Что такое осень? Мы уже видели желтые листья, обилие цветов, фруктов и овощей, дождь и даже изморозь, собирали шишки и каштаны. Настало время поговорить про эту пору года во время наших занятий в . Сразу напомню про лото и , которые Вы можете скачать по ссылкам, и начну рассказывать о новом комплекте.
Мы постарались сделать его максимально творческим, ведь осень – пора вдохновения и новых свершений. Задания комплекта направлены на развитие у детей мелкой моторики и координации движений, креативности, логики и мышления, а также на подготовку руки к письму.
Тематический комплект “Осень”
Викторина об осени для учащихся 3-4 классов
Викторина «Осенние деньки» для младших школьников
Автор : Климова Ирина Анатольевна, воспитатель МДОУ детского сада «Солнышко» пгт. Атамановка Читинского района Забайкальского края.Осень в танце тихо плачет
Распустила осень косы
Полыхающим костром.
Чаще иней, реже - росы,
Дождь - холодным серебром.
Оголила осень плечи,
В декольте все дерева -
Скоро бал, прощальный вечер...
Уж вальсирует листва.
Хризантемы дивным мехом
Красят осени наряд.
Ветер балу не помеха -
Громче музыка в сто крат!
Распустила осень косы,
Ветер треплет шёлк волос.
Чаще иней, реже - росы,
Слаще запах поздних роз.
Осень в танце тихо плачет,
Губы в шёпоте дрожат.
В лужах взгляд печальный прячет.
Птицы жалобно кружат.
Протянув листок, как руку,
Машет грустное "Прощай"...
Осень, чувствуя разлуку,
Шепчет слёзно: "Вспоминай..."
(Н. Самоний)
Обычно осень, когда природа увядает, вызывает чувство тоски и печали. Но когда мы видим, что лес оделся в яркие золотые цвета, то красота осенней природы вызывает радостное чувство, прекрасное настроение. Осень - одно из красивейших времён года. Сегодня мы проведем викторину, где вы покажите свои знания об осени, смекалку и сообразительность. Давайте разделимся на 2 команды по 5 – 6 человек. Предлагаю каждой команде выбрать себе название. Пусть это будут «Грибочки» и «Ягодки». А начнём мы с разминки.
1 конкурс: Разминка «Доскажи словечко».
Ребята отвечают хором.
У избы помоет крышу,
Отведет в берлогу Мишу,
Труд крестьянский завершит,
А потом листвой шуршит.
Мы её тихонько спросим:
- Кто ты? – И услышим? …(осень)
Солнце греет слишком мало,
Время золота настало.
Листья жёлтые летят-
Скоро голый будет сад.
Птицы в стаи собрались,
Звери в спячку улеглись.
У кого друзья не спросим-
К нам пришла ребята…(осень)
Много ягоды в лукошках,
Тут и клюква, и морошка.
Вот чернеет ежевика,
Рядом - красная... (брусника)
На опушке, у дорожки
Он растет на белой ножке.
Красным цветом красит бор
Ядовитый... (мухомор)
Молодцы, ребята! Все справились с заданием. Я думаю, каждой команде можно присудить по 2 балла.
2 конкурс: «Разгадай кроссворд».
Каждой команде даётся кроссворд, где необходимо отгадать по 7 слов. Объяснить детям, как вписывать слова в горизонтальном и вертикальном направлении. Время для задания - 7 мин. За каждое отгаданное слово команда получит 1 балл.
1 команда «Грибочки»
Существительные:
осень,туча,дождь,лужа,погода,непогода,листопад, сырость,зонт,сентябрь,октябрь,
ноябрь,листья,деревья, берёза,дуб,осина,рябина,ясень,липа,тополь,клён, лиственница,
ольха, ива, каштан, орешник, ель, сосна.
Глаголы:
наступать,желтеть,краснеть,опадать,дуть,лить,вянуть, моросить,срывать(листья),
пожухнуть,расписать,хмуриться
(небо), облетать, накрапывать.
Прилагательные:
жёлтый,красный,оранжевый,разноцветный,дождливая (погода,осень),сухой,холодный,
мокрый,хмурый,осенний,
унылый,пасмурный,золотая(осень),серые(дни),проливной, моросящий.
Наречия:
мокро, сыро, холодно, серо, ненастно, хмуро, пасмурно.
Пальчиковая гимнастика
Разбросалаосеньлистья,
Разукрасила их кистью.
Мы в осенний парк пойдём,
В букеты листья соберём.
Лист кленовый,лист с осинки,
Лист дубовый,лист рябинки,
Рыжий тополиный лист
На дорожку спрыгнул вниз.
И. Михеева
(Делаютволнообразные движенияладонями.)
(Делаютплавныевзмахи ладонями вверх-вниз.)
(«Шагают» пальцами обеих рук.)
(Скрещиваютладонис растопыриванием пальцев.)
(Поочерёднозагибают пальцы,начинаяс большого,
наобеихруках
одновременнонакаждый
лист.)
(Звонкохлопаютв ладони.)
Пальчиковая гимнастика
Координацияречисдвижением « Леса- чудеса»
Цели:учить координировать речь с движением,развивать мелкую моторику, творческое воображение,
Закреплять в речи названия деревьев.
В леса-чудеса
Мы поедем,
Там встретимся
С умным медведем.
Рассядемся
Я, и ты, и медведь
И будем песню
Лесную петь:
Про ель, про берёзу,
Про дуб, про сосну,
Про солнце и звёзды
И про луну.
Про дуб, про сосну,
Про берёзу и ель,
Про солнце и дождик
И про метель.
Г.Сати
(Идут по кругу, держась за
руки.)
(Усаживаются на колени
на ковёр.)
(Ритмично соединяют
дый палец с большим
пальцем
на правой руке.)
(То же на левой руке.)
Диалог
Цели: развивать общие речевые навыки, работать над чёткостью дикции, интонационной
выразительностью речи.
Солнце, солнце, Ты откуда?
Я из тучки золотой.
Дождик, дождик, Ты откуда?
Я из тучи грозовой.
Ветер, ветер,
Ты откуда?
Я из дальней стороны.
Из пособия Г.
Быстровой, Э.
Сизовой, Т. Шуйской
Закличка
Цели: развивать общие речевые навыки, интонационную выразительность речи, силу голоса.
ОСЕННЯЯ
Осень, осень,
В гости просим.
Погости недель восемь:
С обильными хлебами,
С первыми снегами,
С листопадом и дождём,
С перелётным журавлём.
Игра «Какие листья спрятались на картинке?»
Цели: развиватьзрительноевнимание,учитьузнавать изображения, наложенные друг на друга, развивать
грамматический
стройречи(образованиеотносительныхприлагательныхот существительных).
Игра « Четвёртыйлишний»
Цели: учитьотличатьпризнакиосениотпризнаковдругих времёнгода,развиватьсвязнуюречь(употребление
сложноподчинённыхпредложений),развиватьзрительное внимание.
Ходигры. Воспитательпомещаетнанаборноеполотно четырекартинки,натрёхиз
которых изображено одновремя года,а на четвёртой -другое.Дети рассматривают картинки и составляют предложения.
Например:
Здесьлишняявтораякартинка,потомучтонаней нарисованолето,анаостальныхкартинках
изображена осень. И т. п.
Игра «Три листа»
Цели: развивать зрительно-пространственные представления, формироватьграмматическийстройречи(образование
относительных прилагательных,согласование существительных с предлогом).
Ход игры. Воспитатель раскладывает перед детьми картинки сизображениемтрёхразныхлистьев.
Ребёнокдолжених назвать и сказать, как они лежат.
Например:
Дубовый лист - между кленовым и берёзовым.
Или: Кленовый лист - справа от рябинового и слева от дубового и т. д.
За правильный ответ ребёнок получает фишку. В конце игры подсчитывается, кто набрал фишек больше.
Повторение названий осенних месяцев
Цели: закрепитьвречиназванияосеннихмесяцев,учить связному монологическому высказыванию.
Воспитательпредлагаетдетямпрослушатьстихотворение «Двенадцатьмесяцев».
Проводитбеседупостихотворению,
разучивает его с детьми.
На тёплый юг летит журавль,
Позолотил листву сентябрь,
Сорвал листву с ветвей октябрь,
Укрыл листву снежком ноябрь.
Вопросы и задания:
Что происходит с листвой в сентябре (в октябре, в ноябре)?
Назовите первый (второй, третий) осенний месяц.
Перечислите осенние месяцы по порядку.
Игра «Какое слово не подходит?»
Цели: развиватьречевойслух,слуховуюпамять, грамматическийстройречи(умениеподбиратьоднокоренные
слова).
Ход игры. Воспитатель предлагает детям прослушать ряд слов и повторить его по памяти.
После этого дети должны назвать,
какое слово лишнее и почему.
Например:
осень, осенний, сено;
листья, лиса, листопад, лиственный;
ветер, ветреный, веретено.
Затем детям предлагается самим подобрать однокоренные слова к данным.
Игра «Поймай и раздели»
Цели: совершенствовать навык слогового анализа слов. Деление на слоги слов - названий деревьев.
Ходигры. Детивстаютвкруг,воспитательбросаетмяч одномуиздетей,произнося
название дерева.Ребёнокловит мячи,бросаяеговоспитателю,произноситэтожеслово
по слогам и называет количество слогов в слове.
Слова: и-ва, то-поль, я-сень, сос-на, ель, клён, дуб, о-си-на, ря-би-на, бе-рё-за.
Игра «Назови первый звук»
Цели: развиватьфонематическийслух,учитьопределять первый звук в слове.
Ход игры. Воспитатель предлагает детям назвать первый звук в словах. За каждый правильный ответ
выдаётся фишка. В конце игры подводится итог.
Слова: осень,погода,дождь,ива, тополь,сосна,дуб,клён, туча, облако, гроза, солнце, ноябрь.
Игра «Сколько звуков?»
Цели: развиватьфонематическийслух,совершенствовать навыкизвуковогоанализаисинтеза,
учитьопределять количество и последовательность звуков в слове.
Ходигры. Воспитательпредлагаетдетямсосчитать количество звуков в слове. Затем задаёт вопросы:
Назвать первый, второй, третий и т. д. звуки;
Назвать звук перед или после заданного;
Назвать звук между заданными.
Слова: ива, дуб, липа, лист, туча, тополь, погода, гроза, гром.
Игра «О чём плачет тучка?»
Цели: развиватьзрительноевнимание,совершенствовать навыки звукового анализа и синтеза, чтения, профилактика дисграфии.
Ходигры. Воспитательпомещаетнафланелеграфе изображения тучки и капелек,
на которых написаны буквы. Дети составляют слово из заданных букв.
Например: дуб.
Материалы для чтенияизаучиваниянаизусть
* * *
Осень на опушке краски разводила,
По листве тихонько кистью проводила.
Пожелтел орешник, и зарделись клёны,
В пурпуре осинки, - только дуб зелёный.
Утешает осень: «Не жалейте лета.
Посмотрите - роща золотом одета».
ЗОЛОТАЯ ОСЕНЬ
Наша осень правда золотая,
Как её иначе назову?
Листья, помаленьку облетая,
Устилают золотом траву.
Солнышко то спрячется за тучей,
То раскинет жёлтые лучи.
И сидит поджаристый, пахучий,
С золотистой коркой хлеб в печи.
Яблоки, скуластые, крутые,
То и дело шлёпаются вниз,
И зерна потоки золотые
Из колхоза морем разлились.
Е. Благинина
КЛЁН
Листву рассыпает метель золотая,
Я в парке сижу и о чём-то мечтаю.
Над лавочкой старой лист клёна кружится
И медленно мне на ладошку ложится.
Такой разноцветный, нарядный, весёлый -
Чудесно, что клёны растут возле школы!
Осенние клёны - цветов хороводы,
И жёлтый, и красный среди непогоды.
Найду я зелёного капельку цвета
Как отблеск последний ушедшего лета.
С. Васильева
Загадки
Цели: развиватьслуховоевнимание,учитьсвязному монологическомувысказыванию
(толкованиезагадки).
Ходигры . Воспитатель загадывает загадку, дети отгадывают.
Один из ребят объясняет её смысл. Остальные дополняют.
Листья падают с осин,
Мчится в небе острый клин.
(Осень)
Рыжий Егорка
Упал на озерко,
Сам не утонул
И воды не всколыхнул.
(Осенний лист)
Опустел колхозный сад,
Паутинки вдаль летят,
И на южный край земли
Потянулись журавли.
Распахнулись двери школ.
Что за месяц к нам пришел?
(Сентябрь)
Все мрачней лицо природы:
Почернели огороды,
Оголяются леса,
Мишка в спячку завалился.
Что за месяц к нам явился?
(Октябрь)
Он идет, а мы бежим,
Он догонит все равно!
В дом укрыться мы спешим,
Будет к нам стучать в окно,
И по крыше тук да тук!
Нет, не впустим, милый друг!
(Дождь)
Тучи нагоняет,
Воет, задувает.
По свету рыщет,
Поет да свищет.
(Ветер)
Тексты для пересказа
* * *
Лето кончилось.Всё чаще дул сильный осенний ветер. Старая липадрожала под его порывами.
Издупла липы
Пришла осень.Всё перелётное населениеулетело на юг. Остался кукушонок один. Ночью поднялась буря.
Дождь
хлестал в дупло. Утром луч солнца проскользнул в дупло и согрел кукушонка.
По В. Бианки
Вопросы:
Какое время года наступило после лета?
Какиеприметыосениописываютсяврассказе?
Почему кукушонок остался один?
Как жилось кукушонку в дупле?
ОСЕНЬ
Пришёлсентябрь.Послезнойноголета,после августовских тёплых дней наступила золотая осень.
По опушкам лесов ещё растут подосиновики,сыроежки и душистые рыжики. На старых больших пнях
жмутся друг к
дружке тонконогие опёнки...
В эти осенние дни многие птицы готовятся к отлёту. Уже улетелиласточки,быстрокрылыестрижи...
Вшумные стайки собираются скворцы, улетают на юг певчие птицы...
По И. Соколову-Микитову
Вопросы:
О каком времени года говорится в рассказе?
Какие грибы можно встретить в осеннем лесу?
Какие птицы улетели первыми?
Какие ещё птицы готовятся к отлёту?
Текст для пересказа
ЛИСТОПАД
Вот изгустых ёлок вышел под берёзу заяц и остановился, увидев большую поляну. Не посмел прямо идти
на ту сторону и пошёл кругом поляны, от берёзки к берёзке.
Вот он остановился, прислушался... Кажется зайцу, будто кто-то сзади крадётся. А на самом деле
это листья с деревьев падают, шелестят. Можно,конечно,набратьсязайцухрабростиине
оглядываться.Номожетслучитьсятак:неподдастсязаяц обману падающих листьев,
а в это время кто-то воспользуется их шелестом и схватит его в зубы.
По М. Пришвину
Вопросы:
О каком времени года рассказ?
Кто вышел из густых ёлок?
Почему заяц прислушался?
Правильно ли заяц осторожничает?
Внесите разнообразие в Ваши осенние утренники, развлечения, досуги и прочие мероприятия с детьми. Используйте при подготовке к ним интересный опыт педагогов, изложенный в полезных публикациях этого раздела. Из них можно почерпнуть великое множество идей и готовых решений по организации спортивных и интеллектуальных состязаний на осеннюю тему, развивающих игр и забав-приключений для дошкольников. Некоторые педагоги пошли по пути проведения викторин об осени, созданных в формате популярных телешоу «Что? Где? Когда?», «КВН» и других. И этот расчёт вполне оправдал себя, как оправдывал и ранее.
Полистайте эти страницы, выберите то, что Вам более по вкусу! Обратите также внимание на полезные советы, как изготовить дидактические материалы и наглядные пособия об осени своими руками.
Показаны публикации 1-10
из 284
.
Все разделы
| Осень. Игры, викторины, дидактические пособия на осеннюю тему
Лэпбук «В гостях у осени » для детей средней группы Цель : систематизация и закрепление знаний детей о приметах осени , характерных изменениях в природе. Задачи : расширять знания детей об осени , её признаках и явлениях; формировать умение у детей...
Домашнее задание по теме «Осень»
Калаева Наталья Владимировна
1. Раскрасить картинку (помогает взрослый).
2. Рассмотрите с ребенком картинку и ответьте на вопросы:
Как греет солнце осенью? (Осенью солнце греет слабо.)
Какие листочки на деревьях? (На деревьях висят желтые и красные листочки.)
Когда листочки бывают желтыми и красными? (Листочки бывают желтыми и красными осенью.)
Что идет? (Идет дождь.)
Что на небе? (На небе тучи.)
Что на земле? (На земле лужи, грязь.)
Какое это время года? (Спрашивает взрослый и показывает на картину.) (Это осень.)
3. Мимическое упражнение
Изобразить Раннюю Осень - У Ранней Осени легкая поступь, веселое лицо. Она радостная, щедрая, добрая, красивая.
Изобразить Позднюю Осень - Поздняя Осень грустная, печальная.
Изобразить плачущую Осень.
4. Дыхательное упражнение «Осенний ветер».
Дайте детям листочки и предложите сдуть их с ладошки, не поднимая плеч и не надувая щек.
Дует, дует ветер.
Дует, задувает.
Желтые листочки
С дерева срывает.
5. Артикуляционная гимнастика
По лесным тропинкам,
Ходит – бродит осень. (улыбка)
Сколько свежих шишек
У зелёных сосен. (иголочка- высунуть острый язык изо рта)
И листок с берёзы
Золотистой пчёлкой. (блинчик)
Вьётся и летает
Над зелёной ёлкой. (движения языка из стороны в сторону)
6.Пальчикавая гимнастика «Осень»
Если на деревьях листья пожелтели,
Если в край далекий птицы улетели,
Если небо хмурится, если дождик льется,
Это время года осенью зовется.
Сжимают и разжимают пальцы
Машут кистями рук
Закрывают ладонями глаза,
открывают
и поднимают руки вверх, опускают вниз
7.Речевая игра «Сосчитай»
Сколько туч? (Одна туча, две тучи, много туч)
Сколько луж? (Одна лужа, две лужи, много луж.)
Сколько птичек? (Одна птичка, две птички, много птичек.)
Закрыть все тучи, лужи и спросить:
Сколько туч, луж,? (Ни одной. И т.д.)
8. Составление рассказа «Осень»
Например: Солнце греет слабо. Часто идет дождь. На земле лужи и грязь. Листья желтеют и опадают. Люди надевают теплую одежду. Это осень.
9.Предлоги «НА», «С» А).Составь предложение по схеме и скажи, куда упал листочек.Листочек упал на траву (на дорожку, на машину,).
В). Составь предложение по схеме и скажи, откуда Петя (Катя) взял(а) листочек?
Петя (Катя) взял(а) листочек с травы (с дорожки, с машины).
10. Игра «Четвертый лишний» Раскрасить (взрослый) 1-й, 2-й, 4-й листочек красным карандашом, 3-й листочек -желтым карандашом.
Какой листочек не такой, как остальные? Зачеркни его.