О роли одежды в жизни человека. Роль одежды в повседневной жизни людей Одежда значение для человека

15.03.2020 Новости

По мере развития человеческого общества развивалась и одежда. Менялись её форма и крой, учитывались условия труда и быта людей. Значительно возросли и требования в одежде.

Современная одежда должна быть разнообразной, отвечать запросам конкретного человека. Она должна быть не только красивой и прочной, но и удобной. Поэтому очень важными становятся санитарно-гигиенические требования к одежде. В климатических условиях нашей страны важны её теплозащитные функции.

На самочувствие человека влияет и вес одежды. Тяжёлая одежда давит на плечи, вызывает усталость. Её вес можно снизить, используя лёгкие утепляющие материалы и облегчённые ткани. Санитарно-гигиенические свойства одежды зависят и от самих тканей. Меньше загрязняются тёмные ткани и ткани с гладкой поверхностью. В одежде из трудно стирающихся материалов сложнее чистить карманы, складки, декоративные элементы, сложные швы.

Одежда дольше сохраняет свой первоначальный вид, если её бережно носить, правильно хранить, тщательно и своевременно чистить. Придя из школы домой, следует переодеться в домашнюю одежду и обувь. Оторвавшуюся пуговицу или вешалку лучше сразу пришить. Если вы сняли одежду и в спешке небрежно бросили на стул, то на следующий день она будет мятой и неопрятной. Чтобы этого не произошло, развесьте одежду на плечики как только вы разделись.

Если на одежде появилось пятно, надо его устранить (рис. 81). Грязь можно осторожно почистить щёткой после окончательного просушивания изделия. В выходной день одежду, предназначенную для ношения в школе, чистят более тщательно. Очень важно, чтобы уход за одеждой был своевременным.

Рис. 81. Чистка одежды

Для ухода за текстильными изделиями нужно знать вид волокна, из которого состоит изделие, способы его стирки и чистки. На текстильные изделия промышленного производства навешивают этикетки с международными знаками-символами, рекомендующими вид обработки (см. табл. 11).

Таблица 11. Символика по уходу за текстильными изделиями


Одно из важнейших условий ухода за одеждой - правильное хранение. Одежду перед сезонным хранением нужно привести в порядок: проветрить, постирать или почистить, хорошо просушить и уложить (или повесить) в шкаф.

Верхнюю одежду следует вешать на специальные плечики с закруглениями, так как подвешенная на крючки она деформируется и сминается. Хранят верхнюю одежду в специальных чехлах, чтобы защитить от проникновения пыли (рис. 82). Внутрь чехлов кладут средства против моли.

Кожаную и меховую одежду нельзя хранить в полиэтиленовых чехлах. Она должна «дышать», поэтому её лучше хранить в чехлах из хлопчатобумажной (или льняной) ткани. Летнюю одежду (платья, костюмы) перед хранением нужно выстирать или отдать в химчистку, чтобы при хранении её не повредила моль. Женские костюмы хранят на плечиках с крючками для подвешивания юбок, а мужские - на плечиках с поперечной перекладиной для брюк.


Рис. 82. Хранение одежды

Трикотажную одежду (кофты, свитера), наоборот, не вешают на плечики, чтобы она не вытянулась. Такую одежду аккуратно складывают и хранят в полиэтиленовых пакетах.

Хранить любую одежду нужно в сухих, проветриваемых помещениях. Нежелательно хранить рядом с одеждой вещества, обладающие сильным специфическим запахом. Лучше положить в шкаф саше - ароматические подушечки, наполненные смесью душистых веществ. Нельзя вешать мокрую одежду в заполненный шкаф или одно изделие на другое. Плохая просушка приводит к порче одежды и сокращению срока эксплуатации.

Основные термины и понятия

Санитарно-гигиенические требования к одежде, уход за одеждой, символика по уходу за текстильными изделиями, хранение одежды

Вопросы и задания

Каково значение одежды в жизни человека?

Почему одежда должна быть не только красивой, но и удобной?

Как нужно ухаживать за повседневной одеждой?

Для чего на этикетках изделий указывают специальные знаки?

Какие виды обработки изделий существуют?

Как правильно хранить верхнюю одежду?

Практическая работа 16. Изучение символов по уходу за изделиями

 Ознакомьтесь с правилами ухода за одеждой, с символикой по уходу за текстильными изделиями промышленного производства (см. табл. 11).

 Определите правила ухода за конкретным изделием, используя символы на этикетке.

 Запишите результаты в тетрадь.

Загляни в мир фантазии и творчества

Фартуки в белорусском национальном стиле

Модели фартуков прямоугольной формы. Изготовлены из льняной ткани. В качестве отделки использована декоративная лента, напоминающая орнамент белорусской вышивки, и вышивка в технике «набор». По линии низа выполнена бахрома.

Модель 1. Фартук с поясом-кулиской. Верхний срез фартука обработан поясом-кулиской, в который продёрнута декоративная лента.

Модель 2. Фартук с притачным поясом и густой сборкой по линии верха. Верхний срез фартука обработан притачным поясом с завязывающимися концами. Головной убор - повязка, напоминает традиционную белорусскую «намитку».

Модель 3. Фартук с отделкой-вышивкой в технике «набор». По верхнему срезу фартука в кулиску продёрнут пояс-шнур, изготовленный из ниток. Для отделки используется шов «набор», который представляет собой орнаментальную полоскуAбордюр. Её выполняют определённым количеством рядов шва «вперёд иголку». Стежки используют разной длины (не более 1 см) по счёту нитей ткани. Головной убор - повязка.

Модель 4. Фартук с линией низа в форме трапеции. Особенность этой модели - ткань с крупным рисунком. Трапециевидные срезы фартука обработаны узкой декоративной лентой. Головной убор - косынка

Модель 5. Фартук с декоративной отделкой. Фартук изготовлен из льняной ткани. В качестве отделки использована вышивка в технике «аппликация». Имеет закруглённую линию низа. Срезы обработаны косой бейкой. Головной убор - косынка

В наступившем году Обезяны основательно стоит подойти к выбору одежды. Чтобы понравиться огненной Обезьяне желательно надевать вещи, в которых присутствуют такие цвета, как красный, оранжевый, желтый, золотой, коралловый, перламутровый, бордовый, коричневый, рыжий, шоколадный. Все оттенки этих «языков пламени» приветствуются как на женщинах, так и на мужчинах.

На этот раз к наряду для главной вечеринки года нужно подойти со всей ответственностью. Яркие краски и некоторые маскарадные костюмы - необходимое условие. Однако в образе постарайтесь совместить одновременно экстравагантность и безупречность.

Женщинам в новогоднюю ночь стоит надеть вечерние платья. Можно получить из сейфа фамильные драгоценности (или приобрести по случаю украшения из натуральных камней), смело открыть плечи или спину. Необычные прически - то что нужно, забудьте о скромности и естественность, приготовьтесь блестеть!

Готовые образы к Новому 2016 году

К красному платью подойдут аксессуары золотого цвета - украшения, обувь и клатч. Прекрасно будет смотреться шпилька такого же цвета, она должна быть без пайеток, бусин и перьев.
Короткое платье шоколадного цвета хорошо сочетается с обувью и сумочкой бежевых приглушенных оттенков. В макияже в таком случае стоит сделать акцент и на глаза, и на губы.

Желтое платье сочетать желательно с обувью белого и золотистого цвета. Стоит отметить, что гармонично оно будет смотреться на женщинах со смуглой кожей и темными волосами.
Если вы решили одеться в длинное платье оранжевого цвета, то постарайтесь в макияже сделать акцент на глаза, а помаду или блеск лучше подобрать нейтрального спокойного цвета.

Платье золотистого цвета лучше надевать с обувью и сумочкой телесного оттенка. Также такой наряд прекрасно сочетается с коралловыми туфлями и приглушенным апельсиновым клатчем.

Мужчинам стоит присмотреться к приталенных пиджаков или костюмов. Кроме того, чтобы быть в тандеме со своей второй половинкой, лучше надеть рубашку в тон ее платья.
С одеждой рыжего цвета стоит быть аккуратным. Цвет сам по себе очень заметный и яркий, поэтому не нужно обременять образ аксессуарами и макияжем - всего по минимуму.
Неплохо будут смотреться рубашки и платья, которые обрамлены золотистой или серебряной каймой. Серебряная будет ассоциироваться с блестящим который переливается на солнце снегом, а золота - с драгоценностями.
Любители головных уборов, могут закончить свой образ оригинальным шляпкой белого цвета, который подойдет к любому наряду или в тон сумочки. Не забывайте о правиле «трех цветов».

Как бы не звучало это банально, но знакомясь с человеком, в первую очередь обращают внимание на то, как он одет. Ведь не зря говорят: встречают по одежке. Хорошо это или плохо, правильно или нет, - но так есть и так, наверное, будет всегда. Люди так устроены, что судят друг о друге по внешнему виду.

Поэтому отмахиваться от такого положения дел не стоит и одеваться нужно так, чтобы внешний вид соответствовал вашему внутреннему содержанию.

Если вы хотите подражать известной личности или звезде, десять раз подумайте, подходит ли именно вам стиль этого человека, или будете выглядеть смешно и нелепо. То, что хорошо одному, другому может быть категорически противопоказано. Если вам все-таки очень хочется подражать своему кумиру, будьте готовы к тому, что воспитанные люди будет усмехаться вам вслед, а лишенные чувства такта - просто замучают вас насмешками. То же самое касается и моды. Высокая мода диктует стиль во всем и некоторые женщины, да и мужчины такие есть, слепо следуют модным тенденциям, не слишком заморачиваясь, как выглядят в дорогущем наряде. Главное, считают модники, соответствовать и идти в ногу со временем. Но, не помню кто сказал, но сказал правильно: чтобы быть модно одетым, надо на один шаг отставать от нее.

Это тоже полезно знать: Какие последствия имеют отрицательные эмоции для здоровья человека

Следующая функция одежды - показать вашу принадлежность к определенному кругу. Необязательно идя в ресторан надо одеваться слишком просто, если вы не принадлежите к рабочему классу. Это никому не нужно. Смысл в том, что одежда должна соответствовать ситуации: не пойдете же вы в лес за грибами в вечернем платье, или на работу в наряде, в котором бегаете на дискотеку. Это очень важно. Результаты исследований показывают, что если человек одет соответственно ситуации, окружающие более охотно выполняют его просьбы и отвечают на вопросы. Думаю, смысл понятен.

Одевая ту или иную одежду, следует учитывать, какую информацию о себе вы хотите сообщить окружающим: одежда может украшать, привлекать внимание, защищать физически или психологически, может помочь самоутвердиться, может показать вашу принадлежность к определенной национальной или религиозной группе.

Это тоже полезно знать: Что значит счастливая семья для человека

Учитывать следует и то, как вы себя будете чувствовать в той или иной одежде. Слишком глубокое декольте на блузке или платье, одетое на первое свидание, если вы не привыкли носить именно такую одежду, скорее всего, испортит вам настроение и впечатление о вас мужчины, так как будете чувствовать себя в нем сковано, постоянно что-то поправлять или неосознанно прикрывать вырез.

Если вы хотите оставить о себе хорошее впечатление, следите, чтобы одежда была чистой и опрятной. Вы можете быть одеты в недорогое платье и выглядеть привлекательно, но вряд ли вам простят неряшливость.

Не обязательно, чтобы выглядеть привлекательно и с помощью одежды располагать к себе окружающих, следует покупать одежду в дорогих бутиках. Главное помните, куда и зачем идете, какое впечатление хотите о себе оставить и соответственно ответам подбирайте одежду.

Утраченные знания. Дохристианский и христианский подход.

Сегодня можно найти такое представление о развитии человечества, которое говорит не о прогрессе человека, его интеллекта, объёма усвоенных знаний, здоровье физическом и психологическом, а о... регрессе. То есть, некоторые наблюдатели считают, что каждое следующее поколение является не улучшением человеческой "породы", а ухудшением её. С этим связано также и представление о тех знаниях, которые человечеством были с течением времени утрачены. Примитивизация человеческого интеллекта, по крайней мере, в общей массе, налицо. Утрата знаний коснулась и такого атрибута, как одежда. Сегодня для выбора одежды у нас один критерий - её величество мода. Но правильно ли это? Заглянем вглубь веков.
Наши далёкие, ещё дохристианские, предки хорошо знали, какую одежду следует носить. Покрой, наличие вышитых или нашитых орнаментов, их расположение, имели глубокий обережный смысл. Человек слаб перед всемогуществом Бога и силами созданного Им мира. Ещё не понимая источника жизни - единого Бога, люди в древности поклонялись силам природы, что никак не противоречит христианскому мировоззрению с единственной оговоркой, что поклонение было направлено на творения, а не Творца. Это поклонение носило двоякий характер: а) умилостивления злых духов, которых люди принимали за богов; б) защита от них.
Особенно много обрядов и обычаев связано с рубахой. Именно рубаха являлась самым сильным оберегом. Неспроста первой пелёнкой для младенца была рубаха отца. Считалось, что снятая с отца рубаха — самый мощный оберег для ребёнка, защищала его от болезней, передавала преемственность рода и даровала любовь отца. Для девочки позднее пелёнки и рубашки шились («рубились») из рубахи матери.
Этот обряд стоит того, чтобы присмотреться к нему повнимательней и сегодня. Связываю я это с тем, что стремление уберечь новорождённого ребёнка, мы несём его скорее крестить. И современные священники крестят. На самом деле в старину крещение производилось только тогда, когда подросший ребёнок был в состоянии самостоятельно осознать и сердечно желать своё посвящение Богу, Его крестному пути к Спасению. Поэтому в древности крестили детей лет 6-7 от роду, когда они могли своими устами осознанно произнести молитву отречения от злых сил. В обряде обёртывания новорождённого ребёнка в отцову рубаху нет, на самом деле, никакого язычества, а только признание передачи родовых (генетических) признаков от родителей (отца) к ребёнку, так сказать, энергетическим путём. Тем более, если родители - крещёные убеждённые христиане, православные, то сила нашего главного оберега - креста - переходит «энергетическим» образом через рубашку родителя и на ребёнка.
Здесь хочу отметить, что все эти «манипуляции», ничего общего с каноническими религиозными правилами не имеющие, составляют, тем не менее, основу обрядового поведения человека, в том числе и в «эпоху православия». Это бытовое, поведенческое выражение верований в Высшую, Божественную силу. Существуют же кроме храмовых песнопений и этнические, народные песни с «божественным» содержанием. Никакого суеверия или язычества в этом нет, если есть вера в Единого Бога и Святую Троицу.
Ещё один важный элемент одежды - пояс. Во все времена и во всех почти народах пояс тоже имел сакральное значение. Он, украшенный символическими знаками силы (в том числе, и древним образом креста), передавал эту силу своему хозяину или хозяйке. Он удерживал от разслабления, в духовном смысле - от разнузданных мыслей и поведения: почему и сохранилось понятие «разпоясаться» в смысле хулиганить, вести себя грубо, вызывающе, чрезмерно нагло. Поэтому при рождении ребёнок получал свою самую первую собственную вещь - пояс, как символ будущего достойного, разумного, сдержанного поведения и ограды от тех сил, которые провоцируют на плохое. Пояс надевался сразу после обрезания пуповины, прямо под пелёнки.
Вышивке и украшению рубах придавалось особое значение. Вышивка на рубахе — это язык мудрости наших предков, через которой внешние силы как бы передают человеку связь с космосом, мужество, духовный стержень, а также поддержку в совершенствовании определённых качеств, что зависит от выбора обережного символа.
Наши предки уделяли внимание не только вышивке символов, но и их расположению на рубахе, традиционным было размещение их по кругу — ворот, пояс, рукава, подол. Это также было неспроста, так как на местах расположения обережных символов у человека находятся животворящие центры, которым нужна защита и гармонизация, и через которые человек получает жизненную силу, энергию и благословение внешних сил.
Украшение покровов символами прослеживается и в христианских традициях. Взглянем на шитые пелены, иконы, воздухи, священнические одеяния. Они усеяны священными символами: ангелами, херувимами, крестами, голгофами и т. п.
Вышивка именно крестом даже в дохристианской Руси была призвана служить оберегом, так как крест всегда считался защитником от нечистой силы, от дурного глаза и других напастей. В вышивках использовали образы животных, птиц и растений. По мнению древних, следовало так или иначе «обезопасить» необходимые отверстия, имевшиеся в готовой одежде: ворот, подол, рукава. Широкой каймой разшивалась также область груди, пищевода, сердца («живы» или «живота»).
То же можно сказать и о покрое. Мужская рубаха древних славян была примерно по колено длиной. Её всегда подпоясывали. Учёные пишут, что рубахи горожан были несколько короче крестьянских. Женские рубахи кроились обычно до полу (по мнению некоторых авторов, отсюда и происходит «подол»). Их тоже обязательно подпоясывали, при этом нижний край чаще всего оказывался посередине икры. Нигде и никогда в истории вы не встретите в обычаях кроя одежды неровных, «рваных» подолов, выемок или напусков. Это всегда ровные, параллельные земле, богато орнаментированные края одежды.
Славянские рубахи не имели отложных воротников. Иногда удаётся восстановить нечто похожее на современную «стоечку». Чаще всего разрез у ворота делали прямым — посередине груди, но бывал и косой, справа или слева.
Легко догадаться, что ворот был особенно «символически важной» деталью одежды - ведь именно через него в случае смерти вылетала душа. Желая по возможности этому помешать, ворот столь обильно оснащали охранительной вышивкой (иногда содержавшей - конечно, у тех, кто был в состоянии себе это позволить, - золотое шитьё, жемчуг и драгоценные камни), что со временем он превратился в отдельную «наплечную» часть одежды - «ожерелье» (то, что носят вокруг «жерла» - горла) или «оплечье».
А юбка или длинная рубаха для женщины имела главной идеей кроя - максимально обеспечить беспрепятственное прохождение земных и космических энергий вдоль всего тела. Я здесь не вижу никаких противоречий с поздней христианской народной трактовкой символического значения юбок, сарафанов и женских рубах, потому что во все времена роль женщины была и остаётся - продолжать человеческий род.
Сегодня уровень развития физики указывает на те «энергии», которые нами в примитивном понимании христианства (в качестве его противопоставления дохристианскому, якобы «дикому» периоду истории) не принимались в расчёт, отбрасывались и даже осуждались. А не атавизм ли это: вульгарно-материалистическое понимание мироздания, оставшееся нам с коммунистических времён?..
Давайте рассмотрим роль одежды в жизни человека, кратко касаясь некоторых моментов понимания сакральности в одежде христианского периода.
О вышивке, к сожалению, и других символических украшениях-оберегах сегодня говорить не приходится. У нас главный оберег - наш нательный крест, мощевик, иконка, пояс с молитвой «Живый в помощи».
Но вот пояс и в христианстве остаётся символом того же сдерживания злых сил, намерений, духов как в человеке, так и вовне, недопущения порабощения духами человека. Великая святыня - Пояс Пресвятой Богородицы тому яркое доказательство. Пояс - обязательный атрибут одежды монаха, с теми же символическими значениями.
Обязательной частью одежды считался головной убор. Особенно для женщины. Корни обычая убирать голову, волосы, лежат в древности.
Распущенные волосы никогда не считались правильной «причёской», кроме как в детстве. Всем известны однокоренные слова «разпуствшийся», «разпущенность», «разпустёха», а также выражение «опростополосился» (сглупил, дал маху на позор окружающим). Разпущенные длинные волосы сегодня - признак неуважения к окружающим, потому что на вечеринке, в общественном транспорте, в студенческих многолюдьях волосы часто оказываются на одежде других людей. У некоторых есть болезни волос, которые проявляются в их выпадении, перхоти и прочих неприятных вещах.
Принято было, чтобы девушки носили длинные косы, убранные венчиками, очельями, лентами, замужние женщины обязаны были носить закрытые головные уборы, которые символизировали собой подчинённое (в данном случае - мужу) положение.
В храме - само собой - обязательно следовало быть с покрытой головой: «И всякая жена, молящаяся или пророчествующая с открытою головою, постыжает свою голову, ибо это то же, как если бы она была обритая» (Кор 11: 5 5). Женщина как бы подчиняет себя Богу, святым, а главное, носит головной убор в памятование и уподобление Матери Божией.
Об одежде и её сакарльном сысле у священников и монахов говорить не будем. У нас другая тема.
Обрежный смысл одежды в других народах тоже основан на сохранении физического, психического, нравственного здоровья взрослых и их детей. Посмотрим на мусульман: никогда или почти никогда вы не увидите оголённую женщину-мусульманку, беззастенчиво разгуливающую по улице. Чтобы не стать соблазном для похотливых взглядов мужчин, они даже часто закрывают лицо, не говоря уже о руках, ногах и шее.
Для чего столько обережных условностей в быту простых мiрских людей? Да причина всё одна и та же. Главной целью всех мудро созданных условностей в одежде - продолжение рода. Но не просто продолжение, а рождение ЗДОРОВОГО потомства.
Для нас, православных, самые здоровые, умные и развитые дети рождаются от целомудренных родителей в венчаном браке.
А теперь посмотрим, как мы одеваемся: эти голые пупки, эти спущенные штаны, юбки «выше талии», без меры оголённые телеса, разпущенные волосы или обритые головы (Самсон утратил свою волшебную силу, когда Далила обрезала его волосы. Значит, есть мистическое значение в длинных волосах, только не распущенных). Сплошь и рядом соблазн для мужчин. Всё располагает к свободе сексуального партнёрства. К этому и призывает современная мода, которой так бездумно и слепо следуют наши девушки.
А что говорит нам православная этика поведения? "Всякий, кто смотрит на женщину с вожделением, тот уже прелюбодействовал с нею" (Рим. 1, 28-2, 9; Мф. 5, 27-32).
А чем прелюбодеяние опасно для женщины или, тем более, девушки? Рождается порченое потомство (не признаваемый у нас закон телегонии).
По закону телегонии, качество первого мужчины, недостаточно тщательно выбранного, имеет огромное значение. От профессионального вора рождаются дети с врождённой склонностью к воровству, от алкоголика - соответственно, от насильника - само собой тоже (это могут быть отсроченные свойства детей от совершенно другого мужчины). Через учение о волновой генетике можно девушку "оплодотворить" и на расстоянии, одним только похотливым взглядом. Поэтому предупреждение Иисуса Христа очень актуально сегодня и подтверждается научно.
Вот, оказывается, родить здорового ребёнка не так просто, потому что на его внутриутробное развитие влияет абсолютно всё: алкоголь, электромагнитные волны, радиоволны, эмоции матери и окружающих её людей, музыка, случайный испуг, конфликты в семье, живопись, свободные нравы, девственность или разпущенность жениха и невесты, нескромные взгляды мужчин, вредные привычки, даже нехорошие (равно как и замечательные) поступки матери, отца, родственников, когда-то бывшие. Да-да! Если отец участвовал в вооружённом конфликте или убивал кого-нибудь - то это тоже скажется на зачатом впоследствии малыше.
Ну, и конечно, на здоровый геном ребёнка влияет одежда. И не в последнюю очередь. Она, одежда, - многое может рассказать о своём хозяине или своей хозяйке: характере, настроении, интеллекте, привычках и даже о намерениях.
Скажу больше: вся современная мода с её безстыдством и вычурностью направлена на сдерживание прироста здорового населения. А теория заговора, так усиленно осмеиваемая, есть не что иное, как та же самая тайна беззакония, направленная против Богоустановленного порядка и христианских смыслов.
Скромная одежда открывает душу, а нескромная - тело.
Чтобы долго не занимать времени и места, отсылаю всех интересующихся к опубликованным в интернете материалам. Закон телегонии не признан учёными. Но это до времени, потому что открытие волновой генетики снимает вопрос о недоказуемости телегонических процессов в человеческой среде:

«По одёжке встречают, по уму провожают» – в этом выражении очень тонко подмечена роль, которую играет одежда в социальной презентации человека. Одежда выступает как средство общения, как инструмент воздействия на поведение и отношение к её обладателю других людей.

В нашей жизни с её стремительным темпом и кратковременными встречами бывают ситуации, когда нам просто некогда проявить свой ум, поэтому максимально благоприятное впечатление мы можем произвести с помощью одежды. При создании имиджа наибольшую роль играет умение носить одежду и правильно подавать все компоненты костюма.

В костюмологии (науке об одежде) существуют широкое и узкое понятия слова «костюм»; в узком смысле – это вид мужской или женской одежды. Например, мужской костюм – это пиджак и брюки, женский костюм – это жакет и юбка. В широком смысле: «Костюм – это образно решенный ансамбль, в центре внимания которого – человек; ансамбль объединяет одежду, обувь, прическу, грим, аксессуары (от франц. accessuar – дополнения к костюму: головной убор, шарф, платок, галстук, перчатки, сумка, кошелек, пояс, зонт, чулки и т.п.) и несет определенную утилитарно-эстетическую функцию» (Шармон Ф.М. Композиция костюма. М.: Легпромбытиздат, 1985. С. 8).

В прикладной костюмологии изучаются проблемы, непосредственно связанные с созданием имиджа, одежда рассматривается не только с утилитарных позиций, но и с позиции самопрезентации личности и её восприятия в процессе общения с другими людьми.

Не случайно среди специалистов стало популярным выражение: «Костюм – это Я-концепция, которую носят на себе». С помощью одежды можно достичь психологической самокоррекции. Одежда способна не только влиять на самочувствие и настроение, но и изменять манеры и даже характер своего носителя.

Мы не согласны с выражением «нет некрасивых женщин – есть женщины ленивые» нам ближе высказывание, приведенное сестрами Зориными в книге «Презентация внешности» (М.: Гном-пресс, 1998): «Нет некрасивых и непривлекательных женщин – есть женщины неумело одетые». Можно добавить: «и не умеющие носить одежду». Последнее качество начинается с умения выбрать одежду, а выбор связан с той ситуацией, для которой одежда предназначена: исполнением обязанностей, временем суток, возрастом, фигурой, настроением носителя.

Считается, что при выборе одежды должна быть видна сама женщина, и лишь затем – её «оформление», т.е. как она одета. Многие женщины находят неуместным комплимент: «Какое красивое на вас платье!» Им было бы гораздо приятнее услышать: «Как вы красивы в этом платье» или «Как вам к лицу этот костюм». Женщину сравнивают с бриллиантом, который нуждается в оформлении. Таким «оформлением», не затмевающим сверкания драгоценного камня, служат правильно подобранные одежда и аксессуары.

Женская элегантность подчиняется возрасту, фигуре и обстоятельствам. Соответствовать обстоятельствам – это значит, как говорили раньше, «быть ко двору». В XIX веке женщина должна была иметь много платьев, чтобы несколько раз переодеваться в течение дня: пеньюар для утреннего завтрака, платье для визитов, для приема гостей дома, для прогулок, для верховой езды, для театра, для бала, траурное платье…

Вовлечение женщин в производство и процесс эмансипации покончили в начале XX века с многочисленными переодеваниями в течение дня. Габриэль Шанель разработала стиль, благодаря которому женщина была со вкусом и элегантно одета в течение всего дня, не прибегая к частым и разорительным сменам гардероба. Стилю Шанель могли следовать не только самые молодые – она позволяла женщинам забыть об их возрасте. Выйдя утром на работу в костюме стиля «Шанель», его обладательница может посетить ресторан в обеденное время и выглядеть весьма элегантной вечером, добавив бижутерию или заменив аксессуары. У современной женщины зачастую не бывает времени, чтобы перед посещением театра заехать домой и переодеться, поэтому актуальной становится тема «с работы – в театр», «с работы – в гости», где предлагаются модели (платья, костюмы), которые после небольшой трансформации (добавление съёмных деталей, аксессуаров, бижутерии) превращаются если не в «большие вечерние туалеты», то, по крайней мере, в достаточно элегантные вещи. О таких моделях говорят: «И в пир, и в мир».

При выборе одежды многие начинают с журналов мод, забывая подчас об особенностях собственной фигуры. Мы бы посоветовали начать с зеркала: именно оно должно подсказать, на каком разделе журнала мод (модели для полных, гардероб для женщин невысокого роста и т.д.) следует остановить внимание. Ведь у большинства женщин фигуры отличаются от фигур манекенщиц или фотомоделей.

По данным антропологов, российские женщины лидируют среди женщин Европы по средним объемам талии и бёдер, а 40% жительниц Москвы и Московской области после 40 лет переходят в разряд полных.

Как часто, любуясь понравившимся нам фасоном из журнала мод и представляя эту модель на себе, мы поневоле забываем о недостатках собственной фигуры, которые этот фасон не способен скрыть, а лишь подчеркнёт. Чтобы избежать подобного, необходимо отчётливо осознавать, для какой обстановки предназначена эта вещь, и не забывать об особенностях собственной фигуры и цветового образа, ибо, как известно, одежда может как подчёркивать, так и сглаживать наши недостатки.

Неудачно подобранная одежда (искажённые пропорции или силуэт, неверная цветовая гамма и т.п.), противоречащая вашему типу внешности, почти всегда вызывает комплекс неполноценности, не говоря уже о дискомфорте. Идеально одетый человек – это человек без комплексов.

Итак, не поленитесь лишний раз встать перед большим зеркалом (лучше при дневном освещении) и постарайтесь посмотреть на себя со стороны без всяких придирок и излишней самовлюблённости. Поскольку некрасивых женщин не бывает, каждая наделена своим шармом, важно найти эту «изюминку» и научиться подавать себя с наилучшей стороны.

Инна Криксунова в книге «Создай свой имидж» (Спб.: Лань, 1997) предлагает оценить себя, все части тела по пятибалльной системе, выделив как «козыри» вашей внешности, так и проблемные зоны. Не обязательно сводить в специальную таблицу недостатки и достоинства своей фигуры, как предлагает этот автор, но всегда следует руководствоваться знанием особенностей своей внешности. При выборе одежды большое значение имеют так называемые зрительные иллюзии в костюме. Чтобы понять это, достаточно представить одну и ту же женщину, одетую в пушистую кофту из белого мохера или в полуприлегающее чёрное платье.

В технологии имиджирования большое значение имеет выбор цвета. В костюме важен цвет не только одежды, но и головного убора, обуви, аксессуаров. При работе над имиджем нельзя рассматривать цвет в отрыве от облика человека, функций костюма, его пропорций, масштаба, линий, формы, фактуры, материала, а в некоторых случаях и цвета окружающей среды (например, при выступлении на телевидении).

В последнее время издано много литературы, исследующей проблему цвета в создании имиджа. Получила популярность теория, согласно которой мужчин и женщин разделяют на группы по их цветовым предпочтениям: «светлый тип», «тёплый тип», «холодный тип», а также «зима», «весна», «лето» и «осень».

При формировании имиджа и подборе одежды важно учитывать, где мы проводим время: идём ли мы на работу или на прогулку, в театр или в гости, занимаемся спортом или работаем на дачном участке. Казалось бы, банальная тема, столько уже написано об этом, и всё же… Вот по телевизору показывают депутатов Госдумы, перепутавших, очевидно, зал заседаний с теннисным кортом и явившихся в одежде для week-end"a, вот студентка на утренних занятиях, одетая как на дискотеку, или по-спортивному одетые абитуриенты на вступительных экзаменах… Конечно, сейчас много говорят о демократичности моды и универсальности одежды, но одежда для дела и для потехи – совсем не одно и то же.

В жизни все меняется, но неизменным остается желание выглядеть красиво и естественно. Одежда - это своеобразный показатель социального уровня. Ни один человек не относится к одежде только как к элементу защиты тела от атмосферных осадков и взглядов. При появлении первых элементов одежды, человек всячески пытался выделиться из серой массы, украшая ее хоть каким-то образом. Благодаря таким действиям, мы пытаемся показать свое внутреннее Я, определить свой стиль одежды и аксессуаров.

Не зря существует знаменитая пословица «Встречают по одежке…», ведь именно та самая одежка является такой себе «визитной карточкой» к примеру, для трудоустройства в офис.

Безусловно, желание выделиться из толпы есть у многих, но придерживаться некоторым основным правилам выбора одежды все же стоит. Дело в том, что отношение и расположение окружающих напрямую зависит от первого впечатления, поэтому, появившись в обществе в грязной или плохо пахнущей одежде, вы рискуете оказаться в одиночестве.

Мода - это очень изменчивое явление, а вот твой стиль - это вечное.

Каждый человек способен определить, в какой одежде он ощущает себя более комфортно и уверено. Наряд должен полностью гармонировать с вашим характером и абсолютно точно отображать представления о модных тенденциях.

Шорты - это та часть гардероба, которая может быть задействована в любом стиле одежды. Меняя модели шорт , вы сразу сможете ощутить перевоплощения внутреннего состояния души (от дерзкой бестии до офисного сотрудника или воздушного романтизма).

Одежда может скрыть ваши недостатки фигуры или наоборот показать то, что прикрывается, очень аккуратно оголяя ваши достоинства. Классическая строгость имеет извечного конкурента - бесшабашность. Девушка при становлении самостоятельности испытывает ощущение неудовлетворенности, поэтому ей присуще провокация разной длины юбки. Быть экстравагантной, дерзкой и такой «дамской» можно буквально надев шляпку. В модельном черном платье вы мгновенно повышаете планку притязания на значимость. Элегантность выражается в точном, гармоничном и радостном выборе цвета, формы, рисунка и остальных элементов одежды. Безрадостность в выборе одежды можно распознать по опасению стать объектом критики.

В одном направлении стиля человек может чувствовать себя различно. Это может быть ощущение самоутверждения, вроде «Вот, наконец-то сейчас я выгляжу сногсшибательно!» или маскировка своего индивидуального стиля от критики, типа «Моя должность не позволяет мне выглядеть так, как мне этого хочется». Не допустите развития дисгармонии между внутренним состоянием и внешней оболочкой, неуверенности.