Диагностика развития мелкой моторики рук. Развитие мелкой моторики рук у детей третьего года жизни в совместной со взрослыми деятельности

22.10.2019 Новости

Разделы: Работа с дошкольниками

Сегодня в любой газете можно встретить объявление: «Обучаем чтению с двух лет» или «Раскрываем потенциал дошкольника». Мамы и папы, как правило, готовы на все ради любимых детей. Они радуются, когда их ребенок в три года читает, в четыре играет на пианино, а в пять пишет натюрморты. К сожалению, от родителей ускользает другая истина, что ум ребенка находится на кончиках пальцев и можно добавить, что не только ум, но основные способности и даже таланты. Поэтому не случайно нами выбрана тема по развитию мелкой моторики рук у детей 3-его года жизни.

Актуальность определяется тем, что согласно статистическим данным, за последние 5-10 лет показатель уровня развития речи у детей снизился. Причин для такой тенденции много. Родители не уделяют детям достаточного внимания, сейчас ребенок чуть ли не с первых своих дней окунается в мир теле и аудио коммуникаций, да и современные игрушки не все способствуют развитию речи, в частности, мелкой моторики, очень важной для ее становления.

Актуальности решения вопросов развития детской руки способствует то, что для успешного обучения в школе ребенок должен не только легко и без напряжения говорить, но и выполнять письменные работы. Доказано, что формирование устной речи ребенка начинается тогда, когда движение пальцев рук достигает достаточной точности, что несовершенство тонкой двигательной координации кистей и пальцев рук не дает ребенку овладеть письмом, рисованием и другими важными в учебном процессе навыками. Поэтому так необходимо с раннего возраста заниматься развитием руки малыша через организацию самообслуживания, разных видов продуктивной деятельности, специальных игр и упражнений.

Проблема развития ручной умелости и мелкой моторики рук важна и для личностного развития самого ребенка. Владея рукой, ребенок в процессе своего развития становится более самостоятельным, автономным и независимым от взрослого, что способствует становлению его инициативы в разных видах детской деятельности.

Многие педагоги, психологи, физиологи, нейрофизиологи отмечали, что взаимосвязь мозга и руки – аксиома, подтвержденная тончайшими датчиками специальных приборов. Они указывали на то, какие блага несет моторика руки: развитие соответствующих отделов мозга, обострение тактильных возможностей, тренировка мускульной памяти, развитие усидчивости и внимания, подготовка к обучению письму.

В итоге можно сделать вывод: начало развитию мышления дает рука.

И как писал И.П. Павлов: «…рука учит голову, а затем поумневшая голова учит руки, а умные руки снова и уже сильнее способствуют развитию мозга».

Мы решили провести обследование уровня развития мелкой моторики рук детей третьего года жизни через 9 игровых заданий, которые давались детям в начале и в конце учебного года. В таблице представлены материалы, используемые для заданий, инструкции и умения, которые мы ожидали увидеть.

Задания были подобраны таким образом, чтобы ребенок не чувствовал, что его диагностируют, а играл с предложенным дидактическим материалом.

«Игровые задания для детей» (на начало и конец учебного года)

Детям предлагалось поиграть с пособиями, которые давались поочерёдно, для более точного определения уровня развития ручной умелости детей.

Таблица 1

Материал для заданий Инструкция ребенку Умения ребенка
Пособие по шнуровке «Сапожок» «Продень шнурочек» Продевать шнурок сквозь узкое отверстие
Пирамидка (5колец) «Собери пирамидку» Нанизывать кольца на стержень
Матрёшка (3-х местная) «Собери матрёшку» Соединять части матрёшки
Тренажер с крышками (4 штуки) «Открути крышечки, а теперь закрути их» Закручивать (откручивать) крышки
Рамки Монтессори (с пуговицами) «Застегни пуговки и расстегни их» Расстёгивать (застёгивать) пуговицы
Мелкие предметы (бусинки, пуговки), ёмкость «Переложи из тарелочки бусинки в баночку» Перекладывать предметы
Рамки Монтессори (верёвочка) «Завяжи узелок, а теперь развяжи» Завязывать узелки
Пластмассовый шарик (диаметром 2см.) «Покатай шарик межу ладошками, а теперь пальчиками» Катать шарик между ладонями, пальчиками

На начало учебного года по уровню развития мелкой моторики рук дети распределились следующим образом.

Таблица 2

Для детей с низким уровнем развития оказалось трудным выполнение многих предлагаемых мною заданий. Малыши с трудом надевали кольца на стержень, собирали матрешки, захватывали разные мелкие предметы всей ладонью, а не двумя-тремя пальцами. Всего труднее оказалось задание на застегивание и расстегивание пуговиц, завязывание узелков. Их пальчики были непослушные, малоподвижные, слишком напряжены, темп даже самых легких упражнений – замедленный.

На основании результатов диагностики мы определили индивидуально-образовательные маршруты по развитию мелкой моторики рук детей, показавших средний и низкий уровень развития на начало учебного года, используя следующий график.

Рисунок 1

На графике цифры по вертикали обозначают уровни развития детей: низкий, средний и высокий, а цифры по горизонтали – номера заданий для детей:

  1. продевание шнура сквозь узкое отверстие
  2. нанизывание колец на пирамидки
  3. соединение частей матрешки
  4. закручивание (откручивание) крышек
  5. расстегивание (застегивание) пуговиц
  6. перекладывание мелких предметов
  7. завязывание узлов
  8. катание шариков между ладонями
  9. катание шариков пальчиками

Используя эту же диагностику на конец учебного года на графике сразу видна динамика уровня развития руки ребенка. Результаты предоставлены в сравнительной таблице 3.

Таблица 3

Количество детей с высоким уровнем развития мелких мышц руки увеличилось на 13%, детей со среднем уровнем – стало больше на 24%, количество детей с низким уровнем уменьшилось с 56% до 19%.

Таких результатов мы добились, решая следующие задачи:

  • проводить работу по совершенствованию пальчиковой моторики регулярно, выделив для неё оптимальное время в режиме дня через организацию совместной деятельности с детьми;
  • повысить интерес малышей к подобным упражнениям, превратив их в занимательную игру;
  • сочетать игры и упражнения для тренировки пальцев с речевой деятельностью детей;
  • организовать соответствующую предметно-развивающую среду в группе для стимулирования самостоятельной деятельности детей;
  • привлечь родителей воспитанников к сотрудничеству в развитии мелкой моторики рук.

С целью системного подхода к развитию мелкой моторике рук мы классифицировали основные виды игр, заданий, упражнений:

  • игры с пальчиками;
  • массаж пальцев и кистей рук;
  • игры с разными материалами: поролоном, тестом, песком, глиной, крупой, бумагой, водой, с природным материалом, с тканью, с пластилином, с красками;
  • игры с предметами-игрушками, имеющими сквозное отверстие, с разборно-сборными игрушками, с вкладышами, с надувными и резиновыми игрушками, с мелкими предметами, магнитами, с конструктором, с прищепками, со шнурками, с палочками, с образными игрушками;
  • игры с тренажерами: на ткани и картоне, на дереве и металле, с пластиковыми крышками.

Составив перспективный план по использованию этих игр и упражнений, м ы стали пополнять предметно-развивающую среду, используя все центры активности, в которые концентрировали разнообразный материал по развитию мелкой моторике рук.


Рисунок 2

Основа нашей работы это совместная деятельность с детьми в течение дня.


Рисунок 3

В группе с детьми мы каждый день стали проводить пальчиковые игры в свободное время утром и после сна по 2-3 минуты, а зачастую включая в занятия гимнастикой, физкультурные занятия, игры на прогулках

Мы обратили внимание, что малышам очень нравится рассказывать стихи, потешки при помощи пальчиков. Они получают от этого удовольствие. Мы видели, как эти игры способствовали развитию речи, развивали чувства ритма, воображение, вызывали смех и радость от общения.

Наравне с пальчиковыми играми в работу с детьми мы стали включать ежедневно массаж пальчиков и ладошек рук.

На смену простым пальчиковым играм и упражнениям приходит пальчиковый театр, с персонажами которого можно поставить любую сказку.

Развивать мелкую моторику рук помогали игры с разными материалами: поролоном, бумагой, тканью, тестом, пластилином, глиной, природными материалами, крупой, водой, песком.

«Песочная педагогика» позволила нам:

  • совершенствовать координацию движений, пальцевую моторику;
  • стимулировать развитие тактильно-кинестетической чувствительности;
  • стимулировать познавательный интерес, расширять кругозор

Для самостоятельной деятельности детей чтобы улучшить умения нанизывать предметы на стержень в центр настольной игры мы вносили - пирамидки разных видов, дощечки со стрежнями и геометрическими фигурами; бочонки, шары, сквозные колпачки от фломастеров; для развития умений собирать предметы-вкладыши - мисочки, цилиндры, пазлы, объёмные домики. Дети с удовольствием играли с народными игрушками (матрёшками), увлекаясь их красочностью, выразительностью.

Большое значение в нашей работе уделяется развивающим тренажерам.

Они давали возможность в условиях пребывания в группе раннего возраста не упустить столь ценное время для развития кисти и пальцев детской руки. Мы заметили, что чем раньше ребёнок начинает работать на сенсорных тренажерах, тем быстрее происходит развитие мелких мышц руки ребёнка. С их помощью отрабатываются навыки, позволяющие укрепить слабую детскую руку.

В создании многих тренажеров, таких как «Будущий мастер», «Сказочные дверки», «Транспорт», «Полянка», «Гриб», «Конфета – шесть в одной» принимали участие многие родители. Эти тренажёры очень понравились детям.

Тренажёр «Сказочные дверки» на прочной деревянной основе, с выпиленными 3-мя дверками, которые открываются и закрываются при помощи разных задвижек. При открывании и закрывании замочков дети, тренируя ручную умелость, попадают в мир сказок.

В развивающем тренажере «Будущий мастер» разные виды запоров: замочки, завёртки, крючки, засовы; выключатели, кнопки дверного звонка, мебельные роликовые колёсики и прочие приспособления (удалость собрать 20 различных видов), закрепленные на основе из ДВП размером 1м. х 60см. Упражняясь на тренажёре, дети могли выполнить следующие действия: открыть ключиком замочки, открыть-закрыть крючки, запоры, дверную цепочку; повернуть ручки, вертушки; нажать звонок, выключатель, резиновую грушу; повернуть колёсико; открутить-прикрутить крышки. Для родителей мальчиков нашей группы мы оформили стендовую консультацию «Мальчишеские тренажёры».

Нами были придуманы и оригинальные пособия – тренажёры на ткани. Достаточно универсальным получился тренажёр – панно «Транспорт». На тканевой основе размером 80см х 60см, выполнено изображение разных видов среды движения транспорта – воздушной, водной, наземной. На голубой полосе (небо) – воздушный транспорт (самолёт, вертолёт); на синей полосе (река) – водный транспорт (пароход, лодка); на чёрной полосе (шоссе) – наземный транспорт (грузовая, легковая машина, автобус). Каждый вид транспорта на этом панно – тренажёре можно выложить из геометрических фигур, пристегнув затем разными способами (липучкой, крючком, пуговицей) окна, колёса, паруса, трубы. На этом полотне, кроме возможности «изобразить разные виды транспорта», можно выполнить и следующие действия: продеть «разделительную линию» на дороге, «включить» светофор; «посадить» цветочки; продеть и завязать «пропеллер» на вертолёте; «открыть» и «закрыть» двери автобуса (молния). Это панно помогает нам решить многие задачи: развивать мелкую моторику рук, внимание, память, учить доводить начатое дело до конца, учить играть рядом, не мешая, друг другу, закреплять знания цвета, формы, величины, различать виды транспорта.

Панно – тренажёр «Полянка» представляет большую ценность для развития тактильных ощущений, так как на этой полянке каждая бабочка и цветочек выполнены из разного по фактуре материалу и на них нашиты различные украшения (бусинки, бисер, бахрома, тесьма), делая поверхность их разнообразной для осязания. И цветочки, и бабочки крепятся на поляну при помощи липучек, пуговиц, крючочков, что позволяет развивать и мелкую моторику рук.

Благодаря изобретательности родителей в нашей группе появился «Гриб» - тренажёр. На шляпку гриба при помощи липучек, можно наложить «горошины»; при помощи пуговиц пристегнуть «бабочек», при помощи крючков ягодки. Под грибом место не пустует – звери могут спрятаться под ним от дождя. Он нам помог при инсценировании сказки, которая так и называется «Под грибом».

У нас в детском саду был объявлен конкурс «Конфета моей мечты». К нему была придумана загадочная конфета «Шесть в одной», над которой детям приходилось потрудиться, прежде чем угоститься. Эту поделку можно назвать тренажером.

Создать богатую развивающую среду мы не смогли бы без помощи семьи, работа с которой проводилась в разных направлениях.


Рисунок 4

Учитывая то, что развитие детей невозможно без взаимодействия с родителями, мы провели их анкетирование, определив, имеются ли дома игрушки, способствующие развитию мелкой моторики, и как родители относятся к играм с детьми: показывают ли действия, участвуют ли в играх, стимулируют ли их активность и т.п.

Анкета для родителей « Развитие мелкой моторики рук».

Таблица 4

Критерии оценки Самооценка
1. Условия для развития умений нанизывать кольца на стержень
Наличие материала дома:
а) Не менее 3-х разного вида пирамидок (по размеру, по количеству и форменанизываемых предметов)
Внимание родителей к развитию выполнения действий с пирамидками
б) Играем вместе с ребёнком в игры с пирамидками
в) Поощряем самостоятельную игру с пирамидками
2. Условия для развития умений продевать шнур сквозь узкое отверстие
Наличие материала дома:
а) Не менее 2-х разных видов игр, пособий для шнурования.
Внимание родителей к развитию выполнения действий шнурования
б) Играем вместе с ребёнком в разные виды игр для шнурования
в) Поощряем самостоятельную игру со шнуровками
3. Условия для развития умений соединять сборно-разборные игрушки
Наличие материала дома:
а) Не менее 3-х разного вида сборно-разборных игрушек (3-х – 5-ти местные матрешки, бочата)
Внимание родителей к развитию выполнения действий со сборно-разборными игрушками
б) Играем вместе с ребёнком со сборно-разборными игрушками
в) Поощряем самостоятельную игру со сборно-разборными игрушками
4. Условия для развития умений катать мелкие округлые предметы между ладошками
Наличие материала дома:
а) Не менее 3-х разного вида округлых предметов: шарики, мячики (каучуковые, колючие, плюшевые, пластмассовые, резиновые и т.д.)
Внимание родителей к развитию выполнения действий с мячиками, шариками
б) Играем вместе с ребёнком в игры с мячиками, шариками
в) Поощряем самостоятельную игру с мячиками, шариками
5. Условия для развития умений закручивать (откручивать)
Наличие материала дома:
а) Не менее 2-х видов пособий, при которых дети совершают эти действия
Внимание родителей к развитию выполнения действий с закручивающимися предметами (крышками)
б) Играем вместе с ребёнком в игры с крышками
в) Поощряем самостоятельную игру с крышками
6. Условия для развития умений расстегивать (застегивать) пуговицы
Наличие материала дома:
а) Не менее 3-х видов пособий, при которых дети совершают эти действия
Внимание родителей к развитию выполнения действий с застежками
б) Играем вместе с ребёнком в игры с застежками
в) Поощряем самостоятельную игру с застежками
7. Условия для развития умений завязывать узлы
а) Наличие дома ленточек, веревочек, шнурочков
б) Играем вместе с ребёнком в игры с веревочками
в) Поощряем самостоятельную игру с веревочками
8. Условия для развития умений перекладывать мелкие предметы
а) Наличие дома мелких предметов, ёмкостей для перекладывания
Внимание родителей к развитию выполнения действий
б) Играем вместе с ребёнком в игры с мелкими предметами
в) Поощряем самостоятельную игру с мелкими предметами

Подведя итоги, мы выяснили, что многие родители не знают, какие виды игрушек и пособий должны быть в игровых уголках. Во многих семьях вместо пособий по шнуровке по закручиванию и откручиванию крышек были большие мягкие игрушки, пластмассовые машины, куклы. Эти игрушки способствуют игровой деятельности, воображению, познавательному развитию, но не стимулируют мелкую ручную умелость. Хотя, при определенных условиях и эти игрушки можно использовать для развития мелкой моторики рук.

По анкетам отмечалось достаточное внимание родителей к развитию действий с пирамидками, со сборно-разборными ингушками, т.к. практически в каждой семье достаточно этих игр. Родители играют вместе с детьми с этими игрушками и поощряют самостоятельную игру своих малышей. Во многих семьях много разных по величине мячиков. В играх с ними, у детей развиваются крупные мышцы тела, и родители не знают, как использовать игры с мячом для развития мелкой моторики рук. Проанализировав все анкеты мы составили график педагогических потенциалов взаимодействия семьи и ДОУ по использованию основных видов игровых пособий для развития мелкой моторики руки.

График педагогических потенциалов взаимодействия семьи и ДОУ по развитию мелкой моторики.


Рисунок 5

4 балла – Полностью соответствует утверждению

3 балла – Соответствует в достаточной степени утверждению

2 балла – Соответствует в небольшой степени утверждению

1 балл – Совсем не соответствует утверждению

  1. Умение нанизывать кольца на стержень.
  2. Умение продевать шнур сквозь узкое отверстие.
  3. Умение соединять сборно- разборные игрушки.
  4. Умение катать мелкие округлые предметы между ладошками.
  5. Умение закручивать, откручивать крышки.
  6. Умение расстёгивать, застёгивать пуговицы.
  7. Умение завязывать узлы.
  8. Умение перекладывать мелкие предметы.

По графику сразу видно направленность работы с семьями воспитанников. Вот, например, по 6 пункту – умение расстегивать и застёгивать пуговицы нам предстоит ещё работа, так как родители не обращают на это внимание. Самый высокий показатель по умению нанизывать кольца на стержень, т. к. во многих семьях имеются достаточное количество различных пирамидок.

Результаты работы показывают, что организация совместной деятельности взрослого с с детьми по развитию мелкой моторики рук, через систему разнообразных игр, упражнений, заданий, через создание специфической предметно-развивающей среды в группе и постоянное сотрудничество с родителями воспитанников, привела к значительному росту ручной умелости детей 3-го года жизни. У детей повысился интерес к различным упражнениям, играм, с мелкими предметами, тренажёрами; дети с удовольствием стали использовать пальчиковые игры в своей деятельности, сочетая их с речевой активностью, родители утвердились в значимости развития ручной умелости.

1. Диагностика развития мелкой моторики рук у детей младшего дошкольного возраста

Для выявления развития мелкой моторики детей младшего дошкольного возраста, мы проанализировали различные методики и остановились на методиках Н.О. Озерецкого, Н.И. Гуревича, Л.А. Венгера.

Цель: выявить развитие мелкой моторики у детей младшего дошкольного возраста.

Диагностику мы провели в п. Красная сопка, на базе дошкольного образовательного учреждения «Алёнка» во второй половине дня. Диагностика представляет собой индивидуальные задания (Приложение 1).

Диагностика состояла из следующих заданий:

1. «Пальчик с носиком здороваются»

После предварительного показа задания ребенку предлагается закрыть глаза и коснуться указательным пальцем правой руки: а) кончика носа; б)мочки левого уха.

Задание повторяется в той же последовательности другой рукой.

Оценка-вывод. Правильно выполненное задание - норма; если ребенок допускает неточности (дотрагивается до середины или верхней части носа, уха), это свидетельствует о незрелости его координационных механизмов и несоответствии возрастной норме.

2. «Уложи монеты в коробку»

На стол ставится картонная коробка размером 10x10 см, перед которой на расстоянии 5 см раскладываются в беспорядке 20 монет (жетонов, пуговиц) диаметром 2 см.

По сигналу взрослого ребенок должен уложить как можно быстрее все монеты (нужно брать их по одной) в коробку.

Задание выполняется поочередно левой и правой рукой.

Оценка-вывод. Нормой считается правильность и время выполнения: для ведущей руки - 15 секунд, для другой - 20 секунд.

3. «Нарисуй пальцами кружочки»

В течение 10 секунд указательными пальцами горизонтально вытянутых вперед рук ребенок должен описывать в воздухе одинаковые круги любого размера (руки движутся в противоположных направлениях).

Оценка-вывод. Задание не выполнено, если ребенок вращает руками одновременно в одну сторону или описывает круги разной величины.

4. «Давай поздороваемся»

Взрослый предлагает ребенку протянуть: а) левую руку для приветствия - «поздороваемся» 6) сначала правую руку, потом левую; в) обе руки. Оценка-вывод. Высокий уровень - ребенок справился с заданием. Средний уровень - отмечается слабость рукопожатия. На низкий уровень коррекции произвольных действий указывают лишние движения: ребенок сжимает кисть противоположной руки; приподнимает плечи; открывает рот и т.д.

5. «Колечко»

Сложить в колечко по очереди большой палец с каждым пальцем на правой руке, затем на левой.

Оценка-вывод. Отметить объем движения (полный, неполный), темп выполнения (нормальный, медленный, быстрый), активность (нормальная, заторможенность, двигательное беспокойство), координацию движений (нормальная, некоординированные движения), способность к переключению движений.

6. «Наши пальчики»

Согнуть и разогнуть по очереди все пальцы, начиная с большого, сначала на правой, потом на левой руке.

Оценка-вывод. Плавное, точное и одновременное выполнение проб; напряженность, скованность движений; нарушение темпа выполнения (не под счет педагога); невыполнение задания; леворукость.

В исследовании принимали участие дети младшего дошкольного возраста в составе 15 человек (Приложение 2).

Критерии делятся на три уровня: высокий, средний, низкий

Низкий: ребенок при выполнении задания испытывает значительные трудности;

Средний: ребенок выполняет задание с небольшими затруднениями;

Высокий: четкое выполнение задания.

Таким образом, анализируя полученные результаты, мы пришли к выводу (Приложение 3), что:

На низком уровне в группе находится 6 детей, что составило 40 %. Дети испытывали значительные трудности при выполнении задания.

Средний уровень развития мелкой моторики выявлен у 5 детей, что составило 33,3 %. Дети справлялись с заданием с небольшими затруднениями.

Высокий уровень выявлен у 4 детей, что составило 26,7 %. Дети выполняли четкое выполнение заданий.

Итак, анализ табличных и графических данных показал, что уровень развития мелкой моторики детей младшего дошкольного возраста находиться на низком уровне (6 детей - 40 %) и мы рекомендуем провести с детьми углубленную работу на развитие мелкой моторики со столом - планшетом для рисования песком.

Взаимосвязь развития связной речи и мелкой моторики у детей старшего дошкольного возраста

Диагностика мелкой моторики рук в старшем дошкольном возрасте выявляет уровень графомоторных функций, то есть готовность руки ребёнка к письму. В процессе выполнения мануальных заданий - рисования, копирования, дорисовывания объектов и т.д...

Диагностика развития мелкой моторики у детей с ЗПР

Пальчиковая гимнастика как средство развития мелкой моторики у младших дошкольников

Известному педагогу В.А. Сухомлинскому принадлежит высказывание: "Ум ребенка находится на кончиках его пальцев". "Рука - это инструмент всех инструментов", сказал еще Аристотель. "Рука - это своего рода внешний мозг", писал Кант...

Развитие мелкой моторики детей 2-4 года жизни посредством пальчиковой гимнастики

Развитие мелкой моторики как средство формирования речи детей младшего дошкольного возраста: теоретический анализ

Мелкая моторика рук развивает интерес, познавательные способности ребенка, считается делом интересным и полезным для выявления будущих способностей внутреннего мира ребенка...

Развитие мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста в процессе обучения лепке

Развитие мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста в процессе обучения лепке

лепка моторика ребенок Мелкая моторика рук развивает интерес, познавательные способности ребенка, считается делом интересным и полезным для выявления будущих способностей внутреннего мира ребенка...

Развитие мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста в процессе обучения лепке

В семье изобразительных искусств лепка играет ту роль, как арифметика в математических науках. Это азбука представления о предмете. Лепка в большей мере...

Развитие мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи

Развитие мелкой моторики рук у дошкольников с общими нарушениями речи

В настоящее время проблема развития мелкой моторики детей с ОНР особенно актуальна. Это связано с тем, что в последние годы наблюдается тенденция к увеличению числа детей с ОНР...

Развитие мелкой моторики у детей дошкольного возраста с задержкой психического развития в разных видах изобразительной деятельности

Потребность и способность двигаться заложена в человеке генетически. По данным физиологов, движения являются важнейшим фактором нормального развития ребенка уже с эмбрионального развития...

Развитие мелкой моторики у детей младшего дошкольного возраста посредством стола-планшета для рисования песком

Функция человеческой руки уникальна и универсальна. Чем больше мастерства в детской руке, тем ребенок умнее. Именно руки учат ребенка точности, аккуратности, ясности мышления. Движения рук возбуждают мозг, заставляя его развиваться. По мнению М...

Развитие мелкой моторики у детей старшего дошкольного возраста с дизартрией на логопедических занятиях

Мелкая моторика - одна из сторон двигательной сферы, которая непосредственно связана с овладением предметными действиями, развитием продуктивных видов деятельности, письмом, речью ребенка (М. Кольцова, Н. Новикова, Н. Бернштейн) ...

Для этого не потребуется никаких сложных пособий или предметов. И потребуется совсем немного времени. Я хочу рассказать о трех простых тестах для диагностики уровня развития мелкой моторики, которые можно провести с детьми старшего дошкольного возраста и дома, и в детском саду, и в детском центре (авторы тестов – Н.В. Нижегородцева, В.Д. Шадриков. Психолого-педагогическая готовность ребенка к школе – Владос, 2001).

Тест 1.

Ребенок сидит за столом. Возьмите большой лист бумаги и попросите ребенка положить руки так, чтобы на листе бумаги поместились обе ладошки с разведенными пальчиками. Обведите ладошки на бумаге карандашом. Посмотрите вместе, что у Вас получилось. И попросите ребенка снова положить ладошки на бумагу так, чтобы все линии совпали.

Объясните задание. Предложите малышу поиграть с пальчиками. Скажите: «Я буду показывать тебе пальчики на твоей руке, а ты будешь поднимать только тот пальчик, который я покажу. Другие пальчики поднимать не надо». Попробуйте – попросите малыша поднять пальчик: «Вот этот подними». Убедитесь, что он правильно понял задание.

Теперь начинаем тест. Начните с правой руки: «Подними этот пальчик. А теперь вот этот». Последовательность движений: 5-1-2-4-3 (где 1 это большой пальчик, а 5 это мизинчик). Затем в той же последовательности сделайте задание на левой руке. Затем повторите на правой. И снова на левой. Таким образом, каждая рука выполнит задание два раза!

А теперь главное – за чем надо следить при выполнении этого задания. Когда малыш будет стараться поднимать один пальчик, то непроизвольно будут подниматься и другие. Он этого не хочет, но у него так получается! Эти лишние движения называются синкинезиями. Такие лишние движения возникают, когда движения пальчиков недостаточно дифференцированы, и поэтому включаются ненужные для этого движения мышцы.

Когда Вы видите синкинезии, то рисуйте каждую из них стрелочкой на бумаге, проводя линию от нужного пальчика к «ненужному, лишнему» для этого движения.

В результате на бумаге у Вас будут к концу задания контуры ладошек и нарисованные линии лишних движений. Одно лишнее движение – это одна стрелочка.

Как узнать результаты теста:

1) Считаем среднее количество стрелочек для каждой руки, т.е. среднее количество лишних движений. Например, на правой ладошке у нас нарисовано 6 стрелочек, а задание мы проводили два раза. Поэтому 6:2 = 3. Т.е. среднее количество лишних движений пальчиками на правой руке равно 3.

Аналогично подсчитываем лишние движения пальчиками на левой руке – например, у нас нарисовано 8 стрелочек. 8: 2=4. Среднее количество лишних движений – 4.

2) Складываем получившиеся цифры. 3 (на правой руке) + 4 (на левой руке) = 7.

Что нам скажут эти результаты:

  • Какая ведущая рука у ребенка. Ведущая рука – это та рука, где лучше развита дифференциация движений пальчиков, и где меньше лишних движений пальчиками. В нашем примере – это правая рука.
  • Каков уровень развития тонких движений и их дифференциации у ребенка. Примерные возрастные нормы (общего среднего количества лишних движений): в 6 лет – 9, в 7 лет - 6, в 8 лет – 5, в 9 лет – 3. Для нашего примера: у нас получилась цифра 7. Для шестилетнего ребенка это хороший результат. А вот если бы ребенку уже было бы 7 лет, то результат слишком низкий, т.е. у данного ребенка движения пальчиков развиты недостаточно.

Теперь, наверное, понятно, почему дети, которые учатся играть на фортепиано и других музыкальных инструментах, часто намного более развиты, чем сверстники? Ведь они упражняются постоянно и фактически постоянно делают пальчиковую гимнастику и развивают этим не только свои музыкальные способности, но и мелкую моторику, и сенсомоторную координацию, и мышление!

Тест 2.

Нарисуйте от руки карандашом на листе бумаги ровный круг диаметром 3-3,5 см. Покажите свой образец ребенку. Попросите ребенка нарисовать такой же круг одним движением руки (т.е. без отрыва).

Если у малыша плохо развита мелкая моторика, то он не может выполнить задание. Типичные ошибки:

  • Рисует овал.
  • Рисует круг, но намного меньшего размера чем в образце. Это показатель скованности кисти.
  • Рисует с отрывом руки, передвигая ее.

Тест 3.

Наблюдение за рисованием и закрашиванием раскрасок. Считается, что раскрашивание картинок является очень хорошим упражнением для пальчиков. Но это не всегда так. Чтобы раскрашивание развивало мелкую моторику, надо чтобы ребенок действовал правильно. Обратите внимание на типичные ошибки, которые свидетельствуют о недостаточном уровне развития мелкой моторики и о том, что малышу нужны специальная пальчиковая гимнастика и упражнения для пальчиков.

Типичные ошибки в раскрашивании:

  • Ребенок постоянно поворачивает лист бумаги или книжку при раскрашивании картинки.
  • Ребенок не может менять направление линий.
  • Движения ребенка скованные, кисть фиксирована и часто зажата.
  • Рука и пальчики слишком вялые или слишком напряженные.

Read more: http://rodnaya-tropinka.ru/palchikovaya-gimnastika/#ixzz2pZ4hv0NM

Тест 1

.Методика проведения .Необходимы: листок бумаги и карандаш или ручка, ребёнок сидит за столом, перед ним листок бумаги, на котором он размещает обе руки, чтобы свободно разместились обе ладони с разведёнными пальцами.

После этого обводятся кисти рук карандашом.

Инструкция. «Сейчас мы с тобой поиграем. Я буду показывать пальчики тебе на твоей руке, а ты будешь поднимать только тот пальчик, который я тебе покажу. Другие пальцы поднимать не надо.».В случайном порядке указывается ребёнку палец, который он должен поднять, прикасаясь к нему карандашом: « Этот пальчик. Теперь этот…»Начинать нужно с правой руки

Последовательность указания пальцев: 5-1-2-4-3 (1 –большой палец, 5 – мизинец.) Затем испытание проводится на левой руке, потом снова – на правой и левой. Таким образом проба проводится на каждой руке дважды.

При выполнении нужного движения могут появляться ненужные движения других пальцев. Это происходит непроизвольно, сам ребёнок старается поднимать только один палец.

Эти лишние движения называются синкинезияим, которые возникают в результате недостаточной дифференцированности движений, когда при совершении требуемого движения включаются ненужные для его выполнения мышцы. Наличие синкинезий отмечают стрелочками от нужного к ненужному пальцу

Обработка результатов .

      Подсчитывают среднее по двум пробам количество синкинезий на каждой руке. Для этого считают количество стрелочек для каждой руки и делят полученное число на 2.

      Полученные на каждой руке результаты складывают

      Результат сравнивают с нормами

Тест 2.

О развитии мелких движений пальцев можно судить, наблюдая за тем, как рисует или закрашивает ребёнок. Если он поворачивает лист, не может менять направление линий при помощи тонких движений пальцев и кисти, значит уровень развития мелкой моторики недостаточный.

Существует тесная связь между координацией тонких движений пальцев рук и речью. Исследования М.М. Кольцовой показали, что речевая деятельность частично развивается под влиянием импульсов, поступающих от пальцев рук.

Методика проведения. Ребёнка просят показать один пальчик, два пальчика и три.(Сделай вот так) Дети, которым удаётся изолированное движение пальцев – говорящие дети, если же пальцы напряжены или.напротив, вялые сгибаются и разгибаются только вместе, то это – не говорящие дети. До тех пор, пока движения пальцев не станут свободными, полноценного развития речи добиться не удаётся.

Тест 3.

Методика проведения. Ребёнку предлагают нарисовать одним движением окружность диаметром 3 – 3,5 см. Если кисть развита слабо, ребёнок склонен её фиксировать на плоскости и не справляется с заданием: рисует вместо круга овал, либо окружность значительно меньшего размера. Рисует в несколько приёмов, периодически передвигая руку. Показателем скованности, фиксированности кисти является преимущественное рисование ребёнком очень мелких предметов.

Наталья Фадеева
Обследование мелкой моторики (методика Гризик Т. И.)

Обследование мелкой моторики

(методика Гризик Т . И.)

СТАТИЧЕСКИЕ УПРАЖНЕНИЯ

Цель обследования - проверить стабильность выполнения детьми движений, напряжение мышц.

Во время выполнения упражнений педагоги смотрят, как долго каждый ребенок может сохранять напряжение мелкой моторики (пальцев) .

Проверку можно провести как экспресс-исследование в форме игры «Замри» . Педагог предлагает детям (ребенку) поиграть в игру; дает соответствующие каждому упражнению инструкции; затем произносятся слова «Раз, два, три! Замри!» . Дети (ребенок) выполняют упражнение. Педагог следит за выполнением каждого упражнения, считая про себя или смотря на часы. По истечении 2 мин педагог дает команду «Отомри!» .

Проверку можно проводить подгруппами. Количество детей в подгруппах может быть разным (3-7 человек) .

В отличие от старшей группы упражнения проводятся без наглядности (картинок) . Воспитатель дает словесную инструкцию и следит за выполнением упражнения.

Каждое упражнение выполняется три раза. При этом сначала идет инструкция педагога, сопровождающаяся показом. Затем ребенок выполняет упражнение под счет в следующем порядке :

1-й раз выполнение упражнения (под счет до 15) ; расслабление - отдых (около 5 с) ;

2-й раз - выполнение упражнения (под счет до 15) ; расслабление - отдых;

3-й раз - выполнение упражнения (под счет до 15) .

1. «Кольцо» . Соединить большой и указательный пальцы вместе; остальные пальцы поднять вверх. Пальцы в данном положении удерживать под счет до 15.

2. «Коза» . Вытянуть вперед указательный палец и мизинец. При этом средний и безымянный пальцы прижать большим пальцем к ладони. Упражнение выполняется под счет до 15 (дети 5-6 лет до 10)

3. «Три богатыря» . Поднять вверх указательный, средний, безымянный пальцы, соединенные вместе. При этом большой палец удерживает мизинец на ладони Упражнение выполняется под счет до 15 (дети 5-6 лет до 10)

4. «Заяц» . Вытянуть вверх средний и указательный пальцы. При этом мизинец и безымянный пальцы прижать большим пальцем к ладони. Упражнение выполняется под счет до 15 (дети 5-6 лет до 10)

5. «Солдатики» (упражнение для пяти пальцев) . Удерживать вытянутые напряженные пальцы руки. Упражнение выполняется под счет до 15 (дети 5-6 лет до 10)

Публикации по теме:

Мелкая моторика рук взаимодействует с такими высшими свойствами сознания, как внимание, мышление, координация, воображение, наблюдательность,.

Консультация для педагогов «Методика обследования мелкой моторики у детей 5–6 лет с дизартрией» Методика обследования мелкой моторики у детей 5 – 6 лет с дизартрией Цель: определить уровень развития мелкой моторики у детей 5 – 6 лет.

Коррекция мелкой моторики Мелкая моторика рук и уровень развития речи находятся в прямой зависимости друг от друга, что установлено уже давно. Если мелкая моторика.

Наблюдения за тем, как ребенок застегивает и расстегивает пуговицы, завязывает и развязывает ленты, шнурки, позволяет увидеть недостаточную.

Развития мелкой моторики рук на развитие речи ВВЕДЕНИЕ. «Влияние развития мелкой моторики рук на развитие речи» выбрана мною не случайно,.

Развиваем мелкую моторику с помощью сенсорных и дидактических игр. Развитие речи и мышления напрямую зависит от развития мелкой моторики.

О пользе развития мелкой моторики рук написано и сказано немало,ведь огромная роль развития движений пальчиками в овладении ребенком речью.