Омоложение через сбрасывание кожи. Почему змеи сбрасывают кожу, как и когда они это делают Сколько раз змея меняет кожу

06.03.2020 Мои образы

Джеймс Фрезер

Из кн. "Фольклор в Ветхом Завете"
Многие дикари верят, что благодаря своей способности периодически сбрасывать кожу некоторые животные, в особенности змеи, возвращают себе молодость и никогда не умирают. Пытаясь обосновать свое поверье, они рассказывают разные легенды, объясняющие, почему именно эти животные обладают даром бессмертия, а человек лишен такового.

Так, например, племена вафипа и вабенде (в Восточной Африке) утверждают, что однажды бог, которого они называют Леза, спустился на землю и, обратившись ко всем живым существам, спросил: "Кто из вас не хочет умирать?" К несчастью, человек и другие животные в это время спали: один только змей бодрствовал и тотчас же откликнулся: "Я". Поэтому то люди и другие животные умирают; лишь змеи одни не умирают своею смертью, а умирают только тогда, когда их убивают. Ежегодно они меняют свою кожу и благодаря этому восстанавливают свою молодость и силу. Подобным же образом дусуны (в северной части Борнео) рассказывают, что создатель после сотворения мира спросил: "Кто из вас умеет сбрасывать с себя кожу? Тот, кто умеет это делать, не будет умирать". Один лишь змей услышал голос бога и ответил: "Я умею". По этой причине змей до сего дня не умирает, разве только человек его убьет. Дусуны не расслышали вопроса создателя, иначе они также стали бы сбрасывать свою кожу, и не было бы смерти среди них. Точно так же у племени тод жо тораджа (в центральной части Целебеса) существует предание, что некогда бог созвал людей и животных для того, чтобы определить их судьбу. Среди различных предложений, сделанных божеством, было и такое: "Мы будем снимать с себя нашу старую кожу". К несчастью, человечество на этом важном собрании было представлено одной выжившей из ума старухой, которая не расслышала слов божества. Но животные, сбрасывающие свою кожу, такие, как, например, змеи и креветки, услышали и согласились. Туземцы острова Ваутом, принадлежащего к архипелагу Бисмарка, передают, что некое божество по имени То Конокономиандже приказало Двум юношам принести огонь, обещая им в награду бессмертие и предупредив, что в случае отказа тела их погибнут, но тени или души сохранятся. Однако юноши не послушались, и божество прокляло их, сказав: "Как! Ведь вы сохранили бы жизнь, а теперь вы умрете, хотя души ваши останутся жить. Зато игуана (Goniocephalus), ящерица (Varanus indicus) и змея (Enygrus) будут жить; они будут сбрасывать свою кожу и жить вечной жизнью". Услышав эти слова, юноши заплакали, ибо горько раскаялись в своем безумии, ослушавшись приказания принести огонь для божества.

Араваки (в Британской Гвиане) передают, что создатель некогда сошел с неба на землю, чтобы посмотреть, каково живется его творению - человеку, но люди оказались настолько злыми, что пытались убить его. Тогда он лишил их вечной жизни, предоставив таковую животным, меняющим свою кожу, - змеям, ящерицам и жукам. Другая, несколько измененная версия этой легенды существует у племени таманако, живущего на реке Ориноко. Создатель, прожив некоторое время среди этого племени, сел в лодку, чтобы переправиться на другой берег великой соленой воды, из за которой он прибыл; отталкиваясь от берега, он крикнул народу громко, измененным голосом: "Вы будете менять свою кожу", что, по его мысли, означало: "Вы будете возвращать себе молодость подобно змеям и жукам". Но, к несчастью, какая то старуха, услышав эти слова, тоном не то сомнения, не то насмешки воскликнула: "О, вот как!" Тогда раздосадованный этим восклицанием создатель сердито произнес: "Вы будете умирать". Вот почему мы все стали смертными.

Туземцы острова Ниас, лежащего к западу от Суматры, рассказывают, что после сотворения земли на нее спустилось с неба некое существо, чтобы довершить творение. Небожителю полагалось поститься, но, испытывая муки голода, он съел несколько бананов, и выбор именно этой пищи оказался роковым. Если бы он стал, есть крабов, то люди меняли бы свою кожу, подобно крабам, и, восстанавливая, таким образом, свою молодость из года в год, жили бы вечной жизнью; но так как он избрал бананы, то все мы подвержены смерти. Другая версия этой ниасской легенды прибавляет к этому, что змеи, "напротив, питаются крабами, которые, по мнению ниасского населения, сбрасывают кожу, но никогда не умирают; оттого и змеи не умирают, а только меняют свою кожу".

По этой последней версии бессмертие змей объясняется тем, что они питаются крабами, которые, линяя, возвращают себе молодость и потому живут вечно. Такое поверье о бессмертии ракообразных мы находим у туземцев островов Самоа, имеющих свою легенду о происхождении смерти. По их словам, боги собрались для совещания о том, какая участь должна быть уготована человеку. Было сделано предложение, чтобы люди меняли свою кожу, подобно ракообразным, и таким образом постоянно возвращали себе молодость. Со своей стороны, бог Пальси предложил другое: ракообразные будут сбрасывать кожу, а люди будут умирать. Но в то время, когда собрание обсуждало это предложение, на беду человеческого рода, разразился ливень; совещание было прервано, и спеша укрыться от дождя, боги приняли единогласно предложение Пальси. Вот откуда произошло то, что ракообразные линяют, а люди умирают.

Таким образом, есть немало племен, представляющих себе, что завидный дар бессмертия, достигаемого путем периодического сбрасывания кожи. Был некогда доступен человеческому роду, но по несчастливой случайности дар этот перешел к некоторым низшим созданиям, таким, как змеи, крабы, ящерицы и жуки. По мнению других, люди некогда уже обладали этим бесценным даром, но лишились его из за глупости одной старой женщины. Так, меланезийские племена островов Банкс и Новые Гебриды рассказывают, что вначале люди никогда не умирали, но, достигнув преклонных лет, сбрасывали свою кожу, как змеи и крабы, и снова становились молодыми. По прошествии некоторого времени одна женщина, состарившись, пошла к реке, чтобы сбросить свою кожу. По словам некоторых, это была мать мифического или легендарного героя Ката, по словам других, это была Уль та марама, "обновительница мира". Она сбросила свою старую кожу в воду и заметила, что кожа, унесенная течением, зацепилась и повисла на сучке. После этого женщина вернулась домой, где оставила своего ребенка. Но ребенок не узнал ее, заплакал и все твердил, что его мать - старуха, совсем непохожая на эту молодую и чужую женщину. Тогда мать, чтобы успокоить ребенка, пошла за своей старой кожей и надела ее. И с этих самых пор люди перестали сбрасывать свою кожу и стали умирать. Аналогичное предание о происхождении смерти существует на Шортлендских островах и у папуасского племени каи в северо-восточной части Новой Гвинеи. Каи рассказывают, что первоначально люди не умирали, а возвращались к молодости. Когда их кожа становилась сморщенной и безобразной, они входили в реку, сдирали с себя старую кожу и выходили из воды в новой, молодой и белой коже. В то время жила на свете некая старуха со своим внуком. Тяготясь своим преклонным возрастом, старуха однажды выкупалась в реке, стряхнула с себя свою старую, дряблую кожу и вернулась в деревню в прекрасной, новой коже, молодая и свежая. В таком преображенном виде она поднялась по лестнице и вошла в свой дом. Но когда внук ее увидел, то стал плакать, кричать и ни за что не хотел поверить, что видит перед собою свою бабушку, и так как никакими средствами нельзя было его успокоить. Раздосадованная женщина вернулась она, наконец, к реке, достала из воды свою старую, безобразную кожу и пришла вновь домой прежней отвратительной ведьмой. Ребенок очень обрадовался ей, но она сказала ему: "Саранча меняет свою кожу, а вот вы, люди, отныне будете умирать". И действительно, так с тех пор и бывает. Ту же легенду, но с некоторыми незначительными вариациями передают туземцы островов Адмиралтейства. Жила была некогда женщина, старая, дряхлая, с двумя сыновьями. Однажды сыновья вышли из дома ловить рыбу, а старуха пошла купаться. Она сбросила с себя ветхую сморщенную кожу и вышла из воды такой же молодой, какой была в прежние времена. Сыновья, вернувшись с рыбной ловли и увидя, ее, были крайне изумлены. Один из них сказал: "Это наша мать", а другой сын сказал: "Возможно, что она твоя мать, а мне она будет женой". Мать подслушала этот разговор и спросила: "О чем вы между собою говорили?" Сыновья ответили: "Ни о чем, мы только сказали, что ты - наша мать". Но мать возразила: "Вы лжете, я слышала ваш разговор; если бы вы не помешали мне, то все мы, мужчины и женщины, жили бы до старости, а затем сбрасывали бы с себя кожу и становились бы снова молодыми; но вы помешали мне, потому мы все состаримся и потом умрем". И с этими словами она схватила свою старую кожу, надела ее на себя и вновь превратилась в старуху. А мы, ее потомки, чем больше живем, тем больше стареем, но если бы не те два бездельника, то не было бы конца нашему существованию, мы жили бы вечной жизнью.

Далеко от Банксовых островов у горного племени току лави в центральной части острова Целебес мы находим ту же, весьма распространенную легенду. По словам голландских миссионеров, целебесская версия такова. В стародавние времена люди, подобно змеям и креветкам, обладали способностью менять кожу, благодаря чему становились вновь молодыми. Жила тогда старуха со своим внуком. Однажды она пошла к реке купаться, и, выкупавшись, сняла с себя свою старую кожу и повесила ее на дерево. Но когда она вернулась домой совершенно молодой, то внук не узнал ее и, не желая иметь с ней никакого дела, твердил все одно и то же: "Ты не моя бабушка, моя бабушка старая, а ты молодая". Тогда женщина вернулась к реке и вновь надела на себя свою старую кожу. С тех пор люди потеряли способность молодеть, и обречены на смерть.

Итак, одни народы считают, что в стародавние времена люди были бессмертны благодаря периодической смене своей кожи; другие объясняют этот счастливый дар влиянием луны, вследствие которого человечество беспрерывно проходит через одни и те же регулярно чередующиеся стадии развития и упадка, жизни и смерти. Согласно этому воззрению, очень скоро после смерти наступало воскресение, обыкновенно спустя три дня, в соответствии с трехдневным сроком, протекающим между исчезновением старой луны и появлением новой. Так, ментра, или мантра, племя нелюдимых дикарей в джунглях Малайского полуострова, утверждают, что в первые века существования мира люди не умирали, а только худели с началом ущерба луны и затем по мере приближения к полнолунию полнели. Таким образом, ничто не задерживало роста народонаселения, и человечество размножилось до угрожающих размеров. Тогда сын первого на земле человека обратил внимание своего отца на такое положение вещей и спросил, что делать. Но первый человек, будучи существом, весьма добродушным, ответил: "Пускай все останется по-старому". Однако его младший брат, относившийся к вопросу с более мальтузианской, точки зрения, сказал: "Нет, пусть люди умирают, но пусть они, подобно бананам, оставляют отпрыск на земле". Вопрос был оставлен на усмотрение властителя подземного мира и разрешен в пользу смерти. С тех пор люди не возвращаются больше к молодости, подобно луне, а умирают совершенно так же, как бананы. На Каролинских островах существует предание, что некогда люди не знали смерти или, точнее, смерть была лишь кратким сном. Люди умирали вместе с исчезновением луны и возрождались к жизни с новым появлением ее, как бы просыпаясь после освежающего сна. Но некий злой гений сумел, как то превратить этот легкий сон в непробудный сон смерти. У племени вотьобалук (в Юга Восточной Австралии) существует поверье, что в давние времена, когда все животные были мужчинами и женщинами, некоторые из них умирали, но луна обращалась к умершим с призывом: "Вставайте!" - и они вновь оживали. И вот однажды какой то старик изрек: "Пусть они остаются мертвыми". С тех пор никто из них не возвращается больше к жизни, одна лишь луна продолжает возрождаться и в наше время. Унматчера и кайтиш, два племени в Центральной Австралии, рассказывают, что у них был некогда обычай хоронить мертвецов в дуплах деревьев или закапывать их в землю и что через три дня покойники неизменно оживали. Конец этому счастливому времени, по словам племени кайтиш, наступил по вине одного человека тотема "кулик" , который набрел на нескольких человек тотема "маленький кенгуру", хоронивших своего сородича.

Неизвестно почему человек рода "кулик" рассердился и столкнул труп в море. Конечно, после этого покойник уже не мог вновь обрести жизнь, и вот почему с тех пор ни один человек уже не может восстать из мертвых по пришествии трех дней, как это бывало когда то. Хотя в этом рассказе о происхождении смерти ничего не говорится о луне, но по аналогии с вышеизложенными легендами можно заключить, что три дня, в течение которых мертвый был погребен, составляют именно то время, когда месяц покоился "скрытый в своей пустой межлунной пещере". Туземцы островов Фиджи также связывают возможность бессмертия, если не действительное бессмертие человека, с фазами луны. По их словам, два божества, луна и крыса, некогда заспорили о подобающей человеку участи. Луна говорила: "Пусть он существует, как я, которая исчезает на время, потом опять оживает". А крыса говорила: "Пусть человек умирает так же, как умирает крыса". И крыса победила в споре.

Племя упото, живущее в Конго, хранит легенду о том, как луна обрела дар бессмертия, а люди лишились его. Однажды бог, который на языке этого племени называется Либанза, призвал к себе население земли и луну. Луна немедленно поспешила явиться к божеству и получила награду за свое рвение. "За то, - сказал бог, обращаясь к ней, - что ты сейчас же явилась ко мне по зову моему, ты никогда не умрешь; ты будешь умирать только на два дня в месяц, и то для того лишь, чтобы отдохнуть и потом засиять ярче прежнего". Но когда население земли явилось, наконец к Либанзе, он сказал ему в гневе: "За то, что вы не сразу явились ко мне по моему призыву, вы умрете, когда наступит ваш день, и не вернетесь больше к жизни, а придете ко мне".

Племя банар (в Восточной Кохинхине) объясняет бессмертие первобытных людей не фазами луны и не обычаем сбрасывания кожи, а, по-видимому, животворной силой некоего дерева.

Первоначально людей после смерти хоронили под деревом, носившим название лонг бло, и через некоторое время покойники всегда воскресали, притом не младенцами, а взрослыми людьми. Поэтому земля была очень густо населена и представляла собою один огромный сплошной город, управляемый нашими прародителями. Со временем люди до того размножились, что какая то ящерица не могла свободно ползти по земле без того, чтобы какой-нибудь человек не наступил ей на хвост. Это выводило ее из терпения, и злобное животное подало могильщикам коварный совет: "Зачем вы хороните мертвецов под деревом лонг бло? - сказала она им. - Хороните их лучше под деревом лонг хунг, и они не будут оживать, пусть они умирают навсегда и делу конец". Совет был принят, и с тех пор люди после смерти не возвращаются больше к жизни.

В этой последней легенде, как и во многих африканских легендах, виновником человеческой смерти является ящерица. Почему столь неприглядная роль приписана именно ящерице? Причину надо искать, по видимому, в том факте, что это животное, так же как и змея, сбрасывает периодически кожу; из этого примитивный человек делал заключение, что ящерица, как и змея, возвращает себе молодость и живет вечно. Таким образом, все мифы, в которых рассказывается о том, как ящерица или змея стали виновниками человеческой смерти, быть может, сводятся к древнему представлению о зависти, которую испытывали люди к существам, меняющим свою кожу, в особенности к змеям и ящерицам. Можно предположить, что в основе всех этих мифов лежит спор между человеком и животными за обладание бессмертием, спор, в котором вследствие обмана или ошибки победа досталась животным, успевшим обрести вечную жизнь, тогда как человек был обречен на смерть.

Сегодня в «Баре у дороги» снова новый бармен!

Правда, он заглянул к нам всего на один вечер, но мы, как говорится, и этому рады.:)

Приглашенными барменами у нас обычно работают знаменитости, и наш сегодняшний гость - не исключение. Так что усаживайтесь, наливайте себе «огненной воды» и готовьтесь слушать одну из легенд племени навахо, которую расскажет самый главный индеец всех времен и народов!

Кто же не знает Гойко Митича?!

А теперь - к делу.:)

Большинство культур в мире имеют свои собственные легенды об оборотнях.

В Индии это - тигры-оборотни, в Африке - гиены и леопарды, в Египте - шакалы и быки. На русском Дальнем Востоке нивхи и нанайцы верили, что люди могут становиться тиграми, медведями и даже касатками в море.

Но в американском фольклоре (мы имеем в виду фольклор белых людей, переселенцев) легенд об оборотнях почти нет. Европейские переселенцы, конечно, принесли в Америку собственную мифологию и легенды, например, веру в вампиров. В вампиров они верили твердо и никогда не подвергали их существование сомнению, что довольно-таки удивительно, ведь большинство колонистов прибыло на материк раньше, чем в Великобритании сформировалась "вампирическая" культура!

Зато у коренного населения легенд и историй об оборотнях хоть отбавляй. Каждое индейское племя знакомо с оборотнями не понаслышке и индейцы вовсе не считают их выдуманными и несуществующими.

Взять, например, легенду о Skinwalkers. Наверное, лучше всего (и понятней) если перевести это слово, как «меняющий кожу».

Легенды индейцев навахо рассказывают о «черных» шаманах и ведьмах, которые могут превращаться в волков, койотов, медведей или птиц.

После превращения шаманы получают силу и ловкость животного или способность летать, как птица, но при этом сохраняют человеческий разум.

Но если бы шаманы навахо могли делать только это, легенды о «меняющих кожу» так и остались бы всего лишь безобидными забавными историями. Но индейские колдуны способны и на кое-что другое и поэтому рассказы о Skinwalkers, о тех, кто меняет кожу, наводят страх и ужас.

Навахи могут сделать «меняющим кожу» любого, вот только человеческого разума обращенный человек лишится сразу же, как только получит шкуру зверя. Говорят, что сделать человека оборотнем для колдунов несложно: нужно только посмотреть ему в глаза (существует и другой способ, о нем расскажем дальше).

Кстати, и самого шамана (не обычного, а именно того, кто способен «менять кожу»), тоже можно вычислить по глазам: если внимательно приглядеться, можно заметить, как его глаза блеснут фосфорическим блеском, как у зверя.

Но наш бармен, главный индеец, очень не советует вам этого делать: вдруг шаман рассердится и в ответ тоже взглянет вам в глаза?

Естественно, узнав о «меняющих кожу», возникает вполне закономерный вопрос: как можно прикончить такого оборотня?

Постоянные посетители нашего бара - люди хорошо подкованные по части всех сверхъестественных существ, так что, наверное, сразу же вспомнили про серебряные пули и кинулись заряжать пистолеты?

Погодите, погодите, все не так просто.

Серебряные пули «меняющих кожу» не берут, тут требуется кое-что другое. Давайте дослушаем историю, но пистолеты на всякий случай все-таки держите под рукой!

(кто узнает этот револьвер, тому стаканчик «огненной воды» бесплатно. А тот, кто назовет имя того, кто держит револьвер в руках, забирает всю бутылку!)

Да, для навахо и других индейских племен Америки, рассказы о Skinwalkers не просто легенда. Колдовство всегда было частью культуры индейцев!

А верят ли в эти легенды белые? Поверим ли мы с вами, люди, живущие в 21 веке, в то, что существуют те, кто способен превратить нас в оборотня?

Не спешите говорить «нет», лучше давайте послушаем историю Майкла Стаффа, белого образованного человека, юриста по образованию. Поверьте, трудно найти более прагматичного человека, далекого от легенд про оборотней, чем адвокат.:)

Майкл Стафф один из немногих юристов в истории американской юриспруденции кто вел дело против ведьмы навахо.

Дело было так.

Молодой адвокат работал в программе юридической помощи индейцам в штате Аризона. Большинство из его клиентов были навахо.

Перед тем, как приступить к работе, Майкл изучил историю навахо, их традиции и культуру, законы и обычаи, поэтому пользовался доверием среди клиентов-индейцев.

В один прекрасный день он получил очередное дело: его клиент, женщина племени навахо, живущая в резервации, желала разорвать брак со своим мужем. Она хотела добиться того, чтобы ее ребенок, мальчик, остался с ней, а не с мужем.

Дело оказалось запутанным, тянулось долго, но, в конце концов, стало ясно, что женщина выиграет и ребенок останется с ней.

Тогда муж добился официального разрешения взять сына к себе на один вечер.

Однако, на следующий день мальчик не явился, а вернулся лишь через несколько дней и рассказал о том, что произошло в одну из ночей, когда он был у отца.

По словам мальчик, ночью в их дом явилась шаманка, ведьма племени. Вместе с мальчиком и его отцом, они покинули дом, поднялись на гору и на самой вершине разожгли костер. В течение нескольких часов ведьма навахо проводила обряды, песни и пела заклинания у костра. С наступлением рассвета, все трое спустились с горы в лес и там, под одним из деревьев вырыли могилу. В могилу ведьма положила две куклы вырезанных из дерева (одна кукла была сделана из темного дерева, другая - из светлого), произнесла еще несколько слов, после чего могилу зарыли.

Услыхав такие новости (нетрудно было догадаться, что куклы олицетворяли мать мальчика и адвоката, ведущего дело), Майкл Стафф, конечно, не воспринял их всерьез - сначала.

Но все же он работал среди индейцев навахо и, видимо, догадывался, что существуют некоторые вещи, которые трудно понять белому человеку, но которыми лучше не пренебрегать.

Поэтому он поехал в ближайший колледж и отыскал там профессора - специалиста по истории навахо. Профессор (сам индеец-навахо) объяснил ему, что, судя по описанию, был проведен очень мощный и серьезный ритуал проклятия и обращения в "меняющего кожу", который должен был обратить его и его клиентку в Skinwalkers - причем, в самые ближайшие сроки.

Он также сказал, что любая ведьма навахо может выполнить этот ритуал только четыре раза в своей жизни, пятый раз окажется для нее смертельным.

Так же, профессор сообщил, что если предполагаемая жертва узнает о проведении этого обряда, проклятие возвращается к человеку, который «заказал» его.

Наверное, не надо говорить, как благодарен был наш юрист проболтавшемуся мальчишке! Обдумав положение, Майкл Стафф решил бороться с ведьмой самым действенным в Соединенных Штатах способом: при помощи закона.

Он подготовил документы на судебный запрет в отношении встреч отца с ребенком и, кроме того, выдвинул обвинения против нового фигуранта, появившегося в деле и проходившего под именем «ведьма».

Во всех подробностях он описал проведенный ритуал (с помощью профессора колледжа, конечно) и трактовал это как покушение на собственную жизнь.

Адвокат противоположной стороны пытался утверждать, чтобы ведьма совершала вовсе не смертельный ритуал, а наоборот, "Церемонию благословения", после которого, якобы, юриста ждало небывалое процветание.

Однако судья (тоже индеец навахо) понял, о каком ритуале рассказывал адвокат и

вынес вердикт: оставить ребенка с матерью, а ведьме племени впредь запретить пытаться сделать адвоката оборотнем, «меняющим кожу».

И ведьма навахо подчинилась запрету судьи.

А что вы хотите?

В Америке даже черные ведьмы соблюдают закон!

О «меняющих кожу» известно немного. Осторожные навахо никогда не будут открыто говорить о них, ведь оборотни-колдуны могут услышать.

И тогда тот, кто слишком настойчиво интересуется Skinwalkers, может стать следующей жертвой - для этого колдуну достаточно всего лишь посмотреть вам в глаза.

«Меняющие кожу», шаманы-оборотни обладают способностью читать мысли и воспроизводить любой человеческий голос и любой звериный рык. Оборотень может говорить голосом родственника или плакать, как младенец, чтобы выманить жертвы из безопасных жилищ. Защититься от них нелегко, убить - не так-то просто.

В отличие от других оборотней, серебро не причиняет Skinwalkers никакого вреда.

Но пистолет нам все-таки пригодится!

Запомните хорошенько: «меняющих кожу» можно убить, если обвалять пули в человеческом прахе, пепле, который остается от сожженного тела.

Так что, если вы решили выйти на охоту на Skinwalkers, разузнайте сначала, где находится ближайший крематории

Девочку-подростка, которая из-за редкого заболевания меняет кожу каждые шесть недель, выгнали из школы: одноклассники ее боятся. 16-летняя Шалини Ядав страдает эритродермией - воспалительным кожным заболеванием, которое также известно как синдром красного человека. Эта болезнь неизлечима.

(Всего 8 фото)

Девушка должна смачивать тело водой каждый час и смазывать кожу увлажняющим средством каждые три часа, чтобы она не отслаивалась. Однако ее семья, в которой восемь человек, не может позволить себе крем, и Шалини сбрасывает кожу каждые 45 дней. Так она живет с рождения. Одноклассники боятся ее и называют девочкой-змеей. Теперь Шалини выгнали из школы.

Мать девочки рассказала, что они были у нескольких врачей, но никто не может вылечить дочь, а болезнь прогрессирует. «Я чувствую себя беспомощной, когда вижу, как ее кожа слезает и мой ребенок испытывает ужасную боль. Это заболевание не убивает ее, но понемногу забирает жизнь. Мы без понятия, куда идти и с кем консультироваться», - говорит она.

У братьев и сестер Шалини нормальная кожа. Ее мать считает, что смерть лучше такой жизни. Сама девочка говорит: «Я хотела учиться, но меня выгнали из школы, так как дети пугались при виде моего лица. Вся семья страдает из-за моей болезни. Но в чем я виновата? Какой грех я совершила, чтобы меня наказывать такой болезнью? Я хочу жить. Помогите мне, если можете».

Я познаю мир. Змеи, крокодилы, черепахи Семенов Дмитрий

Как змея меняет кожу

Как змея меняет кожу

Людей, меняющих свое обличье, иногда сравнивают со змеей, меняющей кожу. В действительности же змеи, как и другие пресмыкающиеся, кожу не меняют, но периодически линяют – сбрасывают верхний, отмерший и изношенный роговой слой кожи. Линяют и другие наземные позвоночные – земноводные, птицы, млекопитающие. Но у земноводных отбрасывается лишь тончайший слой кожи, и со стороны линька почти не заметна, а у птиц и млекопитающих каждое перышко или каждый волосок выпадают по отдельности. Только у пресмыкающихся линька имеет всеобъемлющий и, можно сказать, зрелищный характер.

При линьке ящериц и змей отслаивание верхних роговых слоев происходит одновременно по всему телу. Этот процесс продолжается несколько дней. Вначале кожа животного как бы мутнеет, оно становится малоподвижным и теряет аппетит. Затем отмерший и подсохший поверхностный слой разрывается и спадает с тела животного. Особенно эффектно освобождаются от сбрасываемых слоев кожи змеи. Сначала змея трется мордой о грунт и окружающие предметы головой. После того как отмерший слой лопается на губах, она старается зацепиться им за ветку или камень, и когда это удается, начинает медленно из него выползать. Змея ползет вперед, а сбрасываемый слой кожи, выворачиваясь наизнанку, тянется сзади. В нормальных условиях он сходит весь целиком. Такие сброшенные при линьке змей покровы называют выползками и их нетрудно обнаружить в местах, где водятся змеи. Выползок совершенно точно воспроизводит всю структуру чешуйчатого покрова, и по нему можно не только определить видовую принадлежность змеи, но даже, как по отпечаткам пальцев, узнать, какая конкретно особь здесь перелиняла. У ящериц, из–за более сложного строения тела, сбрасываемый роговой слой не может сойти целиком и обрывается кусками. В природе иногда можно заметить особь, бегущую неуклюже и вроде бы одетую в какие–то лохмотья. Это – ящерица в самом разгаре процесса линьки. Болтающиеся лоскуты отслоившегося кожного покрова стесняют ее движения, и она старается всячески ускорить процесс освобождения: челюстями сдирает «перчатки» отмершего эпидермиса с лапок, лапами соскребает лохмотья с головы и спины, трется о землю, отрывая их от живота и боков.

У защищенных панцирями крокодилов и черепах линька менее заметна – ошелушиваются лишь верхние слои роговых щитков. У черепах линяют свободные от панциря участки тела – голова, шея, лапы. Здесь линька происходит так же, как у ящериц. Не думайте, что встречающиеся иногда в природе пустые панцири черепах сброшены при линьке. К сожалению, нет, это – скелеты погибших животных.

Линька ящериц и змей – важное явление в их жизни. С нею связаны рост, обмен веществ (при линьке из организма выводятся и скопившиеся в нем ненужные вещества). Со сбрасываемыми слоями кожи пресмыкающиеся удаляют и присосавшихся к ним клещей (а экзотические морские змеи таким же способом избавляются от докучливых приживал – прирастающих к их телу моллюсков). У многих видов линька предваряет брачный период. Быстро растущая молодь пресмыкающихся линяет чаще, взрослые животные – 1–2 раза в год, в определенные сезоны. Более частая и неурочная линька свидетельствует о нарушении здоровья животного.

автора

САМАЯ ЯДОВИТАЯ НАЗЕМНАЯ ЗМЕЯ - ЖЕСТОКАЯ ЗМЕЯ Жестокая змея (Oxyuranus microlepidotus) достигает длины 1,9 м. Окрас спины варьируется от темно-коричневого до соломенного; меняется в зависимости от времени года - зимой эта змея заметно темнее. Голова может приобретать глянцево-черный

Из книги 100 великих рекордов живой природы автора Непомнящий Николай Николаевич

САМАЯ КОРОТКАЯ ЗМЕЯ В МИРЕ - ДВУХЛИНЕЙЧАТАЯ УЗКОРОТАЯ ЗМЕЯ Самые длинные особи этого вида (Leptotyphlops bilineata), обитающего только на островах Мартиника, Барбадос и Санта-Лусия в Карибском море, достигают всего лишь 110 мм. Правда, есть мнение, что браминский слепун (Fiamphotyphlops braminus)

Из книги 100 великих рекордов живой природы автора Непомнящий Николай Николаевич

ЗМЕЯ, СПОСОБНАЯ МЕНЯТЬ ЦВЕТ, - КАПУАССКАЯ ГРЯЗЕВАЯ ЗМЕЯ Биологам удалось найти хамелеону азиатскую подружку. В болотах индонезийской части острова Калимантан (Борнео) им удалось обнаружить ядовитую змею, которая способна менять цвет кожи. Нашел и описал новый вид

Из книги Все обо всем. Том 1 автора Ликум Аркадий

Как хамелеон меняет свои цвета? Наделила ли природа хамелеона способностью автоматически менять свой цвет от ярко-зеленого до серо-черного или желтого в зависимости от поверхности, на которой он находится?Как это ни странно, цвет не зависит от окружения! Хамелеон просто

Из книги Великие советские фильмы автора Соколова Людмила Анатольевна

автора Храмова Елена Юрьевна

Как определить сухую кожу Перед проведением теста очистите лицо, но не наносите после этого крем на кожу. По прошествии часа после очистки рассмотрите свое лицо при ярком свете и ответьте «да» или «нет» на ряд вопросов.1. Обладает ли кожа матовостью или

Из книги 30+. Уход за лицом автора Храмова Елена Юрьевна

Как определить комбинированную кожу Также очистите кожу лица и не наносите на нее крем. Через 2 ч приложите ко лбу, носу и подбородку листы папиросной бумаги и ответьте на ряд вопросов.1. Есть ли заметные жирные следы на листах, прижатых к подбородку, носу и лбу?2. Есть ли

Из книги 30+. Уход за лицом автора Храмова Елена Юрьевна

Как определить жирную кожу Очистите кожу лица и не наносите на нее крем. Через 1 ч приложите ко лбу, носу, подбородку и щекам листы папиросной бумаги и ответьте на ряд вопросов.1. Остались ли жирные следы на листках от всех участков лица, к которым они были

Из книги Лондон автора Воронихина Людмила Николаевна

Из книги 100 великих тайн Вселенной автора Бернацкий Анатолий

Космос меняет организм Человек осваивает космос уже давно. И для этого имеется немало причин экономического, военного, политического и т.д. характера. Вероятно, высшей формой изучения внеземного пространства явился выход человека в открытый космос. Но чтобы это

Из книги Энциклопедия массажа автора Мартин О. И.

Воздействие массажа на кожу Массируя кожу, мы воздействуем на все ее слои, на кожные сосуды и мышцы, на потовые и сальные железы, а также оказываем влияние на центральную нервную систему, с которой кожа неразрывно связана.Массаж оказывает многообразное физиологическое

Из книги Я познаю мир. Криминалистика автора Малашкина М. М.

Разведчик меняет внешность Такое случается не только в кино… Агент обнаружил за собой слежку, зашел в крупный магазин или кафе, преследователь остался следить за входом и выходом.Агент быстро прошел в туалет, достал из портфеля комплект для изменения внешности: шляпу,

Из книги Большой словарь цитат и крылатых выражений автора Душенко Константин Васильевич

«Иван Васильевич меняет профессию» (1973) реж. Леонид Гайдай, сцен. Владлена Бахнова и Л. Гайдая по пьесе М. Булгакова «Иван Васильевич» (1935; ? Б-1404–1407) 336 Замуровали, демоны! 337 Лепота! 338 Вот что крест животворящий делает! В пьесе Булгакова: «Что крест животворящий делает!» ?

Из книги Энциклопедический словарь крылатых слов и выражений автора Серов Вадим Васильевич

Человек меняет кожу Название романа (ч. 1-2, 1932-1933) польского и советского писателя Бруно Ясенского (1901 - 1938) об изменениях в мировоззрении человека. который оказался вовлеченным в послереволюционные социальные процессы.Автор с 1929 г. жил в СССР, был

Из книги 365 секретов для красоты и здоровья женщины автора Мартьянова Людмила Михайловна

Секрет № 112 Закаляем кожу шеи Не забывай, что кожа шеи стареет порой раньше, чем кожа лица. Поэтому следить за ней надо не менее тщательно, чем за лицом.– Чаще мой шею холодной водой – это усиливает кровообращение. Полезно утром и вечером перед сном поливать шею сзади

Из книги Красота по-рублевски автора Луковкина Аурика

Лечим кожу головы К болезням кожного покрова головы относятся перхоть, аллергический контактный дерматит, себорейная экзема, облысение. При таких заболеваниях, как нейродермиты, экзема, трофические язвы, назначают аэроионотерапию, которая заключается в применении

Что есть линька

Ли́нька (общее определение) - процесс смены покровов животных, имеющий разнообразный характер.
Среди беспозвоночных типичная линька встречается у нематод, головохоботных, членистоногих и близких к ним групп. У большинства этих животных линька регулируется гормоном экдизоном 1 . Так как по данным молекулярной филогенетики эти группы родственны друг другу, в последнее время из объединяют под названиемEcdysosoa - Линяющие. У этих групп линька сводится к периодическому сбрасыванию и смене кутикулы. Перед линькой внутренние слои старой кутикулы растворяются, а под ней клетки гиподермы секретируют новую кутикулу. После линьки животное быстро увеличивается в размерах (обычно путем поглощения воды или «надувания» воздухом) до затвердевания новой кутикулы, после чего рост прекращается до следующей линьки (периодический рост).
У нематод линяют личинки (обычно имеется четыре личиночные стадии), взрослые нематоды не растут и не линяют. У большинства групп членистоногих (ракообразные, пауки и др.) линьки и рост продолжаются в течение всей жизни.
Линька у насекомых, как правило, многократна на стадии личинки; у насекомых с полным превращением при последней линьке личинка превращается в куколку, а после сбрасывания покровов куколки насекомое превращается во взрослую форму - имаго. У насекомых с неполным превращением при последней линьке личинка превращается в имаго (только у подёнок имеется крылатая стадия субимаго, которая перед превращением во взрослое насекомое линяет еще один раз. Взрослые насекомые не растут и не линяют.
Среди позвоночных линька встречается у всех тетрапод. Линяют, сбрасывая несколько слоёв ороговевших клеток эпителия, лягушки и жабы. Линька также характерна для представителей пресмыкающихся. Среди рептилий змеи периодически целиком сбрасывают роговой покров, при этом образуется т. н. « выползок» - сброшенная «шкурка» змеи. У птиц при линьке сменяется оперение, причем в умеренных и приполярных широтах происходит сезонная линька (весной и осенью) - смена зимнего оперения на летнее. Иногда при этом меняется его окраска (полярная сова, белая куропатка). У млекопитающих, живущих в умеренных широтах, как правило, линька также происходит два раза в год - весной, когда сбрасывается густая зимняя шерсть, и осенью, когда нарастает тёплый зимний покров. Зачастую меняется и цвет этого покрова, например, у зайцев, белок и др.

1 Экдизоны (от греч.ékdysis - линька) - гормоны, относящиеся к группе стероидов (27-28 атомов углерода), стимулирующие линьку и метаморфоз членистоногих.

Линька у змей

В норме линька является комплексным процессом, при котором клетки промежуточной зоны эпидермиса (несколько наружных слоев живых клеток, находящихся под роговым слоем) пролиферируют и образуют новый роговой слой, называемый внутренней эпидермальной генерацией. Грубо говоря это биологический процесс в течение которого у рептилии образуется новый покров и сбрасывается старый.
Рептилии, в частности змеи, довольно долго готовятся «менять кожу», беспокоятся, теряют аппетит. Время, предшествующее линьке, герпетологи называют периодом «голубых глаз». Змеиная кожа при этом выглядит безжизненной, тускнеет, блекнет, рисунок на ней утрачивает четкость, а глаза становятся мутно-голубыми. Поведение животных в этот период тоже изменяется: одни становятся вялыми и мало двигаются, другие бывают нервозными и проявляют повышенную агрессивность. Особенно опасны ядовитые змеи: случайно потревоженные, они могут активно нападать и пытаться укусить.

Ковровый питон Чейни (лат. Morelia Spilota cheynei), подросток с мутными глазами


Белогубый питон (лат. Leiopython albertisii), подросток с мутными глазами

У большинства змей линька начинается с головы, за исключением роющих змей семейства слепозмеек (лат.Typhlopidae), которые линяют с хвоста. При этом отслоившиеся покровы начинают сползать, растягиваясь и отрываясь в виде более или менее длинных трубочек. Сброшенный старый «чулок» слепунов не выворачивается наизнанку. В норме змея линяет быстро и целиком. Сброшенная шкурка называется «выползком» и представляет собой практически целостный чехол, который на несколько см длиннее змеиного тела. Очень крупные змеи линяют с разрывом «выползка» под тяжестью их веса. Кусковая линька бывает у больных змей или живущих в неблагоприятных условиях (например, при недостаточной влажности воздуха). Особенно важно наличие на выползке прозрачных «очков» - рогового слоя с глаз, так как несвоевременное его схождение может стоить животному зрения: сдавливание глазного яблока приводит к его воспалению и даже гибели.

Змеиные «выползки»

Первая линька у змеенышей бывает либо сразу же после рождения, что свойственно живородящим и яйцеживородящим видам, либо через 7 - 14 дней после выхода из яйца (для яйцекладущих змей). Далее молодняк линяет через каждые 3-4 недели, так как активно питается и растет. С возрастом частота линек уменьшается, а интервалы между ними увеличиваются. Взрослые змеи сбрасывают старую кожу 1 раз в 3-6 месяцев, а некоторые виды, живущие в сложных природных условиях (например, в высокогорье) линяют всего 1 раз в год. Только что сбросившая кожу змея имеет красивую, яркую и четкую окраску.

Нормальная линька проходит несколько стадий:

Стадия пролиферации. В этот момент кожа становится тусклой и матовой. У змей эта стадия мало заметна.
Фаза расхождения линьки. Включает формирование внутренней эпидермальной генерации и образование полости с выпотом в нее лимфы. Пролиферация сменяется дифференциацией клеток, составляющих новый роговой слой на периферии пролиферата с образованием тонкой щели в промежуточной зоне (между тремя слоями старых и тремя слоями новых клеток). После формирования внутренней эпидермальной генерации клеток происходит образование полости – зоны расслоения. В течение этого времени можно наблюдать помутнение глаз у змей. Так называемый период «голубых глаз».
Фаза расслоения.Во время нее кожа светлеет и почти не отличается от нормальной. В фазе расслоения происходит лизис (растворение) межуточного вещества и адгезия (слипание) белков, после чего следует линька.

Нарушение линьки у змей

Обычно змеи сбрасывают старую кожу очень простым способом: выползают из нее. Наружный слой кожи змеи представляет собой единое целое, от очков на глазах до кончика хвоста. Первым признаком линьки у змей считается помутнение глаз. Но на самом деле вначале происходит помутнение брюшных щитков, которое занимает два-четыре дня. Затем мутнеют глаза один-пять дней. Глаза становятся молочно-белыми позже, и такая окраска их исчезает раньше, чем на других участках тела, что имеет для змеи жизненно важное значение, поскольку она в это время плохо видит.Третья стадия - прояснение глаз, четвертая стадия - прояснение брюшных щитков и, наконец, последняя, пятая стадия - собственно линька. Подготовка к ней занимает от пяти до двенадцати дней, третья и четвертая стадии часто довольно короткие.
Перед линькой многие змеи теряют аппетит, становится раздражительными. Многие виды, живущие в природе, отправляются на поиски воды, в которой замокают.
У здоровых змей сама линька занимает от тридцати минут до нескольких часов. Начинается она после того, как змея отслоит старую надкожицу на губах, потирая кончик морды о какую-нибудь шероховатую поверхность. Затем змея начинает сдвигать кожу с головы назад и, ползая среди кустов и камней, постепенно, сантиметр за сантиметром, стягивает с себя старую шкуру. Вместе со старой одеждой она сбрасывает и "очки", защищающие глаза.

Узорчатый полоз (лат.Elaphe dione ) в процессе сбрасывания старой шкуры

По материалам сайтов: http://ru.wikipedia.org/, http://www.zmeuga.ru/ и трудам Васильева Д.Б.