Аутизм у ребенка - это не приговор. Никто не знает, почему возникает это заболевание. Мало кто может объяснить, что ощущает аутичный ребенок при контактах с внешним миром. Но точно известно одно: при правильном уходе, коррекции раннего аутизма, занятиях и поддержке родителей и педагогов дети могут вести нормальную жизнь, обучаться, работать и быть счастливыми.
В США установили, что из-за генетического сбоя у аутистов иногда может появиться «ген гениальности». Но общество не всегда, к сожалению, принимает к себе больных аутизмом. Их называют «чудаками», смеются над ними, унижают, а это только ухудшает состояние детей.
На протяжении многих десятилетий в нашей стране детям с нарушениями в психическом и физическом развитии предлагалось пребывание в специализированных учреждениях. Такой подход в настоящее время подвергается серьезной критике мирового сообщества. В мировой практике социальным показателем качества жизни лиц с ограниченными психическими и физическими возможностями является комплекс факторов, не зависящих от психофизических особенностей ребенка. К таким факторам относятся:
Создание в социуме условий для раскрытия потенциальных возможностей ребенка с проблемами в развитии является важной социальной задачей нашего общества.
На данный момент практически неразработанной остается проблема социальной адаптации детей с аутизмом в семье в различные возрастные периоды. Это обусловлено, с одной стороны, трудностями психологической оценки эмоционального состояния ребенка с аутизмом, особенно в преддошкольный и дошкольный периоды, с другой стороны -- отсутствием объективных психологических критериев его адаптационных возможностей.
Особые трудности вызывает, обучение аутичных детей правильно есть. Дети часто хватают еду руками, запихивают ее в рот, плохо прожевывают. Некоторые дети отказываются, есть самостоятельно и требуют, чтобы их кормили из ложки.
Особую роль в процессе социализации детей с аутизмом играет посещение ими детских учреждений. К сожалению, специализированных учреждений, направленных на лечение и социально-психологическое сопровождение детей с аутизмом, в России практически нет. После трехлетнего возраста родители могут устроить ребенка в дневной стационар при психоневрологическом диспансере. Но это возможно только в большом городе, а дети с аутизмом, проживающие в небольших городках или деревнях, фактически лишены возможности посещать детские учреждения.
У детей с аутизмом изменения окружающей социальной среды и микросоциального окружения могут привести к глубоким аффективным переживаниям. Коммуникативные трудности вызывают значительное число проблем у детей, посещающих образовательные учреждения. Окружающие не всегда понимают, чего хочет ребенок, почему он молчит, не выражает свое отношение к проблеме или «непонятно» ее излагает. Не понимание окружающими особенностей поведения аутичных детей и подростков приводит к множеству конфликтов. Нередко окружающие оценивают поведение подростков с аутизмом в общественных местах как хулиганство вследствие наркомании, алкоголя и пр.
Эффективность социализации и социальной адаптации аутичных детей и подростков зависит не только от того, как они приспособились в обществе, но и от того, как само общество готово к тому, чтобы адекватно жить и общаться с этими людьми, понимать их и помогать им.
Таким образом, основной целью социально-психологической реабилитации и адаптации молодых инвалидов, страдающих аутизмом, является развитие у них жизненно необходимых навыков, направленных на самообслуживание, выполнение несложных трудовых операций в быту и в специальных производственных условиях, а в будущем -- самостоятельное проживание в специализированных учреждениях. Основной девиз специализированных учреждений для инвалидов с ограниченными психическими возможностями -- охрана прав личности и свободы людей с ограниченными психическими возможностями.
Дети – цветы жизни. К сожалению, в школе они имеют множество проблем.
Важнейшей сферой жизни для школьника в настоящий момент является не обучение, а общение со сверстниками. Друзья – центр жизни ребенка, который во многом определяет его отношение к чему-либо. Общение – это способ самоутверждения.
Отсюда первая проблема каждого школьника – общение с ровесниками. Для настоящего поколения важным приоритетом является самооценка. Чаще всего эта проблема проявляется в 6-7 классах. Ребенок пытается выделиться, чтобы его заметили, похвалили. Хочет командовать сверстниками. Это удается не всегда, и ребенок становится обиженным на все и конфликтным, часто падает его самооценка.
Вторая глобальная проблема – это неуспеваемость. Почему-то тех, кто реально учится и кому интересно, остались единицы. Дети считают, что хорошо учится не престижно , что за положительные оценки сверстники будут смеяться. Но эта проблема зависит не только от ребенка, а даже больше от учителя. Быть учителем это призвание. Учитель должен уметь увлечь человека своим предметом, а не просто рассказать материал.
Также проблемой является поведение детей. Если сравнить сегодняшних первоклассников и то, что было 10 лет назад, то мы увидим огромную разницу. Дети сейчас не стесняются ничего, применяя иной раз даже нецензурную лексику (это в свои-то 6-7 лет), постоянные споры с учителями, драки и издевательство над теми, кого они считают «недостойными своего общения». К сожалению, по статистикам, можно судить, что в наше время дети очень злые, озлобленные на жизнь во всех ее проявлениях.
Для ребят из старших классов основной проблемой является адаптация в коллективе. Большинство десятых классов – сборные, вводится новый профиль обучения и соответственно ученики разделяются по приоритетам. Часто бывает, что большинство друзей идут в один класс, образуя уже готовый коллектив, и тогда-то начинаются проблемы. Многим очень сложно привыкать к новым людям, а те в свою очередь не принимают новичка.
По мнению психологов, в этом возрасте детям присущи такие качества характера, как чрезмерная импульсивность, заниженная самооценка, нетерпеливость, а также социальная смелость. Многие стремятся к лидерству, не имея необходимых для этого навыков, что приводит к напряженным отношениям и конфликтным ситуациям не только со сверстниками, но и с взрослыми.
Почти всегда подростки считают себя достаточно взрослыми, чтобы принимать самостоятельные решения. Это последствие юношеского максимализма, выбора идеалов, выбора места в жизни, стремлению к самостоятельности. Его подходы к решению начинают отличаться от взглядов родителей и на этой почве возникают ссоры. Зачастую родители не могут признать, что их ребенок прав, продолжая считать его малышом, а подростки в свою очередь абсолютно не хотят прислушиваться к полезным советам, потому иногда их решения не совсем правильные.
Ученики старших классов сталкиваются с проблемой выбора профессии. Большинство не знает, чего они хотят. Большая часть поступает в вузы с профильными предметами, которые им лучше даются, за значительную часть подростков выбор делают родители и лишь несколько процентов реально осознают, чего они собираются добиться от жизни и, что им необходимо для реализации этого.
Взрослым необходимо уделять достаточно внимания своим детям, понимать и принимать проблемы их возраста, помогать справиться с ними, прислушиваться к их мнениям, и тогда взросление вашего ребенка будет позитивным.
О том, к чему готовиться пятиклашкам и их родителями, специально для «Летидора» рассказывает Елена Гончарова , педагог-психолог, член Российского психологического общества и Ассоциации когнитивно-поведенческой психотерапии.
Елена Гончарова
Переход в пятый класс может стать настоящим стрессом для ребенка. И вот с чем ему приходится сталкиваться:
К школьным психологам родители пятиклассников часто обращаются с одними и теми же проблемами:
ребенок из отличника скатился до троечника, стал замкнутым, хотя в младших классах был очень общителен и прилежен.
Родители не всегда осознают, что переживает их школьник в момент перехода из начального в среднее звено. Рассмотрим, с какими трудностями ему приходится сталкиваться в период адаптации к новым условиям.
Ваш школьник привык быть первым, вести за собой коллектив. А теперь он чувствует, что помимо него в классе еще есть такие же активные, смелые «звезды». У него возрастает уровень конкуренции вместе с конфликтностью. Это большое испытание для самооценки, которая сильно страдает, если ребенок так и не сумел отстоять свою позицию лидера.
Помощь родителей. Расспрашивайте у своего ребенка, кто из нового класса ему нравится, а кто нет и почему. Пусть он вам попробует описать, чем он похож и чем отличается от тех учеников, о которых он рассказал. Какие есть умения и преимущества у вашего ребенка перед новыми «лидерами», а какие преимущества есть у них перед ним.
Задача родителя - объяснить школьнику, что благодаря сходствам или различиям можно подружиться вместо того, чтобы конфликтовать.
Ребенок может плохо отзываться о каких-то учителях, говорить, что они его не любят и специально занижают баллы. Из-за этого пропадает интерес к учебе и ухудшаются оценки.
Помощь родителей. Необходимо разобраться, насколько ребенок адекватно воспринимает происходящее. Стоит пойти в школу и поговорить отдельно с педагогом. Но не предъявляйте претензий, а интересуйтесь мнением учителя - почему, на его взгляд, такое произошло и как можно улучшить успеваемость.
Узнайте, какие сильные стороны видит педагог в вашем ребенке. Если никаких - это сигнал, что педагог не очень профессиональный.
Главное - не оттягивать этот разговор, пока школьник не вступил в открытый конфликт с учителем или, наоборот, не замкнулся в себе.
Именно поэтому многим родителям пятиклашек приходится отказываться от секций и кружков.
Помощь родителей. Как правило, снижение продуктивности сопряжено с физиологическими особенностями этого возраста. Необходимо пройти медицинское обследование, чтобы исключить неврологические заболевания, которые на фоне эмоционального стресса могли проявиться в пятом классе. Если же со здоровьем все в порядке, тогда обратите внимание на организацию режима дня ребенка, попробуйте составить план на каждый день. Попробуйте без фанатизма вписать в него выполнение домашних заданий, прогулки и дополнительные занятия спортом, музыкой или творчеством.
Возможно, какие-то предметы ребенок не понимает, но боится об этом сказать.
Предложите свою помощь в объяснении или обратитесь к репетитору.
Как часто пятиклассники слышат в свой адрес то «ты уже взрослый», то «ты еще мал». Такое отношение к ребенку заставляет его усомниться в их авторитете и вызывает желание вообще перестать кого-либо слушать.
Помощь родителей. Определите вместе с ребенком круг его обязанностей и возможностей. Свои запреты и требования аргументируйте логическими доводами, а не «когда вырастешь - узнаешь».
Договоритесь, какие поощрения и наказания могут повлечь за собой те или иные нарушения договоренностей.
Еще в четвертом классе каждый день он видел одну учительницу - свою «классную маму», которая к каждому ученику имела свой индивидуальный подход. В пятом классе школьники словно «обезличиваются», учителя-предметники нацелены дать знания и проконтролировать их уровень. Классного же руководителя дети видят 2-3 раза в неделю на уроках и классном часе.
Помощь родителей. Объясните ребенку, что за неделю учителя-предметники обучают по 200-300 учеников, поэтому основная их задача - учить. В свою очередь родители допускают ошибку, не помогая делать уроки или решать конфликты, обосновывая это фразой «ты должен учиться самостоятельности».
Ответственность за уроки, собранный рюкзак, выученное стихотворение нужно передавать постепенно еще с начальной школы.
Если первые четыре года вы были помогающим родителем, то в пятом классе резко лишать ребенка помощи нельзя.
Многие родители в связи с переходом в пятый класс покупают сыну или дочке первые собственные компьютеры, дорогие гаджеты, девочкам приобретают дорогую одежду, обувь, бижутерию.
Помощь родителей. Не нужно обесценивать желание вашего ребенка иметь те же вещи, что и у одноклассников. Фразы «Это не главное», «А другим вообще кушать нечего» вряд ли помогут пятикласснику.
Попробуйте честно сказать своему ребенку:
Я понимаю, как тебе хочется иметь дорогой телефон или планшет. Но, к сожалению, мы не можем пока позволить себе эту покупку.
Предложите ему самостоятельно накопить деньги, составить график накопления и определить, из каких ресурсов ему можно начать экономить.
Так бывает, когда в пятый класс ребенок переходит из другой школы и ситуация усложняется переездом: тогда друзей нет не только в классе, но и в параллели.
Если для взрослых так важны высокие баллы, тогда нужно вместе с ребенком искать его персональную мотивацию - зачем ему хорошо учиться в школе. А еще надо понимать: кто-то имеет склонность к точным наукам, кому-то легче даются гуманитарные.
Высокие баллы по всем предметам - это огромный труд, который часто лишает детей прогулок, спорта и любимых кружков. А стоит ли оно того?
Трудности, связанные с переходом в пятый класс, - словно «снежный ком»: нарастают друг на друга и в какой-то момент становятся непосильными для ребенка. От нелюбви к предмету, учителю, одноклассникам он может прийти к пониманию: «Я ненавижу эту школу!». А ведь именно в пятом классе у школьника формируется отношение к учебе вплоть до окончания одиннадцатого класса.
П атрик Мабилог, христианский писатель, блогер и тренер в сфере лидерства, в своей колонке на Christian Today написал о пяти проблемах, с которыми приходится сталкиваться детям пасторов, сообщает Христианский Мегапортал invictory .com .
«Быть пастором может быть сложно по многим причинам, — написал Патрик Мабилог в самом начале своей статьи. – Одной из наиболее значимых причин этой сложности будет давление, которое служение приносит в семью служителя – конкретно на детей».
Сам в прошлом пасторский ребенок, Мабилог знает не понаслышке о том, насколько серьезным может быть это давление и что его следует принимать всерьез. В своей статье он выделил пять наиболее распространенных проблем, с которыми приходится сталкиваться детям служителей.
1. Нереалистичные ожидания
Некоторые люди забывают, что дети пасторов – это волонтеры, добровольные члены церкви, а не часть команды, получающей зарплату в церкви. Поэтому несправедливо требовать от них особого посвящения, чтобы они как можно больше времени проводили в церкви и делали все наилучшим образом. К детям пасторов нужно относиться так же, как и к любому другому волонтеру в церкви, не больше.
2. Стереотипы
Всегда есть определенное количество прихожан в церкви, которые точно знают, как должны одеваться дети пастора, что они должны делать, как говорить, как себя вести в собрании, в школе, в соцсетях. Это создает дополнительное ненужное давление на детей пастора.
3. Призыв к служению
Не всегда дети служителей становятся профессиональными служителями Царства Божьего. И даже когда кто-то слышит призыв от Бога, бывает трудно на него ответить. Патрик Мабилог рассказал, что когда он услышал Божий призыв к профессиональному служению, его долго преследовала мысль о том, что он будет стоять в тени своего отца, бывшего пастора этой церкви.
4. Проблемы с общением в своей возрастной группе
Детям пасторов часто приходится вместе с родителями посещать много различных мероприятий, посещать дома членов церкви, присутствовать на похоронах. Они становятся частью социальной программы своего отца или матери. На всех этих мероприятиях и встречах, обычно, мало детей их возраста, там им просто не с кем общаться. Это может привести к разочарованию и нежеланию детей участвовать в делах своих родителей.
5. Ужасное расписание
Если пастор занят, то заняты и его дети, которые вовлечены во многие его дела и поездки. Пастора часто приглашают в гости вместе со всей семьей. А это добавляет беспорядок в планы его детей. Их планы постоянно изменяются в соответствие с планами родителей.
Исходя из своего жизненного опыта, Патрик Мабилог отметил, что быть ребенком пастора довольно сложно, хотя многим в церкви так не кажется.
(выступление на педсовете)
В последнее время в литературе уделялось много внимания вопросу о выделении категории детей, не готовых к школьному обучению и имеющих трудности школьной адаптации в первом классе.
И проблема эта по-прежнему актуальна.
роль ученика и является одним из показателей возможности принять вместо игры новый вид деятельности – учебу и подчиняться ее требованиям, необходимым условиям. Далеко не все дети обладают этой способностью, и, несмотря на достаточный объем знаний и хорошую память, такой ребенок с трудом адаптируется к школе.
Если уровень волевого развития мал, то ребенок с трудом адаптируется
в школе.
Во-вторых, это воспитание умения произвольно управлять собой, умение не только то, что тебе хочется, но и то, что надо, даже если совсем не хочется.
В-третьих, формирование мотивов, побуждающих к умению.
Ш.А. Амоношвили. «Сердце отдаю детям» - М «Просвещение», 1983
Журнал «Завуч начальной школы» № 1, 2010 год
М.М. Безруких и С.П. Ефимов. «Ребенок идет в школу» - 4-е изд. – М.: 2000.