Ношение головного убора. Миф: ношение головных уборов приводит к облысению

08.03.2020 Новости

Вопрос ношения головного убора в помещении волнует многих. Не каждый человек знает на него ответ, который был бы правильным. Кто-то снимать шапку в помещении считает стереотипом. Кто-то - правильным действием. У многих, при виде человека в шапке, появляется мысль - невоспитанный человек.

По этикету мужчина обязан снимать шапку в помещении. Женщина только по желанию. Так почему же ношение мужчиной шапки в помещение воспринимается всеми в штыки? Некоторые предполагают, что соблюдать правила этикета - личный выбор каждого человека.

Каким будет выглядеть человек в глазах окружающих? Почему нельзя носить шапку в помещении?

Тот, кто не снимает шапку в помещении, уверен - он все делает правильно. Игнорирование общих правил может выставить человека перед окружающими, как невоспитанного субъекта. Обязательно повлияет на отношение к нему других людей.

Мужчины славяне считали, головной убор надо снимать в доме, при встрече с другим человеком, в церкви. Для них это было правилом. Вспомните старинные фильмы. Заходя к кому-либо в избу, мужчина первым делом убирал с головы головной убор. Бедный человек - картуз. Богатый - шляпу. В других слоях это тоже было законом. Кстати, независимо от погоды.

Если человек оставался в головном уборе, на него смотрели, как игнорирующего правила, принятые всеми. В церкви христиан есть известное послание от апостола Павла. Он обращается к Коринфянам, и говорит примерно так: что Всякий муж, который молится или же пророчествует с покрытою головою, ее постыжает.

Намного позже каждый кавалер должен был снимать головной убор, если в помещении есть дама. Так он ее приветствовал. Также он себя вел, если с ним рядом был человек с более высоким положением. Во Франции в веках с XVI и по XVIII дворянину позволялось не снимать головной убор, даже для персон королевской крови. Но делать это можно было за особенные заслуги перед страной.

Правила этикета того времени регламентировали, кто именно может в помещении оставаться при шляпе. Церемониймейстеры это хорошо знали, и учили других людей. Игнорирование предписаний считали оскорблением для других. Пренебрежение к общим правилам могло быть предлогом для дуэли.

Иногда в старину говорили, что закидают шапками. Для нас сейчас это слышать странно. Предположим, кинул шапку, ну и что? А если вспомнить древних воинов, и о том, какой тяжелый был у них шлем. Немного страшновато, если представить, что такой шлем прилетит в тебя. Это было настоящее оружие. Его снимали перед храмом.

Вот она - традиция, в этих местах ходить только с непокрытыми головами. Волосы женщины в старые времена мог видеть лишь супруг. В остальных случаях она их прятала. Поэтому в старинных фильмах мы видим женщин бедного сословия в платочках, богатых - в шляпках.

Существовала поговорка: «явился к шапочному разбору». Так говорили мужчинам поздно пришедшим к службе в церкви. Они еще перед храмом картузы снимали. Бросали их куда-нибудь. А после окончания службы разбирали. Вот он - «шапочный разбор».

Традиция осталась, и теперь заходя церковь, помещение, мужчины всегда снимают шапки. Господа старой закалки приветствуют других людей приподняв шляпу. Смотрится это красиво и торжественно! Жаль что этот обычай канул в лету!

2017-03-05
Согласно U.S. News и World Report, американские мужчины тратят $ 1 млрд в год на продукты или услуги для волос. То есть вопрос, действительно ли головные уборы влияют на облысение, очень важен для многих мужчин и женщин.

Aman Samrao, дерматолог в Harbor-UCLA Medical Center проводил исследования причин облысения, он обнаружил тяговое облысение, которое происходит, когда ваши волосяные фолликулы постоянно под усилием. Это происходит в большинстве случаев у афро-американских женщин, которые собирают свои волосы в тугие косы. Но это может случиться с каждым, кто применяет постоянную нагрузку на их фолликулы, документально, такой тип облысения был зафиксирован у балерин, который собирают волосы в тугой пучок большую часть времени. Может ли шапка вызвать тяговое облысение? Для этого эта должны быть очень тугая шапка, что в реальной жизни редко встречается (если конечно вам не нравятся столь тугие шапки).

Может быть причина облысения в потере кислорода к луковице? Врач Университета Майами Maria Miteva, считает, что это маловероятно. По ее мнению, ношение головных уборов не приводит к потере волос, но ношение плотного головного убора может вызвать другие виды проблем. Если шляпа особенно плотная, это может нарушить волосяные фолликулы, и вызвать залысины (так называемая алопеция). Но такой вид алопеции носит временный характер, и волосы вырастают снова. Однако она признает, что если кто-то уже предрасположен к облысению, то постоянное ношение шляпы, в теории, ускорят процесс. Но никто никогда не изучал этот аспект.

Возможно одна из причин распространения мифа, в способности шляп накапливать волосы. Мы теряем волосы каждый день. Как правило, вы видите это, когда вы расчесываетесь или когда вы принимаете душ.

Какие же реально доказанные причины выпадения волос? Стресс или болезни; гормональные проблемы, такие как гипер- или гипотиреоидизм; побочные эффекты некоторых лекарств; грибковая инфекция; ношение тугой прически, например, косички. И, наконец, генетика играет роль в мужском облысении или выпадении волос. Согласно статье, опубликованной в ScienceDaily, ген, который отвечает за мужское облысение, наследуется от матери, потому что именно этот ген находится на Х-хромосоме. Для мужчин, чьи отцы лысые это хорошая новость, чтобы определить облысеете ли вы, нужно, просто посмотреть на вашего деда по материнской линии.

Таким образом, нет никаких научных исследований, которые явно доказывают, что ношение шляпы способствует потере волос.

Екатерина Малярова

Несмотря на обилие модных аксессуаров и обуви, осенне-зимний сезон редко приносит модницам удовольствие, и все из-за вынужденной необходимости носить шапки. Нечасто головной убор воспринимается женщинами как элемент стиля или хотя бы как функциональная деталь наряда, защищающая голову от холода. Обычно береты и шляпы причисляются к зловредным вещам, которые электризуют волосы и портят прическу.

Однако, если с умом подойти к выбору головного убора, многие проблемы отпадут сами собой, а зимний гардероб станет разнообразнее и ярче! К тому же с помощью шапки или кепки можно не только создать уникальный образ и согреться, но и скорректировать форму лица, так почему не воспользоваться такой возможностью?

Сколько должно быть шапок?

Этот вопрос решается индивидуально, однако, чем больше головных уборов есть в гардеробе, тем проще подбирать их к верхней одежде. Общие правила здесь таковы:

— классические шляпы с полями - федора, слауч, клош - носят с пальто, тренчами, пальто-кейп или кожаными куртками.

— для пуховиков и подобных им курток подойдут вязаные шапки и береты различных фасонов, а также некоторые модели кепок и меховых шапок.

— не стоит комбинировать меховые головные уборы с шубами, особенно если шуба и шапка выполнены из одного меха. Такое сочетание считается устаревшим.

— высокие меховые шапки «а-ля русс» хороши с приталенными классическими пальто и с пальто в стиле милитари.

— к модному пальто оверсайз или «кокон» подойдут объемные вязаные шапки.

Выбирая головной убор, важно руководствоваться не столько личными предпочтениями или модой, сколько такими параметрами как рост, комплекция и форма лица.

— чем корпулентнее фигура, тем объемнее должна быть шапка. Это сбалансирует верхнюю и нижнюю часть тела.

— высокие и стройные девушки с овальной формой лица могут позволить себе практически любой головной убор. Единственный нюанс, который стоит учитывать - подходит ли цвет шапки к тону кожи, волос, глаз и образу в целом.

— миниатюрным женщинам лучше избегать объемных шапок и шляп с большими полями.

Все лица можно условно разделить на пять типов: овальный, треугольный, круглый, квадратный и прямоугольный (или вытянутый).

Овальная форма лица

Овальная форма считается классической. Именно овальная форма берется за основу при коррекции любых других форм лица. Женщинам с овальными лицами подходят почти любые головные уборы, поэтому если вы счастливая обладательница классической формы, смело выбирайте шапки, береты и шляпы на свой вкус, не забывая при этом об особенностях своей фигуры.

Треугольная форма лица

Треугольная форма лица характерна довольно широким лбом, высокими скулами и узким, как бы вытянутым подбородком. Популярные актрисы с треугольным лицом - Риз Уизерспун и Скарлетт Йохансон. Женщинам с подобной формой лица лучше избегать слишком обтягивающих шапок из тонкого трикотажа и объемных шапок крупной вязки, которые еще сильнее увеличат широкую верхнюю часть лица. Зато им подойдут:

— небольшие береты, надетые асимметрично так, чтобы краевая линия берета (у лица) повторяла линию подбородка.

— необъемные, но плотные шапки, посаженные на голове таким образом, чтобы уравновесить верхнюю и нижнюю часть лица.

— сужающиеся кверху шляпы с маленькими полями.

— шапка-ушанка с незавязанными, а, наоборот, висящими вдоль лица ушами.

Еще один нюанс, хорошо выравнивающий пропорции треугольного лица - прическа из полудлинных волос, обрамляющая лицо мягкими волнами. Если шапка подбирается к треугольному лицу, оформленному такой прической, можно позволить более объемные, круглые формы шапок и беретов и даже немного пренебречь асимметричной посадкой.

Облегающие шапочки и банданы, шляпы без полей или маленькими полями (клош, невысокие шапочки-таблетки), закрывающие лоб, а также фасоны широких вязаных шапок еще больше подчеркнут округлость лица — лучше исключить подобные головные уборы из гардероба и обратить внимание на:

— объемные вязаные шапки, удлиняющие лицо.

— шапки с козырьками, которые необходимо «сажать» на голове асимметрично.

— береты, надетые по косой, практически полностью закрывающие одно ухо и скулу.

— мягкие шляпы с высокой, асимметричной тульей и полями средней ширины.

— меховые шапки типа папахи, шапки с ушами, завязанными назад.

Асимметрия - один из способов адаптировать неподходящий форме лица головной убор. Кирстен Данст - обладательница круглого лица, мало того, что выбрала не самую удачную шляпку (маленькие поля, закругленная тулья), она еще надвинула ее на лоб! Но асимметричная посадка на голове очень мягко сглаживает эти нюансы, делая образ не совсем провальным и даже милым.

Квадратная форма лица

Квадратное лицо, несмотря на относительную пропорциональность, может выглядеть излишне широким, угловатым и тяжелым. Популярные личности с квадратной формой - Перис Хилтон и Диана Крюгер. Женщинам с квадратной формой лица подойдут:

— шапки и береты, посаженные на макушке так, чтобы лоб оставался открытым, а объем приходился на заднюю часть головы.

— шляпа федора с асимметрично загнутыми полями.

— меховая шапка с ушами, завязанными назад.

Обладательницам квадратной формы лица стоит избегать низких меховых шапок типа «папаха» и любых других квадратных головных уборов с посадкой низко на лоб.

Прямоугольная (или вытянутая) форма лица

Прямоугольная форма очень похожа на квадратную, но у женщин с такой формой лица более вытянутый подбородок и высокий лоб. Знаменитости с прямоугольной формой лица - Сара Джессика Паркер, Оливия Уайлд. Прямоугольное лицо следует корректировать, уменьшая по длине и расширяя по линии скул. Обладательницам такой формы подойдут:

— невысокие вязаные шапки с объемным отворотом, которые лучше надевать, закрывая лоб.

— береты, посаженные на лоб с небольшой асимметрией

— невысокие кепки среднего объема.

— шапка-ушанка с подогнутыми назад ушами, меховые невысокие шапки.


Военная форма разных видов носится в соответствии с правилами ношения военной формы одежды , что определяется приказом министра обороны РФ.

Военная одежда РФ подразделяется на несколько видов, к каждому из которых выдвигаются особенные требования и правила ношения . Правила касаются не только непосредственно одежды , но также головных уборов, обуви, поясов и других аксессуаров .

Основные понятия и особенности

Военная одежда РФ и правила ее ношения утверждаются указом Президента РФ от 2010 года. Согласно этому одежда военнослужащих делится на несколько типов :

  • парадная;
  • полевая;
  • повседневная.

Кроме того, каждый из указанных вариантов имеет летний и зимний вариант .

Некоторые элементы военной формы современных вооруженных сил РФ сохранились со времен Российской империи и СССР. В частности, речь идет о используемых цветах, знаках принадлежности и некоторых других компонентах. В последние годы форма была несколько изменена.

Указания по ношению военной формы одежды распространяются на следующих лиц:

  • военнослужащие, которые проходят службу в ВСРФ;
  • кадеты суворовских училищ;
  • воспитанники нахимовских училищ;
  • граждане, которые уволены с военной службы или переведены в запас с сохранением возможности использования военной формы.

При наличии особых условий , в частности при пребывании военных на территории гаражей, доков, лабораторных, на складах, аэродромах, в леченных учреждениях, на кораблях и на территории военных частей согласно указанию командиров, возможно использование специальной одежды, рабочей формы , а также дополнительных средств для личной защиты в зависимости от конкретной ситуации.

В качестве такой одежды могут быть использованы элементы военной формы и обуви, которые потеряли сроки своей носки, но все еще пригодны для дальнейшего использования.

Исключением также являются ситуации, при которых военнослужащие находятся на территории спортивных площадок или спортивных залов, или же берут участие в спортивных соревнованиях. В таком случае им разрешено использовать для этого спортивную одежду .

Важно: Знаки различия военнослужащих могут располагаться только на военной форме, которая отвечает всем указанным требованиям.

Особенности ношения одежды

Правила ношения военной формы одежды определяют порядок использования головных уборов, обуви, аксессуаров и непосредственно одежды .

Ношение головных уборов

К ношению головных уборов выдвигаются следующие требования :

  • Папахи используются с наличием золотистой кокарды.
  • Головные уборы из каракуля с наличием козырька применяются с кокардой золотого цвета.
  • Шапка-ушанка при наличии полевых условий носится с кокардой защитного оттенка.
  • Шапки-ушанки с опущенными вниз наушниками используются при наличии температуры ниже -10 градусов. Носить шапки с «ушами», завязанными сзади, разрешается при проведении технических работ, при хозяйственной деятельности или при других подобных условиях, что подтверждено указом командира военной части.
  • Шерстяные фуражки носятся с наличием золотистой кокарды.
  • Шерстяные пилотки носятся с наличием золотистой кокарды и белыми или голубыми кантами.
  • Хлопчатобумажные пилотки применяются с золотистой кокардой.

Правила ношения верхней одежды


Ношение аксессуаров

  • Перчатки используются в зимний период для строя. В других ситуациях наличие перчаток не является обаятельным.
  • Пояса используются поверх пальто, кителей и жакетов.
  • Цвет носков зависит от цвета военной обуви.

Независимо от типа военной формы, одежда военнослужащих должна быть чистой, исправной и отутюженной . Категорически запрещается ношение обуви, одежды или аксессуаров с наличием повреждений, грязи или следов износа.

Военнослужащие также не могут комбинировать военную форму с другими предметами одежды, которые не соответствуют данным правилам. Военнослужащим также запрещено использовать вместе с военной формой награды, отличительные знаки или какие-либо другие элементы, которые не имеют отношения к указанным требованиям.

Соответствие китайских и российских размеров одежды можно посмотреть .

О ношении головного убора мужчинами

“Покрытие головы считается украшением лишь среди тех мусульман, которые не поддались влиянию иноверческих обычаев ” (шейх аль-Албани)

В наше непростое время иногда возникают такие проблемы, которых, в принципе, не должно быть. Тому есть разные причины: невежество, неправильное понимание, неприятие противоположной стороны. Зачастую такие проблемы связаны с адатами – реалиями правовой жизни, напрямую не отраженные в Шариате. Одним из таких вопросов, особенно актуальным для мусульманских республик Кавказа, является ношение мужчинами головного убора. У некоторых народов ношение мужчиной головного убора считается нормой, в том числе и дома в присутствии гостей. Представители старшего поколения, например, считают неприличным, если мужчина находится в обществе посторонних людей с непокрытой головой. Молодежь, в свою очередь, относится к этому адату как к пережитку прошлого. В результате молодые люди, в том числе и строго соблюдающее предписания Ислама, не только не носят головной убор на улице, но и не покрывают голову во время намаза. На этой почве возникает “конфликт отцов и детей”, вспыхивают скандалы, мусульмане начинают враждовать друг с другом, в том числе и в мечетях! Между тем, если бы обе стороны обратились к Корану и Сунне, как предписывает поступать Шариат в случае разногласий, то подобного рода конфликты не возникали бы. Данная статья обращена, прежде всего, к тем мусульманам, которые желают возродить Сунну, стремятся следовать ей и готовы прислушаться к мнению авторитетных ученых. В первой части статьи разбирается вопрос, связанный с желательностью покрытия мужчинами головы при совершении намаза, а во второй части - с ношением мужчинами головного убора за пределами дома.

1. О покрытии мужчинами головы во время намаза

Всевышний Аллах сказал: “” (сура “аль-Араф”, аят 31).

Шейх аль-Ислам Ибн Теймия сказал: “Что касается украшения для молитвы, то это больше, чем просто прикрытие аурата (аурат – части тела, которые должны скрывать от посторонних глаз мужчины и женщины - прим. Д.Х.). Основа в этом (т. е. в украшении для молитвы - прим. Д.Х.) - Коран, Сунна и единогласное мнение ученых. Что касается Корана, то об этом свидетельствуют Слова Безупречного и Всевышнего Аллаха: Облекайтесь в свои украшения при каждой мечети “… Каждое место, где совершаются земные поклоны, является мечетью” (“Шарх ‘Умдат аль-Фикх”, стр. 258-259).

Из достоверной Сунны известно, что этот аят был ниспослан о людях, которые совершали обход Каабы обнаженными. Как указывает Ибн Касир и другие толкователи Корана под словом «украшения » в данном аяте подразумевается одежда. Приведя соответствующие хадисы, Ибн Касир в своем «Тафсире» пишет: “Исходя из данного аята и толкования его смысла, которое передается в хадисах, украшение себя для молитвы является частью Сунны, особенно в пятничный и праздничные дни. В частности, к подобному украшению относится умащение благовониями, использование зубочистки (сивак ) и облачение в одежду белого цвета, ибо такая одежда является наилучшей…”.

Хусейн ибн ‘Аура аль-‘Авейша, составитель 7-томной “Популярной энциклопедии по фикху” и ученик шейха аль-Албани, вопрошает: “Если умащение себя благовониями, использование сивака и облачение в одежду белого цвета относится к украшению, то разве не относится к украшению и покрытие головы?” (“аль-Мавсуа аль-фикхия аль-муйассара”, том 1, стр. 415).

Как указал другой ученик шейха аль-Албани, Машхур ибн Хасан Аль Салман в своей книге “Ясное слово об ошибках молящихся” (“аль-Кауль аль-мубин фи ахта аль-мусаллин”): “Молящемуся желательно облачиться в самую лучшую одежду, которая подобает для совершения намаза, в том числе надев чалму, калансуву (небольшая шапочка, надеваемая под чалму – прим. Д.Х.), такыю (вид тюбетейки – прим. Д.Х.) или другой головной убор, который человек привык носить” (стр. 56). Обнажение мужчинами головы без уважительной причины нежелательно (макрух ). Особенно это касается обязательной молитвы и тем более при совершении коллективного намаза” (“Фетвы” Мухаммада Рашид Рида, (5/1849), “ас-Сунан ва аль-Мубтада‘ат” (стр. 69)”.

Далее шейх Машхур ибн Хасан пишет: “В Сунне нет подтверждения тому, что пророк, мир ему и благословения Аллаха, молился с непокрытой головой, за исключением состояния ихрама. Несмотря на многочисленность сообщений о словах и действиях пророка, мир ему и благословения Аллаха, среди них нет ни одного, где передавалось бы, что он молился без чалмы. Тот, кто заявляет об обратном, должен привести шариатское доказательство (См. “ад-Дин аль-Халис” (3/214) и “аль-Аджвиба ан-Нафиа ‘ан аль-Масаиль аль-Вакиа (стр. 110). Вместе с тем необходимо отметить, что совершение мужчиной молитвы с непокрытой головой лишь нежелательно (макрух ). В противном случае она действительна, о чем сказал аль-Багави и другие ученые (см. “аль-Маджму”, 2/51). Поэтому неправильно, когда люди отказываются совершать молитву позади имама, у которого не покрыта голова. Хотя, действительно, имам – самый первый из молящихся, кто должен соблюдать условия совершенства и полноты молитвы, а также поступать в соответствии с Сунной пророка, мир ему и благословения Аллаха, твердо придерживаясь ее” (“Ясное слово об ошибках молящихся”, стр. 57-58).

Более подробно вопрос о желательности покрытия мужчинами головы во время намаза разобрал в своих трудах выдающийся мухаддис нашего времени, шейх аль-Албани: “Я считаю, что совершать молитву с непокрытой головой – нежелательно (макрух ). Этот вывод вполне допустим, поскольку мусульманину желательно приступать к молитве в наилучшем виде, который соответствует предписаниям Ислама, ибо как гласит хадис: “Воистину, Аллах больше всех имеет право на то, чтобы перед Ним украшались” (“Тамам аль-Минна”, стр. 164).

Шейх аль-Албани имел в виду хадис, в котором сказано: “Когда кто-нибудь из вас приступает к молитве, то пусть наденет две одежды, ибо, воистину, Аллах больше всех имеет право на то, чтобы перед Ним украшались” (ат-Тахави, ат-Табарани, аль-Байхаки. Хороший хадис. См. «Сильсиля аль-ахадис ас-сахиха», № 1369).

Указав на слабость цепочки передатчиков хадиса, в котором сообщается, что пророк, мир ему и благословения Аллаха, иногда снимал калансуву и ставил ее перед собой в качестве преграды (сутра ), шейх аль-Албани пишет: “Даже если допустить, что этот хадис достоверен, он вовсе не указывает на обнажение головы [во время намаза], поскольку его внешний смысл свидетельствует о другой причине такого поступка: он делал так потому, что ему было трудно найти предмет, которым он мог бы огородиться, поскольку брать преграду для намаза важнее [,чем молиться с непокрытой головой] ввиду множества хадисов, передающихся на эту тему… Это – спонтанно возникшее обстоятельство, которое не может указывать на дозволенность, поскольку оно противоречит исламскому обычаю, описанному прежде, и данный хадис не может быть использован в качестве довода, разрешающего совершать молитву с непокрытой головой. Что же касается довода некоторых наших братьев из “Ансар ас-Сунна” (“Помощники Сунны”) в Египте, которые указывают на дозволенность молиться с непокрытой головой по аналогии с паломником во время хаджа, то это одна из самых несостоятельных аналогий, виденных мной от тех братьев! Как можно вообще проводить такую аналогию?! Запрет паломнику, находящемуся в состоянии ихрама, покрывать голову – это исламский обряд, который относится только к церемониям хаджа и больше ни к какому другому виду поклонения. Если бы вышеупомянутая аналогия была правильной, то из этого следовал бы вывод об обязательности совершения намаза с непокрытой головой, ведь во время хаджа обязательно обнажать голову. От этой привязки невозможно избавиться, кроме как отказавшись от вышеприведенной аналогии, и, возможно, они так и поступят” (“Тамам аль-Минна”, стр. 164-165).

Кроме того, шейх аль-Албани пишет: “Из жизнеописания пророка, мир ему и благословения Аллаха, известно, что он носил чалму либо калансуву. Так же поступали и его сподвижники. И если бы он, мир ему и благословения Аллаха, помолившись в одной одежде, совершил намаз с непокрытой головой, то об этом непременно упомянул бы рассказчик этого хадиса…Тем самым установлено, что к руководству пророка, мир ему и благословения Аллаха, относится совершение намаза с покрытой головой, а ведь он, мир ему и благословения Аллаха, сказал: “Молитесь так же, как на ваших глазах молился я”. Самый меньший вывод, который можно сделать из совокупности действий и приказов пророка, мир ему и благословения Аллаха, заключается в желательности [совершения намаза с покрытой головой] и нежелательности обратного. Этот вывод также подкрепляется велением пророка, мир ему и благословения Аллаха, иногда совершать намаз в обуви, чтобы тем самым отличаться от иудеев. Из данного суждения по аналогии и общего смысла шариатских текстов, запрещающих походить на неверующих, особенно в делах поклонения, следует вывод о нежелательности совершать намаз с непокрытой головой, ибо в этом есть схожесть с христианами, которые, как известно, совершают поклонение, не покрыв голову. Так неужели веление отличаться от неверующих, касающееся ног (т.е. совершения намаза в обуви – прим. Д.Х.), сильнее отличия, касающегося головы (т.е. совершения намаза с покрытой головой – прим. Д.Х.)?!” (первоисточник (асль) книги “Описание намаза пророка”, стр. 166).

Таким образом, совершение намаза, покрыв голову, крайне желательно, соответствует Сунне, а также адатам праведных предшественников из первых поколений мусульман. При чем не имеет значения, идет ли речь о чалме, тюбетейке, феске и т. д.

Например, шейх Ибн Баз сказал: “Если ношение чалмы является адатом, то молиться в ней лучше, чем с непокрытой головой, особенно при совершении намаза с людьми, ибо Великий и Всемогущий Аллах сказал: “О сыны Адама! Облекайтесь в свои украшения при каждой мечети ” (сура “аль-Араф”, аят 31), – а она (т. е. чалма -прим. Д.Х.) относится к украшениям” (“Сборник фетв шейха Ибн База”, 10/406).

Шейх Ибн Усеймин, в свою очередь, сказал: “Если какой-то народ считает, что покрытие головы относится к украшениям, то лучше так и поступать…Достоверно установлено, что пророк, мир ему и благословения Аллаха, молился в чалме, а чалма является головным убором” (“Шарх аль-Мумти”, 2/166).

Примечательно, что свой ответ шейх Ибн Усеймин начал с предания от Абдуллаха ибн Умара, да будет доволен Аллах ими обоими, которое напрямую связано с нашей второй темой:

2. О ношении мужчинами головного убора за пределами дома.

Передается, что Ибн Умар спросил своего вольноотпущенника Нафи’: “Выходишь ли ты к людям с непокрытой головой?” Тот ответил: “Нет” Тогда Ибн Умар сказал: “А Великий и Всемогущий Аллах имеет больше прав на то, чтобы Его стыдились”.

В сборниках хадисов можно встретить много сообщений, в которых передается о ношении головного убора пророком, мир ему и благословения Аллаха, и его сподвижниками, да будет доволен ими Аллах. В «Сахихе» аль-Бухари, например, передается, что когда Абдуллах ибн Атик сломал ногу, выполняя поручение пророка, мир ему и благословения Аллаха, он перевязал ее чалмой. А Абу Дауд даже озаглавил один из разделов своего сборника “ас-Сунан”: “Глава о чалмах”.

В этой связи уместно упомянуть предание об Абдуллахе ибн Умаре, да будет доволен ими обоими Аллах, который, как известно, отличался особой приверженностью Сунне, в том числе и во внешнем виде: “Передают со слов Абдуллаха ибн Динара, что (как-то раз) на пути в Мекку один бедуин встретил Абдуллаха ибн Умара, да будет доволен Аллах ими обоими, и Абдуллах ибн Умар обратился к нему с приветствиями, посадил его на своего осла и отдал ему чалму, которую он носил сам. Ибн Динар сказал: “И тогда мы сказали ему: «Да вразумит тебя Аллах, ведь это же бедуины, которые довольствуются и малым!» На это Абдуллах ибн Умар ответил: «Поистине, отца этого (человека) любил Умар ибн аль-Хаттаб, да будет доволен им Аллах, и, поистине, я слышал, как посланник Аллаха, мир ему и благословения Аллаха, сказал: «Высшее проявление почтительности состоит в том, чтобы человек поддерживал связи с теми, кого любил его отец». (Муслим). В другой версии этого хадиса, также передаваемой со слов Ибн Динара и приводимой Муслимом, сообщается, что “когда Ибн Умар, да будет доволен Аллах ими обоими, выезжал в Мекку, он брал с собой осла, на которого пересаживался, чтобы отдохнуть, когда ему надоедало сидеть на верблюде, и он повязывал голову чалмой. И однажды, когда он ехал верхом на этом осле, мимо него прошёл какой-то бедуин, которого он спросил: «Не ты ли такой-то, сын такого-то?» Тот ответил: «Да», – и тогда он отдал ему своего осла, сказав: «Садись на него», – а также свою чалму со словами: «Повяжи свою голову этим». Некоторые из его спутников стали говорить: «Да простит тебя Аллах! Ты отдал этому бедуину осла, которого использовал для отдыха, и чалму, которой повязывал голову!» В ответ им он сказал: «Воистину, я слышал, как посланник Аллаха, мир ему и благословения Аллаха, сказал: «Поистине, высшее проявление почтительности состоит в том, чтобы человек поддерживал связи с теми, кого любил его отец, и после его смерти», – а отец этого человека был другом Умара, да будет доволен им Аллах”.

Выдающийся ученый Ибн аль-Каййим, да будет милостив к нему Аллах, пишет: “У пророка, мир ему и благословения Аллаха, была чалма, называвшаяся “ас-Сахаб” (“Облакоподобная”), которую он повязывал высоко. Он носил ее, а под ней – калансуву. Иногда он носил калансуву без чалмы, а иногда – чалму без калансувы” (“Заад аль-Маад”, глава “Об одежде пророка, мир ему и благословения Аллаха”, стр. 130).

Одним из доводов в пользу того, что обычаем праведных предшественников во главе с пророком, мир ему и благословения Аллаха, было покрывать голову, является дозволение обтирать (масх) головной убор подобно тому, как дозволено обтирать носки. На эту тему передается много сообщений. В качестве примера достаточно привести следующий хадис: “Однажды посланник Аллаха, мир ему и благословения Аллаха, отправил военную экспедицию, и людей застал холод. Когда они прибыли к посланнику Аллаха, мир ему и благословения Аллаха, он велел им обтирать головные уборы (‘асаиб) и носки (тасахин)” (Абу Дауд, Ахмад и др. Достоверный хадис, см. “Сахих Аби Дауд”, 133) . В толковом словаре “ан-Нихая” сказано: “Асаиб – это все, чем можно обмотать голову: чалма, платок, тряпка и т.д.”.

Читая исторические хроники и предания, приходишь к выводу, что чем сильнее были мусульмане, тем меньше они подвергались влиянию иных общин. Более того, величие ислама было столь велико, что существовала опасность перенимания иноверцами обычаев мусульман, а не наоборот! При чем это касалось всего, в том числе и внешнего вида. Для подкрепления данного тезиса приведем несколько примеров:

Шейх аль-Ислам Ибн Теймия сказал: “Масрук ибн Абдуррахман ибн Утба передал: “Когда Умар заключил мирное соглашение с христианами в Шаме он записал в договоре следующие условия: “…и пусть они (т.е. христиане – прим. Д.Х.) ни в чем не походят в своей одежде на мусульман: ни калансувой, ни чалмой, ни обувью….” (“Маджму аль-Фатава”, том 28, стр. 652). Шейх аль-Ислам также сказал: “Как указали ученые, правитель (имам) должен заставлять зиммиев (людей Писания, живущих на территории Ислама под защитой мусульман – прим. Д.Х.) отличаться от мусульман в одежде, обрядах, именах, верховых животных, чтобы они носили одежду, не схожую с одеянием мусульман…”. Перечислив особенности отличия в одежде, Ибн Теймия далее сказал: “Эти условия, сформулированные Умаром ибн аль-Хаттабом, да будет доволен им Аллах, не переставали возрождать те правители, которых Всевышний Аллах наставил на истину. Как, например, Умар ибн Абд аль-Азиз, да будет милостив к нему Аллах, во время своего халифата…Харун ар-Рашид, Джафар аль-Мутаваккиль и другие” (“Маджму аль-Фатава”, том 28, стр. 655).

До нас дошли распоряжения праведных правителей, о которых упомянул Ибн Теймия. Так, Абу Йусуф цитирует одно из посланий Умара ибн Абд аль-Азиза своему наместнику, в котором, в частности, сказано: “И пусть христианин не носит кабы (вид калансувы – прим. Д.Х.) и не одевается в шелковые одежды и не носит тюрбана, а между тем мне говорили, что многие из находящихся в твоем окружении христиан опять стали носить тюрбаны, перестали повязывать свой стан поясами, стали отпускать волосы на голове спереди и с боков, со стороны ушей, и перестали их стричь” (“Китаб аль-Харадж”, перевод, издательство «Петербургское востоковедение», 2001, стр. 227).

Что касается Харуна ар-Рашида, то в наставлении халифу верховный судья Багдада Абу Йусуф пишет: “Затем следует отдать распоряжение, чтобы ни одному из зиммиев не разрешалось подражать мусульманам ни одеждой, ни верховым животным, ни внешним видом, затем с них нужно требовать: чтобы они опоясывались поясами зуннар, наподобие грубой веревки, которой каждый из них должен повязывать середину туловища; чтобы колпаки у них были стеганые, чтобы седельная лука вместо обычной шишки была украшена чем-то вроде деревянного граната, чтобы их сандалии были снабжены двойными ремешками и чтобы они [вообще] не держали себя наподобие мусульман, а женщинам зиммиев надо запрещать ездить на кожаных седлах без дерева… Прикажи же, [о повелитель правоверных,] назначенным тобою на месте должностным лицам, чтобы они заставляли зиммиев соблюдать указанный внешний вид, точно так же ведь и Умар ибн аль-Хаттаб приказал своим наместникам заставлять зиммиев соблюдать такой внешний вид, чтобы, как он говорил, их по внешнему виду можно было отличить от мусульман”. (“Китаб аль-Харадж”, стр. 226).

Наконец, что касается халифа Джафара аль-Мутаваккиля, при котором завершилась михна (репрессии властей в отношении исламских богословов, отказывавшихся признавать тезис о сотворенности Корана - прим. Д.Х,), был освобожден из заточения имам Ахмад ибн Ханбаль и восторжествовала Сунна, то сразу же по восшествии на престол он издал указ (850 г.), в котором зиммиям предписывалось опоясываться кушаками зуннар, носить одежду медового цвета и пришивать пуговицы на калансувы.

На основании исторических преданий можно сделать и обратный вывод: чем порочнее правитель, тем сильнее он будет бороться с проявлениями Сунны, включая внешний вид и одежду. Вспомните, к примеру, одного из величайших нечестивцев XX века, правителя Турции Мустафу Кемаля, прозвавшего себя Ататюрком (“отцом турок”), хотя сам он к туркам не имел никакого отношения: его отец был иудеем из каббалистической секты дёнме, а мать – македонкой. О его злодеяниях хорошо известно. Однако, что касается нашей темы, то примечателен его указ “О реформе головных уборов и одежды” от 25 ноября 1925 года. После введения в Турции европейского костюма, в частности, была отменена феска. В результате, благодаря Ататюрку, преклонявшемуся во всем перед Западом, население целой страны в буквальном смысле “опростоволосилось” .

Подытожить же данную тему хотелось бы словами шейха аль-Албани, который очень точно подметил: “К обычаям внешнего вида праведных предшественников не относилась привычка обнажать голову, расхаживать так по улицам, заходить в подобном виде в места поклонения. Наоборот, это – иноземный обычай (адат), который незаметно просочился во многие исламские земли, когда их захватили неверующие, принеся туда свои порочные обычаи. Мусульмане стали подражать обычаям неверующих, в результате чего они утратили свою исламскую идентичность”. (“Тамам аль-Минна”, стр. 164).