Развитие общения со взрослыми и сверстниками. Общение ребёнка со взрослыми и сверстниками

Человек общается со всеми людьми, которые его окружают. Лишь на улице можно пройти мимо незнакомца и даже не обратить на него внимания. Однако если человек знаком с конкретным , тогда у него возникает намерение к нему обратиться, чтобы сказать простое «привет». Выделяют особенности общения человека с детьми, сверстниками и более взрослыми людьми.

Человек меняется в своем , в зависимости от ситуации, эмоционального состояния, того, с кем он общается. Нередко возникают конфликты на почве того, что человек общается не так, как это принято с теми или иными людьми. Вот почему следует разобраться в особенностях общения с различными категориями людей на сайте психологической помощи сайт.

Что такое особенности общения?

Под особенностями общения понимаются определенные правила или закономерности, которые возникают в том или ином диалоге. Человек общается со сверстниками не так, как с детьми, а взрослым может рассказывать не то, что своим сверстникам. Здесь играют роль множество факторов, одним из которых является доверие. В зависимости от того, насколько человек доверяет своему собеседнику, он перед ним в той или иной мере открывается, использует тот или иной стиль речи.

Общение возникает в результате возникновения намерения что-то рассказать другому человеку. А это намерение базируется на полученной информации, эмоциональном состоянии, поведенческих реакциях.

Самый лучший собеседник – тот, который молчит. Считается, что молчаливый человек является самым лучшим собеседником. Действительно ли это так? Действительно, но не на все 100%. Следует понимать, для кого-то молчаливый собеседник станет лучшим. Раз ему нужно молчать, чтобы стать лучшим, значит, его собеседником является тот, который любит поговорить. Человек, который любит поговорить и послушать самого себя (эти люди довольно часто считают свою жизнь очень ценной и важной, а также они считают себя очень умными и всегда правыми), будет считать своим лучшим собеседником того, кто рядом с ним молчит и внимательно его слушает. И поскольку есть люди, которые считают себя умными и ценными даже тогда, когда нет на то реальных подтверждений, то молчать в их присутствии является самым хорошим вариантом им понравиться.

Следует понимать, что не со всеми людьми подходит молчание. Если человек понимает, что он не всегда является правым и он не настолько важная личность, чтобы «распускать перья» перед другими людьми, тогда его идеальным собеседником станет тот, кто будет с ним разговаривать.

По большому счету можно выделить три группы людей:

  1. Разговорчивые.
  2. Молчаливые.
  3. Говорящие и молчащие в меру.

Кто самый лучший собеседник для вас? Зависит от того, какой вы человек в общении. Разговорчивые люди всегда легко сходятся с молчащими, а говорящие и молчащие в меру — с такими же говорящими и молчащими в меру. Если встречаются два молчаливых или два разговорчивых человека, то у них часто случаются непонятки и ссоры.

В зависимости от того, какая самооценка у человека, он считает своим лучшим собеседником того, кто эту самооценку поддерживает и дополняет. Собеседник с (то есть «важная личность») будет искать себе молчаливых слушателей. Человек с нормальной самооценкой будет искать человека, который будет попеременно слушать его и что-то говорить от себя. А человек с заниженной самооценкой («молчун») будет искать себе «говоруна», то есть мнящего себя значимой личностью. Кто самый лучший собеседник для вас? Зависит от того, каким вы являетесь собеседником.

Особенности общения со сверстниками

Важную роль общение со сверстниками занимает при переходном возрасте. Когда ребенок становится , у него меняется направленность общения. Он теперь больше тяготит к дружескому и товарищескому общению, нежели к детско-родительскому.

Подросток в своем возрасте сталкивается с двумя формами общения: со взрослыми и со сверстниками.

  1. Со взрослыми при общении возникает неравноправие. Взрослые требуют их слушаться и редко прислушиваются к мнению подростка.
  2. Со сверстниками подросток держится на равных. В его возрасте становятся актуальными желание показать себя, стать частью группы, развивать свою индивидуальность и становиться самостоятельной личностью.

Поскольку взрослые держат себя выше подростка, он больше тяготеет к ровесникам, с которыми он может общаться так, как того хочет. Здесь еще наблюдается тенденция к групповому общению, где есть лидер и все остальные. Лидера все уважают и даже в некоторой степени боятся. Однако на него пытаются быть похожими и даже мечтают свергнуть его, чтобы занять его место.

Подростки не общаются со взрослыми. Все свои тайны и секреты они начинают доверять друзьям. Это тоже связано с тем, что только со сверстниками подросток может пообщаться на равных, получить поддержку и пр.

У подростков часто можно наблюдать сленг, жаргонные фразы, особые жесты и мимику. Это все является следствием подражания той группе, к которой подросток старается принадлежать.

Особенности общения со взрослыми людьми

С самого рождения ребенок нуждается в общении. Его окружают только взрослые люди, даже если этими людьми являются другие дети более старшего возраста. Именно взрослые рассказывают, что детей окружает, как это называется и зачем это нужно. В первые годы жизни дети познают мир только через то, что они слышат от взрослых людей. Здесь дети занимают подчиняющуюся роль и верят каждому слову родителей.

Уже в подростковом возрасте все немного меняется. Взрослые люди продолжают быть авторитетными, однако подросток уже сам ощущает себя взрослой личностью, которой пытается стать. Именно с этого возраста начнется постепенный переход от обращения на «вы» к взрослым на «ты».

Молодежь подражает взрослым людям. И если молодые люди (в том числе и подростки) видят, что взрослые отличаются от детей тем, что они зарабатывают деньги, работают, трудятся, тогда и сама молодежь начнет трудиться. Если молодые люди будут видеть разницу между детьми и взрослыми в том, что более старшие индивиды пьют и курят, тогда и они начнут пить и курить. Если молодые люди видят несерьезное отношение взрослых к жизни, тогда и они начнут безответственно себя вести.

Молодежь подражает взрослым людям. Почему? Потому что с самого детства человек старается стать самостоятельным, взрослым и независимым. Обратите внимание, как дети надевают одежду своих пап и мам, играют в игры, где они бухгалтера, учителя или шахтеры. Дети хотят стать взрослыми, поскольку именно взрослые люди являются олицетворением власти, независимости и свободы. Молодые люди находятся на рубеже своего взросления и отказа от детства. И в зависимости от того, что молодые люди наблюдают в поведении взрослых людей, они делают то же самое.

«Почему мой ребенок курит?» — возможно, в вашем окружении (или даже в семье) кто-то курит, а ваш ребенок копирует поведение этого человека. «Мой ребенок ругается. Что делать?» — возможно, вы сами ругаетесь, и ребенок просто копирует ваше поведение. Следует понимать, что молодые люди создают себе кумиров из взрослых людей. Им кто-то нравится, и они начинают копировать поведение этого человека. Зачастую дети копируют поведение своих родителей. Поэтому если вы пьете, курите, безответственно относитесь к жизни, то и ваш ребенок может начать вести себя точно так же. Но бывает и так, что ребенок копирует поведение других людей, не похожих на их родителей. В любом случае примером для подражания становятся взрослые люди!

Это подводит к одной важной мысли: если вы хотите, чтобы молодежь стала более ответственной, успешной и счастливой, необходимо начать с себя. Дети копируют вас! И если вы безответственны, неуспешны и несчастливы, то не нужно ждать чуда, что молодежь пойдет по другим стопам. Вы – взрослые люди – должны подавать пример молодым в том, какими они должны быть. И это должны быть не слова, а ваши реальные поступки. Подрастающее поколение верит не словам, а вашим действиям. Поэтому они будут копировать ваше поведение, абсолютно игнорируя лживые слова (если вы говорите одно, а делаете другое). Причем молодежь точно так же начнет врать другим людям, как это делаете вы: будет говорить одно и делать другое. Вы – пример для подражания. Что делаете вы, то будут делать и молодые люди.

Особенности общения детей дошкольного возраста

Уже в дошкольном возрасте ребенок постепенно понимает, что его мир крутится не только вокруг мамы и папы, но и вокруг других детей. Он начинает общаться с детьми, которые не являются его братьями и сестрами. Это очень важно для отработки первых социальных навыков общения.

Здесь родителям нужно помогать ребенку правильно общаться с окружающими людьми любого возраста. Если у ребенка возникают конфликты с другими детьми, тогда нужно понять проблему и подсказать, что можно сделать в такой ситуации. Именно в данном возрасте малыш отрабатывает свои первые и базовые коммуникативные навыки.

Особенностью невербального общения является то, что людям не нужны слова, чтобы понять друг друга. Психологи утверждают, что более 75% всей информации человек получает через : мимику, жесты, позы собеседника, его интонацию голоса и пр. Можно говорить, что угодно, но человек будет улавливать невербальные сигналы, чтобы более полно понять собеседника.

Невербальное общение является универсальным. Даже если человек не знает языка, то уже через жесты и позы может показать свое намерение или отношение к происходящему. Люди на интуитивном уровне понимают друг друга, даже если не слышат слов говорящего.

В каждой культуре есть свой язык, правила грамматики, особенности национального общения. В одной стране может быть нормально в прямом смысле слова отвечать на вопрос «Как твои дела?», а в другой стране данный вопрос будет заменять обычное приветствие, поэтому на него не нужно отвечать длинно. В одной стране будет нормально подавать руку женщине, чтобы с ней поздороваться, а в другой нет.

В каждой культуре есть свои правила, законы, этикет и прочие составляющие коммуникации. Человек с самого рождения будет усваивать те нормы, которые приняты в его среде. Однако если он попадет в другую страну, то своими культурными жестами может кого-то оскорбить, если не будет знать, как на это реагируют люди другой национальности.

Итог

Общение – самый главный и распространенный способ взаимодействия между людьми различного возраста и национальности. Чтобы изъясниться, люди используются различные механизмы, которые им известны. Культуре речи человек обучается с самого рождения у взрослых, затем отрабатывает свои навыки со сверстниками, а затем уже и сам становится родителем, который обучает детей речи и ее правилам.

Возможности общения дошкольников со взрослыми расширяются, содержание его углубляется, чему способствует достигнутый уровень развития речи. М.И. Лисина выделила две новые формы общения в дошкольном детстве, общим для которых является их внеситуативный характер (выход за пределы непосредственной наглядной ситуации общения). Основное средство внеситуативного общения - речь. В трех-четырехлетнем возрасте на смену деловому сотрудничеству приходит познавательная форма общения. Разворачивается внеситуативно - познавательное общение. Ведущий мотив этой формы общения - познание. Оно включено в процесс совместного со взрослым ознакомления с физическим миром, в процесс «теоретическою» сотрудничества. Ребенок задает множество вопросов - о животных, природе, планетах, что из чего сделано и как работает («возраст почемучек»). Теперь взрослый воспринимается ребенком прежде всего как эрудит, источник познания, партнер по обсуждению причин и связей в мире природы и техники. Ребенок нуждается в серьезном отношении и к вопросам, и к нему самому - нуждается в уважении. Актуальность этой потребности проявляется в феномене повышенной обидчивости, свойственной детям этого возраста. В шести-семилетнем возрасте происходит переход к новой, высшей для дошкольного детства форме общения - внеситуативно-личностной. Личностный мотив общения проявляется в трансформации содержания вопросов, в новых темах для обсуждения, в расспрашивании взрослого о его работе, семье, детях. Взрослый выступает для старшего дошкольника как источник социальных познаний, как эталон поведения в различных ситуациях и как наиболее компетентный судья. И в то же время он воспринимается как особая, целостная личность. Личностное общение углубляет познание ребенком социального мира, приобщает его к моральным и нравственным общественным ценностям, прежде всего, конечно, к ценностям близких людей. Потребность ребенка в общении со взрослым углубляется стремлением к сопереживанию и взаимопониманию, стремлением к общности взглядов. Поведенчески эта потребность обнаруживает себя, в частности, в феномене большого количества жалоб детей друг на друга. В этот период жалобы детей друг на друга выполняют специфическую функцию. Они связаны с активно идущим процессом усвоения бытовых правил и правил взаимоотношений. Поведение сверстников выделяется в сознании ребенка раньше, чем собственное поведение, и тем более само правило. Когда Петя сообщает воспитательнице: «А Витя рисует на столе!», это не значит, что он жаждет подвергнуть Витю осуждению или наказанию. Скорее, он хочет убедиться, что, действительно, на столе рисовать нельзя, и, кроме того, сообщить, что ему-то, Пете, это правило известно. Жалоба - это косвенная просьба подтвердить или отвергнуть то, что он для себя выделил как правило, его обязательность, это форма знакомства с правилами.

Возникновение внеситуативно-личностной формы общения связано с высшими для дошкольника уровнями развития сюжетно-ролевой игры, в результате которых ребенок обращает больше внимания и лучше понимает взаимоотношения в своей семье, ситуации повседневного взаимодействия между окружающими людьми. Развитие общения ребенка со сверстниками. Уже на третьем году жизни наблюдается резкое увеличение субъектных действий по отношению к сверстникам - обращение с выразительными жестами, эмоциями, вокализациями. Первоначально налаживанию контакта между партнерами, организации и развитию игры двух-трехлеток способствуют взаимные и поочередные подражательные действия.

Как правило, имитируется изобретенное, необычное действие с предметом (сесть на коврик и стучать ногами; подбежать к зеркалу, заглянуть и высунуть язык, забавно пищать и т.п.). Ребенок, действия которого стали объектом подражания, внимательно следит за действиями подражающих, предпринимает попытки модифицировать свой образец, чтобы другим стало еще интереснее. В возрасте 3-4 лет сверстник продолжает оставаться для ребенка, прежде всего, участником совместной практической деятельности, при этом его индивидуальные характерологические черты остаются невидимыми для партнера. К 4 годам сверстник становится предпочитаемым партнером общения. В четырех-пятилетнем возрасте сверстник рассматривается как равное существо, как своего рода зеркало собственного познания и оценки при сравнении с ним и противопоставлении себя ему. Сверстник олицетворяет реально возможные достижения в разных видах практической деятельности, помогает опредметить собственные качества. Наконец, к 5-7 годам сверстник приобретает индивидуальность в глазах ребенка того же возраста, становится значимым лицом общения, обгоняя взрослого по большинству показателей общения. Ребенок начинает воспринимать и себя, и другого, сверстника, как целостную личность, проявлять к нему личностное отношение. Основной продукт общения со сверстником - аффективно-когнитивный образ самого себя и другого.

Какие личные особенности ребенка-партнера имеют значение для его успеха в дружеских отношениях? Это в основном стиль общения ребенка со своими товарищами: мягкость, внимание, эмоциональная отзывчивость, уравновешенность. Также важны объективные условия, способствующие частым встречам и общим делам детей: проживание по соседству, посещение одной группы детского сада, одинаковые спортивные занятия и пр.

Общение рассматривается как взаимодействие людей, направленное на согласование и объединение их усилий с целью налаживания отноше­ний и достижения общего результата (М.И.Лисина). Этот особый вид деятельности имеет мотивы, предмет, содержание, средства, результат. В процессе общения складываются субъектно-субъективные отношения, по­скольку каждый его участник выступает субъектом, проявляет активность, адресующуюся к личности другого человека, попеременно выражая ему свое отношение и воспринимая отношение партнера к себе.

Общение направлено на удовлетворение важной духовной потребности, которая является одной из ведущих на протяжении всей жизни человека. По­требность в общении состоит в стремлении к особого рода познанию себя и других как личностей, которое неотделимо от отношения, т.е. от стремления к оценке и самооценке. Продуктом общения выступает образ другого человека и самого себя, на основе чего совершается регуляция деятельности.

Среди средств общения выделяют две группы: вербальные (речь) и невер­бальные (экспрессивно-мимические - улыбка, мимика и предметные - позы, жесты, предметные действия). Причем речь - это ведущее средство, позволяю­щее передать максимально богатое содержание. В то же время речевые средст­ва подкрепляются невербальными, которые дают дополнительную информа­цию о собеседнике.

Процесс общения составляют три стороны: социально-перцептивная -восприятие и понимание другого человека; интерактивная - межличностное взаимодействие и коммуникативная - передача информации.

§ 1. Развитие общения дошкольников со взрослыми

У ребенка до 7 лет сменяется 4 формы общения со взрослы­ми: ситуативно-личностная, ситуативно-деловая, внеситуативно-познавательная и внеситуативно-личностная. Под формой общения имеется в виду коммуникативная деятельность на определенном этапе ее развития, характеризуемая несколькими параметрами. Таковыми считают:

Время возникновения данной формы общения;

Место, которое она занимает в жизни ребенка;

Ведущие мотивы, побуждающие малыша к общению со взрослыми;

Основные средства общения, с помощью которых осуществляется коммуникация с другими людьми.

Период новорожденности - это подготовительный этап к общению со взрослым (ребенок учится выделять взрослого). В первые две недели новорожденный не реагирует на взрослого. И только в положении «под грудью» появляется сосредоточение. Ребенок замирает и напрягается при длительном ласковом разговоре и поглаживании. В 3 недели воздействие взрослого вызывает ориентировочно-исследовательскую активность младенца. Он пристально вглядывается во взрослого, позднее начинает следить за его передвижениями, рассматривать лицо. В начале 4-й недели жизни ребенок улыбается в ответ на улыбку взрослого, а потом начинает улыбаться по своей инициативе. На втором месяце у младенца складывается сложная реакция на взрослого -комплекс оживления, которая включает двигательное оживление, речевые реакции и улыбку. К 2 мес. у малыша завершается формирование потребности в общении со взрослым.. О ее наличии говорят следующие критерии: внимание и интерес ко взрослому (когда ребенок направлен на его познание); эмоциональные проявления, адресованные взросло­му, свидетельствующие о том, что младенец его оценивает и определенным образом относится к нему; инициативные действия малыша с целью привлечь внимание взрослого к себе; чувстви­тельность младенца к отношению взрослого, что обнаруживает восприятие малышом той оценки, которую дает взрослый, и собственной самооценки. Указанные показатели возникают один за другим в описанной последовательности.

Потребность в общении возникает на основе тех требова­ний, которые начинают функционировать раньше. Основой коммуникативной потребности являются органические нужды ребенка. Беспомощный младенец своим беспокойством и криком оповещает взрослого о дискомфорте и тем самым добивается устранения неприятных факторов. Такие сигналы малыш первоначально никому не адресует, но его неудовольствие каж­дый раз привлекает взрослого и побуждает к определенным дей­ствиям: накормить, сменить пеленки и пр. Жизненная практика помогает младенцу выделить существование взрослого в качест­ве источника удовлетворения своих потребностей. А стремление управлять таким источником побуждает малыша его исследовать.

В основе возникновения потребности в общении лежит и потребность в новых впечатлениях, ведь взрослый для младен­ца самый богатый информационный объект. Но решающее зна­чение для появления коммуникативной потребности имеет по­ведение и позиция взрослого по отношению к ребенку (он с само­го начала относится к малышу как к субъекту, полноправному партнеру по общению). Нередко взрослый даже «играет» за ре­бенка как за второго участника общения, наделяя его действия смыслом, которого они еще не имеют.

При выполнении бытовых процедур ребенок все яснее улав­ливает коммуникативные воздействия взрослого. Они вызыва­ют удовлетворение у младенца от ощущения своей важности и значимости для других. Отношение к ребенку как к личности -решающее условие для становления коммуникативной деятель­ности. Ребенок почти одновременно выделяет свойство «личностности», «субъективности» у себя и у взрослого.

Первой формой общения является ситуативно-личностная. Она считается сложившейся, если малыш смотрит в глаза взрос­лого, отвечает улыбкой на его улыбку, адресует ему инициативные улыбки, а также двигательное оживление и вокализа­ции, стремится продлить эмоциональный контакт со взрослым, когда ребенок готов перестроить свое поведение в соответст­вии с поведением старшего партнера. Содержание потребности в общении составляет стремление к доброжелательному внима­нию. Мотив общения - личный. Общение происходит с помощью экспрессивно-мимических средств, которые младенец интенсив­но осваивает в течение 4-6 недель. Функцию общения выполняет комплекс оживления. В этом возрасте общение является ведущей деятельностью. Оно обусловливает адаптацию малыша к обсто­ятельствам его жизни и в конечном счете выживание.

С 6 мес. жизни ребенка данная форма общения сменяется ситуативно-деловой, которая разворачивается в процессе со­вместных со взрослым манипулятивных действий и удовлетво­ряет новую потребность малыша - в сотрудничестве. Ребенку недостаточно доброжелательного внимания. Ему необходимо, чтобы взрослый имел отношение к тому, чем занимается малыш и участвовал в этом процессе. На первый план выступают деловые мотивы. А взрослый рассматривается младенцем как эксперт, образец, помощник, участник и организатор совместных действий. Экспрессивно-мимические средства дополняются предметными. Ребенок выражает свое стремление к сотрудничеству позами, жестами. Общение ярко эмоционально окрашено, но не только положительными эмоциями. Дети могут выражать обиду, гнев, если поведение взрослого их не устраи­вает. Обогащается и спектр положительных переживаний.

Ситуативно-деловая форма общения сохраняется до 3 лет, протекая на фоне практического взаимодействия со взрослым, она включена в предметную деятельность. У детей возрастает потребность в сотрудничестве со взрослым, им требуется соучастие в их действиях. В ходе сотрудничества преддошкольник получает и доброжелательное внимание, и соучастие в практи­ческих действиях. Замечания и образец взрослого, благодаря личному контакту, приобретают особое значение при усвоении правильных действий с предметами. Дети переходят от неспецифических, примитивных манипуляций ко все более специфическим, а затем и к культурно-фиксированным действиям с предметами. Обе указанные формы общения носят ситуативный характер, то есть приурочены к данному месту и времени. В младшем дошкольном возрасте возникает внеситуативно-познавателъная форма общения. Она включена в совместную со взрослым деятельность, но уже не в практическую, а познавательную. Развитие любознательности, совершенствование способов ее удовлетворения побуждают ребенка ставить все 6олее сложные вопросы. Но решить подобные проблемы самостоятельно он не может. Путь к пониманию явлений, сложных проблем - общение со взрослым. Ведущим становится познавательный мотив. А взрослый теперь выступает в новом качестве как эрудит, «энциклопедист», способный ответить на любой вопрос, сообщить необходимую информацию. Сотрудничест­во приобретает внеситуативный - теоретический «характер», поскольку обсуждаются проблемы, не обязательно связанные с данной ситуацией. У дошкольников возникает потребность в уважении взрослого, что и определяет повышенную обидчивость детей и их чувствительность к оценкам старших. Дошкольники добиваются уважения, обсуждая важные, серьезные проблемы познавательного характера. Основным коммуникативным сред­ством становится речь, которая обеспечивает внеситуативность общения и позволяет передать и получить максимально содержа­тельную информацию.

К концу дошкольного возраста появляется высшая форма общения со взрослым - внеситуативно-личностная. Она анало­гична ситуативно-личностной, но в отличие от последней - вне­ситуативна, что определяет коренное различие в возможности, природе контактов со старшими и их влиянии на психическое раз­витие детей.

Главным мотивом общения становится личностный. Взрос­лый выступает перед дошкольником в полноте своих особен­ностей, дарований, жизненного опыта. Он не просто индиви­дуальность, а конкретное историческое социальное лицо, член общества. Он получает в глазах ребенка собственное независи­мое существование. Поэтому для дошкольника приобретают значение такие детали жизни взрослых, которые их не касают­ся, но позволяют воссоздать полный образ данного человека. В разговорах преобладают темы не о животных, природе и предметах, а о жизни, работе взрослых, их взаимоотношениях. Общение имеет «теоретический» характер и включено в позна­вательную деятельность. Ребенок сосредоточен на социальном окружении, на «мире людей», а не предметов. Возникает потреб­ность не просто в доброжелательном внимании, а во взаимопо­нимании и сопереживании. Детям важно знать, как нужно де­лать, как поступать правильно. Они соглашаются исправить ошибки, изменить свою точку зрения или отношение к обсужда­емым вопросам, чтобы достичь единства мнений со взрослым. Совпадение своей позиции с позицией взрослого выступает для ребенка доказательством ее правильности.

Подчеркнем, что строго фиксирована в онтогенезе только последовательность появления форм общения, но не их связь с возрастом.

Каждая форма общения вносит свой вклад в психическое развитие ребенка. Ситуативно-личностная стимулирует, глав­ным образом, становление перцептивных действий разных сис­тем и анализаторов и реакции хватания. Ситуативно-деловое общение приводит к переходу от отдельных действий к пред­метной деятельности и развитию речи. Внеситуативно-позна­вательное общение помогает дошкольникам неизмеримо рас­ширить рамки мира, доступного для познания, проследить взаимосвязь явлений, раскрыть некоторые причинно-следственные связи и другие отношения между предметами. Внеситуативно-личностная форма общения вводит ребенка в мир социальных отношений и позволяет занять в нем адекватное место. Ребе­нок постигает смысл взаимоотношений между людьми, усваи­вает нравственные нормы и ценности, правила социального вза­имодействия.

Важнейшее значение данной формы состоит в том, что ре­бенок узнает благодаря ей о взрослом как об учителе и усваива­ет представление о себе как об ученике. Поэтому наиболее успешно приобретает новые знания.

Организуемая взрослым практика общения с детьми обога­щает и преобразует их коммуникативные потребности. Важней­шее значение для развития общения имеют воздействия взрос­лого и его опережающая инициатива в установлении и поддер­жании контактов с ребенком.

Общение с детьми у взрослых очень часто сводится к минимуму, что полностью исключает полноценное воспитание. Почему так происходит? Городская суета, груда дел, работа отнимают у родителей много времени и сил, так что детям остается совсем немного внимания. А то время, что родители посвящают детям, тратится зачастую не на построение доверительных отношений, а на выполнение назидательной функции, включающей определенный набор морали, постулатов, догм. Все эти наставления родители выдают своим чадам на автомате, ошибочно полагая, что таким образом выполняют свой родительский долг.

Зачастую родители не умеют со своими детьми разговаривать. Если родителей воспитывали в строгости, то они будут считать, что детей должно быть видно, однако не слышно, другие же родители просто избегают конфликтов. Отсутствие общения с детьми в семье может выступить разрушительным моментом в развитии нормальных отношений. Дети могут ощутить себя в изоляции, что спровоцирует их замкнуться, стать раздражительными, они перестанут справляться с проблемами. Важно понять, что разговаривая с детьми на различные темы, вы развиваете отношения между вами, делая их чуточку счастливее, а также снимая излишнюю напряженность.

Верный путь к эффективному общению – это удостоверится, что независимо от возраста и проблемы, малыш любого возраста поговорит с вами на любую тему.

Общение ребенка со взрослыми

Если вы хотите вырастить гармонично-развитую личность, то общение с ребенком необходимо начинать еще во время беременности. Разговаривать необходимо с самого начала беременности, однако более эффективным и систематическим общение должно стать с момента начала шевеления малыша.

Ребенок замечательно воспринимает звуки и голоса, обращенные к нему, привыкает к ним и впоследствии узнает. Далее, психическое развитие малыша продолжается в общении с мамой после рождения. Если бы малыш с рождения был лишен общения, то он не стал бы нравственно и культурно развитым, цивилизованным гражданином. Дети в процессе общения развиваются, приобретают поведенческие и психические качества. Малыш дошкольного возраста не может прочитать интересующие его в книге вопросы, поэтому он изо всех сил тянется общаться с взрослыми.

Общение ребенка со взрослыми должно решить такую задачу: раскрыть мир для малыша и показать все лучшее, а также отрицательное, что имеется у человечества. Только взрослый откроет малышу все разнообразие эмоций, восприятия, речи. Взрослый облегчает у ребенка понимание социальных норм, своим поведением подкрепляет соответствующее поведение, а также помогает малышу подчиниться социальным влияниям. Без внимания, любви, понимания близких взрослых, малыш не станет полноценной личностью. Это внимание малыш должен получить в семье, поскольку семья первая, с кем он начинает свое общение. Именно в семье закладываются все основы общения, которые в дальнейшем малыш будет развивать.

Общение с детьми дошкольного возраста

Важный и наиболее сильный источник переживаний дошкольника — это взаимоотношения с другими детьми. Когда родители относятся к своему чаду с любовью, нежностью, признают его права, то малыш испытывает эмоциональное благополучие: чувство защищенности и уверенности. Эмоциональное благополучие влияет на нормальное развитие личности ребенка, вырабатывает у него положительные качества, доброжелательное отношение к другим людям.

Общение с детьми дошкольного возраста зависит напрямую от отношения, демонстрируемого взрослыми. Через подражание в общении, малыш осваивает способы взаимодействия с людьми. Стремясь усвоить способы взаимодействия, получить похвалу малыш с горячностью погружается в общение. Одновременно с этим, стремясь утвердить свою самостоятельность, дошкольник обособляется, демонстрируя личное стремление, например, на своем настоять: «Я буду это делать!», «Я так сказал!». Малыш не может умело управлять своими эмоциями, которые толкают его к отождествлению себя с другими.

Общение с дошкольниками постепенно приобретает внеситуативный характер. Значительно расширяются возможности благодаря речевому развитию общения с окружающими.

Формы общения детей со взрослыми существует две — внеситуативные (познавательная и личностная). К четырем годам развивается внеситуативно-познавательная форма. Для этой формы характерна потребность в уважении взрослого и наличие познавательных мотивов. К концу старшего дошкольного возраста возникает форма общения внеситуативно-личностная, которая определяет потребности в сопереживании, во взаимопонимании и личностные мотивы общения. Речь выступает главным средством при внеситуативных формах общения. Внеситуативно-личностное общение малыша со взрослым представляет большое значение для развития личности. В процессе этого общения малыш сознательно усваивает правила и нормы поведения, что формирует моральное сознание. Через личностное общение малыши видят себя со стороны, что позволяет развиваться и самоконтролю.

Личностное общение дошкольников позволяет различать роли взрослых – врача, воспитателя, педагога, и в соответствии с этим строить отношения.

Развитие общения ребенка со взрослым в дошкольном возрасте постоянно нуждается в доброжелательном тоне, положительной оценке взрослого. В присутствии взрослого правильное поведение — первый этап морального развития малыша. Постепенно потребность вести себя по определенным правилам приобретает смысл для малыша в присутствии взрослого.

Развитие общения ребенка со взрослым нуждается в доверительном и доброжелательный тоне. Смысл происходящего состоит в том, чтобы дошкольник обрел чувство ответственности за свое поведение. Дошкольник испытывает ненасыщаемую потребность в поддержке взрослых и оценке своей деятельности.

Общение с детьми дошкольного возраста включает оказание эмоциональной поддержки. В свою очередь пренебрежение, невнимание, неуважительное отношение взрослого, способны привести к потере уверенности у малышей.

Эффективное общение с детьми – это уважение, доверие, любовь, непреклонность в определенных вопросах в поддержании родительского авторитета.

Методы общения с детьми не должны включать формальность, крики, приказы, оскорбления, нервозность. Родители часто совершают ошибки, отдавая предпочтение приказам и командам, угрозам, предупреждениям. Например, «вставай немедленно», «замолчи сейчас же», «чтобы я этого не видела», «прекрати плакать», «не прекратишь – возьму ремень». Категорическую форму малыш воспринимает, как нежелание родителя вникнуть в детскую проблему, ощущает неуважение к себе.

Достаточно суровые и резкие слова вызывают в душе несформировавшейся личности ощущение брошенности и бесправия. В ответ родители получают упрямство, сопротивление, грубость. Все угрозы несут бессмысленность, если ребенок остро переживает свою проблему, загоняющую его еще в больший тупик.

Частое повторение угроз, приказов вызывает привыкание, и малыши перестают реагировать на такое воспитание. Что же делать родителям?

Дети с трудностями в общении требуют к себе особого внимания. Такие малыши не переносят критику, обвинения. Обидные фразы и нападения, типа «опять все сделал не так», «зря я на тебя надеялась», «все из-за тебя», вызывают бурю эмоций и негодования в душе малыша. Он отреагирует озлоблением, нападением (словесным), либо же унынием, разочарованием, подавленностью, полностью разочаровавшись во взрослых и в себе. Если к малышу взрослые в системе относятся плохо, то у него формируется . Он начинает относить себя к безвольному или неудачнику. приводит к новым проблемам в семье.

Общение родителей с детьми

Недопустимо использование насмешек и прозвищ в отношении дошкольников. Такие замечания, как «ну ты, плакса-вакса», «ты просто дубина», «ты не мужчина», только оттолкнут малыша и разуверят в себе. После такого отношения малыши обижаются и защищаются такими словами: «а сам какой?», «ну и пусть дубина», «ну и буду таким!»

Сочувствие к дошкольнику должно быть не на словах, а на деле. Не нужно говорить такие фразы «успокойся, это такая ерунда», «перемелется – мука будет», «не обращай внимания».

Дети с трудностями в общении не переносят нудных нотаций типа «пора запомнить, что перед едой следует мыть руки», «слушай всегда отца», «отвлекаешься — делаешь ошибки». После таких нотаций ребенок отвечает: «хватит», «я знаю». В результате у него возникает психологическая глухота.

Любите малыша таким, какой он есть, всегда уважайте его, поскольку он как и вы — такая же личность. Не влезайте назойливо ему в душу. Лучше внимательно выслушайте, постарайтесь понять, что у него на душе. Трудно удержаться от вопросов, но спрашивайте разумно.

Не отшучивайтесь от проблем чада. Избегайте скучной морализации: «ты должен так делать», «необходимо уважать старших». Такие тоскливые фразы ничего нового не дают и поведение от них не меняется. Малыш ощущает вину, давление авторитета, скуку, а зачастую все вместе. Моральные устои, а также нравственное поведение дают не слова, а сама атмосфера в доме, а также поведение взрослых.

Не будьте прямолинейны в советах: «я бы дал сдачи», «пойди и извинись». Зачастую малыши к таким советам не прислушиваются. Советуя что-либо чаду, тем самым напоминаете, что он мал, неопытен и авторитарная позиция взрослого только раздражает.

Особенности общения родителей с детьми включает проявление доверия. Не говорите: «это все из-за тебя», «опять подрался», «вижу тебя насквозь». Частое повторение таких фраз приводит дошкольника в ярость.

Стиль общения с детьми

Общение должно сплотить семью, а многие родители не догадываются, что они выбрали неправильный стиль общения со своим чадом. Навредить малышу может не только враждебная настроенность родителей, но и их либерализм.

Существуют следующие стили общения с детьми:

  • попустительство или вседозволенность (как правило при таком стиле малыш получает желаемое посредством истерик и капризов: «хочу», «дай»). Ребёнка в этом винить нельзя, он не знает другого стиля общения. В итоге он неспособен вырасти зрелым человеком, поскольку он не понимает слова «надо». В школе и саду такой ребёнок упрям, конфликтен и эгоистичен;
  • отчужденность, когда родители не слышат, не видят, или не хотят слышать и видеть своих чад;
  • гиперопека, когда родители неосознанно лишают ребенка любой самостоятельности (психологической, моральной, физической, социальной), а также развития;
  • диктаторство — этот стиль подразумевает жесткость, грубость, игнорирование, неуважение всякой инициативы ребенка, а также его желаний; при диктаторстве родители прибегают к физическим наказаниям;
  • уважение – этот стиль проявляется в любви и уважении к ребенку с самого раннего возраста; родители поощряют индивидуальность ребенка, разговаривают на интересные для него темы, направляют свое чадо, предоставляя свободу выбора.

Общение воспитателя с детьми

Профессиональная деятельность воспитателя без педагогического общения невозможна. Общение воспитателя с детьми представляет собой систему взаимодействия с целью оказания воспитательного воздействия, а также формирования и целесообразных взаимоотношений, создания благоприятного микроклимата для психического развития. Воспитатель должен стремиться сделать педагогическое общение с детьми наиболее эффективно, что будет способствовать психическому развитию малышей. Для достижения этого педагогу следует знать, чего от общения ждут его воспитанники, а также учитывать меняющуюся потребность на протяжении детского возраста.

Общение воспитателя с детьми подготавливает появление более новых, сложных видов деятельности. Содержание и форма педагогического общения воспитателя определяются конкретными задачами, решаемыми в процессе руководства деятельностью малышей.

Эффективность педагогического общения во многом зависит от умения воспитателя учесть возрастные, а также индивидуальные особенности детей. Воспитатель выбирает формы воздействия для общения с детьми разного темперамента, а также возраста. К самым маленьким воспитатель зачастую выражает особую теплоту, а также применяет ласковые формы обращения, которые малыши привыкли слышать в семье. Заинтересованность и чуткость педагог выражает в работе к более старшим детям. Однако в этом случае для оптимального характера взаимоотношений необходимо умение и пошутить, а при необходимости разговаривать строго и серьезно.

К прямым относят воздействия, которые напрямую обращены к воспитаннику, а так же касаются его поведения или взаимоотношений (показ, объяснение, указание, порицание, одобрение). К косвенным относят воздействия через других лиц. Эффективными в работе с детьми косвенными воздействиями являются воздействия игрового общения.

Общение детей со сверстниками

Дошкольный мир ребенка не ограничивается семьей. Очень значимыми людьми для ребенка становятся дети. По мере взросления у дошкольника будут появляться важные контакты, а также конфликты со сверстниками. Нет такой группы детского сада, где бы ни развернулся сложный сценарий межличностных отношений. Дошкольники помогают друг другу, ссорятся, обижаются, мирятся, ревнуют, дружат, делают пакости.

Взаимоотношения остро переживаются детьми и зачастую наполнены разнообразными эмоциями. Воспитатели и родители нередко не подозревают о гамме чувств, которую переживают дети, и конечно, особого значения не придают детским обидам, дружбе, ссорам. Опыт первых отношений выступает фундаментом, на котором будет базироваться дальнейшее развитие личности. Первый опыт определяет отношение к другим, и не всегда он положительный. У большинства малышей закрепляется к окружающим негативное отношение, которое имеет отдаленные печальные последствия. Задачей взрослых является вовремя обнаружить проблемы в межличностных отношениях и помочь преодолеть их ребенку. Помощь взрослых базируется на понимании причин, которые лежат в основе межличностных отношений детей. Внутренние причины провоцируют устойчивый конфликт детей со сверстниками, заставляют ощутить себя одинокими. Такое чувство относят к самому тяжелому, деструктивному переживанию.

Выявленный своевременно внутренний конфликт требует не только внимания от взрослых, но и наблюдательности, знания психологических особенностей, а также закономерностей развития общения.

Смирнова Елена Олеговна доктор психологических наук, профессор, научный руководитель Московского городского Центра психолого-педагогической экспертизы игр и игрушек Московского городского психолого-педагогического университета.

Введение
Общение и его роль в развитии ребенка

Что такое общение

Общение – это главное условие и основной способ жизни человека. Только в общении и в отношениях с другими людьми человек может почувствовать и понять самого себя, найти свое место в мире. Жизнь каждого человека буквально пронизана его контактами с другими людьми. Потребность в общении – одна из самых важных человеческих потребностей. Отношения с близкими рождают наиболее острые и напряженные переживания, наполняют смыслом наши действия и поступки. Самые тяжелые переживания человека связаны с одиночеством, отверженностью или непонятостью другими людьми. А наиболее радостные и светлые чувства – любовь, признание, понимание – рождаются близостью и связанностью с другими.

Общение всегда направлено на другого человека. Этот другой человек выступает не как физическое тело или организм, а как субъект, как личность, которая наделена своей собственной активностью и своим отношением к другим. Ориентация на активность другого и на его отношение составляет главное своеобразие общения. Отсюда следует, что общение – это всегда взаимная, обоюдная активность, предполагающая встречную направленность партнеров.

Деятельность парикмахера, портного или врача также направлена на другого человека, но при этом настроение и отношение клиента или пациента к специалисту не имеют решающего значения для успеха деятельности, а его излишняя активность может даже помешать. Поэтому действия данных специалистов нельзя назвать общением (хотя отдельные его фрагменты, естественно, могут сопровождать их работу). Любой акт, пусть даже имеющий все внешние признаки взаимодействия (речь, мимику, жесты), нельзя считать общением, если его предметом является тело, лишенное способности восприятия или ответной психической активности. И только ориентация на отношение другого и его активность, учет его действий (высказываний, жестов, мимики) может свидетельствовать, что данный акт есть общение.

Чтобы определить, является ли тот или иной вид взаимодействия общением, М. Лисина предложила следующие четыре критерия:

1) внимание и интерес к другому – наблюдение, взгляд в глаза, внимание к словам и действиям собеседника свидетельствуют о том, что субъект воспринимает другого человека, что он направлен на него;

2) эмоциональное отношение к другому человеку;

3) инициативные акты, направленные на привлечение внимания партнера к себе, – человек должен быть уверен, что партнер воспринимает его и каким-то образом относится к его воздействиям, таким образом, стремление вызвать интерес другого, обратить на себя внимание можно считать наиболее характерным моментом общения;

4) чувствительность человека к тому отношению, которое проявляет к нему партнер, – изменение активности (настроения, слов, действий и пр.) под влиянием отношения партнера явно свидетельствует о такой чувствительности.

Наличие совокупности перечисленных критериев могут свидетельствовать о том, что данное взаимодействие есть общение.

Однако общение – это не просто внимание к другому или выражение отношения к нему. Оно всегда имеет свое содержание, которое связывает общающихся. Уже само слово «общение» говорит об общности, сопричастности общающихся. Такая общность всегда образуется вокруг какого-то содержания или предмета общения. Это может быть совместная деятельность, направленная на достижение результата, или тема разговора, или обмен мнениями по поводу какого-либо события, или просто ответная улыбка. Главное – чтобы этот предмет общения, его содержание были общими для людей, вступивших в общение.

Многие трудности в воспитании детей связаны как раз с тем, что содержание общения ребенка и содержание общения взрослого не совпадают: взрослый говорит об одном – ребенок воспринимает другое и, соответственно, отвечает ему о своем. И хотя внешне такой разговор может быть очень похож на общение, в нем возникает не общность, а, напротив, отчуждение и непонимание. Здесь нельзя винить ребенка в непонятливости или непослушании. Задача воспитателя как раз состоит в том, чтобы создать эту общность, т. е. понять ребенка и вовлечь его в то содержание, по поводу которого происходит общение. Но для этого нужно хорошо знать своего маленького партнера, а не ограничиваться требованиями и замечаниями.

Роль общения в развитии ребенка

Особенно велика роль общения в детстве. Для маленького ребенка его общение с другими людьми – это не только источник разнообразных переживаний, но и главное условие формирования его личности, его человеческого развития.

Жизнь иногда устраивает жестокие эксперименты, лишая маленьких детей необходимого общения с близкими людьми, когда они по тем или иным причинам лишаются родительской заботы. Последствия подобных случаев бывают трагическими: в 3–5 лет дети не владеют простейшими навыками самообслуживания, не говорят, не ходят, проявляют поразительную пассивность. Даже если дети не лишаются человеческого общения совсем, но не имеют должной его полноты и качества, последствия бывают весьма печальными – дети существенно отстают в своем психическом развитии и имеют серьезные проблемы в развитии личности.

Отсутствие необходимого общения возможно и в благополучных условиях, когда дети обделены вниманием родителей, отделены от них эмоционально. В результате такого отделения, особенно если оно имеет место в первые годы жизни ребенка, часто возникают более или менее тяжелые проблемы в психическом развитии детей. Давно было замечено, что дети, растущие в дефиците общения с взрослым (например, в домах ребенка), как правило, отстают в своем психическом и личностном развитии. Почему же так получается? Ведь, казалось бы, медицинское обслуживание, питание и физический уход при этом ничуть не хуже, чем в обычных детских садах.

Порою нам, взрослым, кажется, что психическое развитие ребенка происходит как бы само собой: дети растут, становятся сильнее, умнее, а роль взрослых сводится к тому, чтобы создавать необходимые условия для их защиты и безопасности: охранять от вредных воздействий, кормить, одевать, согревать их, обеспечивать одеждой и игрушками и пр. Но это не так.

Общение с близкими взрослыми – это не только условие, помогающее детям нормально жить и расти, это главный источник, двигатель психического развития. Опыт первых отношений с другими людьми является фундаментом для дальнейшего развития личности ребенка. Этот первый опыт во многом определяет особенности самосознания человека, его отношение к миру, поведение среди людей и самочувствие. Ребенок не может стать нормальным человеком, если он не овладеет теми способностями, знаниями, умениями, отношениями, которые существуют в обществе людей. Сам по себе ребенок никогда не научится говорить, пользоваться предметами, думать, чувствовать, рассуждать, как бы хорошо его ни одевали и ни кормили. Все это он может освоить только вместе с другими людьми и только через общение с ними.

Многочисленные психологические исследования показывают, что общение ребенка с взрослым является главным и решающим условием становления всех психических способностей и качеств ребенка: мышления, речи, самооценки, эмоциональной сферы, воображения и пр. От количества и качества общения зависит уровень будущих способностей ребенка, его характер, его будущее.

Но главное даже не в этом. Личность ребенка, его интересы, понимание себя, его сознание и самосознание могут возникнуть только в отношениях с взрослыми. Без любви, внимания и понимания близких взрослых ребенок не может стать полноценным человеком. Понятно, что такое внимание и понимание он может получить прежде всего в семье.

Но, к сожалению, дефицит необходимого общения дети нередко испытывают и в семье, и в детском саду. Достаточно часто ребенок не имеет содержательных связей с родителями, или ему недостает положительных эмоциональных контактов со сверстниками, или его недолюбливает воспитатель. Такое неполноценное, деформированное общение, конечно же, отрицательно сказывается на формировании личности ребенка и на его психическом развитии. Чтобы взрослым, несущим ответственность за судьбу и развитие детей, вовремя предупредить пагубные последствия дефицита общения, надо хорошо понимать, что такое общение и какую роль оно играет в разные периоды детства.

Внешний и внутренний уровни общения

Наблюдая, как люди общаются друг с другом, мы можем видеть только внешнюю, поверхностную картину их взаимодействия – кто что говорит, кто как смотрит и т. д. Но за этой внешней картиной всегда лежит внутренний, невидимый, но очень важный слой общения – межличностные отношения. Первое, что появляется в жизни каждого человека, – это другой. Каждый приходит к пониманию и осознанию самого себя, уже имея опыт существования других и сосуществования с ними. Более того, самосознание становится возможным только благодаря тому, что другие люди так или иначе относятся ко мне, а я – к ним. Человек видит себя в другом и строит образ себя через отношение других людей.

Воспринимая другого человека, я не могу игнорировать тот факт, что этот другой тоже воспринимает меня, что я для него существую. При этом я знаю и вижу, как он меня воспринимает и как он ко мне относится. Человек имеет острую потребность быть отраженным в другом, получить подтверждение и утверждение своего «я», стремится быть увиденным и услышанным. В этом принципиальное отличие межличностных отношений от любых других. Ни камни, ни деревья, ни насекомые не знают обо мне ничего и никак ко мне не относятся. В случае другого человека отношение всегда взаимно – я неизбежно воспринимаю (или приписываю) ему какое-либо отношение ко мне, а значит, узнаю себя в другом.

Взаимный характер отношения и действия (взаимоотношения и взаимодействия) становится возможным благодаря тому, что другой человек подобен мне, т. е. у него, как и у меня, есть свое, хотя и другое «я». Причастность к этому другому «я» порождает ощущение единства с другим и феномены сопереживания (сочувствие, сорадование, сострадание и пр.). Открытость другому, способность проникать в него, учитывать его и считаться с ним – важнейшая способность и необходимое свойство человека, побуждающая людей тянуться друг к другу, переживать потребность в общении.

За каждым высказыванием или действием, обращенным к другому, стоит особая потребность в общении. Одно и то же действие или высказывание может отвечать разным потребностям в общении. Например, ребенок задает взрослому вопрос: «Кто быстрее бегает: волк или заяц?» Что побуждает ребенка обратиться к взрослому с этим вопросом? За этим простым обращением могут стоять самые разные потребности. Может, ребенком движет познавательная потребность и его действительно интересует, кто быстрее бегает; может, ему хочется обратить на себя внимание взрослого и главное для него – потребность во внимании; может, ему важно продемонстрировать свои познания перед друзьями и удовлетворить потребность в признании сверстников. Или: один ребенок жалуется на другого. Как должен относиться к этому воспитатель? Опять же на этот вопрос нельзя ответить однозначно, пока мы не выясним, что стоит за этой жалобой и какая внутренняя потребность побуждает ребенка обратиться к воспитателю: потребность поговорить с взрослым и привлечь его внимание, потребность утвердиться в своей правоте («Я знаю, как нужно правильно себя вести!»), или ребенку хочется, чтобы его товарищ был наказан и он на его фоне выглядел хорошим.

Если воспитатель не будет знать, понимать или чувствовать эту внутреннюю потребность, побуждающую ребенка вступить в общение, он не сможет понять самого ребенка, а значит – и правильно ответить ему. Но чтобы правильно ответить ребенку и понять его, нужно хорошо знать не только его индивидуальные особенности, но и общие закономерности развития общения в детском возрасте.

Потребность в общении и характер отношений во многом зависят от партнера по общению, от того, с кем общается ребенок. В дошкольном возрасте существуют две относительно самостоятельные сферы общения – с взрослым и со сверстником. Общение в обеих сферах необходимо для нормального развития личности ребенка. Но роли взрослого и сверстника в жизни ребенка, конечно, различны. Общение с взрослым и со сверстником развивается тоже по-разному. Поэтому в данном пособии эти две сферы общения будут рассматриваться раздельно. Начнем с главного, с того, что делает ребенка Человеком, – с его общения с взрослым.

Часть 1
Общение дошкольников с взрослым

Общение с взрослым имеет исключительное значение для ребенка на всех этапах детства. Но особенно важным оно является в первые семь лет его жизни, когда закладываются все основы личности и деятельности растущего человека. И чем меньше ребенку лет, тем большее значение для него имеет общение с взрослыми. Конечно, «взрослый» – понятие не абстрактное. Взрослый всегда конкретный человек – мама, папа, бабушка, воспитатель, медсестра. Воспитатели часто утверждают, что налаживать контакты с ребенком, пытаться понять его и формировать его хорошие качества – задача родителей; только мать или отец могут воспитывать ребенка, дать ему тепло и ласку. Но это не совсем так. Нередки случаи, когда в силу неблагополучной обстановки в семье самым значимым и любимым взрослым для ребенка становился воспитатель. Именно он удовлетворял потребность ребенка в общении и давал ему то, что не могли дать родители. Да и для детей, растущих в хороших семьях, отношение к ним воспитателя и характер его общения с ним существенно отражаются на их развитии и настроении. Поэтому воспитатель не может ограничиваться формальным выполнением своих обязанностей. Он должен присматриваться к детям, пытаться понять их и, конечно, общаться с ними.

Проблема общения дошкольника с взрослым имеет два аспекта. Во-первых, это развитие самого общения на протяжении дошкольного детства. Из этого следует, что педагогу необходимо знать интересы детей разного возраста, уметь поддержать подходящие темы для разговора с ними, определять уровень развития общения и компенсировать возможные недостатки.

Во-вторых, общение влияет на развитие личности ребенка. Работая с детьми, педагог должен представлять, как через общение с ребенком можно развивать мотивы и смыслы детских действий, сознание и самосознание детей, их инициативность и произвольность.

Следующие главы пособия будут посвящены этим вопросам.

Глава 1. Развитие общения ребенка с взрослым

1.1. Понятие «форма общения»

Выдающийся отечественный психолог М. Лисина рассматривала общение ребенка с взрослым как своеобразную деятельность, предметом которой является другой человек. Подобно всякой другой деятельности, общение направлено на удовлетворение особой потребности. Потребность в общении нельзя свести к прагматическим нуждам человека (подобно, например, потребностями в пище, во впечатлениях, в безопасности, активности и пр.). Психологическая сущность потребности в общении состоит в стремлении к познанию самого себя и других людей.

Человек стремится узнать и оценить отдельные качества и способности свои и других людей. Сравнивая себя с другими и выясняя, как они оценивают его, человек формирует самооценку, познает и оценивает других.

Иной путь познания себя через другого заключается в соединении, приобщенности к другим людям. Переживая общность с другим человеком (любовь, дружбу, уважение), мы как бы проникаем в его существо. В таком соединении не приобретаются новые знания (мы не узнаем ничего нового), вместе с тем именно в отношениях с другим человек находит, осознает себя, открывает и понимает других во всей их (и своей) целостности и уникальности и в этом смысле познает себя и другого.

Если первый путь познания предполагает отстраненный, объективный анализ отдельных качеств – их обнаружение, оценку и сравнение, то второй путь направлен на познание «изнутри», на переживание общности себя и другого в целостности и единстве.

Помимо потребности, которая определяется характером отношения к другому, общение всякий раз имеет определенные мотивы, ради достижения которых предпринимается общение. В широком смысле мотивом общения является другой человек, в нашем случае – взрослый. Однако человек – объект чрезвычайно сложный и многогранный. Он обладает самыми разными свойствами и качествами. Те качества, которые побуждают человека к общению и являются на данном этапе главными, становятся мотивами общения.

М. Лисина выделяла три группы качеств и, соответственно, три основные категории мотивов общения – деловые, познавательные и личностные.

Деловые мотивы выражаются в способности к сотрудничеству, игре, общей активности. Взрослый выступает здесь как партнер, участник совместной деятельности. Ребенку важно, во что взрослый умеет играть, какие у него есть интересные предметы, что он может показать и пр.

Познавательные мотивы возникают в процессе удовлетворения потребности в новых впечатлениях, в познании нового. Взрослый при этом выступает как источник новой информации и в то же время слушатель, способный понять и оценить суждения и вопросы ребенка.

Деловые и познавательные мотивы общения всегда включены в другую деятельность (практическую или познавательную) и играют в ней служебную роль. Общение составляет здесь лишь часть более широкого взаимодействия ребенка и взрослого.

В отличие от этого, третья категория мотивов общения – личностные мотивы – характерны только для общения как самостоятельного вида деятельности. В случае личностных мотивов общение побуждается самим человеком, его личностью. Это могут быть отдельные личностные качества, а могут быть отношения с другим человеком как с целостной личностью.

Потребности и мотивы общения удовлетворяются с помощью определенных средств общения. М. Лисина выделяла три вида средств общения:

1) экспрессивно-мимические (взгляды, улыбки, гримасы, различные выражения лица);

2) предметно-действенные (позы, жесты, действия с игрушками и пр.);

3) речевые.

Первые – выражают, вторые – изображают, третьи – обозначают то содержание, которое ребенок стремится передать взрослому или получить от него.

Психологические исследования показали, что потребности, мотивы и средства общения образуют устойчивые сочетания – формы общения, которые закономерно сменяются на протяжении детского возраста. Развитие общения ребенка с взрослым М. Лисина рассматривала как смену своеобразных форм общения.

Итак, формой общения называется деятельность общения на определенном этапе ее развития, взятая в целостной совокупности ее свойств. Форма общения характеризуется следующими параметрами:

1) время возникновения в онтогенезе;

2) место в системе общей жизнедеятельности;

3) основное содержание потребности, удовлетворяемое детьми в ходе данной формы общения;

4) ведущие мотивы, побуждающие ребенка к общению;

5) основные средства общения.

На протяжении детства появляются и развиваются четыре различные формы общения, по которым с полной очевидностью можно судить о характере происходящего психического развития ребенка. Важной задачей педагога является умение правильно определить и развить ту или иную форму общения, соответственно возрасту и индивидуальным возможностям малыша. Рассмотрим последовательность форм общения ребенка с взрослым начиная с первых месяцев жизни.

1.2. Развитие общения в раннем возрасте

Ребенок не рождается на свет с готовой потребностью в общении. В первые 2–3 недели он не видит и не воспринимает взрослого. Но, несмотря на это, родители постоянно разговаривают с ним, ласкают его, пытаются поймать и задержать на себе его взгляд. Именно благодаря любви близких взрослых, которая выражается в этих на первый взгляд бесполезных действиях, в конце первого месяца жизни младенцы начинают видеть взрослого, а потом и общаться с ним.

Первая форма общения ребенка с взрослым была названа ситуативно-личностной. Сначала это общение выглядит как ответ на воздействия взрослого: мать смотрит на ребенка, улыбается, разговаривает с ним, и он в ответ тоже улыбается, машет ручками и ножками. Потом (в 3–4 месяца) при виде знакомого человека ребенок радуется, начинает активно двигаться, гулить, привлекать к себе внимание взрослого, а если тот не обращает на него никакого внимания или уходит по своим делам, громко и обиженно плачет. Самое обидное для младенца, у которого уже есть потребность в общении, – когда взрослые не обращают на него никакого внимания, просто не замечают. Даже недовольство взрослого, его гнев они воспринимают радостно, потому что в них – внимание к ребенку, обращенность к нему. Потребность во внимании взрослого – это первая и основная потребность в общении – остается у ребенка на всю жизнь. Позднее к ней присоединяются другие потребности, но в младенческом возрасте она является единственной, и удовлетворить ее не так трудно. Нужно просто чаще улыбаться младенцу, разговаривать с ним, ласкать его.

Некоторые родители считают все эти воздействия ненужными и даже вредными. Стремясь не баловать ребенка, не приучать его к излишнему вниманию, они сухо и формально исполняют свои родительские обязанности: кормят по часам, перепеленывают, гуляют, не выражая при этом никаких родительских чувств. Такое строгое формальное воспитание в младенческом возрасте несет в себе определенные риски. Дело в том, что в положительных эмоциональных контактах с взрослым не только происходит удовлетворение уже существующей потребности малыша во внимании и доброжелательности, но и закладывается основа будущего развития личности ребенка, его активное, деятельное отношение к окружающему, интеpec к предметам, способность видеть, слышать, воспринимать мир, уверенность в себе и пр. Предпосылки всех этих важнейших качеств появляются в самом простом и примитивном на первый взгляд общении матери с младенцем. Если же на 1-м году жизни ребенок в силу каких-то причин не получает достаточного внимания и тепла от близких взрослых (разлука с матерью, занятость родителей или их неумение играть с малышом и пр.), это так или иначе дает о себе знать в дальнейшем. Такие дети становятся скованными, пассивными, неуверенными или, напротив, жестокими и агрессивными. Компенсировать их неудовлетворенную потребность во внимании и доброжелательности взрослых в более позднем возрасте бывает очень трудно. Поэтому педагогам и психологам необходимо показывать и объяснять родителям маленьких детей, как важно для младенца простое внимание и доброжелательность близких взрослых.

Младенец еще не выделяет отдельные качества взрослого человека. Ему совершенно безразличны уровень его знаний и умений, его социальное или имущественное положение, ему все равно, как он выглядит и во что одет. Малыша привлекает только личность взрослого и его внимание, отношение к нему. Следовательно, несмотря на примитивность такого общения, оно побуждается личностными мотивами, когда взрослый выступает не как средство для чего-то (игры, познания, самоутверждения), а как целостная и самоценная личность.

Что касается средств общения, то они на данном этапе имеют исключительно экспрессивно-мимический характер. Внешне такое общение выглядит как обмен взглядами, улыбками: вскрики и гуление ребенка, ласковый разговор взрослого, из которого младенец улавливает только то, что ему нужно – внимание и доброжелательность.

Итак, первой в онтогенезе возникает ситуативно-личностная форма общения, которая остается главной и единственной от 1 до 6 месяцев жизни.

В этот период общение младенца с взрослым протекает вне какой-либо другой деятельности и само составляет ведущую деятельность ребенка. Для ситуативно-личностного общения характерны потребность во внимании и доброжелательности, личностные мотивы и экспрессивно-мимические средства общения.

Однако уже во втором полугодии при нормальном развитии ребенка внимания взрослого ему уже недостаточно. Малыша начинает притягивать к себе не столько сам взрослый человек, сколько предметы, с ним связанные. Если взять на руки ребенка 10–11 месяцев и попытаться наладить с ним эмоциональное общение (улыбаться, гладить, говорить ласковые слова и пр.), малыш скорее всего начнет сопротивляться, хватать и рассматривать все, что попадется под руки, – воротник взрослого, его волосы, очки, часы и пр., а вовсе не отвечать на его улыбки. Дело в том, что в этом возрасте складывается новая форма общения ребенка с взрослым – ситуативно-деловая и связанная с ним потребность в деловом сотрудничестве. Взрослый теперь нужен и интересен ребенку не сам по себе, не своим вниманием и доброжелательным отношением, а тем, что у него есть разные предметы и он умеет что-то с ними делать. «Деловые» качества взрослого и, следовательно, деловые мотивы общения выходят на первый план.

Средства общения на этом этапе также существенно обогащаются. Ребенок уже может самостоятельно ходить, манипулировать с предметами, принимать различные позы. Все это приводит к тому, что к экспрессивно-мимическим добавляются предметно-действенные средства общения – дети активно пользуются жестами, позами, выразительными движениями.

Сначала дети тянутся только к тем предметам и игрушкам, которые показывают им взрослые. В комнате может находиться много интересных игрушек, но дети не будут обращать на них внимание и будут скучать среди этого изобилия. Но как только взрослый (или старший ребенок) возьмет одну из них и покажет, как можно с ней играть (как двигают машину, как прыгает собачка, как можно причесывать куклу и пр.), – дети потянутся именно к этой игрушке, она станет самой нужной и интересной.

Это происходит по двум причинам. Во-первых, взрослый человек остается для ребенка центром его предпочтений, в силу этого он наделяет привлекательностью те предметы, к которым прикасается. Эти предметы становятся нужными и предпочитаемыми потому, что они – в руках взрослого. Во-вторых, взрослый показывает детям, как можно играть и в эти игрушки. Сами по себе игрушки (как и вообще любые предметы) никогда не подскажут, как ими можно играть или пользоваться. Только другой, старший человек может показать, что на пирамидку нужно надевать колечки, куклу можно кормить и укладывать спать, а из кубиков можно построить башню. Без такого показа ребенок просто не знает, что делать с этими предметами, а потому и не тянется к ним. Чтобы дети стали играть с игрушками, взрослый обязательно должен сначала показать и рассказать, что можно делать с ними и как играть. Причем, показывая те или иные действия с предметами, важно не просто совершать их, но постоянно обращаться к ребенку, разговаривать с ним, смотреть ему в глаза, поддерживать и поощрять его правильные самостоятельные действия. Такие совместные игры с предметами и представляют собой деловое общение или сотрудничество ребенка с взрослым. Потребность в сотрудничестве является основной для ситуативно-делового общения.

Ситуативно-деловая форма остается главной в общении ребенка с взрослым на протяжении всего раннего возраста (до трех лет). Для нее характерны потребность в сотрудничестве, деловые мотивы и предметно-действенные средства общения. Значение этой формы общения для психического развития ребенка огромно. Оно состоит в следующем:

1) ребенок овладевает предметными действиями, учится пользоваться бытовыми предметами (ложкой, расческой, горшком), играть с игрушками, одеваться, умываться и пр.;

2) происходит интенсивное развитие всех познавательных процессов (восприятия, внимания, наглядно-действенного мышления, памяти);

3) начинает проявляться активность и самостоятельность ребенка – манипулируя с предметами, он впервые чувствует себя независимым от взрослого и свободным в своих действиях; он становится субъектом своей деятельности и самостоятельным партнером по общению;

4) появляются первые слова ребенка: чтобы попросить у взрослого нужный предмет, ребенку необходимо назвать его, то есть произнести слово, причем эту задачу – сказать то или иное слово – ставит перед ребенком только взрослый.

Заметим, что сам ребенок без побуждения и поддержки взрослого говорить никогда не начнет. В ситуативно-деловом общении взрослый постоянно ставит перед малышом речевую задачу – показывая ребенку новый предмет, он предлагает ему назвать этот предмет, то есть произнести вслед за ним новое слово. Так во взаимодействии с взрослым по поводу предметов возникает и развивается главное специфически человеческое средство общения, мышления и саморегуляции – речь.