, стимулирующих самостоятельную творческую деятельность дошкольников. Это исследования Н.А.Ветлугиной и ее сотрудников (Г.Н. и Л.П.Пантелеевы, Л.С.Фурмина, Т.Г.Казакова) в области художественного развития детей; работы, выполненные под руководством С. Л. Новоселовой по вопросу построения развивающей предметно-игровой среды для дошкольников (Н. Т. Гринявичене).

С.Л.Новоселова первая среди исследователей обосновала возможность включения в предметно-развивающую среду дошкольного учреждения компьютера и создала на практике компьютерно-игровой комплекс - пространство, где дети осваивают детские программы на компьютере, а затем в зале релаксации отдыхают в свободной игровой деятельности.

Работы Г.Н.Пантелеева - это обстоятельные исследования в области художественно-развивающей среды как пространственно-предметной организации помещения и участка детского сада, которая строится на принципах педагогической содержательности и целесообразности, потребности ребенка в разных видах деятельности, учета законов дизайна и эстетики, экономических и гигиенических требований к учреждению данного вида. Воспитательно-образовательное значение такой среды - приобщение детей к созданию эстетически значимого интерьера, систематическое ознакомление с его художественными достоинствами.

Следует отметить идею значимости средового компонента, общую для целостных воспитательных систем прошлого и настоящего. Примерами могут служить вальдорфская педагогика, система Марии Монтессори, сложившиеся в настоящее время отечественные технологии личностного развития ребенка: «Детский сад - дом радости» (автор Н. М. Крылова), «Золотой ключик» (авторы Е.Е. и Г.Г.Кравцовы), «Радуга» (авторский коллектив под руководством Т. Н.Дороновой) и др.

Ведущие идеи вальдорфской педагогики - идти за ребенком, его индивидуальными особенностями, темпами, возможностями, благоговеть перед развертывающейся в физических проявлениях духовностью и ни в коем случае не интеллектуализировать и не опережать ее спонтанного развития - проявляются, прежде всего, в организации условий, в которых должны пребывать дети. Это мягкие (пастельные) и приятные цветовые тона помещений, отсутствие ярко-красной краски во всем; округлые, сглаженные, обязательно без острых углов, формы в архитектуре и предметах; простые, но изящные вещи из натуральных материалов; бесхитростные и недетализированные в своем оформлении игрушки (например, самодельные куклы); хорошо озелененные, с множеством цветущих растений и уютных пространств для уединения и разнообразных игр территории возле здания детского сада или школы.

Педагогика Марии Монтессори в некотором отношении противоположна вальдорфской: направлена на раннее интеллектуальное развитие ребенка. Главным фактором в этом процессе является тщательно разработанный автором Монтессори-материал: система уникальных пособий, правильное в методическом отношении использование которого позволяет эффективно развивать сенсорно-интеллектуальную сферу детей сообразно их индивидуальным возможностям. Наличие такого материала в хорошем исполнении, пространственная организация использования его детьми, продуманность хранения - та предметная среда, которая определяет успех этой системы.

Новые отечественные программы - «Радуга», «Детский сад дом радости» - опираются на выработанный за многие десятилетия советской дошкольной педагогикой эталон хороших материальных условий, которые могут обеспечить полноценную в содержательном отношении и разнообразную по форме деятельность детей. Принцип таков: воспитатель должен иметь все необходимое для реализации воспитательно-образовательного процесса с дошкольниками, а дети - все для своей деятельности.

Значимость проблемы подтверждается исследованиями 1990-х годов, в которых нравственное, эстетическое воспитание детей разного возраста решается посредством их взаимодействия с окружающей предметной средой.

В эти же годы после появления «Концепции воспитания детей дошкольного возраста», провозгласившей новый, личностно-ориентированный, взгляд на ребенка, создаются концепции развивающей среды дошкольного учреждения.

Группа исследователей, возглавляемая В.А.Петровским 10 , определяет главную цель организации среды как содействие становлению личности ребенка. Предметное окружение дошкольника должно обеспечить ему психологическую защищенность - доверие к миру, ощущение радости существования, оно должно способствовать полноценному общению со взрослыми, которые могут понять его, встать на его точку зрения, не игнорировать его чувств и эмоций.

Принципы создания предметно-развивающей среды для дошкольников, выдвигаемые исследователями, - это принципы, облегчающие личностное взаимодействие воспитателя с детьми, обеспечивающие активное поведение дошкольников, проявление у них творчества и самостоятельности. Это принципы, создающие, с одной стороны, стабильность предметного окружения, а с другой- его подвижность, динамичность, возможность трансформации, видоизменения. Гибкое зонирование всего пространства основного помещения, где пребывают дети, может обеспечить одновременное осуществление деятельностей по интересам. Исследователи утверждают, что предметная среда должна вызывать положительные эмоции, желание действовать и взаимодействовать с детьми и взрослыми. Она должна создаваться с учетом возрастных и половых различий детей.

Очень важным является принцип открытости: среда должна быть не только развивающей, но и развивающейся. Она должна способствовать единению с природой, приобщать к культурным ценностям - живописи, музыке, литературе. В предметное окружение дошкольника должны попадать лучшие образцы общечеловеческой и национальной культуры.

Авторы рекомендуют привнести в предметное окружение ребенка различные по размеру и форме зеркала, альбомы с его фотографиями - это поможет ему осознать себя как индивида, обладающего разнообразными качествами и возможностями.

Таким образом, совершенно очевидно, что данная концепция носит личностный характер - она направлена на создание такой предметной среды, которая обеспечит каждому ребенку развитие его способностей, понимание собственных физических и психических возможностей, их постоянного совершенствования.

Вслед за первой появилась вторая - психолого-педагогическая концепция развивающей среды, разработанная С.Л.Новоселовой. В основу этой концепции положен деятельностный подход к педагогическому процессу - современные представления о влиянии предметной деятельности на психическое и личностное развитие ребенка. Автор подчеркивает: деятельность строит психику, а бездеятельность ведет к депривации личности, сужает ее возможности. Именно поэтому необходима амплификация (обогащение) психического развития детей через разные формы и виды деятельностей. Об этом свидетельствуют результаты экспериментальных исследований советской школы психологов (А. В. Запорожец, П.Я.Гальперин, М.И.Лисина, Д.Б.Эльконин и др.).

С. Л. Новоселова утверждает: для творческого развития ребенка необходима развивающая предметная среда и содержательное общение со взрослым. «Развивающая предметная среда - это система материальных объектов деятельности ребенка, функционально моделирующая содержание развития его духовного и физического облика. Обогащенная среда предполагает единство социальных и природных средств обеспечения разнообразной деятельности ребенка» 11 .

Основные требования к предметной среде - ее развивающий характер, возможность для ребенка реализовать в ней зону своего ближайшего развития. Разнообразная, правильно созданная предметная среда образовательного учреждения является «носителем культуры педагогического процесса, облагораживает труд педагога, предоставляет ему возможности проявления творчества, служит поддержанию его личностного профессионального самоуважения» 12 . Полноценная предметная среда для детской деятельности - это по существу старт дальнейшего прогресса общества; отсутствие ее может привести к деградации целей человеческого развития.

Автор концепции подчеркивает еще одно важное положение: деятельность ребенка в обогащенной предметной среде обеспечивает подлинное творчество. В центре деятельности всегда стоит задача, поставленная самим ребенком, ситуацией, обстоятельствами или взрослым. Творческое решение этой задачи выводит ребенка за пределы того, что ему известно, формирует новый опыт деятельности и поднимает его на более высокий уровень знания, т.е. создает новый образ мира, а деятельность переходит в самодеятельность, обеспечивая саморазвитие дошкольника. «Хорошая развивающая предметная среда тем и моделирует функциональное развитие деятельности ребенка, что в ней заложена "информация", которая себя сразу не обнаруживает полностью, а побуждает ребенка к ее поиску» 13 .

Автор справедливо утверждает, что словесные объяснения малоэффективны для дошкольника, и даже в том случае, когда одновременно со словом демонстрируется образец действия, ребенку нужно действовать самому. Именно поэтому в традиционную дидактику следует ввести принцип деятельности, так как ориентировка в любом материале для маленького ребенка требует немедленного перехода к действию с материалом.

Важным аспектом концепции являются конкретные рекомендации по созданию в образовательном учреждении различных «пространств» для разных видов деятельности взрослых и детей:


  • каждый компонент развивающей среды должен отвечать принципу функционального комфорта - обеспечивать основные потребности в деятельности, разнообразие и удобство деятельности, соответствовать положениям эргономики.

  • детское учреждение должно принадлежать детям и взрослым - воспитателям и родителям: всем должно быть удобно, уютно, интересно.

  • детям должны быть доступны все функциональные пространства учреждения, даже те, которые изначально предназначены для деятельности взрослых.
Независимо от вида деятельности развивающая среда для ребенка должна быть представлена в трех масштабах: для «разных» действий {масштаб «глаз - рука»), для действий ребенка в пространстве (масштаб, соответствующий росту ребенка), для совместных действий ребенка со взрослым (масштаб предметного мира взрослого). Развитие ребенка не может происходить только в детском мирке: оно полноценно реализуется, если он выходит в мир взрослых.

Автор дает рекомендации по созданию и оборудованию компьютерно-игрового комплекса, детской библиотеки, дизайн-студии, музыкального, театрально-танцевального и физкультурного залов, групповых и классных помещений, общей столовой для детей. Специальные рекомендации даются по проектированию и оборудованию различных кабинетов для взрослых (методического, заведующей, психологов), комнаты отдыха персонала. Целесообразно обустроенными и развивающими могут быть не только помещения, но и входы в здание, на территорию, марши лестниц, фасад здания.

Особое внимание уделено автором проектированию развивающей среды, в которой дети могут общаться с природой: наслаждаться красотой растений и поведением животных, наблюдать их видоизменения, участвовать в выращивании молодняка, в уходе за всем живым, что живет и растет на территории образовательного учреждения.

Предметная среда становится развивающей благодаря общению детей со взрослыми в этой среде. «От подготовленности, компетентности взрослого, его доброжелательности и заинтересованного отношения к детям зависит, будет ли одухотворенной предметная среда, захочет и сможет ли ребенок ее освоить в своей деятельности. Ребенок и взрослый действуют вместе, и им должно быть удобно в их предметной среде»

На нашем семинаре на основе анализа теоретической литературы и изучения практического опыта, в процессе обсуждения, мы постараемся определить и обосновать содержание и специфику организации предметно-развивающей среды в ДОУ.

МКОУ «Жана-Аульская СОШ» детский сад «Балдырган»

Методическое объединение

Разработала: Улыкпанова

Нуржанат Владимировна

старший воспитатель

с.Жана-Аул-2015

Методическое объединение

Тема: «Инновационный подход к созданию предметно – развивающей среды в ДОУ»

Дата: 26.11.2015г.

Цель: провести системный анализ педагогической деятельности по проектированию комфортной предметно-развивающей среды в возрастных группах ДОУ и определить пути совершенствования работы в данном направлении.

План:

Перед началом педагогического совета с педагогами проводится жеребьевка (делятся на три команды по цвету, вытянутого шарика) . Педагоги размещаются за три стола.

    Приветствие участников МО

    Актуальность МО

    Упражнение на активизацию внимания «Дерево знаний»

    «Мозговой штурм» (ассоциации к слову)

    Теоретическое обоснование темы МО

    Игра «Закончи фразу».

    Справка по тематической проверке «Организация предметно – развивающей среды в ДОУ».

    Решение МО воспитателей.

    Часть. Приветствие участников методического объединения.

Настоящий педагог - не тот, кто тебя постоянно воспитывает, а тот, кто помогает тебе стать самим собой

Михаил Аркадьевич Светлов

Уважаемые коллеги, данное МО «Инновационный подход к созданию предметно – развивающей среды в ДОУ» призван помочь разобраться во всех тонкостях очень важной темы. Рразвивающая предметно-пространственная образовательная среда ДОУ направлена на создание социальной ситуации развития для участников образовательных отношений, включая создание образовательной среды и гарантирует охрану и укрепление физического и психического здоровья детей; обеспечивает их эмоциональное благополучие. Поиск инновационных подходов к организации предметно-развивающей среды должен продолжаться непрерывно, главными критериями при этом являются творчество, талант и фантазия педагогов.

В соответствии с новыми государственными требованиями, мы должны сделать педагогический процесс более свободным, гибким, дифференцированным, гуманизировать отношения между детьми, педагогами, родителями. Именно педагоги должны создать такие условия, чтобы у всех участников образовательного процесса (детей, педагогов и родителей) возникала личная готовность открыть самого себя в какой-то деятельности. Думаю, что тема своевременна и не оставит никого равнодушными и безучастными. Разрешите ознакомить присутствующих с повесткой дня.

2 часть. Актуальность МО.

Образовательная система выполняет жизненно важную функцию – а именно функцию помощи и поддержки при вхождении воспитанников в мир социального опыта. Если бы не было педагогов, то культура человечества регрессировала бы, его поступательное развитие остановилось. Одним из необходимых условий в обучении и воспитании становится создание развивающего пространства в ДОУ. Организуя предметно-пространственную среду в групповом помещении, в кабинетах специалистов, в приемных, педагоги должны учитывать всё, что будет способствовать становлению базовых характеристик личности каждого ребёнка: закономерности психического развития дошкольников, показатели их здоровья, психофизиологические и коммуникативные особенности, уровень общего и речевого развития, а также эмоционально - потребностной сферы. Учёт способностей, интересов, темпа продвижения каждого ребёнка, создание условий для его развития независимо от уровня исходной подготовленности – вот чем должны руководствоваться педагоги в своей профессиональной деятельности.

3 часть. Упражнение на активизацию внимания «Дерево знаний»

Педагоги пишут на «плодах дерева знаний» свои ожидания от предстоящего МО. Что нового и интересного они хотели бы узнать по изучаемой теме. Подписанные «плоды » размещают на дерево.

4 часть. «Мозговой штурм» (ассоциации к слову)

Командам раздаются напечатанные ключевые слова относительно темы МО их нужно по очереди зачитать, чтоб все услышали. Затем от команды выбирается по одному человеку, который на мольберте будет записывать названные командой слова, словосочетания. Каждой команде нужно называть слова по очереди. Слова не повторять. Побеждает команда, которая назовёт последнее слово. Слова записываются на доске.

Варианты ключевых слов: (Среда. Проектирование. Принципы.).

5 часть.Теоретическое обоснование темы МО.

Созданию предметно-развивающей среды в современном ДОУ сегодня уделяется большое внимание. Педагоги стремятся использовать инновационные подходы и принципы построения предметно-игрового пространства, т.к. группа детского сада для многих детей является их вторым домом, ведь здесь они проводят большую часть дня. Доказано, что от того, насколько комфортно организована предметно-развивающая среда в группе, во многом зависят показатели интеллектуального и личностного развития ребенка, уровень его воспитанности, готовности к школе, эмоциональное состояние.

Современные исследователи (О.В. Артомонова, Т.Н. Доронова, Н.А. Короткова, В.А. Петровский и др.) подчеркивают необходимость создания условий для создания личностно-ориентированного взаимодействия в предметно-развивающей среде ДОУ. Внимание к личности каждого дошкольника, поддержка его индивидуальности, сохранение физического и психологического здоровья – важнейшие задачи современной педагогики.

При построении предметно-развивающей среды групп ДОУ несомненно должны учитываться различные факторы: возраст и пол детей, их потребности и интересы, требования программы воспитания и обучения, методические разработки, нормы СанПиН и т.д. Однако необходимо заметить, что зачастую не учитывается тот факт, что современные дети значительно отличаются от своих сверстников, которые воспитывались в детских садах 10 – 20 лет назад. У них иные психологические и даже физиологические особенности, они по-другому воспринимают окружающий мир, который, в свою очередь, также претерпел значительные изменения. Однако предметно-развивающая среда групп ДОУ практически не меняется с течением времени: появились новые игрушки, игры, но сама обстановка, подход к организации среды остается тем же.

Именно поэтому, на современном этапе развития дошкольного образования и перехода дошкольных учреждений в инновационный режим развития, необходимо кардинально пересмотреть подходы к моделированию комфортной предметно-развивающей среды, как в группах, так и ДОУ в целом.

Задача педагогических работников в ДОУ состоит в умении моделировать социокультурную пространственно-предметную развивающую среду, которая бы позволила ребенку проявить творческие способности, познавать способы образного воссоздания мира и языка искусств, реализовывать познавательно-эстетические и культурно-коммуникативные потребности в свободном выборе. Моделирование предметной среды создает условия и для взаимодействия, сотрудничества, взаимообучения детей. Окружающая предметная среда, в которой живет ребенок, не может быть монотонной, однообразной, бедной, стандартной, она должна быть– насыщенной, неординарной, разнообразной, меняющейся. Правильно организованная развивающая среда позволит каждому малышу найти занятие по душе, поверить в свои силы и способности, научиться взаимодействовать с педагогами и сверстниками, понимать и оценивать их чувства и поступки, а ведь именно это и лежит в основе развивающего обучения.

Предметно-пространственная среда развития – организация пространства и использование оборудования и другого оснащения в соответствии с целями безопасности, психологического благополучия и развития ребенка. Необходимо гибкое и вариативное использование пространства. Организация среды должна служить удовлетворению потребностей и интересов ребенка, давать ему возможность постоянно чувствовать себя владельцем игрушек, иметь свободный доступ к средствам изобразительной, игровой, конструктивной и другой деятельности.

При создании развивающего пространства в групповом помещении необходимо учитывать ведущую роль игровой деятельности. Созданная в группах обстановка должна успокаивать, уравновешивать эмоциональный фон, положительно влиять на нервную систему ребенка. Все это должно проявляться в спокойном поведении и содержательной деятельности. В среде дошкольник развивает свои физические функции, формирует сенсорные навыки, накапливает жизненный опыт, учится упорядочивать и сопоставлять разные предметы и явления, на собственном опыте приобретает знания. Среда должна выполнять образовательную, развивающую, воспитывающую, стимулирующую, организованную, коммуникативную функции. Но самое главное – она должна работать на развитие самостоятельности и самодеятельности ребенка.

6 часть. Игра «Закончи фразу»

Командам раздаются листочки с заданиями. Нужно вписать слова по смыслу, которых не достаёт в тексте. Речь пойдёт об особенностях предметно – пространственной развивающей среды.

1 команда.

А)Для детей этого возраста – достаточно большое пространство в группе для удовлетворения потребности в ………………

В)Правильно организованная развивающая среда позволяет каждому малышу найти занятие по душе, поверить в свои силы и способности, научиться взаимодействовать с ………… и со ………….., понимать и оценивать их чувства и поступки, а ведь именно это и лежит в основе развивающего обучения.

С)При создании развивающего пространства в групповом помещении необходимо учитывать ведущую роль ……………. деятельности в развитии, это в свою очередь обеспечит ………… благополучие каждого ребёнка, развитие его положительного самоощущения, компетентности в сфере отношений к миру, к людям, к себе, включение в различные формы сотрудничества, что и является основными целями дошкольного обучения и воспитания.

Ответ Для детей этого возраста – достаточно большое пространство в группе для удовлетворения потребности в двигательной активности. Правильно организованная развивающая среда позволяет каждому малышу найти занятие по душе, поверить в свои силы и способности, научиться взаимодействовать с педагогами и со сверстниками, понимать и оценивать их чувства и поступки, а ведь именно это и лежит в основе развивающего обучения.

При создании развивающего пространства в групповом помещении необходимо учитывать ведущую роль игровой деятельности в развитии, это в свою очередь обеспечит эмоциональное благополучие каждого ребёнка, развитие его положительного самоощущения, компетентности в сфере отношений к миру, к людям, к себе, включение в различные формы сотрудничества, что и является основными целями дошкольного обучения и воспитания.

2 команда.

А)Организация жизни и воспитание детей пятого года жизни направлены на дальнейшее развитие умения……………………………………………………, проявлять к ним доброжелательное отношение, стремиться к общению и взаимодействию.

В)Предметно-развивающая среда группы организуется с учётом

возможностей для детей …………, ………………,

С)Пособия и игрушки располагаются так, чтобы не мешать их свободному перемещению. Необходимо предусмотреть место для временного ……………………………….. дошкольника, где он может подумать, помечтать.

Ответ. Организация жизни и воспитание детей пятого года жизни направлены на дальнейшее развитие умения понимать окружающих людей, проявлять к ним доброжелательное отношение, стремиться к общению и взаимодействию.

Предметно-развивающая среда группы организуется с учётом возможностей для детей играть и заниматься отдельными подгруппами. Пособия и игрушки располагаются так, чтобы не мешать их свободному перемещению. Необходимо предусмотреть место для временного уединения дошкольника, где он может подумать, помечтать.

3 команда.

А)В старшем дошкольном возрасте происходит интенсивное развитие ………………… сфер личности.

В)Переход в старшую группу связан с изменением психологической позиции детей: они впервые начинают ощущать себя ………………. среди других детей в детском саду. Воспитатель помогает дошкольникам понять это новое положение.

С)Предметно-развивающая среда организуется так, чтобы каждый ребёнок имел возможность заниматься ………………. делом.

Ответ. В старшем дошкольном возрасте происходит интенсивное развитие интеллектуальной, нравственно-волевой и эмоциональной сфер личности. Переход в старшую группу связан с изменением психологической позиции детей: они впервые начинают ощущать себя старшими среди других детей в детском саду. Воспитатель помогает дошкольникам понять это новое положение.

Предметно-развивающая среда организуется так, чтобы каждый ребёнок имел возможность заниматься любимым делом. Размещение оборудования по секторам позволяет детям объединиться подгруппами по общим интересам (конструирование, рисование, ручной труд, театрально-игровая деятельность; экспериментирование). Обязательными в оборудовании являются материалы, активизирующие познавательную деятельность: развивающие игры, технические устройства и игрушки и т. д. Широко используются материалы, побуждающие детей к освоению грамоты.

7. Справка по тематической проверке «Организация предметно – развивающей среды в ДОУ»

Перед вами на экране высказывание, которое принадлежит Елизавете Ивановне Тихеевой, педагогу, ученому, профессору Российского государственного педагогического университета имени А. И. Герцена:

«Нет такой стороны воспитания, на которую обстановка не оказывала бы влияния, нет способности, которая не находилась бы в прямой зависимости от непосредственно окружающего ребенка конкретного мира ».

Действительно, я думаю, вы согласитесь со мной: всё , что окружает ребёнка - формирует его психику, является источником его знаний и социального опыта.

Поэтому одна из главных задач воспитателя - создать такие условия, которые позволят каждому ребенку:

Найти свое занятие по душе,

Поверить в свои силы и способности,

Научиться взаимодействовать с педагогами и сверстниками, понимать и оценивать их чувства и поступки.

А для этого необходимо уделять особое внимание развивающей предметно-пространственной среде.

Согласно ФГОС ДО (п.3) развивающая предметно-пространственная среда является одним из условий реализации образовательной программы дошкольного образования, к которому предъявляется ряд требований.

Чтобы еще раз вспомнить данные требования, предлагаю вам открыть документ - п.3.3.

Итак, обращаясь к тексту ФГОС ДО (п. 3.3.1.) , отмечу, что развивающая предметно-пространственная среда не ограничивается лишь пространством группы, а включает в себя и образовательный потенциал пространства всего детского сада, а также прилегающей территории.

Как это требование реализуется в нашем детском саду?

Так, например, вы знаете, что в фойе детского сада оформляются тематические выставки, где вниманию детей и взрослых представлена разнообразная познавательная информация - в 2016-2017 уч.г.:

Выставка «Кино - волшебная страна», приуроченная к году Российского кино,

Выставка картин из фондов Оренбургского музея изобразительных искусств,

Выставка совместных творческих работ детей и родителей «Безопасная дорога в школу» и др.

Также данное пространство используется для оформления мини-музеев: в настоящее время оформлены мини-музеи «Народная тряпичная кукла» и «История прялки», где дети знакомятся с предметами старины и декоративно-прикладного искусства.

Как я уже говорила выше, образовательным потенциалом, про который нам нельзя забывать, обладает и территория детского сада .

  • Коллеги, приведите, пожалуйста, примеры .

Рядом с прогулочными площадками старших детей расположена зона классиков, где дети могут продолжать знакомиться с буквами и цифрами, для детей помладше есть разметка для развития координации движений, физических качеств. Площадка «Автогородок» используется для формирования у детей навыков безопасного поведения на улицах города, а пространство веранды - для размещения разнообразного познавательного материала.

Кроме того, и в группе используется пространство всех групповых помещений. Примеры:

В приемной можно расположить спортивный уголок, дидактическая кукла;

Игровая - образовательные центры;

В спальне модно расположить центр детского творчества, уголок ряженья, уголок уединения

Входная дверь, окна, стены могут использоваться для отражения климатических условий.

Итак, развивающая предметно-пространственная среда должна обеспечивать:

- Возможность общения и совместной деятельности детей (в том числе детей разного возраста) и взрослых .

Общение и совместная деятельность взрослых и детей, посещающих одну группу, осуществляется в помещении группой ячейки, а также при проведении занятий в музыкальном и спортивном зале, на прогулочных и спортивных участках. Для обеспечения возможности общения и совместной деятельности детей разного возраста и взрослых в дошкольном учреждении проводятся совместные развлечения, акции, конкурсы, как в помещениях учреждения (музыкальный и спортивный зал, фойе детского сада), так и на его территории (на спортивных участках, центральной площадке перед главным входом в здание, прогулочных площадках).

- Возможность для уединения.

  • Коллеги, каким образом выполняется данное требование?

В каждой возрастной группе в целях обеспечения возможности уединения ребенка, возможности расслабиться, устранить беспокойство, возбуждение, скованность, снять эмоциональное и физическое напряжение, восстановить силы, увеличить запас энергии, почувствовать себя защищенным создан Центр психологической разгрузки - «Уголок уединения».

- Реализацию различных образовательных программ.

  • Коллеги, по какой образовательной программе мы работаем?

По образовательной программе дошкольного образования МДОБУ № 20, разработанной самостоятельно в соответствии с ФГОС ДО. Т.е. созданная в детском саду развивающая предметно-пространственная среда должна обеспечивать реализацию, как обязательной части программы, так и части, формируемой участниками образовательных отношений.

Кроме того, РППС обеспечивает реализацию Адаптированных образовательных программ, разработанных для детей-инвалидов: в наличии имеется игровое и развивающее оборудование, в том числе игры, направленные на:

Валеологическое воспитание детей - игры «Валеология или здоровый малыш», макет «Чистим зубы правильно», дидактический материал «Береги здоровье», «Я расту», плакаты «Тело человека», «Спорт» и др.

Воспитание толерантного отношения - набор фигурок «Люди с физическими недостатками», тематический альбом «Параолимпийцы» и др.

- Учет национально-культурных, климатических условий , в которых осуществляется образовательная деятельность.

Для выполнения данного требования в рамках проекта «Многонациональное Оренбуржье» в группах оформлен материал «Наши соседи», отражающие особенности народов, населяющих оренбургскую область, в наличии имеются тематические альбомы «Национальные костюмы», «Народные игры» и др.

Имеются пособия, отражающие особенности трудовой деятельности оренбуржцев.

Пособия, отражающие работу Газопромышленного комплекса (макеты), работу Пуховязальной фабрики «Оренбургский пуховый платок», который славится во всем мире своими паутинками и платками (в каждой группе есть элемент пухового платка, журнал для рассматривания «Не оборвется нить пуховая…», в методическом кабинете – веретено, комочек козьего пуха и др.).

Кроме того, РППС включает материалы, связанные с освоением космоса (макеты ракет, альбомы для рассматривания) и жизнью Ю. Гагарина, с творчеством знаменитых людей, чья жизнь связана с Оренбургом и оренбургской областью.

  • Коллеги, приведите, пожалуйста, примеры.

Книги С. Аксакова, написавшего свою знаменитую сказку в наших краях, Ю. Энтина, автора гимна оренбургской области, А. Пушкина и др. В фойе детского сада оформлена выставка «Любимый город - Оренбург» - где вниманию детей и взрослых представлена информация об истории возникновения и значении символов города (герб и флаг), о характерных представителях флоры и фауны оренбургской области и его достопримечательностях. В рамках сотрудничества с Оренбургскими музеями в детском саду организуются выставки, проводятся выездные экскурсии и мастер-классы для детей и взрослых.

Также учтены климатические условия, в которых осуществляется образовательная деятельность:

На прогулочных участках установлены крытые веранды, с трех сторон защищенные от ветра прозрачным поликарбонатом;

В каждой группе оформлены мобили, которые заменяются в соответствии с текущим временем года (с 5 лет дети изготавливают самостоятельно);

Имеются дидактические куклы с комплектом одежды по сезонам;

- оформление окон (рисунки на окнах совместный труд родителей и воспитателей);

Фотоальбом с прогулок в разное время года,

Выносное игровое и спортивное оборудование для организации игровой и двигательной деятельности детей на прогулках в теплое и холодное время года;

Календарь природы, где дети самостоятельно или с помощью педагога отмечают погоду, рассматривают и подбирают иллюстрации, изображающие погодные условия и природные явления.

- Учет возрастных особенностей детей.

Подбор игрового оборудования, его размещение и использование осуществляется с учетом возрастных особенностей детей – например:

В работе с детьми младшего дошкольного возраста:

Используется конструктор, имеющий крупные детали,

Сюжетно-ролевые игры – «развернуты» на игровых модулях,

Используется оборудование для игр с водой и с песком,

Оборудование для организации детского экспериментирования с различными материалами,

Куклы большого размера - для манипуляции с комплектом пеленок, постельных принадлежностей, коляски, кроватки, горки, бутылочки для кормления, ванночки для купания;

В работе с детьми старшего дошкольного возраста:

Элементы конструктора - мелкие, а сами конструкторы более разнообразные;

Сюжетно-ролевые игры – «свернуты» - атрибуты сложены в контейнеры, и дети самостоятельно разворачивают игру, обустраивая игровое пространство,

В наличии имеется оборудование для организации исследовательской деятельности,

Куклы гендерной направленности для развития сюжетов с комплектом игровых наборов для каждой куклы (кукла-повар, кукла-доктор), куклы маленького размера разного возраста, национальности, с домами, комплектами мебели, самодельной одеждой, для детей 6-7 лет добавляется кукла-школьница для игры в школу, плоскостные, бумажные куклы

- кроме того, для старших дошкольников необходимы так же различные материалы, способствующие ознакомлению с буквами, математическими действиями: наборы букв, слоговые таблицы, книги с крупным шрифтом, настольно-печатные игры с цифрами, ребусы,

Материалы, отражающие школьную тему: картинки о жизни школьников, школьные принадлежности, фотографии школьников-старших братьев или сестер, атрибуты для игр в школу.

Развивающая предметно–пространственная и игровая среда в каждой возрастной группе должна иметь следующие отличительные признаки:

Для детей третьего года жизни это достаточное пространство для удовлетворения потребности в активной деятельности;

Для детей четвёртого года – это насыщенный центр сюжетно – ролевых игр с необходимыми игровыми атрибутами;

Детям среднего дошкольного возраста необходимо создать условия для удовлетворения их потребности в игре со сверстниками и в уединении;

Детям старшего дошкольного возраста следует предлагать игры, направленные на развитие восприятия, памяти, внимания и т.д.

  • Предлагаю выполнить задание. Каждая группа получает набор игрушек:

Куклы (кукла-младенец, плоскостная бумажная кукла, кукла-школьница, кукла-почтальон)

Конструктор (элементы напольного конструктора, кубики деревянные, мягкий строительный материал, мелкий конструктор «Лего», магнитный конструктор)

Машины (большой самосвал, спецтранспорт среднего размера, машинки маленького размера модельные)

Задание: распределите, пожалуйста, игрушки в соответствии с возрастом детей.

Спасибо, коллеги, а мы продолжим работу с нормативным документом.

Очень содержательным является п. 3.3.4. ФГОС ДО, согласно которому развивающая предметно-пространственная среда должна быть:

Трансформируемой,

Полифункциональной,

Вариативной,

Доступной и

Безопасной.

Рассмотрим каждый из перечисленных критериев.

1) Насыщенность.

РППС должна соответствовать возрастным возможностям детей и содержанию Программы.

О соответствии возрастным особенностям мы говорили ранее, остановимся на вопросе соответствия РППС содержанию образовательной программы.

  • Коллеги, как мы уже говорили, наша образовательная программа разработана в соответствии с требованиями ФГОС ДО. Назовите, какие образовательные области отражены в содержании Программы в соответствии с ФГОС ДО (п. 2.6.) ?

Образовательные области:

  • социально-коммуникативное развитие;
  • познавательное развитие;
  • речевое развитие;
  • художественно-эстетическое развитие;
  • физическое развитие.

Таким образом, и развивающая предметно-пространственная среда строится по 5 образовательным областям.

  • Задание: предлагаю вам распределить центры детской активности по отношению к той или иной образовательной области. При затруднении вы можете обратиться к п 2.6. ФГОС ДО, в котором раскрыто содержание образовательных областей.

Социально-коммуникативное развитие:

Центр «Моя безопасность».

Центр патриотического воспитания.

Центр для организации сюжетно-ролевых игр.

Центр «Мы дежурим».

Центр психологической разгрузки («Уголок уединения»).

Познавательное развитие:

Центр познания.

Центр природы.

Центр детского экспериментирования.

Центр занимательной математики.

Речевое развитие:

Центр детской книги.

Центр речевого развития.

Центр театрализации.

Художественно-эстетическое развитие:

Центр музыкального развития.

Центр детского творчества.

Центр строительных игр.

Физическое развитие:

Физкультурно-оздоровительный центр.

  • Следующее задание, нужно определить, какой развивающий центр представлен набором предметов (на столе набор из нескольких предметов – центр речевого развития, центр математического развития, физкультурно-оздоровительный центр)

Хочу обратить ваше внимание, что каждый центр должен иметь маркер (это знак для визуально ориентира детей, обозначающий игровой центр в группе) - графический и/или кукла-персонаж. Маркер размещается на уровне глаз ребенка и должен быть понятен для него

  • Задание – с помощью цветной бумаги и фломастеров за 3 минуты изготовить маркер любого центра детской активности. Задача остальных команд – узнать маркер какого центра представлен их вниманию.

Также обращаю ваше внимание, что следует избегать перенасыщенности игровых центров, например:

Много видов театра выставлены сразу;

Обилие кукол в национальных костюмах в патриотическом уголке;

Большое количество книг в детской библиотеке;

Одинаковые комнатные цветы в уголке природы.

Оптимальное количество предметов для восприятия будет способствовать поддержанию познавательного интереса у ребенка

2) Трансформируемость.

РППС должна изменяться в зависимости от:

Образовательной ситуации (например, смена содержания центров в зависимости от тематического периода, так материал по ознакомлению детей с Великой Отечественной войной не целесообразно размещать в центре патриотического воспитания в течение всего учебного года),

Меняющихся интересов и возможностей детей.

  • Коллеги, в целях безопасности пребывания детей в детском саду мебель в групповых помещениях закреплена, как в данном случае вы можете изменить РППС?

3) Полифункциональность материалов предполагает:

Возможность разнообразного использования составляющих предметной среды;

Наличие предметов, не обладающих жестко закрепленным способом употребления, пригодных для использования в разных видах детской активности.

Например, напольная ширма может использоваться для театрализованной деятельности детей, для размещения наглядного материала, для возможности разграничения пространства, для организации двигательной активности детей (для подлезания)

  • Задание: подумайте и скажите, как и в каких центрах детской акивности можно использовать:

Пирамиду,

Книгу С.Михалкова «Я карандаш с бумагой взял» (дети рисуют С.Михалкова),

Шишки (природный материал).

4) Вариативность среды предполагает:

Наличие различных пространств для организации различных видов детской деятельности (для игры, конструирования, уединения и пр.) – по сути, это - организация разных центров детской активности, а также разнообразных материалов, игр, игрушек, обеспечивающих свободный выбор детей;

Обращаю ваше внимание, что при этом необходимо учитывать половые различия детей, т.е. содержание РППС должно отражать в равной степени интересы девочек и мальчиков.

Периодическую сменяемость игрового материала.

Здесь следует избегать формального подхода к организации пространства и его наполненности: «Куплено – красиво оформлено – расставлено», когда среда выступает «фоном» педагогического процесса.

Важно, что РППС имеет характер открытой, незамкнутой системы, способной к корректировке и развитию, т.е. среда не только развивающая, но и развивающаяся . В процессе взросления ребенка все компоненты (игрушки, оборудование, мебель и пр. материалы) РППС также необходимо менять, обновлять и пополнять, приспосабливая к новообразованиям определенного возраста.

Важным условием является также то, что в РППС должны быть отражены продукты детского творчества как продукт детской активности в преобразовании среды.

Недооценивание необходимости использования разных материалов и пособий может привести к обеднению детского опыта .

Как это может проявляться:

Если педагог использует один вид материалов за всё время работы, например, одна и та же коллекция или наглядность,

При чрезмерном наличии однообразных материалов, обусловленном личными предпочтениями педагога, формированием банка пособий по одному наиболее знакомому или любимому направлению (например, художественной деятельности, экологическому воспитанию).

5) Доступность среды предполагает:

Доступность для детей всех помещений, где осуществляется образовательная деятельность;

Свободный доступ детей к играм, игрушкам, материалам, пособиям.

Наглядность, картинки, плакаты должны находиться на уровне глаз ребенка , а расположение атрибутов и игрушек должно быть не выше вытянутой руки ребёнка , для того, чтобы он мог самостоятельно взять нужную ему игрушку и самостоятельно положить ее на место.

Кроме того, данное требование предполагает самостоятельность в выборе ребёнком темы, сюжета игры, необходимых атрибутов, места и времени для организации различных видов игр.

6) Безопасность

  • Коллеги, как вы понимаете данное требование?(обсуждение)

Данное требование соотносится с требованиями СанПиН - материалы и оборудование, которые используются для формирования предметно-пространственной среды, должны иметь санитарно-эпидемиологическое заключение (сертификат), который подтверждает безопасность материалов и оборудования, т.е. ребенок обеспечивается такими материалами и оборудованием, при использовании которых его физическому и психическому здоровью не угрожает опасность.

  • Задание (работа по подгруппам):

1 - какие факторы РППС могут оказать негативное влияние на физическое здоровье детей

2 - какие факторы РППС могут оказать негативное влияние на психическое здоровье детей

Что касается психического здоровья, то игрушки не должны:

Провоцировать детей на агрессивные действия;

Вызывать проявление жестокости по отношению к персонажам игры (людям и животным), роли которых выполняют играющие партнёры (сверстники, взрослые).

Провоцировать игровые сюжеты, связанные с безнравственностью и насилием;

Вызывать интерес к вопросам сексуального характера, выходящим за рамки детского возраста.

3 - какие требования безопасности РППС должны соблюдаться по отношению к территории ДОУ?

  • И последнее задание (работа по подгруппам): задание называется «Найди ошибку» - каждая команда получает фотографию того или иного центра, где заведомо есть нарушения требований к организации РППС. Задача участников – найти ошибку

В заключении хочется отметить, что правильно организованная РППС выполняет:

Образовательную,

Развивающую,

Воспитывающую,

Стимулирующую,

Организованную,

Коммуникативную функции.

И самое главное – она работает на развитие самостоятельности и самодеятельности ребёнка.

При этом ведущая роль в организации ПРРС принадлежит педагогу, ведь как писала Э.П. Костина: «Среда, окружающая ребенка в детском саду, может стать средством развития его личности лишь в том случае, если педагог способен организовать такую среду»