Диагностика мелкой моторики детей 6 7 лет. Методы диагностики изучения моторики детей раннего, дошкольного возраста

22.10.2019 Новости

Развиваем моторику

Крупная моторика - показатель развития ко­ординации движения ребенка, т. е. движения рук, ног, всего тела.

Ребенок должен уметь:

    прямо и твердо ходить, бегать, прыгать;

    точно ловить и кидать мяч;

    на протяжении некоторого времени носить не очень легкие вещи, большие предметы;

    застегивать пуговицы, завязывать шнурки и т. п.

Когда мышцы человека взаимодействуют слажен­но и эффективно, мы говорим, что у ребенка хорошая координация движения. Люди с хорошей координа­цией, как правило, выполняют движения легко и без видимых усилий.

Мелкая моторика - показатель развития кис­ти ребенка. Умение владеть ножницами, иголкой, карандашом, кисточкой, воспроизводить точные движения кистью и пальцами руки имеет боль­шое значение для овладения письмом.

Ребенок должен уметь:

    проводить прямые, а не дрожащие линии;

    «видеть строку» и писать в ней;

    видеть клеточки и точно вести по ним рисунок;

    проводить по линии, отрывая карандаш не бо­лее трех раз, без многократного наведения по одному и тому же месту, без сильного нажима на бумагу.

Развитие зрительно-моторных координации по­зволяет детям 6 лет координировать свои движения. Дети могут срисовывать простые геометрические фигуры, предметы, пересекающие линии, буквы, циф­ры с соблюдением размеров, пропорций, соотноше­ние штрихов.

Развитие слухо-моторных координации позволяет различать и воспроизводить несложный ритмический рисунок, выполнять под музыку ритмичные движе­ния и т. п.

В то же время для детей дошкольного возраста ха­рактерно слабое развитие моторики мелких мышц руки.

Тест на выявление уровня выносливости и быстроту мышц кисти рук

«Теппинг-тест»

Особенности нервной системы ребенка можно оп­ределить с помощью простого теста.

Задание: сейчас тебе надо будет ставить точки в каждом квадратике. По моей команде ты будешь пе­реходить в следующий квадрат. Постарайся поставить как можно больше точек в каждом квадрате.

Верхний ряд квадратиков заполняется правой ру­кой, нижний - левой, начиная с четвертого квадрати­ка, затем пятый и шестой. Перед началом тестирова­ния объясните ребенку, в какой последовательности и какой рукой ему предстоит работать.

На работу в каждом квадратике отводится 5 се­кунд. Затем ребенок переходит к следующему, и так до шестого.

Результат

Подсчитайте среднее количество точек в каждом квадрате. (Сложите точки во всех квадратах и разде­лите на шесть.)

    1-16 точек - ребенок медлительный, все зада­ния он будет выполнять в медленном темпе. То­ропить его нет смысла. Лучше поработать над ав­томатизмом движений, за счет этого может уве­личиться скорость работы.

    16-20 точек - ребенок способен работать в нор­мальном, среднем, темпе. На уроке он, скорее все­го, будет успевать выполнять заданный объем ра­боты.

    20 и более точек - скоростной малыш, у которо­го все просто «горит в руках». Есть смысл обра­тить внимание на качество работы.

По количеству точек в каждом квадрате можно определить выносливость ребенка. Если в первых квадратах точек больше, а к последним их число уменьшается (анализ проводится для каждой руки по отдельности), то можно говорить о быстрой утомляе­мости ребенка.

Упражнения на развитие крупной моторики

Полезный совет

Понаблюдайте за тем, как двигается ваш ребе­нок.

    Попросите его принести какой-нибудь предмет из другой комнаты, из шкафа. Если ваш ребе­нок спотыкается, падает, шаркает, задевает но­гой за ногу, делает много лишних движений - координация движения у него низкая.

    Поиграйте с ребенком в мяч. Посмотрите, как он бросает или ловит мяч. Если у малыша это плохо получается - еще один признак низкой координации движения.

Упражнение 1. «Летняя рыбалка»

Для выполнения упражнения понадобится палоч­ка длиной 30-50 см, веревочка длиной 30-40 см и маленький грузик. Заранее сделайте из всего этого удочку. Кроме того, приготовьте бутылку, пластико­вую или стеклянную. Стеклянная бутылка более ус­тойчива. Пластиковую бутылку надо закрепить или что-нибудь в нее насыпать для устойчивости. Малень­кий грузик должен свободно проходить в горлышко бутылки.

Ребенок, удерживая в руке удочку за свободный ко­нец, должен постараться опустить грузик в горлышко бутылки.

Чем длиннее палочка и веревка, тем труднее вы­полнить задание.

    Если ребенок долго не может загнать грузик в горлышко бутылки, можно намотать веревочку на палочку, тем самым укоротив ее, и этим об­легчить процесс.

Упражнение 2. «Зимняя рыбалка»

Для выполнения упражнения понадобятся веревоч­ка длиной 30-40 см, бутылка, маленький грузик, сво­бодно входящий в горлышко бутылки, и простая бе­льевая прищепка. К веревочке с одного конца привя­зывается прищепка, с другого - грузик. Прищепкой вся конструкция прикрепляется к одежде ребенка сзади, так что получается что-то вроде хвоста.

Задание - опустить грузик в бутылку при помо­щи наклонов во все стороны и приседания. Помощь рук не разрешается.

    Упражнение сложное, для его облегчения можно заменить бутылку банкой.

Упражнение 3. «Баскетбол»

Для выполнения упражнения понадобится сред­них размеров мячик, не больше футбольного, и обык­новенное ведро. Мячик должен быть накачан не туго, в этом случае он не очень сильно отскакивает. Ребе­нок должен забросить мяч в ведро так, чтобы мяч остался в ведре и не выскочил наружу. Расстояние до ведра не должно быть большим. Занятие получа­ется намного интересней, когда попаданий больше, чем промахов.

    Расстояние броска постепенно увеличивать (при­мерно на полметра).

Упражнение 4. «Лабиринт»

Для выполнения задания нужна длинная (20-25 м) веревка.

Веревка, изображая лабиринт, раскладывается на полу (земле). Ребенок должен пройти по веревке из конца в конец.

    Устроить с ребенком соревнование: по очереди пройдите по веревке. Тот, кто ступит мимо ее, движение прекращает. Потом оцените в очках рас­стояние, которое каждому участнику удалось пройти по веревке.

Упражнение 5. «Через лабиринт с водой»

Для выполнения упражнения надо подготовить не­большую миску и штук 10 пустых пластиковых бу­тылок (можно использовать обычные кегли). Пластиковые бутылки расставляются на полу (земле), об­разуя трассу.

Ребенок должен пройти трассу, держа в руках мис­ку, до краев наполненную водой.

Полезный совет

Проведите вместе с ребенком занимательную разминку: пусть он левой рукой дотронется до правого уха, правой рукой - до кончика носа. Затем быстро поменяет положение рук: правая рука - левое ухо, левая рука - нос. (Повто­рить 5 раз.)

Большое значение для развития координации движения имеют упражнения с малым мячом и ска­калкой. Они вырабатывают и тренируют такие нуж­ные всем качества, как быстрые, легкие и эластич­ные движения, выносливость и внимание, чувство ритма.

Ребенок должен уметь метать предметы правой и левой рукой на расстояние 5-12 метров.

Упражнение с малым мячом

Прежде чем выполнять упражнения с мячом, по­кажите ребенку, как ловить мяч.

Запомните: при ловле мяча ладони рук должны быть сложены чашечкой.

    Подбросить мяч и поймать двумя руками.

    Подбросить мяч вверх, дать ему отскочить от зем­ли и после отскока поймать двумя руками.

    Подбросить мяч вверх и, пока он летит, хлопнуть в ладоши 1-2-3 раза и больше, потом поймать его.

    Подбросить мяч вверх и ловить, стоя на одном или двух коленях.

    Подбросить мяч, дать ему отскочить от земли, под­бить ударом ладони и поймать двумя руками.

    Подбросить мяч, повернуться кругом и поймать

    Подбросить мяч вверх и ловить одной рукой: пра­вой, левой, поочередно.

    Подбросить мяч правой рукой, поймать левой (и наоборот).

    Отбивать мяч от земли ладонью, стоя на месте, подвигаясь вперед и назад, меняя руки.

    Бросить мяч в стену и поймать отскочивший мяч двумя руками, одной рукой.

    Бросить мяч в стену. Дать ему упасть на землю и с подскока поймать двумя руками.

    Стоя близко от стены, бросить мяч в стену, отбить его ладонями обеих рук и поймать.

Упражнения со скакалкой

Прежде чем выполнять упражнения, необходимо правильно выбрать скакалку. Короткая скакалка дол­жна соответствовать росту ребенка.

Определить ее длину можно следующим образом:

    встать на середину скакалки, расставить ноги на ширину плеч, натянуть скакалку вдоль тела. Кон­цы ее должны доходить до пояса.

Начинайте с самого простого: взмахнуть скакал­кой сзади наперед и перешагнуть ее - вначале мед­ленно, а потом все быстрее и быстрее.

Запомните: прыжки должны быть мягкими, пру­жинистыми и выполняться на носках.

    Делать прыжки одновременно обеими ногами.

    Прыгать со скрещенными ногами.

    Прыгать с ногами, расставленными врозь.

    Прыгать с ногами, расставленными одна впереди, другая - позади.

    Прыгать в полуприседе.

    Прыгать на одной ноге.

    Прыгать попеременно: 1 раз - на правой ноге, 1 раз - на левой ноге.

    Прыгать на одной ноге, держать другую вытяну­той вперед, назад или в сторону.

    Бегать со скакалкой, одновременно вращать и пры­гать через нее.

Полезный совет

Для развития координации движений ребен­ка полезны также лазание по лестнице, плава­ние, различные подвижные игры.

Знайте, к обучению в школе ребенок должен уметь:

    прыгать на мягкое покрытие высотой до 40 см;

    спрыгивать с высоты 40 см;

    прыгать в длину с места на расстояние не менее 100 см, с разбега - 180 см, в высоту с разбега - не менее 50 см;

    плавать 15 м.

Упражнения на развитие мелкой моторики

Из-за плохой подвижности пальцев, недостаточной координации у детей, как правило, плохой почерк. Чтобы этого избежать, следует укрепить мышцы паль­цев рук, выполняя определенные упражнения. Уче­ные установили, что четырехмесячные дети, с которы­ми выполняются подобные упражнения, начинают го­ворить раньше и чище своих сверстников. Упражне­ния сопровождаются проговариванием скороговорок, что усиливает воздействие на речевые зоны мозга.

Гимнастика для пальцев рук (по Н. П. Бутовой)

    Поставить руки на парту, вращать кисти рук в разных направлениях.

    Сложить ладони и разводить пальцы рук.

    Сомкнуть пальцы рук, вращать большие пальцы один вокруг другого.

    Выпрямить ладони, указательным пальцем од­ной руки надавливать на первую фалангу паль­цев другой руки, поднимая и опуская их.

    С силой сжимать по очереди пальцы левой и пра­вой руки.

    По очереди вращать в разные стороны пальцы рук.

    Медленное и плавное сжимание вытянутых паль­цев рук в кулак; темп упражнения постепенно увеличивается до максимального, потом вновь снижается.

    Постукивание согнутыми пальцами рук по парте, вначале совместное, а в дальнейшем - каждым пальцем в отдельности.

    Быстрое поочередное загибание пальцев одной руки указательным пальцем другой руки.

    Вытянуть руки, слегка потрясти кистями, размять кисть одной руки пальцами другой руки.

Тест на определение ведущей руки ребенка

Тест содержит игровые задания, подобранные с уче­том способов манипулирования, свойственных детям дошкольного и младшего школьного возраста.

При выполнении тестирования взрослый должен сесть напротив ребенка (лучше за столом), но не сбо­ку. Обстановка должна быть спокойной, не следует фиксировать внимание ребенка на том, что вы опре­деляете «рукость». Все приспособления, пособия, предметы следует класть перед ребенком строго на середину стола, на равном расстоянии от правой и левой руки.

Задание 1. Открывание небольшой коробочки со счетными палочками

Ребенку предлагается несколько коробочек (мож­но покрасить их в разные цвета или оклеить цветной бумагой).

Задание: «Найди спичку в одной из коробочек».

Результат

Задание 2. Игра в мяч

Нужен небольшой (можно теннисный) мяч, кото­рый можно бросать и ловить одной рукой. Мяч кла­дется на стол прямо перед ребенком, и вы просите его как можно точнее несколько раз бросить мяч в ка­кую-то заранее намеченную цель.

Результат

Ведущая та рука, которой ребенок бросал мяч.

Задание 3. Вырезание ножницами по контуру рисунка на любой открытке

Ребенку предлагается вырезать по контуру любой предмет, например, цветок, машину, человека, живот­ное и т. д.

Результат

Ведущая рука та, которой ребенок держит ножницы.

Но бывает и так, что ребенок плохо владеет ножни­цами: он просто держит их и более активно работает (поворачивает открытку) другой рукой. В этом случае попробуйте попросить его взять ножницы в дру­гую руку и оцените, какой рукой задание выполняет­ся лучше.

Задание 4. Вращательные движения при откры­вании или закрывании крышек на пузырьках

Предложите ребенку 2-3 пузырька с завинчиваю­щимися крышками (лучше от мазей, лекарств с ши­рокой крышкой).

Результат

Ведущая рука та, которая совершает активное дви­жение (крутит крышку или пузырек).

Задание 5. Строительство из кубиков

Попросите ребенка построить из кубиков дом, кре­пость и т. п.

Результат

В этом задании оценить ведущую руку труднее, так как этот вид работы дети выполняют обычно двумя руками. Поэтому не торопите ребенка и понаблюдай­те, какой рукой он чаще берет, укладывает, поправля­ет кубики (или работает с конструктором).

Задание 6. Рисование

Предложите ребенку нарисовать что-нибудь (дом, дерево, человека), а потом попросите нарисовать то же самое другой рукой.

Результат

Полезный совет

    При проведении тестирования следует помнить, что каждое новое задание предлагать ребенку в игровой форме.

    Если вы заметили, что ребенок устал, дайте ему отдохнуть, встать, размяться.

    Главное - при выполнении задания не фикси­руйте его внимание на том, какой рукой он это делает. Не предупреждайте заранее: «Сейчас мы проверим, какой рукой ты лучше...»

Для того, чтобы иметь объективные результаты вы­полнения каждого задания, мы предлагаем подгото­вить протокол, тогда не нужно будет их «держать в уме» или вспоминать.

Тест

Правая рука

Левая рука

Обе руки

Несколько слов, о том...

Как держать ручку

Прежде всего рекомендуется изменить традицион­ный способ взятия ручки пальцами, при котором ука­зательный палец сгибается под прямым углом и упирается в ручку. Так учили держать ручку наших де­душек и бабушек, когда использовали стальные пе­рья, которые требовали нажима при письме.

Теперь в школах используют шариковые авторуч­ки, которые пишут лучше при отсутствии нажима. Поэтому детям рекомендуется:

Положить кончик ручки на середину первой фа­ланги среднего пальца, прижать большим пальцем.

После этого ручка легко прижимается полусог­нутым указательным пальцем. Причем палец касается ручки только левой стороной первой фаланги, что не дает возможности использовать его для нажима на ручку.

Упражнение 1. «Езда по дорожке»

При выполнении этого упражнения развивается точность движения. Это первый шаг в подготовке дет­ской руки к овладению письмом.

Вы рисуете дорожки разной формы, в одном конце каждой машину, а в другом - дом.

Потом говорите ребенку:

- Ты водитель, и тебе надо провести свою машину к дому. Дорога, по которой ты поедешь, не простая. Поэтому будь внимательным и осторожным.

Ребенок должен карандашом, не отрывая руки, «про­ехать» по изгибам ваших дорожек.

Начинать с относительно простых, «некрутых» дорожек.

Напоминайте ребенку, что нельзя отрывать ка­рандаш от бумаги и вылезать за пределы дорож­ки. В дальнейшем можно сужать дорожки или менять ритм их изгибов, например, так:

Полезный совет

Поиграйте с ребенком в игру «Цапки».

Водящий вытягивает вперед руку ладонью вниз. Ребенок ставит под ладонь свой указатель­ный палец. Водящий говорит:

- На горе стояли зайцы и кричали: «Прячь­те пальцы!» Цап!

При последнем слове малыш должен быстро

убрать пальцы.

Упражнение 2. «Где спрятались цифры?»

Задание ребенку:

- Пройди по дорожкам и найди цифры, которые там «спрятались» (см. илл. № 24).

Упражнение 3. «Штриховка»

Один из видов письма - штриховка. Научите ре­бенка штриховать картинки различными способами.

Основная штриховка Дополнительная штриховка

Сложные виды штриховок

Штриховка развивает умение дошкольника про­водить прямые, наклонные и волнистые линии, вы­полнять безотрывное соединение крючков, петелек, овалов.

    Обучая ребенка штриховке, старайтесь обязатель­но показать, как надо выполнять задание.

    Для штриховки используйте различные трафа­реты.

    Лучше всего штриховку выполнять в альбоме про­стым (цветным) хорошо заточенным карандашом.

    В одной фигуре использовать различные виды штриховки.

    Выучить с ребенком правила штриховки.

Три «нельзя»:

- нельзя выходить за «границу» (за контуры фи­гуры);

- нельзя рисовать кривые линии (они должны быть не только ровными, но и параллельными);

- нельзя сближать штрихи друг с другом (расстоя­ние между линиями - 0 ,5 см).

Полезный совет

Шестилетний ребенок не может писать непре­рывно более трех минут, он устает, появляются ошибки, поэтому через 2-3 минуты нужно сде­лать перерыв - провести пальчиковую гимнас­тику (физминутку).

Пальчиковая гимнастика (примерные рифмованные упражнения)

Наши пальчики сплетем

И соединим ладошки.

А потом, как только можем,

Крепко-накрепко сожмем.

Сплести пальцы, соединить ладони, сжать как мож­но сильнее. Потом опустить руки и слегка ими по­трясти.

Пальчик вышел погулять,

Ключ забыл с собою взять.

Что он делает теперь?

Просто он стучится в дверь.

Растопырить пальцы, а затем одновременно сги­бать каждые пальцы на обеих руках, касаясь подушечками соответствующей ладони.

По дороге белой, гладкой

Скачут пальцы, как лошадки, цок-цок, цок-цок -

Скачет резвый табунок.

Имитировать игру на пианино.

Без пальто гулял глупышка,

И замерз он, как ледышка.

Чтобы пальчик отогреть,

Будем мы его тереть.

Растирать мизинец левой руки указательным и средним пальцами правой, затем то же самое делать с мизинцем правой руки.

Как-то раз по речке Нил

Плыл огромный крокодил,

Рядом вынырнул другой,

Закричал ему: «Постой!»

На каждой руке соединить попарно указательный и средний пальцы, мизинец и безымянный пальцы.

Пальцы делают зарядку,

Чтобы меньше уставать.

А потом они в тетрадки

Будут буковки писать.

Вытянуть руки вперед, сжать пальцы в кулачки, а затем их разжать. Повторить несколько раз.

Идет по парте человек,

Переставляет ножки.

А если ножки смотрят вверх,

То получились рожки.

Сжать кулачки, потом разогнуть указательный и средний пальцы на обеих руках. Выполнить движе­ние соответственно словам.

Что такое? Что мы слышим?

Это дождь идет по крыше.

А теперь пошел быстрей

И по крыше бьет сильней.

Стучать по краю стола подушечкой правой руки, а затем левой попеременно.

Руки вытянем вперед,

А потом свои ладошки

Развернем наоборот

И похлопаем немножко.

Выполнить движение соответственно словам. Хло­пать тыльными сторонами ладоней.

«Я сильней наверняка!» -

Молвит правая рука.

«Почему же! Вот и нет!» -

Спорит левая в ответ.

Сцепить руки «в замок» и потянуть в разные сто­роны, меняя руки местами.

Две веселые лягушки

Ни минутки не сидят -

Ловко прыгают подружки,

Только брызги вверх летят.

Сжать пальцы в кулачки и положить их на парту пальцами вниз. Резко распрямить пальцы и положить ладони на парту. Затем опять резко сжать пальцы в кулачки и положить их на парту пальцами вниз.

Чтобы нам огонь добыть

Трем ладонью о ладонь.

Вдруг ладошка заискрится -

И бумажка загорится.

Выполнить движение соответственно словам.

Упражнение 4. «Элементы букв»

Многие родители пытаются научить детей писать буквы и цифры, таких детей зачастую в школе прихо­дится переучивать. Если вы уже начали работу в тет­радях, то вполне достаточно познакомить только с эле­ментами букв (см. илл. №№ 25, 26, 27).

Упражнение 5. «Письмо по образцу»

Предложите переписать ребенку любую фразу, на­писанную вами каллиграфическим почерком пропис­ными буквами.

Самостоятельное письмо слов, предложений дается ребенку не для того, чтобы он научился красиво писать. И если самостоятельно написанное ребенком сло­во выглядит несколько кривым, но последовательность букв правильная - цель упражнения достигнута.

Упражнение 6. «Равновесие на пальце»

Для выполнения упражнения нужна аккуратная палочка длиной 30-40 см (короткую палочку удер­жать в равновесии труднее, чем длинную). Ребенок должен постараться (как можно дольше) удержать на вытянутом пальце вертикально стоящую палочку.

Пока ребенок держит палочку, засекать время по электронным часам, но лучше по стрелочному секундомеру (детям это больше нравится).

Упражнение 7. «Кубики на ладони»

Для выполнения упражнения нужны обычные дет­ские кубики, лучше пластмассовые.

Кубики выкладываются на стол так, чтобы их было удобно брать, почти не глядя. Ребенок должен поста­раться построить на ладони столбик из кубиков. На одной руке этот столбик стоит, другая рука его дост­раивает, пока все не рассыпается.

    Прежде чем строить столбик, на ладошку поло­жить блокнот, книжку или маленькую дощеч­ку, чтобы пальцы не придерживали нижний кубик.

    Опыт показывает, что этот прием практически не влияет на результаты, но усложняет сам процесс.

Полезный совет

    • Любое занятие полезно для дошкольников.

      Главное - увлечь этим занятием ребенка, дать малышу возможность пофантазировать и пом­нить: развивая кисть руки, вы развиваете и мышление.

Игры и развлечения

При подготовке ребенка в школе важнее создать условия для развития мелких мышц руки. Для этого есть много способов, различных игр и упражнений.

1. Рисование или раскрашивание картинок - одно из любимых занятий дошкольников. Используйте это занятие для развития мелкой моторики. Раз­нообразьте тематику рисунков, обратите внимание на мелкие или основные детали, чтобы сделать ри­сунок более выразительным.

2. Лепка из пластилина и глины. Причем лепить мож­но не только из пластилина или глины. Исполь­зуйте для этого обычное тесто, если печете пирож­ки или печенье, делаете вареники или пельмени. Пусть малыш поможет вам в этом. Летом на пля­же можно слепить сказочную башню из песка и мелких камешков, зимой - вылепить снеговика, с удовольствием поиграть с ребенком в снежки. Главное, не упустить такую возможность.

3. Оригами. Занятие складыванием поделок из бумаги поможет предотвратить частую беду будущих перво­классников - писчий спазм. Кроме того, развить вни­мание, терпение, так называемый тормоз - умение сдерживаться именно тогда, когда это необходимо.

4. Аппликации из бумаги. Изготовление поделок из бумаги стимулирует фантазию, творческие способ­ности детей. Ребенку необходимо научиться пользо­ваться ножницами с тупыми концами. Прежде чем начать вырезать, ребенок должен спланировать ра­боту: подумать, с какого угла, в какую сторону ли­ста направить ножницы. Важно усвоить навык вы­резания различных форм, когда бумага поворачи­вается в разные стороны в лезвиях ножниц. Пору­чите ему вырезать из ткани, из бумаги, клеенки и т. п. разные фигурки. Работая с ножницами, ребе­нок не научится писать, но это занятие поможет развить мелкие мышцы кисти рук.

5. Конструирование. Красочные мозаики, лего, пазлы - ваши незаменимые помощники. Чем мель­че детали, тем лучше. Главное, будьте вниматель­ны при работе с ними.

6. Игры с малым мячом.

7. Переборка крупы. Скучное, но весьма полезное занятие для будущих первоклассников. Насыпьте в не­большое блюдце крупы (рис, гречку, горох, фасоль и др.) и попросите ребенка помочь вам перебрать.

8. Нанизывание бус. Можно использовать для этого различные семена (дыни, тыквы), мелкие плоды (ря­бины, шиповника) и даже различные пуговицы.

9. Плетение косичек из нитей, венков из цветов.

10. Застегивание и расстегивание пуговиц, крючков; завязывание и развязывание лент, шнурков, узел­ков; завинчивание и развинчивание крышек банок и пузырьков.

* * *

Безусловно принимайте своего ребенка.

Активно слушайте его переживания, мнения.

Как можно чаще бывайте с ним, занимайтесь, чи­тайте, играйте, пишите друг другу письма и за­писки.

Не вмешивайтесь в его занятия, которые ему по плечу.

Помогайте, когда просит.

Поддерживайте и отмечайте успехи.

Рассказывайте о своих проблемах, делитесь чув­ствами.

Разрешайте конфликты мирно.

Данные об авторе

Гончаренко Ольга Николаевна

Место работы, должность:

МБДОУ № 8 (ГМР)

Ленинградская область

Характеристики ресурса

Уровни образования:

Дошкольное образование

Уровни образования:

Специальное (коррекционное) образование

Предмет(ы):

Логопедия

Предмет(ы):

Педагогика

Целевая аудитория:

Административный работник

Целевая аудитория:

Воспитатель

Целевая аудитория:

Методист

Целевая аудитория:

Педагог дополнительного образования

Тип ресурса:

Другой тип

Краткое описание ресурса:

Диагностика уровня развития мелкой моторики у детей дошкольного возраста. Исследование моторики позволит составить план по работе над развитием и совершенствованием мелкой мотрики у детей с учетом их возраста.

Диагностика развития мелкой моторики рук.

Определение уровня мелкой моторики и координации движения рук даёт возможность правильно спланировать свою работу и узнать степень продвижения детей в речевом развитии.

Диагностики для младшего дошкольного возраста.

Уровень развития мелкой моторики у детей младшего дошкольного возраста можно определить с помощью следующих заданий:

Задание № 1
Выполнение по зрительному образцу:
· соединяй 1 и 2 пальцы в кольцо - "O-KEY"
· пальцы сжаты в кулак, 2 и 3 пальцы вытянуты - "зайчик"
· 2 и 3 пальцы - "коза-дереза"
То же левой рукой.

Задание №2
Выполнение по тактильному образцу с выключением зрительного анализатора:
· с закрытыми глазами задать своей рукой "зайчика" и "козу"
· открыть глаза - повтор движений.

Задание №3
Перенос позы с выключением зрительного анализатора:
· Взрослый делает позу на левой руке, ребенок повторяет на правой и наоборот ("зайчик" и "коза").

Оценка результатов с точки зрения психологии .
1) Ребенок не может найти нужный набор движений (перебирает пальцы, помогает другой рукой, ошибается)
Оценка : нарушение кинестетического праксиса, левая рука - правое полушарие правая рука или обе - теменная.
2) Ребенок неправильно располагает позу в пространстве, воспроизводит позу зеркально.
Оценка : нарушение зрительно-пространственной организации движения.
3) Ребенок воспроизводит позу только правого указательного пальца, левого - игнорирует.
Оценка : односторонняя пространственная агнозия.
4) С трудом переключается на новую позу, повторяет одно из предыдущих движений.
Оценка : инертность движений (лобные доли).
5) Не может воспроизвести позу, заданную на другой руке. (Справа налево - теменные отделы левого полушария; слева направо - правое полушарие).

Оценка : нарушение кинестетической основы движения

Оценка результата воспитателем .

(+) - 0 баллов - ребенок не справился с заданием.

(-) - 0,5 баллов - ребенок справился с помощью взрослого.

(=) - 1 балл - ребенок справился с заданием.

Ученые Н.О. Озерецкий и Н.И. Гуревич в своей книге «Психомоторика» предложили диагностические методики оценки психомоторного развития дошкольников, которые просты в применении, информативны по содержанию и, как свидетельствует их долгая проверка временем, достоверны.

Задания для детей 3 - 4 лет:

1. Пальчик с носиком здороваются.
После предварительного показа задания ребенку предлагается закрыть глаза и коснуться указательным пальцем правой руки: а) кончика носа; б) мочки левого уха.
Задание повторяется в той же последовательности другой рукой.

Оценка-вывод . Правильно выполненное задание - норма; если ребенок допускает неточности (дотрагивается до середины или верхней части носа, уха), это свидетельствует о незрелости его координационных механизмов и несоответствии возрастной норме.

2. Уложи монеты в коробку.
На стол ставится картонная коробка размером 10x10 см, перед которой

на расстоянии 5 см раскладываются в беспорядке 20 монет (жетонов, пуговиц) диаметром 2 см. По сигналу взрослого ребенок должен уложить как можно быстрее все монеты по одной в коробку.
Задание выполняется поочередно левой и правой рукой.

Оценка-вывод . Нормой считается правильность и время выполнения: для ведущей руки - 15 секунд, для другой - 20 секунд.

3. Нарисуй пальцами кружочки.
В течение 10 секунд указательными пальцами горизонтально вытянутых вперед рук ребенок должен описывать в воздухе одинаковые круги любого размера (руки движутся в противоположных направлениях).

Оценка-вывод . Задание не выполнено, если ребенок вращает руками одновременно в одну сторону или описывает круги разной величины.

4. Давай поздороваемся (задание на оценку механизмов автоматизации движений ведущей руки).
Взрослый предлагает ребенку протянуть: а) левую руку для приветствия - «поздороваемся» 6) сначала правую руку, потом левую, обе руки.

Оценка-вывод . Если ребенок справился с «приветствием» - это норма. На низкий уровень коррекции произвольных действий указывают лишние движения: ребенок сжимает кисть противоположной руки; приподнимает плечи; открывает рот и т.п.

Задание для детей 4 - 5 лет.

1 блок.

Упражнения на повторение фигур из пальцев

  • «Петушок» (ладонь вверх, указательный палец упирается на большой, остальные пальцы растопырены и подняты вверх);
  • «Зайчик» (вытянуть вверх средний и указательный пальцы, при этом безымянный палец и мизинец прижать большим пальцем к ладони);
  • «Флажок» (четыре пальца - указательный, средний, безымянный и мизинец - вместе, а большой палец опущен вниз, тыльная сторона ладони к себе);
  • «Вилка» (вытянуть вверх три пальца - указательный, средний и безымянный - расставленные врозь, большой палец удерживает мизинец на ладони).

Все упражнения выполняются после показа. При выполнении сложных фигурок можно помогать ребёнку принять правильную позицию пальцев. Далее ребёнок действует самостоятельно.

2 блок.

Упражнения на дорисовывание

  •  Дорисуй прямую линию;
  •  Дорисуй волнистую линию;
  •  Дорисуй ломаную линию (заборчик).

При выполнении этих упражнений, в начале года, обращается внимание, на то, как ребёнок держит карандаш, в какой руке, как он продолжает линию карандашом: с нажимом или без нажима, линия тонкая, прерывистая, широкая.

3 блок.

Работа с бумагой

  •  Вырезание ножницами (выявляем, как у ребёнка сформирована координация движений рук);
  •  Сгибание листа бумаги пополам (выявляем содружество обеих рук в работе).

4 блок.

Упражнения на координацию движений.

  •  «Ладонь, кулак, ребро» - вначале показываем детям, как выполнить это упражнение вместе с нами. Когда ребёнок запомнит последовательность, он выполняет упражнение под счёт 1, 2, 3;
  •  Посолим капусту. Посолим суп (ребёнок как бы растирает комочек соли);
  •  Катание шарика.

Методика проведения обследования развития мелкой моторики.

(+) - 1 балл - с заданием справился;
(-) - 0 баллов - с заданием не справился;
(=) - 0,5 баллов - справился с помощью взрослого;

2 - балла и ниже - низкий уровень;
2-2,5 баллов - средний уровень;
3-4 баллов - высокий уровень;

2 балла и ниже (низкий уровень) - У таких детей мелкая моторика очень отстаёт от возрастной нормы. Движения скованные, содружество пальцев, ловкость не наблюдаются. Координация движений рук нарушена. Дети затрудняются выполнять работу с ножницами; сгибать лист пополам; не умеют держать правильно карандаш, линии при рисовании прерывистые, ломаные. Нарушена общая координация движений, их целенаправленность, точность. Дети затрудняются в подражательных движениях, в выполнении действий по образцу, упускают их элементы.

2-2,5 баллов (средний уровень) - У детей общая и мелкая моторика развита достаточно хорошо. Но бывает, что дети испытывают не большие трудности при быстрой смене упражнений из пальчиков, при вырезании, конструировании из бумаги.

3-4 балла (высокий уровень) - У детей общая и мелкая моторика сформированы хорошо. Хорошо развита отчётливость и координация движений. Движения пальцев и кистей рук точные, ловкие, со всеми заданиями справляются быстро и легко.

Оригинальный «пальцевый» тест был предложен в конце 90-х годов исследователем - врачом A.M. Мустафиным для определения «бюджета способностей» ребенка. В чем его суть? Ребенка старше 4-5 лет просят скрестить безымянный палец с мизинцем. «Чем больше безымянный палец охватывает мизинец, тем выше «бюджет» мозга... Так как этому движению ребенок не обучался, то оно является элементарным творческим двигательным актом», - пишет A.M. Мустафин.

На Западе распространен более простой способ диагностики по руке, выявляющий сформированность пальцевой координации, без которой невозможно обучение красивому письму. Возьмите одну руку ребенка в свою, обязательно загородив ее своим телом или экраном с отверстием для кисти, и дотрагивайтесь до его пальцев. Попросите на второй руке вытягивать такой же палец, который вы трогаете. Если координация в норме, то трехлетний ребенок правильно определит большой палец, а шестилетний - большой, указательный и мизинец. Средний и безымянный пальцы определят только дети с очень хорошей координацией.

Современная дидактика придаёт всё большее значение педагогической диагностике.

Все предлагаемые задания могут проводиться неоднократно. Но проводить их слишком часто не следует. Это приведет к тому, что ребёнок натренируется в их выполнении и результаты перестанут отражать истинный уровень развития. Правильные результаты получаются только в том случае, если задания остаются для ребёнка сравнительно малознакомыми. Поэтому давать их надо, не чаще чем один раз в три - четыре месяца, или два раза в год, за исключением специальных случаев, когда задание рекомендуется повторить с интервалом в несколько дней.

Диагностики для старшего дошкольного возраста

Диагностика № 1

Уровень развития ручной ловкости у детей старшего дошкольного возраста, определяется с помощью следующих игр:

  • · бросать мяч диаметром 10 см. в стенку с расстояния 1 м.,
  • · метание в цель расположенную на высоте 1 метр, то правой, то левой рукой,
  • · удары мяча о пол и ловля его после отскока.

Оценка результатов. Если в течение 30 секунд, ребенок бросил мяч в цель и поймал его 20 раз или более - координация рук его хорошая, от 15 до 20 раз - удовлетворительная, меньше 15 - недостаточная. Если ребенок не может поймать мяч после удара об пол, стенку, не только одной, но и двумя руками, ручная ловкость его низкая.

Диагностика № 2

Уровень развития мелкой моторики руки можно определить по характеру выполнения ребенком несложных игр и упражнений, «Игры с пальчиками».

  • · Кончики пальцев упираются в поверхность стола. Ребенок по очереди отрывает от стола каждый палец, сначала на одной руке, потом на другой, потом на обеих одновременно. На первом этапе взрослый демонстрирует характер движений, затем ребенок действует самостоятельно.
  • · Исходное положение пальцев такое же, как и в предыдущем задании. Взрослый демонстрирует ребенку несложный ритм, который он учится отстукивать сначала пальцами одной руки, затем другой и потом обеими одновременно. На первом этапе взрослый и ребенок отстукивают заданный ритм вместе, затем ребенок действует самостоятельно.
  • · «Езда по дорожке». Ребенку предлагается «проехать по дорожке», соединив с помощью карандаша изображения машины и дома (они нарисованы на листе бумаги, соединены «дорожкой», которая огибает различные препятствия (деревья, реку, колодец и т.п.). Дом изображается в верхнем правом углу листа А-4, машина - в нижнем левом. Инструкция: «Представь, что ты водитель. Тебе надо проехать вот к этому домику (взрослый указывает на дом). Ты поедешь вот так (на рисунке - образце психолог показывает, как надо ехать по дорожке с помощью карандаша). Карандаш должен все время двигаться по нарисованной на бумаге дорожке, иначе получится, что машина взлетела как самолет или произошла авария. Езжай аккуратно, чтобы твоя машина не съезжала с дороги.

Оценка результатов. При достаточном для поступления в школу уровне развития мелкой моторики руки «Игры с пальчиками» обычно не вызывают у ребенка затруднений. Результат «Езды по дорожке» оценивается как высокий, если «выезды» за пределы дорожки отсутствуют, карандаш отрывается от бумаги не более 3 раз; результат считается низким, если имеется более 3 «выездов» за пределы дорожки. Даже при отсутствии выездов результат оценивается как низкий, если в рисунках наблюдаются: «неровная», «дрожащая» линия: очень слабая, почти невидимая линия; очень сильный нажим, почти рвущий бумагу; многократное проведение карандашом по одному месту. Во всех промежуточных случаях результат оценивается как средний.

Диагностика № 3

Задания на диагностику скоординированности движений пальцев:

«Осторожный пешеход»

Материалы: деревянные пластины с пазами и деревянные пластины с направляющими желобами.

Процедура проведения: педагог дает задание ребенку: Нужно пройти по этой дороге разными способами:

  • - вести по дороге указательным пальцем правой руки;
  • - вести по дороге указательным пальцем левой руки;
  • - вести указательными пальцами обеих рук одновременно в одну сторону, друг за другом «гуськом»;
  • - одновременно двигаться указательными пальцами правой и левой рук навстречу друг другу из разных концов дороги;
  • - «идти» по дороге правой рукой, делая «шажки», меняя указательный и средний пальцы;
  • - «идти» по дороге левой рукой, делая «шажки», меняя указательный и средний пальцы (похоже на движение ног воображаемого человечка);
  • - «идти» по дороге двумя руками одновременно в одну сторону «гуськом», делая «шажки», меняя указательный и средний пальцы;
  • - «идти» по дороге двумя руками одновременно друг другу из разных концов дороги, делая «шажки», меняя указательный и средний пальцы;
  • - «идти» по дороге правой рукой, делая «шажки», меняя все пальцы по очереди;
  • - «идти» по дороге левой рукой, делая «шажки», меняя все пальцы по очереди (похоже на движение ног воображаемой сороконожки);
  • - «идти» по дороге двумя руками одновременно в одну сторону «гуськом», делая «шажки», меняя все пальцы по очереди;
  • - «идти» по дороге двумя руками одновременно навстречу друг другу из разных концов дороги, делая «шажки», меняя все пальцы по очереди.

Оценка результатов.

За каждое правильно выполненное задание начисляется 1 балл. Максимальное количество баллов - 12.

«Кто там?»

Материалы: два тканевых непрозрачных мешочка, 2 маленьких и 2 больших квадрата, 2 маленьких и 2 больших равнобедренных треугольника, 2 маленьких и 2 больших прямоугольника.

Процедура проведения: Фигуры помещаются в два мешочка. Ребенок 5 лет должен найти одновременно двумя руками одинаковые фигуры в мешочках, назвать их и показать педагогу.

Оценка результатов.

За каждую правильную пару ребенку начисляется балл. Максимальное количество - 6 баллов.

Детям 6-7 лет задание можно усложнить. Ребенок должен найти одновременно двумя руками разные фигуры в мешочках: большой треугольник и маленький квадрат; маленький прямоугольник и большой треугольник; маленький квадрат и большой прямоугольник.

Оценка результатов.

За каждое правильно выполненное дополнительное задание начисляется балл. В этом случае максимальное количество баллов - 9.

Диагностика № 4

Графический диктант на выявление умения строить свою деятельность по словесной инструкции и умения самостоятельно продолжать выполнять поставленную задачу.

Материал: лист бумаги в клетку, карандаш.

Ребёнок выполняет задание, следуя чётким указаниям преподавателя.

Оценка результатов.

Высокий уровень - диктант выполняет точно и правильно.

Средний уровень - в диктанте допускает ошибки, которые воспроизведены.

Низкий уровень - задание не выполняет.

Диагностика № 5

Методика «Домик» (Н.И.Гуткина) представляет собой задание на срисовывание картинки, изображающей домик, отдельные детали которого составлены из элементов прописных букв. Методика рассчитана на детей 5--7 лет и может использоваться при определении готовности детей к школьному обучению.

Цель исследования: определить способность ребенка копировать сложный образец. Задание позволяет выявить умение ребенка ориентироваться на образец, точно его копировать, определить особенности развития произвольного внимания, пространственного восприятия, сенсомоторной координации и тонкой моторики руки.

Материал и оборудование: образец рисунка, лист бумаги, простой карандаш

По ходу выполнения задания необходимо зафиксировать:

  • · какой рукой рисует ребенок (правой или левой);
  • · как он работает с образцом: часто ли смотрит на него, проводит ли воздушные линии над рисунком-образцом, повторяющие контуры картинки, сверяет ли сделанное с образцом или, мельком взглянув на него, рисует по памяти; быстро или медленно проводит линии;
  • · отвлекается ли во время работы;
  • · высказывания и вопросы во время рисования;
  • · сверяет ли после окончания работы свой рисунок с образцом.

Когда ребенок сообщает об окончании работы, ему предлагается проверить, все ли у него верно. Если он увидит неточности в своем рисунке, то может их исправить, но это должно быть зарегистрировано экспериментатором.

Оценка результатов.

Обработка экспериментального материала проводится путем подсчета баллов, начисляемых за ошибки. Ошибки бывают следующими.

  • 1. Отсутствие какой-либо детали рисунка (4 балла). На рисунке могут отсутствовать забор (одна или две половины), дым, труба, крыша, штриховка на крыше, окно, линия, изображающая основание домика.
  • 2. Увеличение отдельных деталей рисунка более чем в два раза при относительно правильном сохранении размера всего рисунка (3 балла за каждую увеличенную деталь).
  • 3. Неправильно изображенный элемент рисунка (3 балла). Неправильно могут быть изображены колечки дыма, забор, штриховка на крыше, окно, труба. Причем если неправильно нарисованы палочки, из которых состоит правая (левая) часть забора, то 2 балла начисляется не за каждую неправильно изображенную палочку, а за всю правую (левую) часть забора целиком. То же самое относится и к колечкам дыма, выходящего из трубы, и к штриховке на крыше дома: 2 балла начисляется не за каждое неправильное колечко, а за весь неверно скопированный дым; не за каждую неправильную линию в штриховке, а за всю штриховку в целом.

Правая и левая части забора оцениваются отдельно: так, если неправильно срисована правая часть, а левая скопирована без ошибки (или наоборот), то испытуемый получает за нарисованный забор 2 балла; если же допущены ошибки и в правой, и в левой части, то испытуемый получает 4 балла (за каждую часть по 2 балла). Если часть правой (левой) стороны забора скопирована, верно, а часть неверно, то за эту сторону забора начисляется 1 балл; то же самое относится и к колечкам дыма, и к штриховке на крыше: если только одна часть колечек дыма срисована правильно, то дым оценивается 1 баллом; если только одна часть штриховки на крыше воспроизведена, верно, то вся штриховка оценивается 1 баллом. Неверно воспроизведенное количество элементов в детали рисунка не считается за ошибку, то есть неважно, сколько будет палочек в заборе, колечек дыма или линий в штриховке крыши.

  • 4. Неправильное расположение деталей в пространстве рисунка (1 балл). К ошибкам этого рода относятся: расположение забора не на общей с основанием домика линии, а выше ее, домик как бы висит в воздухе, или ниже линии основания домика; смещение трубы к левому углу крыши; существенное смещение окна в какую-либо сторону от центра; расположение дыма более чем на 30° отклоняется от горизонтальной линии; основание крыши по размеру соответствует основанию домика, а не превышает его (на образце крыша нависает над домиком).
  • 5. Отклонение прямых линий более чем на 30° от заданного направления (1 балл). Сюда относится перекос (более чем на 30°) вертикальных и горизонтальных линий, из которых состоят домик и крыша; «заваливание» (более чем на 30°) палочек забора; изменение угла наклона боковых линий крыши (расположение их под прямым или тупым углом к основанию крыши вместо острого); отклонение линии основания забора более чем на 30° от горизонтальной линии.
  • 6. Разрывы между линиями в тех местах, где они должны быть соединены (1 балл за каждый разрыв). В том случае, если линии штриховки на крыше не доходят до линии крыши, 1 балл ставится за всю штриховку в целом, а не за каждую неверную линию штриховки.
  • 7. Залезание линий одна за другую (1 балл за каждое залезание). В случае, когда линии штриховки на крыше залезают за линии крыши, 1 балл ставится за всю штриховку в целом, а не за каждую неверную линию штриховки.

Хорошее выполнение рисунка оценивается как «О» баллов. Таким образом, чем хуже выполнено задание, тем выше полученная испытуемым суммарная оценка. Но при интерпретации результатов эксперимента необходимо учитывать возраст испытуемого. Так, дети 5 лет почти не получают оценку «О» из-за недостаточной зрелости мозговых структур, отвечающих за сенсомоторную координацию. При анализе детского рисунка необходимо обратить внимание на характер линий: очень жирные или «лохматые» линии могут свидетельствовать, согласно имеющейся по этому вопросу литературе, о состоянии тревожности ребенка. Но вывод о тревожности ни в коем случае нельзя делать на основании одного лишь рисунка. Возникшее подозрение необходимо проверить специальными экспериментальными методами по определению тревожности.

Результат выполнения методики в баллах обсчитывается не столько для сравнения одного ребенка с другим, сколько для прослеживания изменений в сенсомоторном развитии одного и того же ребенка в разном возрасте.

Эксперимент нельзя проводить с плохо видящими детьми.

Условия проведения диагностики:

  • · Взрослый сиди напротив ребёнка (лучше за столом).
  • · Приспособления, пособия, предметы положены перед ребёнком строго на середину стола.
  • · Обстановка тестирования спокойная, благожелательная. Взрослый не акцентирует внимание на то, что он проводит тестирование.
  • · Установка: «Давай мы поработаем вместе: Я буду давать тебе задания, а ты старайся их хорошо выполнять».

Мелкая моторика – это дифференцированные и сложно скоординированные движения кистей и пальцев рук при выполнении действий. Способность ребенка правильно распределять мышечные усилия при работе кистей рук, большого пальца по отношению к остальным – важное условие для успешного овладения двигательными навыками учебной деятельности (прежде всего письма). Поэтому развитию мелкой моторики уделяется особое внимание во время подготовки к школе.
С помощью этих методик может быть проведена диагностика развития мелкой моторики , связанной с графическими действиями.
Перед ребенком кладется лист с заданием. Он внимательно слушает, что надо сделать. Все задания выполняются простым карандашом. Во время их выполнения нельзя комментировать и оценивать действия ребенка. После завершения необходимо поблагодарить и похвалить малыша при любом результате.

Методика 1
Возьми в руку карандаш и посмотри на лежащий перед тобой лист бумаги. На нем есть полоски. Между этими полосками от начала листа до конца карандашом проведи прямые линии. Когда я скажу "Начали!", начни рисовать прямые линии, когда я скажу "Стоп!" - закончи выполнять задание и отложи карандаши в сторону. Работай быстро и внимательно.
(На выполнение задания отводится 1 минута).
Оценка:
3 балла – ребенок заполнил 10 строк и более при удовлетворительном качестве исполнения (проведенные линии расположены ближе к центру строки, для них характерна умеренная волнистость, нарисованы без отрывов, без выходов за пределы строк, без пропусков строк).
2 балла – ребенок заполнил 6 – 9 строк при удовлетворительном качестве исполнения (умеренная волнистость линий с тенденцией приближения к центру строки, без разрывов, без выходов за пределы строки, без пропусков строк).
1 балл – ребенок заполнил 5 и менее строк или выполненное задание отличается неудовлетворительным качеством исполнения (значительные скосы линий относительно центра строки, выход за ее пределы и/или обрывы линий, пропуски строк).

Методика 2
Возьми в руку карандаш и посмотри на лежащий перед тобой лист бумаги. На нем есть дорожки. Проведи линию по середине дорожки, не отрывая карандаш от бумаги.
Оценка:
3 балла – без ошибок
2 балла – ребенок 1 – 2 раза вышел за границу линии
1 балл – ребенок 3 и более раз вышел за границу линии

Методика 3
Возьми в руку карандаш и посмотри на лежащий перед тобой лист бумаги. На нем есть мячики и кегля. Попади мячиками в кеглю. Старайся проводить прямые линии, не отрывая карандаш от бумаги.

Оценка:
3 балла – все линии прямые и попадают точно в кеглю
2 балла –1 – 2 ошибки (ошибкой считается непрямая линия или непопадание линии в кеглю)
1 балл – 3 и более ошибок

Методика 4
Возьми карандаш и посмотри на лежащий перед тобой лист бумаги с рисунками. Обведи рисунки точно по линии, не отрывая карандаш от бумаги.
Оценка:
3 балла – 1 – 2 раза сошел с линии
2 балла – 2 – 4 раза сошел с линии
1 балл – 5 и более раз сошел с линии

Методика 5
Возьми в руку карандаш и продолжи рисовать узоры. Старайся не отрывать карандаш от бумаги.

Оценка:
3 балла – без ошибок
2 балла – с ошибками
1 балл – ребенок не смог продолжить какой-либо или все узоры

Методика 6
Возьми в руку карандаш и продолжи рисовать узоры по клеточкам.

Оценка:
3 балла – без ошибок
2 балла – ребенок ошибся в одном узоре
1 балл – ребенок ошибся в обоих узорах

Методика 7
Возьми в руку карандаш. Внимательно слушай и рисуй узор от точки: поставь карандаш на точку, рисуй линию – две клетки вверх, одна клетка направо, две клетки вниз, одна клетка направо, две клетки вверх, одна клетка направо. Дальше продолжай такой узор самостоятельно.
Оценка:
3 балла – без ошибок
2 балла – 1 ошибка
1 балл – 2 ошибки и более

Методика 8

Оценка:
3 балла – без ошибок
2 балла – 1 – 2 ошибки
1 балл – 3 ошибки и более

Методика 9
Возьми в руку карандаш. Нарисуй точно такую же фигурку по клеточкам.

Оценка:
3 балла – без ошибок
2 балла – 1 – 2 ошибки
1 балл – 3 ошибки и более

Методика 10
Возьми в руку карандаш и нарисуй рядом точно такую же фигурку.
Оценка:
3 балла – без ошибок
2 балла – ошибки в 1 фигуре
1 балл – ошибки в 2 фигурах и более

Методика 11
Возьми в руку карандаш и скопируй фразу точно по образцу.
Оценка:
3 балла – скопировал правильно
2 балла – скопировал с 1 – 2 ошибками
1 балл – не смог скопировать фразы

Интерпретация результатов диагностики развития мелкой моторики:
Общий результат 27 и более баллов свидетельствует о сформированности и довольно высокой автоматизированности у ребенка навыков графической деятельности (правильно держит карандаш, свободно распределяет мышечную активность кисти и пальцев при работе с ним), а также развитой произвольности (при выполнении задания ориентирует свои действия на внешне заданные условия: разлиновка листа, образец, требования точности. Перечисленные особенности свидетельствуют в пользу высокого уровня развития мелкой моторики у ребенка, что имеет существенное значение для успешного овладения двигательными навыками учебной деятельности.
Общий результат от 17 до 26 баллов свидетельствует о достаточной сформированности и умеренной автоматизации у ребенка навыков графической деятельности, а также умеренно развитой произвольности регуляции движений. Такие показатели по основным компонентам мелкой моторики в составе двигательного навыка являются в общем достаточными для дальнейшего обучения.
Общий результат 16 и менее баллов свидетельствует о недостаточной сформированности у ребенка двигательного компонента навыка графической деятельности, а также низком развитии произвольной регуляции и контроля за выполнением движений, требующих точности и достаточной производительности. Такие показатели мелкой моторики могут оказаться недостаточными для успешного овладения основными навыками учебной деятельности в начальной школе.

Литература
1. Гаврина С.Е., Кутявина Н.Л., Топоркова И.Г., Щербинина С.В. Готов ли ваш ребенок к школе? Книга тестов. – М.: ЗАО «РОСМЭН-ПРЕСС», 2007
2. Пособие для педагогов дошкольных учреждений "Диагностика готовности ребенка к школе" / Под ред. Н.Е.Вераксы. – М.: Мозаика-Синтез, 2007

Скачать версию для печати: