Мой отпуск подошел к концу, и я с нетерпением возвращаюсь к блогу. На этот раз хочу предложить вашему вниманию подборку интересных и не слишком замысловатых поделок из пластилина для детей 2-3 лет.
В этом возрасте дети уже неплохо катают колобки и колбаски, отщипывают, размазывают и расплющивают пластилин. Однако поделки из пластилина с множеством мелких деталей, которые можно найти в популярных детских пособиях по лепке, пока что им не под силу: на них, как правило, не хватает ни терпения, ни моторных навыков. В этой статье вы найдете идеи для лепки, с которыми 2-3 годовалый ребенок сможет справиться с минимальной помощью мамы. Ведь самостоятельность в творчестве крайне важна для ребенка! Старайтесь всегда помнить это во время занятий с ребенком.
Занятия, во время которых мама делает бОльшую часть работы за ребенка, никак не способствуют творческому развитию. Позвольте колобкам быть кривыми, а глазам находиться совсем не в том месте, где вам бы того хотелось. Не требуйте от ребенка идеальных форм, добиваясь сильного сходства с реальными предметами . Если малышу совсем трудно справиться с поставленным заданием, лучше упростите его (Кстати, идеи более простых поделок из пластилина для детей вы можете найти в статье « »).
Как мне кажется, идеальный вариант занятия, это когда каждый лепит свою поделку: например, мама своего снеговика, ребенок – своего, при этом мама комментирует свои действия, а малыш ориентируется на то, что делает мама. По нашему опыту, ближе к 3 годам это становится уже возможно. А вот самым маленьким творцам зачастую не хватает силы пальцев, чтобы справиться с пластилином, поэтому помогать, конечно, иногда нужно, но при этом всегда нужно стремиться к самостоятельности в творчестве.
Пусть вас не смущает, что поделки на фотографиях в этой статье ровные и аккуратные и совсем не похожи на детские, большинство из них я специально слепила для этой статьи, т.к. то, что мы лепили с дочкой, в основном не уцелело. Ведь слепив какую-то фигурку, Тася немедленно включает ее в свою игру. Да и не по всем Тасиным поделкам читателям было бы понятно, что изначально было задумано
Итак, идеи для лепки с детьми 2-3 лет (вернее, это только половина идей, ).
Можно начать занятие примерно с такой сценки: мишка пришел в гости к зайцу, собрались они пить чай, а пить то его не с чем. Малышу предстоит помочь игрушкам и слепить для них угощения. Не стоит лепить за один раз больше 1-2 видов угощений, иначе ребенок устанет от затянувшегося занятия.
Таисия также решила, что зачику будет необходима лесенка, чтобы взбираться на солнышко:)
Если вам понравилась статья, расскажите о ней своим друзьям. Это можно сделать при помощи кнопок социальных сетей, которые находятся прямо под статьей. А на новые статьи блога можно подписаться здесь: Инстаграм , Вконтакте , Facebook .
И не забудьте посмотреть вторую часть статьи, где можно найти еще больше поделок из пластилина:
Лепка для малышей: основные приемы, система игровых занятий с детьми от 1 года до 3 лет.
Лепка – вид изобразительной деятельности ребенка. Занятия с пластилином, тестом, массой обогащают сенсорный опыт малыша, развивают мелкую моторику пальчиков рук, учат доводить дело до результата, позволяют развивать речь ребенка, внимание, мышление, воображение .
В лепке как виде продуктивной деятельности (то есть деятельности, в результате которой получается готовый продукт – вылепленное изделие) развивает умение ребенка планировать свои действия.
Лепка учит малыша анализировать, развивает восприятие, ведь чтобы отобразить в лепке любой предмет, нужно выделить его главные части, их признаки (цвет, размер, форму, пропорции, расположение в пространстве).
Также в лепке мы уточняем и закрепляем представления ребенка о предметах окружающего мира.
В лепке малыш старается соотнести особенности предмета с особенностями материала (теста для лепки или пластилина), это ведет к запоминанию сенсорных эталонов (цвет – желтый, красный, зеленый, синий и другие, размер – маленький, большой, форма – круглый, овальный, треугольный, длинный – короткий, широкий — узкий).
Очень важно: игры — занятия лепкой легче для ребенка, чем занятия рисования, так как именно в лепке ребенок начинает чувствовать каждое движение своего пальчика (например, когда вдавливают в глину или в массу для лепки мелкие предметы, отрывают от куска глины маленькие кусочки) и движения своих кистей рук (когда, например, сплющивают шарик в лепешку, когда раскатывают колбаску или шарик). Именно поэтому занятия изобразительной деятельностью лучше всего начать именно с лепки, а чуть позже начать и рисовать с малышом. Также в лепке ребенок легко чувствует форму предмета (ему легче понять, что мячик круглый, это шар именно в лепке, в которой он сам этот шар скатывает, а не плоскостном изображении в рисовании).
Лепка подготовит ручку ребенка к более сложным движениям – владению карандашом и кисточкой в рисовании.
Лепкой можно начать заниматься с ребенком с последних месяцев первого года жизни.
На втором году жизни малыш знакомится с тестом для лепки как с материалом, знакомится с его свойствами и качествами.
На третьем году жизни малыш овладевает «азбукой лепки» — базовыми приемами лепки , на основе которых можно сделать много разных фигур. На основе усвоенной в этом возрасте азбуки лепки будут строиться и все последующие поделки ребенка в более старшем возрасте.
Первое — это тесто для лепки (безопасное для здоровья самых маленьких деток и сделанное из экологически чистых материалов).
Рецепт теста для лепки для детей от 10 до 12 месяцев: 300 гр. муки, 150 гр. воды, 1 чайная ложка подсолнечного масла (в тесто не добавляем соль). В воду можно добавить свежевыжатый сок свеклы – получится розовый цвет. Но он сохранится только на сутки, максимум на двое суток.
Рецепт соленого теста для лепки для детей от 1 года до 2 лет: 2 стакана муки, 1 стакан мелкой соли, 1 стакан воды, подкрашенной пищевым красителем, 2 столовые ложки растительного масла. Краситель берет пищевой, который используется для окрашивания пасхальных яиц и кондитерских изделий (берем ½ или ¼ пакетика одного цвета на эту порцию теста). Тесто не прилипает к рукам, хорошо держит форму. Тесто можно хранить 3-4 недели в плотно закрытом пакете в холодильнике. Лучше заранее сделать несколько цветов теста.
Фигурку из такого теста можно запечь в духовке на слабом огне. Цвет теста после выпечки сохраняется. Если сушить фигурку на воздухе – то тогда фигурка толщиной в 1-2 см будет сушиться 10 дней.
С детьми 2 лет и старше можно использовать для лепки разные материалы: массу для лепки, пластилин, соленое тесто.
Глина – прекрасный природный материал для лепки, который полезен еще и в психологическом плане. Глина прекрасно снимает напряжение! Если Вы хотите полепить из глины с малышом, то купите в магазине глину светлого цвета. Глина темного цвета часто пугает маленьких детей, и они отказываются из нее лепить (боятся испачкаться). Глину нужно хранить в плотно завязанном пакете в холодильнике, так как она быстро засыхает.
Готовое выпускаемое промышленностью тесто или массу для лепки желательно покупать классическое, не ароматизированное (без запахов ванили и других подобных запахов).
Второе – клеенка для защиты стола от пластилина или теста. А также доска для лепки и влажная тряпочка. Это приучает к аккуратности. Главная причина, почему нам не обойтись без этих предметов – при их использовании нам не нужно будет использовать запреты ребенку (не трогай – запачкаешь), не надо будет его дергать. Даже если малыш запачкает клеенку – стол останется чистым, а клеенка легко отмоется.
Сразу же приучайте ребенка, что лепим мы только на клеенке и сразу же убираем за собой. Сначала это будете делать Вы, потом малыш привыкнет к порядку и начнет Вам подражать. Он будет знать правило – лепим за столом на клеенке, после лепки всё убираем на место.
Доску для лепки лучше иметь цвета потемнее, чтобы на ней хорошо были видны светлые детали из теста или пластилина, их форма. По размеру она должна быть не меньше размера альбомного листа (Не советую покупать маленькие доски для лепки. Они очень неудобны в лепке с малышами).
Влажная тряпочка должна быть рядом на столе. Она нужна, чтобы вытирать руки (малышу нужно будет показать, как это делается).
Третье – если Вы боитесь, что ребенок запачкает одежду, то наденьте на его ручки нарукавнички (это «труба», сшитая из легко стирающейся непромокаемой ткани и надевающаяся от запястья до локтя на ручку ребенка) и фартук. Вы будете спокойны, что малыш не испачкает одежду, и он сможет лепить свободно и радостно. Ваши эмоции и Ваше спокойствие очень важны – ведь ребенок их «считывает» мгновенно и хорошо чувствует Ваше эмоциональное состояние. И если мама постоянно переживает, что что-то мы запачкаем – то ребенок не будет лепить с удовольствием. Также если Вы боитесь за пол и его чистоту (например, у вас дома ковровое покрытие – то вместо переживаний можно просто защитить заранее пол — просто постелить на него пленку).
Четвертое. Дополнительно можно приобрести стеки для пластилина (они обычно прилагаются к набору пластилина) – с их помощью можно наносить разные узоры на поверхность изделия.
Это важно:
— место для лепки и все предметы должны быть подготовлены мамой заранее, до игры – занятия с ребенком, так как маленький ребенок не может долго ждать – ему надо сразу же действовать.
— ребенок старше 2 лет уже знает, где дома лежат материалы для лепки и как ими пользоваться по назначению, с этого возраста он помогает маме убирать все материалы после лепки (например, разложить оставшиеся кусочки по цветам, вымыть руки, снять фартук)
Очень часто этот этап пропускается, в результате малыш не хочет лепить, хочет засунуть тесто в рот, и ничего не получается! Потому что прежде чем лепить, надо учесть природу ребенка раннего возраста.
Для малыша одним из важных средств познания мира является экспериментирование, игры исследовательского характера. Дайте малышу насладиться сначала процессом исследования нового для него материала и хорошо познакомиться с ним. Иначе лепить он просто не будет, его будет манить этот новый кусочек чего-то привлекательного, а не процесс лепки!
Познакомьте ребенка с тестом (или пластилином в зависимости от возраста малыша). Дайте возможность:
Дайте малышу третьего года жизни самому поэкспериментировать с цветами – например, сделайте много разных шариков – «бусы» на елку или кукле. Каждый шарик получите, смешивая цвета (желтый + синий = зеленый, красный + белый = розовый).
Исследовательский интерес ребенка обязательно нужно поощрять и развивать, хвалить малыша, а не запрещать его действия. Малыш раннего возраста познает мир чувственным путем, а не через наши слова или видеопрезентации.
Когда ребенок исследует материал, познакомится с его качествами и свойствами, можно будет дать ему материал уже для другой задачи – для лепки.
Это важно запомнить: наш путь обучения лепке самых маленьких деток такой
Полезный совет: Если малыш отказывается от исследования материала, то можно самой дать ему разные игровые задания: «спрячь горошинки в кусочке текста», «а что будет, если мы смешаем два кусочка, давай попробуем!»
Эти приемы малыш осваивает к трем годам (конечно, в том случае, если с ним занимаются лепкой дома или в кружке или в детском саду).
— Во всех возрастных подпериодах раннего детства лепка ребенка вводится в игровой сюжет.
Нужно не просто попросить ребенка слепить грибок – а слепить его для ежика, который свой грибок в лесу потерял.
Или другой пример: нужно сделать кукле пирожки к чаю, ведь она ждет гостей – своих подружек!
Еще один пример: мы решили сделать овощи и фрукты для игры в магазин. Или задумали налепить орешков, чтобы угостить ими белочку – игрушку. Или сделаем сейчас конфеты, которыми кукла угостит всех гостей на своем Дне рождения.
ВАЖНЫЙ НЮАНС: Ежик (игрушка) сам обращается к малышу и просит ребенка помочь ему, и малыш с радостью соглашается, разговаривает с ежиком как с живым. В конце игрушка благодарит малыша за помощь.
ТИПИЧНАЯ ОШИБКА: Взрослый говорит так: «Ежик попросил тебя…Ежик благодарит тебя». Это не работает с малышами! К малышу обращается сам ежик и он сам просит, разговаривает с малышом, сам берет от него вылепленные грибы и сам благодарит. Взрослый разговаривает за ежика с ребенком.
Список игровых сюжетов Вы найдете в конце этой статьи.
— Все вылепленные изделия используются в дальнейшем для игры ребенка (например, в ситуации с ежиком мы реально даем игрушке – ежику вылепленные нами грибочки, он радуется, нас благодарит, мы его провожаем в лес – полностью разыгрываем этот сюжет с малышом).
— Когда мы лепим какой-то предмет (например, неваляшку), то обязательно перед началом лепки рассматриваем этот предмет с ребенком, называем его части и их форму и размер. Рассмотреть можно игрушку, картинку или реальный предмет, если есть такая возможность.
Например: «Какая нарядная неваляшка! Ах, красавица, да веселая какая! (гладим неваляшку по головке). Что я погладила? (голову). На что она похожа? (на шарик), А это что? (гладим шарики – ручки неваляшки, пусть малыш тоже их погладит). На что они похожи? На шарики! Только маленькие! А теперь давай погладим платье у неваляшки. Какое красивое. На что похоже? Тоже на шар. Только большоооой!» И т.д.» Ребенку нужно дать игрушку в руки, чтобы погладить, назвать каждую ее часть. А затем поставить на место и начать ее лепить.
Пример такого разговора про птичку до ее лепки
(автор – Р.Г. Казакова): «Потерял цыпленок маму-курицу, бегал, искал и прибежал к нам. Как он бежал? (на лапках). Устал, погладим его: «
Ах, ты, маленький, желтенький! Что я погладила? (спинку, крылышки). На что похож цыпленок? На шарик! А теперь я что погладила? Головку! На что она похожа? На маленький шарик. Захотел цыпленок зернышки поклевать, стал искать зернышки. Чем он смотрит? (глазками). А чем зернышки клюет? (клювом). Помахал нам чем? (хвостиком)». После этого взрослый показывает, как слепить цыпленка, сопровождая все свои действия комментированием и вопросами: Что я вылепила? Круглое туловище. А это что за маленький шарик? Это голова, а это глаза. Цыпленок сразу увидел маму- курочку! Чем он ей помахал? Крылышками!»
— Сначала малыш будет лепить по Вашему заданию, а чуть позже сможет лепить и сам по своему замыслу.
— Если Вы учите малыша новому приему лепки (например, учите раскатывать шарик круговыми движениями между ладонями), то лучше запланировать ваши домашние игры – занятия по лепке так:
Например, в первый раз мы делали шарик – колобок. Во второй раз это были шарики – мячики. В третий раз мы лепили шарики – клубки для котенка.
В дальнейшем периодичность не будет иметь значения.
Исследования показали, что именно такая периодичность нужна малышу в наилучшем освоении нового для него действия. Это самая успешная схема планирования, позволяющего быстро закрепить новое умение ребенка.
— Никогда не разбирайте готовые вылепленные ребенком поделки при нем, это правило действует навсегда и актуально для любого возраста ребенка. Если Вы хотите повторно использовать пластилин – то разберите поделки так, чтобы ребенок этого не видел.
— Не оставляйте ребенка одного во время лепки, тем более что лепка в этом возрасте занимает не более 3-5 минут.
— Если у ребенка не получилось что-то, он хочет сломать свою поделку –просто помогите ему, подправьте, покажите, как всё исправить. Действуйте от имени игрушки – пусть она подскажет ему, что нужно сделать чтобы подправить поделку.
Начать знакомить малыша с тестом можно с конца первого года жизни. В 1- 2 года ребенок знакомится с тестом для лепки как с материалом, исследует его.
Одна игра будет занимать 3-5 минут. Это то время, когда ребенок в данном возрасте может сосредоточиться на задаче и целеустремленно действовать вместе с Вами.
«Маленький исследователь». Положите на доску для лепки кусочек теста. Пусть малыш его помнет, сделает в нем углубления пальчиком, сделает дырочку, отщипнет маленькие кусочки от большого куска теста («покормит зернышками цыпленка»). Если ребенок боится прикоснуться к тесту – то начинайте играть с тестом сами, комментируя все свои действия. Малыш постепенно освоится и потянется к этому материалу, захочет с ним поиграть.
«Шлепаем ладошкой». Положите тесто для лепки на тарелку контрастного цвета – предложите ребенку пошлепать ладошкой по тесту: шлеп-шлеп-шлеп! Попробуйте делать в тесте дырочки пальчиком: «Вот ямка – бух! И вот ямка – пальчик в нее упал – бух! Бух!».
«Покорми курочку и петушка». В следующий раз на наше игровое занятие пусть к малышу прибегут игрушечные курочка и петушок и попросят их покормить зернышками. Малыш отщипывает маленькие кусочки пластилина и кладет их на тарелочку – «кормит» петушка и курочку. Гости его благодарят за угощение!
Игра «Ау». Возьмите кусочек теста для лепки и спрячьте в него мелкий предмет, например, шарик. Скажите: «Спрятался мячик. Где ты? Ааауууу! Давай его вместе позовем: аааауууу! Мя-чик, а-у! Где мячик? Вот мячик! Нашелся!»
Игра «Один – много». Спрячьте в кусок теста несколько предметов, например, орешки в скорлупе так, чтобы их кусочки были видны из теста. Предложите малышу достать их: «один орешек, два орешка, три орешка! Много орешков!»
Показ с комментированием. Ребенок в этом возрасте лепить поделку еще не сможет, но сможет вам помогать.
В этом возрасте можно лепить с ребенком из любых материалов: глины, пластилина, соленого теста, массы и теста для лепки, снега.
В раннем возрасте малыш осваивает «азбуку лепки» — основные приемы лепки. Базовые элементы для лепки с малышом – это цилиндр (мы называем его для ребенка «палочкой») и шар. Из этих форм можно создавать самые разные фигуры с ребенком.
Первый этап. Ознакомление с материалами, игры — исследования. Об этом этапе мы уже говорили чуть выше. Если ребенок не знаком с тестом для лепки и с пластилином – то начинаем всегда с этого этапа.
Второй этап. Раскатывание кусочка пластилина/теста для лепки/ глины в длину (получение «палочки», «столбика» или «колбаски», «цилиндра»).
Третий этап. Скатывание шара и сплющивание шара в лепешку. Комбинирование форм (шар + палочка).
— Покормим птичек (отщипывание маленьких кусочков глины или пластилина от целого куска),
— Н
орка для мышки (спрячь мышку от кошки)
– показать ребенку, как можно вдавливать пальцами вглубь в центре шарообразного кусочка пластилина, чтобы получилась «норка» — «ямка»).
Прием сплющивание шарика в лепешку – круг:
Все поделки можно делать из массы для лепки, а затем высушить. Получатся овощи и фрукты для игры в «магазин», игрушки.
Лепка с малышами – очень полезное и очень увлекательное и для взрослых, и для детей занятие. Желаю Вам успехов и радостных минут общения с детьми в процессе лепки!
Эту статью я написала по вашим письмам и вопросам ко мне. И в концее ее по просьбам читателей сайта «Родная тропинка» я даю перечень книг, которые могу рекомендовать по данной теме — лепке для самых маленьких детей от года до трех лет.
— Первая часть: полоски и кружочки из пластилина.
— Вторая часть: объемные картинки из пластилина на картинке — основе.
— Третья часть: лепим из теста.
У этого же автора есть и другие красочные отдельные небольшие альбомы по лепке для детей от 1 года до 3 лет: «Пластилиновые угощения», «Пластилиновые ягодки», «Пластилиновые змейки», «Пластилиновые пятнышки», «Пластилиновые полоски». Описание всех игровых занятий по лепке с малышами из данной серии «пластилиновых книг» Вы найдете в первой полной книге автора «Лепка с детьми раннего возраста» по ссылке выше. А в отдельных альбомах для детей представлена данная же система игр просто в другой форме, более удобное для семьи — с готовыми картинками.
4. Лыкова И.А., Шипунова В. Вкусная лепка для детей и взрослых. . Это книга по лепке кондитерских изделий — пряничных домиков, разных видов пирожков вместе с детьми. Для тех, кто любит печь.
5. Из давно изданных книг, которые уже не приобрести, но можно найти в интернете: Доронова Т. Н., Якобсон С. Г. Обучение детей 2-4 лет рисованию, лепке, аппликации в игре. — М.. 1992. Книга для педагогов.
Отщипывание — отделение небольшого кусочка пластилина с помощью большого и указательного пальцев руки (действуем пальчиками как щипцами). Сначала прижимаем и вытягиваем кусочек, а затем отрываем его.
Прищипывание — большим и указательным пальчиками оттягиваем кусочек от детали (получаем, например, клюв).
Соединение — прижимаем две части поделки друг другу и тщательно заглаживаем место стыка.
Раскатывание — формирование «колбасок» (цилиндров) из куска пластилина движениями «вперед — назад» (сначала ладошкой на столе, затем — между прямыми напряженными ладонями).
Скатывание — формирование шарика из куска пластилина круговыми движениями ладони по столу или круговыми движениями прямыми ладошками.
Сплющивание — сжимание куска пластилина для придания ему плоской формы. Небольшой кусочек сплющиваем между указательным и большим пальчиками. Средний и большой кусок пластилина сплющиваем ладошкой.
Вдавливание — получение углубления в куске пластилина способом нажатия большим или указательным пальцем.
Еще материалы для занятий с детьми от 1 года до 3 лет Вы найдете в статьях сайта: ссылку или на обложку курса ниже для бесплатной подписки
Многие молодые родители, решившие пристрастить своего малыша к такому виду рукоделия, как лепка поделок, задаются вопросом о том, с какого возраста можно начинать с ребенком занятия, ведь такая деятельность требует определенных навыков, в частности воображения и мелкой моторики. Начинать занятия по изготовлению поделок с помощью лепки можно уже с двух-трехлетнего возраста, когда у малышей начинается активное развитие мышц и скелета, и он начинает приобретать собственное логическое мышление.
Однако стоит помнить, что лепка с детьми 2 лет должна быть подчинена некоторым правилам, и, прежде всего, речь идет о необходимости создания легких поделок. Все дело в то, что в таком возрасте ребенок просто не обладает всеми необходимыми для изготовления сложных фигурок навыками. Кроме того, лепка из пластилина для детей 2 3 лет должна быть подчинена следующим правилам:
Кстати, занятия по лепке с малышом можно сделать намного интереснее, если изготовить домашнюю съедобную массу для лепки, ведь поделки из нее затем можно будет съесть. Как изготовить такой материал, можно посмотреть в инструкции на нашем сайте.
В рамках сегодняшнего урока по лепке для самых маленьких мы изготовим оригинальную поделку в виде небольшой грибной поляны. Для этого нам потребуется материал зеленого, красного и белого цветов, и немного времени.
Для начала из зеленой массы вылепим основу для поляны, придав ей произвольную приплюснутую форму.
Затем из белого цвета сделаем заготовки для ножек грибов, а из красного – заготовки для шляпок.
Соединим шляпки грибов с ножками и разместим их на поляне произвольным образом.
Остается всего лишь украсить шляпки грибов точечками белого цвета, чтобы получились сказочные мухоморы.
Вот и все, поделка готова и может украсить не только детскую комнату, но и ваш рабочий стол. Как видно, лепка для детей 2-3 лет вовсе не сложна и не требует много сил и времени.
В целом же, существует огромное количество разнообразных поделок и фигурок, которые можно слепить с малышом двух-трехлетнего возраста. Следите за нашими новыми выпусками, чтобы узнать, какие оригинальные поделки можно делать с маленькими детьми.
Обновлено: Апрель 30, 2019 автором: i7allia
Дарья Николаевна Колдина
Лепка с детьми 3–4 лет. Конспекты занятий
К концу третьего года жизни ребенок усваивает основные представления о цвете, величине, форме; слушает сказки; учится сравнивать реальные предметы с их изображениями на картинах; рассматривает пейзажи.
Маленькому ребенку легче выразить свои впечатления с помощью изобразительной деятельности (объемное изображение – в лепке, силуэтное – в аппликации, графическое – в рисовании). Он передает образы предметов с помощью пластилина, цветной бумаги, красок. Эти материалы должны быть у ребенка всегда под рукой. Но этого недостаточно. Нужно развивать творческие способности малыша, показывать приемы лепки, учить вырезать из цветной бумаги, знакомить с разнообразными техниками рисования. Для совершенствования изобразительных навыков следует формировать восприятие формы, цвета, ритма, эстетических представлений.
Ребенок 3–4 лет умеет очень многое: мыть руки, чистить зубы, самостоятельно есть, одеваться и раздеваться, пользоваться туалетом. У малыша появляются простые речевые рассуждения. Он с удовольствием отвечает на вопросы взрослых, тянется к общению с другими детьми; развиваются его игровые навыки и произвольное поведение.
Для развития детского творчества и овладения изобразительной деятельностью необходимо учитывать интересы детей, использовать разнообразные темы занятий и формы организации (индивидуальные и коллективные работы). Очень важно создать доброжелательную обстановку на занятии. Сначала ребенку интересен сам процесс изготовления поделки, но постепенно его начинает интересовать и ее качество. Малыш стремится как можно натуральнее передать образ предмета, а после занятия обыграть свою поделку: покатать по столу самодельный мячик, покормить ежика изготовленными грибами. Ребенок с удовольствием рассказывает, что он вылепил, что может делать этот предмет, какой цвет он выбрал для своей поделки.
В данном пособии мы приводим конспекты увлекательных занятий для детей 3–4 лет по лепке из глины и пластилина в сочетании с природным и дополнительным материалом. Эти занятия способствуют реализации следующих задач: приобщение ребенка к окружающей красоте; развитие воображения, самостоятельности, настойчивости, умения доводить работу до конца, аккуратности и трудолюбия, умений и навыков в обработке различных материалов, которые в дальнейшем он сможет самостоятельно применить для изготовления подобных поделок.
Занятия составлены по тематическому принципу: одна тема объединяет все занятия (по окружающему миру, по развитию речи, по лепке, по аппликации, по рисованию) в течение недели. Занятие по лепке с детьми 3–4 лет проводится один раз в неделю и длится 15 минут. В пособии представлены 36 конспектов комплексных занятий, рассчитанных на учебный год (с сентября по май).
Заранее внимательно прочитайте конспект занятия и, если вам что-то не подходит, внесите изменения; подготовьте необходимый материал и оборудование. Важна и предварительная работа (чтение художественного произведения, ознакомление с окружающими явлениями, рассматривание рисунков и картин).
Наблюдая за каждым ребенком на занятиях или в игре с другими детьми, вы можете больше узнать о нем и справиться с трудностями в его поведении.
Если ребенок бросает свое занятие, как только у него что-то не получилось, значит, он не умеет преодолевать препятствия. Этому можно научить, если предлагать ребенку другие способы достижения желаемого. Тогда он будет понимать, что из любой ситуации должен быть выход. Например, если малыш хочет вылепить снеговика, а у него не получается, предложите вместе с вами нарисовать его.
Если ребенок быстро теряет интерес к занятию, возможно, оно слишком простое или наоборот сложное для него. Поймите причину и усложните или облегчите задание. Например, ребенку нужно лепить из пластилина баранки. Если это слишком просто для него, предложите лепить калачи и украшать их бусинками, пуговицами и другим дополнительным материалом. Если задание слишком сложное, начните с лепки пирожков (шариков) из пластилина, а затем украсьте их дополнительным материалом.
Если ребенок быстро устает, не может высидеть и пяти минут, попробуйте развить его выносливость, используя массаж, закаливание, спортивные упражнения. А на занятиях чаще чередуйте активные и спокойные действия.
Для того, чтобы ребенок понимал задание и выполнял его, необходимо развивать его внимание и умение сосредотачиваться. Поиграйте с малышом в игру «Что изменилось?» (положите перед ребенком 3–4 игрушки, а потом незаметно спрячьте одну из них или поменяйте игрушки местами). Ищите как можно больше способов привлечь ребенка к доведению задания до логического конца (например: «Давай слепим для ежика еще немного грибов, у него в лесу очень много друзей, и некоторым может не хватить грибов» или «Давай доделаем домик и поселим в него зайчика, а то сейчас прибежит лиса и съест его»).
Занятия по лепке строятся по следующему примерному плану.
1. Создание игровой ситуации для привлечения внимания и развития эмоциональной отзывчивости детей (загадки, песни, потешки; сказочный персонаж, нуждающийся в помощи; игры-драматизации; упражнения на развитие памяти, внимания и мышления; подвижные игры).
2. Лепка изделия: знакомство с изображаемым предметом, последовательностью действий и приемами лепки (иногда желательно дать ребенку возможность самому подумать, как лучше выполнить поделку). Необязательно заранее изготавливать образец изделия; можно рассмотреть и ощупать предмет или создать изображение по памяти.
3. Доработка изделия с помощью дополнительного материала (необходимо при этом обращать внимание детей на выразительные средства: правильно подобранные нужные цвета и интересные детали).
4. Рассматривание готовых работ (им дается только положительная оценка). Дети должны радоваться полученному результату и учиться оценивать свои поделки.
На занятиях по лепке дети 3–4 лет лепят из небольших кусочков пластилина. Используются следующие способы лепки:
Конструктивный – лепка предмета из отдельных частей;
Пластический – детали предмета вытягиваются из целого куска пластилина.
Комбинированный – сочетание в одном изделии разных способов лепки.
Перечислим приемы лепки, которые могут применять дети 3–4 лет:
Скатывание круговыми движениями рук (шарики, мячи);
Раскатывание прямыми движениями рук (столбики, колбаски);
Надавливание шариков пальцем сверху (горошины, точки на шляпке мухомора);
Растягивание надавленных шариков на картоне (осьминоги, звезды);
Прищипывание краев формы кончиками пальцев (клюв птички, края миски);
Сплющивание между пальцами или ладонями (пироги, блины);
Сглаживание поверхности вылепленной фигуры или места соединения частей (голова и туловище снеговика);
Нанесение пластилина внутри контура для создания плоской пластилиновой картинки на картоне (гриб, котенок).
Вытягивание отдельных частей от целого куска (голова матрешки вытягивается из ее туловища);
Вдавливание пальцем углубления на поверхности формы (чашка, тарелка).
Для занятий по лепке из глины и пластилина заранее заготовьте природный материал (половинки скорлупок грецких орехов, скорлупу фисташек, плоды каштана, желуди, ветки, семена ясеня, крылатки клена, фасоль, горох, рис) и дополнительный материал (пуговицы, спички, крышки от пузырьков и пластмассовых бутылок, капсулы от киндер-сюрпризов, нитки, баночки от йогурта).
Для аккуратной работы с пластилином и глиной у каждого ребенка должна быть дощечка-подкладка и тряпочка, которой он будет вытирать руки, а также небольшая картонка-подставка для готового изделия.
Если у вас нет глины, можно использовать самодельное мягкое и пластичное тесто (для теста нужно смешать полстакана соли, полстакана муки, полстакана воды и одну чайную ложку подсолнечного масла). Готовое изделие из теста нужно просушить с двух сторон на теплой батарее, а потом раскрасить гуашью.
Предполагаемые навыки и умения ребенка к 4 годам:
Испытывает интерес к лепке из пластилина и глины;
Знает свойства глины и пластилина;
Использует разнообразные приемы лепки (скатывание, раскатывание, сплющивание, соединение, вдавливание пальцем углубления, прищипывание краев формы кончиками пальцев);
Передает в лепке различие предметов по величине;
Раскатывает комочки прямыми и круговыми движениями ладоней;
Соединяет концы раскатанной колбаски в кольцо;
Сплющивает шар, сжимая его ладонями обеих рук;
Умеет украшать вылепленный предмет из глины, используя палочку с заостренным концом (спичку) или стеку;
Программа ДПОУ
по художественно – эстетическому развитию детей
«Чудеса из пластилина»
для детей 3-4 лет
составитель:
воспитатель Цукренко Т.В.
2016
Содержание.
Содержание
Стр.
Паспорт программы
Пояснительная записка
2.1.
Цель, задачи программы
2.2.
Планируемый результат
2.3.
Объём образовательной нагрузки
Содержание программы «Чудеса из пластилина»
Организационно – педагогические условия
4.1.
Учебный план
4.2.
Расписание занятий
4.3.
Календарный учебный график
4.4.
Программно – методическое обеспечение
4.5.
Мониторинг
Литература
1. ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ.
Наименование программы.« Чудеса из пластилина». Программа по художественно – эстетическому развитию детей младшего дошкольного возраста.
Основания для разработки программы.
Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
Приказ Министерства образования и науки РФ от 30 августа 2013 г. № 1014 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным Программам – образовательным Программам дошкольного образования» (Зарегистрировано в Минюсте России 26.09.2013 № 30038) ;
Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 15 мая 2013 г. № 26 г. Москва от «Об утверждении СанПиН 2.4.1.3049-13 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций» (Зарегистрировано в Минюсте России 29 мая 2013 г. № 28564) ;
П риказ Министерства образования и науки РФ от 17 октября 2013 г. № 1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования» (Зарегистрировано в Минюсте РФ 14 ноября 2013 г. № 30384) ;
- «Программа развития образования города Нижневартовска на 2015 – 2020г.».
- «Программа развития МАДОУ города Нижневартовска ДС на 2015 – 2020годы».
Устав дошкольного образовательного учреждения, утвержден приказом департамента муниципальной собственности и земельных ресурсов администрации города от 08.08.2014г. №1269/36-п.
Заказчики программы.
Родители (законные представители) воспитанников МАДОУ города Нижневартовска ДС
Организация исполнитель программы.
МАДОУ города Нижневартовска
Целевая группа.
Дети младшего дошкольного возраста.
Составители программы
Цукренко Татьяна Васильевна, воспитатель.
Цель программы.
Задачи программы.
Воспитывать желание своими руками создавать красивые поделки из пластилина, использовать их в игровой и театральной деятельности, в качестве подарка или для украшения группы;
Развивать чувство формы и цвета, мелкую моторику рук, обогащать словарный запас;
Учить простейшим приёмам лепки, формировать умение составлять простые композиции
Ожидаемые результаты.
- будет создан положительный эмоциональный настрой у детей в процессе изготовления поделок из пластилина, появится желание создавать поделки своими руками, дети научатся радоваться полученному результату;
Повысится уровень развития мелкой моторики рук младших дошкольников;
Увеличится активный словарь детей, повысится качество произношения звуков;
Дети смогут самостоятельно применять приёмы лепки при изготовлении поделок из пластилина.
Срок реализации программы.
Ежегодно
2.ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА.
Дошкольный возраст – фундамент общего развития ребенка, стартовый период всех высоких человеческих начал. Именно в этом возрасте закладываются основы всестороннего, гармонического развития ребенка. Изобразительное творчество – специфическая детская активность, направленная на эстетическое освоение мира посредством изобразительного искусства, наиболее доступный вид познания мира ребенком.
Одна из важных задач в области народного образования – эстетическое воспитание и художественное образование детей. В дошкольные годы у ребенка развивается чувство прекрасного, высокие эстетические вкусы, умение понимать и ценить произведения искусства, красоту и богатство родной природы. Это способствует формированию духовно богатой, гармонично развитой личности.
Пластилин – это прекрасный и доступный материал для воплощения самых разных творческих замыслов и фантазий и работа с ним – это прекрасное развивающее занятие для любого ребенка. Тактильная активность, особенно ярко проявляемая детьми именно при играх с пластилином, напрямую влияет на формирование фантазии. Психологи указывают на прямую взаимосвязь между степенью развития у малыша фантазии и его складывающимися интеллектуальными способностями.
Лепка имеет большое значение для обучения и воспитания детей дошкольного возраста. Она способствует развитию зрительного восприятия, памяти, образного мышления, привитию ручных умений и навыков, необходимых для успешного обучения в школе. Лепка так же, как и другие виды изобразительной деятельности, формирует эстетические вкусы, развивает чувство прекрасного, умение понимать прекрасное во всем его многообразии. Лепка как деятельность в большей мере, чем рисование или аппликация, подводит детей к умению ориентироваться в пространстве, к усвоению целого ряд математических представлений.
Еще одной специфической чертой лепки является ее тесная связь с игрой. Объемность выполненной фигурки стимулирует детей к игровым действиям с ней. Такая организация занятий в виде игры углубляет у детей интерес к лепке, расширяет возможность общения со взрослыми и сверстниками. Занятия лепкой тесно связаны с ознакомлением с окружающим, с обучением родному языку, с ознакомлением художественной литературой, с наблюдением за живыми объектами. Создание ребенком даже самых простых скульптур – творческий процесс. А творческое созидание – это проявление продуктивной активности человеческого сознания.
Необходимо научить детей видеть прекрасное в простом. Взращивать в детских сердцах чувство к прекрасному, к доброму, тогда у них появится желание создать красоту своими руками, что принесёт им чувство удовлетворения. Творческое начало рождает в ребёнке живую фантазию, живое воображение. Успехи в простом придают уверенность в своих силах, и ведет к сотворению более сложного. Лепка из пластилина позволяет реализовать и развить творческие способности детей, дает возможность увидеть окружающий мир другими глазами. Кроме того, работа с пластилином имеет большое значение для всестороннего развития ребёнка, способствует физическому развитию: воспитывает у детей способности к длительным физическим усилиям, тренирует и закаливает нервно-мышечный аппарат ребёнка, воспитывает усидчивость, художественный вкус, умение наблюдать, выделять главное.
Таким образом, стимулируя с помощью поделок из пластилина развитие фантазии ребёнка, его способность представлять перед собой образы предметов, которых в действительности нет перед его глазами в данный момент, мы закладываем базу для развития интеллекта ребёнка.
Программа по кружковой работе «Чудеса из пластилина» разработана на основе методического пособия Комаровой Т.С. «Изобразительная деятельность в детском саду».
2.1. ЦЕЛЬ, ЗАДАЧИ ПРОГРАММЫ.
Цель программы. Создание условий для развития творческих способностей младших дошкольников, их эстетического развития.
Задачи программы.
1.Воспитывать желание своими руками создавать красивые поделки из пластилина, использовать их в игровой и театральной деятельности, в качестве подарка или для украшения группы.
2.Развивать чувство формы и цвета, мелкую моторику рук, обогащать словарный запас.
3.Учить простейшим приёмам лепки, формировать умение составлять простые композиции.
2.2. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
1. У воспитанников создан положительный эмоциональный настрой в процессе изготовления поделок из пластилина. Дети с желанием создают поделки своими руками. Воспитанники радуются полученному результату.
2.У воспитанников повысится уровень развития мелкой моторики рук.
3. У воспитанников увеличится активный словарь, повысится качество произношения звуков.
4.Воспитанники смогут самостоятельно применять приёмы лепки при изготовлении поделок из пластилина .
2.3. ОБЪЁМ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ НАГРУЗКИ
Программа разработана для детей младшего дошкольного возраста.
Занятия проводятся 1 раз в неделю продолжительностью 15 минут.
Группа включает 25 детей.
Занятия проводятся вне образовательной деятельности.
Форма обучения – очная.
Срок реализации программы 1 учебный год.
На протяжения всего периода работы ведется журнал посещаемости дополнительной образовательной услуги кружок «Чудеса из пластилина» с четкой фиксацией даты проведения, темы, содержания и техники работы.
НОД проводится вне основной образовательной деятельности в изобразительной студии с детьми дошкольного возраста. Итоги предоставления дополнительной образовательной услуги «Чудеса из пластилина» - предоставляются на открытой НОД, выставках детских работ, результативных участиях в конкурсах и мероприятиях различного уровня.
3. СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ.
ПЕРСПЕКТИВНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ РАБОТЫ С ДЕТЬМИ
3-4 ЛЕТ.
Месяц№ нед.
Тема
Содержание
Материал
Сентябрь
«Знакомство с пластилином».
Дать детям представление о том, что пластилин мягкий, что из него можно лепить, можно отщипывать от большого комка маленькие комочки. Учить класть пластилин и вылепленные изделия только на доску, работать аккуратно. Развивать желание лепить.
«Палочки» («конфетки»).
Учить отщипывать небольшие комочки пластилина, раскатывать их между ладонями прямыми движениями. Учить работать аккуратно, класть готовые изделия на доску. Развивать желание лепить.
Палочки (конфетки), пластилин, доски, общая подставка
«Разные цветные мелки»
Упражнять в лепке палочек приемом раскатывания пластилина прямыми движениями ладоней. Учить аккуратно работать с пластилином, пластилином; класть вылепленные изделия и лишнюю глину на доску. Развивать желание лепить, радоваться созданному.
«Бублики» («Баранки»)
Продолжать знакомить детей с пластилином, учить свертывать пластилиновую палочку в кольцо (соединять концы, плотно прижимая их друг к другу). Закреплять умение раскатывать пластилин прямыми движениями, лепить аккуратно. Развивать образное восприятие. Вызывать чувство радости от созданных изображений.
Небольшие комочки пластилина, доски (на каждого ребёнка).
Октябрь
« Колобок»
Вызывать у детей желание создавать в лепке образы сказочных персонажей. Закреплять умение лепить предметы круглой формы, раскатывая пластилин между ладонями круговыми движениями. Закреплять умение аккуратно работать с пластилином. Учить палочкой рисовать на вылепленном изделии некоторые детали.
Полоска – дорожка, пластилин, доски, палочки.
«Подарок любимому щенку (косточка).
Выявить уровень знаний детей о свойствах пластических материалов, закрепить умение раскатывать пластилин между ладонями, умение аккуратно пользоваться пластилином. Воспитывать доброе отношение к животным, желание сделать для них что-то хорошее.
Пластилин, доски.
«Картошка в мешке»
Учить детей скатывать маленькие шарики из пластилина между ладоней и расплющивать их пальцами на картоне. Развивать тактильные ощущения.
Муляж картофеля, вырезанный шаблон мешка, пластилин, доски
« Грибная поляна»
Учить детей раскатывать из маленьких шариков пластилина столбики и соединять их с дополнительным материалом. Воспитывать отзывчивость и доброту.
Мягкая игрушка животного, четыре разных по цвету и форме грибочка, вырезанных из картона и разрезанных пополам, скорлупа от фисташек, пластилин, доски, подставка.
Ноябрь
«Крендельки»
Закреплять прием раскатывания пластилина прямыми движениями ладоней. Учить детей по – разному свертывать получившуюся колбаску. Соединять концы. Формировать умение рассматривать работы. Замечать разнообразие созданных работ.
Крендельки, пластилин, доски.
1 0
« Пряники»
Закрепление умения лепить шарики. Учить сплющивать шар, сдавливать его ладошками. Развивать желание делать что-то для других.
Кукла, кукольная мебель. П ластилин, доски.
« Миска с вишенками»
Продолжать учить детей скатывать из пластилина маленькие шарики, втыкать в них палочки. Познакомить с ягодами и их названиями. Учить лепить предмет, используя приём сплющивания. Воспитывать отзывчивость и доброту.
Несколько пар варежек, куклы. Вырезанная из картона варежка, пластилин, горох, рис, фасоль и др. материал.
«Печенье»
Закрепить умение детей раскатывать пластилин круговыми движениями, сплющивать шарик, сдавливая его ладонями. Развивать желание лепить. Продолжать отрабатывать навыки лепки. Закреплять умение аккуратно работать с пластилином.
Печенье. П ластилин, доски.
Декабрь
«Лепешки. Большие и маленькие»
Продолжать учить детей отщипывать комочки пластилина, от большого куска; раскатывать комочки круговыми движениями. Закреплять умение сплющивать шар, сдавливая его ладонями. Учить украшать вылепленные поделки с помощью палочки.
П ластилин, доски, палочки для украшения.
«Погремушка»
Продолжать учить детей раскатывать комочки пластилина между ладонями круговыми и прямыми движениями ладоней; составлять предмет из 2-х частей, плотно прижимая, друг к другу. Закреплять умение лепить аккуратно.
Погремушки разной конструкции. П ластилин, доски.
«Башенка»
Продолжать учить детей раскатывать комочки пластилина между ладонями круговыми движениями; расплющивать шар между ладонями, составлять предмет из нескольких частей, накладывая одну на другую. Закреплять умение лепить аккуратно.
Башенка, состоящая из 4 -5 колец одного цвета. Пластилин, доски (на каждого ребенка).
« Кто в избушке живет»
Вызывать у детей желание лепить, раскатывать комочек пластилин прямыми движениями ладоней. Учить создавать коллективную работу
Игрушка – петушок.
П ластилин, доски
Январь
« Мандарины и апельсины»
Закреплять умение детей лепить предметы круглой формы, раскатывать пластилин кругообразными движениями между ладонями. Учить лепить предметы разной величины.
Мандарины и апельсины. П ластилин, доски (на каждого ребенка).
«Вкусные гостинцы на день рождения Мишки»
Развивать воображение и творчество. Учить детей использовать знакомые приемы лепки для создания разных изображений. Закреплять приемы лепки; умение аккуратно обращаться с материалом и оборудованием.
П ластилин, доски (на каждого ребёнка).
« Маленькие куколки гуляют на снежной поляне»
Учить создавать в лепке образ куклы. Учить лепить предмет состоящий из двух частей: столбика (шубка) и круглой формы (голова). Закреплять умение раскатывать пластилин между ладонями прямыми и кругообразными движениями, соединять две части предмета приемам прижимания.
Пластилин , палочки, доски (на каждого ребенка), подставка для коллективной композиции – небольшой картонный прямоугольник, покрытый ватой.
« Слепи свою любимую игрушку»
Учить самостоятельно выбирать содержание лепки, использовать усвоенные ранее приемы лепки. Закреплять умение лепить предметы, состоящие из одной или несколько частей, передавая их форму или величину. Вызывать радость от созданного изображения.
П ластилин, доски (на каждого ребёнка).
Февраль
« Воробушки и кот»
Продолжать формировать умение отражать в лепке образы подвижной игры. Развивать творчество. Закреплять полученные ранее навыки и умения в процессе создания образов игры в лепке и восприятии общего результата.
Игрушечные кот и воробушек. П ластилин, доски, палочки для дорисовывания деталей.
« Самолёты стоят на аэродроме»
Учить детей лепить предмет, состоящий из двух частей одинаковой формы, вылепленных из удлинённых кусков пластилина. Закрепить умение делить кусок пластилина на глаз на две равные части, раскатывать их продольными движениями ладоней и сплющивать между ладонями, для получения нужной формы. Вызывать радость от созданного изображения.
Игрушечный самолёт. П ластилин, доски
« Снеговик»
Учить детей лепить предметы, состоящие из двух шариков. Закреплять умение доводить изделие до нужного образа с помощью дополнительного материала.
Картина «Зимний пейзаж». Пластилин, спички, маленькие крышки от пузырьков, доски, картонка – подставка.
«Большие и маленькие птицы на кормушке»
Продолжать формировать у детей желание передавать в лепке образы птиц, правильно передавая форму частей тела, головы, хвоста. Закрепить приемы лепки. Развивать умение рассказывать о том, что слепили. Воспитывать творчество, инициативу. Самостоятельность. Развивать воображение.
Игрушечные птицы (разные большие и маленькие), иллюстрации с изображением птиц. П ластилин, доски, палочки для изображения деталей(на каждого ребенка), подставка – кормушка.
Март
« Неваляшка»
Учить детей лепить предмет, состоящий из нескольких частей одинаковой формы, но разной величины, плотно прижимая части, друг к другу. Вызывать стремление украшать предмет мелкими деталями (помпон на шапочке, пуговицы на платье). Закрепить умение лепить аккуратно. Вызывать чувство радости от созданного.
Игрушка – неваляшка. П ластилин, доски, палочки, дополнительный материал.
« Маленькая Маша»
Учить детей лепить маленькую куколку: шубка – толстый столбик, голова – шар, руки – палочки. Закрепить умение раскатывать пластилин прямыми движениями и кругообразными. Учить составлять изображение из частей. Вызывать чувство радости от получившегося изображения.
П ластилин, доски, подставки для готовых работ.
« Угощение для кукол, мишек, зайчиков»
Развивать умение выбирать из названных предметов содержание своей лепки. Воспитывать самостоятельность. Закреплять приёмы лепки. Формировать желание лепить что-то нужное для игры.
П ластилин, доски, палочки, бумажные тарелочки.
« Мишка – неваляшка»
Упражнять детей в изображении предметов, состоящих из частей круглой формы, разной величины. Отрабатывать умение скреплять части предмета, плотно прижимая их, друг к другу.
П ластилин, доски.
Апрель
« Зайчик»
Развивать интерес к лепке знакомых предметов, состоящие из нескольких частей. Учить делить комок пластилина на нужное количество частей; при лепке туловища и головы пользоваться приёмом раскатывания глины кругообразными движениями между ладонями, при лепке ушей – приемами раскатывания палочек и сплющивания. Закреплять умение прочно соединять части предмета, прижимая их друг к другу.
Кусок пластилина в виде толстой палочки, доски (на каждого ребёнка).
«Красивая птичка»
Учить лепить предмет, состоящий из нескольких частей. Закреплять приём прищипывания кончиками пальцев (клюв, хвостик); умение прочно скреплять части, плотно прижимая их друг к другу. Учить лепить по образцу народной (дымковской) игрушки.
Игрушечная птичка.
Пластилин, доски (на каждого ребёнка).
«День рождение куклы Даши»
Выявить умения детей лепить и украшать вылепленный предмет, доводить предмет до нужного образа по собственному замыслу
Кукла. Пластилин, разнообразный дополнительный материал. Палочки, доски, картонка – подставка.
« Миски трех медведей»
Закреплять умения детей лепить мисочки разного размера, используя приём раскатывания пластилина кругообразными движениями. Закреплять приемы сплющивания и оттягивания краёв мисочки вверх. Закреплять умение лепить аккуратно.
Три игрушечных медведя разной величины. П ластилин, доски.
Май
«Утёнок»
Учить лепить предмет, состоящий из нескольких частей, передавая некоторые характерные особенности (вытянутый клюв). Упражнять в использовании приёма прищипывания, оттягивания. Закреплять умение соединять части, плотно прижимая их друг к другу.
Игрушечный утёнок. Пластилин , доски (на каждого ребёнка).
« Цыплята гуляют»
Продолжать формировать умение лепить предметы, состоящие из двух частей знакомой формы, передавая форму и величину частей. Учить изображать детали (клюв) приёмом прищипывания. Включать детей в создание коллективной композиции.
Игрушка – цыплёнок. П ластилин, доски, зелёный лист картона, для размещения готовых работ.
«Бабка и дед»
Продолжать учить детей наносить пластилин на заданную поверхность; доводить изделие до нужного образа с помощью ниток и стеки. Закреплять знания о частях лица и тела.
Овал из картона. Пластилин, нитки, палочки, доски.
« Гусеница»
Продолжать учить детей лепить предметы, состоящие из нескольких деталей. Учить образовывать имена существительные множественного числа.
Предметные картинки с насекомыми, мяч. Пластилин, вырезанный из картона лист дерева, доски.
4. ОРГАНИЗАЦИОННО – ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ
УЧЕБНЫЙ ПЛАН
Возраст детей.Количество в неделю/минуты
Количество в месяц/минуты
Количество в год/минуты
3-4 года
1/15 минут
/15 мин/
4/60 минут
/1 час/
36/540 минут
/9 часов/
4.1. РАСПИСАНИЕ ЗАНЯТИЙ
Дни неделиРуководитель
Время
Среда
Цукренко Т.В.
16.00 – 16.15
4.3 КАЛЕНДАРНЫЙ УЧЕБНЫЙ ПЛАН
Нетрад. техники рис.Знакомство с пластилином
1
-
-
-
-
-
-
-
-
Раскатывание пластилина между ладонями (палочки)
2
2
-
-
-
-
-
-
-
Свёртывание палочек в кольцо.
1
-
1
-
-
-
-
1
-
Лепка предметов округлой формы.
-
2
-
1
1
1
2
-
-
Сплющивание шарика.
-
-
3
1
-
-
1
1
-
Составление предметов из нескольких частей
-
-
-
1
1
1
-
-
1
Создание коллективных работ.
-
-
-
1
1
-
-
-
-
Лепка человека
-
-
-
-
1
-
1
-
1
Лепка животных и птиц.
-
-
-
-
-
2
-
2
2
Итого занятий
4
4
4
4
4
4
4
4
4
36 занятий, 36 недель
4.4. ПРОГРАММНО – МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ
Наименование услуги
Наименование программы
На основании какой программы разработана и кем утверждена, рекомендована
1
Проведение занятий по художественно – эстетическому развитию детей 3-4 лет
«Чудеса из пластилина»
Дополнительная образовательная программа по художественно – эстетическому развитию детей 3-4 лет
«Чудеса из пластилина»
Данная программа разработана на основе методического пособия Комаровой Т.С. «Изобразительная деятельность в детском саду» – М.: Мозаика-Синтез, 2006.
Программа опирается на реализацию концептуальных принципов :
- принцип преемственности, реализуемый через педагогическое сотрудничество между воспитателями, узкими специалистами, родителями;
- принцип учёта сензитивности дошкольного детства как периода наиболее благоприятного для развития художественной деятельности;
- принцип индивидуального подхода, который реализуется через составление гибких учебных планов развития ребёнка;
- принцип своевременного начала, выражающийся в как можно более раннем начале работы по развитию художественных способностей детей;
- принцип возможного выбора, согласно которому ребёнку предоставляется право самому выбирать интересующую деятельность;
- принцип комплексного подхода, предполагающий в работе по развитию художественных способностей реализацию, как специальных задач, так и задач общеразвивающих;
- принцип равновесия, выражающийся в рациональном соотношении между индивидуальной и коллективной деятельности ребёнка, между объёмом специальных и общеразвивающих знаний;
- принцип взаимодействия и сотрудничества с учреждениями образования, культуры и искусства.
Основные приемы лепки пластилином
Скатывание. Положить кусочек пластилина между ладонями, немножко прижать и выполнять кругообразные движения, чтобы получился шарик. Шарик нужно периодически поворачивать, чтобы он стал круглым.
Раскатывание. Позволяет превратить пластилиновый шар в яйцо или цилиндр. Скатать шарик и прямолинейными движениями рук преобразовать в цилиндр. Яйцо получиться, если руки поставить наклонно относительно друг друга и выполнить раскатывание.
Сплющивание. Чтобы получить лепешку или диск, сначала скатывают шарик, потом его сильно сдавливают между ладошками, или прижимают ладошкой к столу.
Прищипывание. Придает определенную фактуру поверхности изделия, что необходимо при выполнении мелких деталей на крупной модели. Для этого соединенными пальцами захватывают немного пластилина и выделяют его, придавая ему нужную форму.
Оттягивание. Похоже на предыдущий прием, но после захвата пластилина его оттягивают и формуют новый элемент или деталь.
Заглаживание. Применяется для создания плавного перехода от одной детали к другой при соединении и для закругления. Выполняется пальцами или стеком. Одновременно можно удалить излишек пластилина.
Разрезание . Разделение бруска стеком или резачком на отдельные куски.
Соединение . Прикладывание и несильное прижимание деталей друг к другу. При этом нужно соизмерять силу и не допускать деформации деталей.
Формы и методы занятий
Занятия, предусмотренные данной программой, имеют разные формы организации:
- коллективная;
- подгрупповая;
- комбинированная;
- игровая;
- творческая.
При организации работы с детьми применяются различные методы и приёмы:
-обследование;
- наблюдение;
- показ;
- беседа;
-игровые задания и упражнения;
- рассматривание произведений живописи;
- произведения художественного и музыкального ряда.
Примерная структура занятий
1 этап – организационная часть (1-2 минуты)
Включает организационный момент – используются загадки или небольшое стихотворение о предстоящей работе, происходит рассаживание детей по местам.
2 этап – подготовительная часть (3 минуты)
На данном этапе происходит введение в тему – рассматривание копий и репродукций картин подлинного искусства, беседа, загадки, работа с объёмными формами, игра, актуализация знаний; сообщение (постановка) цели и темы деятельности; упражнение на развитие мышц пальцев, внимания, физкультминутка; работа с раздаточным материалом; объяснение и показ.
3 этап – основная часть (7 минут)
Проводится гимнастика для глаз и выполняется самостоятельная работа с детьми.
4 этап – заключительная часть (3 минут)
Подводится итог деятельности, анализируются детские рисунки и проводится выставка продуктов детской деятельности, а также уборка рабочего места.
4.5. МАТЕРИАЛЬНО – ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ
Материально – техническое обеспечениеКадровое обеспечение
1.Наглядные пособия, игры, муляжи, репродукции картин, литературный и музыкальный ряд.
2.Произведения народных мастеров.
3.Пластилин.
4.Доски для пластилина.
5.Стеки.
6.Природный и бросовый материал.
7.Салфетки для рук.
- курсы повышения квалификации педагогов ДОУ по вопросам художественно-эстетического развития детей;
- внутри МАДОУ организовать консультационный пункт для педагогов и родителей по вопросам художественно- эстетического развития детей.
МОНИТОРИНГ РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ПРОГРАММЫ
«Чудеса из пластилина»
Индивидуальная карточка учёта проявления творческих способностей
ФИО ребёнка _______________________________________________________
Возраст________________________________________
Наименование учреждения__________________________________________
ФИО педагога________________________________________________________
Дата начала наблюдения________________________________________________
Баллы:
0 баллов – данная характеристика не сформирована, а ее появление носит случайный характер (низкий уровень);
1 балл – характеристика предполагает периодическое проявление, зависящее от особенностей ситуации, наличия контроля со стороны взрослого, настроения ребенка и т.д. (средний уровень);
2 балла – проявляющаяся характеристика является устойчиво сформированной, не зависит от особенностей ситуации, присутствия или отсутствия взрослого, других детей, настроения ребенка, успешности или неуспешности предыдущей деятельности и т.д. (высокий).
Создаёт изображение знакомых овощей, фруктов,посуды и т.д. | |
Знает свойства пластических материалов (глины, пластилина), понимает какие предметы можно из них лепить. | |
Умеет отделять от большого куска пластилина небольшие комочки, раскатывает их прямыми и круговыми движениями ладоней. | |
Лепит различные предметы, состоящие из 1-3 частей, используя разнообразные приёмы липки |
ЛИТЕРАТУРА.
Григорьева Г.Г. Развитие дошкольника в изобразительной деятельности. М., 2000.
Гульянц Э. К., Базик И. Я. Что можно сделать из природного материала: Кн. для воспитателя дет. сада. - 2-е изд., дораб. - М.: Просвещение 1991
3.Горичева В.С. , Нагибина М.И. «Сказку сделаем из глины, теста, снега, пластилина» - Ярославль: «Академия развития», 1998г.
4.Кард В., Петров С. «Сказки из пластилина» - ЗАО «Валери СПб», 1997 – 160 с.») (Серия «Учить и воспитывать, развлекая)
5.Комарова Т.С. Изобразительная деятельность в детском саду. Программа и методические рекомендации. – М.: Мозаика-Синтез, 2006. – 192с.
6.Комарова Т.С. Изобразительная деятельность в детском саду. М., 2009.
7.Латынин Л.А. Образы народного искусства. М, 1983 г.
8.Лыкова И.А. "Лепим с мамой. Азбука лепки. Учебно-методическое пособие для детского художественного творчества" серия "Мастерилка", 2005
9.Новацкая М. «Пластилиновые секреты. Как за 30 минут слепить сказку» Питер, 2012 г.
10.Стародубцева, И.В. Игровые занятия по развитию памяти, внимания, мышления и воображения у дошкольников / И.В Стародубцева, Т.П. Завьялова – М.: Изд-во Аркти, 2009.
11. Ушинский К.Д. История воображения // Избр. пед. соч.-М.,1954.-Т.2
12.Халезова Н.Б. Лепка в детском саду.: Кн. Для воспитателя дет. сада. 1986. – 144 ил.