Устройство детей, оставшихся без попечения родителей: особенности данной законодательной процедуры. Семейные формы устройства Заполнение таблицы особенности форм семейного устройства детей

Статья 121. Защита прав и интересов детей, оставшихся без попечения родителей

1. Защита прав и интересов детей в случаях смерти родителей, лишения их родительских прав, ограничения их в родительских правах, признания родителей недееспособными, болезни родителей, длительного отсутствия родителей, уклонения родителей от воспитания детей или от защиты их прав и интересов, в том числе при отказе родителей взять своих детей из воспитательных учреждений, лечебных учреждений, учреждений социальной защиты населения и других аналогичных учреждений, а также в других случаях отсутствия родительского попечения возлагается на органы опеки и попечительства.

Органы опеки и попечительства выявляют детей, оставшихся без попечения родителей, ведут учет таких детей и исходя из конкретных обстоятельств утраты попечения родителей избирают формы устройства детей, оставшихся без попечения родителей (статья 123 настоящего Кодекса), а также осуществляют последующий контроль за условиями их содержания, воспитания и образования.

2. Органами опеки и попечительства являются органы местного самоуправления. Вопросы организации и деятельности органов местного самоуправления по осуществлению опеки и попечительства над детьми, оставшимися без попечения родителей, определяются указанными органами на основании уставов муниципальных образований в соответствии с законами субъектов Российской Федерации, настоящим Кодексом, Гражданским кодексом Российской Федерации.

Статья 122. Выявление и учет детей, оставшихся без попечения родителей

1. Должностные лица учреждений (дошкольных образовательных учреждений, общеобразовательных учреждений, лечебных учреждений и других учреждений) и иные граждане, располагающие сведениями о детях, указанных в пункте 1 статьи 121 настоящего Кодекса, обязаны сообщить об этом в органы опеки и попечительства по месту фактического нахождения детей.

Орган опеки и попечительства в течение трех дней со дня получения таких сведений обязан провести обследование условий жизни ребенка и при установлении факта отсутствия попечения его родителей или его родственников обеспечить защиту прав и интересов ребенка до решения вопроса о его устройстве.

2. Руководители воспитательных учреждений, лечебных учреждений, учреждений социальной защиты населения и других аналогичных учреждений, в которых находятся дети, оставшиеся без попечения родителей, обязаны в семидневный срок со дня, когда им стало известно, что ребенок может быть передан на воспитание в семью, сообщить об этом в орган опеки и попечительства по месту нахождения данного учреждения.

3. Орган опеки и попечительства в течение месяца со дня поступления сведений, указанных в пунктах 1 и 2 настоящей статьи, обеспечивает устройство ребенка (статья 123 настоящего Кодекса) и при невозможности передать ребенка на воспитание в семью направляет сведения о таком ребенке по истечении указанного срока в соответствующий орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации.

Орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации в течение месяца со дня поступления сведений о ребенке организует его устройство в семью граждан, проживающих на территории данного субъекта Российской Федерации, а при отсутствии такой возможности направляет указанные сведения в федеральный орган исполнительной власти, определяемый Правительством Российской Федерации, для учета в государственном банке данных о детях, оставшихся без попечения родителей, и оказания содействия в последующем устройстве ребенка на воспитание в семью граждан Российской Федерации, постоянно проживающих на территории Российской Федерации.

Порядок формирования и пользования государственным банком данных о детях, оставшихся без попечения родителей, определяется федеральным законом.

(Пункт в редакции, введенной в действие с 1 июля 1998 года Федеральным законом от 27 июня 1998 года N 94-ФЗ)

4. За неисполнение обязанностей, предусмотренных пунктами 2 и 3 настоящей статьи, за предоставление заведомо недостоверных сведений, а также за иные действия, направленные на сокрытие ребенка от передачи на воспитание в семью,руководители учреждений и должностные лица указанных в пунктах 2 и 3 настоящей статьи органов привлекаются к ответственности в порядке, установленном законом (пункт в редакции, введенной в действие с 1 июля 1998 года Федеральным законом от 27 июня 1998 года N 94-ФЗ).

Статья 123. Устройство детей, оставшихся без попечения родителей

1. Дети, оставшиеся без попечения родителей, подлежат передаче на воспитание в семью (на (удочерение), под опеку (попечительство) или в приемную семью), а при отсутствии такой возможности в учреждения для детей-сирот или детей, оставшихся без попечения родителей, всех типов (воспитательные учреждения, в том числе детские дома семейного типа, лечебные учреждения, учреждения социальной защиты населения и другие аналогичные учреждения) (абзац дополнен с 6 января 2000 года Федеральным законом от 2 января 2000 года N 32-ФЗ).

Иные формы устройства детей, оставшихся без попечения родителей, могут быть предусмотрены законами субъектов Российской Федерации.

При устройстве ребенка должны учитываться его этническое происхождение, принадлежность к определенной религии и культуре, родной язык, возможность обеспечения преемственности в воспитании и образовании.

2. До устройства детей, оставшихся без попечения родителей, на воспитание в семью или в учреждения, указанные в пункте 1 настоящей статьи, исполнение обязанностей опекуна (попечителя) детей временно возлагается на органы опеки и попечительства.

Комментировать статью "Семейный кодекс.
Глава 18. Выявление и устройство детей, Оставшихся без попечения родителей"

При этом, по сообщению Елены Альшанской, возглавляющей при департаменте Общественный совет по защите прав детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей -сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и детей...

Проект № 1048557-6 «О внесении изменений в статьи 15 и 16 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" и Федеральный закон "Об образовании в Российской Федерации"», далее также – «Закон о системе «Контингент», или «Контингент» Президентом не подписаны. В чём причина? Законопроект принят в третьем чтении Государственной Думой, утвержден Советом Федерации 23 декабря 2016 г. Запланирован был к введению в действие с 01 сентября 2017 года...

Тем, кто никогда не сталкивался с опекой, необходимо знать, какая она - Curatoria vulgaris, нарушающая все законы, как письменные, так и человеческие. Кто знает, какие бумажки о вас лежат у нее на полках... Александр Коваленин, РВС Недавно в «Прямом эфире» мне пришлось оппонировать опеке. Ведут они себя настолько типично, что этот ролик может служить наглядным пособием: «Опека обыкновенная (Curatoria vulgaris)». Тем, кто не сталкивался, полезно получить живое впечатление. Этот надменный...

«Солнечный город» (СГ) хочет конкурировать с государством на рынке содержания детей. Марина Аксёнова начала раскрутку проекта "фостерных семей", поддержанного мэрией Новосибирска. Опубликованы статьи на "Сибмаме" [ссылка-1] , и в "Тайге" [ссылка-2] . В изложении М.Аксёновой это в первую очередь выглядит как просто частный приют для трудной жизненной ситуации. Хотя другое его использование тоже особо не скрывается. Чтобы его объяснить, надо сделать предисловие. 1. Наличие рынка...

Вместо конституционной обязанности по защите семьи система государственной опеки разворачивается в сторону отобрания детей из трудно живущих семей в пользу богатых опекунов, считает эксперт общественной организации защиты семьи «Родительское всероссийское сопротивление» (РВС) Александр Коваленин Как члену Общероссийской общественной организации защиты семьи «Родительское всероссийское сопротивление» (РВС), мне приходится разбирать жалобы родителей на органы опеки в случаях помещения детей без...

Телеканал TLC и журнал «Русский репортер» провели предпремьерный показ документального проекта «Реальное усыновление», снятой продакшн-студией журнала «Русский репортер» при поддержке благотворительного фонда «В ответе за будущее» и Фонда Владимира Смирнова. Телевизионная премьера шестисерийного проекта состоится 21 сентября на TLC. Гостями вечера стали герои и создатели проекта, представители московских властей, а также люди, известные своей помощью детям-сиротам, в том числе актриса Ольга...

Гм... Нашла правовой акт... Относительно недавно в Семейный кодекс РФ внесли изменения. Статья 122. Выявление и учет детей, оставшихся без попечения родителей. 1. Должностные лица организаций (дошкольных образовательных организаций...

Анализ закона о фостерных семьях Не так давно под руководством депутата Государственной думы Ольги Баталиной разработан законопроект о так называемых фостерных (профессиональных) семьях [ссылка-1] . Собственно, институт платного родительства существует у нас уже несколько лет, но новый баталинский законопроект существенно усиливает все недостатки нынешних форм возмездного опекунства. Сейчас в семью ребенка за деньги могут взять опекуны. Они же - в отличие от настоящих приемных родителей...

В определении места жительства дети -сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, не достигшие совершеннолетия, зависимы от избранной им формы устройства и места жительства законных представителей.

Встреча Морозовых на вокзале [ссылка-1] 7 августа закончилось ещё одно дело по восстановлению семьи, которым полгода занимались Челябинское и Новосибирское областные отделения Родительского Всероссийского Сопротивления (РВС). Жительница одного из посёлков Увельского района Челябинской области Светлана обратилась в РВС в феврале. В позапрошлом году жизнь заставила Светлану уехать с сыном в Новосибирскую область, где она стала жертвой наигранной комбинации районных органов опеки и неведомых...

Отдел защиты прав детей -сирот и детей, оставшихся без попечения родителей По общим вопросам, связанным с процедурой семейного устройства Вы можете написать Елене на почту [email protected] или позвонить на бесплатную горячую линию " Дети в семье" 8-800-700-88-05.

Уже неделю изучаю вопросы, связанные с этой темой. Пока вот это пригодится: Усыновление Семейный Кодекс, «Правила передачи детей на усыновление», утвержденные постановлением Правительства №275 правила ведения банка данных о детях, лишенных родительского попечения Федеральный банк данных о детях, подлежащих устройству в семьи: [ссылка-1] База мин образования [ссылка-2] [ссылка-3] Школа приемных родителей. Есть очная и очно-заочная форма. 10 недель. [ссылка-4] Школа приемных родителей На...

Начинаем публикацию выдержек из общественного заключения по проекту № 3138-6 Федерального Закона «Об общественном контроле за обеспечением прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» Проект № 3138-6 ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН «Об общественном контроле за обеспечением прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» 1) Из Статьи 1. Следует, что доступ к решению детских судеб получают и международные некоммерческие (общественные) организации. 2) Статьёй 2 законопроекта...

Семейный кодекс. Раздел VI. Формы воспитания детей, оставшихся без попечения родителей: Выявление и защита детей оставшихся без попечения родителей. Опека, попечительство, усыновление, приёмная семья. (с изменениями от 28 декабря 2004 года)...

2. Обеспечение детей, оставшихся без попечения родителей и лиц из их числа жилыми помещениями осуществляется в соответствии с законодательством. 3. В соответствии с требованиями Семейного кодекса Российской Федерации опекуну (попечителю) назначается...

Усыновление – одна из возможных форм устройства судьбы ребенка, оставшегося без попечения родителей. В семейном кодексе РФ записано: «усыновление – это установление между усыновителем (его родственниками) и усыновленным ребенком (его потомством) правоотношений (личных и имущественных), аналогичных существующим между кровными родителями и детьми». Усыновление является предпочтительной формой воспитания детей, оставшихся без попечения родителей. Дети, в отношении которых допускается усыновление...

По данным из формы отчетности 103-РИК Федерального государственного статистического наблюдения "Сведения о выявлении и устройстве детей и подростков, оставшихся без попечения родителей ".

"Деятельность других, кроме органов опеки и попечительства, юридических и физических лиц по выявлению и устройству детей, оставшихся без попечения родителей, не допускается".

Деятельность других, кроме органов опеки и попечительства, юридических и физических лиц по выявлению и устройству детей, оставшихся без попечения родителей, не допускается.

При отсутствии родителей, при лишении их родительских прав и в других случаях утраты родительского попечения право ребенка на воспитание в семье обеспечивается органом опеки и попечительства в порядке, установленном главой 18 настоящего Кодекса.

Выявление и устройство детей, оставшихся без попечения родителей. Несовершеннолетние дети могут оказаться временно или постоянно лишенными родительского попечения (ухода, охраны, воспитания, заботы) в результате различных жизненных обстоятельств. При наступлении данных случаев несовершеннолетние дети имеет право на особую защиту и помощь, предоставляемые государством.

Отсутствие родительского попечения порождает особый правовой статус ребенка. Дети, относящиеся к числу оставшихся без попечения родителей:

  • - имеют право на устройство в семью (абз. 3 п. 2 ст. 54 СК);
  • - учитываются в государственном банке данных о детях, оставшихся без попечения родителей;
  • - имеют право на социальные льготы и гарантии.

Общие принципы, содержание и меры государственной защиты детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, определены в разделе VI СК, Федеральных законах от 21.12.1996 № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», от 16.04.2001 № 44-ФЗ «О государственном банке данных о детях, оставшихся без попечения родителей», от 24.04.2008 № 48-ФЗ «Об опеке и попечительстве», а также в иных нормативных правовых актах.

Законодательное определение термина «дети, оставшиеся без попечения родителей» дано через примерный перечень оснований (причин) утраты детьми (лицами в возрасте до 18 лет) родительского попечения:

  • а) смерть родителей, лишение их родительских прав, ограничение их в родительских правах или признание родителей судом недееспособными;
  • б) уклонение родителей от воспитания детей или от защиты их прав и интересов, в том числе отказ родителей взять своих детей из воспитательных учреждений, лечебных учреждений, учреждений социальной защиты населения и других аналогичных учреждений;
  • в) длительное отсутствие родителей, болезнь родителей и иные причины (отбывание родителями наказания в местах заключения, нахождение под стражей в период следствия, постоянное проживание родителей в другом населенном пункте, признание родителей безвестно отсутствующими, розыск их органами внутренних дел в связи с уклонением от уплаты алиментов). К детям сиротам законодатель относит лиц в возрасте до 18 лет, у которых умерли оба или единственный родитель (ст. 121 СК, ст. 1 Федерального закона «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей»).

Выявление, учет и устройство детей, оставшихся без попечения родителей осуществляют органы опеки и попечительства, они также осуществляют последующий контроль за условиями их содержания, воспитания и образования (п. 1 ст. 121 СК).

Все дети, оставшиеся без попечения родителей, после их выявления должны быть учтены и зарегистрированы, а сведения о них внесены в государственный банк данных о детях, оставшихся без попечения родителей.

Дети, оставшиеся без попечения родителей, подлежат передаче в семью на воспитание (усыновление (удочерение), под опеку или попечительство, в приемную семью либо в случаях, предусмотренных законами субъектов Российской Федерации, в патронатную семью), а при отсутствии такой возможности временно, на период до их устройства на воспитание в семью, передаются в организации для детей- сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, всех типов образовательных, медицинских организаций и организаций, оказывающих социальные услуги (п. 1 ст. 123 СК).

Усыновление (удочерение) . Усыновление является приоритетной формой устройства детей, оставшихся без попечения родителей.

Усыновление - это постоянная (бессрочная) форма устройства детей, оставшихся без попечения родителей. Усыновление не прекращается, тогда как, например, опека (попечительство) прекращается с приобретением ребенком полной гражданской дееспособности.

При усыновлении права и обязанности усыновленных и усыновителей приравниваются к правам и обязанностям детей и родителей. Усыновление по своим правовым последствиям приравнивается к родству первой степени.

Усыновители не только имеют право и обязаны воспитывать ребенка, но и несут ответственность за его воспитание и развитие, обязаны заботиться о его здоровье, физическом, психическом, духовном и нравственном развитии.

Усыновление производится в судебном порядке. Решение суда об усыновлении прекращает личные неимущественные и имущественные права усыновленных детей по отношению к своим родителям (своим родственникам) и освобождает их от соответствующих обязанностей.

Опека и попечительство над детьми. Опека (попечительство) представляет собой временную форму устройства ребенка, оставшегося без попечения родителей, которая предполагает только индивидуальное оказание ему помощи, ухода и попечения со стороны определенного физического лица (определенных лиц). Опека (попечительство) предназначена прежде всего для восполнения недостающей дееспособности подопечного ребенка, а также для его воспитания.

Опека (попечительство) представляет собой комплексный институт законодательства, нормы которого присутствуют в Гражданском кодексе (ст. 31-40), Семейном кодексе (ст. 145-153.2), Федеральном законе от 24 апреля 2008 г. № 48-ФЗ «Об опеке и попечительстве» (далее - «Закон об опеке и попечительстве») и в других нормативно правовых актах.

Опека устанавливается над малолетними, т.е. лицами, не достигшими возраста 14 лет (ст. 32 ГК). Попечительство устанавливается над несовершеннолетними в возрасте от 14 до 18 лет, оставшимся без попечения родителей (ст. 33 ГК). Опека (попечительство) может устанавливаться как над детьми, так и над взрослыми (ст. 31 ГК).

Ребенок, переданный под опеку (попечительство), свои имущественные и личные неимущественные права (ст. 148 СК) сохраняет в полном объеме.

Обязанность воспитывать ребенка (заботиться о его психическом, духовном и нравственном развитии) является одновременно и правом опекуна, который может избирать для воспитания любые способы.

Обязанность опекунов (попечителей) несовершеннолетних граждан проживать с подопечными (ст. 36 ГК).

Обязанность обеспечить получение ребенком основного общего образования (п. 4 ст. 43 Конституции РФ, ст. 148.1 СК).

Обязанность заботиться о здоровье ребенка и его физическом развитии также относится к числу обязанностей опекуна (попечителя).

Обязанность обеспечить ребенку возможность общения с родственниками.

Обязанность осуществлять представительство и защиту прав и интересов ребенка.

Опекун, как правило, совершает сделки от имени малолетних граждан. Попечитель лишь дает согласие подопечному на совершение сделок, кроме тех сделок, которые перечислены в п. 2 ст. 26 ГК РФ. Для совершения опекунами (попечителями) указанных действий в ряде случаев требуется предварительное разрешение органа опеки и попечительства (ст. 37 ГК РФ).

Полномочия опекуна и попечителя не распространяются на сделки с тем имуществом подопечного, которое в соответствии со ст. 38 ГК РФ передано в доверительное управление.

Приемная и патронатная семья. Приемная семья представляет собой разновидность опеки (попечительства) над ребенком, которая осуществляется по договору о приемной семье, заключаемому между органом опеки и попечительства и приемными родителями, в течение срока, указанного в договоре.

По общему правилу обязанности по опеке и попечительству исполняются безвозмездно (п. 1 ст. 36 ГК РФ). Приемная семья эти обязанности исполняет за плату.

Договор о приемной семье является гражданско-правовым договором.

Договор о создании приемной семьи - разновидность договора в пользу третьего лица. Заключают договор орган опеки и попечительства, с одной стороны, и физическое лицо (лица) - с другой, а права по договору (право получить воспитание, уход, представительство) приобретает третье лицо - ребенок, оставшийся без попечения родителей.

К отношениям, возникающим из договора о приемной семье, в части, не урегулированной СК, применяются правила гражданского законодательства о возмездном оказании услуг постольку, поскольку это не противоречит существу таких отношений (ст. 152 СК).

Патронатная семья - это разновидность опеки (попечительства) над детьми, которая так же, как и приемная семья, является возмездной опекой, осуществляемой по договору.

Договоры о патронатной семье (о патронате, о патронатном воспитании) могут заключаться лишь в случаях, предусмотренных законами субъектов Российской Федерации (ст. 14 Закона об опеке и попечительстве). Договоры о патронате не имеют отличий от договоров о приемной семье в части отношений между подопечным ребенком и принимающим ребенка в семью физическим лицом. Отличия между этими видами опеки (попечительства) в основном сводятся к объему и характеру государственной поддержки семьи опекуна (попечителя).

Законодательство предусматривает возможность временного (до передачи в семью) устройства ребенка в специализированные организации для детей-сирот или детей, оставшихся без попечения родителей (ст. 123 СК). Организация, в которой пребывает ребенок, оставшийся без попечения родителей, выполняет функции его опекуна (попечителя) (ст. 35 ГК, ст. 155.2 СК), а ребенок обладает всем комплексом прав детей, находящихся под опекой и попечительством (ст. 155.3 СК).

Правовое отличие пребывания ребенка в специализированной организации от опеки (попечительства) состоит в том, что организация является юридическим лицом, а «обычный» опекун (попечитель) является физическим лицом.

Выбор формы устройства детей, оставшихся без попечения родителей, относится к компетенции органов опеки и попечительства. Только они решают вопрос о том, каким образом в каждом отдельном случае должна быть устроена судьба ребенка (помещение в детское учреждение, школу-интернат, назначение опекуна и т.п.), даже суд не вправе решать вопрос о конкретном способе устройства детей, утративших родительское попечение.

  • По своим юридическим последствиям понятия об усыновлении и удочерении равнозначны; далее употребляется термин «усыновление».

К семейным формам жизнеустройства детей-сирот относят: усыновление / удочерение, опека и попечительство.

Детство - это период, когда закладываются фундаментальные качества личности, обеспечивающие психологическую устойчивость, нравственные ориентации, жизнеспособность и целеустремлённость. Эти духовные качества личности не развиваются спонтанно, а формируются в условиях выраженной родительской любви, когда семья создаёт у ребёнка потребность быть преданным, способность сопереживать и радоваться другим людям, нести ответственность за себя и других, стремление научиться самому.

Дети, оставшиеся без попечения родителей, подлежат передаче на воспитание в семью (на усыновление /удочерение), а при отсутствии такой возможности в соответствующие учреждения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

Законодательство, таким образом, отдает приоритет именно семейным формам устройства детей как наиболее отвечающим потребностям ребенка и создающим оптимальные условия для его воспитания и развития.

Из всех предусмотренных законом форм семейного воспитания детей, оставшихся без попечения родителей, приоритетной является усыновление. Суть его заключается в том, что усыновленные дети фактически приравниваются к родным. Законодательством об усыновлении установлено, что оно допускается в отношении несовершеннолетних и только в их интересах с учетом возможностей усыновителя для обеспечения ребенку полноценного физического, психического, духовного и нравственного развития.

В Новосибирске все больше внимания уделяется вопросам семейного жизнеустройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

Только в прошлом году в Ленинском районе около 30 детей были переданы в приемные семьи, 88 детей усыновлены. Специалисты считают, что сегодня уже можно говорить о позитивных изменениях. По результатам реабилитационной работы, в Новосибирске только за прошедший год из социальных приютов возвращены в семьи 160 детей, 33 ребенка взяты под опеку, 240 - усыновлены, создано 59 новых приемных семей.

Особую и самую большую группу составляют дети, находящиеся под опекой. Опека долгие годы оставалась единственной (кроме усыновления) открытой и на нормативно-правовом уровне благополучной формой устройства детей в семьи: они остаются с близкими людьми (около 90% опекунов - близкие родственники ребенка), в привычной обстановке, учащиеся не меняют школу.

Что касается взрослых, то само решение взять ребенка под опеку в большинстве случаев бывает осознанным, прочувствованным, продиктованным чувством сострадания и долга. Например, в случае смерти, тяжелой болезни или недееспособности матери ребенка (при фактическом отсутствии отца) опеку над ним устанавливает ее сестра или подруга, бабушка, тетя или другие родственники берут опеку над ребенком, чьи родители лишены родительских прав.

Опека (попечительство) - форма устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в целях их содержания, воспитания и образования, а также для защиты их прав и интересов; опека устанавливается над детьми, не достигшими возраста 14 лет; попечительство - над детьми в возрасте от 14 до 18 лет.

Требования, предъявляемые к опекунам (попечителям):

  • 1. Совершеннолетие лица, т. е. достижение им 18 лет.
  • 2. Полная гражданская дееспособность лица, т. е. в данном случае отсутствие вступивших в силу решений суда о признании гражданина недееспособным или об ограничении дееспособности.
  • 3. Отсутствие в отношении кандидата вступившего в законную силу решения суда о лишении его родительских прав (независимо от времени его вынесения).

Опекунами или попечителями не назначаются граждане:

  • 1. Лишенные родительских прав.
  • 2. Больные хроническим алкоголизмом или наркоманией.
  • 3. Отстраненные от выполнения обязанностей опекунов (попечителей).
  • 4. Ограниченные в родительских правах.
  • 5. Бывшие усыновители, если усыновление отменено по их вине.
  • 6. Не имеющие возможности по состоянию здоровья осуществлять обязанности по воспитанию ребенка.

При выборе опекуна или попечителя должны учитываться и его личные качества, способность выполнения им данных обязанностей, отношения, существующие между ним и лицом, нуждающимся в опеке или попечительстве. Для соблюдения последнего правила по возможности стараются учитывать желание самого подопечного. Согласие подопечного с кандидатурой попечителя обязательно и при установлении патронажа. Особую роль личные качества опекуна играют при установлении опеки над душевно больными. Совместное проживание с человеком психически нездоровым создает множество житейских проблем, хлопотно в бытовом отношении и далеко не всегда бывает вполне безопасным. Кроме того, нужен известный навык в обращении с больным человеком, опыт применения психотропных лекарств и знание симптомов заболевания, требующих своевременного врачебного вмешательства. Естественно, что легче и лучше с проблемами ухода справляются ближайшие родственники больного, привыкшие к нему за время совместного проживания. Тем более что на их стороне бывают и личные симпатии подопечного, значительно облегчающие уход за ним. В случаях, когда столь близких родственников из числа возможных кандидатов на опекунство нет, предпочтительнее выбирать опекуна из числа социально положительных людей, имеющих определенный медицинский опыт и изъявивших желание взять на себя подобные обязанности.

Опекуны являются представителями подопечных и совершают от их имени и в их интересах все необходимые сделки. Попечители дают согласие на совершение тех сделок, которые граждане, находящиеся под попечением, не вправе совершать самостоятельно. Обязанности по опеке (попечительству) исполняются безвозмездно. На содержание ребенка опекуну (попечителю) ежемесячно выплачиваются денежные средства в порядке и размере, установленных Правительством РФ на питание, приобретение одежды, обуви и мягкого инвентаря, предметов хозяйственного обихода, личной гигиены, игр, игрушек, книг и предоставляются льготы, установленные Правительством. При этом опекун обязан предоставлять в органы опеки отчет о потраченных средствах. В некоторых случаях утраты попечения родителей (болезнь, длительное отсутствие) опекун может быть назначен параллельно с ними, приходить в семью, забирать ребенка к себе. Опекун обязан воспитывать ребенка, заботиться о его здоровье. Он вправе требовать по суду возврата ребенка от любых лиц, включая близких родственников, если они удерживают его незаконно. Однако он не имеет права препятствовать общению ребенка с его родными и близкими. Закон предусматривает защиту детей от возможных злоупотреблений со стороны опекунов, в частности, устанавливает ограничение их полномочий и самостоятельности при распоряжении имуществом подопечного. Обычно опекунами становятся близкие родственники подопечного.

Опекуны и попечители несовершеннолетних граждан обязаны проживать совместно со своими подопечными. Раздельное проживание попечителя с подопечным, достигшим 16 лет, допускается с разрешения органа опеки и попечительства.

Правоотношения между ребенком и опекуном (попечителем) прекращаются при достижении подопечным совершеннолетия.

Ребенок, находящийся под опекой (попечительством) сохранят право на получение алиментов от родителей, а в случае их смерти -- пенсии по потери кормильца. Также ребенок сохраняет свой юридический статус (ребенка-сироты или ребенка, оставшегося без попечения родителей), т.е. он сохраняет право на все дополнительные права и льготы, предоставляемые государством лицам с данным юридическим статусом. (Федеральный закон № 159-ФЗ от 21 декабря 1996 года «О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей»).

Опекунами и попечителями могут быть не только граждане, но и юридические лица: образовательные и лечебные учреждения, учреждения социальной защиты населения, некоторые другие аналогичные учреждения, а также сами органы опеки и попечительства.

Государство должно осуществлять постоянный надзор за условиями жизни подопечного, за выполнением опекуном своих обязанностей, оказывать помощь опекунам.

Особенности опеки (попечительства):

  • 1. Опека устанавливается решением главы местного самоуправления. Оформляется быстрее, чем усыновление, т.к. не требуется проведение суда.
  • 2. На опекаемого ребёнка выплачивается средства на его содержание, органы опеки оказывают содействие опекуну в организации обучения, отдыха и лечения опекаемого.
  • 3. Менее жёсткие требования к кандидату в опекуны в части дохода, жилищных условий.
  • 4. Ребёнок имеет статус воспитуемого и в старшем возрасте может ощущать свою неполную принадлежность к семье опекуна.
  • 5. Нет тайны передачи ребёнка под опеку и контакты с кровными родственниками ребёнка возможны.
  • 6. Постоянный контроль и отчётность перед органами опеки за воспитание и расходование средств

Усыновление (удочерение) ребенка - это государственный акт, в связи с которым между усыновленными и их потомством, а также усыновителями и их родственниками возникают такие же права и обязанности, которые по закону существуют между родителями и детьми. Усыновление- это переход прав и обязанностей от биологических родителей (родителя) ребенка к усыновителям (усыновителю), при котором ребенок в правовом отношении полностью приравнивается к биологическим детям усыновителя. При этом, естественно, утрачиваются все права и обязанности родных (биологических) родителей ребенка. Усыновление является самой предпочтительной формой устройства детей, оставшихся без попечения родителей на воспитание в семью. Усыновители, добровольно принимая на себя всю полноту обязанностей, возложенных законом на родителей, приравнены к ним во всех отношениях и наделены теми же правами.

Основным принципом, на котором строится весь институт усыновления, является наилучшее обеспечение при усыновлении защиты интересов ребенка, его согласие войти в семью усыновителя приобретает первостепенную важность. Интересы ребенка должны быть определяющим критерием при оценке лиц, желающих стать усыновителями, при вынесении решения об усыновлении, при отмене усыновления. Так, например, не допускается усыновление разными лицами братьев и сестер, если до этого они воспитывались вместе. Усыновление производится судом по заявлению лиц (лица), желающих усыновить ребенка, при обязательном участии органов опеки и попечительства. Усыновителями могут быть совершеннолетние дееспособные лица обоего пола, кроме лиц, которые, согласно, не имеют права на усыновление (лишены родительских прав, отстранены от обязанностей опекуна по состоянию здоровья и т.д.). Разница в возрасте между усыновителем и усыновленным должна быть не менее 16 лет. Для усыновления ребенка, достигшего возраста 10 лет, требуется его согласие. Практика показывает, что, как правило, усыновляют детей в возрасте до 12 лет, дети старших возрастов остаются в социальных учреждениях до выпуска. Для передачи ребенка на усыновление необходимо получение согласия его родителей. Если родители ребенка на момент дачи согласия не достигли 16 лет, помимо их согласия необходимо также получение согласия их родителей, опекунов или попечителей, а при отсутствии этих лиц -- согласие органа опеки и попечительства.

Особенности усыновления:

  • 1. Позволяет ребёнку чувствовать себя полноценным членом семьи.
  • 2. Сохраняются все отношения и права наследования, в том числе, по выходу из несовершеннолетнего возраста.
  • 3. Возможность присвоить ребёнку фамилию усыновителя, поменять имя, отчество и, в некоторых случаях, дату рождения.
  • 4. Оформляется дольше, чем опека, т.к. усыновление утверждается гражданским судом.
  • 5. Государство не оказывает никакой помощи после усыновления, за исключением предоставления послеродового отпуска и выплат в связи с рождением ребёнка в том случае, если усыновляется младенец до 3-х месяцев.
  • 6. Органы опеки осуществляют ежегодный контроль за семьей усыновителей в течение как минимум трех лет после усыновления.
  • 7. Самые жёсткие требования к кандидатам в усыновители, их материальному положению, заработку, жилью по сравнению с другими формами устройства.
  • 8. Не каждый ребенок, лишенный родительского попечения, может быть усыновлен.

При отказе родителей дать согласие, усыновление невозможно. Дача согласия на усыновление -- одно из важных личных неимущественных прав родителей, и его нарушение приводит к существенному нарушению их прав, поскольку усыновление ребенка приводит к полному прекращению правовой связи между ним и родителями.

В некоторых случаях усыновление может быть произведено без согласия родителей. Как правило, это происходит, когда родители в значительной степени утрачивают связь с ребенком, когда родители в течение шести месяцев без уважительных причин не проживают с ребенком и уклоняются от его воспитания и содержания.

Специалист по охране детства обязательно посещает семью кандидатов в усыновители, составляет акт обследования условий их жизни и дает заключение о возможности усыновления ими ребенка.

Лица, получившие заключение о том, что они являются надлежащими кандидатами в усыновители, вправе начать подбор ребенка на усыновление. Орган опеки и попечительства выдает им направление на подбор ребенка из соответствующего детского учреждения.

Официальная статистика свидетельствует, что большинство производимых в России усыновлений детей (как правило, из детских учреждений для детей, оставшихся без попечения родителей), успешны. Дети обретают семью, а взрослые -- смысл жизни и ощущение своей необходимости. Ежегодно в России усыновляется около 30 тыс. детей.

При этом около 18 тысяч детей усыновляется отчимами, мачехами и 12 тыс. -- посторонними гражданами из родильных отделений больниц, роддомов, домов ребенка и других детских учреждений, в которых содержатся дети, оставшиеся без попечения родителей.

1. Под устройством детей, оставшихся без попечения родителей, в организации для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, понимается помещение таких детей под надзор в образовательные организации, медицинские организации, организации, оказывающие социальные услуги.

В случае, если на территории субъекта Российской Федерации, где выявлен ребенок, оставшийся без попечения родителей, отсутствует организация для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в которую он может быть устроен в целях обеспечения ему необходимых условий содержания, воспитания и образования исходя из его потребностей, этот ребенок передается органам опеки и попечительства субъекта Российской Федерации, на территории которого такая организация имеется.

Перечень осуществляемых видов деятельности, оказываемых услуг организациями для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, порядок осуществления деятельности указанными организациями, порядок устройства детей, оставшихся без попечения родителей (включая порядок и условия взаимодействия субъектов Российской Федерации и их уполномоченных органов исполнительной власти при принятии решения по устройству ребенка, оставшегося без попечения родителей), порядок обследования таких детей, основания принятия решений по устройству детей, оставшихся без попечения родителей, в зависимости от осуществляемых видов деятельности, оказываемых услуг организациями для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, требования к условиям пребывания в указанных организациях определяются Правительством Российской Федерации.

2. Временное пребывание ребенка в организации для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в целях получения им медицинских, социальных, образовательных или иных услуг либо в целях обеспечения временного проживания ребенка в течение периода, когда родители, усыновители либо опекуны или попечители по уважительным причинам не могут исполнять свои обязанности в отношении ребенка, не прекращает прав и обязанностей родителей, усыновителей либо опекунов или попечителей в отношении этого ребенка.

3. Органы опеки и попечительства осуществляют контроль за условиями содержания, воспитания и образования детей, находящихся в организациях для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также принимают меры для устройства таких детей на воспитание в семью.

4. По завершении пребывания ребенка в образовательной организации для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, до достижения им возраста восемнадцати лет исполнение обязанностей опекуна или попечителя этого ребенка возлагается на органы опеки и попечительства.

Комментарий к Ст. 155.1 СК РФ

1. Глава 22 введена в СК РФ Федеральным законом от 24 апреля 2008 г. N 49-ФЗ, принятым в связи с Законом об опеке. В комментируемой главе впервые дано понятие такой формы устройства детей, оставшихся без попечения родителей, как устройство в организации (юридические лица), и определены основные положения, относящиеся к порядку пребывания детей под надзором таких организаций. Как уже отмечалось, эта форма устройства детей признается наименее благоприятной для ребенка.

Более того, в соответствии с положениями ст. 122 СК РФ при первой же возможности передать ребенка в семью его устройство в организацию должно быть прекращено. Руководители образовательных организаций, медицинских организаций, организаций, оказывающих социальные услуги, или аналогичных организаций, в которых находятся дети, оставшиеся без попечения родителей, в семидневный срок со дня, когда им стало известно, что ребенок может быть передан на воспитание в семью, обязаны сообщить об этом в орган опеки и попечительства по месту нахождения данной организации. Совершение руководителем учреждения, в котором находятся дети, оставшиеся без попечения родителей, действий, направленных на укрытие несовершеннолетнего от передачи на воспитание в семью, влечет наложение административного штрафа в размере от 2 тыс. до 3 тыс. рублей ().

2. К числу специализированных организаций для детей-сирот отнесены:

— образовательные организации;

— медицинские организации;

— организации, оказывающие социальные услуги;

— иные некоммерческие организации, при условии что деятельность по устройству детей не противоречит целям, ради которых они созданы.

Необходимо развеять заблуждение о том, что специализированные организации для детей, оставшихся без попечения родителей, могут быть только образовательными. Семейный кодекс РФ такого правила не содержит, да и не может содержать, поскольку в подавляющем большинстве случаев интересам ребенка, оставшегося без попечения родителей, отвечает посещение обычного общеобразовательного учреждения. Полное осуществление образовательного процесса внутри организации для детей, оставшихся без попечения родителей, создает замкнутую атмосферу в коллективе детей и не способствует их нормальной социализации.

В соответствии с действующим Постановлением Правительства РФ от 27 ноября 2000 г. N 896 (в ред. от 10 марта 2009 г.) организациями, оказывающими социальные услуги и принимающими детей, оставшихся без попечения родителей, являются социально-реабилитационные центры для несовершеннолетних, социальные приюты для детей, центры помощи детям, оставшимся без попечения родителей.

Вместе с тем комментируемая статья допускает создание не только государственных, но и негосударственных специализированных организаций для детей-сирот. Заметим, что, например, религиозные организации сами по себе как юридические лица не могут считаться организациями для детей-сирот, поскольку их основные цели (совместное исповедание и распространение веры — ст. 8 Федерального закона от 26 сентября 1997 г. N 125-ФЗ «О свободе совести и о религиозных объединениях») противоречат целям деятельности по устройству детей, оставшихся без попечения родителей. Поэтому религиозные организации вправе учреждать отдельные юридические лица (частные учреждения — ст. 120 ГК), на которые могут возлагаться функции по устройству детей, оставшихся без попечения родителей.

Организационно-правовые формы юридических лиц, относящихся к организациям для детей, оставшихся без попечения родителей, определяются гражданским законодательством. Это могут быть исключительно некоммерческие юридические лица.

Условия пребывания детей во всех типах организаций для детей, оставшихся без попечения родителей, должны быть определены соответствующим постановлением Правительства РФ.

3. Комментируемая статья разграничивает случаи временного пребывания детей в организациях для детей-сирот и случаи устройства детей в такие организации.

Помещение ребенка в какую-либо организацию в целях получения им медицинских, социальных, образовательных или иных услуг либо в целях обеспечения временного проживания ребенка в течение периода, когда родители, усыновители либо опекуны или попечители по уважительным причинам не могут исполнять свои обязанности в отношении ребенка, не является устройством ребенка в смысле гл. 22 СК РФ. В перечисленных случаях законные представители ребенка сохраняют все свои права. Так, например, ребенок, находящийся под опекой, может быть помещен опекуном в школу-интернат для обучения на короткий срок. Это может быть вызвано необходимостью отъезда опекуна или иными уважительными причинами. В этом случае опекун своих прав не утрачивает.

4. Впервые комментируемая статья четко определила статус выпускника организации для детей-сирот. Ранее на практике предполагалось, что несовершеннолетний (как правило, 16-летний) выпускник детского дома подпадает под попечительство учреждения среднего профессионального образования, в которое он поступает на учебу. Однако названные учреждения не относятся и никогда не относились к числу специализированных организаций для детей-сирот. Поэтому в п. 4 комментируемой статьи законодатель напоминает, что по завершении пребывания ребенка в образовательной организации для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, до достижения им возраста 18 лет исполнение обязанностей опекуна или попечителя этого ребенка возлагается на органы опеки и попечительства. Таким образом, орган опеки и попечительства обязан вновь начать поиск попечителя для такого ребенка (ст. ст. 121 — 123 СК).

5. Деятельность организаций для детей, оставшихся без попечения родителей, не может быть бесконтрольной. Поскольку на них возложены серьезные обязанности по охране жизни и здоровья пребывающих в них детей, по предоставлению им питания, медицинской помощи, ухода, по обеспечению получения детьми образования, органы опеки и попечительства обязаны осуществлять контроль за условиями содержания, воспитания и образования детей.

Порядок такого контроля определяется Правилами осуществления органами опеки и попечительства проверки условий жизни несовершеннолетних подопечных, соблюдения опекунами или попечителями прав и законных интересов несовершеннолетних подопечных, обеспечения сохранности их имущества, а также выполнения опекунами или попечителями требований к осуществлению своих прав и исполнению своих обязанностей. Применение названных Правил к осуществлению контроля за пребыванием несовершеннолетних детей в организациях для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, объясняется тем, что такая организация фактически имеет статус опекуна (попечителя) ребенка.

Кроме вышеназванных форм устройства детей, оставшихся без попечения родителей, существуют и иные формы, не получившие четкого законодательного закрепления и широкого распространения в практике.

К таким формам устройства детей можно отнести патронат - это форма воспитания, при которой дети, лишившиеся родительского попечения, передаются на воспитание в семьи граждан по договору, заключаемому уполномоченным государственным органом и лицом (патронатным воспитателем), выразившим желание взять ребенка на воспитание. Патронатному воспитателю выплачивается определенное вознаграждение, а он обязуется воспитывать и содержать ребенка как члена своей семьи и признается опекуном (попечителем) своего воспитанника. Под патронат передаются дети, не имеющие определенного статуса или если их статус не позволяет передать на опеку или усыновление. Эта форма основана на разграничении прав и обязанностей по защите прав ребенка между родителями (если они имеются и не лишены прав), уполномоченной службой органа опеки и патронатным воспитателем.

Патронат - форма заменяющая временное содержание в приюте и часто используется как переходная форма к опеке или усыновлению, после получения ребенком соответствующего статуса. Срок помещения ребенка под патронат может быть разным, и зависит от ситуации. Ответственность разделена между патронатным воспитателем, уполномоченным государственным органом, родителями ребенка и территориальными органами опеки. Патронат - это самая «гибкая» форма устройства, на которую можно поместить ребенка любого возраста, вне зависимости от его юридического статуса, состояния здоровья и на любой срок (от 1 дня до достижения ребенком 18 лет).

К положительным сторонам патроната можно отнести так же то, что появляется возможность помочь ребенку в любой ситуации, не нужно держать ребенка в приюте и ждать годами, когда суд, наконец, примет решение о статусе его родителей, либо не изымать из семьи и ждать, когда появятся очевидные доказательства насилия, впервые появляется шанс у больного ребенка, оставшегося без родителей, тоже найти семью (в этом случае важно, что уполномоченное учреждение возьмет на себя значительную часть забот о здоровье и обеспечении ребенка).

Патронат осуществляется на возмездной основе. Патронатному воспитателю платится заработная плата и засчитывается трудовой стаж. Патронатный воспитатель обязательно проходит специальную подготовку (обучение) в уполномоченном государственном органе. Плюсами данного вида устройства являются следующие: возможно поместить в семью патронатного воспитателя ребенка, не имеющего статус, который позволяет передать его под опеку или усыновить, то есть в ином случае обреченного попасть в приют, детский дом; на ребенка выплачивается содержание, предоставляются льготы по транспортному обслуживанию, жилью. По исполнении 18 лет патронируемому выделяется жилье, если у него такового нет. Уполномоченный государственный орган организует обучение, отдых и лечение патронируемого, оказывает помощь в воспитании, в решении сложных проблем. Выплачиваются целевые средства на ремонт, приобретение мебели и так далее. Минусами могут являться следующие факторы: работа с ребенком ведется по планам уполномоченного государственного органа, постоянный контроль и отчетность за воспитание и расходование средств, ребенок может быть изъят из семьи воспитателя в любой момент, по решению уполномоченного государственного органа, контакты с родителями и родственниками ребенка, как правило, обязательны и их регламент определяется уполномоченным государственным органом. Данная форма пока используется только в отдельных регионах России, но в последние годы патронатное воспитание в нашей стране стало активно развиваться. Распространение формы патронатного воспитания проводится Министерством образования и науки РФ, однако до сих пор эта форма не закреплена в федеральном законодательстве и регулируется законами субъектов Российской Федерации.

К временным формам устройства также можно отнести гостевой режим, или краткосрочный патронат - это форма устройства ребенка в семью на выходные и каникулярные дни. Любой гражданин, оформив соответствующие документы и получив гостевое разрешение в органах опеки и попечительства, имеет право приглашать к себе в гости на выходные и каникулярные дни ребенка (детей) из детского дома.

Это особенно актуально для детей старше семи лет. Это может стать как первым шагом к иным отношениям (опеке или усыновлению), так и остаться самостоятельной формой. Гостевой режим дает возможность им побывать в семье хотя бы в гостях, увидеть взаимоотношения людей и быт в обычной жизни. Также пребывание в гостях способствует приобретению некоторых навыков и умений, приобрести которые невозможно в стенах детского дома. И наконец, ребенок просто психологически отдыхает от постоянного пребывания в учреждении

Перспективной формой воспитания детей, оставшихся без попечения родителей, являются детские дома семейного типа. Правила организации детского дома семейного типа утверждены постановлением Правительства РФ от 19 марта 2001 года № 95 «О детском доме семейного типа» Собрание законодательства РФ. - 2001. - № 13. - ст.1251. Основной целью организации детского дома семейного типа является создание благоприятных условий для воспитания, обучения, оздоровления и подготовки к самостоятельной жизни детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в условиях семьи. Детский дом семейного типа создается, реорганизуется и ликвидируется по решению органа исполнительной власти субъекта Федерации или органа местного самоуправления. Условия создания такого дома: желание обоих супругов, находящихся в зарегистрированном браке, взять на воспитание не менее 5 и не более 10 детей; учет мнения всех совместно проживающих членов семьи, в том числе детей, а с 10-летнего возраста требуется их согласие. Общее количество детей, включая родных и усыновленных (удочеренных), не должно превышать 12 человек. Для получения заключения о возможности быть воспитателями и взять на воспитание детей супруги подают в органы опеки и попечительства по месту своего жительства соответствующее заявление и представляют необходимые документы. Органы опеки и попечительства на основании заявления, приложенных к нему документов, а также акта обследования условий жизни супругов составляют заключение в течение одного месяца со дня подачи заявления. Предпочтение отдается супругам, имеющим опыт воспитания детей, работы в детских учреждениях, являющимся усыновителями или опекунами (попечителями). Семейный детский дом финансируется учредителем, исходя из норм обеспечения воспитанников образовательных учреждений для детей-сирот. На воспитателей детского дома семейного типа распространяются условия оплаты труда, предоставления ежегодных отпусков, а также льготы и гарантии, установленные для работников образовательных учреждений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Они пользуются преимущественным правом на получение для детей путевок, в том числе бесплатных, в санатории, оздоровительные лагеря, а также дома отдыха и санатории для совместного с детьми отдыха и лечения.

Детская деревня SOS - это особая форма воспитания детей, оставшихся без попечения родителей. В каждой семье живут 6-8 детей, мальчиков и девочек разного возраста. Если у ребенка есть родные брат или сестра, они обязательно живут в одном семейном доме. Во главе семьи стоит мать-воспитательница, которая воспитывает детей, дает им заботу и любовь. Детская деревня состоит из 10-12 семейных домов. Каждая семья живет в отдельном доме. Руководство Детской деревней осуществляет директор. Вместе со своей семьей он живет в деревне, словом и делом оказывая мамам помощь и поддержку. У SOS - мам есть помощницы, их называют «тетями». В случае необходимости (болезнь мамы, отпуск и так далее) тетя заменит маму рядом с детьми. Она также оказывает некоторую помощь в ведении хозяйства.Среди сотрудников Детской деревни есть такие специалисты, как педагог, психолог и педагог-организатор. Кроме того, в деревне работает административно-технический персонал (бухгалтер, секретарь, мастер, водитель, служащий охраны).

Как видно из всего вышесказанного усыновление, приемная семья, опека и попечительство являются безусловно приоритетными формами устройства детей, оставшихся без попечения родителей, но не следует ими ограничиваться, так как существующие иные формы устройства детей бесспорно имеют свои плюсы и вполне могут в будущем получить дальнейшее развитие. Какой бы ни была избранная органами опеки и попечительства форма устройства в семью - семейная или временная - она должна в первую очередь обеспечивать ребенку достойный образ жизни, воспитание, образование, и самое главное, она должна обеспечивать нормальную социализацию личности.