Теория развития ребенка фребеля. Фридрих Вильгельм Август Фрёбель

11.03.2020 Мои образы

Выражение «детский сад» принадлежит немецкому педагогу Фридриху Фрёбелю и было придумано в 1840 году для обозначения своего революционного по тем временам дошкольного учреждения в Тюрингии. Фрёбель использовал слово «сад», так как сравнивал детей с нежными садовыми растениями, которые вырастают только благодаря сознательным и неустанным усилиям садовников. Собственно, суть этой метафоры не в детях – цветах жизни, – а в необходимости для детского развития хороших садовников-воспитателей. Мысль для первой половины 19 века нетривиальная: тогдашние взгляды на детство как на особый этап взросления человека не отличались ни широтой, ни какой-то особой изощрённостью. Большинство приютов принадлежало церкви (католической или протестантской), в них царили дисциплина и послушание вкупе с обязательными молитвами и присущим такому способу воспитания ханжеством. Необходимость профессии педагога была неочевидна.

Здесь стоит сделать отступление и напомнить, что сама идея детства – изобретение Нового времени. Как отмечает французский историк семьи и семейной жизни Филипп Арьес, до 17 века ребёнок воспринимался как «маленький взрослый». И у крестьян, и у королей не существовало каких-то табу на информацию или отношения между людьми в присутствии малышей. В первую очередь это касалось таких полузакрытых ныне для детей тем, как смерть и секс. В отношении последнего считалось, что до момента полового созревания детям это просто неинтересно, но взрослым себе отказывать не стоит. К середине 17 века католические и протестантские моралисты сумели переломить эту пантагрюэлевскую средневековую непосредственность в пользу христианской идеи чистоты и святости детства. Понятие детства как особого состояния человека завоевывает умы, но это понятие было лишено движения. Ребёнок виделся религиозным учителям существом без страстей и грехов. Младенец Иисус с икон и возрожденческих картин – вот идеальный ребёнок. Разумеется, познающий мир пытливый детский ум постоянно разрушал статичный идеал, и в ход шли розги и прочие способы дисциплинирования. Здесь можно вспомнить классического литературного персонажа Тома Сойера, которому интересно блуждать по окрестностям своего городка, в то время как учителя воскресной школы пытаются заставить его жить картинами и стихами Писания. Если средневековый «маленький взрослый» участвовал в человеческом общежитии наравне со старшими, без скидок на возраст, то нововременному ребёнку вообще отказывают в таком участии.

Становление системы педагогического воспитания дошкольников Фрёбеля

В этих условиях в педагогику приходят Фридрих Фребёль и его швейцарский учитель Иоганн Песталоцци. Песталоцци, основываясь на просветительских идеях существования естественных законов природы, создаёт первую целостную концепцию воспитания детей. Согласно ему, задача педагогики – воспитывать и образовывать ребёнка сообразно человеческой природе, выражающейся в способностях мыслить, создавать и чувствовать. Это был кардинальный разрыв с предшествовавшим христианским обучением, которое считало нужным подчинить потенциально греховную натуру человека своей картине мира. Фрёбель, преподававший и одновременно обучавшийся в школе Песталоцци два года, перенёс его идеи на почву немецкого идеализма Канта и Фихте.

Педагогические идеи Фрёбеля не сразу оказались востребованы. Сперва, как и всякий новатор, он столкнулся с сопротивлением немецкого учительства и государства, которые обвиняли его ни много ни мало в потворстве атеизму. Будучи скорее изобретателем и преподавателем, Фридрих Фрёбель был не очень хорошим популяризатором своего метода. Из-за этого его карьера переживала взлёты и падения, сам он переезжал из одной части Германии в другую. Вместе с ним не могли устояться и его детские сады, которые то открывались, то закрывались. Только после смерти Фрёбеля его педагогические идеи получают признание. В 1859 году, через семь лет после смерти педагога, в Берлине возникает фрёбелевское общество, которое занимается распространением этой системы.

Особый вклад в популяризацию детских садов внесла Лина Моргенштерн – детская писательница, педагог и деятель немецкого феминистского движения того времени. В этот период вопросы дошкольного обучения, всеобщего школьного образования, женский и рабочий вопросы рассматривались прогрессивными умами в качестве звеньев одной цепи экономической и политической отсталости, поэтому неудивительно, что реформаторы педагогики занимали активную позицию и по остальным кричащим вопросам современности.

В 1860 году Моргенштерн пишет книгу «Рай детства» – первый систематический учебник по методу Фрёбеля. Постепенно этот метод завоевывает всю Германию, став национальной немецкой системой дошкольного обучения, а затем начинает шагать по миру. Вторая половина 19 века – время, когда немецкая школа и детский сад считались образцовыми, в них видели залог экономических успехов Германии. В наибольшей степени влиянию немецких педагогических идей подверглись страны, в которых существовала устойчивая германофильская традиция импорта интеллектуальных новинок, в том числе Россия. Рождавшаяся в то же время отечественная педагогика испытала огромное влияние идей Фрёбеля, а его последовательниц здесь называли фребеличками.

6 даров Фрёбеля

Для Фрёбеля взросление человека – это процесс самораскрытия заложенных в нём способностей, который соответствует природным законам «божественного начала». С точки зрения педагога, внутренний мир ребёнка может раскрыться только во взаимодействии с миром внешним, а значит воспитатель должен такое взаимодействие провоцировать. Лучшим способом этого Фрёбель считал игру и разработал для детских игр систему из шести «даров», которые бы помогли ребёнку получить знания о базовых категориях (наиболее общих понятиях) нашего мира.

Что же представляют собой дары Фрёбеля? Первый дар – это небольшие разноцветные мячи на ниточках. С их помощью ребёнок учится различать цвета и получает первое представление о форме. Второй дар Фрёбеля – куб, шар и цилиндр, у которых диаметр шара и основания цилиндра, а также сторона куба одинаковые. Этот дар развивает понятие формы и размера. Третий, четвёртый, пятый и шестой дары состоят из более крупных кубов, разделённых на мелкие кубики, плитки, пирамиды всевозможных вариаций. Задача даров Фридриха Фрёбеля кроме углубления представлений ребёнка о геометрии – создать у него представление о целом и его частях и отношениях между ними. Отголоском этой системы даров является такая всем знакомая по советскому детскому саду игра как кубики. Таким образом, Фребёль ставит перед собой очень амбициозную задачу – на практике работать с абстрактным мышлением детей.

Педагогические системы Фрёбеля и Монтессори

Когда полвека спустя Мария Монтессори создавала свой метод, школа Фрёбеля была уже общераспространённой. В предисловии к английскому тексту «Дома ребёнка» американский учёный и педагог Генри Гольмс называет фрёбелевские дошкольные заведения «консервативным детским садом», противопоставляя его детскому саду либеральному, а также домам детства Монтессори. В работах самой Монтессори уже не найти ссылок на Фрёбеля, равно как и его критики – его система стала прочным фундаментом современной педагогики, который можно дополнять или исправлять, но невозможно отрицать полностью. Тем более, что между педагогическими системами Монтессори и Фрёбеля огромное количество общего, даже некоторая преемственность. Прежде всего, это педагогические системы, покоящиеся на прочном отрефлексированном философском основании. Это позволяет им в модифицированном виде жить даже век спустя после смерти своих основателей.

Как и Фрёбель, Мария Монтессори стремилась выявить скрытые в детях творческие способности, сформировать нового человека – и в этом смысле она идёт гораздо дальше обычной системы дошкольного образования, смысл которой обыкновенно видится в подготовке к школе. Наконец, как и фрёбелевские «дары» «монтессорный» дидактический материал – это не просто вспомогательный инструмент для игры, а едва не центральное место педагогического метода. Учитывая, какой степенью свободы обладает ребёнок в домах детства, Монтессори-педагоги в не меньшей степени, чем фрёбелевские, могут претендовать на звание «садовников детства».

Наиболее распространенная педагогическая система Фридриха Фребеля

Еркебаева Сауле Жомартовна,

магистр педагогических наук, преподаватель Казахского национального университета им. Абая, г. Алматы, Республика Казахстан.

Фридрих Фребель, немецкий педагог, теоретик и, по сути, основоположник общественного дошкольного воспитания, родился 1782 г. в Тюрингии. Он рано осиротел и с 10 лет воспитывался в семье своего дяди-пастора; получил среднее образование, затем учился в Йенском и Берлинском университетах. Вынужденный вследствие материальной необеспеченности покинуть университет, он пробовал свои силы в разных профессиях. Встреча с одним из последователей Песталоцци - директором образцовой школы города Франкфурта-на-Майне Грунером определила его будущее. Фребель стал учителем естественных наук в этой школе. Фребель провел со своими тремя воспитанниками в Ивердонском институте Песталоцци, проникся горячей симпатией к делу и идеям великого швейцарского педагога и решил посвятить себя педагогической деятельности, завершив прежде высшее образование.

В 1811-1813 гг. он учился сначала в Геттингенском, а затем в Берлинском университетах, где его мировоззрение складывалось под влиянием немецкой классической философии Шеллинга, Фихте, Гегеля. По окончании университета он полностью отдается делу воспитания детей. Поскольку в это время особую актуальность приобрели вопросы организации учреждений для воспитания детей дошкольного возраста, Фребель в 1816 г. в Тюрингии в скромной деревушке Грисгейм открыл свое первое воспитательное учреждение «Универсальный германский воспитательный институт», которое через год он перенес в соседнюю деревню Кайльгау. Следуя педагогическим принципам Песталоцци, Фребель в своем институте занимался с детьми физическими упражнениями, приучал их к сельскохозяйственному труду, в обучении использовал наглядность. Работа его шла успешно, и учреждение быстро приобрело большую известность.

Фребель занимался также теоретической разработкой своей воспитательной системы, в основу которой им были положены принципы педагогики Песталоцци в соединении с идеалистическими постулатами немецкой философии. В 1817 г. он опубликовал свой первый литературный труд «К нашему немецкому народу». Начиная с 1820 г. в течение ряда лет Фребель ежегодно выпускал брошюры с сообщениями о состоянии своего воспитательного учреждения. В 1826 г. он издал книгу «Воспитание человека - главный труд, в котором изложил в системе свои педагогические воззрения, получившие конкретизацию в его последующих работах. В 1828 г., когда в Германии усилилась реакция и начались преследования прогрессивных деятелей, Фребель был обвинен в распространении «вредных идей. И хотя специально назначенная комиссия не подтвердила этих подозрений, большинство родителей забрали детей. В 1829 г. Фребелю пришлось закрыть свой институт. В последующие годы он пытался вместе с прогрессивно настроенными людьми открывать новые воспитательные учреждения в разных местах, но везде наталкивался на сопротивление реакционных сил. В 1833 г. Бернское правительство предложило Фребелю руководство сиротским приютом в Бургдорфе, который был основан 36 лет назад Песталоцци и в котором теперь обучались дети разного возраста, в том числе и дошкольники. Проводя с ними усиленную экспериментальную работу, Фребель определял содержание и методы воспитания маленьких детей.

Он пробыл в Швейцарии 5 лет. Вернувшись в Тюрингию, Фребель основал в 1837 г. в Бланкенбурге (близ Кайльгау) учреждение для детей дошкольного возраста, которому в 1840 г. дал название «Детский сад». Детский сад в Бланкенбурге просуществовал всего 7 лет и был закрыт из-за недостатка средств. Но Фребель продолжал работу и осуществил подготовку «детских садовниц - воспитательниц. В конце жизни ему удалось открыть еще один детский сад в Мариентале, но в 1851 г. по приказу немецких властей все детские сады в Германии были запрещены как составляющие часть якобы социалистической системы Фребеля, имеющей целью вести юношество к атеизму. Это было сильным ударом для Фребеля, и 21 июня 1852 г. он скончался в Мариентале. Несмотря на противодействия реакционеров, он был признан и известен далеко за пределами своей родины. ..

Ф Фребель свой общественный идеал видел в гражданско-демократическом порядке и мечтал о гражданско-демократическом национальном воспитании. «Я хотел воспитывать свободно мыслящих, самостоятельных людей»,- говорил он.

Мысль о постепенном развитии всего рода человеческого Ф.Фребель перенес на педагогический процесс, на индивидуальное развитие, достигаемое педагогическим влиянием. Деятельность, даже по отношению к маленькому ребенку, он понимал как активное, сознательное участие индивидуума в жизни. Для него было познавательная сторона этого процесса, познавательный рост ребенка, происходящий благодаря его деятельности.

Итак, основные постулаты, на которых основывается теория развития ребенка Ф. Фребеля .

Разработал обширную, детальную для его времени, почти законченную систему дошкольного воспитания, основу которой составляла хорошо проработанная дидактика, направленная на развитие детей через организацию разных видов деятельности: игры, пения, плетения, конструирования и т.п.

В педагогической системе Фребеля можно выделить три основных блока:

1. Представления о механизме умственного развития ребенка, развития сознания и мышления индивидуума, в котором Фребель выделяет четыре компонента:

· чувства;

· познавательная и практическая деятельность с предметами;

· язык;

· математика.

2. Цели и способы умственного развития ребенка. Он определяет четыре этапа умственного развития:

· Исходный – связан с первыми месяцами жизни ребенка, когда он сам не выделяет и не фиксирует предметы, действия и явления.

· Младенчество – действие и слово матери способствуют научению выделять сначала отдельных предметы и явления ближайшего окружающего, а затем самого себя.

· Детство – ребенок говорит и играет с предметами. Именно на этом этапе можно и нужно начинать целенаправленное обучение и научение.

· Отрочество – поступление ребенка в школу и изучение учебных предметов.

3. Дидактический материал, с которым должен работать ребенок («дары Фребеля»):

· подвижность;

· непосредственность;

· любознательность;

· стремление к подражанию.

Итак, ядром педагогики детского сада Фребель считал игру. Раскрывая ее сущность, он доказывал, что игра для ребенка - влечение, инстинкт, основная его деятельность, стихия, в которой он живет, она - его собственная жизнь. В игре ребенок выражает свой внутренний мир через изображение внешнего мира. Изображая жизнь семьи, уход матери за младенцем и др., ребенок изображает нечто внешнее по отношению к себе, но это возможно только благодаря внутренним силам. Фребель широко использовал игру как одно из средств нравственного воспитания, полагая, что в коллективных и индивидуальных играх, подражая взрослым, ребенок утверждается в правилах и нормах нравственного поведения, тренирует свою волю. Игры, по его мнению, содействуют развитию воображения и фантазии, необходимых для детского творчества.

Для развития ребенка в самом раннем возрасте Фребель предложил шесть «даров».
Первым даром является мяч. Мячи должны быть небольшие, мягкие, связанные из шерсти, окрашенные в различные цвета - красный, оранжевый, желтый, зеленый, синий, фиолетовый (т. е. цвета радуги) и белый. Каждый мяч-шар - на ниточке. Мать показывает ребенку мячи различного цвета, развивая таким образом его умение различать цвета. Раскачивая шарик в разные стороны и соответственно приговаривая «вперед-назад», «вверх-вниз», «вправо-влево», мать знакомит ребенка с пространственными представлениями. Показывая шарик на ладони и пряча его, приговаривая при этом «Есть мячик - нет мячика», она знакомит ребенка с утверждением и отрицанием. Обосновывая, почему именно первым даром, первой игрушкой должен быть шар-мяч, Фребель замечал, что он наиболее удобен ребенку, так как его нежной, неразвитой ручке еще трудно держать угловатый предмет (например, кубик) Но наряду с этим, Фребель приводит и ряд других, символических, доводов, как-то: первым даром должен быть именно шар, поскольку шар является «единством в единстве», шар - символ движения, шар - символ бесконечности.
Вторым даром являются небольшие деревянные шар, кубик и цилиндр (диаметр шара, основание цилиндра и сторона кубика одинаковые). С помощью их ребенок знакомится с разными формами предметов. Кубик своей формой и своей устойчивостью является противоположностью шара. Шар рассматривался Фребелем как символ движения, кубик же - как символ покоя и символ «единства в многообразии (куб един, но вид его различен в зависимости от того, как он представлен взору: ребром, стороной, вершиной). Цилиндр совмещает и свойства шара, и свойства кубика: он устойчив, если поставлен на основание, и подвижен, если положен, и т. д.

Третий дар - куб, разделенный на восемь кубиков (куб разрезан пополам, каждая половина - на четыре части). Посредством этого дара ребенок, считал Фребель, получает представление о целом и составляющих его частях («сложное единство», «единство и многообразие»); с его помощью он имеет возможность развивать свое творчество, строить из кубиков, различно их комбинируя.

Четвертый дар - тех же размеров кубик, разделенный на восемь плиток (кубик делится пополам, а каждая половина - на четыре удлиненные плитки, длина каждой плитки равна стороне кубика, толщина равна одной четвертой этой стороны).
Возможность строительных комбинаций в данном случае значительно расширяется: с прибавлением каждого нового дара прежние, с которыми ребенок уже освоился, конечно, не изымаются.

Пятый дар - кубик, разделенный на двадцать семь маленьких кубиков, причем девять из них разделены на более мелкие части.

Шестой дар - кубик, разделенный тоже на двадцать семь кубиков, многие из которых разделены еще на части: на плитки, по диагонали и пр.

Последние два дара дают большое разнообразие самых различных геометрических тел, необходимых для строительных игр ребенка. Использование этого пособия помогает развитию у детей строительных навыков и одновременно создает у них представления о форме, величине, пространственных отношениях, числах. Кроме этих шести даров, Фребель предлагал впоследствии дать детям дополнительный строительный материал (арки и пр.), а также проводить с ними занятия лепкой, рисованием, игры-занятия с палочками, плетение и пр.

В конце хочу отметить, что Ф. Фребель – не только знаменитый человек, но он дар всего человечества, он как мы отмечали, этап дары педагогики.

Каждый из нас, прочитав труды Фребеля, может найти что-то интересное и сделать новщстьво своего времени пути дошкольного образование. А к Ф Фребелю можно относиться с чуством большого уважения уже только за то, что он, по сути, сделал дошкольную педагогику наукой и, по словам Б.И. Хачапуридзе, положил начало разным течениям теории и практики детских садов.

Литература

1. Бобровская С.Л. Сущность системы Фребеля,- М.,1972г

2. Вульфсон Б.Л., Малькова З.А. Сравнительная педагогика.- М; Воронеж 1996 г

3. А.П. Букин. Википедия - свободная энциклопедия.

4. Дошкольная педагогика. Под ред. В. И. Ядешко и Ф. А. Сохина. Просвещение, Москва, 1979 г.

Фридрих Вильгельм Август Фрёбель (21 апреля - 21 июня ) - немецкий педагог , теоретик дошкольного воспитания, создатель понятия «детский сад ».

Биография

Молодые годы

Вследствие ложных слухов об атеистическом и опасном для правительства направлении Фрёбелевского заведения, князь шварцбургский послал в Кейльгау, по требованию Пруссии , ревизора. Хотя последний и отозвался в своём отчете об учебном заведении Фребель с большой похвалой, но доверие общества было подорвано, и Фрёбель лишился большего числа своих воспитанников. Передав школу Барону, Фрёбель отправился в Швейцарию . Там, в кантоне Люцерн , он принялся за устройство народного учебного заведения по своей идее, но, вследствие вражды местного духовенства, перенес свою школу в Виллисау, где достиг такого успеха, что кантональное управление Берна поручило ему устройство дома для сирот в Бургдорфе . Здесь у него впервые возникла мысль о необходимости воспитательных заведений для малолетних детей; здесь же он мог испытать на деле свою теорию воспитания детей дошкольного возраста и свои «дары».

Организация детских дошкольных учреждений

Педагогические идеи

Теория развития ребёнка .

Фребель, воспитанный в духе идеалистической немецкой философии, в своих взглядах на природу, общество, человека был идеалистом и считал, что педагогика должна основываться на идеалистической философии. По мнению Фребеля, ребёнок от природы наделен четырьмя инстинктами: деятельности, познания, художественным и религиозным. Инстинкт деятельности, или активности, - проявление в ребёнке единого творческого божественного начала; инстинкт познания - заложенное в человеке стремление познать внутреннюю сущность всех вещей, то есть опять-таки Бога. Фребель дал религиозно-мистическое обоснование мысли Песталоцци о роли воспитания и обучения в развитии ребёнка, истолковал представление швейцарского педагога-демократа о саморазвитии как о процессе выявления в ребёнке божественного.

В своих педагогических воззрениях исходил из всеобщности законов бытия: «Во всем присутствует, действует и царит вечный закон… и во внешнем мире, в природе, и во внутреннем мире, духе…» Назначение человека, по Фрёбелю, - включиться в осеняемый этим законом «божественный порядок», развивать «свою сущность» и «своё божественное начало». Внутренний мир человека в процессе воспитания диалектически переливается во внешний. Воспитание и обучение предлагалось организовать в виде единой системы педагогических учреждений для всех возрастов.

Педагогика и методика воспитания в детском саду Ф. Фребель считал целью воспитания развитие природных особенностей ребёнка, его самораскрытие. Детский сад должен осуществлять всестороннее развитие детей, которое начинается с их физического развития. Уже в раннем возрасте уход за телом ребёнка Фребель связывал, вслед за Песталоцци, с развитием его психики. Ядром педагогики детского сада Фребель считал игру. Раскрывая её сущность, он доказывал, что игра для ребёнка - влечение, инстинкт, основная его деятельность, стихия, в которой он живёт, она - его собственная жизнь. В игре ребёнок выражает свой внутренний мир через изображение внешнего мира. Изображая жизнь семьи, уход матери за младенцем и др., ребёнок изображает нечто внешнее по отношению к себе, но это возможно только благодаря внутренним силам.

Для развития ребёнка в самом раннем возрасте Фребель предложил шесть «даров». Первым даром является мяч. Мячи должны быть небольшие, мягкие, связанные из шерсти, окрашенные в различные цвета - красный, оранжевый, жёлтый, зелёный, синий, фиолетовый (то есть цвета радуги) и белый. Каждый мяч-шар - на ниточке. Мать показывает ребёнку мячи различного цвета, развивая таким образом его умение различать цвета. Раскачивая шарик в разные стороны и соответственно приговаривая «вперед-назад», «вверх-вниз», «вправо-влево», мать знакомит ребёнка с пространственными представлениями. Показывая шарик на ладони и пряча его, приговаривая при этом «Есть мячик - нет мячика», она знакомит ребёнка с утверждением и отрицанием.

Вторым даром являются небольшие деревянные шар, кубик и цилиндр (диаметр шара, основание цилиндра и сторона кубика одинаковые). С помощью их ребёнок знакомится с разными формами предметов. Кубик своей формой и своей устойчивостью является противоположностью шара. Шар рассматривался Фребелем как символ движения, кубик же - как символ покоя и символ "единства в многообразии (куб един, но вид его различен в зависимости от того, как он представлен взору: ребром, стороной, вершиной). Цилиндр совмещает и свойства шара, и свойства кубика: он устойчив, если поставлен на основание, и подвижен, если положен, и т. д.

Третий дар - куб, разделённый на восемь кубиков (куб разрезан пополам, каждая половина - на четыре части). Посредством этого дара ребёнок, считал Фребель, получает представление о целом и составляющих его частях («сложное единство», «единство и многообразие»); с его помощью он имеет возможность развивать своё творчество, строить из кубиков, различно их комбинируя.

Четвёртый дар - тех же размеров кубик, разделённый на восемь плиток (кубик делится пополам, а каждая половина - на четыре удлиненные плитки, длина каждой плитки равна стороне кубика, толщина равна одной четвёртой этой стороны).

Пятый дар - кубик, разделённый на двадцать семь маленьких кубиков, причём девять из них разделены на более мелкие части.

Шестой дар - кубик, разделённый тоже на двадцать семь кубиков, многие из которых разделены ещё на части: на плитки, по диагонали и пр.

Фребель предлагал разнообразие видов детской деятельности и занятий: это работа с дарами - строительным материалом, подвижные игры, рисование, лепка, плетение из бумаги, вырезание из бумаги, вышивание, вкладывание из металлических колец, палочек, гороха, бус, выкалывание, конструирование из бумаги, из палочек и др. Многие из этих занятий, методически преобразованные с других методологических позиции, находят применение в современных детских садах.

Недостатки теории: 1) системой «даров» заменяется непосредственное ознакомление с окружающим миром; 2) жизнь ребёнка ограничивается дидактическим материалом; 3) деятельность ребёнка излишне регламентируется; 4) ограничивается свободное творчество ребёнка.

Вклад в развитие мировой педагогики. Детские сады заняли ведущее положение в системе дошкольного воспитания во многих странах. Ф. Фребель впервые в истории дошкольной педагогики дал целостную, методически детально разработанную, оснащённую практическими пособиями систему общественного дошкольного воспитания. Способствовал выделению дошкольной педагогики в самостоятельную область знания.

Родился Фрёбель в Обервайсбахе, Шварцбург-Рудольфштадт, Тюрингия (Oberweißbach, Schwarzburg-Rudolstadt, Thuringia). Отец его был священником в местной лютеранской церкви; церковь в целом и лютеранская вера в частности играли в жизни юного Фридриха чрезвычайно большую роль. Обервайсбах был довольно богатым селением; местный лес славился большим количеством целебных трав – из которых местные жители активно изготавливали лекарственные средства, микстуры, бальзамы, мыло и мази. Каждая семья владела собственной лесной делянкой; рецепты изготавливаемых на продажу средств у разных семей также различались довольно радикально.

Мать Фрёбеля скончалась, когда мальчику был всего 9 месяцев; это на жизнь Фридриха также повлияло довольно сильно. В 10 лет Фрёбель перебрался в городок Штадтильм (Stadt-Ilm); там на тот момент проживал его дядюшка, человек в высшей степени мягкий и любящий. В 15 лет Фридрих – природой во всех её проявлениях интересовавшийся с ранних лет – стал подмастерьем лесника; в 1799-м, однако, он решил оставить выбранную работу и отправился изучать математику и ботанику в Йену (Jena). В период с 1802-го по 1805-й Фридрих Фрёбель работал землемером.

В 1805-м Фридрих получил место в одной из школ Франкфурта; именно здесь он впервые познакомился с работами Песталоцци. Позже Фрёбелю довелось поработать с самим Песталоцци в Швейцарии (Switzerland). В 1806-м Фридрих получил место преподавателя в одной из франкфуртских дворянских семей.

В 1811-м он вновь взялся за брошенную когда-то из-за проблем с финансами учебу; увы, и на этот раз доучиться до получения официального диплома ему не удалось. Вскоре после этого Фридрих устроился в одну из лучших берлинских школ для мальчиков.

В 1813-м и 1814-м Фридрих служил в корпусе Лютцова (Lützow Free Corps); именно во время службы он познакомился и подружился с теологом и преподавателем Вильгельмом Миддендорфом (Wilhelm Middendorf) и преподавателем Гейнрихом Лангеталем (Heinrich Langethal). После окончания военных действий Фрёбель вернулся на гражданку; некоторое время он работал в минералогическом музее, однако позже перебрался в Ильмталь, близ Арнштадта, Тюрингия (Ilmtal, Arnstadt, Thuringia), где основал новое учебное заведение. Еще через год Фридрих вновь сменил место жительства; работу его – уже в 1831-м – продолжили Лангеталь и Миддендорф.

11 сентября 1818-го Фридрих женился на Вильгельмине Генриетте Хоффмейстер (Wilhelmine Henriette Hoffmeister); в 1839-м Вильгельмина скончалась, так и не родив Фрёбелю детей. В 1851-м Фрёбель женился вторично.

Важнейшую свою работу, "О воспитании человека" ("Die Menschenerziehung") Фридрих Фрёбель опубликовал в 1826-м.

В период с 1831-го по 1836-й он жил в Швейцарии. Вернувшись в Германию, Фрёбель решил сконцентрироваться на проблемах дошкольного образования; именно в этот период им была разработана целая серия развивающих детских игрушек. Термин "детский сад" ("kindergarten") Фридрих предложил уже в 1840-м.

Лучшие дня


Посетило:21
Мария Курденевич

Фридрих Вильгельм Август Фребель (21 апреля 1782 – 21 июня 1852) – немецкий педагог, теоретик дошкольного воспитания.

Краткие биографические данные

Родился в 1782 году в деревне Обервейсбах в семье пастора. Рано лишившись матери, воспитывался прислугой и старшими братьями, сёстрами, а затем – мачехой. Отец был постоянно занят выполнением пасторских обязанностей, в связи с чем уделял воспитанию сына недостаточно внимания. Элементарное образование Ф. Фребель получил в деревенской школе для девочек.

В 1792 году Ф. Фребель переехал жить к дяде в Ильме. Там продолжил обучение в городской школе, где считался малоспособным к обучению. Лучше всего происходило усвоение математики и естественной истории. В свободное время Ф. Фребель занимался чтением книг, сбором и определением растений, геометрией.

В 1799 году поступает учиться в Йенский университет, где занимался естественными науками и математикой, в связи с плохим материальным положением, покинул университет, не закончив курс обучения. Начал работать делопроизводителем в лесничестве, через несколько лет переехал во Франкфурт на Майне, где начинает изучать строительное искусство. Знакомство с Грунером (учитель образцовой школы) и беседы с ним способствовали появлению интереса Ф. Фребеля к педагогической деятельности; Фребель становится учителем в школе Грунера.

В 1808 году получает должность учителя в школе Песталоцци. Получив наследство от дяди, в 1811 году поступает учиться в университет Гёттингена, где изучает философию, естественные науки и языки. Через год переводится в Берлинский университет, учится и работает в университетской школе.

В 1814 году получает должность ассистента у профессора Вейса, но вскоре уезжает из Берлина.

В 1816 году в местечке Грисгейм организует собственную школу, в которой обучение и воспитание детей осуществляет по собственной системе.

В 1840 году переселяется в Блакенбург, там было открыто первое заведение для дошкольников, названное «детский сад».

Только после 1850 года система Фребеля получает признание.

Умер в 1852 году.

Вклад в науку

Наиболее значителен вклад Ф. Фребеля в дошкольную педагогику , в частности, им раскрыты вопросы педагогики и методики воспитания в детских садах. Основную цель воспитания Ф. Фребель видел в развитии природных особенностей детей, их самораскрытии. В идею Ф. Фребеля об организации воспитания детей в детском саду входила мысль о необходимости всестороннего развития ребёнка, которое начинается с физического развития, педагогом прослеживается связи между организацией работы по формированию навыков самообслуживания у детей, начиная с раннего возраста, с их психическим развитием. Важное значение Ф. Фребель придавал организации игровой деятельности.

Для обеспечения сенсорного развития детей на раннем этапе возрастного развития Ф. Фребелем использовались шесть «даров», которые представляют собой набор предметов (мячи, кубики, шары, цилиндры и др.), использование их направлено на ознакомление детей с пространственными представлениями, логическими операциями, формой, цветом, величиной предметов, с целым и составляющими и др.

С использованием «даров», Ф. Фребель предлагал организовывать различные виды детской деятельности. Использование данной идеи, несколько преобразованной в методическом плане, находит применение и в современных детских садах.

Замечание 1

Ф. Фребелем впервые в науке детально разработана, оснащена дидактическими материалами система общественного дошкольного воспитания. Кроме того, исследования педагога позволили обосновать необходимость в выделении дошкольной педагогики в качестве самостоятельной области знаний.

Основные труды

Фундаментальными трудами Ф. Фребеля являются:

  • Педагогика детского сада (в России издана под названием «Детский сад»;
  • О воспитании человека.