Можно ли венчаться второй раз? В каких случаях это допускается? Церковный брак Брак в современной Русской Православной Церкви.

30.10.2019 Мои образы

В отношении мусульманского населения страны в целом действовало общегражданское право, но в сфере брачных и семейно-наследственных вопросов признавалось также действие мусульманского права (шариата). На Кавказе и в Средней Азии также сохраняли свои позиции обычное право (адат) и действовавшие на его основе народные суды. Однако в 60-х гг. XIX в. в результате судебно-юридической реформы обычное право было кодифицировано и несколько модернизировано.

Православная церковь довольно поздно начала официальную христианизацию мусульман. С 1887 г. стали проводиться миссионерские съезды. Одним из наиболее важных съездов, посвященных проблеме действия православной миссии среди мусульманского населения, был миссионерский съезд в Казани, проходивший с 18 по 26 июня 1910 г.

Съезд принял решение о необходимости привлечения в миссию женщин для работ среди мусульманок. Было признано целесообразным распространять православие через женские монастыри, где мусульманок можно было бы обучать помимо прочего и сельскому хозяйству. Кроме того, съезд требовал от правительства большего внимания мусульманскому вопросу и поощрения миссионерской деятельности среди мусульман.

Издание Манифеста 17 Апреля 1905 г. «свело миссионерскую деятельность почти до нуля…». Возможность перехода из одного вероисповедания в другое, предоставленная российским гражданам, была использована многими бывшими мусульманами.

Монархия Романовых контролировала основные стороны жизни мусульманской общины России, исходя прежде всего из интересов \"имперской стабильности\" (так как она ею понималась). Царские власти стремились законодательно обеспечить в данном вопросе приоритет политических, сословных и финансовых интересов государства. Во всем остальном российские мусульмане в целом могли жить в соответствии с установлениями «магометанского закона», в том числе и в сфере брачно-семейных отношений. Следует учитывать, что в России от Владимира Святого до Николая II гражданский брак не имел правовой силы и считался сугубо неформальным сожительством. Юридически законным признавалось лишь образование семьи по конфессиональному обряду (у мусульман - в соответствии с нормами шариата).

По имперскому законодательству российские мужчины-мусульмане могли вступать в брачные отношения с язычницами, буддистками и иудейками. Брак последователей «магометанского закона» с православными и католичками русского подданства был запрещен. Разрешался лишь брачный союз между «магометанином» и христианкой русского подданства - лютеранкой. Последний вариант брака был возможен лишь при соблюдении следующих условий: а) требовалось согласие Лютеранской консистории; б) брачный обряд совершал лютеранский пастор, а не мусульманское духовное лицо; в) дети от подобного брака должны были воспитываться или в лютеранстве или в православии; г) супруг христианки-лютеранки должен был отказаться от многоженства. Таким образом, подобный теоретически возможный брачный союз был практически крайне затруднен для мусульманина, который тем самым шел на серьезное нарушение канонических правил ислама: а) по традиции брак мусульманина может заключаться только по нормам шариата; б) дети мусульманина должны быть только мусульманами и др.

Особое внимание царских властей, управляющих «официально-православной» монархией, привлекало положение «новокрещен», в частности их брачные связи с нехристианами, в том числе и мусульманами. Отношение к брачному союзу «новокрещена» (бывшего мусульманина) с язычницей было достаточно терпимым, брак их сохранял свою юридическую силу и «без утверждения оного по правилам Православной Церкви». Брачные отношения бывшей мусульманки, а ныне православной женщины, с мужем-мусульманином могли оставаться в силе при соблюдении следующих условий: а) вновь рождаемые их дети должны были воспитываться теперь в православии; б) муж был обязан дать развод всем другим женам-мусульманкам; в) муж был обязан регулярно исполнять супружеские обязанности по отношению к «новокрещенной» жене. Таким образом, «новокрещенная» супруга получала достаточно обширные возможности при несоблюдении данных условий требовать развода с прежним мужем-мусульманином, причем оформлением последнего занимались теперь уже православные церковные инстанции. «Новокрещен» (бывший мусульманин) обязан был жить теперь только с одной женой, последняя тоже должна была теперь принять православие.

Любопытно, что ради увеличения числа православной паствы имперская власть была готова пойти на заметные отступления от жестких христианских правил запрета брачных отношений между женихом и невестой по мотивам наличия кровного родства. Так по шариату разрешаем (и был довольно широко распространен в Российской империи) брак между двоюродными братьями и сестрами, который в православии жестко запрещался. По российскому законодательству бывшие мусульмане-супруги после принятия православия сохраняли в силе свои брачные отношения, даже когда они находились в «степянях родства Церковью возбраненных».

2.2 Брак в современной Русской Православной Церкви

Государственно-правовой статус. Ввиду того, что действующее в РФ и других странах канонической территории Русской Православной Церкви (РПЦ) законодательство признаёт только гражданский (а не церковный) брак, в Русской Церкви браковенчание, как правило, совершается только для пар, уже состоящих в гражданском браке.

Условия совершения. В соответствии с 24-м правилом Василия Великого , максимальный возраст для брака - 60 лет.

Православные могут быть обвенчаны не только с православными, но и с инославными христианами, исповедующими Триединого Бога .

В современной душепопечительской практике в соответствии с основами социальной концепции Русской Православной Церкви, браки, заключённые без венчания по уважительной причине (в советское время, с иноверцами и неверующими) не считаются греховным блудным сожительством и не служат препятствием к браковенчанию.

Совершитель браковенчания. В Русской Церкви существовала норма (84-я статья Номоканона), возбранявшая иереям в монашеском чине (также и епископам) совершать браковенчание, но в современной практике она не действует, хотя венчание в монастыре не приветствуется.

В синодальную эпоху Высшая Церковная власть настойчиво требовала, чтобы браковенчание совершалось только священником того прихода , членами которого числятся жених и невеста.

Тайносовершительное значение в чинопоследовании венчания имеют слова священника: «Господи Боже наш, славою и честию венчай я» (ц.-сл. ѧ - винительный падеж местоимения они).

Время браковенчания. Канонически (Гл. 50 Номоканона) не позволяется венчать браки в следующие дни и периоды:

От Недели Мясопустной (то есть воскресенья пред масленицею) до Недели Фоминой (1-го воскресенья по Пасхе);

Во весь Петров пост;

Во весь Рождественский пост вкупе со днями Святок, то есть по 6 января по Юлианскому календарю.

По обычаю в Русской Церкви брак не принято венчать также:

В канун постов однодневных, то есть накануне среды и пятницы;

В канун воскресных дней, великих праздников, храмовых (престольных) праздников; по практике в синодальную эпоху также в канун Николина дня (9 мая), московской Казанской иконы (22 октября) и преставления Иоанна Богослова (26 сентября даты везде указаны по старому стилю).

Браковенчание должно совершаться утром либо днём, по совершении литургии.

Свидетели венчания. По традиции Русской Православной Церкви, свидетелями при венчании могут быть два совершеннолетних мужчины православного вероисповедания, которые достаточно хорошо знают вступающих в брак жениха и невесту, чтобы поручиться перед Богом в том, что брак заключается по любви и обоюдному согласию и для венчания не существует канонических препятствий. В исключительных случаях одним из свидетелей может стать женщина.

Чинопоследования. В Русской церкви существует 2 чина совершения таинства брака: Последование великого венчания (Гл. 16 - 19 Большого Требника) - когда оба или одно из брачущихся лиц вступают в брак в первый раз; Последование о двобрачном (Гл. 21) - когда оба венчающиеся вступают в повторный брак, то есть венчаются вдовец с вдовою. С 1775 года в Российской Церкви обручение совершается в одно время с венчанием; исключение делалось для лиц Императорской фамилии.


Принципиальное положение христианства по отношению к браку - его нерасторжимость. Категоричность смягчается у Матфея : Экзегеты различно толкуют «уступку Матфея».

В русской Церкви брак расторгается с разрешения епископа только при достаточных основаниях; канонически таковым может быть только прелюбодеяние одного из супругов. На практике таковыми также могут быть:

Психическое заболевание одного из супругов;

Заключение одного из супругов в местах лишения свободы по причине принесения кому-либо тяжкого вреда или убийства;

Отпадение одного из супругов от православия;

Злонамеренное оставление семьи.

2.2.2 Повторный брак

Правило 87-е Василия Великого: «Вторы́й брак есть врачество́ проти́ву блуда́, а не напутствие сластолюбию». Поэтому второй и третий брак совершаются по менее торжественному чину. Четвёртый и последующие не благословляются.

В отношении третьего брака в 50-м правиле Василия Великого сказано: «на троебрачие нет закона; посему третий брак не составляется по закону. На таковые дела взираем как на нечистоты в Церкви, но всенародному осуждению оных не подвергаем, как лучшие нежели распутное любодеяние». Таким образом, третий брак является крайней уступкой церкви в целях недопущения греха прелюбодеяния. Лицо, предыдущий церковный брак которого был расторгнут по его вине (виновная сторона), вступать в повторный церковный брак не может.

Брак, семья, венчание – это вопросы, которые сегодня активно рассматриваются с различных точек зрения не только в церковных СМИ. Остроту этим дискуссиям придает и ставшая уже для многих привычной практика частой смены так называемых «партнеров», без скрепления отношений рамками семьи и каких-то обязательств друг перед другом. Конечно, это касается в первую очередь людей, далеких от Церкви, но что греха таить, ведь и церковные браки не всегда выдерживают испытание временем и обстоятельствами. Вот почему, вероятно, одной из главных тем, вокруг которой сосредоточилось обсуждение , стал повторный брак. А насколько возможно вступление во второй и третий брак по благословению Церкви, то есть в брак, освященный церковным Таинством? Об этом мы беседуем с известным духовником , настоятелем храма Покрова Пресвятой Богородицы в Акулово.

– Отец Валериан, а разве возможно в принципе совершение второго венчания при живом супруге?

– При живом супруге, согласно Святому Евангелию, только при одном условии: если прежний брак распался из-за прелюбодеяния. При живом супруге во второй раз венчалась, например, (по благословению митрополита Филарета). Конечно, это был исключительный случай, но бывает всякое. Церковь ведь идет по пути милосердия, по пути любви.

В Церкви существуют три положения: «нельзя», «не положено» и «не принято». «Нельзя» – значит, нельзя. «Не положено» – например, не положены поклоны по уставу, бывают еще какие-то обстоятельства, когда что-то не полагается. А есть некоторые вещи, которые совершать принято определенным образом – или же не принято.

Существует всего два чина совершения таинства брака. Причем второй чин – для вступающих во второй брак (если один из супругов овдовел). А при живом супруге – особый случай. Если вторая половина уходит из семьи и не желает жить с бывшим супругом, то – как сказал Господь: «даст книгу распустную…» Но, добавляет Он, – «за жестокосердие ваше». А вообще-то, кроме как из-за прелюбодеяния, не должен супруг отпускать свою вторую половину. Но бывает, что по-человечески один из супругов не выдерживает, например, пьянство другого или что-то еще.

А сейчас большим бедствием стало то, что теперь всё переводят на деньги. Часто слышатся упреки супругов: «Ты не зарабатываешь!» или «Ты мало зарабатываешь!» Да мало ли кто сколько зарабатывает! Но сегодня миром правит капитал, деньги, они в современном мире находятся «во главе угла».

Разумеется, третьего венчания не существует. Но сегодня у нас всё настолько перепутано, что трудно понять: они венчались? А как считать, в который раз: в третий, в четвертый или в пятый? Они повенчались, брак считается… А теперь еще появился так называемый «гражданский брак» (ГБ). «Гражданский блуд» в сокращении, он же – . Это, конечно, беда нашего времени…

В этих случаях один только выход: молиться и просить вразумления от Бога. Разобраться, кто прав, кто виноват, сложно: в любой истории есть вина каждого человека. Конечно, больше виноват тот, кто умнее. А как Господь судит – это уже Его святая воля.

– Когда рукополагается священник, он снимает свое венчальное кольцо, кладет его на престол, символизируя тем самым, что он обручается с Богом…

– Это его особое служение. Венчаться священник может только один раз.

– Однако проект нового документа выносит на обсуждение вопрос о возможности второго венчания и для священника в том числе. Всем нам известны ситуации, когда молодой батюшка после внезапной или трагической кончины своей супруги остается в одиночестве с многочисленной семьей на руках. Помимо своего церковного служения, он оказывается связан и бытовыми обязанностями, а часто эти батюшки вообще еле сводят концы с концами – у нас множество и бедных приходов.

– Вообще-то такие примеры история Церкви знает, но ни о каком «втором венчании» речи никогда не шло. Например, овдовел и остался с семей на руках. Все мы знаем его жизненный путь…

Дело в том, что здесь важно усматривать пути Промысла Божия – невозможно говорить отвлеченно. Значит, такова воля Божия.

Видите, в чем дело: если мы идем на какие-то поступки, выбираем себе какие-то обходные пути, значит, мы не честны перед Богом и самими собой. Пример военных: если ты выбрал военную карьеру, ты знаешь: или ты останешься калекой после войны, или вообще погибнешь! Но ты выбрал этот путь и готов к нему. Или ты выбрал себе карьеру моряка: они по полгода часто вообще не видят свою семью – и должен принимать такое положение вещей. Это уже выбор каждого отдельного человека! Другое дело, что не все серьезно осознают это.

Когда-то я сказал своему отцу о желании уйти в дальнее плавание, а он ответил: «Пока ты молодой, тебя тянет в путешествия. А когда у тебя будет семья и ты будешь где-то болтаться вдалеке от нее, так белугой завоешь!» Это он просто так образно сказал, но была в его словах и подсказка: кто может выдержать? И врачами не все могут быть, и в морге не у всех получится работать. Это – особенности каждого служения.

– Часто у многих вызывает вопросы связь Церкви и современного государства. Ведь сегодня Церковь считает брак действительным и совершает венчание лишь в том случае, если существует гражданское оформление брака. Да, нам известны слова апостола Павла: «Нет власти не от Бога» И всё же… Как может Церковь признавать брак, лишь документально зафиксированный, и только на основании этого документа совершать Таинство венчания? Разве недостаточно одного церковного венчания, именно Таинства, ведь «браки совершаются на Небесах» (если опустить, конечно, формальную сторону этого вопроса)?

– Мы не больше апостола Петра, который сказал: «Если и все отрекутся, я не отрекусь!» – а потом трижды отрекся, да еще с клятвою. Поэтому предусмотреть, как себя поведут люди, вступающие в брак, очень трудно. Часто про себя не знаешь, что сказать, а уж тем более о чужих планах. Нам, конечно, нередко приходится с этим сталкиваться и разбираться. Вот, например, люди разошлись. Кому принадлежит дом? А он ни на кого не оформлен – получается: никому не принадлежит… И так далее. Конечно, это не самое главное в духовном смысле, но если формальная сторона так уж не важна – почему ее не выполнить? Почему и не расписаться, если никакой разницы нет? Для Таинства это никакого отношения не имеет, почему не сделать? Если нет никакой разницы: распишись, венчайся, живи…

Это как в случае с соблюдением поста. Говорят: «Не всё ли равно, что нам есть?» Да, всё равно: так и ешь постное! Или еще: «Да какая разница, с маслом мы едим или без масла (растительного)?» Ну, если нет никакой разницы, так и ешь без масла!

– Важно послушание Церкви?

– Да, послушание Церкви. Ведь не сложно это, в самом деле: ну почему не расписаться? Дело в том, что Церковь все-таки признает брак, с уважением относится к браку.

Надо понимать, что вообще брак – это не церковное, это гражданское установление. существовал еще до христианства, это древнее установление у многих народов. Но если у человека был второй брак, конечно, он не может быть священником (пусть даже это был и невенчанный брак). Всё равно это был брак! По уставу – так.

Конечно, бывают тут и исключения, бывает власть архиерейская, но вообще-то – это так!

– Некоторые священники поступают в каких-то случаях « по икономии», хотя часто подобная «икономия» не встречает отклика в сердцах верующих. А бывают редкие случаи, когда человек из монастыря приходит в мир и венчается…

– По Уставу, такой не имеет права венчаться! Гражданский брак в таких случаях возможен, но не церковный!

– Хотелось бы попросить вас, дорогой отец Валериан, обратиться к нашим читателям с пастырским словом. Сегодня такое лукавое время, когда многие из нас вроде бы живут в ограде Церкви, но подчиняются своим законам и установлениям, выработанным лично для себя, которые кажутся более приемлемыми. Часто каждый строит какую-то частную церковную жизнь для себя, не имея возможности жить жизнью прихода.

Когда мы говорим о , которая была до революции и существует сегодня в некоторых Поместных Церквах (например в Сербии), нам трудно представить себе, что это такое в действительности. Там на приходе часто собираются после Литургии, обсуждают какие-то животрепещущие вопросы, да просто говорят о прочитанном Евангелии… Как вы думаете, что сегодня является важным для прихода?

– Тут нужно помнить одну важную вещь: давайте сравним Сербию и Россию по размерам: малым коллективом всегда легче управлять!

Когда-то, в свое время, мне был задан вопрос по поводу глобализации. А до этого я как-то прочитал одну статью (независимо от этого) о том, что если человек создаст аналог человеческого мозга (начиненный всякими микрочипами), а одна десятитысячная этих элементов его не сработает – значит, и вся эта система работать уже не будет, безнадежно! Потом уже отец Иоанн Вавилов сказал мне: вроде бы пришли к выводу, что чем человек сложнее, тем надежнее. А оказалось наоборот: чем сложнее – тем безнадежнее. Еще один западный вольнодумец сказал: «Для больших государств необходима диктатура». Такое вот общественное управление возможно только для небольших обществ, потому что там еще как-то можно удержаться.

Больше того, келейник владыки Нестора, ныне покойный, рассказал мне интересную историю. Когда спросили его, как он относится к построению коммунизма, он ответил: «Бесполезное занятие!» Его спросили: «Вы что, против?» – «Нет, не против, но занятие бесполезное!» – «А почему?» – «Да потому что у первых христиан уже было всё общее, но долго они не продержались!» А дальше уже больше не экспериментировали, потому что дальше уже невозможно.

Так вот, сравнение это с Сербией, например, можно как-то понять из этого примера: если организация небольшая, там легче всё это устроить.

У нас ведь тоже есть отдельные приходы, где идет настоящая приходская жизнь. Но территориально в больших городах они рассредоточены, поэтому тут и сложнее всё! Это что касается приходской жизни.

А если говорить о самочинии, то об этом сказал еще святитель Феофан Затворник. Он писал, что дух самости, дух разделения привел к тому, что Западная Церковь отделилась от Восточной. А потом этот дух самости стал делить и Западную Церковь (и Восточную, кстати) на всякие национальные и еще какие-то ветви. Пытается он разделить Церковь. Сначала была одна Церковь, потом – две, потом возникли различные государства. Теперь что ни город – своя Церковь. А под конец, как говорят, будет так: «что ни голова – своя вера». Об этом писал святитель Феофан. Так что это всё предсказано. Нам нужно вернуться к истокам, к тому, что было до нас.

Например, была Оптина, были , отец Георгий Коссов… Были отдельные светильники со своими приходами – мы и должны к этим образцам возвращаться. А там – как уж получится. Так и получится!

– На днях в свет выходит ваша новая книга «Как нам обустроить себя?». Расскажите, пожалуйста, немного о ней.

– В эту книгу собрали слова, сказанные перед исповедью. Ведь когда блудный сын «ушел на страну далече», по возвращении к отцу он (как сказано в Евангелии) «пришел в себя». «Пришел в себя» – то есть он оценил свою жизнь, сравнил ее с прежней, и с этого началось у него движение к покаянию, движение к возвращению в родной дом.

Вот это как раз и есть: «обрести себя». Об этом отец Сергий Мечёв говорил: «Нужно в себе самом найти образ Божий». И в каждом человеке видеть образ Божий. Потому что именно об этом сказано в Евангелии: «Блажени чистии сердцем, яко тии Бога узрят». И не только Бога они узрят – они в каждом человеке увидят образ Божий! Поэтому для чистого всё чисто, а для нечистого – всё нечисто. И признак чистоты – не видеть грехи других людей. А признак нечистоты – это именно когда мы видим только грехи другого человека.

Этот образ Божий – его в себе именно нужно, прежде всего, обрести и восстановить. Собственно, что такое образование? Образование – это воссоздание в человеке образа Божия. Это – первое. Второе – умение мыслить. И только на третьем месте стоят знания. Но первое – это восстановить в себе образ Божий, образоваться! То есть быть совершенным, «как Отец ваш Небесный совершен есть»!

Повторное венчание вызывает много вопросов – как такое действие возможно, если таинство скрепляет две судьбы навечно, а процедуры развенчания не предусмотрено? Но современный мир и человеческая природа диктуют свои условия, и православная церковь, следуя путём милосердия, допускает некоторые послабления в вопросах венчанного брака. Однако существует множество нюансов и оговорок.

Обряд венчания создаёт неразрывную духовную связь и делает двоих единым целым, именно поэтому нельзя прибегать к нему просто по веянию моды, без внутренней серьёзной готовности. По тем же причинам нельзя просто так забрать данное Богу обещание.

Но жизнь – штука непростая. Супруг может умереть раньше, пропасть без вести или оказаться в тюрьме, предать, попасться в сети вредной опасной привычки или заболеть душевной болезнью. Иногда сохранять семью и оставаться рядом становится опасно для жизни и здоровья второй половины или детей. Что делать, если у одного из супругов не хватает моральных или физических сил нести тяжкий крест?

Церковь считает, что лучше людям жить не одиночками, а в браке, рядом с тем, кто готов разделить с ними радости и горести. Но в истории хватает примеров, когда известные личности сочетались узами брака, в том числе церковного, повторно, и речь не только о всемогущем Иване Грозном, венчавшемся незаконные пять раз.

При желании обвенчаться повторно необходимо написать подробное письмо архиерею с объяснениями ситуации, приложив к нему свидетельства о разводе и о новом браке. Узнать имя и адрес, а также необходимый пакет документов, можно в любой церкви, которую вы посещаете. Разводиться же лучше в той, в которой проводили таинство венчания.

Сколько раз можно?


Церковь уверяет, что грех двоежёнства не столь тяжёл, как те грехи, которые может совершить человек, остающийся в невыносимом браке или в одиночестве. Поэтому возможность создания второй семьи предусмотрена церковным законодательством. Третьей – с большими сложностями. А вот четвёртой и последующих – нет.

Несмотря на то что любое нарушение клятвы о целостности семейного союза в глазах церкви – грех, шанс на повторный брак даётся. Но разрешение на это можно получить только от высокого священнического чина – епархиального архиерея. Простой батюшка в силах лишь поговорить с вами, помочь облегчить душу или попытаться найти иное решение проблемы.

Интересно! Самый лёгкий способ – если один из супругов не был в браке, а второй – овдовел или развёлся не по своей вине и инициативе. Тогда проводится по первому чину, словно предыдущей семьи не было.

Отношение в православной церкви к разводам

Православная церковь относится к разводам крайне негативно. Считается, что человек обязан вступать в брак зрелым и принимать осознанное решение, которое он не захочет поменять через несколько месяцев или лет. Поэтому не стоит сочетаться неразрывными узами, если вы не уверены в своём избраннике и в том, что прожить с ним всю жизнь – благо.


Проблемы, которые начались после бракосочетания, являются испытанием от Бога, которое необходимо пройти с честью, достойно. Недопустимо прекращать любые попытки всё наладить сразу же после первых сложностей. Компромиссы, смирение, готовность понимать и принимать – вот что ставится во главе угла как главные ценности православной семьи. «Не сошлись характерами» или «мало зарабатывает» не являются уважительной причиной, чтобы оставить человека, выбранного своим супругом перед лицом Бога.

Даже более серьёзные прегрешения, такие, как алкоголизм, наркомания, семейное насилие церковь сначала пытается решить в рамках супружества, достучаться до виновной стороны, и одобряет развод, только если ничего не помогает.

Невиновная сторона распавшейся семьи тоже обязана посетить исповедь и покаяться , ведь в любых конфликтах пары, по мнению православия, всегда виноваты двое.

Кому запрещено?

Несмотря на всё милосердие и желание идти навстречу прихожанам, к некоторым моментам церковь относится бескомпромиссно.


Вас не обвенчают, если:

  • вы являетесь кровными или духовными родственниками;
  • имеет место душевная болезнь одного из новобрачных;
  • предыдущий церковный или светский брак не расторгнут;
  • один из супругов – некрещёный или относится к другой конфессии (исключения могут сделать для католиков или протестантов, но вначале необходимо поговорить с батюшкой и получить разрешение);
  • вы виновны в распаде предыдущего брака;
  • у вас уже было 3 брака (внимание, считается не только церковный, но и светский, и даже незарегистрированный гражданский);
  • ваши родители – православные, но не одобряют брак (если родители атеисты или принадлежат к другой конфессии – их благословение необязательно);
  • ваши ;
  • вы подпадаете под : кому-то из супругов меньше 18 либо женщине больше 60, а мужчине – 70 (конкретно это правило допускает множество исключений, но к архиерею обратиться всё равно придётся).

Если вы уверены, что ваш случай – особенный, и он найдет понимание, стоит написать письмо архиерею или попросить о личной встрече. Исключения из некоторых правил случаются, но для этого следует доказать серьезность намерений и горячее желание освятить новый союз благодатным светом.

Правила для вдов и вдовцов

К овдовевшим людям церковь наиболее лояльна. Если ваш избранник вступает в брак впервые, то церемония мало чем отличается от первобрачной, даже венцы наденут на головы обоим.

Но вдова уже не сможет облачиться в белое платье или покрыть голову фатой. Наилучший для нее вариант – скромное светлое платье кремового, песочно-жёлтого, золотистого цвета и платок.

Двух вдовцов или вдовца и человека, вступающего в брак повторно, венчают уже по второму чину. Если же у кого-то из пары третий брак, то и вовсе без чина.

Совет! В спорной ситуации лучше всего предварительно обсудить детали со своим батюшкой. Он разъяснит все тонкости и посоветует, какие шаги предпринять.

При беременности

Ожидание малыша не только не является препятствием к венчанию, но, напротив, увеличивает шансы на положительное решение вашей просьбы о повторном браке. Церковь считает, что детям лучше рождаться в освящённом браке, нежели в обычном светском или тем более гражданском.


Но и в этом случае придется обращаться к архиерею с просьбой рассмотреть возможность для повторного таинства с обязательным указанием причины.

Церковный развод

Итак, какие причины дают вам возможность получить развод, легитимный в глазах церкви?

  • Измена со стороны супруга. В таком случае пострадавшая сторона имеет право на новый брак, а вот виновная может пытаться получить разрешение разве что после искреннего покаяния и епитимьи;
  • СПИД и иные тяжелые заболевания, угрожающие здоровью будущих детей;
  • Наркомания или алкоголизм;
  • Муж имеет право развестись с женой, сделавшей аборт без его ведома, если на то не было медицинских показаний;
  • Если один из супругов перешёл в другую веру;
  • Признание второй половинки пропавшей без вести или же осуждение на длительное тюремное заключение;
  • Бесплодие одного из супругов. Это наиболее скользкий момент, так как самые консервативные священники могут не признать причину уважительной. Сколько детей будет в семье – решать Богу, а не людям;
  • Психическое заболевание одного из супругов, так как в этом случае у него нет духовных сил для выполнения брачных обязанностей.


Если ваша причина не перечислена в списке, не стоит отчаиваться. Время не стоит на месте, жизнь меняется, и церковь вместе с ней. Если вы считаете проблему достаточной для ликвидации семьи, то, вполне возможно, что священнослужители окажутся солидарны с вами, пойдут навстречу и сделают исключение.

Любая причина рассматривается вначале батюшкой, но непосредственно решение о разводе выносит только архиерей вашей епархии.

Важно! Не стоит забывать о необходимости исповеди и покаяния обеих сторон. Даже если вы объективно ни в чём не виноваты и являетесь пострадавшей стороной, стремление очистить душу от злости, зависти, обиды поможет как благополучно выйти из предыдущих отношений, так и создать здоровый новый брак.

Особенности повторного обряда

Венец возлагается только на того из новобрачных, который вступает в брак впервые, второму же символ опускают только на плечи. Исключения – вдовы и вдовцы, имеющие право венчаться как в первый раз. Третье по счёту таинство не имеет чина вовсе, производится без венцов, состоит в основном из покаяний. Более того, после него новобрачных в качестве наказания отлучают от церкви на срок до 5 лет.


В остальном требования во многом повторяют стандартные для таинства первого чина. В церковь допускаются только крещёные православные христиане, молодые перед обрядом несколько дней постятся и не вступают в интимные отношения.

Невесте стоит выглядеть прилично – без открытых рук, плеч, коленей, обязательно с покрытой головой, но уже не фатой, а . Лучше избегать макияжа вовсе, но главное – никаких накрашенных губ, ведь вам предстоит целовать образа.

Вышитый рушник также используются, и их необходимо приобрести заранее в церковной лавке. Приносить на второе венчание эти вещи из предыдущего брака ни в коем случае не стоит. Цена за таинство не регламентирована, но обычно пара оставляет после церемонии пожертвования в том размере, который может себе позволить.

Есть и еще несколько отличий венчания второго чина от первого:

  • Батюшка читает две дополнительные молитвы о покаянии новобрачных и просит Бога направить супругов к свету, помочь им преодолеть свои грехи;
  • Невеста не может быть в белом платье, не покрывает голову фатой. Лучше выбрать кремовый, желтоватый иной светлый оттенок вместе со скромным платком;
  • Венчание второго чина существенно короче по времени.

Запрещенные дни

Повторное венчание, как и обычное, не проводится по вторникам, четвергам и субботам – делается это для того, чтобы брачная ночь не выпадала на постные дни.

Также вас не обвенчают в числа Великих постов или важных церковных праздников, в том числе двунадесятых, престольных и великих. Запрещено проводить обряд во время месячных невесты, так как в эти дни женщина в принципе не имеет права заходить под своды храма.

Совет! Уточните, подходит ли выбранная дата для венчания по церковному календарю или спросите у батюшки, который будет проводить обряд.

Вообще пообщаться со священником, которому вы доверите такое важное таинство, в любом случае стоит, так же как и посмотреть храм, ведь ему предстоит стать колыбелью вашей будущей семьи, а значит, он должен вызывать исключительно положительные эмоции.

Как получить разрешение после развода?


В первую очередь расторгните предыдущий брак в загсе или через суд. Для расторжения церковного союза необходимо прийти в церковь, в которой вы венчались, или же в ту, что посещаете, и попросить адрес и имя архиерея вашей епархии, если они вам неизвестны.

Перечень документов вам назовут там же, обычно это свидетельство о расторжении брака, свидетельство о повторной регистрации, в случае болезни предыдущего супруга – медицинская справка, в иных ситуациях – другие подтверждающие документы.

Пишите письмо максимально искренне, но со смирением – попытки перевалить всю ответственность на вторую сторону или обелить себя в глазах владыки не приведут ни к чему хорошему. При спорных ситуациях можно попросить также о личной встрече.

Далее остаётся только ждать вердикта. Если архиерей решит, что ваши причины достаточно уважительны, то вы получите благословение как на расторжение предыдущего брака, так и на второе венчание. Скорее всего, дополнительно будет назначено покаяние, исповедь, епитимья того или иного рода – пост, чтение молитв, паломничество.

Перед самим венчанием обязательно посетите исповедь , а также минимум три дня питайтесь постной пищей и избегайте с супругом интимных отношений. Это поможет очиститься и настроиться на необходимый духовный лад.

Полезное видео

Большинство разведенных пар все же не опускают руки, находят свои вторые половинки и хотят пережить таинство венчания еще раз. Позиция церкви по вопросу повторного венчания — в видео:

Заключение

Повторное венчание, несмотря на меньшую торжественность и необходимость покаяния, вполне возможно. Произносятся дополнительные молитвы, уменьшается количество торжественности, требуется разрешение архиерея, но во всем этом есть очевидный плюс. Препятствия помогают понять, стоят ли новые отношения таких усилий и достойны ли вы того, чтобы ваш союз был скреплён на небесах.

О Браке и Венчании

Церковь воспринимает брак как таинство, причем таинством является не столько венчание, сколько сам брак как союз мужчины и женщины. Ни одна религия, ни одно мировоззрение не относится к браку так, как христианство, благословляющее чудо соединения двух людей в единую плоть, единую душу и единый дух.

Далеко не всегда прочность брака обеспечивается венчанием. В церковных таинствах нет магии, они не действуют независимо или против человеческой воли. Бывает, что люди вступили в церковный брак, над ними было совершено венчание по всем канонам, а брак не сохранился, распался. И наоборот, можно привести множество примеров, когда по тем или иным причинам супруги не венчались, но при этом в течение многих лет жили как единое неразрывное целое, как прочная христианская семья.

По мнению митрополита Илариона существует два типа брака. Первый - брак как таинство, второй - брак как совместное проживание. Брак как таинство - это когда два человека соединены друг с другом настолько полно, глубоко и нераздельно, что не мыслят себе жизни друг без друга, когда они дают обет верности друг другу не только на земную жизнь, но и на всю последующую вечность.

Брак как таинство может состояться только в том случае, если он с самого начала - и даже еще до начала - будет соответствовать тем требованиям, которые предъявляет к браку христианская Церковь. Почему Церковь установила строгие правила, касающиеся, в частности, взаимоотношений между женихом и невестой до брака? Почему существуют отдельно обручение и венчание, которые в древности совершались в разное время, и временной промежуток между ними составлял порой несколько лет? Сейчас, как правило, и обручение, и венчание совершаются одновременно, но изначальный смысл этих двух событий совершенно разный. Обручение свидетельствовало, что мужчина и женщина решились принадлежать друг другу, что они дали друг другу обет верности, то есть, по сути дела, уже вступили в брак, но их брак до венчания еще не является полноценной семейной жизнью: они, в частности, должны воздерживаться от супружеского общения. Они встречаются и расстаются, и этот опыт совместного пребывания и разлуки закладывает тот фундамент, на котором затем будет построено прочное здание брака.

В наше время брак нередко распадается именно потому, что у него не было прочной основы: все было построено на мимолетном увлечении, когда люди, не успев вбить в землю сваи, определить, каким должен быть «дизайн» их будущего дома, сразу же начинают возводить стены. Такой дом неизбежно оказывается построенным на песке. Церковь именно потому устанавливает для супругов подготовительный срок, чтобы мужчина и женщина сумели построить брак не только на страстном половом влечении, но на чем-то гораздо более глубоком - на душевном, духовном и эмоциональном единении, на совместном желании отдать жизнь друг другу.

Таинственный брак заключается, если можно так сказать, на горячее сердце, но на трезвую голову. Мужчина и женщина должны иметь достаточно времени, чтобы первое увлечение, которое рискует пройти, было испытано временем. Опыт совместного и раздельного пребывания должен дать им ответ на вопрос, готовы ли они жить вместе, готов ли каждый из них сказать: "Да, это именно тот человек, с которым я могу разделить всю свою жизнь, которому могу отдать все, что у меня есть".

Существует ложное, ошибочное мнение - что Церковь против супружеского общения, что оно, по учению Церкви, должно быть сведено к минимуму. Также ошибочно мнение, выдаваемое за учение Церкви, о том, что общение супругов в браке допустимо исключительно с целью чадородия, то есть для зачатия ребенка; в течение всего остального времени от полового общения надо воздерживаться. Это не учение Церкви и никогда таковым не было. Бог не создал бы людей такими, какие они есть, не вложил бы в мужчину и женщину влечение к друг к другу, если все это было нужно исключительно ради деторождения. Супружеская близость имеет свою ценность и свой смысл, являясь неотъемлемой частью брачного союза. Конечно, Церковь устанавливает определенные дни и периоды, когда супруги призываются воздерживаться от брачного общения - это время Великого и других постов, то есть то время, которое дается Церковью для того, чтобы люди могли сконцентрироваться на духовной жизни, время аскетического подвига, испытания. Обращаясь к супругам, апостол Павел говорит: "Не уклоняйтесь друг от друга, разве по согласию, на время, для упражнения в посте и молитве, а потом опять будьте вместе, чтобы не искушал вас сатана невоздержанием вашим" (Первое послание апостола Павла к Коринфянам глава 7 стих 5).

Супруги в браке призваны взаимно дополнять друг друга. Очень важно научиться видеть и ценить в другом то, чего нет у тебя.

В браке люди осознают, что, если бы они не встретились, они оставались бы неполноценными, незавершенными. Это не означает, конечно, что брак является единственной возможностью самореализации. Есть и другие пути. Есть и путь безбрачия, путь монашества, когда все то, чего человеку не хватает, восполняется в нем не другой человеческой личностью, но Самим Богом, когда сама божественная благодать "немощная врачует и оскудевающая восполняет".

Чем брак как совместное проживание отличается от брака как таинство? Брак как совместное проживание означает, что в какой-то момент судьба свела двух людей, но между ними нет той общности, того единства, которое необходимо для брака, чтобы он стал таинством. Живут двое - и у каждого своя жизнь, свои интересы. Они давно бы развелись, но жизненные обстоятельства заставляют их оставаться вместе, потому что, например, невозможно разделить квартиру. Такой брак, - будь он "венчанный" или "невенчанный", - не обладает теми качествами, которыми должен обладать христианский брак, когда, как говорит апостол Павел, муж является для жены тем же, чем Христос для Церкви, и жена для мужа тем же, чем Церковь для Христа. В таком браке отсутствует тесная, неразрывная взаимосвязь, верность, жертвенная любовь. Люди в таком браке не переступают через свой эгоизм и, прожив вместе много лет, остаются замкнутыми каждый на самом себе, а значит, чужими друг другу.

У всякого брака, начавшегося как простое совместное житие, есть потенциал перерастания в таинство, если супруги работают над собой, если они стремятся уподобиться соответственно Христу и Церкви. Брак, который начался как совместное проживание, может обрести новое качество, если супруги воспринимают брак как возможность вырасти в некое новое единство, выйти в иное измерение, преодолеть свой эгоизм и замкнутость. Очень важно научиться вместе переносить испытания. Не менее важно учиться переносить недостатки друг друга. Нет людей и супружеских пар, у которых не было бы недостатков. Нет семей, где все проходило бы идеально и гладко. Но, если супруги хотят, чтобы их брак был таинством, если хотят создать настоящую, полноценную семью, они должны бороться с недостатками вместе, воспринимая их не как недостатки другой половины, но как свои собственные.

Очень важно, чтобы не было и другой крайности, когда взаимная привязанность, любовь и верность становятся источником ревности, деспотизма и духовного насилия. Это случается, когда один из супругов воспринимает другую половину как собственность, подозревает его или ее в неверности, во всем видит угрозу. Очень важно, чтобы при духовном, душевном и телесном единстве супруги умели не посягать на свободу другого, уважать в нем личность, чтобы каждый признавал за другим право на возможность иметь и какую-то свою жизнь помимо той, что протекает в семейном кругу. Эта свобода, естественно, не должна быть свободой от брачных уз, от нравственных норм, но она должна помочь человеку раскрывать в браке, как и в других сторонах жизни, свою индивидуальность.

Совершение таинства венчания предполагается над людьми, которые вступают в брак. Но сегодня мы часто сталкиваемся с ситуациями, когда брак был заключен в то время, когда совершение таинства венчания по каким-либо причинам было невозможным (особенно если речь идет о нашем недавнем атеистическом прошлом), но супруги, находящиеся в законном, имеющим государственную регистрацию браке, начинают осознавать его неполноту и желали бы венчаться. В таком случае совершение таинства венчания весьма желательно.

В любом случае надо помнить, что таинство венчания, как и любое другое таинство, это – церковное таинство и предполагает осознанную принадлежность к Церкви Христовой. Если супруги после совершения таинства осуществляют «автономную» жизнь, в которой Церкви не находится места (к сожалению, сегодня это встречается нередко), большого смысла в венчании нет, оно остается бесплодным, а в случае совершения супругами тяжелых грехов может стать таинством «в осуждение», как бы проявляя последствия греха (никакой грех не обходится без последствий), делая эти последствия быстрыми и резкими. Бог не желает зла человеку, и такое обличение греха служит во благо – ибо заставляет человека задуматься, переоценить свою жизнь, приводит человека к покаянию. Но следует отдавать себе отчет в том, что это очень болезненные вещи, часто связанные с разрушением привычного хода и образа жизни, с болезнями и скорбями как самого грешника, так и его близких.

Советы венчающимся

Чтобы венчание стало подлинным праздником, запоминающимся на всю жизнь, необходимо заранее позаботиться о его организации. В первую очередь, согласовать место и время совершения таинства. В нашем храме существует предварительная запись, при которой указывается не только день, но и время венчания. Но делается это только после предварительного собеседования со священником: пара сначала договаривается о таком собеседовании в удобное для всех время. На собеседовании священник выясняет серьезность намерения венчающихся, выясняет возможные препятствия к браку и дает необходимые наставления, если возможность и необходимость совершения таинства подтверждается.

Для венчания нужно предоставить свидетельство о браке, поэтому регистрация брака в ЗАГСе должна быть раньше венчания.

В первые века христианства венчание совершалось непосредственно за Божественной литургией. Сейчас существует отдельное чинопоследование венчания, но совместное причастие перед началом супружеской жизни исключительно важно. Поэтому, если молодоженам важна дата совершения таинства (бывает, люди привязывают ее к каким-то событиям своей жизни или, может быть, необходимо успеть до начала поста), необходимо так рассчитать время, чтобы пройти собеседование со священником заранее, т.к. потребуется еще, как минимум, несколько дней для подготовки к причастию

Для проведения таинства потребуются обручальные кольца, свечи, венчальные иконы, белое полотенце (или специальный рушник) и вино (кагор). Как правило, все это есть в иконной лавке, нужно только заранее позаботиться о приобретении.

По русской традиции, супружеская пара может иметь свидетелей (шаферов), организующих брачный пир. Пригодятся они и в храме - держать венцы над головами новобрачных. Шафера должны быть крещеными. Но если свидетелей не будет, таинство можно провести и без них, у них роль чисто декоративная.

Присутствие друзей и родственников молодоженов на венчании желательно, но, в крайнем случае, можно совершить таинство если будут только молодежены. Во время бракосочетания разрешается делать фотографии и снимать видеокамерой.

Чинопоследование Таинства

Таинство Брака состоит из двух частей - обручения и венчания. Как было сказано выше, в прошлом они были отделены по времени друг от друга, обручение совершалось при помолвке и могло быть расторгнуто впоследствии.

Во время обручения священник вручает брачующимся зажженные свечи - символ радости, тепла и чистоты. Затем он надевает кольца, сначала жениху, а потом невесте, и трижды - в образ Святой Троицы - переменяет их.

После обручения молодые проходят на середину храма. Священник вопрошает их о том, свободно ли их желание стать законными супругами, ни обещались ли они кому-нибудь другому. После этого произносятся три молитвы, в которых испрашивается благословение Божие на сочетающихся браком, вспоминаются благочестивые супружеские союзы Ветхого и Нового Заветов. Выносятся венцы - богато украшенные короны, подобно царским, и возлагаются на головы молодым. Венец - это образ венца Царства Небесного, но и символ мученичества. Священник, воздев к Богу руки, трижды произносит: "Господи, Боже наш, славою и честию венчай их!" - после чего читает отрывки из апостольского послания и Евангелие, рассказывающее о том, как Господь Иисус Христос благословил брак в Кане Галилейской.

Приносится чаша с вином - символ жизненной чаши радостей и скорбей, которую супруги должны делить до конца своих дней. Священник в три приема преподает вино молодым. Затем он соединяет их руки и трижды обводит вокруг аналоя под пение свадебных тропарей. Круг - символ того, что таинство совершено навечно, хождение за священником - образ служения Церкви.

В завершение таинства супруги встают у Царских врат алтаря, где священник произносит им слово назидания. Затем родные и друзья поздравляют новую христианскую семью.

Последование о второбрачных

Церковь смотрит на второй брак неодобрительно и допускает его только по снисхождению к человеческим немощам. В последование о второбрачных добавляются две покаянные молитвы, нет вопрошений о свободе волеизъявления. Такой чин совершается в случае, если и жених, и невеста вступают в брак во второй раз. Если один из них венчается впервые, совершается обычное чинопоследование.

Суеверия, связанные с Венчанием

Пережитки язычества дают о себе знать всевозможными суевериями, которые хранятся в народе. Так, существует поверье, что случайно упавшее кольцо или погасшая венчальная свеча предвещает всевозможные несчастья, трудную жизнь в браке или раннюю смерть одного из супругов. Распространено и суеверие, что тот из брачующихся, кто первым вступит на расстеленное полотенце, будет всю жизнь главенствовать в семье. Некоторые думают, что нельзя венчаться в мае, "будешь потом всю жизнь маяться". Все эти вымыслы не должны волновать сердца, ибо их творец - сатана, названный в Евангелие "отцом лжи". А к случайностям (например, падение кольца) нужно относиться спокойно - всякое бывает.

Церковно-канонические препятствия к браку

Условия заключения брака, установленные гражданским законодательством и церковными канонами, имеют значительные различия, поэтому не всякий гражданский союз, зарегистрированный в ЗАГСе, может быть освящен в таинстве брака.

Церковью не допускается четвертый и пятый браки; запрещается вступать в брак лицам, находящимся в близких степенях родства по прямой и боковой линиям. Церковь не благословляет брак, если один из брачующихся (или оба) объявляет себя убежденным атеистом, пришедшим в храм лишь по настоянию супруга или родителей. Нельзя венчаться некрещеным.

Нельзя венчать брак, если один из новобрачных фактически состоит в браке с другим лицом.

Запрещается брак между кровными родственниками вплоть до четвертой степени родства (то есть с троюродным братом или сестрой).

Древняя благочестивая традиция запрещает браки между крестными родителями и крестниками, а также между двумя восприемниками одного ребенка. Строго говоря, канонических препятствий к этому нет, однако в настоящее время разрешение на такой брак может быть получено только у правящего архиерея.

Нельзя венчаться тем, кто дал ранее монашеские обеты или принял рукоположение в священный сан.

В наши дни Церковь не производит дознания о совершеннолетии, психическом и физическом здоровье жениха и невесты, добровольности их вступления в брак, так как эти условия обязательны для регистрации гражданского союза. Разумеется, скрыть от представителей государственных органов те или иные препятствия к браку можно. Но невозможно обмануть Бога, поэтому главным препятствием для совершения незаконного брака должна стать совесть брачующихся.

Отсутствие родительского благословения на венчание является весьма прискорбным фактом, однако в случае совершеннолетия жениха и невесты оно не может воспрепятствовать венчанию. Кроме того, часто родители-атеисты противятся именно церковному браку, и в таком случае родительское благословение может быть заменено священническим, лучше всего - благословением духовника хотя бы одного из супругов.

При возникновении канонических препятствий, перечисленных выше, желающим повенчаться необходимо лично обратиться в канцелярию правящего архиерея. Владыка рассмотрит все обстоятельства; при положительном решении поставит резолюцию, по которой венчание может быть совершено.

Не совершается браковенчание накануне среды и пятницы всего года (вторник и четверг), воскресных дней (суббота), двунадесятых, храмовых и великих праздников; накануне и в продолжение Великого, Петрова, Успенского и Рождественского постов; в период Святок - от 7 января до 19 января; в Неделю мясопустную и в течение сырной седмицы (масленицы); в течение Пасхальной (Светлой) седмицы; в дни (и накануне) Усекновения главы Иоанна Предтечи - 11 сентября и Воздвижения Креста Господня - 27 сентября.

Все дни, разрешенные церковью для венчания, благоприятны для совершения свадеб.

Расторжение церковного брака

Расторгнуть церковный брак может только архиерей или церковный суд, при наличии измены одного из супругов или других серьезных причин.

В 1918 году Поместный Собор Российской Православной Церкви в "Определении о поводах к расторжению брачного союза, освященного Церковью" признал в качестве таковых, кроме прелюбодеяния и вступления одной из сторон в новый брак, также отпадение супруга или супруги от Православия, противоестественные пороки, неспособность к брачному сожитию, наступившую до брака или явившуюся следствием намеренного самокалечения, заболевание проказой или сифилисом, длительное безвестное отсутствие, осуждение к наказанию, соединенному с лишением всех прав состояния, посягательство на жизнь или здоровье супруги либо детей, снохачество, сводничество, извлечение выгод из непотребств супруга, неизлечимую тяжкую душевную болезнь и злонамеренное оставление одного супруга другим. В настоящее время этот перечень оснований к расторжению брака дополняется такими причинами, как заболевание СПИДом, медицински засвидетельствованные хронический алкоголизм или наркомания, совершение женой аборта при несогласии мужа. (Социальная концепция РПЦ - из главы X.3).


«Церковный брак»

Введение

1. История установления церковного брака

2. Церковный брак в России

2.1 Браки с иноверцами в России до 1918 года

2.2 Брак в современной Русской Православной Церкви

2.2.1 Расторжение брака

2.2.2 Повторный брак

3. Брак в евангелических Церквях

Заключение

Литература

Введение

Брак есть таинство, в котором при свободном, пред священником и Церковью обещании женихом и невестою взаимной супружеской верности, благословляется их супружеский союз, во образ духовного союза Христа с Церковью, и испрашивается им благодать чистого единодушия к благословенному рождению и христианскому воспитанию детей.

Пространный Православный КатехизисПравославный Катехизис (от греч. поучение ) - религиозная книга. Изложение христианского вероучения в форме вопросов и ответов.

Брак - семейный союз мужчины и женщины, порождающий их права и обязанности по отношению к друг другу и к детям.

Церковный брак - брак, заключенный по религиозным обрядам. Церковное бракосочетание -- христианское таинство благословения жениха и невесты, изъявивших желание жить совместно, как муж и жена в течение последующей жизни.

В более широком, государственно-правовом смысле, вид брака, заключаемый в религиозных институтах. В ряде стран существует наряду с институтом гражданского брака; до начала XX века был единственным видом брака, влекшим за собой юридические последствия, в большинстве стран Европы. В России упразднён в 1918 году.

Традиционно, бракосочетанию предшествует помолвка -- уведомление окружающих о том, что двое собираются вступить в брак и могут оказывать друг другу знаки внимания.

В дореволюционной России имел юридическую силу только церковный брак.

1. История установления церковного брака

Установление церковного брака как особого церковно-правового института в истории христианства произошло весьма поздно.

Армянская Церковь первой признала необходимость церковного обряда для действительности брака -- канон 7 Шахапиванского Собора 444 года.

В Византийской империи долгое время (до предписания Алексея I Комнина в 1092) заключение брака регулировалось нормами римского права, которое требовало юридического оформления (заключения письменного договора) только для высших сословий.

Большинство браков в богатых семьях Древнего Рима заключалось по расчёту: для продолжения рода (лат. matrimonium -- брак, от лат. mater -- мать), для объединения владений, а также для укрепления политических союзов. Среди бедного населения, скорее всего, также преобладал расчёт, однако не исключались браки по любви. Для брачного союза не существовало специальных юридических церемоний. Античные юристы рассматривали брак как обоюдное согласие на брак и совместное проживание. Жена должна быть отведена в дом мужа, и согласно античным юристам, именно с этого момента начинался брак.

89-я новелла Льва VI Мудрого (около 895), предписывавшая заключать брак только с церковного благословения, касалась лишь свободных лиц, то есть, не рабов.

Окончательное запрещение заключения брака без ведома и благословения приходскогоПриход - низшая церковно-административная единица, церковь с причтом и содержащая их церковная община (прихожане). В русской православной церкви приходы объединяются в благочиния. Прихожане - верующие, образующие религиозную общину пори христианской церкви, вблизи которой обычно живут и которую систематически посещают. Причт - штат священнослужителей (священники и дьяконы) и церковнослужителей (пономари, псаломщики, дьячки, чтецы и т.д.) при православной церкви. Состав зависит от числа прихожан и утверждается архиереем. священника последовало при Императоре Андронике II Палеологе (1282--1328) и Патриархе Афанасии I (1289--1293; 1303--1309).

2. Церковный брак в России

Из Канонических ответов митрополита Киевского Иоанна II (1078--1089) видно, что русский народ считал венчание принадлежностью брака князей и бояр, продолжая придерживаться при вступлении в брак языческих обычаев умыкания и купли невест. Подобная практика встречается по памятникам до конца XVII века, а в реальной жизни -- и в современности.

2.1 Браки с иноверцами в России до 1918 года

До синодального периода в Русской Церкви строго воспрещались браки православных как с иноверцамиИноверцы. Российское правительство всегда стремилось контролировать деятельность многочисленных религий и конфессий на территории Российской империи. Католики, лютеране, евреи и мусульмане находились под тщательным государственным надзором.

Инородцы -- 1) в России до 1917 г. название всех неславянских народов; 2) в России XIX -- начала XX в. название в официальных документах ряда народов (киргизы, калмыки, буряты, якуты и др.), обычно кочевых, проживавших на территории Казахстана и Сибири. В Восточной Сибири управлялись на основе Устава об управлении инородцев 1822 г. инородными управами (административные и финансово-хозяйственные учреждения в Российской империи в 1822--1901 гг.). , так и с инославнымиИнославие (калька с греч. ?феспдпоЯб) -- термин, принятый в современном русском православном богословии, а также в официальных внутренних документах Русской православной церкви, для обозначения христианских течений (церквей), отличных от Православия византийской традиции (не состоящих в евхаристическом общении с церквями, принадлежащими этой традиции), как то: римский католицизм, протестантизм, древневосточное православие и др . Современная позиция РПЦ в отношении инославия сформулирована в документе «Основные принципы отношения Русской Православной Церкви к инославию » принятом на Архиерейском Соборе РПЦ в 2000 году. . Поводом к изданию «Послания Святейшего Синода к православным о беспрепятственном им вступлении в брак с иноверцами» было поступившее в Синод доношение из Берг-Коллегии, основанное, в свою очередь, на письме Василия Татищева, посланного в Сибирскую губернию «для прииска рудных мест и строения, и размножения тамо заводов». В письме Татищев ходатайствовал о желании поселившихся в России шведских специалистов (взятых перед тем в плен русской армией во время Северной войны) «жениться на русских девках без переменения веры».

Браки православных российских подданных с иноверцами были разрешены при Петре I: В 1721 году были дозволены браки с католиками, протестантами и армянами, но не «раскольниками» (то есть старообрядцами); такие браки обычно не требовали специального разрешения архиерея.

Высочайший указ от 17 апреля 1905 года дозволял брак православных с старообрядцами, совершение которого, однако, требовало разрешения епархиального архиерея. Кроме того, лица других христианских исповеданий, вступающие в брак с лицами православными (за исключением коренных жителей Финляндии на её территории), давали священнику пред совершением брака подписку в том, что они не будут ни поносить своих супругов за православие, ни склонять их чрез прельщение, угрозы или иным образом к принятию своей веры и что имеющие родиться от сего брака дети будут крещены и воспитаны в православии. Взятая таким образом по установленной форме подписка подлежала представлению епархиальному архиерею или в консисторию Консистория (от позднелатинского consistorium) 1) В православной церкви учреждение при архиерее по управлению епархией (в правосл. церквах церк.-адм. терр. единиуа во главе с архиереем (епископом). К 1980 г. в Рус. правосл. церкви имелось 76 епархий (неск. за рубежом) , 2) В католической церкви особое совещание при папе римском, 3) В протестантизме церковно-административный орган. Консистория выполняла ту роль, которую теперь выполняют орган ЗАГС и туда обращались за справками о рождении, бракосочетании и смерти. Метрические книги - в дореволюционной России реестры, в которых регистрировались акты гражданского состояния. Метрические книги велись в двух экземплярах: один направлялся на хранение в архив консистории (учреждение с церковно-административными и судебными функциями, которая подчинялась епархиальному архиерею), второй - оставался в церкви. Консисторский экземпляр , включавший метрические тетради рождения, брака, смерти за один год по всем приходам одного уезда или города, достигал 1000-1200 листов . в начале января следующего года.

По состоянию на начало XX века в Российской империи действовали следующие нормы:

Браки православных с лицами неправославных христианских исповеданий разрешались лишь при условии венчания, крещения и воспитания детей по правилам православной веры.

Русским подданным православного и католического вероисповедания запрещались браки с нехристианами, а протестантам -- с язычниками.

Дети, рожденные в смешанных браках с православными, обязательно должны были крещены в православную веру.

Православные и католики

На территории России за исключением Царства Польского проживало 11,5 млн. человек, исповедовавших католицизм, что составляло почти 9% населения страны. По национальному составу 75% католиков европейской и азиатской части России были поляками. Католицизм исповедовали также литовцы, латыши, украинцы, чехи, армяне, русские и др.

Правовое положение Римско-католической Церкви в России определялось Уставом Духовных Дел иностранных исповеданий, который закреплял, что «в пределах государства одна господствующая Православная Церковь имеет право убеждать последователей иных Христианских исповеданий и иноверцев к принятию ее учения о вере». Согласно Уставу о предупреждении и пресечении преступлений 1890 г. «как рожденным в православной вере, так и обратившимся к ней из других вер, запрещается отступить от нее и принять иную веру, хотя бы то и христианскую».

В народе отношение к католикам было спокойным, большинство понимало, что они «такие же христиане».

Православные и лютеране

В России Евангелическо-лютеранская церковь существует с 1576 г., когда в Москве была открыта первая лютеранская часовня. К 1917 году церковь объединяла уже более семи миллионов лютеран и реформатов. Российские государи поначалу благоволили к лютеранам и разрешали им открыто демонстрировать свою веру, чего не разрешалось католикам.

В 1832 г. лютеранская церковь получила официальное признание государства и была зарегистрирована как «Евангелическо-Лютеранская церковь в России». По данным статистики за 1904 г., Евангелическо-Лютеранская церковь имела 287 храмов и окормляла более миллиона человек. При этом она жёстко контролировалась государством. Государь Император считался епископом Лютеранской церкви, т. е. высшим блюстителем порядка и дисциплины. Он рассматривал и утверждал не только общие организационные вопросы, но и такие проблемы, как внесение изменений в порядок богослужения, снятие сана с пастора и даже вопросы веры. Смертная казнь за переход из православия в другую веру была отменена только в 1905 г. Поэтому неудивительно, что Лютеранская церковь в России оставалась моноэтнической и подразделялась на немецкую, финскую, шведскую и эстонскую общины.

Евреи и православные

Российское правительство (и слитая с государством Православная церковь) долгое время вело политику насильственной христианизации евреев. Крещеные евреи носили название «выкресты». Переход в христианство снимал с крестившегося еврея большую часть государственных ограничений, поэтому в конце XIX -- нач. ХХ вв., когда религиозная принадлежность к иудаизму уже не отождествлялась жёстко с национальной принадлежностью, количество перешедших стало сильно увеличиваться. В России евреи нередко принимали лютеранскую веру. По российскому законодательству разрешался брак между иудеями и лютеранами без перемены веры. В семьях смешанных из детей, как правило, крестились сыновья, если христианином был отец, и дочери, если христианкой была мать.

Мусульмане и православные

Непрерывное расширение территории Российского государства, включение в его состав Поволжья, Приуралья, Сибири, Крыма, части Польши, Кавказа, Туркестана сделали российскоподданными многочисленные народы, исторической верой которых был ислам. К концу XIX в. по материалам первой Всеобщей переписи населения из 130 млн. человек населения России примерно 14 млн. составляли российские мусульмане. Подавляющее большинство их было суннитами, лишь на Кавказе и на Памире (совр. Таджикистан) часть мусульман придерживалась шиитского толка Ислама.

В отношении мусульманского населения страны в целом действовало общегражданское право, но в сфере брачных и семейно-наследственных вопросов признавалось также действие мусульманского права (шариата). На Кавказе и в Средней Азии также сохраняли свои позиции обычное право (адат) и действовавшие на его основе народные суды. Однако в 60-х гг. XIX в. в результате судебно-юридической реформы обычное право было кодифицировано и несколько модернизировано.

Православная церковь довольно поздно начала официальную христианизацию мусульман. С 1887 г. стали проводиться миссионерские съезды. Одним из наиболее важных съездов, посвященных проблеме действия православной миссии среди мусульманского населения, был миссионерский съезд в Казани, проходивший с 18 по 26 июня 1910 г.

Съезд принял решение о необходимости привлечения в миссию женщин для работ среди мусульманок. Было признано целесообразным распространять православие через женские монастыри, где мусульманок можно было бы обучать помимо прочего и сельскому хозяйству. Кроме того, съезд требовал от правительства большего внимания мусульманскому вопросу и поощрения миссионерской деятельности среди мусульман.

Издание Манифеста 17 Апреля 1905 г. «свело миссионерскую деятельность почти до нуля…». Возможность перехода из одного вероисповедания в другое, предоставленная российским гражданам, была использована многими бывшими мусульманами.

Монархия Романовых контролировала основные стороны жизни мусульманской общины России, исходя прежде всего из интересов \"имперской стабильности\" (так как она ею понималась). Царские власти стремились законодательно обеспечить в данном вопросе приоритет политических, сословных и финансовых интересов государства. Во всем остальном российские мусульмане в целом могли жить в соответствии с установлениями «магометанского закона», в том числе и в сфере брачно-семейных отношений. Следует учитывать, что в России от Владимира Святого до Николая II гражданский брак не имел правовой силы и считался сугубо неформальным сожительством. Юридически законным признавалось лишь образование семьи по конфессиональному обряду (у мусульман - в соответствии с нормами шариата).

По имперскому законодательству российские мужчины-мусульмане могли вступать в брачные отношения с язычницами, буддистками и иудейками. Брак последователей «магометанского закона» с православными и католичками русского подданства был запрещен. Разрешался лишь брачный союз между «магометанином» и христианкой русского подданства - лютеранкой. Последний вариант брака был возможен лишь при соблюдении следующих условий: а) требовалось согласие Лютеранской консистории; б) брачный обряд совершал лютеранский пастор, а не мусульманское духовное лицо; в) дети от подобного брака должны были воспитываться или в лютеранстве или в православии; г) супруг христианки-лютеранки должен был отказаться от многоженства. Таким образом, подобный теоретически возможный брачный союз был практически крайне затруднен для мусульманина, который тем самым шел на серьезное нарушение канонических правил ислама: а) по традиции брак мусульманина может заключаться только по нормам шариата; б) дети мусульманина должны быть только мусульманами и др.

Особое внимание царских властей, управляющих «официально-православной» монархией, привлекало положение «новокрещен», в частности их брачные связи с нехристианами, в том числе и мусульманами. Отношение к брачному союзу «новокрещена» (бывшего мусульманина) с язычницей было достаточно терпимым, брак их сохранял свою юридическую силу и «без утверждения оного по правилам Православной Церкви». Брачные отношения бывшей мусульманки, а ныне православной женщины, с мужем-мусульманином могли оставаться в силе при соблюдении следующих условий: а) вновь рождаемые их дети должны были воспитываться теперь в православии; б) муж был обязан дать развод всем другим женам-мусульманкам; в) муж был обязан регулярно исполнять супружеские обязанности по отношению к «новокрещенной» жене. Таким образом, «новокрещенная» супруга получала достаточно обширные возможности при несоблюдении данных условий требовать развода с прежним мужем-мусульманином, причем оформлением последнего занимались теперь уже православные церковные инстанции. «Новокрещен» (бывший мусульманин) обязан был жить теперь только с одной женой, последняя тоже должна была теперь принять православие.

Любопытно, что ради увеличения числа православной паствы имперская власть была готова пойти на заметные отступления от жестких христианских правил запрета брачных отношений между женихом и невестой по мотивам наличия кровного родства. Так по шариату разрешаем (и был довольно широко распространен в Российской империи) брак между двоюродными братьями и сестрами, который в православии жестко запрещался. По российскому законодательству бывшие мусульмане-супруги после принятия православия сохраняли в силе свои брачные отношения, даже когда они находились в «степянях родства Церковью возбраненных».

2.2 Брак в современной Русской Православной Церкви

Государственно-правовой статус. Ввиду того, что действующее в РФ и других странах канонической территории Русской Православной Церкви (РПЦ) законодательство признаёт только гражданский (а не церковный) брак, в Русской Церкви браковенчание, как правило, совершается только для пар, уже состоящих в гражданском браке.

Условия совершения. В соответствии с 24-м правилом Василия ВеликогоВасилий Великий (Василий Кесарийский) (ок. 330-379) - церковный деятель, теолог, философ-платоник, представитель патристики, епископ г. Кесарии (М. Азия). Патристика - совокупность доктрин христианских мыслителей 2-8 вв., максимальный возраст для брака -- 60 лет.

Православные могут быть обвенчаны не только с православными, но и с инославными христианами, исповедующими Триединого БогаТроица - один из основных догматов христианства, согласно которому бог един по своей сущности, но существует в качестве трех личностей («лиц», «ипостасей»): бог-отец, бог-сын (логос - «слово») и святой дух. Термин появился в конце 2 в., учение о Троице развито в 3 в. (Ориген), вызвало острую дискуссию в христианской церкви (так называемые тринитарные споры), догмат о Троице закреплен на 1-м (325) и 2-м (381) вселенских соборах. С рационалистических позиций их отрицали многочисленные секты (антитринитарии - приверженцы течений, сект в христианстве, не принимающих догмат Троицы)). Католики, протестанты верят в Троицу….

В современной душепопечительской практике в соответствии с основами социальной концепции Русской Православной Церкви, браки, заключённые без венчания по уважительной причине (в советское время, с иноверцами и неверующими) не считаются греховным блудным сожительством и не служат препятствием к браковенчанию.

Совершитель браковенчания. В Русской Церкви существовала норма (84-я статья НомоканонаНомоканоны - византийские сборники церковных правил и императорских постановлений, касающихся церкви. (Номоканон рубежа 6-7 вв. - в 50 титулах (разделах), 7 в. - в 14 титулах и др.)), возбранявшая иереям в монашеском чине (также и епископам) совершать браковенчание, но в современной практике она не действует, хотя венчание в монастыре не приветствуется.

В синодальную эпоху Высшая Церковная власть настойчиво требовала, чтобы браковенчание совершалось только священником того приходаВ первой половине XIX в. соблюдался запрет регистрации в других приходах, то с конца XIX в. стали более вольно осуществлять крестины и венчания в соседних приходах., членами которого числятся жених и невеста.

Тайносовершительное значение в чинопоследовании венчания имеют слова священника: «Господи Боже наш, славою и честию венчай я» (ц.-сл. ? -- винительный падеж местоимения они).

Время браковенчания. Канонически (Гл. 50 Номоканона) не позволяется венчать браки в следующие дни и периоды:

От Недели Мясопустной (то есть воскресенья пред масленицею) до Недели Фоминой (1-го воскресенья по Пасхе);

Во весь Петров пост;

Во весь Рождественский пост вкупе со днями Святок, то есть по 6 января по Юлианскому календарю.

По обычаю в Русской Церкви брак не принято венчать также:

В канун постов однодневных, то есть накануне среды и пятницы;

В канун воскресных дней, великих праздников, храмовых (престольных) праздников; по практике в синодальную эпоху также в канун Николина дня (9 мая), московской Казанской иконы (22 октября) и преставления Иоанна Богослова (26 сентября даты везде указаны по старому стилю).

Браковенчание должно совершаться утром либо днём, по совершении литургии.

Свидетели венчания. По традиции Русской Православной Церкви, свидетелями при венчании могут быть два совершеннолетних мужчины православного вероисповедания, которые достаточно хорошо знают вступающих в брак жениха и невесту, чтобы поручиться перед Богом в том, что брак заключается по любви и обоюдному согласию и для венчания не существует канонических препятствий. В исключительных случаях одним из свидетелей может стать женщина.

Чинопоследования. В Русской церкви существует 2 чина совершения таинства брака: Последование великого венчания (Гл. 16 -- 19 Большого ТребникаТребник - православная богослужебная книга, содержащая тексты церковных служб и изложение порядка совершения треб - частных молитв и церковных обрядов, совершающихся по закону (требованию - отсюда название) отдельных верующих (молебны, панихиды, крестины и т.п.).) -- когда оба или одно из брачущихся лиц вступают в брак в первый раз; Последование о двобрачном (Гл. 21) -- когда оба венчающиеся вступают в повторный брак, то есть венчаются вдовец с вдовою. С 1775 года в Российской Церкви обручение совершается в одно время с венчанием; исключение делалось для лиц Императорской фамилии.

2.2.1 Расторжение брака

Принципиальное положение христианства по отношению к браку -- его нерасторжимость. Категоричность смягчается у МатфеяМатфемй Левий (?- ок. 60 г.) (один из двенадцати апостолов (учеников) Иисуса Христа, персонаж Нового Завета. По традиции, считается автором Евангелия от Матфея, написанного на арамейском языке. Единственный достоверный факт, сообщаемый Евангелиями, то что Левий Матфей был мытарем, то есть сборщиком пошлин. В тексте Евангелия от Матфея апостол назван «Матфей мытарь», что, возможно, указывает на смирение автора, так как мытари глубоко презирались иудеями. О дальнейшей жизни Матфея почти ничего не известно. По одним источникам, он проповедовал в Эфиопии, где и был замучен ок. 60 года ; по другим, он был казнён за проповедь христианства в малоазийском городе Иераполис.: ЭкзегетыЭкзегетика (от греч. разъясняющий), то же, что герменевтика (разъясняющий, истолковывающий) - искусство толкования текстов (классической древности, Библии и т.п.), учение о принципах их интерпретации. В идущих от В. Дильтея течениях идеалистической философии конца 19-20 вв. - учение о «понимании» как методологической основе гуманитарных наук (в отличие от «объяснения» в естественных науках). различно толкуют «уступку Матфея».

В русской Церкви брак расторгается с разрешения епископа только при достаточных основаниях; канонически таковым может быть только прелюбодеяние одного из супругов. На практике таковыми также могут быть:

Психическое заболевание одного из супругов;

Заключение одного из супругов в местах лишения свободы по причине принесения кому-либо тяжкого вреда или убийства;

Отпадение одного из супругов от православия;

Злонамеренное оставление семьи.

2.2.2 Повторный брак

Правило 87-е Василия Великого: «Вторымй брак есть врачеством протимву блудам, а не напутствие сластолюбию». Поэтому второй и третий брак совершаются по менее торжественному чину. Четвёртый и последующие не благословляются.

В отношении третьего брака в 50-м правиле Василия Великого сказано: «на троебрачие нет закона; посему третий брак не составляется по закону. На таковые дела взираем как на нечистоты в Церкви, но всенародному осуждению оных не подвергаем, как лучшие нежели распутное любодеяние». Таким образом, третий брак является крайней уступкой церкви в целях недопущения греха прелюбодеяния. Лицо, предыдущий церковный брак которого был расторгнут по его вине (виновная сторона), вступать в повторный церковный брак не может.

3. Брак в евангелических Церквях

Заключение брака. В евангелических церквяхЕвангелические церкви - общее название ряда протестантских (главным образом, лютеранских) церквей. В России Евангелическо-лютеранская церковь существует с 1576 г., когда в Москве была открыта первая лютеранская часовня. К 1917 году церковь объединяла уже более семи миллионов лютеран и реформатов. венчание рассматривается не как таинство, а как церковный обряд (поскольку не было непосредственно введено Иисусом Христом). В большинстве своём, евангельские христианеЕвангельские христиане (евангелисты) - протестантская секта , близкая к баптистам. Первоначально, во 2-й половине 19 в., назывались в России редстокистами, затем пашковцами. В 1944 г. объединились с баптистами. Евангельские христиане-баптисты - церковь, возникшая в 1944 г. путем объединения баптистов с евангельскими христианами, к которым в 1945 г. присоединилась часть пятидесятников, в 1963 г. - «братские» меннониты. придерживаются следующих принципов при освящении брака:

В странах, где заключение церковного брака не является основанием для его государственной регистрации, венчание совершается только для пар, уже состоящих в гражданском (то есть, официально зарегистрированном в ЗАГСе или иным другим уполномоченным органом государства) браке. Браки, как правило, заключаются между двумя людьми противоположного пола -- христианином и христианкой, исповедующих Триединого Бога.

Условия для брака в евангельских Церквях:

Зрелый возраст обоих брачующихся (согласно порогу брачного возраста, принятому в государстве),

Искренняя вера в Бога,

Водное крещение,

Отсутствие Церковных дисциплинарных взысканий (замечание, отлучение) у обоих,

Обязательное согласие обеих сторон.

В большинстве случаев браки заключаются между представителями одной конфессииКонфессия - это определенная религия, конкретное вероисповедание, отдельное вероучение. Современная религия - это многоконфессиональный комплекс, набор множества различных религий и культов (до 5000). Слово имеет латинские корни. Вероисповедание -- конфессия (лат. cofessio - исповедание) особенность вероисповедания в пределах определённого религиозного учения, а также объединение верующих , придерживающихся этого вероисповедания. Источник relig.info/konfessiya . Брак между верующим и неверующим людьми, согласно трактовке евангельских христиан, запрещены Писанием (см. Новый Завет), нарушители, во многих случаях, отлучаются от Церкви. Интимные отношения до совершения бракосочетания также запрещены Священным Писанием, как грех блуда, нарушители также отлучаются от Церкви. В некоторых случаях, известны примеры проведения обряда венчания уже сочетавшихся ранее гражданским браком пар.

Расторжение брака. Церковный брак расторгается в крайне редких случаях, по рассмотрению служителей Церкви. Единственным безоговорочным основанием для расторжения брака может быть нежелание одного из супругов (неверующей половины) продолжать совместную жизнь в браке с верующим. Второй брак совершается в крайне редких случаях (по рассмотрению этого случая служителями Церкви). Христианам, инициировавшим расторжение брака уже после уверования, в большинстве случаев бракосочетание не преподаётся (согласно Новому Завету, им следует примириться с первым(-ой) супругом(-ой)).

Вопросы разводов и последующих браков понимаются различно консервативными и либеральными евангельскими христианами.

Заключение

В современной России брак - добровольный союз мужчины и женщины, в котором супруги полностью равноправны. В России признается только брак, заключенный в государственных органах записи актов гражданского состояния (ЗАГСАХ), а также брак, совершенный по религиозным обрядам до образования или восстановления советских органов ЗАГСА. До 1944 года к зарегистрированному приравнивался так называемый фактический (незарегистрированный) брак. Фактический брак - фактическое супружество, не оформленное в установленном законом порядке.

В большинстве современных государств закон требует соответственного оформления (регистрации) брака; в некоторых государствах официально признается только церковный брак, в других - только гражданский или тот и другой. В некоторых странах при оформлении брака заключается обычно брачный контракт.

Литература

1. Советский энциклопедический словарь. М. Советская энциклопедия. 1985

2. Церковный брак Источник http://ru.wikipedia.org/wiki/

3. Иноверцы в России http://ptales.holdgold.ru - "Провинциальные истории".

Подобные документы

    Семейные ценности в исламе, условия заключения брака, рождение ребенка. Утверждение моногамного брака в христианской культуре. Соотношение и взаимосвязь брака и безбрачия в христианстве. Вопросы брака и семьи в буддизме, контроль за деторождением.

    реферат , добавлен 14.02.2013

    Регулирование шариатом условий и правил вступления в брак и взаимоотношений и обязанностей между мужем и женой. Брак, семья и разводы в христианской тадиции, взгляд на количество браков, смешанные браки. Буддизм и контроль над деторождением в религиях.

    реферат , добавлен 18.06.2008

    Догматическое учение о браке. Христианский брак как образ отношений Христа и Церкви. Супружеская неверность, порнография, проституция, вызовы СМИ. Духовная реакция Церкви на современные вызовы. Духовно-нравственное воспитание подрастающего поколения.

    дипломная работа , добавлен 13.05.2008

    Церковно-правовая ситуация на Руси в XVII веке. Издание Кормчей книги Патриарха Иосифа. Обстоятельства выбора и поставление митрополита Никона на патриарший престол. Участие Патриарха Никона в деле воссоединения Западно-русской Церкви с Восточно-русской.

    курсовая работа , добавлен 27.07.2014

    Рассмотрение отношений между властью и религией; передача от поколения к поколению этических и нравственных норм. Создание Священным Синодом в 1990 году церковной молодежной организации. Возрождение миссионерского служения Русской Православной Церкви.

    презентация , добавлен 18.05.2012

    Психофизические особенности пожилых людей. Социальные и духовные проблемы пожилых людей. Государственная социальная политика в отношении пожилых людей. Отношение к пожилым людям в Священном Писании и в трудах Отцов Церкви. Традиции церковного попечения.

    дипломная работа , добавлен 05.07.2012

    Особенности счастливого брака. Брак как нерасторжимый союз. Брачный завет как первое установление, утвержденное Богом. Божий план брачной жизни. Брак как договор завета, в котором участвует Бог. Бог как самое главное основание, на котором строится семья.

    реферат , добавлен 30.09.2010

    Православные таинства – это священнодействия, явленные в православных церковных обрядах, через которые верующим сообщается невидимая Божественная благодать или спасительная сила Божия. Таинство святого Крещения и миропомазания. Венчание или брак.

    реферат , добавлен 18.06.2014

    Общая характеристика православных таинств. Ознакомление с основными православными церковными обрядами. Рассмотрение особенностей проведения таинств Крещения, миропомазания, покаяния, причастия, священства, венчания, а также Елеосвящения (Соборования).

    реферат , добавлен 23.07.2015

    Понятие о православном Кресте. Развитие церковного искусства с ХIV–XVвв. Церковная жизнь христианина. История событий, положенных в основу праздника Крестовоздвижение. Богословие иконы, таинства, обряды православной Церкви. Внутренне устройство храмов.