2017 год ознаменовался внесением изменений в пенсионное законодательство . Корректировки коснулись, в первую очередь, величины выплат и порядка их назначения для отдельных граждан. Рассмотрим далее новые изменения в пенсионном законодательстве.
Первые изменения в в 2017 г. связаны с приостановленными положениями, относящимися к индексации сумм. Они снова начали действовать. Как обещал премьер-министр, величина социальных и страховых выплат будут проиндексированы в полном объеме.
Предусмотрены изменения в пенсионном законодательстве для военнослужащих . Выплаты этим гражданам также будут увеличены, однако точная величина повышения неизвестна.
С 1 января закон, устанавливающий увеличение пенсионного возраста до 63 лет для женщин и 65 - для мужчин, вступил в действие. Предполагалось, что эти коснутся только чиновников. Однако в связи с наличием дефицита бюджета, восполнение которого идет крайне медленно, активно обсуждается вопрос о повышении возраста выхода на пенсию и для других граждан. Эта идея вызвала широкий резонанс в обществе. Правительство, однако, обещает, что активные действия в этом направлении не будут предприниматься до 2018 г.
Среди ключевых изменений в пенсионнм законодательстве с начала 2017 г. можно отметить следующие:
После реформы, проведенной в стране в 2015 г., изменился порядок расчета сумм. Соответственно, пенсионные взносы, перечисляемые в страховую часть, стали учитывать в виде индивидуальных коэффициентов (баллов). При выходе гражданина на пенсию их переводят в рубли.
Как устанавливает 8 статья ФЗ № 400, при гражданину нужно иметь не меньше 15 лет стажа и 30 баллов.
Данные требования, однако, Правительство решило вводить постепенно. Так, величина баллов с 6,6 будет увеличиваться ежегодно на 2,4. Необходимый стаж будет повышаться на год также ежегодно.
С 01.01.2017 вступил в действие ФЗ № 143. В нем существенно ужесточены требования к пенсионному возрасту. Как выше говорилось, для женщин он будет равен 63, для мужчин - 65 годам. При этом стаж госслужбы должен быть не меньше 20 лет.
Эти будут реализовываться постепенно. На 2017 год для выхода на пенсию женщины должны быть в возрасте 55,5, а мужчины - 60,5 лет. Стаж госслужбы должен быть 15,5 л.
Повышение возраста выхода на заслуженный отдых связано с постоянным увеличением прироста населения и продолжительности жизни граждан. В настоящее время в среднем продолжительность жизни составляет 72 года. Если экономическая ситуация в будущем будет складываться благоприятно, то этот показатель еще больше увеличится.
Согласно изменениям в пенсионном законодательстве , взносы по ОПС (обязательному пенсионному страхованию) для граждан, работающих "на себя", отчисляются в фиксированном размере. Он определяется ежегодно исходя из величины МРОТ.
С июля 2016 г. минимальный размер заработка составил 7500 р. Соответственно, нотариусы, адвокаты, иные частнопрактикующие лица, а также ИП должны отчислить в ПФР 23 400 р. за 2017 г.
Определение этого показателя необходимо для приобретения права на получение социальной доплаты.
Как отмечал Минэкономразвития, предполагается снижение стоимости потребительской корзины. Соответственно, величина прожиточного минимума также уменьшится. Она, в свою очередь, тесно связана с размером пенсионного обеспечения. Социальные доплаты предназначены для приведения суммы пенсии в соответствии с прожиточным минимумом.
В законе о бюджете предусматривалась величина ПМ в сумме 8540 р. Между тем в регионах этот показатель существенно варьируется в зависимости от разных условий, в том числе климатических.
Стоит сказать, что , касающиеся размера прожиточного минимума, распространяются на граждан, которые начали получать пенсию в 2017 г. Для остальных лиц выплата будет прежней (более высокой).
Она была введена в связи с отсутствием достаточного объема бюджетных средств для индексации. Действие некоторых принятых ранее положений было приостановлено. Вместе с тем Правительство решило провести частичную индексацию пенсий - на 4 %. Учитывая уровень инфляции, такая мера оказалось недостаточной. Но и средств в бюджете на пересчет в полном объеме не было.
Для компенсации потерь Правительством было решено осуществить фиксированную выплату в размере 5 тыс. р. Эта сумма полагалась всем лицам, являющимся на 31 декабря 2016 г. пенсионерами.
Реализация этих изменений в законодательстве Пенсионного фонда не сопровождалась какими-либо сложностями. Порядок получения доплаты гражданами был упрощен. Пенсионерам не нужно было обращаться в ПФР с заявлением. Выплаты были произведены по графику с 13 по 28 января. При этом в некоторых случаях выдача компенсации совпала с получением пенсии.
Если доставка пенсии на дом не производилась, пенсионеру направлялось уведомление, по которому выплату можно было получить в территориальном почтовом отделении.
Изначально было установлено, что социальные и пенсионные выплаты ПФР должны каждый год увеличиваться в связи со снижением покупательской способности, обусловленного повышением уровня инфляции. Порядок индексации устанавливается в зависимости от выплаты:
Индексация в 2016 году была проведена только на 4 % при уровне инфляции за 2015 г. 12,9 %. Однако в конце 2016 г. Правительство пообещало восстановить порядок увеличения выплат. Для реализации обещания в проект бюджета были заложены необходимые средства.
Трудовая (страховая) часть выплаты повышается посредством индексации стоимости одного пенсионного балла и фиксированной выплаты. На 01.02.2016 показатели были следующими:
По прогнозам Минэкономразвития и Минфина, уровень инфляции должен был составить 5,8 %. В этом случае величина индексации ИПК должна быть 1,058. Но, согласно опубликованным данным Федеральной службы госстатистики, индекс цен на 2016 г. составил 5,4 %.
Учитывая показатели, заявил, что пенсионного балла составит 1,054, размер стоимости ИПК - 78,28 руб., а фиксированной выплаты - 4805,11 руб.
В законе о бюджете ПФР отмечалось, однако, что на 01.04.2017 стоимость балла составит 78,58 руб. Соответственно, необходима вторая индексация пенсий. В совокупности, общее повышение должно составить 5,8 %. С первого апреля в результате страховую пенсию дополнительно увеличили на 0,38 %. Размер фиксированной выплаты остался при этом прежним - 4805,11 руб.
Новости из Госдумы особой надежды на повышение пенсий для граждан, завершивших службу, не внушают. Стоит сказать, что увеличение обеспечения для этих лиц не осуществлялось надлежащим образом довольно давно.
Повышение пенсии происходит за счет увеличения оклада, понижающего коэффициента и индексации страховой части на показатель прошлогодней инфляции. Такой порядок действует для пенсионеров МВД, МЧС, ФСИН и ряда других ведомств.
В 43 статье ФЗ № 4468-1 предусмотрен к ДД (денежному довольствию) в размере 54 %. Он применяется при начислении пенсии и должен каждый код повышаться на несколько процентов до достижения 100 %. Предполагалось, что такая величина будет установлена в 2035 г. В течение последних 2-х лет, таким образом, этот коэффициент был равен:
Однако, по заявлению Антона Силуанова, федеральный бюджет может не выдержать такого повышения, следовательно, вопрос индексации нужно решать аккуратно. Тем не менее в 2017 г. военные пенсии были все же повышены за счет коэффициента, которых достиг 72,23 %.
Или на других основаниях.
Количество пенсионеров в России ежегодно увеличивается. Уже по состоянию на 2019 год они составляют практически 30% всего населения страны, т.е. более 43 млн человек . Пробелы в пенсионной системе приводят к существованию проблем, не позволяющих обеспечить пенсионерам достойную старость.
Для преодоления возможного кризиса пенсионных платежей проводятся реформы и разрабатываются новые пенсионные программы
. Последняя некая реформа не обошла стороной пенсионеров, которые будучи на пенсии продолжают работать.
В зависимости от жизненной ситуации, человек, достигнув , вправе выбрать - оформить ему пенсию и уйти на заслуженный отдых или продолжать трудовую деятельность и отсрочить ее назначение, либо продолжать работать после выхода на пенсию .
Некоторые граждане после пенсионного оформления по разным причинам продолжают свой трудовой путь. В этом есть свои плюсы и минусы .
Учет трудового стажа (трудоспособного населения, так и пенсионеров) производится при помощи персонифицированного учета пенсионных прав граждан. Он ведется ПФР на всех лиц, зарегистрированных в системе (ОПС) и имеющих (СНИЛС).
На основании данных, поступающих от работодателей, на лицевом счете формируются сведения:
Вся информация, приведенная выше, используется органами Пенсионного фонда для проведения (назначения выплаты при возникновении на нее права) и перерасчета.
В страховой стаж помимо работы включаются и иные периоды
жизни работника, такие как отпуск по уходу за ребенком до достижения им возраста 1,5 лет, периоды , военная служба по призыву.
Они учитываются в случае, если до них и (или) за ними следовали периоды работы и иной деятельности гражданина.
Для сумма средств пенсионных накоплений гражданина делится на количество месяцев ожидаемого периода выплаты пенсии, продолжительность которого ежегодно определяется законодательно (в 2019 году 252 месяца).
Размер пенсии дополнительно зависит от времени обращения за ее назначением. Более позднее оформление пенсионного пособия после наступления пенсионного возраста увеличивает сумму выплат
.
Ежегодно 1 августа производится перерасчет пенсий - страховой и накопительной (если она формируется). По новым правилам пенсионерам, которые продолжают трудиться, обращаться в пенсионный фонд для того, чтобы им сделали пересчет не нужно, теперь это производится автоматически на основании отчетов работодателей.
При этом учитываются средства, поступившие на индивидуальный лицевой счет гражданина в течение предшествующего года, если они не были учтены при назначении пенсии или в предыдущем перерасчете:
Увеличение размера страховой пенсии происходит за счет количества пенсионных баллов, заработанных от страховых отчислений, произведенных в предыдущем году, если они не были учтены в пенсионных начислениях и перерасчетах ранее (ст. 18 закона «О страховых пенсиях» ).
Для подсчета суммы пенсионной выплаты с учетом ее увеличения используется формула:
СП = СП ст + ИПК х СИПК,
Максимальное количество
индивидуальных баллов, которое учитывается при ежегодном пенсионном перерасчете законодательно ограничено.
В зависимости от формирования за счет страховых взносов накопительной пенсии, максимальное количество ИПК равно:
Размер пособия пенсионера увеличивается и в случае, если гражданин при наступлении у него права на назначение пенсии перенес срок ее оформления. Законом введены повышающие коэффициенты , влияющие на размер пенсии в зависимости от срока обращения за ней:
По старости | Досрочная | |
---|---|---|
1 | 1,07 | 1,046 |
2 | 1,15 | 1,1 |
3 | 1,24 | 1,16 |
4 | 1,34 | 1,22 |
5 | 1,45 | 1,29 |
6 | 1,59 | 1,37 |
7 | 1,74 | 1,45 |
8 | 1,9 | 1,52 |
9 | 2,09 | 1,6 |
10 | 2,32 | 1,68 |
Полных лет отсрочки оформления | По старости | Досрочная |
---|---|---|
1 | 1,056 | 1,036 |
2 | 1,12 | 1,07 |
3 | 1,19 | 1,12 |
4 | 1,27 | 1,16 |
5 | 1,36 | 1,21 |
6 | 1,46 | 1,26 |
7 | 1,58 | 1,32 |
8 | 1,73 | 1,38 |
9 | 1,9 | 1,45 |
10 | 2,11 | 1,53 |
Пенсионные накопления застрахованного лица подлежат ежегодной корректировке за счет:
На 2019 год Правительством продлен мораторий
на формирование накопительной пенсии за счет страховых взносов.
Во время действия моратория гражданин может продолжить формирование пенсионных накоплений, но только за счет добровольных перечислений .
В расчет корректировки накопительной пенсии принимаются средства, не учтенные при назначении пенсии или в предыдущий перерасчет. Расчет проводится по формуле:
НП = ПН к / Т,
Размер накопительной пенсии может быть изменен и по результатам инвестирования средств выплатного резерва.
Система пенсионного обеспечения граждан предусматривает пенсионных выплат из-за повышения уровня инфляции. Это приводит к дополнительным финансовым расходам государства. В связи с трудным финансовым положением нашей страны Правительство вынуждено принимать меры, направленные на экономию бюджетных средств. В частности, принято решение сократить государственные расходы на обеспечение работающих пенсионеров.
Так, с 1 января 2016 года
после вступления в силу закона от 29.12.2015 № 385-ФЗ отменена ежегодная индексация пенсий работающих пенсионеров.
Считается, что пенсионеры, продолжающие трудовую деятельность после выхода на пенсию, получают заработную плату или иной доход, являющиеся для них дополнительной финансовой поддержкой, которую (в отличие от работающих) не имеют.
Принятые ограничения по индексации пенсий не распространяются на , в том числе не зависимо от того работает пенсионер или нет.
Начиная с 2016 года в целях сокращения расходов бюджета работающим получателям пенсии отменили ежегодную индексацию их выплат. Несмотря на это, в январе 2017 года они имели право на получение единовременной выплаты 5 тыс. рублей в качестве компенсации отмененной индексации.
Тем не менее, планы правительства на 2019 год в отношении пенсий работающих россиян не изменились - их страховые пенсии увеличиваться не будут
. Такое ограничение предусмотрено в бюджете ПФР и оно продлится вплоть до 2021 года.
После прекращения трудовой деятельности пенсионер вновь приобретает право на индексацию своих пенсионных выплат и после увольнения он будет получать пенсию с учетом всех индексаций , которые проводились в период его работы и которые он не получал. Пересчитанная с учетом всех пропущенных повышений пенсия будет выплачиваться гражданину в месяце, следующем за месяцем , в котором в пенсионный фонд поступили сведения, подтверждающие факт его увольнения.
Несмотря на введенные ограничения, работающим пенсионерам обещали всю пропущенную индексацию компенсировать после увольнения (п. 3 ст. 26.1 закона «О страховых пенсиях» ). При этом до 2018 года перерасчет производили в течение 2-3 месяцев, соответственно полную положенную сумму пенсии граждане получали только после данного срока, причем без какой-либо компенсации за это время им не предоставлялось.
С 2018 года всем пенсионерам, прекратившим трудиться, индексироваться пенсии будут с 1-го месяца после увольнения , однако полную сумму пенсионеры смогут получить как и раньше - только через 3 месяца после увольнения, однако они будут компенсированы в полном объеме.
Пенсионеру не нужно (но он вправе) заявлять в пенсионный орган о своем увольнении для получения увеличенной пенсии. Изменения пенсионных выплат с учетом инфляции будут производиться на основе данных, подаваемых работодателями.
После получения проиндексированной пенсии, пенсионер вновь может устроиться на работу, при этом размер его уже увеличенной пенсионной выплаты не уменьшится .
В целях экономии бюджета за счет снижения расходов на пенсионное обеспечение, в Правительстве обсуждался вопрос об ограничении выплат пенсий тем гражданам, которые получая пенсионное пособие, продолжают свою трудовую деятельность. Ранее в советское время такое ограничение у пенсионеров было, но тем самым государство преследовало другую цель.
В 2015 году был издан законопроект, который отменял бы пенсионную выплату работающим пенсионерам, правда не всем, а только тем, кто имеет высокий годовой доход, а именно чей доход составляет более 1 миллиона
рублей в год.
Последствия принятия этого законопроекта могли бы негативно отразиться как на самих гражданах-пенсионерах, так и на экономике государства.
Таким образом, этот законопроект не принят . Выплаты пенсионерам было решено сохранить, а сокращение пенсионных расходов на работающих пенсионеров достичь за счет отмены индексации их пенсий.
Для граждан, получающих или по другим причинам разработаны определенные меры поддержки в виде льгот, компенсаций и других возможностей. Определенные льготы распространяются и на трудящихся пенсионеров.
В трудовых отношениях для работающих пенсионеров по сравнению с другими работниками имеются некоторые преимущества:
Пенсионер может воспользоваться услугой службы занятости населения, чтобы повысить свою квалификацию или получить новую в другой сфере деятельности.
Работники, получающие пенсию, так же, как и , имеют налоговые льготы :
Медицинские льготы предусматривают для пенсионеров прохождение бесплатной диспансеризации (один раз в три года), а также бесплатную вакцинацию от гриппа лиц старше 60 лет.
Социальные льготы устанавливаются пенсионерам регионально. Это может быть бесплатный проезд в общественном транспорте или льготы и компенсации при оплате коммунальных услуг и т.п.
У работающих пенсионеров жителей Крайнего Севера и приравненных к ним территорий (в отличие от неработающих) отсутствует право на компенсацию стоимости билетов к месту отдыха и обратно.
Работающие военные пенсионеры имеют дополнительные льготы:
Правительством рассматриваются различные варианты сокращения пенсионных расходов на работающих пенсионеров. Но все же некоторые положительные моменты в пенсионном обеспечении этой категории граждан сохраняются:
Новое в законодательстве о пенсиях работающим пенсионерам появилось с 2016 года в связи с проблемной экономической ситуацией в стране. Рассмотрим, что это за изменения и каковы их последствия.
Сложная экономическая ситуация, сложившаяся в России в 2015 году, привела к необходимости максимального снижения расходования бюджетных средств. Одним из путей, направленных на такое снижение, стало сокращение средств на выплату пенсий в 2016 году.
Это сокращение выразилось в следующих шагах (закон «О приостановлении действия отдельных положений законодательных актов Российской Федерации, внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и особенностях увеличения страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии и социальных пенсий» от 29.12.2015 № 385-ФЗ):
На первый взгляд, в результате принятых мер наибольшие потери понесли работающие пенсионеры. Хотя с учетом небольшой величины коэффициента индексации (4%), увеличившей пенсию для большинства рядовых пенсионеров на сумму порядка 350-360 руб., работающий пенсионер, получающий зарплату, к своей пенсии добавляет очевидно большую сумму.
Кроме того, законом РФ от 29.12.2015 № 385-ФЗ никак не затронут вопрос о перерасчете пенсий работающим по итогам года. То есть, продолжая работать, пенсионер сохраняет право на увеличение количества пенсионных баллов и, соответственно, на ежегодное увеличение суммы пенсии.
Тем не менее, сохраняя справедливость подхода к расчету пенсионных выплат, закон РФ от 29.12.2015 № 385-ФЗ предусмотрел обязательность проведения всех этапов индексации, замороженных для работающих пенсионеров, на момент прекращения ими работы. С целью своевременного информирования ПФР о таком прекращении для работодателей с 01.04.2016 введен новый вид отчетности о составе работников, которая должна представляться в ПФР ежемесячно.
Подробнее о составе данных, вносимых в новый отчет, читайте в статье .
Данные о продолжающих работать пенсионерах на начало 2016 года в ПФР имелись только по состоянию на 30.09.2015. Соответственно, информация о таких лицах на 01.01.2016 в полном объеме попала туда к 20 февраля. Поскольку решение о непроведении индексации начало действовать с 01.01.2016, а новый отчет будет представлять данные с апреля 2016 года, период с 01.10.2015 по 31.03.2016 для проведения (или, наоборот, для непроведения) индексации оказался переходным.
Пенсионеры, уволившиеся в этот период и оставшиеся с единственным источником существования в виде пенсии, для своевременного индексирования могут самостоятельно не позднее 31.05.2016 обратиться в ПФР с заявлением об этом. К заявлению надо приложить копии подтверждающих факт увольнения документов.
Подробнее об этом читайте в статье .
Аналогичное заявление и в те же сроки рекомендуется подать в ПФР тем пенсионерам, которые в переходный период начали работать после отдыха, поскольку со дня начала работы они теряют право на индексацию (п. 2 ст. 3 закона РФ от 29.12.2015 № 385-ФЗ).
Нововведения 2016 года для работающих пенсионеров, выразившиеся в отмене индексации пенсий для них, связаны со сложной экономической ситуацией в стране и носят временный характер. При прекращении работы все необходимые индексации будут произведены.
Вопрос о порядке начисления и выплатах пенсий – давнишняя и острая тема во внутренней политике России. Достижение консенсуса здесь практически невозможно, и связано это с ограниченностью федерального бюджета и нехваткой денег в казне, чтобы обеспечить российским пенсионерам достойную старость. А учитывая, что сегодня российская экономика находится в самом разгаре нового кризиса, вопрос о пенсиях становится еще более актуальным. Чтобы разобраться во всех тонкостях механизма начисления пенсий, следует взглянуть объективно на сегодняшнюю ситуацию в этой сфере. Многие люди и после выхода на пенсию продолжают свою трудовую деятельность по разным причинам, и также имеют право на пенсионные отчисления. Но в свете результатов обсуждения законопроекта об отмене пенсий для трудоустроенных граждан пенсионного возраста, возникает много вопросов. Что будет в 2016 году с пенсиями для работающих пенсионеров России? Давайте разберёмся для начала с вышеуказанным вопросом.
Основная задача Пенсионного Фонда Российской Федерации заключается в систематизировании и совершенствовании механизмов отчисления пенсионных выплат, чтобы каждый человек, прекративший работать в силу возраста, был в достаточной степени обеспечен средствами к нормальному существования. На сегодняшний момент с выплатой пенсий в России все обстоит не слишком гладко. Скажем больше, пенсионеры по сей день являются одним из самых социально незащищённых слоёв населения. Безусловно, государство старается им помогать, но этой поддержки недостаточно – экономический кризис даёт о себе знать. Таким образом, некоторая часть людей пенсионного возраста живёт за чертой бедности, они буквально вынуждены выживать или найти себе работу. Так в кратком виде выглядит устоявшаяся система пенсионных начислений на сегодняшний день:
Основной тренд в пенсионной политике правительства России – на адекватное обеспечение пенсионеров и своевременную индексацию выплат у нас в стране просто нет денег. Почему так происходит? Во-первых, вследствие частых кризисов в российской экономике – за последние двадцать лет нам довелось пережить ещё один кризис и дефолт. К сожалению, решать сразу много проблем и работать в режиме многозадачности наше правительство пока не в состоянии, а социальные проблемы традиционно отходят на второй план в таких ситуациях. Во-вторых, свой вклад вносит тот факт, что существенная часть граждан России не трудоустроена официально, получает черную или серую заработную плату, что прямым образом отражается на объеме будущей пенсии. Безусловно, такой заработок во многом ограничивает граждан. К примеру, с зарплатой в “конверте” Вам вряд ли удастся взять кредит на выгодных условиях и придётся переплачивать нехилый процент.
В результате, правительству приходится искать все новые методы, связанные с экономией бюджета и перераспределением средств в социальную сферу. Как не печально, экономят чиновники все на той же «социалке», только на других группах населения. Из последних нововведений – предложение об увеличении пенсионного возраста для российских граждан и, самое одиозное, отмена пенсионных выплат для работающих пенсионеров. Правда, здесь есть оговорка – учитывается еще и доход пенсионера. Он должен быть не менее 1 миллиона рублей в год, то есть, порядка восьмидесяти трёх тысяч рублей ежемесячно.
Изменения коснутся также системы отчетности об объемах заработной платы будущих пенсионеров, которая необходима Пенсионному Фонду. Сейчас компании-работодатели обязаны сдавать эту отчетность в ПФР один раз в квартал, а по новой поправке отчетный период уменьшается до одного месяца. С одной стороны, это, несомненно, сделает отчетность более точной и качественной, но с другой, организации и компании понесут приличные убытки, связанные с издержками ежемесячной отчетности – придётся задействовать дополнительные кадры, нанимать новых сотрудников.
С 1 августа текущего года пересчитают пенсии для людей, которые продолжают работать и после достижения пенсионного возраста. Результаты будут напрямую зависеть от учета таких факторов, как стаж и уровень заработной платы на протяжении всего периода работы. Надо отметить также и тот факт, что право на получение пенсии и надбавок по ним имеют все граждане России, достигшие соответствующего возраста и получившие стаж на официальном месте работы.
К сожалению, попытки российского правительства наладить индексацию и пенсионные отчисления гражданам в условиях кризиса и роста числа данной категории людей кажутся малоэффективными. Попытки сэкономить за счет перераспределения средств в социальной сфере также не увенчиваются особым успехом, хотя эта область должна оставаться одной из приоритетных для решения. Именно поэтому, говоря об уровне социальной защиты населения в России, не представляется возможным сделать оптимистичные выводы.
И вновь, анализируя преимущества и недостатки прекращения пенсионных выплат работающим россиянам с доходом более одного миллиона рублей, нельзя не обратить свой взор на то, что Пенсионный Фонд таким образом будет уделять больше внимания не самой острой проблеме. В России не так много состоятельных пенсионеров, в то время как миллионы стариков пытаются прожить на минимальные выплаты. Однако теперь дополнительному мониторингу будут подвергнуты именно высокие доходы пенсионеров, что приведет к тому, что не все действительно нуждающиеся люди получат государственную поддержку в виде пенсионных выплат.
Согласно официальным подсчетам, к категории пенсионеров с годовым доходом, превышающим миллион рублей, относится всего около 220 тысяч человек, при общей численности людей, достигших пенсионного возраста, равной 40 миллионам. Это микроскопическая доля, и есть все опасения, что сэкономленных денег не хватит для существенного поднятия выплат остальным гражданам. Но, несмотря на это, российские чиновники свято верят в успешность и перспективность такого решения.
И все же экстенсивные меры российского правительства по решению пенсионной проблемы вряд ли будут долго оставаться эффективными. Одна из подобных мер – увеличение пенсионного возраста на пять лет. Но, опять же, это крайние меры и пока что к ним не пришли. Сам Владимир Владимирович высказался по этому поводу, заявив, что не поддерживает данную инициативу, но притом понимает, что рано или поздно к рассмотрению данного вопроса придётся вернуться. И да, в любом случае в ближайшие пять-семь лет его одобрят.
Таким образом, говоря об общей оценке социальной политики и, в частности, пенсионного вопроса, нельзя не отметить отсутствие новых ресурсов и неэффективное использование тех, что есть. Что будет с пенсиями в 2016 году для работающих пенсионеров в нашей стране, пока сложно сказать, но ясно одно, что новый законопроект затронет далеко не всех граждан государства. С другой стороны, индексации трудоустроенные пенсионеры также не получат, о чём уже было неоднократно сказано в официальных заявлениях.
В 2016 году в законодательство внесено множество изменений, касающихся страховых взносов в ПФР и выплат пенсий. Представляем краткий обзор этих изменений.
Тариф страхового взноса на обязательное пенсионное страхование в 2016 году остается прежним – 22%. Предельная база для начисления страховых взносов в Пенсионный фонд изменилась. Теперь лимит взносов в ПФР составляет 796 тыс. руб. В 2015 году предельная база для начисления пенсионных взносов составляла 711 тыс. руб. (плюс 10% сверх этой суммы). Суммы заработной платы по достижении лимита облагаются взносами по ставке 10%. При этом отменена предельная база по взносам в ФФОМС, взносы на обязательное медицинское страхование уплачиваются по общему тарифу 5,1%.
Плательщики страховых взносов, находящиеся на общей системе налогообложения и применяющие основной тариф страховых взносов |
||
ИП, применяющие патентную систему налогообложения и производящие выплаты физлицам |
||
Аптечные организации и ИП, имеющие лицензию на фармацевтическую деятельность; некоммерческие организации, применяющие УСН и осуществляющие деятельность в области соцобслуживания населения, научных исследований и разработок, образования, здравоохранения, культуры и искусства и массового спорта; Благотворительные организации, применяющие УСН |
||
Организации, производящие выплаты членам экипажей судов, за исключением судов, используемых для хранения и перевалки нефти |
||
Хозяйственные общества и хозяйственные партнерства, созданные бюджетными научными учреждениями и автономными научными учреждениями |
||
Организации и ИП, имеющие статус резидента технико-внедренческой особой экономической зоны, организации и ИП, заключившие соглашения об осуществлении туристско-рекреационной деятельности |
||
Организации, осуществляющие деятельность в области информационных технологий |
||
Организации и ИП, применяющие упрощенную систему налогообложения, в отдельных видах деятельности |
||
Организации, получившие статус участников проекта инновационного центра «Сколково» |
||
Плательщики страховых взносов, получившие статус участника СЭЗ на территориях Республики Крым и Севастополя |
||
Плательщики страховых взносов, получившие статус резидента территорий опережающего социально-экономического развития |
||
Плательщики страховых взносов, получившие статус резидента свободного порта Владивосток |
Как и в 2015 году, если численность сотрудников превышает 25 человек, отчетность необходимо представлять в электронном виде. Сроки сдачи отчетности в 2016 году не изменились: в бумажном виде ее надо представлять 15 февраля, 16 мая, 15 августа, 15 ноября, а в электронном виде – 20 февраля, 20 мая, 22 августа, 21 ноября.
Со второго квартала 2016 года для работодателей введена дополнительная ежемесячная упрощенная отчетность . Работодатели должны будут представлять сведения по каждому работнику, в которые включаются ФИО, ИНН и СНИЛС работника. При непредставлении ежемесячной упрощенной отчетности работодателю грозит штраф 500 руб. за каждого работника, по которому не сданы сведения.
В 2016 году увеличился МРОТ, который составляет 6204 руб. Соответственно, увеличился размер фиксированного платежа для индивидуальных предпринимателей. В 2016 году размер фиксированного взноса составит 19 356,48 руб. при доходах в пределах 300 тыс. руб. в год плюс 1% от суммы свыше 300 тыс. руб., но не более 154 851,84 руб.
Напомним, что с 2015 года уплата страховых взносов производится без округления – в рублях и копейках.
В 2016 году изменились некоторые КБК для уплаты взносов. В целях раздельного учета страховых взносов внесены изменения в коды подвидов доходов бюджетов для КБК, применяемых для уплаты страховых взносов в фиксированном размере, исчисленные с суммы дохода плательщика, не превышающие предельной величины дохода и исчисленные с суммы дохода, полученной сверх предельной величины (1%). Введены новые КБК для уплаты страховых взносов на обязательное медицинское страхование в фиксированном размере. Кроме того, изменены коды подвидов доходов КБК для раздельного учета пеней и процентов по соответствующему платежу. Все КБК по уплате пенсионных взносов можно посмотреть в таблице .
Страховые пенсии будут проиндексированы только неработающим пенсионерам . Пенсии этой категории пенсионеров будут увеличены на 4%. Работающие пенсионеры будут получать пенсии без индексации. Напомним, что индексация страховых пенсий будет распространяться на граждан, которые вышли на пенсию до 30 сентября 2015 года . Те, кто стал пенсионером после этой даты, о своем статусе неработающего пенсионера придется уведомить ПФР. Если пенсионер относился к категории самозанятого населения, он будет считаться работающим, если состоял на учете в ПФР в качестве страхователя по состоянию на 31 декабря 2015 года.
Также на 4% будут проиндексированы пенсии по государственному пенсионному обеспечению. Этот вид пенсий проиндексирован на 4% независимо от того, работает получающий пенсию гражданин или нет (с 1 апреля 2016 года).
Размер фиксированной выплаты после индексации составит 4558,93 руб. в месяц, стоимость пенсионного балла – 74,27 руб. Для получения права на страховую пенсию в 2016 году необходимо иметь не менее 7 лет стажа и 9 пенсионных баллов. Ожидаемый период выплаты пенсии при расчете накопительной пенсии в 2016 году составляет 234 месяца.
Среднегодовой размер страховой пенсии по старости в 2016 году составит 13 132 руб., социальной пенсии – 8562 руб. Всем неработающим пенсионерам будет производиться социальная доплата к пенсии до уровня прожиточного минимума пенсионера в регионе проживания.
На 2016 год продлен мораторий на формирование пенсионных накоплений. 6% накопительной пенсии будут направляться на формирование страховой пенсии.
Программа маткапитала продлена на два года , то есть ребенок для получения сертификата на материнский капитал должен родиться до 31 декабря 2018 года. С 2016 года средства материнского капитала можно будет направить в том числе на покупку товаров и оплату услуг для социальной адаптации детей-инвалидов.
Те, кто не получал единовременную выплату в 20 тыс. руб. из средств маткапитала, смогут сделать это и в 2016 году. Размер материнского капитала не проиндексирован. Как и в прошлом году, он составляет 453 026 руб.