Прекрасно балансируют пропорции образа. Пропорции в одежде

26.09.2019 Мои образы

На этой страничке предлагаю поговорить о пропорциях в фигуре и в одежде, силуэтах, балансе изделия.

Пропорции в одежде — это соотношение отдельных её частей между собой и сочетание их с формой изделия в целом.

Хороший Мастер портной и модельер старается смоделировать то же платье для женщин исходя из естественных пропорций фигуры.

Длина платья и линия талии определяют пропорции разных частей платья(одежды). Линия талии влияет на форму и покрой лифа(верха платья), рукавов, юбки(или низа платья),т.е. на то,что определяет общий силуэт фигуры.

Мне следует упомянуть так же о некоторых основных соотношениях, которые должны гармонировать между собой и с общим видом платья. Это:

    ширина воротника и ширина плеч;

    ширина полос отделки платья и ко всей его поверхности

    ширина отворота манжеты к ширине всей манжеты

В зависимости от месторасположения линии талии меняется и зрительное восприятие:впечатление от вида.

Например:

Повышенная талия при удлиненной юбке зрительно вытягивает все фигуру.

Такие пропорции имели место в костюме начала 19 века, называемое ампирным.

Именно по-этому в наши дни ампирное платье рекомендуют женщинам небольшого роста и полным.

Пониженная талия при укороченной юбке делает фигуру женщины зрительно неуклюжей и неустойчивой,так как верхняя часть изделия становится по восприятию тяжелее нижней.


А в 40-ые годы 20 века,особенно в первой половине силуэт, претерпев значительные изменения,имел в верхней части фигуры прямые и резко поднятые плечи, пониженную талию и укороченную юбку. К концу 40-х годов 20 века и начал у50-х годов плечи несколько понизились и приобрели более мягкую линию,линия талии слегка поднялась и заняла нормальное положение,юбка стала более длинной,что вполне гармонировала с уменьшением нагрузки верхней части платья.

Все мы помним и знаем знаменитые платья 50-х, которые и сейчас в моде,особенно у молодежи,называясь ретро-платья.


И тогда, в 50-ые годы прошлого столетия, четко определились 4-ре силуэта:

    силуэт строгой формы

    силуэт строгой формы с подчеркнутой талией и расширенной юбкой

    силуэт мягкой формы

    русский силуэт

1950-52 гг:

Пропорции в одежде далеких 1948-52 годов хорошо характеризуют основы построения одежды и по сей день.


*Можно проанализировать почему так произошло.

В 1945 году СССР одержал победу в Великой Отечественной Войне.

И именно 50-ые годы явно показатель того,что советская страна, на чьей памяти стала великая разруха и потери человеческие,а это более 20 миллионов жизней, становилась на ноги и постепенно отстраивалась. Всем хотелось гармонии и красоты,основанных на новых классических формах. И именно тогда по всему миру стал возводится в моде направление: женщина-цветок,характеризующее прекрасное женское начало жизни,мира,любви. Не прошло и мимо СССР это веяние. После огромных человеческих потерь, послевоенной разрухи, люди хотели построить основы красоты и гармонии и в одежде. Закладывалось новое лучшее будущее мира и в одежде.

Например:

В одной из книг по кройке женского платья за 1950-ый год можно прочесть:

«При выборе фасонов платья каждая женщина должна учитывать особенности своей фигуры и в зависимости от этого выбирать платье с наиболее подходящими для неё линиями и отделками.

Для полной фигуры подходят платья строгой формы покроя. Лиф рекомендуется делать с глубоким вырезом и со вставками контрастных цветов. Платья должны иметь простые линии (именно на это и сейчас(!!) дается акцент в одежде для полных- примеч.автора) ,без всяких нагромождений и лишних украшений. Линии должны располагаться в долевом направлении.

Линия плеч находится на естественном месте (сейчас её советуют модельеры немного завысить,удлинив при этом весь силуэт,как бы вытягивая- примеч.автора ).Не рекомендуется делать их плотно облегающими фигуру,так как это будет укрупнять её. (вспомним как не красиво смотрятся женщины в том же метро, которые одевают трикотажную кофту в обтяжку- примеч.автора ).

Для миниатюрной фигуры платья следует делать с деталями маленьких размеров: маленький воротничок, мелкие пуговицы, небольшие карманы,короткие баски и др.

Величина каждого украшения или детали должн асоответсвовать размерам фигуры.

Для высокой и стройной фигуры подходят платья мягкой формы покроя, с лифом, затянутом в талии,и юбкой усложненных линий.

Для низкой и полной фигуры рекомендуются платья строгой формы, прилегающие в талии,с юбкой,слегка расширенной к низу(теперешнее годе- примеч. автор а).На лифе следует делать удлиненный вырез. Для таких фигур нельзя делать платья с широкими поясами и поперечными линиями отделок.

Для очень тонкой и высокой фигуры рекомендуются свободные пышные формы платьев; юбка должна быть расширена в бедрах для большого подчеркивания талии. К таким платьям очень идут оборки,рюши, воланы, и т. п.»

/»Кройка женского платья» Гизлегпром 1950 г)

В наш 21 век одежда существенно усложнилась в своем покрое, и одним из важных элементов стали понятия стиля и силуэта.


Силуэт — обозначает очертание-линии контура какого-либо предмета,в частности — одежды. Один из основных элементов формообразования в костюме.

Он основная определяющая характеристика одежды и одно из самых важных в наше время средств выражения идеи для современных дизайнеров и художников-модельеров,а так же определяет моду.

Силуэты бывают основные и производные.

Основные — это те. которые определяются построением модели формы сезона или года. На её основе задаются ряд вариантов одежды с какими-либо дополнениями.

Производные — сочетают в себе различные черты основных силуэтов.

1960-ые года

На сегодняшний день различают силуэты по прилеганию:

    Прямой — прямоугольная геометрическая форма. Бывает узкий расширенный прямоугольник(фигура с прямыми углами), и квадрат с усеченными верхними углами. Этот вид универсален,в нем ширина одежды в области груди и бедер одинакова.

    Полуприлегающий силуэт. Он немного прилегает по линии талии,линии груди,и бедер. Бывает плавным, иногда еле заметным расширенным к низу. Этот вид силуэта как бы слегка повторяет очертания фигуры.

    Приталенный силуэт,где одежда имеет зауженную талию.

    Трапеция силуэт. Расширен от линии плеча или проймы и заужен или прямой внизу. Одежда, выполненная в таком силуэте может быть как свободной,так и зафиксирована поясом на линии талии.

По сравнительному сходству с простыми геометрическими фигурами:

прямоугольный

трапецевидный


  • часто характеризующиеся буквенное обозначениями: А. Х, Т, S,V


    Профессионально,а именно, глубоко залезать в эти темы не будем.

    Если кому нужно,то сам полистает материал по этим направлениям более подробно,ладушки?

    Для того,чтобы то же платье/изделие хорошо сидело на фигуре, необходимо, чтобы оно имело правильный баланс.

    Баланс платья — это соотношение между передней частью(полочкой) и спинкой платья/одежды в сочетании с естественным положением самой фигуры человека.


    Т.е. Под балансом понимают взаимоувязку основных конструктивных участков по плечевым, боковым срезам, пройме и окату рукава,талии,что обеспечивает равновесное положение вертикальных швов, краев борта, рукавов,отсутствие заломов (дефектов) на поверхности готового изделия или,наоборот, ровное распределение заломов,фалд(на юбках, например)
    Разность уровней полочки(переда) относительно уровней спинки в верхней части называется верхним балансом ,а в нижней части - нижним балансом .
    Правильно рассчитанный баланс обеспечивает хорошую посадку изделия на фигуре.
    В зависимости от строения фигуры баланс может быть нулевым, положительным и отрицательным.
    -Нулевой баланс означает равенство уровней полочки и спинки;
    -Положительный - превышение уровня полочки над уровнем спинки;
    - Отрицательный - понижение уровня полочки относительно уровня спинки.
    С увеличением сутулости фигуры баланс уменьшается, с увеличением перегибистости увеличивается.
    Верхний баланс определяется по специальной формуле...

    Баланс изделия уточняется в процессе примерки на самом человеке. Реже — на манекене.

    Удачного пошива и творческих свершений!


    Уравниваем шансы: как пропорциональность влияет на наш внешний вид.

    У большинства женщин есть определенные комплексы – то ноги не такие длинные, как хотелось бы, то плечи широкие, то ягодицы слишком объемные. С помощью грамотного комбинирования вещей можно визуально подкорректировать слабые стороны своей фигуры.


    Основы пропорциональности.

    Удачным можно считать только тот образ, который выглядит гармоничным и целостным. Существует даже особая «мера красоты» – золотое сечение, которое регламентирует разделение отрезка не неравные части: весь отрезок (АС) к большей своей части (AB) относится так, как больший отрезок (AB) к меньшему (BC). Получается простая формула, которой, согласно исследованиям А. Цейзинга, можно измерить человеческую фигуру.


    Идеально, если верхняя и нижняя части (расстояния от макушки до талии и от талии до пола) соотносятся как 3:5; 5:8; 8:13. Центром фигуры считают пупок. Упрощенные пропорции приравнивают друг к другу четыре части фигуры:

    Макушка головы-линия груди;
    - грудь-бедра;
    - бедра-середина колена;
    - середина колена-пятки.

    В теле взрослого человека помещается около восьми «голов», у женщины это число составляет 7-7,5. Идеальное соотношение частей тела к росту: плечи составляют примерно 1/4 роста, туловище плюс голова - 1/2, ширина груди - 1/6, ноги - 1/2, голени – 1/4. Идеальная длина рук – до середины бедра. Обхват шеи равен обхвату икр, а сама шея составляет 1/4 высоты головы. У женщин ширина плеч немного меньше двух высот головы, она такая же, как ширина бедер.

    Любое отклонение от идеальных пропорций можно увидеть после оценки своих пропорций. Например, найти талию поможет простая схема. Необходимо положить ладонь под грудь, под нее вторую ладонь:

    До пупка поместилось две ладони – линия талии занижена. Удлинить ноги помогут брюки, юбки и платья с завышенной талией, вертикальные акценты.
    - Полтора ладони – пропорция идеальная. Женщинам с такой фигурой можно легко носить одежду в пропорции верх-низ один к одному.
    - Поместилось меньше, чем 1,5 ладони – талия завышена. Корректировать ее можно горизонтальными линиями ниже пупка.


    Пропорции в образах.

    С другой стороны, нет никакого смысла в применении пропорций, если не учтены особенности телосложения.

    Стройным невысокого роста женщинам подойдет однотонный костюм 1:1 или комплект с коротким жакетом, который визуально удлинит нижнюю часть. Широкосложенным низким фигурам «к лицу» ансамбли с юбками до середины колена (3/5 и 1/1).



    Высоким женщинам пойдут длинные жакеты (в пропорции 7/8 и 3/1): широкосложенным - с однобортной застежкой, узкосложенным – с двубортной.


    Тем, у кого явно выражена талия, можно спокойно акцентировать это достоинство пластичными, драпирующимися деталями. Для стройных высоких фигур такого типа подходит силуэт Х (1/1, 1/2, 1/3, 1/4). Не возбраняются горизонтальные линии – объемные воротники, кокетка, пелерины.

    Стройным женщинам с нечетко выраженной талией лучше делать выбор в пользу прямых и слегка сужающихся внизу силуэтов, плотных тканей, лаконичного декора.


    Тем женщинам, у которых полнота равномерная, стоит так же распределять все части образа. Оптимальный вариант – прямой и полуприлегающий силуэты, вертикальные акценты. Высоким женщинам такого телосложения можно смело носить, чуть приспустив, узкие пояса в тон одежды, платья с четко обозначенной талией. Хорошим решением будет дуэт брюки плюс удлиненный жакет.

    Невысоким полным женщинам не стоит увлекаться ярким массивным декором и горизонталями, крупными принтами, объемными рукавами, акцентированием талии. Нежелательно заправлять блузки в брюки, жилет лучше носить нараспашку.


    Полным женщинам с крупным верхом необходимо уравновесить тяжелый верх - визуально расширить бедра. Помогут в этом пышные юбки, фасон годе, верх с гладким лифом, платья с узким подолом и прямого силуэта верхняя одежда. Блузки и пиджаки должны быть с вертикальными вытачками, прямыми и косыми прорезными карманами, мягкими воланами, красивой отделкой низа. Женщинам со слишком полными бедрами лучше идти другим путем – сузить плечи. В визуальном обмане помогут прямые и зауженные рукава, прямоугольный силуэт, модели с вертикальными линиями.


    Если фигура с полноватыми бедрами и узким верхом, лучше выбирать полуприлегающий расширяющийся к низу силуэт одежды, рисунок – сверху более светлый и крупный, снизу – темный и неприметный. Главная задача – отвлечь внимание от бедер, так что все композиционные решения стоит перенести на плечевой пояс. Хороши прямые юбки, свободный мягкий лиф, рукава рубашечного типа, широкие воротники-банты.


    Сделать свою фигуру идеальной легко – достаточно с помощью визуальных эффектов подогнать ее под эталон пропорциональности. Занятие требует внимательности и креативности, но результат того стоит!

    Фото: fashiony.ru, nionila.livejournal.com, shop-stilist.ru, abc.vvsu.ru, girlwithcurves.com, garnerstyle.blogspot.com, www.gabifresh.com, cupcakesclothes.com, nadiaaboulhosn.com

    Но и вертикальные пропорции имеют определяющее значение при выборе одежды. Вас наверняка когда-нибудь мучил вопрос, почему тот или иной наряд смотрится сногсшибательно, учитывая, что сама одежда не представляет собой ничего особенного. Всё дело в том, что ансамбль полностью сбалансирован, и наш взгляд отдыхает на гармоничных формах. Поэтому если у вас есть какой-либо недостаток фигуры или пропорций, его разумнее сделать менее заметным с помощью правильно подобранной одежды.

    Гармоничный наряд творит настоящие чудеса, заставляя одних выглядеть выше и тоньше, а других – миниатюрнее и соблазнительнее. Хотите узнать, что же необходимо для создания иллюзии пропорционального силуэта по типу ?

    Носите вещи, в которых туловище выглядит пропорционально.

    Предположим, что у вас пышные бёдра, и вы обожаете носить обтягивающие юбки. Юбка такого типа ещё сильнее увеличит ваши бёдра визуально, поэтому вам нужно найти нечто объёмное и для верхней части туловища. Привлечь внимание к торсу помогут романтичные блузы с оборками. Если же вы широкоплечи и намерены продемонстрировать это всем, можете надеть топ с открытыми плечами, однако убедитесь при этом, что не забыли сбалансировать образ с помощью расширяющихся книзу юбок или брюк.

    Этот совет относится к каждой женщине, вне зависимости от типа её фигуры. Так, если вы носите юбку-баллон, старайтесь визуально уравновесить её правильно подобранной одеждой для верней части. Если природа к тому же наградила вас пышными бёдрами, вместе с юбкой носите кофточку светлых тонов со сложными деталями. Если у вас большая грудь, сделайте ставку на однотонные темные топы простого кроя, а тяжелую верхнюю часть тела сбалансирует юбка-баллон.

    Серьезно. Если подойти к делу с умом, вы сможете носить всё, что душе угодно, главное – это всегда помнить о пропорциональности!

    >

    Не бойтесь нарушить модные постулаты.

    Вы можете найти некоторые противоречия, когда станете сравнивать списки рекомендованной одежды для вертикальных пропорций и типа фигуры. Давайте предположим, что ваш , и что вы обладаете . Рекомендации, относящиеся к этому типу фигуры, вынуждают вас отказаться от ношения длинных топов: визуально они ещё больше увеличат бёдра. Однако советы женщинам, обладающим коротким торсом, наоборот, рекомендуют носить такие топы, чтобы создать иллюзию пропорционального торса. И как поступить в такой ситуации?

    На самом деле всё просто. Носите длинные топы, но всё же добавьте пару ярких серёжек для того, чтобы рассредоточить внимание на всём туловище.

    А что вы станете делать, обладая , длинным торсом и ? Коротенькие пиджаки визуально только сделают торс шире. Но как насчёт того, чтобы носить их вместе с расширяющимися книзу джинсами?

    Итак, предлагаем вашему вниманию несколько советов относительно того, как сбалансировать ваш силуэт:

    Увеличьте/уменьшите пропорции тела визуально.

    А) Тёмные и светлые оттенки

    Тёмные оттенки уменьшают, светлые увеличивают. Привлечь внимание окружающих к определённой части вашего тела, будь то красивая грудь или стройные ноги, поможет одежда светлых тонов. Яркие цвета также помогут визуально выделить ту область, которой вы гордитесь больше всего, но главное в этом случае – не переборщить.

    Светлые оттенки имеют свойство притягивать взгляд, а тёмные, наоборот, рассредоточивают внимание. Поэтому, выбирайте одежду светлых тонов для наиболее выигрышных частей вашего тела.

    К примеру, если вы хотите отвлечь внимание от худых рук и маленькой груди, одевайтесь в топы с V-образным вырезом и носите их вместе с кардиганами тёмных оттенков.

    Если же вы слишком стеснительны для того, чтобы выставить на передний план всё, чем наградила мать-природа, но подчеркнуть радующую вас часть тела всё же хочется, попробуйте вместо одежды светлых оттенков надеть вещи, украшенные принтом.

    Б) Рисунок на одежде

    Так же как и одежда светлых оттенков, вещи с рисунком визуально увеличивают ту часть тела, на которой вы её носите. Поэтому если вы хотите, чтобы верхняя часть вашего туловища выглядела объёмнее, наденьте топ с рисунком и простые брюки или юбку. Если же у вас великолепные ноги, подчерните это с помощью туфель на высоком каблуке с потрясающим принтом.

    Не беспокойтесь относительно того, что одежда с рисунком превратит вас в толстушку. Рисунок на тёмном фоне, а также вертикальные узоры не обладают эффектом увеличения. Кроме того, принт должен соответствовать вашим объёмам. Мелкие и средние узоры подходят женщинам миниатюрного телосложения, средние и крупные – тем, кто обладает средними параметрами, крупные узоры также будут хорошо смотреться на , правда, при условии, что будут соблюдены вертикальные пропорции.

    В) Украшения и аксессуары

    Обувь со множеством ремешков и крупные серьги – вот два хороших способа привлечь внимание окружающих и создать идеальные пропорции.

    У вас стройные ноги? Так почему бы не привлечь к ним внимание с помощью яркой пары туфелек с обилием ремешков? Но, может быть, вам больше по вкусу шикарные колготки с матовым сиянием?

    Безупречную область декольте можно подчеркнуть с помощью рюшей, а воздать должное вашей тонкой талии поможет широкий узорчатый ремень, надетый на простое платье.

    И помните: от матового сияния и страз ложатся тёмные тени, которые могут скрадывать объём.

    Изображения: «© Depositphotos.com/Comaniciu Dan Dumitru»

    В архитектуре, изобразительном и декоративно-прикладном искусстве п р о п о р ц и и -- это соразмерность, определенное соотношение частей (форм) между собой и с предметом в целом, одно из проявлений гармонии.

    Будучи основой структуры всякого произведения искусства, пропорции являются средством художественного выражения объективно существующих соотношений в природе. Передача точных пропорций изображаемых объектов -- одно из условий их верности натуре. Отсутствие или нарушение пропорций ведет к утрате гармоничности, стройной целостности изображаемого предмета.

    В практике, особенно архитектурной, исторически сложилось много систем пропорций. Так, для античности были характерны числовые, зрительно- воспринимаемые пропорции; для средневековой готики -- геометрические, несоизмеримые в числах, скрытые пропорции; в эпоху Возрождения ведущим в понятии совершенной пропорции было учение о з о л о т о м с е ч е н и и, особенно применявшееся в скульптуре.

    Учение о пропорциях включает в себя основные законы композиции костюма: статику и динамику, симметрию и асимметрию, ритм и пластику.

    Рассмотрим основные виды пропорций.

    В математике равенство двух отношений называется пропорцией. Для образования пропорции необходимо иметь не менее трех величин. Например, надо разделить отрезок АВ (рис. 75) на две части АС и ВС так, чтобы все три эти величины были связаны пропорциональной зависимостью, т. е. удовлетворяли условию АВ = АС + ВС. Получим лишь две пропорции:

    Последняя пропорция называется золотым сечением и выражается следующими соотношениями: 3: 5 или 5: 3; 5: 8 или 8: 5; 8: 13 или 13: 8 и т. д. В каждом из этих отношений сумма двух чисел образует целое, которое относится к большему числу так, как большее к меньшему.

    В практике для нахождения соотношений золотого сечения удобно пользоваться графическим способом. Из точки А отрезка АВ (рис. 76), подлежащего делению, проводят перпендикуляр к этому отрезку, на котором откладывают отрезок АС, равный половине отрезка АВ. Соединяют точки В и С. На гипотенузе образованного треугольника из точки С откладывают отрезок СВ, равный отрезку АС. Далее на отрезке АВ из точки В откладывают отрезок ВЕ, равный отрезку ВВ. Точка Е делит отрезок АВ на две части по принципу золотого сечения.

    Действительно, по теореме Пифагора

    а это и есть принцип золотого сечения.

    В изобразительном искусстве соразмерность линейных величин может решаться с помощью двух основных пропорций:

    1) делением на равные части--принцип одинаковости и 2) делением на неравные части -- принцип разнообразия.

    Обе эти пропорции не являются отвлеченными математическими понятиями. Их проявление наблюдается в природе и, в частности, в строении фигуры человека. Например, в области пупка тело новорожденного ребенка делится по длине на две равные части. Естественное членение линией талии на две части пропорционально сложенной фигуры взрослого человека выражается соотношением золотого сечения; середина тела приходится на лонное сращение.

    Членение линии, плоскости или объема на равные части, т. е. по принципу одинаковости, вызывает ощущение покоя, статики (см. рис. 75, а). Членение же на неравные части -- по принципу разнообразия -- вызывает ощущение движения, динамики (см. рис. 75, 6). Первый принцип связан с законом симметрии, второй -- с законом асимметрии.

    Рассматриваемые пропорции и принципы членения являются для художника исходным моментом, используемым им при решении модели. Следуя своему замыслу, стремясь к его образному воплощению, художник должен в первую очередь искать наиболее выразительные соотношения частей и целого, т. е. отдельных предметов одежды и всего костюма в целом. Например, применяя трехкратное членение одной и той же формы, сочетая принципы разнообразия и одинаковости пропорций можно достичь большого многообразия в решении композиции, что видно из рис. 77. В первом случае пропорции получены делением на равные части (рис. 77, а); в другом случае -- делением на неравные части по принципу подобного разнообразия (рис. 77, 6); в третьем -- по принципу контрастного разнообразия (рис. 77, в). От второго к третьему примеру возрастает ощущение движения, динамики. Соответственно яснее выступают симметрия и асимметрия. Усложняется ритмический строй композиции. Всему этому способствовало резкое различие в величинах площадей, образованных линиями членения; их контрастное соотношения одна к другой и к целому усилили, обострили общее эмоциональное звучание. Следовательно, отталкиваясь от основных схем пропорций, изменяя в большей или меньшей степени существующие в этих схемах отношения величин, можно получать все новые и новые смысловые эффекты.

    Область создания костюма -- это прежде всего искусство пропорций. В костюме пропорции играют особенно важную роль: от того, в каких соотношениях находятся отдельные его части между собой и фигурой человека, зависит образная выразительность костюма и внешний облик самого человека. Так как костюм включает в себя одежду, различные аксессуары и прическу, то необходимо принимать во внимание форму и величину головного убора или прически, форму и высоту каблука обуви, количество и характер украшений. В совокупности все эти компоненты оказывают влияние на характер пропорций. Кроме того, в связи с тем, что человек движется и фигура его объемна, соотношения, пропорции между отдельными элементами, составляющими костюм (платье, шляпа, обувь), и отдельными деталями одежды (лиф, рукава, юбка, воротник) могут быть различными при рассмотрении фигуры с разных сторон: в фас, профиль или со спины.

    В зависимости от того, что входит в понятие красоты в то или иное время, в ту или иную эпоху, возникают конкретные формы костюма с соответствующими пропорциями.

    Рис 78

    Остановимся на некоторых примерах из истории. Рисунки, иллюстрирующие эти примеры, обобщенно и схематично передают самые типичные построения костюмов соответствующих отрезков времени.

    Представление о женской красоте в ХIII--ХIV вв. вырабатывалось под влиянием стиля готики и выражалось в искусственной вытянутости форм (см. рис. 2). Высокий головной убор, узкий и короткий лиф, расширяющаяся книзу юбка с длинным шлейфом и вытянутая обувь -- все это создавало впечатление высокой фигуры. Фронтальный силуэт фигуры в костюме вписывается в вытянутый равнобедренный треугольник (рис. 78, а). Линия соединения лифа с юбкой, расположенная под грудью, членит платье и фигуру на две очень разные по величине части и создает резко контрастные соотношения между ними (1: 6).

    В профиль фигура от верха головного убора до низа платья и конца шлейфа имеет совсем иные пропорции и форму (рис. 78, 6). Сзади благодаря длинному шлейфу фигура кажется неестеcтвенно вытянутой; в результате создается еще больший контраст в пропорциях лифа и юбки.

    Эпоха Возрождения создала новые формы и пропорции в женском костюме. В соответствии с этим получают распространение очень открытый узкий лиф, широкие плечи (пышные в верхней части или по всей длине рукава), объемная юбка. Фигура вписывается в прямоугольник (рис. 79). Отношение ширины плеч к ширине юбки почти равно единице. Линия талии на естественном месте и создает контрастное соотношение по вертикали между лифом и юбкой (1: 3).

    Рис 80

    Ярким примером искусственных форм и пропорций является женский костюм ХVIIIв. Женщины затягивали тело корсетом до такой степени, что талия казалась осиной. С помощью каркасных сооружений юбке необъятной ширины придавали самые причудливые формы. Обувь была на очень высоком каблуке. Все это в сочетании с открытым лифом приводило к тому, что верхняя часть фигуры казалась несравненно меньше нижней, голова, руки и ноги--очень миниатюрными и изящными. Контрастным соотношением объемов верхней и нижней частей платья достигалось впечатление утонченной хрупкости и изящества женской фигуры. Силуэт всего костюма вписывался в треугольник (рис. 80), но с большим основанием, чем изображенный на рис. 78. Форму треугольников повторяли очертания к отделка лифа и юбки. Сходясь вершинами на линии талии, эти треугольники акцентировали внимание на талии, зрительно делая ее еще тоньше. Соотношения размеров по горизонталям (ширина плеч, талии и низа юбки) также основаны на контрасте: плечи кажутся широкими по сравнению с очень тонкой талией, широкая юбка зрительно делает талию еще же.

    В эпоху классицизма женский костюм освобождается от искусственных конструкций (изъяты корсеты и кринолины); создаются новые пропорции. Естественность их по вертикали нарушается перенесением линии талии под грудь (по аналогии с временами готики). Мягкий лиф--с глубоким вырезом; прямая, спокойно ниспадающая юбка сзади переходит в небольшой шлейф. Плавность линий и свобода формы женского платья напоминают формы одежды античного стиля. Весь силуэт фигуры вписывался в вытянутый прямоугольник (рис. 81) с близкими по величине соотношениями по горизонталям (ширина плеч, талии, бедер и низа юбки). Соотношение по вертикали короткого лифа и длинной прямой юбки примерно 1: 6 (в фас), 1: 6,5 (в профиль) и 1: 7 (со спины). Вся фигура членилась платьем на три части. Прическа в виде узла на затылке как бы удлиняла линию шеи головы и сочеталась с плавной линей юбки (в профиль). Преобладающее значение вертикалей подчеркивалось наличием длинных цветных шалей.

    В дальнейшем юбку начинают украшать различными оборками, кружевами, фестонами и другими декоративными элементами. В нижней своей части она утяжеляется и расширяется; лиф в области плеч также искусственно расширяют. Платье становится более сложным: оно делится не на две, как раньше, а на три части. Рукава также различными способами членятся на три части. Фигура в свою очередь членится на четыре части. Зрительно она становится менее высокой и стройной (рис. 82). Силуэт вписывается в вытянутую трапецию.

    Во всех этих примерах необходимо отметить очень существенную деталь: в каких бы соотношениях ни находились отдельные части костюма между собой, на сколько бы частей ни членилось само платье, оно во всех случаях длинное, закрывающее ноги В ХХ в. платья начинают делать короче--не до пола. Усложняется проектирование костюма, так как добиться удачного зрительного соединения открытой части ног с одеждой-- трудная и ответственная задача. В какой степени открыты ноги--очень важный фактор в композиции, такой же важный, как сужение или расширение линии талии, низа юбки, рукавов и т. д. От того, до какого места открыты ноги, какой формы и величины каблуки у обуви, зависит общее зрительное восприятие фигуры в костюме. На изменении соотношений открытой части ног и платья зиждется в значительной мере формирование и изменение моды.

    Рис 83

    На рис. 83 изображено платье второго десятилетия нашего столетия. По длине юбка в те годы немного не доходила до щиколоток, открывая самую тонкую часть голени. Поэтому ноги, обутые в башмаки на высоком каблуке, кажутся маленькими и тонкими, особенно в соединении с довольно широкой юбкой платья.

    Силуэт платья и всей фигуры вписывается в овал. Фигура делится на четыре части, каждая из которых находится во взаимосвязи с другими, составляя вместе модные для того периода пропорции в костюме. Характерным в этих пропорциях является равенство величин головы и открытой части ног (отрезки 1 и 4 по вертикали) и разность величин лифа и юбки (отрезки 2 и З), выраженная соотношением 1: 2,5.

    В 1925--1929 гг. длина платья, его форма и пропорции резко изменились в связи с тем, что идеалом женской красоты стала мальчишеская фигура. Форма платья до колен в виде прямой рубашки вписывалась в прямоугольник и делилась по линии бедер на две части (рис. 84, а). Лиф был длиннее юбки в два раза, открытая часть ног составляла немногим менее одной трети всей фигуры. Такие соотношения в сочетании с высокой шляпой, надвинутой на лоб, и узконосыми туфлями на каблуках делали тяжелой верхнюю часть фигуры и легкой-- нижнюю; фигура казалась неустойчивой. В конце 60-х годов устанавливается самая короткая за всю историю моды длина в женском платье. По форме и пропорциям одежда девушек и молодых женщин аналогична платьям девочек. Ноги, открытые до середины бедра и платье соотносятся между собой по вертикали, как равные величины (рис. 84, 6). Эти новые пропорции костюма прямого или расширенного силуэта подчеркивают ноги, а обувь на низком или среднем широком каблуке придает фигуре устойчивость. Все это создает юный образ женщины. Современный костюм, как и исторический, в своей композиции тесно связан с фигурой, с ее естественными членениями и очертаниями. На примерах исторических костюмов, рассмотренных выше, можно убедиться, что костюмы по-разному акцентируют особенности фигуры посредством определенной схемы пропорций, которая создает тот или иной образ. Но, как правило, искусственная каркасность так называемых идеальных форм костюма прошлых эпох подчиняла человеческое тело своей схеме. Современный костюм не искажает фигуру и ее пропорции, так как он строится на свободных соотношениях с фигурой.

    Проследим это на примерах. Классическим типом современной одежды считается тот, членения которого наиболее точно соответствуют конструкции человеческого тела: вырез горловины расположен по основанию шеи, рукав втачан на месте сочленения руки с плечом, а его длина доходит до кисти или до локтя, пояс расположен на естественной линии талии, низ жакета--на уровне линии бедер, а длина всего костюма--до колен или полностью скрывает ноги (вечернее платье, брюки); объем одежды обеспечивает свободу движений.

    Каждая мода, исходя из этой схемы, в какой-то мере из меняет пропорции, силуэт одежды и тем самым способствует новому восприятию фигуры. Так, например, совершенно прямая (без выявления талия) форма женского костюма с неглубокими удлиненными вытачками делает фигуру плоской, геометрически четкой. Удлиненная за колено юбка, слегка обозначенная талия, заниженная линия проймы или цельнокроеный рукав придают силуэту мягкость, женственность.

    На рубеже 60--70-х годов в моде резко изменилась длина. Этот факт связан с поисками нового облика женственного, пластичного силуэта. Для того чтобы фигура стала зрительно выше, стройнее, недостаточно только лишь удлинить одежду:

    изменение длины меняет существующие в одежде пропорции.

    Как известно, любая мода начинается с силуэта. Нужно найти такие соотношения, пропорции во всем силуэте фигуры и костюма, которые точно и четко выразят желаемые черты женского образа.

    Так, для нового (начала 70-х годов ХХ в.) силуэта определилась следующая характерная схема пропорций:

    маленькая головка -- волосы плотно приглажены, маленькая шапочка повторяет форму головы;

    плечевой пояс естественного разворота, часто с приподнятой головкой рукава;

    изделие плотно прилегает по линии груди;

    высокая талия выявляется прилегающим контуром одежды или поясом;

    линия бедер сглаженная; ширина юбки умеренная;

    длина изделия до колен или прикрывает икры (рис. 85).

    В пределах этой схемы варьируются пропорции конкретно для каждого вида одежды, причем зрительное удлинение фигуры достигается контрастом пропорций в соотношениях верхней и нижней частей фигуры. Так, удлиняя пальто и платье, завышают талию, а удлиняя юбку костюма, укорачивают жакет. Зрительного удлинения можно достигнуть также с помощью перемещения деталей в жакетах и юбках, платьях и пальто. Для этого детали сосредоточиваются у плеч и груди или у талии, ближе к центральной оси.

    Введение вертикалей в композицию одежды также создает ощутимый эффект вытянутости форм: застежки на узких планках с большим количеством пуговиц, линии конструкции, защипы и складки, начинающиеся от плечевого шва или горловины и т. д.

    Наконец, длинные концы шарфа, головного платка или узкого пояса также усиливают вытянутость фигуры.


    Для установления желаемых пропорций в одежде важным является определение длины изделия и расположение линии талии. На рис. 86 изображена одна и та же фигура в одном и том же платье, но с разными положениями линии талии. На левой фигуре (рис. 86, а) линия талии платья находится выше ее естественного месторасположения; здесь отношение частей 1 и 2 равно 1: 3. На средней фигуре (рис. 86, 6) расположение линии талии платья естественное; отношение частей 1 и 2 составляет 1: 2. Наконец, на правой фигуре (рис. 86, в) линия талик ниже ее естественного месторасположения; здесь отношение частей 1 и 2 равно 1: 1. Из сравнения фигур видно, что левая фигура производит впечатление более высокой, чем две другие, а правая кажется более приземистой. Такое разное зрительное восприятие одной и той же фигуры объясняется разным характером ее членения, т. е. разным положением линия талии платья при одинаковой длине.

    Нетрудно заметить, что естественное членение пропорционально сложенной фигуры линией талии на две части выражается соотношением золотого сечения. Приблизительно такая же пропорциональность и в членении платья, где линия талии совпадает с естественным расположением ее на фигуре, а длина--до колена.

    Если в одежде линию талии перемещают вверх или вниз, то соответственно меняют и длину платья, чтобы сохранить гармоничные пропорции.

    Платье на левой фигуре делится линией талии на меньшую и большую часть в к о н т р а с т н о м отношении. Платье на правой фигуре разделено на две одинаковые части, образуя п о д о б н о е отношение. На средней фигуре платье делится на меньшую и большую части в г а р м о н и ч н о м отношении, так как это членение приближается к золотому сечению. Там, где отношение больших и малых частей платья выражено четко, ощущается динамика и ясность членения, платье в этом случае более выразительное. Если же мы имеем дело с подобным отношением частей платья, то создается впечатление однообразия, статичности (см. правую фигуру, где длина лифа, юбки и открытой части ног равны между собой).

    При силуэте с выявленной талией пояс играет важную роль.

    Пояс как элемент композиции своим расположением -- чуть выше, чуть ниже или значительно ниже естественной линии талии -- обозначает особенности пропорций модели. В создании пропорций большую роль играет объем основных частей одежды.

    Если одежда облегает фигуру, представляет как бы слепок с нее, если размеры лифа, юбки и рукавов повторяют соответствующие размеры фигуры, то пропорции всей одежды и фигуры будут подобны (рис. 87, а). Положение линии талии в этом случае, выявленное контурной обрисовкой, совпадает с естественным положением ее на фигуре. Зрительное соединение открытой части ног с платьем органично, так как юбка узкая, и ощутимой разницы между объемом ног и объемом юбки нет.

    Работу модельера здесь можно сравнить отчасти с работой скульптора, снимающего копию с оригинала.Когда платье не повторяет формы тела человека, но форма основных частей одежды близка по своим очертаниям и объему соответствующим частям фигуры, пропорции одежды в целом по отношению к пропорциям фигуры будут сближенными (рис. 87, 6, в). Как видим, прием сближенных соотношений позволяет получить большое разнообразие в формах одежды; работа модельёра становится более трудной и одновременно более интересной.

    Если объем и очертания основных частей одежды (лифа, рукавов, воротника, юбки) существенно отличаются от объема и очертаний соответствующих частей фигуры, то пропорции одежды и фигуры будут контрастными. Именно при использовании приема контрастных соотношений особенно расширяются возможности модельера в создании самых различных силуэтных решений (рис. 87, г, д).

    Золотое сечение - божественная мера красоты

    Принято считать, что понятие о золотом делении ввел Пифагор, древнегреческий философ и математик. Есть предположение, что Пифагор свое знание золотого деления позаимствовал у египтян и вавилонян. Высшую гармонию «золотого сечения» проповедовали и Леонардо да Винчи и Микеланджело... При этом ученые, вплоть до Эйнштейна, будут искать, но так и не найдут его точного числового значения. Бесконечный ряд после запятой — 1,618 0339887...

    Итак, что же такое золотое сечение?
    Золотое сечение - это такое пропорциональное деление отрезка на неравные части, при котором весь отрезок так относится к большей части, как сама большая часть относится к меньшей; или другими словами, меньший отрезок так относится к большему, как больший ко всему отрезку.


    Есть вещи, которые нельзя объяснить. Вот вы подходите к пустой скамейке и садитесь на нее. Где вы сядете - посередине? Или, может быть, с самого края? Нет, скорее всего, не то и не другое. Вы сядете так, что отношение одной части скамейки к другой, относительно вашего тела, будет равно примерно 1,62. Простая вещь, абсолютно инстинктивная... Садясь на скамейку, вы произвели «золотое сечение».



    Странная, загадочная, необъяснимая вещь: эта божественная пропорция мистическим образом сопутствует всему живому. Неживая природа не знает, что такое «золотое сечение». Но вы непременно увидите эту пропорцию и в изгибах морских раковин, и в форме цветов, и в облике жуков, и в красивом человеческом теле. Все живое и все красивое - все подчиняется божественному закону, имя которому - «золотое сечение».

    Все процессы, от микро до макро, которые происходят во вселенной имеют фрактальную структуру.

    Фрактал - это самоподобная фигура, каждый фрагмент которой повторяется при уменьшении масштаба.

    Золотой прямоугольник (то есть прямоугольник, стороны которых относятся в «золотом» соотношении)обладает многими необычными свойствами. Отрезав от золотого прямоугольника квадрат, сторона которого равна меньшей стороне прямоугольника, мы снова получим золотой прямоугольник меньших размеров. Продолжая отрезать квадраты, мы будем получать все меньшие и меньшие золотые прямоугольники.

    В основе золотой спирали лежит золотое сечение - коэффициенты Фибоначчи

    А золотая спираль лежит в основе всех процессов происходящих во вселенной, и даже спиральные галактики закручены по логарифмическим спиралям:


    В конце 19 века немецкий профессор Цейзинг опубликовал свой труд "Эстетические исследования". Он объявил в нем пропорцию золотого сечения универсальной для всех явлений природы и искусства.

    Цейзинг проделал колоссальную работу. Он измерил около двух тысяч человеческих тел и пришел к выводу, что золотое сечение выражает средний статистический закон. Деление тела точкой пупа - важнейший показатель золотого сечения. Пропорции мужского тела колеблются в пределах среднего отношения 13: 8 = 1,625 и несколько ближе подходят к золотому сечению, чем пропорции женского тела, в отношении которого среднее значение пропорции выражается в соотношении 8: 5 = 1,6. У новорожденного пропорция составляет отношение 1: 1, к 13 годам она равна 1,6, а к 21 году равняется мужской.
    Пропорции золотого сечения проявляются и в отношении других частей тела - длина плеча, предплечья и кисти, кисти и пальцев и т.д.
    Cправедливость своей теории Цейзинг проверял на греческих статуях. Подверглись исследованию также греческие вазы, архитектурные сооружения различных эпох, растения, животные, птичьи яйца, музыкальные тона, стихотворные размеры. Цейзинг дал определение золотому сечению, показал, как оно выражается в отрезках прямой и в цифрах.

    Kогда цифры, выражающие длины отрезков, были получены, Цейзинг увидел, что они составляют ряд Фибоначчи. Вот начальная часть ряда: 1, 1, 2, 3, 5, 8, 13, 21, 34, 55, 89 и т. д. Каждое последующее число сооттветствует сумме двух предыдущих чисел. А каждое число, деленное на предыдущее, и дает значение "золотой пропорции"...
    Но это не просто игра с числами, а самое важное математическое выражение природных явлений из всех когда-либо открытых.

    Cреди придорожных трав растет обычное растение - цикорий. Приглядимся к нему внимательно. От основного стебля образовался отросток. Тут же расположился первый листок.

    Стебель растет, останавливается, выпускает листок, но уже короче первого, снова делает рывок роста, но уже меньшей силы, выпускает листок еще меньшего размера и снова - рост... Если первый "рывок" принять за 100 единиц, то второй равен 62 единицам, третий - 38, четвертый - 24 и т.д. Длина лепестков тоже подчинена золотой пропорции. В росте, завоевании пространства растение сохраняло определенные пропорции. Импульсы его роста постепенно уменьшались в пропорции золотого сечения.

    В ящерице с первого взгляда улавливаются приятные для нашего глаза пропорции - длина ее хвоста так относится к длине остального тела, как 62 к 38.

    И в растительном, и в животном мире формообразующая тенденция природы - симметрия относительно направления роста и движения. И везде золотое сечение проявляет себя в пропорциях частей.

    Посмотрим, как это выглядит на практике.


    Одежда, которую носили наши предки, была живая. Почему живая? Потому что она была сшита по правилам золотого сечения - золотых пропорций . Т.е. при пошиве использовались меры длины, основанные на пропорциях человека: сажени, вершки, локти, пяди. Важной составляющей тут также была симметрия. Все в купе создавало энергетические волны, которые символично были отражены в орнаментах. Такая одежда гармонично и благотворно влияла на человека. Когда человек носил одежду, скроенную по золотому сечению, органы откликались на волны, создаваемые одеждой и организм оздоравливался и омолаживался. Говорят, что предки носили и зимой и летом тонкую льняную одежду. Благодаря тому, что она была сшита по золотым пропорциям человек чувствовал себя хорошо и комфортно, не мерз, когда холодно - тонкая ткань грела, да и жара не чувствовалась. В старину шубы и кафтаны носили только бояре, князья, да и то только для красоты. Еще одно правило золотых пропорций, объясняющее, почему мужчины в древности носили только порты (штаны), а женщины - только платья до пола. Дело в том, что мужская энергия закручивается по двум спиралям - ногам сверху от Космоса - и сходится в зоне бедер. А женская энергия - по одной спирали от Земли, и женщина подолом одежды собирала эту энергию.

    Одежда должна соответствовать моменту нашей жизни т. е. быть вечерней или домашней, деловой или спортивной. Она может быть дорогой и качественной, может быть дешевой и менее качественной. Еще одежда бывает из натуральных, искусственных или синтетических материалов. Вот, пожалуй, и все различия и требования в современной одежде. А где же, в какой момент она становится «живой»? Хорошо если при изготовлении конкретной вещи мастер вложил частичку своей энергии, души, и тогда эта вещь радует и как говорится «согревает душу» владельца. Казалось бы, что еще можно ждать от вещей, которые мы носим. А чаще всего мы пользуемся вещами, к которым прикасались руки человека только на стадии упаковки и продажи. О какой душе может идти речь?

    Поэтому так важно не только одежду, но и мебель, и дом строить по золотому сечению. То есть желательно, чтобы вокруг человека находилось как можно больше золотых пропорций. Отсюда и становится понятным, почему человек так комфортно чувствует себя на природе — там всё существует в золотых пропорциях! Каждый листочек, каждая травинка сотворены в великой гармонии!

    «Живая» одежда это хорошо забытое, но необходимое нам сейчас, если мы сами выбираем Жизнь!

    Легендарные кутюрье знают эту пропорцию и не отклоняются от нее никогда, потому что эта формула, как таблица умножения.

    Коэф_зол_сеч1 = 1.618;

    Коэф_зол_сеч2 = 0.618;

    Коэф_зол_сеч3 = 0.382;

    Но им легче, они просчитывают, а потом шьют, шьют по конкретным параметрам (своих моделей). А мы выбираем уже готовую одежду для себя. А потом складываем из нее «пазлы», то есть комплекты.

    Важнейшим средством создания гармоничного образа являются пропорции. Закон пропорций определяет отношение частей целого друг другу и к целому.

    Пропорции выступают в виде различных математических отношений — простых и иррациональных. Самой гармоничной иррациональной пропорцией считается «золотое сечение», когда меньшая часть относится к большей так, как большая часть относится к целому. Согласно этому канону голова человека составляет 1/8 длины тела, а линия талии делит его как 5/8.

    Костюм будет выглядеть элегантно, если при его пошиве соблюдены следующие правила пропорций:

    • Принцип «золотого сечения» (3:5, 5:8, 8:13) — вызывает наиболее гармоничное восприятие, рекомендуется для делового стиля. Пропорции строятся исходя из длины юбки. Выбирается наиболее подходящая длина юбки и по правилу «золотого сечения» рассчитывается длина пиджака (Рисункок 1). Математики и люди искусства хорошо знакомы с понятием "золотое сечение". "Золотая пропорция" или "божественная пропорция", число 1,618 считается формулой совершенной гармонии.

      Бельгийский гинеколог обнаружил золотую пропорцию в женской репродуктивной системе. Д-р Джаспер Вергутс (Jasper Verguts) из Университетской больницы Левен в Бельгии просмотрел и измерил пропорции 5000 маток женщин с помощью ультразвука. Согласно его данным, среднее соотношение длины матки по отношению к ее ширине составляет около 2-х при рождении, а затем постепенно это число уменьшается до 1,46 к старости женщины. Кроме того, доктор обнаружил, что когда женщина наиболее плодовита, то есть в возрасте от 16 до 20 лет, соотношение длины к ширине матки составляет 1,6 - то есть ту самую золотую пропорцию.

      Так что, глядя на матку женщины, врачи теперь смогут определять, есть ли у женщины трудности с зачатием или грозят ли ей какие-то проблемы во время беременности.