Полина Осинцева
Конспект по аппликации в средней группе «Украшение валенка»
Программное содержание :
«Художественно-эстетическое развитие» :
1. Закрепить у детей навык получения треугольников путём складывания квадрата по диагонали и разрезании точно по линии сгиба. Использовать полученный навык при составлении узора для украшения валенка .
2. Продолжать учить детей правильно держать ножницы, накладывать клей, пользоваться салфеткой при выполнении аппликации .
«Социально - коммуникативное» :
3. Активизировать предметный словарь по теме «Обувь» , называния геометрических фигур. Формировать объяснительную речь.
«Познавательное развитие» :
4. Развивать зрительное восприятие, воображение, умение устанавливать причинно следственные связи.
«Физическое развитие» :
5. Развивать мелкую моторику пальцев рук.
Методы и приёмы.
Игровая ситуация : приход в группу пса Шарика , загадка, картинки, вопросы, объяснение воспитателя, уточнения, дополнения, образцы, практическая деятельность, напоминания, поощрение.
Здоровьесберегающие технологии : смена статических и динамических поз, учёт индивидуальных особенностей, пальчиковая гимнастика.
I. - Ребята, к нам сегодня в гости пришёл Шарик и принёс интересную картинку. Посмотрите на неё.
Что вы видите на ней? (Забор, а под забором ноги) .
Что надето на ногах? (Валенки ) .
Как вы думаете, сколько детей спряталось за забором? (2)
Как вы догадались? (Закрывают глазки, открывают – другая картинка) .
Правильно вы догадались?
Кого вы здесь видите?
Посмотрите, какая у детей яркая красочная одежда, какие разноцветные шапочки. А валенки ? Они украшены узором ? (нет) .
Давайте научим ребят, как можно украшать валеночки .
II. – Посмотрите, какой красивый узор (воспитатель выставляет образцы рисунков) .
На что похож узор? (На пирамидку) .
Из каких геометрических фигур составлен узор? (Из треугольников) .
Какого цвета треугольники?
У валенка есть носок , пятка, а узор на какой части расположен? (На голенище) .
Почему эта часть валенка так называется , голенище? (Потому что она закрывает голень) .
Покажите, где у вас голень.
А вот ещё один валенок , но он украшен другим узором .
На что похож узор? (На бабочку) .
Из каких геометрических фигур? (Из треугольников) .
Какого цвета треугольники?
Где расположен узор?
Обратите внимание, что на голенище 2 бабочки : 1 вверху, а другая - внизу.
III. Сели на стулья.
Давайте вспомним, как получить из квадрата треугольники. (Объяснение) .
Как мы намазываем клей? (Показ наклеивания, объяснение) .
Одну бабочку наклеиваем повыше, другую пониже. Пирамидку начинаем наклеивать сверху – вниз.
Пальчиковая гимнастика «Бабочка» .
IV. Выполнение работ.
V. Итог занятия
Давайте поставим на выставку ваши работы и рассмотрим их. У кого получился самый аккуратный узор, яркий, ровный?
Программное содержание:
«Художественно-эстетическое развитие»:
1. Закрепить у детей навык получения треугольников путём складывания квадрата по диагонали и разрезании точно по линии сгиба. Использовать полученный навык при составлении узора для украшения валенка.
2. Продолжать учить детей правильно держать ножницы, накладывать клей, пользоваться салфеткой при выполнении аппликации.
«Социально - коммуникативное»:
3. Активизировать предметный словарь по теме «Обувь», называния геометрических фигур. Формировать объяснительную речь.
«Познавательное развитие»:
4. Развивать зрительное восприятие, воображение, умение устанавливать причинно следственные связи.
«Физическое развитие»:
5. Развивать мелкую моторику пальцев рук.
Методы и приёмы.
Игровая ситуация: приход в группу пса Шарика, загадка, картинки, вопросы, объяснение воспитателя, уточнения, дополнения, образцы, практическая деятельность, напоминания, поощрение.
Здоровьесберегающие технологии: смена статических и динамических поз, учёт индивидуальных особенностей, пальчиковая гимнастика.
Ход занятия.
I. - Ребята, к нам сегодня в гости пришёл Шарик и принёс интересную картинку. Посмотрите на неё.
Что вы видите на ней? (Забор, а под забором ноги) .
Что надето на ногах? (Валенки) .
Как вы думаете, сколько детей спряталось за забором? (2)
Как вы догадались? (Закрывают глазки, открывают – другая картинка) .
Правильно вы догадались?
Кого вы здесь видите?
Посмотрите, какая у детей яркая красочная одежда, какие разноцветные шапочки. А валенки? Они украшены узором? (нет) .
Давайте научим ребят, как можно украшать валеночки.
II. – Посмотрите, какой красивый узор (воспитатель выставляет образцы рисунков) .
На что похож узор? (На пирамидку) .
Из каких геометрических фигур составлен узор? (Из треугольников) .
Какого цвета треугольники?
У валенка есть носок, пятка, а узор на какой части расположен? (На голенище) .
Почему эта часть валенка так называется, голенище? (Потому что она закрывает голень) .
Покажите, где у вас голень.
А вот ещё один валенок, но он украшен другим узором.
На что похож узор? (На бабочку) .
Из каких геометрических фигур? (Из треугольников) .
Какого цвета треугольники?
Где расположен узор?
Обратите внимание, что на голенище 2 бабочки: 1 вверху, а другая - внизу.
III. Сели на стулья.
Давайте вспомним, как получить из квадрата треугольники. (Объяснение) .
Как мы намазываем клей? (Показ наклеивания, объяснение) .
Одну бабочку наклеиваем повыше, другую пониже. Пирамидку начинаем наклеивать сверху – вниз.
Пальчиковая гимнастика «Бабочка».
IV. Выполнение работ.
V. Итог занятия
Давайте поставим на выставку ваши работы и рассмотрим их. У кого получился самый аккуратный узор, яркий, ровный?
Знаете ли вы разницу между шаблоном и трафаретом? Оба эти слова - иностранные и, хотя шаблон предназначен, чтобы его обводить по внешнему контуру, а трафарет - по внутреннему, слова эти воспринимаются практически как синонимы. Сюда же, кстати, можно отнести и "силуэт". Вобщем, собрались мы выполнять аппликацию "обувь" с применением образца для обведения по контуру. Образцов этих - (шаблонов) я нарисовала на картонках горы и горы. Ну, вот такие, например:
Это лишь некоторые из тех шаблонов. Для вас я сделала их крупными - кликайте по изображению, и оно увеличится. Но я сама считаю,что распечатывать такие картинки - это материал переводить. Я просто нарезала картон на небольшие куски и всё рисовала от руки. И экономия и мне тренировка.
Тем ученикам, у которых слабые руки и навык вырезания по контуру нуждается в тренировке, я просто по одной давала такие заготовки - картон плотный и они за урок успевали здорово умаяться просто вырезая силуэты обуви.
Те, у кого ещё и проблемы с аккуратным раскрашиванием - красили и вырезали.
А остальные ученики выполняли аппликацию "Обувь".
В я уже рассказывала про то, как изготовить правую и левую половины пары. Но в этом году до таких сложностей руки как-то не дошли, мы просто обводили по шаблону. Цель - тренировка навыка аккуратной работы с шаблоном и воспроизведение деталей строения обуви.
Вторую половину пары надо, опять же, раскрасить, причём правильно. Не устану удивляться - половина детей автоматически раскрашивает второй ботинок или туфлю в ДРУГОЙ цвет! Причём, если спросить: вот ты сам пойдёшь ли на прогулку в одном сером и одном зелёном ботинке? - смеются. (А раскрашивать - так пожалуйста.)
Но вот мы раскрасили все пары правильно и вырезали эти вторые половинки из картона. Пора склеивать аппликацию. Товарищи, обуви много, а альбомный лист не такой уж и большой. Как разместить обувь максимально компактно? Придумывайте свои решения. Потренируйте сообразительность.
............................................................................
Формировать умение проявлять творческую активность через аппликацию.
Закреплять умение вырезать по силуэту (контуру). Развивать зрительный контроль действия рук. Закреплять навыки аккуратного наклеивания и аккуратного пользования ножницами. Формировать умение украшать силуэты элементами геометрического узора. Дать возможность каждому из детей проявить самостоятельность в выборе способов украшения работы. Развивать творческие способности.
Материал:
шаблоны платья и рубахи, цветная бумага, паетки, ножницы, кусочки ткани, клей, простой карандаш; письмо, почтовая коробка.
1.В группу принесли письмо: «Здравствуйте дети, пишет вам Борис Борисович, я директор нового магазина одежды. Наш магазин открывается завтра, но у нас случилась беда, все наши портные заболели, а одежда осталась не дошита. Я прошу Вас помочь мне, одежду срочно надо дошить, мне без вас не справиться, пожалуйста помогите».
Ну, что поможем Борису Борисовичу? Что нам надо для этого сделать?
В этом магазине 2 отдела: отдел женской одежды и мужской одежды. Как нам распределиться? За первый стол садится тот, кто будет шить платья, а за второй стол садится тот, кто будет шить рубахи.
2.Самостоятельная работа детей.
Детям раздаются силуэты одежды.
Директор передал, что украшать одежду можете как хотите, любыми узорами. (Закрепление с детьми правил пользования ножницами).
Дети по силуэту обводят одежду и вырезают по контуру. Украшают одежду по замыслу. (Помощь детям по мере необходимости).
Как вы думаете смогли мы помочь Борису Борисовичу?
Молодцы, красивая получилась одежда.
А сейчас мы все платья и рубахи уложим в посылку и отправим в магазин. Директор будет очень рад, и завтра сможет открыть магазин, придут покупатели и купят такую нарядную одежду.
В детском саду занятие аппликацией носит не только практический характер - дети учатся работать руками, – но и теоретический, так как малыши узнают интересные и важные детали о том, что окружает их с рождения. Так и с темой «Одежда и обувь»: маленькие мастера не только создают делать уменьшенные копии того, что на них самих надето, но и уясняют тонкости того, как правильно сочетать цвета, рисунки в предметах гардероба. Рассмотрим важные аспекты подготовки и проведения занятия по этой теме в старшей группе.
Это самое ответственное время, так как от того, насколько хорошо будет подготовлена и оснащена аудитория «творцов», зависит успех всего занятия.
Старшая группа - это возраст, когда вчерашние малыши уже «почти школьники», а значит, с особенностями психики столь нестабильной категории наблюдаемых нужно мириться. Вот и с занятиями так же: карапузы больше чем получить саму поделку в конце хотят помочь воспитателю подготовить все необходимые материалы и инструменты перед занятием. При этом круг навыков, касающихся аппликации, у них уже довольно обширен, так что ребятня может
Чем мельче предметы одежды и обуви, тем сложнее с ними работать. Поэтому оптимальным размером, например, для платья или пальто будет ½ А4. А вот основа может быть и А3, и А1 (этот вариант удобен, если аппликация коллективная, например, малыши должны составить свою коллекцию одежды и продемонстрировать, что из этого получилось на общем «подиуме»).
В старшей группе дети уже знакомы со всеми техниками выполнения аппликации. Так что ограничений в материале не будет. Единственное «но»: если для поделки нужна ткань, то эти элементы лучше давать детям уже в готовом виде, так как материал обычно «сыпется», чем доставляет неудобства в работе. Самый удачный способ создания аппликации на тему гардероба - это комбинированная техника, когда дети работают с несколькими видами материала. Например, бумага, сухие листья для отдельных деталей одежды или для обуви, ткань для вставок разных фактур и декоративные элементы. Что касается последнего, то поделка на тему гардероба - благодатная почва для использования отделочных материалов, которые применяются в шитье. Это могут быть
Классическая основа для аппликации - это картон. Кстати, в старшей группе его плотность может быть выше, то есть допускается использование толстого картона. Отдельно стоит сказать о тканевой подложке. Это довольно сложный вариант выполнения аппликации, но тем не менее возможный: дети получают тканевую основу, на которую нанесены контуры одежды. Задача карапузов состоит в том, чтобы украсить её пуговицами, стразами, тесьмой и т.д. Но крепят они эти элементы на клей. И всё же самой распространённой является аппликация, в которой предмет гардероба вырезается полностью, представляя собой 3D поделку.
Если за основу берётся бумага, то без клея не обойтись. А значит, нужны кисточки, которыми малыши будут дозировать соединительный материал. Обратите внимание, что клей в стике - также очень удобный для наклеивания - в старшей группе уступает место жидкому ПВА. С ним дети учатся работать аккуратно, а также приклеивать тонкие и мелкие детали. Обязательно нужно подготовить влажные салфетки, которыми дети смогут вытирать пальцы и излишки с основы.
От правильного настроя на работу зависит не только результат аппликации, но и настроение, с которым малыши уйдут домой. Так что воспитатель должен грамотно и точно ввести карапузов в творческую деятельность. Для этого можно использовать несколько проверенных способов.
Работа по развитию речи предполагает заучивание рифмовок. А поскольку речь идёт о занятии в старшей группе, то стихотворения в качестве мотивирующего начала аппликации - это очень удачное сочетание работы над реализацией и развивающей, и обучающей целями.
Один из самых быстрых, эффективных и любимых малышами способов настроится на рабочий лад - отгадать пару загадок.
Несмотря на то что вводная часть занятия в форме игры - довольно противоречивый момент, так как многие методисты небезосновательно считают их разлагающим дисциплину приёмом, воспитатели на практике всё же пользуются этим способом привлечь внимание детей. Например, игрой «Почини одежду». Её цель научить ребят складывать предметы одежды, разрезанные на половинки. Малыши берут с подноса разрезанные на половинки предметы гардероба и складывают из них целые вещи. Затем отвечают на вопросы взрослого (к примеру, «Что ты собрал?», «Из каких частей состоит твоё платье?» и т.д).
Если детки в группе чересчур активны, то в качестве мотивирующего начала им подойдёт спокойный вид работы, которые поможет сосредоточиться. Например, прослушивание тематических сказок с беседой по вопросам после.
Сказка про то, как одежда обиделась
Жил-был мальчик Андрюша. Он очень не любил одеваться. Летом бабушке удавалось с ним справиться, потому что ничего особенного одевать на Андрюшу не приходилось, а вот с наступлением холодов начиналось трудное время. – Не хочу, не буду, не надену… – кричал Андрюша и убегал от бабушки. Но однажды случилось вот что. Андрюша с бабушкой, как всегда, собирались гулять. – Надень колготочки, – упрашивала бабуля. – Не буду! – отпихнул бабушкины руки Андрюша. – Почему? – расстроилась бабушка. – Они некрасивые, – ответил Андрюша. – А какие колготочки ты бы хотел? – Я бы… Я бы… Я бы хотел зелёные, как листики на деревьях. Вот! – выпалил Андрюша и победоносно посмотрел на бабушку. В это мгновение колготки вдруг превратились в две тонкие ветки, покрытые густой зелёной листвой. – Ой, что это? – удивился Андрюша. – Колготки, как ты хотел, – ответила бабушка. Ветки изогнулись и звонко шлёпнули вредного Андрюшу по попе. – Ай, они дерутся, – испугался Андрюша. – Но ты сам захотел такие! – А какой свитер ты хочешь? – Я хочу, чтобы он был мягкий, как птичий пух! – ответил Андрюша. Внезапно свитер взмахнул рукавами и превратился в огромную птицу. Птица вытянула шею и постаралась ущипнуть непослушного мальчишку за коленку. – Ай, он щиплется, – испугался Андрюша. – Но ты сам захотел такой, – ответила бабушка. – А комбинезон ты наденешь? – Нет. У него слишком много всяких застёжек, я не люблю засовывать руки в рукава и ноги в штанины! Я хочу, чтобы он был живой и сам на меня надевался! Раз! И комбинезон ожил, затопал штанинами, захлопал рукавами и замахнулся на Андрюшу. – Ай, чего это он, – испугался Андрюша. – Но ты сам захотел такой, – ответила бабушка. – А ботиночки ты тоже не любишь? – Нет, у них шнурки. Я не хочу их завязывать. Хочу, чтобы они сами налезали мне на ноги, и чтобы никаких шнурков не было! В это мгновение шнурки, как две юркие змейки, выскочили из ботинок и куда-то уползли. А сами ботинки превратились в двух маленьких собачек и, свесив язычки, начали наскакивать на Андрюшу, пытаясь его укусить. – Ай, они кусаются, – испугался Андрюша. – Но ты сам захотел такие, – ответила бабушка. – Ну, а шапочка тебе тоже не по нраву? – Нет, – упрямо ответил Андрюша. – Она плохая, с помпоном! А я хочу, чтобы у неё были ушки, как у медвежонка! Тут же помпон подпрыгнул как мячик и ускакал вслед за шнурками. А шапка превратилась в ушастую медвежью голову, да как зарычит: – Ну, что тебе ещё не нравится, вредный мальчишка. Давай одеваться. Теперь все вещи такие, как ты хотел! – Бабушка, – заплакал Андрюша. – Я хочу, чтобы вернулись мои старые вещи. Расколдуй их, пожалуйста! – Как же я их расколдую, если ты их такими сделал. Только ты можешь вернуть все обратно. – Колготочки, свитер, комбинезон, ботинки, шапочка! – закричал Андрюша. – Вернитесь, пожалуйста, ко мне! Я теперь всегда буду одеваться сам и не буду спорить с бабулей! Раз! И зелёные ветки превратились в Андрюшины синие колготочки. Два! И злая птица сложилась на стуле аккуратным свитерком. Три! И комбинезон послушно лёг рядом. Четыре! И откуда-то приползли шнурки, а собачки перестали тявкать и превратились в Андрюшины ботиночки. Пять! Пёстрым мячиком прискакал помпон, прыгнул на медвежью голову, и она опять стала Андрюшиной шапочкой! – Ура! – обрадовался Андрюша. – Здравствуйте мои дорогие вещи! Какие вы, оказывается, замечательные. Бабуля! Давай одеваться и пошли гулять. Я обязательно должен рассказать друзьям эту волшебную историю. |
Вопросы к тексту:
Ещё один пример - это сказка в стихах Корнея Чуковского «Чудо-дерево».
Как у наших у ворот Чудо-дерево растёт. Чудо, чудо, чудо, чудо Расчудесное! Не листочки на нём, Не цветочки на нём, А чулки да башмаки, Словно яблоки! Мама по саду пойдёт, Мама с дерева сорвёт Туфельки, сапожки. Новые калошки. Папа по саду пойдёт, Папа с дерева сорвёт Маше - гамаши, Зинке - ботинки, Нинке - чулки, А для Мурочки такие Крохотные голубые Вязаные башмачки И с помпончиками! Вот какое дерево, Чудесное дерево! Эй вы, ребятки, Голые пятки, Рваные сапожки, Драные калошки. Кому нужны сапоги, К чудо-дереву беги! Лапти созрели, Валенки поспели, Что же вы зеваете, Их не обрываете? Рвите их, убогие! Рвите, босоногие! Не придётся вам опять По морозу щеголять Дырками-заплатками, Голенькими пятками! |
Как уже упоминалось, беседа может быть частью работы над сказкой. Но также ответы на вопросы могут быть самостоятельным приёмом, когда в начале занятия воспитатель задаёт карапузам вопросы, на которые они отвечают либо хором, либо индивидуально. Этот приём также работает на развитие речи. Кроме того, дети учатся слушать и слышать других членов коллектива.
При любом варианте мотивирующего начала без наглядных материалов не обойтись. Это могут быть и картинки, и фотографии. Если аппликация посвящена украшению одежды, например, валенок, то на фото должны быть представлены образцы подобных работ, выполненные профессиональными дизайнерами.
Это интересно. Известный на весь мир советско-российский модельер Вячеслав Зайцев начинал свою карьеру на фабрике, изготавливающей валенки. И однажды начинающий дизайнер одежды сделал целую партию разноцветных валенок. В этот момент на фабрику приехала делегация из Франции, члены которой были так впечатлены потрясающей обувью, что тут же договорились о том, что заберут радужные войлочные сапоги. Так началась международная слава Вячеслава Зайцева, без которого сейчас нельзя даже представить мировую индустрию моды.
Если предполагается создание нарядов для бумажной куклы, то должны быть картинки, на которых они одеты, а также примеры моделей готовой одежды без куколки-манекена.
Время на вводный и заключительный этапы распределяется в зависимости от того, насколько сложна аппликация, при этом минимальный хронометраж начала и окончания - 5 минут, а максимальный - 7 минут
Одним из основополагающих моментов успешной работы над аппликацией является правильное распределение времени на все этапы творческой деятельности. Занятие в старшей группе длится 30 минут, из которых
Составление плана занятия начинается с формулировки целей и задач работы над аппликацией. Предлагаем такой вариант целеполагающего компонента:
Задачи занятия:
Шумкова Наталья «Конспект непосредственно образовательной деятельности в старшей группе «Чудо-валенки» (с использованием ИКТ)» (фрагмент)
<
…1. Вводная часть.
Организационный момент (2 мин.). Дети заходят в зал. Здороваются с гостями. Педагог: – Ребята, вы любите путешествовать? (ответы детей) – На чём можно отправиться в путь? (ответы детей) – А пешком можно? (ответы детей) – Я предлагаю вам отправиться на волшебную, сказочную полянку… -Ой, ребята, смотрите: чьи - то следы? Как вы думаете, чьи это следы? А давайте посмотрим, куда они нас приведут? Дети идут по следам за воспитателем. Дети проходят в зал, там находят валенок, который лежит в «сугробе». Педагог: – Вот и наша волшебная полянка. Ой, ребята, посмотрите, что это такое здесь, в сугробе? (ответы детей) – А у кого из вас есть валенки, ребята? Может быть, кто-то из вас потерял его? (ответы детей) – Тогда давайте оставим его здесь, вдруг вернётся тот, кто его потерял (ответы детей).
Прослушивание стихотворения К. И. Чуковского «Чудо-дерево» (5–7 мин.).
Педагог предлагает отдохнуть после работы. |
Прежде чем рассматривать схемы работы над поделками, нужно оговорить, что аппликация на тему одежды и обуви может быть «адресной», то есть создаваться для бумажной куклы (мальчика или девочки). В этом случае следует заранее подготовить «адресата» (вырезать, наклеить на плотную основу), чтобы дети могли видеть того, кому они «шьют» наряды. Это может быть 1–2 куколки на группу или же индивидуальные образцы.
Для этой аппликации потребуются бумажный шаблон платья и элементы декора для ткани: пайетки и тесьма.
Инструкция:
Это аппликация в смешанной технике: рисованные - красками, карандашами - элементы комбинируются с коллажем.
Инструкция:
Это пример накладной аппликации на тему обуви народного костюма Татарстана. Но на этой базе можно создавать любую другую модель туфель.
Инструкция:
Изготовление этой поделки может быть в рамках обсуждения мультфильма про старуху Шапокляк. Дети готовят головной убор для подобревшей старухи.
Инструкция:
Очень необычно смотрятся аппликации с использованием текстиля Для этой аппликации детям предлагается вырезать колодку и каблук отдельно, а затем склеить Объёмные детали в качестве украшения требуют больше времени на изготовление Для накладной аппликации можно предложить декорировать основу-платье белыми геометрически правильными деталями
Если на занятии дети делают одежду для бумажных кукол, то карапузы должны обязательно видеть перед собой «обладателей» нарядов Если дети вырезают наряды для кукол по контуру, тоне стоит сильно увлекаться мелкими «труднодоступными» деталями В канун Нового года ребята с удовольствием декорируют сапожок Санты Если на занятии используются бумажные куколки, то для них можно создавать целый гардероб вещей
Аппликация в старшей группе на тему «Одежда и обувь» – это благодатная почва для обучения детей работать с шаблонами, вырезать симметричные детали, а также подбирать декоративные элементы. Такое творческое занятие позволяет не только развивать художественные способности ребят, но и формирует эстетические представления о чувстве мере в выборе гардероба, а также знакомит с особенностями национального костюма и народного промысла. Вот поэтому особенно важно продумать не только ЧТО именно из гардероба делать, но и КАК эту поделку выполнять, а также КАКИМ ОБРАЗОМ настроить малышей на продуктивную работу.