Сделать планер из бумаги схема. Как сделать планер из бумаги

05.11.2019 Мои образы

В одном из старых номеров журнала «Пионер» дается инструкция, чертежи и схемы, как сделать простую модель планера типа «А-1» своими руками, в домашних условиях.

Модель планера летает без мотора и воздушного винта, плавно снижаясь, планируя, как бы скользя в воздухе. Запускается она обычно с леера. Леер - это толстая нитка длиной в пятьдесят метров с колечком на конце. На модели планера есть крючок, на него-то и надевается это колечко.

Запускать модель надо против ветра. Она, подобно воздушному змею, устремляется вверх и поднимается на высоту около сорока пяти метров. В этот момент запускающий ослабляет леер, кольцо соскальзывает с крючка, и модель летит свободно. Когда ветра нет, запускающему приходится пробежать немного с леером, чтобы модель и в безветрие поднялась примерно на ту же высоту. Если модель попадет в восходящий воздушный поток, она не станет снижаться и даже может начать набирать высоту.

Модели планеров бывают разного размера. В авиамодельном спорте наиболее распространены два типа моделей: «А-2» и «А-1». «А-2»-большая модель, с размахом крыльев около двух метров. Такие модели, если они хорошо отрегулированы, летают по две — три минуты, а иногда могут даже совсем скрыться из виду. Но они сложны, построить их могут только опытные авиамоделисты.

Детям при помощи взрослых можно заняться постройкой не таких больших и более простых моделей - «А-1». Размах крыла этой модели-1 000-1 200 миллиметров, и летает она в среднем от одной до двух минут. К этим моделям предъявляется одно непременное требование: суммарная площадь крыла и стабилизатора ее должна быть не больше 18 квадратных дециметров, а вес в полете - не меньше 220 граммов.

Модель планера «Пионер»

Детали и материалы-заготовки

Для постройки модели (рис. 1) необходимо заранее подготовить следующие материалы-заготовки:

1. 18 пластинок из фанеры толщиной 1 мм или 1,5 мм или из картона толщиной 2 мм; размер каждой пластинки - 130X10 мм
2. Сосновую рейку сечением 12X3 мм, длиной 1 110 мм.
3. Сосновую рейку сечением 5X4 мм, длиной 1 110 мм мм.
4 а. Сосновую рейку сечением 7X7 мм, длиной 650 мм.
4 б. 4 сосновые рейки сечением 7X3 мм, длиной каждая-250 мм.
5. 2 сосновые рейки сечением 10X2 мм, длиной 130 мм каждая.
6. 2 листа писчей бумаги.
7. 1 лист фанеры толщиной 3 мм или плотного картона толщиной 4 мм размером 340X120 мм.
8. Лист фанеры толщиной 3 мм или плотного картона размером 200X100 мм.
9. 2 сосновые рейки сечением 10ХЗ мм, длиной каждая 700 мм.
10. Сосновую пластинку толщиной 3 мм, размером 25X15 мм.
11. Сосновую рейку сечением 10ХЗ мм, длиной 130 мм.
12. Сосновую рейку сечением 5Х2 мм, длиной 150 мм.
13. Сосновую рейку сечением 5Х2 мм, длиной 120 мм.
14. 5 сосновых реек сечением 3Х2 мм, длиной каждая 90 мм.
15. Сосновую пластинку толщиной 2 мм, размером 100Х25 мм.
16. 2 сосновые рейки сечением 3Х2 мм, длиной каждая 400 мм.
17. Сосновую рейку сечением 3Х2 мм, длиной 85 мм.
18. Сосновый брусочек сечением 5Х3 мм, длиной 120 мм.
19. 2 листа папиросной бумаги 400Х500 мм для обтяжки крыла и оперения.
20. Дубовый или бамбуковый штырек длиной 25 мм, диаметром 4 мм.
21. Резиновую ленту сечением 1Х4 мм, длиной 1 500 мм.
22. 30 гвоздей длиной 8 мм.
23. Нитроклей, его можно заменить казеиновым или столярным.
24. Суровую нитку длиной 50 м для леера с кольцом на конце, сделанным из проволоки толщиной 1 мм.

Перед кольцом к лееру крепится треугольный флажок из материи длиной 300-400 мм и шириной 50 мм.

На всех рисунках и в тексте детали обозначаются одной и той же цифрой. Каждая деталь делается из заготовки. Чтобы узнать размеры заготовки, из которой надо делать деталь, отыщите в списке заготовок цифру, которой обозначена деталь.

Как сделать планер: крыло

По шаблону 1 (рис. 2), вырезанному из картона, надо по возможности точнее острым ножом или лобзиком вырезать из фанеры или из картона 18 нервюр, придающих крылу определенный профиль. Для удобства все 18 заготовок лучше заранее сбить гвоздиками в стопку и выпиливать все нервюры одновременно.

Затем для задней кромки 2 надо заготовленную рейку сострогать рубанком на треугольное сечение и изогнуть ее над огнем спиртовки или керосиновой лампы в двух местах, отступив по 240 мм от каждого конца так, чтобы концы рейки слева и справа были бы подняты на 140 мм от середины. Перед сгибанием места изгибов смочите водой.

После этого в местах расположения нервюр (рис. 3) сделайте ножовкой прорези глубиной 2 мм и шириной 1 мм (рис. 2).

Передняя кромка 3 изготавливается из сосновой рейки; она изгибается точно так же, как и задняя кромка. Затем из реек 4а и 4б собирается основная продольная деталь крыла - лонжерон 4. Рейку 4а надо обрезать (ее длина--650 мм) и по концам ее приклеить и привязать нитками рейки 4б так, как это показано на рисунке 3. При этом надо следить, чтобы концы этих реек были приподняты на 140 мм над серединой.

Теперь надо разметить карандашом на доске по чертежу (рис. 5)

положение нервюр, лонжерона и кромок и укрепить булавками на доске переднюю, заднюю кромки и лонжероны (рис. 6).

Нервюры надеваются поверх лонжерона, концы их вставляются в прорези в задней кромке и носки плотно прижимаются к передней кромке.

Все места соединения деталей крыла надо тщательно смазывать клеем. Задняя и передняя кромки соединяются на клею под прямым углом рейкой 5, концы которой крепятся к задней и передней кромкам посредством бумажных накладок 6. Для жесткости в месте перелома передней кромки крыла надо наклеить бумажные угольники.

После того как клей высох, надо, вынув булавки, снять крыло с доски и острым ножом срезать одну грань передней кромки так, чтобы передняя кромка не выступала за контур профиля. Затем проверить, не перекошено ли крыло. Если есть перекос, его можно устранить, изгибая крыло над электроплиткой.

Далее крыло надо обтянуть папиросной бумагой 19. Прямую центральную часть крыла и концевые части, отогнутые кверху, надо обтягивать отдельно. Причем верх и низ этих частей тоже обтягиваются отдельно: сначала низ, а затем верх (рис. 7).

После обтяжки надо спрыснуть крыло водой из пульверизатора и уложить его на ровную доску, под концы крыла проложить подпорки, к ним прижать крыло какими-нибудь грузами и в таком виде оставить сохнуть (рис. 8).

Фюзеляж и киль

Передняя часть фюзеляжа из фанеры или картона вырезается по рисунку 9. На носок передней части наклеиваются с обеих сторон накладки 8 и схватываются гвоздями. Вверху сделайте пилотскую кабину с летчиком, как показано на рисунке 9.

Поперек плоскости передней части фюзеляжа 7 укрепляется на клею штырек, выстроганный из бамбука. Потом с боков передней части фюзеляжа на клею и на гвоздях крепятся рейки 9 так, как это показано на рисунке 4. Поверх реек 9 также на гвоздях и на клею укрепляется сосновая пластинка 10, вырезанная по рисунку 4. Между рейками 9 на клею надо проложить на расстоянии 100 мм «сухарики» 11, вырезанные из сосновой рейки.

Киль плоский, он собирается на клею из реек и бумажных угольников на плоской доске по размерам, указанным на рисунке 5: передняя кромка 12, задняя кромка 13, верхняя кромка 14 и нижняя кромка 15 из сосновой пластинки.

Бумажные угольники надо наклеивать сначала с одной стороны (рис. 4), когда киль прижат к доске булавками. Затем киль надо снять и приклеить угольники симметрично с другой стороны. Собранный киль устанавливается между рейками фюзеляжа 9 так, как это показано на рисунке 4. Места соединения проклеиваются, и рейки соединяются с килем двумя гвоздиками.

Нижняя часть киля, выступающая под рейками, оклеивается с обеих сторон писчей бумагой, а верхняя часть киля тоже с обеих сторон обтягивается папиросной бумагой.

Стабилизатор

Стабилизатор собирается на ровной доске также, как и киль.

Передняя и задняя кромки 16 и нервюры 17 делаются из сосновых реек. Размеры стабилизатора показаны на рисунке 5. Для крепления к фюзеляжу стабилизатора к нему клеем и нитками крепится сосновый брусочек 18. Стабилизатор обтягивается папиросной бумагой сверху сплошным листом.

Сборка и регулировка модели

Наденьте крыло на фюзеляж и туго прижмите его резиновой лентой 21. Стабилизатор вставляется брусочком 18 между рейками 9 и хвостовой частью фюзеляжа.

Перед стабилизатором и за ним рейки 9 надо туго перевязать резиновой лентой. Поглядите на модель спереди: стабилизатор должен быть параллелен крылу, у крыла и стабилизатора не должно быть перекосов.

Собранную модель планера надо уравновесить и проверить, правильно ли расположен ее центр тяжести. Для этого уравновесьте модель, удерживая крыло на двух пальцах. Пальцы ваши должны находиться примерно на кружочке, которым на рисунке 5 обозначен центр тяжести. Если хвост модели перевешивает, в носок фюзеляжа насыпьте дроби.

Регулировать модель планера надо сначала над травой или над снегом, запуская ее с колена легким толчком, а затем уже переходить на запуск из рук с полного роста. Если модель задирает нос при запуске, следует понемногу прибавлять загрузку в носок фюзеляжа или несколько уменьшить угол установки крыла, слегка подрезав сверху пластинку 10.

Если же модель летит круто носом вниз, надо увеличить угол установки крыла, сделав дополнительную тонкую подкладку на ту же пластинку.

Отрегулировав модель при запуске из рук, можно переходить к запуску с леера. Кольцо леера надевается, как на крючок, на нижний «рог» фюзеляжа.

Запускать модель с леера надо строго против ветра, причем первые запуски надо производить сначала при слабом ветре.

И. Костенко, журнал «Пионер», 1959 год

Метки: планер своими руками, как сделать планер своими руками в домашних условиях, чертежи, модель планера.

Многие из нас (да почти все!) складывали в детстве бумажные самолетики. Но до сих пор не все мамы и папы знают, что занимались при этом аэрогами, одной из ветвей оригами. По-японски, кстати, это будет и вовсе не аэрогами, а ками хикоки - ками=бумага, хикоки=самолёт. Так что мы представляем вам сегодня 12 самых популярных моделей ками хикоки - бумажных самолетиков, которые готовы храбро рассекать просторы воздушного океана и, несомненно, порадуют ваших детей!

Планер №1

Планер №2

(Кликните на схему для увеличения)

Использовать бумагу для создания игрушек, как полагают учёные, начали 2000 лет назад в Китае, где придумали воздушных змеев. Современный бумажный самолетик, по одной из наиболее популярных версий, был изобретен (да, да, именно так!) в 1930 году Джеком Нортропом — сооснователем компании Lockheed Corporation. Нортроп использовал бумажные самолётики для тестирования новых идей при конструкции реальных самолётов.

"Шелк" (Silke)

(Кликните на схему для увеличения)

"Селезень" (Canard)

(Кликните на схему для увеличения)

"Дельта"

(Кликните на схему для увеличения)

В 1989 году некто Энди Чиплинг основал Ассоциацию бумажного авиастроения, а в 2006 году был проведён первый чемпионат по запуску бумажных самолётов. Соревнования проводятся в трёх дисциплинах: самая длинная дистанция, самое долгое планирование и аэробатика - выполнение фигур высшего пилотажа бумажными моделями.

"Челнок" (Shattle)

(Кликните на схему для увеличения)

Впрочем, существуют и коммерческие соревнования. Пожалуй, самое известное из них - «Red Bull Paper Wings». Последний мировой чемпионат проводился в Австрии, конструкторы состязались в трёх категориях: «высший пилотаж», «дальность полёта» и «длительность полёта».

"Гомес" (Gomez)

(Кликните на схему для увеличения)

Многочисленные попытки увеличить время пребывания бумажного самолётика в воздухе время от времени приводят к взятию очередных барьеров в этом виде спорта. Кен Блэкберн удерживал мировой рекорд на протяжении 13 лет (1983-1996) и вновь получил его 8 октября 1998 года, бросив бумажный самолёт в помещении так, что он продержался в воздухе 27,6 секунды. Этот результат подтверждён представителями Книги рекордов Гиннесса и репортёрами CNN. Бумажный самолётик, использованный Блэкберном, можно отнести к категории планёров.

"Блокированный" (Locked)

(Кликните на схему для увеличения)

Хотя считается, что лёгкие бумажные самолётики летают дальше тяжёлых, это утверждение оспаривается Блэкберном. Самолётик Блэкберна, побивший мировой рекорд в 1983 году, был разработан в предположении, что наилучшие самолёты обладают короткими крыльями и «тяжелы» в момент фазы запуска, когда человек подбрасывает их в воздух. Хотя более длинные крылья и меньший вес помогли бы, как кажется, самолётику достичь большего времени полёта, но такой бумажный самолёт невозможно выбросить высоко. Согласно Блэкберну, «для достижения максимальной высоты и хорошего перехода к планирующему полёту бросок должен осуществляться с отклонением от вертикали не более 10 градусов».

Из простой обложки для общих тетрадей мы сделаем очень красивый, и главное летающий планер, который Вас очень позабавит.

Как сделать Планер из бумаги

Нам понадобится сама обложка от общей тетради, сделанная из плотного картона. Наш листок должен быть размером ~ 17х22,5 см. Получится две части обложки, на одной мы будем рисовать планер, а на другой – крыло. Первый листок СКЛАДЫВАЕМ пополам. Теперь это полотно нужно разделить на клеточки (1 см.) Длина – 12 клеточек, высота – 4 клеточки.

Рисуем, что-то похожее, как на фото. Это и будет самим планером, пока без крыла. Рисуйте карандашом, ставьте сначала точки, а потом соединяйте. Если получилось как на фото, осталось эту фигуру только вырезать, и после этого наш планер будет, как на фото слева.

Оставим пока планер, и сделаем крыло. Для этого берём второй листок картона (17х22,5 см.). И рисуем, как показано на рисунке. Темный участок берите побольше, так как мы его потом отрежем и “подгоним” под размер выемки под крыло. Если крыло получится большим, укоротите его со 2-ух сторон на 0,5 см.

Склеим планер бумажным клеем, и всё что нам осталось – это вставить крыло. Смотрите, чтобы крыло входило плотно и было всё симметрично. Этот планер летает хорошо, если запустить его, подняв руку с планером над головой и нежно отпустить под углом 20-30 градусов!

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

Мастер - класс Учителя технологии МБОУ « СОШ № 9 г. Михайловки» Алёшин С.А.

Планёр - безмоторный (кроме мотопланёров) летательный аппарат тяжелее воздуха, поддерживаемый в полёте за счёт аэродинамической подъёмной силы, создаваемой на крыле набегающим потоком воздуха. Планёр:

Немецкому инженеру Отто Лилиенталю удалось создать настоящий балансирный планер для планирующих полетов. На планерах своей конструкции он сделал около двух тысяч полетов. Идеи О.Лилиенталя вдохновили американского инженера и исследователя Октава Шанюта, построившего в 1896 г. балансирный планер бипланной схемы. Эта рациональная конструкция легла в основу планеров, построенных братьями Райт, на один из которых впоследствии ими была поставлена самодельная силовая установка. Создатель планёра

Планёры. Тренировочный планер АВФ-10 Свободнонесущий моноплан Ш-16

Планёры. БДП – боевой многоместный планер для десантников Гидропланер «Уточка»

Берём альбомный лист и разлиновываем на клетки 20мм на 20мм

Заготовка для изготовления фюзеляжа Сгибаем заготовку под фюзеляж пополам отложив от сгиба 2 клетки

1. Делаем фюзеляж. Вырисовываем контур, взяв в целом 7 клеток на фюзеляж, по линии сгиба делаем прорези под крылья - 2 клетки и прорезь под стабилизатор - 1 клетка. Вырезаем фюзеляж по контуру.

2.Изготавливаем киль. Складываем полоску бумаги по клеткам и вырисовываем киль. Вырезаем киль по контуру.

3.Изготавливаем стабилизатор. Складываем полоску бумаги, вырисовываем по клеткам контур стабилизатора. Вырезаем по контуру стабилизатор.

4.Изготвление крыла. Этап № 1. Берём полоску бумаги, сложенную пополам, и разлинуем её на квадраты, сторона квадрата 20 мм Складываем пополам по длине по клеткам и вычерчиваем крыло, середина - это сгиб крыла.

Вырисовываем переднею кромку крыла.

Изготовление крыла. Этап №2. Вырисовываем переднею кромку крыла. Подрезаем и загибаем под крыло.

5.Изготовления лонжерона фюзеляжа. Сгибаем разлинованную бумагу на 1 клетку. Вырисовываем лонжерон фюзеляжа по 6 – ти клеткам и вырезаем его.

6.Сборка модели. Сборку начинаем с крепления крыла и стабилизатора вложенного в них лонжерона. Крыло и стабилизатор в месте с лонжероном проденем снизу в прорези фюзеляжа. Следить за тем, чтобы крыло и стабилизатор были установлены прямо по отношению к фюзеляжу.

Устанавливаем киль “ верхом ” на лонжерон, места соединения стабилизатора, киля и лонжерона промазываем клеем. Также устанавливаем груз.

7.Изготовления лонжерона крыла Лонжерон крыла вырезаем по контуру Заготовка складываем мелкими складками восемь раз, концы лонжерона заостряются для удобства

8.Ставим лонжерон на крыло Наметим место для установки лонжерона по середине крыльев симметрично фюзеляжа. С помощью ножниц проделаем прорези в крыльях и установим лонжерон на клей.

Получился вот такой бумажный планер

Большое спасибо за внимание! Желаю успехов в работе!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мастер-класс "Цветы из бумаги"

http://www.it-n.ru/board.aspx?cat_no=197929&tmpl=Thread&BoardId=337848&ThreadId=554716...

Мастер-классы.Конструирование из бумаги

Данные мастер-классы (открытые занятия) могут применятся учителями, преподавающими технологию в школе, а так же педагогами дополнительного образования.Данные материалы сооттветствуют разработанной мно...

Прежде чем начинать делать ту или иную авиаигрушку, нужно знать, каким инструментом и из какого материала ее строить.

Инструмент. Основным инструментом для постройки авиаигрушек из бумаги являются обыкновенные ножницы. Подсобными инструментами будут служить: линейка с миллиметровыми делениями и черный мягкий карандаш (№ 2). Вот и все инструменты.

Материалы.

Материалом для постройки авиаигрушек служит бумага из старых тетрадей и изредка пригодятся обрезки рисовальной бумаги. Необходимо запастись швейными (катушечными) нитками и каким-либо клеем. Нужно иметь, кроме того, канцелярские скрепки (для грузов), несколько метров ленточной резины (сечением 1X3 мм * или 1X4 мм) и куски свинца.

* (мм - миллиметр, см - сантиметр, м - метр. )

"Стрела". Самой простой летающей авиаигрушкой является так называемая "стрела" или, как ее иногда иначе называют, "галочка".

Материалом для ее изготовления служит четвертушка писчей бумаги из старой тетради. Никакого инструмента, кроме ножниц, для изготовления стрелы не требуется.

Фиг. 1. Процесс изготовления "стрелы"

На фиг. 1 дано наглядное изображение способа изготовления этой модели. Лист бумаги из тетради сгибаем пополам, затем (фиг. 1а) отгибаем до середины верхний правый угол; с другим углом поступаем также. После этого, сначала справа, затем слева, снова загибаем бумагу до середины (фиг. 1б). Наконец, делаем еще раз сгибы, как это показано на фиг. 1в. Готовая "стрела" показана на фиг. 1г.

Части "стрелы", обозначенные стрелкой а, служат рулями высоты, а часть, обозначенная стрелкой б, - рулем направления.


Фиг. 2. Запуск "стрелы"

Способ запуска "стрелы" изображен на фиг. 2.

"Стрелу" можно заставить летать по желанию в разные стороны, но об этом мы поговорим в главе "Применение авиаигрушек".

"Голубь". Очевидно для большинства читателей уже давно известен способ изготовления и следующей простой летающей модели, так называемого "голубя".


Фиг. 3. Процесс изготовления "голубя"

Для тех, кто не знает еще как изготовлять "голубей", даем подробное изображение процесса постройки модели на фиг. 3 и общий вид - на фиг За. Материалом служат лист бумаги из старой тетради.


Фиг. 3а. Общий вид "голубя"

"Парабола". "Стрела" и "голубь" являются простейшими моделями планеров. Правда, эти обе модели еще очень мало похожи на настоящие планеры.

Простейшая модель планера типа "парабола", к изготовлению которой мы с вами сейчас и приступим, является первой нашей моделью, уже похожей на настоящий планер (фиг. 4). Изготовляется она опять-таки из листа бумаги старой тетради. Грузом служит канцелярская скрепка, мякиш хлеба, сургуч или воск.


Фиг. 4. Простейшая модель планера типа "парабола"

Вырезать советуем таким образом: складываем лист бумаги так, чтобы концы его сошлись, а середина бумаги не имела бы складки. На середине бумаги от ножниц получится лишь незначительный сгиб, но вся модель не должна иметь складки посередине. Если такую складку допустить, то наша модель в полете будет складываться. Задний (широкий) конец модели будет служить рулем высоты. Для этого необходимо, отступя от края на 5-8 мм, отогнуть кверху заднюю кромку. Опуская или поднимая всю кромку, левый или же правый ее конец, мы сможем управлять полетом модели.

Переставляя груз вперед (или увеличивая груз), мы получим быстрый крутой полет модели. Наоборот, уменьшая груз или же передвигая его назад, получим медленный пологий полет модели (более подробно об управлении см. ниже).

Запускается модель очень просто: берем большим и указательным пальцами модель за заднюю кромку так, чтобы передняя часть (с грузом) модели была направлена несколько вниз. Выпускается модель из пальцев без толчка. Модель сначала идет резко вниз, затем начинает полого планировать (конечно, тогда лишь, когда правильно подобран и размещен груз).

Размеры такой модели могут быть произвольными. Зависят они от плотности бумаги: чем плотнее бумага, тем больших размеров ее можно сделать. Необходимо только, чтобы размах планера был в 4-5 раз больше его глубины.


Фиг. 5. Модель планера типа "парабола"

На фиг. 5 изображена более сложная модель типа "парабола" с рулями поворотов. Такую модель нужно делать из обложки тетради.

Способ ее запуска показан на фиг. 6.


Фиг. 6. Способ запуска модели планера "парабола"

Простейшие планеры. Хотя "парабола" и копирует настоящий летающий аппарат, но она своим внешним видом очень мало походит на обычный самолет или планер.

Сейчас мы с вами построим модель планера, которая более похожа на настоящий планер. Изготовляется она ножницами из обложки старой тетради. На фиг. 7а даны все размеры и способы изгиба частей модели. Размеры здесь не играют особой роли; необходимо сохранять лишь примерную пропорцию частей и запомнить, что чем плотнее бумага, тем большая должна быть модель.

Лист бумаги согнем вдвое. Карандашом проведем контуры модели, вырежем по контурам ножницами; затем отогнем вниз крылья и стабилизатор (фиг. 7б) так, чтобы крыло в готовой модели не опускалось вниз.

Возьмем обыкновенную спичку, расщепим задний конец ее перочинным ножом и вставим спичку в нос модели (фиг. 7в).

Запускается модель путем легкого толчка рукой (фиг. 8). Во время изготовления модели нужно следить за тем, чтобы бумага не мялась. Мятая модель будет плохо летать.

Если модель сделана правильно, т. е. не измята и к ней подобран груз, то она плавно полетит вперед, медленно снижаясь.

На фиг. 9а даем чертеж еще одной несложной модели планера, изготовленного из одного листа бумаги. Кроме листа бумаги для изготовления этой модели, нам больше ничего не понадобится, так как и грузом здесь служит сама же бумага, сложенная на "носу" модели в несколько раз. Бумага нам нужна будет от обложки тетради. На сложенном вдвое листе бумаги вычерчиваем контуры модели (фиг. 9б). Ножницами вырезаем по начерченным контурам, получаем заготовку модели (фиг. 9в). Затем загибаем "нос" модели так, как это изображено на фиг. 9г. После этого отгибаем крыло, стабилизатор и шасси (фиг. 9д), и модель готова (фиг. 9а).


Фиг. 9г. Процесс изготовления "носа" модели

Запускается она также легким толчком, как и ранее описанная модель (фиг. 10).

Бумажные самолеты. Из бумаги можно делать при помощи одних только ножниц также и модели-копии настоящих самолетов. Такие модели очень хорошо летают. Типов моделей самолетов из бумаги можно создать очень много. Можно копировать существующие типы, а также и создавать заново свои конструкции. Как мы уже сказали, для постройки таких моделей нужна плотная обложка от тетрадей, старые учетные карточки и т. д., а единственным инструментом будут служить нам ножницы. Ни скрепок, ни клея не нужно * .

* (Такую конструкцию бумажных моделей у нас в СССР впервые предложил т. Анохин. )

Мы не будем подробно останавливаться на изготовлении подобных моделей. Их изготовление мало чем отличается от уже описанных моделей планеров из бумаги. На фиг. 11а мы даем выкройки частей модели самолета. На фиг. 11б показан способ складывания носовой части фюзеляжа модели. Фиг. 11в дает представление об изготовлении "мотора" (груза) и закрепление его на фюзеляже. Мотор крепится на фюзеляже при помощи бумажных штырьков. Из бумаги делаются и примитивные шасси (тележка для посадки самолета). Фиг. 11г дает наглядное представление об изготовлении хвостового оперения модели самолета.

Готовая модель изображена на фиг. 11д. Пропеллер прикрепляется при помощи обыкновенной булавки. Нужно обратить особое внимание на крепление крыла на стойках. В крыле (фиг. 11а) сделаны прорезы, в которые концами вставляются стойки. Крепление крыла надо производить осторожно, иначе очень легко оборвать стойки.

Пускается модель легким толчком. Правильно построенная модель после толчка должна перейти в плавный планирующий (с медленным спуском) полет.

Попробуйте теперь сначала скопировать уже известные вам настоящие самолеты, а затем вы сможете приступить к конструированию и собственных самолетов.

Парашют. Очевидно, вы все слышали, а возможно и видели спуск на парашютах и, конечно, знаете о том, что парашютизм в СССР получил очень большое развитие. Это и понятно - прыжки с парашютом с вышек, а тем более с самолета, являются интересным увлекательным спортом, воспитывающим неустрашимость и силу воли. Наши юные авиастроители тоже не оставляют без внимания парашютизм. Если они сейчас еще по своему возрасту (мы говорим о самых молодых из них) не могут совершать прыжков с парашютом, то им пока нужно делать модели парашютов.

На фиг. 12 дано изображение самой простой модели парашюта. Изготовляется она опять таки из листа бумаги старой тетради. Изготовление её настолько просто, что не требует пояснений к рисунку. Стропы (нитки) делаются из обыкновенных катушечных ниток. Грузом служит небольшой гвоздь.

Такой парашют, будучи выпущен из рук с высоты, медленно снижается, причем груз раскачивается из стороны в сторону. Для того чтобы груз не качался, в центре парашюта (купола) сделайте небольшую дырку. Парашют с дыркой в центре купола будет снижаться уже без раскачивания.

Сделав простейший парашют, можно построить более сложный. Это будет модель парашюта с самопуском.

На фиг. 13 мы даем общий вид такой модели.

Модель парашюта состоит из купола, строп, груза (заменяющего в модели вес человека) и самопуска. Купол парашюта изготовляется из папиросной (можно и газетной) бумаги размером 500 X 500 мм (фиг. 14). Лист бумаги все время складываем вдвое (пополам) до тех пор, пока получим 32 равные части. При складывании следить за тем, чтобы ребра складок точно совпадали друг с другом.

У вершины треугольника обрезаем 2-3 мм, вследствие чего получаем отверстие диаметром 4-6 мм. Конец (вернее основание треугольника) обрезаем и получаем окружность или многоугольник.

Формы обреза концов показаны на фиг. 14.

Складывание (или фальцовка) купола очень напоминает складывание детской бумажной гармоники. Ребра треугольников расправляем так, чтобы они поочередно шли - одно во внутрь, другое наружу. Сложенный купол имеет 16 пар полотнищ, по 8 с каждой стороны (фиг. 13).

Стропы изготовляем из катушечных ниток № 10. Делаются они длиннее радиуса купола в 2,3-2,6 раза, для чего в стол или доску вбиваем два гвоздя на расстоянии 60-65 см, куда и наматываем нитки в 8 витков. Обрезать нитки нужно у того гвоздя, где первоначально был привязан первый конец.

В середину строп обыкновенной петлей закрепляем кольцо диаметром 6-7 мм. Кольцо изготовляется из миллиметровой проволоки при помощи круглогубцев.

Для приклейки строп к куполу парашюта нам понадобится кусок фанеры размерами несколько больше, чем площадь купола. В центре фанеры просверлим дырку такого размера, чтобы в нее легко входило проволочное кольцо. Кольцо закрепляем спичкой так, чтобы оно не выпадало из дырки. Расправляем на фанере купол и, закрепив его небольшими тяжестями (гирьками), начинаем приклеивать стропы. Стропы приклеиваем через три на четвертое ребро купола, причем клеем мажем только нитки на всем протяжении купола, но никак не сам купол.

Концы строп связываем узлом. Кусок резины 1X4 или 2X2 мм, длиной 100-120 мм надеваем на крючок самопуска. Все это закрепляем (обкручиваем) свинцовой пластинкой. Прикрепление осуществляем при помощи плоскогубцев. Модель парашюта готова. Можно итти и запускать ее.

Чтобы запустить модель парашюта, нужно крючок самопуска зацепить за кольцо, купол взять в левую руку и правой рукой растянуть резину (фиг. 15); затем сначала выпустить купол, а потом и резину с легким толчком вверх. Модель поднимется вверх метров на 7-10, автоматически на верхней точке полета раскроется и начнет плавно спускаться вниз (фиг. 16). Особенно красив полет модели парашюта, сделанной из разноцветной бумаги.

"Монах". Так называется самый простейший воздушный змей, изготовляемый из бумаги, мочалы или матерчатых лент и ниток, необходимых для запуска змея. Сделать его настолько просто, что к фиг. 17 в дополнение ничего говорить не будем.


Фиг. 17. "Монах"

На этом описание моделей авиационных игрушек из бумаги заканчиваем.

Приведенными здесь моделями, конечно, не исчерпываются все возможные авиаигрушки из бумаги. Их существует гораздо больше. Еще больше авиаигрушек из бумаги можете создать вы сами, юные читатели. Для этого только нужно немного подумать и проявить свои конструкторские способности.

Мы уверены, что через какие-нибудь полгода наши ребята авиамоделисты обогатят своими изобретениями еще скудный ассортимент (разнообразие) авиаигрушек из бумаги.